Тарантелла (tarantella) — известнейший итальянский танец, ставший настоящим символом страны и итальянской нации.
Этот яркий и живой танец окутан вековыми легендами и мифами, так или иначе связанными с ядовитыми пауками тарантулами. Легенда гласит, что в 14-15 веках в южных областях Италии близ города Таранто тарантулы расплодились и искусали женщин. Покусаны были, разумеется, только простолюдинки, работавшие в поле. Под действием яда тарантулов бедные женщины заболели тарантизмом (тарантизм — медицинский термин, так обозначается одна из форм истерического поведения). Поговаривали о настоящей эпидемии. Был предложен метод лечения впадавших в транс с помощью танца. Музыканты окружали женщину и играли музыку в быстром темпе, заставляя больную танцевать. Иногда такой танец называли танцем паука.
Одна из более старых легенд гласит, что тарантелла возникла еще во времена жертвоприношений, когда приносимая в жертву паукам красавица, совершая быстрые движения, пыталась избежать укусов.
Есть также версия, что в старину от последствий укуса тарантулом, коих в южной Италии предостаточно и сегодня, избавлялись с помощью обильного потоотделения. Танец до седьмого пота и был тарантелла. Странствующие музыканты всегда были готовы подоспеть на помощь укушенному пауком. На помощь спешили также все, кто оказался рядом. Так танец стал парным и групповым. Позднее тарантеллу стали считать олицетворением похоти, ведь неистово танцующие женщины всегда привлекали повышенное мужское внимание.
Тарантелла понравилась и благородным синьорам. В 17 веке тарантеллу стали танцевать даже на балах. К тому времени и эпидемия тарантизма прекратилась.
Музыка тарантеллы – это всегда импровизация с большими звуковыми расширениями и кадансовыми дополнениями. Исполняют тарантеллу на различных музыкальных инструментах – мандолине, аккордеоне, гитаре, но всегда непременно под аккомпанемент тамбурина и кастаньет.
Тарантелла стала классикой. Этот танец можно увидеть в театре и кинематографе, он проник в литературу и живопись. Можно смело утверждать что тарантелла – часть души истинного итальянца. Сегодня тарантелла звучит повсеместно в Италии, но по-прежнему более популярна в южных районах. Ни один праздник не обходится без этого зажигательного танца. В разных регионах Италии тарантелла имеет свои особенности, а порой и особенное название. Отличаются тарантеллы в разных регионах и по степени неистовства танца, местами он может выглядеть даже несколько степенно.
Ни один итальянский карнавал не обходится без тарантеллы!
Тарантелла Неаполитанская:
Тарантелла Неаполитанская на аккордеоне:
Тарантелла Неаполитанская в исполнении оркестра. Вокал Ренцо Арборе:
Неаполитанская тарантелла в исполнении Марио Ланца:
Неаполитанская тарантелла Пульчинелла:
Тарантелла региона Апулья:
Тарантелла сицилийская:
Тарантелла региона Калабрия:
А это для тех, кто хочет научиться танцевать тарантеллу:
Тарантелла (tarantella) — известнейший итальянский танец, ставший настоящим символом страны и итальянской нации.
Этот яркий и живой танец окутан вековыми легендами и мифами, так или иначе связанными с ядовитыми пауками тарантулами. Легенда гласит, что в 14-15 веках в южных областях Италии близ города Таранто тарантулы расплодились и искусали женщин. Покусаны были, разумеется, только простолюдинки, работавшие в поле. Под действием яда тарантулов бедные женщины заболели тарантизмом (тарантизм — медицинский термин, так обозначается одна из форм истерического поведения). Поговаривали о настоящей эпидемии. Был предложен метод лечения впадавших в транс с помощью танца. Музыканты окружали женщину и играли музыку в быстром темпе, заставляя больную танцевать. Иногда такой танец называли танцем паука.
Одна из более старых легенд гласит, что тарантелла возникла еще во времена жертвоприношений, когда приносимая в жертву паукам красавица, совершая быстрые движения, пыталась избежать укусов.
Есть также версия, что в старину от последствий укуса тарантулом, коих в южной Италии предостаточно и сегодня, избавлялись с помощью обильного потоотделения. Танец до седьмого пота и был тарантелла. Странствующие музыканты всегда были готовы подоспеть на помощь укушенному пауком. На помощь спешили также все, кто оказался рядом. Так танец стал парным и групповым. Позднее тарантеллу стали считать олицетворением похоти, ведь неистово танцующие женщины всегда привлекали повышенное мужское внимание.
Тарантелла понравилась и благородным синьорам. В 17 веке тарантеллу стали танцевать даже на балах. К тому времени и эпидемия тарантизма прекратилась.
Музыка тарантеллы – это всегда импровизация с большими звуковыми расширениями и кадансовыми дополнениями. Исполняют тарантеллу на различных музыкальных инструментах – мандолине, аккордеоне, гитаре, но всегда непременно под аккомпанемент тамбурина и кастаньет.
Тарантелла стала классикой. Этот танец можно увидеть в театре и кинематографе, он проник в литературу и живопись. Можно смело утверждать что тарантелла – часть души истинного итальянца. Сегодня тарантелла звучит повсеместно в Италии, но по-прежнему более популярна в южных районах. Ни один праздник не обходится без этого зажигательного танца. В разных регионах Италии тарантелла имеет свои особенности, а порой и особенное название. Отличаются тарантеллы в разных регионах и по степени неистовства танца, местами он может выглядеть даже несколько степенно.
Тарантелла Неаполитанская в исполнении оркестра. Вокал Ренцо Арборе:
МИР БЕЗ ГРАНИЦ — авторский блог Виктории Камиллери
Танец, окутанный тайнами. Танец, ставший символом. При этом — абсолютно живой — умеют танцевать все, делают это с удовольствием на праздниках и даже проводят специальные фестивали. Все это — тарантелла, с которой связаны любопытные легенды.
Основная легенда истории танца гласит, что с 14 по 15 век в южной Италии прошла некая странная эпидемия тарантизма. И что интересно: покусаны были только женщины и только простолюдинки. Ни одной заболевшей высокородной леди или, скорей, «донны» или синьоры зафиксировано не было. С одной стороны, это понятно. Богатые аристократки-синьоры в поля не ходят, урожай не собирают. Значит, и покусать их никто не мог.
Итак, по логике легенды близ города Таранто развелись тарантулы, которые кусали своих жертв, заболевших сразу же тарантизмом, которых, в свою очередь, называли «тарантатами» и пытались вылечить с помощью тарантеллы. Одним словом, заболевшую, впавшую в транс можно было вылечить только яростным бешеным танцем. Несчастную окружали, брали музыкальные инструменты (мандолины, гитары, тамбурины, кастаньеты) и играли в особом ритме. Каждая доля в ритме специально подбиралась так, чтобы было видно, какое движение делает больная. Как только подбирался правильный ритм, так возникала уверенность, что жертва укуса вылечится. Впоследствии в тарантелле стали обязательны трехдольность (раз-два-три) и исключительно быстрый темп.
Другая версия гласит, что женщины часто страдали депрессией от тягот жизни и подчиненного положения. Трое суток заболевшую лечили музыкой и танцем, после чего, получив такое внимание, женщина избавлялась от своей фрустрации.
Совмещенная легенда гласит, что все-таки жертва была покусана пауком и сам танец — это реакция на «ядовитый укус». Поэтому танец могли называть и танцем паука. И движения танца могли оценивать как «паучьи». Еще один совмещенный «паучий» миф: якобы во времена, когда были приняты жертвоприношения, несчастного отправляли к месту, где было много пауков, там он прыгал, стремясь избежать укуса.
Наконец, не исключают, что тарантелла, исполняемая женщиной, могла служить средством для привлечения мужского внимания. Тарантеллу даже называли олицетворением похоти.
Остановимся подробнее на некоторых мифах.
Апулийский тарантул из семейства Пауки-волки, конечно, весьма распространен в Италии, Испании и Португалии. Паук ядовитый, однако сейчас доказано, что яд этот не угрожает человеческой жизни. Впрочем, этого паука вполне могли путать с каракуртом или другим пауком из замечательной семейки (рода) «черных вдов».
Тарантизм — форма истерического поведения. Веком раньше северную Европу охватила «танцевальная мания» (хореомания), известная сейчас как Пляска святого Витта. Вот известное свидетельство, зафиксированное обычным горожанином: «Конвульсии Жанны послужили сигналом для пляски св. Витта, возродившейся вновь в центре Парижа в XVIII в., с бесконечными вариациями, одна мрачнее или смешнее другой. Со всех концов города сбегались на Сен-Медарское кладбище, чтобы принять участие в кривляниях и подергиваниях. Здоровые и больные все уверяли, что неистовый танец приносит им облегчение. Среди всего этого нестройного танцевального шабаша слышались стоны, пение, рев, свист, декламация, пророчества и мяукание. Это было истинное безумие, настоящая тарантелла».
Был это массовый психоз, отравление (спорыньей) или некий социальный феномен — на эту тему продолжают спорить. Но на самом деле такие истории были описаны в века куда более древние.
Многие исследователи предполагают, что «тарантизм» — это отголосок очень древних вакхических ритуалов (Бахуса нашего незабвенного). Еще до нашей эры Римский сенат запретил эти оргиастические ритуалы, но они остались в народном бессознательном. Не случайно знаменитый поэт Райнер Мария Рильке так описывал тарантеллу в 1906 году: «Что за танец: будто выдуманный сатирами и нимфами, древний — и воспрянувший и вновь открытый, окутанный правоспоминаниями; коварство, и дикость, и вино, мужчины снова с козлиными копытами и девы из свиты Артемиды».
Но вернемся на юг Италии к представлению местных жителей о том, что человек укушен пауком. Избавиться от яда можно было, только хорошо пропотев, значит, и танцевать нужно было до седьмого пота и до упаду. Если не было музыки, танцующий мог и умереть.
Знаменитый итальянский историк Франческо Канчеллиери описывал это явление следующим образом. Недомогание это внезапно обрушивалось на крестьян в жаркие летние дни. Вот человек садится, дыхание его становится затрудненным, кожа темнеет. Но поскольку причина «всем понятна», тут же приносится гитара, человек встает, делает под музыку движения, подпрыгивает в ритм — и вот, цвет кожи и дыхание восстанавливаются. Можно возвращаться к труду.
По Южной Италии странствовали и специальные музыкальные группы, поспешая на помощь «укушенным». Танец стал парным и групповым, но всегда сохранял свою неистовость. Есть мнение, что и богачи могли переодеться, анонимно включаясь в танец — для разрядки. Но к 17 веку танец стал «легитимным» и его могли танцевать даже при дворе кардинала.
Впрочем, и сам ритм тарантеллы мог повергнуть в транс. Постоянно повторяющаяся ритмическая фигура сама по себе способна воздействовать на человеческий организм. А здесь — кто кого доведет до изнеможения: тот, кто отбывает ритм, или тот, кто танцует.
Явление «тарантизма» внезапно прекратилось к 17 веку (как вообще «танцевальная мания» в Европе).
Ясно, что корни у танца очень древние. Специалисты видят влияние и мавританских, и испанских танцев. Не нужно забывать, что танец стал известен в итальянском регионе Апулия (каблук того самого сапога). Встреча Запада и Востока, напротив, через море — только Африка.
Как бы там ни было, по каким бы то ни было причинам — тарантелла существовала. Существует и сейчас. Более того, в ней появляется небольшой и разнонаправленный символизм. Об этом можно прочитать в следующий раз.
_________
Посмотреть на варианты исполнения тарантеллы можно в комментариях.
Быстро, быстрее, еще быстрее – это главный принцип исполнения тарантеллы. Неистовый темп танца заставляет исполнителя выкладываться полностью, вовлекая в действо все новых и новых танцоров
Тарантелла – это танец, появившийся на свет в 15-м столетии на юге Италии. Его название, по одной из версий, происходит от названия ядовитого паука тарантула. По другой версии, танец получил свое название от итальянского города Таранто, где, как считают, и появилась тарантелла.
История возникновения
Существует несколько легенд, связанных с этим танцем. Одна из них рассказывает, что в древности, во время жертвоприношения, выбранную жертву закрывали в помещении, наполненном тарантулами. Жертва была вынуждена под музыку прыгать среди ядовитых пауков, надеясь избежать укусов. Темп музыки постепенно убыстрялся, и обессиленная жертва падала от усталости и погибала.
Существует и другая версия происхождения танца. Она также связана с экзотическим пауком тарантулом. Согласно легенде, укус паука вызывал страшную болезнь – «тарантизм». Каждый заболевший был обречен на смерть. И лишь одно спасение было у укушенного – стремительная, необузданная пляска, разгоняющая кровь и нейтрализующая действие яда.
Насколько правдивы данные легенды – неизвестно. Но в прошлом люди действительно верили в целебное действие танца. Врачи даже спорили, что дает больший эффект – быстрые танцевальные движения или музыка.
Однако, в Средние века духовенство негативно относилось к этому танцу. Приписывая тарантелле целительную силу, простые люди оправдывали свои пирушки и неистовые танцы после них. Известен случай, когда во время похорон добродетельного парижского священника, молодая женщина исцелилась от паралича, прикоснувшись больной рукой к усопшему. Этот случай послужил началом неистовых действ на кладбище Сен-Медар. «Пляски исцеления» стали проходить там постоянно, сопровождаясь криками, кривляньями, непристойными звуками. Слово «тарантелла» стало синонимом неприличного действа.
Считалось, что этот экспрессивный танец под аккомпанемент тамбурина танцевали только женщины из низших общественных слоев, однако, уже в 17-м веке кардинал Барберини ввел исполнение тарантеллы при дворе. Вскоре танец стал популярным и в других государствах – Германии, Нидерландах, Франции. Ведущие композиторы не раз увековечили темпераментный танец в своих произведениях. К самобытному итальянскому танцу обращались в своем творчестве П.Чайковский, К. Дебюсси, Ф. Лист, Ф. Шопен, Д. Россини и другие.
Что такое тарантелла?
Тарантеллу можно танцевать в паре и соло. Особенностью танца является его резвый, все убыстряющийся темп. Однако, если танец исполнялся супружеской парой, то он мог быть и сдержанным — грациозным и элегантным. Старинная тарантелла имела музыкальный размер 2/4 или 4/4, позже традиционным стал размер 3/8 или 6/8. Характерной для танца является мелодия триолями.
Тарантелла представляет собою синтез мавританских и испанских танцев, впитавших в себя итальянские национальные особенности. В Неаполе этот танец исполнялся парой: молодые люди использовали его для ухаживания за девушкой. Часто он имел характер поединка: кавалеры боролись за внимание дамы и состязались, кто кого перепляшет. Музыканты должны были четко улавливать настроения танцоров, которые, входя во вкус, все более и более ускоряли темп. Движения тарантеллы резкие, четкие, часто сопровождаются пением.
Виды тарантеллы
В каждом регионе Италии танец танцуют по-разному, но обязательно темпераментно и в быстром темпе. Различают неаполитанскую и сицилийскую тарантеллу. Особенностью сицилийской тарантеллы является использование в танце кастаньет, в то время как неаполитанская разновидность танца исполняется под тамбурин. Тарантелла бывает:
Каждый из этих видов танца объединяет стремительный темп, неистовый темперамент, веселое, бодрое настроение.
Основная легенда истории танца гласит, что с 14 по 15 век в южной Италии прошла некая странная эпидемия тарантизма. И что интересно: покусаны были только женщины и только простолюдинки. Ни одной заболевшей высокородной леди или, скорей, «донны» или синьоры зафиксировано не было. С одной стороны, это понятно. Богатые аристократки-синьоры в поля не ходят, урожай не собирают. Значит, и покусать их никто не мог.
Итак, по логике легенды близ города Таранто развелись тарантулы, которые кусали своих жертв, заболевших сразу же тарантизмом, которых, в свою очередь, называли «тарантатами» и пытались вылечить с помощью тарантеллы. Одним словом, заболевшую, впавшую в транс можно было вылечить только яростным бешеным танцем. Несчастную окружали, брали музыкальные инструменты (мандолины, гитары, тамбурины, кастаньеты) и играли в особом ритме. Каждая доля в ритме специально подбиралась так, чтобы было видно, какое движение делает больная. Как только подбирался правильный ритм, так возникала уверенность, что жертва укуса вылечится. Впоследствии в тарантелле стали обязательны трехдольность (раз-два-три) и исключительно быстрый темп.
Другая версия гласит, что женщины часто страдали депрессией от тягот жизни и подчиненного положения. Трое суток заболевшую лечили музыкой и танцем, после чего, получив такое внимание, женщина избавлялась от своей фрустрации.
Совмещенная легенда гласит, что все-таки жертва была покусана пауком и сам танец — это реакция на «ядовитый укус». Поэтому танец могли называть и танцем паука. И движения танца могли оценивать как «паучьи». Еще один совмещенный «паучий» миф: якобы во времена, когда были приняты жертвоприношения, несчастного отправляли к месту, где было много пауков, там он прыгал, стремясь избежать укуса.
Наконец, не исключают, что тарантелла, исполняемая женщиной, могла служить средством для привлечения мужского внимания. Тарантеллу даже называли олицетворением похоти.
Остановимся подробнее на некоторых мифах.
Апулийский тарантул из семейства Пауки-волки, конечно, весьма распространен в Италии, Испании и Португалии. Паук ядовитый, однако сейчас доказано, что яд этот не угрожает человеческой жизни. Впрочем, этого паука вполне могли путать с каракуртом или другим пауком из замечательной семейки (рода) «черных вдов».
Тарантизм — форма истерического поведения. Веком раньше северную Европу охватила «танцевальная мания» (хореомания), известная сейчас как Пляска святого Витта. Вот известное свидетельство, зафиксированное обычным горожанином: «Конвульсии Жанны послужили сигналом для пляски св. Витта, возродившейся вновь в центре Парижа в XVIII в., с бесконечными вариациями, одна мрачнее или смешнее другой. Со всех концов города сбегались на Сен-Медарское кладбище, чтобы принять участие в кривляниях и подергиваниях. Здоровые и больные все уверяли, что неистовый танец приносит им облегчение. Среди всего этого нестройного танцевального шабаша слышались стоны, пение, рев, свист, декламация, пророчества и мяукание. Это было истинное безумие, настоящая тарантелла».
Был это массовый психоз, отравление (спорыньей) или некий социальный феномен — на эту тему продолжают спорить. Но на самом деле такие истории были описаны в века куда более древние.
Многие исследователи предполагают, что «тарантизм» — это отголосок очень древних вакхических ритуалов (Бахуса нашего незабвенного). Еще до нашей эры Римский сенат запретил эти оргиастические ритуалы, но они остались в народном бессознательном. Не случайно знаменитый поэт Райнер Мария Рильке так описывал тарантеллу в 1906 году: «Что за танец: будто выдуманный сатирами и нимфами, древний — и воспрянувший и вновь открытый, окутанный правоспоминаниями; коварство, и дикость, и вино, мужчины снова с козлиными копытами и девы из свиты Артемиды».
Но вернемся на юг Италии к представлению местных жителей о том, что человек укушен пауком. Избавиться от яда можно было, только хорошо пропотев, значит, и танцевать нужно было до седьмого пота и до упаду. Если не было музыки, танцующий мог и умереть.
Знаменитый итальянский историк Франческо Канчеллиери описывал это явление следующим образом. Недомогание это внезапно обрушивалось на крестьян в жаркие летние дни. Вот человек садится, дыхание его становится затрудненным, кожа темнеет. Но поскольку причина «всем понятна», тут же приносится гитара, человек встает, делает под музыку движения, подпрыгивает в ритм — и вот, цвет кожи и дыхание восстанавливаются. Можно возвращаться к труду.
По Южной Италии странствовали и специальные музыкальные группы, поспешая на помощь «укушенным». Танец стал парным и групповым, но всегда сохранял свою неистовость. Есть мнение, что и богачи могли переодеться, анонимно включаясь в танец — для разрядки. Но к 17 веку танец стал «легитимным» и его могли танцевать даже при дворе кардинала.
Впрочем, и сам ритм тарантеллы мог повергнуть в транс. Постоянно повторяющаяся ритмическая фигура сама по себе способна воздействовать на человеческий организм. А здесь — кто кого доведет до изнеможения: тот, кто отбывает ритм, или тот, кто танцует.
Явление «тарантизма» внезапно прекратилось к 17 веку (как вообще «танцевальная мания» в Европе).
Ясно, что корни у танца очень древние. Специалисты видят влияние и мавританских, и испанских танцев. Не нужно забывать, что танец стал известен в итальянском регионе Апулия (каблук того самого сапога). Встреча Запада и Востока, напротив, через море — только Африка.
Как бы там ни было, по каким бы то ни было причинам — тарантелла существовала. Существует и сейчас. Более того, в ней появляется небольшой и разнонаправленный символизм. Об этом можно прочитать в следующий раз.
_________
Посмотреть на варианты исполнения тарантеллы можно в комментариях.
(Redirected from Tarandla)
Tarantella (Italian pronunciation: [taranˈtɛlla]) is a group of various southern Italian folk dances originating in the regions of Calabria, Campania and Puglia. It is characterized by a fast upbeat tempo, usually in 6
8 time (sometimes 12
8 or 4
4), accompanied by tambourines.[2] It is among the most recognized forms of traditional southern Italian music. The specific dance-name varies with every region, for instance Sonu a ballu in Calabria, tammurriata in Campania, and pizzica in Salento. Tarantella is popular in Southern Italy and Argentina. The term may appear as tarantello in a linguistically masculine construction.
History[edit]
Italian women dancing the tarantella, 1846
Italians in Naples dancing the tarantella
In the Italian province of Taranto, Apulia, the bite of a locally common type of wolf spider, named «tarantula» after the region,[3] was popularly believed to be highly venomous and to lead to a hysterical condition known as tarantism.[4] This became known as the «tarantella». R. Lowe Thompson proposed that the dance is a survival from a «Dianic or Dionysiac cult», driven underground.[5] John Compton later proposed that the Roman Senate had suppressed these ancient Bacchanalian rites. In 186 BC the tarantella went underground, reappearing under the guise of emergency therapy for bite victims.[6]
Courtship versus tarantism dances[edit]
The stately courtship tarantella danced by a couple or couples, short in duration, is graceful and elegant and features characteristic music. On the other hand, the supposedly curative or symptomatic tarantella was danced solo by a victim of a Lycosa tarantula spider bite (not to be confused with what is commonly known as a tarantula today); it was agitated in character, lasted for hours or even up to days, and featured characteristic music. However, other forms of the dance were and still are dances of couples usually either mimicking courtship or a sword fight. The confusion appears to derive from the fact that the spiders, the condition, its sufferers (tarantolati), and the dances all have names similar to the city of Taranto.[7]
The dance originated in the Apulia region, and spread throughout the Kingdom of the Two Sicilies. The Neapolitan tarantella is a courtship dance performed by couples whose «rhythms, melodies, gestures, and accompanying songs are quite distinct» featuring faster more cheerful music. Its origins may further lie in «a fifteenth-century fusion between the Spanish Fandango and the Moresque ballo di sfessartia.» The «magico-religious» tarantella is a solo dance performed supposedly to cure through perspiration the delirium and contortions attributed to the bite of a spider at harvest (summer) time. The dance was later applied as a supposed cure for the behavior of neurotic women (Carnevaletto delle donne).[8]
There are several traditional tarantella groups: Cantori di Carpino, Officina Zoé, Uccio Aloisi gruppu, Canzoniere Grecanico Salentino, Selva Cupina, I Tamburellisti di Torrepaduli.
The tarantella is most frequently played with a mandolin, a guitar, an accordion and tambourines. flute, fiddle, trumpet and clarinet are also used.
The tarantella is a dance in which the dancer and the drum player constantly try to upstage each other by playing faster or dancing longer than the other, subsequently tiring one person out first.
Tarantism[edit]
Tarantism, as a ritual, is supposed to have roots in the ancient myths. Reportedly, victims who had collapsed or were convulsing would begin to dance with appropriate music and be revived as if a tarantula had bitten them. The music used to treat dancing mania appears to be similar to that used in the case of tarantism though little is known about either. Justus Hecker (1795–1850), describes in his work Epidemics of the Middle Ages:
A convulsion infuriated the human frame […]. Entire communities of people would join hands, dance, leap, scream, and shake for hours […]. Music appeared to be the only means of combating the strange epidemic […] lively, shrill tunes, played on trumpets and fifes, excited the dancers; soft, calm harmonies, graduated from fast to slow, high to low, prove efficacious for the cure.[9]
The music used against spider bites featured drums and clarinets, was matched to the pace of the victim, and is only weakly connected to its later depiction in the tarantellas of Chopin, Liszt, Rossini, and Heller.[10]
While most serious proponents speculated as to the direct physical benefits of the dancing rather than the power of the music, a mid-18th century medical textbook gets the prevailing story backwards, describing that tarantulas will be compelled to dance by violin music.[11] It was thought that the Lycosa tarantula wolf spider had lent the name «tarantula» to an unrelated family of spiders, having been the species associated with Taranto, but since L. tarantula is not inherently deadly,[11] the highly venomous Mediterranean black widow, Latrodectus tredecimguttatus, may have been the species originally associated with Taranto’s manual grain harvest.
Tarantella ballet[edit]
The Balanchine ballet Tarantella is set to the Grande Tarantelle for Piano and Orchestra, Op. 67 (c. 1866) by Louis Moreau Gottschalk, reconstructed and orchestrated by Hershy Kay. The profusion of steps and the quick changes of direction that this brief but explosive pas de deux requires typify the ways in which Balanchine expanded the traditional vocabulary of classical dance.
See also[edit]
- List of tarantellas used in media and literature
- Contra dance
- Danse Macabre
References[edit]
- ^ Blatter, Alfred (2007). Revisiting music theory: a guide to the practice, p.28. ISBN 0-415-97440-2.
- ^ Morehead, P.D., Bloomsbury Dictionary of Music, London, Bloomsbury, 1992
- ^ Linnaeus named the spider Lycosa tarantula in 1758.
- ^ «POISONOUS SPIDER BITES». The Queenslander. 8 September 1923. p. 2. Retrieved 1 September 2013 – via National Library of Australia.
- ^ R.Lowe Thompson. The History of the Devil. Paul, Trench, Tubner and Co. (1929), p.164.
- ^ John Compton. The Life of the Spider. Mentor Books (1954), p. 56f.
- ^ Toschi, Paolo (1950). Proceedings of the Congress Held in Venice September 7th to 11th, 1949: «A Question about the Tarantella», Journal of the International Folk Music Council, Vol. 2. (1950), p. 19. Translated by N. F.
- ^ Ettlinger, Ellen (1965). Review of «La Tarantella Napoletana» by Renato Penna (Rivista di Etnografia), Man, Vol. 65. (Sep. – Oct. 1965), p. 176.
- ^ Hecker, Justus. Quoted in Sear, H. G. (1939).
- ^ Sear, H. G. (1939). «Music and Medicine», p.45, Music & Letters, Vol. 20, No. 1. (Jan., 1939), pp. 43–54. Note that Sear may mistake the Neapolitan and Apulian tarantellas and that those by Romantic composers to which he refers may have been intended as Neapolitan.
- ^ a b Rishton, Timothy J. (June 1984). «Plagiarism, Fiddles and Tarantulas». The Musical Times. 125 (1696): 325–327. doi:10.2307/960905. JSTOR 960905.
Relevant literature[edit]
- Inserra, Incoronata. 2017. Global Tarantella: Reinventing Southern Italian Folk Music and Dances. Urbana-Champaign: University of Illinois Press. 226 pages. ISBN 978-0-252-08283-2
External links[edit]
- Legend of the Tarantella
- Word of the Day: Tarantula and Tarantella, etymology and folklore
- RHYTHM IS THE CURE
- Sicilian Culture: Tarantella Dance
- The tarantella dance!
- Dance the ‘Viddaneddha’
- Tarantella, Tarantella
- YouTube Video: Draga Matkovic, oldest practicing classical pianist of the world, plays her own Tarantella composition from 1927 on her 102nd birthday, November 4, 2009.
- Tarantella’s history
(Redirected from Tarandla)
Tarantella (Italian pronunciation: [taranˈtɛlla]) is a group of various southern Italian folk dances originating in the regions of Calabria, Campania and Puglia. It is characterized by a fast upbeat tempo, usually in 6
8 time (sometimes 12
8 or 4
4), accompanied by tambourines.[2] It is among the most recognized forms of traditional southern Italian music. The specific dance-name varies with every region, for instance Sonu a ballu in Calabria, tammurriata in Campania, and pizzica in Salento. Tarantella is popular in Southern Italy and Argentina. The term may appear as tarantello in a linguistically masculine construction.
History[edit]
Italian women dancing the tarantella, 1846
Italians in Naples dancing the tarantella
In the Italian province of Taranto, Apulia, the bite of a locally common type of wolf spider, named «tarantula» after the region,[3] was popularly believed to be highly venomous and to lead to a hysterical condition known as tarantism.[4] This became known as the «tarantella». R. Lowe Thompson proposed that the dance is a survival from a «Dianic or Dionysiac cult», driven underground.[5] John Compton later proposed that the Roman Senate had suppressed these ancient Bacchanalian rites. In 186 BC the tarantella went underground, reappearing under the guise of emergency therapy for bite victims.[6]
Courtship versus tarantism dances[edit]
The stately courtship tarantella danced by a couple or couples, short in duration, is graceful and elegant and features characteristic music. On the other hand, the supposedly curative or symptomatic tarantella was danced solo by a victim of a Lycosa tarantula spider bite (not to be confused with what is commonly known as a tarantula today); it was agitated in character, lasted for hours or even up to days, and featured characteristic music. However, other forms of the dance were and still are dances of couples usually either mimicking courtship or a sword fight. The confusion appears to derive from the fact that the spiders, the condition, its sufferers (tarantolati), and the dances all have names similar to the city of Taranto.[7]
The dance originated in the Apulia region, and spread throughout the Kingdom of the Two Sicilies. The Neapolitan tarantella is a courtship dance performed by couples whose «rhythms, melodies, gestures, and accompanying songs are quite distinct» featuring faster more cheerful music. Its origins may further lie in «a fifteenth-century fusion between the Spanish Fandango and the Moresque ballo di sfessartia.» The «magico-religious» tarantella is a solo dance performed supposedly to cure through perspiration the delirium and contortions attributed to the bite of a spider at harvest (summer) time. The dance was later applied as a supposed cure for the behavior of neurotic women (Carnevaletto delle donne).[8]
There are several traditional tarantella groups: Cantori di Carpino, Officina Zoé, Uccio Aloisi gruppu, Canzoniere Grecanico Salentino, Selva Cupina, I Tamburellisti di Torrepaduli.
The tarantella is most frequently played with a mandolin, a guitar, an accordion and tambourines. flute, fiddle, trumpet and clarinet are also used.
The tarantella is a dance in which the dancer and the drum player constantly try to upstage each other by playing faster or dancing longer than the other, subsequently tiring one person out first.
Tarantism[edit]
Tarantism, as a ritual, is supposed to have roots in the ancient myths. Reportedly, victims who had collapsed or were convulsing would begin to dance with appropriate music and be revived as if a tarantula had bitten them. The music used to treat dancing mania appears to be similar to that used in the case of tarantism though little is known about either. Justus Hecker (1795–1850), describes in his work Epidemics of the Middle Ages:
A convulsion infuriated the human frame […]. Entire communities of people would join hands, dance, leap, scream, and shake for hours […]. Music appeared to be the only means of combating the strange epidemic […] lively, shrill tunes, played on trumpets and fifes, excited the dancers; soft, calm harmonies, graduated from fast to slow, high to low, prove efficacious for the cure.[9]
The music used against spider bites featured drums and clarinets, was matched to the pace of the victim, and is only weakly connected to its later depiction in the tarantellas of Chopin, Liszt, Rossini, and Heller.[10]
While most serious proponents speculated as to the direct physical benefits of the dancing rather than the power of the music, a mid-18th century medical textbook gets the prevailing story backwards, describing that tarantulas will be compelled to dance by violin music.[11] It was thought that the Lycosa tarantula wolf spider had lent the name «tarantula» to an unrelated family of spiders, having been the species associated with Taranto, but since L. tarantula is not inherently deadly,[11] the highly venomous Mediterranean black widow, Latrodectus tredecimguttatus, may have been the species originally associated with Taranto’s manual grain harvest.
Tarantella ballet[edit]
The Balanchine ballet Tarantella is set to the Grande Tarantelle for Piano and Orchestra, Op. 67 (c. 1866) by Louis Moreau Gottschalk, reconstructed and orchestrated by Hershy Kay. The profusion of steps and the quick changes of direction that this brief but explosive pas de deux requires typify the ways in which Balanchine expanded the traditional vocabulary of classical dance.
See also[edit]
- List of tarantellas used in media and literature
- Contra dance
- Danse Macabre
References[edit]
- ^ Blatter, Alfred (2007). Revisiting music theory: a guide to the practice, p.28. ISBN 0-415-97440-2.
- ^ Morehead, P.D., Bloomsbury Dictionary of Music, London, Bloomsbury, 1992
- ^ Linnaeus named the spider Lycosa tarantula in 1758.
- ^ «POISONOUS SPIDER BITES». The Queenslander. 8 September 1923. p. 2. Retrieved 1 September 2013 – via National Library of Australia.
- ^ R.Lowe Thompson. The History of the Devil. Paul, Trench, Tubner and Co. (1929), p.164.
- ^ John Compton. The Life of the Spider. Mentor Books (1954), p. 56f.
- ^ Toschi, Paolo (1950). Proceedings of the Congress Held in Venice September 7th to 11th, 1949: «A Question about the Tarantella», Journal of the International Folk Music Council, Vol. 2. (1950), p. 19. Translated by N. F.
- ^ Ettlinger, Ellen (1965). Review of «La Tarantella Napoletana» by Renato Penna (Rivista di Etnografia), Man, Vol. 65. (Sep. – Oct. 1965), p. 176.
- ^ Hecker, Justus. Quoted in Sear, H. G. (1939).
- ^ Sear, H. G. (1939). «Music and Medicine», p.45, Music & Letters, Vol. 20, No. 1. (Jan., 1939), pp. 43–54. Note that Sear may mistake the Neapolitan and Apulian tarantellas and that those by Romantic composers to which he refers may have been intended as Neapolitan.
- ^ a b Rishton, Timothy J. (June 1984). «Plagiarism, Fiddles and Tarantulas». The Musical Times. 125 (1696): 325–327. doi:10.2307/960905. JSTOR 960905.
Relevant literature[edit]
- Inserra, Incoronata. 2017. Global Tarantella: Reinventing Southern Italian Folk Music and Dances. Urbana-Champaign: University of Illinois Press. 226 pages. ISBN 978-0-252-08283-2
External links[edit]
- Legend of the Tarantella
- Word of the Day: Tarantula and Tarantella, etymology and folklore
- RHYTHM IS THE CURE
- Sicilian Culture: Tarantella Dance
- The tarantella dance!
- Dance the ‘Viddaneddha’
- Tarantella, Tarantella
- YouTube Video: Draga Matkovic, oldest practicing classical pianist of the world, plays her own Tarantella composition from 1927 on her 102nd birthday, November 4, 2009.
- Tarantella’s history
По одной из легенд итальянский народный танец «тарантелла» родился из ритуала очищения души и тела от недуга безумия, вызванного укусом ядовитого паука тарантула. Паук был настолько распространен в теплых краях итальянского юга, что часто расширял ареал обитания и селился в жилых зонах городов и сёл, кусая и нападая на людей. Паука назвали «апулийским тарантулом» в честь итальянского города Таранто. А болезнь — тарантизмом.
Несмотря на то, что истерические эпидемии тарантизма встречались и в других странах Европы, особенно в Голландии и Западной Германии, способу избавления от недуга научили именно итальянцы, назвав ритуал в честь городка Саленто — «салентинским экзорцизмом», где зародилась традиция.
Известно, что уже в эпоху раннего ренессанса появились бродячие группы музыкантов, которые разъезжали по городам и селам и помогали одержимым тарантизмом освободиться от злых чар. Обязательный набор инструментов: гитара, флейта, бубен, кастаньеты или другие ударные инструменты. Ведь местные жители были уверены, что единственным способом подавить симптомы и изгнать злого духа «таранты» из тела можно только силой шумной, быстрой, ритмичной музыки.
Действие ритуала могло продолжаться несколько часов. Учащающийся ритм барабана приводил больного в состояние естественного транса. Гипнотическое действие вызывало мерное и постепенное погружение в многократно повторяемую музыкальную тему. Один и тот же мотив или ритмическая фигура в двудольном метре игралась по кругу, лишь слегка изменяясь при нарастающем темпе. Основная часть ритуала — ускоряющееся кружение вокруг своей оси, в результате которого одержимый «тарантизмом» доводился до изнеможения и падал без сил.
Известный итальянский документалист Джанфранко Мингоцци в 1962 году запечатлел ритуал в своей короткой ленте «Ла таранта». И сегодня мы можем стать свидетелями архаичной традиции эзотерической практики юга Европы, смешавшей в себе элементы языческого ритуала, народного праздника и католической литургии. Предлагаю познакомиться с ритуалом, посмотрев этот доментальный фильм.
Документальный фильм Джанфранко Мингоцци
Видео. Часть 1Видео. Часть 2
Р. Рильке в одном из писем 1907 года описывал чарующее явление так: «Что за танец: будто выдуманный сатирами и нимфами, древний — и воспрянувший и вновь открытый, окутанный правоспоминаниями; коварство, и дикость, и вино, мужчины снова с козлиными копытами и девы из свиты Артемиды». Тему тарантеллы популяризировали композиторы XIX века в операх, балетах и даже инструментальных пьесах. Сочинители музыки ХХ века эту тенденцию продолжили искусными стилизациями мелодии набирающего популярность народного танца.
В 2015 году польская исследовательница Катаржина Винярска-Щислович опубликовала в журнале «Маска» интересное исследование, раскрывающее связи ритуала, легшего в основу танца тарантелла, квази-театральных религиозных праздников, приемов социальной депривации с тенденциями в современном акционизме, перформансах и акциях нового театра. См. текст на польском языке тут (формат *.pdf)
Солнечная страна Италия щедра на таланты. Итальянцы очень любят музицировать, петь, танцевать.
Тарантелла — самый популярный итальянский народный танец. Её стали танцевать давным-давно, ещё в Средние века. Зародился танец на юге Италии. Почему его назвали тарантеллой? Есть две догадки. Первая — по названию города Таранто. Вторая — по названию тарантула, ядовитого паука, укус которого смертелен. Если уж он укусит, то самое верное средство избавиться от яда — плясать быстро и неистово, чтобы хорошенько пропотеть. А с потом выйдет и яд из тела…
Неизвестно, проверял ли кто-нибудь это «средство лечения», но то, что характер танца живой, весёлый и бурный, ритм чёткий, а темп быстрый, это несомненно. А музыкальный размер тарантеллы — 3/8 или 6/8, основная музыкальная фигура — триоль.
Триоль — особая ритмическая фигура из трёх нот, равная по длительности двум обычным нотам того же написания.
Движения тарантеллы лёгкие, острые шаги с подскоками, прыжки, верчения. Часто танцующие выбрасывают одну ногу вверх и вперёд, а ещё быстро ударяют ею о пол.
Тарантеллу можно танцевать в паре, а можно — большим числом участников. Танцующие образуют круг, полукруг или линии. Часто танцоры бьют в тамбурины и щёлкают кастаньетами, отбивая ритм. Музыканты аккомпанируют танцорам на гитарах, мандолинах. Иногда во время танца ещё и поют — правда, тогда обычно немного замедляют темп.
Тарантеллу любят и исполняют на праздниках, свадьбах.
Прославился танец и за пределами Италии. Это произошло в 19 веке, когда сочинили балет «Тарантул», в котором блистала замечательная балерина Фанни Эльслер. Сюжет балета был прост: возлюбленного героини укусил тарантул, и она делала всё, чтобы спасти любимого. Тарантелла в исполнении Фанни Эльслер была пылкой и грациозной и покоряла зрителей Парижа, Вены, Петербурга. Вот как описал танцовщицу французский писатель Альфонс де Ламартин в новелле «Грациелла»: «Она вертелась вокруг себя, воздев грациозно руки, пощёлкивая пальцами в подражание треску кастаньет, и словно каплями дождя покрывала пол террасы движениями своих босых ног».