Рассказ о татарах 5 класс

  • Энциклопедия
  • История
  • Татарский народ

Доклад на тему Татарский народ сообщение

Татары, как называют их сейчас, произошли от различных ханств, которые перестали существовать после 19 века. Сейчас татары проживают на территории России, Татарстана, Башкортостана и других местах, но на этих трёх территориях проживает больше всего татаров.

По официальной версии татары произошли от нескольких народов, в частности от болгаров и монголов. Однако исследования дали знать, что у основных групп татар нет каких-либо общих предков, а это значит, что они формировались независимо друг от друга.

В основном, татары состоят из основных этнических групп: Казанские, Сибирские и Касимовские татары. Соответственно они связаны с областями, в которых проходило формирование и становление татаров, как отдельного народа.

Родной язык татаров, как ни странно, татарский. У татарского языка есть множество диалектов. Также у татаров присутствует своя письменность, которая совершенствовалась в процессе развития татарского народа, и она до сих пор совершенствуется и развивается.

Национальная одежда татарского народа включает в себя шаровар и рубашку, поверх которой был камзол, а в холодную пору татары надевали шубу или бешмет, а в более теплую погоду верхней одеждой служил казакин. В качестве головных уборов татары мужского пола использовали тюбетейку, а женщины надевали шапочку и платок. Национальной обувью татар были кожаные ичиги. Свою одежду татары обычно делали из кожи или хлопка.

Праздников у татарского народа было много, в частности эти праздники были связаны с земледельческим делом, но есть и праздники, которые не связаны с этим, к примеру, помочи, это помощь при проделывании трудных работ.

Численность татар в Российской Федерации составляет около 5 000 000 человек, что составляет около 3% от всего населения России.

Вариант №2

Каждый народ в мире имеет какую-то особенность, чем-то отличается от других, имеет свои традиции, язык, праздники. Несмотря на то, что на свете имеется огромное количество народов, я хочу рассказать о татарском народе.

Практически все татары живут в республике Татарстан, но также они проживают на всей территории России, некоторые находятся за ее пределами.

В Российской Федерации проживают более пяти миллионов татар, что составляет 4% от населения нашей страны. Национальный язык — татарский, он входит в группу тюркских языков. Большая часть татар — мусульмане, есть также православные и атеисты.

У татар глава традиционной семьи — отец, его просьбы и пожелания выполняют всегда. Муж и жена уважают друг друга, растят детей. Детей учат быть вежливыми, помогать нуждающимся и уважать старших. Парни смелые и мужественные, а девушки очень скромные и воспитанные.

У татар есть свои традиции, например, традиционная свадьба. Обязательная часть такой свадьбы- проведение никаха. Никах проводится дома или в мечети, обязательное присутствие муллы. После официальной части всех гостей зовут за стол, на котором расположены только татарские национальные блюда, например, чак-чак, катык, корот, каймак и многие другие. Все татары очень отзывчивые и гостеприимные, поэтому стол зачастую очень хорошо оформлен.

Еще одна традиция- проведение праздника сабантуй. Этот праздник проводится после окончания посевных работ. На сабантуе проводятся различные соревнования, например, скачки на лошадях, борьба куреш и многие другие. Выигравшие получают хорошие призы.

Еще одной традицией является Ураза байрам и Курбан байрам. Их празднование проходит после долгих постов, во время которых в светлое время суток нельзя употреблять пищу и даже пить воду. А вот время этих праздников каждый верующий должен зарезать барана и раздать всем нуждающимся.

В современном мире татары остались такими же гостеприимными и отзывчивыми людьми, которые всегда помогут в сложных ситуациях, дадут правильный совет, приютят и накормят.

3, 4 класс

Татарский народ

Татарский народ

Популярные темы сообщений

  • Город Великий Новгород

    Город с истинно великой историей. Легенда о возникновении города повествует нам о том, что его основали два брата – Словен и Рус. По легенде город носил первоначальное название Словенск. Первое упоминание о городе приходится на 6 век.

  • Животные тропического леса

    Каждая часть тропического леса переполнена жизнью. Кого здесь только не найдешь. Просторы тропического леса богаты на самых разнообразных насекомых, птиц и зверей. Люди привыкли называть тропиками те леса, которые растут около экватора.

  • Дерево Ива

    Дерево ива известна с древних времён. Когда оно зацветает (а зацветает оно практически самым первым) – это значит, что зима уходит и на смену ей приходит весна. Именно поэтому ива является символом весны. У древних славян ива считалась священным

  • Грибы

    Многие из нас ходили в лес. Это замечательное место для времяпрепровождения, и отдыха, которое окружено не только зеленью и высокими деревьями, именно здесь можно обнаружить грибы. Грибники собирают грибы с большим удовольствием,

  • Город Симферополь

    На реке Салгир, по приказу Екатерины II, граф Григорий Потемкин, в 1784 году заложил город, который получил название Симферополь. Город располагается в центре полуострова Крым.

  • Доклады
  • Разные
  • Татарский народ

Доклад-сообщение Татарский народ

Татары произошли от разных ханств, те, в свою очередь, прекратили свое существование в конце 19 века. В настоящее время этот народ живет на территории Российской Федерации, больше всего татаров можно встретить в Республиках Татарстан, Башкортостан, также в Мордовии, Казахстане.  Родным языком этой нации является татарский. На сегодня количество татар в России достигает 5 миллионов.

Национальный наряд состоит из рубашки, сверху которой одевается камзол, обычно достигающий длины до колена. На голове у мужчин можно было заметить тюбетейку, а у женщин платок и шапку.  На ноги татары обували сапоги из кожи, именуемые ичигами, с мягким носком и жестким задником.

Главой татарского семейства является отец. Все его просьбы обязательно должны быть выполнены. Супруги данной нации уважают друг друга, растят и воспитывают детей вместе, учат их быть вежливыми и с уважением относится к старшим и помогать им.  Девушки обычно в этой семье скромные и воспитанные, а парни смелые и сильные.

У татарского народа имеется немало традиций и обычаев.  Например, одной из известных традиций является проведение никаха на свадьбе. Никах-это бракосочетание, в котором нужно выполнить ряд некоторых условий, чтобы укрепить свой союз. Эта традиция проводится в домашних условиях, либо в мечети, где обязательно присутствует мулла.  Жених надевает тюбетейку, а невеста длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен повязан платок. Также родители жениха должны заплатить выкуп за невесту, который называется калым. После данного обычая все гости и жених и невеста садятся за стол, на котором присутствуют только национальные блюда.

Еще одной традицией является празднование сабантуя. Данный праздник включает в себя проведение интересных конкурсов, где победители получают призы.

Курбан байрам также является одной из традиций татарского народа. За десять дней до Курбан байрама верующие татары начинают поститься.  Также во время поста они раздают милостыню и стараются совершать как можно больше добрый поступков. Еще одним условием является жертвоприношение.  Для этого обычая выбирается полностью здоровое животное. Верующий должен зарезать барана и накормить им нуждающихся. Несмотря на это, данный праздник очень светлый.

В настоящее время татарский народ все такой же светлый и гостеприимный. Они всегда помогут в сложной ситуации, накормят, напоят и , если нужно приютят.

Картинка к сообщению Татарский народ

Татарский народ

Популярные сегодня темы

  • Заповедники России

    В России существует около 100 заповедников. Заповедник – уникальное место природы (водное или земное), которое находится под государственной охраной. В зависимости от занимаемой территории за

  • Теорема Пифагора

    Теорема Пифагора представляет собой один из наиболее фундаментальных постулатов геометрии. Именно эта теорема используется довольно активно в самых разных областях.

  • Птицы

    Птицы — это группа животных, которые обладают несколькими характерными свойствами. Они имеют крылья и оборотное перо, которое позволяет им летать. Большинство птиц имеют также тонкое, но проч

  • Скоморохи

    Скоморохи считаются представителями древней языческой веры, которая существовала на Руси до принятия православия. Согласно одной из версий, скоморохи появились как участники различных языческ

  • Наука в современном обществе

    В эпоху стремительного развития научно-технического прогресса, в пору инноваций и совершенно нового подхода к действительности, в цифровую эру невозможно не согласиться с тем фактом

  • Санкт-Петербург

    Город Санкт-Петербург один из самых красивых городов мира, с очень обширной историей и богатой архитектурой. Этот город был построен тысячами трудящихся по указу царя Петра Великого в 1703 го

Доклад-сообщение Татарский народ

Татарский народ

Татары – тюркский народ, проживающий на территории центральной части европейской России, а также в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на территории Крыма, а также в Казахстане, в государствах средней Азии и в китайской автономной республике СУАР. В РФ проживает около 5,3 миллиона человек татарской национальности, что составляет 4% всего населения страны, по численности они занимают второе место после русских, 37% всех татар России проживает в Республике Татарстан в столице Приволжского федерального округа со столицей в городе Казань и составляют большую часть (53%) населения республики. Национальный язык – татарский (группа алтайских языков, тюркская группа, кыпчакская подгруппа), имеет несколько диалектов. Большинство татар – мусульмане-сунниты, встречаются и православные, и не относящие себя к конкретным религиозным течениям.

Содержание:

  • Культура и быт
  • Традиции и обычаи

Культурное наследие и семейные ценности

культура татарского народа

Татарские традиции домоводства и семейного уклада жизни в большей степени сохранились в селах и поселках. Казанские татары, например, жили в деревянных избах, которые отличалась от русских только тем, что в них не было сеней и общее помещение разделялось на женскую и мужскую половину, разделенную шторой (чаршау) или деревянной перегородкой. В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданное невесты. Почти в каждом доме на стене висел вставленный в рамку кусочек текста из Корана, так называемый «шамаиль», он висел над порогом в качестве оберега, и на нем было написано пожелание счастья и благополучия. В украшении дома и придомовой территории использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой, так как ислам запрещает изображать человека и животных, в основном вышитые полотенца, покрывала и прочие вещи украшались геометрическими орнаментами.

семья и быт татарского народа

Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег. Татарских девушек воспитывают как скромных и благопристойных будущих хозяек, их заранее учат вести хозяйство и подготавливают к вступлению в брак.

Татарские обычаи и традиции

Обряды бывают календарного и семейного толка. Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая и т.д.) и проводятся каждый год в примерно одно и тоже время. Семейные обряды проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов.

Традиционная татарская свадьба характеризуется обязательным проведением мусульманского обряда никах, он проходит дома или в мечети в присутствии муллы, праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: чак-чак, корт, катык, кош-теле, перемячи, каймак и т.д., гости не едят свинину и не пьют спиртные напитки. Мужчина-жених надевает тюбетейку, женщина-невеста облачается в длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.

Татарская свадьба

Татарские свадебные обряды характеризуются предварительной договоренностью родителей жених и невесты о заключении брачного союза, часто даже без их согласия. Родители жениха обязательно должны заплатить калым, размер которого обсуждается заранее. Если размер калыма жениха не устраивает, и он хочет «сэкономить» ничего нет зазорного в том, чтобы украсть невесту перед свадьбой.

Когда рождается ребенок, к нему приглашают муллу, он проводит специальный обряд, нашептывая в ухо ребенку молитвы, отгоняющие злых духов и его имя. Гости приходят с подарками, для них накрывается праздничный стол.

татарский старец

Ислам имеет огромное влияние на общественную жизнь татар и поэтому татарский народ делит все праздники на религиозные, они носят название «гаете» – например Ураза гаете – праздник в честь окончания поста, или Корбан Гаете праздник жертвоприношения, и светские или народные «байрам», означающий «весенняя красота или торжество».

В праздник Уразы верующие татары-мусульмане целый день проводят в молитвах и разговорах с Аллахом, прося его о защите и снятии грехов, пить и есть можно только после захода солнца.

Во время проведения торжеств Курбан-байрам, праздника жертвоприношения и окончания хаджа, также его еще называют праздник добра, каждый уважающий себя мусульманин после совершения утренней молитвы в мечети должен зарезать жертвенного барана, овцу, козу или корову и мясо раздать нуждающимся.

Сабантуй

Одним из самых значительных доисламских праздников считается праздник плуга Сабантуй, который проводится весной и символизирует окончание посевных работ. Кульминация торжества — проведение различных соревнований и состязаний в беге, борьбе или скачках на лошадях. Также обязательно угощение для всех присутствующих – каша или по-татарски боткасы, которая раньше готовилась из общих продуктов в огромном котле на одном из холмов или пригорков. Также на празднике было обязательным наличие большого количества крашеных яиц для того, чтобы их собирали дети. Главный праздник Республики Татарстан Сабантуй признан на официальном уровне и проводится каждый год в Березовой роще поселка Мирный что под Казанью.

История татар

Татары(татарлар)– великий тюркский народ ,проживающий на территории центральной части европейской России, в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на территории Крыма, в Казахстане,

в государствах средней Азии и в китайской автономной республике СУАР, а также в

США,Финляндии,Германии,Польше,Австралии,Японии,Франции,Турции,ОАЭ.

В РФ проживает около 5,3 миллиона человек татарской национальности, что составляет 4% всего населения страны,

по численности они занимают второе место после русских, 37% всех татар России проживает в Республике Татарстан

в столице Приволжского федерального округа со столицей в городе Казань и составляют

большую часть населения республики.

Национальный язык – татарский (группа алтайских языков, тюркская группа, кыпчакская подгруппа),

имеет несколько диалектов.

Большинство татар – мусульмане-сунниты, встречаются и православные,

и не относящие себя к конкретным религиозным течениям.

История татар,происхождение.

Первое упоминание о татарах — 732 — племена «отуз-татар» и «токуз-татар» фигурируют в тексте тюркской рунической надписи, посвященной военачальнику Второго тюркского каганата Кюль-тегинy (Kul Tigin тюрк., 685-731). Через уйгуров название «татары» попало в китайские источники, в которых оно регулярно встречается с 842 — по-китайски: дада, датан. Согласно китайским источникам, племена татар жили в Х-ХI вв. по верхнему и среднему течению Амура. Тюркский ученый Махмуд Кашгарский (1029-1101) называл обширный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном «Татарской степью».

Махмуд Кашгарский в своем бессмертном лингвистическом труде «Диван лугат ат-тюрк» (Kitabu divan-i lugat it-Turk — «Собрание тюркских диалектов») отметил, что у народов чумул, кай, ябаку, татар и басмыл есть свой язык, но они хорошо говорят и на тюркском, что, видимо, подтверждает монголоязычность древних татар. В «Сокровенном сказании» (ок. 1240), излагающем историю Чингис-хана (1155/ 1162-1227), упоминаются различные татарские племена: айриуд-буйрууд, обое татар и дорбен-татар («четверо татар»), делящееся на 4 рода: чаан-татар, алчи-татар, дудаут-татар и алухай-татар (Сокровенное сказание, § 16, 53, 58, 141, 153). К середине XII в. татары стали одним из наиболее сильных племенных объединений в Монголии.

Они разгромили монголов на рубеже 60-70-х гг. XII в. Китайские источники стали называть «татарами» (да-дань) всех кочевников восточной части Великой Степи независимо от их этнической принадлежности. В 1196 Чингиз-хан разгромил татар, а в 1202 уничтожил всех татар, кто ростом был выше оси телеги, в наказание за их восстание. Остатки татар были инкорпорированы в монгольскую орду.

1204-1241: эпоха великих монгольских завоеваний, образование Монгольской империи (Yeke Mongyol ulus старомонг. — «Великое Монгольское государство» с 1211) от Кореи до Румынии площадью 2 млн 741 тыс. км кв (22% суши) и с населением ок. 100 млн человек

1224-1391: время существование Золотой Орды (Улуса Джучи), в которой правили потомки старшего сына Чингиз-хана Джучи (ок. 1184-ок. 1227). Улус включал в себя территорию Южной Украины, Северный Кавказ, Поволжье, Западная Сибирь, Казахстан и северную часть Средней Азии. В 1269 улус стал полностью независим от великого хана в Ханбалыке. Основную массу кочевого населения Орды составляли кочевые кипчаки (половцы). Доля собственно монголов среди номадов была невелика, и вскоре они растворились в окружавшей их тюркской массе. Оседлое население составляли булгары, народы Поволжья и Хорезма. В XIII в. официальным языком Золотой Орды был монгольский, дипломатическим — уйгурский, а разговорным — кипчакский, который стал общеупотребительным и к середине XIV в. превратился в официальный.

1312: хан Золотой Орды Узбек (1312-1342), приняв ислам, сделал его официальной религией государства и стал преследовал шаманистов и буддистов.

1391-1502: упадок Золотой Орды и ее падение в 1502, когда войска Крымского ханства взяли Сарай, столицу Большой Орды — остатка Золотой Орды, вынудив последнего хана Шейх-Ахмеда (1495-1502) бежать в Литву.

XIV-начало XVIII вв.: во время нестабильности в Золотой Орде и татарских ханствах масса татарских князей с сопровождающими перешла на службу в Московское царство. Основная масса татарской знати влилась в господствующий слой русского общества и стала служилыми людьми.

1799-1920: служилые татары-казаки мусульманского вероисповедания в составе Донского, Оренбургского, Уральского и Сибирского казачьего войска. 12 октября 1799 по именному указ Павла I (1796-1801), ясачные крестьяне и татары Оренбургского округа были выключены из подушного оклада и причислены к Оренбургскому казачьему войску, однако в 1819 значительная часть оренбургских татар была переведена в податное сословие.

В Сибирском казачьем войске в 1914 г. казаков-татар было всего 0,81%, т.е. около 1,3 тыс. человек. История татар-казаков заканчивается с ликвидацией казачества как класса в Советской России декретом ВЦИК в 1920.

служилые татары
1918-1922: в ходе Гражданской войны в России некоторая часть татар эмигрировала в Турцию и в Харбин в Китае, откуда позже переселились в различные страны Европы и Америки.

Татары.Субэтносы

Татары состоят из нескольких субэтносов. Самыми крупными из них являются:

Казанские татары, Касимовские татары, Мишари,Астраханские татары, Польско-литовские татары,Сибирские татары, Тептяри, Нагайбаки, Кряшены(Православные татары).

Казанские татары (тат. Казанлы) — одна из основных групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Казанского ханства. Разговаривают на среднем диалекте татарского языка.

Три основных научных гипотезы об этногенезе казанских татар:

1) булгаро-татарская — основная в советское время. Татары считались автохтоным населением — прямыми потомками тюркских волжских булгаров, на которых господство монгольских ханов оказало незначительное влияние;

2) монголо-татарская гипотеза, согласно которой основой татарского этноса стали монголо-татарские племена, смешавшиеся с половцами;

3) тюрско-татарская гипотеза, выделяющее многоэтапность этногенеза татар: булгарский с преобладанием тюрского элемента, золотоордынский, время существования Казанского ханства, консолидация нации в составе Русского государства в XVI-XVIII вв. и становление нации в XVIII-XX вв. На сегодняшний день данное сложное построение принимается большинством исследователей.

670-е гг.-конец IX в.: одно из древних тюкроязычных болгар племен, состоявшая преимущественно из кутригуров, под предводительством Котрага, сына Кубрата (ок. 605-ок. 665), хана Великий Болгарии, двинулась из Приазовских степей на север, в лесостепные районы Cредней Волги и Камы, где начала смешиваться с местным финно-угорским населением.

Начало X в.-1240: существование государства Волжская Булгария. В 922 булгары приняли ислам, ставшей основной религией населения. На смену рунической системе письма пришло арабское. В этот период формируется булгарская оседлая народность — предки татар и чувашей. В 1236-1240 Булгария была завоевана монголами.

1241-1391: «этап средневековой татарской этнополитической общности» в составе улуса Золотой Орды. Этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилых сословий, мусульманского духовенства ведёт к формированию к XIV в. татарской этнополитической общности. На основе огузо-кыпчакского языка происходит становление литературного старотатарского языка, самый ранний памятник которого — поэма Кул Гали (1183-1236) «Кыйса-и Йосыф» («Легенда об Иосифе») написана еще в 1233. Монгольский язык выходит из употребления даже в канцелярии к концу XIV в.

1438-1552: эпоха Казанского ханства — формирование этнической общности, имевшей локальное самоопределение. Основная масса татар согласно этносословной стратификации занимала в государстве привелегированное положении, в частности татары были «казаками», которые были обязаны служить за владение землей.

1552-1556: завоевание казанского ханства войсками Ивана Грозного — Казанская война. 15 октября 1552 после 41-дневной осады 150-тысячным русским войском пала Казань, которую защищали ок. 30 тыс. воинов. Мужчины, в основном, перебиты, женщины и дети взяты в плен. Вскоре, в 1552-1553, началось восстание сотника марийца Мамич-Бердея (Мамыш-Берды татар.). Было объявлено восстановление Казанского ханства, во главе которого встал ногайский мурза Али-Акрам.

Ханство объявило России войну, что вынудило Ивана Грозного летом 1553 начать свой 5-й казанский поход. Территории ханства стали прочесываться в поисках мятежников, которые принимали бой. В апреле 1556 столица восставших Чалым была взята штурмом, а Али-Акрам был убит, а Мамич-Бердей был взят в плен и казнен в Москве. Для гарантии будущей безопасности в будущем в Казань были переселены 7000 русских колонистов, а всё её прежнее население выселено в Кураншеву слободу. Земли, запустевшие во время подавления восстания, Иван Грозный передал своим приближённым, и они были заселены русскими из центральной России.

XVI-XVIII вв.: этап консолидации локальных групп татар в составе Русского государства. После присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к России, усилились процессы миграции татар (в частности, с Оки на Закамскую и Самаро-Оренбургскую линии, с Кубани в Астраханскую и Оренбургскую губернии) и взаимодействия между различными его этническими группами, способствовавшее их языковому и культурному сближению. Объединяющим в определённой степени являлось и отношение Русского государства и русского населения, не различавшие различные группы татарского народа.

XVI-XVIII в.: из-за религиозных притеснений и насильственной христианизации, захвата земель, приписывания к заводам происходят восстания мусульманского населения Поволжья. 1572-1574, 1582-1584 — cтихийные народные восстания в конце правления Ивана Грозного. В 1615-1616 из-за введения новых налогов и рекрутской повинности происходит восстание татар, чувашей и башкир под предводительством татарина Джангали Шагурова (ЖэмАли Шогер татар.).

В 1662 татары и башкиры напали на русские крепости. В 1669 6-тысячный отряд татар под предводительством Хасана Карачурина присоединился к восстанию Степана Разина (ок. 1630-1671). 1682-1684 — до 30 тыс. представителей поволжских народов во главе с муллой Сагитом Ягафаровым поднялись на борьбу против насильственной христианизации.

Отряд из Тамьянской волости Зауралья возглавлял башкир Тюлекей-батыр (Тулэкей-батыр татар.), позднее взятый в плен и казенный. В 1705 из-за введения новых многочисленных налогов произошло выступление татар во главе с Дюмаем Ишкаевым. 1707-1708 — восстание Алдара-тархана и Кусюма-батыра, сына казненного Тюлекея, которые руководили восставшими общей численностью до 30-40 тыс. человек, действовавших во всем Волжско-Уральском крае. В ходе подавления восстания только в Казанской провинции было убито ок. 11 тысяч, ограблено и сожжено свыше 300 деревень. В 1709-1711 отряд Алдара продолжал сражаться в При- и Зауралье.

В 1717-1718 ясачный татарин Саит-батыр и его племянник Габдрахман Туйкин, выйдя из казахских степей с 5-тысячным отрядом, снова начали боевые действия против русских властей. В 1735-1740 против строительства крепостей вспыхнуло новое восстание 10 тысяч татар и башкиров, руководителями которых стали учитель Кильмяк Нурушев и старшина Тамьянской волости Казанской дороги Акай Кусюмов. По подсчетам историка П. Рычкова, за период 1735-1737 в ходе подавления восстания в Казанской губернии было сожжено 696 деревень, 16893 человека были убиты в ходе боев или казнены, 3406 человек сослано в ссылку, 9194 женщин и детей было роздано русским.

Восстание 1755-1756 годов под предводительством имама Батырши- «Смелого шаха» (Габдулла Галиев, 1715-1762) охватило обширные территории Волго-Уральского региона. Активно участвовали татары и в Пугачевской крестьянской войне в 1773-1775: число татарских повстанцев исчисляется в 84 тыс. человек.

1570-е гг.-1917: участие татар в военных кампаниях русского государства. В 70-х годов XVI в. в охране границ Российского государства против набегов кочевников на территории Арзамасского уезда принимают участие арзамасские служилые татары, а в 1580-х гг. — алатырские служилые. В XVI в. татарская знать, находившаяся на службе московского государя, входила в состав поместной конницы 10 тыс. — из 70 тыс.

Во время Ливонской войны (1558-1583) количество служилых татар в армии из 33,4 тыс. человек составляло 5854 воина. Участвовали отряды татарских музр и во 2-м ополчении, которое отправилось освобождать Москву в 1612. В 1613 был издан царский указ о верстании татар на военную службу и в 1615 число татарских всадников, отправленных на войну против Речи Посполитой, было 6019.

Татары участвовали в войнах с поляками в 1617, 1632-1634, 1647-1667 и в 1673, против турок и крымцев — в 1677-1679, 1689, против шведов — в Северную войну (1700-1721). В начале XVIII в. служилые татары переведены в сословие однодворцев, — в основном, мелких землевладельцев, служащих за обладание землей в пограничной территории. В 1722 Петром I (1682-1725) рекрутская повинность была распространена на татар. В это же время было принято решение призывать 10-12-летних мальчиков на службу в качестве денщиков офицеров. Татары (всадники, пешие и гребцы) принимали участи в Персидском походе Петра I в 1722-1723. Также участвовали татарские солдаты в Отечественной войне 1812 г. (2 из 4 конных полков участвовали в боевых действиях), в Кавказской войне, длившейся с 1817 по 1864, в Крымской войне (1853-1856). Во время Первой мировой войны в российскую армию были призваны около 1,5 млн. татар и башкир.

XVIII-начало XX в.: становление татарской нации. С XVIII до середины XIX в. — этап «мусульманской» нации, на котором объединяющим фактором выступала религия. С середины XIX в. до 1905 г. — этап «этнокультурной» нации. С 1860-х гг. система образования книгоиздание и периодическая печать на татарском языке завершили утверждение в самосознании всех основных этнических групп татар представления о принадлежности к единой нации. Во 2-й половины XIX в. начинает формироваться современный татарский литературный язык, к 1910-м гг. он полностью вытесняет старотатарский.

1905-1990: этап «политической» нации, имеющей свое государственное образование. Первым проявлением были требования культурно-национальной автономии, высказанные интеллигенцией во время революции 1905-1907. 22 марта 1918 декретом ВЦИК РСФСР была провозглашена автономная Татаро-Башкирская Советская Республика, которая, однако, не была организована из-за начавшейся Гражданской войны и в связи с созданием отдельной Башкирской АССР 23 марта 1919. 27 мая 1920 был подписан декрет ВЦИК и Совнаркома РСФСР об образовании Татарской Советской Республики в составе РСФСР, переименованная 30 декабря 1922 при образовании СССР в Татарскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. После середины 1920-х гг. в республике исчезают остатки этносословного самосознания.

Формируется «советская социалистическая» татарская нация. С 30 августа 1990 республика официально называется Республика Татарстан.

1942-1945: формирование из плененных немцами татар и других народов Поволжья волжско-татарского легиона «Идель-Урал» численностью 12,5 тыс., боевой группы «Идель-Урал» Восточно-тюркского соединения СС, 15 хозяйственных, саперных, железнодорожных и дорожно-строительных рот. Всего — ок. 40 тыс. человек. Организационно части подчинялся командованию восточных легионов

Касимовские татары (тат. Кәчим) — одна из групп татар, этногенез которых связан с территорией Касимовского ханства. Разговаривают на среднем диалекте татарского языка.

В 1452 великий князь Василий II Темный (1425-1462 гг.) пожаловал Низовой Городец за службу татарскому царевичу Касиму (1562-1569 гг.), бежавшему в Россию из Казани. Таким образом было образовано буферное с Казанским ханством государство на Рязанской земле. В 1471 в честь Касима город и получил свое современное название.

В 1575 по неясной причине касимовского хана Саин-Булата (1567-1573), принявшего крещение в 1573 под именем Симеона, царь Иван Грозный сделал на 11 месяцев вместо себя «царем и великим князем Всея Руси», венчав на царство в Успенском соборе в Кремле. Он известен в документах как царь Симеон Бекбулатович (1575-1576). Потом бывший царь получил во владение Тверское княжество. В 1681 Касимовское ханство было упразднено.

Татары-мишари (тат. Мишәр) — одна из основных групп татар, этногенез которых проходил на территории Средней Волги, Дикого поля и Приуралья. Разговаривают на западном диалекте татарского языка.

Мишарлэр — этнографическая группа татар, говорящая на западном диалекте татарского языка, проживающая на территории Башкирии. Название, вероятно, восходит к к финно-угорскому племени мещёра, часть которого обрусела, а другая — отатарилась. После распада Золотой Орды земля мишарей не вошла в состав Казанского ханства, а с 1493 вошла в состав Русского государства. Еще в 1784 мурзы мишарей были приравнены в своих правах к русскому дворянству.

В целом, название «мишари»-мещёра обозначало служилое сословие Башкиро-мещёрякского войска, созданного в 1798 на основе переселенных в Башкирию служилых татар из Пензенской и Симбирской губерний. Башкиро-мещерякское войско — иррегулярные воинские формирования, расселенные по типу казачьих войск на территории Оренбургской, Самарской и Вятской губерний. Территориально войско делилось на 16 кантонов, 5 из которых были мишарских. Военнообязанными были мужчины в возрасте 20-50 лет, служившие от 4-5 дворов поочерёдно.

Мишари участвовали в походах и несли пограничную службу вдоль реки Урал. В Отечественной войне 1812 года из мишарей было сформировано 2 конных полка, 1-й полк в 1812-1814 нес гарнизонную службу в Москве, а 2-й полк дошел до Парижа. В 1847 был установлен 30-летний срок службы. По «Положению о башкирах» от 14 мая 1863 г. башкиры, мишари, тептяри и бобыли получили права свободных сельских жителей, а 2 июля 1865 была упразднена кантонная система. При переписи 1926 г., 242 тыс. человек отнесли себя к мишарям.

Астраханские татары (тат. Әстерхан) — этнотерриториальная группа татар, этногенез которых связан с территорией Астраханского ханства.
1456-1556: период формирования народа во время существования Астраханского ханства со столицей в Хаджи-Тархане в 12 км от Астрахани, которое стало полностью независимым в 1502, когда перестала существовать Большая Oрда. В 1554 у хана насчитывалось 500 мурз и 10 тыс. «черных людей», которые вели полукочевой образ жизни. 2 июня 1556 русский отряд вошел в столицу, которую покинула большая часть населения вместе с последним ханом Дервиш-Али (1554-1556), бежав в Азов под защиту турок.

XVIII-XX вв.: формирование смешанного населения в Астраханской губернии (существовала с 1717). Северный районы были освоены русским и украинским населением. На Нижнюю Волгу стали прибывать первые группы из представителей народов Среднего Поволжья: чуваши, мордва, казанские татары. Осели полукочевые пригородные юртовские ногайцы, переходили к оседлости едисанские (килинчинские) ногайцы. Языки юртовских татар и карагашей испытали сильное влияние ногайского языка. В области кочевали калмыки и казахи.

В XVIII в. усилилось этническое взаимодействие и смешение астраханских с волго-уральскими татарами. В конце XVIII в. доля последних в Астраханской губернии составила 13,2%, а в начале XX в. превысила 1/3 от общей численности татарского населения.

Польско-литовские татары (польские татары, белорусские татары) — потомки крымских и ногайских татар, живущие на территории бывшей Речи Посполитой: в Северо-Восточной Польше (447 человек в 2002 г.), Белоруссии (10,1 тыс. по данным переписи 1999 г.), Литве (3,2 тыс., 2001 г.), Юго-Восточной Латвии (3 тыс. татар). Всего в мире насчитывается 10-15 тыс. польско-литовских татар. Обычно татары двуязычны, говоря также на языке того государства, в котором они живут. Используют латиницу или кириллицу в зависимости от страны проживания.

По религии — мусульмане-сунниты. Этот татарский субэтнос имеет свой этноним — «липки» (ед.ч. Lipka польск.), образованный от крымско-татарского названия Литвы Libka/ Lipka, от которого образовался польский деривант Lipka. Литовские татары, таким образом, сами стали называть себя «липки», используя термин крымцев (lupkalar, lupka tatarlar турец.).

1397-1775: в 1397 масса пленных крымских татар была поселена литовским князем Витовтом (1492-1430) в окрестностях Вильнюса, Тракая, Каунаса, Минска (в будущей Татарской слободе) и Гродно. Даже лишенный власти в Золотой Орде Тохтамыш (1381-1395) с многочисленными сопровождающими нашел приют в Литве у Витовта в 1398-1399. Литовский князь Свидригайло (1430-1432) собрал 3000 татар и ногаев для службы в своей армии.

В частности, татары сражались в Грюнвальдской битве в 1410, в походе на Вену в 1683. Количество татар в Литве увеличивалось за счет пленных и беглецов из Золотой Орды и Крымского ханства, продолжавшегося до начала XVI в. Татары женились на местных женщинах. В XVI в. часть татар, особенно знать, уже перешла на польский язык, тогда средние и низшие слои стали говорить на белорусском, используя, впрочем, для письма арабский алфавит (до 1930-х гг.).

Ислам остался этноопределяющим фактором. Согласно анонимному сочинению «Risale-yi Tatar-i Leh», написанному в 1557-1558 для турецкого султана Сулеймана Великолепного (1520-1566), существовало 100 татарских поселений с мечетями. До середины XVI в. татарская знать обладала равными правами с литовской шляхтой, а татары стали служилым классом, имевшим землю, освобожденную от налогов, и обладавшим свободу вероисповедания.

В 1775 сейм подтвердил привилегия татар. Татары служили в легкой кавалерии, которая позднее, в середине XVIII в., получила польское название уланов: ulan от татарского «оглан» (оglan) — «молодец» — термин, первоначально обозначавший молодых представителей татарской знати. Если говорить более точно, то название «уланы» произошло от имени полковника Александра Улана (Aleksander Ulan) — представителя татарской знати, отряд легкой конницы которого служил саксонским куфюрстрам и польским королям Августу II Сильному (1697-1704, 1709-1733) и Августу III (1734-1764). Полк особенно отличился в польской гражданской войне 1715-1716, за что его перевели на службу в саксонскую армию в 1717.

После смерти Александра (ранее 1740) его полк получил кличку «Улановы дети» (Ulanowe dzieci польск.) или «Уланово войско» (Ulanowe wojsko польск.), откуда и произошло название «уланов». Уже во время Войны за австрийское наследство (1740-1748) и в Семилетнюю войну (1756-1763) все татарские полки Великого княжества Литовского стали именовать «уланами». В XVIII в. в Речи Посполитой было 5 регулярных полков татарских уланов, имевших, впрочем, польскую военную организацию.

1438-1494: существование в Великом княжестве Литовском вассального владения (тумена) Яголдая (Jaholdajewszczyzna, Ksiestwo Jaholdajowe, Jaholdajowa tjma польск.). Удел был основан Витовтом между 1428 и 1438 для царевича Яголдая Сарайевича (Cagalday татар.), ушедшего от Улу Мухаммада, хана Золотой Орды в 1424-1428, на территории современной Курской области России — тогда пограничной у Литвы с татарами.

Потом данная территория опять вошла в состав Великого княжества Литовского и поделена между киевскими боярами, а в 1500 была уже в границах Московского царства. Кроме Яголдаева удела на Левобережной Украине существовали еще 2 татарские лена, называемые в русских источниках Курская и Черниговская тьма.

1672: восстание татарских эскадронов (choragwie польск.) в Подолии, принадлежавшей тогда Польше, общей численностью 2-3 тыс. воинов. В 1667 сейм принял законы ограничившие религиозную свободу и военные привилегии татар. Во время вторжения турецких войск в Подолию татары присоединились к туркам.

В 1679 сейм восстановил привилегии татар, что послужило для них поводом вернуться на службу Речи Посполитой. Король Ян III Собеский (1674-1696) распределил в коронных землях около Бреста, Кобрина и Гродно татарам поместья площадью 0,5-7,5 км кв в соответствии с их военным чином. Последние отряды татар вернулись в Польшу в 1691

XVIII-XIX вв.: после разделения Речи Посполитой между Пруссией, Австрией и Россией в 1772-1795 татары оказались на территории разных государств. Татарская знать у тут продолжала нести военную службу. В 1797 в Российской империи был создан Литовско-татарский конный полк (1168 строевых и нестроевых в штате), который в 1803 был разделен на 2 полка: литовцы и поляки стали служить в Литовском конном полку, а татары — в Татарском конном полку.

В 1812 в Вильно Наполеон I (1804-1814/ 1815) набрал из добровольцев эскадрон литовских татар эскадрон во главе с Мустафой Мурзой Ахматовичем, назначенным майором 1-го эскадрона татарской кавалерии французской гвардии. В начала 1813 оставшиеся в живых кавалеристы были причислены к легкой коннице гвардии. В данную эпоху происходит полонизация верхнего и среднего слоя татар, которые переняли польский язык и обычаи, тогда как нижний слой татарского общества перенял белорусский или украинский языки, однако мусульманская религия оставалась, являясь энтноопределяющим фактором.

1919-1939: после восстановления польской государственности в 1918, татары опять стали служить в польской армии. В 1919 из татар был создан «Полк татарской кавалерии им. (полковника) Мутсафы Ахматовича» (Pulk Jazdy Tatarskiej im. Mustafy Achmatowicza польск.), переименованный 3 февраля 1920 в «Татарский полк уланов» (Tatarski Pulk Ulanow imienia Mustafy Achmatowicza польск.), который имел вместо полкового знамени бунчук. Полк был расформирован 10 сентября 1920, а значительная масса кавалеристов перешла в 13-й Полк виленских уланов (13 Pulk Ulanow Wilenskich польск.), 1-я рота которого до 1936 носила название «татарской».

Сибирские татары (тат. Себер) — одна из групп татар, этногенез которых связан с территорией Сибирского ханства. Разговаривают на восточном диалекте татарского языка.

Сибирские татары состоят из 3 этнографических групп: тоболо-иртышских, барабинских и томских татар, различающихся говором и культурными особенностями. Основные занятия скотоводство и пашенное тобольским и тюменским татарам земледелие, известное еще до прихода в регион русских, у барабнцев — рыболовство. По переписи населения 2002 г., сибирских татар насчитывалось 9,6 тыс. человек.

XIII-XVI вв.: этногенез тюрско-татарского населения Западной Сибири — эпоха «донационльного развития» сибирских татар (по татароведу Д.М. Исхакову). Основное ядро сибирских татар вышло из среды кочевников-кипчаков, которые в процессе этногенеза взаимодействовали с угорскими и самодийцами народами. Несмотря на деление социума на массу этно-географических групп-племен, уже во 2-й половине XVI в. сибирские мусульмане уже именуются в русских источниках единым названием («татаровя», «бусормане», «сибирские люди»), что говорит о формировании этнической общности.

1468-1582: существование независимого от Золотой Орды Тюменского, а с 1495 — Сибирского ханства. Существовала этно-социальная стратификация общества: служилые татары, представлявшие золотоордынскую знать, были высшим слоем общества, которые которые жили в городках (последних насчитывают ок. 70), тогда как остальные татары были простым «черным людом», платящим ясак и поставляющим воинов. В 1582-1598 ханство было завоевано казаками, которыми до своей гибели 6 августа 1585 руководил Ермак (между 1532 и 1542-1585).

XV-XX вв.: переселение в Сибирь узбеков и таджиков, которые поселялись в городах под общим названием бухарцев (сартов). Также казанские татары селились в Сибири, в частности, беженцы из-за смут в Казани и после взятия Казани войсками Ивана Грозного. Ногаи постоянно сталкивались с сибирянами, поставив последнему хану Кучуму (1563-1598) гвардейцев. Все они были, в основном, ассмилированы сибирскими татарами к середине XIX в., оказав влияние на культуру сибирян. В конце периода сибирские татары уже полностью осознавали себе как отдельный этнос, что было закреплено уже в советский период с введением пункта «национальность» в общегражданский паспорт.

Татары-тептяри (тат. Типтәр) — этносословная группа татар, известная в Башкортостане.
В 1734 была проведена перепись тепярей и бобылей, они поделены на команды, управляемые старостами, сотниками, старшинами, и подчинились Уфимcкому и Мензелинскому воеводам и Оренбургской комиссии. По характеру своих повинностей тептяри занимали переходное место между военно-служилыми сословиями (башкирами, мишарями, казаками) и государственными крестьянами.

В 1790 тептяри переведены в разряд военно-служилого сословия, из них был сформирован тептярский полк, позднее еще 2-й. Во время Отечественной войны 1812 1-й тептярский полк входил в состава отдельного казачьего корпуса атамана М.И. Платова (1853-1818). С 1855 тептяри присоединены к Башкирскому войску и включены в кантонную систему Башкиро-мещерякского войска. С упразднением Башкирского войска в 1865 исчезло и сословие тептярей. В 1926 во время переписи населения СССР зарегистрировано 27,3 тыс. тептярей, которые позднее вошли в состав татарского и, в меньшей степени, башкирского народа.

Нагабайки этнорелигиозная группа татар, проживающих по большей части в Нагайбакском и Чебаркульском муниципальных районах Челябинской области. Язык — нагайбакский говор татарского языка. Верующие — православные христиане. По российскому законодательству официально являются коренным малочисленным народом РФ.

С XVIII в. в Оренбургском казачьем войске состояли нагайбаки (нагайб?кл?р татар.) — сословие крещенных татар, которые жили и в отдельных поселениях и в казачьих станицах. В конце XVIII в. нагайбаки жили в Верхнеуральском уезде — в Нагайбакской крепости (у современного села Нагайбакский в Челябинской области) и в 13 других поселениях. Сейчас нагайбаки проживают в Челябинской области.

По переписи населения 2002 г. нагайбаков насчитывалось 9,6 тыс. человек, большинство из которых жило Челябинской области (9,1 тыс.). Еще в 1926 г. они считали себя отдельным народом и сохраняли национальное самосознание (11,2 тыс.); в советское время нагайбаки считались частью татарского народа, однако постановлением Правительства РФ № 255 от 24 марта 2000 года «О едином перечне коренных малочисленных народов РФ» нагайбаки опять зарегистрированы как отдельный этнос.

Кряшены(Православные татары) этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют православие. Проживают, в основном, в Татарстане, в небольшом количестве в Башкортостане, Удмуртии, Челябинской области, а также Самарской и Кировской областях. Решающее значение на этногенез кряшенов оказал процесс христианизации татар Поволжья во 2-й половине XVI-XVII вв. («старокрещённые татары») и в 1-й половине XVIII в. («нововокрещённые татары»). Сформировались 5 этнографических групп кряшенов: казанско-татарская, елабужская, молькеевская, чистопольская, нагайбакская (последняя была выделена в отдельную национальность в 2000 г.). По переписи населения СССР 1926 г., кряшен насчитывалось 101,4 тыс. человек, а в 2002 г. — всего 24,6 тыс.

Культурное наследие,семейные ценности.

Татарские традиции домоводства и семейного уклада жизни в большей степени сохранились в селах и поселках. Казанские татары, например, жили в деревянных избах, которые отличалась от русских только тем, что в них не было сеней и общее помещение разделялось на женскую и мужскую половину, разделенную шторой (чаршау) или деревянной перегородкой. В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданное невесты.

Почти в каждом доме на стене висел вставленный в рамку кусочек текста из Корана, так называемый «шамаиль», он висел над порогом в качестве оберега, и на нем было написано пожелание счастья и благополучия. В украшении дома и придомовой территории использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой, так как ислам запрещает изображать человека и животных, в основном вышитые полотенца, покрывала и прочие вещи украшались геометрическими орнаментами.

Татарский народ.

Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег. Татарских девушек воспитывают как скромных и благопристойных будущих хозяек, их заранее учат вести хозяйство и подготавливают к вступлению в брак.
Татарские обычаи и традиции

Татарские обычаи.

Обряды бывают календарного и семейного толка. Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая )
и проводятся каждый год в примерно одно и тоже время. Семейные обряды проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов.

Традиционная татарская свадьба характеризуется обязательным проведением мусульманского обряда никах, он проходит дома или в мечети в присутствии муллы, праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: чак-чак, корт, катык, кош-теле, перемячи, каймак.
Мужчина-жених надевает тюбетейку, женщина-невеста облачается в длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.

Татарская национальная одежда.

История татарского национального костюма Красивые нарядные женские и мужские костюмы с узорами,видео и фото,картинки и описание,отделка ручной работы.Самые распространенные наряды татарского народа,что носили,одевали,какая мода? Татарский национальный костюм — традиционная одежда татар Основа татарского костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары, а также бешмет, чекмень и казакин. В качестве верхней одежды часто надевался халат.

Слово халат имеет происхождение от арабского слова хильгат, верхний элемент рабочей одежды. Также была и чоба — легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен.

Татарская национальная одежда

Чекмень — приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук. Татары независимо от возраста и пола преимущественно носили двубортную с правосторонним (тюркским) запахом одежду, с цельной приталенной спинкой (чабулы кием), с клиньями на боках ниже талии.

Ее обычно шили с наглухо закрытым воротом, с выкроенными плечиками. . Одним из наиболее архаичных видов подобной одежды является чоба — легкая домотканая из чисто белого или в мелкую полоску льняного или конопляного полотна у мужчин и многоцветная — у женщин. Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой.

Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы. Головным убором мужчин, была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш).

Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром – эрпэк) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.

Женский головной убор в прежние времена, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы. Девушки носили мягкие белые калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки.
Носили также налобные и височные украшения – полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.
Татарка
Обязательной частью женской одежды было покрывало. В этой традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания фигуры и прикрывать лицо. В XIX веке на смену покрывалу пришел платок, универсальный головной убор практически для всего женского населения России. Однако женщины разных национальностей носили его по-разному. Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке – так его носят и сейчас.

Татарская свадьба.

Татарские свадебные обряды характеризуются предварительной договоренностью родителей жених и невесты о заключении брачного союза, часто даже без их согласия. Родители жениха обязательно должны заплатить калым, размер которого обсуждается заранее. Если размер калыма жениха не устраивает, и он хочет «сэкономить» ничего нет зазорного в том, чтобы украсть невесту перед свадьбой.

Татарская свадьба

Когда рождается ребенок, к нему приглашают муллу, он проводит специальный обряд, нашептывая в ухо ребенку молитвы, отгоняющие злых духов и его имя. Гости приходят с подарками, для них накрывается праздничный стол.

Ислам имеет огромное влияние на общественную жизнь татар и поэтому татарский народ делит все праздники на религиозные, они носят название «гаете» – например Ураза гаете – праздник в честь окончания поста, или Корбан Гаете праздник жертвоприношения, и светские или народные «байрам», означающий «весенняя красота или торжество».

В праздник Уразы верующие татары-мусульмане целый день проводят в молитвах и разговорах с Аллахом, прося его о защите и снятии грехов, пить и есть можно только после захода солнца.

Татарское духовенство

Во время проведения торжеств Курбан-байрам, праздника жертвоприношения и окончания хаджа, также его еще называют праздник добра, каждый уважающий себя мусульманин после совершения утренней молитвы в мечети должен зарезать жертвенного барана, овцу, козу или корову и мясо раздать нуждающимся.

Сабантуй.

В прошлом татары в массе своей были сельскими жителями. Поэтому их народные праздники были связаны с циклом сельскохозяйственных работ. Как и у других земледельческих народов, особо ожидаемой у татар была весна. Это время года встречали праздником, который получил название «Сабан туе» — «свадьба плуга».

Сабантуй – очень древний праздник. В Татарстана(Әлки районы) обнаружен надгробный камень, надпись на котором гласит, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя.

Традиционно перед праздником юноши и пожилые мужчины начинали сбор подарков к Сабантую. Самым ценным подарком считалось полотенце, которое получали с молодых женщин, вышедших замуж после предыдущего Сабантуя.

Сам праздник отмечали состязаниями. Место их проведения назывался «майдан». Состязания включали в себя скачки, бег, прыжки в длину и высоту, национальную борьбу корэш. Во всех видах состязаний принимали участие только мужчины. Женщины лишь наблюдали со стороны.

Сабантуй

Состязания проводились по веками выработанному распорядку. Начинали их скачки. Участие в них считалось престижным, поэтому на деревенские скачки выставляли коней все, кто мог. Наездниками были мальчики 8—12 лет. Старт устраивали в отдалении, а финиш — на майдане, где их поджидали участники праздника. Победителю дарили одно из лучших полотенец. Владельцы скакунов получали отдельные призы.

В то время когда наездники отправлялись к месту старта, проводились другие состязания, в частности бег. Участники подразделялись по возрасту: мальчики, взрослые мужчины, старики.

После завершения состязаний люди расходились по домам угоститься праздничными кушаньями. А через несколько дней, в зависимости от погоды, приступали к севу яровых культур.

Сабантуй и по сей день остается самым любимым массовым праздником в Татарстане.
В городах это однодневный праздник, а в сельской местности он состоит из двух частей: сбора подарков и майдана.

Но если раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля),

то теперь — в честь их окончания, в июне.

Также обязательно угощение для всех присутствующих – каша или по-татарски боткасы, которая раньше готовилась из общих продуктов в огромном котле на одном из холмов или пригорков. Также на празднике было обязательным наличие большого количества крашеных яиц для того, чтобы их собирали дети. Главный праздник Республики Татарстан Сабантуй признан на официальном уровне и проводится каждый год в Березовой роще поселка Мирный что под Казанью.

Известные и выдающиеся татары.

Татары очень известный народ, славится своим гостеприимством и дружелюбием.Есть интересные – творческие и невероятно талантливые,влиятельные личности.Выдающиеся деятели татарской культуры,общественные деятели,ученые,писатели,поэты,режиссеры,актеры,артисты,музыканты,спортсмены. Предлагаем список известных татар, знаменитых не только в России, но и во всем мире:Габдулла Тукай,Камал Галиаскар,Кул Гали,Ильхам Шакиров,Ренат Ибрагимов,Сара Садыкова,Марат Башаров, Чулпан Хаматова,Кабиров Фирдаус,Дина Гарипова и многие другие.

Загрузка…

На чтение 5 мин Просмотров 8.6к.

Помимо России татары также проживают на территориях:

  • Средняя Азия
  • Северный Китай
  • Европа
  • Турция

Содержание:

  1. Происхождение татарской национальности
  2. На каком языке разговаривают татары?
  3. Татарская кухня
  4. Татарские праздники
  5. Какие национальные костюмы носят татары?

Происхождение татарской национальности

Татарский народ формировался на протяжении долгого времени. В его основе лежит культура таких народов как:

  • Скифы
  • Гунны
  • Булгары
  • Половцы
  • Хазары
  • Финно-угры

Фото чепецких татарок в национальных костюмах с угощениями

Чепецкие татарки

Однако ключевым моментом в их истории стало средневековье. Именно в это время татары, захваченные монголами, основали своё государство на принципах объединения с прочими завоеванными народами.

Благодаря этому сплотилось несколько сословий: духовенство, аристократия и военные, что привело к единой общности татарского народа.

Когда Золотая Орда распалась, остались независимые татарские ханства. Они, в свою очередь, начали делиться на следующие этнические группы по территории проживания:

  • Казанские татары
  • Татары-мишари – проживают на территории Средней Волги, Приуралья, Закамья
  • Астраханские татары
  • Сибирские татары
  • Касимовские татары
  • Кряшены – связаны с территорией Волги и Урала, являются православными
  • Пермские татары
  • Нагайбаки – православное казачество Челябинской области
  • Чепецкие татары – проживают на севере Удмуртии, близ берегов реки Чепцы

Эти подгруппы были объединены в процессе присоединения к Русскому государству. Благодаря единому языку, культурному наследию и религиозному исповеданию их взаимодействие проходило легко. Поэтому в истории известны массовые переселения нескольких локальных этносов.

Например: переселение из Краснодара в Астраханскую губернию.

На каком языке разговаривают татары?

Однако существует несколько диалектов татарского языка, которые зависят от территории проживания татар:

  • Казанский
  • Мишарский
  • Сибирско-татарский
Фото книг на татарском языке

Современный татарский язык представляет собой смесь казанского диалекта с грамматикой мишарского. Однако вторым государственным языком Татарстана считается русский язык. На нём и говорит большинство современных татар.

Татарская кухня

Как и любая другая национальная кухня, корни татарской – глубоко уходят в историю. Благодаря тому, что на протяжении многих веков они вели оседлый образ жизни и занимались животноводством — одна из особенностей их кухни — большое количество блюда из мяса и разнообразие молочных изделий.

У татар, как и у всех мусульман, существует строгий запрет на употребление свинины. Поэтому вялят, солят, жарят, делают колбасу из таких видов мяса, как:

  • Баранина
  • Говядина
  • Конина
  • Мясо птицы (кроме соколов и лебедей — они считаются священными)
Татарское национальное блюдо – губадия
Губадия — круглый пирог с многослойной начинкой

А из цельного молока делали прохладительные напитки: айран, катык (простокваша), каймак (жирные сливки). Также у татар существует несколько видов творога: из катыка делают сюзме, из молока и закваски — эремчек.

Татарские праздники

Известнейшими национальными праздниками у татар считаются:

  • Сабантуй – праздник в честь начала сева яровых. Самый главный праздник земледельцев, который каждый год отмечается по-разному: дату проведения назначают старейшины, которые собираются после окончательного таяния снега.

Девушки танцуют на татарском празднике «сабантуй»Скачки на лошадях на празднике татар – сабантуй

  • Навруз — «мусульманский новый год», который приходит 21 марта — в день весеннего равноденствия. День обновления природы и начала новой жизни.
  • Каз Омэсе — старинный праздник для молодежи в начале зимы, как только наступали крепкие морозы. Его суть заключается в том, что молодые люди собираются вместе и начинают выщипывать гусей, чтобы приготовить зимний запас провианта.

Какие национальные костюмы носят татары?

Куклы в татарских национальных костюмах

В основе татарского костюма лежит рубаха-платье — «кулмек», под которую обязательно надевали шаровары. Верхним слоем одежды считались: кафтан со стоящим воротничком — «бешмет», полукафтан на крючках — «казакин» и халат. Девушки украшали свои наряды ярким фартуком или бархатной жилеткой.

В статье использованы материалы сайтов ru.wikipedia.org, tatarlar.info

Фото: открываяудмуртию.рф (Дмитрий Вороширин), vk.com/yanaryshudm, afisha7.ru, vk.com/kam_adm, vk.com/vpmuseum

Как традиции проявляются:
— в народном костюме
— в национальной кухне
— в обустройстве дома
— в обычаях, обрядах, правилах поведения

Татары — один из древнейших народов нашей страны. Их традиции возникли много веков назад. Я хочу рассказать подробнее обо всех национальных особенностях. 

Народный костюм

У коренных татар очень красивые костюмы. Главное отличие мужчин — тюбетейка. Мужчины в возрасте носят неяркие тюбетейки, а молодые могут надеть цветной головной убор. Женщины украшают свои шляпы ювелирными камнями. 

Традиционный костюм татар состоит из шароваров и длинной рубахи, похожей на платье. Дополняет этот образ кафтан. 

Особенностью нарядов татар всегда был орнамент. Он обладал магическим характером. Например, на груди у женщин была особенная вышивка, потому что они кормили детей. 

Татары ценят мех. Верхнюю одежду шьют из куницы, лисы или бобра. Обувь изготавливают из цветной кожи. Вся одежда татар свободная и красочная.

Национальная кухня

Кухня татарского народа отличается своей неповторимостью. Татары любят как мясные блюда, так и выпечку. Например, на свадьбу традиционно подают гуся. Еще одно известное лакомство — эчпочмак. Это треугольник из теста, в который кладут мясо, картошку и лук. 

Очень часто на столе татар можно встретить кисломолочные блюда. Самое популярное — катык. В нем много витаминов. Если его разбавить водой, то получится айран. Катык иногда подвешивают в марле, чтобы сделать творог. 

Обустройство дома 

Татары — гостеприимный народ, поэтому их дома обустроены по-особенному. Дома татар делятся на мужскую и женскую половины. В мужской есть место для отдыха и приема гостей. В женской половине хозяйка трудится за ткацким станком, прядет или вышивает. 

Традиционно в домах татар встречаются нары, антресоли и красные сундуки. В последних хранится приданое невесты.

Весь интерьер дома отличается яркостью и наличием живых цветов и картин. Фотографии в домах татар встречаются редко. 

Обычаи и порядки татар

Многие правила поведения татар соблюдаются до сих пор. Среди нашего народа принято уважать старших, чтить отца и мать. Девочек с малых лет учат вести хозяйство. Гостям в татарском доме всегда рады. 

Свадебное торжество по традиции сопровождается никахом. Для этого на столе обязательны такие блюда, как катык, чак-чак (обжаренные кусочки теста с медом) и губадия (слоеный пирог).

Татары всегда отмечают традиционные праздники: Сабантуй, Курбан-байрам, Каз умасе. Одна из особенных традиций — выбор имени новорожденному. Эту роль выполняют почетные старцы семьи. 

Татары всегда чтили свои традиции. Они передаются из поколения в поколение и позволяют сохранить самобытность народа.

Все ответы к рабочим тетрадям по окружающему миру, подробный разбор сложных заданий здесь


1


Татары на Волге Подготовили ученики 5 класса: МОУ «Гимназия г. Вольска» Малышев Александр, Пядышев Виктор, Куракс Алена. Учитель: Пядышева Н.А.


2


Кто такие татары? Татаре, тартары, тюрко-татаре — термин, которому в разные времена и у разных народов придавали весьма различный объем и значение. Современные лингвистические, исторические и археологические исследования привели к заключению, что слово это китайского происхождения, читается в различных частях Китая как «та-та», «тар-тар», «та-дзе».


3


ТАТАРЫ – этонарод. Основное население Татарии. Числ чел., в т. ч. в Татарии чел. Среди татар Среднего Поволжья и Приуралья преобладают представители большой европеоидной расы. Татары Ср. Поволжья и Приуралья и сибирские татары говорят на татарском языке.


4


Основные занятия татар Основное традиционное занятие – пашенное земледелие (рожь, пшеница, овес, горох, ячмень, гречиха, просо, лен, конопля).


5


Животноводство было стойлово-пастбищным


6


У астраханских татар основные занятия — скотоводство и бахчеводство.


7


Занимались пчеловодством.


8


Было развито разведение птицы: кур, гусей, уток.


9


Огородничество и садоводство у татар не получили широкого развития. Значит, часть татар занималась ремеслами — ювелирным, кожевенным, обработкой шерсти, волокна, изготовлением узорной азиатской обуви, вышитых головных уборов и др.


10


Татарские поселения У татар Поволжья и Приуралья существовали городские и сельские поселения. Татарская деревня (авыл) вплоть до XIX в. сохраняли традиции раннего характера расселения: дома располагались в глубине дворов, улицы были узкие с крутыми поворотами и тупиками, длинными заборами.


11


Господствующая форма построек — четырех- или пятистенная изба со своеобразной раскраской и многочисленными декорированными деталями.


12


Дом делился на мужскую (чистую) и женскую (кухонную) половины. Своеобразный элемент интерьера — нары — место сна, отдыха, еды.


13


Печь глинобитная, с вмазанным котлом.


14


Основу питания составляла мясомолочная и растительная пища — супы, заправленные кусочками теста или крупой, а также каша,


15


хлеб из кислого теста, лепешки, блины.


16


Из конины готовили вяленую колбасу. Любимым лакомством был вяленый гусь.


17


Широко был распространен чай. Употребляли и эйран — разбавленный водой катык (катык — особый вид кислого молока).


18


Татарская музыка близка к музыке других тюркских народов, особенно башкир. Наиболее распространенные музыкальные инструменты:,


19


гармонь-тальянка


20


курай (типа флейты),


21


кубыз (губной варган),


22


у татар-мишарей — скрипка (Зуду к),


23


У татар-кряшен — гусли.


24


Устное народное творчество татар В устном народном творчестве татар представлены сказки и легенды, байты и песни, загадки, пословицы и поговорки. Распространенным жанром являлись байты — произведения эпического или лиро-эпического характера, повествующие об исторических событиях, а также исторические песни (о батырах), воспевающие борьбу народа с угнетателями и врагами. Широко были распространены песни-четверостишия лирического и социального содержания.

  • Рассказ о тасманском дьяволе
  • Рассказ о тарзане слушать
  • Рассказ о танцевальном коллективе
  • Рассказ о танце тарантелла
  • Рассказ о танце танго