Татары – тюркский народ, проживающий на территории центральной части европейской России, а также в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на территории Крыма, а также в Казахстане, в государствах средней Азии и в китайской автономной республике СУАР. В РФ проживает около 5,3 миллиона человек татарской национальности, что составляет 4% всего населения страны, по численности они занимают второе место после русских, 37% всех татар России проживает в Республике Татарстан в столице Приволжского федерального округа со столицей в городе Казань и составляют большую часть (53%) населения республики. Национальный язык – татарский (группа алтайских языков, тюркская группа, кыпчакская подгруппа), имеет несколько диалектов. Большинство татар – мусульмане-сунниты, встречаются и православные, и не относящие себя к конкретным религиозным течениям.
Содержание:
- Культура и быт
- Традиции и обычаи
Культурное наследие и семейные ценности
Татарские традиции домоводства и семейного уклада жизни в большей степени сохранились в селах и поселках. Казанские татары, например, жили в деревянных избах, которые отличалась от русских только тем, что в них не было сеней и общее помещение разделялось на женскую и мужскую половину, разделенную шторой (чаршау) или деревянной перегородкой. В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданное невесты. Почти в каждом доме на стене висел вставленный в рамку кусочек текста из Корана, так называемый «шамаиль», он висел над порогом в качестве оберега, и на нем было написано пожелание счастья и благополучия. В украшении дома и придомовой территории использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой, так как ислам запрещает изображать человека и животных, в основном вышитые полотенца, покрывала и прочие вещи украшались геометрическими орнаментами.
Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег. Татарских девушек воспитывают как скромных и благопристойных будущих хозяек, их заранее учат вести хозяйство и подготавливают к вступлению в брак.
Татарские обычаи и традиции
Обряды бывают календарного и семейного толка. Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая и т.д.) и проводятся каждый год в примерно одно и тоже время. Семейные обряды проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов.
Традиционная татарская свадьба характеризуется обязательным проведением мусульманского обряда никах, он проходит дома или в мечети в присутствии муллы, праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: чак-чак, корт, катык, кош-теле, перемячи, каймак и т.д., гости не едят свинину и не пьют спиртные напитки. Мужчина-жених надевает тюбетейку, женщина-невеста облачается в длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.
Татарские свадебные обряды характеризуются предварительной договоренностью родителей жених и невесты о заключении брачного союза, часто даже без их согласия. Родители жениха обязательно должны заплатить калым, размер которого обсуждается заранее. Если размер калыма жениха не устраивает, и он хочет «сэкономить» ничего нет зазорного в том, чтобы украсть невесту перед свадьбой.
Когда рождается ребенок, к нему приглашают муллу, он проводит специальный обряд, нашептывая в ухо ребенку молитвы, отгоняющие злых духов и его имя. Гости приходят с подарками, для них накрывается праздничный стол.
Ислам имеет огромное влияние на общественную жизнь татар и поэтому татарский народ делит все праздники на религиозные, они носят название «гаете» – например Ураза гаете – праздник в честь окончания поста, или Корбан Гаете праздник жертвоприношения, и светские или народные «байрам», означающий «весенняя красота или торжество».
В праздник Уразы верующие татары-мусульмане целый день проводят в молитвах и разговорах с Аллахом, прося его о защите и снятии грехов, пить и есть можно только после захода солнца.
Во время проведения торжеств Курбан-байрам, праздника жертвоприношения и окончания хаджа, также его еще называют праздник добра, каждый уважающий себя мусульманин после совершения утренней молитвы в мечети должен зарезать жертвенного барана, овцу, козу или корову и мясо раздать нуждающимся.
Одним из самых значительных доисламских праздников считается праздник плуга Сабантуй, который проводится весной и символизирует окончание посевных работ. Кульминация торжества — проведение различных соревнований и состязаний в беге, борьбе или скачках на лошадях. Также обязательно угощение для всех присутствующих – каша или по-татарски боткасы, которая раньше готовилась из общих продуктов в огромном котле на одном из холмов или пригорков. Также на празднике было обязательным наличие большого количества крашеных яиц для того, чтобы их собирали дети. Главный праздник Республики Татарстан Сабантуй признан на официальном уровне и проводится каждый год в Березовой роще поселка Мирный что под Казанью.
На чтение 5 мин Просмотров 8.6к.
Помимо России татары также проживают на территориях:
- Средняя Азия
- Северный Китай
- Европа
- Турция
Содержание:
- Происхождение татарской национальности
- На каком языке разговаривают татары?
- Татарская кухня
- Татарские праздники
- Какие национальные костюмы носят татары?
Происхождение татарской национальности
Татарский народ формировался на протяжении долгого времени. В его основе лежит культура таких народов как:
- Скифы
- Гунны
- Булгары
- Половцы
- Хазары
- Финно-угры
Однако ключевым моментом в их истории стало средневековье. Именно в это время татары, захваченные монголами, основали своё государство на принципах объединения с прочими завоеванными народами.
Благодаря этому сплотилось несколько сословий: духовенство, аристократия и военные, что привело к единой общности татарского народа.
Когда Золотая Орда распалась, остались независимые татарские ханства. Они, в свою очередь, начали делиться на следующие этнические группы по территории проживания:
- Казанские татары
- Татары-мишари – проживают на территории Средней Волги, Приуралья, Закамья
- Астраханские татары
- Сибирские татары
- Касимовские татары
- Кряшены – связаны с территорией Волги и Урала, являются православными
- Пермские татары
- Нагайбаки – православное казачество Челябинской области
- Чепецкие татары – проживают на севере Удмуртии, близ берегов реки Чепцы
Эти подгруппы были объединены в процессе присоединения к Русскому государству. Благодаря единому языку, культурному наследию и религиозному исповеданию их взаимодействие проходило легко. Поэтому в истории известны массовые переселения нескольких локальных этносов.
Например: переселение из Краснодара в Астраханскую губернию.
На каком языке разговаривают татары?
Однако существует несколько диалектов татарского языка, которые зависят от территории проживания татар:
- Казанский
- Мишарский
- Сибирско-татарский
Современный татарский язык представляет собой смесь казанского диалекта с грамматикой мишарского. Однако вторым государственным языком Татарстана считается русский язык. На нём и говорит большинство современных татар.
Татарская кухня
Как и любая другая национальная кухня, корни татарской – глубоко уходят в историю. Благодаря тому, что на протяжении многих веков они вели оседлый образ жизни и занимались животноводством — одна из особенностей их кухни — большое количество блюда из мяса и разнообразие молочных изделий.
У татар, как и у всех мусульман, существует строгий запрет на употребление свинины. Поэтому вялят, солят, жарят, делают колбасу из таких видов мяса, как:
- Баранина
- Говядина
- Конина
- Мясо птицы (кроме соколов и лебедей — они считаются священными)
А из цельного молока делали прохладительные напитки: айран, катык (простокваша), каймак (жирные сливки). Также у татар существует несколько видов творога: из катыка делают сюзме, из молока и закваски — эремчек.
Татарские праздники
Известнейшими национальными праздниками у татар считаются:
- Сабантуй – праздник в честь начала сева яровых. Самый главный праздник земледельцев, который каждый год отмечается по-разному: дату проведения назначают старейшины, которые собираются после окончательного таяния снега.
- Навруз — «мусульманский новый год», который приходит 21 марта — в день весеннего равноденствия. День обновления природы и начала новой жизни.
- Каз Омэсе — старинный праздник для молодежи в начале зимы, как только наступали крепкие морозы. Его суть заключается в том, что молодые люди собираются вместе и начинают выщипывать гусей, чтобы приготовить зимний запас провианта.
Какие национальные костюмы носят татары?
В основе татарского костюма лежит рубаха-платье — «кулмек», под которую обязательно надевали шаровары. Верхним слоем одежды считались: кафтан со стоящим воротничком — «бешмет», полукафтан на крючках — «казакин» и халат. Девушки украшали свои наряды ярким фартуком или бархатной жилеткой.
В статье использованы материалы сайтов ru.wikipedia.org, tatarlar.info
Фото: открываяудмуртию.рф (Дмитрий Вороширин), vk.com/yanaryshudm, afisha7.ru, vk.com/kam_adm, vk.com/vpmuseum
Татары(татарлар)– великий тюркский народ ,проживающий на территории центральной части европейской России, в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на территории Крыма, в Казахстане,
в государствах средней Азии и в китайской автономной республике СУАР, а также в
США,Финляндии,Германии,Польше,Австралии,Японии,Франции,Турции,ОАЭ.
В РФ проживает около 5,3 миллиона человек татарской национальности, что составляет 4% всего населения страны,
по численности они занимают второе место после русских, 37% всех татар России проживает в Республике Татарстан
в столице Приволжского федерального округа со столицей в городе Казань и составляют
большую часть населения республики.
Национальный язык – татарский (группа алтайских языков, тюркская группа, кыпчакская подгруппа),
имеет несколько диалектов.
Большинство татар – мусульмане-сунниты, встречаются и православные,
и не относящие себя к конкретным религиозным течениям.
История татар,происхождение.
Первое упоминание о татарах — 732 — племена «отуз-татар» и «токуз-татар» фигурируют в тексте тюркской рунической надписи, посвященной военачальнику Второго тюркского каганата Кюль-тегинy (Kul Tigin тюрк., 685-731). Через уйгуров название «татары» попало в китайские источники, в которых оно регулярно встречается с 842 — по-китайски: дада, датан. Согласно китайским источникам, племена татар жили в Х-ХI вв. по верхнему и среднему течению Амура. Тюркский ученый Махмуд Кашгарский (1029-1101) называл обширный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном «Татарской степью».
Махмуд Кашгарский в своем бессмертном лингвистическом труде «Диван лугат ат-тюрк» (Kitabu divan-i lugat it-Turk — «Собрание тюркских диалектов») отметил, что у народов чумул, кай, ябаку, татар и басмыл есть свой язык, но они хорошо говорят и на тюркском, что, видимо, подтверждает монголоязычность древних татар. В «Сокровенном сказании» (ок. 1240), излагающем историю Чингис-хана (1155/ 1162-1227), упоминаются различные татарские племена: айриуд-буйрууд, обое татар и дорбен-татар («четверо татар»), делящееся на 4 рода: чаан-татар, алчи-татар, дудаут-татар и алухай-татар (Сокровенное сказание, § 16, 53, 58, 141, 153). К середине XII в. татары стали одним из наиболее сильных племенных объединений в Монголии.
Они разгромили монголов на рубеже 60-70-х гг. XII в. Китайские источники стали называть «татарами» (да-дань) всех кочевников восточной части Великой Степи независимо от их этнической принадлежности. В 1196 Чингиз-хан разгромил татар, а в 1202 уничтожил всех татар, кто ростом был выше оси телеги, в наказание за их восстание. Остатки татар были инкорпорированы в монгольскую орду.
1204-1241: эпоха великих монгольских завоеваний, образование Монгольской империи (Yeke Mongyol ulus старомонг. — «Великое Монгольское государство» с 1211) от Кореи до Румынии площадью 2 млн 741 тыс. км кв (22% суши) и с населением ок. 100 млн человек
1224-1391: время существование Золотой Орды (Улуса Джучи), в которой правили потомки старшего сына Чингиз-хана Джучи (ок. 1184-ок. 1227). Улус включал в себя территорию Южной Украины, Северный Кавказ, Поволжье, Западная Сибирь, Казахстан и северную часть Средней Азии. В 1269 улус стал полностью независим от великого хана в Ханбалыке. Основную массу кочевого населения Орды составляли кочевые кипчаки (половцы). Доля собственно монголов среди номадов была невелика, и вскоре они растворились в окружавшей их тюркской массе. Оседлое население составляли булгары, народы Поволжья и Хорезма. В XIII в. официальным языком Золотой Орды был монгольский, дипломатическим — уйгурский, а разговорным — кипчакский, который стал общеупотребительным и к середине XIV в. превратился в официальный.
1312: хан Золотой Орды Узбек (1312-1342), приняв ислам, сделал его официальной религией государства и стал преследовал шаманистов и буддистов.
1391-1502: упадок Золотой Орды и ее падение в 1502, когда войска Крымского ханства взяли Сарай, столицу Большой Орды — остатка Золотой Орды, вынудив последнего хана Шейх-Ахмеда (1495-1502) бежать в Литву.
XIV-начало XVIII вв.: во время нестабильности в Золотой Орде и татарских ханствах масса татарских князей с сопровождающими перешла на службу в Московское царство. Основная масса татарской знати влилась в господствующий слой русского общества и стала служилыми людьми.
1799-1920: служилые татары-казаки мусульманского вероисповедания в составе Донского, Оренбургского, Уральского и Сибирского казачьего войска. 12 октября 1799 по именному указ Павла I (1796-1801), ясачные крестьяне и татары Оренбургского округа были выключены из подушного оклада и причислены к Оренбургскому казачьему войску, однако в 1819 значительная часть оренбургских татар была переведена в податное сословие.
В Сибирском казачьем войске в 1914 г. казаков-татар было всего 0,81%, т.е. около 1,3 тыс. человек. История татар-казаков заканчивается с ликвидацией казачества как класса в Советской России декретом ВЦИК в 1920.
1918-1922: в ходе Гражданской войны в России некоторая часть татар эмигрировала в Турцию и в Харбин в Китае, откуда позже переселились в различные страны Европы и Америки.
Татары.Субэтносы
Татары состоят из нескольких субэтносов. Самыми крупными из них являются:
Казанские татары, Касимовские татары, Мишари,Астраханские татары, Польско-литовские татары,Сибирские татары, Тептяри, Нагайбаки, Кряшены(Православные татары).
Казанские татары (тат. Казанлы) — одна из основных групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Казанского ханства. Разговаривают на среднем диалекте татарского языка.
Три основных научных гипотезы об этногенезе казанских татар:
1) булгаро-татарская — основная в советское время. Татары считались автохтоным населением — прямыми потомками тюркских волжских булгаров, на которых господство монгольских ханов оказало незначительное влияние;
2) монголо-татарская гипотеза, согласно которой основой татарского этноса стали монголо-татарские племена, смешавшиеся с половцами;
3) тюрско-татарская гипотеза, выделяющее многоэтапность этногенеза татар: булгарский с преобладанием тюрского элемента, золотоордынский, время существования Казанского ханства, консолидация нации в составе Русского государства в XVI-XVIII вв. и становление нации в XVIII-XX вв. На сегодняшний день данное сложное построение принимается большинством исследователей.
670-е гг.-конец IX в.: одно из древних тюкроязычных болгар племен, состоявшая преимущественно из кутригуров, под предводительством Котрага, сына Кубрата (ок. 605-ок. 665), хана Великий Болгарии, двинулась из Приазовских степей на север, в лесостепные районы Cредней Волги и Камы, где начала смешиваться с местным финно-угорским населением.
Начало X в.-1240: существование государства Волжская Булгария. В 922 булгары приняли ислам, ставшей основной религией населения. На смену рунической системе письма пришло арабское. В этот период формируется булгарская оседлая народность — предки татар и чувашей. В 1236-1240 Булгария была завоевана монголами.
1241-1391: «этап средневековой татарской этнополитической общности» в составе улуса Золотой Орды. Этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилых сословий, мусульманского духовенства ведёт к формированию к XIV в. татарской этнополитической общности. На основе огузо-кыпчакского языка происходит становление литературного старотатарского языка, самый ранний памятник которого — поэма Кул Гали (1183-1236) «Кыйса-и Йосыф» («Легенда об Иосифе») написана еще в 1233. Монгольский язык выходит из употребления даже в канцелярии к концу XIV в.
1438-1552: эпоха Казанского ханства — формирование этнической общности, имевшей локальное самоопределение. Основная масса татар согласно этносословной стратификации занимала в государстве привелегированное положении, в частности татары были «казаками», которые были обязаны служить за владение землей.
1552-1556: завоевание казанского ханства войсками Ивана Грозного — Казанская война. 15 октября 1552 после 41-дневной осады 150-тысячным русским войском пала Казань, которую защищали ок. 30 тыс. воинов. Мужчины, в основном, перебиты, женщины и дети взяты в плен. Вскоре, в 1552-1553, началось восстание сотника марийца Мамич-Бердея (Мамыш-Берды татар.). Было объявлено восстановление Казанского ханства, во главе которого встал ногайский мурза Али-Акрам.
Ханство объявило России войну, что вынудило Ивана Грозного летом 1553 начать свой 5-й казанский поход. Территории ханства стали прочесываться в поисках мятежников, которые принимали бой. В апреле 1556 столица восставших Чалым была взята штурмом, а Али-Акрам был убит, а Мамич-Бердей был взят в плен и казнен в Москве. Для гарантии будущей безопасности в будущем в Казань были переселены 7000 русских колонистов, а всё её прежнее население выселено в Кураншеву слободу. Земли, запустевшие во время подавления восстания, Иван Грозный передал своим приближённым, и они были заселены русскими из центральной России.
XVI-XVIII вв.: этап консолидации локальных групп татар в составе Русского государства. После присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к России, усилились процессы миграции татар (в частности, с Оки на Закамскую и Самаро-Оренбургскую линии, с Кубани в Астраханскую и Оренбургскую губернии) и взаимодействия между различными его этническими группами, способствовавшее их языковому и культурному сближению. Объединяющим в определённой степени являлось и отношение Русского государства и русского населения, не различавшие различные группы татарского народа.
XVI-XVIII в.: из-за религиозных притеснений и насильственной христианизации, захвата земель, приписывания к заводам происходят восстания мусульманского населения Поволжья. 1572-1574, 1582-1584 — cтихийные народные восстания в конце правления Ивана Грозного. В 1615-1616 из-за введения новых налогов и рекрутской повинности происходит восстание татар, чувашей и башкир под предводительством татарина Джангали Шагурова (ЖэмАли Шогер татар.).
В 1662 татары и башкиры напали на русские крепости. В 1669 6-тысячный отряд татар под предводительством Хасана Карачурина присоединился к восстанию Степана Разина (ок. 1630-1671). 1682-1684 — до 30 тыс. представителей поволжских народов во главе с муллой Сагитом Ягафаровым поднялись на борьбу против насильственной христианизации.
Отряд из Тамьянской волости Зауралья возглавлял башкир Тюлекей-батыр (Тулэкей-батыр татар.), позднее взятый в плен и казенный. В 1705 из-за введения новых многочисленных налогов произошло выступление татар во главе с Дюмаем Ишкаевым. 1707-1708 — восстание Алдара-тархана и Кусюма-батыра, сына казненного Тюлекея, которые руководили восставшими общей численностью до 30-40 тыс. человек, действовавших во всем Волжско-Уральском крае. В ходе подавления восстания только в Казанской провинции было убито ок. 11 тысяч, ограблено и сожжено свыше 300 деревень. В 1709-1711 отряд Алдара продолжал сражаться в При- и Зауралье.
В 1717-1718 ясачный татарин Саит-батыр и его племянник Габдрахман Туйкин, выйдя из казахских степей с 5-тысячным отрядом, снова начали боевые действия против русских властей. В 1735-1740 против строительства крепостей вспыхнуло новое восстание 10 тысяч татар и башкиров, руководителями которых стали учитель Кильмяк Нурушев и старшина Тамьянской волости Казанской дороги Акай Кусюмов. По подсчетам историка П. Рычкова, за период 1735-1737 в ходе подавления восстания в Казанской губернии было сожжено 696 деревень, 16893 человека были убиты в ходе боев или казнены, 3406 человек сослано в ссылку, 9194 женщин и детей было роздано русским.
Восстание 1755-1756 годов под предводительством имама Батырши- «Смелого шаха» (Габдулла Галиев, 1715-1762) охватило обширные территории Волго-Уральского региона. Активно участвовали татары и в Пугачевской крестьянской войне в 1773-1775: число татарских повстанцев исчисляется в 84 тыс. человек.
1570-е гг.-1917: участие татар в военных кампаниях русского государства. В 70-х годов XVI в. в охране границ Российского государства против набегов кочевников на территории Арзамасского уезда принимают участие арзамасские служилые татары, а в 1580-х гг. — алатырские служилые. В XVI в. татарская знать, находившаяся на службе московского государя, входила в состав поместной конницы 10 тыс. — из 70 тыс.
Во время Ливонской войны (1558-1583) количество служилых татар в армии из 33,4 тыс. человек составляло 5854 воина. Участвовали отряды татарских музр и во 2-м ополчении, которое отправилось освобождать Москву в 1612. В 1613 был издан царский указ о верстании татар на военную службу и в 1615 число татарских всадников, отправленных на войну против Речи Посполитой, было 6019.
Татары участвовали в войнах с поляками в 1617, 1632-1634, 1647-1667 и в 1673, против турок и крымцев — в 1677-1679, 1689, против шведов — в Северную войну (1700-1721). В начале XVIII в. служилые татары переведены в сословие однодворцев, — в основном, мелких землевладельцев, служащих за обладание землей в пограничной территории. В 1722 Петром I (1682-1725) рекрутская повинность была распространена на татар. В это же время было принято решение призывать 10-12-летних мальчиков на службу в качестве денщиков офицеров. Татары (всадники, пешие и гребцы) принимали участи в Персидском походе Петра I в 1722-1723. Также участвовали татарские солдаты в Отечественной войне 1812 г. (2 из 4 конных полков участвовали в боевых действиях), в Кавказской войне, длившейся с 1817 по 1864, в Крымской войне (1853-1856). Во время Первой мировой войны в российскую армию были призваны около 1,5 млн. татар и башкир.
XVIII-начало XX в.: становление татарской нации. С XVIII до середины XIX в. — этап «мусульманской» нации, на котором объединяющим фактором выступала религия. С середины XIX в. до 1905 г. — этап «этнокультурной» нации. С 1860-х гг. система образования книгоиздание и периодическая печать на татарском языке завершили утверждение в самосознании всех основных этнических групп татар представления о принадлежности к единой нации. Во 2-й половины XIX в. начинает формироваться современный татарский литературный язык, к 1910-м гг. он полностью вытесняет старотатарский.
1905-1990: этап «политической» нации, имеющей свое государственное образование. Первым проявлением были требования культурно-национальной автономии, высказанные интеллигенцией во время революции 1905-1907. 22 марта 1918 декретом ВЦИК РСФСР была провозглашена автономная Татаро-Башкирская Советская Республика, которая, однако, не была организована из-за начавшейся Гражданской войны и в связи с созданием отдельной Башкирской АССР 23 марта 1919. 27 мая 1920 был подписан декрет ВЦИК и Совнаркома РСФСР об образовании Татарской Советской Республики в составе РСФСР, переименованная 30 декабря 1922 при образовании СССР в Татарскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. После середины 1920-х гг. в республике исчезают остатки этносословного самосознания.
Формируется «советская социалистическая» татарская нация. С 30 августа 1990 республика официально называется Республика Татарстан.
1942-1945: формирование из плененных немцами татар и других народов Поволжья волжско-татарского легиона «Идель-Урал» численностью 12,5 тыс., боевой группы «Идель-Урал» Восточно-тюркского соединения СС, 15 хозяйственных, саперных, железнодорожных и дорожно-строительных рот. Всего — ок. 40 тыс. человек. Организационно части подчинялся командованию восточных легионов
Касимовские татары (тат. Кәчим) — одна из групп татар, этногенез которых связан с территорией Касимовского ханства. Разговаривают на среднем диалекте татарского языка.
В 1452 великий князь Василий II Темный (1425-1462 гг.) пожаловал Низовой Городец за службу татарскому царевичу Касиму (1562-1569 гг.), бежавшему в Россию из Казани. Таким образом было образовано буферное с Казанским ханством государство на Рязанской земле. В 1471 в честь Касима город и получил свое современное название.
В 1575 по неясной причине касимовского хана Саин-Булата (1567-1573), принявшего крещение в 1573 под именем Симеона, царь Иван Грозный сделал на 11 месяцев вместо себя «царем и великим князем Всея Руси», венчав на царство в Успенском соборе в Кремле. Он известен в документах как царь Симеон Бекбулатович (1575-1576). Потом бывший царь получил во владение Тверское княжество. В 1681 Касимовское ханство было упразднено.
Татары-мишари (тат. Мишәр) — одна из основных групп татар, этногенез которых проходил на территории Средней Волги, Дикого поля и Приуралья. Разговаривают на западном диалекте татарского языка.
Мишарлэр — этнографическая группа татар, говорящая на западном диалекте татарского языка, проживающая на территории Башкирии. Название, вероятно, восходит к к финно-угорскому племени мещёра, часть которого обрусела, а другая — отатарилась. После распада Золотой Орды земля мишарей не вошла в состав Казанского ханства, а с 1493 вошла в состав Русского государства. Еще в 1784 мурзы мишарей были приравнены в своих правах к русскому дворянству.
В целом, название «мишари»-мещёра обозначало служилое сословие Башкиро-мещёрякского войска, созданного в 1798 на основе переселенных в Башкирию служилых татар из Пензенской и Симбирской губерний. Башкиро-мещерякское войско — иррегулярные воинские формирования, расселенные по типу казачьих войск на территории Оренбургской, Самарской и Вятской губерний. Территориально войско делилось на 16 кантонов, 5 из которых были мишарских. Военнообязанными были мужчины в возрасте 20-50 лет, служившие от 4-5 дворов поочерёдно.
Мишари участвовали в походах и несли пограничную службу вдоль реки Урал. В Отечественной войне 1812 года из мишарей было сформировано 2 конных полка, 1-й полк в 1812-1814 нес гарнизонную службу в Москве, а 2-й полк дошел до Парижа. В 1847 был установлен 30-летний срок службы. По «Положению о башкирах» от 14 мая 1863 г. башкиры, мишари, тептяри и бобыли получили права свободных сельских жителей, а 2 июля 1865 была упразднена кантонная система. При переписи 1926 г., 242 тыс. человек отнесли себя к мишарям.
Астраханские татары (тат. Әстерхан) — этнотерриториальная группа татар, этногенез которых связан с территорией Астраханского ханства.
1456-1556: период формирования народа во время существования Астраханского ханства со столицей в Хаджи-Тархане в 12 км от Астрахани, которое стало полностью независимым в 1502, когда перестала существовать Большая Oрда. В 1554 у хана насчитывалось 500 мурз и 10 тыс. «черных людей», которые вели полукочевой образ жизни. 2 июня 1556 русский отряд вошел в столицу, которую покинула большая часть населения вместе с последним ханом Дервиш-Али (1554-1556), бежав в Азов под защиту турок.
XVIII-XX вв.: формирование смешанного населения в Астраханской губернии (существовала с 1717). Северный районы были освоены русским и украинским населением. На Нижнюю Волгу стали прибывать первые группы из представителей народов Среднего Поволжья: чуваши, мордва, казанские татары. Осели полукочевые пригородные юртовские ногайцы, переходили к оседлости едисанские (килинчинские) ногайцы. Языки юртовских татар и карагашей испытали сильное влияние ногайского языка. В области кочевали калмыки и казахи.
В XVIII в. усилилось этническое взаимодействие и смешение астраханских с волго-уральскими татарами. В конце XVIII в. доля последних в Астраханской губернии составила 13,2%, а в начале XX в. превысила 1/3 от общей численности татарского населения.
Польско-литовские татары (польские татары, белорусские татары) — потомки крымских и ногайских татар, живущие на территории бывшей Речи Посполитой: в Северо-Восточной Польше (447 человек в 2002 г.), Белоруссии (10,1 тыс. по данным переписи 1999 г.), Литве (3,2 тыс., 2001 г.), Юго-Восточной Латвии (3 тыс. татар). Всего в мире насчитывается 10-15 тыс. польско-литовских татар. Обычно татары двуязычны, говоря также на языке того государства, в котором они живут. Используют латиницу или кириллицу в зависимости от страны проживания.
По религии — мусульмане-сунниты. Этот татарский субэтнос имеет свой этноним — «липки» (ед.ч. Lipka польск.), образованный от крымско-татарского названия Литвы Libka/ Lipka, от которого образовался польский деривант Lipka. Литовские татары, таким образом, сами стали называть себя «липки», используя термин крымцев (lupkalar, lupka tatarlar турец.).
1397-1775: в 1397 масса пленных крымских татар была поселена литовским князем Витовтом (1492-1430) в окрестностях Вильнюса, Тракая, Каунаса, Минска (в будущей Татарской слободе) и Гродно. Даже лишенный власти в Золотой Орде Тохтамыш (1381-1395) с многочисленными сопровождающими нашел приют в Литве у Витовта в 1398-1399. Литовский князь Свидригайло (1430-1432) собрал 3000 татар и ногаев для службы в своей армии.
В частности, татары сражались в Грюнвальдской битве в 1410, в походе на Вену в 1683. Количество татар в Литве увеличивалось за счет пленных и беглецов из Золотой Орды и Крымского ханства, продолжавшегося до начала XVI в. Татары женились на местных женщинах. В XVI в. часть татар, особенно знать, уже перешла на польский язык, тогда средние и низшие слои стали говорить на белорусском, используя, впрочем, для письма арабский алфавит (до 1930-х гг.).
Ислам остался этноопределяющим фактором. Согласно анонимному сочинению «Risale-yi Tatar-i Leh», написанному в 1557-1558 для турецкого султана Сулеймана Великолепного (1520-1566), существовало 100 татарских поселений с мечетями. До середины XVI в. татарская знать обладала равными правами с литовской шляхтой, а татары стали служилым классом, имевшим землю, освобожденную от налогов, и обладавшим свободу вероисповедания.
В 1775 сейм подтвердил привилегия татар. Татары служили в легкой кавалерии, которая позднее, в середине XVIII в., получила польское название уланов: ulan от татарского «оглан» (оglan) — «молодец» — термин, первоначально обозначавший молодых представителей татарской знати. Если говорить более точно, то название «уланы» произошло от имени полковника Александра Улана (Aleksander Ulan) — представителя татарской знати, отряд легкой конницы которого служил саксонским куфюрстрам и польским королям Августу II Сильному (1697-1704, 1709-1733) и Августу III (1734-1764). Полк особенно отличился в польской гражданской войне 1715-1716, за что его перевели на службу в саксонскую армию в 1717.
После смерти Александра (ранее 1740) его полк получил кличку «Улановы дети» (Ulanowe dzieci польск.) или «Уланово войско» (Ulanowe wojsko польск.), откуда и произошло название «уланов». Уже во время Войны за австрийское наследство (1740-1748) и в Семилетнюю войну (1756-1763) все татарские полки Великого княжества Литовского стали именовать «уланами». В XVIII в. в Речи Посполитой было 5 регулярных полков татарских уланов, имевших, впрочем, польскую военную организацию.
1438-1494: существование в Великом княжестве Литовском вассального владения (тумена) Яголдая (Jaholdajewszczyzna, Ksiestwo Jaholdajowe, Jaholdajowa tjma польск.). Удел был основан Витовтом между 1428 и 1438 для царевича Яголдая Сарайевича (Cagalday татар.), ушедшего от Улу Мухаммада, хана Золотой Орды в 1424-1428, на территории современной Курской области России — тогда пограничной у Литвы с татарами.
Потом данная территория опять вошла в состав Великого княжества Литовского и поделена между киевскими боярами, а в 1500 была уже в границах Московского царства. Кроме Яголдаева удела на Левобережной Украине существовали еще 2 татарские лена, называемые в русских источниках Курская и Черниговская тьма.
1672: восстание татарских эскадронов (choragwie польск.) в Подолии, принадлежавшей тогда Польше, общей численностью 2-3 тыс. воинов. В 1667 сейм принял законы ограничившие религиозную свободу и военные привилегии татар. Во время вторжения турецких войск в Подолию татары присоединились к туркам.
В 1679 сейм восстановил привилегии татар, что послужило для них поводом вернуться на службу Речи Посполитой. Король Ян III Собеский (1674-1696) распределил в коронных землях около Бреста, Кобрина и Гродно татарам поместья площадью 0,5-7,5 км кв в соответствии с их военным чином. Последние отряды татар вернулись в Польшу в 1691
XVIII-XIX вв.: после разделения Речи Посполитой между Пруссией, Австрией и Россией в 1772-1795 татары оказались на территории разных государств. Татарская знать у тут продолжала нести военную службу. В 1797 в Российской империи был создан Литовско-татарский конный полк (1168 строевых и нестроевых в штате), который в 1803 был разделен на 2 полка: литовцы и поляки стали служить в Литовском конном полку, а татары — в Татарском конном полку.
В 1812 в Вильно Наполеон I (1804-1814/ 1815) набрал из добровольцев эскадрон литовских татар эскадрон во главе с Мустафой Мурзой Ахматовичем, назначенным майором 1-го эскадрона татарской кавалерии французской гвардии. В начала 1813 оставшиеся в живых кавалеристы были причислены к легкой коннице гвардии. В данную эпоху происходит полонизация верхнего и среднего слоя татар, которые переняли польский язык и обычаи, тогда как нижний слой татарского общества перенял белорусский или украинский языки, однако мусульманская религия оставалась, являясь энтноопределяющим фактором.
1919-1939: после восстановления польской государственности в 1918, татары опять стали служить в польской армии. В 1919 из татар был создан «Полк татарской кавалерии им. (полковника) Мутсафы Ахматовича» (Pulk Jazdy Tatarskiej im. Mustafy Achmatowicza польск.), переименованный 3 февраля 1920 в «Татарский полк уланов» (Tatarski Pulk Ulanow imienia Mustafy Achmatowicza польск.), который имел вместо полкового знамени бунчук. Полк был расформирован 10 сентября 1920, а значительная масса кавалеристов перешла в 13-й Полк виленских уланов (13 Pulk Ulanow Wilenskich польск.), 1-я рота которого до 1936 носила название «татарской».
Сибирские татары (тат. Себер) — одна из групп татар, этногенез которых связан с территорией Сибирского ханства. Разговаривают на восточном диалекте татарского языка.
Сибирские татары состоят из 3 этнографических групп: тоболо-иртышских, барабинских и томских татар, различающихся говором и культурными особенностями. Основные занятия скотоводство и пашенное тобольским и тюменским татарам земледелие, известное еще до прихода в регион русских, у барабнцев — рыболовство. По переписи населения 2002 г., сибирских татар насчитывалось 9,6 тыс. человек.
XIII-XVI вв.: этногенез тюрско-татарского населения Западной Сибири — эпоха «донационльного развития» сибирских татар (по татароведу Д.М. Исхакову). Основное ядро сибирских татар вышло из среды кочевников-кипчаков, которые в процессе этногенеза взаимодействовали с угорскими и самодийцами народами. Несмотря на деление социума на массу этно-географических групп-племен, уже во 2-й половине XVI в. сибирские мусульмане уже именуются в русских источниках единым названием («татаровя», «бусормане», «сибирские люди»), что говорит о формировании этнической общности.
1468-1582: существование независимого от Золотой Орды Тюменского, а с 1495 — Сибирского ханства. Существовала этно-социальная стратификация общества: служилые татары, представлявшие золотоордынскую знать, были высшим слоем общества, которые которые жили в городках (последних насчитывают ок. 70), тогда как остальные татары были простым «черным людом», платящим ясак и поставляющим воинов. В 1582-1598 ханство было завоевано казаками, которыми до своей гибели 6 августа 1585 руководил Ермак (между 1532 и 1542-1585).
XV-XX вв.: переселение в Сибирь узбеков и таджиков, которые поселялись в городах под общим названием бухарцев (сартов). Также казанские татары селились в Сибири, в частности, беженцы из-за смут в Казани и после взятия Казани войсками Ивана Грозного. Ногаи постоянно сталкивались с сибирянами, поставив последнему хану Кучуму (1563-1598) гвардейцев. Все они были, в основном, ассмилированы сибирскими татарами к середине XIX в., оказав влияние на культуру сибирян. В конце периода сибирские татары уже полностью осознавали себе как отдельный этнос, что было закреплено уже в советский период с введением пункта «национальность» в общегражданский паспорт.
Татары-тептяри (тат. Типтәр) — этносословная группа татар, известная в Башкортостане.
В 1734 была проведена перепись тепярей и бобылей, они поделены на команды, управляемые старостами, сотниками, старшинами, и подчинились Уфимcкому и Мензелинскому воеводам и Оренбургской комиссии. По характеру своих повинностей тептяри занимали переходное место между военно-служилыми сословиями (башкирами, мишарями, казаками) и государственными крестьянами.
В 1790 тептяри переведены в разряд военно-служилого сословия, из них был сформирован тептярский полк, позднее еще 2-й. Во время Отечественной войны 1812 1-й тептярский полк входил в состава отдельного казачьего корпуса атамана М.И. Платова (1853-1818). С 1855 тептяри присоединены к Башкирскому войску и включены в кантонную систему Башкиро-мещерякского войска. С упразднением Башкирского войска в 1865 исчезло и сословие тептярей. В 1926 во время переписи населения СССР зарегистрировано 27,3 тыс. тептярей, которые позднее вошли в состав татарского и, в меньшей степени, башкирского народа.
Нагабайки этнорелигиозная группа татар, проживающих по большей части в Нагайбакском и Чебаркульском муниципальных районах Челябинской области. Язык — нагайбакский говор татарского языка. Верующие — православные христиане. По российскому законодательству официально являются коренным малочисленным народом РФ.
С XVIII в. в Оренбургском казачьем войске состояли нагайбаки (нагайб?кл?р татар.) — сословие крещенных татар, которые жили и в отдельных поселениях и в казачьих станицах. В конце XVIII в. нагайбаки жили в Верхнеуральском уезде — в Нагайбакской крепости (у современного села Нагайбакский в Челябинской области) и в 13 других поселениях. Сейчас нагайбаки проживают в Челябинской области.
По переписи населения 2002 г. нагайбаков насчитывалось 9,6 тыс. человек, большинство из которых жило Челябинской области (9,1 тыс.). Еще в 1926 г. они считали себя отдельным народом и сохраняли национальное самосознание (11,2 тыс.); в советское время нагайбаки считались частью татарского народа, однако постановлением Правительства РФ № 255 от 24 марта 2000 года «О едином перечне коренных малочисленных народов РФ» нагайбаки опять зарегистрированы как отдельный этнос.
Кряшены(Православные татары) этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют православие. Проживают, в основном, в Татарстане, в небольшом количестве в Башкортостане, Удмуртии, Челябинской области, а также Самарской и Кировской областях. Решающее значение на этногенез кряшенов оказал процесс христианизации татар Поволжья во 2-й половине XVI-XVII вв. («старокрещённые татары») и в 1-й половине XVIII в. («нововокрещённые татары»). Сформировались 5 этнографических групп кряшенов: казанско-татарская, елабужская, молькеевская, чистопольская, нагайбакская (последняя была выделена в отдельную национальность в 2000 г.). По переписи населения СССР 1926 г., кряшен насчитывалось 101,4 тыс. человек, а в 2002 г. — всего 24,6 тыс.
Культурное наследие,семейные ценности.
Татарские традиции домоводства и семейного уклада жизни в большей степени сохранились в селах и поселках. Казанские татары, например, жили в деревянных избах, которые отличалась от русских только тем, что в них не было сеней и общее помещение разделялось на женскую и мужскую половину, разделенную шторой (чаршау) или деревянной перегородкой. В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданное невесты.
Почти в каждом доме на стене висел вставленный в рамку кусочек текста из Корана, так называемый «шамаиль», он висел над порогом в качестве оберега, и на нем было написано пожелание счастья и благополучия. В украшении дома и придомовой территории использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой, так как ислам запрещает изображать человека и животных, в основном вышитые полотенца, покрывала и прочие вещи украшались геометрическими орнаментами.
Татарский народ.
Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег. Татарских девушек воспитывают как скромных и благопристойных будущих хозяек, их заранее учат вести хозяйство и подготавливают к вступлению в брак.
Татарские обычаи и традиции
Татарские обычаи.
Обряды бывают календарного и семейного толка. Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая )
и проводятся каждый год в примерно одно и тоже время. Семейные обряды проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов.
Традиционная татарская свадьба характеризуется обязательным проведением мусульманского обряда никах, он проходит дома или в мечети в присутствии муллы, праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: чак-чак, корт, катык, кош-теле, перемячи, каймак.
Мужчина-жених надевает тюбетейку, женщина-невеста облачается в длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.
Татарская национальная одежда.
История татарского национального костюма Красивые нарядные женские и мужские костюмы с узорами,видео и фото,картинки и описание,отделка ручной работы.Самые распространенные наряды татарского народа,что носили,одевали,какая мода? Татарский национальный костюм — традиционная одежда татар Основа татарского костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары, а также бешмет, чекмень и казакин. В качестве верхней одежды часто надевался халат.
Слово халат имеет происхождение от арабского слова хильгат, верхний элемент рабочей одежды. Также была и чоба — легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен.
Чекмень — приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук. Татары независимо от возраста и пола преимущественно носили двубортную с правосторонним (тюркским) запахом одежду, с цельной приталенной спинкой (чабулы кием), с клиньями на боках ниже талии.
Ее обычно шили с наглухо закрытым воротом, с выкроенными плечиками. . Одним из наиболее архаичных видов подобной одежды является чоба — легкая домотканая из чисто белого или в мелкую полоску льняного или конопляного полотна у мужчин и многоцветная — у женщин. Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой.
Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы. Головным убором мужчин, была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш).
Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром – эрпэк) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.
Женский головной убор в прежние времена, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы. Девушки носили мягкие белые калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки.
Носили также налобные и височные украшения – полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.
Обязательной частью женской одежды было покрывало. В этой традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания фигуры и прикрывать лицо. В XIX веке на смену покрывалу пришел платок, универсальный головной убор практически для всего женского населения России. Однако женщины разных национальностей носили его по-разному. Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке – так его носят и сейчас.
Татарская свадьба.
Татарские свадебные обряды характеризуются предварительной договоренностью родителей жених и невесты о заключении брачного союза, часто даже без их согласия. Родители жениха обязательно должны заплатить калым, размер которого обсуждается заранее. Если размер калыма жениха не устраивает, и он хочет «сэкономить» ничего нет зазорного в том, чтобы украсть невесту перед свадьбой.
Когда рождается ребенок, к нему приглашают муллу, он проводит специальный обряд, нашептывая в ухо ребенку молитвы, отгоняющие злых духов и его имя. Гости приходят с подарками, для них накрывается праздничный стол.
Ислам имеет огромное влияние на общественную жизнь татар и поэтому татарский народ делит все праздники на религиозные, они носят название «гаете» – например Ураза гаете – праздник в честь окончания поста, или Корбан Гаете праздник жертвоприношения, и светские или народные «байрам», означающий «весенняя красота или торжество».
В праздник Уразы верующие татары-мусульмане целый день проводят в молитвах и разговорах с Аллахом, прося его о защите и снятии грехов, пить и есть можно только после захода солнца.
Во время проведения торжеств Курбан-байрам, праздника жертвоприношения и окончания хаджа, также его еще называют праздник добра, каждый уважающий себя мусульманин после совершения утренней молитвы в мечети должен зарезать жертвенного барана, овцу, козу или корову и мясо раздать нуждающимся.
Сабантуй.
В прошлом татары в массе своей были сельскими жителями. Поэтому их народные праздники были связаны с циклом сельскохозяйственных работ. Как и у других земледельческих народов, особо ожидаемой у татар была весна. Это время года встречали праздником, который получил название «Сабан туе» — «свадьба плуга».
Сабантуй – очень древний праздник. В Татарстана(Әлки районы) обнаружен надгробный камень, надпись на котором гласит, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя.
Традиционно перед праздником юноши и пожилые мужчины начинали сбор подарков к Сабантую. Самым ценным подарком считалось полотенце, которое получали с молодых женщин, вышедших замуж после предыдущего Сабантуя.
Сам праздник отмечали состязаниями. Место их проведения назывался «майдан». Состязания включали в себя скачки, бег, прыжки в длину и высоту, национальную борьбу корэш. Во всех видах состязаний принимали участие только мужчины. Женщины лишь наблюдали со стороны.
Состязания проводились по веками выработанному распорядку. Начинали их скачки. Участие в них считалось престижным, поэтому на деревенские скачки выставляли коней все, кто мог. Наездниками были мальчики 8—12 лет. Старт устраивали в отдалении, а финиш — на майдане, где их поджидали участники праздника. Победителю дарили одно из лучших полотенец. Владельцы скакунов получали отдельные призы.
В то время когда наездники отправлялись к месту старта, проводились другие состязания, в частности бег. Участники подразделялись по возрасту: мальчики, взрослые мужчины, старики.
После завершения состязаний люди расходились по домам угоститься праздничными кушаньями. А через несколько дней, в зависимости от погоды, приступали к севу яровых культур.
Сабантуй и по сей день остается самым любимым массовым праздником в Татарстане.
В городах это однодневный праздник, а в сельской местности он состоит из двух частей: сбора подарков и майдана.
Но если раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля),
то теперь — в честь их окончания, в июне.
Также обязательно угощение для всех присутствующих – каша или по-татарски боткасы, которая раньше готовилась из общих продуктов в огромном котле на одном из холмов или пригорков. Также на празднике было обязательным наличие большого количества крашеных яиц для того, чтобы их собирали дети. Главный праздник Республики Татарстан Сабантуй признан на официальном уровне и проводится каждый год в Березовой роще поселка Мирный что под Казанью.
Известные и выдающиеся татары.
Татары очень известный народ, славится своим гостеприимством и дружелюбием.Есть интересные – творческие и невероятно талантливые,влиятельные личности.Выдающиеся деятели татарской культуры,общественные деятели,ученые,писатели,поэты,режиссеры,актеры,артисты,музыканты,спортсмены. Предлагаем список известных татар, знаменитых не только в России, но и во всем мире:Габдулла Тукай,Камал Галиаскар,Кул Гали,Ильхам Шакиров,Ренат Ибрагимов,Сара Садыкова,Марат Башаров, Чулпан Хаматова,Кабиров Фирдаус,Дина Гарипова и многие другие.
Загрузка…
Татары принадлежат к тюркскому народу, в состав которого входит множество этнических групп, расселённых в разных уголках мира. Тем не менее, татар неслучайно называют титульным этносом Татарстана – именно эти земли являются их родиной, а сегодня на них проживает около 2 миллионов человек.
Вопрос происхождения татарского народа и сегодня волнует исследователей, среди которых нет единого мнения относительно появления этноса. А многогранная культура татар открывает богатое прошлое и яркие моменты истории этих людей Кого же можно назвать предками татарских племён? Как живут современные татары?
Название татар
Самоназвание татарского народа – татарлар, однако точного значения этого слова учёные не могут назвать. Существует несколько основных гипотез, открывающих суть названия татар. Согласно одной из них, корень “тат” значит “испытание”, а суффикс “ар” можно перевести как “опыт”.
В целом, такая трактовка может быть как “получение опыта”, “испытанный человек”, как могли называть себя татары. Также существуют предположения, что “татары” может происходить от диалектного “тат”, что значит “иноземец”, однако в таком случае сами представители татарских племён заимствовали своё именование у других народов. В переводе с монгольского слово “татари” значит “плохо говорящий”, что указывает на значительные различия в языках этих этносов.
История татарского народа
Первые упоминания о татарах встречаются в тюркских источниках. В записях китайских путешественников татар называют народом, проживающим на берегах Амура. Значительная часть историков считает, что предками татарской народности стали племена хазар, половцев, этносы Восточной Булгарии.
Для противостояния могущественным соседним народностям эти этнические группы объединяются в единый народ, а в дальнейшем создают свои письменность, язык, культуру. Золотая Орда и её распад дали толчок для появления отдельных субэтносов татарского народа. Сближение с различными народностями становится причиной миграций татар, в частности значительная их часть переселилась в будущую Российскую империю.
Автор: Хендрик Якоб Винкёйзен
Местонахождение: Публичная библиотека Нью-Йорк, США
Несмотря на значительное внешнее сходство, у различных субэтносов татар не было общих прародителей. Это доказано генетическими исследованиями. Кроме того, в каждой этнической группе наблюдается разнообразие, выявленное в генах, что, без сомнения, указывает на самые разные этносы, выступавшие предками татар.
Внешние особенности татар
Антропологи указывают, что у татар можно выделить четыре основных внешних типа:
- Понтийский;
- Сублапоноидный;
- Монголоидный;
- Европейский.
Последний – наиболее светлый из представленных. Впрочем, у большинства татар прослеживается внешнее сходство с азиатами. У них достаточно широкое лицо, узкий разрез глаз, смуглая кожа, жесткие тёмные волосы.
Отдельную подгруппу представляют поволжские татары. Они отличаются от других представителей татарского народа светлой кожей и достаточно светлыми волосами, овальной формой лица. Совсем иначе выглядят казанские татары, у которых смуглый оттенок кожи, строго и правильно очерченные черты лица, прямой нос.
Деятельность и жилище татар
Издавна татары занимались животноводством, земледелием, огородничеством и всевозможными ремёслами. Значительное внимание уделялось пчеловодству и выращиванию бахчевых культур, что позволяет климат Татарстана.
В отличие от многих других народов, у татар охота не была приоритетным занятием (исключение составляют лишь этногруппы, проживающие на Урале).
И в наши дни не перестаёт быть известным традиционный татарский орнамент, что встречается на рукодельных предметах, ткани, коврах. Он состоит из разнообразия и сплетения цветочных рисунков. Считается, что такие изображения появились у предков татар ещё в далёком прошлом и указывают на близость татар к природе.
Большая часть татарских поселений располагалась вдоль рек, на берегах озёр, где был доступ к пресной воде. В отличие от русских деревень, эти селения имели извилистые улочки, нередко завершавшиеся тупиком. Хозяйственные постройки и дом представляли букву “П”, а вот со стороны улицы в татарских деревнях принято отгораживаться глухим забором.
Татары в наше время
До наших дней татары сберегли необыкновенные традиции и старинные обычаи предков. Наследие предков священно для представителей татарского народа. Обязательными ежегодными праздниками Татарстана остаются:
- Сабантуй;
- Новруз;
- Курбан-байрам;
- Рамадан;
- Нардуган.
Как вы можете заметить, большинство из этих торжеств связаны с мусульманской культурой, поскольку сегодня господствующей религией татар является ислам.
Впрочем, одним из самых любимых татарами праздников стал Нардуган, корни которого уходят в далёкие доисламские времена, в пору почитания языческих богов и духов. Отмечают его в конце декабря, а сам Нардуган связан с “рождением солнца”. Считается, что после самой долгой ночи года наступает переломный период, несущий обновление и очищение, а потому новый день важно встретить по-особенному.
Татары – многочисленный самобытный народ, представители которого гордятся своей богатой историей и хранят древнюю культуру. Сегодня можно выделить немало татарских этнических групп, что демонстрируют сложность и многогранность этого этноса. Среди современных татар немало известных личностей, деятелей культуры и искусства, что сегодня стараются укреплять и приумножать наследие предков.
- Энциклопедия
- История
- Татарский народ
Доклад на тему Татарский народ сообщение
Татары, как называют их сейчас, произошли от различных ханств, которые перестали существовать после 19 века. Сейчас татары проживают на территории России, Татарстана, Башкортостана и других местах, но на этих трёх территориях проживает больше всего татаров.
По официальной версии татары произошли от нескольких народов, в частности от болгаров и монголов. Однако исследования дали знать, что у основных групп татар нет каких-либо общих предков, а это значит, что они формировались независимо друг от друга.
В основном, татары состоят из основных этнических групп: Казанские, Сибирские и Касимовские татары. Соответственно они связаны с областями, в которых проходило формирование и становление татаров, как отдельного народа.
Родной язык татаров, как ни странно, татарский. У татарского языка есть множество диалектов. Также у татаров присутствует своя письменность, которая совершенствовалась в процессе развития татарского народа, и она до сих пор совершенствуется и развивается.
Национальная одежда татарского народа включает в себя шаровар и рубашку, поверх которой был камзол, а в холодную пору татары надевали шубу или бешмет, а в более теплую погоду верхней одеждой служил казакин. В качестве головных уборов татары мужского пола использовали тюбетейку, а женщины надевали шапочку и платок. Национальной обувью татар были кожаные ичиги. Свою одежду татары обычно делали из кожи или хлопка.
Праздников у татарского народа было много, в частности эти праздники были связаны с земледельческим делом, но есть и праздники, которые не связаны с этим, к примеру, помочи, это помощь при проделывании трудных работ.
Численность татар в Российской Федерации составляет около 5 000 000 человек, что составляет около 3% от всего населения России.
Вариант №2
Каждый народ в мире имеет какую-то особенность, чем-то отличается от других, имеет свои традиции, язык, праздники. Несмотря на то, что на свете имеется огромное количество народов, я хочу рассказать о татарском народе.
Практически все татары живут в республике Татарстан, но также они проживают на всей территории России, некоторые находятся за ее пределами.
В Российской Федерации проживают более пяти миллионов татар, что составляет 4% от населения нашей страны. Национальный язык — татарский, он входит в группу тюркских языков. Большая часть татар — мусульмане, есть также православные и атеисты.
У татар глава традиционной семьи — отец, его просьбы и пожелания выполняют всегда. Муж и жена уважают друг друга, растят детей. Детей учат быть вежливыми, помогать нуждающимся и уважать старших. Парни смелые и мужественные, а девушки очень скромные и воспитанные.
У татар есть свои традиции, например, традиционная свадьба. Обязательная часть такой свадьбы- проведение никаха. Никах проводится дома или в мечети, обязательное присутствие муллы. После официальной части всех гостей зовут за стол, на котором расположены только татарские национальные блюда, например, чак-чак, катык, корот, каймак и многие другие. Все татары очень отзывчивые и гостеприимные, поэтому стол зачастую очень хорошо оформлен.
Еще одна традиция- проведение праздника сабантуй. Этот праздник проводится после окончания посевных работ. На сабантуе проводятся различные соревнования, например, скачки на лошадях, борьба куреш и многие другие. Выигравшие получают хорошие призы.
Еще одной традицией является Ураза байрам и Курбан байрам. Их празднование проходит после долгих постов, во время которых в светлое время суток нельзя употреблять пищу и даже пить воду. А вот время этих праздников каждый верующий должен зарезать барана и раздать всем нуждающимся.
В современном мире татары остались такими же гостеприимными и отзывчивыми людьми, которые всегда помогут в сложных ситуациях, дадут правильный совет, приютят и накормят.
3, 4 класс
Татарский народ
Популярные темы сообщений
- Город Великий Новгород
Город с истинно великой историей. Легенда о возникновении города повествует нам о том, что его основали два брата – Словен и Рус. По легенде город носил первоначальное название Словенск. Первое упоминание о городе приходится на 6 век.
- Животные тропического леса
Каждая часть тропического леса переполнена жизнью. Кого здесь только не найдешь. Просторы тропического леса богаты на самых разнообразных насекомых, птиц и зверей. Люди привыкли называть тропиками те леса, которые растут около экватора.
- Дерево Ива
Дерево ива известна с древних времён. Когда оно зацветает (а зацветает оно практически самым первым) – это значит, что зима уходит и на смену ей приходит весна. Именно поэтому ива является символом весны. У древних славян ива считалась священным
- Грибы
Многие из нас ходили в лес. Это замечательное место для времяпрепровождения, и отдыха, которое окружено не только зеленью и высокими деревьями, именно здесь можно обнаружить грибы. Грибники собирают грибы с большим удовольствием,
- Город Симферополь
На реке Салгир, по приказу Екатерины II, граф Григорий Потемкин, в 1784 году заложил город, который получил название Симферополь. Город располагается в центре полуострова Крым.
Татары – коренное население Российской Федерации, второй основной по численности этнос и самый многочисленный народ мусульманской культуры в Российской Федерации.
Духовным и культурным центром всего татарского народа является Республика Татарстан. В столице Татарстана – городе Казань, ежегодно проводится Всемирный конгресс татар, объединяющий все татарские общины РФ и татарские диаспоры со всей планеты.
Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало-Поволжья и в целом России.
Культура татар уникальна, самобытна и достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации. Её позаимствовали в своих традициях, языке и кухне многие народы России и Евразии, в том числе тюркские, финно-угорские, индоиранские народы.
Татарские корни были у Гавриила Державина, Михаила Лермонтова, Николая Карамзина, Дениса Давыдова, Михаила Кутузова, Ивана Тургенева, Александра Куприна, Анны Ахматовой. Часть русских исторических родовых, аристократических фамилий непосредственно связана с переходом на службу московскому престолу татар, в том числе из Золотой Орды. Это Апраксины, Нарышкины, Юсуповы, Аракчеевы, Кочубеи, Огарковы, Державины, Тургеневы, Рахманиновы, Огаревы, Ермоловы, Ахматовы, Карамзины, Тухачевские, Тимирязевы, Шереметевы, Ушаковы, Строгановы.
По данным переписи 1989 года, на территории СССР проживали около 7 млн. татар. Из них в РСФСР – более 5,5 млн. или 83,1% от указанного числа, в том числе в Татарстане – более 1,76 млн. человек (26,6%).
В настоящее время татары составляют чуть больше половины населения Татарстана – своей национальной республики. В то же время число проживающих за пределами Татарстана составляет в Башкортостане -1,12 млн. чел, Удмуртии -110,5 тыс. Мордовии – 47,3 тыс. Марий Эл – 43,8 тыс., Чувашии – 35,7 тыс. Кроме того, татары проживают также в областях Поволжья, Урала и Сибири.
Татары – один из самых подвижных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 года татары стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, в Восточную Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Центральную Азию и Казахстан. Этот миграционный процесс усилился в годы советского правления, особенно в период “великих строек социализма”. Поэтому в настоящее время в РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары. Еще в дореволюционный период образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае. В результате распада СССР в ближнем зарубежье оказались татары, жившие в бывших союзных республиках – Узбекистане (467,8 тыс.), Казахстане (327,9 тыс.), Таджикистане (72,2 тыс.), Киргизии (70,5 тыс.), Туркмении (39,2 тыс.), Азербайджане (28 тыс.), Украине.(86,9 тыс.), в странах Балтии (14 тыс.). Уже за счет реэмигрантов из Китая, Tурции и Финляндии с середины XX века образовались татарские национальные диаспоры в США, Японии, Австралии, Швеции, Германии.
По мнению многих историков, татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования огромного татарского государства – Золотой Орды. Литературным языком в этом государстве был “идель теркисе” или старотатарский. Современный литературный татарский язык на основе среднего диалекта утвердился благодаря деятельности сформировавшейся татарской интеллигенции и меценатов и периоду подъема татарского национального движения и во второй половине XIX – начале XX веков.
В древности предки современных татар пользовались руническим письмом, о чем свидетельствуют археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье.
Еще в 1080 году в Болгаре – столице Волжской Булгарии, древним государством, существовавшим на территории современного Татарстана, булгарским ученым Ягкубом ибн Нугманом (1058–1164) был открыт “Дар–уль–Гулюм” (“Дом знаний”) или, говоря современным языком, университет. В 922 году Волжской Булгарией был официально добровольно принят Ислам.
С момента добровольного принятия Ислама предками татар, волжско-камскими булгарами – татары пользовались арабской письменностью, с 1929 года по 1939 год – латинской графикой, с 1939 года используют кириллицу с дополнительными знаками.
Современный Татарский язык подразделяется на четыре диалекта: средний (казанский татарский), западный (мишарский татарский), восточный (сибирский татарский) и крымский (крымский татарский). Несмотря на диалектальные и территориальные различия татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой – фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами.
Татарская нация по уровню грамотности (умению писать и читать на своем языке) еще до революции 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения.
Татары являются одним из наиболее урбанизированных народов РФ. Социальные группы татар, живущих как в городах, так и в селениях, почти ничем не отличаются от тех, которые существуют у других народов, прежде всего у русских.
По образу жизни татары не отличаются от других окружающих народов. Современные татары являются тюркоязычной частью коренного населения России, которая в силу большей территориальной приближенности к Востоку выбрала не Православие а Ислам. 99% верующих татар – это мусульмане-сунниты умеренного ханафитского толка.
Многие этнологи отмечают уникальный феномен татарской толерантности, заключающийся в том, что за всю историю существования татар, они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Известнейшие этнологи и исследователи уверены, что толерантность – это неизменная часть татарского национального характера.
Традиционная пища татар – мясная, молочная и растительная – супы, заправленные кусочками теста (токмач-лапша, чумар), каши, хлеб из кислого теста, лепешки кабартма. Национальные блюда – бялеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса(перямяч), нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, ичпочмак, губадия, катыклы салма, чак-чак (свадебное блюдо). Из конины (любимое мясо многих групп) готовят вяленую колбасу – казылык или казы. Лакомством считается вяленый гусь (каклаган каз). Молочные продукты – катык (особый вид кислого молока), сметана, творог. Напитки – чай, айран (тан) – смесь катыка с водой (употребляется в основном летом).
Татары во всех оборонительных и освободительных войнах всегда принимали активные участие. Победа 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера над ливонцами была целиком заслугой татарских конных полков, выступивших под началом Александра Невского.
По числу “Героев СССР” татары занимают четвертое место, а по процентному соотношению количества героев на весь народ – первое место. По числу “Героев России” – у татар второе место.
Из татар выдвинулись такие военачальники, как генерал армии Махмут Гареев, генерал-полковники Pасим Акчурин и Фатих Чураков, вице-адмирал Марс Искандеров, контр-адмиралы Зиннур Ляпин, Амир Бичурин, Тимур Сулейманов и многие другие.
Известные современные татарские государственные деятели это – Первый президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев, Второй президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, Глава МВД РФ Рашид Нургалиев, Министр экономики РФ Эльвира Набиуллина.
Немало среди татар и выдающихся ученых – это академики Р.З.Сагдеев (физико-химик), К.А.Валиев (физик), Р.А.Сюняев (астрофизик), и другие.
Татарская литература является одной из самых древних в РФ. Самый древний литературный памятник – поэма “Сказание о Юсуфе” булгарского поэта Кул Гали, написанная в 1236 году. Среди известных поэтов прошлого можно назвать М.Сараи-Гулистани (XIV век), М.Мухаммадьяра (1496-1552), Г.Утыз-Имяни (1754-1834), Г.Кандалый (1797-1860). Из поэтов и писателей XX века – классиков татарской литературы можер выделить Габдуллу Тукая, Фатиха Амирхана, литераторов советского периода – Галимзяна Ибрагимова, Хади Такташа, Маджита Гафури, Хасана Туфана, поэта-героя Мусу Джалиля, Сибгата Хакима и многих других талантливых поэтов и писателей.
Одним из первых среди тюркских народов у татар возникло театральное искусство. Наиболее выдающиеся артисты и организаторы татарского национального театра начала ХХ века – артист, драматург и режиссер Габдулла Кариев, артист и драматург Карим Тинчурин, Халил Абджалилов, Габдулла Шамуков, современные актёры и режиссёры: Марсель Салимжанов, Сергей Шакуров, Рената Литвинова, Чулпан Хаматова, Марат Башаров, Камиль Ларин, Тимур Батрутдинов, оперные певцы – Хайдар Бигичев и Зиля Сунгатуллина, народные певцы Ильгам Шакиров, Альфия Авзалова, Хамдуна Тимергалиева, современные авторы исполнители – Земфира Рамазанова, Зуля Камалова, Дениз Бедретдин, Ренат Бакир, Ильдар Мубаракшин, Рустам Аляутдинов, Эльмира Калимуллина, Малика Разакова, Саида Мухаметзянова.
Изобразительное искусство татар самобытно и многопланово, наиболее известными стали работы таких известных татарских художников, как: Баки Урманче, Харис Якупов, Ахсан Фатхутдинов, Ильдар Ханов, Файзрахман Аминов, Байназар Альменов, Фаиль Исламов, Шакир Мухамеджанов, Абрек Абзгильдин, Наджип Наккаш, Анвар Сайфутдинов, Чингиз Ахмаров, Озад Хабибуллин, Рифкат Вахитов, Ильдус Муртазин, Фиринат Халиков, Камиль Муллашев, Ильдус Вахитов, Альфрид Шаймарданов, Винера Абдуллина, Алсу Тимергалина, Миля Нуруллина, и многие другие.
Спортивные достижения татар так же постоянно дают о себе знать:
Борьба- Шазам Сафин, чемпион Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки по Греко-Римской борьбе.
Художественная гимнастика- Олимпийская чемпионка, и многократная чемпионка мира Алина Кабаева, чемпионки мира Амина Зарипова и Ляйсан Утяшева.
Футбол- Ринат Дасаев, вратарь N 1 во всем мире в 1988 году, вратарь команды «Спартак», участники футбольной сборной ЧМ 2002 атакующий полузащитник сборной России Марат Измайлов (“Локомотив”-Москва), обладатель Кубка России 2000/01; голкипер сборной России Руслан Нигматуллин, Хоккей- Ирек Гимаев, Сергей Гимаев, Зинэтула Билялетдинов, Теннис- чемпион мира Марат Сафин, Бокс – чемпион мира Руслан Чагаев, Боевые искусства – Рамиль Габбасов, Рафаэль Акчурин, Камиль Мусин, и многие многие другие.
История татар — это одна из важнейших частей всемирной истории. Татарская история проходила на громадном пространстве, задела судьбы сотен народов, сопровождалась реформами, строительством и переформатированием десятков государств. Масштаб истории татар невероятно велик, его трудно охватить одним взглядом. Современные татары – это наследники древних государств, существовавших за много тысяч лет до новой эры.
Все разговоры о якобы “жестокости” татар , “татарских полчищах”, “татарском иге” – всё это намеренно сфабрикованные политические мифы о татарах. Татары — это цивилизованность, государственность, непрерывное изобретение новых видов орудий труда, оружия, одежды, способов ведения хозяйства, совершенствование военного искусства, земледелия, скотоводства, ремёсел и государственного устройства.
Рашид ад-Дин называет шесть татарских государств, а он жил в ХIII веке. После него возникло огромное государство Золотая Орда и целый ряд татарских ханств, да и в азиатских государствах вклад татар в государственное строительство был значительным. Умение переформатировать государственные формы, а не жестокость определяло управляемость в покоренных землях, иначе у татар просто не хватило бы людей для формирования гарнизонов. Просто народам оставляли их законы, обычаи, религию, своих вождей и снижали налоги до уровня татарской дани (10%), а за этот ничтожный налог обеспечивал безопасность на торговых путях , в том числе на всем хорошо известном “шелковом пути” и на границах государства.
У татар сочеталась подвижность с оседлостью и строительством городов, что позволило им объединить Европу и Азию, создав первое огромное евразийское государство, называемое “Великая Татария”. Оседлая европейская цивилизация не имела механизмов объединения столь большого пространства, в бесконечных войнах и междуусобицах. В Европе не было ни ресурсов, ни средств коммуникации, способных перемещать большие массы людей на громадные расстояния. Поведение кочевника, по сути, было глобалистским — везде, где можно было прокормить коней, там и был татарский мир.
В Средневековой Европе торговцы и путешественники с трудом могли проехать по дорогам – на их пути были леса, болота, таможенные барьеры, вымогатели и разбойники, а города были окружены неприступными стенами с наглухо закрытыми воротами. Иная картина была у татар. Татары были против городских стен. Огромные по тем временам татарские города были безопасны, а потому открыты для торговли и путешествий. Дороги хорошо охранялись. На них стояли Караван-сараи (Постоялые дворы). Татары строили города, превосходившие по размерам европейские столицы, но не становились чисто оседлым населением а перемещались. Татары имели все достижения земледельческих народов но сохраняли кочевую культуру и даже демонстрировали свою приверженность к ней. Например, Узбек хан на лето выезжал из Сарая со своей свитой и перекочевывал к Болгару, при этом жил не во дворце, а в шатре. Это объясняется тем, что из-за громадных расстояний только подвижные народы, соединявшие свои преимущества с оседлой жизнью, могли создать систему, обеспечившую мирную торговлю между Азией и Европой.