Рассказ о татьяне лариной

Характеристика Татьяны Лариной

Характеристика Татьяны Лариной

Центральным женским персонажем в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является Татьяна Ларина — молодая дворянка, девушка с тонкой душой, богатым внутренним миром и высокими нравственными идеалами. Образ Татьяны Лариной, сотканный из нежности, романтичности и вместе с тем невероятной силы духа, навсегда вписан в сокровищницу русской литературы. Характеристика Татьяны Лариной имеет большое значение для понимания личности главного героя, Евгения Онегина. Безграничная любовь Татьяны, её целостная натура, моральные принципы как нельзя лучше отражают личную трагедию Онегина, не сумевшего вовремя разглядеть в простой скромной девушке гармоничную натуру, способную составить его счастье.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Евгений Онегин.

Полное имя — Татьяна Дмитриевна Ларина.

Возраст — молодая девушка, не старше 20 лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Семья — отец Дмитрий Ларин, мать Полина (Прасковья) Ларина, младшая сестра Ольга.

Социальное положение — дворянка.

Происхождение — родом из дворянского семейства.

Воспитание — традиционное для дворянских семейств.

Образование — традиционное для дворянских семейств.

Внешность — миловидная девушка, не красавица.

Характер — скромная, искренняя, романтичная, мечтательная, замкнутая, добрая, нежная, задумчивая,

Положительные черты — мечтательная, скромная, добрая, чуткая, нежная, верная, с большим любящим сердцем.

Отрицательные черты — внешне холодная, не способная открыто проявлять свои чувства, замкнутая, погружённая в свой внутренний мир.

Произведение — «Евгений Онегин».

Автор — Александр Сергеевич Пушкин.

Цитатная характеристика

Описание Татьяны Лариной с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Татьяны Лариной основан на том, что она является старшей дочерью в семействе Лариных. Глава семейства — дворянин, помещик Дмитрий Ларин, мать — Pachette (Пашенька), то есть Полина или Прасковья, младшая сестра — Ольга.

«Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой».
Источник: Глава вторая, строфа 23

«Он был простой и добрый барин…
…Смиренный грешник, Дмитрий Ларин…»
Источник: Глава вторая, строфа 36

«— Княжна, mon аngе! —
«Раchеttе!» — Алина!»
Источник: Глава седьмая, строфа 41

«Ведь Оленька ее моложе…»

Источник: Глава седьмая, строфа 25

Семья Татьяны отличается душевной простотой и гостеприимством.

«Простая, русская семья,
К гостям усердие большое,

Варенье, вечный разговор
Про дождь, про лен, про скотный двор…» (Глава третья, строфа 1)

Деревня Лариных расположена в провинциальной глуши, вдали от столичного блеска.

«Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья…»
Источник: Глава третья, строфа 31

Татьяна — девушка на выданье. Она ещё молода, но по меркам тех лет уже готова к замужеству.

«В соседстве Тани молодой…»

Источник: Глава седьмая, строфа 5

«Татьяна не дитя, —
Старушка молвила кряхтя. —
Ведь Оленька ее моложе.
Пристроить девушку, ей-ей,
Пора…»
Источник: Глава седьмая, строфа 25

«Соседи шепчут меж собою:
Пора, пора бы замуж ей!..»
Источник: Глава четвертая, строфа 24

Внешность

Татьяна, в отличие от своей младшей сестры Ольги, не обладает яркой, цветущей красотой, миловидностью.

«Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей…» (Глава вторая, строфа 25)

Красота Татьяны — скромная, холодная.

«…С ее холодною красою…»

Источник: Глава пятая, строфа 4

«…Татьяны бледные красы…»

Источник: Глава третья, строфа 20

«И вспомнил он Татьяны милой
И бледный цвет и вид унылый…»
Источник: Глава четвертая, строфа 11

Внешний вид Татьяны указывает на её провинциальность, которая особенно заметна среди модных столичных барышень.

«На суд взыскательному свету
Представить ясные черты
Провинциальной простоты,
И запоздалые наряды,
И запоздалый склад речей…»
Источник: Глава седьмая, строфа 27

«…Ее находят что-то странной,
Провинциальной и жеманной,
И что-то бледной и худой,
А впрочем очень недурной…»
Источник: Глава седьмая, строфа 46

Татьяна разительно преображается после замужества. Она становится настоящей светской дамой с безупречным вкусом.

«…Никто б не мог ее прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgаr…»
Источник: Глава восьмая, строфа 15

Черты характера и поступки

Татьяна отличалась замкнутым, молчаливым, нелюдимым характером с самого детства. Шумной компании сверстников она неизменно предпочитала одиночество, уединённый образ жизни.

«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива…»
Источник: Глава вторая, строфа 25

«Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна».
Источник: Глава вторая, строфа 25

«И были детские проказы
Ей чужды: страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.
Когда же няня собирала
Для Ольги на широкий луг
Всех маленьких ее подруг,
Она в горелки не играла,
Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех».
Источник: Глава вторая, строфа 27

Даже в семье, среди близких людей, Татьяна вела себя отстранённо. Она не могла открыто проявлять свои чувства даже к родной матери.

«Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей…»
Источник: Глава вторая, строфа 25

Отличительная черта Татьяны — задумчивость, погружённость в себя, мечтательность. Умиротворяющие сельские пейзажи как нельзя лучше подходили её натуре.

«Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей…»
Источник: Глава вторая, строфа 26

«Все для мечтательницы нежной…»

Источник: Глава третья, строфа 9

Воображением мятежным…» (Глава третья, строфа 24)

«…Моей мечтательницы милой…»

Источник: Глава седьмая, строфа 5

Одиночество Татьяны — вынужденное. Живя в сельской глуши, героиня попросту не может найти человека, близкого по духу, и страдает от этого.

«Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна».
Источник: Глава третья, строфа 31

Татьяна — умная, волевая девушка с крепким внутренним стержнем.

«…Что от небес одарена…
Умом и волею живой,
И своенравной головой…»
Источник: Глава третья, строфа 24

«…уж готова
Бедняжка в обморок упасть;
Но воля и рассудка власть…»
Источник: Глава пятая, строфа 30

Татьяна не разделяет популярного развлечения тех лет среди женщин — вышивания. С куда большим удовольствием она читает книги.

«…Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна…»
Источник: Глава вторая, строфа 26

«Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо…»
Источник: Глава вторая, строфа 29

Татьяна, получившая светское воспитание, в глубине души является простой русской девушкой, которая верит в гадания, приметы, предсказания.

«Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму…»
Источник: Глава пятая, строфа 4

«Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь…»
Источник: Глава пятая, строфа 5

Прочитанные романы будоражили чувства юной Татьяны, которая уже была готова к тому, чтобы полюбить всей силой пылкого сердца.

«Пора пришла, она влюбилась…
…Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала… кого-нибудь…»
Источник: Глава третья, строфа 7

«…Что от небес одарена…
…И сердцем пламенным и нежным?..»
Источник: Глава третья, строфа 24

Избранником Татьяны становится пресыщенный столичный повеса Евгений Онегин, которому она в письме признаётся в любви.

«В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя…»
Источник: Глава третья, строфа 10

«Ты вся горишь… — “Я не больна:
Я… знаешь, няня… влюблена”»
Источник: Глава третья, строфа 19

Татьяна — честная девушка, способная любить искренне и безыскусно, без намёка на жеманство или кокетство. Она очаровательна в своей доверчивости и простоте.

«…За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства,
Послушная влеченью чувства,
Что так доверчива она…»
Источник: Глава третья, строфа 24

«Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя».
Источник: Глава третья, строфа 25

После признания Онегину и его отповеди любовь к нему для Татьяны становится настоящим мучением. Зная себя, она понимает, что будет нести этот крест всю жизнь.

«…Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья…»
Источник: Глава третья, строфа 31

«Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…»
Источник: Глава третья, строфа 31

Безответная любовь становится тяжелым испытанием для Татьяны, утратившей интерес к жизни.

«Здоровье, жизни цвет и сладость,
Улыбка, девственный покой,
Пропало все, что звук пустой,
И меркнет милой Тани младость…»
Источник: Глава четвертая, строфа 23

«Увы, Татьяна увядает,
Бледнеет, гаснет и молчит!
Ничто ее не занимает,
Ее души не шевелит.
Качая важно головою,
Соседи шепчут меж собою:

Пора, пора бы замуж ей!..» (Глава четвертая, строфа 24)

Расставание с Онегиным не облегчает душевные страдания Татьяны. Её любовь разгорается ещё больше, несмотря на то что Евгений стал невольным убийцей Ленского.

«И в одиночестве жестоком

Сильнее страсть ее горит,
И об Онегине далеком
Ей сердце громче говорит».
Источник: Глава седьмая, строфа 14

Татьяна находит утешение в посещении дома, в котором жил Онегин. Обладая тонкой, восприимчивой душой, она начинает лучше понимать Евгения, всю сложность и противоречивость его натуры.

«Татьяна взором умиленным
Вокруг себя на все глядит,
И все ей кажется бесценным,
Все душу томную живит
Полумучительной отрадой…»
Источник: Глава седьмая, строфа 19

«И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее — слава богу —
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной…»
Источник: Глава седьмая, строфа 24

Оказавшись в Москве на «ярмарке невест», Татьяна чувствует ужасную неловкость. Она боится оказаться в центре внимания, стать объектом насмешек. Неизвестность пугает девушку, не привыкшую к светской суете.

«Московских франтов и цирцей
Привлечь насмешливые взгляды!..
О страх! нет, лучше и верней
В глуши лесов остаться ей…»
Источник: Глава седьмая, строфа 27

«Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует…
Прости ж и ты, моя свобода!
Куда, зачем стремлюся я?
Что мне сулит судьба моя?»
Источник: Глава седьмая, строфа 28

Татьяну не привлекает блеск и роскошь светской жизни. По-настоящему счастливой она ощущает себя в родной деревне, на лоне природы.

«Не замечаема никем,
Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь… она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок,
Где льется светлый ручеек,
К своим цветам, к своим романам
И в сумрак липовых аллей,
Туда, где он являлся ей».
Источник: Глава седьмая, строфа 53

В итоге Татьяна становится супругой богатого знатного дворянина, важного генерала, который смог разглядеть богатство её души. Князь очень любит свою супругу и гордится ей.

«А глаз меж тем с нее не сводит
Какой-то важный генерал».
Источник: Глава седьмая, строфа 54

«Кто? толстый этот генерал?»

Источник: Глава седьмая, строфа 54

«…и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал…»
Источник: Глава восьмая, строфа 15

«Князь на Онегина глядит.
— Ага! давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я. —
«Да кто ж она?» — Жена моя».
Источник: Глава восьмая, строфа 17

«Так ты женат! не знал я ране!
Давно ли? — Около двух лет».
Источник: Глава восьмая, строфа 18

Став светской дамой, некогда скромная и застенчивая Татьяна преобразилась до неузнаваемости. В ней появилась уверенность в себе, чувство собственного достоинства, и при этом сохранилась её простота и искренность. Подобное сочетание привлекает к ней всех без исключения людей.

«Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut…»
Источник: Глава восьмая, строфа 14

«К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале…»
Источник: Глава восьмая, строфа 15

Скромная и простая девушка из сельской глуши, Татьяна превратилась в роскошную светскую даму.

«…Не этой девочкой несмелой,
Влюбленной, бедной и простой,
Но равнодушною княгиней,
Но неприступною богиней
Роскошной, царственной Невы».
Источник: Глава восьмая, строфа 27

«Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал
Источник: Глава восьмая, строфа 28

Вместе с жизненным опытом Татьяна приобрела удивительное чувство самообладания. При виде Онегина она ни единым жестом не дала понять, что эта случайная встреча как-то взволновала её.

«Княгиня смотрит на него…
И что ей душу ни смутило,
Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон,
Был так же тих ее поклон».
Источник: Глава восьмая, строфа 18

«У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.

Хоть он глядел нельзя прилежней…» (Глава восьмая, строфа 19)

Встречаясь с Онегиным в свете, Татьяна игнорирует его, ведёт себя холодно и отстранённо. Однако вдали от посторонних глаз она горько плачет над его письмом.

«Она его не замечает,
Как он ни бейся, хоть умри.
Свободно дома принимает,
В гостях с ним молвит слова три,
Порой одним поклоном встретит,
Порою вовсе не заметит:
Кокетства в ней ни капли нет
Его не терпит высший свет»
Источник: Глава восьмая, строфа 31

«Где, где смятенье, состраданье?
Где пятна слез?.. Их нет, их нет!…»
Источник: Глава восьмая, строфа 33

«Сидит, не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает
И тихо слезы льет рекой,
Опершись на руку щекой».
Источник: Глава восьмая, строфа 40

Будучи умной, проницательной женщиной, Татьяна подозревает, что интерес Онегина к её персоне обусловлен её переменами. Роман с успешной замужней дамой подогревает его азарт и самолюбие.

«Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен,
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?»
Источник: Глава восьмая, строфа 44

Обладая высокими нравственными принципами, Татьяна отказывается стать возлюбленной Онегиной, несмотря на то что по-прежнему любит его. Уважение к супругу, священным узам брака, чувство долга для неё гораздо важнее собственных душевных страданий.

«А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена….
…Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
Источник: Глава восьмая, строфа 47

Богатство и роскошная жизнь не принесли Татьяне счастья. Она признаётся Онегину, что готова отдать всё, что угодно, чтобы вернуться в родную деревню, в свою прошлую жизнь, в которой она была по-настоящему счастлива.

«А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей

Над бедной нянею моей…» (Глава восьмая, строфа 46)

Воспитание

Татьяна получила традиционное для дворянских семейств образование. По моде тех лет с раннего детства она изучала французский язык, на котором изъяснялась куда лучше, чем на русском.

«Я должен буду, без сомненья,
Письмо Татьяны перевесть.
Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала
И выражалася с трудом
На языке своем родном,
Итак, писала по-французски…»
Источник: Глава третья, строфа 26

Характеристика Татьяны Лариной другими героями

Онегин

При первом же взгляде на Татьяну Онегин понимает, что она является непростой личностью, сложной и глубокой. По мнению Евгения, именно такой тип женщины должен был привлечь юного поэта Ленского.

«”Неужто ты влюблен в меньшую?”
— А что? — “Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт”»
Источник: Глава третья, строфа 5

Онегин, привыкший общаться в высшем свете с жеманными и лицемерными кокетками, был приятно удивлен искренностью Татьяны, её прямодушием.

«Мне ваша искренность мила;
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства…»
Источник: Глава четвертая, строфа 12

«И того ль искали
Вы чистой, пламенной душой,
Когда с такою простотой,
С таким умом ко мне писали?»
Источник: Глава четвертая, строфа 15

На любовное письмо Татьяны Онегин честно отвечает, что не сможет составить её счастье, поскольку не готов к серьёзным отношениям. Кроме того, он по-дружески предостерегает её впредь быть не такой открытой и искренней, поскольку её доверчивость может быть использована против неё.

«…Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.
Послушайте ж меня без гнева:
Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так деревцо свои листы
Меняет с каждою весною.
Так видно небом суждено.
Полюбите вы снова: но…
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет».
Источник: Глава четвертая, строфа 16

Подробная характеристика Онегина.

Ленский

Юный поэт Ленский сравнивает печальную Татьяну со Светланой из баллады В.А. Жуковского «Светлана».

«Скажи: которая Татьяна?
— Да та, которая, грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна».
Источник: Глава третья, строфа 5

Подробная характеристика Ленского.

Автор

Автор с большой нежностью и сопереживанием относится к Татьяне. Как никто другой, он понимает её тонкую, ранимую, мечтательную душу.

«Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.
Погибнешь, милая; но прежде
Ты в ослепительной надежде
Блаженство темное зовешь,
Ты негу жизни узнаешь,
Ты пьешь волшебный яд желаний,
Тебя преследуют мечты:
Везде воображаешь ты
Приюты счастливых свиданий;
Везде, везде перед тобой
Твой искуситель роковой».
Источник: Глава третья, строфа 15

Автор встаёт на защиту Татьяны, которая безрассудно отдалась чувству. Он напоминает, что героиня обладает такими ценными качествами, как ум, воля, богатое воображение, доверчивость, простота и искренность.

«За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства,
Послушная влеченью чувства,
Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным?
Ужели не простите ей
Вы легкомыслия страстей?»
Источник: Глава третья, строфа 24

Автор высоко ценит нежную, тонкую душу Татьяны, её мечтательную натуру.

«В соседстве Тани молодой,
Моей мечтательницы милой…»
Источник: Глава седьмая, строфа 5

Подробная характеристика автора романа «Евгений Онегин».

Мать

Мать Татьяны, не догадываясь об истинной причине её грусти, хочет поскорее выдать дочь замуж. Татьяна наотрез отказывается даже думать о браке, в то время как её младшая сестра Ольга была уже пристроена. Этот факт глубоко печалит женщину.

«Татьяна не дитя, —
Старушка молвила кряхтя. —
Ведь Оленька ее моложе.>
Пристроить девушку, ей-ей,
Пора; а что мне делать с ней?
Всем наотрез одно и то же:
Нейду. И все грустит она,
Да бродит по лесам одна».
Источник: Глава седьмая, строфа 25

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Татьяны Лариной вместе!

Биография

Татьяна Дмитриевна Ларина — дворянка, старшая дочь в семье военного Дмитрия Ларина, который после окончания службы перебрался с семьёй в родовое имение, расположенное в сельской глуши. После смерти главы семейства воспитанием двух дочерей, Татьяны и Ольги, занималась их мать.

Судьбоносным для юной Татьяны стало знакомство со столичным аристократом Евгением Онегиным. Воспитанная на любовных романах, девушка нарисовала идеальный образ и всем сердцем полюбила Евгения. Не в силах сдерживать свои чувства, она написала ему любовное письмо. Ответ Онегина разбил все надежды девушки на счастье: молодой человек признался, что не готов к браку.

На именинах Татьяны Онегин, рассердившись на Ленского, стал ухаживать за его невестой Ольгой. Заметив это, Ленский вызвал Евгения на дуэль и был им убит. После этого события Онегин вернулся в столицу, Ольга поспешила выйти замуж за другого, и Татьяна осталась в полном одиночестве. Спасением для неё стали визиты в опустевший дом Онегина, изучая который, девушка смогла лучше понять характер своего возлюбленного.

Тем временем мать Татьяны решила отправить дочь в Москву на «ярмарку невест». Покорясь матери, девушка согласилась выйти замуж за богатого и знатного генерала. Покинув родную деревню, она стала блистать в высшем обществе, превратившись из милой робкой девушки в роскошную светскую даму.

Именно в таком образе Онегин увидел Татьяну после долгой разлуки. Воспылав к ней страстью, он написал откровенное письмо, но Татьяна отвергла ухаживания Евгения: она по-прежнему его любила, но не собиралась порочить доброе имя своего супруга.

Образ Татьяны Лариной

Татьяна Ларина представляет собой сложный, многогранный женский образ, который не перестает развиваться на протяжении всего повествования.

С детских лет Татьяна отличалась задумчивым, мечтательным характером. Она не любила шумные детские компании, предпочитая общество любимой няни с её чудесными рассказами. Таня росла замкнутым ребёнком, неспособным открыто проявлять свои чувства, и даже к родителям не умела приласкаться.

Единственным страстным увлечением Татьяны было чтение книг. Любовные романы будили её воображение, рисовали волнующие картины. Душа Татьяны была готова полюбить, и в этот момент судьбы свела её со скучающим светским dandy Онегиным, прибывшим в провинцию из столицы.

Пылкая влюблённость Татьяны раскрывает её нежную натуру. Скромная и робкая от природы, девушка решается написать письмо возлюбленному и признаться в своих чувствах. Это говорит о её смелости и силе духа, поскольку в те времена считалось очень неприличным девушке первой говорить о любви. Для Татьяны очень важна честность и искренность, и потому она пренебрегает светскими условностями.

Реакция Онегина на письмо глубоко ранит Татьяну. Его равнодушие заставляет девушку ещё более замкнуться в себе. Со временем она решает уступить уговорам матери и выйти замуж за знатного и богатого, но нелюбимого человека.

В финале произведения Татьяна предстаёт совсем иной — это сильная, стойкая, рассудительная, мудрая женщина. В её душе романтические идеалы юности уступают место чувству долга и ответственности. Однако за маской роскошной светской дамы скрывается хрупкая нежная девочка с разбитым сердцем. Татьяна по-прежнему любит Евгения, её чувство к нему глубоко и искренне, однако высокая нравственность героини, её преданность узам брака не позволяют стать возлюбленной Евгения. Татьяна сохраняет верность мужу, навсегда отказавшись от личного счастья.

Образ идеальной героини в романе «Евгений Онегин»

Образ Татьяны Лариной является одним из наиболее ярких и значимых в русской литературе. А.С. Пушкин вложил в него те качества, которые наиболее всего ценил в женщинах: доброту, порядочность, нравственность, богатый внутренний мир. В результате был создан образ идеальной женщины, способной любить глубоко и нежно, быть верной, заботливой женой и настоящим другом, соратником.

Главное достоинство Татьяны — не красота или солидное приданое, а богатый внутренний мир, духовность. Она честна и открыта перед людьми и собой, не терпит в отношениях фальши и лицемерия.

Большое влияние на формирование личности Татьяны оказала её старая нянюшка, знавшая немало старинных русских легенд и сказаний. В образе легко угадывается няня А.С. Пушкина Арина Родионовна, которую писатель очень любил. Душа Татьяны чутко откликается на рассказы няни о глубокой старине, её воображение развивается под воздействием сказок и легенд.

Будучи тонкой, восприимчивой натурой, Татьяна чувствует красоту природы и наслаждается ею. Её душа находится в полной гармонии с живописными сельскими пейзажами, среди которых она выросла.

Увлечение книгами и отсутствие жизненного опыта позволили Татьяне совершить главную ошибку: наделить Онегина качествами, которыми он никогда не обладал, идеализировать его. Однако благодаря уму и проницательности девушка смогла понять, что её возлюбленный — человек из плоти и крови, со своими пороками и недостатками.

Будучи отвергнутой Онегиным, Татьяна не теряет силу духа, чувство самообладания. Когда же Евгений понимает, какое сокровище он упустил, Татьяна занимает принципиальную позицию: она не готова ради страсти пожертвовать своей семьёй, предать мужа, которого ценит и уважает.

Высокие нравственные идеалы, женственность, глубина и красота души героини позволяют сделать вывод о том, что Татьяна Ларина по праву считается идеальной героиней в русской литературе.

5 фактов о Татьяне Лариной

  • Имя Татьяна не пользовалось популярностью среди русской аристократии, поскольку считалось слишком народным, простым. Однако благодаря произведению Пушкина оно нашло широкое распространение в самых разных кругах общества.
  • Из черновиков Пушкина следует, что главную героиню романа писатель собирался назвать Наташей и лишь потом изменил имя на Татьяну.
  • По подсчетам литературных исследователей, год рождения Лариной — 1803.
  • Татьяна плохо выражала свои мысли по-русски. Любовное письмо к Онегину написано на французском языке.
  • В характере Татьяны присутствуют черты самого автора. Это отметил старинный лицейский друг Пушкина, Вильгельм Кюхельбекер: «Поэт в своей 8 главе похож сам на Татьяну: для лицейского товарища, для человека, который с ним вырос и его знает наизусть, как я, везде заметно чувство, коим Пушкин переполнен, хотя он, подобно своей Татьяне, и не хочет, чтоб об этом чувстве знал свет».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина занимает центральное место. Это сложный, глубокий, многогранный женский образ, который находится в непрерывном развитии на протяжении всего произведении. Отношение Пушкина к Татьяне очевидно: он восхищается своей героиней, сочувствует ей, поддерживает. Становится ясно, что Татьяна — милый идеал автора.

Роль героини заключается в том, чтобы на контрасте продемонстрировать нравственные качества главного героя романа, Евгения Онегина, подчеркнуть глубину пропасти между ними. Цитатная характеристика Татьяны Лариной позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко описать персонажа, написать сочинение или доклад.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Татьяна Пономарева

    10/10

  • Галина Дубинина

    6/10


женат/замужем

жизнь в достатке

из обеспеченной семьи

неразделенная любовь

нет детей

Татьяна Ларина. Актриса Ариадна Шенгелая. Фильм-опера “Евгений Онегин”. 1958.

Татьяна Ларина – наиболее известный женский персонаж отечественной литературы; главная героиня романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Татьяна послужила прототипом для огромного количества женских образов, которые в совокупности представляют собой “национальный тип” русской женщины.

Описание героя

Татьяна – старшая дочь Прасковьи Лариной. В начале произведения девушке семнадцать лет. Она наделена особой “холодной” красотой, которую сразу же отмечает опытный и повидавший множество красавиц Онегин.

Татьяна свободно владеет французским языком. Судя по всему, в детстве при ней состояла гувернантка-француженка. Любовное послание девушки к Онегину также написано на французском языке. Автор объясняет это тем, что “она по-русски плохо знала”. Разумеется, это не означает, что Татьяна не владела родным языком. В первой половине XIX века, как отмечал и сам Пушкин, русский язык использовался в бытовой речи. В разговорах о “высоких материях” дворяне изъяснялись на иностранных языках. У Татьяны подчеркнуто бытовое и простонародное имя, которое в ту эпоху не было распространено среди высшего слоя населения. Тем самым автор как бы “растворяет” героиню среди всего русского народа, делает ее “национальнее”.

Холодная красавица Татьяна любит проводить время в одиночестве: “Дика, печальна, молчалива”. Она без ума от романов, которые открывают для нее какую-то другую, яркую и насыщенную жизнь. Татьяна живет в полном согласии с деревенской природой: “Как лань лесная”. Вынужденный переезд в Москву приводит ее в отчаяние, потому что приходится навсегда проститься с родными лесами и полями. За скромностью и молчаливостью Татьяны скрывается пылкая душа, что нагляднее всего проявляется в письме к Онегину.

Роль героя в произведении

Татьяна и Онегин

Татьяна – трагический символ одиночества и печали. На протяжении произведения она очень часто изображается сидящей или стоящей в молчании у окна. Татьяне нравится в одиночку “предупреждать зари восход” – типичное поведение романтически настроенной девушки.

Татьяна – противоречивый образ, в котором причудливо переплетаются любовь к иностранным романам и приверженность ко всему русскому. Девушка олицетворяет собой народность. Глазами Татьяны автор смотрит на простой русский народ, деревенскую жизнь, родную природу.

Главная героиня “верила преданьям” и различным приметам. Она охотно принимает участие в крещенских гаданиях и безгранично верит в это. Через сон Татьяны в реалистическое произведение плавно входит русский сказочный фольклор. Сон оказывается пророческим.

Отметив “плохое знание” Татьяной родного языка, автор называет ее в другом месте “русскою душой”. Девушка была так воспитана родителями, которые “хранили в жизни мирной привычки милой старины”. По мнению Ф. М. Достоевского, Татьяна является олицетворением русского соборно-православного духа, для которого характерно сочетание нравственной силы и смирения.

Одна из основных задач Татьяны в романе – разгадка истинной сущности Онегина (“Уж не пародия ли он?”). Это происходит после просмотра главной героиней книг из библиотеки Онегина и, главным образом, оставленных им на полях пометок. Здесь важно отметить духовный и интеллектуальный рост простой провинциальной барышни, которая до этого читала исключительно романы. Любовное страдание делает деревенскую девушку умнее и проницательнее.

Главная роль Татьяны в произведении, естественно, раскрывается через ее любовь к Онегину. Эта любовь – первая и единственная для девушки. Романтически настроенная барышня, наконец-то, дождалась героя своего романа: “Она сказала: это он!”. Для Татьяны Онегин стал воплощением всех любимых мужских героев (прежде всего, Грандисона и Ловеласа) из прочитанных книг. Автор отмечает: “Татьяна любит не шутя”. Однако, девушка безумно влюблена в “литературного” Онегина, а не в настоящего человека. Татьяна осознает это уже после роковой дуэли и отъезда убийцы Ленского.

Развитие героя по мере сюжета

Из всех героев романа самые значительные изменения (как внешние, так и внутренние) происходят с Татьяной.

Сначала Татьяна предстает самой обычной провинциальной барышней. Она, правда, не в меру задумчива и молчалива, погружена в романтические мечты, но в целом мало чем отличается от таких же деревенских молодых дворянок. Вспыхнувшая при самой первой встрече любовь к Онегину тоже является предсказуемым событием. Татьяна уже давно ждала “героя своего романа”.

Переломным становится любовное письмо Татьяны к Онегину. Сам факт вступления в переписку с почти неизвестным мужчиной был немыслим для норм поведения русской барышни начала XIX века. Если бы этом стало известно, последствия для Татьяны были бы самыми печальными. Девушка идет наперекор всем правилам и поступает, как героиня романа.

Письмо Онегину

Огромное значение имеет содержание любовного послания. Одна из главных фраз в этом трогательном письме: “То воля неба: я твоя”. Татьяна, опять же вопреки принятым этическим нормам, переходит к Онегину на ты. Она испытывает полное доверие к своему избраннику, нисколько не сомневаясь, что он предназначен ей судьбой.

Онегин как можно деликатнее отвергает любовь Татьяны. Девушка приходит в отчаяние, но, судя по всему, продолжает хранить надежду на счастье. Она все еще считает Онегина настоящим романтическим героем.

Еще одним ударом для Татьяны становится поведение Онегина на именинах, когда он в припадке злобы на Ленского начинает открыто ухаживать за Ольгой. После праздника Татьяна приходит к такой мысли: “Погибну… но гибель от него любезна”.

Убийство Онегиным Ленского на дуэли и его поспешный отъезд лишают Татьяну последней надежды. После посещения дома возлюбленного и чтения книг из его библиотеки происходит стремительный духовный рост “наивной девочки”. Разгадав сущность Онегина, Татьяна все же продолжает любить его. При этом она подчиняется воле матери и соглашается ехать в Москву “за женихом”. Татьяна трогательно прощается с родными местами, как “с давними друзьями”: “Простите, мирные долины”. Важна следующая фраза девушки: “Прости ж и ты, моя свобода!”. Скромная и молчаливая провинциальная барышня поначалу чувствует себя в Москве очень неловко. Великосветское общество относится с пренебрежением к “дикарке”.

Очередное резкое изменение происходит с Татьяной после свадьбы с князем N. Бедная девушка становится богатой и знатной женщиной. Случайно встретившись с Татьяной, Евгений сперва не может ее узнать: “И следов Татьяны прежней не мог Онегин обрести”; “Ужель та самая Татьяна”. Перед ним предстает “неприступная богиня”, прекрасная и безупречная. Единственное, что сохранилось в этой великосветской львице от прежней простой и наивной девушки – “крещенский холод”, которым она окружает себя.

Татьяна с мужем-генералом

В этом кардинально изменившемся образе Татьяны можно отметить изысканную простоту, зрелое спокойствие и бескомпромиссное постоянство. Татьяна во всем ограничена светскими условностями, “модой самовластной”. Она рассказывает об этом Евгению во время их последнего разговора. Татьяна признается бывшему “избраннику”, что до сих пор любит его, хотя и называет свою любовь “младенческими мечтами”. Она готова променять весь блеск великосветской “постылой” жизни на прежнее “бедное жилище” в провинции, но уже слишком поздно.

Татьяна с горечью признает, что является смирной и покорной рабой монархического общества. Она (как и ее мать и няня) была фактически насильно выдана замуж. Изменить уже ничего нельзя: “Я другому отдана; я буду век ему верна”. Возможность беззаконного счастья (измена мужу) Татьяна с твердостью отвергает.

Отношение автора к герою

Татьяна, несомненно, является любимицей автора. Пушкин отождествляет ее со своей музой: “И вот она в саду моем явилась барышней уездной”. В романе встречаются такие обращения автора к главной героине: “Татьяна, милая Татьяна!”; “моя душа”; “моя мечтательница милая”.

С сочувствием описывая несчастную судьбу Татьяны, Пушкин стремился изобразить в целом бедственное положение русских девушек и женщин. В неоконченной статье, посвященной “Путешествию из Петербурга в Москву” Радищева, он отмечал: “…несчастие жизни семейственной есть отличительная черта во нравах русского народа”.

Прототипы героя

Чаще всего высказывается мнение, что Татьяна – это собирательный образ, у которого попросту нет какого-то определенного прототипа. Однако, некоторые версии относительно возможного прообраза главной героини все же существуют. В качестве одного из прототипов Татьяны часто называют Авдотью Сергеевну Норову – соседку по имению П. Я. Чаадаева, в которого она была влюблена. В доказательство этой версии приводится тот факт, что Чаадаев был одним из прототипов Онегина.

В конце романа Пушкин скорбит по поводу безвременной кончины прототипа Татьяны: “А та, с которой образован Татьяны милый идеал… О много, много рок отъял!”. Норова умерла до того, как Пушкин закончил произведение.

Е. Е. Синицына в воспоминаниях утверждала, что Пушкин, создавая образ Татьяны, вдохновлялся А. П. Керн. Если принять эту версию, то стоит заметить, что Анна Петровна могла быть прообразом Татьяны, уже вышедшей замуж и ставшей великосветской дамой.

Согласно еще одной точке зрения, в образе главной героини романа отразились черты декабристки Натальи Дмитриевны Фонвизиной. В молодости она также была отвергнута любимым человеком и вышла замуж за генерала против своей воли. Спустя какое-то время в нее безнадежно влюбился прежний “избранник”, но Фонвизина решительно отвергла его ухаживания.

Некоторые литературоведы полагают, что Татьяна – это Е. К. Воронцова, одна из возлюбленных Пушкина.

Экранизации

Гениальный роман А. С. Пушкина был экранизирован три раза.

Первая экранизация была осуществлена в 1911 г. В немом черно-белом фильме “Евгений Онегин” роль Татьяны исполнила известная в Российской империи актриса Л. П. Варягина.

В 1958 г. вышел в свет фильм-опера “Евгений Онегин”, в котором главную женскую роль сыграла А. В. Шенгелая. За эту работу актриса получила первую премию на Московском кинофестивале в 1959 г. Роль озвучила Г. П. Вишневская.

Наконец, в 1999 г. была снята картина “Онегин” совместного производства США и Великобритании. Образ Татьяны был воплощен на экране американской актрисой Лив Тайлер. Несмотря на многочисленные “киноляпы”, неизбежные в зарубежных экранизациях русских произведений, отечественные критики отмечали удачное исполнение роли Тайлер.

Литература

  1. Андреева Ю. И. Откуда приходят герои любимых книг. – М., 2018.
  2. Архангельский А. Н. Герои классики. – М., 2018.
  3. Галкин А. Б. Герои и сюжеты русской литературы. – М., 2012.
  4. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. – Л., 1983.
  5. Набоков В. В. Комментарий к роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. – Спб., 1999.

Владислав Валерьевич | Просмотров: 1k

Татьяна — любимая героиня Пушкина и главная героиня романа «Евгений Онегин». Этот образ наиболее близок автору, основные жизненные принципы их совпадают. Характеристика образа Татьяны Лариной помогает понять другого главного героя — Евгения Онегина, хотя их воспитание, образ жизни и внутренний мир сильно отличаются.

Происхождение и воспитание

Татьяна Дмитриевна Ларина выросла в небогатой провинциальной дворянской семье. Имение Лариных находилось недалеко от деревни дядюшки Евгения, куда он приехал после смерти родственника.

Отец Татьяны умер, в романе она представлена живущей с матерью и младшей сестрой Ольгой.

Воспитание Татьяны было простым. От матери она унаследовала любовь к чтению — в основном это были любовные романы того времени: английского писателя, автора «чувствительной» литературы Ричардсона и Руссо, французского писателя-сентименталиста. Отец же, сам не имевший тяги к чтению, никогда не интересовался, что читала его дочь.

Жизнь в семье Лариных текла спокойно и размеренно, в сельских заботах и домашних хлопотах. Пушкин знакомит читателей с Татьяной, когда ей было около 17 лет. В самом романе её возраст не указан, но об этом известно из письма поэта к П. Вяземскому.

Внешность и характер

Татьяна не похожа на девушек своего возраста не только внешне, но и внутренне. Пушкин отмечает:

Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Она никого не могла поразить красотой, как её сестра, но было в ней что-то такое, что привлекло Евгения Онегина, хотя в женщинах он был искушён. Татьяна была молчалива, с самого раннего детства сдержанна, отказывалась принимать участие в обычных детских забавах и больше всего любила сидеть у окна, глубоко о чём-то задумавшись. Её не интересовали даже куклы — любимая забава девочек всех времён.

Но она очень любила природу и в единении с ней чувствовала себя хорошо, гораздо лучше, чем в шумном обществе детей. Она любила летом встречать на балконе восход солнца, а зимой вставать при свечах и так дожидаться утра.

Татьяна была простой провинциальной барышней, носила «запоздалые» (устаревшие) наряды, речь её также была простой, бесхитростной.

Но пришло время, и она влюбилась. И все её впечатления от прочитанных романов, все её воображения и девические мечты воплотились и сошлись в Евгении Онегине, который появился у них благодаря Ленскому, влюблённому в Ольгу.

Интересно, что Пушкин сразу же обозначил любовь Татьяны как путь к гибели:

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.
Погибнешь, милая…

Почему он так думал? Потому что сам поэт прошёл тот путь, который он показал в рассказе о юности Евгения Онегина. С детства Онегин впитал в себя все светские правила, его личность сформировалась по законам этого общества, он не мог вырваться из этого плена, хотя ему наскучила светская жизнь. Именно поэтому Онегин сразу выделил Татьяну как образец чистоты, невинности и доверчивости.

Татьяна и Евгений Онегин

В романе описаны несколько встреч этих героев, и в этих встречах развёртывается вся последующая судьба Татьяны.

После первой встречи девушка поняла, что влюбилась. Она страдает, тоскует, скучает и, наконец, решается на признание. В письме к Онегину Татьяна откровенно и чистосердечно признаётся в своём чувстве. Его тронуло признание девушки, и это говорит о том, что светская жизнь не до конца ещё иссушила его сердце, он ещё способен был понять другого человека и оценить его искренность.

Вторая встреча этих героев произошла в саду Лариных, и здесь Онегин ведёт себя несколько по-менторски, но всё-таки благородно. Он вполне оценил не только этот поступок Татьяны, но и понял, что такую чистую душу обидеть нельзя, и так же искренне ей ответил, что он не способен любить и не может составить ей счастье.

Но чувство Татьяны слишком захватило её, она не перестаёт думать об Онегине. А его уже стал раздражать её грустный и томный вид на именинах. Евгений злится на Ленского, который привёз его на этот скучный вечер, и всё оканчивается  их дуэлью и гибелью Ленского.

После всего случившегося Онегин уезжает, а Татьяна буквально гаснет и увядает на глазах, чем очень тревожит мать, всех родственников и знакомых.

Гуляя однажды, она забрела к дому Онегина и зашла в этот пустой дом. Ей казалось, что она сможет лучше понять его душу, его интересы и занятия — так это и произошло. Она ходила по комнатам и рассматривала его вещи, делала выводы о его характере, о его пристрастиях. Вот портрет Байрона, поэта-романтика; вот чугунная статуэтка «под шляпой с пасмурным челом, //С руками, сжатыми крестом» — это, конечно, Наполеон, кумир молодёжи первой половины XIX в.; вот книги, которые он читал, делал в них пометки. Татьяне всё интересно, она приходит сюда ещё и ещё и начинает понимать, как формировалась душа Онегина. Ведь в этих книгах

…отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.

Татьяна постепенно начинает догадываться, что Онегин — это подражание, пародия, «москвич в Гарольдовом плаще», т. е. личность, сформировавшаяся под внешним воздействием модных идей века, а не по собственным внутренним качествам. Но, тем не менее, она продолжает его любить.

Мать и все родственники, обеспокоенные её состоянием, решили как можно быстрее выдать Татьяну замуж. Для этого ей отправляют к тётушке в Москву.

Последняя встреча

Прошло несколько лет. И вот Онегин неожиданно встречает Татьяну на балу в Петербурге. Но это уже совсем другая Татьяна, Онегин с трудом узнаёт в этой величавой и гордой светской даме ту девочку, с которой он познакомился когда-то в деревне. Она замужем, она хозяйка модного салона, она холодна и недоступна, но в то же время лишена тех особенностей, которые были свойственны женщинам света и которые так ненавидел Онегин. «Всё тихо, просто было в ней», — пишет Пушкин.

И Онегин влюбился. Он поступает так же, как когда-то поступила она: отправляет ей письмо с признанием в любви. Потом пишет второе, третье… Ответа нет. На светских вечерах она также не замечает его. Утром он едет к ней в дом, и там происходит объяснение между ними, а в конце:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Вывод

Чаще всего во время изучения романа перед школьниками встаёт вопрос: за что Пушкин любит Татьяну? Почему «Татьяны милый идеал» так дорог поэту?

На эту тему уже написаны горы книг, и ответы на эти вопросы разные: очевидные, экзотические, смешные…

Очевидно ведь, что эта девушка была самобытна, чиста, добра, искренна и в своих чувствах, и в своих словах, что она отличалась преданностью, верностью, способностью любить. И после замужества ничего пошлого и грязного к ней не пристаёт, хотя она уже вошла в светское общество. Она живёт в мире с собой и с окружающими. Ею гордится муж-генерал. К ней тянутся другие люди — это хорошо выражено в сцене бала.

И вот что ещё интересно. Онегин — свободный человек, он не связан ни семьёй, ни службой, ни какими-либо обязанностями перед людьми; он может свободно путешествовать, но в его жизни нет ни счастья, ни гармонии. А Татьяна, по настоянию матери вышедшая замуж за нелюбимого человека, вполне состоявшийся человек, в ней столько положительного, что она наполнена этим до краёв и ещё делится с другими.

Образ Татьяны Лариной — совершенный в понимании поэта образ женщины, олицетворение женской верности и искренности.

Характеристика образа Татьяны Лариной может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Характеристика и образ Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин

Характеристика и образ Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

Татьяна в произведении Александра Сергеевича Пушкина олицетворяет идеальную русскую девушку. Её принципы сохраняются, хотя поведение кардинально меняется на протяжении всего повествования. В самом начале повествования, Татьяна показала себя в роли ещё совсем юной и наивной девушки, но к концу стала совершенно другой — разумной женщиной. 

Татьяна — старшая дочь в семье Лариных. Она пронизывается чтением с ног до головы и проникается судьбами всех героев. Татьяну привлекает все мистическое и потустороннее, с этим связано её вера в придания и вещие сны. Пушкин с точностью отметил характер Татьяны, сравнив её образ с образом сестры, которая не может похвастаться своим умом. В Татьяне, он видит то, что должно привлекать практически все общество, но многие просто не замечают некоторых качеств. Он делает из неё ранимую и мудрую девушку, у которой множество переживаний и страданий на душе. Хоть образ её тихий и умиротворенный, в ней скрывается изобилие чувств. Она хочет подарить их единственному человеку, который действительно будет любить её. Найдя такого человека в Онегине, можно увидеть, какие трепетные и возвышенные чувства она испытывает по отношению к нему. Но к несчастью, он не может принять Татьяну. 

Татьяна очень сильно переменилась после отказа Онегина и брака с нелюбимым для неё человеком. Детская наивность и нерешительность покинули её, теперь в ней присутствует грамотность в совершении каких-либо действий. Она стала очень востребована среди высших слоёв общества и при этом не потеряла своё собственное кредо, как это сделал её возлюбленный Онегин. Татьяна до безумия верна своему мужу, Евгений для неё ещё не забыт, но она не может изменить своему законному мужу. Это говорит лишь о том, что она честна как перед собой, так и перед остальными людьми. Своим отказом, Онегин убил в ней ту юношескую доверчивость и открытость к окружающим людям. После того случая, она научилась «читать» людей. 

В романе «Евгений Онегин», Александр Сергеевич Пушкин создал образ несокрушимой женщины, которую невозможно сломить никакими обстоятельствами. Татьяна — идеальный пример женщины и просто человека. 

Сочинение про Татьяну Ларину

Татьяна Ларина, героиня романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, является одним из ярчайших женских образов в русской литературе XIX века.

Сам Пушкин с восхищением пишет о ней: «Татьяны милый Идеал». Для автора она – воплощение женственности, положительный пример русского женского характера.

Татьяна Ларина, девушка из небогатой семьи, живёт в деревне. В отличие от сестры, свежей и румяной Ольги, Татьяна худа, бледна и не особо красива, хотя и не дурна собой. «Дика, печальна, молчалива», – так пишет о ней поэт. Как и многие дворяне того времени, она лучше говорит по-французски, чем по-русски. При этом Татьяна очень суеверна: верит в приметы, зачитывается сонником, гадает на Святки. В тайне она мечтает о любви, известной ей по романам. Воображение рисует ей идеального героя. И когда к ним в гости приезжает Онегин, Татьяна влюбляется в него.

Девушка достаточно смела, чтобы написать ему письмо и первой признаться в любви. Но Онегин не способен оценить этого, при встрече он читает ей проповедь о том, как правильно себя вести. Несмотря на этот удар, Ларина находит в себе силы совладать с чувством и смириться. Ей уже все равно, с кем связать судьбу, и поддавшись на уговоры матери, героиня выходит замуж за приближенного ко двору князя.

Впоследствии, встретив Татьяну в свете, Евгений поражается, как она изменилась. Спокойная, величественная, привыкшая к светскому обожанию женщина – неужели это она? И тут Онегин влюбляется. Он с нетерпением ждёт встречи, посылает ей любовные письма. Но княгиня остаётся внешне холодной. Лишь случайно увидев, как она плачет, читая его письмо, Онегин понимает, что Татьяна по-прежнему испытывает к нему сильное чувство. Она этого и не скрывает, но отвергает возможность всякой связи между ними: «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». Татьяна живёт по строгим принципам, для неё супружеский союз является священным и нерушимым. Подобный ответ становится для Евгения потрясением: он не привык встречать в дамах высшего света такую нравственную чистоту и порядочность. Глядя на новую Татьяну, он осознаёт, что упустил свой шанс тогда, в деревне, и теперь эта удивительная женщина потеряна для него навсегда.

Образ Татьяны Лариной, целостный и притягательный, навсегда вписан в сокровищницу русской литературы. Эта героиня прошла большой путь от невинной девочки до зрелой, сильной женщины, она нравственно выросла на страницах романа благодаря своей любви и твёрдости духа.

Вариант 3

Вершиной творчества Пушкина стало произведение «Евгений Онегин». Александр Сергеевич описал жизнь элиты России, где характеристика Татьяны занимает первое место. Детство она провела в провинции, подальше от городской жизни.

Татьяна росла спокойной, обладающей высокими моральными качествами девушкой. Для Тани честь, совесть была превыше всего остального, она не умела врать и притворяться. Девушка была в дали от мирской суеты, очень любила читать книги. Молодая девушка очень ждала своего возлюбленного, которому она смогла бы посвятить всю свою жизнь. Татьяна просто обожает свое поместье и не в коем случае не хочет поменять на «унылую жизнь” высшего общества в Петербурге, родные, близкие для её сердца деревенские места. Ей нравилось встречать рассвет, зиму, красоту цветов и трав.

Татьяна никогда не позволяла себе смотреть свысока на людей, которые были ниже её по социальному положению, она уважала личность человека, а не его статус. Этим отличалась девушка от окружающих ее друзей и родных. Ларина не играла никакими игрушками, не сплетничала, не занималась рукоделием. В какой-то степени, она росла замкнутой в себе. Это не трудно понять, ведь в том окружении где она вращалась, не нашлось человека, который бы её понимал.

Поэтому повстречав несхожего на других людей, умного юношу, она для себя решает, что Евгений — ее судьба. Поддавшись своим чувствам, Татьяна признаётся Онегину в любви. Она очень сильно влюблена в Онегина всерьёз. Ее письмо наполнено чувствами, и очень скромное. К сожалению, она не догадывалась о том, что Онегин моральный урод, он самолюбивый человек и не сможет разделить её чувства, что наносит Татьяне удар.

Затем, спустя два года, когда Евгений Онегин признаётся девушке в любви, Таня не стала ему мстить, она призналась, что любовь к нему еще совсем не остыла, но она осталась хранить верность своему супругу. Татьяна очень хочет сбежать в поместье, но не имеет возможности. Девушка не может причинить боль своему мужу, с которым свела её судьба.

Каким бы человеком он ни был, она ни в коем случае не хочет причинить ему неприятности, что ещё в который раз указывает на ее исключительность перед окружающими её людьми, сохраняя верность своему мужу. Так, автор в её лице наполнил женский образ всеми добродетелями. Татьяна занимает очень почётное место среди знаменитых героинь русской классической литературы.

Сочинение 4

Когда Пушкин писал это роман, то прежде всего передавал черты своего характера через образы . Однако духовную женскую красоту ему пришлось показать на примере одной из персонажей –Татьяне Лариной.

Впервые мы ее видим в имении  родителей, где жизнь ее протекала спокойно и мирно. Мать занималась хозяйством. Изредка их навещали соседи, которые оставались вечером для долгой беседы. Вот в такой обстановке и жила наша героиня. Девушка была суеверной и верила в различные приметы и обряды. Красотой она особо не отличалась, и любила часто помечтать. В обществе Татьяну не понимали, и она чувствовала себя одиноко.

В детском возрасте Ларина практически  не играла с остальными детьми и никогда не ласкалась к родителям. Одним из самых ее любимых занятий было чтение художественной литературы. Вчитываясь в произведения, она представляла образ своего будущего молодого человека. Автор показывает нам, что Татьяна отличалась от других светских девушек своей чистотой помыслов и отсутствия фальши в поведении, что присутствовало у других. Девушка тонко чувствует красоту природы и  хочет любить страстно от всего сердца. Она полюбила Онегина, потому что всем своим сердцем она почувствовала в нем родственную душу. И вот девушка пишет письмо-признание своему возлюбленному, где она открыто и горячо признается в своих чувствах. Однако Онегин не понял глубину ее чувств, что приводит в смущение Татьяну. Но она не перестает его любить даже после того, как посетила его дом и изучила книги, которыми зачитывался молодой человек.

Через некоторое время мы опять встречаемся с нашей героиней. И что же мы видим? Татьяна стала супругой известного генерала. Ее все уважают и преклоняются. Но произошли ли в ней какие-либо изменения? Мы видим, что хоть девушка и стала почитаемой княгиней, но простоты своей не потеряла. Она не подражала остальным светским дамам, в этом и заключалась ее сила. Даже генерал чувствовал себя на высоте, когда с ней шел рядом.

Светская жизнь Татьяне совсем не нравилось, ей были чужды притворство и фальшь, царящие в этом обществе. Одной из самых главных черт в ее характере является то, что героиня  любит только один раз и навсегда. К тому же она несет ответственность перед человеком, выйдя за него замуж. Испытывая сильные чувства к Онегину, Татьяна не бросает мужа, потому что это будет некрасиво с ее стороны. Автор показал трагическую судьбу Татьяны. Те желания, к которым она стремилась, не исполнились, но девушка нашла в себе силы достойно вытерпеть неудачи.

Размышляя над романом Пушкина, невольно задумываешься над тем, что,  сколько  бы,  не прошло времени, но образ милой и нежной Татьяны остается актуальным  и до сих пор.

Характеристика Татьяны Лариной

В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» не последнее место занимает образ Татьяны Лариной. В её лице поэт показал читателю свое видение идеала русской девушки. На протяжении всего произведения она остаётся верна своим принципам, хотя сама меняется просто кардинально.

В начале романа Пушкин описывает Татьяну наивной и совсем ещё молоденькой девушкой, а уже к концу повествования она превращается в мудрую и зрелую женщину.

В семье Лариных Татьяна – старшая дочь. Она искренне верит, что в мире существуют сверхъестественные вещи, увлекается мистикой и старинными преданиями, знает русский фольклор, множество сказок и обрядов. Главная её страсть – это чтение. Она всей душой проникается судьбами героев книг, которые прочитала. Из этого можно сделать вывод, что Татьяна очень ранимая девушка, умеющая сопереживать и сострадать. На первый взгляд героиня кажется спокойной и тихой, но внутри нее скрывается целый водоворот чувств и эмоций. Ей нравится гулять в одиночестве по лесу, встречать первые лучи солнца и слушать пение птиц. Недаром Татьяне совсем не хочется покидать родное поместье и прощаться с милыми сердцу местами.

В Евгении Онегине Татьяна увидела такого человека, которому хотела бы подарить всю свою нерастраченную любовь и нежность. Она любит его всерьёз, навсегда, на всю жизнь. Её удивительно искреннее и чуть наивное послание Евгению насквозь пронизано чистотой, а признание в любви дышит высоким чувством. Но, к сожалению, он не принял несчастную девушку. После отказа Евгения и нежеланного брака с нелюбимым человеком, Татьяна очень изменилась. Робость и детская наивность исчезла, появилась решительность и мудрость.

В высших слоях общества Татьяна стала, как никогда, востребована. При этом, она никогда не теряла своего лица и не изменяла своим принципам, в отличии от Онегина. Хотя Татьяна всё ещё не забыла своего возлюбленного Евгения, она ни за что не смогла бы изменить своему законному супругу. Это явно указывает на то, что Татьяна – человек исключительно честный и порядочный. Она с удовольствием убежала бы обратно в деревню, но не в силах разорвать узы брака. Героиня просто не способна причинить боль своему мужу, каким бы он не был.

В образе Татьяны Лариной Александр Сергеевич Пушкин создал совершенно новый тип русской женщины в литературе. Это образ женщины, которую просто невозможно сломить никакими трудностями. Она готова преодолеть все ради своей заветной мечты.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин

Характеристика и образ Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин

Популярные сегодня темы

  • Милон и Софья в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    В комедии Недоросль Д.И.Фонвизин в шутливой манере обличает пороки дворянства восемнадцатого века. Такие персонажи произведения, как господа Простаковы, Скотинин, Митрофанушка и его учителя, к сожалению

  • Сочинение на тему Оправданный риск рассуждение

    Каждый человек в жизни хоть раз был в ситуации, в которой ему приходилось рисковать. А это могло привести к совершенно разному результату. Именно поэтому этот риск мог быть как оправданным

  • Сочинение по картине Куинджи Березовая роща описание

    Полотно «Берёзовая роща» — шедевр девятнадцатого века. Навевает романтические чувства первозданной красоты и свободы природных просторов.

  • План романа Евгений Онегин Пушкина

    Евгений Онегин -18-ти летний петербургский дворянин, успевший разочароваться в светской жизни, поселяется в имении в деревне. Там ведет жизнь нелюдимую, скучает, читает книги, пытается писать сам, но не привыкший к труду

  • Сочинение Отдых на море

    Этим летом я поехала с родителями на море. Мы давно планировали эту поездку и были рады наконец-то оказаться на побережье. Отдых принёс нам много приятных впечатлений и воспоминаний.

изображение Характеристика и образ Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин поэтически показал русскую женщину в лице главной героини. Споры литературных критиков вокруг образа Татьяны не утихли до сих пор. Характеристика Татьяны Лариной поможет читателю оценить образ любимой героини Пушкина.

Происхождение, воспитание

Татьяна — старшая дочь помещиков Лариных. Её родители были добродушными, гостеприимными, простыми людьми. Жизнь в их семье была однообразна, но родители были довольны ею. Интересы их сводились к хозяйству, к разговорам с гостями о родне, сенокосе и т. п. Младшей дочери Лариных, Ольге, было хорошо в родительском доме, так как она была по характеру похожа на родителей.

На Татьяну большое влияние оказала её няня, рассказывавшая ей страшные рассказы, старинные предания. Когда девочка немного подросла, она увлеклась чтением романов, причём, на французском языке:

Она по-русски плохо знала,

Журналов наших не читала,

И выражалася с трудом

На языке своём родном.

Отец не обращал внимания на это увлечение дочери, а мать сама до замужества обожала романы Ричардсона.

Хотя русских журналов Татьяна не читала, зато труд Мартына Задеки, толкователя снов, был её любимой книгой.

Черты характера

Татьяна была не похожа на окружавших её людей. Чувствуя себя чужой в семье, она не ласкалась к матери и отцу, не играла с сестрой и её подружками. Таня была молчаливой, задумчивой, робкой девочкой. Однообразие сельской жизни украшалось для неё мечтами. Она не увлекалась игрой в куклы, вышиванием, детскими играми.

Мечтательность и воображение девочки усиливали рассказы няни о приметах, гаданиях. Чтение романов о любви тоже способствовало этому.

Таня была одарена не только «воображением мятежным», но и «сердцем пламенным и нежным». Её «душа ждала… кого-нибудь», и девушка полюбила Онегина, воображая его героем романа.

Несмотря на то, что Татьяне было проще изъясняться по-французски, она была «русская душою». Когда мать привезла её в Москву, девушке стало ненавистно «волненье света», она скучала по деревне, по цветам и романам.

Став после замужества светской дамой, Татьяна Ларина осталась такой же простой и тихой, но научилась владеть собой и не показывать своих чувств другим людям.

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех.

Развитие образа Татьяны на протяжении всего действия романа

В начале романа «Евгений Онегин» читатель видит мечтательную девушку, воспитанную в деревенской глуши. Свои задушевные мысли она таит от родных, разгадывает сны по соннику и любит читать романы.

Мечтательность, увлечение романами о любви способствовали тому, что Татьяна влюбилась в Онегина, загадочного и похожего на героя романа.

Татьяна Ларина была наивна, чиста, великодушна, доверчива и своенравна, поэтому решилась написать Онегину о своей любви. Это был наивный, благородный и простодушный порыв.

После объяснения Онегина с Татьяной в ответ на её письмо надежды девушки разрушились, но не погасили в ней внутреннего огня. Когда Онегин уехал их своего имения, она посетила его дом, почитала книги в его кабинете и начала понемногу понимать, что Онегин — не идеал, который она себе придумала.

Став светской дамой, она уже не поддавалась подобным движениям своего страстного сердца, стала сдержанной, научилась искусству владеть собой.

Когда Онегин, встретив Татьяну в Петербурге, влюбился в неё и стал преследовать своей любовью, он не видел в её лице смятения, на нём отражался только след гнева.

В конце романа при объяснении с Онегиным Татьяна упрекает его за то, что он не ответил на её чувства, когда она была моложе и, как ей казалось, лучше. Далее она, противореча самой себе, говорит, что он тогда поступил благородно и был прав.

Татьяна считает, что верность мужу — это долг жены. Она признаётся, что любит Онегина, но просит не преследовать её, так как всегда будет верна мужу.

Оценка образа Татьяны Лариной автором и литературными критиками

А. С. Пушкин любит свою героиню и сочувствует ей:

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слёзы лью;

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою.

Автор сочувствует ей и спрашивает себя:

Кто ей внушал умильный вздор,

Безумный сердца разговор,

И увлекательный и вредный?

У литературных критиков об образе Татьяны Лариной можно найти различные мнения. Например, В. Г. Белинский считал, что её натура «не многосложна, но глубока и сильна» и что её образ в детстве «впоследствии является только развившимся, но не изменившимся».

С. М. Бонди тоже полагал, что она изменилась только внешне, и что её поведение служит защитой от постылой светской жизни.

Г. П. Макогоненко был другого мнения. Он утверждал, что Татьяна Ларина меняется, как и Онегин, что светское общество способствовало утрате ею веры в людей.

Вывод

Героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — натура глубокая, поэтому мнения о ней у читателей и литературоведов неоднозначны. Их оценка образа Татьяны, а также характеристика, представленная в этой статье, могут быть полезны при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

  • Рассказ о татьяне евгений онегин
  • Рассказ о татарстане на английском
  • Рассказ о татарском языке на татарском языке с переводом на русский
  • Рассказ о татарском народе
  • Рассказ о татарах для 2 класса