Рассказ о телах и веществах 2 класс

Цель: формирование представлений о телах и
веществах, и определения детьми основных свойств
веществ.

Тип урока: “открытие” новых знаний.

Форма урока: экскурсия в лабораторию

Задачи:

Образовательные задачи:


  • помочь детям усвоить новые понятия “тело” и
    “вещество”;
  • помочь детям выяснить, какими свойствами
    обладают вещества.

Развивающие задачи:


  • развивать познавательный интерес, кругозор,
    творческие способности, интерес к чтению
    энциклопедической литературы;
  • развивать познавательную активность детей,
    умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать
    выводы.

Воспитательные задачи:


  • содействовать формированию личности ученика,
    поддерживать потребности и мотивы узнавать
    “новое”;
  • прививать уважительное отношение друг к другу;
  • формировать эмоционально-положительное
    отношение к предмету, показывая связь изучаемых
    предметов с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:


  • формирование целостного,
    социально-ориентированного взгляда на мир в его
    органичном единстве;
  • формировать мотивацию к обучению и
    целенаправленной познавательной деятельности;
  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам,
    другому мнению и проявлять готовность к их
    обсуждению.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:


  • совместно с учителем обнаруживать и
    формулировать учебную проблему;
  • после предварительного обсуждения
    самостоятельно формулировать тему урока и цель
    урока;
  • оценивать учебные действия в соответствии с
    поставленной задачей;
  • сверять свои действия с целью, учиться давать
    оценку результатов учебной деятельности;

Познавательные УУД:


  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • извлекать и перерабатывать информацию для
    открытия новых знаний;
  • извлекать информацию, представленную в разных
    формах (таблица, схема, иллюстрация, эксперимент);
  • перерабатывать полученную информацию: делать
    выводы в результате совместной работы всего
    класса.

Коммуникативные УУД:


  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить
    свою позицию до других: высказывать свою точку
    зрения и пытаться её обосновать, приводя
    аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку
    зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Предметные УУД:


  • формировать начальные представления о телах и
    веществах;
  • знать взаимосвязь между веществом и
    температурой, воздействующей на него.

Организация пространства: фронтальная.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:


  • компьютер, проектор, мультимедийная
    презентация;
  • цифровой микроскоп, сахар-песок, кубики сахара;
  • рисунки: рыбка, скала, айсберг, цветок,
    компьютер, телега
  • пластиковая бутылка, вода, чайник
  • рисунки проводов в зимнее и летнее время
  • мобильная лаборатория

Формы организации учебной деятельности: фронтальная,
индивидуальная.

Методы:

  • словесный
  • наглядный
  • практический
  • проблемный
  • поисковый.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.

2. Актуализация знаний. Определение темы урока.

На доске слайд №2

— Ребята, вы уже проучились почти 1,5 года.
Давайте с вами вспомним, какие большие группы
включает в себя понятие “Окружающий мир”. Слайд
3
(природа живая и неживая), Слайд 4 (объекты,
сделанные человеком)

— Помогите мне заполнить схему (Приложение
1
, Приложение 2).

Ученики прикрепляют таблички, составляя схему
на доске (см. приложение 1)

— Распределите рисунки на группы (живая природа,
неживая природа, объекты, сделанные человеком).
На доске рисунки: рыбка, цветок, телега,
компьютер, скала, айсберг (См. Рис. 1-6 или Приложение 1).

Итак, ребята, скажите ещё раз все эти
объекты: рыбка, цветок, телега, компьютер, скала,
айсберг вместе, что образуют?

— Окружающий мир

Слайд 5

— Ребята, все объекты, которые нас окружают в
науке
называются телами. Объекты, которые
относятся к природе называются “естественные
тела”.
А объекты, сделанные человеком,
называются “искусственные тела”

— Кто из вас может сформулировать тему урока?
(ответы детей)

Слайд 6

— Сегодня мы свами поговорим о телах, о том, из
чего они состоят и об их свойствах.

3. Изучение нового материала

— Что вы знаете о телах? (ответы)

Показываю кусочек сахара. – Это тело?

— Да

— Из чего оно состоит?

— Из крупинок сахара.

Работа с микроскопом.

На стекло насыпаю несколько крупинок сахара,
дети рассматривают их и делают вывод, что сахар
состоит их частичек.

То, из чего состоит тело называется
ВЕЩЕСТВОМ, а вещество состоит из ЧАСТИЦ.

НА ДОСКЕ СХЕМА (приложение 2):

тело вещество частица

— Потренируемся.

1.) Мяч из какого вещества состоит?

— Из резины

— А резина? Из каучука.

2.) – Полка из чего состоит?

— Из Досок

— А доски?

— Из дерева.

4. Состояние веществ

— Потрогай кусочек сахара. Какой он? (прохожу,
даю детям пощупать кусочек сахара)

— Твёрдый.

Слайд 7

— Это вещество находится в твёрдом состоянии.
Когда вещество твёрдое, то частички находятся
очень близко друг к другу и образуют устойчивые
связи. Они как будто очень крепко держатся за
руки, что разорвать их нельзя. Показываю в
качестве примера на 2-х учениках. (первый рис.
Слайда 7)

— Как правило, во что добавляют сахар?

— В чай.

— Что ещё есть в чае, кроме сахара?

— Вода, заварка.

— У меня в стакане вода. В каком состоянии она
находится?

— В жидком.

— Какую форму приняла вода?

— форму стакана.

— теперь я её переливаю в блюдце. Какую форму
теперь приобрела вода?

— форму блюдца.

— может ли вода в жидком состоянии принимать
форму, не зависящую от ёмкости в которой она
находится?

— нет.

— Это связано с тем, что у вещества в жидком
состоянии частички находятся уже не так близко
друг к другу и они уже не крепко связаны между
собой. Показываю в качестве примера на 3-4-х
учениках. (2-й рис. Слайда 7)

— Ребята, когда мы только заварили чай кипятком,
что можно наблюдать, глядя на кружку?

— Образование пара.

— Это газообразное состояние воды. Мы можем
увидеть или потрогать, например, воздух?

— Нет.

— Это связано с тем, что у вещества в
газообразном состоянии частички находятся
совсем далеко друг от друга и уже не как между
собой не держатся, а летают свободно. Показываю в
качестве примера на 2-х учениках. (3-й рис.
Слайда 7)

Микроитог

Слайд 8

Я в презентации вывожу на доску шесть картинок.
Дети быстро называют тело, из какого вещества оно
состоит, и его состояние.

Физминутка [2]

Слайд 9

Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет.
Раз наклон и два наклон,
Зашумел листвою клён.

5. Постановка проблемы.

Ку что ж, вы достаточно много узнали о телах
и веществах. Слайд 10.

– Какие тела вы видите на рисунках?

— Опоры, провода

— А как вы объясните почему зимой провода
натянуты, а летом нет? (слушаю варианты ответов).

— Постараемся ответить на этот вопрос. Для этого
нам нужно знать свойства веществ.

Свойства веществ

6. Проведение эксперимента. Наблюдение.

— Проведём вместе с вами исследования. Для этого
отправимся в нашу лабораторию.

Два ученика (заранее подготовленные лаборанты)
выходят к доске и рассказывают, что такое
лаборатория, а также технику безопасности в
лаборатории
[4] (приложение 4)

  1. Провожу опыт с разогревом жидкости, а
    лаборанты мне помогают.
  2. Лаборант в колбу наливает холодную воду,
    закрывает пробкой, в которую вставлена
    стеклянная трубка, доливает ещё воды, почти до
    верха. Цветным маркером делаем отметку уровня
    воды.

    В стеклянную миску наливаю кипяток из чайника
    (до начала урока я заранее закипятила воду).
    Опускаем в горячую воду колбу и ждём несколько
    минут.

    Через несколько минут мы увидим, что уровень
    воды в трубке стал выше отметки.

    Второй лаборант проносит колбу по рядам,
    показывает одноклассникам.

    — Что вы увидели? Опишите. (уровень воды
    поднялся, воды стало больше).

    — Почему так произошло? Ответы детей.

  3. Опыт с расширением воздуха
  4. Для этого опыта я за окном заранее положила
    пустую 1,5-литровую бутылку (чтобы она охладилась)

    Показываю пустую бутылку.

    — Что в бутылке?

    — Воздух.

    Закрываю бутылку крышкой, в которую вставлена
    изогнутая трубка. Второй конец трубки опускаю в
    колбу с водой. Бутылку погружаю в миску с горячей
    водой. Наблюдаем.

    — Что вы увидели?

    — Идут пузырьки.

    — Что это значит?

    — Из бутылки выходит воздух.

    — А почему?

    — От воды он нагрелся и его стало больше.

  5. Расширение твёрдого вещества. Слайд 11

Ребята, чтобы увидеть, как расширяется
твёрдое вещество, его нужно долго греть. Нам не
хватит на уроке на это времени, поэтому давайте
посмотрим об этом небольшой сюжет [1].

— какой вывод можно сделать из этих
экспериментов?

Что вещество при повышении температуры
расширяется.

Слайд 12

— Правильно! Показываю картинку с расширением
частичек.

7. Применение свойств веществ в жизни

— где вы можете увидеть это вокруг себя?

— термометр

8. Решение проблемного вопроса

— Возвращаемся к проблемному вопросу. Теперь вы
можете ответить, почему зимой провода натянуты, а
летом нет?

Дети отвечают.

9. Рефлексия

— Что стало новым для вас сегодня на уроке? Что
вы узнали сегодня?

— Что вы запомнили?

— Что вы повторили?

— Что из того, что вы узнали, вы сможете
применить в жизни?

— Есть ли что-то, что вы сегодня не поняли на
уроке? (объяснить)

Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели, вам
пригодятся в дальнейшей вашей учебе.

— Поднимите руки, кто хотел бы узнать об этом
больше?

10. Домашнее задание

— Eсть одно вещество, которое является
исключением из всех. Это вода. Что происходит,
если её нагреть, мы с вами уже видели. А вы дома
понаблюдайте, что произойдёт, если её заморозить.

Наш урок подошел к концу.

Приложение 3.

Используемая литература.


  1. http://rutube.ru/video/f3a4365b2fd518267d8e708e0193d3f1/
    — видеоролик о тепловом расширении
    металлического шара.
  2. http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Zagadki-na-urokakh/008-Fizkultminutka.html
    — физминутка
  3. Учебник “Окружающий мир”, авт. Дмитриева Я.Н.,
    Казаков А.Н., 2 кл., часть1, изд.: Дом Фёдорова, 2013 г.
  4. http://bio-x.ru/articles/pravila-tehniki-bezopasnosti-v-laboratorii
    — техника безопасности в лаборатории.

Урок по окружающему миру во 2 классе «Тела и вещества»

Цель: дать представления о телах и веществах

Задачи:

 1.Познакомить учащихся с телами, из каких веществ состоят тела, какими могут быть вещества

2.Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, активность.

3.Воспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность, умение довести    начатое дело до конца.

Оборудование: учебник, наглядности: понятия, выводы, состояния веществ

План:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Основная часть: — 2 мин

     АОЗ

  1. Сообщение темы урока – 5 мин
  2. Целепологание – 1 мин
  3.      Работа над новым материалом – 15 мин
  4. Физкультминутка – 1 мин
  5. Закрепление – 7 мин
  6. Итог – 3 мин

Оформление доски:

  1. дата
  2. тема
  3. Тела состоят из веществ
  4. Тела могут состоять из разных веществ
  5. Атом
  6. Молекулы
  7. Состояния веществ (твердое, жидкое, газообразное)
  8. Слова (Вода, камень, железо, дым, сок, пар, машина, кружка, молоко, воздушный шар, мяч, стол, ручка.)
  9. вещества могут быть в твердом, жидком, газообразном состоянии.
  10. в твердом веществе молекулы плотно прилегают друг к другу.
  11. в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга, жидкость не сохраняет форму.
  12. в газообразных веществах молекулы находятся далеко друг от друга.
  13. Домашнее задание: страница 37 – 40 читать пересказывать

Ход урока:

Этапы

Содержание

Примечания

I.Организационный момент.

1 мин

 Здравствуйте, ребята. Тихо садитесь.

Дети садятся

II.Основная часть.

АОЗ.

2 мин

    Ребята, что вам помогает узнавать информацию об окружающем мире?(книги, газеты, радио, Интернет)

   Как источники для получения информации вы используете? (интернет, телевидение)

   Какие передачи вы предпочитаете смотреть по телевизору, слушать по радио?

  А зачем?( что бы узнать об окружающем мире и получить информацию.)

Дети отвечают.

III.Работа по учебнику.

5 мин

    Ребята, скажите, что вы видите в окружающем вас мире? (камни, деревья, птиц, книги..)

   Как можно их назвать? (объекты, предметы)

Ученые называют предметы телами.

    Как вы думаете, что  могут тела?(из менять форму)

    Можем ли мы их видеть?(да можем) Тела имеют очертания, форму. Значит,  все предметы можно назвать телами.

   Посмотрите вокруг назовите тела, которые вас окружают. (стул, стол, доска, ламп, цветы).

   Например из чего состоит стол? (из дерева)

   Из чего же эти тела состоят?(из веществ) Т. е. тела состоят из различных веществ.

    Что же человек узнал об окружающем нас мире? (использовав разные средства познания, человек пришел к выводу, что весь окружающий мир состоит из тел и веществ).

    Тема нашего урока «Тела и вещества» (вывешиваю на доску)

Дети отвечают.

IV.Целеполагание

1 мин

    Сегодня мы научимся различать тела в различных  состояниях.

    И узнаем, из каких веществ состоят тела. Солнце, камень, капля, вода, книга, птица, дерево и т. д. – все это тела. В первом классе вы их называли объектами а сейчас телами. Тела имеют форму.

V.Сообщение нового материала.

15 мин

     Ребята, откройте учебник на странице 38.

   Прочитаем информацию вверху на этой странице.(чтение абзаца по цепочке)

    Из чего состоят тела? (из веществ)

   Что вы выясняли из текста?(что тела состоят из веществ, некоторые тела состоят из нескольких веществ; что из одного вещества можно сделать много различных тел)

    Рассмотрите рисунки на этой  странице.

  Назовите из чего сделаны все эти тела?( кувшин, чашка из глины; машина из железа, резины, стекла, пластмассы; топор из дерева и железа; фотоаппарат из пластмассы; кирпич из глины)

   Назовите тела, которые сделаны из одного и того же материала – вещества.(глиняная игрушка, кувшин).

    А что вы можете сказать о топоре? (Он состоит из железа и дерева.)

    Какой можно сделать вывод?

Вывод:

  1. тела состоят из веществ.
  2. Тела могут состоять из разных веществ.

(вывешиваю на доску)

Давайте прочитаем текст на этой же странице внизу.

    Что вы узнали? ( вещества состоят из атомов, которые соединяются в молекулы; новое соединение атомов создает новое вещество)

     Из чего состоят вещества? (из атомов) 

   Что создает новое соединение атомов? (новое вещество)

Все вещества состоят из мельчайших невидимых частиц – атомов, которые соединяются в молекулы.

Атомов различных веществ немного, но их соединений – молекул – много тысяч.

Каждое новое соединение атомов создает новое вещество.

      Как вы думаете, что такое атом? (означает неделимый)

 (вывешиваю на доску)

Слово «атом» придумали много веков назад в Древней Греции. Оно означает неделимый.

     Можно ли их увидеть? (нет увидеть их нельзя)

    Атомы такие маленькие, что их не разглядеть даже в микроскоп. Чтобы они были видны, их нужно собрать в одном месте миллион штук.

Как из букв алфавита образуются слова, так из атомов образуются молекулы.

     В каких состояниях могут находится вещества?(твердом, жидком, газообразном)                           Прочитайте выделенный жирным шрифтом предложение. Запомните его.  Из каких же невидимых частиц состоят вещества? (молекул)

         Что такое молекула?(наименьшая частицы вещества, она состоит из двух или более атомов)

(вывешиваю на доску) 

И так мы с вами узнали, что вещества могут находится: в твердом, жидком и газообразном состояние. (вывешиваю на доску состояния веществ)

    Посмотрите на доску. Здесь записаны слова. Разделите на три группы эти слова.

   Вода, камень, железо, дым, сок, пар, машина, кружка, молоко, воздушный шар, мяч, стол, ручка, соль, книга, лимона, природный газ.

(вывешиваю на доску)

     По какому признаку разделили? (камень, железо – твердые, вода, сок – жидкие, дым, пар – газообразные).

    Какой можно сделать вывод?

Вывод:

вещества могут быть в твердом, жидком, газообразном состоянии.

    Назовите любые другие  вещества, относящиеся к этим группам.

    В зависимости от того, на каком расстоянии молекулы находятся друг от друга, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные.

   Давайте попробуем определить, на каком расстоянии находятся молекулы в твердых веществах.

   Возьмите деревянную палочку и попробуйте разъединить ее. Получилось?

Даже если придется ее сломать, то нужно приложить силу. Значит твердое тело сохраняет свою форму.

Сделайте вывод.

Вывод:

 в твердом веществе молекулы плотно прилегают друг к другу.

(вывешиваю на доску)

     Давайте тоже самое проделаем с водой. Перелейте воду в другой стакан, отлейте немного.

   Удалось разъединить молекулы воды?

       Какой можно сделать вывод?

Вывод: 

   в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга, жидкость не сохраняет форму.

(вывешиваю на доску)

     Представьте себе чашку с горячим чаем. От нее будут исходить молекулы пара.

       Если мы помашем руками, чтобы разъединить эти молекулы, куда денется пар?  Молекулы при малейшей возможности разлетятся кто куда. Между ними нет никакого сцепления.

 Сделайте вывод.

Вывод:

   в газообразных веществах молекулы находятся далеко друг от друга.

(вывешиваю на доску)

Дети отвечают.

Дети отвечают. Обобщаю ответы.

VI.Физкульт минутка

1 мин

Теперь мы разомнемся.

Встаньте все и повторяйте за мной.

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись.

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

Дети выполняют упражнения в месте с учителем

VII.Закрепле

ние

7 мин

      Прочитайте об этом информацию в учебнике.(дети читают абзац, по цепочке) 

   А теперь мы с вами рассмотрим иллюстрацию на этой же странице выше прочитанного текста. Как вы думаете, почему так выглядят вещества в твердом состояние; в жидком твердом; газообразном.

     Рассмотрите рисунки на странице 39. Назовите предметы, которые состоят из твердых веществ, жидких газообразных.

     Давайте сыграем в игру «холодно – жарко».

Я буду называть слово, а вы покажете мне, что происходит.

«холодно» (дети съеживаются)

«жарко» (садятся, развалившись на стульях)

     Как вы думаете, если от холода вы сжимаетесь, а от жары распрямляетесь, то что происходит с телами?( тела ведут себя так же)

веществами? ( вещества так же) 

      Все вещества реагируют на уменьшение или увеличение тепла. При нагревании их молекулы раздвигаются, вещества расширяются.

При охлаждении они сжимаются, молекулы плотнее прилегают друг к другу.  

       Примером может служить известный всем вам термометр. При нагревании молекулы ртути раздвигаются, ртуть расширяется и поднимается по столбику вверх. При понижении температуры, ртуть сжимается и ртутный столбик опускается вниз.

    Рассмотрите рисунки на 41 странице.

Объясните, где человек учитывает свойства расширяться и сжиматься при изменении температуры.

    Почему поднимается в воздух воздушный шар?

(воздух в воздушном шаре подогревается пропановой  горелкой. Горячий воздух расширяясь, становится легче и устремляется вверх. Горячий воздух легче холодного, потому что он имеет меньшую плотность.)

Дети отвечают.

VIII.Итог

3 мин

    С какой новой темой мы сегодня познакомились?(«тела и вещества»)

  С какими свойствами веществ вы познакомились?(жидким, твердым и газообразным)

   Какие новые слова узнали? (атом, молекула, тело, вещество).

  Что такое тела и вещества?(тела и вещества – это весь окружающий мир)

   Из чего состоят вещества?( из атомов)

Урок окончен.

Отметки за урок.

Домашнее задание: страница 37 – 40 читать пересказывать

Дети отвечают.

13

4

6

12

3

11

5

8

2

10

7

1

9

Презентация 2 класса по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: «Урок по окружающему миру «Тела и вещества» 2 класс.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:



1


Урок по окружающему миру «Тела и вещества» 2 класс


2


Что вы видите в окружающем нас мире? Что вы видите в окружающем нас мире? Как можно их назвать? Как можно их назвать? Ученые называют предметы телами. Тела имеют форму. Все предметы можно назвать телами. Какие тела вас окружают? Ученые называют предметы телами. Тела имеют форму. Все предметы можно назвать телами. Какие тела вас окружают?


3


Тела природы ИзделияИзделия живыеживыенеживыенеживые (сделаны руками человека) Окружающие нас тела


4


Как называются эти тела? природное неживое природное живое природное живое изделие


5


Все тела состоят из веществ.


6


Все тела состоят из веществ Вода- вещество, а капля воды — тело. Вода- вещество, а капля воды — тело. Сахар — вещество, а кусочек сахара — тело. Сахар — вещество, а кусочек сахара — тело. Железо — вещество, а железный гвоздь — тело Железо — вещество, а железный гвоздь — тело


7


тела вещества парта мяч гвоздь стакан кувшин линейка глина металл древесина резина пластмасса стекло


8


Разделите слова на 3 группы: I группа камень железо II группа вода ртуть III группа дым пар Твёрдые вещества Жидкие вещества Газообразные вещества Три состояния веществ Вода, камень, пар, ртуть, дым, железо


Окружающий мир

Окружающий мир. 2 класс

Роман Борисович Соловьев

2 класс

Предыдущий урок:
Над курсом работали

Следующий урок:
2. Свойства веществ

Пройти занятие

1

Тело и вещество

Видео

2

Тела и вещества

Задание

3

Тело и вещество

Конспект

Материалы для скачивания

dwnld_solid

File

0.87 МБ

Конспект для ученика

dwnld_solid

File

45.46 КБ

Рабочий материал

dwnld_solid

zip

Рисунки и фотографии

1

природа

2

общество

3

миры живого и неживого

4

живое растет

5

живое питается

6

живое размножается

7

живое состоит из клеток

8

карта живой природы

9

мир живого и остров вирусов

10

два мира

11

царства в двух мирах

12

царства в мире неживого

1

природа

2

общество

3

миры живого и неживого

4

живое растет

5

живое питается

6

живое размножается

7

живое состоит из клеток

8

карта живой природы

9

мир живого и остров вирусов

10

два мира

11

царства в двух мирах

12

царства в мире неживого

Выпуск этого урока поддержали:

  • Рассказ о творчестве чехова для 4 класса
  • Рассказ о творчестве чайковского
  • Рассказ о творчестве пушкина 3 класс литературное чтение
  • Рассказ о творчестве мусоргского
  • Рассказ о творчестве моцарта