Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
На нашем любимом образовательном портале Uchi.ru стартовала бесплатная олимпиада по литературе для учеников 1–9 классов. Соревнование проходит в один тур при поддержке нацпроекта «Культура». Выполняя задания, вы сможете углубить знания в области литературы и фольклора; улучшить понимание системы литературных жанров; развить творческое мышление и логику. Принять участие в олимпиаде можно до 2 ноября включительно. Это состязание только для вас, с пользой проведите время!
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
Задания для 1 класса
- 1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
- 2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
- 3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
Задания для 2 класса (все как и в первом классе, плюс одна сказка)
- 4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
Задания для 3 и 4 классы (сказки из 1 и 2 класса, плюс ещё две сказки)
- 5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
- 6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
Задания для 1 класса
- 1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Правильные ответ: Зеницы — это глаза - 2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Правильный ответ: Уста — это губы, рот - 3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Правильный ответ: Кудесник — это шаман, колдун
Задания для 2 класса (всё как в 1 классе, плюс одно)
- 4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Правильный ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (слова из 1 и 2 класса, плюс одно)
- 5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Правильный ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
Задания для 1 класса
- Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
- Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
- История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
- Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
Задания для 2 класса
- Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
- История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
- История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
- Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
Задания для 3 и 4 классы (сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева; «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин; плюс три новые)
- История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
- Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
- Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением. Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов. Например, «водить за нос» значит «обманывать». Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
Задания для 1 и 2 классов
- 1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…» - 2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!» - 3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классов (1 и 2 класс, плюс один фразеологизм)
- 4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека. Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах. К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
Задания для 1 и 2 классов
- Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
- Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
- Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
Задания для 3 и 4 классов (Змей Горыныч и Свинья, добавился персонаж)
- Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится. Ответ: Пушкин, Няня
Задания для 1 класса
- Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Правильный ответ: Носов «Живая шляпа»
Задания для 2 класса (Носов, плюс один)
- На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Правильный ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
Задания для 3 и 4 классов (Носов, Толстой, плюс один)
- Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Правильный ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
Задания для 1 класса
- Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
- Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
- Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
- Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Правильный ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
Задания для 2 класса (1 класс, плюс один автор)
- Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
Задания для 3 и 4 классов (2 класс, плюс автор)
- Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
Задания для 1 класса
- — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Правильный ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует. - — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Правильный ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать. - — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Правильный ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
Задания для 2, 3 и 4 классов (как и в 1-3, плюс одна книга)
- — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Правильный ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
Задания для 1, 2, 3 и 4 классов
- слон — вагон
- гроза — лоза
- сарафан — банан
- былина — калина
- монета — кассета
- канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
Задания для 1 класса
- Заяц — Листопадничек
- Иван-дурак — Конёк-горбунок
- Осёл — Квартет
- Волк — Три поросёнка
- Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
Задания для 2, 3 и 4 классов (как в 1 классе, плюс произведение)
- Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Брать чужие вещи без разрешения нельзя, но не все дети это понимают. Часто они завидуют другим ребятам, когда у них появляются новые игрушки, и забирают их вещи себе без спроса. Как объяснить ребёнку правила поведения? Прочтите поучительную сказку от Академии любознательности о девочке Алисе.
Эта удивительная история произошла с девочкой из нашего дома. Многим она кажется такой необычной, что ее считают сказкой. Может быть, так оно и есть, послушайте и решите сами.
Алисе исполнилось 4 года. Они с мамой жили в небольшой квартире. Папа уехал на заработки в далекий город, да так и не вернулся. Мама была медсестрой в больнице, много трудилась, но денег хватало лишь на самое необходимое.
В садик, куда ходила Алиса, дети часто приносили новые игрушки – кукол, трансформеров, пушистых зверюшек. Она ничего не приносила. У нее был старый мишка, зайчик без уха, клоун и балерина. Новички в игрушечном доме появлялись редко, лишь по большим праздникам.
В гостях у подружек она играла в лото, пазлы, собирала конструктор. Алиса знала, что им с мамой это не по карману и втихомолку плакала. Ей хотелось, чтобы у нее тоже были интересные игры и нарядные куклы.
Однажды вечером мама зашла в комнату дочки и увидела, что та играет с новой Барби. Женщина удивилась: «Откуда у тебя кукла?». «Маша дала поиграть», ‒ потупившись, сказала девочка.
Как-то мама собралась постирать дочкину курточку и нашла в кармане игрушечный телефон. Она строго спросила: «Алиса, где ты его взяла?». «Нашла во дворе», ‒ ответила та. «Ты спросила, чей это телефон?». «Никто не знает. Пусть пока у меня побудет». «Только с одним условием: поспрашивай ребят о находке, ее надо вернуть», ‒ сказала мама.
Потом в комнате Алисы обнаружилась губная гармошка, три новых фломастера и книжка-малышка с наклейками. Мама решила все выяснить: «Алиса, где ты взяла эти вещи?». Дочка начала лепетать отговорки, но мама не поверила. Пришлось Алисе рассказать все, как было.
Оказалось, Алиса потихоньку брала понравившиеся игрушки в саду или во дворе, прятала и уносила домой. Мама поразилась: «Почему ты не спрашивала разрешения у ребят?». «Они бы все равно не дали. Я немножко поиграю и отдам». «Но нельзя брать чужое без спроса!», ‒ воскликнула мама. «У них много хороших игрушек, а у меня нет», ‒ упрямо сказала Алиса.
Как не старалась мать, не смогла объяснить дочке, как плохо та поступила. Ей было очень стыдно за нее и жалко. Уложив малышку спать, она долго думала, как быть дальше, потом уснула.
Ровно в полночь в комнате у Алисы раздался тихий звон, у кроватки возникла прекрасная фея. Она погладила девочку по волосам, та проснулась: «Ой, кто вы?». «Я Фея Хороших Манер», ‒ важно ответила дама. «Тебе пора побывать в моей школе. Летим со мной?».
Малышка радостно согласилась. Фея взяла ее за руку, и они упорхнули в окно. Алиса не заметила, как оказалась в чудесном саду. Там резвилось много детей, у каждого были новые игрушки. В центре поляны стояла резная беседка с надписью «Школа хороших манер».
Фея взмахнула волшебной палочкой и рядом с Алисой оказалась большая коробка с чудесными игрушками. Девочка была счастлива! Она любовалась кукольным домиком, кружевной коляской, красочным пазлом, книжкой с картинками. Потом стала играть в дочки-матери.
Тут сзади подкрался мальчик и утащил коробку с фломастерами. Она бросилась за ним, в это время румяная девочка унесла самую красивую куклу, а другая спрятала под фартук сумочку. Пока Алиса бежала за ней, дети разобрали все игрушки.
Девочка заплакала от обиды: «Зачем вы взяли мои вещи?». Первый мальчик ответил: «Потому что они нам нравятся». «Но у вас есть свои игрушки!». «Таких, как у тебя, нет», ‒ сказал крепыш. Раздался звон колокольчика, пора было в школу. Все расселись на скамейках, только Алиса стояла в сторонке и вытирала слезы.
Фея взяла ее за руку: «Алиса, ты огорчена, что дети без спросу берут твои вещи?». «Да, это нечестно!», ‒ всхлипнула та. «Теперь ты понимаешь, как обидно было ребятам, когда пропадали их игрушки?». Малышка опустила глаза и покраснела.
Оглядев ребятишек, фея строго сказала: «Запомните, дети, нельзя брать чужое без спросу, нигде и никогда. Иначе рано или поздно вы попадете в беду. Повторяйте: чужое взять – свое потерять». Детишки трижды произнесли мудрые слова. Фея взмахнула волшебной палочкой: «Вам пора возвращаться домой. Помните, чему я вас научила!».
Утром Алиса проснулась, собрала чужие вещи и сказала маме: «Прости меня, мамочка! Ночью я была в гостях у феи и все поняла. Давай сегодня же вернем игрушки ребятам».
Мама подумала, что дочка видела сон, но была очень рада. Скоро за хорошую работу ее назначили главной медсестрой. С новой зарплаты она купила Алисе нарядную куклу и набор для рукоделия. А красивое лото они смастерили сами – из картона.
Продолжаем публикацию терапевтических сказок для детишек. Эта сказка понравится каждому, а для детей, которые берут чужие вещи без спроса, станет хорошим уроком!
Однажды мальчик Дениска гулял со своими друзьями на детской площадке. Они, как всегда, весело играли все вместе, а потом устали и присели поболтать. Болтали они, болтали, вдруг самая маленькая девочка Маша и говорит:
— А что это там в песочнице блестит?
— Наверное стекло, — сказал Денис.
— Или фантик, — сказал Максим.
— Или железная формочка, — сказала Катя.
Они так набегались, что вставать и идти к песочнице никому не хотелось. А Маша не поленилась и подошла. Она стала раскапывать песок, и вдруг как закричит:
— Смотрите, смотрите, что я нашла!
Оказалось, что блестел там вовсе не фантик, не железо и не стекло, а красивый маленький ключик.
— Ух ты! – ребята наперебой стали выхватывать его друг у друга. – Может быть, он волшебный?
— А что им можно открыть?
— А где замок?
На кустах акации сидела огромная красивая бабочка. У нее были большие ажурные крылышки с красными и желтыми пятнышками, синими и розовыми полосочками, а по краю каждого крыла вспыхивали золотые искорки. Она посмотрела, как Маша аккуратно положила ключик в кармашек, довольно пошевелила усиками и, взмахнув крылышками, улетела.
Денису очень захотелось иметь точно такой же ключик, он перерыл всю песочницу, обошел всю площадку, даже в кусты залез, но второго такого ключика не было.
— Маш, отдай мне ключик, — начал канючить он.
— Не отдам, — ответила Маша.
— Ну зачем он тебе? – не успокаивался Денис.
— А тебе зачем? – не сдавалась Маша.
— Мне он очень понравился, – ответил Денис.
— Мне тоже, — не уступала Маша. – Я его нашла, значит, ключик мой!
Так они долго-долго препирались, чуть не поссорились, но Катя предложила поиграть в мячик, и они забыли про ключик.
Солнце поднялось высоко, стало жарко, и ребята сняли курточки. Когда Денис положил на скамейку свою куртку, то увидел, что рядом лежит Машина кофточка, в кармане которой поблескивает ключик. Денис оглянулся, не видит ли кто, схватил ключик и спрятал в своем кармане. Ребята ничего не заметили, а вот огромная черная бабочка, прятавшаяся в тени большого клена, довольно потерла лапки и улетела прочь.
Наступило время обеда. Денис очень боялся, что Маша вспомнит о своей находке и начнет выяснять, куда же пропал ее красивый ключик. Но маленькая Маша заигралась и совсем забыла про него.
Вечером, когда Маша ложилась спать, в окно ее комнаты кто-то тихонько постучал. Сначала она испугалась и с головой спряталась под одеяло, но потом ей стало любопытно, кто же это там стучит, и она осторожно выглянула. За окном сидела восхитительная бабочка. Ее пестрые крылышки сверкали и переливались в свете луны, красные и желтые пятнышки светились в темноте, словно фонарики, а на кончиках ее усиков вспыхивали две золотые звездочки.
— Ой, — обрадовалась Маша и подбежала к окну. Бабочка влетела в форточку и опустилась на Машин пальчик, аккуратно сложив красивые крылышки. В комнате сразу стало светло.
— Здравствуй, Машенька! – мелодичным голоском сказала бабочка.
— Здравствуйте, — вежливо ответила Маша. Она была воспитанной девочкой. Но ей было так интересно, почему бабочка умеет разговаривать, что она не выдержала и сказала:
— А говорящих бабочек не бывает! Ты волшебная бабочка?
— Меня зовут Лионелла, я фея лесных цветов! – ответила бабочка.
— Ой, я еще никогда не видела настоящих фей, — обрадовалась Маша. – А что ты делаешь в городе?
— В моей волшебной стране случилась страшная беда! На нашей цветочной поляне жил Серебряный ручей. Он был очень красивый и добрый. Серебряный ручей поил нас водой, умывал лепестки цветов, поливал нашу землю. Мы все были веселы и счастливы. Но однажды, когда солнце, как всегда, осветило нашу страну своим золотым светом, мы увидели, что Серебряный ручей исчез. Цветы начали вянуть, корни деревьев засыхали, листья с кустов облетали, трава желтела. Наша изумрудно-зеленая страна стала черной и пустой. Если я не найду Серебряный ручей, то никогда уже не зацветут у нас цветы, не запоют птицы, не зашумит трава.
— А как же ты его найдешь? – расстроилась Маша.
— Уже много лет я летаю по миру. Однажды в темном-темном лесу я встретила старую мудрую сову. Она сказала мне, что Серебряный ручей похитила злая колдунья Гразелла, старая и страшная повелительница бурь. Гразелла терпеть не может цветы, поэтому и украла у нас Серебряный ручей, чтобы наша Цветочная страна завяла. Гразелла спрятала его в своем черном подземном дворце, в глубокой темнице. На дверях темницы висит огромный страшный замок, открыть который можно только волшебным ключом. Ключ этот Гразелла спрятала в Ледяной скале за Холодным морем на далеком Севере.
Много долгих дней и ночей добиралась фея Лионелла до ледяной скалы. Ей помогали и дикие гуси, и Белый медведь, и пингвины. Наконец, далеко впереди показалась высокая ледяная скала. Белая глыба льда была припорошена снегом, а в глубине ее сверкал волшебный ключик:
— Вот он, вот он! – обрадовалась Лионелла. – Скоро я освобожу Серебряный ручей, и моя страна снова расцветет и станет еще прекрасней!
Она достала волшебную палочку, взмахнула ею и запела свое заклинание: Солобелла, Молобелла, Каричики, Мурипики! Лилия, ромашка, Василек и кашка, Клевер и мимоза, Лютики и роза, Трава-лебеда, Луна и звезда, Солнца лучик. Дайте мне ключик!
Ледяная скала треснула, постояла мгновение, а потом рассыпалась на миллион крохотных льдинок. Фея подняла упавший к ее ногам волшебный ключик и поспешила домой.
Согласно заклинанию злой колдуньи, чтобы ключик смог открыть темницу, в которой томился Серебряный ручей, маленькая девочка должна была взять этот ключик в правую руку и при свете луны произнести волшебное заклинание. Цветочная фея, пролетая над городом, увидела красивую девочку с красными бантиками и решила попросить ее о помощи. Лионелла спрятала ключик в песочнице, дождалась, пока Машенька его найдет, и улетела.
Когда Маша услышала эту волшебную историю, она очень обрадовалась, что может спасти целую волшебную страну.
— Я сейчас, — крикнула она фее и начала искать в кармашке ключик. Но ключика там не было.
— Какой ужас, — расплакалась девочка. – Из-за меня погибнет Цветочная страна.
— Ты не виновата, — грустно ответила Лионелла. – Это я должна была не спускать глаз с ключика, но я так устала от долгого путешествия, что решила немного отдохнуть. Наверняка, это Гразелла украла ключик. Я видела несколько раз черную бабочку, которая летела вслед за мной. Наверное, это она. Не переживай, я что-нибудь придумаю, — сказала Лионелла.
Утром Маша вышла во двор грустная-прегрустная.
— Ты чего такая печальная? – спросила Катя. Денис понял, что это из-за ключика, покраснел, но ничего не сказал. Красивый ключик лежал у него дома в коробочке с другими сокровищами. Там было настоящее увеличительное стекло, компас, старые сломанные часы и наклейка с машинкой.
Когда Маша рассказала ребятам про Цветочную страну, Денис схватился за голову и закричал:
— Это я виноват! Что я наделал! Простите меня! Зови скорее Цветочную фею. Я же не знал, я думал, что это просто красивый ключик! – и он побежал домой.
Когда красный от стыда Денис вернулся, фея уже сидела на краю песочницы:
— Вот, — прошептал Денис, протягивая Лионелле ключик.
— Хорошо, что ты все понял и вернул его, — сказала фея. – Никогда нельзя брать чужое без спроса. То, что тебе кажется мелочью, может оказаться очень важным для другого человека и причинить кому-то большое горе!
— Я понял, — потупился Денис. – Я больше никогда так не поступлю. Простите меня, пожалуйста!
Как только взошла луна, Лионелла дала Маше ключик и велела повторять волшебные слова:
— Расступись, черный лес, возродись, страна чудес! Гули, мули, парабеллы, снять заклятие Гразеллы!
Ключик сверкнул и окрасился в золотой цвет.
— Подействовало, — обрадовалась Лионелла. – Прощай, Машенька! Спасибо тебе большое. Обязательно передай Денису, чтобы они никогда больше так не делал, иначе злая Гразелла может уничтожить мою страну!
— Хорошо, прощай! – помахала ей рукой Машенька.
Фея спасла Серебряный ручей, и ее страна опять зажила красивой, счастливой жизнью.
А мальчик Дениска с тех пор никогда больше не брал без спроса чужие вещи. Он навсегда запомнил, что даже самая обычная безделушка, взятая без разрешения, может стать причиной большого горя.
Была ли эта информация полезной?
ДаНет
Смотрите также: Сказка для деток, которые не хотят ложиться спать Терапевтическая сказка для тех, кто не хочет чистить зубки