Надоела зима Сороке. Вот бы лето сейчас!
— Эй, Свиристель, ты бы лету обрадовался?
— Спрашиваешь ещё? — Свиристель отвечает. — Перебиваюсь с рябины на калину, оскомина на языке!
А Сорока уже Косача спрашивает. Жалуется и Косач:
— Сплю в снегу, на обед одна каша берёзовая! Брови красные — отморозил!
Сорока к Медведю стучится: как, мол, зиму зимуешь?
— Так себе! — Миша ворчит. — С боку на бок. На правом боку лежу — малина мерещится, на левом — мёд липовый.
— Понятно! — Сорока стрекочет. — Всем зима надоела! Чтоб ты, зима, провалилась!
И зима провалилась…
Ахнуть не успели — лето вокруг! Теплынь, цветы, листья. Веселись, лесной народ!
А лесной народ закручинился…
— Растерялся я что-то, Сорока! — Свиристель говорит. — В какое ты меня поставила положение? Я к вам с севера по рябину примчался, а у вас листья одни. С другой стороны, я летом на севере должен быть, а я тут торчу! Голова кругом. И есть нечего…
— Натворила Сорока дел! — шипит сердито Косач. — Что за чушь? Куда весну подевала? Весной я песни пою и танцы танцую. Самое развесёлое времечко! А летом только линять, перья терять. Что за чушь?
— Так вы же сами о лете мечтали! — вскрикивала Сорока.
— Мало ли что! — Медведь говорит. — Мечтали мы о лете с мёдом да с малиной. А где они, если ты через весну перепрыгнула? Ни малина, ни липа зацвести не успели, — стало быть, ни малины, ни мёда липового не будет! Поворачивайся хвостом — я его тебе сейчас выщиплю!
Ух как рассердилась Сорока! Вильнула, подпрыгнула, на ёлку взлетела и крикнула:
— Провалитесь вы вместе с летом!
И провалилось нежданное лето. И снова в лесу зима. Снова Свиристель рябину клюёт… Но терпят. Настоящую весну ждут.
- Следующая сказка → Афанасий Фет — Кактус
- Предыдущая сказка → Николай Сладков — Лиса-плясунья
Читать сказку «Николай Сладков — Всему своё время» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.
Тема: Сказка «Всему свое время» Н.Сладков
Цели:
-
Познакомить учащихся с биографией автора; закреплять навык правильного чтения вслух и про себя целыми словами; тренировать и соблюдать паузы между предложениями; уточнение и расширение знаний о косаче, свиристеле через беседу;
-
Учить детей делать выводы по прочитанному.
-
Воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к природе.
Оборудование: таблица со словами непонятными по смыслу и трудными по структуре (свиристель, косач, оскомина, стрекочет, закручинился, вильнула, мерещится, ахнула), портрет Н. Сладкова, выставка детских книг с произведениями Н.Сладкова, картинки с изображение сороки, свиристеля, тетерева, медведя, картинка с липой и с калиной, картинка с подснежниками.
Ход урока
-
Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели
Тихо мальчики за парту сели,
Сядьте правильно, красиво.
На меня все посмотрели.
-
Молодцы ребята.
-
Речевая зарядка
(картинка подснежника)
В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь, правда, что это весна?
— Прочитайте стихотворение про себя.
— О чем оно? (стихотворение о подснежнике, о весне)
— Где появился подснежник? (в лесу)
— Что спросил подснежник? (правда, что наступила весна)
— Сначала научимся читать это стихотворение целыми словами, а потом разберем интонацию
Отчитывание: хором, сильный ученик, средний.
— Ребята, это стихотворение нужно читать радостно. Послушайте, как я его прочту.
— Петя, прочти это стихотворение выразительно, как я.
— Теперь Оля, Оксана, Игорь.
— Чье чтение вам понравилось больше всего? Почему?
Оценивание учащихся
— А можем ли мы сейчас найти подснежники? Почему? (нет, потому что сейчас зима)
— Правильно, ребята. Всему свое время!
-
Подготовка к восприятию текста
Вывешивается портрет Н.И.Сладкова
— Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с творчеством замечательного писателя Николаем Ивановичем Сладковым. С детства он любил природу и интересовался ею. Он вел дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения за природой. Много путешествовал, эти путешествия отражены в его книгах. Сладков много писал о необходимости защиты природы, охраны исчезающих видов животных и птиц.
— На доске вы видите детские книги, которые написал Николай Иванович Сладков. Посмотрите на обложки, прочитайте названия. Какие произведения вам знакомы?
— Сегодня мы будем знакомиться с его сказкой «Всему свое время».
-Ребята, посмотрите на картинку. (картинка из произведения)
-Какое время года изображено? (зима)
— Кто на ней изображен? (сорока, медведь, две птицы, или свиристель, тетерев- косач).
-Что это за птица?( показ на тетерева – косача) Ребята, это тетерев-косач.
Послушайте рассказ.(рассказ сопровождается картинкой)
— Тетерев-косач круглый год живет в наших лесах. Это крупная птица с черным блестящим оперением. Зимой тетерев питается почками березы. На ночь прячется под снегом. Летом и осенью ест ягоды брусники, черники, клюквы, черемухи. Весной тетерева поют.
— Кто такой тетерев – косач? (крупная птица с черным оперением)
— Чем питается тетерев – косач зимой? (почками березы и лиственницы)
-А чем питаются летом и осенью? (ягоды: брусники, клюквы, черемухи, черники)
— А что тетерева делают весной? (поют)
-
Первичное чтение текста учителем
— Сейчас я прочитаю сказку. Слушайте внимательно, в конце вам нужно будет назвать героев сказки?
— Назовите героев сказки? (сорока, свиристель, тетерев, медведь)
-Молодцы.
-
Чтение слов со сложной звуко — слоговой структурой
— Сейчас мы будем учиться читать эту сказку и будем разбирать ее. В тексте нам встретятся трудные слова. Научимся их читать целыми словами.
На доску вывешиваются слова: свиристель, косач, оскомина, мерещится, закручинился, вильнула)
— Прочитайте эти слова про себя.
— Прочитаем первое слово вместе: сви-рис-тель, свиристель.
— Читаем второе слово: ос — ко – ми — на, оскомина.
-Читаем третье слово: ко- сач, косач.
-Читаем четвертое слово: стре – ко – чет, стрекочет.
-Читаем пятое слово: ме – ре – щит — ся, мерещится.
-Читаем шестое слово: зак – ру – чи – нил – ся, закручинился.
-Читаем седьмое слово: виль – ну — ла, вильнула.
-Читаем восьмое слово: ах- ну- ла, ахнула. В тексте это слово употребляется в предложении: « Ахнуть не успела – лето вокруг!». Что означает слово « ахнуть»? (Так говорят, при быстром действии).
— Прочитаем слова по цепочке. (2-3 ребенка)
-
Чтение текста детьми про себя
-Сейчас прочитайте сказку про себя внимательно. Если не можете прочитать слово, читайте его по слогам медленно несколько раз. Вы после прочитаете это слово легко.
-Какие слова было трудно читать? (ответы учащихся)
-
Повторное чтение текста по частям и анализ содержания
-Сейчас будем читать сказку вслух и разбирать ее. Читает того, кого я называю. Остальные следят.
Первая часть.
Надоела зима Сороке. Вот бы лето сейчас!
-Эй, Свиристель, ты бы лету обрадовался?
-Спрашиваешь еще! – Свиристель отвечает. – Перебиваюсь с рябины на калину, оскомина на языке!
А Сорока уже Косача спрашивает. Жалуется и Косач:
-Сплю в снегу, на обед одна каша березовая! Брови красные – отморозил!
-Что надоело Сороке? (сороке надоела зима)
-Какое время года хотела Сорока? (сорока хотела лето)
-Найдите и прочитайте, что спросила Сорока у Свиристеля? (обрадовался ли свиристель лету)
— Какой интонацией Сорока спросила Свиристеля о лете? (радостно)
-Давайте, попробуем сказать так же, как Сорока. (Спрашивается несколько учеников)
— Кто такой свиристель? Послушайте мой рассказ и ответьте на вопрос. (рассказ сопровождается картинкой)
— Свиристель – маленькая птичка с красивым ярким оперением и хохолком на голове. Лето она проводит на севере, а зимой прилетает в наши края. Питается замерзшими ягодами рябины и калины. С наступлением весны снова улетает на север.
— Так кто такой свиристель? (Это маленькая птичка. Птичка с красным оперением, хохолком на голове)
-В какое время года к нам прилетает Свиристель? (зимой)
— Чем питается? (ягодами рябины, калины)
-Кто из вас видел Свиристеля у нас в городе?
-Что ответил Свиристель? Прочитайте слова
— Как вы понимаете слово «оскомина»?
— Оскомина — это неприятное ощущение во рту, например: когда вы поели зеленую черемуху.
-Кто пожаловался Сороке еще? (пожаловался Косач)
-Кого называют косачом? (ответы учащихся).
— Найдите и прочитайте слова, которые сказал Косач? (Сплю в снегу, на обед одна каша березовая! Брови красные – отморозил!)
-Как вы понимаете выражение «сплю в снегу»? (сплю в холоде, прячется в снегу, нырять в снег ).
— Как вы понимаете « каша березовая»? (ответы учащихся)
-Чем питается Косач? (березовыми почками)
-А на самом ли деле косач варит кашу? (нет)
Вторая часть
Сорока к Медведю стучится: как, мол, зиму зимуешь?
-Так себе! – Миша ворчит. – С боку на бок. На правом боку лежу – малина мерещится, на левом – мед липовый.
-Понятно! – Сорока стрекочет. – Всем зима надоела! Чтоб ты, зима, провалилась!
И зима провалилась…
-Теперь ответим на вопросы. Что спросила Сорока у Медведя? (как он зимует)
-Найдите и прочитайте слова, где Медведь отвечает Сороке.
— Что означает это слово мерещится? Так говорят, когда что – то кажется.
-Что ответила ему Сорока? Прочитайте.
— Что означает это слово стрекочет? Это означает быстро говорить, болтать.
— Какой вывод сделала Сорока? (что зима всем надоела)
Третья часть
Ахнуть не успели – лето вокруг! Теплынь, цветы, листья. Веселись, лесной народ!
А народ лесной закручинился…
-Что произошло с лесными жителями? (они закручинились)
-Что означает слово «закручинились»? (ответы детей).Закручинились, то есть загрустили.
-Какое время года наступило? (наступило лето)
— А может ли после зимы наступить лето? (нет). Почему? (лето наступает после весны)
-Какое время года должно наступить после зимы? (весна)
Вывод: каждое время года идет друг за другом: зима, весна, лето, осень.
Четвертая часть
-Растерялся я что – то, Сорока! – Свиристель говорит. – В какое ты меня поставила положение? Я к вам с севера по рябину примчался, а у вас листья одни. С другой стороны, я летом на севере должен быть, а я тут торчу! Голова кругом. И есть нечего…
-Натворила Сорока дел! – шипит сердито Косач. – Что за чушь? Куда весну подевала? Весной я песни пою и танцы танцую. Самое развеселое времечко! А летом только линять, перья терять. Что за чушь?
— Понравилось ли Свиристелю, что наступило лето? Почему? (нет, так как не еды)
-Где он должен быть летом? (на севере).
-Найдите и прочитайте, что сказал Свиристель?
-С какой интонацией Свиристель говорит о лете?
Ответ детей: — удивленной, растерянной, испуганно.
-Прочитайте еще раз слова Свиристеля, чтобы было понятно, что он удивился, что наступило лето. (Спрашивается несколько учеников)
-Какое время года нравится Косачу? Почему? (нравится весна. Весной он поет и танцует). Прочитайте.
-Что означает выражение «развеселое местечко»?
-С какой интонацией говорит Косач?
Ответ детей: — сердитой
-Прочитайте слова Косача сердито, чтобы было понятно, что Косач недоволен наступлению лета. (Спрашивается несколько учеников)
Пятая часть
-Так вы же сами о лете мечтали! – вскрикивала Сорока.
-Мало ли что! – Медведь говорит. – Мечтали мы о лете с медом да с малиной. А где они, если ты через весну перепрыгнула? Ни малина, ни липа зацвести не успели, — стало быть, ни малины, ни меда липового не будет! Поворачивайся хвостом – я его тебе сейчас выщиплю!
-В этом отрывке есть слово, которое вы можете не знать. Разберем его.
-Кто знает, что такое липа? (приемы лексической работы: толкование, введение в конспект, показ иллюстрации. Липа – медовое дерево. Дерево высотой до 30м с сердцевидными листьями)
— Почему не будет ни меда, ни малины? (малина и липа не цвели)
— Как весна важна для малины и липы? (весной малина и липа цветут)
-Какой интонацией говорит Медведь о лете?
Ответ детей: — сердитой, грозной.
-Давайте прочитаем слова Медведя громко, сердито. (Спрашиваются несколько учеников)
— Что хотел автор нам сказать, выражая недовольство лесных жителей? ( что каждое время года по – своему важно в природе)
Шестая часть
Ух как рассердилась Сорока! Вильнула, подпрыгнула, на елку взлетела и крикнула:
-Провалитесь вы вместе с летом! И провалилось нежданное лето. И снова в лесу зима. Снова Свиристель рябину клюет… Но терпят. Настоящую весну ждут
— Ответьте на вопросы.
-Что сделала Сорока? (прыгнула, взлетела, крикнула)
-Найдите и прочитайте слова Сороки.
-С какой интонацией крикнула Сорока? (недовольной, возмущенной).
-Прочитаем еще раз эти слова, выражая недовольство.
-Какое время года наступило после? (наступила зима)
-Какое время года звери ждут после зимы? (ждут настоящую зиму)
-Какой вывод можно сделать из этой сказки?
Вывод: каждое время года должно идти друг за другом. Каждое время года имеет свою роль в природе.
-
Целостное чтение текста
-Итак, мы разобрали текст, хорошо его поняли, научились читать. Сейчас прочитаем его целиком. Читаем громко, правильно, целыми словами. Один читает, остальные за ним следят.
-
Заключительная работа по прочитанному тексту
-
Чтение по ролям
-Сейчас мы прочитаем сказку по ролям. За сороку будет – Коля, за свиристеля – Маша, за медведя – Оля, за косача – Никита.
-
Домашнее задание
— Дома прочитаете эту сказку целыми словами и выразительно.
-
Итог урока
-Как называется сказка, с которой мы познакомились сегодня на уроке?
(Всему свое время)
-Кто автор сказки? (Николай Иванович Сладков)
-Чем зима не понравилась героям? (Свиристелю мало еды, Косач замерзает, Медведю кажется малина и мед)
— Как отреагировали звери на приход лета? Почему? (им не понравилось, что после замы наступило лето. Для Свиристеля нет рябины. Косач любит весну. Медведь остался без малины и меда)
Всему свое время
Всему свое время — произведение Николая Сладкова, которое полезно прочесть каждому ребенку. В нем рассказывается, как неугомонной Сороке надоела зима. Она облетела весь лес и выяснила, что холод и голод никому не по нраву. Сила ее желания вернуть тепло оказалась велика: наступило лето. Почему все лесные жители этому не обрадовались и пришли к Сороке с обвинениями? Узнайте с ребятами в короткой сказке. Она учит быть благодарным, ценить то, что имеешь и не торопить события.
1222
Надоела зима Сороке. Вот бы лето сейчас!
– Эй, Свиристель, ты бы лету обрадовался?
– Спрашиваешь ещё? – Свиристель отвечает. – Перебиваюсь с рябины на калину, оскомина на языке!
А Сорока уже Косача спрашивает. Жалуется и Косач:
– Сплю в снегу, на обед одна каша берёзовая! Брови красные – отморозил!
Сорока к Медведю стучится: как, мол, зиму зимуешь?
– Так себе! – Миша ворчит. – С боку на бок. На правом боку лежу – малина мерещится, на левом – мёд липовый.
– Понятно! – Сорока стрекочет. – Всем зима надоела! Чтоб ты, зима, провалилась!
И зима провалилась…
Ахнуть не успели – лето вокруг! Теплынь, цветы, листья. Веселись, лесной народ!
А лесной народ закручинился…
– Растерялся я что-то, Сорока! – Свиристель говорит. – В какое ты меня поставила положение? Я к вам с севера по рябину примчался, а у вас листья одни. С другой стороны, я летом на севере должен быть, а я тут торчу! Голова кру́гом. И есть нечего…
– Натворила Сорока дел! – шипит сердито Косач. – Что за чушь? Куда весну подевала? Весной я песни пою и танцы танцую. Самое развесёлое времечко! А летом только линять, перья терять. Что за чушь?
– Так вы же сами о лете мечтали! – вскрикивала Сорока.
– Мало ли что! – Медведь говорит. – Мечтали мы о лете с мёдом да с малиной. А где они, если ты через весну перепрыгнула? Ни малина, ни липа зацвести не успели, – стало быть, ни малины, ни мёда липового не будет! Поворачивайся хвостом – я его тебе сейчас выщиплю!
Ух как рассердилась Сорока! Вильнула, подпрыгнула, на ёлку взлетела и крикнула:
– Провалитесь вы вместе с летом!
И провалилось нежданное лето. И снова в лесу зима. Снова Свиристель рябину клюёт… Но терпят. Настоящую весну ждут.