Рассказ о том что всему свое время какое произведение


1

Сладков «Всему свое время»: какая главная мысль, чему учит сказка?

Какая главная мысль сказки Николая Сладкова «Всему свое время»?

Чему учит сказка Николая Сладкова «Всему свое время»?

1 ответ:



2



0

Сказка Николая Сладкова «Всему свое время» — это фантастическая история о том, как зимой вдруг наступило лето. А призвала лето Сорока, которая опросила зверей и выяснила, что они не прочь, чтобы было лето.

Но вдруг оказалось, что внезапно наступившее лето никого не обрадовало. Тетерев Косач возмутился, что не было весны, а весной он любит веселиться, петь и танцевать. Свиристель оказалась без корма: ягод на рябине еще не было, да и вообще летом она должна быть в северных краях. А Медведь озаботился тем, что не будет ягод и липового меда, поскольку не было весны, а значит, растения не цвели.

Недовольство зверей привело к тому, что Сорока вынуждена была прогнать лето. Вновь пришла зима, а лесные обитатели занялись характерными для этого времени года делами.

Главная мысль сказки заключается в том, что всё должно быть в свое время. За зимой должна следовать весна, за весной — лето, а затем должна приходить осень. После чего времена года повторяются. Матушка-природа все продумала и предусмотрела, и каждое живое существо знает последовательность прихода времен года.

Сказка учит нас тому, что попытки бездумных изменений в природе могут быть непредсказуемы. Внезапный приход лета среди зимы может привести к гибели животных и растений. Всё должно идти своим чередом, как задумано природой.

Читайте также

Мне попалась это произведение в сборнике сказок народов мира, где оно идет в категории татарских народных сказаний. Если кратко рассказывать о сюжете сказки, то оно заключается в следующем:

  • В некой стране жил падишах, который решил, что старики, достигшие 70-летнего возраста не приносят никакой пользы и потому их следует казнить. На счастье, в этой стране жил добрый юноша, который уважая и почитая своего отца, решил его спрятать от жестокого падишаха.
  • Однажды, правитель увидал в реке драгоценный камень и приказал своим подданным его добыть. Однако, ни одному из ныряльщиков найти камня на дне водоема не удалось. Когда юноша пришел домой и рассказал об этом своему отцу, тот сразу определил, что камень надо искать не в реке, а на дереве, что растет возле реки, и отражается в ее воде.
  • Т.к. юноша оказался единственным, кто смог выполнить задачку падишаха, то зависть и злоба со стороны придворных не заставили себя ждать. Они решили его погубить и придумали новые задания, но теперь уже конкретно для молодого человека.
  • Если бы не его отец, то сам юноша не смог бы угадать ни молодого жеребца, ни бревна, отпиленного с верхушки дерева. Во всех случаях ему помог разобраться его старый и мудрый отец.
  • Когда же падишах вынудил юношу признаться в том, кто именно дал ему такие мудрые советы, тому ничего не оставалось делать, как рассказать правду.
  • Это и сыграло решающую роль в том, что падишах отменил свое решение, ибо понял, что старики — это кладезь мудрости и опыта.

Основная мысль сказки и заключена в том, что юношеские смелость или отвага — это очень много, но без житейской мудрости они слабы. А советы, которые дают старики, часто основаны на личном опыте, поэтому к старикам надо прислушиваться и перенимать накопленную ими мудрость…

Сказку Н. Н. Носова про Незнайку и его друзей все знают и любят. Эту сказку читают в детстве, чтобы воспитать в юном поколении лучшие качества о том, как надо или не надо поступать.

Главный герой — это Незнайка, один из шестнадцати жителей с улицы Колокольчиков. Поначалу его наблюдаем в произведении автора, как невоспитанного малыша, который озорничает и дергает девочек за косички. Он не слишком уважает науку, не читает книжек. Незнайка отличается от других жителей Цветочного городка, где каждый что-нибудь умеет. Например, Знайка обладает разными знаниями, он ученый, а доктор Пилюлькин умеет лечить. Есть еще механики Винтик со Шпунткиком, охотник Пулька с собакой и остальные коротышки, каждый чем-то отличается от других. Шалун Незнайка принял жука за солнечный осколок, чем привлек немало внимания и потревожил других маленьких жителей. К счастью, астроном Стекляшкин разобрался с ситуацией. Из других геройств, просит музыканта Гуслю научить его играть на музыкальном инструменте, особенно нравится труба за громкость звучания. Но Незнайка так усердно дудит, что никто из слушателей не в восторге. Незнайка думает, что остальные плохо разбираются в его музыке. А когда попросил Тюбика дать ему краски и нарисовал портреты коротышек, то все обижались. В итоге, поссорился с другом Гунькой, а Тюбик увидел собственный портрет и разорвал рисунок.

Однажды Знайка смастерил воздушный шар. Незнайка с друзьями отправились в увлекательное приключение. Знайку они потеряли по пути, потому что тот предложил покинуть шар, когда тот снижал полет, а остальные персонажи испугались. В другом городе Незнайка всем рассказал, что это он сотворил воздушный шар. Но когда появился Знайка, то слова Незнайки развеялись и он прослыл обманщиком.

Сказка учит, что надо к чему-то стремиться и что-либо уметь, потому что сила заключена в знаниях. Надо, также, уважать знания других людей. Не стоит никого обманывать, потому что правда потом проявится и все могут отвернуться. Но надо уметь признавать свои ошибки, как их признал Незнайка и другие герои его простили, он помирился с Гунькой.

Это, также, история о дружбе. Надо уметь думать не только о себе, а также об остальных. Не надо хвастаться, не надо придумывать ничего о себе и стараться выглядеть лучше, чем есть на самом деле, чтбы не выглядеть потом в худшем свете.

К счастью, в сказках все заканчивается благополучно. И Незнайка учится читать, дружит с Синеглазкой.

чему учит сказка про Незнайку

В сказке этой сюжет достаточно традиционный: бедная девушка волею случая разбогатела, затем увидел ее царский сын, полюбил, женился. Но злая волшебница хочет выдать за него свою дочь и изводит девушку.

Напоминает «Морозко» и «Сказку о мертвой царевне». В итоге у волшебницы, конечно, все получается.

Вот только царскую жену она не убивает, а превращает в золотую утку. Однако та в конце концов, разумеется, и детей родила (уже будучи уткой), и вернулась снова к своему мужу.

Сказка, казалось бы, учит тому, что добро всегда одолеет зло. Не надо строить счастья на чужом несчастье, не надо добывать мужа обманом. А еще, если вдуматься, одна из идей сказки — любое дело надо доводить до конца.

Почему волшебница оставила соперницу дочери в живых? Зачем превращать ее в утку, если можно было просто убить?

И еще одна мысль, по-моему, заключается в том, что надо не слезы лить, а дело делать.

KpRcjeTzk6PaOA6vuuOkoLxFPNxI34.png

Зачем было плакать, когда можно было сразу оживить детей? Зачем надо было метаться по церкви, если она сама велела царю прийти и поймать ее? Нелогичная сказка, и учит она чему-то не тому!

Это самая лучшая сказка Владимира Сутеева о том, как папа-заяц нашел в лесу дикую яблоню с красными яблоками, набрал их целый мешок, хотя Ворона хотела помешать ему, но до дома так и не донес яблоки, раздал все яблоки по своей доброте всем встретившимся по дороге зверям: Мишке, бельчатами, козлятам, ежику, кроту, а затем когда опять вернулся к своей яблоне, там произошла неприятная встреча с Волком, который хотел его съесть, но он сумел накинуть пустой мешок на его голову и убежать.Но пока он дошел до дома, все звери, которых он обдарил яблоками, принесли его зайчатам разных фруктов и ягод,овощей а сам Медведь Потапыч притащил банку с медом. Эта сказка должна учить детей человечности, благородству, бескорыстности.И на самом деле учит этому…

«Лесная сказка». Главная мысль сказки.

Выживает сильнейший.

<hr />

«Лесная сказка». Пословицы к сказке.

Не беречь поросли, не видать и дерева.

Шуба елова, да к сердцу здорова.

Растение — земли украшение.

Много леса — не губи, а мало леса — береги.

<hr />

«Лесная сказка». Чему учит сказка.

Сказка учит человека уважать природу и не причинять ей вреда. Учит сберегать лес, наше сокровище, в том числе учит тому, что в природе беспрестанно идет борьба за выживание, в какой побеждают сильнейшие.

Тема: Сказка «Всему свое время» Н.Сладков

Цели:

  1. Познакомить учащихся с биографией автора; закреплять навык правильного чтения вслух и про себя целыми словами; тренировать и соблюдать паузы между предложениями; уточнение и расширение знаний о косаче, свиристеле через беседу;

  2. Учить детей делать выводы по прочитанному.

  3. Воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к природе.

Оборудование: таблица со словами непонятными по смыслу и трудными по структуре (свиристель, косач, оскомина, стрекочет, закручинился, вильнула, мерещится, ахнула), портрет Н. Сладкова, выставка детских книг с произведениями Н.Сладкова, картинки с изображение сороки, свиристеля, тетерева, медведя, картинка с липой и с калиной, картинка с подснежниками.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели

Тихо мальчики за парту сели,

Сядьте правильно, красиво.

На меня все посмотрели.

  • Молодцы ребята.

  1. Речевая зарядка

(картинка подснежника)

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь, правда, что это весна?

— Прочитайте стихотворение про себя.

— О чем оно? (стихотворение о подснежнике, о весне)

— Где появился подснежник? (в лесу)

— Что спросил подснежник? (правда, что наступила весна)

— Сначала научимся читать это стихотворение целыми словами, а потом разберем интонацию

Отчитывание: хором, сильный ученик, средний.

— Ребята, это стихотворение нужно читать радостно. Послушайте, как я его прочту.

— Петя, прочти это стихотворение выразительно, как я.

— Теперь Оля, Оксана, Игорь.

— Чье чтение вам понравилось больше всего? Почему?

Оценивание учащихся

— А можем ли мы сейчас найти подснежники? Почему? (нет, потому что сейчас зима)

— Правильно, ребята. Всему свое время!

  1. Подготовка к восприятию текста

Вывешивается портрет Н.И.Сладкова

— Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с творчеством замечательного писателя Николаем Ивановичем Сладковым. С детства он любил природу и интересовался ею. Он вел дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения за природой. Много путешествовал, эти путешествия отражены в его книгах. Сладков много писал о необходимости защиты природы, охраны исчезающих видов животных и птиц.

— На доске вы видите детские книги, которые написал Николай Иванович Сладков. Посмотрите на обложки, прочитайте названия. Какие произведения вам знакомы?

— Сегодня мы будем знакомиться с его сказкой «Всему свое время».

-Ребята, посмотрите на картинку. (картинка из произведения)

-Какое время года изображено? (зима)

— Кто на ней изображен? (сорока, медведь, две птицы, или свиристель, тетерев- косач).

-Что это за птица?( показ на тетерева – косача) Ребята, это тетерев-косач.

Послушайте рассказ.(рассказ сопровождается картинкой)

— Тетерев-косач круглый год живет в наших лесах. Это крупная птица с черным блестящим оперением. Зимой тетерев питается почками березы. На ночь прячется под снегом. Летом и осенью ест ягоды брусники, черники, клюквы, черемухи. Весной тетерева поют.

— Кто такой тетерев – косач? (крупная птица с черным оперением)

— Чем питается тетерев – косач зимой? (почками березы и лиственницы)

-А чем питаются летом и осенью? (ягоды: брусники, клюквы, черемухи, черники)

— А что тетерева делают весной? (поют)

  1. Первичное чтение текста учителем

— Сейчас я прочитаю сказку. Слушайте внимательно, в конце вам нужно будет назвать героев сказки?

— Назовите героев сказки? (сорока, свиристель, тетерев, медведь)

-Молодцы.

  1. Чтение слов со сложной звуко — слоговой структурой

— Сейчас мы будем учиться читать эту сказку и будем разбирать ее. В тексте нам встретятся трудные слова. Научимся их читать целыми словами.

На доску вывешиваются слова: свиристель, косач, оскомина, мерещится, закручинился, вильнула)

— Прочитайте эти слова про себя.

— Прочитаем первое слово вместе: сви-рис-тель, свиристель.

— Читаем второе слово: ос — ко – ми — на, оскомина.

-Читаем третье слово: ко- сач, косач.

-Читаем четвертое слово: стре – ко – чет, стрекочет.

-Читаем пятое слово: ме – ре – щит — ся, мерещится.

-Читаем шестое слово: зак – ру – чи – нил – ся, закручинился.

-Читаем седьмое слово: виль – ну — ла, вильнула.

-Читаем восьмое слово: ах- ну- ла, ахнула. В тексте это слово употребляется в предложении: « Ахнуть не успела – лето вокруг!». Что означает слово « ахнуть»? (Так говорят, при быстром действии).

— Прочитаем слова по цепочке. (2-3 ребенка)

  1. Чтение текста детьми про себя

-Сейчас прочитайте сказку про себя внимательно. Если не можете прочитать слово, читайте его по слогам медленно несколько раз. Вы после прочитаете это слово легко.

-Какие слова было трудно читать? (ответы учащихся)

  1. Повторное чтение текста по частям и анализ содержания

-Сейчас будем читать сказку вслух и разбирать ее. Читает того, кого я называю. Остальные следят.

Первая часть.

Надоела зима Сороке. Вот бы лето сейчас!

-Эй, Свиристель, ты бы лету обрадовался?

-Спрашиваешь еще! – Свиристель отвечает. – Перебиваюсь с рябины на калину, оскомина на языке!

А Сорока уже Косача спрашивает. Жалуется и Косач:

-Сплю в снегу, на обед одна каша березовая! Брови красные – отморозил!

-Что надоело Сороке? (сороке надоела зима)

-Какое время года хотела Сорока? (сорока хотела лето)

-Найдите и прочитайте, что спросила Сорока у Свиристеля? (обрадовался ли свиристель лету)

— Какой интонацией Сорока спросила Свиристеля о лете? (радостно)

-Давайте, попробуем сказать так же, как Сорока. (Спрашивается несколько учеников)

— Кто такой свиристель? Послушайте мой рассказ и ответьте на вопрос. (рассказ сопровождается картинкой)

— Свиристель – маленькая птичка с красивым ярким оперением и хохолком на голове. Лето она проводит на севере, а зимой прилетает в наши края. Питается замерзшими ягодами рябины и калины. С наступлением весны снова улетает на север.

— Так кто такой свиристель? (Это маленькая птичка. Птичка с красным оперением, хохолком на голове)

-В какое время года к нам прилетает Свиристель? (зимой)

— Чем питается? (ягодами рябины, калины)

-Кто из вас видел Свиристеля у нас в городе?

-Что ответил Свиристель? Прочитайте слова

— Как вы понимаете слово «оскомина»?

— Оскомина — это неприятное ощущение во рту, например: когда вы поели зеленую черемуху.

-Кто пожаловался Сороке еще? (пожаловался Косач)

-Кого называют косачом? (ответы учащихся).

— Найдите и прочитайте слова, которые сказал Косач? (Сплю в снегу, на обед одна каша березовая! Брови красные – отморозил!)

-Как вы понимаете выражение «сплю в снегу»? (сплю в холоде, прячется в снегу, нырять в снег ).

— Как вы понимаете « каша березовая»? (ответы учащихся)

-Чем питается Косач? (березовыми почками)

-А на самом ли деле косач варит кашу? (нет)

Вторая часть

Сорока к Медведю стучится: как, мол, зиму зимуешь?

-Так себе! – Миша ворчит. – С боку на бок. На правом боку лежу – малина мерещится, на левом – мед липовый.

-Понятно! – Сорока стрекочет. – Всем зима надоела! Чтоб ты, зима, провалилась!

И зима провалилась…

-Теперь ответим на вопросы. Что спросила Сорока у Медведя? (как он зимует)

-Найдите и прочитайте слова, где Медведь отвечает Сороке.

— Что означает это слово мерещится? Так говорят, когда что – то кажется.

-Что ответила ему Сорока? Прочитайте.

— Что означает это слово стрекочет? Это означает быстро говорить, болтать.

— Какой вывод сделала Сорока? (что зима всем надоела)

Третья часть

Ахнуть не успели – лето вокруг! Теплынь, цветы, листья. Веселись, лесной народ!

А народ лесной закручинился…

-Что произошло с лесными жителями? (они закручинились)

-Что означает слово «закручинились»? (ответы детей).Закручинились, то есть загрустили.

-Какое время года наступило? (наступило лето)

— А может ли после зимы наступить лето? (нет). Почему? (лето наступает после весны)

-Какое время года должно наступить после зимы? (весна)

Вывод: каждое время года идет друг за другом: зима, весна, лето, осень.

Четвертая часть

-Растерялся я что – то, Сорока! – Свиристель говорит. – В какое ты меня поставила положение? Я к вам с севера по рябину примчался, а у вас листья одни. С другой стороны, я летом на севере должен быть, а я тут торчу! Голова кругом. И есть нечего…

-Натворила Сорока дел! – шипит сердито Косач. – Что за чушь? Куда весну подевала? Весной я песни пою и танцы танцую. Самое развеселое времечко! А летом только линять, перья терять. Что за чушь?

— Понравилось ли Свиристелю, что наступило лето? Почему? (нет, так как не еды)

-Где он должен быть летом? (на севере).

-Найдите и прочитайте, что сказал Свиристель?

-С какой интонацией Свиристель говорит о лете?

Ответ детей: — удивленной, растерянной, испуганно.

-Прочитайте еще раз слова Свиристеля, чтобы было понятно, что он удивился, что наступило лето. (Спрашивается несколько учеников)

-Какое время года нравится Косачу? Почему? (нравится весна. Весной он поет и танцует). Прочитайте.

-Что означает выражение «развеселое местечко»?

-С какой интонацией говорит Косач?

Ответ детей: — сердитой

-Прочитайте слова Косача сердито, чтобы было понятно, что Косач недоволен наступлению лета. (Спрашивается несколько учеников)

Пятая часть

-Так вы же сами о лете мечтали! – вскрикивала Сорока.

-Мало ли что! – Медведь говорит. – Мечтали мы о лете с медом да с малиной. А где они, если ты через весну перепрыгнула? Ни малина, ни липа зацвести не успели, — стало быть, ни малины, ни меда липового не будет! Поворачивайся хвостом – я его тебе сейчас выщиплю!

-В этом отрывке есть слово, которое вы можете не знать. Разберем его.

-Кто знает, что такое липа? (приемы лексической работы: толкование, введение в конспект, показ иллюстрации. Липа – медовое дерево. Дерево высотой до 30м с сердцевидными листьями)

— Почему не будет ни меда, ни малины? (малина и липа не цвели)

— Как весна важна для малины и липы? (весной малина и липа цветут)

-Какой интонацией говорит Медведь о лете?

Ответ детей: — сердитой, грозной.

-Давайте прочитаем слова Медведя громко, сердито. (Спрашиваются несколько учеников)

— Что хотел автор нам сказать, выражая недовольство лесных жителей? ( что каждое время года по – своему важно в природе)

Шестая часть

Ух как рассердилась Сорока! Вильнула, подпрыгнула, на елку взлетела и крикнула:

-Провалитесь вы вместе с летом! И провалилось нежданное лето. И снова в лесу зима. Снова Свиристель рябину клюет… Но терпят. Настоящую весну ждут

— Ответьте на вопросы.

-Что сделала Сорока? (прыгнула, взлетела, крикнула)

-Найдите и прочитайте слова Сороки.

-С какой интонацией крикнула Сорока? (недовольной, возмущенной).

-Прочитаем еще раз эти слова, выражая недовольство.

-Какое время года наступило после? (наступила зима)

-Какое время года звери ждут после зимы? (ждут настоящую зиму)

-Какой вывод можно сделать из этой сказки?

Вывод: каждое время года должно идти друг за другом. Каждое время года имеет свою роль в природе.

  1. Целостное чтение текста

-Итак, мы разобрали текст, хорошо его поняли, научились читать. Сейчас прочитаем его целиком. Читаем громко, правильно, целыми словами. Один читает, остальные за ним следят.

  1. Заключительная работа по прочитанному тексту

  • Чтение по ролям

-Сейчас мы прочитаем сказку по ролям. За сороку будет – Коля, за свиристеля – Маша, за медведя – Оля, за косача – Никита.

  1. Домашнее задание

— Дома прочитаете эту сказку целыми словами и выразительно.

  1. Итог урока

-Как называется сказка, с которой мы познакомились сегодня на уроке?

(Всему свое время)

-Кто автор сказки? (Николай Иванович Сладков)

-Чем зима не понравилась героям? (Свиристелю мало еды, Косач замерзает, Медведю кажется малина и мед)

— Как отреагировали звери на приход лета? Почему? (им не понравилось, что после замы наступило лето. Для Свиристеля нет рябины. Косач любит весну. Медведь остался без малины и меда)

Чья проталина?

Увидела Сорока первую проталину – тёмное пятнышко на белом снегу.

– Моя! – крикнула. – Моя проталина, раз я первая её увидела!

На проталине семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку – отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись – Грач.

– Здр-расте, уже явилась! Зимой по вороньим помойкам шастала, а теперь на мою проталину! Некрасиво!

– Это почему же она твоя? – застрекотала Сорока. – Я первая увидала!

– Ты увидала, – гаркнул Грач, – а я о ней всю зиму мечтал. За тыщу вёрст к ней торопился! Ради неё тёплые страны покинул. Без неё и меня бы тут не было. Где проталины, там и мы, грачи. Моя проталина!

– Что он тут каркает! – затарахтела Сорока. – Всю зиму на юге грелся-нежился, ел-пил что хотел, а вернулся – проталину ему без очереди подавай! А я всю зиму мёрзла, с помойки на свалку металась, вместо воды снег глотала и вот, чуть живая, слабая, высмотрела наконец проталину, так и ту отнимают. Ты, Грач, только на вид тёмный, а сам себе на уме. Кыш с проталины, пока в темя не клюнула!

Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал:

– Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь. И где – на моей проталине! Не омрачайте мне радость встречи с ней. Я жажду песен!

Сорока и Грач только крыльями всплеснули.

– Почему же она твоя? Наша это проталина, мы нашли. Сорока всю зиму её ждала, все глаза проглядела.

А я, может, так торопился с юга к ней, что чуть крылья в пути не вывихнул.

– А я родился на ней! – пискнул Жаворонок. – Если поискать, так тут ещё и скорлупки от яичка, из которого я вылупился, можно найти! Вспомню, бывало, зимой на чужбине гнездо родное – и петь неохота. А сейчас песня так и рвётся из клюва – даже язык дрожит.

Вспрыгнул Жаворонок на кочку, глаза прижмурил, горлышко у него задрожало – и полилась песня как весенний ручеёк: зазвенела, забулькала, зажурчала. Сорока и Грач клювы разинули – заслушались. Им-то никогда так не спеть, горло у них не то, только и могут, что стрекотать и каркать.

Долго бы, наверное, слушали, разомлев на вешнем солнышке, да дрогнула вдруг под ногами земля, вспучилась бугорком и рассыпалась.

И выглянул Крот – зашмыгал носом.

– Никак прямо в проталину угодил? Так и есть: земля мягкая, тёплая, снега нет. И пахнет… Уф! Весной, что ли ча, пахнет? Весна, что ли ча, у вас наверху?

– Весна, весна, землерой! – сварливо закричала Сорока.

– Знал, куда угодить! – подозрительно буркнул Грач. – Хоть и слепой…

– Тебе-то зачем наша проталина? – проскрипел Жаворонок.

Крот принюхался к Грачу, к Сороке, к Жаворонку – глазами-то он худо видит! – чихнул и говорит:

– Ничего мне от вас не надо. И проталина ваша мне не нужна. Вот землю вытолкну из норы и назад. Потому что чую: погано у вас. Ссоритесь, чуть не дерётесь. Да ещё и светло, сухо, воздух свежий. Не то что у меня в подземелье: темно, сыро, затхло. Благодать! Ещё и весна у вас тут какая-то…

– Как ты можешь так говорить? – ужаснулся Жаворонок. – Да знаешь ли ты, землерой, что такое весна!

– Не знаю и знать не хочу! – фыркнул Крот. – Не нужна мне никакая весна, у меня под землёй круглый год одинаково.

– Весной проталины появляются, – мечтательно сказали Сорока, Жаворонок и Грач.

– А на проталинах скандалы начинаются, – снова фыркнул Крот. – А ради чего? Проталина как проталина.

– Не скажи! – подскочила Сорока. – А семена? А жуки? А ростки зелёные? Всю зиму без витаминов.

– Посидеть, походить, размяться! – гаркнул Грач. – Носом в тёплой земле порыться!

– А петь-то как над проталинами хорошо! – взвился Жаворонок. – Сколько в поле проталин – столько и жаворонков. И все поют! Нет весной ничего лучше проталины.

– А чего тогда спорите? – не понял Крот. – Жаворонок хочет петь – пусть поёт. Грач хочет маршировать – пусть марширует.

– Правильно! – сказала Сорока. – А я пока семенами и жуками займусь…

Тут снова начались крики и перебранка.

А пока кричали и ссорились, в поле новые проталины появились. Разлетелись птицы по ним весну встречать. Песни петь, в тёплой земле порыться, червячка заморить.

– Пора и мне! – Крот сказал. И провалился туда, где ни весны, ни проталин, ни солнца и ни луны, ни ветра и ни дождя. И где даже спорить не с кем. Где всегда темно и тихо.

Н. Сладков. Рассказы и сказки для детей о животных и природе

 

Рассказы Николая Сладкова о животных и природе для детей. Полный список произведений.Краткая биография и творчество Николая Сладкова
 ЯнварьКак медведя переворачивалиКусок хлебаСвоя песняСиничка необыкновеннаяВороний сигналЛесные шорохиФевральБюро лесных услугПесенки подо льдомЦена песенкиЕловая кашаБез словДомашняя бабочкаЛесные шорохиМартЗимние долгиЗаячий хороводВесенние ручьиВежливая галкаПервыеКрылатые песниТетеревиные нотыТёплая струйкаОвсянкины советыМедведь и солнцеСногсшибательный душО чём пела сорока?Отчаянный путешественникСтеклянный дождьСинички-арифметичкиАпрельДвое на одном бревнеСледы и солнцеВесенняя баняОттаявшие происшествияРанняя птичкаЛесные оборотниНечеловеческие шагиПевицаПылесосНезваные гостиЛебедиЦелая жизньДрозд и соваПлясуныФилипп и ФедяВесёлые старушкиФлажки на болотеДятлово колечкоБарабанщицаИвовый пирПять тетеревейШепчущие следы

 
Читаем рассказы Сладкова бесплатно онлайн

Читать все рассказы СладковаЧитать рассказы других авторов

Вежливая галка

Много у меня среди диких птиц знакомых. Воробья одного знаю. Он весь белый – альбинос. Его сразу отличишь в воробьиной стайке: все серые, а он белый.

Сороку знаю. Эту я по нахальству отличаю. Зимой, бывало, люди за окно продукты вывешивают, так она сейчас же прилетит и все растреплет.

А вот галку одну я приметил за её вежливость.

Была метель.

Ранней весной бывают особые метели – солнечные. Снежные вихри завиваются в воздухе, всё сверкает и несётся! Каменные дома похожи на скалы. Наверху буран, с крыш, как с гор, текут снежные водопады. Сосульки от ветра растут в разные стороны, как косматая борода Деда Мороза.

А над карнизом, под крышей, есть укромное местечко. Там два кирпича из стены выпали. В этом углублении и устроилась моя галка. Чёрная вся, только на шейке серый воротничок. Галка грелась на солнце да ещё расклёвывала какой-то лакомый кусок. Уютное местечко!

Если бы этой галкой был я, я бы никому такое местечко не уступил!

И вдруг вижу: подлетает к моей большой галке другая, поменьше и цветом потусклее. Прыг-скок по карнизу. Круть-верть хвостом! Села напротив моей галки и смотрит. Ветер её треплет – так перья и заламывает, так белой крупой и сечёт!

Моя галка кусок свой схватила в клюв – и шасть из углубления на карниз! Тёпленькое местечко чужой уступила!

А чужая галка хвать у моей кусок из клюва – и на её тёпленькое местечко. Лапкой чужой кусок прижала – клюёт. Вот бессовестная!

Моя галка на карнизе – под снегом, на ветру, без еды. Снег её сечёт, ветер перья заламывает. А она, дура, терпит! Не выгоняет маленькую.

«Наверное, – думаю, – чужая галка очень старая, вот ей место и уступают. А может, это всем известная и всеми уважаемая галка? Или, может, она маленькая, да удаленькая – драчунья». Ничего я тогда не понял…

А недавно вижу: обе галки – моя и чужая – сидят себе рядышком на старой печной трубе и у обеих в клювах прутики.

Эге, гнездо вместе строят! Тут уж каждый поймёт.

И маленькая галка совсем не старая и не драчунья. Да и не чужая она теперь.

А моя знакомая большая галка совсем не галка, а гал!

Но всё равно мой знакомый гал очень вежливый. Я такого первый раз вижу.

Лесные шорохи

Окунь и НалимЧ удеса подо льдом! Все рыбы сонные — один ты, Налим, бодренький да игривый. Что с тобой такое, а?— А то, что для всех рыб зимою — зима, а для меня, Налима, зимою — лето! Вы, окуни, дремлете, а мы, налимы, свадьбы играем, икру мечем, радуемся-веселимся!— Айда, братцы-окуни, к Налиму на свадьбу! Сон свой разгоним, повеселимся, налимьей икоркой закусим…Выдра и Ворон— Скажи, Ворон, мудрая птица, зачем люди костёр в лесу жгут?— Не ожидал я, Выдра, от тебя такого вопроса. Промокли в ручье, замёрзли, вот и костёр разожгли. У огня греются.— Странно… А я зимой всегда в воде греюсь. В воде ведь морозов никогда не бывает!Заяц и Полёвка— Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зелёную понюхать захочешь, листочков сочных погрызть — терпи до весны. А где ещё та весна — за горами да за морями…— Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли — там и брусничка зелёная, и манжетка, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься.Барсук и Медведь— Что, Медведь, спишь ещё?— Сплю, Барсук, сплю. Так-то, брат, разогнался — пятый месяц без просыпу. Все бока отлежал!— А может, Медведь, нам вставать пора?— Не пора. Спи ещё.

— А не проспим мы с тобой весну-то с разгона?— Не бойся! Она, брат, разбудит.— А что она — постучит нам, песенку споёт или, может, пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъём-то тяжёл!— Ого-го! Небось вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока — небось не залежишься! Спи уж, пока сухой.Сорока и Оляпка— О-о-ой, Оляпка, никак купаться в полынье вздумала?!— И плавать и нырять!

— А замёрзнешь?— У меня перо тёплое!— А намокнешь?— У меня перо водоотталкивающее!— А утонешь?— Я плавать умею!— А… а… а проголодаешься после купания?— Ая для того и ныряю, чтоб водяным жучком закусить!

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • Вперед
  • В конец

Тетеревиные ноты

Ещё не поют в лесах тетерева. Ещё только ноты пишут. Пишут они ноты так. Слетает один с берёзы на белую поляну, надувает шею, как петух. И семенит ножками по снегу, семенит. Крылья полусогнутые волочит, бороздит крыльями снег – нотные строчки вычерчивает.

Второй тетерев слетит да за первым по снегу как припустит! Так точки ногами на нотных строчках и расставит: «До-ре-ми-фа-соль-ля-си!»

Первый сразу в драку: не мешай, мол, сочинять! Чуфыркнет на второго да по его строчкам за ним: «Си-ля-соль-фа-ми-ре-до!»

Прогонит, поднимет вверх голову, задумается. Побормочет, побормочет, повернётся туда-сюда и лапками на своих строчках своё бормотание запишет. Для памяти.

Потеха! Ходят, бегают – расчерчивают снег крыльями на нотные строчки. Бормочут, чуфыкают – сочиняют. Песни свои весенние сочиняют и ножками да крыльями их на снегу записывают.

Но скоро кончат тетерева песни сочинять – начнут разучивать. Взлетят тогда на высокие берёзки – сверху-то хорошо ноты видно! – и запоют. Все одинаково запоют, ноты у всех одни и те же: бороздки да крестики, крестики да бороздки.

Всё разучивают да разучивают, пока снег не сойдёт. А и сойдёт – не беда: по памяти поют. Днём поют, вечером поют, но особенно по утрам.

Здорово поют, как по нотам!

Как медведя переворачивали

Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день – метель, что ни ночь – мороз. Зиме конца-краю не видно. Разоспался Медведь в берлоге. Забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться.

Есть лесная примета: как Медведь перевернётся на другой бок, так солнце повернёт на лето.

Лопнуло у птиц и зверей терпение. Пошли Медведя будить:

– Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела! По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось?

Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает.

– Эх, долбануть бы его в затылок! – воскликнул Дятел. – Небось бы сразу зашевелился!

– Не-ет, – промычал Лось, – с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, слёзно просим и умоляем: перевернись ты, хоть не спеша, на другой бок! Жизнь не мила. Стоим мы, лоси, в осиннике, что коровы в стойле: шагу в сторону не шагнуть. Снегу-то в лесу по уши! Беда, коли волки о нас пронюхают.

Медведь ухом пошевелил, ворчит сквозь зубы:

– А мне какое до вас, лосей, дело! Мне снег глубокий на пользу: и тепло, и спится спокойно.

Тут Белая Куропатка запричитала:

– И не стыдно, Медведь? Все ягоды, все кустики с почками снег закрыл – что нам клевать прикажешь? Ну что тебе стоит на другой бок перевернуться, зиму поторопить? Хоп – и готово!

А Медведь своё:

– Даже смешно! Зима вам надоела, а я с боку на бок переворачивайся! Ну какое мне дело до почек и ягод? У меня под шкурой сала запас.

Белка терпела-терпела – не вытерпела:

– Ах ты тюфяк мохнатый, перевернуться ему, видишь ли, лень! А ты вот попрыгал бы по веткам мороженым, лапы до крови ободрал бы, как я!.. Переворачивайся, лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!

– Четыре, пять, шесть! – насмехается Медведь. – Вот напугала! А ну – кыш отседова! Спать мешаете.

Поджали звери хвосты, повесили птицы носы – начали расходиться. А тут из снега Мышка вдруг высунулась да как запищит:

– Такие большие, а испугались? Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Ни по-хорошему, ни по-плохому он не понимает. С ним по-нашенски надобно, по-мышиному. Вы меня попросите – я его мигом переверну!

– Ты – Медведя?! – ахнули звери.

– Одной левой лапкой! – похваляется Мышь.

Юркнула Мышь в берлогу – давай Медведя щекотать.

Бегает по нему, коготками царапает, зубками прикусывает. Задёргался Медведь, завизжал поросёнком, ногами задрыгал.

– Ой, не могу! – завывает. – Ой, перевернусь, только не щекочи! О-хо-хо-хо! А-ха-ха-ха!

А пар из берлоги – как дым из трубы.

Мышка высунулась и пищит:

– Перевернулся как миленький! Давно бы мне сказали.

Ну а как перевернулся Медведь на другой бок, так сразу солнце повернуло на лето. Что ни день – солнце выше, что ни день – весна ближе. Что ни день – светлей, веселей в лесу!

Зимние долги

Расчирикался Воробей на навозной куче – так и подскакивает! А Ворона как каркнет своим противным голосом:
– Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?
– Крылья зудят, Ворона, нос чешется, – отвечает Воробей. – Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!
– А вот испорчу! – не отстаёт Ворона. – Как задам вопрос!
– Во напугала!
– И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?
– Клевал.
– А зёрна у скотного двора подбирал?
– Подбирал.
– А в птичьей столовой у школы обедал?
– Спасибо ребятам, подкармливали.
– То-то! – надрывается Ворона. – А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чикчириканьем?
– А я один, что ли, пользовался? – растерялся Воробей. – И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была…
– Ты других не путай! – хрипит Ворона. – Ты за себя отвечай. Брал в долг – отдавай! Как все порядочные птицы делают.
– Порядочные, может, и делают, – рассердился Воробей. – А вот делаешь ли ты, Ворона?
– Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. И Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.
– Ты тоже за других не ручайся! – упирается Воробей. – Другие, может, и думать забыли.

Но Ворона не унимается:
– А ты слетай да проверь!

Полетел Воробей проверять. Прилетел в сад – там Синица в новой дуплянке живёт.

– Поздравляю с новосельем! – Воробей говорит. – На радостях-то небось и про долги забыла!
– Не забыла, Воробей, что ты! – отвечает Синица. – Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.

Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес – там Дятел стучит. Увидал Воробья – удивился:
– По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?
– Да вот расчёт с меня требуют, – чирикает Воробей. – А ты, Дятел, как расплачиваешься? А?
– Уж так-то стараюсь, – отвечает Дятел. – Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже…
– Ишь ты, – задумался Воробей. – А я думал…

Вернулся Воробей на навозную кучу и говорит Вороне:
– Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что, хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не кусали! Мигом долги верну!

Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока свободное время есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.

Страницы: 1

  • Рассказ о том что всему свое время из какого произведения
  • Рассказ о том что всему свое время автор
  • Рассказ о том почему нужно охранять водоемы и реки беречь воду 3 класс окружающий мир
  • Рассказ о том почему важно знать историю
  • Рассказ о том кем я хочу стать