1
Сладков «Всему свое время»: какая главная мысль, чему учит сказка?
Какая главная мысль сказки Николая Сладкова «Всему свое время»?
Чему учит сказка Николая Сладкова «Всему свое время»?
1 ответ:
2
0
Сказка Николая Сладкова «Всему свое время» — это фантастическая история о том, как зимой вдруг наступило лето. А призвала лето Сорока, которая опросила зверей и выяснила, что они не прочь, чтобы было лето.
Но вдруг оказалось, что внезапно наступившее лето никого не обрадовало. Тетерев Косач возмутился, что не было весны, а весной он любит веселиться, петь и танцевать. Свиристель оказалась без корма: ягод на рябине еще не было, да и вообще летом она должна быть в северных краях. А Медведь озаботился тем, что не будет ягод и липового меда, поскольку не было весны, а значит, растения не цвели.
Недовольство зверей привело к тому, что Сорока вынуждена была прогнать лето. Вновь пришла зима, а лесные обитатели занялись характерными для этого времени года делами.
Главная мысль сказки заключается в том, что всё должно быть в свое время. За зимой должна следовать весна, за весной — лето, а затем должна приходить осень. После чего времена года повторяются. Матушка-природа все продумала и предусмотрела, и каждое живое существо знает последовательность прихода времен года.
Сказка учит нас тому, что попытки бездумных изменений в природе могут быть непредсказуемы. Внезапный приход лета среди зимы может привести к гибели животных и растений. Всё должно идти своим чередом, как задумано природой.
Читайте также
Мне попалась это произведение в сборнике сказок народов мира, где оно идет в категории татарских народных сказаний. Если кратко рассказывать о сюжете сказки, то оно заключается в следующем:
- В некой стране жил падишах, который решил, что старики, достигшие 70-летнего возраста не приносят никакой пользы и потому их следует казнить. На счастье, в этой стране жил добрый юноша, который уважая и почитая своего отца, решил его спрятать от жестокого падишаха.
- Однажды, правитель увидал в реке драгоценный камень и приказал своим подданным его добыть. Однако, ни одному из ныряльщиков найти камня на дне водоема не удалось. Когда юноша пришел домой и рассказал об этом своему отцу, тот сразу определил, что камень надо искать не в реке, а на дереве, что растет возле реки, и отражается в ее воде.
- Т.к. юноша оказался единственным, кто смог выполнить задачку падишаха, то зависть и злоба со стороны придворных не заставили себя ждать. Они решили его погубить и придумали новые задания, но теперь уже конкретно для молодого человека.
- Если бы не его отец, то сам юноша не смог бы угадать ни молодого жеребца, ни бревна, отпиленного с верхушки дерева. Во всех случаях ему помог разобраться его старый и мудрый отец.
- Когда же падишах вынудил юношу признаться в том, кто именно дал ему такие мудрые советы, тому ничего не оставалось делать, как рассказать правду.
- Это и сыграло решающую роль в том, что падишах отменил свое решение, ибо понял, что старики — это кладезь мудрости и опыта.
Основная мысль сказки и заключена в том, что юношеские смелость или отвага — это очень много, но без житейской мудрости они слабы. А советы, которые дают старики, часто основаны на личном опыте, поэтому к старикам надо прислушиваться и перенимать накопленную ими мудрость…
Сказку Н. Н. Носова про Незнайку и его друзей все знают и любят. Эту сказку читают в детстве, чтобы воспитать в юном поколении лучшие качества о том, как надо или не надо поступать.
Главный герой — это Незнайка, один из шестнадцати жителей с улицы Колокольчиков. Поначалу его наблюдаем в произведении автора, как невоспитанного малыша, который озорничает и дергает девочек за косички. Он не слишком уважает науку, не читает книжек. Незнайка отличается от других жителей Цветочного городка, где каждый что-нибудь умеет. Например, Знайка обладает разными знаниями, он ученый, а доктор Пилюлькин умеет лечить. Есть еще механики Винтик со Шпунткиком, охотник Пулька с собакой и остальные коротышки, каждый чем-то отличается от других. Шалун Незнайка принял жука за солнечный осколок, чем привлек немало внимания и потревожил других маленьких жителей. К счастью, астроном Стекляшкин разобрался с ситуацией. Из других геройств, просит музыканта Гуслю научить его играть на музыкальном инструменте, особенно нравится труба за громкость звучания. Но Незнайка так усердно дудит, что никто из слушателей не в восторге. Незнайка думает, что остальные плохо разбираются в его музыке. А когда попросил Тюбика дать ему краски и нарисовал портреты коротышек, то все обижались. В итоге, поссорился с другом Гунькой, а Тюбик увидел собственный портрет и разорвал рисунок.
Однажды Знайка смастерил воздушный шар. Незнайка с друзьями отправились в увлекательное приключение. Знайку они потеряли по пути, потому что тот предложил покинуть шар, когда тот снижал полет, а остальные персонажи испугались. В другом городе Незнайка всем рассказал, что это он сотворил воздушный шар. Но когда появился Знайка, то слова Незнайки развеялись и он прослыл обманщиком.
Сказка учит, что надо к чему-то стремиться и что-либо уметь, потому что сила заключена в знаниях. Надо, также, уважать знания других людей. Не стоит никого обманывать, потому что правда потом проявится и все могут отвернуться. Но надо уметь признавать свои ошибки, как их признал Незнайка и другие герои его простили, он помирился с Гунькой.
Это, также, история о дружбе. Надо уметь думать не только о себе, а также об остальных. Не надо хвастаться, не надо придумывать ничего о себе и стараться выглядеть лучше, чем есть на самом деле, чтбы не выглядеть потом в худшем свете.
К счастью, в сказках все заканчивается благополучно. И Незнайка учится читать, дружит с Синеглазкой.
В сказке этой сюжет достаточно традиционный: бедная девушка волею случая разбогатела, затем увидел ее царский сын, полюбил, женился. Но злая волшебница хочет выдать за него свою дочь и изводит девушку.
Напоминает «Морозко» и «Сказку о мертвой царевне». В итоге у волшебницы, конечно, все получается.
Вот только царскую жену она не убивает, а превращает в золотую утку. Однако та в конце концов, разумеется, и детей родила (уже будучи уткой), и вернулась снова к своему мужу.
Сказка, казалось бы, учит тому, что добро всегда одолеет зло. Не надо строить счастья на чужом несчастье, не надо добывать мужа обманом. А еще, если вдуматься, одна из идей сказки — любое дело надо доводить до конца.
Почему волшебница оставила соперницу дочери в живых? Зачем превращать ее в утку, если можно было просто убить?
И еще одна мысль, по-моему, заключается в том, что надо не слезы лить, а дело делать.
Зачем было плакать, когда можно было сразу оживить детей? Зачем надо было метаться по церкви, если она сама велела царю прийти и поймать ее? Нелогичная сказка, и учит она чему-то не тому!
Это самая лучшая сказка Владимира Сутеева о том, как папа-заяц нашел в лесу дикую яблоню с красными яблоками, набрал их целый мешок, хотя Ворона хотела помешать ему, но до дома так и не донес яблоки, раздал все яблоки по своей доброте всем встретившимся по дороге зверям: Мишке, бельчатами, козлятам, ежику, кроту, а затем когда опять вернулся к своей яблоне, там произошла неприятная встреча с Волком, который хотел его съесть, но он сумел накинуть пустой мешок на его голову и убежать.Но пока он дошел до дома, все звери, которых он обдарил яблоками, принесли его зайчатам разных фруктов и ягод,овощей а сам Медведь Потапыч притащил банку с медом. Эта сказка должна учить детей человечности, благородству, бескорыстности.И на самом деле учит этому…
«Лесная сказка». Главная мысль сказки.
Выживает сильнейший.
<hr />
«Лесная сказка». Пословицы к сказке.
Не беречь поросли, не видать и дерева.
Шуба елова, да к сердцу здорова.
Растение — земли украшение.
Много леса — не губи, а мало леса — береги.
<hr />
«Лесная сказка». Чему учит сказка.
Сказка учит человека уважать природу и не причинять ей вреда. Учит сберегать лес, наше сокровище, в том числе учит тому, что в природе беспрестанно идет борьба за выживание, в какой побеждают сильнейшие.
Тема: Сказка «Всему свое время» Н.Сладков
Цели:
-
Познакомить учащихся с биографией автора; закреплять навык правильного чтения вслух и про себя целыми словами; тренировать и соблюдать паузы между предложениями; уточнение и расширение знаний о косаче, свиристеле через беседу;
-
Учить детей делать выводы по прочитанному.
-
Воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к природе.
Оборудование: таблица со словами непонятными по смыслу и трудными по структуре (свиристель, косач, оскомина, стрекочет, закручинился, вильнула, мерещится, ахнула), портрет Н. Сладкова, выставка детских книг с произведениями Н.Сладкова, картинки с изображение сороки, свиристеля, тетерева, медведя, картинка с липой и с калиной, картинка с подснежниками.
Ход урока
-
Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели
Тихо мальчики за парту сели,
Сядьте правильно, красиво.
На меня все посмотрели.
-
Молодцы ребята.
-
Речевая зарядка
(картинка подснежника)
В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь, правда, что это весна?
— Прочитайте стихотворение про себя.
— О чем оно? (стихотворение о подснежнике, о весне)
— Где появился подснежник? (в лесу)
— Что спросил подснежник? (правда, что наступила весна)
— Сначала научимся читать это стихотворение целыми словами, а потом разберем интонацию
Отчитывание: хором, сильный ученик, средний.
— Ребята, это стихотворение нужно читать радостно. Послушайте, как я его прочту.
— Петя, прочти это стихотворение выразительно, как я.
— Теперь Оля, Оксана, Игорь.
— Чье чтение вам понравилось больше всего? Почему?
Оценивание учащихся
— А можем ли мы сейчас найти подснежники? Почему? (нет, потому что сейчас зима)
— Правильно, ребята. Всему свое время!
-
Подготовка к восприятию текста
Вывешивается портрет Н.И.Сладкова
— Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с творчеством замечательного писателя Николаем Ивановичем Сладковым. С детства он любил природу и интересовался ею. Он вел дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения за природой. Много путешествовал, эти путешествия отражены в его книгах. Сладков много писал о необходимости защиты природы, охраны исчезающих видов животных и птиц.
— На доске вы видите детские книги, которые написал Николай Иванович Сладков. Посмотрите на обложки, прочитайте названия. Какие произведения вам знакомы?
— Сегодня мы будем знакомиться с его сказкой «Всему свое время».
-Ребята, посмотрите на картинку. (картинка из произведения)
-Какое время года изображено? (зима)
— Кто на ней изображен? (сорока, медведь, две птицы, или свиристель, тетерев- косач).
-Что это за птица?( показ на тетерева – косача) Ребята, это тетерев-косач.
Послушайте рассказ.(рассказ сопровождается картинкой)
— Тетерев-косач круглый год живет в наших лесах. Это крупная птица с черным блестящим оперением. Зимой тетерев питается почками березы. На ночь прячется под снегом. Летом и осенью ест ягоды брусники, черники, клюквы, черемухи. Весной тетерева поют.
— Кто такой тетерев – косач? (крупная птица с черным оперением)
— Чем питается тетерев – косач зимой? (почками березы и лиственницы)
-А чем питаются летом и осенью? (ягоды: брусники, клюквы, черемухи, черники)
— А что тетерева делают весной? (поют)
-
Первичное чтение текста учителем
— Сейчас я прочитаю сказку. Слушайте внимательно, в конце вам нужно будет назвать героев сказки?
— Назовите героев сказки? (сорока, свиристель, тетерев, медведь)
-Молодцы.
-
Чтение слов со сложной звуко — слоговой структурой
— Сейчас мы будем учиться читать эту сказку и будем разбирать ее. В тексте нам встретятся трудные слова. Научимся их читать целыми словами.
На доску вывешиваются слова: свиристель, косач, оскомина, мерещится, закручинился, вильнула)
— Прочитайте эти слова про себя.
— Прочитаем первое слово вместе: сви-рис-тель, свиристель.
— Читаем второе слово: ос — ко – ми — на, оскомина.
-Читаем третье слово: ко- сач, косач.
-Читаем четвертое слово: стре – ко – чет, стрекочет.
-Читаем пятое слово: ме – ре – щит — ся, мерещится.
-Читаем шестое слово: зак – ру – чи – нил – ся, закручинился.
-Читаем седьмое слово: виль – ну — ла, вильнула.
-Читаем восьмое слово: ах- ну- ла, ахнула. В тексте это слово употребляется в предложении: « Ахнуть не успела – лето вокруг!». Что означает слово « ахнуть»? (Так говорят, при быстром действии).
— Прочитаем слова по цепочке. (2-3 ребенка)
-
Чтение текста детьми про себя
-Сейчас прочитайте сказку про себя внимательно. Если не можете прочитать слово, читайте его по слогам медленно несколько раз. Вы после прочитаете это слово легко.
-Какие слова было трудно читать? (ответы учащихся)
-
Повторное чтение текста по частям и анализ содержания
-Сейчас будем читать сказку вслух и разбирать ее. Читает того, кого я называю. Остальные следят.
Первая часть.
Надоела зима Сороке. Вот бы лето сейчас!
-Эй, Свиристель, ты бы лету обрадовался?
-Спрашиваешь еще! – Свиристель отвечает. – Перебиваюсь с рябины на калину, оскомина на языке!
А Сорока уже Косача спрашивает. Жалуется и Косач:
-Сплю в снегу, на обед одна каша березовая! Брови красные – отморозил!
-Что надоело Сороке? (сороке надоела зима)
-Какое время года хотела Сорока? (сорока хотела лето)
-Найдите и прочитайте, что спросила Сорока у Свиристеля? (обрадовался ли свиристель лету)
— Какой интонацией Сорока спросила Свиристеля о лете? (радостно)
-Давайте, попробуем сказать так же, как Сорока. (Спрашивается несколько учеников)
— Кто такой свиристель? Послушайте мой рассказ и ответьте на вопрос. (рассказ сопровождается картинкой)
— Свиристель – маленькая птичка с красивым ярким оперением и хохолком на голове. Лето она проводит на севере, а зимой прилетает в наши края. Питается замерзшими ягодами рябины и калины. С наступлением весны снова улетает на север.
— Так кто такой свиристель? (Это маленькая птичка. Птичка с красным оперением, хохолком на голове)
-В какое время года к нам прилетает Свиристель? (зимой)
— Чем питается? (ягодами рябины, калины)
-Кто из вас видел Свиристеля у нас в городе?
-Что ответил Свиристель? Прочитайте слова
— Как вы понимаете слово «оскомина»?
— Оскомина — это неприятное ощущение во рту, например: когда вы поели зеленую черемуху.
-Кто пожаловался Сороке еще? (пожаловался Косач)
-Кого называют косачом? (ответы учащихся).
— Найдите и прочитайте слова, которые сказал Косач? (Сплю в снегу, на обед одна каша березовая! Брови красные – отморозил!)
-Как вы понимаете выражение «сплю в снегу»? (сплю в холоде, прячется в снегу, нырять в снег ).
— Как вы понимаете « каша березовая»? (ответы учащихся)
-Чем питается Косач? (березовыми почками)
-А на самом ли деле косач варит кашу? (нет)
Вторая часть
Сорока к Медведю стучится: как, мол, зиму зимуешь?
-Так себе! – Миша ворчит. – С боку на бок. На правом боку лежу – малина мерещится, на левом – мед липовый.
-Понятно! – Сорока стрекочет. – Всем зима надоела! Чтоб ты, зима, провалилась!
И зима провалилась…
-Теперь ответим на вопросы. Что спросила Сорока у Медведя? (как он зимует)
-Найдите и прочитайте слова, где Медведь отвечает Сороке.
— Что означает это слово мерещится? Так говорят, когда что – то кажется.
-Что ответила ему Сорока? Прочитайте.
— Что означает это слово стрекочет? Это означает быстро говорить, болтать.
— Какой вывод сделала Сорока? (что зима всем надоела)
Третья часть
Ахнуть не успели – лето вокруг! Теплынь, цветы, листья. Веселись, лесной народ!
А народ лесной закручинился…
-Что произошло с лесными жителями? (они закручинились)
-Что означает слово «закручинились»? (ответы детей).Закручинились, то есть загрустили.
-Какое время года наступило? (наступило лето)
— А может ли после зимы наступить лето? (нет). Почему? (лето наступает после весны)
-Какое время года должно наступить после зимы? (весна)
Вывод: каждое время года идет друг за другом: зима, весна, лето, осень.
Четвертая часть
-Растерялся я что – то, Сорока! – Свиристель говорит. – В какое ты меня поставила положение? Я к вам с севера по рябину примчался, а у вас листья одни. С другой стороны, я летом на севере должен быть, а я тут торчу! Голова кругом. И есть нечего…
-Натворила Сорока дел! – шипит сердито Косач. – Что за чушь? Куда весну подевала? Весной я песни пою и танцы танцую. Самое развеселое времечко! А летом только линять, перья терять. Что за чушь?
— Понравилось ли Свиристелю, что наступило лето? Почему? (нет, так как не еды)
-Где он должен быть летом? (на севере).
-Найдите и прочитайте, что сказал Свиристель?
-С какой интонацией Свиристель говорит о лете?
Ответ детей: — удивленной, растерянной, испуганно.
-Прочитайте еще раз слова Свиристеля, чтобы было понятно, что он удивился, что наступило лето. (Спрашивается несколько учеников)
-Какое время года нравится Косачу? Почему? (нравится весна. Весной он поет и танцует). Прочитайте.
-Что означает выражение «развеселое местечко»?
-С какой интонацией говорит Косач?
Ответ детей: — сердитой
-Прочитайте слова Косача сердито, чтобы было понятно, что Косач недоволен наступлению лета. (Спрашивается несколько учеников)
Пятая часть
-Так вы же сами о лете мечтали! – вскрикивала Сорока.
-Мало ли что! – Медведь говорит. – Мечтали мы о лете с медом да с малиной. А где они, если ты через весну перепрыгнула? Ни малина, ни липа зацвести не успели, — стало быть, ни малины, ни меда липового не будет! Поворачивайся хвостом – я его тебе сейчас выщиплю!
-В этом отрывке есть слово, которое вы можете не знать. Разберем его.
-Кто знает, что такое липа? (приемы лексической работы: толкование, введение в конспект, показ иллюстрации. Липа – медовое дерево. Дерево высотой до 30м с сердцевидными листьями)
— Почему не будет ни меда, ни малины? (малина и липа не цвели)
— Как весна важна для малины и липы? (весной малина и липа цветут)
-Какой интонацией говорит Медведь о лете?
Ответ детей: — сердитой, грозной.
-Давайте прочитаем слова Медведя громко, сердито. (Спрашиваются несколько учеников)
— Что хотел автор нам сказать, выражая недовольство лесных жителей? ( что каждое время года по – своему важно в природе)
Шестая часть
Ух как рассердилась Сорока! Вильнула, подпрыгнула, на елку взлетела и крикнула:
-Провалитесь вы вместе с летом! И провалилось нежданное лето. И снова в лесу зима. Снова Свиристель рябину клюет… Но терпят. Настоящую весну ждут
— Ответьте на вопросы.
-Что сделала Сорока? (прыгнула, взлетела, крикнула)
-Найдите и прочитайте слова Сороки.
-С какой интонацией крикнула Сорока? (недовольной, возмущенной).
-Прочитаем еще раз эти слова, выражая недовольство.
-Какое время года наступило после? (наступила зима)
-Какое время года звери ждут после зимы? (ждут настоящую зиму)
-Какой вывод можно сделать из этой сказки?
Вывод: каждое время года должно идти друг за другом. Каждое время года имеет свою роль в природе.
-
Целостное чтение текста
-Итак, мы разобрали текст, хорошо его поняли, научились читать. Сейчас прочитаем его целиком. Читаем громко, правильно, целыми словами. Один читает, остальные за ним следят.
-
Заключительная работа по прочитанному тексту
-
Чтение по ролям
-Сейчас мы прочитаем сказку по ролям. За сороку будет – Коля, за свиристеля – Маша, за медведя – Оля, за косача – Никита.
-
Домашнее задание
— Дома прочитаете эту сказку целыми словами и выразительно.
-
Итог урока
-Как называется сказка, с которой мы познакомились сегодня на уроке?
(Всему свое время)
-Кто автор сказки? (Николай Иванович Сладков)
-Чем зима не понравилась героям? (Свиристелю мало еды, Косач замерзает, Медведю кажется малина и мед)
— Как отреагировали звери на приход лета? Почему? (им не понравилось, что после замы наступило лето. Для Свиристеля нет рябины. Косач любит весну. Медведь остался без малины и меда)
Чья проталина?
Увидела Сорока первую проталину – тёмное пятнышко на белом снегу.
– Моя! – крикнула. – Моя проталина, раз я первая её увидела!
На проталине семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку – отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись – Грач.
– Здр-расте, уже явилась! Зимой по вороньим помойкам шастала, а теперь на мою проталину! Некрасиво!
– Это почему же она твоя? – застрекотала Сорока. – Я первая увидала!
– Ты увидала, – гаркнул Грач, – а я о ней всю зиму мечтал. За тыщу вёрст к ней торопился! Ради неё тёплые страны покинул. Без неё и меня бы тут не было. Где проталины, там и мы, грачи. Моя проталина!
– Что он тут каркает! – затарахтела Сорока. – Всю зиму на юге грелся-нежился, ел-пил что хотел, а вернулся – проталину ему без очереди подавай! А я всю зиму мёрзла, с помойки на свалку металась, вместо воды снег глотала и вот, чуть живая, слабая, высмотрела наконец проталину, так и ту отнимают. Ты, Грач, только на вид тёмный, а сам себе на уме. Кыш с проталины, пока в темя не клюнула!
Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал:
– Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь. И где – на моей проталине! Не омрачайте мне радость встречи с ней. Я жажду песен!
Сорока и Грач только крыльями всплеснули.
– Почему же она твоя? Наша это проталина, мы нашли. Сорока всю зиму её ждала, все глаза проглядела.
А я, может, так торопился с юга к ней, что чуть крылья в пути не вывихнул.
– А я родился на ней! – пискнул Жаворонок. – Если поискать, так тут ещё и скорлупки от яичка, из которого я вылупился, можно найти! Вспомню, бывало, зимой на чужбине гнездо родное – и петь неохота. А сейчас песня так и рвётся из клюва – даже язык дрожит.
Вспрыгнул Жаворонок на кочку, глаза прижмурил, горлышко у него задрожало – и полилась песня как весенний ручеёк: зазвенела, забулькала, зажурчала. Сорока и Грач клювы разинули – заслушались. Им-то никогда так не спеть, горло у них не то, только и могут, что стрекотать и каркать.
Долго бы, наверное, слушали, разомлев на вешнем солнышке, да дрогнула вдруг под ногами земля, вспучилась бугорком и рассыпалась.
И выглянул Крот – зашмыгал носом.
– Никак прямо в проталину угодил? Так и есть: земля мягкая, тёплая, снега нет. И пахнет… Уф! Весной, что ли ча, пахнет? Весна, что ли ча, у вас наверху?
– Весна, весна, землерой! – сварливо закричала Сорока.
– Знал, куда угодить! – подозрительно буркнул Грач. – Хоть и слепой…
– Тебе-то зачем наша проталина? – проскрипел Жаворонок.
Крот принюхался к Грачу, к Сороке, к Жаворонку – глазами-то он худо видит! – чихнул и говорит:
– Ничего мне от вас не надо. И проталина ваша мне не нужна. Вот землю вытолкну из норы и назад. Потому что чую: погано у вас. Ссоритесь, чуть не дерётесь. Да ещё и светло, сухо, воздух свежий. Не то что у меня в подземелье: темно, сыро, затхло. Благодать! Ещё и весна у вас тут какая-то…
– Как ты можешь так говорить? – ужаснулся Жаворонок. – Да знаешь ли ты, землерой, что такое весна!
– Не знаю и знать не хочу! – фыркнул Крот. – Не нужна мне никакая весна, у меня под землёй круглый год одинаково.
– Весной проталины появляются, – мечтательно сказали Сорока, Жаворонок и Грач.
– А на проталинах скандалы начинаются, – снова фыркнул Крот. – А ради чего? Проталина как проталина.
– Не скажи! – подскочила Сорока. – А семена? А жуки? А ростки зелёные? Всю зиму без витаминов.
– Посидеть, походить, размяться! – гаркнул Грач. – Носом в тёплой земле порыться!
– А петь-то как над проталинами хорошо! – взвился Жаворонок. – Сколько в поле проталин – столько и жаворонков. И все поют! Нет весной ничего лучше проталины.
– А чего тогда спорите? – не понял Крот. – Жаворонок хочет петь – пусть поёт. Грач хочет маршировать – пусть марширует.
– Правильно! – сказала Сорока. – А я пока семенами и жуками займусь…
Тут снова начались крики и перебранка.
А пока кричали и ссорились, в поле новые проталины появились. Разлетелись птицы по ним весну встречать. Песни петь, в тёплой земле порыться, червячка заморить.
– Пора и мне! – Крот сказал. И провалился туда, где ни весны, ни проталин, ни солнца и ни луны, ни ветра и ни дождя. И где даже спорить не с кем. Где всегда темно и тихо.
Н. Сладков. Рассказы и сказки для детей о животных и природе
Рассказы Николая Сладкова о животных и природе для детей. Полный список произведений.Краткая биография и творчество Николая Сладкова
ЯнварьКак медведя переворачивалиКусок хлебаСвоя песняСиничка необыкновеннаяВороний сигналЛесные шорохиФевральБюро лесных услугПесенки подо льдомЦена песенкиЕловая кашаБез словДомашняя бабочкаЛесные шорохиМартЗимние долгиЗаячий хороводВесенние ручьиВежливая галкаПервыеКрылатые песниТетеревиные нотыТёплая струйкаОвсянкины советыМедведь и солнцеСногсшибательный душО чём пела сорока?Отчаянный путешественникСтеклянный дождьСинички-арифметичкиАпрельДвое на одном бревнеСледы и солнцеВесенняя баняОттаявшие происшествияРанняя птичкаЛесные оборотниНечеловеческие шагиПевицаПылесосНезваные гостиЛебедиЦелая жизньДрозд и соваПлясуныФилипп и ФедяВесёлые старушкиФлажки на болотеДятлово колечкоБарабанщицаИвовый пирПять тетеревейШепчущие следы
Читаем рассказы Сладкова бесплатно онлайн
Читать все рассказы СладковаЧитать рассказы других авторов
Вежливая галка
Много у меня среди диких птиц знакомых. Воробья одного знаю. Он весь белый – альбинос. Его сразу отличишь в воробьиной стайке: все серые, а он белый.
Сороку знаю. Эту я по нахальству отличаю. Зимой, бывало, люди за окно продукты вывешивают, так она сейчас же прилетит и все растреплет.
А вот галку одну я приметил за её вежливость.
Была метель.
Ранней весной бывают особые метели – солнечные. Снежные вихри завиваются в воздухе, всё сверкает и несётся! Каменные дома похожи на скалы. Наверху буран, с крыш, как с гор, текут снежные водопады. Сосульки от ветра растут в разные стороны, как косматая борода Деда Мороза.
А над карнизом, под крышей, есть укромное местечко. Там два кирпича из стены выпали. В этом углублении и устроилась моя галка. Чёрная вся, только на шейке серый воротничок. Галка грелась на солнце да ещё расклёвывала какой-то лакомый кусок. Уютное местечко!
Если бы этой галкой был я, я бы никому такое местечко не уступил!
И вдруг вижу: подлетает к моей большой галке другая, поменьше и цветом потусклее. Прыг-скок по карнизу. Круть-верть хвостом! Села напротив моей галки и смотрит. Ветер её треплет – так перья и заламывает, так белой крупой и сечёт!
Моя галка кусок свой схватила в клюв – и шасть из углубления на карниз! Тёпленькое местечко чужой уступила!
А чужая галка хвать у моей кусок из клюва – и на её тёпленькое местечко. Лапкой чужой кусок прижала – клюёт. Вот бессовестная!
Моя галка на карнизе – под снегом, на ветру, без еды. Снег её сечёт, ветер перья заламывает. А она, дура, терпит! Не выгоняет маленькую.
«Наверное, – думаю, – чужая галка очень старая, вот ей место и уступают. А может, это всем известная и всеми уважаемая галка? Или, может, она маленькая, да удаленькая – драчунья». Ничего я тогда не понял…
А недавно вижу: обе галки – моя и чужая – сидят себе рядышком на старой печной трубе и у обеих в клювах прутики.
Эге, гнездо вместе строят! Тут уж каждый поймёт.
И маленькая галка совсем не старая и не драчунья. Да и не чужая она теперь.
А моя знакомая большая галка совсем не галка, а гал!
Но всё равно мой знакомый гал очень вежливый. Я такого первый раз вижу.
Лесные шорохи
Окунь и НалимЧ удеса подо льдом! Все рыбы сонные — один ты, Налим, бодренький да игривый. Что с тобой такое, а?— А то, что для всех рыб зимою — зима, а для меня, Налима, зимою — лето! Вы, окуни, дремлете, а мы, налимы, свадьбы играем, икру мечем, радуемся-веселимся!— Айда, братцы-окуни, к Налиму на свадьбу! Сон свой разгоним, повеселимся, налимьей икоркой закусим…Выдра и Ворон— Скажи, Ворон, мудрая птица, зачем люди костёр в лесу жгут?— Не ожидал я, Выдра, от тебя такого вопроса. Промокли в ручье, замёрзли, вот и костёр разожгли. У огня греются.— Странно… А я зимой всегда в воде греюсь. В воде ведь морозов никогда не бывает!Заяц и Полёвка— Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зелёную понюхать захочешь, листочков сочных погрызть — терпи до весны. А где ещё та весна — за горами да за морями…— Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли — там и брусничка зелёная, и манжетка, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься.Барсук и Медведь— Что, Медведь, спишь ещё?— Сплю, Барсук, сплю. Так-то, брат, разогнался — пятый месяц без просыпу. Все бока отлежал!— А может, Медведь, нам вставать пора?— Не пора. Спи ещё.
— А не проспим мы с тобой весну-то с разгона?— Не бойся! Она, брат, разбудит.— А что она — постучит нам, песенку споёт или, может, пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъём-то тяжёл!— Ого-го! Небось вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока — небось не залежишься! Спи уж, пока сухой.Сорока и Оляпка— О-о-ой, Оляпка, никак купаться в полынье вздумала?!— И плавать и нырять!
— А замёрзнешь?— У меня перо тёплое!— А намокнешь?— У меня перо водоотталкивающее!— А утонешь?— Я плавать умею!— А… а… а проголодаешься после купания?— Ая для того и ныряю, чтоб водяным жучком закусить!
- В начало
- Назад
- 1
- Вперед
- В конец
Тетеревиные ноты
Ещё не поют в лесах тетерева. Ещё только ноты пишут. Пишут они ноты так. Слетает один с берёзы на белую поляну, надувает шею, как петух. И семенит ножками по снегу, семенит. Крылья полусогнутые волочит, бороздит крыльями снег – нотные строчки вычерчивает.
Второй тетерев слетит да за первым по снегу как припустит! Так точки ногами на нотных строчках и расставит: «До-ре-ми-фа-соль-ля-си!»
Первый сразу в драку: не мешай, мол, сочинять! Чуфыркнет на второго да по его строчкам за ним: «Си-ля-соль-фа-ми-ре-до!»
Прогонит, поднимет вверх голову, задумается. Побормочет, побормочет, повернётся туда-сюда и лапками на своих строчках своё бормотание запишет. Для памяти.
Потеха! Ходят, бегают – расчерчивают снег крыльями на нотные строчки. Бормочут, чуфыкают – сочиняют. Песни свои весенние сочиняют и ножками да крыльями их на снегу записывают.
Но скоро кончат тетерева песни сочинять – начнут разучивать. Взлетят тогда на высокие берёзки – сверху-то хорошо ноты видно! – и запоют. Все одинаково запоют, ноты у всех одни и те же: бороздки да крестики, крестики да бороздки.
Всё разучивают да разучивают, пока снег не сойдёт. А и сойдёт – не беда: по памяти поют. Днём поют, вечером поют, но особенно по утрам.
Здорово поют, как по нотам!
Как медведя переворачивали
Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день – метель, что ни ночь – мороз. Зиме конца-краю не видно. Разоспался Медведь в берлоге. Забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться.
Есть лесная примета: как Медведь перевернётся на другой бок, так солнце повернёт на лето.
Лопнуло у птиц и зверей терпение. Пошли Медведя будить:
– Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела! По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось?
Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает.
– Эх, долбануть бы его в затылок! – воскликнул Дятел. – Небось бы сразу зашевелился!
– Не-ет, – промычал Лось, – с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, слёзно просим и умоляем: перевернись ты, хоть не спеша, на другой бок! Жизнь не мила. Стоим мы, лоси, в осиннике, что коровы в стойле: шагу в сторону не шагнуть. Снегу-то в лесу по уши! Беда, коли волки о нас пронюхают.
Медведь ухом пошевелил, ворчит сквозь зубы:
– А мне какое до вас, лосей, дело! Мне снег глубокий на пользу: и тепло, и спится спокойно.
Тут Белая Куропатка запричитала:
– И не стыдно, Медведь? Все ягоды, все кустики с почками снег закрыл – что нам клевать прикажешь? Ну что тебе стоит на другой бок перевернуться, зиму поторопить? Хоп – и готово!
А Медведь своё:
– Даже смешно! Зима вам надоела, а я с боку на бок переворачивайся! Ну какое мне дело до почек и ягод? У меня под шкурой сала запас.
Белка терпела-терпела – не вытерпела:
– Ах ты тюфяк мохнатый, перевернуться ему, видишь ли, лень! А ты вот попрыгал бы по веткам мороженым, лапы до крови ободрал бы, как я!.. Переворачивайся, лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!
– Четыре, пять, шесть! – насмехается Медведь. – Вот напугала! А ну – кыш отседова! Спать мешаете.
Поджали звери хвосты, повесили птицы носы – начали расходиться. А тут из снега Мышка вдруг высунулась да как запищит:
– Такие большие, а испугались? Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Ни по-хорошему, ни по-плохому он не понимает. С ним по-нашенски надобно, по-мышиному. Вы меня попросите – я его мигом переверну!
– Ты – Медведя?! – ахнули звери.
– Одной левой лапкой! – похваляется Мышь.
Юркнула Мышь в берлогу – давай Медведя щекотать.
Бегает по нему, коготками царапает, зубками прикусывает. Задёргался Медведь, завизжал поросёнком, ногами задрыгал.
– Ой, не могу! – завывает. – Ой, перевернусь, только не щекочи! О-хо-хо-хо! А-ха-ха-ха!
А пар из берлоги – как дым из трубы.
Мышка высунулась и пищит:
– Перевернулся как миленький! Давно бы мне сказали.
Ну а как перевернулся Медведь на другой бок, так сразу солнце повернуло на лето. Что ни день – солнце выше, что ни день – весна ближе. Что ни день – светлей, веселей в лесу!
Зимние долги
Расчирикался Воробей на навозной куче – так и подскакивает! А Ворона как каркнет своим противным голосом:
– Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?
– Крылья зудят, Ворона, нос чешется, – отвечает Воробей. – Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!
– А вот испорчу! – не отстаёт Ворона. – Как задам вопрос!
– Во напугала!
– И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?
– Клевал.
– А зёрна у скотного двора подбирал?
– Подбирал.
– А в птичьей столовой у школы обедал?
– Спасибо ребятам, подкармливали.
– То-то! – надрывается Ворона. – А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чикчириканьем?
– А я один, что ли, пользовался? – растерялся Воробей. – И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была…
– Ты других не путай! – хрипит Ворона. – Ты за себя отвечай. Брал в долг – отдавай! Как все порядочные птицы делают.
– Порядочные, может, и делают, – рассердился Воробей. – А вот делаешь ли ты, Ворона?
– Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. И Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.
– Ты тоже за других не ручайся! – упирается Воробей. – Другие, может, и думать забыли.
Но Ворона не унимается:
– А ты слетай да проверь!
Полетел Воробей проверять. Прилетел в сад – там Синица в новой дуплянке живёт.
– Поздравляю с новосельем! – Воробей говорит. – На радостях-то небось и про долги забыла!
– Не забыла, Воробей, что ты! – отвечает Синица. – Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.
Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес – там Дятел стучит. Увидал Воробья – удивился:
– По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?
– Да вот расчёт с меня требуют, – чирикает Воробей. – А ты, Дятел, как расплачиваешься? А?
– Уж так-то стараюсь, – отвечает Дятел. – Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже…
– Ишь ты, – задумался Воробей. – А я думал…
Вернулся Воробей на навозную кучу и говорит Вороне:
– Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что, хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не кусали! Мигом долги верну!
Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока свободное время есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.
Страницы: 1