Рассказ о том как разрушаются камни

Содержание

  1. Что такое камни? Происхождение камней
  2. Типы камней
  3. Разрушение камней
  4. Отличие камней от металлов
  5. Подведение итогов

Камни встречаются на нашей планете повсеместно. Они сильно отличаются друг от друга не только размерами и формой, но и свойствами – цветом, прочностью, твердостью.

Что такое камни? Происхождение камней

Камни – это твердые тела, относящиеся к неживой породе. Чаще всего камни образуются из других камней. Например, если сбросить камень с большой высоты, то он разобьется на много камней поменьше.

Извержение вулкана

Но есть и иной способ их формирования. При извержениях вулканов из глубин Земли на поверхность выбрасывается лава – раскаленное до огромной температуры вещество. При его остывании как раз и образуются камни.

Типы камней

Алмазы

Все камни можно разбить на три большие группы. В первую группу входят драгоценные камни. Они применяются при изготовлении украшений. Это алмаз, сапфир, рубин. Такие камни красивы и редко встречаются в природе. Важно отметить, что драгоценные камни могут использоваться и в промышленности. Например, алмаз применяют как режущий материал, ведь он является самым твердым веществом в природе.

Кварц

Вторая группа – это полудрагоценные камни. Они значительно дешевле драгоценных, но также используются при изготовлении предметов роскоши. К ним относят хрустать и кварц. Из хрусталя делают люстры, посуду и другие предметы интерьера.

Мраморный карьер

Самые распространенные камни включают в третью группу – поделочные камни. Они используются в быту, прежде всего в строительстве. Примерами таких камней являются гранит и мрамор.

Разрушение камней

Камни кажутся очень прочными и твердыми телами. Однако даже они постепенно разрушаются. Проще всего раздробить камень, сильно ударив по нему или сбросив его с высоты. Но в природе есть ещё несколько причин, вызывающих разрушение камней.

В первую очередь это колебания температуры. Известно, что многие вещества, в том числе и камни, при нагреве увеличиваются, а при охлаждении сжимаются. При этом камни на солнце прогреваются неравномерно – солнечная сторона сильнее. В результате одна часть камня расширяется и пытается расширить другую часть камня, которая не нагрета. Этот процесс может привести к образованию очень маленьких трещин – микротрещин. Если камень очень много раз охладился и нагрелся, то трещины сильно вырастают и постепенно разрушают камень.

Если камень находится вблизи воды (на берегу реки или моря), и постоянно обкатывается волнами, то он будет менять форму. Многие замечали, что камни на пляжах гладкие и ровные. Это следствие воздействия воды – она разрушает камень, причем различные выступы разрушаются быстрее. Можно сказать, что вода буквально полирует камень.

Иногда вода и температура действуют заодно. Если вода попала в трещину на камне, то при низкой температуре она превратится в лед. Известно, что при замерзании вода расширяется, то есть лед начнет давить на стенки трещины и будет расширять ее.

Разрушает камни и ветер. Он действует почти также как вода, однако, так как воздух значительно легче воды, то и процесс разрушения более длительный. Если в воздухе много частиц пыли, то он быстрее разрушает камень.

Не всякий твердый объект в природе – это камень. Встречаются ещё и металлы. Например, из камня делают мостовую (это вид покрытия городских улиц), а из металлов – люки канализации. Но чем металлы и камни отличаются?

Оказывается, металл можно расплавить (для этого его надо сильно нагреть) и залить в какую-нибудь форму. После остывания мы получим новый металлический объект, причем свойства материала сохранятся. Подобный процесс называется литьем и используется в промышленности для изготовления деталей. А вот камни отливать нельзя. Некоторые камни просто сгорают при нагреве, а другие – слишком сильно меняют свойства. У металлов есть много других отличительных свойств, которые изучаются уже на уроках физики и химии.

Подведение итогов

Камни делятся на драгоценные, полудрагоценные и поделочные. Разрушаются камни от воздействия температуры, воды и воздуха.

Гугломаг

Гугломаг

Спрашивай! Не стесняйся!

Задать вопрос

Не все нашли? Используйте поиск по сайту

На земле находится множество различных камней, разнообразных по форме, цвету, природным свойствам и размеру. Кажется, что валуны очень крепкие и ничто не может их разрушить, но подобное мнение ошибочно. О способах распада каменных объектов рассказывается ученикам на уроке по окружающему миру в 1 классе. Как разрушаются камни, школьники могут показать на примере презентации, где требуется нарисовать картинки или написать доклад по теме.

Оглавление:

  • Природа камней
  • Виды пород
  • Влияние атмосферы
  • Химические и биологические процессы
  • Воздействие человека

Окружающий мир 1 класс камни

Природа камней

Образование и распад камней подробно изучается на уроке по окружающему миру в 1 классе. Камни, как и все объекты на планете, подвергаются разрушительной силе. Прежде чем выполнить задание получить ответ, какие основные факторы влияют на деструктивные процессы, следует понять, что представляют собой каменные глыбы.

Камни как разрушаются (окружающий мир 1 класс)

Камни относятся к объектам неживой природы. Это твёрдые тела, которые могут принимать правильную или абстрактную форму, иметь гладкую или рельефную поверхность. Состоят каменные объекты из минерального материала, которым покрыта практически вся поверхность планеты, включая подводную территорию.

Вначале, когда земля только формировалась, на ней была вода, огонь и каменные породы. Из жерла вулканов извергалась лава, а каменные глыбы сталкивались между собой, разрушались и от них откалывались мелкие куски. Маленькие и крупные части пород вновь образованных скал катились в разные стороны, сметая всё вокруг. В результате каменными осколками наполнилась вся планета.

Виды пород

Под минералом понимаются соединения химических элементов однородного типа, образованные геологическим процессом. В группу минералов входят драгоценные и полудрагоценные камни.

По способу применения различают три главных группы камней:

Как разрушаются камни

  • Драгоценные. Красивые минералы используются в ювелирных украшениях. К наиболее известных относятся: изумруд, сапфир, аквамарин, алмаз. Самым прочным считается алмаз.
  • Полудрагоценные. Эти образцы менее красивы, долговечны и редки, но также используются в изготовлении украшений, декорировании предметов (шкатулок, посуды). Такими являются: опал, агат, горный хрусталь, кварц.
  • Поделочный. Горные породы этого типа плохо просвечивают, или вовсе не прозрачные, имеют рисунок. Обычно такие камни используются в строительных работах, декорировании дизайнерских изделий, как составляющая бытовых предметов. Наиболее распространены — гранит, обсидиан, мрамор, оникс.

Горная порода содержит в себе однородные или различные виды минералов. Является своеобразным агрегатом минеральных веществ, которые создают земную кору.

Выделяют несколько способов происхождения камней:

Что образуется при разрушении скал и камней

  • Магматические породы. Это куски затвердевшей лавы или магмы. Разделяются по составу кремнезёма. Кислые породы содержат до 65% этого соединения, тогда как основные виды включают меньше 50% диоксида кремния. На земле распространена магматическая порода — базальт, с помощью которого образовано океаническое дно. К кислым видам относят гранит.
  • Метаморфические образцы. Эти горные объекты формируются в результате давления и высоких температур, оказываемых на магматические осадочные породы. Это сланец, кварцит. Сюда же входит мрамор — камень состоит из кальцита и относится к магматическому типу.
  • Прочие осадочные виды, которые образуются за счёт разрушения других пород. В категорию осадочных образцов попадает известняк, образованный из кальцита. А также кремень, который состоит из минеральных образований осадочных горных пород (кремнезёма).

Влияние атмосферы

Под влиянием внешней среды камни разрушаются. Процесс распада длится миллионы лет. Чем агрессивнее атмосферная среда, тем быстрее протекает преобразование. Разрушение минеральных объектов в природе называется выветриванием. Влияет на этот процесс совокупность физических, биологических и химических показателей.

Почему происходит разрушительный процесс можно узнать, если изучить основные факторы:

Камни в воде

Камни в пустыне

  1. Температурный режим. Когда днём солнечно и тепло, поверхность минерала нагревается, а в ночное время остывает. Из физики известно, что при нагревании твёрдые тела расширяются, а под действием холода сужаются. Участки каменной поверхности нагреваются с разной интенсивностью, поэтому уровень охлаждение и сужения также отличается в разных местах. Из-за несоответствия температур образуются трещины, затем в них попадает вода. При низких температурах вода замерзает, расширяется и давит на стенки трещин. Создаётся эффект распирания внутри. Со временем стенки объекта не выдерживают давления и он раскалывается на более мелкие куски.
  2. Порывы ветра. Под воздействием сильного ветра с поверхности скал сдуваются мелкие частицы. При сильной песчаной буре в составе порыва содержится огромное количество песчаных частиц, которые сталкиваются с каменной поверхностью и полируют её словно наждачная бумага. В результате каменные глыбы меняют форму. Под влиянием ветра камни могут разрушаться от ста до тысячи лет.
  3. Вода. Ливневые дожди и таяние снегов создают сильные потоки воды, которые подхватывают камни и переносят их на большие расстояния. Во время перекатывания каменные осколки перетираются между собой. В результате при разрушении скал и камней образуется глина и песок.

Сильнее всего страдают от разрушений каменные глыбы в регионах с сильными перепадами температур (пустыни).

Химические и биологические процессы

Некоторые виды трав способны вызвать разрушение каменных объектов. Происходит это с помощью ветра, который заносит в трещины семена, способные прорастать прямо в горных породах. Поэтому часть растений способствует разрушению камней. Какой бы ни была маленькой корневая система со временем травы, кустарники и деревья разрастаются, увеличиваются и площадь корней. Трещины в каменной структуре становятся шире и глубже. Горные части распадаются, поддаваясь биологическому выветриванию.

Какая часть растений способствует разрушению камней

В результате химических процессов, элементами которых становятся вода, углекислый газ и кислород образуются щёлочи и кислоты, разрушающие структуру камней.

Не менее значительную роль играют микроорганизмы. Результатом их жизнедеятельности становятся метаболиты. Продукты жизнедеятельности добавляют химические элементы. Реакция веществ приводит к химическому выветриванию, когда разрушается структура камней.

Воздействие человека

Следует учитывать и сильное влияние человека на окружающую среду. Для собственных нужд люди перестраивают ландшафт: меняют направление рек, взрывают горные массивы, прокладывают тоннели и пути сообщения. Земная поверхность подвергается наибольшему воздействию из-за техногенных процессов.

С древних времён люди занимаются добычей полезных ископаемых, таких как драгоценные камни, руда, материалы для строительства. Для производств разрабатываются карьеры, шахты и рудники. В результате непрерывной выкачки ископаемых на протяжении столетий многие источники исчерпаны.

Добыча камней

В XX веке на смену труду людей пришла промышленность. Для добычи природных залежей стали использовать разные механизмы и взрывчатку. Буровые установки увеличили масштабы производства и ускорили разрушение горных поверхностей. Изменение ландшафта неизменно ведёт к гибели экосистемы. Из-за смен мест обитания многие виды животных находятся на грани вымирания.

Разработка скважин по добыче ископаемых, вырубка лесных территорий приводит к схождению лавин и обрушению горной структуры. Помимо разрушения природных гор, человек создаёт новые — искусственные нагромождения переработанных пород, извлечённых при добывании руды из шахт и карьеров. Такие антропогенные горы называются терриконы, их часто рекультивируют — высаживают деревья, создают из них культурные объекты.

Камни


Камни

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 774.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 774.

На нашей планете очень много различных камней, которые отличаются между собой по формам, размерам, окраске, свойствам. Это величественные горы и мелкозернистый песок, природные ископаемые и драгоценные самоцветы. На первый взгляд камни кажутся очень крепкими и прочными, но даже они подвержены разрушению.

Что такое камни?

Все камни представляют собой твердый минеральный материал, который покрывает собой практически всю поверхность Земли, в том числе и подводную ее часть.

В самом начале своего формирования наша планета состояла из огня, воды и каменных пород. Из огнедышащих вулканов извергались потоки лавы, могучие горы сталкивались, нещадно разрушая друг друга. В результате крупные и малые куски откалывались от молодых скал и катились вниз, сметая все на своем пути. Так камни наполнили собой весь земной шар.

Камни

Рис. 1. Камни.

Камни – это твердые тела, объекты неживой природы. Они могут быть маленькими и большими, с гладкой и грубой поверхностью, правильной и абстрактной формы.

Все природные камни делят на 3 обширные группы:

  • Драгоценные. Очень красивые камни, из которых изготавливают ювелирные украшения. Это изумруд, алмаз, сапфир, рубин, аквамарин.

Алмаз – самый прочный в мире камень

Рис. 2. Алмаз – самый прочный в мире камень.
  • Полудрагоценные. Также используются при изготовлении украшений, шкатулок, посуды, предметов декора. Это агат, горный хрусталь, кварц, опал.
  • Поделочные. Используются в строительстве, при изготовлении предметов бытового назначения. Это гранит, мрамор, обсидиан, селинит, оникс.

Как разрушаются камни

Камни склонны к разрушению под действием внешних факторов.
К ним относят:

  • Температура. В теплые, солнечные дни камни нагреваются, а ночью охлаждаются. Как известно, при нагревании твердые тела расширяются, а при охлаждении – сжимаются. Примечательно, что на разных участках нагревание происходит с разной интенсивностью. В результате расширение и сужение происходит также неравномерно. Постепенно в камнях и скалах образуются трещины, в которые попадает вода. Когда она замерзает, то начинает давить на стенки трещин с огромной силой, буквально распирая горные породы изнутри. Рано или поздно они не выдерживают и раскалываются на более мелкие куски.

Трещины в скалах

Рис. 3. Трещины в скалах.
  • Ветер. Сильные порывы ветра сдувают с поверхности камней более мелкие частички. Во время сильной бури ветер несет в себе огромное количество мелких песчаных частичек. Сталкиваясь на большой скорости с камнями, они действуют по принципу наждачной бумаги, полируя и меняя форму их поверхности.

С ветром в трещины скал могут попадать семена растений, которые прорастают прямо в горной породе. Разрастающиеся корни постепенно расширяют трещины и разламывают камни.

У подножия скал всегда можно найти россыпи мелких камней. Воздействие ветра – самый слабый фактор, поскольку разрушение камня происходит в течение многих сотен и тысяч лет.

ТОП-3 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

  • Вода. После таяния снегов и сильных дождей мощные потоки воды подхватывают камни и перекатывают их, перенося на большие расстояния. Во время своих «путешествий» камни перетираются между собой, измельчаются, постепенно превращаясь в глину и песок.

Заключение

Что мы узнали?

При изучении темы «Камни» по программе окружающего мира 1 класса мы узнали, что представляют собой камни, как они были образованы, чем отличаются между собой. Также мы выяснили, какие факторы влияют на разрушение камней.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Елена Кузнецова

    4/5

  • Vika Sargsan

    5/5

  • Екатерина Газизуллина

    5/5

  • Артём Мещеряков

    4/5

  • Аня Жданова

    5/5

  • Максим Соловьев

    4/5

  • Леся Зырянова

    4/5

  • Наталья Шевцова

    4/5

  • Оксана Грицова

    3/5

  • Рома Надуралиев

    4/5

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 774.


А какая ваша оценка?

Камень – это минерал или твердая горная порода природного происхождения. Эти природные образования кажутся очень твердыми и прочными, из них состоят горы, скалы и утесы. Тем не менее даже камни не вечны и разрушаются под воздействием окружающей среды. Поговорка «вода и камень точит» как нельзя лучше объясняет принцип постоянного влияния влаги, ветра, атмосферных осадков на горную породу. Почему же разрушается горная порода?

Содержание

  • 1. Из чего состоят камни и что они собой представляют?
  • 2. Почему и при каких условиях камни могут разрушаться?
    • 2.1. Воздействие атмосферных явлений
    • 2.2. Влияние биологических организмов
  • 3. Разрушаются ли скалы и камни из-за деятельности человека?
  • 4. Видео по теме статьи
  • 5. Комментарии посетителей по теме статьи

Из чего состоят камни и что они собой представляют?

Камень может быть либо минералом, либо горной породой. Горная порода – это агрегат однородных или различных минералов, которые составляют земную кору.

По происхождению они делятся на следующие виды:

  • Магматические – затвердевший расплав (магма или лава), образовавшийся в результате магматической деятельности. Преобладают в составе земной коры. В зависимости от содержания кремнезема выделяют кислые породы, которые содержат более 65% этого соединения, и основные, содержащие менее 50% SiO2. Самая распространенная магматическая порода на Земле – базальт, он формирует океаническую кору. Гранит – кислая магматическая порода.
  • Метаморфические горные породы образуются в результате изменения осадочных и магматических пород под воздействием высокой температуры и давления. К ним относятся сланцы, амфиболиты, кварциты, гнейсы. Мрамор – это магматическая порода, состоящая из кальцита СаСО3.
  • Осадочные породы образуются на поверхности земной коры в результате разрушения других пород. Известняк является осадочным камнем, который так же, как и мрамор, образуется из кальцита СаСО3.

Минерал – однородное химическое соединение, являющееся продуктом геологических процессов. К минералам относятся некоторые полудрагоценные и драгоценные камни.

Почему и при каких условиях камни могут разрушаться?

Разрушение камней – это длительный процесс, который продолжается миллионы лет. Он происходит под воздействием окружающей среды, и чем оно агрессивней, тем быстрее происходит преобразование породы. Процесс разрушения пород и минералов в природе называется выветриванием. От чего же разрушаются кажущиеся вечными скалы? Основной причиной выветривания является совокупность физических, химических и биологических явлений.

Воздействие атмосферных явлений

Чем вызвано изменение земной коры и горных пород? На горную породу воздействуют такие атмосферные явления, как ветра, колебания влажности, осадки, изменения температуры. Больше всего страдают от выветривания те скалы, которые находятся в регионах с большими перепадами температур, например в пустынях. Нагреваясь в дневное время суток, камни расширяются. Ночью, когда температура падает на 20, а в некоторых регионах и на 30 градусов, происходит охлаждение и резкое сжатие тела. Все это приводит к образованию трещин.

В трещины камней попадает вода. В отличие от других веществ, она при замерзании не уменьшается, а, наоборот, расширяется на десятую часть от своего изначального объема. Таким образом замерзшие частицы льда распирают камень изнутри, и рано или поздно он ломается.

Если на глыбу камня постоянно воздействует вода (например, когда скала расположена у моря или реки), то она постепенно обтачивается. Сила тяжести, ветер, ливни, сели, землетрясения тоже играют значительную роль в разрушении породы.

Химическое выветривание – это разрушение камней, которое происходит в результате химических процессов. Основными факторами химического выветривания в природе являются:

  • вода – растворитель, приводит к гидролизу или гидратации;
  • углекислый газ – образует карбонаты;
  • кислород – окисляет минералы.

Влияние биологических организмов

Другим фактором выветривания в природе является воздействие на горные породы биологических организмов. В трещины камней нередко попадают семена растений, которые прорастают внутри камня. Обычно травы, кустарники и деревья, произрастающие в горах, имеют небольшую корневую систему, однако по мере роста растения разрастаются и его корни. Со временем трещины становятся глубже и шире, что приводит к разрушению камня.

В биогенном выветривании значительную роль играют микроорганизмы. В процессе жизнедеятельности они производят метаболиты – химические соединения, которые влияют на структуру камней и минералов. Постепенно происходит преобразование одной породы в другую или ее разрушение.

Разрушаются ли скалы и камни из-за деятельности человека?

Деятельность человека оказывает значительное воздействие на окружающую среду. С древних времен люди пытались изменить ландшафт для собственных нужд: они взрывали горы, изменяли русла рек, прорывали тоннели. На данный момент именно техногенное влияние играет главную роль в изменении земной поверхности.

С античных времен человек занимается добычей полезных ископаемых: руды, строительных материалов, драгоценных камней. Для этого разрабатываются рудники, строятся шахты и карьеры. Многие месторождения за сотни и тысячи лет использования были истощены.

Пик выработки приходится на ХХ век. Если раньше добыча производилась с помощью использования труда людей и животных, то в прошлом веке стали применять взрывчатку и различные механизмы. Появились буровые установки, машины, которые позволяют значительно увеличить объемы производства, а следовательно, и ускорить разрушение гор.

Экологи бьют тревогу, ведь такое быстрое изменение ландшафта ведет к уничтожению экосистем. Многие виды животных и растений оказались под угрозой исчезновения, потому что их место обитания изменилось. Вырубка лесов и разработка полезных ископаемых приводят к увеличению опасности схождения лавин и селей, обрушения гор.

Однако человек не только разрушает горы, но и создает новые. Так называемые антропогенные горы, терриконы – это отвалы пустых пород, извлеченных при добыче полезных ископаемых в шахтах или карьерах. Терриконы рекультивируют, засаживают деревьями, делают из них культурные объекты, и наиболее старые из них уже трудно отличить от естественных холмов.

Цель: Сформировать представление о
разрушении горных пород под действием
температуры воздуха, воды, льда, ветра, растений,
животных.

Задачи:

  • Углубить знания об изменении твёрдых тел под
    воздействием различной температуры.
  • Сформировать знания о постепенном,
    последовательном разрушении горных пород.
  • Развивать познавательный интерес к предмету,
    внимание, наблюдательность; умение ставить
    простейшие опыты, на их основании делать выводы;
  • Использовать методы формирования у детей
    коммуникативной, проблемной, толерантной
    компетенции.
  • Поддерживать стремление поиска верного ответа
    без боязни ошибки

Оборудование: мультимедийное оборудование,
опорные слова; карточки с проблемными
вопросами для каждого ученика; для опытов:
спиртовка, спички, монета, доска с гвоздями,
молоток, кусочки гранита на каждую парту; картины
выветривания гор; энциклопедия для детей
(геология), образцы камней

Методы:

  • Беседа с целью воспроизведения знаний о
    свойствах воды, воздуха.
  • Опыты с целью выявления свойств твёрдых тел под
    воздействием температуры, физического давления.
  • Коллективная поисковая работа по проблемным
    вопросам.
  • Эвристическая беседа: коллективный поиск
    ответа на проблему урока.
  • Работа с учебником, дополнительным материалом.

Ход урока

1. Настрой на урок. Слайд 1

— Ребята, сегодня у нас в классе много гостей.
Посмотрите на них, улыбнитесь им и друг другу,
глубоко вдохните, выдохните, отбросьте
напряжение и все страхи. Это гости, они пришли к
нам с добром. Давайте настроимся на рабочий лад,
на поиск правильных ответов. Я уверена, что у нас
всё получится. Сегодня на уроке: проведем с вами
исследование. Что это такое? (опыты,
обсуждения,эксперимент )

2. Актуализация знаний Слайд 2

— Вспомните, что происходит с газами при
нагревании и охлаждении?

(Ответы детей)

— А что происходит с водой при превращении её в
лёд?

(Ответы детей)

— Интересно, а что будет происходить с твердыми
телами при нагревании и охлаждении? (ответы
детей )

Давайте проверим опытным путем. С каким
предметом можно провести оп на примере монетки.

Монета — твердое тело? (да)

3. Демонстрация опыта

Посмотрите, у меня в руках монета, а вот ворота,
размер которых равен её диаметру.

(Показ: монета проходит между двумя гвоздиками,
вбитыми в дощечку.)

— теперь я нагреваю монету в пламени спиртовки…
и снова пробую пропустить её через ворота. Не
проходит!

— Как вы думаете, почему так происходит? (Твёрдые
тела при нагревании расширяются.)

— Но вот монета остыла и снова стала проходить
между гвоздями. Что произошло? (При охлаждении
твёрдые тела сжимаются.)

— Сделайте вывод.

Слайд 4

Вывод при нагревании расширяются, при
охлаждении сжимаются.

4. Актуализация знаний

Слайд 5

— Внимание на экран. Что изображено на слайде ?
(частицы )

— Поднимите карточку с тем номером, где
изображены частицы при охлаждении, при
нагревании.

Слайд 6

— К какой группе твердых тел относится монета ?
(искусственные или созданные человеком)

— А как называется вторая группа твердых
тел?(естественные )

— Назовите объекты, которые относятся к
искусственным телам?

— Объект какой группы остался на экране ?

5. Практическая работа с камнем. (Раздаю на
парты камни.)

— Вот камень. Он прочный и крепкий всегда.

Мы к твёрдым телам отнесём его? Да!

— Давайте попробуем его сломать руками.

— Как вы думаете, может ли человек разрушить
такой камень? Как? Чем? (молотком, в строительстве,
взрыв)

— А могут ли камни разрушаться без влияния
человека?

— Определите тему, над которой мы будем сегодня
работать

6. Коллективное обсуждение.

— Давайте сегодня и порассуждаем на эту тему и
попробуем найти ответ на вопрос: Могут ли
разрушаться камни? Слайд 7

— Как же разрушаются камни? Кто или что влияет на
разрушение камней

(Слайд 8)

Под влиянием человека. В природе без
вмешательства человека.

— Мы сегодня будем говорить о естественном
разрушении камней в природе.

Слайд 9

Скала стоит, крепка, прочна, не дрогнет ни за что
она.

Но это только, кажется, ребята, она ещё прочней
была когда-то.

Но с каждым годом, так уж получается, скала-то
эта всё же разрушается.

— Что в природе может разрушить камень? (предположения
детей) (записать на доске ) (вернуться к ним в
конце урока)

Слайд 10

Вспомним свойство твердых тел при нагревании.

В домашних условиях огонь – это источник тепла,
а в природе что является источником
тепла?(солнце)

— А как солнце влияет на разрушения камня?

(Изменение температуры, неравномерное
нагревание- образование трещин.)

Проверим ваше предположение

Работа с учебником с.63 абзац 2

Что еще может разрушить камень, вы узнаете,
отгадав загадку


Я и тучка, и туман,
Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода.) Слайд 11


— Может ли вода разрушить камень?

Как, каким образом?

Вспомните особое свойство воды. Что происходит
с водой при замерзании? (расширяется) Как это
может повлиять на разрушение гор?
(Таяние снега
в горах под влиянием солнца или дождь приводят к
тому, что вода попадает в трещинки и при
замерзании ещё больше разрушает камень.)

Проверим предположение, прочитаем в учебнике

Слайд 12,13,14

Прочитайте выражение на слайде (Капля камень
точит)

Встречались ли вы с таким выражением в жизни.
Что обозначает это выражение? (обратить внимание
на форму камней, какие на ощупь)

Вы знаете, что вода есть не только на
поверхности земли, но и под землёй.

Давайте посмотрим разрушает ли она камень под
землей на примере Ботовской пещеры, которая
находится в нашем районе недалеко от деревни
Коношаново (рассказ о пещере, показ образца
сталактита
)

Слайд 15 Динамическая пауза

Слайд 16

Рассмотрите фото на слайде. Как вы думаете
какая сила разрушила эти камни? (
если не
ответят загадать загадку)

Неизвестно, где живёт,
Налетит – деревья гнёт,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь. (Ветер.)

(ветер )

Как ветер влияет на разрушение камней?

Докажем свое предположение словами из текста?
(абзац 3,4)

(Он выдувает песок из трещин, приносит в трещину
пыль, землю, семена растений.)

Слайд 17, 18

Смотрим отрывок из мульфильма “Кто самый
сильный” и узнаем об ещё одной силе разрушения
камней.

Как же влияют растения на процесс разрушения
камней?

(Корни растения раздвигают камень. Из истории:
Раньше люди, чтобы разбить камень, вбивали в
трещины деревянные клинья, поливали их водой.
Набухшее дерево имеет сильное раздвигающее
действие. А если наше растение польёт дождик? Его
корни ещё сильнее будут раздвигать камень.)

Слайд 19

Перечислим все факторы, влияющие на разрушение
камней

На какие две группы их можно разделить?

— Какой объект живой природы может влиять на
разрушение ?(животные)

Ккак?

(Они выцарапывают песок, роют норы, скачут по
скалам, отламывая расколовшиеся куски, т. д.)

— Итак, кусок откололся, он падает со скалы,
какие последствия могут быть?

(По пути задевает другие камни. Если они были
с большими трещинами, они тоже откалываются и
вместе падают вниз.)

Вернемся к нашим предположениям.

Все ли наши предложения оказались правильными?

7. Работа в тестовых тетрадях с.18-19
(Взаимопроверка)

8. Итог урока.

— Какие выводы мы с вами сегодня сделали, исходя
из опыта и рассуждений?

1. Твёрдые тела при нагревании расширяются, при
охлаждении сжимаются.

2. Камни в природе разрушаются. Это закон
природы.

(Слайд 21)

Под влиянием человека. В природе без
вмешательства человека под воздействием
температуры, воды, ветра, растений, животных.

— Человек может разрушить камень за считанные
минуты. А как этот процесс идёт в природе?

(Очень медленно, сотни и тысячи лет.)

— Могут ли люди остановить процесс разрушения
камней
? (НЕТ – это закон природы.)

9. Домашнее задание: (слайд 22)

1. Найдите в дополнительных источниках, какие
еще причины разрушения камней есть в природе.

2. Найти литературные произведения пословицы,
сказки, загадки, где упоминается о камнях, горах,
скалах.

  • Рассказ о том как работали летописцы 5 класс
  • Рассказ о том как проходит мой день на английском
  • Рассказ о том как отвалилась голова
  • Рассказ о том как остаться у разбитого корыта для 2 класса
  • Рассказ о том как остаться у разбитого корыта 2 класс