Статья : Русский народный костюм.
Учитель технологии :Литвинова Юлия Евгеньевна
В последнее время все чаще проявляется интерес к народным традициям. Людям хочется знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековым традициям даёт ощущение защищённости и значимости. Больше начинает развиваться национальный туризм, с показом праздников и обрядов различных областей. И, как следствие, интерес к народному костюму также становится больше.
На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.
Когда говорят о традиционной русской одежде, большинство людей представляет женщину в вышитой рубахе, кокошнике и сарафане. Да и с ними большинство знакомо только по фото. Народные костюмы же на самом деле отличались большим разнообразием. По ним можно было судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности. Народные костюмы России были разными в зависимости от географического положения. Например, только на севере носили сарафаны, а в южных районах поверх рубахи надевалась понева.
На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.
В основном изучены народные костюмы России начиная с 18 века. Много одежды сохранилось в музеях, частных коллекциях и в обычных деревенских домах. Из произведений искусства тоже можно узнать, как выглядели народные
костюмы России. Картинки из старых книг дают представление о традициях и культуре народа. О том же, как одевались наши предки ранее, мы узнаем по отрывочным сведениям из летописей, по археологическим раскопкам или из сказок. Археологи по крупицам восстанавливают не только фасон и расцветку одежды людей из захоронений, но и состав ткани и даже вышивку и украшения. Ученые выяснили, что до 18 века и крестьяне, и бояре одевались одинаково, различия были лишь в богатстве тканей и отделки. Петр Первый запретил боярам носить народную одежду, и с этого времени она осталась только в среде простых людей. В деревнях традиционный русский костюм был распространен еще в начале 20 века, правда наряжались в него только по праздникам.
Особенности национальной одежды в России
1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук.
2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.
3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент — пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.
4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.
5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.
6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.
7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.
Особенности костюма в разных областях Россия — огромная страна, поэтому в разных регионах одежда людей отличалась, часто даже значительно. Это хорошо можно увидеть в этнографическом музее или на фото. Народные костюмы южных областей более древние. На их формирование оказали влияние украинские и белорусские традиции. И, несмотря на общие черты, в разных областях они могли отличаться цветом вышивки, фасоном юбки или особенностями головного убора. Народный женский костюм на юге России состоял их холщовой рубахи, на которую надевалась понева — распашная юбка. В некоторых областях вместо поневы носили юбку-андорак — широкую, собранную в поясе на тесьму или резинку. Сверху надевали высокий передник и запон. Обязательным был широкий пояс. Головной убор состоял из высокой кики и сороки. Одежда была богата украшена вышивкой и узорными вставками. Самые яркие цвета использовались в костюмах Рязанской губернии, а Воронежские мастерицы расшивали свои рубахи черными узорами.
Женский русский костюм в средней полосе и на Севере состоял из рубахи, сарафана и передника. Для шитья одежды там чаще использовались дорогие заморские ткани, например, шелк, атлас или парча. Рубахи были богато украшены яркой вышивкой или узорными вставками. Сарафаны могли быть сшиты из косых клиньев, со швом спереди или из одного полотна. Они были на широких лямках или с оплечьем. Украшали их тесьмой, кружевами, висячими пуговицами.
Головной убор у женщин этих областей состоял из кокошника и платка. Часто их украшали жемчугом или расшивали бисером. На Севере были также распространены короткие душегрейки и длинные шубы из натурального меха. В разных областях мастерицы славились каким-то рукоделием. Например, в Архангельской губернии была известна роскошная вышивка и кружева, Тверская губерния славилась золотошвейным искусством, а сибирские наряды отличались большим, красиво украшенным кокошником.
Народная рубаха
Это основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений. Например, детская рубаха делалась чаще всего из старой одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет не носили кроме нее ничего. Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав этот предмет одежды. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка.
Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями — шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё. Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка. Особенности народной рубахи
1. Покрой ее был простым, свободным, и состояла она из прямых деталей. Для удобства под мышками вставлялась ластовица.
2. Рукава у рубахи всегда были длинными, часто такими, что закрывали пальцы рук. Иногда они были еще и слишком широкими. В таких случаях для их поддержки на запястья надевали специальные браслеты.
3. Все рубахи были длинными. У мужчин они часто достигали колена и носились поверх штанов, а у женщин они могли быть до пола.
4. Часто женские рубахи шили из двух частей. Верхняя делалась из более дорогой ткани, богато украшалась, а нижняя — простая и из дешевой домотканой материи. Это нужно было для того, чтобы ее можно было отпороть и постирать или заменить на другую, так как эта часть больше изнашивалась.
5. Рубахи всегда богато украшались вышивкой. И делалось это не только для украшения, эти узоры защищали человека от нечистой силы и сглаза. Поэтому располагалась вышивка чаще всего по подолу, вороту и манжетам. Закрывали орнаментом также нагрудную часть рубахи.
6. Рубах у человека было много, на все случаи жизни. Самые нарядные — обрядовые — надевались только несколько раз в году.
Сарафан
Это самая распространенная женская одежда в средней полосе и на севере Руси. Сарафан (от иранского слова sеrāрā — значение этого слова примерно «одетый с головы до ног»). Носили их до 18 века во всех сословиях, а после Петровских реформ он остался только в среде крестьян. Но в деревне до середины 20 века сарафан был единственной нарядной одеждой. Считается, что этот предмет одежды на Руси стали носить в 14 веке. Сначала сарафан имел вид платья без рукавов, одеваемого через голову. Позже они стали более разнообразными. Сарафаны были также нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сарафаны, популярные в районах Приуралья, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. А в некоторых областях сарафанами называли широкую присборенную юбку, носимую под грудью. Их шили не только из домотканого холста, но и из парчи, атласа или шелка. Обшивались сарафаны полосами цветной материи, тесьмой и атласной лентой. Иногда их расшивали вышивкой или украшали аппликацией.
Виды сарафанов
1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан. Он шился из одного полотнища ткани, сложенного пополам. Горловину вырезали по сгибу, а с боков вставляли несколько клиньев. Они были простыми не только по крою: шили их из домотканой материи — холста, тонкого сукна или шерсти. Украшались они по подолу, вороту и пройме кусками яркого кумача.
2. Распашной косоклинный сарафан появился позже и стал более распространен. Шился он их 3-4 полотен ткани и украшался узорными вставками, атласными лентами и вышивкой.
3. В последние столетия популярным стал прямой распашной сарафан. Он шился из нескольких прямых полотен легкой материи. Имел вид юбки, присборенной на груди с двумя узкими лямками.
4. Менее распространенным видом сарафана является разновидность прямого, но сшитая из двух частей: юбки и лифа.
Понева
В южных областях России вместо сарафана надевали поверх рубахи поневу. Это юбка, сшитая из трех полотнищ шерстяной ткани. Ткали материю дома, чередуя шерстяную и конопляную нить. Это создавало на ткани узор из клеток. Поневы украшали бахромой, кистями, блестками, и чем моложе была женщина, тем ярче украшалась ее юбка. Ее носили только замужние женщины, и фигура в ней казалась не такой стройной, как в сарафане, так как часто на пояс выпускали рубаху, что скрывало линию талии.
Поверх поневы надевали передник, который назывался «занавеской» или «запоном». Его шили из прямого полотна ткани, перегнутого пополам с прорезанным по сгибу отверстием для головы. Передник красиво оформляли, украшая полосами узорчатой ткани или тесьмой.
Верхней одеждой была нагольная шуба — мехом внутрь. Более легким был «пониток» — верхняя запашная одежда из толстого льняного или шерстяного домашнего сукна. Зимнюю одежду дополняли вязанные цветные варежки и чулки. Теплой одеждой была стеганая душегрейка из парчи или атласа с ватной подкладкой и часто отороченные мехом. Кроме шуб, носили «пониток» — теплую одежду из сукна.
Головные уборы
Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.
На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.
А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).
Кику носили преимущественно в южных районах (Рязанская, Тульская, Орловская, Калужская губернии). Кика полностью закрывала волосы; впереди у неё была твёрдая часть в формы лопатки или рогов.
Вышивка на народной одежде
В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками.
Хочется подробнее остановиться на различных «территориальных» особенностях русского женского костюма.
Западные земли: Костюм псковский и смоленский отличает прямая рубаха с богато орнаментированным оплечьем и рукавами. Вышивка крестом, полукрестом или затканными полосами из ромбов красного цвета с дополнением синих, зеленых цветов располагалась горизонтальными полосами. Широкий узор мог располагаться и по подолу, а узкую полоску нашивали на ворот рубахи и присборенные на манжеты концы рукавов, выпуская из-под них воланы ткани. Сарафаны прямые на сборках из красного сатина или синей домашней ткани, сшивной спереди. Вдоль шва и лямки обшивали чередующимися полосами из лент, широкой тесьмы, галуна и белого шнура. Очень нарядны свадебные рубахи.
Смоленский костюм
Среднее Поволжье, Урал, Сибирь: Русские костюмы этого региона сохранились в основном в городском варианте. Торговые пути, множественные перемещения народа способствовали переносу культур, с этим связано отсутствие какого-то специфичного типа одежды. В женском костюме преобладали широкие распашные сарафаны на пуговицах с длинными лямками. Рубаху заменили кофты. Так, в симбирском костюме часто можно увидеть большое разнообразие материала. Симбирский кокошник — большой, кажется, в нем сошлись вместе кичка и «коруна». Края такого убора спускаются почти до плеч. Висячие пуговицы сарафана круглой формы на ножке ажурны и легки. Отлитые из меди, серебра с позолотой, они говорили о благополучии и удаче хозяйки.
Сибирский костюм
С развитием горнорудного дела на Урал было переселено много народа. Уральский костюм напоминает казачий. Распашной с глухим вырезом косоклинный сарафан со шлейфом из зеленоватого или бирюзового полуштофа. По переднему шву с двух сторон он отделан позументом и усеян частым рядом серебряных со сканью пуговиц. Верхняя часть рубахи из атласа, расшитого золотным шитьем и украшенного по верхней части позументом. Пояс расшит позументом с кистями.
Уральский костюм
Горноалтайские семипалатинские рубахи из собрания Исторического музея, вышитые старообрядцами, — из холста с красным рисунком солярной ромбовидной символики. Орнамент сплошь покрывает всю поверхность как женской, так и мужской рубахи. Разрез на вороте женской (спереди) и на мужской (справа) обшит тесьмой-оберегом, как подол и манжеты. По ширине рубаха больше высоты, что делает ее объемной и свободной. Очень интересен передник — «нарукавники» цельнокройный, с вышивкой ромбовидными узорами. Рукава по нижнему краю проймы не вшиты. Как попала на далекий от Русского Севера Алтай такая узорочность одежды? Возможно, преследуемые царским правительством старообрядцы перенесли на своем костюме земледельческую символику в виде солярных знаков.
Российский север
В чем же особенность северорусского сарафанного ансамбля? Откуда и как эта одежда — сарафан — пришла на Русь в места, куда не ступала нога монголо-татар, не было войн с западными соседями? Слово «сарафан» (от перс. «одетый с головы до ног») впервые упоминается в XVI в. Была это первоначально мужская одежда с рукавами — « c ерапа», то есть почетная одежда. К северу от Москвы в XV–XVII вв. уже бытовал сарафан как женская верхняя безрукавная одежда. В комплект сарафанного ансамбля включаются кроме сарафана рубаха, передник, кокошниик, пояс, нагрудные и височные украшения и обувь.
Вологодский, Тверской сарафанный свадебный наряд удивительно хорош. Вологодский сарафан прямого покроя на лямках шили из холста и ситца с браным ткачеством по подолу. Свадебные сарафаны поверху из кумача спереди украшали узорной полосой. Тверская и вологодская свадебная рубаха по оплечьям украшена полосами красного браного ткачества с земледельческой солярной символикой. Оберег девушки — головная девичья повязка «волюшка» после свадьбы менялась на закрытый головной убор — повойник, под который убирали развитую надвое косу. Сверху на него надевали кокошник с закрытым верхом или глухую, собранную в верхней части, «борушку».
О тверском костюме из Торжка — центра золотошвейного искусства ходила слава по всей Руси. Изделия золотошвейных мастериц: пояса, головные платки, серебряные и золоченые позументы, вставки для рукавов, другие изделия — продавали на русских ярмарках. Украшали новоторжцы и свои наряды. Вот как описывает такой наряд девушки из Торжка И.И. Лажечников в романе «Ледяной дом»: «Вот статная красивая девушка из Торжка, с жемчужным венцом… искусно заплетенная коса, роскошь русской девы, с блестящим бантом и лентой из золотой бити, едва не касается до земли. Ловко накинула девушка на плечи свой парчовый полушубок… Богатая ферязь ее, как жар, горит. Легко ступает она в цветных сафьяновых черевичках, шитых золотом».
Традиционный праздничный костюм состоял из сарафана, рубахи с расшитыми золотом белыми кисейными рукавами и фартука. Речным переливчатым жемчугом, златом-серебром был украшен головной убор «сборник», сверх которого надевался еще платок с богатой вышивкой золотом .
Псковские, Галические, Новгородские, Архангельские, Олонецкие костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и великолепными, сказочными кокошниками.
Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?
Возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди стали проявлять к своей национальной культуре.
Хотя традиционный костюм сейчас является только частью богатой русской истории, многие используют его детали при создании современных нарядов. Этнический стиль сейчас в тренде, поэтому обратить внимание на подобную одежду стоит каждой красивой женщине.
- Энциклопедия
- Разное
- Русский народный костюм
Доклад на тему Русский народный костюм сообщение
Народный костюм – визитная карточка нашего государства. Если правильно расшифровать этот код, можно понять культурный, исторический, географический и экономический аспекты жизни предков, а особо любознательные сумеют постичь загадку русской души.
Своеобразие русского народного костюма продиктовано природно-климатическими условиями жизни славян. Так, суровые затяжные зимы заставляли людей использовать меха, шерсть и кожу животных. Жарким летом выручали льняные рубахи. С обилием физической полевой и домашней работы легче было справляться в просторной одежде с подобранными рукавами. Крестьянки говорили: «дом вести – не рукавом трясти».
Из каких элементов состоял русский народный мужской костюм?
Основой была шитая из холста рубаха (от «руб» — грубая ткань), доходившая до колен. На талии рубаху подпоясывали кушаком (широкий пояс из ткани или плетёный из ниток). Вторым атрибутом были порты (старинное название «ноговицы») с завязками. Примечательно, что цвет рубахи отличался от цвета штанов.
Верхней мужской одеждой был кафтан из шерстяной ткани немарких цветов (коричневого, серого или чёрного), застёгивавшийся на крючки или пуговицы. Помимо кафтанов существовал ещё один вид верхней одежды – поддёвка с запахом, имевшая ссади сборки на талии.
Головным убором мужчин была шапка. С круглой и плоской тульёй, изготовленные из войлока называли «грешневиками». Зимой незаменимыми были меховые треухи (наподобие современных ушанок).
Исподней одеждой женщин тоже была рубаха длиной значительно ниже колен. Она имела прямой разрез на груди и низкий ворот-стойку. В отличие от мужчин, женщинам не подобало появляться на людях в рубахе, поэтому крестьянки носили понёвы (прямая юбка с завязками спереди).
Знаковой одеждой русской женщины был сарафан. Его отличали: длина до пола, лямки, отсутствие рукавов, пуговицы впереди по всей длине изделия.
На женской голове в ту или иную пору её жизни красовался свой головной убор.
Незамужняя девушка надевала повязку (широкая жёсткая лента) или коруну (высокий обруч). Молодую жену можно было отличить по кокошнику (особый тип шапочки). Женщина, познавшая счастье материнства, ещё тщательнее скрывала волосы от посторонних глаз, надевая сначала повойник (чепец), затем подзатыльник (повязка сзади) и венчала это кичкой или сорокой.
Традиционными видами русской мужской обуви были лапти (от «лапа» — стопа) и сапоги, а зимой носили чуни и валенки. Женщины носили лапти, кожаные чоботы и коты (башмаки на невысоком каблуке).
В лаптях ходили весь сухой сезон, за три-четыре дня изнашивая их, благо изготовить новую пару было под силу даже ребёнку.
Верования предков и стремление их к прекрасному, нашли отражение в русском народном костюме. Ворот, рукава и подол рубахи украшали орнаментом, имевшим охранную силу. Верхнюю одежду шили из цветных тканей, вышивая причудливые узоры, а на головных уборах женщин в изобилии золотое шитьё и жемчуг.
Исторические события вносили свои коррективы в уклад жизни крестьян, неизбежно отражаясь на русском народном костюме, однако базовые элементы оставались неизменными.
Вариант №2
На протяжении многих веков на Руси складывались определённые традиции в одежде. Русский национальный костюм – это не просто одежда, но и способ рассказать кое-что о себе. Так, по наряду девушки можно было понять, замужем ли она либо готовится стать невестой. Даже самые бедные крестьяне уделяли много внимания своей одежде.
Главным элементов русского народного костюма испокон веков была рубаха из натуральных материалов. В зависимости от региона и достатка семьи её делали из хлопка, льна, конопли или шёлка. Рукава и воротник рубахи непременно были украшены узором, орнаментом, который говорил о том, из какой губернии, а иногда и местности, происходит человек. Например, в Смоленской губернии женщины предпочитали орнамент чёрного, жёлтого и красного цвета, который обычно располагался по всей длине рукава горизонтальными линиями. Центральные губернии жили в большем достатке, поэтому на рубахах преобладали красный, жёлтый и даже золотой цвет.
Женский русский костюм невозможно представить без сарафана или понёвы – широкой юбки, затягивающейся специальным поясом на талии. Причём пояс был очень важным элементом одежды. Они различались у молодой девушки и замужней женщины, а выходить из дома без пояса было неприлично. Сарафан и понёва надевались поверх рубахи. Для повседневной носки их шили из ситца, конопляной или льняной ткани, а иногда понёву шили из шерсти. Цвет этой одежды мог быть различным, и у каждого цвета было своё значение. К праздникам или свадьбе сарафаны шились из дорогих тканей – шёлка или парчи. Поверх сарафана, понёвы и рубахи носится передник – предмет особой гордости каждой русской женщины. Она украшала его особым узором, который рассказывал о её жизни, семье, истории рода.
По головному убору можно было узнать, замужем ли девушка или нет. Молодые девушки оставляли часть головы непокрытой. После свадьбы, когда ей «расплели косу», она не должна показываться на людях без забранных волос. Если замужняя женщина покажет свои волосы кому-то постороннему, это считалось позором. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься».
Мужчины также подвязывали рубаху поясом, причём рубаха могла доходить до середины бедра. Порты (штаны) были неширокими, чтобы зимой их можно было заправить в сапоги, а летом не мешали работать.
Традиции русского народного костюма закладывались именно в крестьянской и купеческой среде, поскольку дворяне в большинстве своём следовали французской и английской моде. Одежда русского народа отличается своей многослойностью, красотой, а также тем, что каждый элемент узора имел свой особенный смысл.
2, 3, 5 класс
Русский народный костюм
Популярные темы сообщений
- Заповедники Африки
Африка, несмотря на свой достаточно жаркий и засушливый климат, всегда радостно встречает приезжих гостей и туристов. Ее территория богата самыми удивительными уголками природы. Буквально каждой части Африки есть что показать и рассказать.
- Бархатцы
Название этому растению дал К. Линней. Он для названия взял имя этрусского полубога Тагеса, который обладал исключительной красотой. Родиной бархатцев является Центральная и Южная Америка. В Европу их завезли в XVI веке,
- Археологические памятники палеолита
Древнейшим периодом развития человека считается каменный век. До настоящего времени археологами не установлена точная дата начала периода, известен срок его окончания -35 тыс. лет назад.
- Дрофа
Дрофа – красивая птица больших размеров. Из-за того, что она была хорошим трофеем, на дрофу много охотились. Поэтому пришлось занести этих птиц в красную книгу, чтобы они не исчезли. Также на уменьшение популяции повлияла обработка полей химикатами.
- Косуля
Косуля относится к отряду парнокопытных из семейства оленей. Свое название получила из — за сходство с козой. Ее название так и переводится с латинского языка как дикая коза.
- Доклады
- История
- Русский народный костюм
Русский народный костюм был создан и передавался из поколения в поколение многолетним трудом. Костюм раньше надевали, как на праздничные мероприятия и дни, а также просто носили в обычной жизни.
Костюмы были нескольких видов и отличались друг от друга. У любого региона была своя определенная модель, также отличались мужские костюмы от женских. Костюмы отличались от цели их применения, на свадьбу или праздник был свой вид, а на повседневную носку был другой. Роль в надевании костюма играл и возраст человека.
У нас в России есть несколько видов, один из них южный, а другой – северный.
Особенность наших костюмов – многослойность верхней одежды. Редко увидишь приталенный костюм на человеке, обычно наоборот, пышность и широта.
Ткани использовались различные, к примеру в основном это были: лен, хлопок, шерсть. Фасон был максимально закрытым. Богатые люди любили выделяться и украшать свои костюмы различными аксессуарами подороже, различными меховыми вставками, необычными дорогими нитями, вышивками.
Костюмы всегда были очень яркими, заметными.
Самый распространённый элемент нашего национального костюма – сарафан у девушек. На него иногда пускали не одно полотно, а несколько. Имел форму трапеции. Иногда делали и прямой фасон, он был более простой.
Цвета у костюмов также отличались по регионам, где-то предпочтителен оранжевый цвет, где-то зеленый, а где-то красный или желтый. Практически нигде не используется черный цвет, так как черный значит траур, лишь для орнаментов или отделки каких-либо элементов.
То, что было вышито на костюме всегда имело сакральное значение для русского народа, а не просто элементы. К примеру, люди верили, что данная вышивка служит защитой от злых духов и нечисти для человека. Сейчас конечно, больше ушла эта вера в обычный декор костюма, и смысл туда может быть уже не вложен как раньше.
Издавна русский узор был выполнен в строго геометрических формах, почти не существовало в костюме скругленных элементов. Самые популярные вышивки и узоры: желтое солнце, яркие цветы, различные животные, растения, трава, различные фигуры людей, геометрические фигуры и даже звезды.
Для декорирования костюмов также использовали мех, пуговицы, кружево.
В современном мире народных костюмов и их вариаций очень много:
— для детей (очень похожи на взрослые);
— зимний костюм (отличается тяжестью одежды);
— праздничные, сценические
— свадебные наряды
Сейчас многие элементы из народного костюма перешли в повседневную обычную одежду.
Картинка к сообщению Русский народный костюм
Популярные сегодня темы
- Наводнение
Наводнение наиболее часто встречаемое стихийное бедствие. В общем числе природных катастроф наводнения составляют почти пятую часть .
- Манул
Этот дикий кот обитает в степях Азии. Свой внешний вид он не изменил спустя 20 тысяч лет, со времени своего образования.
- Творчество Ефима Волкова
Ефим Ефимович Волков — русский художник-передвижник, мастер пейзажной живописи. Волков являлся одним из лучших живописцев русской, преимущественно северной природы. В пейзажах художника не вс
- Безопасность на водоемах
Отдых на море или около других водоёмов — заветная мечта многих людей. К сожалению, некоторые пренебрегают безопасностью на воде, тем самым подвергая опасности свою жизнь и рискуя здоровьем.
- Чума
Эта болезнь оставила страшный след в истории человечества, унеся многие десятки миллионов жизней. Она опустошала города в различных странах, причиняя страдания и смерть заболевшим
- Город Москва
Москва – это главный город нашей родины России, столица. Этот город самый крупный по численности населения, он один из десяти крупнейших городов на всей планете.
Cлайд 1
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Учитель изобразительного искусства Мордовкина С.В
Cлайд 2
Русский народный костюм это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа. В народном костюме нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном, она представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.
Cлайд 3
Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать, О быте, нравах может рассказать. В себе не станем мы растить невежу, По выставке пройдемся не спеша, Рассмотрим древнерусскую одежду: Не правда ли проста и хороша!
Cлайд 4
Традиционная мужская и женская одежда обладали сходством, различались мужской и женский костюмы только деталями, некоторыми элементами покроя, размером.
Cлайд 5
Цвет в русском народном костюме всегда был символичным: красный цвет жизнь, огонь, кровь; желтый – огонь; синий, черный – тьма, горе; белый – свет, праздник; охра – земля; голубой, серый – надежда. В узорах зашифрованы магические знаки – обереги, вышитые красными и черными нитями по подолу, вороту, на рукавах и груди. Символика цвета и орнаментов в одежде
Cлайд 6
Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник или занавеска, сарафан, понёва, нагрудник. Женский костюм
Cлайд 7
Рубаха Её шили из тонкого льняного или конопляного полотна. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица.
Cлайд 8
Сарафан Поверх рубахи надевали сарафан. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом и узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов.
Cлайд 9
Сверху на сарафан надевалась епанечка или душегрея — короткая, чуть ниже талии и очень широкая сборчатая одежда без рукавов. Епанечка или душегрея
Cлайд 10
Вместо сарафана носили понёву, домотканую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. К понёве полагался передник (запон, занавеска). По праздникам поверх понёвы или запона надевали богатую одежду-навершник. Понёва и передник
Cлайд 11
Головной женский убор Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор — это венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером.
Cлайд 12
Основу всех русских женских головных уборов, составляла твердая налобная часть называвшаяся кичкой или рогатой кичкой. Позднее стали носить платки. Вначале они были дорогие, с тканым рисунком, позднее ситцевые, с набивным растительным орнаментом.
Cлайд 13
Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотку). Рубаху носили на выпуск и обязательно подпоясывали. Шили её из белой, красной или синей ткани, украшали вышивкой. Обязательной частью одежды были длинные штаны-порты. Порты заправлялись в сапоги, или их обвёртывали онучами и поверх надевали лапти. Мужской костюм
Cлайд 14
Поверх рубахи обычно надевали зипун или кафтан из домотканного сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы; зимой – овчинная нагольная шуба. Зипун, кафтан, шуба
Cлайд 15
Хвалят на девке шёлк, когда в самой девке есть толк. По одежке встречают, по уму провожают. Пословицы
Cлайд 16
Для самых известных модельеров русский народный костюм – это неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов.
Cлайд 17
www.slavlibrari.ru http://ru.wikipedia.org/wiki Ресурсы
08.02.2019
Содержание:
1. История русского костюма.
2. Женский русский народный костюм.
3. Мужской русский народный костюм.
4. Детский русский народный костюм.
5. Особенности и значение деталей русского костюма.
6. Особенности русской одежды по регионам.
7. Любопытные факты про русский костюм.
8. Русский колорит мировой моды.
Национальный костюм каждого народа – это удивительное явление, отражающее особенности культуры народа, его историю. Он помогает лучше понять суть менталитета коренных жителей. В конце концов, это всегда очень красиво и познавательно.
Одним из самых интересных и необычных национальных костюмов является русский народный. При одном только упоминании о нем сразу возникает ассоциация: роскошная русская красавица с косой до пояса, в расшитом драгоценными камнями кокошнике, в узорчатом сарафане и юноша с русыми волосами, в рубахе, в лаптях. Красота!
Но, к стыду каждого, мало кто знает историю происхождения русского народного костюма. Что ж, давайте исправим этот факт?
История русского костюма
Русский костюм – очень сложное, многогранное явление. В нем выразилось стремление русского человека к красоте, к улучшению своего быта. Это объект материальной культуры. При его создании использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие развитие на Руси:
-
ткацкое ремесло;
-
искусство вышивки;
-
вязальное ремесло, искусство изготовления кружев;
-
ювелирное искусство (многие элементы костюмов украшались, например, резными пуговицами из серебра и золота, кокошники – драгоценными камнями и т. д.).
Вот сколько связей у национального русского костюма! И это лишь основные. Не упомянуты искусство шитья, рисования (для пошива костюмов знати использовались эскизы) и многое другое.
Традиционно русский костюм имел несколько отличительных черт:
-
вся одежда делилась на распашную (то есть застегивающуюся на пуговицы или специальные крючки) и накидную (она надевалась, как нынешние футболки, через голову);
-
для народного русского костюма характерно большое количество верхней одежды – различных накидок, епанчи, шуб и т. д.;
-
есть известная теория: «Москва – третий Рим»; неудивительно из-за этого, что многие предметы одежды, отдельные элементы, украшения, методики изготовления костюмов были родом из Византийской Империи и, конечно, из близкой к Руси Польши – Речи Посполитой.
Формирование русского национального костюма закончилось примерно в 17 веке. После этого начались изменения, связанные с реформами императора Петра I. Как известно, этот государь очень стремился «прорубить окно в Европу», и в связи с этим произвел реформирование не только традиционного жизненного уклада, но и даже посягнул на «святая святых» — на национальный русский костюм. Так, с приходом Петра к власти традиционную русскую одежду могли носить лишь некоторые сословия, преимущественно низкого положения:
-
крестьяне;
-
монашество;
-
духовенство.
Интересно! До петровской реформы существовал даже указ «О защите национальной самобытности» от 1675 года. Согласно ему, например, московские дворяне не имели права носить одежду заграничного образца. Не имели права на это и их слуги, и стольники, и многие другие.
С приходом Петра I начались серьезные изменения. Появилась мода, которой до этого не существовало: была лишь парадная, нарядная, передающаяся по наследству, одежда, а была повседневная. Ее фасоны не менялись десятилетиями, или менялись настолько незначительно, что этого не было даже заметно.
С реформированием друг друга стали сменять следующие национальные европейские костюмы:
-
венгерский;
-
французский;
-
немецкий – он дольше всех продержался в истории русской моды и смог почти полностью вытеснить национальный костюм.
Между прочим, за въезд в города в русской одежде (как и с бородой) полагался налог – до 2 рублей, если въезжающий был конным.
До начала 20 века русский национальный костюм стал по большей части одеждой крестьян. Сегодня национальный костюм используется чаще на тематических мероприятиях и не носится «в быту». Это негативная тенденция, ведь в странах Азии, например, в Японии, почти все невесты до сих пор выходят замуж в традиционном белом кимоно, юката – летний вариант простого хлопкового кимоно – носят и в быту, например, вместо банного халата на горячих источниках, в гостиницах, на отдыхе. В юката можно выйти в город, и это будет выглядеть совершенно естественно. В России, к сожалению, такая национальная самобытность сохранилась в гораздо меньшей степени.
Женский русский народный костюм
Женский русский народный костюм отличался восхитительной красотой, большей яркостью и эстетичностью, роскошью убранства, чем мужской. И это неудивительно, ведь женщина на Руси всегда была олицетворением изящества, нежности, была хранительницей домашнего очага, источником вдохновения и любования. Поэтому даже одежда простолюдинок была богато украшена вышивкой, оставаясь яркой и красивой.
Традиционно более популярным и интересным была сарафанная костюмная традиция. Как можно понять, основой костюма служил сарафан – женская одежда, напоминающая платье, но без рукавов. Сохранились следующие варианты кроя русских женских национальных сарафанов:
-
туникообразный (самый простой и «прямой» вариант сарафана);
-
косоклинный – с широкой пышной юбкой;
-
прямой – сарафан, юбка которого представляла собой сшитое по боковому шву полотно ткани с лямками и без лифа;
-
прямой с лифом;
-
прямой с лифом на кокетке – очень красивый, нарядный сарафан, который даже называли «полуплатьем», настолько он был эффектным.
Популярны для пошива сарафанов были хлопок, лен, ситец, реже – шерсть. Знать могла позволить себе роскошные ткани типа парчи или шелка. Сарафаны богато декорировались вышивкой, кружевами, пуговицами. Очень красивые и эффектные нарядные сарафаны можно увидеть в разделе «Русские сарафаны».
Под сарафан обязательно надевалась рубаха – главная одежда женщины, которую носили когда угодно, но только не при гостях. Знать могла позволить себе «горничные», то есть домашние, богато украшенные рубахи, которые носились только в горнице.
И крестьянки, и знать носили шубы, душегреи, летники и другую верхнюю одежду. Знать могла позволить себе шубку – облегченный женский вариант шубы с красивым меховым воротником.
Одежда преимущественно шилась из белых и черных, коричневых, желтых, бурых и других тканей. Самым популярным праздничным и нарядным цветом был, конечно, красный – даже свадебные наряды чаще всего шились именно из красных «прекрасных» тканей. И повседневная одежда старательно расшивалась и украшалась. Парадные же наряды могли декорироваться золотыми и серебряными нитями, жемчугом и другими драгоценностями.
Отличительной чертой женского народного костюма было большое разнообразие головных уборов. Например, кроме известного кокошника, существовали сорока, кичка, очипок (свадебный головной убор) и рогатая шапочка-«кичка», или кика, которую могли носить исключительно замужние женщины по праздникам. Кика полностью закрывала волосы, и поэтому очень богато украшалась.
Мужской русский народный костюм
Мужской национальный костюм на Руси был куда менее эффектным, чем женский. Его основой была рубаха, которую крестьяне носили как верхнюю одежду, а вот знать – как нижнее белье.
Шили рубахи с воротом (косоворотки) или без него из разных тканей. Самыми популярными были:
-
лен;
-
хлопок;
-
шелк.
Интересно! Как и у богатых женщин, у знатных мужчин были горничные рубашки, которые шились только из шелка.
Рубахи могли быть простыми, без украшений, но чаще всего богато расшивались яркими нитками. Посмотреть на такие можно в разделе «Русские косоворотки», там собраны лучшие образцы традиционной вышивки на мужской национальной одежде.
Помимо косоворотки, в повседневности мужчины носили порты, штаны или гачи, онучи, сапоги и лапти, подпоясывали рубаху нешироким пояском.
Большим разнообразием отличалась верхняя одежда и головные уборы. Некоторые из них, например, небольшую шапочку наподобие тюбетейки, тафью, даже не снимали в церкви.
Детский русский народный костюм
Основой детского русского народного костюма также служила рубаха. Причем считалось, что первой рубахой у мальчика должна быть ношеная рубаха отца, у девочки – матери. Визуально детская одежда ничем не отличалась: это были косоворотки с вышивкой.
Особенности и значение деталей русского костюма
Русский национальный костюм – это по-настоящему колоритный наряд, где каждая деталь имела свое значение.
Костюм никогда не надевался просто так, он был символичен. Вот лишь самые основные значения его основных деталей:
-
Вышивка служила своего рода оберегом от злых сил, поэтому даже повседневная и траурная одежда обязательно красиво вышивалась. Только вдовьи рубахи и сарафаны не были вышиты.
-
Интересно, что в вышивке доминировало всегда изображение ромба – оно ассоциировалось у русичей с солнцем и счастьем. Вышивка всегда имела сакральное значение.
-
Головные уборы для замужних дам и незамужних девиц сильно отличались – например, девушки украшали волосы лентами, обручами, платками, в то время как замужние дамы обязательно полностью закрывали волосы на улице. Кокошник могли носить только замужние женщины на праздник.
-
Праздничный наряд мог включать до 20 элементов одежды (у женщин), в то время как повседневный – до 7.
Подробнее познакомить с особенностями русского костюма может вот это видео: https://www.youtube.com/watch?v=g_mkyZVpSGE.
Особенности русской одежды по регионам
Русский национальный костюм очень отличался в зависимости от региона. Существовало две основные традиции русского костюма:
-
Северный. Это традиционные русские сарафаны, кокошники, косоворотки, роскошные шубы и телогрейки. Это самая известная «версия» русского национального костюма.
-
Южный. Это, пожалуй, традиционная казачья культура. Например, женщины здесь носили не сарафаны, а поневы – это особые юбки из сукна, хлопка, льна или шелка, которые девица могла надеть только тогда, когда достигла возраста невесты и проходила специальный обряд «вскакивания в поневу».
Интересно, что мужской костюм на севере и юге России был довольно похож, в то время как женский почти полностью отличался.
Любопытные факты про русский костюм:
-
Сарафан – это не исконно русское, а иранское слово. Означает «полностью одет».
-
Существовала праздничная, повседневная одежда и одежда для работы, свадебные костюмы, «для кручины» и многие другие. Рубаха специально для жатвы в сезон считалась праздничной.
-
Новую одежду (из неношеных тканей) ребенок получал, когда ему исполнялось 3 года.
-
Головной убор обязательно надевали на улицу. Выйти без него аналогично тому, что сегодня появиться на улице мегаполиса голышом.
-
Русский национальный костюм включал в себя даже убранство волос – например, незамужняя девушка могла носить распущенные волосы и обруч на голове, а замужняя дама обязательно заплетала две косы и надевала головной убор.
Русский колорит мировой моды
Сегодня «Русский след» в мировой моде очень значителен. Он вдохновляет именитых дизайнеров создавать роскошные шедевры высокой моды, возрождать элементы национального русского костюма.
Так, в разные годы к элементам русского стиля обращались:
-
Пьер Карден;
- Карл Лагерфельд (он одел моделей в традиционные кокошники, наподобие тех, что можно встретить в разделе «Кокошники»;
-
Джон Гальяно (для Диор; он создал коллекцию «Русский балет», где представил кимоно, выполненное в традиционно русском стиле») и т. д..
Русское культурное наследие, в частности, национальный костюм, вдохновляют западных кутюрье, а современные российские дизайнеры через призму изменчивой моды все чаще стремятся переосмыслить непростую историю своей родины.