Русские национальные костюмы мужчин и женщин хорошо изучены, начиная с XVI – XVII вв. Основные материалы – хлопок и лён, реже использовался шёлк (последний был привилегией знати – бояр). Он формировался на основе древнерусских традиций с некоторым византийским, польским и западноевропейским влиянием (последнее связано с эпохой Петра Первого).
Цветовая гамма костюма русских мужчин всех сословий включала оттенки белого, красного и синего цветов. Рубахи допускалось украшать вышивкой. Наиболее распространённый орнамент – солярная (солнечная) символика — коловраты и круги (это связано с отголосками древнерусской языческой эпохи).
Основные детали русского народного костюма молодцев:
Мужские головные уборы
Раньше мужчины носили тафьи – особые круглые шапочки (их старались не снимать даже в церкви, хотя митрополит Филипп осуждал это). Поверх тафей можно было надевать шапки из разных материалов, в зависимости от социального статуса человека: у простых людей были популярны войлок, сукманина и поярок, а богатые предпочитали бархат или тонкое сукно.
Многие мужчины носили треухи – особые шапки, у которых были три лопасти. Также у обоих полов на Руси были популярны горлатные шапки – высокие, обшитые мехом, а в верхней части – парчой или бархатом.
Сугубо мужской головной убор – шляпа-мурмолка (у неё плоская бархатная или алтабасовая тулья и меховой отворот).
Русская народная мужская рубаха
Основной материал для пошива русских рубах – шёлк (у богатых) или хлопчатобумажные ткани (у низших сословий). Раньше в районе подмышек у русских рубах были ластовицы квадратной формы, а по бокам – клинья-теругольники.
Назначение рубахи (для работы и повседневной жизни, для выхода в свет и т. д.) определяло длину рукавов (в районе кистей рук они сужались). Наиболее распространённый вариант ворота – стойка. Если он присутствовал, то застёгивался на пуговицу. Вырез с пуговицами мог находиться либо слева (особенность косоворотки), либо посередине.
Штаны русского народного костюма
Обычные русские народные штаны – это порты и гачи. Такие штаны можно было заправлять в сапоги или в «портянки»-онучи, которые носили вместо носков с лаптями.
Русские народные мужские сапоги
Сапоги на Руси были трёх видов:
- ичиги – лёгкий вариант (у них был мягкий носок и жёсткий задник);
- чёботы — сафьяновые, бархатные или атласные сапоги с укороченными голенищами;
- валенки – зимние сапоги, сделанные из войлока (их носят и сейчас).
Русская духовная и материальная культура богата и глубока, что, конечно же, нашло отражение и в русском народном костюме. Народные костюмы любой нации или этноса объединяет в себе эстетические вкусы и объединяет в себе функциональные особенности и образное содержание, возложенное на него традициями его создателей и носителей. Уже не раз мы знакомились с элементами женского народного костюма, настало время поговорить о мужском!
В отличие от исконного дамского гардероба, мужские наряды не отличались разнообразием. Если женский сарафан скрывал фигуру, то мужская одежда её подчёркивала. Итак, основными элементами мужского костюма были:
Штаны-порты
Главная составляющая мужского национального костюма. Нижнюю часть брючин заправляли в сапоги или обвязывали «портянками»-онучами, которые носили вместо носков с лаптями, поэтому и шили их немного укороченными. Синие с белой полоской по бокам, брюки могли быть облегающими или широкими как шаровары. Со временем появились и стали модными карманы, до этого кисет и гребень подвязывали к поясу.
На фото: косоворотка «Добрыня», магазин «Веленга»
На фото: рубаха «Борецкая роспись», магазин «СЛАВЯНКА мастерская»
Пояс
Пояс был не менее важной деталью мужского костюма – без пояса, как и без креста, ходить было неприличным. Пояс, который повязывали младенцу, вводил его в мир людей, в пространство культуры. Пояс выступал оберегом и даже опознавательным знаком – узоры на нём говорили о принадлежности определённой местности. Также мужчины по-разному подвязывались поясом. Молодые парни использовали более широкие и длинные пояса на талии, а люди солидного возраста – под животом. Женатые надевали короткий узкий пояс или даже шнур.
На фото: костюм для мальчика «Цветок папоротника», магазин «Lyubimoye delo»
На фото: косоворотка с вышивкой детская, магазин Елена Головиной «Одежда/русский стиль»
Рубаха
Рубаха – элемент одежды, который мужчины носили с малых лет. Она была длинной, носилась поверх штанов и подвязывалась поясом. Рубаха-косоворотка с высоким воротничком-стойкой была особенно популярной. Чаще всего для пошива рубахи выбирали ткани светлых оттенков – серой, белой или бежевой, а также красные ткани. Рукава, горловину и низ вещи украшали вышивкой или тесьмой, которые имели сакральное значение. Свадебные рубахи вышивала невеста – украшение даже выступало в роли оберега.
На фото: мужская рубаха-косоворотка, магазин «Ярмарка Подарков»
На фото: рубаха-косоворотка, магазин «Ольга Folkruss»
Головные уборы
Да, мужчины тоже укрывали головы, особенно в холода. Они носили тафьи – особые круглые шапочки, которые старались не снимать даже в церкви, что ею осуждалось. Поверх тафей можно было надевать шапки из разных материалов в зависимости от социального статуса человека. В тёплое время года мужчины носили картузы, грешевики и соломенные шляпы, а зимой ушанки и малахаи. Головные уборы украшались тесьмой, лентами, цветами, а также вышивались бисером.
На фото: картуз, магазин «Национальные костюмы атрибутика»
На фото: красная шапка «Удалецкая», магазин «СлавАртель»
Верхняя одежда
В зависимости от времни года мужчины носили зипуны, длинные кофтаны, свиты, тулупы и шубы, подпоясанные кушаком. Зажиточные семейства могли себе позволить украшать верхнюю одежду меховыми манто, а бедные защищались от морозов и ветра высокими стоячими воротниками.
На фото: очелье, магазин «Русская княжна»
На фото: зипун, магазин «Семейная Мастерская Ястребовых»
💬
Комментировать
8
👍
Нравится
15
Испокон веков мы, как жители России, чтим наши корни, своих предков. Соотечественники имели собственный гардероб, стиль, обычаи, устои и понятия. В этой статье хотелось бы получше познакомиться с русским народным мужским костюмом, описание которого заинтересует и, порой, даже удивит.
Итак, национальное одеяние состоит из шести главных элементов: рубаха, штаны, пояс, головной убор, сапоги и верхняя одежда. Рассмотрим каждый из них по отдельности.
Ткань
Лен, как и сейчас, был ценен. Поэтому льняное полотно, наряду с сукном и шелком очень часто использовались для сшивания костюма. Для знати применяли материалы дороже, которые почти всегда были привозные. Например, среди них выделялись парча, шёлк, атлас и бархат.
Рубаха
Все носили рубахи: и стар, и млад. Выкройка была одинаковой. Эти наряды отличались друг от друга качеством и вышивкой. По последней можно понять, к какому сословию принадлежит человек. Кстати, вы знали, что существовало три вида: для работы, для обряда и для праздника. Последние отличались пестростью и красочностью.
Вернуться к оглавлению
Один из примеров ниже на фото:
Такая одежда сама по себе была с очень длинными рукавами, бывало, что они закрывали даже пальцы и немного колени.
Интересный факт: рубаху не заправляли в штаны.
Штаны
Они изготавливались из шерсти или холщовой ткани. Как правило, были укороченными и облегающими, так как заправлялись в сапоги или обвязывались в онучи. Но существуют случаи, когда русские молодцы надевали не “стандартные”, а шаровары. По цвету, по словам исследователей, они были однотонными (синими) и с белой полоской. К штанам привязывался пояс, и к нему удальцы цепляли всякие мелочи.
Пояс
Согласно исследованиям, использовался для привязки чего-либо. Как известно, этими мелочами являлись мешочек с табаком или кошелек. Он так же украшался вышивкой. Юноши повязывали пояс по талии, а старики, в отличие от них, под животом.
На картинке ниже изображен этот элемент одежды:
Вернуться к оглавлению
Головной убор
В 18 веке русскому народу предстала новая шапка – науруз, которая была “альтернативой” привычному тогда колпаку. Но всё же отличия имелись — бережные и маленькие отвороты.
В принципе, уборов было множество. В холодное время года мужики ходили в ушанках, а осенью, летом и весной соломенные шляпы, грешевики, картузы. Как уже стало очевидно, народ любил украсить одеяния, и головные уборы не стали исключением. Обычно они декорировались лентами, цветами, реже – бисером.
Сапоги
На то время существовало три разновидности: ичиги, чеботы и знаменитые валенки. У первых мягкий носок и жесткий задник. Они были распространены у казаков. Чёботы же отличались коротким голенищем. Известно, что они были бархатными или атласными.
Вы можете обратить внимание на фото ниже:
Верхняя одежда
Зачастую поверх рубахи надевали зипун. Для крестьян же существовал всем известный армяк, название которого, по догадкам ученых, произошло от слова “Армения”. Так же еще один интересный факт: у человека из богатой семьи верхняя одежда была украшена меховыми воротниками, если же наоборот — нищая, то ворот был стойким и высоким, так как именно такой лучше защищал от холода.
Вернуться к оглавлению
Заключение
Теперь, подходя к концу этой публикации, хотим озвучить, еще пару интересных моментов. Дело в том, что одежда могла не только показать то, обеспеченный ли человек, и к какому сословию он принадлежит, но и то, где он обитал. Например, на фотографии ниже, вы можете видеть жителя Воронежской губернии.
И еще один факт. При правлении Петра Первого для русской традиционной одежды были тяжелые времена, потому что император в погоне за европейскими ценностями запретил боярам иметь в гардеробе подобные костюмы. Однако, немного позже, Екатерина Вторая все же возродила моду на исконно русские наряды. И это продолжалось вплоть до 20 века.
Из видеоролика вы узнаете о истории мужского народного костюма.
Изучение истории предков – увлекательное и полезное путешествие, в которое мы приглашаем. На страницах сайта «7 Культур» вы найдете еще много интересных фактов из истории народов, населяющих нашу родину — Россию.
Вернуться к оглавлению
1.4. Мужской костюм
Наименьшие затруднения при изучении представляет мужской костюм, который в большей или меньшей степени был однотипным по покрою во всех великорусских областях.
Это было связано с положением мужчины в обществе. Он был и в экономическом и в юридическом отношении более самостоятельной и мобильной фигурой, нежели женщина.
В виду нехватки хлеба, крестьянин в свободное от полевых работ время должен был отправляться на заработки, иногда довольно далеко и надолго. При этом он тесно общался с обитателями других губерний и с горожанами, становился более терпимым к чужим традициям, приобрел более широкий взгляд.
К тому же мужской костюм был более функционирован, его покрой диктовался условиями тяжелой физической работы под открытым небом, а она была в разных местах одинаковой. Отсюда вытекает сравнительное единообразие состава и покроя мужской одежды.
Различной оказывается орнаментация, а также терминология, которая вообще более устойчива, нежели покрой.
Основу мужского костюма составляли порты и рубаха. Порты шились из двух кусков домотканного холста или сукна, вместо соединения которых вставлялась ширинка – ромбический кусок такой же ткани и собирались в талии на гашнике.
Никаких ограничений в цветовой гамме, видимо, не существовало: шились порты из нетбеленной домотканины, из домашней крашенины, из пестряди, а праздничные порты могли шиться из покупных тканей лучшего качества, или из той же домотканины, но украшенной вертикальными полосами.
Праздничный костюм дополнялся появившимися позже штанами, которые отличались от портов отсутствием ширинки, более широкими штанинами во внутренние швы которых вставлялись полосы ткани и поясом вместо галиника, застегивавшиеся на пуговицы, а также вшивавшимися по бокам карманами.
При штанах порты стали исполнять роль исподнего белья.
Русская рубаха
Мужская рубаха в разных областях России различалась по покрою незначительно. Это туника образная одежда, т.е. в её основе лежит перегнутое на плечах полотнище с вырезом для шеи и прямым разрезом слева, застегивающимся на пуговицу налево.
Это так называемая косоворотка. Поскольку домотканный холст был узким, с боков в стан рубахи вшивались два куска холста – «бочки».
Они бывали прямые, либо косые и в некоторых местностях для расширения подола вставлялись клинья между прямыми или сужающимися к низу рукавами без манжет и «бочками» под мышками вставлялись ромбические куски ткани – ластавицы.
Зачастую ластавицы делались из кумача, китайки, пестряди. Их назначение двойственное: рубаха становилась просторнее и при резких и щироких взмахах рук рубашка не рвалась под мышками, а сопревшие при работе ластовицы отпарывались и вставлялись новые.
Сама же рубаха могла служить дольше. На плечах и в верхней части спины изнутри подшивалась подплека, также предохранявшая рубаху от испревания, делавшая ее более долговечной.
Неширокие полосы орнамента – чаще всего вышивки красной нитью – располагались по подолу. Кроме того на праздничных рубахах орнамент мог располагаться по швам подоплеки на груди, плечах, спине, яркие кумачные листовицы также вносили свою долю в орнаментацию рубахи.
Орнаментированная мужская рубаха могла быть не только с вышивкой, но и затканной с узкими лентами с геометрическими узорами, тесьмой, галунами, вышивкой бисером и блестками.
Рубаха носилась на выпуск, подпоясанная шнуром с кистями, завязанными сбоку, либо покромкой, тканым длинным поясом, в несколько раз обернутым вокруг талии; концы пояса с обоих боков затыкались под пояс и свешивались вниз.
Основным традиционным видом верхней мужской одежды был кафтан, а также его разновидности, либо производные от него: полукафтанье, поддёвка, казакин, зипун.
Кафтан
Кафтан представлял собой приталенную одежду до колен, с выкройными рукавами, небольшим стоячим или отложным воротником, с запахом на правую сторону на крючках или пуговицах. Он мог быть с цельной спиной, со сборами на боковых швах.
Подкладка могла отсутствовать. С боков прорезывались вертикальные карманы. Обычно это была праздничная одежда из домотканного или покупного синего, коричневого, черного сукна либо из плиса.
Полукафтанье – укороченный кафтан выше колен, как и казакин, примерно того же покроя.
В широком употреблении была сибирка, напоминавшая городской сюртук и, возможно, появившаяся под его влиянием. Это была длиннополая, обычно синего цвета двубортная одежда на пуговицах, отрезная по талии, с широким отложным воротником и лацканами.
Самой распространенной верхней мужской одеждой был полушубок. Следует иметь в виду, что нынешний покрой полушубка отличается от старого. Это была одежда из дубленой овчины, белой или окрашенной в красно-коричневый или черный цвет, либо покрытая сукном.
Длина полушубка — до колен или выше, спинка выкройная, сзади ниже талии сборки, запах налево, на крючках. У крытых полушубков часто была меховая отделка по полам, борту, на груди, по обшлагам и карманам.
Карманы были косые прорезные, воротник низкий стоячий. Полушубок наопашь, или одетый в один рукав иногда носили и летом, надевая поверх рубахи или жилета, а также в доме.
Поверх кафтана, зипуна, полушубка и других видов верхней одежды в холодное время года, особенно в ненастье и в дорогу, надевалась халатообразная одежда, в разных местностях именовавшаяся армяком, чапаном, азямом, балахоном или просто халатом.
Она была длиной значительно ниже колена, с глубоким запахом налево, без застежек расширяющаяся книзу, с широким рукавом, с большим шалевым, простроченным для жесткости воротником, без подкладки, и надевалась с кушаком.
Такая одежда шилась из домотканого сукна, чаще коричневого цвета, либо из поскони.
Тулуп
Тулуп, имевший аналогичный покрой, шился из дубленой овчины и также надевался поверх другой верхней одежды.
Довольно разнообразны были мужские головные уборы.
Основным типом головного убора была валяная из овечьей шерсти шляпа, имевшая около десятка разновидностей, в основном различавшихся высотой и формой тульи.
Это был головной убор с узкими полями, с тульей низкой или высокой, в форме усеченного конуса, цилиндра, либо с перехватом посередине. Разнообразны были и названия таких шляп: шпилек, грешневик и т.д.
Во второй половине XIX в. из города пришел в деревню картуз со сравнительно высоким околышем и кожаным лакированным, круто опускавшимся на лоб небольшим козырьком.
Картузы носила молодежь, а также зажиточная, преимущественно торговая часть деревни, а степенные крестьяне оставались верны дедовской шляпе.
Зимой носили меховой треух, мехом внутрь, с небольшим меховым стоячим козырем спереди и широким меховым же козырем сзади и с боков, в ненастье отворачивавшимся.
Наиболее распространенной обувью были лапти, имевшие несколько разновидностей, включая орнаментально плетеный праздничный лапоть. Лапти надевались зимой и летом, с холстинами или суконными белыми онучами, которыми обматывалась голень ноги.
Закреплялись они на ноге лыковыми сборами — веревками, крепившимися к заднику лаптя и накрест обматывавшими голень поверх онучей. Более зажиточные крестьяне зимой ходили в валенках, а также грубых, смазанных дегтем кожаных сапогах.
Перейти к разделу: 1.5. Детский костюм
Сегодня наш разговор пойдет об истории русской традиционной мужской рубахи с раннего средневековья и до наших дней.
Само слово «рубаха» однокоренное со словом «рубить» корня «РЪБ», что имело значение «строить, кроить, оформлять». Еще одно слово, которым называется мужская нательная одежда, — «сорочка», «сорочица», «срачица», — употребляется в значении «одежда, крестьянская рубаха». Одно из самых известных названий, встречающихся в современности, — «косоворотка».
На территории будущего древнерусского государства проживали восточнославянские племена, каждое из которых обладало собственным характерным набором деталей одежды. Есть попытки реконструкции внешнего вида древних славян, но подробнее на этом мы не будем останавливаться, а перейдем непосредственно к мужским рубахам периода древнерусского государства.
Рубаха в Древней Руси
На сегодняшний день мы имеем немного источников по мужским рубахам в средневековье, тем не менее по ним можно составить представление о древнерусской одежде.
Исследователь Сабурова М.А. провела подробное исследование [1] мужских погребальных рубах XI-XII веков, найденных на территории Владимиро-Суздальского княжества. Их особенность заключается в том, что сохранились лишь фрагменты с вышивкой: воротники, подолы, манжеты (в иных случаях, располагавшиеся пуговицы указывали на наличие ворота). Затруднение вызывает восстановление кроя рубахи. Исследователи предполагают, что она имела туникообразный крой, который прослеживается в более поздние времена и дошел до наших дней в традиционной одежде (рис. 1). Аналогичный крой имел место у наших северных соседей — скандинавов.
Туникообразные рубахи имели как круглый, прямоугольный, либо трапециевидный вырез голошейкой, то есть без воротника-стойки, так и круглый вырез с воротником-стойкой, исследователи объясняют это византийским влиянием. Неслучайно, сохранившаяся до наших дней далматика XII века из венского музея, сшитая по византийской моде, имеет аналогичный разрез и украшения. По всей видимости, византийская мода была распространена во Владимирском княжестве и в древнерусских землях (рис 2). Большая часть воротников имели разрез слева, за редким исключением — справа или посередине. (Вот где начинается история косоворотки!)
Найденные фрагменты состоят из шелковой ткани, поверх которой нашит золототканый позумент, либо выполнена вышивка золотыми или шелковыми нитками, пуговицы как правило бронзовые, с позолотой и без. В основу стоек нередко закладывалась береста или кожа, образуя жесткий стоячий воротник.
Сама ткань рубах была растительного происхождения (лен, крапива) либо из шелка.
Аналогичные фрагменты встречаются также и в Новгородской земле, В частности, фрагмент рубахи из погребения XIII века в Софийском соборе, украшенный сюжетом вознесения Александра Македонского (рис. 3) и фрагмент стойки рубахи Владимира Ярославича (рис. 4).
Само собой, что такие богато украшенные рубахи принадлежали знати, однако и крестьяне, и иные категории населения носили аналогичную по крою одежду, но имеющую отличие в материале и богатстве отделки. Представление о том, как выглядели подобные рубахи, мы можем получить из одной из псковских книжных миниатюр XIII века: на ней запечатлен отдыхающий крестьянин в туникообразной рубахе с прямоугольным воротом и разрезом сбоку (рис. 5). Украшались такие рубахи чаще всего растительным или простейшим орнаментом (рис. 6-8).
Рубаха в Позднем Средневековье
Для эпохи XV-XVII века у нас гораздо больше источников, в том числе целых вещей, благодаря которым мы можем узнать и крой, и декор изделий. Большая часть экземпляров найдена в процессе раскопок на территории московского кремля и хранится в музеях московского кремля и в ГИМе.
Одна из последних находок (2007 год) относится к XV веку (рис. 9). Это туникообразная рубаха с круглым вырезом и разрезом посередине, на которой мы можем видеть фрагмент подоплеки — куска ткани, который пришивался изнутри рубахи, предохраняя её от истирания. Аналогичный приём сохраняется и до наших дней в традиционных рубахах разных регионов.
Большой набор разных рубах, найденных в процессе раскопок, относящихся к XVI-XVII векам, являют собой туникообразные рубахи с подклинками, длиною до колен, между боковыми деталями и рукавом вставлена квадратная ластовица. Форма воротника чаще всего голошейки (без ворота-стойки). Встречается с прямоугольным/квадратным вырезом и разрезом сбоку, как в более раннюю эпоху (рис. 10-11), так и с круглым воротом и разрезом посередине (рис. 12).
Отличительной особенностью рубах этой эпохи, как отмечает исследователь И.И. Елкина (более подробно вы сможете узнать из статьи И.И. Елкиной [2]), является наличие застежек-разговоров, выполненных либо из свернутой ткани, либо из сплетенного из ниток сутажа, одна сторона которого образовывала пуговицу, а другая — петлю. Располагался разрез как сбоку (рис. 13, 14), так и посередине (рис. 15, 16).
Также в швах рубахи имелась тесьма из красной ткани либо прошивка из сутажа, служившая украшением. Обязательным было наличие подоплеки на всех рубахах. В некоторых случаях воротник и манжеты могли украшаться золотной или шелковой вышивкой в технике тамбур (рис. 17,18,19, 20). На подоле рубахи делался разрез для удобства шага. Материалами для рубахи служили растительные ткани белого цвета либо шелк.
Среди исследователей есть мнение, что это погребальные рубахи, отличающиеся от повседневных. Однако всё же возобладает мнение о традиции хоронить в лучших/праздничных/свадебных рубахах в средневековье. Примечательно и то, что согласно описаниям иностранцев (например, Д. Флетчера, бывшего в Москве в 1589 году) имел место обычай носить две рубахи — нижнюю («срачица»), выполненную из легкой ткани без украс, и верхнюю («вершница»), которая была изукрашена шитьем. Такой обычай имел место и с раннего средневековья.
Мужские рубахи в Новое время (XVIII—XIX века)
От необычных царских и боярских рубах XVII века перейдем к одежде староверов в Новое время. Прежде всего, стоит сказать, что крой мужской рубахи удивительным образом конструктивно почти не менялся до XX века. Он оставался схожим для разных слоев населения и сословий, отличаясь только тканью и богатством отделки.
Мы имеем крайне мало сведений о крестьянских и староверческих рубахах в XVIII веке. Интересны лишь упоминания, касающиеся цвета. Так, Польский собор 1752 года в статье 41 запрещает юношам ношение красных рубах.
Любопытно, что в среде старообрядцев «поляков» и «каменщиков» Алтая сохранился туникообразный крой с вошвами и квадратным вырезом с боковым разрезом (рис. 21,22). Отличает эти рубахи обилие вышивки в разной технике — поддевчатый, тамбурный, досюльный и наборный швы.
В XIX веке на уральских заводах рубаха-голошейка с круглым вырезом и боковым разрезом, изготавливаемая из кумача или шелка (для праздничной вещи), либо «своедельщины» (самотканого материала, используемого при повседневной носке), была характерна для старообрядческого населения. Ворот и разрез, как правило, были украшены сутажным золотным «гасником»-шнурком, характерным для зажиточного населения заводов и купцов: «Но большая часть купцов и мещан носят … рубашку из холста, но более из красной пестрели, а не редко и из шелковых материй с косым воротом, обложенным шелковым или золотым шнурком….», — отмечает Н.С. Попов, член русского экономического общества в 1804 году. Данный приём происходит от мужской одежды XVII-XVIII веков. Гасник держал литые пуговицы округлой формы. В некоторых случаях гасник и пуговицы могли быть золотыми, но чаще всего — бронзовыми или из серебра (рис. 23). Во второй половине XIX века голошейки почти полностью вытесняют рубахи с воротом-стойкой.
Среди старожилов пермского края и коми-пермяков бытует крой мужской рубахи с подклинками сзади, напоминающий крой рубах 15-17 веков (рис. 24, 25). Они также украшены обилием тканого орнамента и закругляющейся вышивкой по вороту в технике набор и имеют стойку. Аналогичного вида рубахи бытовали в конце XIX века в среде прибалтийских поморцев. Отличала их только прямота линий, что объяснимо вхождением в моду пиджаков (рис. 26). Таким же образом объяснимо и появление рубах с косой планкой в начале XX века, имевших место и в среде староверов (рис 27, 28).
Мы рассмотрели самые экзотичные рубахи, и стоит сказать, что большинство бытовавших рубах имели прямой туникообразный крой с боковой планкой и воротом-стойкой. Повседневные изготавливались из пестряди (клетчатой ткани) (рис. 29) либо неокрашенного холста, праздничные же из покупного материала, белого тонкого холста, украшенного вышивкой (рис 30).
Впоследствии крой начинает изменяться. К концу XIX века появляются рубахи на кокетке (рис. 31), формирующиеся под влиянием городской моды и неорусского стиля. В эту же эпоху в городской среде и среде интеллигенции ношение косоворотки становится символом инакомыслия и иногда — принадлежности к революционным идеям.
Моленные же рубахи оформлялись как отдельный вид одежды, постепенно становясь однотонными, выполненными из своедельщины либо из богатых покупных материалов (в зависимости от согласия), иногда были аналогичны праздничным (рис. 32). И вместе с модой менялся и их крой. На сегодняшний день мы имеем в употреблении как рубахи старинного туникообразного кроя, так и уже рубахи нового городского кроя с втачным рукавом.
Мужские рубахи в XX и в XXI веках
В эпоху «русского стиля» внешний вид продолжает изменяться. Из туникообразного кроя уходят боковые детали, которые либо заменяются подклинком, либо сшиваются одним швом. Они становятся заметно короче (чтобы не торчали из-под пиджака, а также появляются прямые брюки, вместо традиционных портов) и в целом испытывают большое влияние городской моды. Из города приходит втачной и фигурный рукава, плечевой шов (рис. 33). Именно в это же время под влиянием косоворотки появляется и гимнастерка для русской армии.
Это связано не только с вхождением в моду пиджаков и брюк, но и повышающимся мастерством швей, которые теперь могут выкраивать более сложные детали.
Большая часть дошедших до нас моленных и повседневных рубах староверов имеет именно такой поздний крой (рис. 34).
В 20-е — 30-е годы формируется рубаха с отложным воротником (рис. 35, 36), а еще позднее вытесняется городской сорочкой, оставшись только в обиходе староверов в качестве моленной одежды и как часть культуры престижа. Среди староверов Северной и Южной Америки вошли в моду рубахи из покупных тканей кислотных оттенков, с «перехватами»-манжетами на рукавах и планкой посередине. Они украшаются шелковой машинной и ручной вышивкой в технике и приобрели свой неповторимый стиль (рис. 37).
Стоит отметить, что наметились и некие идентичностные различия в рубахах. Например, уральские часовенные «своей» считают рубаху с прямым рукавом и боковой планкой, тогда как рубахи с манжетами и планкой посередине называют «американскими гимнастерками».
В начале XXI века на фоне интереса к корням появляются бренды, предлагающие современную русскую одежду. И, конечно же, русскую мужскую рубаху не обошли стороной. Один из самых известных молодых брендов, у кого это всё-таки получилось (сделать косоворотку вновь актуальной), — это VARVARA ZENINA, г. Москва.
Советский союз привнес свои изменения, и зачастую в городах даже в качестве моленной рубахи используются обычные сорочки, перетянутые веревочкой-пояском. Но мы надеемся, что богатое наследие русской традиции и традиции староверов как его частное проявление не канет в лету и современники с теплотой вновь вернутся к ношению своих родных косовороток не только на молитву, но и в повседневной носке!
Автор: Вячеслав Печняк
[1] Источник исследования: https://vk.com/doc165866026_408492849?hash=ce3409741eef1a52ca&dl=380f81e282dc59d5ab
[2] Источник статьи: https://io.ua/17605713p
Особенности мужского русского народного костюма
Любой человек должен знать историю своего народа и помнить о своих корнях. Важной деталью русской культуры служила русская мужская одежда. В отличие от старинных дамских нарядов, мужской гардероб не сильно отличался разнообразием. Однотипный народный мужской костюм состоял из штанов, рубахи и шапки. Мужская одежда подчёркивала фигуру, тогда как женский национальный сарафан её скрывал.
Основные элементы мужского костюма
- Ткань. Народная одежда на Руси изготавливалась в домашних условиях из сукна, набойки, холста, овчины, пестряди. Когда производство стало принимать промышленные масштабы, то добавились различные фабричные ткани: плис, кумач, ситец, сатин, дешёвая шерсть.
- Штаны. Главной составляющей русского мужского национального костюма были штаны-порты. Так как их заправляли в сапоги или обвязывали онучами, то шили их немного укороченными. Фасон мог быть облегающим либо наподобие шаровар. Цвет штанов обычно был синим и обязательно в белую полоску по бокам. Кисет и гребень привязывали к поясу, пока не стали модными карманы.
- Пояс. Пояс был важной деталью костюма, им мужчины подвязывались по-разному. Молодые парни носили его на уровне талии, а пожилые люди солидного возраста – под животом. Женатые люди пользовались цветным шнуром или коротким узким пояском, а молодёжь носила более широкий и длинный пояс.
- Рубаха. Мужчины носили рубахи с малых лет. Универсальная верхняя одежда для любого поколения подвязывалась поясом, носилась поверх штанов и зачастую была длинной. Особенно популярной была рубаха-косоворотка с высоким воротничком-стойкой.
- Цвет рубашки мог быть любым, но чаще всего выбирали красный или шили её из ткани светлых оттенков – серой, белой, бежевой. Изделие обязательно украшали тесьмой или вышивкой по рукавам, горловине, низу одежды. Свадебные рубахи вышивать должна была невеста, так как украшение выступало в роли оберега.
- Верхняя одежда. Мужской народный костюм был ещё богат тёплой верхней одеждой. В зависимости от времени года мужчины носили зипуны, длинные кафтаны, свиты, тулупы и шубы, подпоясанные кушаком. Верхняя одежда более богатых зажиточных семейств украшалась меховыми манто. В бедных домах воротники были высокими и стоячими для лучшей защиты от морозов и ветра.
- Головные уборы. Какой же русский народный костюм обойдётся без шапки? Зимой мужики носили ушанки и малахаи, а в другое время года картузы, грешевики, соломенные шляпы. Почти все уборы украшались тесьмой, лентами, цветами, иногда бисером.
Внешний вид мужского национального наряда зависел не только от возраста или статуса человека, но и от местности, где его носили.
- Главная
- Росcия
- Культура
- Мужская одежда
Традиционная русская мужская одежда
Традиционная русская мужская одежда была однотипной практически на всей Руси. Его основные элементы: порты (брюки), рубаха, головной убор и пояс.
Если женщины могли украсить даже самый простой домашний наряд, то мужская русская одежда отличалась некоторым аскетизмом. Только молодые люди, не связавшие себя узами брака, могли одеваться ярко и привлекательно, носить ленты на головных уборах, шейные платки, цепи и тому подобное. Например, в селах неподалеку от Курска богатые парни надевали серебряные браслеты, демонстрируя окружающим семейный достаток.
Взрослые мужчины, даже будучи весьма обеспеченными, одевались скромно. Парадная (праздничная) одежда практически не отличалась покроем от будничной. Имел значение лишь выбор материала. На праздники носили вещи из «фабричных» тканей.
Традиционная русская одежда для мужчин отличалась простотой покроя. Рубаха имела вид туники. Шили ее из обычного холста, сложенного вдоль нити утка. В центре куска материала делали отверстие и небольшой разрез. Для расширения одежды книзу портные вставляли в боковые швы прямые или треугольные клинья. В некоторых губерниях также существовали варианты кроя с разрезом справа или по центру.
Ворот рубахи обычно был невысоким — до 2 см. В качестве застежки использовали пуговицы.
Традиционная русская одежда не только защищала от жары и холода, но и «сообщала» окружающим некоторую информацию о своем обладателе. Например, холостые мужчины и молодые парни носили рубахи длиной до колена или выше. Пожилые и женатые предпочитали одежду, закрывающую колени. А в некоторых регионах молодые люди ходили только в рубахах подходящей длины, штаны же надевали уже после вступления в брак. Но это скорее исключение из общего правила. Чаще всего первые портки дарили мальчикам после 6 лет.
Традиционные штаны состоят из двух довольно узких штанин, скроенных из двух кусков ткани. В шагу делали ромбовидные вставки наподобие современных ластовиц. Поскольку резиновой тесьмы во времена наших предков не было, для удерживания портков использовали специальную веревочку — «гашник». К гашнику подвешивали карманы для необходимых мелочей (расчески, кошелька, ключей и так далее).
У бедных слоев населения русский национальный костюм был изготовлен из домотканого полотна: конопляного, хлопкового, льняного. Ближе к XIX столетию «домашние» ткани уступили место фабричным, которые неуклонно дешевели. Домотканая одежда при этом осталась, но выполняла роль ритуальной при различных обрядах, а также использовалась в качестве погребального одеяния.
Пояс
Мужчины всегда носили рубаху навыпуск, прикрывая портки. Русский национальный костюм подразумевал обязательное использование пояса, причем узел располагался непременно слева. Не случайно в народе бытовало понятие «распоясаться», то есть нарушить принятые правила, вести себя неприлично.
Пояса делали из ткани, вязали, плели из нитей, шнуров, кусочков кожи и т.п. К началу 20 столетия русский традиционный костюм уже дополняли обычным кожаным ремнем. Со времен язычества данной детали одежды придавалось очень большое значение. Пояса были оберегами, подарками-талисманами, символическими презентами на свадьбах и других торжествах. Невеста после венчания раздавала гостям пояса на память (иногда количество подобных подарков превышало сотню). Жениху преподносили пояс, обладающий, по мнению предков, особыми «покровительственными» свойствами. Старообрядцы могли выткать на этой детали одежды имена, молитвы, цитаты из священных книг и т.п. У них же было принято надевать пояс ребенку во время обряда крещения.
Но погребальный наряд, который также входит в категорию «русский традиционный костюм», не предусматривал наличие пояса. Кроме того, в такой одежде не должно было быть никаких завязок, застежек и пуговиц.
Свадебная русская одежда для мужчин: те же «стандартные» штаны (портки) и рубаха. Верхняя часть костюма обязательно была с длинным рукавом. Передняя часть, а также подол и низ рукавов были богато расшитыми: украшены вышивкой, дополнительными элементами и вставками. Пояс был широким и длинным, также изукрашенным. Зачастую в орнаменты «вплетали» тексты и символы-обереги.