Иоанн Рутенин
Три сестрицы
В Давние давние времена жил на Руси один хороший человек. Был он пасечник и цветовод.
И всё ему казалось, что он мало добра людям делает.
Помолился он как-то раз на ночь перед иконой и говорит:
– Господи! Что мне такое сделать, чтобы людям было хорошо и Тебе приятно?
И явился ему этой ночью во сне Ангел небесный и говорит:
– Вот, ты продаёшь людям душистый и сладкий мёд со своей пасеки. Люди его едят и Господа хвалят. И им хорошо, и Богу приятно.
Проснулся утром хороший человек, вспомнил сон и думает: «Может оно и так, но что бы мне ещё такое сделать?»
И на следующую ночь опять стал молиться:
– Господи, что бы мне сделать такое, чтобы и людям было хорошо и Тебе приятно?
И явился к нему и во вторую ночь Ангел небесный во сне и так сказал:
– Вот, у тебя есть богатый цветник. И люди покупают у тебя прекрасные розы. Люди их ставят у себя в вазу на стол, любуются ими – и Господа хвалят. И им хорошо, и Богу приятно.
«Может, оно и действительно так, но что бы мне ещё такое-эдакое сделать?»
И опять стал молиться прежде, чем лечь:
– Не гневайся на меня, Господи, что надоедаю Тебе со своими просьбами. Но что бы мне такое сделать, чтобы и людям было хорошо, и Тебе приятно.
И явился к нему в третий раз Ангел небесный и говорит:
– Раз уж ты так хочешь Богу угодить, возьми из двух живых сотвори одно мёртвое, но так, чтобы оно как живое было.
Растерялся хороший человек. Отвечает Ангелу небесному:
– Да как же это такое сделать-то можно?
Улыбнулся ему Ангел и говорит:
– А тебе в этом две сестрицы помогут. А та, что ты сотворишь, – будет третья сестрица… – Да и улетел к себе на небеса!
Проснулся утром хороший человек: «Вот это задача!» – думает. Вышел он во двор прогуляться. Глядит, а на самой красивой розе в его цветнике пчела сидит.
– Эка! – осенило его. – Может, это те две сестрицы самые и есть?
И начал он размышлять: «А чем они не сестрицы? Пчела никак не может без розы: каждое утро на ней нектар собирает. А роза этому и рада, и тоже скучает без пчелы».
Стал он размышлять дальше: «Да и похожи они, хоть роза – растение, а пчела – насекомое. И похожи вот как: у пчелы крылышки как лепестки, а у розы лепестки, похожие на крылышки! Роза пахнет сладко как мёд. А мёд благоухает, словно роза».
Размышляет он дальше и думает: «Схожи они даже и в том, что нежная роза может ненароком уколоть своим шипом, а добрая пчела может нечаянно ужалить. Ну чем не две сестрицы! – решил хороший человек. – Но как же им третью-то сотворить? Да так, чтобы она на своих сестер была похожа. Была тонкая и длинная как стебель розы. Была трудолюбивая как пчела, которая сама себя не жалеет, когда мёд собирает. Чтобы она пахла как мёд с розой и роза с мёдом. И чтобы у неё было крылышко, похожее на лепесток, и лепесток, похожий на крылышко?»
Думал, думал хороший человек, потом пошёл на пасеку, набрал воску и сотворил свечу.
Она получилась длинная, тонкая и прямая как стебель розы. Он зажёг её и пламя свечи было похоже и на крылышко пчелы, и на лепесток розы. А как дивно пахнет она, когда горит!
И, как роза может нечаянно уколоть, пчела нечаянно ужалить, так свеча может ненароком ожечь.
И также, как пчела не жалеет себя на работе, так и свеча до того не щадит себя в своём жарком горении, что сгорает дотла.
Вот и вам, двум сестрицам, – пчеле и розе, – третья сестрица – свеча!
Пошел хороший человек в церковь и всем свечки поставил: перед иконой Пресвятой Троицы, перед иконой Богородицы с Младенцем Христом, Всем Святым и тому Ангелу небесному, что во сне ему являлся.
Вы спросите меня, а что такое мёртвое как живое?
А вы зажгите свечку перед иконой. Посмотрите на её огонек.
Разве он не живой? Живой!
И как он молится вместе с нами Господу и Богородице!
И людям хорошо, и Богу приятно!..
Василий Сухомлинский
Бабушка и Петрик
В теплый весенний день бабушка взяла внука с собой в лес. Собираясь в дорогу, она дала Петрику корзинку с едой и фляжку с водой. Петрик был ленивым мальчиком, и вскоре ноша показалась ему тяжелой. Тогда бабушка понесла корзинку с едой сама.
В лесу они сели под куст передохнуть. Вскоре к соседнему дереву прилетела маленькая птичка. В клюве она несла волосинку.
Петрик тихонько, чтобы не вспугнуть птичку, поднялся и увидел на дереве большое волосяное гнездо.
А птичка быстро улетела и вскоре возвратилась к гнезду с волосинкой в клюве. Петрик широко раскрыл глаза от удивления.
– Бабушка, – прошептал он, – неужели она каждый раз приносила по волосинке и построила такое большое гнездо?
– Да, по волосинке, – ответила бабушка. – Это трудолюбивая птичка. Петрик задумался. Через минуту он сказал:
– Бабушка, можно я сам понесу корзинку с едой? И пальто ваше понесу. Можно?
Василий Сухомлинский
Каждый человек должен
Мама с маленьким Петриком сели в поезд. Они едут в далекий южный город, на берег теплого моря – отдыхать. Мама стелет на полке постель для себя и на отдельной полке – для Петрика. Мальчик ужинает: ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко покачиваясь, убаюкивают вагоны. Лег Петрик на мягкую постель и спрашивает:
– Мама, вы говорили, что поезд ведет машинист. А кто же ночью ведет поезд? Неужели он идет сам?
– Ночью тоже ведет поезд машинист.
– Как? – удивляется Петрик. – Неужели он ночью не спит?
– Не спит, сынок.
– Мы спим, а он не спит? Целую ночь? – еще больше удивляется Петрик.
– Да, машинист не спит целую ночь. Если бы он хоть на минуту уснул, поезд разбился бы и мы погибли бы.
– Но как же это так? – не может понять Петрик. – Ведь спать-то ему хочется?
– Хочется, но он должен вести поезд. Каждый человек – должен. Посмотри в окно, видишь: вон в поле пашет землю тракторист. Ночь, а человек работает, видишь, как прожектором освещает поле? Потому что он должен работать ночью.
– И я должен? – спрашивает Петрик.
– И ты должен.
– Что же я должен?
– Быть человеком, – ответила мама. – Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную землю.
Петрик долго не мог уснуть.
Василий Сухомлинский
Правильно думай о труде
Пятиклассники посадили много кустов рябины. Когда-нибудь целая роща вырастет. А пока что нужно поливать кусты, ухаживать за ними.
Разделили кусты между учениками. Каждому досталось по четыре деревца.
Марийка и Оля сидят за одной партой. И кусты рябины их рядом.
Договариваются девочки и приходят вместе поливать деревья.
Первую рябину Марийке поливать очень легко, вторую – немного труднее, третью – трудно, а на четвертую уже совсем мало остается сил.
Но вот заболела Оля, и пионервожатая попросила Марийку:
– Поливай и Олины деревца. Она же твоя подруга.
Марийка тяжело вздохнула, взяла ведро и пошла к рябиновой роще. Она все думала: теперь ей поливать восемь деревьев. Восемь поливалок воды надо нести от колодца.
Девочка взялась за работу. Полила одно дерево, второе, третье. И вот что странно: работа казалась ей легкой. Уже на шестом деревце стало труднее. Седьмое деревце поливать было совсем трудно, а на восьмое едва хватило сил.
«Вот оно что, – думала Марийка, окончив работу. – Теперь я знаю, как облегчить работу. Надо думать: мне поливать двенадцать деревьев. Тогда восемь поливать будет совсем легко».
Так она и сделала на следующий день. Собираясь на работу, она все время думала: мне надо полить двенадцать деревьев. Вытащить из колодца и отнести в рябиновую рощу двенадцать ведер воды.
Поливая, она все время думала только об одном: мне сегодня надо полить двенадцать деревьев.
Полила восемь – и не ощутила усталости. «Самое трудное – приучить себе правильно думать о труде», – вспомнила Марийка слова учителя.
Василий Сухомлинский
Не потерял, а нашел
Когда сыну исполнилось двенадцать лет, отец дал ему новую лопатку и сказал:
– Иди, сын, в поле, отмерь участок площадью сто ступней вдоль и сто поперек и вскопай.
Пошел сын в поле, отмерил участок и стал копать. А копать он еще не умел. Трудно было вначале, пока приловчился копать и к лопате приспособился.
К концу работа пошла все лучше и лучше. Но, когда сын вонзил лопату в землю, чтобы перевернуть последнюю горсть почвы, лопата сломалась.
Возвратился сын домой, а на душе неспокойно: что скажет отец за сломанную лопату?
– Простите меня, отец, – сказал сын. – Я допустил потерю в хозяйстве. Лопата сломалась.
– А копать ты научился? Копать тебе в конце было трудно или легко?
– Научился, и копать в конце мне было легче, чем в начале.
– Значит, ты не потерял, а нашел.
– Что же я нашел, отец?
– Желание трудиться. Это самая дорогая находка.
сказки о труде
Пчелы 🐝 Некрасов Н. А.
Читаем сказку в стихах «Пчелы» Некрасова
Пчелы
«Натко медку! с караваем покушай,
Притчу про пчелок послушай!
Горе пчелы
Нынче не в меру вода разлилась,
Думали, просто идет …
Читать далее +
Телефон ☎️ Носов Н.Н.
Читать рассказ «Телефон» Носова
[wpsm_toplist
Телефон
Один раз мы с Мишкой были в игрушечном магазине и увидели замечательную игрушку — телефон. В большой деревянной коробке …
Читать далее +
Огурцы 🥒 Носов Н.Н.
Читаем детям рассказ «Огурцы» Носова
Рассказ Огурцы
Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли …
Читать далее +
Батрак 😺 Афанасьев А. Н.
Читаем сказку Афанасьева Александра Н. «Батрак»
Батрак
Жил-был мужик; у него было три сына. Пошел старший сын в батраки наниматься; пришел в город и нанялся к купцу, а тот …
Читать далее +
Люля 👱♀️ Бианки В. В.
Бианки сказки зверолова люля
Сказка Люля
— Прежде земли вовсе не было, — рассказывает хант-зверолов. — Только одно море было. Звери и птицы жили на воде и детей выводили на …
Читать далее +
Васина гора ⛰ Бажов П. П.
Читать Бажов васина гора
Сказка Васина гора
Ровным-то местом мы тут не больно богаты. Всё у нас горы да ложки, ложки да горы. Не обойдешь их, не объедешь. Гора, конечно, горе …
Читать далее +
Федорино горе 😿 Чуковский К.И.
Сказка для детей «Федорино горе» Корнея Ивановича Чуковского
1
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются …
Читать далее +
Волшебницы 👱♀️ Шарль Перро
Детская сказка «Волшебницы» для чтения детям от Шарля Перро
Сказка Волшебницы
Жила когда-то вдова, у которой было две дочери: старшая так была похожа на неё нравом и лицом, что …
Читать далее +
Ослиная Шкура 🐑 Шарль Перро
Детская сказка «Ослиная Шкура» для чтения от Шарля Перро
Сказка Ослиная Шкура
Жил когда-то король, столь великий, столь любимый своими подданными, столь почитаемый всеми своими …
Читать далее +
Подарки феи 🎁 Шарль Перро
Читаем сказку «Подарки феи» от автора Шарля Перро
Сказка Подарки феи
Жила когда-то на свете вдова, и были у нее две дочери. Старшая – вылитая мать: то же лицо, тот же характер. …
Читать далее +
Борисоглебская
специальная (коррекционная)
школа-интернат
VIII вида
Беседа
на тему:
«Человек
велик трудом»
Подготовил: Иванов М.Ю
Цель: расширить
представление детей о значении труда в жизни общества.
Задачи: Образовательная
– расширять кругозор обучающихся.
Развивающая
– развивать творческие способности, самостоятельность, фантазию.
Воспитательная
– привить уважение и любовь к труду и людям труда; показать
необходимость труда в жизни человека.
Оборудование: презентация,
мультимедийный проектор.
План
занятия.
I.
Проблемная ситуация. «Труд и лень».
II. Беседа
о труде.
III. Игра
«Закончи пословицу».
IV. Игра
«Радуга профессий».
V.Физминутка.
VI.
Фото сессия «Профессии в нашей школе».
VII.
Устные рассказы. «Профессии наших родителей».
VIII.
Заключительное слово.
IX. Подведение
итогов (рефлексия).
Ход
занятия.
I. Проблемная
ситуация. «Труд и лень» 2 слайд.
Здравствуйте
дорогие ребята и гости.
— сегодня
мы поговорим о труде. Тема нашего занятия «Человек велик трудом». И начать наш
разговор я хочу с маленького рассказа, который называется «Труд и лень».
Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Рассказ
«Труд и лень»
Пришла
золотая осень. Сеет частый дождь. Нет больше цветов. Нет мягкой травы. Все
желто стало. В саду сыро. Нельзя гулять. Мама сидит у окна и шьёт. Варя сидит
подле неё и смотрит в окно.
— Скучный дождь, нельзя гулять! — пищит Варя.
— Не все гулять, надо и дело делать. Возьми нитки. Вяжи.
— Лень!
Мама молчит и шьёт.
— Мама, скажи сказку! — снова пищит Варя. — Изволь, слушай! Взошло солнце.
Встал ото сна труд. Взялся за дело.
А лень лежит, пальцем не двинет. День прошел. Солнце идет на закат. «Пора и тебе,
труд, отдых дать. Бери свою плату; сытно поешь, вкусно попей и крепко усни до
утра!» — И я есть хочу, и я пить хочу! — пищит лень.
— А на что ты купишь питье и еду? Где твое дело? За что дать тебе плату?
Труд поел-попил, лег и сладко уснул до утра. А лень голод томит, жажда томит, и
сон на ум не идет. А как быть? Кто дела не делал, тот не проси и кушать! —
Мама, — просит Варя, — дайка мне нитки; я буду вязать; а то скоро и обед!
II.
Беседа о труде. 3 слайд.
Думаю, все хорошо поняли,
какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего занятия.
Что
случилось с ленью, который пролежал без дела?
Как вы
считаете, чему учит этот рассказ? Кого подразумевает автор, говоря о труде и
лени?
Какой вывод можно сделать,
прослушав этот рассказ?
Примерные ответы детей:
Труд
красит человека, а безделье его уродует.
Только
в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
Только
в труде человек может раскрыться.
Не позволяй душе лениться.
Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе
воду не толочь,
Душа обязана трудиться. И день и ночь, и
день и ночь!
Гони её от дома к дому, Тащи с этапа на
этап,
По пустырю, по бурелому, Через сугроб,
через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели. При свете
утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле. И не снимай
с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая
от работ,
Она последнюю рубашку. С тебя без жалости
сорвёт.
А ты хватай её за плечи, Учи и мучай
дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи. Училась
заново она.
Она рабыня и царица, Она работница и дочь,
Она обязана трудиться. И день и ночь, и
день и ночь!
Автор: Н. Заболоцкий
III.
Игра «Закончи пословицу» 4 слайд.
В
русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве
правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы
пословицы и поговорки о труде?
Сейчас
мы это проверим. Читаем начало пословицы и говорим конец. Можно отвечать хором.
Кончил
дело — гуляй смело.
Любовь
к труду — у людей на виду.
На
работу с радостью, а с работы с гордостью.
Не
боги горшки обжигают.
Делу —
время, потехе — час.
Поклонись
матушке-землице, наградит тебя сторицей.
Поле
труд любит.
От
труда здоровеют, а от лени болеют.
Утренний
час дарит золотом нас.
Хлеб
даром не даётся.
Хозяин
тот, кто трудится.
Не за
свое дело не берись, а за своим не ленись.
Терпение
и труд всё перетрут.
От
трудов праведных не нажить палат каменных.
Труд
кормит, а лень портит.
IV.
Игра «Радуга профессий» 5 – 6 слайд.
Незаметно
пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас я предлагаю вам
разгадать кроссворд
Окулист. Этот врач не просто доктор, Лечит людям он глаза,
Даже если видишь плохо, Разглядишь ты всё в очках.
Парикмахер. У этой волшебницы, Этой художницы Не кисти и
краски, А гребень и ножницы. Она обладает таинственной силой: К кому
прикоснётся — Тот станет красивей.
Пастух Кто пасёт овец и коз Там, где луг травой зарос?
Портниха. Целый день сегодня шью. Я одела всю семью. Погоди
немножко, кошка, — Будет и тебе одёжка.
Сапожник. Мастер, мастер, помоги — Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди — Мы пойдём сегодня в гости. Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки, И набойки на каблук — Тоже дело этих рук.
Сварщик. Иглою огненной портной Шьёт кораблю Костюм
стальной.
Слесарь Мне нужны такие вещи: Молоток, тиски и клещи, Ключ,
напильник и ножовка, А всего нужней сноровка.
Строители. Средь облаков, на высоте, Мы дружно строим новый
дом, Чтобы в тепле и красоте Счастливо жили люди в нём.
Учитель Ты учишь буквы складывать, считать, Беречь природу и
цветы растить, На всё смотреть и всё запоминать И всё родное, русское, любить. Когда
приходим мы в свой класс, Она встречает первой нас. Она добра, хоть и бывает
строгой, В мир знаний открывая нам дорогу. Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать.
V.
Физминутка. 7 слайд.
Руки резко разгибаем, и обратно их сгибаем.
Раз-два, раз-два, раз-два, раз, разомнемся мы сейчас.
(Руки перед грудью, рывки руками.)
Приседаем, раз-два-три, не бездельничай смотри.
Продолжаем приседать, раз, два, три, четыре, пять.
(Приседания.)
Шаг на месте. Ходим строем, чтоб дыхание успокоить.
(Ходьба на месте.)
Хоть приятно разминаться, вновь пора нам заниматься.
(Дети садятся за парты.)
Стихи
про труд. 8 слайд.
Единое
счастье – работа, в полях, за станком, за столом,-
Работа
до жаркого пота, работа без лишнего счёта,-
Часы
за упорным трудом.
Иди
неуклонно за плугом, рассчитывай взмахи косы,
Клонись
к лошадиным подпругам, доколь не заблещут над лугом
Алмазы
вечерней росы!
На
фабрике в шуме стозвонном машин, иколес, иремней
Заполни
с лицом непреклонным свой день в череду миллионном
Рабочих,
преемственных дней!
Иль –
сохнут над белой страницей, что сердце диктует, пиши;
Пусть
небо зажжется денницей, —
Всю
ночь выводи вереницей заветные мысли души!
Посеянный
хлеб разойдется по миру, с гудящих станков
Поток
животворный польётся, во глуби бессчетных умов.
Работай!
Незримо, чудесно работа, как сев, прорастет.
Что
станет с плодами, — безвестно, труд всякий падет на народ.
Великая
радость – работа, в полях, за станком, за столом!
Работай
до жаркого пота, работай без лишнего счета,
Все счастье земли
– за трудом!
VI.
Фото сессия «Профессии в нашей школе». 9 слайд.
А сейчас мы узнаем, какие
профессии есть в нашей школе.
VII. Устные
рассказы. «Профессии наших родителей». 10 слайд.
Многие ребята вы, мечтая о
взрослой жизни, ищите для себя какой-то идеал для подражания, выбираете
человека, на которого хочется быть вам похожим. Чаще всего в качестве такого
идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок,
рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас — это ваши родители, бабушки,
дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят,
перевозят, продают, убирают, кормят — делают все то, без чего мы не можем жить.
Чем занимаются ваши родители
на работе?
Кто они по профессии?
Чем привлекает их эта
профессия? Слушаем ваши рассказы.
Дети
рассказывают о профессиях родителей .
VIII
. Конкурс «Что за профессия». 11 слайд.
—
Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:
Кисть,
краска, пейзаж (художник)
Роль,
сцена, популярность (актёр)
Пила,
доска, клей (столяр)
Нож,
ложка, кастрюля (повар)
Расчёска,
ножницы. (парикмахер)
Письма,
газеты, телеграммы, сумка. (почтальон)
Градусник,
шприц, белый халат. (врач)
Ножницы,
игла, сантиметровая лента, нитки, ткань. (швея)
Кирпич,
мастерок, раствор. (строитель)
IX. Заключительное слово. 12 слайд.
Ребята,
каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на
земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в
результате чего можно достигнуть поставленной цели?
—
Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо?
Именно сейчас вы должны хорошо учиться.
Чем
лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.
— И
пусть девизом вашей жизни станут слова: «Землю солнце красит, а
человека-труд».
Подведение
итогов (рефлексия).
Понравилось
ли вам, ребята, занятие? Вот вам маленький совет: Только найди свое дело и
старайся стать самым лучшим!
Источник:
http://detskiychas.ru/rasskazy/rasskaz_trud_i_len/
http://ped-kopilka.ru/stihi-dlja-detei/stihi-o-trude-dlja-shkolnikov.html
http://flaminguru.ru/posltrude.htm
http://www.ubilya.ru/Riddles_about_professions
http://amudra.ru/?p=1008
http://www.borunda.ru/foto/displayimage.php?album=lasthits&cat=15&pos=115
http://www.interpuziki.ru/poznajka/stihotvorenija/stihi-dlja-detej/stihi-o-trude-dlja-shkoljnikov