Рассказ о труде земледельцев

Профессии земледельцев

Земля – самое большое богатство нашей планеты. Она кормит всех людей, дает им полезные ископаемые. С древних времен люди занимались земледелием, обрабатывали землю и выращивали на ней полезные растения. Даже в современном мире с его новейшими технологиями и полетами в космос человек не может обойтись без овощей, фруктов, злаковых.

Каждый земледелец занимается своим делом.

Хлебороб растит для всех людей хлеб, а овощевод — овощи на полях и огородах. Садоводы занимаются разведением садов, а виноградари — винограда. Его выращивают на юге нашей страны. Там же бахчеводы выращивают бахчевые – арбузы, дыни и тыквы, которым нужно много солнца. Льноводы возделывают лен. Из него производят льняные нитки, ткань, масло, толокно. Лесоводы знают все о лесе. Они охраняют, лечат лес и восполняют его богатства после пожаров и суши. Цветоводы разводят цветы. Людям нужна не только еда, но и красота. Чаеводы в горных районах нашей страны разводят чайные кусты и собирают с них листья. Из высушенных и специально обработанных листьев получается чай, который мы завариваем и пьем каждый день.

Мы познакомились еще не со всеми профессиями земледельцев, их намного больше. Но все эти люди любят землю, заботятся о ней. Ведь земля – наша кормилица.

Вопросы и задания

? Кого называют земледельцем? О каких профессиях земледельцев вы узнали из рассказа?

? Что значит «земля отдыхает»?

? Составьте небольшие рассказы об одном из направлений работы земледельцев. Сопроводите рассказ показом подходящих к теме картинок.

Словарная работа: земледелец, хлебороб, овощевод, садовод, виноградарь, бахчевод, льновод, лесовод, цветовод, чаевод, разведение, выращивать, возделывать, разводить, ухаживать, хлеб, овощи, фрукты, бахчевые, лен, виноград, чай, лес, цветы.

  • 1.
    Каким был земледелец на Руси, и каков был образ его жизни. Виды земледелия.

  • 2.
    Земледелец Древней Руси

    • 2.1.
      Орудия труда земледельца.

  • 3.
    Славянские земледельческие обряды.

В Древней Руси магазинов не было, поэтому продукты питания приходилось выращивать самим. Земля на Руси всегда была плодородная, основная территория земли была черноземом, и грех было этим не пользоваться. Открыли земледелие женщины. Они взрыхляли землю около дома тем, что попадалось под руки, палками, костями, камнями и клали в образовавшиеся лунки семена диких растений. Позже растения стали окультуренными и полностью адаптированными для употребления в пищу.

Между прочим…

Со временем для посева требовалась все большая территория, и ее приходилось расчищать и вскапывать, таким образом, к земледелию приобщились и мужчины. Сеяли на полях зерновые и злаковые культуры, а также коноплю и лен, которые использовались для производства веревок и ткани.

Каким был земледелец на Руси, и каков был образ его жизни. Виды земледелия.

Фото с сайта www.topauthor.ru

Фото с сайта www.topauthor.ru

В Древней Руси крестьянин земледелец был очень трудолюбив, работал не покладая рук.  Одевались в ту одежду, которую шили сами. Одежда была свободная и удобная как для работы, так и для отдыха. Питались тем, что давала земля. Мололи зерно и пекли первый хлеб.  Зерном и тканью отдавали дань, платили налоги.

Крестьяне делились на феодально-зависимых и свободных. Не надо путать феодально-зависимых крестьян с рабами. Рабы были в полном подчинении у хозяев, а крестьяне платили налоги феодалам, но при этом имели свой дом, свой доход, участок земли  и скот. Изначально  свободные земледельцы общинники в Древней Руси назывались смердами, но со временем и они впали в частичную феодальную зависимость. При всем при этом сохраняли юридическую свободу. Если смерд брал у князя купу (ссуду), то переходил в разряд закупов, более низшего сословия крестьян. Закупы должны были бесплатно работать на феодала, пока не отработают свой долг полностью. Еще более низкое сословие крестьян называли холопами. Холопы, это то же самое, что и рабы, полностью зависимые от княжества, и не имеющие никаких прав. В 1723 году холопство было отменено Петром Первым.

Знаете ли вы, какой вид земледелия преобладал у восточных славян?  Самые преобладающие системы земледелия у восточных славян назывались подсечно-огневая система и перелог. Какую систему использовали земледельцы, зависело от природных и климатических условий. Подсечно-огневая система преобладала на севере в Тайге. Заключалась она в том, что в один год срубали деревья и давали им высохнуть. На второй год сухие деревья сжигались, и на этом месте сеяли зерновые культуры. Зола служила удобрением. Кстати, золу в качестве удобрения используют и современные земельные работники. Несколько лет земля давала хороший урожай, но позже ей надо было давать отдохнуть.

Перелог являлся южной системой земледелия.  Избавлять участок от сорняков крестьяне могли в течение нескольких лет. Когда земля истощалась, переходили на другую территорию, а этот участок оставляли «отдыхать» на 10 лет. Такой вид земледелия еще называется пашенное земледелие и использовался он на территории степных лесов.

От того на какой территории происходил посев, зависело то, что выращивали древние земледельцы.  На юге выращивали гречиху, пшено, полбу, пшеницу.  На севере поле засеивалось овсом, ячменем, просом, озимой рожью и яровой пшеницей. С развитием земледелия в Древней Руси начали сажать не только злаки, но и овощи. Больше всего выращивали брюкву, свеклу, морковь, картофель, тыкву, затем появились бобовые культуры. Как уже упоминалось выше, не все что выращивали, употреблялось в пищу. Лен и коноплю использовали для производства ткани. Все эти культуры основное земледелие восточных славян.

Земледелец Древней Руси

Земледелие это тяжелый труд и оно невозможно без различных изобретений, призванных помогать в этом сложном деле. Люди стали создавать себе в помощь орудия. Те приспособления, которые использовались в Древней Руси дошли и до нас, но с течением времени они модернизировались и совершенствовались. От того, какие орудия труда использовались в земледелии, напрямую зависело качество и количество будущего урожая. К орудиям труда применяемым древними земледельцами относятся: плуг, мотыга, серп, топор и другие. Давайте разбираться подробнее.

Орудия труда земледельца.

  1. Фото с сайта kpfu.ru

    Фото с сайта kpfu.ru

    Серп. Это орудие труда использовалось для сбора зерновых культур. Сбор такого урожая называли, жатва. Состоял из стального, закруглённого как месяц, тонкого лезвия и короткой деревянной рукоятки.

  2. Коса. Коса – это сельскохозяйственный инструмент для скашивания травы. Имеет длинный и острый нож, немного загнутый внутрь состоящий из стали. Рукоять у косы длинная, выполненная из дерева.
  3. Мотыга. Сейчас это орудие называется тяпкой. Имеет длинную деревянную ручку и налопатник, расположенный перпендикулярно к рукояти. Налопатник был квадратной формы и выполнен из прочного металла. Ее использовали для обрубания сорняков прямо под корень, говоря по – другому для прополки. Для работы в твердой почве использовалась киркомотыга.
  4. Плуг. Плуг был незаменим для вспашки земли. Плуг служил для того, чтобы перевернуть верхний слой почвы. Чаще всего его делали из металла. Первоначально плуг тащили на себе сами земледельцы, позже для этого стали использовать лошадей.
  5. Соха. Орудие для пахоты. Соха состояла из толстой длинной деревянной доски с двумя металлическими зубьями по краям. Рабочая деревянная часть сохи называлась рассохой, а железные зубья сошниками. Соха крепилась к оглоблям, в которые впрягали лошадь. Это орудие несколько похоже на плуг, но соха не переворачивает землю, а сдвигает ее в сторону.
  6. Заступ. Устройство похожее на современную лопату на Руси называлось заступом, сейчас такое слово устарело, но лопата продолжает существовать и использоваться в сельском хозяйстве, по сей день. Ранее заступ был полностью деревянным, имея только металлический наконечник. Позже к деревянной длинной ручке, которая зовется черенком, стали крепить полностью железную, заостренную копательную часть. Это название образовалось от слова заступать, наступать ногой.
  7. Грабли. Грабли использовались и используются даже сегодня, для разбивания комьев уже вспаханной земли. С помощью этого орудия собирались из обработанной почвы сорняки и другие ненужные предметы, а также сгребалась в одну часть скошенная трава. Состояли древнерусские грабли из деревянного бруска, который назывался хребет. В хребте проделывались отверстия, в которые вставлялись железные зубья. К этой основе крепилась длинная деревянная рукоять. В Древней Руси грабли были ручными или конными, в современном мире имеются грабли для трактора. Кстати, столь популярное выражение «наступить на грабли» означает совершить глупую ошибку, так как если наступить на хребет граблей можно получить рукоятью в лоб.
  8. Вилы. Это земледельческое приспособление, применяющееся в сборе и погрузке сена. Так же данный инструмент использовался для проколов почвы, с помощью чего усиливалось ее снабжения кислородом. Вилы состоят из металлической колющей части, с несколькими зубьями (от трех до семи штук) и длинной деревянной рукоятки. Кстати, в христианской мифологии вилы считались инструментом Дьявола и чертей, использовались для пыток грешников в аду. Вышло это поверие из, дошедших до первых христиан изображений античных богов, Нептуна или Посейдона, которые воспринимались, как Дьявол, а трезубец как вилы. У древних славян язычников подобных ассоциаций не было, и вилы воспринимались, исключительно, как орудие труда.
  9. Цеп. Цеп – это связанные между собой две палки, которые имели подвижность, первая длинная палка являлась рукоятью, а вторая короткая – молотилом. Такое приспособление использовали для обмола зерна или отделения зерен от плевел. Это орудие применялось не только в Древней Руси. Кстати, на основе цепа появилось военное оружие ближнего боя – булава или боевой цеп, и знаменитое японское холодное оружие – нунчаки.
  10. Борона. Борона применялась при подсечно-огневой системе земледелия, помогала избежать высыхания земли и собирать сорняки. Создавалась из дерева.

Так как в эпоху Древней Руси люди были язычниками, то огромную часть их жизни занимали обряды и ритуалы. Не обошли стороной эти традиции и земледелие. Славяне верили, что проведение обрядов помогало задобрить богов, и гарантировало им хороший урожай. Ритуалы проводились, как правило, в дни весенних праздников.

Славянские земледельческие обряды.

  1. Фото с сайта www.vostokolyub.ru

    Фото с сайта www.vostokolyub.ru

    Святочные земледельческие обряды. В первую неделю святок соблюдался пост, во вторую неделю люди гадали. Длились святки с 7 по 19 января.

  2. Масленичные обряды. Проводились такие обряды в конце зимы на Масленицу с 21 марта, это день весеннего равноденствия. Славяне первый блин выносили во двор и клали на землю. Это был дар богам Весне и Яриле. Благодаря этому, солнце быстрее и сильнее прогревало поля.
  3. Очистительные обряды. Считалось, что за зиму собиралось много нечести, и от нее надо было избавляться. Сначала люди мыли жилища и себя, собирали весь мусор и жгли его во дворах, дым от костров должен был отгонять злых духов. Затем поля посыпались золой от этих костров. Неудивительно, что они получали хороший урожай от этого обряда, ведь зола отличное удобрение. По краям поля располагали ветки вербы, так как для древних крестьян это было священное растение, потому что верба давала первые почки раньше других растений.
  4. Красная горка. Весной все расцветало, прилетали птицы, светило солнце. Первая травка появлялась на полях и холмах, и это создавало определенный контраст. Отсюда и название «Красная горка», красная значит красивая. Посевы обкатывали яйцом, читали заговоры и посыпали костной мукой. Мука должна была предохранить будущий урожай от града. Яйцо зарывали на поле, как символ плодородия.
  5. Жертвоприношения. Язычники считали землю живой, она была их божеством, и они думали, что при пахоте причиняют ей боль. Поэтому землю нужно было задобрить. Для этого в борозды вставляли хлеб, а после окончания посевной, обходили поля с кушаньями и брагой и устраивали пир. Ранняя весна ассоциировалась с возвращением птиц, поэтому славяне ловили птицу, как символ весны, и съедали ее. Считалось, что, таким образом, лучше всего можно было воспользоваться силами весны.
  6. Колосяница. Девушки брали еду и шли к березе, устраивали вокруг нее пир, пели песни, водили хороводы. Считали, что береза обладает силой плодородия, и хотели применить ее силу на полях.
  7. Обряды, посвященные божествам Купале и Яриле. Когда приходило время жатвы разжигались костры и поля обходили, читая заговоры. Это делалось в честь Купалы, который считался богом изобилия и урожая. Костры были призваны отогнать от уже созревших плодов злых духов. Бог Ярило, считался богом солнца, а солнце имело огромное значение для древних славян и благодаря ему всходили посевы.
  8. Жатвенные праздники зажинки (начало жатвы) и дожинки(конец жатвы). В это время изгоняли злых духов. Торжественно пекли хлеб из первого и последнего снопа урожая. Зерна хранили дома и смешивали с землей во время следующего посева.

В 21 веке такие обряды стали пережитком прошлого, а для возделывания больших территорий используются специальные машины. Тем не менее, нельзя умалять труда наших предков, ведь это они нам дали начало для разработки современной техники. А старинные славянские праздники соблюдаются и по сию пору, просто ради веселья и как дань традициям нашей истории.

Еще больше славянских обрядов здесь

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с их использованием.

Политика конфиденциальности



Скачать материал

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Древний мир 
5 класс



Скачать материал

  • Сейчас обучается 56 человек из 32 регионов

  • Сейчас обучается 112 человек из 36 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Древний мир 
5 класс

    1 слайд

    Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

    Древний мир
    5 класс

  • Повторение пройденного.Страна, которая располагалась на берегах Нила от перв...

    2 слайд

    Повторение пройденного.

    Страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря — …
    Египет
    Высокий тростник, из которого изготавливали бумагу — …
    папирус
    Опасные каменистые преграды в реке — …
    пороги
    Та часть страны Египет, где Нил распадается на несколько рукавов, образующих огромный треугольник — …
    дельта
    Островки зелени — …
    оазисы
    Правитель Древнего Египта — …
    Фараон

  • Жители Египта
ФАРАОН – владыка Египта, правитель, царь
ВЕЛЬМОЖИ – царские сов...

    3 слайд

    Жители Египта

    ФАРАОН – владыка Египта, правитель, царь

    ВЕЛЬМОЖИ – царские советники, военачальники
    ПИСЦЫ — сборщики налогов, делопроизводители.
    ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ — простые жители Египта, налогоплательщики

  • Внимательно прочитай отрывок из исторического документа «Хвалебные песни егип...

    4 слайд

    Внимательно прочитай отрывок из исторического документа «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу».

    «Слава тебе, Нил, приходящий,
    чтобы оживить Египет!
    Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.
    Если он медлит,
    жизнь замирает и люди гибнут.
    Когда же он приходит, земля ликует
    и все живое в радости.
    Еда появляется после его разлива.
    Все живут благодаря ему
    и богатства обретают по его воле».

    Почему египтяне писали подобные хвалебные песни Нилу?

  • Труд земледельцев




Благодаря насыпям вся страна, если смотреть на неё свер...

    5 слайд

    Труд земледельцев

    Благодаря насыпям вся страна, если смотреть на неё сверху, была похожа на шахматную доску. Во время разлива вода надолго застаивалась в квадратах, образованных насыпями.
    Почему так важно для египтян заниматься орошением земли?

    Огромного труда требовало орошение полей.
    На берегах Нила египтяне строили земляные насыпи, отделявшие одно поле от другого.

  • Труд земледельцев.При помощи шадуфов поливали  сады и огороды, куда не  доход...

    6 слайд

    Труд земледельцев
    .
    При помощи шадуфов поливали сады и огороды, куда не доходила вода во время разлива.

    Опишите, как действовал шадуф.

  • Труд земледельцевВ Древнем Египте была создана «Повесть о двух братьях»,  в к...

    7 слайд

    Труд земледельцев
    В Древнем Египте была создана «Повесть о двух братьях», в которой старший брат говорит младшему: «Давай приготовим упряжку быков, потому что пашня вышла из-под воды». Объясните эти слова старшего брата. Что он имел в виду? В каком месяце по нашему календарю могли быть произнесены эти слова?

  • Труд земледельцев. Пахота.




Сразу же после схода воды, в октябре-ноябре, з...

    8 слайд

    Труд земледельцев. Пахота.

    Сразу же после схода воды, в октябре-ноябре, земледельцы начинали пахоту. Плуг чаще по полю тащили коровы, поскольку ими было легче управлять, а большой силы при вспахивании мягкой почвы не требовалось. Труд самого пахаря был тяжёлым: согнувшись от напряжения, он нажимал на рукоятку плуга, ведя его по прямой линии и стараясь удержать в вязкой почве. Сбоку обычно шёл погонщик, подгонявший животных палкой или плетью.

  • Труд земледельцев. Сев.Сев производили вручную. В одной руке сеятель держал к...

    9 слайд

    Труд земледельцев. Сев.
    Сев производили вручную. В одной руке сеятель держал корзину, другой разбрасывал зёрна. Посеянное зерно надо было сразу присыпать землёй, поскольку под палящими лучами солнца оно засыхало. Поэтому по полю прогоняли животных, которые втаптывали зерно в почву и уплотняли землю.

  • Труд земледельцев. Жатва.Когда урожай созревал, начиналась жатва. Зерно спеши...

    10 слайд

    Труд земледельцев. Жатва.
    Когда урожай созревал, начиналась жатва. Зерно спешили убрать пока его не склевали птицы, не налетела саранча.

    Какое орудие использовали при жатве? Из чего оно изготавливалось?

  • Труд земледельцев. Молотьба        Перед молотьбой  хозяин   хорошо кормил жи...

    11 слайд

    Труд земледельцев. Молотьба
    Перед молотьбой хозяин хорошо кормил животных.
    Как вы думаете, почему?
    Молотьба происходила на выровненной площадке, куда сбрасывали снопы. По ним прогоняли скот, который копытами выбивал из колосьев спелые зёрна.

  • Труд земледельцев. Веяние.Обмолоченное зерно было полно мякины и всякого мусо...

    12 слайд

    Труд земледельцев. Веяние.
    Обмолоченное зерно было полно мякины и всякого мусора, поэтому сразу после молотьбы приступали к веянию: зерно подбрасывали вверх руками или маленькими лопатками. Пока оно падало, ветер уносил более лёгкую шелуху, а тяжёлые зёрна падали вниз Молотить и веять старались утром и вечером, когда не было изнурительной жары.

  • Сбор виноградаРасскажите, пользуясь рисунком древнеегипетской настенной роспи...

    13 слайд

    Сбор винограда
    Расскажите, пользуясь рисунком древнеегипетской настенной росписи, как происходил процесс сбора и переработки винограда.

  • Ремёсла и обменВ египетских городах все необходимое для жизни люди могли купи...

    14 слайд

    Ремёсла и обмен
    В египетских городах все необходимое для жизни люди могли купить на базаре. Денег тогда не существовало, так что горожане обменивали одни товары на другие.

  • Жизнь простых египтянПростые египтяне 
жили в глиняных
 домах, а летом 
под н...

    15 слайд

    Жизнь простых египтян
    Простые египтяне
    жили в глиняных
    домах, а летом
    под навесом.
    В центре хижины
    располагался очаг,
    на полу лежали циновки.

    Их пища была скромной : хлеб, финики, вяленая рыба, по праздникам – мясо и вино. Продукты хранились в глиняных кувшинах.

  • Ремёсла и обменЗа каким занятием художник изобразил египтян? Как назывались л...

    16 слайд

    Ремёсла и обмен
    За каким занятием художник изобразил египтян? Как назывались люди, занятые изготовлением различных изделий?

  • Ремёсла и обменВ Египте трудились мастера различных ремёсел:  горшечники, тка...

    17 слайд

    Ремёсла и обмен
    В Египте трудились мастера различных ремёсел: горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители

  • Писцы собирают налогиПисцы очень нужны вельможам и фараону.Они сосчитают и за...

    18 слайд

    Писцы собирают налоги
    Писцы очень нужны вельможам и фараону.Они сосчитают и запишут все, что им прикажут: и сколько зерна в казне, и каков размер полей, обрабатываемых земледельцами, и какой налог каждый из них ежегодно обязан отдать.
    Налоги – это: 1) платеж чем-либо (деньгами, частью урожая или приплода скота, сделанной продукцией) господину зависимым населением; 2) продукты труда , которые крестьяне или ремесленники отдавали в казну фараона.

  • 9/20/2021 А земледельцы боятся писцов и жалуются на судьбу. Но в положенное в...

    19 слайд

    9/20/2021

    А земледельцы боятся писцов и жалуются на судьбу. Но в положенное время к берегу
    причаливает лодка. В ней сидят писец и несколько стражников с прутьями и палками — горе тому, у кого не хватит зерна.

    Писцы собирают налоги

  • § 7.
 Составить рассказ от имени египетского земледельца или  ремесленника о...

    20 слайд

    § 7.
    Составить рассказ от имени египетского земледельца или ремесленника о том, как прошел его день, на каких работах он был занят, что ел на обед.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Интернет-ресурсыhttp://www.husain-off.ru/hg7n/images1/drm5-050.jpg
http://www...

    21 слайд

    Интернет-ресурсы
    http://www.husain-off.ru/hg7n/images1/drm5-050.jpg
    http://www.husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-14.html
    http://nepravdynet.ru/featured/24-sentyabrya-prazdnik-sbora-vinograda-v-shveytsarii/
    http://fb2.booksgid.com/content/AE/zhaklin-dinin-puteshestvie-v-drevniy-mir-illyustrirovannaya-enciklopediya-dlya-detey/7.html#.UHGLm00xofw
    http://the300spartans.ru/zemledelie-i-povsednevnaya-zhizn-drevnix-egiptyan/
    http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%85_%D0%9D%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D0%B8_%D0%B5%D0%B5_%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8
    http://paranormal-news.ru/news/kto_priuchil_ljudej_k_zemledeliju/2012-05-03-4680
    http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%85_%D0%9D%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D0%B8_%D0%B5%D0%B5_%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8
    http://podelise.ru/docs/index-24766167.html

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 058 183 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 20.09.2021
  • 200
  • 0
  • 20.09.2021
  • 454
  • 3

«История России (базовый уровень) (в 2 частях)», Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

Входная работа по истории России (9 класс)

  • Учебник: «История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др./ Под ред. Торкунова А.В.
  • Тема: Глава 1. Россия в первой четверти XIX в.
  • 20.09.2021
  • 2749
  • 66

«История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

  • 20.09.2021
  • 323
  • 2
  • 20.09.2021
  • 152
  • 1
  • 20.09.2021
  • 470
  • 27

«История России (базовый уровень) (в 2 частях)», Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории»

  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория русской культуры»

  • Курс повышения квалификации «Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»

  • Курс повышения квалификации «Моделирование современных уроков истории»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку»

  • Курс повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории»

  • Курс повышения квалификации «Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Земледелец – наш кормилец.

Цели:

  • расширить знания детей о профессии агронома;

  • формировать интерес к профессиям земледельца;

  • воспитывать уважительное отношение к труду земледельца — хлебороба;

  • показать важность труда.

  • воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование:

  • компьютер с мультимедийной установкой;

  • выставка детских книг, посвященная труду в сельском хозяйстве;

  • картинки и фотографии о полевых работах;

  • плакат «Все профессии важны!»

Предварительная работа:

  1. Подготовить рассказы на тему: Кем работают ваши родители?

  2. Чтение рассказов из художественной литературы о полевых работах, о земледельцах.

  3. Рассматривание репродукции картины Шишкина «Рожь».

  4. Экскурсии на поле весной и осенью.

  5. Разучивание стихов, пословиц о хлебе, труде. Загадки.

  6. Разучивание песни «Молодой агроном».

Заранее оформляется класс: развешены на стенах плакаты с пословицами и высказываниями выдающихся людей о хлебе, о труде. Подготовлена стенгазета «Хлеб – всему голова», Учитель готовит презентацию «Земледелец – наш кормилец».

Ход мероприятия

1.Проблемная ситуация. «Два плуга»

Классный руководитель: Начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

-От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

-О чем рассказ?

-Почему заржавел один плуг?

-Какова главная мысль этого рассказа?

-Какая из пословиц подходит к рассказу?

Хлеб – наше богатство.

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Труд красит человека, а лень портит. (Слайд №2).

Чтец: На свете есть страна одна,

Где труд всегда в почёте.

И это умная страна –

Страна, где вы живёте.

Чтец: У меня растут года.

Будет мне семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

Классный руководитель: Труд в жизни человека имеет большое значение. Указом Главы Чувашской Республики М.В. Игнатьева от 7 сентября 2015 г. № 119 в Чувашии 2016 год объявлен Годом человека труда.(слайд №3)

Чувашская Республика всегда славилась трудолюбивым народом. Труд является основой благополучия семьи и общества. «Ӗҫчен ҫын ӗмӗр мухтавра – трудолюбивый человек испокон в почете», говорится в чувашской пословице.

Мы сегодня поговорим о труде земледельцев и о том, какие профессии нужны сельскому хозяйству. Истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Чем занимаются ваши родители?

2.Устные рассказы. «Профессии наших родителей» (Слайд №4)

Классный руководитель: Много профессий есть в мире, и среди них есть одна – самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».

Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.

-Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.

-Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.

-Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда, как другие искусства редко обходятся без греха.

-Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия – питает всех. (Земледелие).

3. Игра «Узнай профессию»

На экране появляются слова: поле, грачи, плуг, земля, трактор. (Слайд №5).

Ответ: тракторист (Слайд)

Чтец:

Тракториста круглый год
На селе работа ждёт.
В бездорожье он пройдёт,
Вспашку он произведёт.
Трактор в сеялку впрягает,
Поле быстро засевает. (Слайд №6)

Чтец Вешний день, пахать пора.

Вышли в поле трактора.

Их ведут отец мой с братом,

по холмам ведут горбатым.

Я вдогонку им спешу,

покатать меня прошу.

А отец мне отвечает:

— Трактор пашет, не катает!

Погоди-ка, подрастешь,

сам такой же поведешь! (Слайд №6)

По словам жатва, бункер, штурвал, зерно узнать профессию.

Ответ: комбайнёр (Слайд №7)

Чтец: Утром в жёлтый океан

Выплывает великан.

Он безделья не выносит –

День и ночь пшеницу косит.

От мальчишек нет и тайн —

Все зовут его…комбайн (Слайд №8)

Чтец: Вот и лето пролетело,

тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела,

наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят.

Взад-вперед, из края в край.

Жнут — молотят, жнут — молотят,

убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла.

К ночи — ржи как не бывало.

Только село солнышко,

опустело зернышко.

Классный руководитель: Комбайн – это самоходная фабрика на колесах, которая косит, вышелушивает зёрна из колосков, очищает зёрна, грузит пшеницу в автомобили. Всё делает легко и быстро на ходу. Но комбайн – это машина, а главным всё же, является человек. Это – комбайнёр.

А кто регулирует весь процесс полевых работ? По словам семена, почва, удобрения, болезни растений узнать, о ком идёт речь. (Слайд №9). Ответ: агроном.

Чтец: Занят важной он работой: (Слайд №10)

Урожай – его забота,

Чтоб сумели уродиться

Рожь, овёс или пшеница

Он науку изучил.

Землю — словно приручил,

Знает он, когда сажать,

Сеять, как и убирать.

Знает всё в краю родном

И зовётся (Агроном).

Чтец: Не застать весною дома
Днём и ночью агронома.
Дом его весной — поля,
Сева ждущая земля!

Агрономы нынче в моде!
Консультации, советы,
Диагностика растений, —
На вопросы есть ответы.

Урожай собрать высокий
Нам поможет агроном.
Знает он посева сроки
И с ботаникой знаком.

— Чем занимаются люди этих профессий?

Тракторист готовит поля, сеет сеялкой зерно, боронует…

Комбайнёр убирает спелый урожай.

Агроном нужный специалист на селе, который растит на поле урожай (Слайд №11).

«Будет хлеб – будет и песня»,- гласит народная мудрость. «Есть агроном – есть песня о нем», — гласим мы.

Звучит песня «Молодой агроном».

4. Беседа о профессии агронома.

Справка.

Классный руководитель: Профессия агронома очень древняя. Уже несколько тысяч лет назад люди знали, как правильно нужно обрабатывать землю и выращивать различные сельскохозяйственные растения. Сегодня существует специальная наука – агрономия. Она занимается изучением сельскохозяйственного производства. А специалист в агрономии именуется агрономом. Первыми агрономами были А.Т. Болотов и И.М.Комов.

Описание деятельности.

Он знает, когда необходимо начать посевные или уборочные работы, как развиваются растения, чего им не хватает, какие изменения происходят в почве, подготовит и организует рабочую бригаду трактористов или комбайнеров, полеводов. Ещё зимой планирует, где дисковать, боронить, когда и где пахать. Опытный агроном до весны решает: как удобрять, какие удобрения нужны и сколько. Рабочие под руководством агронома готовят семена, обновляют их сорта, доводят до кондиций. Когда начинается сев, он проверяет глубину заделки семян. А как появляются всходы, агроном точно знает, как защитить их от вредителей, болезней, сколько и каких подкормок дать. В осеннюю страду старается во время и качественно убрать урожай. Зёрнышек ждут очистки, сушки, сортировки. Обо всём постарается агроном.

Чтец: Собрали хлеба много-много,

Теперь спокоен агроном…

Ан, нет, смотрит вдаль он строго:

«Не стоит расслабляться – отдохну потом».

И так из года в год, из века в век…

Простой, казалось человек,

В ответе за питанье наше –

За хлеб, за макароны и за каши.

Быть может странно, но скажу сейчас:

«Спасибо, агроном ты наш,

За все старанья и мученья.

Ты – гордость миллиона поколений!»

5. Игра «Будущий агроном». Узнайте по колоску название растения (Слайд №12).

Классный руководитель: Нелёгок труд земледельца. Не в уютном помещении под теплой крышей растет хлеб. Люди день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай зерна. За время посевной и уборки хлеборобы сталкиваются с множеством трудностей – это и засуха, и палящее солнце, ливни и ветры. Вот какой огромный труд вкладывают селяне, чтобы хлеб оказался на столе!

Чтец: Вот он, каравай душистый (Слайд №13)

С хрупкой корочкой витой

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал-пришел.

В нем — здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом — тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки —

Вырастай богатырем!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Слава им, привет от нас

В добрый день, счастливый час.

Классный руководитель: Тот, кто выращивает хлеб, никогда не бросит недоеденный кусок хлеба. Делай и ты так. Научись с детства ценить труд хлебороба. Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.

Чтец: Не сама собой природа хлеб на блюде подает,
Сколько требует ухода мать-земля за целый год.
Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создает.
Колхозник, рабочий, строитель, учитель,
Агроном, машинист — народ!

Чтец: Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

  1. Собери пословицы (групповая работа)(слайд №14, 15)

7. Работа по профориентации

Классный руководитель: Скоро вы, ребята, перейдете в 5 класс, незаметно пролетят школьные года и вам будет необходимо выбрать для себя профессию. Может быть, кому-нибудь из вас, ребята, доведётся поработать в современных агрокомплексах, стать фермерами или сделать открытия в сельскохозяйственных науках. (Слайд№16, 17). Самое главное – не ошибиться, посмотреть на свои способности и интересы. Ваши родители, у кого-то уже старшие братья и сестры трудятся в земледелии, приносят пользу себе, своей семье, своей Родине.

Где учиться на агронома? Высшее образование агронома получают в Чебоксарах, в Чувашской Государственной сельскохозяйственной академии (ЧГСХА). (Слайд №18)

Агроном, во-первых, должен иметь, крепкое здоровье, быть физически сильным и выносливым, трудолюбивым. Во-вторых, любить природу, землю. А чтобы стать профессионалом своего дела, нужны хорошие знания в области природоведения – в ботанике, анатомии, биологии; в химии и физике.

Наш праздник подошел к концу, я надеюсь, что он помог вам быть благодарным тем, кто растит хлеб. Нам будет приятно знать, что наш праздник научил ценить и беречь хлеб, относиться к нему с уважением. Ещё приятнее будет, если в будущем выберете профессию агронома.

8. Чаепитие. На столе разные хлебобулочные изделия, в том числе каравай хлеба.

Выполнила и провела классный час Казанцева Светлана Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ «Таушкасинская СОШ»

Цивильского района Чувашской Республики

  • Рассказ о труде для детей
  • Рассказ о университете на английском с переводом
  • Рассказ о труде 5 класс однкнр кратко
  • Рассказ о улыпе 5 класс
  • Рассказ о труде 2 класс литературное чтение