Рассказ о туре хейердале география 5 класс

  • Энциклопедия
  • Люди
  • Тур Хейердал

Детство и юношество

Тур Хейердал, будущий путешественник – океанолог, исследователь материков, появился на свет 6 октября 1914 года в Норвегии, в городе Ларвик. Семья его родителей была зажиточной и уважаемой, где кроме него было еще шестеро детей. Отец был собственником пивоварни, а мать служила в музее антропологии.

Будучи еще ребенком, мальчик, благодаря стараниям матери, познакомился с трудами Дарвина, а благодаря отцу, путешествовал по странам Европы.

Одним из детских интересов Тура было увлечение зоологией. Ради этого, в доме им был организован музей с чучелами животных, где самым ярким экспонатом было чучело гадюки. Изучая мир обитателей водной стихии, Тур Хейердал едва не утонул, и страх к воде, после этого, всегда сопровождал его. Но в 22 года он победил этот страх, упав в реку и самостоятельно выбравшись на берег.

В 1933 году Тур поступил в столичный университет на факультет географии и естественных наук, где встретился со знаменитым исследователем Бьерном Крепелином, который познакомил его с народностью и культурой Полинезии и этим предопределил будущее юного ученого.

Научная и исследовательская жизнь

Молодой выпускник университета, Тур Хейердал, вместе с супругой, посетил остров Таити, отправившись туда в 1937 году. На острове супруги изучали мир животных и растений, постигали культуру таитян, учились жить без всяких благ современности. Впоследствии, путешественником была написана книга «Путешествие в рай», о жизни на Таити.

В 1940 году Тур начал экспедицию вдоль побережья Колумбии, с тем, чтобы глубже изучить жизнь и историю индейских племен, но Вторая мировая война не позволила ученому и дальше проводить свои исследования. Хейердал добровольцем пошел на защиту страны от фашистов, для этого он в Британии прошел курсы радистов. За храбрость, проявленную в трудное время, Тур был удостоен высокой награды.

После окончания войны, Туром Хейердалом была собрана научная экспедиция в Полинезию, в составе еще пяти ученых, для подтверждения своей теории о первоочередном заселении полинезийских островов американцами. Смастерив плот с парусами, и дав ему название «Кон-Тики», путешественники отправились в плавание по Тихому океану к берегам Полинезии, которые им удалось достичь через сто один день.

О своих наблюдениях и исследованиях Тур Хейердал рассказал в следующем труде «Путешествие на Кон-Тики». Эта работа была переведена на множество иностранных языков, по ее мотивам Хейердалом был снят документальный фильм о жизни мореплавателей, который удостоился награды «Оскар».

В дальнейшем норвежским путешественником был изучен остров Пасхи и выпущен очередной бестселлер. С помощью пяти коллег и российского путешественника Юрия Сенкевича, Хейердал построил из папируса судно под парусами. На нем группа совершила в 1970 году очередное путешествие к берегам Америки, с целью доказательства высокого мастерства древнеегипетских мореплавателей в области судостроения. В течение дальнейших исследований, ученым были произведены раскопки и изучена история народностей на Мальдивах и Канарах, а затем оставлены научные труды. В 2000 году путешественник посетил побережье Азовского моря, для доказательства своей версии о переселении древних приазовских племен на территорию Скандинавии, чем навлек на себя поток осуждений. Но никто так и не сумел доказать обратное.

Конец жизненного пути

Жизнь Тура Хейердала оборвалась после продолжительной болезни в 2001 году, в итальянском городе Апассио, где он и похоронен. На его могиле, в знак благодарности, соотечественниками был воздвигнут памятник.

Доклад №2

Однажды небольшая группа увлеченных романтиков и исследователей решила пройти Тихий океан на плоту из деревьев, бальсовых,  древесина которых очень прочна, но легче пробки. Срубили 9 деревьев и, как это делали индейцы, сняли с них кору. Это была основа плота. Поперек сверху положили еще девять, но меньше. Чтобы улучшить качество плота и увеличить его скорость, построили в центре палубы небольшую хижину из бамбука, сделали острый нос и поставили мачту с парусом.

Плот должен был быть изготовлен без применения единого гвоздя, болта и заклепки, а значит без жестких креплений. Все части плота были связаны между собой веревками с жесткими узлами. На готовое судно пришло смотреть много любопытных. Никто не верил в удачу этих ребят. Церемония перед отплытием была свершена с помощью кокосового молока и букета подсолнечников – в честь белого бога солнца древних инков Кон-Тики, что управлял народом в те времена.

О великом Тики рассказывали, что он пришел с предками в эти края и земли с востока. В честь него и назвали судно. По его пути и пошел корабль. 101 день боролись они с волнами, солнцем и океаном. Пережили две бури, питались рыбой и пили дождевую воду. Наконец им встретился пролетающий недалеко фрегат. Это значило земля близко, и вскоре они действительно взошли на берег. Они проделали путь почти в 7000 км. Как от Москвы до Камчатского края. Путешествие на плоту по Тихому океану сделало этих ребят известными на весь мир.

Капитаном их был Тур Хейердал, исследователь, увлеченный миром науки. Весь этот эксперимент стал доказательством его теории о предках индейцев, пересекавших океан на самодельных плотах и о наличии кокосовых пальм, семена которых завезли на острова люди. Это плавание стало визитной карточкой Тура Хейердала. Не только замечательные книги, исследования и другие приключения, а именно этот переход по Тихому океану принёс ему мировую известность

5 класс

Тур Хейердал

Тур Хейердал

Популярные темы сообщений

  • Творчество Ги де Мопассана

    Являясь последователем творчества Гюстава Флобера, Мопассан стремился поддерживать ценности своего наставника, а это рассказ о менталитете, культуре и жизни различных социальных слоёв,

  • О шиповнике

    Растение шиповник — это многолетний кустарник. Среди обычного народа его называют просто дикой розой. Шиповник распространен на территории России там, где преобладает умеренный, теплый климат. Увидеть, как цветет этот кустарник можно, если отправится

  • Древний восток

    Знакомство с предметом история, в школьной программе, каждый человек (будучи ребёнком) начинает с большого раздела, который называется Древний Мир. В этом разделе Древний Восток занимает большую часть и является синонимом Древнего

  • Метеориты

    Метеори́тами называются небесные тела, упавшее на поверхность Земли. Метеориты являются частью более крупного метеорного тела Солнечной системы. Основными источниками их являются астероиды и кометы.

  • Северная война

    Забегая наперед, хотелось бы сказать, что Северная война имела достаточно положительные последствия для нашей страны, поскольку поспособствовала тому, что Петр 1 сумел «прорубить окно в Европу».

Тур Хейрдал

Хейердал Тур биография

6 Октября 1914 – 18 Апреля 2002 гг. (87 лет)

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 71.

Тур Хейрдал (1914–2002 гг.) — норвежский путешественник, археолог, историк и писатель, которого нередко называют Колумбом ХХ века. Если кратко, Тур Хейердал получил 11 почетных степеней американских и европейских университетов, его документальный фильм «Кон-Тики» был награжден Оскаром, а опубликованные книги послужили источником вдохновения для юных мечтателей во всем мире.

Детство и юность

Тур Хейердал появился на свет 6 октября 1914 года в небольшом норвежском городке Ларвик. Глава семьи занимался пивоварением на собственной небольшой пивоварне, а мать работала в музее антропологии. Именно она смогла привить сыну любовь к природе, пробудила в нем страсть к исследованию окружающего мира.

В детстве Тур чуть было не утонул и еще долгое время панически боялся воды. Но в 22 года, когда случайно упал в реку, парень нашел в себе силы справиться с собственным страхом и самостоятельно выбраться на берег.

В 1933 году юноша поступил на естественно-географический факультет университета в Осло. В краткой биографии Тура Хейердала нельзя не упомянуть о судьбоносной встрече с норвежским путешественником Бьерном Крепелином, который в годы Первой мировой войны жил в Полинезии, на Таити. Получив доступ к богатейшей коллекции Крепелина, Тур самостоятельно изучил культуру и историю Полинезии. Это знакомство предопределило будущее студента, решившего посвятить себя путешествиям.

Полинезия

Во время учебы в университете Хейердал познакомился с учеными-зоологами, которые работали над проектом по исследованию фауны удаленных полинезийских островов. Их волновал вопрос, как на этих островах оказались материковые животные. Хейердал взялся за выполнение этого задания.

В 1937 году Тур с молодой женой Лив отправился на Таити, где в течение месяца жили у приютившего их местного вождя. Освоив науку выживания в условиях дикой природы, исследователи отправились на изолированный остров Фату-Хива. Молодожены прожили год вдали от цивилизации, собирая ценную информацию о флоре и фауне острова. В дальнейшем Хейердал написал об этом книгу «В поисках рая».

Вторая мировая война

В попытках отыскать следы морских путешественников эпохи каменного века, не достигших Полинезии, Хейердал оказался в Канаде. Он принялся знакомиться с жизнью местных индейцев, но его исследованиям помешало известие о Второй мировой войне.

Как истинный патриот, он тут же отправился в Европу, чтобы освободить родную страну от нацистов. В Британии Тур прошел обучение в диверсионной радиошколе и в составе союзнической армии освобождал оккупированную немецкой армией Норвегию. Был участником Петсамо-Киркенесской десантной операции.

Экспедиция «Кон-Тики»

В 1946 году Хейердал выдвинул смелую гипотезу о том, что Полинезия была заселена людьми из Америки, а не из Юго-восточной Азии, как это считалось ранее. Чтобы доказать свою правоту, исследователь собрал небольшую экспедицию, состоящую из шести человек.

Прибыв в Перу, путешественники построили примитивный плот, который назвали «Кон-Тики». Выйдя в Тихий океан, они за 102 дня преодолели 8000 км и достигли полинезийских островов Туамоту. Так Хейердал доказал, что даже на простом плоту в древности люди могли относительно безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении.

Его книга «Кон-Тики» была переведена на 66 языков мира, документальный фильм об этом удивительном путешествии получил «Оскар». Тур Хейердал, биография которого полна интересных фактов и приключений, воодушевил многих путешественников повторить его опыт.

Норвежский мореплаватель до конца своих дней участвовал в путешествиях по всему миру. Им были исследованы древние курганы на Мальдивах, остров Пасхи, пирамиды Гуимар на Тенерифе, Кавказ. Несмотря на то, что многие гипотезы Хейердала неизменно вызывали споры в научных кругах, отважному мореплавателю удалось поднять общественный интерес к древней истории во всем мире.

Личная жизнь

Тур Хейердал был трижды женат. С первой супругой, Лив Кушерон-Торп, он познакомился в университете и тут же отправился в полинезийскую экспедицию. Со временем этот брак, в котором родились двое сыновей, распался.

Второй женой Тура стала Ивонн Дедека-Симонсен, подарившая ему трех дочерей. Женщина неизменно сопровождала супруга в самых рискованных экспедициях, но и этот брак распался.

В третий раз Хейердал связал себя узами брака уже в преклонном возрасте. 77-летний путешественник женился на молодой француженке Жаклин Бир, которая скрасила его последние годы жизни.

Тур Хейердал ушел из жизни 18 апреля 2002 года в возрасте 87 лет. Причиной смерти стала опухоль мозга.

Тест по биографии

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка по биографии

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 71.


А какая ваша оценка за эту биографию?

Тур Хейердал

Краткая биография

Тур Хейердал

Жизнь Тура Хейердала началась в Норвегии в 1914 году. Всегда интересовавшийся естественными науками молодой человек обучался в университете Осло, отдавал предпочтенье зоологии и истории и всерьез увлекся вопросами о том, каким образом попадали на отдаленные острова Полинезии животные с континентов. Его манили острова, которые еще не были сильно затронуты цивилизацией. Женившись в 1936 г., он вместо свадебного путешествия отправился с молодой женой на Маркизские острова, где новая семья прожила около года.

Именно в первом путешествии у Хейердала сначала в воображении, а затем и в реальности возникли контуры его будущих экспедиций, которым он посвятил всю свою жизнь. После Второй мировой войны он начинает осуществление своих замыслов: доказать, что, не имея в своей культуре ничего подобного килевым судам, только на плотах из местного дерева, представители доинкской цивилизации могли пересекать океан и добираться до островов в Тихом океане, а значит, могли дать начало полинезийской расе. На плоту «Кон-Тики» он стартовал от побережья Перу
и достиг островов Туамоту. В дальнейшем метод доказательств путей переселения народов на собственном примере еще не раз был осуществлен: на папирусных лодках «Ра» и «Ра II» он с командой в 1969–1970 гг. пытался пересечь Атлантический океан. Это удалось только экспедиции на «Ра II», которая, выйдя из Марокко, благополучно закончила свой рейс на о. Барбадос в Карибском бассейне.

В дальнейшем многие организованные Хейердалом экспедиции были раскритикованы разными учеными, которые считали, иногда не без основания, эти мореплавания только авантюрами. Тем не менее Тур Хейердал упорно держался своей точки зрения, набирал в экспедиции многонациональные команды, показывая, что люди могут и должны сотрудничать на благо общих интересов. Последнее путешествие Хейердала на тростниковой лодке «Тигрис» не закончилось. Оно прервалось в знак протеста Хейердала и экипажа «Тигриса» против военных действий: мореплаватели сожгли свою лодку. Тур Хейердал умер в 2002 году в Италии, где жил в последние годы.

На плоту и лодках через океаны

В послевоенной Европе молодого норвежца, имеющего только степень бакалавра, но пытающегося доказать свои собственные идеи о переселении народов, многие ученые не восприняли всерьез, сочтя его действия авантюрой, и не больше. Он пытался проверить легенду о том, что предками жителей Полинезии были белокожие люди с длинными бородами с южноамериканского материка, которые жили там еще в доинкскую эпоху, а позднее ушли, уплыли в океан и не вернулись. Самым уязвимым местом в теории Хейердала было то, что у индейцев того доисторического времени не было килевых судов, способных выдержать волнение. Зато они перемещались вдоль берега на легких плотах из дерева бальсы: оно было распространено от Мексики до Боливии, его древесина легче воды и очень прочная. Однако было также известно, что древесина бальсы хорошо впитывает воду, поэтому плавать на таком плоту на большие расстояния просто невозможно: плот в какой-то момент может пойти ко дну. Хейердал предложил построить подобный плот и попробовать на нем поплыть в открытый Тихий океан от побережья Перу до островов Полинезии. До ближайшего острова Пасхи было около 4000 миль (морская миля равна 1853 м). Хейердал собирался проплыть дальше. Но как? Плот оснащен только парусом, маневрировать на нем сложно, значит, следует полагаться только на волю волн, т. е. на направление попутных течений. Таким было холодное Перуанское течение (оно также называется течением Гумбольдта), направляющее свои воды к островам Туамоту, и идущее выше северное пассатное течение.

Тур Хейердал на «Кон-Тики». Июнь 1947 г.

Тур Хейердал на «Кон-Тики». Июнь 1947 г.

Тур Хейердал никогда не был искателем приключений, по его словам, но иначе как романтической авантюрой это предприятие было назвать трудно. Набрав команду из своих друзей и нескольких новых людей, он отправился в Южную Америку, где был выстроен плот из нескольких бревен бальсы. Будущие мореплаватели хотели сделать его максимально приближенным к древним чертежам и рисункам: для скрепления бревен использовались только веревки, поскольку инки не употребляли для этого ни железа, ни гвоздей, ни металлических скоб. Пришлось делать в бревнах желобки, которые помогали веревкам не скользить и держать все сооружение. Между бревнами оставляли зазоры, в которые могла бы свободно проходить вода, не утяжеляя плот. Весь скарб экспедиции размещался в небольшом укрытии с крышей. В середине стояла мачта с парусом, использовались весла. Плот назвали «Кон-Тики».

Рисунок плота из дерева бальсы, взятый за основу при строительстве «Кон-Тики»

Рисунок плота из дерева бальсы, взятый за основу при строительстве «Кон-Тики»

В мае 1947 года «Кон-Тики» не без приключений наконец-то отчалил от берегов Перу, пытаясь с попутным течением и ветрами достичь островов центральной части Тихого океана. Каждому из шести членов экипажа приходилось нести вахту, сменяясь через каждые 2 часа. Недоброжелатели предсказывали, что плот потонет, напитавшись водой, но как будет вести себя древесина в действительности, никто не предполагал. Даже сам Тур Хейердал, который безоговорочно верил в успех своего вояжа, признался, что спустя неделю плавания он отковырнул ножом кусочек дерева, чтобы посмотреть, насколько оно впитало морскую воду: тот был тяжел и камнем пошел ко дну. Правда, потом, сделав надрез, Тур Хейердал обнаружил, что дерево пропиталось водой всего на несколько сантиметров, оставаясь в середине сухим и легким. Опасность утонуть от намокания плота им не грозила.

Однако оставались другие сложности: веревки могли перетереться, крепление плота ослабнуть. Но и этого счастливо удалось избежать. Путешественники сначала хотели взять на борт только те продукты, которые могли бы служить пищей и для древних инков, но в конце концов передумали, запасшись военными сухими пайками и употребляя в пищу то, что могли выловить в открытом море. Через почти 2 месяца они заметили птиц, летящих, очевидно, с суши. Вскоре появились и острова на горизонте, это были атоллы островов Туамоту, но мореплаватели не могли повернуть к ним: их движущей силой были только волны и попутные ветра. Оказалось, что одной из самых сложных задач было не доплыть до суши, а именно подплыть к ней, пристать к берегу.

На борту «Кон-Тики» мореплаватели провели 101 день

На борту «Кон-Тики» мореплаватели провели 101 день

В результате нескольких попыток причалить «Кон-Тики» вынесло на рифы, но не разбило, а сплющило силой падающих сверху огромных волн. Вброд и вплавь перенесли они свои вещи с покореженного плота на твердую землю. Так плавание на «Кон-Тики» закончилось. Путешественники мгновенно стали героями дня, об их экспедиции писали все газеты. Ученые признали, что гипотеза Хейердала имеет право на жизнь, хотя остальные многочисленные факты все равно не подтверждали южноамериканское происхождение полинезийцев.

Путь «РА» и «РА II»

«РА» и «РА II»

Тур Хейердал начал думать о новом путешествии. Теперь его целью был Атлантический океан, который он собирался пересечь на папирусной лодке «Ра», названной так по имени египетского бога Солнца. Основной идеей было доказать, что во времена Древнего Египта было возможно мореплавание к берегам нового континента. Об этом могли говорить сходство египетских и мексиканских пирамид, сходные методы мумификации умерших, иероглифическая письменность…

Папирус с озера Тана был скреплен в «бунты», связки, которые послужили деталями конструкции лодки «Ра»

Папирус с озера Тана был скреплен в «бунты», связки, которые послужили деталями конструкции лодки «Ра»

И опять был так любимый Туром Хейердалом практический эксперимент. На этот раз Хейердал решил идти в своих исследованиях до конца и взял только ту пищу, которую могли употреблять в пути древние финикийцы (Хейердал полагал, что именно они, являясь на тот момент лучшими мореходами, совершили подобное плавание). «У нас пятьдесят амфор, и в них не только питьевая вода, но и рис, египетские сухари, сушеные фрукты, масло, сахар. Так питались подданные фараона. Так же станем кормиться и мы», – писал в дневнике итальянец Карло Маури, знаменитый путешественник и фотограф, вошедший в число членов экспедиции. Старт был взят от побережья Марокко. Экипаж был полностью интернациональным: норвежец, американец (единственный профессиональный моряк), египтянин, мексиканец, русский, итальянец, африканец из Чада. Папирус для лодки удалось найти на озере Тана в Эфиопии, у начала истоков Голубого Нила. 25 мая 1969 г. плавание началось. К сожалению, оно не увенчалось успехом, так как спустя 55 дней, немного не дойдя до островов Французской Гвианы лодка «Ра» затонула, всего в 500 милях от американского побережья, пройдя при этом почти весь океан при попутном пассате, используя Канарское течение.

Лодка «Ра II» в экспозиции музея «Кон-Тики» в Осло

Лодка «Ра II» в экспозиции музея «Кон-Тики» в Осло

Это не смутило ни капитана, ни экипаж, и через год, в 1970 году, они почти в том же составе предпринимают вторую попытку на новой лодке «Ра II». На этот раз для постройки привлекли индейцев с озера Титикака в Южной Америке, только у них оставались навыки техники вязания тростниковых лодок. Однако в первый поход «Ра» выяснилось, что папирус, как и прежде дерево бальса, все же впитывал воду и становился тяжелее, погружаясь в воду больше требуемого. Тогда было решено использовать жидкий битум для того, чтобы «просмолить» лодку и придать ей прочность. При внимательном ознакомлении с Библией выяснилось, что такой способ применяли и древние жители Средиземноморья, так же поступил Ной при строительстве своего ковчега. Так и сделали на «Ра II». Путешествие продолжалось 57 дней и закончилось на острове Барбадос в Карибском море, хотя удача опять не всегда была благосклонна к экспедиции: непогода, случившаяся почти на подходе к Карибам, повредила корабль, руль и весла были сломаны. Тем не менее, эксперимент удался.

Интернациональный экипаж «Ра II»

Интернациональный экипаж «Ра II». На переднем плане: Норман Бейкер (США),
Тур Хейердал (Норвегия), Юрий Сенкевич (СССР), Карло Маури (Италия). 1970 г.

У следующей морской эпопеи Хейердала была несчастливая судьба. Камышовая лодка «Тигрис» была построена в 1977 году по подобию древнейшего судна шумеров. Лодка – более сложная и маневренная, чем «Ра», была сплавлена по рекам Ирака к Персидскому заливу. Оттуда Тур Хейердал намеревался пройти к побережью Пакистана (устью р. Инд), а затем через Индийский океан к берегам Африки, подтверждая тем самым возможность контактов представителей цивилизаций Междуречья, Нила и Инда 5000 лет назад. Преодолев 6800 км, «Тигрис» столкнулся с большими проблемами. На сей раз это были не рифы, непогода или недостатки конструкции лодки. «Тигрис» оказался в зоне современных военных действий: началась война в районе Африканского Рога. В знак протеста против войны лодку было решено сжечь у входа в Красное море.

«Ра II» попадала и в непогоду, и в шторма, но выдержала и прошла через Атлантический океан

«Ра II» попадала и в непогоду, и в шторма, но выдержала и прошла через Атлантический океан

Вклад в географию

Предками полинезийцев все-таки принято считать не выходцев из Южной Америки, а обитателей Ост-Индии. Несмотря на то, что экспедиция Тура Хейердала доказала возможность посещения индейцами островов Тихого океана, археологические находки и биологические и лингвистические исследования позволяют говорить о родстве полинезийцев именно с жителями Малайзии и Новой Гвинеи. Предки полинезийцев, скорее всего, приплыли сюда через архипелаг Фиджи.

Лодка «Тигрис» совершала плавание под флагом ООН. 1978 г

Лодка «Тигрис» совершала плавание под флагом ООН. 1978 г

Поделиться ссылкой

Выдающийся норвежский путешественник, этнограф и археолог.

Родился в небольшом городке Ларвик неподалеку от Осло (Норвегия). В 1933 г. Хейердал поступил на зоологический факультет университета в г. Осло. Через 3 года он со своей женой отправился на Маркизские острова в Тихом океане, где несколько месяцев занимался изучением местной флоры и фауны. Исследования прервала Вторая мировая война, в которой Хейердал сражался за освобождение Норвегии и был удостоен награды за храбрость. Приобретенные навыки способствовали успеху его дальнейших экспедиций.

Тур Хейердал

Мировую известность принесли ему экспедиция на плоту «Кон-Тики» в 1947 г. через Тихий океан, доказавшая возможность заселения островов Полинезии выходцами из Южной Америки, и экспедиции от берегов Египта через Атлантический океан на папирусных лодках «Ра» в 1969–1970 гг., продемонстрировавшие возможность проникновения египтян на американский континент за тысячи лет до Христофора Колумба. Хейердалу принадлежат также открытия долины древних пирамид в Перу и пирамид древнего народа гуанчо на Канарских островах.

Результаты экспедиций легли в основу написанных им книг по истории древних цивилизаций и расселению людей в древности.

Тур Хейердал вплоть до своей смерти продолжал активно заниматься научной деятельностью, читать лекции и консультировать новое поколение исследователей.
Мировую известность принесли ему экспедиция на плоту «Кон-Тики» в 1947 г. через Тихий океан, доказавшая возможность заселения островов Полинезии выходцами из Южной Америки, и экспедиции от берегов Египта через Атлантический океан на папирусных лодках «Ра» в 1969–1970 гг., продемонстрировавшие возможность проникновения египтян на американский континент за тысячи лет до Христофора Колумба. Хейердалу принадлежат также открытия долины древних пирамид в Перу и пирамид древнего народа гуанчо на Канарских островах.

Результаты экспедиций легли в основу написанных им книг по истории древних цивилизаций и расселению людей в древности.

Тур Хейердал вплоть до своей смерти продолжал активно заниматься научной деятельностью, читать лекции и консультировать новое поколение исследователей.

Хейердал Тур (06.10.1914 – 18.04.2002) – норвежский путешественник, археолог, автор книг о собственных путешествиях и исследованиях. Известен своими авантюрными морскими экспедициями на древних лодках и плоту.

Начало карьеры путешественника

Тур родился в небольшом норвежском городе Лаврик. Отец содержал пивоварню, мать была работником антропологического музея. С ранних лет мальчик интересовался жизнью животных, теорией эволюции. Даже создал мини-музей у себя дома и лучшим экспонатом в нем считал гадюку. В детстве Тур дважды едва не утонул, поэтому имел сильную боязнь воды, и вряд ли бы тогда он поверил, узнав, сколько времени ему придется провести в морских путешествиях. Только в возрасте 22 лет, когда он случайно оказался в реке и смог выплыть, страх воды его покинул.

В 1933 году Хейердал стал студентом географического отделения столичного университета. В Осло он встретил с Б. Крепелина, известного путешественника, который за время проживания в Полинезии собрал уникальную коллекцию книг. Это знакомство оказалось судьбоносным для Хейердала, повлияв на его профессиональный выбор. Он много времени проводил за изучением книг Крепелина, интересовался историческими и культурными особенностями развития Полинезии.

В конце 1936 года Тур женился на Лив Кушерон-Торп, она училась на экономическом факультете того же университета. После бракосочетания молодые отправились в Марсель, откуда отплыли в Таити. Целью путешествия было изучение возможности выживания в условиях дикой природы. Первый месяц они прожили у местного вождя, потом перебрались на отдельный остров Фату-Хива, относящийся к Маркизским островам. В течение года Тур и Лив прожили в естественных условиях, не пользуясь благами цивилизации, пока не были вынуждены обратиться за врачебной помощью из-за появления язв на ногах. Поправившись, они вернулись на остров, но были встречены открытой неприязнью местных жителей. Пара приняла решение возвращаться домой.

Тур Хейердал
Т. Хейердал с первой супругой Лив

О жизни на Фату-Хива Тур написал свою первую книгу в 1938 году – «В поисках рая». После публикации произведению не было отдано должного внимания из-за начинавшейся войны, но позже, став известным путешественником, Тур подготовил к изданию обновленный вариант, получивший название «Фату-Хива».

К началу Второй мировой войны Хейердал оказался в Канаде, где изучал жизнь индейцев, искал следы азиатских моряков каменного века. Узнав о войне, он бросил исследования и примкнул к армейским рядам. Обучался в английской радиошколе, после чего готовился попасть в оккупированную Норвегию. По дороге его отряд подвергся нападению фашистских подводных лодок, но отбился с помощью кораблей советского флота. По прибытии Хейердала в Норвегию война закончилась.

Экспедиция Кон-Тики

Идея путешествия на плоту через океан пришла ему во время изучения истории Полинезии. Тогда существовали лишь предположения о существовании контактов между полинезийскими и южноамериканскими землями. Об этом свидетельствовали легенды, летописи и древние изображения индейских плотов. Хейердал был намерен доказать этот факт на собственном примере.

В 1947 году он собрал экспедицию, в которую вошли: радиоинженер К.Хаугланд, этнограф Б. Даниельссон, художник Э. Хессельберг, радист Т. Робю, инженер Г. Ватцингер. Команда отправилась в Перу, где из бревен был построен плот, названный именем героя полинезийских легенд – Кон-Тики. Затея воспринималась большинством скептически, членов экспедиции считали самоубийцами. Но путешественники верили в успех операции.

Плавание длилось 101 день. Преодолев восемь тысяч километров, плот подошел к островам Туамоту. Хейердал с единомышленниками доказали, что простой плот может пересечь Тихий океан с помощью течения и попутного ветра. История Кон-Тики имела большой успех, некоторые пытались повторить его опыт. Одноименная книга была издана более чем на 60 языках мира, а в 1952 году документальный фильм о путешествии получил «Оскар».

Тур Хейердал
Необыкновенное и нашумевшее путешествие «Кон-Тики», 1947

Выдающиеся исследования

Следующим крупным исследованием стал остров Пасхи, куда Хейердал отправился на раскопки в 1955 году. С группой археологов он пробыл там несколько месяцев. Группа составила множество отчетов об экспедиции, которые стали основой для дальнейших научных изысканий на острове. Тур написал об этом месте очередную снискавшую популярность книгу «Аку-Аку». Позже, в 1989 году, он опубликовал книгу с более детальным описанием своей теории под названием «Остров Пасхи: разгаданная тайна».

В 1969-1970 годах объектом исследования Хейердала стала возможность пересечения древними мореплавателями Атлантического океана. По древнеегипетскому макету из папируса была построена лодка «Ра», которая вышла в океан с марокканского берега Африки. Однако из-за несовершенной конструкции у судна возникли серьезные проблемы, и команде пришлось вернуться. Вторая попытка на лодке «Ра-II» оказалась успешной, судно причалило к берегу Барбадоса. И снова путешествие было отражено в книге «Экспедиции на «Ра», а также в документальной кинокартине.

Тур Хейердал
Т. Хейердал (справа) с командой «Ра», 1969

В 1977 году путешественник решил доказать существование торговых и миграционных связей между Древней Месопотамией и местности, относящейся к современному Пакистану. Для этого была сооружена лодка из тростника, названная «Тигрис». В целом плавание удалось, и миссия была выполнена, но перед Красным морем судну пришлось остановиться. После 4,5 месяцев путешествия команда сожгла его, выразив тем самым протест против начинавшихся военных действий в этом районе.

В 80-х годах Тур работал в археологической экспедиции на Мальдивских островах, во время которой было обнаружено много ценных находок. О них он поведал в книге «Мальдивская загадка». Изучал пирамиды острова Тенерифе в 1991 году. В 2000 – проводил исследования в России недалеко от Азовского моря. Целью был поиск остатков цивилизации Асгарда. Эти раскопки подверглись резкой критике научным сообществом. Хейердал уверял, что скандинавские народы имеют свои корни в азербайджанской земле. Несколько раз посещал Азербайджан. В селе Киш у церкви находится его памятный бюст.

Последние годы

Хейердал до последнего дня был занят многочисленными исследованиями. В 1991 году женился в третий раз. Ранее, после 12 лет первого брака, в котором родились два сына, в 1949 году Тур развелся с женой и вступил в брак с Ивонной Дедекам-Симонсен. В этой семье родились три дочери. Третья жена путешественника – актриса Жаклин Бир была младше его на 18 лет. Супруги жили на Тенерифе. Скончался Хейердал в 2002 году из-за опухоли мозга.

Тур Хейердал

Несмотря на постоянную критику в свой адрес, Хейердал был известным и уважаемым путешественником, ему были присуждены многочисленные награды в знак признания. В 1999 году Хейердала объявили самым известным норвежцем. В Норвегии ему установлен памятник, открыт музей. В 2011 году новый фрегат норвежского флота был назван в его честь.

Хейердалу удалось пробудить интерес к культуре и истории народов мира, он был доктором наук нескольких университетов мира. Последователи собирали повторные экспедиции, а его книги стали бестселлерами.

Признание трудов

Награда Год
Медаль Ретциуса (Швеция) 1950
Медаль Мунго Парка (Шотландия) 1951
Медаль Бонапарта-Уайза (Франция) 1951
Орден Святого Олафа (Норвегия) 1951, 1970
Медаль Буша Кента Кейна (США) 1952
Орден «За выдающиеся заслуги» (Перу) 1953
Медаль «Вега» (Швеция) 1962
Медаль Ломоносова (СССР) 1964
Медаль Королевского географического общества (Великобритания) 1964
Награда «За выдающиеся заслуги» (США) 1966
Орден «За заслуги» (Египет) 1971
Премия Кирилла и Мефодия (Болгария) 1972
Премия Пехлеви (ООН) 1978
Орден Золотого ковчега (Нидерланды) 1980

  • Рассказ о федоре шаляпине 6 класс по музыке
  • Рассказ о тур хейердал
  • Рассказ о федоре ивановиче шаляпине
  • Рассказ о федоре ивановиче тютчеве 5 класс
  • Рассказ о тундровом лебеде