Рассказ о творчестве баратынского

Евгений Баратынский — биография


Евгений Баратынский – известный российский поэт 19-го века, современник Пушкина, Жуковского, Лермонтова. Широкую известность поэту принесли поэма «Эда», стихотворения «Последний поэт», «Муза», «Чудный град порой сольется» и многие другие.

Детство и юность

Евгений родился зимой 1800-го года в семье отставного генерал-лейтенанта. Родители будущего поэта принадлежали к известным дворянским родам. Абрам Баратынский в свое время состоял в свите Павла I. Александра, мать поэта, получила хорошее образование – женщина перед замужеством обучалась в Смольном институте благородных девиц. Александра Баратынская (в девичестве Черепанова) служила еще самой императрице Марии Федоровне и была у последней на хорошем счету.

За многолетнюю службу во благо царского дома супругам было пожаловано имение Вяжля, что находилось в Тамбовской губернии. Здесь и родился Евгений, которому было суждено стать старшим из восьми детей Абрама и Александры. Спустя несколько лет после рождения будущего поэта в семье Баратынских состоялся раздел имущества. Абрам с супругой и детьми едет на окраину Вяжли. Здесь близ живописного оврага была возведена барская усадьба, получившая название Мара. В этом красивом месте Евгений и другие потомки рода Баратынских провели первые годы своей жизни.

Евгений начал увлекаться литературой в раннем детстве. В родовой усадьбе родителей он написал элегию «Запустение». Произведение было посвящено воспоминаниям автора.

Евгений Абрамович Баратынский

Как и у многих современников поэта, в детстве у него и его братьев был гувернер. Гувернером в доме Баратынских служил итальянец по имени Джьячинто Боргезе. Спустя много лет Евгений посвятит своему воспитателю стихотворение «Дядьке-итальянцу».

В семье поэта говорили преимущественно на французском языке. Первая корреспонденция молодого воспитанника петербургского пансиона написана по-французски. В восьмилетнем возрасте мальчик начал изучать немецкий язык. В двенадцать он поступил в Пажеский корпус. В то время многочисленное семейство Баратынских проживало в Петербурге.

В 1810-м году умер отец семейства и матери с детьми пришлось вернуться в родовое поместье. Евгений готовился поступить в престижный университет, процесс подготовки курировала его мать. Баратынский-младший часто писал домой. Его письма матери были полны грусти и депрессивных мыслей – в те времена молодой человек увлекался философией, но готовил себя к службе на флоте.

Стать военным Евгению так и не было суждено. В 1814-м году за плохую дисциплину юношу оставили на второй год. Впрочем, Баратынский-младший со своими друзьями мало интересовались уроками – куда интереснее им было предаваться проказам и розыгрышам. Ребята называли себя представителями «Общества мстителей». На уроках они не учились, а издевались над нелюбимыми педагогами. Чаще всего забавы приятелей плохо кончались. К примеру, однажды друзья выкрали у отца студента дорогую табакерку и деньги.

В итоге вся компания была исключена из Корпуса за кражу, при этом ребята не могли поступить в другое учебное заведение. Служить на военной службе они могли только простыми солдатами. Таким образом изменилась дальнейшая биография Баратынского – вместо военного он стал литератором. Молодой человек вернулся в родное поместье и стал заниматься литературой.

Хорошую военную карьеру сделал брат Евгения Ираклий. Юноша успешно окончил Пажеский корпус, на службе он смог получить звание генерала-лейтенанта. После этого Ираклий Баратынский занял пост губернатора Ярославля, а потом и Казани.

Литературная карьера

Публиковать свои первые произведения Баратынский начал в 1819-м году. Современники высоко ценили творческий талант молодого поэта. Его лирические стихи были полны драматизма и надрывности. Начало 19-го века – эпоха Байрона и романтизма, поэтому произведения чувствительного юноши нашли такой отклик в сердцах читателей.

Литературные критики и обычные читатели отмечали, что творчество Баратынского отличает изящный слог и красота речи.

Антон Дельвиг стал первым, что оценил огромный творческий потенциал молодого поэта. При этом Баратынский даже не догадывался, что лицейский друг прихватил его сочинения для личного прочтения. Стихотворным талантом Евгения не уставали восхищаться Николай Гнедич, Петр Плетнев, Василий Жуковский и даже сам Александр Пушкин.

Евгений Абрамович Баратынский

Известность молодому поэту принесли многочисленные лирические стихотворения, а также поэма «Эда». Поэму Евгений написал в Финляндии, где в течение пяти лет служил в чине унтер-офицера. Северная природа вдохновила поэта на создание многочисленных стихов. Нашел он вдохновение и в лице графини Аграфены Закревской, супруги местного чиновника.

Интересно, что несмотря на огромный лирический талант, Баратынский был совершенно безграмотным. Он прекрасно владел немецким, итальянским и французским языками, но вот грамматики русского не знал совершенно. Единственным знаком препинания в его творениях становилась запятая. Даже предложения в стихах автор завершал запятой. В итоге перед публикацией все сочинения поэта просматривал и редактировал Дельвиг.

Даже собственную фамилию Евгений писал по-разному. Под первыми стихами он подписывался как «Баратынской», в последнем стихотворном сборнике автор стал уже «Боратынским».

Несмотря на огромный талант, творчество Баратынского временами подвергалось жесткой критике. К примеру, декабристы упрекали Евгения в том, что на него слишком влияет классицизм. Критиковали поэта и за отсутствие гражданской позиции. Критики считали, что стихи автора наполнены излишним романтизмом, а вот читатели были другого мнения. В конце жизни Баратынский редактировал свои ранние творения – он убирал из текстов лиричность и накатанность стиля. Этого его современники тоже не могли понять.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Евгений устроил свою личную жизнь достаточно рано. Его супругой стала дочь генерал-майора Анастасия Энгельгардт. Женитьба на богатой невесте позволила молодому человеку занять прочное место в светском обществе. В приданное Анастасия получила богатые имения, в том числе и подмосковное поместье Мураново. В дальнейшем именно здесь обоснуется молодая семья. В настоящее время в имении действует музей имени Тютчева. Здесь был возведен дом, построенный по плану Баратынского. Евгений разбил здесь густой лес.

Евгений Абрамович Баратынский

Венчание произошло летом 1826-го года. На тот момент жениху было около 26 лет, а его невесте – 22 года. По тем временам Анастасия считалась взрослой и зрелой женщиной. Супруга Баратынского слыла умной и тонкой дамой, однако, лишенной какой-либо миловидности. Впрочем, несимпатичная внешность окупалась любовью госпожи Баратынской к литературе. В браке у поэта и его супруги родилось девять детей.

После женитьбы Евгения уже не так интересовала литература – он стал отцом семейства и занялся обустройством дома. В своих письмах поэт предстает прекрасным отцом и заботливым супругом. Этому периоду творчества Баратынского соответствует целая серия стихотворений о природе.

Смерть

Последним сборником стихов автора стала книга под названием «Сумерки». Последнее произведение Баратынского подверглось жесткой критике. Особенную неприязнь к сборнику испытывал Виссарион Белинский, с которым поэт спорил до самой своей кончины. Считается, что Белинский стал косвенным виновником смерти великого поэта. По словам Александра Кушнера, Белинский оскорбил поэта пренебрежительным тоном и критикой его стихов.

В 1843-м году супруги Баратынские отправились путешествовать по Европе. Они останавливались в крупных городах Германии, в течение полугода проживали в Париже. Спустя год они отплыли из Марселя в Неаполь. Во время путешествия, поздно ночью поэт пишет стих «Пироскаф», в котором прослеживается готовность автора принять смерть.

Евгений Абрамович Баратынский

Памятник Евгению Баратынскому

Уже в Неаполе у Анастасии случился припадок. Произошедшее сильно повлияло на Баратынского, у которого начались сильнейшие головные боли. Уже спустя сутки мужчина скончался. Официальной причиной кончины писателя считается разрыв сердца.

Только летом 1845-го года тело Баратынского было привезено в Петербург. Похоронили поэта на Ново-Лазаревском кладбище.

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Евгений Абрамович Баратынский

Детские годы

Будущий стихотворец родился в деревне Вяжля Тамбовской губернии. Дата рождения — 2 марта 1800 год. Родители Баратынского принадлежали к классу хотя и небогатых, но дворян и притом знатного рода — потомки польских шляхтичей.

Отец Абрам Андреевич — генерал-лейтенант в отставке, участвовал в Русско-шведской войне, был приближённым любимцем императора Павла Первого. Но потом оказался в немилости и пришлось выйти в отставку. Мать Александра Фёдоровна была воспитанницей Смольного института, а затем любимой фрейлиной императрицы.

Барская усадьба Мара

В 1804 году Баратынские переезжают на окраину Вяжли — живописное место, где стояла новая барская усадьба Мара. Здесь и прошло детство будущего поэта. Позже в Маре была сотворена элегия «Запустение», которая посвящалась воспоминаниям.

Когда Женю в 1808 году отправили учиться в Петербург в частный немецкий пансион, мальчик уже безупречно владел французским и итальянским. В семье принято было вести разговор на французском, поэтому мальчик уже в восемь лет свободно и правильно писал письма на иностранном языке.

Итальянский язык Женя знал благодаря его воспитателю, который был итальянцем. А в учебном заведении выучил ещё и немецкий.

Поступление в Пажеский корпус

В 1810 году Абрама Андреевича не стало и заботы по воспитанию полностью легли на плечи матери — умной и энергичной женщины, но несколько деспотичной — от её чрезмерной любви Евгений страдал до самой женитьбы. Она же контролировала его подготовку в престижное военное заведение. В 2012 году Женя поступил в Пажеский корпус.

Баратынский в матерью

Мальчик часто писал маме, рассказывая о мечте стать служащим военного флота. Изучив письма, биографы выяснили, что строй мыслей у подростка в то время был не по возрасту мрачным и пессимистичным. Он изучал трактаты по философии и часто углублялся в свои мысли.

Сначала учёба протекала ровно и благополучно. Позже организовалась компания товарищей, которая развлекалась тем, что досаждала своими проделками наставников и преподавателей. Среди них был и Женя. Ребята называли себя «Обществом мстителей».

Дошло до того, что шалости привели к нехорошему поступку — у отца одного из соучастников украли деньги и табакерку в золотой оправе. Этот случай привёл к исключению Евгения из корпуса. Все планы на будущее рухнули и к тому же последовала тяжёлая психологическая травма, которая отразилась на поэзии Баратынского — стихи отличались пессимистическим настроем, граничащим с душевными терзаниями и пережитыми муками позора.

Теперь шестнадцатилетний юноша не имел права служить в высоком военном чине, мог быть только солдатом. От позора он готов был попрощаться с жизнью, смотрел на окружающее будто сквозь мрачное стекло.

Начало творческой деятельности

Оставив Петербург, юноша вернулся домой в Мару, где в течение двух лет жил у матери, периодически заезжая к дяде, брату отца, который проживал в Смоленской губернии, в селе Подвойском. Здесь Евгений сошёлся с молодыми людьми, в обществе которых начал писать популярные в то время французские куплеты (интерес к сочинительству появился у молодого человека ещё в Пажеском возрасте).

До нашего времени дошли стихи и на русском языке от 1817 года. Поэзия на раннем этапе творчества была не особо качественной, хотя полна романтизма, как высказывались критики. Но за время нахождения в живописной Маре, у Баратынского появились уверенность и собственный стиль.

Баратынского познакомили с бароном А. Дельвигом

В 1819 году снова едет в Петербург, где его зачисляют в Петербургский егерский полк простым солдатом. Всё более увлекаясь литературой, молодой человек начал целенаправленно искать встреч с творческими людьми, занимающимися сочинительством. Его познакомили с бароном А. Дельвигом, который по достоинству оценил необыкновенный поэтический талант Баратынского и оказал большое влияние на стиль написания его стихов.

Литератор нравственно поддержал молодого поэта, а также помог издать его сочинения. В то время завязались дружеские отношения с А. Пушкиным, В. Кюхельбекером, П. Плетнёвым, В. Жуковским. Первые произведения, которые появились в печати — это послания:

  1. «К Креницыну».
  2. «К Кюхельбекеру».
  3. «Дельвигу».

Талантливый юноша посещал вечера поэзии, литературные «среды» Плетнёва, «субботы» Жуковского. Его произведения начали печатать в известных петербургских журналах и альманахах:

  1. «Благонамеренный».
  2. «Сын Отечества».
  3. «Соревнователь Просвещения и Благотворения» и др.

Уже к 1819 году молодой стихотворец довольно хорошо овладел поэтической техникой. Особенности лирики: оригинальность, глубина мысли и изящный слог принесли молодому автору большую известность.

Служба в Финляндии

Поэта тяготило положение, в котором он находился. Дворянское происхождение не предусматривало службы в солдатах, поэтому молодой человек чувствовал себя довольно ущербно, а просить о повышении непозволительно.

Наконец, в январе 1820 года Баратынскому присвоили звание унтер-офицера и перевели в Нейшлотский пехотный полк, который стоял в Финляндии. Командовал им полковник Г. Лутковский — родственник молодого человека. Евгений жил у него и пользовался немалыми привилегиями, в том числе и возможностью бывать в Петербурге. За годы нахождения в Финляндии (1820−1825) свои впечатления от сурового края поэт отразил в лучших произведениях:

  • «Финляндия»;
  • «Водопад»;
  • «Эда».

Стихи Баратынского

Поначалу жизнь в чужой стране протекала спокойно, размеренно и уединённо — круг общения состоял из двух-трех офицеров, с которыми он познакомился в доме полковника Лутковского. Позже подружился с адъютантами генерал-губернатора А. А. Закревского — А. Мухановым и Н. Путятой, с которым приятельские отношения сохранились на всю последующую жизнь. Н. Путята составил словесный портрет впервые увиденного Баратынского: худощав и бледен с чертами, выражающими уныние.

По ходатайству друзей в 1824 году Евгения призвали нести службу в Гельсингфорсе при штабе генерала Закревского. Здесь поэта закружила шумная и беспокойная жизнь. Кроме того, он увлёкся замужней женщиной — женой генерала, у которой позже был роман и с А. С. Пушкиным. Пушкин говорил тогда, что кто бы ни приближался к Закревской, не мог не поддаться её очарованию.

Эта любовь доставила Баратынскому немало страданий, которые нашли своё отражение в поэзии:

  • «Фея»;
  • «Я безрассуден, и не диво…»;
  • «Оправдание»;
  • «Как много ты в немного дней»;
  • «Нет, обманула вас молва» и др.

В письмах к Н. Путяте поэт писал, что часы уединения он посвящает сочинению элегий, связанных с его музой — Закревской, без которой не мыслит жизни. Также занятиям любимой математикой и написанию писем к возлюбленной.

Возвращение в Россию

Из письма Баратынского тому же Путяте стало известно, что из-за болезни матери в сентябре 1825 года Евгений перевёлся в полк, стоявший в Москве. В Финляндию поэт больше не возвращался. Сразу по прибытии в Россию Баратынский женился на Анастасие Львовне Энгельгардт, которая родила ему девять детей. Затем подал в отставку и стал служить в Межевой канцелярии.

 Баратынский женился на Анастасии Львовне Энгельгардт

Биографами установлен интересный факт о Баратынском. Оказывается, он с удовольствием вёл хозяйство подмосковного поместья Мураново — приданого жены: отремонтировал мельницу, создал лесопилку, посадил новый лес. Вместо старого усадебного был выстроен новый двухэтажный деревянный дом, позже обложенный кирпичом. Кстати, Евгений Абрамович самостоятельно подготовил чертежи для строительства. В этом доме и по сей день сохранилась обстановка рабочего кабинета поэта.

Анастасия Львовна не выделялась красотой, но была умна и отличалась тонким вкусом. Ее чересчур беспокойный характер доставлял немало страданий самому Евгению Абрамовичу и стал причиной отдаления от поэта многих друзей. Мирная, но монотонная семейная жизнь сгладила все вызывающие, бунтарские черты характера поэта. Окружающая в то время обстановка оказала влияние на его творчество. Стихи Евгения Абрамовича Баратынского постепенно теряют свою ценность и успех у публики, сопровождавшие ранние произведения.

Но поэт и не подумал отказываться от новаторских идей. Критики и современники не совсем понимали поэзию этого периода. Лишь Пушкин оценил ее по достоинству — в ней прослеживается изощрённый анализ душевного состояния и это принесло поэту славу тонкого и проницательного «диалектика». Особо Пушкин выделил, написанные в 1826 году поэмы «Эда» и «Пиры». Далее были созданы:

Лирика Баратынского

  1. В 1827-м— первое полное собрание лирических стихотворений.
  2. В 1828-м поэма «Бал».
  3. В 1831-м поэма «Наложница».

Замечательные произведения отличались безукоризненностью форм и выразительностью изящного стиха, который не уступал пушкинскому. Евгений Баратынский негласно считался одним из лучших поэтов своего времени. Кроме того, его творчество подарило почитателям таланта огромный список цитат, афоризмов и крылатых выражений. Например, в «Стансах» цитата: «Промчалось ты, златое время!» и сейчас популярна в разговорной речи.

Работа с издательством

В 1832 году начал выпускаться журнал «Европеец», основанный писателем Иваном Киреевским, с которым Баратынский познакомился в Москве. Активным автором изданий был Евгений Абрамович. Однако вышло только два выпуска — Николай I приказал закрыть журнал по причине якобы пропаганды конституционного правления.

В 1832 году начал выпускаться журнал «Европеец»

Баратынский на какое-то время был лишён стимула к созданию новых творений, что вызвало состояние безысходной щемящей тоски. За три года было написано несколько стихов, а напечатано только два. Он занялся редактированием старых произведений и подготовкой их к изданию.

В 1835 году вышло в свет второе полное собрание его стихов, а в 1842-м последний опубликованный при жизни поэта сборник «Сумерки», в который вошли произведения 30−40-х годов.

Путешествие по Европе

Баратынский давно мечтал отправиться в путешествие за рубеж. Когда завершилось строительство нового дома в поместье, на средства, вырученные от продажи леса, он с супругой и тремя старшими детьми отправился за границу. Зиму 1843−1844 годов семья провела в Париже, где русский поэт быстро сошёлся с известными французскими писателями и общественными деятелями Франции: Мериме, Морисом Шевалье, Шарлем Нодье и др. Чтобы французы имели представление о его творчестве, несколько своих произведений перевёл на родной им язык.

Памятник Баратынскому

С приходом весенней поры Баратынские отправились по морю в Неаполь. На корабле автор создавал своё творение «Пироскаф», в котором выражалась готовность умереть для истинной жизни. Возможно, поэт чувствовал скорый свой уход.

Ещё перед отъездом из Парижа Евгений Абрамович страдал недомоганием, к тому же доктора предостерегали его о неблагоприятном влиянии жаркого климата южной Италии. Едва семья прибыла в Неаполь, как у супруги поэта случился нервный приступ — один из тех, что и раньше случались и доставляли много хлопот её мужу и окружающим.

Это так повлияло на Евгения Абрамовича, что у него начались ужасные головные боли, которые и раньше его беспокоили. На следующий день — 11 июля 1844 года поэта не стало.

Только через год тело перевезли в Санкт-Петербург и похоронили на Ново-Лазаревском кладбище. Кроме родственников, на церемонии прощания с поэтом, незаслуженно обойдённым вниманием и славой, присутствовали только три-четыре литератора. Пресса почти не отреагировала на смерть великого поэта.

Издательством произведений Баратынского занимались его сыновья в 1869, 1883 и 1884 годах. Сейчас книги с творениями мятежного романтика и лирика есть во всех библиотеках страны, а жизнь и творчество Баратынского тщательно изучаются и присутствуют в учебных программах российских школ и вузов.

Среди всех выдающихся русских поэтов особое место занимает Евгений Баратынский. Биография этого литератора, как и его творчество, полна печали, разочарований и недопонимания окружающих. Постоянное стремление к поиску истины и душевные метания поэта отразились в его стихах. Это сделало Евгения Абрамовича одним из самых ярких и глубокомысленных авторов не только первой половины 19-го столетия, но и всей русской литературы.

Происхождение и родословная

Будущий поэт родился 2 марта (по новому стилю – 19 февраля) 1800 года в селе Вяжля Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Родители Баратынского были знатными, но небогатыми дворянами. Отец – Абрам Андреевич – был генерал-лейтенантом в отставке. В годы службы он:

  • участвовал в Русско-шведской войне;
    входил в свиту императора Павла I;
    командовал Лейб-гвардией Гренадерского полка.

Павел I относился к Абраму Андреевичу по-особенному и высоко его ценил – и как члена своей свиты, и как военачальника. Но по доподлинно неизвестной причине императорский любимец со временем попал в немилость, за которой вскоре последовала отставка.

Мать поэта – Александра Федоровна Баратынская (в девичестве – Черепанова) – была дочерью коменданта Петропавловской крепости и его супруги. Александра окончила Петербургский Смольный институт благородных девиц. И также как и ее супруг, она была приближена к императорскому двору и служила фрейлиной у императрицы Марии Федоровны – второй супруги Павла I.

Всего в семье Баратынских было восемь детей. Евгений был старшим сыном Абрама Андреевича и Александры Федоровны.

Дед Евгения – Андрей Васильевич Баратынский – был помещиком и титулярным советником. В молодые годы он служил в полку Смоленской шляхты и прошел путь от чина рядового до звания поручика. Супруга Андрея Васильевича, бабушка поэта – Авдотья Матвеевна Баратынская (в девичестве Яцинина) – также принадлежала к помещичьему сословию. Она была дочерью помещика села Подвойского Смоленской губернии (ныне – Тверской области). Село перешло к Баратынским в качестве приданого Авдотьи.

По происхождению Евгений – потомок галицкого рода Боратынских из привилегированного шляхетского сословия. Фамилия образована в 14-м столетии от названия родового замка Боратынь, размещавшегося в польском Подкарпатском воеводстве. В конце 17-го века представители рода перебрались из Польши на русскую землю.

Начало пути

Поместье Вяжля, где появился на свет Евгений, его отцу в награду за верную службу пожаловал Павел I в год своего вступления на престол (1796 г.). Имение было большое, с 2000 душ. В этом поместье будущий поэт провел первые четыре года своей жизни.

Половина имения принадлежала Богдану Баратынскому – дяде Евгения и брату его отца. В 1804 году братья разделили имущество и разъехались. Абрам Андреевич вместе со всей своей семьей перебрался в свежеотстроенную барскую усадьбу под названием Мара. Новое имение располагалось неподалеку от прежнего, над живописным оврагом на окраине Вяжли. В этой усадьбе прошли детские годы поэта.

Евгений рос одаренным ребенком. Он получил блестящее домашнее образование и к десяти годам уже свободно владел тремя иностранными языками:

  • французским;
    итальянским;
    немецким.

Общение на французском языке было принятым в доме Баратынских, поэтому для мальчика он был почти родным. Изучением итальянского Евгений и его братья были обязаны своему воспитателю Джьячинто Боргезе. Впоследствии уже в конце жизни поэт написал стихотворение «Дядьке-итальянцу», которое посвятил памяти своего воспитателя.

Немецкий язык Баратынский выучил в восьмилетнем возрасте в частном немецком пансионе Санкт-Петербурга, куда его отдали родители в 1808 году. В этом заведении мальчик прошел подготовку к поступлению в Пажеский корпус – в то время это было самое престижное военно-учебное заведение всей Российской империи. В 1812 году юный Евгений поступил туда, но его отцу было не суждено дожить до этого события – в 1810 году Абрам Андреевич скоропостижно скончался.

Воспитанием детей занялась их мать. Александра Федоровна была умной и образованной, энергичной и несколько странной женщиной – доброта в ее характере сочеталась с деспотизмом. Она изводила отпрысков проявлениями чрезмерной любви – освободиться от них Евгений смог только после своей женитьбы.

Крушение надежд

Баратынский начал пробовать себя на литературном поприще в качестве любителя еще во времена учебы в Пажеском корпусе, но мечты его были связаны отнюдь не с творческой деятельностью. Юный Евгений грезил о военно-морской службе и был полон стремлений связать с ней всю свою жизнь. Но мечты окончились полным крахом.

Нежелание подчиняться строгим корпусным порядкам привело будущего поэта в хулиганскую компанию. Он начал уделять учебе все меньше времени, предпочитая урокам шалости и проказы в обществе новых товарищей. В результате в 1814 году юношу оставили на второй год. Но это было только начало черной полосы.

Веселые проделки «банды», поначалу затрагивавшие только преподавателей и руководителей, заходили все дальше и становились все более злыми. В конечном итоге компания попалась на воровстве. Вытащенные из бюро отца одного из членов шайки 500 рублей и черепаховая табакерка в золотой оправе поставили на Баратынском, в числе других участников проделки, клеймо вора. Мечты и надежды были разбиты в пух и прах – в 1816 году Евгения вместе со всей компанией исключили из Пажеского корпуса. Исключение сопровождалось рядом запретов на поступление:

  • в любые другие учебные заведения;
    на любую государственную службу, кроме военной;
    на военную службу в любом чине, кроме рядового солдата.

Крах надежд и пережитый позор нанесли юноше серьезную психотравму, которая определила всю жизнь и творчество Баратынского. Тот отзвук тайной печали, которым славится вся поэзия Евгения, зародился в сознании Баратынского именно в это время. Жизнь казалась юноше законченной – она приобрела для Евгения мрачный оттенок. Его одолевали тяжелые раздумья и неоднократно посещали суицидальные мысли. Единственное, что ему как-то помогает продолжать жить – это стихи, которыми он начал заниматься вплотную.

Творческий всплеск

После исключения Евгений покидает Санкт-Петербург. На протяжении нескольких лет он живет поочередно то у матери в поместье Мара, то у дяди – вышедшего в отставку Богдана Андреевича – в селе Подвойском. Деревенская жизнь поспособствовала проявлению Баратынского как поэта.

Первые стихи Евгения Абрамовича Баратынского – это пессимизм, душевные терзания и муки. Как позже будут отмечать литературные критики, первые творения поэта – это скорее просто рифмовки, чем настоящие стихи. Как бы то ни было, всего за пару лет Евгений сформируется как поэт с большой буквы и создаст собственный индивидуальный и уникальный стихотворный стиль.

В поэтическом кругу

В 1819 году Баратынский начал военную службу – он поступил в Егерский полк Лейб-гвардии. Как и полагалось согласно запретам, Евгений носил чин рядового. Но при этом, будучи знатным дворянином по происхождению, он пользовался большей свободой, чем его сослуживцы-простолюдины. Например, вне службы он носил фрак, а также жил не в общей казарме, а в съемной квартирке, которую он делил с другим будущим известным поэтом – бароном Дельвигом.

Примечательно, что одновременно с поступлением на военную службу уже увлекшийся литературным творчеством Баратынский начинает активно искать знакомств с писателями. Антон Дельвиг был одним из первых литераторов, с которым сошелся Евгений. Их познакомил другой поэт – приятель Баратынского по корпусу Александр Креницын.

Встреча с писателями

Дельвиг высоко оценил поэтический дар Евгения и оказал немалое влияние на стиль его стихосложения. Барон стал идейным вдохновителем и моральной опорой для Баратынского. Он всячески поддерживал начинающего поэта, помог ему опубликовать первые произведения, а также свел с известными авторами:

  • Пушкиным;
    Жуковским;
    Кюхельбекером;
    Гнедичем;
    Плетневым и другими.

Каждый из знакомых авторов становился для Евгения критиком и каждый восхищался его поэтическим дарованием. Впрочем, поэты-декабристы изредка позволяли себе выказать некоторое недовольство тем, что в стихах Баратынского отсутствует социальная тематика. Но самобытность Евгения как поэта никто из них никогда не ставил под сомнение. Проявившаяся еще на раннем этапе склонность к глубокому и тщательному до изощренности анализу душевного состояния наградила Баратынского славой тонкого и проницательного философа.

Особую роль в жизни и творчестве Баратынского играет Александр Сергеевич Пушкин. Великие поэты были не просто современниками, но и настоящими друзьями. Одно из самых ярких проявлений их дружбы – это издание совместной книги «Две повести в стихах», в которой были опубликованы поэмы «Бал» Баратынского и «Граф Нулин» Пушкина.

Крепкая дружба Баратынского, Пушкина и Дельвига позволила поэту и критику Петру Вяземскому назвать их «русской музы близнецами». Впрочем, краткий словесный портрет, которым Вяземский сопроводил свое изречение, позволяет сделать вывод, что близнецами эти поэты были только духовно, но никак не внешне. Если процитировать Вяземского, Баратынский был высокого роста, нервным и меланхоличным, Пушкин – невысоким и подвижным, а Дельвиг – толстым и вальяжным.

Приход признания

Первые же публикации принесли Баратынскому известность в литературных кругах. Завсегдатаи литературных салонов зачитывали друг другу творения Баратынского – элегии, эпиграммы, мадригалы и т.д. Товарищи по цеху высоко ценили поэта за такие особенности его произведений, как:

  • оригинальность стиля;
    изящный слог;
    сплетение словесных кружев;
    надрывность;
    глубина переживаний;
    трагизм.

Также коллеги особенно выделяли его проникновенную любовную лирику и красочные описания природы. Стихи в направлении романтизма почти мгновенно сделали Баратынского видным лириком.

В 1820 году Евгения произвели в чин унтер-офицера и перевели в Нейшлотский полк. Так поэт попал в Финляндию. В этой стране он провел 5 лет, живя в спокойствии и уединении. Суровый северный край произвел на Баратынского неизгладимое впечатление, что только усилило романтический настрой его произведений, придав им сосредоточенно-элегическую форму. Местные дикие пейзажи вдохновили поэта на создание стихотворений «Водопад», «Финляндия» и т.д.

Семейная жизнь

В 1825 году благодаря активному содействию друзей Евгений получил чин прапорщика, но в том же году отказался от офицерского звания – получив известия о болезни матери, он немедленно подал в отставку. В 1926 году при горячем участии своего нового знакомого Дениса Давыдова, с которым Баратынский мгновенно подружился, Евгений получил желанную отставку.

Поэт поселился в Москве и начал осваивать особенности светской жизни. Давыдов ввел Евгения в дом своего родственника генерал-майора в отставке Льва Энгельгардта (жена Дениса – Софья Чиркова – приходилась ему племянницей). В доме Энгельгардтов Баратынский встретил свою будущую жену – старшую дочь Льва Анастасию. Ей поэт посвятил свое стихотворение «Муза». Летом 1826 года Евгений и Анастасия обвенчались.

Жена поэта была недурна собой, но все же красавицей не считалась. Интеллектуалка с изысканным вкусом, Анастасия отличалась нервозностью, что крайне отрицательно сказывалось на ее характере и поведении в целом. На протяжении всей семейной жизни поэт сильно страдал от нервных всплесков супруги. Пострадал от них и круг его общения – терпеть выходки Анастасии большинство друзей поэта были не намерены, поэтому предпочли отдалиться от Евгения и прекратить дружбу с ним.

Последние годы жизни

Начиная с 1826 года, одна за другой издаются книги с произведениями Баратынского – стихами и поэмами. После выхода первого же сборника имя Евгения было поставлено общественностью в один ряд с лучшими поэтами, известными к тому моменту.

С 1828 года Евгений состоял на гражданской службе, но уже в 1831 году вышел в отставку и больше к службе никогда не возвращался. Его главным занятием стало стихосложение. Баратынский регулярно печатался в различных журналах и альманахах, время от времени появлялся в свете, обзаводился новыми знакомыми-литераторами… Казалось, жизнь вошла в колею. Евгений начинает писать не только стихи, но и прозу, делает переводы и т.д. Но светлая полоса продлилась недолго.

Начало черной полосы ознаменовалось закрытием и запрещением журнала «Европеец», с которым Баратынский тесно сотрудничал. Это событие подкосило автора – с тех пор Евгений писал очень мало. Выпустив в 1835 году новый сборник стихов, поэт был абсолютно уверен, что это его последняя работа – больше он творить не будет.

Баратынский полностью посвящает себя:

  • хозяйственным делам;
    воспитанию девятерых детей, которых ему родила Анастасия;
    хлопотам по обустройству поместья Мураново, полученного в качестве приданого жены.

В свете Евгений появлялся лишь изредка, бывал в Москве и Петербурге. В 1839 году он познакомился с Лермонтовым, но не придал никакого значения этому знакомству.

Убийственные «Сумерки»

В тот период Баратынский пишет крайне мало, однако в 1842 году все же выпускает новый сборник, получивший название «Сумерки». Эта работа стала самой сильной в творчестве поэта. Недаром многие называют первой авторской книгой стихов в русской литературе именно «Сумерки» Баратынского.

Как ни парадоксально, но именно этот сборник, а вернее критика, которой он подвергся, принес автору при жизни не наибольшее признание, а нанес смертельную душевную рану. Равнодушие и непонимание окружающих, и без того терзавшие поэта на протяжении всей его жизни, после выхода «Сумерек» достигли своей высшей точки.

Общий пренебрежительный тон критики был любезностью, по сравнению с тем, что написал о «Сумерках» и их авторе Виссарион Белинский. Рецензия Белинского была насквозь пропитана язвительностью – критик намеренно оскорблял и унижал Баратынского. Это выражалось во всем – в тоне рецензии и ее стиле, уничижительных сопоставлениях и т.п.

Поэт был в прямом смысле убит словом – оправиться от удара, нанесенного Белинским, Евгений не смог.

Осенью 1843 года Баратынский вместе с женой и тремя из девяти детей отправился в путешествие по Европе. На Родину из этой поездки живым он уже не вернулся – сердце поэта не выдержало душевных терзаний. 11 июля (по новому стилю – 29 июня) 1844 года в итальянском городе Неаполь Баратынский умер от разрыва сердца в возрасте 44 лет.

Гроб из кипариса с телом поэта был доставлен в Петербург только спустя год. Баратынского похоронили на Ново-Лазаревском кладбище (ныне – Тихвинское). Помимо родственников поэта, его похороны посетили всего лишь три литератора – Сологуб, Одоевский и Вяземский. Газеты и журналы в своих публикациях обошли смерть Баратынского стороной.

Недооцененный современниками при жизни гениальный поэт остался одной из самых загадочных фигур русской литературы. Изучение творчества и биографии Баратынского входит в школьную программу и относится к литературе за четвертый класс.

Yevgeny Baratynsky

Portrait of Baratynsky by Francois Frederic Chevalier, 1830s

Portrait of Baratynsky by Francois Frederic Chevalier, 1830s

Born Yevgeny Abramovich Baratynsky
2 March 1800
Vyazhlya, Kirsanov Uyezd, Tambov Governorate, Russian Empire
Died 11 July 1844 (aged 44)
Naples, Kingdom of the Two Sicilies
Occupation Poet

Yevgeny Abramovich Baratynsky[1] (Russian: Евге́ний Абра́мович Бараты́нский; 2 March [O.S. 19 February]  1800 – 11 July 1844) was lauded by Alexander Pushkin as the finest Russian elegiac poet. After a long period when his reputation was on the wane, Baratynsky was rediscovered by Russian Symbolism poets as a supreme poet of thought.

Biography[edit]

A member of the noble Baratynsky [ru], or, more accurately,
Boratynsky family, the future poet received his education at the Page Corps at St. Petersburg, from which he was expelled at the age of 15 after stealing a snuffbox and five hundred roubles from the bureau of his accessory’s uncle. After three years in the countryside and deep emotional turmoil he entered the army as a private.[2]

In 1820 the young poet met Anton Delvig, who rallied his falling spirits and introduced him to the literary press.[citation needed] Soon the military posted Baratynsky to Finland, where he remained for six years. His first long poem, Eda, written during this period, established his reputation.[2]

In January 1826 he married the daughter of Major-General Gregory G. Engelhardt.[citation needed] Through the interest of friends he obtained leave from the Emperor to retire from the army, and he settled in 1827 in Muranovo just north of Moscow (now a literary museum). There he completed his longest work, The Gipsy, a poem written in the style of Pushkin.[3]

Baratynsky’s family life seemed happy, but a profound melancholy remained the background of his mind and of his poetry. He published several books of verse which Pushkin and other perceptive critics praised highly, but which met with a comparatively cool reception from the public, and with violent ridicule on the part of the young journalists of the «plebeian party». As time went by, Baratynsky’s mood progressed from pessimism to hopelessness, and elegy became his preferred form of expression. He died in 1844 at Naples,[4]
where he had gone in pursuit of a milder climate.[citation needed]

Poetry[edit]

Baratynsky’s earliest poems are punctuated by conscious efforts to write differently from Pushkin whom he regarded as a model of perfection. Even Eda, his first long poem, though inspired by Pushkin’s The Prisoner of the Caucasus, adheres to a realistic and homely style, with a touch of sentimental pathos but not a trace of romanticism. It is written, like all that Baratynsky wrote, in a wonderfully precise style, next to which Pushkin’s seems hazy. The descriptive passages are among the best — the stern nature of Finland was particularly dear to Baratynsky.[2]

His short pieces from the 1820s are distinguished by the cold, metallic brilliance and sonority of the verse. They are dryer and clearer than anything in the whole of Russian poetry before Akhmatova. The poems from that period include fugitive, light pieces in the Anacreontic and Horatian manner, some of which have been recognized as the masterpieces of the kind, as well as love elegies, where a delicate sentiment is clothed in brilliant wit.[2]

In his mature work (which includes all his short poems written after 1829) Baratynsky is a poet of thought, perhaps of all the poets of the «stupid nineteenth century» the one who made the best use of thought as a material for poetry. This made him alien to his younger contemporaries and to all the later part of the century, which identified poetry with sentiment. His poetry is, as it were, a short cut from the wit of the 18th-century poets to the metaphysical ambitions of the twentieth (in terms of English poetry, from Alexander Pope to T. S. Eliot).[2]

Baratynsky’s style is classical and dwells on the models of the previous century. Yet in his effort to give his thought the tersest and most concentrated statement, he sometimes becomes obscure by sheer dint of compression. Baratynsky’s obvious labour gives his verse a certain air of brittleness which is at poles’ ends from Pushkin’s divine, Mozartian lightness and elasticity. Among other things, Baratynsky was one of the first Russian poets who were, in verse, masters of the complicated sentence, expanded by subordinate clauses and parentheses.[2]

Philosophy[edit]

Baratynsky aspired after a fuller union with nature, after a more primitive spontaneity of mental life. He saw the steady, inexorable movement of mankind away from nature. The aspiration after a more organic and natural past is one of the main motives of Baratynsky’s poetry. He symbolized it in the growing discord between nature’s child — the poet — and the human herd, which were growing, with every generation, more absorbed by industrial cares. Hence the increasing isolation of the poet in the modern world where the only response that greets him is that of his own rhymes (Rhyme, 1841).

The future of industrialized and mechanized mankind will be brilliant and glorious in the nearest future, but universal happiness and peace will be bought at the cost of the loss of all higher values of poetry (The Last Poet). And inevitably, after an age of intellectual refinement, humanity will lose its vital sap and die from sexual impotence. Then earth will be restored to her primaeval majesty (The Last Death, 1827).

This philosophy, allying itself to his profound temperamental melancholy, produced poems of extraordinary majesty, which can compare with nothing in the poetry of pessimism, except Leopardi. Such is the crushing majesty of that long ode to dejection, Autumn (1837), splendidly rhetorical in the grandest manner of classicism, though with a pronouncedly personal accent.

References[edit]

  1. ^ Surname also spelled Boratynsky (Russian: Бораты́нский).
  2. ^ a b c d e f Mirsky 1958a.
  3. ^ Chisholm 1911.
  4. ^
    Mirsky, D. S. (1958b). «The Golden Age of Poetry». In Whitfield, Francis James (ed.). A History of Russian Literature from Its Beginnings to 1900. Evanston, Illinois: Northwestern University Press. p. 104. ISBN 9780810116795. Retrieved 2016-01-29. In 1843 Baratynsky left Moscow for a journey to France and Italy. He died in Naples, of a sudden illness, on June 29, 1844.
Attribution
  • Chisholm, Hugh, ed. (1911). «Baratynski, Jewgenij Abramovich» . Encyclopædia Britannica (11th ed.). Cambridge University Press.
  • Mirsky, Prince D. S. (1958a). Baratynsky. A history of Russian literature from its beginnings to 1900. Northwestern University Press. pp. 104–107. ISBN 9780810116795. Retrieved January 1, 2012.

External links[edit]

  • Collection of Poems by Yevgeny Baratynsky (English Translations)
  • Poems of Yevgeny Baratynsky
  • Recordings of Yevgeny Baratynsky’s poems
  • Darkness and Light: The Life of Russia’s Philosopher-Poet, Evgeny Abramovich Boratynski, by Grant Hayter-Menzies
  • Evgeny Baratynsky: The Skull (English translation by Ilya Bernstein)
  • Works by Yevgeny Baratynsky at LibriVox (public domain audiobooks)

 This article incorporates text from D.S. Mirsky’s «A History of Russian Literature» (1926-27), a publication now in the public domain.

Yevgeny Baratynsky

Portrait of Baratynsky by Francois Frederic Chevalier, 1830s

Portrait of Baratynsky by Francois Frederic Chevalier, 1830s

Born Yevgeny Abramovich Baratynsky
2 March 1800
Vyazhlya, Kirsanov Uyezd, Tambov Governorate, Russian Empire
Died 11 July 1844 (aged 44)
Naples, Kingdom of the Two Sicilies
Occupation Poet

Yevgeny Abramovich Baratynsky[1] (Russian: Евге́ний Абра́мович Бараты́нский; 2 March [O.S. 19 February]  1800 – 11 July 1844) was lauded by Alexander Pushkin as the finest Russian elegiac poet. After a long period when his reputation was on the wane, Baratynsky was rediscovered by Russian Symbolism poets as a supreme poet of thought.

Biography[edit]

A member of the noble Baratynsky [ru], or, more accurately,
Boratynsky family, the future poet received his education at the Page Corps at St. Petersburg, from which he was expelled at the age of 15 after stealing a snuffbox and five hundred roubles from the bureau of his accessory’s uncle. After three years in the countryside and deep emotional turmoil he entered the army as a private.[2]

In 1820 the young poet met Anton Delvig, who rallied his falling spirits and introduced him to the literary press.[citation needed] Soon the military posted Baratynsky to Finland, where he remained for six years. His first long poem, Eda, written during this period, established his reputation.[2]

In January 1826 he married the daughter of Major-General Gregory G. Engelhardt.[citation needed] Through the interest of friends he obtained leave from the Emperor to retire from the army, and he settled in 1827 in Muranovo just north of Moscow (now a literary museum). There he completed his longest work, The Gipsy, a poem written in the style of Pushkin.[3]

Baratynsky’s family life seemed happy, but a profound melancholy remained the background of his mind and of his poetry. He published several books of verse which Pushkin and other perceptive critics praised highly, but which met with a comparatively cool reception from the public, and with violent ridicule on the part of the young journalists of the «plebeian party». As time went by, Baratynsky’s mood progressed from pessimism to hopelessness, and elegy became his preferred form of expression. He died in 1844 at Naples,[4]
where he had gone in pursuit of a milder climate.[citation needed]

Poetry[edit]

Baratynsky’s earliest poems are punctuated by conscious efforts to write differently from Pushkin whom he regarded as a model of perfection. Even Eda, his first long poem, though inspired by Pushkin’s The Prisoner of the Caucasus, adheres to a realistic and homely style, with a touch of sentimental pathos but not a trace of romanticism. It is written, like all that Baratynsky wrote, in a wonderfully precise style, next to which Pushkin’s seems hazy. The descriptive passages are among the best — the stern nature of Finland was particularly dear to Baratynsky.[2]

His short pieces from the 1820s are distinguished by the cold, metallic brilliance and sonority of the verse. They are dryer and clearer than anything in the whole of Russian poetry before Akhmatova. The poems from that period include fugitive, light pieces in the Anacreontic and Horatian manner, some of which have been recognized as the masterpieces of the kind, as well as love elegies, where a delicate sentiment is clothed in brilliant wit.[2]

In his mature work (which includes all his short poems written after 1829) Baratynsky is a poet of thought, perhaps of all the poets of the «stupid nineteenth century» the one who made the best use of thought as a material for poetry. This made him alien to his younger contemporaries and to all the later part of the century, which identified poetry with sentiment. His poetry is, as it were, a short cut from the wit of the 18th-century poets to the metaphysical ambitions of the twentieth (in terms of English poetry, from Alexander Pope to T. S. Eliot).[2]

Baratynsky’s style is classical and dwells on the models of the previous century. Yet in his effort to give his thought the tersest and most concentrated statement, he sometimes becomes obscure by sheer dint of compression. Baratynsky’s obvious labour gives his verse a certain air of brittleness which is at poles’ ends from Pushkin’s divine, Mozartian lightness and elasticity. Among other things, Baratynsky was one of the first Russian poets who were, in verse, masters of the complicated sentence, expanded by subordinate clauses and parentheses.[2]

Philosophy[edit]

Baratynsky aspired after a fuller union with nature, after a more primitive spontaneity of mental life. He saw the steady, inexorable movement of mankind away from nature. The aspiration after a more organic and natural past is one of the main motives of Baratynsky’s poetry. He symbolized it in the growing discord between nature’s child — the poet — and the human herd, which were growing, with every generation, more absorbed by industrial cares. Hence the increasing isolation of the poet in the modern world where the only response that greets him is that of his own rhymes (Rhyme, 1841).

The future of industrialized and mechanized mankind will be brilliant and glorious in the nearest future, but universal happiness and peace will be bought at the cost of the loss of all higher values of poetry (The Last Poet). And inevitably, after an age of intellectual refinement, humanity will lose its vital sap and die from sexual impotence. Then earth will be restored to her primaeval majesty (The Last Death, 1827).

This philosophy, allying itself to his profound temperamental melancholy, produced poems of extraordinary majesty, which can compare with nothing in the poetry of pessimism, except Leopardi. Such is the crushing majesty of that long ode to dejection, Autumn (1837), splendidly rhetorical in the grandest manner of classicism, though with a pronouncedly personal accent.

References[edit]

  1. ^ Surname also spelled Boratynsky (Russian: Бораты́нский).
  2. ^ a b c d e f Mirsky 1958a.
  3. ^ Chisholm 1911.
  4. ^
    Mirsky, D. S. (1958b). «The Golden Age of Poetry». In Whitfield, Francis James (ed.). A History of Russian Literature from Its Beginnings to 1900. Evanston, Illinois: Northwestern University Press. p. 104. ISBN 9780810116795. Retrieved 2016-01-29. In 1843 Baratynsky left Moscow for a journey to France and Italy. He died in Naples, of a sudden illness, on June 29, 1844.
Attribution
  • Chisholm, Hugh, ed. (1911). «Baratynski, Jewgenij Abramovich» . Encyclopædia Britannica (11th ed.). Cambridge University Press.
  • Mirsky, Prince D. S. (1958a). Baratynsky. A history of Russian literature from its beginnings to 1900. Northwestern University Press. pp. 104–107. ISBN 9780810116795. Retrieved January 1, 2012.

External links[edit]

  • Collection of Poems by Yevgeny Baratynsky (English Translations)
  • Poems of Yevgeny Baratynsky
  • Recordings of Yevgeny Baratynsky’s poems
  • Darkness and Light: The Life of Russia’s Philosopher-Poet, Evgeny Abramovich Boratynski, by Grant Hayter-Menzies
  • Evgeny Baratynsky: The Skull (English translation by Ilya Bernstein)
  • Works by Yevgeny Baratynsky at LibriVox (public domain audiobooks)

 This article incorporates text from D.S. Mirsky’s «A History of Russian Literature» (1926-27), a publication now in the public domain.

Евгений Баратынский

Биография Баратынского

2 Марта 1800 – 11 Июля 1844 гг. (44 года)

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1324.

Евгений Абрамович Баратынский (1800–1844 гг.) – выдающийся русский поэт-мыслитель первой половины XIX века, обладающий пророческим даром. Его творчество привлекает к себе людей, которые воспринимают литературу не как развлекательное чтиво, а ищут в ней глубину и вместе с ней стремятся к истине.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Детство и юность

Биография Баратынского будет неполной без рассказа о его семье. Е. А. Баратынский появился на свет 2 марта (19 февраля) 1800 года в деревне Вяжле, расположенной в Тамбовской губернии. Его семья принадлежала к знатному дворянскому роду. Предки его из польского рода шляхтичей, которые получили свою фамилию еще в XIV столетии по названию принадлежащего им замка «Боратынь».

Отец, Абрам Баратынский, служил офицером в лейб-гвардии Преображенского полка. Его особенно любил и ценил наследник престола Павел I. Однако, вскоре любимец оказался в немилости и вышел в отставку. Мать будущего поэта, Александра Черепанова, в молодости состояла фрейлиной при императорском дворе.

Получив начальное домашнее образование, в 1808 году Евгений отправился в частный немецкий пансион. К его безупречному итальянскому и французскому языкам прибавился немецкий. После пансиона он перешел в самое престижное в то время военно-учебное заведение – Пажеский корпус. Оттуда он часто писал письма матери, в которых говорил о своем непременном желании посвятить жизнь военному делу. Но не всем мечтам суждено сбыться. Он оказался замешан в «некрасивую» историю с кражей денег. С одной стороны, это была всего лишь шалость. А с другой – серьезный проступок, за который его исключили из корпуса и лишили права служить в высоком военном чине.

Начало творческого пути

В 19 лет Баратынский поступил простым солдатом в Егерский лейб-гвардии полк. Далее перешёл в Нейшлотский пехотный полк в Финляндии. В 25 лет ему выхлопотали офицерский чин. В нем он прослужил совсем недолго: ровно через год он отказался от службы и переехал в столицу. Там он вскоре обвенчался с Анастасией – любимой дочерью генерал-майора Льва Энгельгардта.

Первое поэтическое произведение было издано в 1819 году. Рассматриваемый период был весьма насыщен событиями: близкое знакомство в северной столице с Александром Пушкиным и Антоном Дельвигом; вхождение в узкий литературный кружок московских писателей и тесное общение с Н. Языковым, И. Киреевским и А. Хомяковым. Год за годом, начиная с 1826 года, выходят сборники его произведений: поэмы «Эда», «Пиры», «Бал», «Наложница», лирические стихи и другие.

Последние годы жизни

В 36 лет Баратынский после кончины отца жены вступил во владение подмосковным поместьем – Мураново. Он поселился там с Анастасией Львовной и детьми и практически не выезжал. В этот же период, в 1842 году, в свет вышел еще один цикл – «Сумерки».

А осенью 1843 года великий русский поэт отправился в семейное путешествие по Европе. Берлин, Франкфурт, Дрезден, Париж – вот неполный список городов, в которых побывала семья Баратынских. Не обошлось без приятных сюрпризов: новых знакомств с писателем Проспером Мериме, историками Амедеем и Тьери, поэтом Сент-Бевом. Они были восхищены его талантом, и по их настоянию он перевёл пятнадцать своих лирических произведений.

С приходом весны 1844 года семья решила перебраться в Неаполь. В путешествие отправились по морю, во время которого он написал своё последнее стихотворение. На следующий день после прибытия у Евгения Абрамовича усилились ранее беспокоившие его головные боли и он внезапно умер.

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Для детей первое знакомство с творчеством и краткой биографией Евгения Баратынского происходит в 4 классе. Школьники знают, что он родился в эпоху Пушкина и считался первым после него великим русским поэтом.
  • В 20 лет молодой поэт написал стихотворение, которое явилось пророческим. В нем он говорил о том, что он уже перешагнул во вторую половину своей жизни и закончится она не где-нибудь, а в стране далекой и чужой.
  • Говорят, что Баратынский очень плохо знал русскую грамматику. Однажды даже он спросил у А. Дельвига, что такое «родительский падеж». В своих произведениях он использовал только запятые и больше никаких знаков препинания.

Тест по биографии

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Алексей Мозговой

    10/10

  • Екатерина Захарова

    8/10

  • Настя-Мур Долгошеева

    9/10

  • Валентина Синютина

    9/10

  • Екатерина Перфильева

    10/10

  • Альвиночка Токарева

    10/10

  • Мбдоу-Детский-Сад Красногорск

    10/10

Оценка по биографии

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1324.


А какая ваша оценка за эту биографию?

  • Рассказ о творческом человеке
  • Рассказ о татьяне тарасовой на английском языке
  • Рассказ о татьяне лариной
  • Рассказ о татьяне евгений онегин
  • Рассказ о татарстане на английском