История села Кистенево.
Кистенево, Тимашево тож, еще с начала 17-го столетия было в качестве поместья во владении Пушкиных.
Как свидетельствуют исторические документы, это селение уже в самом начале 17-го века было «в поместье за Федором Семеновым сыном Пушкиным». (ЦГАДА, ф. 1321, оп. 2, д. 2898, л. 42).
Вотчинами в Арзамасском и Московском уездах он был пожалован за «московское осадное сидение».
Еще при жизни Федора Семеновича Пушкина, в 1629 году, часть поместья деревни Тимашево была отдана его сыну Федору.
Это подтверждается «Копией с отказной книги на движимое и недвижимое имение Е. Л. Солнцевой», где указано, что за Ф. Ф. Пушкиным числилась «в Пьянском стану деревня Тимашева на речке на Чеке». (Летописи Государственного Литературного музея. М., 1936, с. 255).
После смерти Федора Федоровича деревня перешла его вдове Анне Ивановне. С 1682 года Тимашево стало наследственным имением — вотчиной, пожалованной за службу Ивану Федоровичу..
Оно ему было пожаловано за участие в Чигиринских походах русско-турецкой войны 1677—1678 годов и заключении мирного договора с крымским ханом и турецким султаном.
В приведенных выше летописях Государственного Литературного музея, с. 269, отмечается, что «пушкинский род наиболее обогатился землей при И. Ф. Пушкине». Это подтверждается и документами о разборе земельных конфликтов государственных крестьян мордовских селений Чукал и Селищи с владельцами села Апраксино и деревни Тимашево.
Автор книги «О Болдинском имении А. С. Пушкина в Нижегородской губернии», Н. Новгород, 1912 г., А. Н. Звездин утверждает, что Кистенево «некогда было выселено по господскому велению за самоуправство и бунт».
С 1791 года Кистеневом, Тимашевом тож, владели братья Петр и Николай Львовичи Пушкины, а после смерти Николая Львовича — один Петр Львович.
По 7-й ревизии 1817 года в Кистене- ве проживало 429 крестьян мужского пола и 45 дворовых.
В Клировой ведомости болдинской церкви, к приходу которой относилось и Кистенево, записано, что в 1830 году в деревне было 119 крестьянских дворов, где жили 485 мужчин и 500 женщин; в трех дворах жили дворовые — 10 мужчин и 8 женщин и имелось еще три солдатских двора — 6 мужчин, детей и подростков и 22 женщины.
До сих пор не установлено, когда деревня Тимашево получила свое второе название — Кистенево.
Легенда гласит: — Раньше в эту деревню (Кистеневку) ссылали тех, кто озорничал много — безобразничал, значит. Такие озорники с оружием ходили. А называли его кистенями. От них так пошло название — Кистеневка.
Вообще это село беспокойное было. И вот, чтобы приезжие знали про то да осторожнее были, власти выставляли за околицу каменные столбы. Это означало, что надо быть осторожными. (Заря-зарница. Горький, 1982, с. 162).
В начале 18-го столетия, когда селением владел Александр Петрович Пушкин, деревня в официальных документах именовалась еще Тимашево. В «Экономических примечаниях» конца 18-го века говорится: — Кистенево расположено при двух озерах безымянных, и дачею речки Чеки на правой, озера безымянного на левой и по обе стороны заливов от речки Чеки и озер безымянных.
И та речка в жаркое время в мелких местах глубиною бывает в вершок, шириною в две сажени, а озеро глубиною в три аршина, а в окружности на 250 саженей, — заливы же от речки Чеки пересыхают.
Земля грунт имеет черноземистый, лучше родится рожь и полба, а греча, овес, пшеница, ячмень, горох и лен средствен- но.
Сенные покосы средственные, лес растет дубовый, березовый, липовый, осиновый, сосновый и ивовый. Крестьяне состоят на оброке, землю запахивают всю на себя, зажитком средственны. (П. Щеголев. Пушкин и мужики. М., 1928, с. 68).
В указанной книге приводится описание Кистенева, сделанное дворянским заседателем Троскиным в 1836 году: — Сельцо Кистенево состоит от губернского города Нижнего в 180 верстах, от уездного Сергача в 55, от Московской дороги, пролегающей в Симбирск, в 7, от судоходной реки Волги в 135 верстах, крестьяне занимаются хлебопашеством, тканием рогож и вольною работою… означенным описным крестьянам, коих имеется 44 тягла, на каждый тягло достается пашенной земли во всех трех полях по 1 десятины и по 3 1/2 осминника, а на каждую ревизскую душу означенной земли причитается по 27 1/2 сажен, неудобной, под сельцом, селидебной с огородами, гуменниками, коноплянниками и под овинами, сколько состоит неизвестно… лес произрастает: дубовый, липовый, березовый, осиновый, частию строевой и частию дровяной, употребляется на господские обиходы, а крестьянам не отпускается…
близ означенного сельца протекает река Чека в ней и кроме оной в сельце Кистеневе рыбных ловлей нет… (с. 71—72).
Трескин отмечал, что «в оном сельце никакого Богоугодного заведения не имеется, крестьяне по духовенству состоят в приходе Лукояновс- кой округи в селе Болдине в нем церковь каменная во имя Успения пресвятые Богородицы».
Церковь в Кистеневе была построена в 1886 году и тоже, как и в Болдине, в честь Успения пресвятые Богородицы. Пять лет спустя, в 1891 году, в селе была открыта церковно-приходская школа.
Вот что писали об этом событии «Нижегородские епархиальные ведомости» 1 января 1892 года: — Здание для церковно-приходской школы в селе Кистеневе выстроено обществом крестьян сего села, с удобным помещением для школы и учителя.
Необходимые принадлежности школы: парты, классная доска и проч. имеются. Школа сия открыта 29 сентября минувшего года. Накануне этого дня жители села были оповещены о том, что в здании школы 29 числа будет совершено молебствие. В сей день после литургии, при большом стечении народа, был совершен крестный ход в здание школы, где и отслужены были молебны…
По окончании молебнов ученики и ученицы школы прикладывались к святому кресту и окраплены святой водой. Учащихся в школу было принято 40 человек, в том числе 10 девочек. Учителем назначен Епархиальным Училищным Советом имеющий свидетельство на звание народного учителя, бывший воспитанник духовной семинарии, Иван Метальников.
В июне 1830 года Сергей Львович Пушкин, в связи с женитьбой Александра Сергеевича Пушкина, уступил старшему сыну в Кистеневе «в вечное и потомственное владение двести душ мужского пола, с женами их и рожденными от них после ревизии детьми обоего пола и со всеми их семействами». За Сергеем Львовичем в Кистеневе в ту пору числилось 1460 десятин земли, имение давало 10600 рублей ежегодного дохода. Однако значительная часть этого имения была заложена им в Опекунский совет.
Александр Сергеевич Пушкин недолго был кистеневским владельцем. В 1834 году он отказался от получения доходов с Кистенева в пользу сестры Ольги Сергеевны.
А после смерти поэта Кистенево снова стало собственностью Сергея Львовича Пушкина.
С 1852 года Кистеневом владели сыновья Александра Сергеевича Пушкина — Александр и Григорий.
В конце пятидесятых годов в Кистеневе проживало 444 мужчины и 481 женщина, в том числе 17 дворовых.
В деревне насчитывалось 144 двора. За Пушкиными числилось тогда лишь 15 десятин лугов и 30 десятин леса, а остальная земля в 1068 десятин пашни и 347 десятин лугов находилась в пользовании крестьян.
Кистеневские крестьяне, находясь на оброке, занимались не только тканием рогож, но и другими побочными промыслами.
Издавна они занимались извозом, доставляя хлеб на лысковскую пристань, а также рыботорговлей.
Так, предприимчивые крестьяне М. А. Тюрин, М. Г. Чебышев и другие в зимнее время ездили в Уральск, закупали там ценные сорта рыбы и отправляли в Москву, получая от этого высокие прибыли.
Перед Октябрьской революцией Кистенево было многонаселенным. В 1916 году в нем проживало 1656 человек. Оставалось Кистенево многонаселенным и после Октября 1917 года. По списку населенных пунктов Сергачского уезда, в 1925 году там проживало 1633 человека.
Край, где бывал Пушкин,Храмов.М.И(1999)
Поместье Пушкиных,село Кистенево,Большеболдинский район, Нижегородская область, Россия
Координаты GPS:55.074015, 45.357897
Образ усадьбы в романе А.С.Пушкина «Дубровский»
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Соловьев В.Е. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение Ермолинская основная общеобразовательная школа
Гаврилова Л.Н. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение Ермолинская основная общеобразовательная школа
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
1.Введение:
Когда читаешь произведения русских классиков, узнаешь много нового из истории России. На уроках литературы мы изучали роман А.С.Пушкина «Дубровский», в котором рассказывалось о жизни провинциального дворянства в XIX веке. Меня заинтересовал мир русской усадьбы, ее устройство, быт, жизнь ее обитателей.
Сегодня существует много работ, изучающих мир русской усадьбы в творчестве А. С. Пушкина. Исследованием этой темы занимались такие известные критики и пушкиноведы как В. Белинский, Н. Чернышевский, Д. Благой, Ю. Лотман, В. Маранцман и др.
В этом романе отразились многие явления русской жизни того времени: своеволие помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, произвол царского суда, разбойничество, протест отважных и непокорных людей из народа.
По мнению Н. Г. Чернышевского, «трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек барина старых времен».
2. Актуальность темы:
Изучение провинциальных усадеб открывает новые страницы жизни знаменитых имён России, а с ними становятся значимыми простые названия сельских поселений, вскормивших лучшие человеческие силы Отечества.
Цели работы:
— анализ текста романа А. Пушкина «Дубровский»;
— изучение реальных источников изображения провинциальной усадьбы;
— выяснение роли образа усадьбы в произведении.
3. Основная часть:
а) Словарная работа
В начале своей работы я выяснил значение слов «дворянин», «помещик», «поместье», «усадьба».
Первоначально дворянином именовался человек, служивший при дворе царя или великого князя. С XIV века русские дворяне стали получать в уплату за государственную или воинскую службу землю – поместье (от место «должность на службе»), ее хозяин назывался «помещиком». Эту землю нельзя было продавать, обменивать и передавать по наследству. В 1714 году Петр I утвердил право передачи поместий по наследству, и «помещиками» с тех пор именовались все землевладельцы. В свое имение дворянин приезжал на короткий срок, так как был занят на службе. Постоянно поселиться в усадьбе он мог лишь, уйдя в отставку.
После выхода «Жалованной грамоты дворянству» Екатерины II (1785 г) дворяне были освобождены от обязательной государственной и военной службы и получали право свободно распоряжаться поместьем. Дворянин мог выбирать: посвятить себя службе или поселиться в деревне. Многие помещики поспешили в родные места.
В этот период и появляется в литературе термин «усадьба».
б) Что такое усадьба?
Слово «усадьба» произошло от русского глагола «усаживаться», т.е. «сесть», «осесть», «посадить».
В «Толковом словаре» С.И.Ожегова «усадьба» — это помещичий дом с примыкающими строениями, двором и садом, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек.
Во второй половине XVIII века возникло множество новых усадеб. Они были разными. Одни усадьбы – роскошные, имеющие европейский вид, с грандиозными дворцами, с красивыми парками. Эти усадьбы принадлежали богачам и предназначались для празднеств, увеселений, приемов.
Другие усадьбы – скромные, небольшие по площади, в окружении домов собственных крестьян. Они строились для спокойного житья помещиков среднего достатка. В этих усадьбах помещики жили подолгу.
в) Устройство усадьбы
Дворянские усадьбы не строились по плану, а по вкусу помещика. Поэтому они отражают черты хозяев.
Место для усадьбы выбиралось особенно живописное, на берегу пруда или реки. В центре усадьбы располагался господский дом. Наиболее красивая часть дома с лучшими комнатами и верандами выходила в парк, в котором устраивались пруды, оранжереи, дерновый круг, аллеи, дорожки, строились беседки и другие парковые сооружения.
Около господского дома располагались хозяйственные постройки, несколько флигелей, кладовые, конюшня, псарня, людские, бани. В крупных усадьбах нередко стоилась церковь. Иногда устраивались зверинцы, ставшие прообразами зоопарков.
г) Место действия в романе
Все события в романе А.С.Пушкина «Дубровский» происходят в трех помещичьих усадьбах: Покровское, Кистеневка и Арбатово.
Кистеневка – усадьба разорившегося помещика Андрея Гавриловича Дубровского.
Покровское — усадьба богатого дворянина Кирилы Петровича Троекурова.
Арбатово – усадьба князя Верейского.
д) Прототипы помещичьих усадеб
Прототипами описанных в романе поместий стали поместья Псковщины и Подмосковья, которые были больше знакомы Пушкину. В Кистенёвке мы можем узнать черты Михайловского, в Покровском — Петровского, в Арбатове — Архангельского.
В ходе своей исследовательской работы я познакомился с каждым имением подробнее.
Михайловское
Сельцо Михайловское (бывшее Зуево) – родовое имение матери А.С.Пушкина, расположено в Псковской области. Эти земли были подарены императрицей Елизаветой Петровной в вечное владение прадеду поэта, Абраму Петровичу Ганнибалу «за заслуги, оказанные им отечеству». После смерти Абрама Петровича Ганнибала село досталось его сыну Осипу Абрамовичу, который обустроил усадьбу и переименовал село в Михайловское. Затем Михайловское досталось его дочери, Надежде Осиповне, матери поэта. Для Пушкина оно стало поэтической родиной (родился он в Москве, а отрочество провёл в Царском Селе под Санкт-Петербургом). В Михайловском Пушкин часто бывал, жил и творил, а с 1824 по 1826 годы отбывал ссылку.
Михайловское — небольшое поселение.
Усадьба имеет простую планировку.В центре находится господский дом. Перед домом устроены цветники и дорожки.
Дом небольшой, довольно скромный. Состоит из девичьей, гостиной, столовой, кабинета и нескольких комнат. На стенах гостиной висят фамильные портреты Пушкиных. Своей родословной Александр Сергеевич дорожил и гордился.
Рядом с домом Пушкина находится домик няни Арины Родионовны, два флигеля, дом кухарки. За флигелями располагался фруктовый сад, оранжерея, теплица, пасека и парк, окруженный рощами.
Михайловский парк со своими вековыми елями угрюм и молчалив. Здесь часто прогуливался поэт, когда искал уединения и вдохновения.
Любил ходить Пушкин и дорогой от Михайловского в Петровское. Эта дорога повторяет путь от Кистеневки до Покровского.
С северной стороны господского дома открываются живописные виды на ближайшие окрестности. Пушкин очень любил эти места за красоту простого русского пейзажа.
Петровское
Более богато выглядит имение двоюродного деда Пушкина, Петра Абрамовича Ганнибала, Петровское. Среди подаренных императрицей земель была деревня Кучане, расположенная на противоположном от Михайловского берегу одноименного озера. Она досталась по наследству Петру Абрамовичу, который переименовал имение в Петровское по имени царя Петра I.
Усадьба состоит из большого господского дома, парка, дома управляющего, служебных построек, небольшого винного завода.
Парк выходит к берегу озера. В центре парка — круглый дерновый партер, от которого расходятся четыре аллеи. Липовые аллеи сменяются лабиринтами, повсюду встречаются беседки, есть грот, пруды, растут фруктовые деревья.
Петр Абрамович по характеру своему был человек грубый, вспыльчивый, несдержанный. Быт села Петровского был крепостнический, полный жестокости. Камердинер Петра Абрамовича вспоминает: “Когда бывали сердиты Ганнибалы или если Петр Абрамович выходил из себя, то людей выносили на простынях”. Иначе говоря, пороли до смерти! Эти черты сказались в образе К.П.Троекурова.
В Петровском долгое время существовали крепостные музыканты и танцоры.
Для увеселений в усадьбе держали клетки со зверенышами диких зверей.
Архангельское
Третья усадьба — подмосковное Архангельское. Её владелец — князь Николай Борисович Юсупов. Пушкин был знаком с ним с детства. Несмотря на то что князь был намного старше, между ними сложились дружеские отношения.
Усадьба Юсупова отличается от двух предыдущих роскошью и масштабами (ее площадь около восьмисот гектар). Она похожа на царскую резиденцию и построена по европейскому образцу. Современники называли её «подмосковным Версалем».
Н.Б. Юсупов много лет провёл в Европе, собрал богатейшую коллекцию произведений скульптуры, живописи, прикладного искусства, редких книг и разместил ее в Архангельском. Он любил празднества и увеселения, построил в имении театр.
Усадьба включает в себя дворцы, храм-усыпальницу, скульптуры, живопись, редкие книги и, конечно же, чудесный парк.
Парк состоит из трёх частей. Первая — итальянский парк с террасами. Далее лестница ведёт во французский парк с оранжереями, в которых выращивали апельсины и лимоны. Во французской части парка находятся небольшие зелёные коридорчики «берсо», в которых гости могли укрыться от солнца.
Третий парк — английский пейзажный, похожий на лес, с арками, беседками и мавзолеями.
е) Барские усадьбы в романе
Затем я исследовал описание барских усадеб в романе:
Усадьба князя Верейского Арбатово
В описании имения Арбатово видно европейское изящество. Господский дом Верейского выстроен «во вкусе английских замков». Князь знакомит гостей со своей картинной галереей. В усадьбе играет духовой оркестр, устраиваются фейерверки. Особое внимание привлекает парк с островами, беседками, мраморными статуями, памятниками. Внешний облик дома и парка говорит об изысканности хозяина. Но Верейский на самом деле эгоистичен, лишен благородства, любви и уважения к другим. В Арбатове безлюдно, совсем не видно мужиков, так как хозяин совершенно равнодушен к ним.
Усадьба Андрея Гавриловича Дубровского Кистенёвка
В быте Кистеневки нет никаких примет богатства. Усадьба Дубровского – это обыкновенный небогатый домик русского дворянина с простой семейной жизнью. Всё в имении говорит о бедности его хозяина, который был не в состоянии следовать европейской моде. В господском доме нет дорогих вещей. Автор обращает внимание лишь на несколько предметов: портрет матери Владимира и пакет с надписью «Письма моей жены». Они помогают лучше понять мир усадьбы Дубровских, где на первом месте внутренний мир, а не богатство.
Несмотря на свое низовое положение (владел семьюдесятью душами), хозяин был горд и независим. Здесь царят добрые отношения между помещиком и его крестьянами, которые преданны своему хозяину, отзывчивы, решительны.
Усадьба Троекурова Покровское
Усадьба Покровское соответствует склонностям и характеру хозяина. Здесь имеются все признаки богатства: огромный каменный дом с бельведером, старинный сад с прудом и аллеями, новая каменная церковь; псарный двор, лазарет для больных собак. Хозяин стремится показать свое богатство, проводит время в пирах и развлечениях, любит охоту. Дом Троекурова наполнен вещами: огромная библиотека, гостиная, столовая, наполненный яствами стол, комната с медведем. Предметы в описании усадьбы Троекурова помогают создать образ мира, лишённого духовности.
К.П. Троекуров самолюбив, считает себя выше многих помещиков в округе, умеет упрекнуть или обвинить любого. Он бездушен, своенравен, может издеваться как над животными, так и над людьми, редко считается с мнением окружающих. Между Троекуровым и его холопами нет добрых отношений, они переняли от хозяина многие качества, наглы, дерзки, чувствуют себя под его защитой.
Выводы:
После сравнения реальных усадеб и описанных в романе я пришел к выводу, что
— реальные усадьбы являются прототипами литературных
— описание внешнего вида дома, его обстановки, занятий хозяина даёт возможность узнать социальное положение помещика, понять его характер
ж) Секреты названий
Затем я изучил материал, связанный с названиями поместий, и выяснил следующее:
Названия усадеб
Имения чаще назывались по названию расположенных рядом рек, деревень, иногда – от названий церквей или в честь праздников.
Пушкин указывает, что в Покровском есть церковь Покрова, а также в доме Троекурова празднуют праздник Покрова. Отсюда и название – Покровское.
Захудалая деревушка бедного дворянина Дубровского называется Кистеневка.
Кистеневка — нижегородское имение отца Пушкина, которое находилось в восьми километрах от Болдина и досталось Александру Сергеевичу по наследству. Поэт ездил туда для оформления документов.
Кистеневка была чрезвычайно бедна, плохое управление разорило крестьян. В архивах хранится немало дел о побегах кистенёвских крестьян.
Название деревни произошло от слова «кистень» и связано с попытками борьбы крестьян против помещиков. Кистень — это старинное оружие в виде короткой палки с подвешенным на раме или цепочке металлическим шаром, тяжестью. Его использовали разбойники. Недаром своих заглавных героев А.С.Пушкин поселил именно в Кистеневке: ведь Владимир Дубровский становится благородным разбойником.
Имение Арбатово, возможно, получило свое название от города Ардатова Симбирской губернии, в котором Пушкин заменил букву «д» на «б».
С этим городом Пушкина связывало многое:
— осенью 1883 года, возвращаясь в свое имение Болдино из Оренбурга, где поэт собирал материалы для «Истории Пугачевского бунта», он проезжал через, где менял почтовых лошадей (на этом месте установлена памятная плита)
— в селе Хрипуново Ардатовского уезда располагалось родовое имение Чаадаевых, где в раннем детстве жил известный философ, писатель Петр Чаадаев, близкий друг А.С. Пушкина
— в Ардатовском уезде в имении отца долгие годы жил Николай Тургенев, декабрист, писатель, старший товарищ Пушкина по петербургскому обществу «Арзамас»
Вывод: названия поместий имеют реальные источники, Пушкин тщательно подбирал названия, вкладывал в них особый смысл в соответствии с замыслом романа
з) Усадебная лексика
Наше впечатление от художественного произведения полностью зависит от того, понимаем ли мы его. А правильно понять художественный текст возможно только в том случае, когда мы понимаем язык, которым он написан.
В ходе работы над романом мне постоянно приходилось пользоваться толковым словарем, так как значение многих слов мне было незнакомо. Это были устаревшие слова, связанные с описанием жизни и быта людей XIX века. Устаревшая лексика используется автором для изображения эпохи.
Я решил узнать, знают ли ученики нашей школы значение некоторых устаревших слов. Для этого учащимся 7 – 9 классов была предложена анкета «Знаете ли вы значение данных слов?», включающая 12 устаревших слов из романа «Дубровский»:
дворовый, камердинер, крепостной, людские (избы), отъезжее поле, помещик, приказчик, псарь, стремянный, усадьба, флигель, холоп.
В анкетировании принимало участие 19 человек. Многие ученики не смогли правильно объяснить значение предложенных слов, хотя это произведение ими было изучено в шестом классе (результаты анкетирования представлены в диаграмме).
Чтобы разрешить трудности, возникающие при чтении романа А.С.Пушкина «Дубровский», я составил толковый словарик «Барская усадьба». Он облегчит понимание текста, поможет вдумчивому чтению произведения, пригодится при изучении произведений писателей XIX века в старших классах.
5. Заключение
Из моего исследования можно сделать следующие выводы:
1) реальные усадьбы являются прототипами для создания образов усадьб в романе
2) названия поместий тщательно подобраны автором, несут в себе особый смысл в соответствии с замыслом романа
3) усадьба в романе имеет большое художественное значение:
а) является местом действия героев
б) характеризует социальное положение помещика
в) является одним из способов характеристики героев
Практическая значимость работы связана с возможностью углубленного изучения произведений школьной программы, с возможностью использования данного исследования в процессе подготовки к урокам литературы.
Русская усадьба занимает значительное место в отечественной культуре. Её по праву называют «образом России».
С провинциальными усадьбами связаны жизнь и деятельность многих известных исторических личностей, общественных и политических деятелей и деятелей науки и искусства (усадьбы А.П.Чехова «Мелихово», Л.Н.Толстого «Ясная Поляна», Ф.И.Тютчева «Мураново», М.Ю.Лермонтова «Тарханы»)
Многие поместья, как Абрамцево, Остафьево внесли весомый вклад в русскую художественную культуру. Они являются великолепными архитектурными памятниками своего времени. Ряд усадеб получил известность как важные центры культурной жизни России.В этих усадьбах их владельцами были собраны великолепные коллекции произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Исследование русской усадьбы необходимо, чтобы сохранить в народной памяти и истории Отечества, её образ как уникальное явление русской жизни.
6. Список литературы:
«Дубровский». А.С.Пушкин
Толковый словарь в 4-х томах. В.И.Даль.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов
Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)
Журнал «Литература в школе», №6, 2004г, Вахитова Т. М. «Образ дворянской усадьбы».
Краткий этимологический словарь русского языка. Н.М.Шанский
В.Г.Маранцман «Роман А.С.Пушкина «Дубровский» в школьном изучении»
В. П. Мещяреков, М. Н. Сербул. «Дела давно минувших дней…» Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики 18-19 веков
МаранцманВ.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина. Методическое пособие для учителя. Автор-составитель Н.М. Свирина.
Просмотров работы: 8284
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Имение Троекурова и имение Дубровского
Имение Троекурова и имение Дубровского сочинение
В романе «Дубровский» А. С. Пушкин показал два разных характера: богатого и своенравного помещика К. Троекурова и бедного, благородного помещика А. Дубровского. Чтобы подчеркнуть разницу между этими персонажами, писатель описывает их имения и условия, в которых они жили.
Имение К. Троекурова
У Троекурова было большое имение. Называлось оно Покровским. Владел Троекуров землей и в других губерниях. Было у Кирила Петровича около трех тысяч крестьян. Дом помещика был огромным и имел еще надстройку. Крыша была выкрашена в зеленый цвет. Во владениях Троекурова была даже церковь и колокольня. Дом окружал большой сад, а рядом текла река. В саду имелись дополнительные строения для прислуги и гостей. Вокруг барского дома были разбросаны домики крестьян с огородами и колодцами.
В доме было так просторно, что в главной зале могло уместиться 80 гостей и оставалось еще место для танцев. Для обедов предназначался длинный стол. Гостиная по размеру не уступала зале. Для поддержания дома в наилучшем состоянии у Троекурова был дворецкий.
Имение А. Дубровского
Дубровский владел небольшой деревней Кистеневка, где проживало 70 крепостных крестьян. Дом владельца имения был серым и старым. Крыша была красного цвета. Крыльцо выглядело ветхим. Недалеко от барского дома росла березовая роща, а во дворе — отдельные березы. В роще троекуровские крепостные часто воровали лес. Вместо цветников возле дома вырос большой луг, где паслись лошади.
Внутри дома был кабинет, несколько спальных комнат, сени, кладовая и передняя. В кабинете висел портрет покойной жены Дубровского. В зале стоял стол для обедов. Дом был достаточно ветхим. Мебель была старая, и ее было мало. Некоторые документы лежали в комодах и в ящиках на полу.
Сравнивая имения Троекурова и Дубровского, А. С. Пушкин стремился показать, что главное это не богатство, а отношение к людям, доброта, благородство и честность.
2 вариант
Если говорить о том, что именно автор хотел вложить в данное произведение, то стоит отметить то, что глубокого смысла и философских значений в нем действительно хватает. Для этого достаточно вспомнить моменты, в которых главный герой старался разобраться в собственной жизни, и стремился понять, как стоит ему поступать в той или иной ситуации. Например, в своих вопросах мести, он часто менял мнение, так как старался найти наиболее рациональное решение в данном вопросе, и стоит сказать, что ему это часто удавалось. Интересным моментом считается также и сюжетный ход писателя, связанный с поместьем героя, которое затем перешло в руки Троекурова, и по сути обрело нового хозяина в его лице. Тем не менее, Дубровский не намеревался сдаваться, и хотел, чтобы все люди, которые работали у отца ранее, также оставались довольными своей жизнью, и стремились к свободе и процветанию.
Говоря про характер героя, то стоит отметить, что он является весьма умным человеком, и изначально принадлежал к дворянскому роду. Также, он раскрывается как человек, который может судить здраво и логично. Возвращаясь к вопросу, связанному с поместьем, можно отметить, что герой крайне трепетно к нему относился, потому, что все его счастливое и беззаботное детство прошло в нем, а далее он принадлежал его отцу. После того, как отца не стало, Владимир понимает, что поместье отходит к Троекурову – человеку, который является текущим врагом для него, и помимо прочего, явился косвенной причиной смерти его близкого.
Однако, изначально герой не хочет сдавать позиции, и несмотря на то, что он больше не является владельцем данного поместья, все равно он остается верен ему, и думает о нем так, что все люди, которые жили там, продолжают для него многое значить, и он хочет продолжать заботиться о них. Находит он поддержку у многих людей, которые жили там, ведь он всегда заботился и помогал им. После того, как он решает отказаться от идеи мести, то устраивается на работу к Троекурову в свое же имение, для того, чтобы быть поближе к своей любимой. И все же, несмотря на перевернувшуюся для него обстановку, он остается в своем собственном доме, и хочет, чтобы условия проживания у других людей были такими же. Можно отметить, что характер героя предполагает различные изменения в мышлении персонажа, в том числе это касается и идей, связанных с его поместьем. Произведение получилось ярким, интересным и реалистичным.
Также читают:
Картинка к сочинению Имение Троекурова и имение Дубровского
Популярные сегодня темы
- Тема «маленького человека» в повести Станционный смотритель Пушкина
«Золотой век» русской литературы открыл новый образ. Его особенность была в том, что писатели впервые обратили внимание на простого человека. Звучит странно, ведь обычный человек – основа общества.
- Письмо Васютке из рассказа Васюткино озеро 5 класс
Васютка, привет! Как ты там поживаешь на лоне природы? У вас там такая красота – леса густые, реки мощные, просторы тайги! Хорошо, что летом была возможность гулять по такой прекрасной природе. Каникулы и у меня очень быстро пролетели…
- Анализ рассказа Митина любовь Бунина сочинение
Рассказ И.А. Бунина «Митина любовь» можно назвать повестью. Это повесть о трагической любви главного героя. О том, как Митя боготворит свою возлюбленную Катю. Как терзается муками ревности и ненавидит богемный свет, в котором вращается Катя.
- Таблица Печорин и Грушницкий
Оба молоды, можно сказать, ровесники.
- Герои повести Белые ночи Достоевского
Роман Ф.М Достоевского «Белые ночи» написан в жанре сентиментализма. Его героев можно разделить на главных и второстепенных. Автор не дает имя некоторым персонажам, чтобы сконцентрировать внимание
Исследовательский проект на тему: Мир дворянской усадьбы (по повести А.С.Пушкина
« Дубровский»)
Оглавление
I. Введение 3
II. Русская усадьба XIX века. 3
1. Признаки усадебного быта. 3
2. Реальные источники изображения провинциальной усадьбы в повести А.С.Пушкина «Дубровский». 3
III. Мир русской усадьбы в повести А. С. Пушкина «Дубровский». 4
1. Усадьба как место действия. 4
5
2. Усадьба как основа конфликта. 6
3. Предметы дома как символ мира усадьбы. 7
4. Потеря имения – потеря имени. 7
IV. Заключение 8
I. Введение
Литература – это особый мир, в котором нет ничего случайного. Предметный мир, окружающий писателя, несомненно, влияет на его творческое воображение, часто становясь предметом изображения. Так образ русской усадьбы стал сквозным в русской литературе. А понятия «Пушкин» и «русская усадьба» тесно связаны между собой.
Сегодня существует много работ, анализирующих мир русской усадьбы в творчестве
А. С. Пушкина. Исследованием этой темы занимались такие известные критики и пушкиноведы как В. Белинский, Н. Чернышевский.
Актуальность: Выбор темы обусловлен личным интересом к творчеству писателя.
Цель: Проанализировать повесть А. Пушкина «Дубровский» с точки зрения значимости образа усадьбы в идейной структуре произведения.
Задачи:
- Изучить что из себя представляла дворянская усадьба.
- Узнать какое значение имела усадьба в жизни русских дворян 19века,на примере повести А.С.Пушкина «Дубровский».
II. Русская усадьба XIX века.
1. Признаки усадебного быта.
Стиль дворянских усадеб как вполне ясное понятие рассматривается со второй половины XVIII века. Именно в это время резко увеличивается общее число усадеб в России, так как вслед за указом 1762 года о дворянской вольности последовало массовое возвращение дворян в поместье для занятий хозяйством. Русская усадьба- одно из ярчайших явлений жизни, отечественной истории, уникальный мир эпохи.
При слове «усадьба» нам обыкновенно рисуется белокаменный дом екатерининского или александровского времени. Однако только крупные помещики времени Екатерины, а главным образом её фавориты, могли создать волшебные сказки из своих имений, не только не уступающих, но даже превосходящих грандиозными затеями то, что было сделано в эту же эпоху на Западе. Русские усадьбы демонстрируют несвойственную усадьбам других национальностей особенность.
2. Реальные источники изображения провинциальной усадьбы в повести А.С.Пушкина «Дубровский».
Понятие «Пушкин» и «русская дворянская усадьба» тесно связаны между собой. В своих родовых усадьбах Пушкин бывал на протяжении всей своей жизни. В 1805 – 1818 годах проводил лето будучи мальчиком и юношей в Захарове под Москвой, приезжал туда в 1830 году. Впервые посетил Михайловское в 1817 году, а затем в 1824 – 1826 годах был там в ссылке, позднее в 1835 году приезжал туда снова. Трижды (в 1830, 1833 и 1834 годах) поэт приезжал в Болдино и был осенен вдохновением болдинской осени. Тишина старых дворянских усадеб, темные стоячие пруды и пологие холмы, окружающее спокойствие и приволье благотворно влияли на поэта. Мир провинциальной усадьбы был той стихией, которая рождала творчество. Пребывание А.С. Пушкина в родовых провинциальных усадьбах нашло отражение как в лирике, так и в прозе, в частности в повести «Дубровский».
Эта повесть была написана Пушкиным поразительно быстро: 21 октября 1832 года работа была начата, а 6 февраля 1833 года Пушкин заканчивает писать девятнадцатую главу. Повесть пишется в Петербурге, но перед началом работы Пушкин побывал в своем родовом имении Болдино, где недовольные крестьяне требовали смещения управляющего. В повести сохранились и гнев нижегородских крестьян, и многие реальные названия, связанные с этими местами. Действительно, Кистенёвка – соседнее с Болдиным село, находившееся в 135 верстах от Волги и полученное поэтом от отца в 1830 году.
Не случайно именно Кистеневкой назвал поэт захудалую деревушку бедного дворянина Дубровского в повести «Дубровский». Обитатели этой деревни отказались пойти под начало всесильного помещика Троекурова и стали разбойниками. Неоднократно упоминается в повести и кистеневская роща: «Гроб понесли рощею. Церковь находилась за нею. День был ясный и холодный. Осенние листья падали с дерев. При выходе из рощи увидели кистеневскую деревянную церковь и кладбище, осененное старыми лапами. …Гроб опустили в могилу. …Владимир поспешно …скрылся в Кистеневскую рощу».
Таким образом, местом действия повести Пушкин сделал мир, который был ему хорошо знаком, мир болдинской провинциальной жизни.
III. Мир русской усадьбы в повести А. С. Пушкина «Дубровский».
Провинциальная русская усадьба предстает в повести «Дубровский» в разных ипостасях. Во-первых, это место действия, которое сосредоточено вокруг трех центров: Кистеневка, Покровское, Арбатово. Во-вторых, усадьбой подчеркнута прямая зависимость положения героя на социальной лестнице. В-третьих, мир усадьбы – это и предметы, которые создают атмосферу дома, характеризуют хозяина. В-четвертых, как нам кажется, судьба усадьбы во многом предопределила и судьбу главного героя. Именно с этих позиций мы и подходим к анализу повести «Дубровский».
1. Усадьба как место действия.
А.С.Пушкин в повести «Дубровский» знакомит нас с бытом помещичьих усадеб Покровского, Кистеневки и Арбатова. На протяжении всей повести усадьба является местом действия героев.
Разница в описании Покровского и Кистеневки очерчена отчетливо.
Пушкин так описывает село Покровское: «…из широкого озера вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревянные избы с их огородами и колодезями». «В одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных, занимаясь рукоделием, свойственным их полу». |
Деревенька Андрея Гавриловича Дубровского, Кистеневка, выглядела иным образом. При виде «березовой рощи и на открытом месте серенького домика с красной кровлею» остаются в памяти тусклые незначительные воспоминания. «Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь», «ветхое крыльцо». Все говорило о бедности этого имения. |
Даже церковь в Кистеневке деревянная, а в Покровском – каменная.
Быт усадеб резко отличается друг от друга. В Покровском – все признаки богатства: имелся «псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле… Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки…». Новая каменная церковь, построенная барином этого поместья К.П. Троекуровым, в праздничные дни наполнялась множеством почетных богомольцев, для Троекурова же здесь имелось «свое место». В церкви проходила «обедня», в которой участвовал и сам барин: « подтягивал, молился и с гордым смирением поклонился в землю, когда дьякон громогласно упомянул о зиждителе храма сего». « Кирилл Петрович первый подошел ко кресту. Все двинулись за ним». Во время гостеприимного обеда барин «первый» садился за стол, а уже за ним следовали посетители; слуги же затем разносили тарелки «по чинам, руководствуясь лафатерскими догадками».
В быте Кистеневки нет никаких примет богатства. Пушкин точен даже в деталях. Если в черновом варианте при описании похорон А.Г. Дубровского мы читаем: «Тело Андрея Гавриловича лежало на столе покрытое парчою», то в окончательном варианте мы читаем: «покрытое саваном».Эта правка еще более отчетливо очерчивает границы между миром усадьбы Дубровского и Троекурова.
С еще одним типом усадебного дома нас знакомит село Арбатово. «Чистые и веселые избы крестьян, каменный, господский дом, выстроенный во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон, «великолепная зала», «… из окна открылся прелестный вид. Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки. За рекою тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность», «беседка на берегу широкого озера, усеянного островами» — так характеризует Пушкин усадьбу князя Верейского, демонстрируя изысканность, великолепие его вкуса. В описании Арбатова видно европейское изящество усадеб XVIII века. Однако в этом великолепии так мало духовности. Любовь к изящному высвечивает жадный эгоизм. Не случайно в Арбатове так безлюдно.
2. Усадьба как основа конфликта.
Конфликт – это столкновение характеров, обстоятельств. Таким столкновением в романе является ссора двух помещиков – Дубровского и Троекурова. Ссора же возникла не на пустом месте. Случай на псарне оказался тем поводом, который нарушил «согласие, царствующее между надменным Троекуровым и бедным его соседом». Причиной ссоры явилась зависть, которая всё же теплилась в душе Дубровского. «Дубровский молчал и хмурился… он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения», – говорится в романе.
Таким образом, усадьба Троекурова с его роскошной псарней, лазаретом для собак, отъезжими полями и пышной охотой стала поводом для ссоры, то есть началом конфликта.
К тому же чванство и высокомерие Троекурова, подкреплённое его социальным положением и властью над людьми, не позволяет Кириллу Петровичу даже почувствовать, в чём причина отъезда Дубровского.
Но источник конфликта не только в разности черт характера героев (Дубровский – бедный, но гордый, Троекуров – чванливый и властолюбивый), но и в неравенстве их общественного положения, их прав перед законом. И усадьба (только теперь Кистенёвка) становится предметом конфликта.
Когда ссора перерастает во вражду, Троекуров идёт на шаг, который по силам лишь «сильному мира сего»: он решает отнять у бывшего друга имение, которое тому по праву принадлежит. Для него не существует законов. «Врёшь, братец, какие тебе документы… В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение», – говорит он Шабалкину.
В конце концов, поместье переходит в собственность Троекурова, и судьба усадьбы и её обитателей – это результат несправедливости всей системы социальных отношений.
3. Предметы дома как символ мира усадьбы.
Мир усадьбы – это не только дом и люди, его населяющие, это и предметы, которые порой рассказывают о владельцах очень многое. Так и в повести Пушкина вещь характеризует своего хозяина, становясь символом определённой жизненной позиции.
В обедневшем доме Дубровских нет дорогих вещей. Но те предметы, на которых задерживает внимание автор, говорит о высокой духовной наполненности этого дома. Во-первых, это портрет матери Владимира. Живописец изобразил её в белом платье с алой розой в волосах. «И портрет этот достанется врагу моего семейства. Он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями и повешен в передней предметом насмешек и замечаний псарей», – думает Владимир, стиснув зубы.
Дубровский отпирает комод и ящики, занимается разбором бумаг покойного отца и среди различных счетов и хозяйственных расчётов находит пакет с надписью «Письма моей жены». Нет ничего случайного в художественном произведении. Конечно, неслучаен и этот момент. Письма, написанные рукой матери и адресованные отцу, участнику Турецкого похода, – это история семьи, история рода. «Владимир зачитался и позабыл всё на свете, погрузясь душою в мир семейного счастья…»
Портрет матери и письма становятся теми символически наполненными предметами, которые помогают понять мир усадьбы Дубровских, где на первом месте не материальное, а духовное начало.
В отличие от Кистенёвской усадьбы, дом Кирила Петровича Троекурова наполнен вещами. Это и огромная библиотека, составленная большею частью из сочинений французских писателей XVIII века. Это и комната с медведем, которая свидетельствует об «утехах» барина и говорит о том, «до какой низости может дойти человек». Это и наполненный яствами стол, за которым гости сидели по три часа. Предметы в описании усадьбы Троекурова помогают создать образ абсурдного мира, лишённого духовного начала. В вещах дома Троекурова мы видим торжество плоти и целесообразности, ограниченности и абсурда. А в мире, построенном на бездуховности, предметом купли-продажи становится душа. Так происходит и с Машей, которую практически «продают» замуж за старого, но богатого Верейского.
4. Потеря имения – потеря имени.
Судьба усадьбы тесно связана с судьбой хозяина. И в связи с этим в повести Владимир Дубровский предстаёт в трёх ипостасях своей судьбы: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Эти превращения судьбы героя – результат судьбы усадьбы. На протяжении всего романа, в какой бы роли ни выступал Владимир Дубровский, он всегда великодушен, благороден и отважен. Он всегда – человек чести. Но всё же с потерей имения Владимир теряет имя: из Дубровского он превращается в разбойника, потом в Дефоржа. Но без имени и дома (имения) человеку трудно найти равновесие. Так, подчёркивая несовместимость героя с той средой, в которую он попадает, и с той ролью, которая выпала на его долю, автор подводит Дубровского к гибели.
IV. Заключение
Русская усадьба- замечательное явление истории и культуры. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельца в архитектуре дома, разбивке садов и парков, создании коллекций. Таким образом, усадьба – это плод самовыражения личности и строительства собственного мира в соответствии с её судьбой, судьбой рода и семьи
Центральными элементами в произведении А. С. Пушкина являются имение Троекурова и имение Дубровского. Описанию поместий автор уделяет особое значение. Именно с их помощью он показывает, насколько далеки друг от друга эти герои в социальном плане. Если вчитываться, то можно понять, почему Кирилл Петрович решает забрать поместье своего соседа, а также проследить, с какого момента отношения между ними стали портиться и привели к вражде.
Имение Дубровского
Имение Андрея Дубровского называлось Кистеневка. Оно не было таким богатым, как владение Троекурова. У него числилось всего 70 крестьян, которые однако его любили и уважали. Дом был деревянным и совсем небольшим. Кроме того все выглядело обветшалым и заросшим. Однако и старший и младший Дубровские очень любили свое поместье.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Имение Троекурова, имение Дубровского». Здесь представлена характеристика Кистеневки, которая принадлежала Андрею Гавриловичу, и характеристика имения Покровское, которое находилось под влиянием Троекурова.
Скромный дворянин
Троекуров и Дубровский, сравнительная характеристика которых будет рассмотрена нами подробно, — очень разные люди. Андрей Гаврилович — честный, доблестный, спокойный по характеру, он разительно отличался от своего товарища. Когда-то старший Дубровский и Троекуров были сослуживцами. Но карьерист Кирила Петрович, предав свою честь, встал на сторону нового царя, чем и заработал себе высокий чин. Андрей Гаврилович, оставшийся преданный своему правителю, закончил службу скромным поручиком. Но тем не менее отношения Троекурова и Дубровского были довольно дружными и взаимоуважительными. Они часто встречались, бывали друг у друга в имениях, вели беседы.
Оба героя имели схожие судьбы: начинали вместе службу, рано овдовели, имели на воспитании ребенка. Но жизнь развела их по разным сторонам.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 16
В каком году было закончено произведение А. С. Пушкина «Дубровский»?- 1830;
1833;
- 1836;
- 1842.
(новая вкладка)
Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский являются центральными персонажами знаменитого романа «Дубровский» Пушкина. Эти герои являются давними друзьями и соседями по имению.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Дубровский»
Знаете ответ?
Предметы
Новые вопросы
Рейтинг сайта
- 1. Сергей Наумов 153
- 2. Изабелла Бевз 135
- 3. Нина Шевелёва 121
- 4. Александр Рубцов 100
- 5. НАСТЯ ОВЧИННИКОВА 99
- 6. Лидия Клименко 91
- 7. Геродот Абазбек 73
- 8. Лада Шадрова 65
- 9. Кира Лякишева 65
- 10. Офелия Инэс 58
- 1. Кристина Волосочева 19,120
- 2. Ekaterina 18,721
- 3. Юлия Бронникова 18,580
- 4. Darth Vader 17,856
- 5. Игорь Проскуренко 17,661
- 6. Алина Сайбель 16,787
- 7. Мария Николаевна 15,775
- 8. Лариса Самодурова 15,735
- 9. Liza 15,165
- 10. TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Описание жилища Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский» (цитаты о домах героев)
Кирила Петрович Троекуров является богатым помещиком и ведет роскошную жизнь. Его друг и сосед Андрей Гаврилович Дубровский является довольно бедным помещиком и живет намного скромнее:
- Краткое содержание романа «Дубровский» Пушкина по главам
«…старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях…»
«…между надменным Троекуровым и бедным его соседом…»
Имение Троекурова носит название Покровское, а имение Дубровских — Кистеневка:
«Дубровский получил из города приглашение доставить немедленно надлежащие объяснения насчет его владения сельцом Кистеневкою.» (глава I)
«…француза-учителя, который и прибыл в Покровское…» (глава VIII)
Жилище Троекурова
У Троекурова имеются большие, пространные владения. Сам он живет в имении Покровское, но у него есть и владения в нескольких губерниях. В собственности у Троекурова числится до 3000 крепостных крестьян:
«Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений…» (глава I)
«…по возвращении в имения отца его, состоящие ** и ** губерниях **, ** и ** уездах, в разных селениях, всего до 3000 душ…» (глава II)
Кирила Троекуров живет в Покровском в своем огромном каменном доме с зеленой кровлей (крышей) и бельведером (надстройкой над домом). Возле дома имеются сады:
«…вдруг Гришка пробудил его восклицанием: «Вот Покровское!» Дубровский поднял голову. Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями. <�…>
Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькающее между деревьями сада.» (о саде, глава III)
«Целые дни я бродил около садов Покровского в надежде увидеть издали ваше белое платье.» (о садах, глава XII)
Помимо главного дома во дворе имеются флигели (пристройки или отдельные постройки), в которых могут останавливаться гости. В одном из флигелей, например, живет учитель Дефорж:
«Накануне праздника гости начали съезжаться, иные останавливались в господском доме и во флигелях…» (глава IX)
«Кирила Петрович отпустил своего француза во флигель, где назначена была ему комната.» (глава VIII)
Дом Троекуров настолько большой, что в главной зале за столом помещается 80 гостей. Здесь же в зале происходят балы (танцы) после ужина:
«В зале накрывали стол на 80 приборов. Слуги суетились, расставляя бутылки и графины и прилаживая скатерти. Наконец дворецкий провозгласил: «Кушание поставлено», — и Кирила Петрович первый пошел садиться за стол…» (глава IX)
«Скоро загремела музыка, двери в залу отворились, и бал завязался.» (глава Х)
Также у Троекурова большая гостиная, которая вмещает его 80 гостей. Судя по всему, такой пышный обед подается за очень большим, длинным столом:
«Обед, продолжавшийся около трех часов, кончился; хозяин положил салфетку на стол — все встали и пошли в гостиную, где ожидал их кофей, карты и продолжение пoпoйки, столь славно начатой в столовой.» (глава IX)
«Кирила Петрович оставил его и обратился к новому исправнику, в первый раз к нему в гости приехавшему и сидящему на другом конце стола подле учителя.» (о столе, глава IX)
К сожалению, других подробностей о доме Троекурова в романе нет.Жилище Дубровских
Старик Андрей Гаврилович Дубровский и его сын Владимир владеют лишь одной деревней — Кистеневкой и 70 крепостным крестьянами:
«Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне.» (глава I)
«Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семидесятью душами.» (глава I)
Отец и сын Дубровские живут в бедном сереньком домике с красной кровлей (крышей). Рядом с домом находится березовая роща. Дом Дубровских в романе называется «домиком» и «домишкой», судя по всему, из-за его небольшого размера и скромного вида:
«…заезжал запросто в домишко своего старого товарища.» (глава I)
«Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.» (глава III)
«Вскоре завидел он домик Андрея Гавриловича…» (глава IV)
Во дворе у Дубровских растут березы. Раньше здесь также были цветники, но теперь вместо них некошеный луг:
- В какой главе романа Дубровский описан Дубровский дефорж?
«Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь.» (глава III)
У дома Дубровских имеется ветхое крыльцо. Вероятно, дом нуждается в ремонте:
«…взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна…» (глава III)
Из помещений в доме Дубровских имеются сени (прихожая), кладовая, передняя, кабинет отца, несколько спальных комнат:
«…в сенях встретила его Егоровна…» (глава III)
«И портрет этот достанется врагу моего семейства, — подумал Владимир, — он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей, а в ее спальной, в комнате… где умер отец, поселится его приказчик…» (глава VI)
«Владимир положил письма в карман, взял свечу и вышел из кабинета. В зале приказные спали на полу.» (глава VI)
«Владимир с отвращением прошел мимо их в переднюю…» (глава VI)
Об обстановке внутри дома Дубровских известно, что в кабинете старика Дубровского висит портрет его покойной жены. Здесь же стоят комоды и ящики с личными бумагами:
«…он удалился в комнату отца своего и запер за собою дверь.» (глава V)
«И глаза его неподвижно остановились на портрете его матери.» (глава VI)
«Владимир отпер комоды и ящики, занялся разбором бумаг покойного.» (глава VI)
Об обстановке в зале у Дубровских известно, что там имеется стол для обедов:
«В зале приказные спали на полу. На столе стояли стаканы, ими опорожненные, и сильный дух…» (глава VI)
Других подробностей о доме Дубровских в романе не приводится. Это было цитатное описание жилища Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский» А. С. Пушкина: цитаты с описанием домов этих персонажей.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Дубровский»
Опубликовано вкл 22.06.2019 — 19:51Автор: Купатадзе Анна
Исследовательский проект
Прообразы усадеб в произведении
Поэт был тесно связан с «русской дворянской усадьбой». В детские годы он летом жил в Захарове, которое находилось под Москвой. В 1817 году впервые посетил Михайловское, где позже провёл несколько лет в ссылке. Трижды посещал село Болдино и вдохновлялся его просторами.
Именно пребывание в родовых поместьях Пушкин отражал в своём творчестве, в том числе в повести «Дубровский». Он написал это произведение за год в Санкт-Петербурге, побывав в Болдино. Автор видел, как крестьяне высказывали недовольство помещиком.
В произведении он отразил гнев, а также названия, которые связаны с местом.
Село Кистеневка существовало в реальности и находилось по соседству с Болдино. Именно это поместье было подарено Пушкину отцом.
Описание имения Троекурова
Кирилл Петрович Троекуров — властолюбивый, малообразованный помещик. Характер у него был вспыльчивый и непредсказуемый, он не знал, что такое этикет. Поэтому обидеть мог любого человека, даже из знатного рода.
Имение Троекурова называлось Покровское. При этом он владел и другими землями. В его подчинении находилось около 3 тыс. крестьян.
Кирилл Петрович считался зажиточным, имел высокий чин. Это позволяло ему покрывать собственные непристойности, а также незаконные действия своих мужиков:
- вырубку чужих лесов;
- воровство у мелких крестьян.
Для того чтобы показать богатство родового поместья Троекурова, автор описывает его внешний вид — огромный каменный дом, с зелёной крышей.
Внутри имеется большая гостиная на 80 человек. Около дома есть дополнительные пристройки, в которых останавливаются гости и живут работники.
В Покровском была каменная церковь и колокольня. Дом окружал большой сад, где текла речка.
Конфликт помещиков
Троекуров уважительно относился к Андрею Дубровскому, их отношения можно назвать приятельскими. Ссора между соседями произошла из-за усадеб. Дубровский завидовал своему соседу, у которого было богатое поместье. Кроме этого, ему не нравилось поведение Троекурова — надменность, чванство и высокомерие.
Источником конфликта также можно назвать и разные черты характера:
- Дубровский — гордый, но не имеет хорошего достатка и положения в обществе.
- Троекуров — властолюбивый, имеющий влияние в разных кругах.
Ссора перерастает во вражду, и Кирилл Петрович решает отобрать имение у своего соседа, который является законным владельцем. Этот момент характеризует социальную пропасть и несправедливую систему отношений в обществе на тот момент.
Поместье переходит во владение Троекурова со всеми его обитателями. Конечно, многие, вместе с Владимиром, становятся разбойниками, которые грабят богатых. В этом эпизоде автор пытается показать, как может поменяться судьба человека, оставшегося без своего дома. Пушкин приравнивает потерю усадьбы к потере имени.
Владимир Дубровский в любой роли предстаёт человек чести и мужества. Но без собственного дома, он теряет свой облик, не справляется с ролью, которая выпала для него. В конце автор подводит героя к гибели.
Итак, усадьба является прекрасным явлением истории и культуры. Она показывает вкус своего хозяина, а также его достаток. Пушкин отразил это в произведении, описав три имения, а также показал, что может произойти с человеком, который остаётся без дома. В произведении затрагивает тема социального неравенства, ситуация, когда человек с достатком может отнять у другого всё.
Поместье Дубровского
Деревня, где жили Дубровские, называлась Константиновка. Андрей Гаврилович и его сын Владимир не были богатыми, в их подчинении находилось всего 70 крестьян. В авторском описании просматривается скромность домишка:
- деревянный и серый дом;
- красная крыша;
- некошеный луг, вместо цветников;
- ветхое крыльцо.
Внутренняя отделка также небогатая, в доме имеется несколько комнат, в том числе и кабинет Андрея Петровича. При этом автор попытался передать значимость родового поместья для Владимира Дубровского. Он вырос в этом месте, здесь находится память о счастливой семейной жизни, о покойной матери, портрет, которой весел в кабинете отца. Ему не хочется отдавать это чужим людям, не хочется, чтобы они растащили его поместье.
Помимо этого, в романе встречается описание зала, где стоял стол. Указывается, что приказные спали на полу в этой комнате.
Коварный замысел
Не имея никакого воздействия на Дубровского, Троекуров задумал страшное — отобрать у друга имение. Как же — тот посмел его ослушаться! Несомненно, это было очень жестоко по отношению к старому знакомому.
Были ли настоящими друзьями Троекуров и Дубровский? Сравнительная характеристика этих героев поможет в этом разобраться.
Кирила Петрович подкупал всех без разбора чиновников, подделывал бумаги. Дубровский, узнав о судебной тяжбе, оставался довольно спокойным, поскольку был уверен в абсолютной своей невиновности.
Шабашкин, нанятый Троекуровым, хлопотал по всем грязным делишкам, хотя и знал, что имение Кистеневка по полному законному праву принадлежит Дубровским. Но все повернулось иначе.