Рассказ о в гаврилине

Валерий Александрович Гаврилин (1939-1999) — известный советский и российский композитор, автор хоровых, вокально-симфонических, камерных произведений, необыкновенно точно и глубоко воспевший характер русского народа. Среди его сочинений есть как крупные симфонические произведения, оперы и балеты, так и небольшие сюиты, а также песни к кинофильмам. Валерий Гаврилин композитор новатор, сумевший добиться звучного сочетания аутентичной народной мелодии с элементами эстрадной и классической музыки.

Детство и юность

Валерий Гаврилин родился 17 августа 1939 года на русском севере в городе Вологде в учительской семье. Его отец, Александр Петрович, возглавлявший отдел народного образования, погиб вскоре после начала войны, а мать, Клавдия Михайловна, преподавала в интернате. В тяжелые годы войны мальчик жил с мамой, в селе Перхурьеве, где она трудилась директором детского дома. Несмотря на тяжелое время, композитор с благодарностью вспоминал тот период: «Я ведь сочиняю и живу только тем, чем напитался в детстве».

В 1950 году в жизни Валерия настали большие перемены — по доносу из-за якобы похищенной ржи была арестована мать, и мальчика с сестрой отправили в детский дом. Он очень переживал по этому поводу и регулярно ездил к ней на свидания. Посещение тюрем оставило глубочайший след в душе подростка.

Благодаря протекции педагогов, юный Валера был записан в музыкальную школу Вологды. Он ярко выделялся на фоне сверстников своим талантом, легко запоминал весь материал, учился с большим воодушевлением и отличался завидным трудолюбием.

Здесь талантливого парня при поддержке его учителя Татьяны Томашевской нашел преподаватель Ленинградской консерватории С. Белоземцев, предложивший юному дарованию переехать в Северную столицу для дальнейшей учебы в школе-десятилетке при консерватории.

Валерий Гаврилин

Интересно, что мать категорически противилась такому выбору сына и считала, что он должен быть ветеринаром. Однако после уговоров Тимошевской она согласилась отпустить сына на учебу. И здесь Валерий оказался одним из лучших учеников, поэтому по окончании учебного заведения, в 1958 году, был зачислен на композиторский факультет Ленинградской консерватории на курс О. Евпахова.

Начала славного пути

На третьем курсе Валерий увлекся фольклором и отправился в экспедицию по деревням страны с целью понять особенности русской души, проникнуться атмосферой сельской местности и приобрести материал для работы. К этому времени студент Гаврилин уже много успел сочинить, но именно сейчас, находясь под впечатлением от разоренных деревень и проникнутых тоской женских песен с мечтой о лучшей доле он пришел к выводу о цели собственного творчества. Свою миссию как композитора он видел в синтезе классических музыкальных канонов с бытовой, народной мелодией, в недрах которой скрыты настоящие сокровища поэтической эстетики.

Еще до окончания консерватории были написаны вокальный цикл «Немецкая тетрадь», несколько сонат, симфоническая сюита «Тараканище». Они сразу нашли одобрение в профессиональной среды, и по совету Шостаковича молодой автор поступил в аспирантуру. Работая над дипломным проектом, он пишет знаменитый вокальный цикл «Русская тетрадь», состоящий из 8 песен. В основном это были страдальные сочинения — «Ой, зима, зима моя! Зима морозная», «Что, девчонки, стойте» и другие.

По замыслу Гаврилина, все они должны были исполняться без перерыва, а перестановки или изъятие какого-либо сюжета были недопустимы. «Эти песни — воспоминания на народные тексты», — отмечал композитор. Свое произведение он посвятил обычному ленинградскому мальчику, скончавшемуся от рака. О его судьбе Валерий Александрович узнал со страниц журнала «Юность» и, впечатленный этим, написал цикл о несостоявшейся любви от имени девушки, которая могла проникнуться к нему глубокими чувствами. Исполнение произведения в 1965 году певицей Надеждой Юреневой стало настоящим событием в музыкальной жизни страны. Два года спустя за этот цикл Гаврилина был удостоен премии им. М. Глинки.

Валерий Гаврилин

Вершины творчества

Отдав всего себя написанию «Русской тетради», Гаврилин уходит в тень и занимается сочинением небольших фортепианных пьес и сюит, а также музыки к спектаклям и кинофильмам (всего у него около полутора десятков киноработ). Только в 1972 году были написаны три крупных произведения — вторая часть «Немецкой тетради», опера «Повесть о скрипаче Ванюше» и музыкальная поэма «Военные письма». Год спустя появился вокальный цикл «Вечерок» и военно-симфонический цикл «Земля». Последний создан на стихи А. Шульгиной, с которой автор много сотрудничал.

Его произведения всегда любили исполнять лучшие вокальные мастера. И не случайно песня «Два брата», за которую Гаврилин удостоился в 1980 году премии Ленинского комсомола, стала настоящим шедевром. То же самое можно сказать и о песне «Скачут ночью кони». Одним из самых значительных произведений оказалась хоровая симфония-действо «Перезвоны», традиции которой уходят к корням колокольной музыки, подкупающей емкой символикой, прошедшей сквозь века. Эта масштабная симфония, где главным действующим лицом выступает хор, стала истинным воплощением духовной жизни целого народа через призму судьбы одного человека.

Валерий Гаврилин написал серию музыкально-сценических опусов. Среди них балеты «Женитьба Бальзаминова», «Дом у дороги», «Подпоручик Романов», а также оперы «Семейный альбом», «Моряк и рябина». В ряде случаев созданию этих произведений предшествовали инструментальные пьесы. Так произошло с балетом «Анюта», построенным на основе фортепианной пьесы «Вальс».

Валерий Гаврилин

Певец русской души

Творчество Валерия Гаврилина всегда отличали русский колорит и лиризм. Он был одним из первых, кто начал активно объединять бытовой и академический жанры. Стилевые формы и эстетика музыки Гаврилина не оставляют сомнений в приверженности композитора к неоромантизму. Как и другие представители направления, он тяготел к утонченной обработке песенных форм, которые составляли основу камерных произведений и вокально-симфонических поэм.

Сквозной линией в музыке Гаврилина проходит тема женской судьбы и характера, ведь композитора с детства окружали представительницы прекрасного пола. Его творчество неразрывно соединено с чистотой русской души и олицетворяет собой глубокое проникновение в народную культуру. В то же время он не гнушается использовать приемы эстрадной музыки, что позволяло с успехом доносить свои идеи и молодому поколению.

«Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души», — говорил музыкант. По меткому выражению музыкального критика А. Сохора, Гаврилин создал свой «песенно-симфонический жанр».

Многие его песни заставляют прожить драматическую ситуацию, лежащую в основе сюжета. Тематическая и стилевая направленность «играющих» песен Гаврилина различны. Среди них мы видим примеры социальной сатиры («Скоморохи»), психологической драмы («Пастушка и пастух») и даже сатирической сказочной аллегории («Перезвоны»). Глубокой мелодичностью пронизаны дивертисменты и оркестровые сюиты. В них вокальный талант Валерия Александровича вылился в неповторимый мелодизм, нашедший выражение в утонченной интонации исполнения музыки.

В последние годы жизни Валерий Александрович страдал от болезни сердца. Незадолго до смерти на Вологодчине с большим успехом прошел его авторский концерт, который потом повторился в Петербурге. Он стал символическим венцом замечательной музыкальной карьеры композитора, которого не стало 28 января 1999 года. Похоронен Валерий Гаврилин на Волховском кладбище Санкт-Петербурга.

Валерий Александрович Гаврилин

Валерий Александрович Гаврилин

Валерий Александрович Гаврилин — известный композитор, музыка которого отличается чистотой и неповторимостью. Это автор многих хоровых и симфонических произведений. Валерий Гаврилин родился 17 августа 1939 года в Вологде. Его отец работал в районном отделе народного образования, а мать была директором детского дома в городе Кадников.

В 1941 году отец мальчика погиб на войне. Вскоре Валерий с матерью переехали жить в село Перхурьево. До 1950 года будущий композитор учился в школе. Когда его мать осудили, мальчика отдали в детский дом. В дальнейшем Валерий обучался в мужской гимназии. Здесь он учился играть на фортепиано и пробовал свои силы в пении. После окончания седьмого класса мальчик поступил в музыкальное училище в Вологде. Он выбрал дирижерско-хоровое отделение. Во время прослушивания Иван Белоземцев, глава экзаменационной комиссии, сделал Валерию интересное предложение. Он сказал, чтобы тот поступал в Ленинградскую музыкальную школу при консерватории. Гаврилин согласился. В 1953 году его приняли в класс кларнета. Учителями юноши была Елена Гугель и Сергей Вольфензон.

В 1958 году Гаврилин продолжил обучение в консерватории. Он получил специальность музыковеда-фольклориста. Затем Валерий Александрович занимался в аспирантуре. В 1964 году Гаврилин нашел работу в Музыкальном училище.

Творческое наследие Гаврилина — симфонические и хоровые произведения, музыка к кинофильмам и камерная музыка. Композитор ввел новые формы хорового музицирования. Они основываются на синтезе бытовых и академических жанров. Гаврилин является автором вокального цикла «Русская тетрадь». В нем воплощен образ северорусской крестьянки и присутствуют народные крестьянские песни. В 1973 году композитор работал над вокальным циклом «Вечерок». Здесь отдано предпочтение стихии бытового городского романса. По замыслу автора в вокальном цикле воссоздан портрет Гретхен русской провинции.

Валерий Гаврилин — автор симфонических произведений «Тараканище», «Памяти Батюшкова», «Дом у дороги». Не менее известны его камерно-вокальные произведения «О любви», «Времена года», «Три песни Офелии», «Город спит», «Простите меня». К хоровым произведениям русского композитора относятся «Люди мира», «Памяти павших», «Дон капитан». Также в коллекции Валерия Александровича имеются вокально-симфонические произведения. К ним относятся «Военные письма», «Перезвоны», «Пастух и пастушка». Еще Гаврилин написал музыку к спектаклям «Две зимы и три лета», «Над светлой водой».

У Гаврилина имеется и литературное наследие. К нему относятся эссе, критические статьи, выступления и интервью. Валерий Александрович с удовольствием рассказывал о важности музыки в жизни народа. Он уделял пристальное внимание фольклору, бардовским песням, современной эстраде. Его публикации отличались глубиной мысли и уникальным литературным стилем.

Валерий Александрович Гаврилин скончался 28 января 1999 года в Санкт-Петербурге. Причина смерти — третий инфаркт. Композитора похоронили на Литераторских мостках, расположенных на Волковском кладбище.

Дата рождения

17.08.1939

Дата смерти

29.01.1999

Профессия

Страна

Россия, СССР

Валерий Александрович Гаврилин / Valery Gavrilin

«Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Меня постоянно
свербит боль: поймут ли?» — эти слова В. Гаврилина кажутся
напрасной тревогой: его музыку не просто понимают, ее любят, знают,
изучают, ею восхищаются, ей подражают. Триумфальный повсеместный
успех его «Русской тетради»,
«Перезвонов», балета «Анюта» —
подтверждение тому. И секрет этого успеха — не только в редкостном,
уникальном таланте композитора, но и в том, что люди нашего времени
истосковались по такой именно музыке — доверительно простой и
ошеломляюще глубокой. В ней органично сплавлено подлинно русское и
общечеловеческое, истины древности и самые болевые вопросы
современности, юмор и печаль, и та высокая духовность, что очищает
и насыщает душу. И еще — Гаврилин в высшей степени наделен редким,
горьким и святым даром истинного художника — способностью
чувствовать чужую боль, как свою…

«Таланты русские, откуда вы беретесь?» На этот вопрос Е. Евтушенко
Гаврилин мог бы ответить словами А. Экзюпери: «Откуда я? Я из моего
детства…» Для Гаврилина, как для тысяч его сверстников —
«подранков», детским садом была война. «Первыми песнями в моей
жизни были крики и плач женщин, получавших похоронки с фронта», —
скажет он позже, уже взрослым. Ему было 2 года, когда в их семью
пришла похоронка — в августе сорок первого погиб под Ленинградом
отец. Потом были долгие годы войны и детский дом в Вологде, в
котором ребятишки сами вели хозяйство, сажали огород, косили сено,
мыли полы, ухаживали за коровами. А еще в детдоме был свой хор и
народный оркестр, был рояль и учительница музыки Т. Томашевская,
открывшая мальчику добрый и прекрасный мир музыки. И однажды когда
в Вологду приехал педагог Ленинградской консерватории, ему показали
удивительного мальчишку, который, не зная еще толком нот, сочиняет
музыку! И судьба Валерия круто изменилась. Вскоре из Ленинграда
пришел вызов и четырнадцатилетний подросток уехал поступать в
музыкальную школу при консерватории. Его взяли в класс кларнета, а
через несколько лет, когда в школе открылось композиторское
отделение, он перешел туда.

Учился Валерий жадно, взахлеб, с упоением. Вместе со своими
сверстниками, такими же одержимыми Ю. Темиркановым, Ю. Симоновым,
переиграл все сонаты и симфонии И. Гайдна, Л. Бетховена, все
новинки Д. Шостаковича и С. Прокофьева, какие удавалось достать,
старался услышать музыку, где только возможно. В Ленинградскую
консерваторию Гаврилин поступил в 1958 г., в класс композиции О.
Евлахова. Сочинял много, но на 3 курсе неожиданно перешел на
музыковедческий факультет и серьезно занялся фольклором. Ездил в
экспедиции, записывал песни, пристально вглядывался в жизнь,
вслушивался в говор деревенских людей, знакомый ему с детства,
старался постичь их характеры, мысли, чувства. Это была напряженная
работа не только слуха, но — сердца, души, ума. Именно тогда, в
этих разоренных войной, нищих северных деревушках, где почти не
было мужчин, вслушиваясь в женские песни, пронизанные неизбывной
печалью и неистребимой мечтой об иной, прекрасной жизни, Гаврилин
впервые осознал и сформулировал для себя цель и смысл
композиторского творчества — соединить достижения профессиональной
музыкальной классики с этими бытовыми, «низкими» жанрами, в которых
таятся сокровища истинной поэзии и красоты. А пока Гаврилин написал
интересную и глубокую работу о народно-песенных истоках творчества
В. Соловьева-Седого и в 1964 г. закончил консерваторию как
музыковед-фольклорист по классу Ф. Рубцова. Однако и сочинения
музыки он не оставлял, на последних курсах написал 3 струнных
квартета, симфоническую сюиту «Тараканище», вокальный цикл на ст.
В. Шефнера, 2 сонаты, шуточную кантату «Мы говорили об искусстве»,
вокальный цикл «Немецкая тетрадь» на ст.
Г. Гейне. Этот цикл был исполнен в Союзе композиторов, тепло
встречен слушателями и с тех пор вошел в постоянный репертуар
многих вокалистов.

С сочинениями Гаврилнна познакомился Шостакович и настоятельно
посоветовал ему поступать в аспирантуру. Сдав экстерном все
экзамены за композиторский факультет плюс вступительные, Гаврилин
стал аспирантом. В качестве дипломной работы он представил
вокальный цикл «Русская тетрадь». А в конце 1965 г., в дни декады
ленинградского музыкального искусства в Москве это сочинение
впервые прозвучало на последнем концерте и произвело настоящий
фурор! Молодого, никому не известного композитора называли
«музыкальным Есениным», восторгались его талантом; в 1967 г. он был
удостоен Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки, став самым
молодым в стране лауреатом этой высокой награды.

После такого триумфального успеха и признания молодому композитору
было очень трудно создать следующее произведение столь же высоких
художественных достоинств. На несколько лет Гаврилин как бы «уходит
в тень». Он пишет очень много и постоянно: это музыка к
кинофильмам, театральным спектаклям, небольшие оркестровые сюиты,
фортепианные пьесы. Друзья и старшие коллеги сетуют на то, что он
не пишет музыки крупной формы и вообще сочиняет мало. И вот 1972 г.
приносит сразу 3 крупных произведения: оперу «Повесть о скрипаче
Ванюше» (по мотивам очерков Г. Успенского), вторую
«Немецкую тетрадь» на ст. Г. Гейне и
вокально-симфоническую поэму на ст. А. Шульгиной
«Военные письма». Годом позже
появляются вокальный цикл
«Вечерок» с подзаголовком «Из
альбома старой женщины», третья «Немецкая тетрадь», а затем —
вокально-симфонический цикл «Земля» на ст. А. Шульгиной.

В каждом из этих сочинений Гаврилин реализует свое творческое
кредо: «Говорить со слушателем понятным для него языком». Он
преодолевает пропасть, существующую ныне между музыкой эстрадной,
бытовой и серьезной, академической. С одной стороны, Гаврилин
создает эстрадные песни столь высокого художественного уровня, что
камерные и даже оперные певцы охотно исполняют их. («Скачут ночью
кони» исполняет И. Богачева). О песне «Два брата» выдающийся мастер
Г. Свиридов пишет автору: «Изумительная вещь! Я второй раз слышу ее
и плачу. Какая красота, как свежа форма, как она естественна. Какие
дивные переходы: в мелодии от темы к теме, от куплета к куплету.
Это шедевр. Поверьте мне!» Классикой жанра стали песни «Любовь
останется», «Сшей мне белое платье, мама» из кинофильма «В день
свадьбы», очаровательная «Шутка».

С другой стороны, Гаврилин создает произведения крупной формы —
сюиты, поэмы, кантаты с использованием приемов современной
эстрадной музыки. Адресуя свои произведения прежде всего молодежи,
композитор не упрощает «высокие» жанры классической музыки, а
создает некий новый жанр, который музыковед А. Сохор назвал
«песенно-симфоническим».

Огромную роль в творческой жизни Валерия Гаврилина играет
драматический театр. Он написал музыку к 80 спектаклям, идущим в
разных городах страны. Сам композитор считает полностью удавшейся
работу только над четырьмя из них: «После казни прошу» в
Ленинградском ТЮЗе, «С любимыми не расставайтесь» в Ленинградском
театре им. Ленинского комсомола, Три мешка сорной пшеницы в АБДТ
им. М. Горького, «Степан Разин» в театре им. Е. Вахтангова.
Последняя работа послужила импульсом к созданию одного из самых
значительных произведений Гаврилина — хоровой симфонии-действа
«Перезвоны». (по прочтении В.
Шукшина), удостоенной Государственной премии СССР. «Перезвоны»
обрамляются двумя сочинениями, близкими по жанру: это «Свадьба»
(1978) и «Пастух и пастушка» (по прочтении В. Астафьева, 1983) для
солистов, хора и инструментального ансамбля. Все 3 сочинения, а
также завершенная в 1967 г. и впервые исполненная в 1987 г.
оратория «Скоморохи» (на ст. В.
Коростылева), написаны в созданном Гаврилиным жанре действа.
Здесь сочетаются признаки оратории, оперы, балета, симфонии,
вокального цикла, драматического спектакля. Вообще театральность,
зрелищность, образная конкретность музыки Гаврилина так явственна,
что подчас его вокальные циклы ставятся в музыкальном театре
(«Вечерок», «Военные письма»).

Совершенно неожиданным для самого композитора оказался его
невероятный успех в амплуа балетного композитора. Режиссер А.
Белинский в отдельных оркестровых и фортепианных пьесах Гаврилина,
написанных 10-15 лет назад, увидел, вернее, услышал балет на сюжет
рассказа А. Чехова «Анна на шее». Гаврилин говорит об этом не без
юмора: «Оказывается, сем того не зная, я уже давно пишу балетную
музыку, да еще помогающую воплотить на сцене чеховские образы. Но
это не так уж удивительно. Чехов — мой любимый писатель. Ранимость,
незащищенность, особенная деликатность его героев, трагизм
неразделенной любви, чистая, светлая грусть, ненависть к пошлости —
все это мне хотелось отразить в музыке». Телебалет «Анюта» с
блистательными Е. Максимовой и В. Васильевым имел поистине
триумфальный успех, завоевал международные призы, его купили 114
телекомпаний мира! В 1986 г. балет «Анюта» был поставлен в Италии,
в неаполитанском театре Сан-Карло, а затем в Москве, в Большом
театре Союза СССР, а также в театрах Риги, Казани, Челябинска.

Продолжением творческого союза замечательных мастеров стал
телебалет «Дом у дороги» по мотивам А. Твардовского, поставленный
В. Васильевым. В 1986 г. Ленинградский театр современного балета
под руководством Б. Эйфмана показал балет «Подпоручик Ромашов» по
повести А. Куприна «Поединок». В обоих произведениях, ставших
заметными событиями нашей музыкальной жизни, проявились особенно
явственно трагедийные черты музыки Гаврилина. В марте 1989 г.
композитор закончил партитуру балета «Женитьба Бальзаминова» по А.
Островскому, который уже нашел свое киновоплощение в новом фильме
А. Белинского.

Каждая новая встреча с творчеством Валерия Гаврилина становится
событием нашей культурной жизни. Его музыка всегда несет доброту и
свет, о чем сам композитор сказал так: «Свет есть и будет в жизни
всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика
и прекрасна русская земля! И как бы ни менялся мир, есть в нем
красота, совесть, надежда».

Н. Салнис

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Публикации

Биография Валерия Гаврилина кратко

Известный русский композитор родился 17 августа 1939 года. Семья композитора была среднестатистической, рабочей. Мама занимала должность директора детского дома, а отец – работал в сфере образования. Отец Валерия Александровича Гаврилина погиб, когда началась Великая Отечественная война. К сожалению, на этом трудности не закончились. Маму Валерия осудили, а его направили в детский дом. Это была черная полоса в жизни. Валерий Александрович очень часто навещал свою мать. Само собой, все это отпечаталось на дальнейшем формировании личности.

Уже с юных лет Гаврилин полюбил музыку, он пел в хоре. Однако, мать изначально не была в восторге от увлечений сына, ведь она хотела, чтобы он стал врачом, но все-таки одобрила выбор сына.

Валерию Александровичу очень повезло, потому что он обучался в консерватории. Именно там он начал увлекаться композицией и играл на музыкальных инструментах, в частности, на фортепиано. В 1958 году юноша окончил школу, и продолжает свое обучение по специальности музыковед — фольклорист. Когда он был студентом, то часто путешествовал по Родине. Он это делал с одной целью: проникнуться русской культурой и приобрести материалы и опыт. За время обучения он сотворил много шедевров. В народе Гаврилин Валерия Александровича прозвали «музыкальным Есениным», ведь он начал заниматься музыкой, когда еще совсем плохо знал ноты, но это не мешало ему творить. Пока Валерий Александрович был студентом, то успел обзавестись семьей и ребенком.

Спустя некоторое время Гаврилин  оканчивает аспирантуру и преподает. Пока работал над диплом, то сочинил легендарный цикл «Русская тетрадь». Свое произведение композитор посветил малышу, который умер от лейкемии.

Со временем Гаврилин стал писать музыку для спектаклей и фильмов. Так же с удовольствием композитор писал и балетную музыку. Так же Валерий Александрович успел написать и авторские музыкальные статьи.

К сожалению, Гаврилин Валерий Александрович не успел дожить до своего шестидесятого юбилея и умер в 1999 году. Однако, его музыка покорила сердца многих людей и он стал частью музыкальной истории. Многие его знают, помнят, любят и по сей день, и не перестают восхищаться его музыкой и талантом.

Подробнее

В 1939 году, 17 августа, в г.Вологде, в семье педагогов Гаврилиных родился мальчик, названный Валерием, ставший в будущем известным композитором.

Детство Валерия пришлось на период войны, где, в 1942 году, погибает его отец.

Какое-то время Валерий вместе с мамой и сестренкой живет в селе Перхурьево, где его мама занимает должность руководителя детского дома.

В 1950 году семью Гаврилиных настигает еще одно горе: Клавдию Михайловну сажают в тюрьму, Валерий и его сестра попадают в Вологодский детский дом.

Музыкальным искусством Валерий заинтересовался еще будучи школьником. В школе № 9, где мальчик учился, он занимается хоровым пением и играет на народных инструментах, а также берет уроки игры на пианино у Т.Д.Томашевского, пытаясь параллельно писать музыку.

По завершении семилетки, он поступает в музучилище г.Вологодска. Доцент Ленинградской консерватории И.М.Белоземцев, возглавляющий комиссию по приему экзаменов, замечает талантливого юношу и дает ему рекомендации для обучения в музшколе при консерватории г.Ленинграда, куда мальчика приняли в 1953 году кларнетистом.

С 1958 по 1964 год Гаврилин обучается в консерватории под руководством профессоров Ф.А.Рубцова и О.А. Евлахова и получает квалификацию музыковеда-фольклориста.

Еще учась в консерватории, Валерий увлекся народным фольклором. Для более глубокого понимания русской культуры, он ездит по многочисленным деревням и селам страны, попутно приобретая материал для будущих произведений.

Валерий был вынужден учиться и работать одновременно, так как еще во время учебы в консерватории он женился и у него родился ребенок.

Несмотря на это, молодой человек успевает написать ряд произведений: первую музыкальную серию «Немецкая тетрадь», сонаты, симфоническую сюиту «Тараканище». Для дипломной работы он создает музыкальный цикл, состоящий из 8 произведений и названный «Русская тетрадь».

По завершении обучения в консерватории, Валерий Гаврилин становится аспирантом. С 1964 года он обучает студентов Музучилища, относящегося к консерватории. В 1965 году Валерия Александровича принимают в Союз Композиторов, в 1967 он получает Госпремию РСФСР им. Глинки.

На протяжении своей творческой жизни, Гаврилин занимается не только написанием множества симфоний, музыкальных произведений к спектаклям и кинофильмам, а также создает ряд балетных и оперных творений, удостоившись в 1979 году звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР. А в 1985 году становится Народным артистом РСФСР.

Последний период жизненного пути Валерия Гаврилина омрачается тяжелыми болезнями, вылившимися в инфаркты. Не успев отметить 60-летний юбилей, в 1999 году, композитор скоропостижно скончался.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Гаврилин Валерий Александрович краткая биография читать онлайн

Другие биографии:

  • Джонатан Свифт

    Свифт – англо-ирландский писатель, философ, поэт и общественный деятель. Он появился в семье английских колонизаторов

  • Феликс Эдмундович Дзержинский

    Дзержинский Феликс Эдмундович – умный и талантливый человек, великий революционер и просто интересная личность.

  • Кафка Франц

    Творчество австрийского писателя Франца Кафки занимает особое место в мировом литературном процессе. Объектом его писательского внимания была семья, собственный духовный мир, а также собственные переживания

  • Биография Фалес Милетский (+ интересные факты, открытия)

    Фалес Милетский считается основоположником греческой философии, а, соответственно, и европейской философии вообще. Милет – город на периферии греческой цивилизации, где по большей части и зарождалась философия

  • Шекспир Уильям

    Все знают имя Уильяма Шекспира, великого классика литературы. Его жизнь сплошь состоит из загадок и мистических совпадений. Его произведения публикуются во многих странах.

Биография

Валерий Александрович Гаврилин родился 17 августа 1939 года в Вологде, но семья жила в городе Кадников Сокольского района Вологодской области. Мать работала директором Кадниковского детского дома, а отец был заведующим районного отдела народного образования (РОНО) в городе Сокол. Отец вскоре после рождения сына погиб на войне (в 1942 году).

Впоследствии Валерий Гаврилин жил в селе Перхурьево Кубено-Озерского района Вологодской области, учился в школе в селе Воздвиженье (через дорогу) до 1950 года. Мать была осуждена за воровство, и ребёнок попал в детский дом в Октябрьском районе Вологды, учился в средней мужской школе № 9, занимался в хоре, играл в оркестре народных инструментов, учился на фортепиано под руководством Т. Д. Томашевской и пробовал сочинять. Закончив 7 классов средней школы, поступил в Вологодское музыкальное училище на дирижёрско-хоровое отделение. В это время в училище работала Государственная экзаменационная комиссия, возглавляемая доцентом Ленинградской консерватории И. М. Белоземцевым, который его прослушал и рекомендовал к поступлению в Ленинградскую Специальную музыкальную школу-десятилетку при консерватории. В 1953 году был принят в эту школу в класс кларнета (педагог М. А. Юшкевич) в 7-й класс и сразу же стал заниматься композицией у С. Я. Вольфензона и игрой на фортепиано у Е. С. Гугель.

В 1958 поступил в консерваторию, которую окончил в 1964 году по специальности музыковеда-фольклориста (руководитель — профессор Ф. А. Рубцов) и по классу композиции профессора О. А. Евлахова. У него же, после окончания консерватории Гаврилин занимался в аспирантуре.

С 1964 года вёл класс композиции в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории. С 1965 года — член СК СССР.

Незадолго до 60-летия композитора его сердце, перенёсшее два тяжелых инфаркта, не выдержало: Валерий Александрович ушёл из жизни 28 января 1999 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища. Надгробие (архитектор В. А. Кашин, художник Ю. И. Селивестров) 2000

Звания и награды

  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1967) — за вокальный цикл «Русская тетрадь»
  • премия Ленинского комсомола (1980) — за вокально-инструментальные произведения «Земля», «Военные письма» и вокально-симфоническую балладу «Два брата»
  • Государственная премия СССР (1985) — за хоровую симфонию-действо «Перезвоны»
  • заслуженный деятель искусств РСФСР (1979)
  • народный артист РСФСР (1985)

Творчество

Для творчества Гаврилина характерны русская напевность и лиризм. Им введены новые формы хорового музицирования, основанные на синтезе академических и бытовых жанров. Со своей «Русской тетрадью» он вошёл в музыку в 60-е годы, в период так называемой второй неофольклорной волны, своеобразной параллели творчеству русских писателей-«деревенщиков». В «Русской тетради» и в «Военных письмах» он воплотил образ северо-русской крестьянки, а в вокальном цикле «Вечерок» создал портрет своеобразной Гретхен русской провинции.

Как эстетика, так и стиль Валерия Гаврилина — пример неоромантических тенденций в русской музыке. Это проявлялось прежде всего в тяготении к излюбленному романтиками жанру песни, в эстетизации и утончённой разработке простых песенных форм. Из песен складываются камерные вокальные циклы, вокально-симфонические поэмы. Композиционно им близки и своеобразные песенные «действа» — найденная композитором форма музыкально-поэтического театра. В «действах» угадывается отдалённая связь с народными музыкальными представлениями, традиции «играть» песню, есть в них и психологическая тонкость вокальных циклов. Имеют они условный сюжет, обычно сводящийся к какой-нибудь одной драматической ситуации. «Действа» разнообразны по содержанию, по своей жанровой природе. Так, «Свадьба» (либретто В. А. Гаврилина и А. Шульгиной) и «Пастух и пастушка» (по В. П. Астафьеву) ближе к психологической драме, а представление и песенки из старой русской жизни «Скоморохи» (слова В. Коростылёва) — образец социальной сатиры. В хоровой симфонии-действе «Перезвоны» сатирический элемент переплетен с мифологическим, со сказочной фантастикой, с аллегорией, с драматической темой суда личной совести перед лицом смерти.

В инструментальной музыке Валерия Гаврилина большое место занимают программная миниатюра, характерные и жанровые пьесы, составляющие его оркестровые сюиты и дивертисменты. Вокальный по природе талант композитора отличается неповторимой, собственной интонацией. Как и у любимых им ранних романтиков, у Гаврилина — культ мелодии. Свежий, первозданный песенный мелодизм — душа его музыки.


Музыка Гаврилина вся, от первой до последней ноты, напоена русским мелосом, чистота её стиля поразительная. Органическое, сыновнее чувство Родины — драгоценное свойство этой музыки, её сердцевина. Из песен и хоров Гаврилина встаёт вольная, перезвонная Русь. Но это совсем не любование экзотикой и архаикой, не музыкальное «штукарство» на раритетах древнего искусства. Это — подлинно. Это написано кровью сердца. Живая, современная музыка глубоко народного склада, и — самое главное — современного мироощущения, рождённого здесь, на наших просторах. 
— Георгий Свиридов

Литературное наследие

Литературное наследие Валерия Гаврилина — критические статьи, эссе, вступительные слова, выступления, интервью — раскрывает ещё одну грань его яркой личности. «Он писал и говорил о высокой миссии искусства — особенно музыки — в жизни народа, о композиторах (М. И. Глинке, М. П. Мусоргском, Г. В. Свиридове), исполнителях (З. А. Долухановой, Е. А. Мравинском, С. Т. Рихтере), о поэтах и писателях (Н. М. Рубцове, В. М. Шукшине, В. П. Астафьеве), об актёрах, о фольклоре, о бардовской песне и современной эстраде, о музыкальном восприятии и музыкальном просвещении, о нравственности, экологии и о многом другом, писал всегда темпераментно и увлекательно, в яркой образной и доходчивой форме. Его статьи и эссе, выступления по радио и телевидению, интервью с ним отличаются глубиной мысли, четко сформулированной позицией и собственным блистательным литературным стилем»

Знаток и тонкий ценитель русского литературного слова Георгий Свиридов писал Гаврилину:
« Вы обладаете подлинным литературным даром (что я заметил уже давно!), имеете свой язык, стиль и манеру высказывания. «Исправлять» Вас это значит «портить» Вас[…] »

Гаврилин ориентировался на лучшие образцы отечественной и мировой музыкальной критики — Б. В. Асафьева, Р. Роллана. «Существенно отличаются статьи от большого числа работ, которые пишутся музыковедами для музыковедов и в которых излагаются многие важные и интересные мысли — как бы схемы анализа, поднявшиеся до интересных научных обобщений, однако не обретшие той художественной и литературной формы, в какой они были бы доступны широкому кругу интересующейся музыкой публики.»

Сочинения

Балеты

  • Анюта, балет в 2-х действиях, либретто А. А. Белинского по А. П. Чехову. постановка В. В. Васильева (1982)
  • Дом у дороги, балет в 1-м действии, либретто А. А. Белинского по поэме А. Т. Твардовского (1984)
  • Подпоручик Ромашов по А. И. Куприну (1985)
  • Женитьба Бальзаминова по А. Н. Островскому (1989)

Оперы

  • Моряк и рябина (1968)
  • Семейный альбом (1969)
  • Пещное действо (1970)

Произведения для музыкального театра

  • Так женился Копачи, музыкальная комедия в 1-м действии по пьесе Л.Таби

Симфонические произведения

  • Тараканище,
  • Увертюра C-dur для симфонического оркестра (1964)
  • Адажио для струнного оркестра (1964)
  • Свадебная, симфоническая сюита № 1 (1967)
  • Театральный дивертисмент, симфоническая сюита № 2 (1969)
  • Русская, симфоническая сюита № 3 (1970)
  • Французская, симфоническая сюита № 4 (1973)
  • Портреты, симфоническая сюита № 5 (1979)
  • Памяти Батюшкова, вальс для симфонического оркестра (1981)
  • Анюта, симфоническая сюита № 6 (1982)
  • Дом у дороги, симфоническая сюита № 7 (1984)

Камерно-вокальные произведения

  • О любви, вок. цикл для голоса и ф-но на сл. В. Шефнера (1958)
  • Сатиры, вок. цикл для голоса и ф-но на сл. A. Григулиса (1959)
  • Немецкая тетрадь № 1, вок.цикл для голоса и ф-но на сл. Г. Гейне (1961)
  • Русская тетрадь, вок.цикл для голоса и ф-но на народные тексты (1964, Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки в 1965) 1. Над рекой стоит калина
  • 2. Страдальная («Что, девчоночки, стоите…») 3. Страдальная («Зорю видно…») 4. Зима 5. Сею-вею 6. Дело было на гулянке 7. Страдания («Ой, не знаю, не знаю, не знаю я…») 8. В прекраснейшем месяце мае.
  • Марина на слова М.Цветаевой (1967)
  • Времена года вок. цикл для голоса и ф-но на народные слова и стихи С. Есенина (1969)
  • Пьяная неделя, вок.цикл для голоса и ф-но. Слова народные.
  • Три песни Офелии по В. Шекспиру, пер. Б. Пастернака (1971)
  • Немецкая тетрадь № 2, вок. цикл для голоса и ф-но на сл. Г.Гейне (1972)
  • Вечерок, вок. цикл для 2-х голосов и ф-но. ч.1 «Альбомчик», слова народные, А. Шульгиной и В. Гаврилина (1973); ч.2 «Танцы, письма, окончание», слова С. Надсона, И. Бунина, А. Ахматовой, А. Шульгиной и В. Гаврилина (1975)
  • Немецкая тетрадь № 3, вок.цикл для квартета голосов и ф-но на сл. Г. Гейне (1976) — не реализована.
  • Город спит, на слова А. Шульгиной (1978)
  • Простите меня, на слова А. М. Володина (1983)

Вокально-симфонические произведения

  • Скоморохи, действо для солиста, мужского хора, балета и симф. оркестра. Слова В. Н. Коростылева (1967 г. — 1-я редакция, 1970 г. — 2-я редакция, 1986 г. — 3-я редакция)
  • Военные письма, вокально-симфоническая поэма для солистов, детского и смешанного хоров и симфонического оркестра. Слова А. Шульгиной (1972 г.)
  • Земля, вокально-симфонический цикл для свободного состава хора, солиста и симфонического оркестра. Слова А. Шульгиной (1974 г.)
  • Здравица («Апофеоз»), кантата для смешанного хора и симфонического оркестра, слова В. Максимова (1977 г.)
  • Заклинание, кантата для женского хора и симфонического оркестра. Слова А. Шульгиной (1977 г.)
  • Свадьба, действо для солистки, смешанного хора, балета и симфонического оркестра. Слова народные, А. Шульгиной и В. А. Гаврилина. (1978—1982)
  • Перезвоны (По прочтении В. М. Шукшина), хоровая симфония-действо для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца. Слова народные, А. Шульгиной и В. А. Гаврилина (1978—1982)
  • Пастух и пастушка, действо для солистов, большого хора, смешанного инструментального ансамбля. По В. Астафьеву (1983 г.), не осуществлено до конца.

Хоровые произведения (a cappella)

  • Люди мира (на слова С. Васильева) (1962)
  • Мы говорили об искусстве, кантата для смешанного хора a cappella на собственные слова (1963)
  • Памяти павших, хоровой цикл (1963)
  • Дон капитан, концертное рондо для смешанного хора, слова Р.Баранниковой (1969)
  • Припевки, для смешанного хора, слова народные (1972)

Камерно-инструментальные произведения

  • Три струнных квартета (1960, 1962, 1964)
  • Адажио в полифоническом стиле (1964)
  • Поэма для скрипки и ф-но (1963)
  • Соната для скрипки и ф-но (1964)
  • Соната для ф-но (1964)
  • Сочинения для ф-но в 2 руки (три тетради)
  • «Зарисовки» (цикл из 18-ти программных пьес) для ф-п в 4 руки (1970-е гг.) (CD с записью всех пьес в исп. Норы Новик и Раффи Хараджаняна — Рига-СПб)

Прочее

  • Музыка к спектаклям (36): «Так женился Копачи», «Походный марш», «Бронепоезд 14-69», «После казни прошу», «Через 100 лет в Березовой роще», «Две зимы и три лета», «Преступление и наказание», «С любимыми не расставайтесь», «Шаги командора», «Свои люди — сочтемся», «Над светлой водой», «Три мешка сорной пшеницы», «Черемуха». и др. (1959—1977)
  • Песни для голоса и ф-но, инструментального ансамбля или эстрадно-симфонического оркестра.
  • Поэма № 426 для солиста, инструментального ансамбля, ЭВМ 328-RS и магнитофона

Фильмография

1966 — На диком береге (Реж. А. М. Граник)
1968 — Источник (Реж. А. М. Граник)
1968 — В день свадьбы (Реж. Вадим Михайлов)
1970 — Василий Меркурьев (телефильм, Реж. В. С. Бычков)
1969 — Счастье Анны (Реж. Ю. А. Рогов)
1971 — Месяц август (Реж. В. В. Михайлов)
1972 — Театральные истории (Реж. А. А. Белинский)
1979 — Рыцарь из Княж-города (Реж. В. В. Михайлов)
1980 — Пристань (Реж. В. Сорокин)
1981 — Деревенская история (Реж. В. Е. Каневский)
1982 — Анюта (Реж. А. А. Белинский, В. В. Васильев)
1984 — «Дом у дороги» (Реж. Александр Белинский)
1986 — Обида (Реж. А. В. Сиренко)
1987 — Байка (Реж. Георгий Бурков, Г. Н. Лавров)
1989 — Женитьба Бальзаминова (Реж. А. А. Белинский)
1993 — Провинциальный бенефис (Реж. А. А. Белинский)

  • Рассказ о быте предков
  • Рассказ о быстротечности времени
  • Рассказ о былинном герое святогоре
  • Рассказ о былинном герое народов россии
  • Рассказ о былинном герое илье муромце