Рассказ о вдове из сарепты сидонской

«Вера проявляется не только в самих делах, но и в последствиях дел.
Она является продолжительным поведением сердца; послушанием,
которое не спрашивает. Важнейшее, чем занимается вера, это — обетования Божий».
Освальд Зандерс

«По прошествии некоторого времени этот поток высох; ибо не было дождя на землю…» (3 Цар. 17,7-24).
Вдова живет в портовом городке Сарепта, между Тиром и Сидоном в Финикии, земле между Кармилом и Ливаном. Ее муж умер, и кажется, что она и ее маленький сын тоже скоро должны последовать за ним, так как уже длительное время в стране царит засуха, и из-за нее голод. Не падает ни капли дождя.
Запас воды кончается, и иссохшая земля больше ничего не может произвести. Склады пищевых продуктов тоже пусты.
Как у всех жителей, так и у этой вдовы нужда чрезвычайно возросла. Хотя она еще имеет немного масла и муки, но этого хватит как раз на один последний обед для нее и ее ребенка. Потом больше ничего не остается делать, как только ожидать смерти.
Она вышла, чтобы собрать немного дров и развести огонь. В последний раз… У городских ворот она видит мужчину в длинном, свободном одеянии, подпоясанного кожаным поясом. Она его не знает. Это чужой, Илия, пророк в Израиле.
Он окликает ее: «Дай мне немного воды в сосуде напиться».

По его одежде она видит, что это святой, муж Божий. Она думает: «Я не могу его разочаровать, хотя у меня, собственно, и нет лишней воды. Я должна сделать, что он просит». Бог Илии не является ее Богом. Она язычница, но она достаточно слышала о Боге Израилевом, чтобы испытывать перед Ним благоговение.
Когда она пошла, чтобы принести воды, то снова услышала голос: «Возьми для меня и кусок хлеба в руки свои».
Тут она ему рассказывает, как у нее обстоят дела.
«У меня ничего нет печеного, — говорит она, — а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот я наберу полена два дров, и пойду, приготовлю это для себя и для сына моего, съедим это, и умрем».
Она ожидает, что ее трезвое сообщение убедит его в том, что она к сожалению не может выполнить его просьбу. Но это оказывается совсем не так.
«Не бойся, — говорит он, — пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня, и принеси мне; а для себя и для сына твоего сделаешь после. Ибо так говорит Господь, Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю».
Это необыкновенные слова.
Такого она еще никогда не видела, чтобы что-нибудь можно было использовать без того, чтобы оно уменьшилось. Она лично не имела никакого дела с Богом Израилевым. Вероятно, этот муж говорит от имени Бога. Но кто ей гарантирует, что по Его заданию это так и произойдет? Для себя самой она бы возможно рискнула. Но дело идет и о жизни ее ребенка, ее единственного сына…
От этой язычницы требуется акт большой веры. Веры в Бога, которого она лично не знает. Ей предлагается довериться словам человека, о котором она не знает, действительно ли он является слугой Бога и достоин ли он доверия. Но в словах пророка выражается так много силы, такой авторитет, что она отваживается.
Когда она принесла пророку кушанье, то действительно осталось муки и масла для нее и ее сына!
Так продолжается на другой день и в каждый последующий. Она переживает то же самое, что и первые израильтяне в пустыне (Исх. 16), что Бог Сам заботится о ней, чтобы на каждый день она имела достаточно пищи для жизни. И все-таки остается ежедневное испытание ее веры. Съестных припасов она получает только на один раз и откладывать ничего не может и рассчитывать на больше. Ее доверие должно опираться исключительно только на Божие обещание. Каждый новый день требует слепой, действующей веры в то слово, которое ей было сказано.
Ежедневно она переживает чудо. Ежедневно для всех троих есть пища… Так продолжается многие дни.
Как моряк, который в шторм бросает свой якорь и замечает, что он находит опору на крепком дне, что этой почве можно доверять, так и ее вера начинает основываться на Боге. Без «факта», заслуживающего доверия, человек соблазняется преувеличенными эмоциями или необузданной фантазией. Так же невозможно отделить веру от Слова Божия.
Потом происходит нечто совершенно непостижимое. Илия тем временем поселился в ее доме. Он жил в одной неиспользованной горнице. Автор Послания к Евреям говорит, что через страннолюбие можно, не зная того, оказать гостеприимство ангелам (Евр. 13,2).
Она это испытывает: голод, который жадно ищет жертвы, не может ее настигнуть. Ангел смерти остается за дверями.
Но то, что теперь случается, она никак не может понять.
Ведь это совсем непонятно! Как может Бог, Который сохранил ребенка от голодной смерти, допустить, что смерть — совсем неожиданно — настигает его с совершенно другой стороны? Этого она не может понять. Хотя, через пребывание в ее доме мужа Божия, ей стало ясно, что она является грешницей.
Но должен ли поэтому умереть ее сын? Требует ли грех своей платы?
В отчаянии она задает эти вопросы Илии.
«Дай мне сына твоего», — это единственное, что он говорит.
Потом он берет мертвого мальчика с собой в свою горницу и ложит его на свою постель. Илия борется с Богом о жизни ребенка.
«Годподи, Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?»
«Да возвратится душа отрока сего в него!» — молит Илия, в то время как он трижды простирается над отроком. Как будто он желает жизнь и тепло своего собственного тела передать холодному, безжизненному телу отрока.
К его невыразимой радости Бог слышит его молитву. Перед его изумленными глазами жизнь опять возвращается к отроку. Несколько мгновений спустя Илия возвращает его матери совершенно здоровым.
Между тем мать переживает кризис веры. Во время чуда неиссякаемости запасов ее вера возросла. Она познала и поверила, что задание пророка было настоящим, что его слово было словом Божиим и что ему можно доверять. Но она никогда не говорила об этом.
Она так сильно погружена в события, что, захваченная врасплох и испуганная, она не может познать, что Бог намеревается сделать с ней еще большее. Глубочайшее горе должно возбудить более твердую веру. Все же вначале вера должна быть проверена, что она истинная. Бог хочет знать, насколько она сильна. Поэтому Он допускает скорбь. Только та вера, которая выдерживает испытание огнем скорби, является настоящей (1 Пет. 1,6-7; 4,12-13).
Позже, когда голод кончается, она оглядывается на двойное благословение. Она пережила не только ежедневное продление жизни, но также и воскрешение из мертвых. Ее сын является первым человеком в Библии, который был воскрешен из мертвых.
Последствием испытания является ясное вероисповедание.
«Теперь-то я узнала, что ты человек Божий, — говорит она. — Слово Господне в твоих устах истинно».
Она никогда больше не будет сомневаться в Слове Божием. Второе испытание веры было более глубоким, чем первое. Но она выходит из него более обогащенной и зрелой.
Эти чудеса происходят не в Израиле. Нельзя ли среди народа Божия — среди тех, которые не преклонили свои колена пред Ваалом — найти никого, кто хотел бы помочь Его притесненному пророку? Вынужден ли Бог искать спасение пророку по ту сторону границы?
Во время исполненного горем периода в истории Своего народа Бог сохраняет жизнь Своего слуги с помощью язычницы, вдовы, которая принимает вызов верить Слову Божию. Эта вера настолько ценная, что многие столетия позднее Господь Иисус говорит о ней и тем навсегда избавляет ее от забвения» (Лук. 4,25-26).
Эта женщина узнала, что за веру Бог назначил высокую награду (Евр. 11,6). Она пережила невидимый, но все-таки реальный мир веры. Вера стала для нее действительностью, правдой и надеждой (Евр. 11,1.2). Она выдержала испытание.

Я.Н. Пейсти

Когда в своем родном городе Назарете в один из субботних дней, проповедуя в синагоге, Иисус упомянул о вдове из Сарепты Сидонской, то слушающие Его сильно возмутились. Он сказал тогда такие слова: «По истине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так — что сделался большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую…» (Лк.4:25,26). Собравшиеся в синагоге хорошо поняли значение этих слов. И как же они прореагировали? «Услышавши это, все в синагоге исполнились ярости, и, вставши выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его…» (Лк.4:28,29). Вы понимаете, в какую ярость пришли присутствующие в синагоге, услышав эти слова? Они даже собирались убить Христа за то, что Он напомнил им этот случай из их истории. Почему? Что их так возмутило ?

Видите ли, Господь напомнил им об истине, о которой они не хотели ни слышать, ни знать. Христос напомнил о том, что Божья милость не зависит от человеческого достоинства. Бог суверенен, и поступает так, как Ему угодно. Пророк Исаия говорит: «Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его, и наставляет Его?..» (Ис.40:13,14). Апостол Павел, цитируя это место в послании к Римлянам, указывает на Божий суверенитет: «…кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?» (Рим.11:34,35) И вот к какому выводу приходит апостол Павел: «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки!» (Рим.11:36). Человек не хочет принять истину о том, что он сам ничего не может сделать для своего спасения. Ему не может помочь ни положение в обществе, ни национальность, ни религиозность. Только Бог решает, как поступить с человеком. «Что же скажем? Неужели неправда у Бога?» (Рим.9:14) — спрашивает апостол Павел; и сам отвечает на этот вопрос: «Никак. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвязающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:14-16).

Израильтяне думали, что они являются народом Божиим благодаря своим великим предкам, благодаря национальности и религии; а Христос говорит им, что взаимоотношения человека с Богом не зависят от этого, и вообще не зависят от каких-либо заслуг, а по даруются Богом по Его изволению.

» Услышавши это, все в синагоге исполнились ярости…» (Лк.4:28). Как смеет Он так говорить им? Ведь они народ Божий, дети Моисея, им принадлежат благословения Божии. Они думали, что милость Божия и Его благословения принадлежат им по наследству, по каким-то их заслугам, а не по благодати, и в этом была их величайшая ошибка. Напомнив о вдове из Сарепты Сидонской, Христос показал, что Бог «обошел» Свой народ: «…много вдов было в Израиле во дни Илии… и ни к одной из них не был послан Илия…» (Лк.4:25,26). Бог по Своему изволению направляет пророка к вдове из Сарепты Сидонской, — направляет к язычнице, а не к избранному народу.

Я хотел бы, чтобы на этом примере из Ветхого Завета мы увидели, как действует Божия благодать, как проявляется Его любовь к человеку. И первое, на что следует обратить внимание — инициатива нашего спасения принадлежит целиком и полностью Богу. Он спас нас и призвал нас «не по делам нашим», не по каким-либо заслугам, «но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2Тим.1:9). Бог возлюбил нас прежде, до нашего рождения, до того, как мы могли сделать что-нибудь доброе или худое, дабы спасение наше было «не от дел, но от Призывающего» (Рим.9:12), как говорит слово Божие. Так что человек в первую очередь должен признать Божий суверенитет. Человек в своем падшем и греховном состоянии ненавидит эту истину. Он хочет, чтобы Бог покорился его воле. Ему кажется унизительным признаться в том, что не он определяет свою судьбу, что не он решает свое будущее, не в его власти исход его жизни, но что Бог является Властелином его жизни.

Когда Бог захотел избрать вдову из Сарепты, чтобы благословить ее, то Он «обошел» Свой народ. Он нашел бедную, беспомощную женщину из народа, который был обречен на истребление. Вот где кроется причина ненависти человека: Бог не посчитался с мнением человека — Бог поступает так, как Ему угодно. Ему не нужны советчики. Он избирает тех, кого люди считают недостойными. Бог избирает «немощное мира» сего, «незнатное… и уничиженное и ничего не значащее… чтобы упразднить значащее…» (1Кор.1:27,28). Почему? «Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор.1:29). Бог Свою славу не даст человеку: Он ее сохранил для Себя. Вот почему человек ненавидит Бога.

Те, кого избирает Бог, по нашему мнению, могут выглядеть самыми недостойными кандидатами для проявления Божьей милости. Но «кто был советником Ему ?» (Рим.11:34). Кто смеет сказать Ему: «Что Ты делаешь?» «…Все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки» (Рим.11:36).

Я обращаюсь к тем из вас, кто является чадом Божиим. Что в нас могло заслуживать Божьего внимания? Что, кроме греха? Разве нашлось в нас что-либо доброе, хорошее, какая-то особая склонность к Богу, которая могла бы удостоить нас спасения? Если мы действительно являемся детьми Божиими, то должны признать, что в нас не было ничего хорошего, заслуживающего Божьего внимания. Необходимо добавить, что единственное, что могло заставить Бога обратить на нас внимание — это наш грех. О, возлюбленные, если мы спасены, то мы спасены только по благодати, а вовсе не по каким-либо нашим заслугам.

Посмотрим на эту бедную вдову из Сарепты Сидонской, к которой был послан Илия. Что она из себя представляет? Она язычница из народа, который поклонялся Ваалу. К этому народу принадлежала Иезавель, жена израильского царя Ахава, которая соблазнила его, а с ним и весь народ, служить иным богам. Так что вдова принадлежала к врагам народа Божия, и она не знала истинного Бога. И вот ее, казалось бы, недостойную кандидатуру по всем данным, Бог избирает для проявления Своей великой милости и Своих благословений. Что мы можем сказать на это? Ответим словами Иисуса: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф.11:25)! Да, возлюбленные, вся тайна нашего спасения заключена в сердце Бога, а не в нас. Вдова из Сарепты ничем особым не отличалась, кроме как своей нищетой и безысходностью положения, и тем не менее Бог обратил на нее Свое внимание.

Итак, тот, кто спасен и принят Богом, получил спасение не по каким-то своим заслугам, нет, а только по Его изволению. Ибо кого миловать, того Он милует, кого жалеть, того Он жалеет. В этом есть чудная гарантия твоего спасения, если ты думаешь, что ты не годен для спасения. Когда Бог ищет, кого благословить, то не ищет каких-то особых качеств в человеке. Нет; Он движим Своей безграничной любовью. Заметьте также, что вдова не искала Бога, она не надеялась на Него и не знала Его. Правда, эта женщина слышала о Нем, но она никогда бы и не дерзнула подумать о том, что может иметь доступ к Нему. Помните, когда Илия попросил у нее хлеба, она ответила: «Жив Господь, Бог твой! у меня ничего нет…» (3Цар.17:12). Из ее ответа видно, что она слышала о Боге, но это был не ее Бог — она не смела надеяться на то, чтобы Господь Бог мог бы быть и ее Богом. И тем не менее Бог положил Свою печать на эту душу. Еще до того, как предстояло Илии встретиться с этой женщиной, Бог предназначил ее для благословения без всякого ее ведома и без ведома пророка. Вдова из Сарепты не имела ни малейшего представления о том, что Бог может избрать ее для излияния Своей милости и любви. Господь говорил через пророка Исаию: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня…» (Ис.65:1).

Когда женщина вышла из дома, чтобы собрать немного дров для того, чтобы сварить последний скромный обед себе и сыну, она совершенно не представляла, что в этот день в ее жизни произойдут коренные перемены. Она не знала, что впервые встретится с живым Богом. Она не могла и предположить, что к ней Бог может послать Своего слугу с живым Своим словом. Бог заповедал благословение и жизнь этой душе до того, как она была способна осознать все это.

Чем может хвалиться человек? Благодать находит человека в его нужде, в его ничтожестве, тогда, когда человеку и в голову не может придти мысль о Боге; тогда, когда человек пришел к безысходности. В этот момент Бог протягивает человеку Свою руку милости и спасает его. Слава и благодарение Ему! Когда Бог избирает душу, то к этой душе Он в первую очередь посылает Свое слово. Почему? Потому что слово зарождает веру, а без веры Бог ничего не может сделать для человека. Кто-нибудь может сказать, что все же человек должен что-то сделать, чтобы испытать милость Божию. Да; должен. Он должен принять Его верой. Какая же заслуга в принятии, да еще когда принимающий не может сделать этого без веры, а веру он получает через слово, через обетование Божие, которое было дано ему? Да, Бог послал Свое слово, а вера целиком зависит от этого слова, ибо» вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17). Так что Бог Сам дает веру, через которую мы получаем спасение.

Что же делает Илия, когда он встречает женщину-вдову у ворот города? Он просит у нее воды: «Дай мне немного воды в сосуде напиться» (3Цар.17:10). Странно; он ничего не предлагает, а просит, — и просит у женщины, которая была нищей. Так что в первом своем соприкосновении с Богом через Его слугу женщина слышит просьбу. Но вслед за этой просьбой следует и вторая: «Возьми для меня и кусок хлеба в руки свои» (3Цар.17:11). Разве это даяние? Нет; это просьба одна и другая. Притом женщина не в силах исполнить этих просьб. Ведь Илия просил у женщины последнюю горсть ее муки и последние капли масла. Как может она отдать незнакомому человеку все, что у нее есть, если у нее дома находиться голодный сын? Это все, что она имела: горсть муки и несколько капель масла. Да, она и ее сын находятся на грани жизни и смерти, а теперь она слышит просьбу о том, чтобы отдать и это последнее.

Видите ли, эти просьбы Илии были необходимы: они обнажили полную нищету и безнадежность этой бедной женщины. К этому как раз и приводит благодать Божия. Признание своей полной беспомощности и есть результат действия Божьей благодати. Она приводит душу к сознанию полного банкротства: «…покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян.3:19); «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься…» (Деян.16:31). И невольно грешник отвечает: «Как же я могу покаяться и как я могу верить и обратиться? Неужели Бог требует от меня невозможного?» И как ни странно, но именно здесь начинается пробуждение души, когда душа осознает, что она ни на что не способна. В ее неспособности и кроется сила спасения. То же самое слово, которое требует веры, требует покаяния и требует обращения; то же слово дает способность покаяться, поверить и обратиться. «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.1:37). Благодарение Ему вовек!

Когда Христос велит парализованному протянуть свою руку, то Его слово делает способным больного сделать невозможное. «…Слово Мое, — говорит Господь, — которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис.55:11).

О тех, в ком слово Божие производит свое чудотворное действие, кто «растворяет» его в сердце верой, пророк Исайя говорит: «Итак, вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь; и все дерева в поле будут рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа…» (Ис.55:12,13).

Вдова из Сарепты увидела чудо, которое произошло, когда она поверила слову, сказанному ей: «Не бойся, — говорит ей Илия, — пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня, и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после» (3Цар.17:13). Эти слова были сказаны, чтобы проверить ее веру. После этих слов Илия добавил: «Ибо так говорит Господь, Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю» (3Цар.17:14).

«И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию» (Цар.17:15,16).

Мой друг, тебе нужно только слово от Господа, Его обетование и больше ничего. А это Бог дал тебе. Он дает его тебе сейчас: «…близко к тебе слово… в устах твоих и в сердце твоем…» (Втор.30:14), то есть слово веры, которое мы проповедуем. Выслушай это слово сейчас: «…если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим.10:9-11).

Ты говоришь: «Невозможно!»; и тогда ты делаешь Бога лживым. Его слово делает тебя способным верить. Сделай первый шаг: исповедуй Иисуса Господом. Открой свои уста, и как только ты это сделаешь, Господь Сам наполнит их. Но тебе нужно открыть свои уста. Сначала должна быть вера, а затем совершится чудо. Точно также женщина по слову Господню пошла и сделала так, как сказал Илия: она пошла и испекла опреснок, и дала Илии, только после этого она обнаружила чудо: мука и масло «не истощились». И так продолжалось изо дня в день: «Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало…» (3Цар.17:16). Почему? Потому что так сказал Бог. Но вначале женщина поверила и поступила по слову, которое было ей сказано. Она поверила — и увидела чудо. Верь, мой друг, и ты увидишь, что Бог верен Своему слову! Одно невозможно Богу — лгать. Каждое Его слово «да» и «аминь». «…Испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал.3:10). Бог только ждет твоей веры. Он жаждет благословить тебя сейчас.

«Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Флп.4:19).

Слава Ему вовек!

Я.Н. Пейсти Илия

Газета Протестант,ру


Просмотров:
376

strozzi-bernardo-prophet-elijah-and-the-widow-of-sareptaБиблейские тексты для исследования: 3Цар.17; Иова 38,42:5,6; Лк.4:24-28; Евр.11:1; Откр.1:17.

Памятный текст: Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа (Фил.1:6).

По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю (3Цар.17:7).

Засуха коснулась и пророка Божьего. Бог поставил предел чуду, чтобы послать Илию к вдове.Встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя (3Цар.17:9).

Для плотского сердца странная задача: Идти кормиться к тому, у кого ничего нет.

Но вера есть уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого.

Если сегодня нет ничего видимого, но есть вера, то будет и видимое.

При встрече с Илиею женщина еще не имеет достаточно веры. Хотя Господь повелел ей кормить пророка, она называет Бога Илии живым, т.е. действующим, но не верит в то, что что-то получится.

В этой истории чудо совершается не руками пророка, а руками женщины по слову пророка.

Со второй попытки она внимает словам пророка и делает опреснок для него.

Это дает начало чуду в ее доме.

Для меня эта история поучительна в следующем:

1. Женщина верит в Слово, и это работает.

Слово Бога оживает только при нашем активном действии по этому Слову.

2. Слово Бога приносит нам благословение, когда мы начинаем думать не только о себе, но и о других.

3. Настоящая вера приводит к чуду, когда из ничего произрастает что-то.

4. Нашу веру мы часто базируем на том, что нам понятно, на том, что привычно и объяснимо. Но, вера это то, что обычной логикой объяснить невозможно.

Философия иногда вредит вере.

5. Господь кормит пророка не только через его веру, но и через веру сарептянки.

Господь приглашает к чуду язычницу. Это урок для нас, когда мы думаем, что только в нашей церкви действует Бог.

Доктрины очень важны, но Бог действует там, где живет вера.

Он сеет семена спасения везде, где это возможно.

Возможно, семена, посеянные в сердце сарептянки, потом взошли и в сердце сирофиникиянки, которая молила Господа об освобождении дочери от власти беса.

6. Настоящая вера растет в борьбе. Женщина получает большое благословение в том, что имеет пищу в голод, но Господь предлагает ей подняться на новую ступень. У нее заболевает сын.

Так и в нашей жизни, когда мы проходим одно испытание, то можем расслабиться и забыть, что путь возрастания требует постоянства.

Так и Иаков, получив благословение в ночной борьбе с Христом, подошел к испытанию с Диной.

7. Похоже, к такому повороту не совсем готов и Илия.

Он удаляется в свою комнату. Ему необходимо единение с Господом.

Его молитва больше напоминает отчаянный вопль, чем уверенное утверждение. Я вижу здесь даже некоторый упрек.

305585

И воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? (3Цар.17:20)

Тем не менее, Илия готов бороться до конца. Он истинный сын Иакова, который готов бороться с Богом до «победного» конца.

Бог отвечает только на третий раз, похоже Он «тренирует» Илию перед семиразовой молитвой на Кармиле о дожде.

Для меня урок в том, что Господь ценит неотступность, готовность к молитвенной борьбе.

Зачастую мы опускаем руки, не получив быстрого ответа.

Великая борьба, стр. 607

Это время скорби и отчаяния потребует от нас веры, которая превозмогает усталость, промедление и голод, — веры, которая не ослабеет даже перед лицом самых суровых испытаний. Всем будет дано время испытания, чтобы приготовиться к великой скорби. Иаков победил, потому что он был настойчив и решителен. Его победа свидетельствует о силе неотступной молитвы. Все, кто будет уповать на обетования Божьи, подобно Иакову, и проявлять такую же серьезность и настойчивость, добьются успеха. Бороться с Богом — как мало людей понимают, что это означает! Как мало людей томят свои души, выходят из себя и используют все возможности, чтобы их молитва была услышана Богом. Когда волны неописуемого, невыразимого отчаяния грозят снести в пучину молящегося, как мало тех, кто в такие минуты с непоколебимой верой покоится на обетованиях Божьих! Тому, чья вера слаба, грозит большая опасность оказаться во власти сатанинских заблуждений и подчиниться указу, принуждающему совесть. Даже если они и перенесут время испытания, то время скорби повергнет их в глубочайшую депрессию и душевную агонию, потому что они не привыкли полагаться на Бога. Они будут вынуждены под страшным гнетом уныния учиться урокам доверия, которыми когда-то пренебрегли.

Не сразу вырастает вера, не сразу познается истина. Путь борьбы — путь познания Господа.

Пастор Сергей Молчанов

С болью в сердце прочитал статью «Против России применено климатическое оружие», опубликованную в «Ковровской Газете» N31 (131) от 29 июля 2010 года, в которой выдвигается версия о применении против России новейшего климатического оружия, способного влиять на климат и устанавливать ту погоду в регионе, которая потребуется обладателям грозного оружия. В статье утверждается, что причина постигнувшей Россию засухи есть следствие злого умысла США. Казалось бы, ну что тут переживать из-за статьи, ведь это всего лишь мнение, опубликованное в прессе для рассуждения. Мол, кто хочет, может принять версию о биологическом оружии и винить во всех бедах России — Америку, а кто не хочет — пусть остаётся при своём мнении. Но в том то всё и дело, что эта статья, являющаяся по сути своей ложью, уводит людей от истинного понимания проблемы. А лично для меня немыслимо оставаться равнодушным, когда ничтожное мнение, опубликованное в газете, заслоняет великую истину, написанную на скрижалях неба. Итак, к делу. Какова же она причина засухи в России?

Спросим себя: а страдает ли сегодня от природных невзгод только Россия? Не повсеместны ли они — эти природные катаклизмы? Сокрушительные цунами, чудовищные землетрясения, грозные наводнения, испепеляющая засуха и молниеносные ураганы, — бесчисленна цепочка природных бедствий, охвативших собою землю в разрушительное кольцо. Миллионы людей из разных стран мира лишились крова и пропитания, десятки тысяч гибнут и пропадают без вести. Поэтому, для того чтобы правильно рассуждать о причинах природных катаклизмов, нужно сперва научиться мыслить не в масштабах отдельно взятой России, а в масштабах всего человечества. Не будем сужать горизонт своего мышления.

Что же поможет открыть нам глаза? Я не пророк, но осмелюсь стать «ничтожным писцом» который попытается пролить свет правды.

Есть одна очень древняя и проникновенная библейская история о бедной вдове из Сарепты Сидонской. Эта история поражает не только глубиной мысли, но и актуальностью своего содержания. Случилась она в древнем Израиле во времена пророка Илии. Для справки отмечу, что библейский пророк Илия жил в Израильском Царстве в IX в. до Р. Х. Суть этой истории такова. Еврейский народ перестал соблюдать заповеди Божии. Повсеместно усилился грех. Богатый стал притеснять бедного, процветал эгоизм, усиливалось распутство и свобода нравов. Главным кумиром и целью у людей стали деньги и материальные блага. Более того, народ до того обезумел, что перестал веровать в истинного, единого Бога Творца и поклонился языческому богу Ваалу. Пророк Илия не мог видеть и переносить развращение нравов в своём народе и тогда он стал молиться Господу, чтобы Он наказал народ посредством засухи. Господь услышал молитву Своего раба и внял просьбе пророка. Страшная засуха установилась тогда по всей земле. Представить себе — три с половиной года не было ни дождя, ни росы! Земля как иссохшая кожа старика покрылась жуткими трещинами и не производила никакого плода. Люди умирали в несчётном количестве от зноя и голода. Старики и дети, женщины и мужи. Беспощадное время, но великое время! Ибо люди действительно именно в это время, — время страданий и испытаний, стали меняться в лучшую сторону. Как же проверил пророк Илия нравственный сдвиг в народе? Он зашёл в дом к одной вдовице. История не называет её имени, но известно, что муж её умер от голода, а у неё на руках был малолетний сын. И вот пророк, зайдя к ней, попросил у неё еды. Ещё раз повторю, что время было голодное, и женщина не знала, что перед ней пророк, но думала, что это простой странник. На просьбу мужчины она ответила так: «У меня есть только немного муки и масла. Хочешь, я приготовлю лепёшку, мы все вместе её съедим и после умрём с голоду?». «Нет, — категорично ответил ей Илия, — ты должна приготовить лепёшку и отдать её мне». Странная просьба, не правда ли? Незнакомый человек просит в голодное время отдать ему всё оставшееся пропитание в доме. Как же поступила вдова? Она испекла лепёшку и отдала её просящему незнакомцу, оставив тем самым себя и своего сына без пропитания. Это был подвиг. И Илия оценил этот подвиг. Он помолился Господу и пошёл дождь и спаслись люди. А ценою их спасения оказалась маленькая лепёшка бедной вдовы, преподнесенная с большою любовью искреннего сердца.

Сегодня Господь ждёт от людей по всему миру того же самого подвига вдовы из Сарепты Сидонской. Любовь, милосердие, сострадание вот что спасёт гибнущее человечество. В России от пожаров пострадали многие семьи. Тысячи людей лишились крова, одежды и средств к существованию. Но их горе, вопиющее к небу, практически не отражается на весёлых и беспечных лицах большинства горожан. Нас, живущих в городе, не коснулся пожар и чужое горе не тронуло каменного сердца. А Господь ждёт милосердия. Проявим милосердие. Поможем погорельцам, поможем слабым и нуждающимся, которых всегда и в критическое как сегодня и не в критическое время всегда так много вокруг нас.

Сегодняшняя засуха пройдёт — это не кара Божия. Это лишь лёгкое дуновение и лёгкое прикосновение Божьего гнева. Но для того чтобы эти сигналы не разрослись до планетарной катастрофы, мы должны задуматься и заглянуть в себя. Именно там, внутри нас, находится самое настоящее и самое грозное оружие — человеческое сознание. Если в сознании преобладает греховное начало, то эта внутренняя дисгармония, складывающаяся в результате него в человеческих душах, приводит к дисгармонии и нашу планету, следствием чего являются неизбежные природные катаклизмы, которые уже не раз истребляли всё живое на планете. Достаточно вспомнить печальные примеры Атлантиды или Всемирного потопа. И обратно. Как только человек начинает жить по заповедям Божиим и во главу угла ставит любовь, сострадание, милосердие, сопереживание, помощь ближнему, заботу о слабых, то тут же планета отвечает ему гармонией. Дожди начинают идти вовремя, земля не уходит из под ног, моря не выходят из берегов, а ветер не несёт разрушений. Словно сами собой воцаряются спокойствие и красота.

Рафаил Рамизович Гуршумов, главный редактор православно-патриотической газеты «Мой город Ковров» (Владимирская область)

1. Явление пророка Илии пред Ахавом и предречение бездождия. 2–7. Пребывание пророка Илии у потока Хорафа и чудесное питание его здесь. 8–24. Пророк Илия в доме вдовицы Сарептской; чудесное питание ее семьи (13–16) и воскрешение ее сына (17–24).

3Цар.17:1. И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову.

Внезапность появления пророка Илии, отмеченная и в словах И. Сираха: «восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник. Он навел на них голод» (Сир.48:1–2), и отрывочность его первой речи Ахаву издавна подавали повод к предположению, что начало истории пророка Илии, как и начало обличительной речи его Ахаву, не сохранились в Библии. Талмуд даже делает попытку восполнить предполагаемый пробел20. Однако нет надобности в таком предположении, так как именно внезапность появления характерна для пророка Илии (Сир.48:1–2), и внезапное появление пророка, дотоле скрытого в неизвестности, наиболее отвечало цели разительного вразумления беспримерного нечестия Ахава. Имя «Илия», евр. Элиагу, Элийа
(LXX: ´Ηλιού, ´Ηλίας, Vulg.: Elias) означает: «мой Бог есть Иегова» и само собою указывает на призвание или задачу всей жизни пророка: проповедь и защита чистой религии Иеговы против культа Ваала (нет нужды, однако, предполагать с некоторыми толкователями, будто пророк сам принял это имя, выражающее идею его религиозного служения; скорее можно думать, что семья, в которой родился пророк, свято чтила Иегову, безусловно отрицала культ Ваала и исповедание своей веры выразила в имени будущего пророка). Обычный эпитет пророка Илии –
«Фесвитянин» (3Цар.17:1,21:17,28; 4Цар.1:3,8,9:36) – от отечественного города пророка Фесвы. Положение города в Библии точно не определено, и толкователями указывается двояко. Одни отождествляют Фесву, родину пророка Илии, с Фисвою, Θίσβη, «находящеюся по правую
сторону
Кидая Неффалимова, в Галилее»
(Тов. 1:2), откуда выведен был в плен известный Товит (напр. К. Bahr в Lunge. Bibelwak. Th. 7: Die Bucher der Konige, 1868, s. 172). Однако более вероятно другое мнение, по которому Фесва – родина пророка, лежала в Галааде, близ Иордана, что подтверждается приложением (ст. 1 по евр. т. ): «из жителей (поселенцев тошаве) Галаадских» (Vulg.: de habilatoribus Galaad). LXX же, очевидно, выразили мысль о нахождении самого города Фесвы в Галааде, когда евр.
миттошаве
(«из жителей») гилеад передали: ´εκ Θεσβῶν (Θεσσεβῶν) τῆς Γαλαάδ. И. Флавий (Иуд. Древн. VIII, 13, 2) прямо говорит, что пророк Илия «явился из Галаадского города Фесбоны» (ср. Onomast. 517). Теперь сближают эту Фесву с el-istib – местностью, лежащей на 13 километров к северу от Яббока и известную под именем Mar-Eljas. Внезапно явившись в Самары, пророк Илия в краткой, но невыразимо сильной речи исповедует пред Ахавом веру свою в единого Иегову, а себя самого объявляет нарочитым служителем Его21 и исполнителем Его велений, и во имя этой веры и этого признания клятвенно («жив Господь!», хай – Иегова, ) ср. (Руф.3:13; 1Цар.14:39,45) возвещает нечестивым царю и народу, поправшим завет Иеговы, тягчайшее для земледельческого народа бедствие засухи и неизбежного при ней голода: это было исполнением угрозы закона за отпадение Израиля от Иеговы (Лев.26:19–20; Втор.11:16–17,28:23–24; ср. 3Цар.8:35), а вместе было и самым явным опровержением введенного в Израиле культа Ваала, в котором преимущественно олицетворялась и обоготворялась производительная сила природы: засуха и бесплодие страны было фактическим свидетельством бессилия идола. Продолжительность засухи пророк указывает неопределенно:
«в сии годы» (не менее, однако, 3-х лет, как показывает мн. ч. шаним,
ср. (3Цар.18:1); по (Лк.4:25; Иак.5:17) – 3,5 года), – ставя продолжительность наказания в зависимость от нового откровения через него в будущем, т. е., в сущности, от времени и степени раскаяния царя и народа. «Илия был пророк, первоверховный из пророков, пламенел божественною ревностью и сие изрек по действию Духа Божия. Почему и исполнилось им изреченное» (вопр. 51). Историк Менандр у И. Флавия (Иуд. Древн. VIII, 13, 2) упоминает о засухе в течение года при тирском царе Итобаале; это подтверждает историчность повествования 3 книги Царств о засухе при Ахаве.

3Цар.17:2. И было к нему слово Господне:

3Цар.17:3. пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана;

Как принял Ахав грозное слово пророка, не сказано; но уже самое повеление Божие пророку оставить царя, удалиться на восток и скрыться у потока Хорафа предполагает опасность для пророка со стороны царя, который, как видно из последующего, вместе с женой своей Иезавелью вообще преследовал пророков Иеговы (3Цар.18:4,13) и особенно тщательно разыскивал пророка Илию (3Цар.18:10). Поток Хораф (евр. Керит;
LXX: Сορραθ; Vulg.: Carith) традицией иногда указывался по сю (западную) сторону Иордана и отождествлялся с
вади-эл-Кальт
(Onomast. 968). Но самое выражение евр. т. «ал-пенэ га-йарден» (слав.:
«прямо лицу Иорданову»), по библейскому словоупотреблению (ср. Быт.18:1–2,23:19,25:18; 1Цар.15:7; 3Цар.11:7), может обозначать только восточную сторону Иордана; притом на восточной стороне Иордана, частью лесистой, частью пустынной, но всегда более удаленной от Самарии, пророк Илия был в большей безопасности от преследований Ахава, чем на западе от Иордана. Пребывание в пустынном одиночестве, кроме безопасности, имело целью приготовление пророка к ожидающим его тягостям общественного служения – как после для новозаветного Илии – Иоанна Предтечи (Лк.1:80,3:2; Мф.11:14,17:12). Наконец, вода потока Хорафа, вероятно, притока Иордана (с востока) некоторое время питала пророка во время засухи.

3Цар.17:4. из этого потока ты будешь пить, а во́ронам Я повелел кормить тебя там.

3Цар.17:5. И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана.

3Цар.17:6. И во́роны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил.

Если поток давал пророку естественное питье (у LXX слав.: добавлено слово: ὕδωρ, «воду», ст. 4 и 6), то пищу он получал чудесным путем: хлеб и мясо утром и вечером пророку, по повелению Божию, приносили вороны. Обилие чудес в истории пророков Илии и Елисея свидетельствует о попечениях милосердия Божьего о благочестивых в Израиле и, вместе, говорят о грубой чувственности народа, на которого могли оказывать влияние только чрезвычайные. Вороны могли быть избраны промыслом для питания пророка, как птицы пустыни (Ис.34:11). В ритуальном смысле ворон в Ветхом Завете почитался нечистой птицей (Лев.11:15; Втор.14:14); но повелением своим воронам «Законоположник научает нас, что по немощи только иудеев постановил Он таковые обрядовые законы. Ибо сам повелел преступать оные (так, повелел в субботу семикратно обходить Иерихон; так и Илии повелел принимать пищу, приготовляемую воронами). А иногда не укорял Он преступивших таковые законы (Самсон не был обвинен за вкушение меду из челюстей мертвого льва)», блаженный Феодорит, вопр. 52. В ст. 6 LXX несколько изменяют смысл текста: вместо евр. «приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо повечеру», LXX имеют: ἄρτους τό πρωί καί τω κρέα τὸ δείλης, хлеб утром и мясо вечером – в параллель (Исх.16:8). У Хорафа пророк пробыл около года (евр. йамим,
дни, нередко означает годичный срок: (Лев.25:29; Суд.17:10) ), – пока не высох поток от засухи.

3Цар.17:8. И было к нему слово Господне:

3Цар.17:9. встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя.

Теперь промысл указывает пророку новый путь, повелевая ему идти в Сарепту Сидонскую, где некая женщина вдова, по повелению Иеговы, имела питать пророка. Сарепта (ср. Авд.1:20), евр. Царфата;
LXX: Σαρεπτὰ; Vulg.: Sarephta; у И. Флавия Σαρεφθά, – старый приморский финикийский город между Тиром и Сидоном, в 10 римских милях (15 километр., ок. 14 верст с лишком) от последнего; теперь деревни Сарафанд (Robinson, Palast III, 690. Ср. Onomastic. 831. И. Флав. Иуд. Древн. VIII, 13, 2).

Это повеление Божие пророку оставить землю Израиля и искать убежища за пределами ее, в языческом городе и в семье иноплеменницы, по словам блаженного Феодорита (вопр. 53), показывает, что если бы видел Бог в иудеях постоянный образ мыслей и твердую веру, то не повелел бы избегать общения с иноплеменниками, а напротив того, потребовал бы, чтобы жили с ними вместе и проповедовали им благочестие (Исх.34:16). Пророку же, который мог оказать благодеяние, не только не воспретил, но даже повелел идти к иноплеменнице. Хотя ближайшей целью удаления пророка за границу могла быть большая безопасность от руки царя израильского, но вместе с тем выбор именно дома сарептской вдовы для пребывания пророка показывает, и слово Христа Спасителя несомненно уверяет нас в том (Лк.4:25–26), что в Израиле в те дни не нашлось столь верующей, благочестивой и вообще достойной семьи, как личность и семья вдовы сарептской.

3Цар.17:10. И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться.

3Цар.17:11. И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои.

3Цар.17:12. Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем.

3Цар.17:13. И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что́ ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после;

3Цар.17:14. ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю.

3Цар.17:15. И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени.

3Цар.17:16. Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию.

Удивительная кротость вдовы, покорность ее судьбе, замечательная вера в промысл Божий и беспримерное послушание слову пророка – все эти черты сарептской вдовицы представляют в ней образ праведницы вне закона с сердечной верой в Иегову, и в этом смысле она была прообразом церкви из язычников, прежде неплодной, а потом процветшей, как крин. блаженный Феодорит говорит: «дивлюсь кротости в ответе жены; не вознегодовала она, что при таких бедствиях просят у нее пищи, а представила только крайнюю нищету. Великий же сей и праведный муж, хотя обещал ей неоскудевающие источники муки и елея, однако же повелел, чтобы ему первому изготовила и принесла хлеб. И не огорчилась опять жена, когда изнуряемая заботами и нищеты и вдовства, но, с верою вняв обещанию, принесла пищу. Даже сделала сие, не знав человека; потому что он был иноплеменник, – не изведав опытом его пророческой силы. Думаю же, что ею прообразована Церковь из язычников; потому что жена сия гонимого израильтянами приняла с верою, как и церковь приняла теми же самыми израильтянами изгнанных апостолов» (вопр. 53). Текст, LXX и слав. в ст. 12 предполагает, что у вдовы было несколько сыновей: τοίς τέκνοις μον – «чадом своим» (евр. ед. ч.: ливни;
рус. синод.: «для сына моего»); равным образом и в ст. 15: τὰ τέκνα αὐτῆς – «чада ея» (евр. бетаг, «дом ея»). Но в том и другом случае преимущество надо отдать еврейскому тексту: по всему рассказу можно видеть, что сын у вдовицы был единственный, и что в ст. 15 говорится о доме вдовы, а не о сыновьях ее.

3Цар.17:17. После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания.

3Цар.17:18. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего.

3Цар.17:19. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель,

3Цар.17:20. и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?

3Цар.17:21. И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!

3Цар.17:22. И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил.

3Цар.17:23. И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив.

3Цар.17:24. И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно.

И. Флавий (Иуд. Древн. VIII, 13, 3) предполагает, что сын вдовы сарептской не умирал, а лишь «имел вид трупа» (род обморока); то же думали и некоторые толкователи (напр. Bahr, op. cit: s. 174), но библейский текст определенно говорит (ст. 22, ср. 18), что здесь имел место случай действительной смерти и действительного воскрешения из мертвых. Замечательно воззрение вдовицы (ст. 18), что благодаря пророку (и его святости) открылись во всей силе грехи ее и вызвали наказание Божие. «Не сказала она, хотя была иноплеменница: худым послужил ты для меня предвестием, виною бед стало для меня пришествие твое, напротив того, приключившееся с нею приписала паче собственным своим грехам» (блаженный Феодорит, вопр. 54). Самый образ действия пророка при воскрешении умершего (ст. 19–21) близко напоминает последующее воскрешение пророком Елисеем сына сонамитянки (4Цар.4:34–35): символика в том и другом случае тем более понятна, если и Христос Спаситель в своих чудотворениях не чуждался ее (Мк.7:33,8:23; Ин.9:6–7). «Пророк помолился Господу об умершем отроке, и после молитвы, трижды дунув на отрочище, возвратил его к жизни. Троекратное число указывает на достопоклоняемую Троицу, а дуновение на первоначальное сотворение души» (блаженный Феодорит). Чудо послужило к окончательному утверждению вдовицы в вере в Иегову и Его пророка (ст. 22–24).

«Истинное упование на Живого Бога!» — так можно было бы о озаглавить Писание о вдове из Сарепты, о которой говорится в 3Царств, 17 главе. Удивительное поручение выпало на долю пророка Илим сокрыться у потока Хорива, от иссушающего бедствия, посланного на израильтян за грех идолопоклонства. Но мало-помалу и в это место вторгалось наступление зноя, поток мелел со дня надень. Сначала под водой начали обозначаться выступы камней, затем они все более и более оголялись и, наконец, только в углублениях оставались струнки воды, но и тех не стало. Некогда полноводный, весело журчащий поток бесследно исчез, по всему его руслу лежали бесцветные оголенные камни, пышущие раскаленным зноем.

Что теперь будет? Куда пойдет Илия пророк? «И было к нему слово Господне: «Встань и пойди в Сарепту Сидонскую и оставайся там. Я повелел там женщине вдове кормить тебя», 3Царств 17:8-9.

Идти к идолопоклонникам Вааловым, в землю отца царицы Иезавели? Разве жизнь пророка там не будет в большей опасности, чем в любом другом месте? Да к тому же женщина-вдова должна кормить его? Вне сомнения она сама едва жива! Да и как он найдет в городе Сарепте ту вдову которая будет кормить его? Такие мысли, которые вполне вероятно смутили бы многих из нас, не приходили в голову Илии, по крайне мере он не обратил на них внимания. «И встал он и пошел в Сарепту» так как он уповал и полагался на Бога! Он видел дивную всемогущую силу Бога у потока Хорива, как мог бы он огорчить и бесчестить Его своим недоверием?

Путь, совершаемый пророком Илией по иссушенной бесплодном земле, был печален: луга и пастбища выжжены, земля посерела и потрескалась. Люди и скот, птицы и звери погибали от жажды… Не мучала ли пророка совесть за то, что это великое бедствие по всей земле было результатом его молитвы? Хотя сердце его сжималось при виде народного бедствия, он знал, что Бог силен скорбь превратить в благословение, что Он непременно сделает это! Пророк уповал на Бога!

После долгого пути запыленный и усталый Илия пришел к городским воротам Сарепты. И тут среди кустарников он увидел одну бедно одетую женщину, собирающую сушняк. Он подошел к ней и сказал: «Дай мне немного воды в сосуде напиться!» Это вовсе не было пустяковой просьбой! В земле Сидонской, как и в Израиле, свирепствовал такой же голод, такая же засуха. Но она охотно тотчас встала, чтобы пойти в город и принести усталому спутнику животворной воды! Ее поведение свидетельствовало пророку Илии, что это и есть та женщина, к которой послал его Бог! И он крикнул вслед вдове: «Возьми для меня и кусок хлеба в руки свои!» С тех пор, как он оставил поток Корив, вороны уже не приносили ему пищи, и он был голоден.

При этой просьбе Илии выявилась вопиющая нищета бедной женщины. Она повернулась к нему, и смотря на него глубоко запавшими глазами, в которых уже не осталось слез, сказала: «Жив Господь Бог твой, у меня нет ничего печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. И вот я наберу полена два дров и пойду, приготовлю это для себя и для сына моего. Съедим это и умрем».

Что за горечь слышится в этих словах! После смерти своего мужа она неустанно трудилась, чтобы прокормить себя и сына. Но когда в стране разразился голод, то стало совершенно невозможно заработать па пропитание. Никакого выхода не оставалось. В те времена не было каких-либо организаций Красного Креста, как в наши дни, куда бы могла обратиться бедная вдова, чтобы, по крайней мере, не умереть с голода, когда уже не осталось возможности заработать на хлеб. В отчаянии смотрела она на приближение смерти от голода.

Но Бог знал ее нужду. Он видел, как ее сердце ищет и стремится к Богу Израилеву! Если она еще не осмеливается сказать «Бог мой», то говорит: «Жив Господь, Бог твой!» и Бог, к Которому стремится се сердце, усмотрел прокормить Илию через вдову, и вдову через Илию!

«Так говорит Господь,- заявил пророк,- мука в кадке не истощится и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю». Как бы ни было это маловероятным, как бы ни казалось невозможным, но слово было высказано с такой уверенностью, что эта шла передалась и вдове. «И пошла она и сделала так, как сказал Илия». Она уповала на Бога.

Исполнилось так, как предсказал Илия: ежедневно у них было столько пищи, сколько нужно. И хотя это не было деликатесом, они ежедневно были сыты. Какой уютной и благословенной была хижина этой бедной вдовы во все время беспощадной засухи! Свободные от всякой нужды и без всякой заботы и тревоги о будущем жили они тихо и мирно.

Пока вдова насыщала и укрепляла своего гостя из того малого, что она ежедневно получала от Бога, Илия насыщал ее хлебом жизни! Он рассказывал ей ее сыну о великих делах Бога! И пока он рассказывал ей об этом, сам переполнялся радостью и укреплялся и вере в помощи Божьей и в конечной победе. Так хижина бедной вдовы превратилась в островок радостного упования на Бога.

Бывают ли подобные истории и в наши дни? Несомненно бывают! Кто из детей Божьих не испытывал в своей жизни подобных чудных избавлений и благовременной помощи?! Научитесь одному: уповать на Бога: «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит», Псалом 36:5.

Упование вдовы из Сарепты было подвергнуто тяжкому испытанию, при этом выявилось, что ее упование все же оказалось не на прочном основании. Попечение Бога она уразумела только внешне, а внутренне этого еще не постигла. Бог выставил ей это напоказ. Безоблачное мирное небо над бедным домиком вокруг затянулось зловещими тучами: единственный сын вдовы сильно заболел, болезнь быстро прогрессировала и имела смертельный исход. Женщина увидела в этом возмездие и наказание Божье. Она сказала Илии: «Что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего». Какая несправедливость звучит в этих словах! Этим она как будто говорит: «Пока я жила со своим сыном, Бог не печалился обо мне, бедной женщине. Но когда ты вошел в мой дом, то Он, конечно, стал наблюдать за моим домом и увидел, что я жалкая грешница. Если бы ты не вошел в мой дом, то я осталась бы сокрытой от его глаз, и Он не умертвил бы моего сына!»

И хотя мысль о том, что Бог ранее не видел и не помышлял о ней, была неверна, то все же очень важно и хорошо, что через это посещение скорбью она пришла к осознанию своей греховности. Уверенность в спасении основывается на фундаменте познания Божьей благодати. А путь познания Божьей благодати проходит через глубокое самопознание греховности. Именно это верное основание и хотел заложить Бог в сердце вдовы.

Бог чаще всего преследует именно эту цель, посылая различные наказания и взыскания. Он ведет нас в пустыню, но никогда не забывает вести с нами там задушевные и снисходительные беседы. Он ранит и бьет нас для того, чтобы сделать нас совершенно здоровыми и выработать в нас иммунитет ко всем греховным заболеваниям! Наш Бог ошибок не делает. Хотя бы это по крайней мере должны постичь все дети Божьи, чтобы во дни печали и скорби научиться не роптать и не спорить с Богом, а полностью полагаться на Него!

Скорбь, посланная на хижину вдовы, достигла цели: душа пришла к познанию своей греховности, она честно и открыто признала свои грехи, и теперь Бог мог помочь ей. Илия взял безжизненное тело мальчика из рук матери и понес в свою горницу и положил на свою кровать. Пророк умолял Бога возвратить душу ребенка в тело, чтобы не вышло так, будто Бог воздает злом вдове, оказавшей Его слуге радушное гостеприимство! Ради славы Его святого Имени, ради чести Своего пророка и ради души бедной кающейся женщины просил Илия вернуть мальчика к жизни. Бог услышал и принял молитву Своего верного слуги, «и возвратилась душа отрока сего и он ожил». Когда разбитая горем маті, прижала к своей груди воскресшего сына живым и здоровым, то в изумлении воскликнула: «Теперь-то я узнала, что ты человек Божий и что слово Господне в устах твоих истинно!»

Теперь-то Бог удостоверил и скрепил слова Илии этим знамением чуда. Он открылся ей живым и лично ее Богом. Вдова отдалась Богу с бьющим через край радостным и благодарным сердцем. Она познала его еще ранее, но «теперь-то!» более глубоко уразумела, что значит уповать на Бога и полагаться на Него!

Научитесь радостнее и полнее с детской непосредственностью и доверием полагаться на Него! Он воистину достоин этого! Помните о трех словах, возглавляющих историю вдовы из Сарепты: уповающая на Бога!

Женщина глазами Бога                          по книгеЭрнста Модерзона Жены Ветхого Завета

  • Рассказ о биографии чехова
  • Рассказ о бактерии 3 класс по окружающему миру кратко
  • Рассказ о васко да гама по географии
  • Рассказ о биографии грибоедова
  • Рассказ о бактериальной клетке