Рассказ о веселом язычке

С помощью сказок о весёлом язычке можно:

• Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.

• Познакомить с основными движениями языка.

Сказка Н.В.Новоторцевой «О Веселом Язычке».

«Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались?

Этот домик — рот. Двери в домики то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из Домика (высунуть язык). Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали : «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок».

Сказка М.Г.Генинг и Н.А.Герман «О Веселом Язычке»

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Поваляева М.А. Справочник логопеда.

«Сказка о весёлом язычке»:

За алыми губами за белыми зубами жил-был Веселый Язычок. Его домиком был рот. Он крепко спал, укрывшись белым одеялом (язычок лежит на нижней губе, губы улыбаются так, чтобы хорошо были видны верхние зубы).

Спят усталые игрушки, куклы спят.

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Чтобы детям всем присниться.

Глазки закрывай, баю-бай (учить удерживать язычок под счет до 10).

Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он смотрел на небо, ярко светит солнышко (поднять кончик языка к верхней губе). — Здравствуй, солнышко-колоколнышко! Посмотрел на землю — травушка-муравушка растет, ручеек течет (содержание видоизменяется в зависимости от состояния погоды, времени года. Предложить по картинке на каждое время года).

Осенью:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Зимой:

Белый снег, пушистый.

По ветру кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Весной:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В гости к нам летит.

Посмотрел направо, налево (повторить несколько раз, передвигая кончик языка из одного уголка рта в другой) и побежал делать зарядку: лег на коврик (широко распластанный язычок лежит на нижней губе так, чтобы край губы был хорошо виден) и поднимает свой хвостик вверх, опускает вниз, вверх-вниз (повторить от 4 до 8 раз, в зависимости от возраста и физического состояния детей).

Посмотрел на часы: который час (ритмичное перемещение кончика языка из одного уголка рта в другой). Пора умываться:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

Пусть болезни нас боятся,

Пусть они не ходят к нам.

(Улыбнуться, подставить ладони, сложенные лодочкой, открыть водичку и спеть ее песенку — С-С-С):

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Теперь нужно почистить зубки.

Этой щеткой чистим зубы,

Этой щеткой — башмаки,

Этой щеткой чистим брюки —

Все три щетки нам нужны.

Привел Язычок себя в порядок и сел завтракать.

Самовар кипит, просит чай всех пить.

Чай горячий, подуем на него.

(Предлагаем подуть на кончик широкого язычка, в межгубном положении, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи).

Для постановки диафрагмально-речевого дыхания, используется фраза и тактильно-вибрационный контроль. Глубокий вдох, на выдохе произносим: Ах, какой душистый, ароматный (словарь подбирается с учетом произносительных возможностей каждого ребенка в отдельности).

Наелся блинов, напился чаю. Спасибо. Все было очень вкусно! Посмотрел Язычок на себя в зеркало и увидел, что губы выпачканы вареньем.

При этом можно закрепить навыки словообразования: Ты с каким вареньем ел блины? Из слив — сливовое, яблок — яблочное, груш — грушовое, клубники — клубничное, малины — малиновое и т. д.

«Оближи варенье». (Широким язычком закрываем верхнюю губу и облизываем ее сверху вниз, при этом губы улыбаются, зубы видны.) Дозировка от 4 до 8 раз. 

Пора на прогулку:

Вышел Язычок. Видит, стоит его любимая лошадка. Подошел он к ней и говорит:

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости.

Улыбнуться, присосать спинку язычка к твердому небу — поехали (имитируем езду на лошадке).

Если ребенок маленький, то желательно усадить его на колени лицом к себе и, взяв его за руки, отправляться в путешествие вместе, имитируя скачку не только язычком, но и коленями, что повышает эмоциональный настрой ребенка, сближает со взрослым. Стихотворение используем более легкое, простое:

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня.

Я поеду к маме.

«Останови лошадку». (Сильно подуть на плотно сомкнутые губы, вызывая их вибрацию.)

ВСЁ! (Это уже от меня: обратно язычок может поехать на поезде «У-У-У», уплыть на пароходе «Л-Л-Л», уехать на мотоцикле «ДР-Р-Р», снова поскакать на лошадке…)

Герасимова А. С. и др.

Сказка о Веселом Язычке. (+ развитие голоса)

   Жил на свете язычок. Был у него свой домик.

   Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы). Зубами! Нижние зубы — крылечко, а верхние зубы — дверка.

   Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать.

   Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: «Дай-ка и я так попробую». Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй!

   А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице то и поет. Услышит, как дети кричат «а — а — а», откроет дверку широко — широко и запоет: «А — а — а».Услышит, как лошадка ржет «и — и — и», узенькую щелку в дверке сделает и запоет: «И — и — и».Услышит, как поезд гудит «у — у — у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «У — у — у».Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.

      Вот и сказке конец.

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ (к сожалению не знаю автора)

Рот — домик, губы — двери.

А кто живет в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.

(Рот открыт, язык несколько раз показывается «стрелочкой»).

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

(УПРАЖНЕНИЯ «ЧАСИКИ», «ЗМЕЙКА».)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.

(УПРАЖНЕНИЯ «УЛЫБКА», «ЖАЛО», «СТРЕЛОЧКА».)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело…

Но пора за дело.

(УПРАЖНЕНИЯ «ЛОПАТОЧКА», «КАЧЕЛИ».)

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

(УПРАЖНЕНИЕ «ЗАБОРЧИК».)

Гвозди, молоток и клещи —

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку я лучший друг.

(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т»).

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(УПРАЖНЕНИЕ «МАЛЯР».)

Язычок наш кончил дело.

Отдыхать он может смело,

— Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю.

Погоняю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача —

Загонять в ворота мячик.

(УПРАЖНЕНИЯ «ЛОШАДКА», «ГАРМОШКА», «ФУТБОЛ».)

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

(УПРАЖНЕНИЯ «ГОРКА», «ЛОПАТОЧКА».)

Сказка про Язычок.

Этот маленький дружок –

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Забыв про лень.

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 — -10.

Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек

Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков «дддд» и «тттт»

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить «пя – пя – пя»

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка —

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок     цок     цок     цок     цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок – цок – цок – цок – цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная –

Просто объедение –

Ням – ням – ням – ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

«Блл, бллл!» – предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним  краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание «Бл – бл – бл» («болтушка»).

Ну – ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся: «И – у! И – у! И – у!»

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

«Садитесь, комарики!»

Предложить ребёнку длительно произносить звук «шшш». Обратить внимание на то, что при произнесении звука «ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, «выдавливая» шарики.

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Бррр – бррр – бррр…

Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: « пя – пя – пя». Выполнять упражнение в течение 10 сек.

Артикуляционная гимнастика. Сказка о веселом язычке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Артикуляционная гимнастика. Сказка о веселом язычке

Артикуляционная гимнастика

Сказка о веселом язычке

  • Жил-был весёлый Язычок, проснулся он рано утром. Открыл окошко (рот открыт).
  • Дверь (открываем и закрываем рот, удерживая широкую Улыбку).
  • Посмотрел налево, направо. (При открытом рте движения языка направо-налево). Вниз посмотрел (движение языка вниз). Вверх посмотрел (движение языка вверх).
  • Закрыл окошко (закрыть рот).
  • И побежал язычок в ванную умываться (Движения руками и ногами, имитирующие бег.)
  • Отрыл Кран: (круговые движения рукой) — «Чик-чик-чик».
  • Горячая вода: «Ш-ш-ш…». Холодная вода: «С-с-с…» (Попеременно: «Ш-ш-ш…» — «С-с-с…»)
  • Холодная водичка соединилась с горячей и стала тёплой. Язычок умылся. (круговые движения языка вокруг губ).
  • Почистил зубки: сначала нижние, затем верхние (выметаем изнутри, затем чистим за губами).
  • Прополоскал рот (движения щёк, имитирующие полоскание).
  • Умылся еще раз (круговые движения языка вокруг губ).
  • Вытерся. Закрыл кран с холодной водой: (круговые движения правой рукой) «чик-чик-чик» и кран с горячей водой «чик-чик-чик» (круговые движения левой рукой).
  • И побежал веселый язычок на кухню завтракать (движения руками, ногами, имитирующие бег).
  • Решил замесить тесто. Как мы месим тесто?

Тесто мнём, мнём, мнём, Тесто жмём, жмём, жмём, После скалку мы возьмём, Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, пять, Не пора ли вынимать?

Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму.

  • Стал месить тесто: «Пя-пя-пя» разминал он тесто губами, потом зубками «Та-та-та», снова губами «Пя-пя-пя». Тесто готово.
  • Испек блинчик: «Пя-пя-пя…», положил на тарелочку (Широкий язык удерживаем на нижней губе)
  • Блинчик горячий, надо его остудить, подуть (дуем по высунутому зыку). Съел язычок три блинчика (повтор движений).
  • Потом поел варенья (упр. «Вкусное варенье»):

Блин мы ели с наслажденьем, перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, ротик нужно облизать.

  • Выпил чай из чашки (язык Чашечкой внутри ротовой полости). Покажем, из какой чашки он пил чай (язык удерживаем Чашечкой).

Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.

  • Пошел язычок погулять, а вокруг дома длинный забор. Вот такой (упр. «Заборчик»)
  • А на крыше дома была вот такая труба (с напряжением вытянуть вперёд губы, упр «Трубочка»).
  • В трубе живёт весёлый ветер; «У-у-у-у…». поет он.
  • Подошел язычок к забору (упр. «Заборчик»), Вышел за калитку (открываем и закрываем рот)
  • Увидел лошадку. «Здравствуй, лошадка»,— ласково сказал язычок. Как он сказал? (повторить с ласковой интонацией.) Лошадка обрадовалась. Заржала: «Иго-го!.» Как она обрадовалась. (Повторить голосом и подёргиванием головой.)
  • Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе (цоканье языком): -по травке (в улыбке), -по дорожке («О»), -по грязи (присасываем к верхней губе).
  • Скачут полем, скачут лесом, Скачет язычок, скачет и по пути он встретил своих друзей:
  • Лягушек: Мы веселые лягушки, тянем губки прямо к ушкам. Ква-а-а, ква-а-а! (упр. «Улыбка»).
  • Важного сердитого индюка. Он без умолку болтал: «Бл-бл-бл-бл-бл-бл…» «Бл-бл-бл-бл!»- поздоровался язычок (упр. «Индюк»).
  • Ослика: «Иа-иа-иа!» — поздоровал-ся. Ослик.
  • Слоненка в зоопарке. Он набирает хоботом, водичку и моет себя, как из душа. Покажи, как набирает водичку слоник.(Вдох и выдох в Трубочку, без надувания щек)
  • В парке язычок покатался на качелях (поднимание опускание широкого языка на верхнюю и нижнюю губу):

Сели дети на качели и взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, а потом назад вернулись.

  • Поиграл с ребятами в футбол (Язык упирается в щёку изнутри).
  • Покатался на Маленьком автомобильчике: «Дpppppp…» (Показать, как, держа руль, едут на машине.).
  • Купил себе красивый шарик (Надуть щёки, задержать дыхание), но шарик сдулся: «ф-ф-ф-ф!» (длительный выдох).
  • Было очень жарко и язычок купил себе мороженое — эскимо на палочке. Очень вкусное мороженое! (Лакательное движение языка.)
  • Съел Язычок мороженое Посмотрел на часы: «тик-так-тик-так» (упр. «Часики») и подумал, что надо домой возвращаться.
  • Вскочил Язычок на лошадку и поскакал домой (цоканье языком).

Артикуляционная гимнастика

Сказка о веселом язычке (вариант 1)

  • Жил-был весёлый Язычок, проснулся он рано утром. Открыл окошко (рот открыт).
  • Дверь (открываем и закрываем рот, удерживая широкую Улыбку).
  • Закрыл окошко (закрыть рот).
  • И побежал язычок в ванную умываться (Движения руками и ногами, имитирующие бег.)
  • Умылся (круговые движения ладошкой вокруг губ).
  • Вытерся (проводим ладонями по лицу).
  • И побежал веселый язычок на кухню завтракать (движения, имитирующие бег).
  • Решил замесить тесто. Как мы месим тесто?

Тесто мнём, мнём, мнём, Тесто жмём, жмём, жмём, После скалку мы возьмём, Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, пять, Не пора ли вынимать?

  • Блинчик горячий, надо его остудить, подуть (дуем на ладошки). Намазал блинчик вареньем (поглаживания одной ладони о другую):

Блин мы ели с наслажденьем, перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, ротик нужно облизать.

  • Пошел язычок погулять, а вокруг дома длинный забор. Вот такой (упр. «Заборчик»)
  • А на крыше дома была вот такая труба (с напряжением вытянуть вперёд губы, упр «Трубочка»).
  • В трубе живёт весёлый ветер; «У-у-у-у…». поет он.
  • Пошел язычок погулять и увидел лошадку. «Здравствуй, лошадка»,— ласково сказал язычок. Как он сказал? (повторить с ласковой интонацией.) Лошадка обрадовалась. Заржала: «Иго-го!.» Как она обрадовалась. (Повторить голосом и подёргиванием головой.)
  • Вскочил Язычок на лошадку и поскакали они вместе(Цокаем языком).
  • И по пути он встретили своих друзей:
  • Лягушек. Поздоровались лягушки: Мы веселые лягушки, тянем губки прямо к ушкам. Ква-а, ква-а!
  • Важного сердитого индюка. И он поздоровался (упр. «Индюк»).
  • Ослика: «Иа-иа-иа!» — поздоровал-ся. Ослик.
  • Слоненка в зоопарке. Он набирает хоботом, водичку и моет себя, как из душа. Покажи, как набирает водичку слоник.(Вдох и выдох в «Трубочку», без надувания щек)
  • Язычок купил себе красивый шарик (Надуть щёки, задержать дыхание), но шарик сдулся: «Пф-ф-ф-ф!» (Ладошками прижимаем щёки).
  • Было очень жарко и язычок купил себе мороженое — эскимо на палочке( Лакательное движение языка.). Съел Язычок мороженое. Очень вкусное мороженое!
  • Теперь пора домой возвращаться. Вскочил Язычок на лошадку и поскакал домой (цоканье языком). Вот мы и дома! (Хлопаем в ладоши)

Артикуляционная гимнастика

Сказка о веселом язычке (вариант 2)

  • Жил-был весёлый Язычок, проснулся он рано утром. Открыл окошко (рот открыт).
  • Посмотрел налево, направо. (При открытом рте движения языка направо-налево). Вниз посмотрел (движение языка вниз). Вверх посмотрел (движение языка вверх).
  • Закрыл окошко (закрыть рот).
  • И побежал язычок в ванную умываться (Движения руками и ногами, имитирующие бег.)
  • Отрыл Кран: (круговые движения рукой) — «Чик-чик-чик».
  • Язычок умылся. (круговые движения языка вокруг губ).
  • Почистил зубки: сначала нижние, затем верхние (выметаем изнутри, затем чистим за губами).
  • Прополоскал рот (движения щёк, имитирующие полоскание).
  • Умылся еще раз (круговые движения языка вокруг губ).
  • Вытерся. Закрыл кран с холодной водой: (круговые движения правой рукой) «чик-чик-чик» и кран с горячей водой «чик-чик-чик» (круговые движения левой рукой).
  • И побежал веселый язычок на кухню завтракать (движения руками, ногами, имитирующие бег).
  • Решил замесить тесто. Как мы месим тесто?

Тесто мнём, мнём, мнём, (имитируем) Тесто жмём, жмём, жмём, (имитируем) После скалку мы возьмём,(раскатываем) Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим.(ладони вверх) Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки ) Не пора ли вынимать?

  • Стал язычок месить тесто: «Пя-пя-пя» разминал он тесто губами. Тесто готово.
  • Испек блинчик: «Пя-пя-пя…», положил на тарелочку (Широкий язык удерживаем на нижней губе)
  • Блинчик горячий, надо его остудить, подуть (дуем по высунутому зыку).
  • Потом поел варенья (упр. «Вкусное варенье»):

Блин мы ели с наслажденьем, перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, ротик нужно облизать.

  • Выпил чай из чашки (язык Чашечкой внутри ротовой полости). Покажем, из какой чашки он пил чай (язык удерживаем Чашечкой).

Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.

  • Пошел язычок погулять, а вокруг дома длинный забор. Вот такой (упр. «Заборчик»)
  • А на крыше дома была вот такая труба (с напряжением вытянуть вперёд губы, упр «Трубочка»).
  • В трубе живёт весёлый ветер; «У-у-у-у…». поет он.
  • Подошел язычок к забору (упр. «Заборчик»).
  • Увидел лошадку. «Здравствуй, лошадка!»— ласково сказал язычок. Как он сказал? (повторить с ласковой интонацией.) Лошадка обрадовалась. Заржала: «Иго-го!.» Как она обрадовалась. (Повторить голосом и подёргиванием головой.)
  • Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе (цоканье языком).
  • И по пути они встретили своих друзей лягушек:
Мы веселые лягушки, тянем губки прямо к ушкам. Ква-а-а, ква-а-а! (упр. «Улыбка»).

  • Важного сердитого индюка. Он без умолку болтал: «Бл-бл-бл-бл-бл-бл…» — «Бл-бл-бл-бл!»- поздоровался язычок (упр. «Индюк»).
  • Ослика: «Иа-иа-иа!» — поздоровал-ся. Ослик.
  • Слоненка в зоопарке. Он набирает хоботом, водичку и моет себя, как из душа. Покажи, как набирает водичку слоник.(Вдох и выдох в Трубочку, без надувания щек)
  • В парке язычок покатался на качелях (поднимание опускание широкого языка на верхнюю и нижнюю губу):

Сели дети на качели и взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, а потом назад вернулись.

  • Поиграл с ребятами в футбол (Язык упирается в щёку изнутри).
  • Покатался на Маленьком автомобильчике: «В-в-в! Би-би!…» (Показать, как, держа руль, едут на машине.).
  • Купил себе красивый шарик (Надуть щёки, задержать дыхание), но шарик сдулся: «ф-ф-ф-ф!» (длительный выдох).
  • Было очень жарко и язычок купил себе мороженое — эскимо на палочке. Очень вкусное мороженое! (Лакательное движение языка.)
  • Съел Язычок мороженое Посмотрел на часы: «тик-так-тик-так» (упр. «Часики») и подумал, что надо домой возвращаться.
  • Вскочил Язычок на лошадку и поскакал домой (цоканье языком).

19.04.2017 10:26

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Цели.


  1. Дать детям представление о частях и функциях
    артикуляционного аппарата на материале “ Сказки
    о Весёлом язычке”.
  2. Развивать внимание, память, фонематический
    слух, подвижность артикуляционного аппарата,
    речевое дыхание, связную речь.
  3. Расширение активного словарного запаса с
    опорой на знания, полученные в школе.
  4. Пропаганда логопедических занятий через
    проведение занятия с детьми, не посещающими
    логопеда.

Оборудование: cюжетные и предметные картинки,
стихотворные тексты в мультимедийном варианте.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами
отправимся в путешествие к необычному герою. А к
кому вы сейчас сами мне скажите:

Если б не было его
Не сказал бы ничего!

— Конечно, вы сразу догадались, это – язык. Это
самый главный орган речи.

— Ребята, а как вы думаете, а какие еще органы
помогают нам разговаривать?

1 слайд: “Кто в домике живёт?”

— Правильно, еще нам помогают губы, зубы.

2 слайд: Знакомство с органами речи. “В гостях у
Весёлого Язычка”

— Еще к органам речи относятся: нёбо, альвеолы
(бугорочки за зубами), маленький язычок, верхняя и
нижняя челюсти, голосовые связки. (Показ на
схеме
)

Сегодня Весёлый Язычок вас познакомит со
своим уютным домиком.

А Весёлый он, потому что будет вам показывать
интересные упражнения. А помогать ему будут
ребята, которые посещают логопедические занятия.
И этих ребят вы все очень хорошо знаете, потому
что они ваши одноклассники!

— Жил-был Весёлый Язычок. Он любил играть,
путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться.
Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем
вторую дверку (зубы).

(Дети улыбаются, обнажая нижние и верхние
передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы.)

Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко
и решил погреться, позагорать.

3 слайд: Упражнение “Лопаточка”

Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два. Три, четыре, пять!
Язык можно убирать.

Разогрелся Язычок на солнышке, ручки-ножки
вытянул и стал похож на струнку или на Иголочку.

4 слайд: Упражнение “Иголочка

Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять!
Иголку я могу держать.

— Позагорал и опять спрятался в домик.

Снова выглянул из домика Язычок.

Посмотрел направо, потом налево.

Ему это очень понравилось и закачался он словно
маятник на старинных часах.

5 слайд: Упражнение “Часики”

Влево-вправо, влево-вправо
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.

— Ребята, а кто знает, сколько времени на часах в
домике у Язычка? (8 минут одиннадцатого)

— Покачался. Покачался и в домик спрятался.
Посмотрел дома на потолок, а там паутина висит.
Решил он ее убрать. Взял веник и стал им двигать
вперед-назад, как маляр кистью, когда красит
что-то.

6 слайд: Упражнение “Маляр”

Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем,
Поведём вперёд-назад —
Наш маляр работе рад!

— Хорошо потрудился, устал Язычок, сел чай
попить. Выбрал самую красивую чашку.

7 слайд

Язык широкий положи,
Его в чашку преврати,
Чашку на губе держи,
Осторожно в рот вноси.

— А чай Язычок пил с вареньем.

8 слайд: Упражнение “Вкусное варенье”

Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.

— Посмотрите на картинку и подумайте, с каким
вареньем пил чай Язычок? (С яблочным, сливовым,
клубничным, грушевым)

— А почему вы не все предметы назвали? (Потому
что из овощей, которые изображены на картинке —
картофеля, помидора и капусты варенье не варят)

— Отдохнул язычок и опять решил порезвиться.
Выглянул в окошко и увидел там девочку, которая
качалась на качелях. И он тоже покачался.

9 слайд: Упражнение “Качели”

На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз,
До крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.

— Потом он поиграл в футбол.

10 слайд: Упражнение “Футбол”

Будет языку веселье,
Будем с ним сейчас играть —
Мяч в ворота забивать!

— Потом решил скатиться с горки.

11 слайд: Упражнение “Горочка”

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются.

— Опять устал наш Язычок. Посмотрел за забор, а
там проходил строй Солдатов. Решил он поиграть в
Защитника Родины. Встал ровненько, как солдатик.

12 слайд: Упражнение “Солдатик”

В руках сжимает автомат,
На рубежах страны солдат!
Кверху подними язык свой,
Как можно шире рот открой!

— Играя в солдата, Язычок придумал, что попал в
засаду.

13 слайд: Упражнение “Катушка”

Солдат так ровненько стоял,
Потом в засаду он попал…
Язычок сожмём зубами —
Сделаем катушку сами!

— Домик Язычка стоял на опушке леса. Отправился
Непоседа туда. На полянке росли грибы.

14 слайд: Упражнение “Грибок”

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,Шляпка есть — нет
головы?

— Обрадовался Язычок, что нажарит на ужин
грибов. Но он не знает, какие грибы можно
собирать, а какие нет. Давайте, ребята, ему
поможем. Ребята, назовите съедобные и
несъедобные грибы, которые вы знаете.

— Устал Язычок и отправился домой. Идти не может.
Увидел на лугу лошадку. Попросил ее. Чтобы она его
довезла до домика.

15 слайд: Упражнение “Лошадка”

Я лошадка Серый Бок!
Цок – цок – цок — цок.
Я копытцем постучу,
Цок – цок – цок – цок.
Если хочешь – прокачу!
Цок – цок – цок – цок!

— Вот наш Язычок и дома! Решил он на прощание
всем вам поиграть на гармошке, чтобы у вас всегда
было хорошее настроение!

16 слайд: Упражнение “Гармошка”

К нёбу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой,
Гармонист ты неплохой.

— Ну вот, ребята, сказка закончилась! Молодцы!
Все очень хорошо повторяли упражнения.

— А следующим этапом будет экзамен для ваших
одноклассников.

Экзамен по звукам.

Сегодня, ребята, которые посещают
логопедические занятия будут сдавать экзамены. А
вы, кто хорошо и чисто разговаривает, будете
экзаменаторами, т.е. теми людьми, кто будет
принимать эти экзамены.

Вручение Наградных медалей от Звукознайкина
после “сдачи экзамена” — прочтения
стихотворения с заданным звуком.

(Медали вручают Халявин Витя и Уразаева Лида —
самые старшие ребята нашей группы)

Упражнения для звука “Р” (“Дятел”,
“Пулеметик”, “Лошадка”, “Грибок”,
“Гармошка”) — показывают Боков Миша, Чебаненко
Сергей, Клейменов Вадим — 2 класс.

Звук “Р”

Иванова Маша, 1 класс

У моей сестРы МаРины
Щеки словно мандаРины,
А сама сестРа МаРина
Чуть побольше мандаРина. (С. Коган)

Маше вручается медаль, на которой изображена
картинка, название которой начинается на звук
“Р”. Вручает медаль Дятел (ребенок с эмблемкой с
изображением птицы или на презентации)

— Как вы думаете, ребята, а почему Дятел вручает
медаль? (Потому упражнение под названием
“Дятел” помогает научиться произносить звук
“Р”)

Звуки “Ч” — “Щ”

Истомин Сергей, 1 класс

Чуть побольше рукавиЧки
Подарили мне Щенка,
Он пока что с непривыЧки
Не лакает молока.

Я позвал на помоЩь кошку,
Я придвинул ближе плошку,
Хорошо пошел урок,
Лижет плошку мой Щенок. (А. Шлыгин)

Денисова Наташа, Кадецкая Нина, 3 класс

Он ударил в медный таз
И вскриЧал: “Кара барас!”
И сейчас же Щетки, Щетки
ЗатреЩали как треЩотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
— Моем, моем трубоЧиста
Чисто, Чисто, Чисто, Чисто!
Будет, будет трубоЧист
Чист, Чист, Чист, Чист! (К. Чуковский)

Сереже, Наташе и Нине вручает медаль Кузнечик. У
него песенка: ч-ч-ч. И Щетка, у которой своя
песенка: щ-щ-щ. (Показ)

Звук “З”

Денежкин Коля, 1 класс

На дворе стоит коЗа
Хмурит серые глаЗа.

Клейменов Вадим, 2 класс

Зайку бросила хоЗяйка —
Под дождём остался Зайка. (А. Барто)

Вадиму и Коле вручает медаль Комарик, у
которого песенка: зззззззззззззззз (Показ)

Звук “Л”

Андрюков Вадим, 2 класс

Мышка кошку угостиЛа,
Кошка мышь не проглотиЛа.
ПоЧему не проглотиЛа?
УгоЩения хватиЛо. (В. Берестов)

Хлебко Миша, 1 класс

БегаЛ заяц по боЛоту,
Он искаЛ себе работу,
А работы не нашеЛ,
Сам заплакаЛ и пошеЛ.

Пчелкина Саша, 1 класс

Няня на ночь МиЛу мыЛа,
МиЛа мыЛа не ЛюбиЛа,
Но не ныЛа МиЛа,
МиЛа-моЛодчина!

А Мише, Саше и Вадиму вручает медали Индюк,
потому что с помощью этого упражнения можно
научится произносить звук “Л”.

(Показ)

— Давайте поздравим ребят за их достижения!
Поаплодируем им!!! И будем помогать им закрепить
эти звуки в речи. Следите за ними, исправляйте
звуки, за которые они получили медали, если они
будут говорить их, как прежде!!!

Спасибо вам за помощь!

На этом наше мероприятие окончено. Спасибо за
внимание и активное участие!

Литература и адреса ссылок:

1) Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии, «Литур», 1999;

2) Интернет-ресурсы:
Картинки- Яндекс :

http://www/skoraya-03.ru;
http://www.patee.ru/beauty/beautyface/lips/view/?id=2130;

http://zyrenne.wordpress.com/
http://www.uk.all.biz/ru/buy/goods/?group=1008618
http://cheboksary.tiu.ru/Shpaklevka.html
http://www.mapket.net/chashki_krugki_flyagi.html?currency_code=EUR
http://freemin.ru/kto-varit-varene-v-iyune/

http://gokekin.com/e/anne/
http://www.lobnya.biz/news/sport/
http://logopsi.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/kartinki_simvoly/gorka/53-0-342
http://forum.materinstvo.ru/lofiversion/index.php/t1367626-600.html
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/n/nit.html

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/n/nit.html
http://blogs.mail.ru/mail/wa-81/772DEAE1F156840A.html
http://eziedi.ucoz.ru/_ph/3/326146567.jpg
http://motopenza.pnz.ru/forum/viewtopic.php?p=74576&sid=c4eca021ae5d4d7363630c6542aa1dd4

3) Стихи для упражнений «Солдат» и «Катушка» автора разработки.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

        Для четкого произношения звуков (артикуляции) нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция также связана с работой многочисленных лицевых мышц.  Важное значение имеет  и состояние органов дыхания для обеспечения голосообразования.

        У детей, страдающих дизартрией, возникают трудности овладения нормальным звукопроизношением вследствие ограниченной подвижности речевого аппарата. Органы речи чрезмерно напряжены и  работают замедленно, недостаточно точно, движения могут быть резко ограничены.    Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

        Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и координированной работы органов речи; выработку умения объединять простые движения в сложные, что необходимо для правильного произношения звуков.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

·   Сначала упражнения выполняются медленно, перед зеркалом. После того, как ребенок освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать наводящие вопросы: «Что делают губы, язычок?» «Где язычок находится: вверху/внизу

·   Затем темп выполнения упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы  упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

·   Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5 – 7 минут, постепенно увеличивая время до 10 – 15 минут в зависимости от возраста, усидчивости и желания ребенка.

·   Занятия должны нести  положительный эмоциональный настрой. Необходимо следить, чтобы во время занятий ребенок не перенапрягался, и включать минутные паузы, во время которых полезно потянуться или откинуться на спинку стула.

·   Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие дыхания, голоса.

        Родителям необходимо помогать ребенку преодолевать речевые нарушения. А именно, своевременно выполнять домашние задания логопеда – применять ряд доступных упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляционного аппарата, пальцев рук, выработку внятной речи и закрепление речевых навыков, достигнутых на занятиях логопеда.

         В этом случае работа по коррекции нарушенной речи будет эффективна. Помните, что четкое произношение звуков речи является основой для обучения чтению и письму.

Сказка о веселом язычке

Игра – рассказ

Кто живёт во рту  у нас?

Может рассказать рассказ,

Может песни петь, кричать

И не любит он молчать,

Всё стрекочет, как сверчок!

Кто же это? – Язычок!

За алыми губами, за белыми зубами живет Веселый Язычок.   Его домик  — это  рот.

Кто  же  прячет   язычок?

Запирает   на   крючок?

Не  дает  гулять ему?

Так,  что  скучно  одному.

Двери  две – сначала губы,

Дверь  вторая  –  это зубы.

Двери в домике могут открываться и закрываться.

(Описание упражнения: сжимать – разжимать губы,  широко открывать – закрывать рот.  Выполнять 5 – 8 раз)

Проснулся Веселый Язычок рано утром, открыл окошко и выглянул на улицу, а потом опять в домик спрятался.

(Описание упражнения:улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем его спрятать (рот не закрывать!)Повторить  4 – 5  раз)

Непоседа Язычок не сидит на месте. Он очень любопытный. Все ему хочется знать.    Язычок открыл  широко  двери, посмотрел вниз:

 нет  ли луж?   А потом вверх: светит ли солнышко?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз – к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 5 – 8 раз. Следить, чтобы во время выполнения упражнения  рот был открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх)

Посмотрел язычок на часы, сколько времени?  И закачался как маятник.

Влево – вправо, влево – вправо

Язычок скользит лукаво,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

(Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому, то к правому углу рта. Повторить 8 – 10 раз)

И решил язычок, что пора умываться. (Надуть щеки, «перегонять» воздух попеременно за левую – правую щеки. «Водичка булькает»).

Надо,       надо    умываться

По      утрам     и    вечерам,

Пусть болезни нас бояться,

Пусть  они  не ходят к нам.

А теперь, нужно зубки почистить (верхние и нижние).

(Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить»за нижними зубами под счет взрослого до 7- 8. Затем, поднять язычок вверх и почистить верхние зубы изнутри и снаружи. Рот при этом широко открыт. Повторить несколько раз).

Чищу   зубы,   чищу  зубы

Я   снаружи   и   внутри!

Не  желтели,  не темнели

Не  болели  чтоб  они!

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

Посмотрел Язычок на себя в зеркало и удивился: «Ах, какой я лохматый после сна и умывания стал! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем, как он это делал?

(Улыбнуться, закусить язычок зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперед – назад, как бы причесывая его).

С  волосами   я  дружу,    их   в   порядок  привожу.

Благодарна мне прическа, а зовут меня… расческа.

Привел Язычок себя в порядок, причесался и отправился завтрак готовить

                                 Начал язычок тесто месить и скалкой его раскатывать.

                   Давай, и мы поможем Язычку!

Тесто   мнём,   мнём,  мнём,

Тесто  жмём,  жмём,  жмём,

После    скалочку   возьмём,

Тесто     тонко     раскатаем,

Выпекать  блины поставим.Хочу такой сайт

Раз, два, три, четыре, пять –

Не   пора    ли     вынимать?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами: та – та – та.., пошлепать язык губами: пя – пя – пя.., закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

А теперь, давай покажем, какой  у Язычка блинчик получился!

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму!

(Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет взрослого до пяти, затем, до десяти).

Только Язычок сел за стол, как услышал, что в траве у крылечка кто – то шуршит. Это был ёжик. Он бегал в траве по кругу : то в одну, то в другую сторону. Давай покажем, как бегал ёжик.

Описание упражнения: совершать круговые движения между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

У меня в иголках шерстка

И в норе запасов горстка.

Лучше, ты меня не трожь!

Я – колючий серый ёж!

Пригласил Веселый Язычок Ёжика в гости к себе. Стали они блинчики есть с яблочным вареньем вкусным и ароматным. Так им было вкусно, что все губы перепачкали. Надо губы облизать.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем, нижнюю губу по кругу. Повторить 5 – 6 раз.

Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторять 5 – 8 раз.

А вот и самовар уже кипит, просит чай всех пить. Чай горячий, подуем на него. (Предлагаем подуть на кончик широкого язычка в межгубном положении, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи).

Пополоскали ротик после завтрака. А непоседа Язычок уже на улицу побежал гулять. Увидел, как дети во дворе на качелях качаются. И захотелось язычку на качелях весело  вверх – вниз покачаться.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

(Улыбнуться, открыть широко

рот,  на  счет « раз»  опустить

кончик  языка  за  нижние  зубы,

на счет «два» — поднять язык за

верхние зубы.

Повторить 5- 10 раз).

Так высоко качался Язычок на качелях, что увидел вдалеке на лугу лошадку. Подбежал он к ней и попросил его прокатить. Сел Язычок на лошадку, крикнул: «Но!» и поскакал.

(Улыбнуться, широко открыть рот 
Я    веселая    лошадка

щелкать  языком  громко,  энергично.

Темная,    как    шоколадка.

Стараться, чтобы нижняя челюсть

Язычком    пощелкай   громко,

была неподвижна и «прыгал» язык.)

Стук копыт услышишь звонкий.

Увидел Язычок, что во дворе ребята собрались в футбол играть.

Остановил он лошадку. (Сильно подуть на сомкнутые губы, вызывая их вибрацию) Присоединился язычок к ребятам. Давай, и мы с тобой в футбол поиграем!

Слева  — гол!

И справа – гол!!!

Начинается футбол!

Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку, так, чтобы за щекой надувались «мячики».

Поиграли  ребята с Язычком, а потом решили соревнование устроить: кто дальше мяч загонит.

Описание упражнения: вытянуть губы трубочкой  и дуть на ватный шарик. Вдох – через нос. Выдох – через рот. Следить, чтобы щеки не надувались.

Язычок оказался победителем соревнования. И вдруг, он понял, что очень устал – ведь день был такой длинный. Давай вспомним всё, что произошло с Язычком… А теперь Язычок ляжет отдыхать, укрывшись белым одеялом (расслабленный язык лежит между зубами, губы улыбаются).

Много       может       язычок:

Он    и    тонок     и     широк,

Может     чашечкою     быть,

Может   петь    и    говорить,

Может цокать, как лошадка,

Может  бегать  без  оглядки.

Хочет  –   в   домике  сидит,

Хочет   –   дверцы  отворит,

На     крылечко    прибежит,

Влево  –  вправо   поглядит.

Вверх  он глянет, помолчит

Вниз  заглянет   –   побежит

Во  дворе  в футбол  играть,

На   качелях    всех   качать.

Ну,    а    если     он     устал,

 Снова   в   домике  пропал…

Вот  какой  у  нас  дружок –

Добрый,   славный   язычок!

Артикуляционная гимнастика – важный этап исправления дефектов произношения у детей. Задача упражнений – формирование правильных движений органов артикуляции, укрепление языковых, лицевых, небных мышц. Существуют разнообразные методики проведения коррекции. Популярным и эффективным методом считается сказка о веселом язычке.

Сказка о веселом язычке

Сказка про веселый язычок популярна тем, что интересна для дошкольника, делает процесс коррекции увлекательным занятием. Сюжет можно менять, дополнять по своему усмотрению, разделить на несколько сеансов, чтобы ребенок не утомился.

Выполняя упражнения с малышом до 4 лет, не стоит делать акцент на правильности и четкости выполняемых движений. Важно, чтобы пациент этой возрастной категории научился контролировать движения языковых и лицевых мышц. А вот с 4-летнего возраста ребенок уже должен учиться правильному движению артикуляционных органов и четкому произношению.

Проводимая методом сказки о веселом язычке артикуляционная гимнастика хороша тем, что дополнительно позволяет выполнять обучающие задачи:

  • учить считать;
  • ориентироваться в пространстве (право-лево, низ-верх);
  • ориентироваться во времени (быстро или медленно);
  • развивать фантазию (хорошо, если ребенок самостоятельно начинает придумывать сюжет);
  • расширять словарный запас.

Далее приводится примерный сюжет артикуляционной гимнастики сказки о веселом язычке.

  1. В маленьком домике живет веселый язычок. Покажи его.

Домик – это рот. Пациент открывает его, показывает язык.

  1. Язычок – непоседа. Он выбежал во двор, и бегает там.

Ребенок высовывает язык из ротовой полости, двигает им в разные стороны.

  1. Он поднимается на гору и скатывается вниз.

Язык нужно тянуть вверх, стараясь дотронуться кончиком до носа, затем опустить, дотягиваясь к подбородку.

  1. Язычок-непоседа любит крутиться перед зеркалом, становится то широким, то узким, то скручивается в трубочку.

Пациент сжимает мышцы языка, делая его узким, затем расслабляет, делая широким. Пытается скрутить орган в трубочку.

  1. Он любит наводить порядок в домике, чистит стены и потолок, подметает пол.

Кончиком языка нужно двигать по внутренней поверхности щек, затем по небу и подъязычной стенке влево и вправо, вперед и назад.

  1. Однажды он увидел, что забор возле дома нужно покрасить. Покрасил сначала снаружи, затем изнутри. Получился красивый забор.

Логопед просит пройтись языком по внутренней стороне верхнего и нижнего зубного ряда вправо и влево, затем от десен к краям зубов. Аналогичные движения сделать по наружной стороне зубных рядов.

  1. Язычок решил, что в домике тесно, принялся его расширять.

Необходимо, не открывая рот, пройтись языком по верхнему зубному ряду между зубами и верхней губой, надувая ее. Такие же движения сделать по нижней челюсти.

  1. Он подумал, что дом нужно сделать еще шире. Надул его, как воздушный шарик. Только домик лопнул, да с таким смешным звуком, что язычок рассмеялся.

Пациент набирает в ротовую полость воздух, раздувает щеки, затем бьет по ним кулаками, чтобы воздух вылетел с хлопающим звуком.

  1. Тогда он решил, что домик нужно надувать осторожно, чтобы он не лопнул.

Нужно надувать щеки на выдохе, а втягивать на вдохе.

  1. В гости к язычку-весельчаку часто ходят гости. Дверь домика постоянно открывается и закрывается. Одни гости закрывают дверь медленно и тихо, другие резко и громко.

Ребенок открывает и закрывает рот сначала медленно, затем быстро, сначала несильно, затем широко, с произношением звуков и без.

  1. На завтрак язычок любит пить чай с вареньем. Чай горячий, на него нужно подуть. А варенье вкусное, густое, так и липнет к губам.

Пациент дует на кончик языка, находящийся в межзубном пространстве. Так образуется тонкая и сильная воздушная струя. Затем широким расслабленным органом водит в обе стороны по губам, растянутым в неширокой улыбке, облизывает их от основания к краю.

  1. Наш непоседа устал за день, лег в кроватку и заснул. Пусть он отдохнет, не нужно его будить.

Язык в расслабленном и неподвижном состоянии лежит на нижней поверхности ротовой полости. В таком положении удерживается 5 секунд.

Артикуляционная гимнастика общая

Дошкольники младшего возраста посредством сказки про веселого язычка с интересом знакомятся с артикуляционными органами. Помимо артикуляционной гимнастики Веселый язычок, рекомендуются разнообразные статические и динамические упражнения для повышения тонуса мышц артикуляционного аппарата. Статические упражнения, при которых органы артикуляции неподвижно удерживаются в течение определенного времени, укрепляют мускулатуру. Посредством динамических упражнений дети обретают способность контролировать мышечные движения.

В старшем дошкольном возрасте дети выполняют, помимо сказки про язычок, артикуляционную гимнастику с более сложными движениями. Занятия проводятся методом подражания взрослому и контроля через отражение в зеркале.

Рекомендуются следующие упражнения:

Артикуляционная гимнастика

  1. Трубочка. Нешироко улыбнуться с обнажением верхних и нижних зубных рядов. Сомкнуть губы, вытянуть их в форме трубы. Повторять в течение 10 секунд.
  2. Обезьянка. Нешироко открыть рот. Всунуть язык в пространство между нижней губой и нижним зубным рядом. Удерживать 5 секунд.
  3. Бульдожка. Нешироко открыть рот. Всунуть язык в пространство между верхней губой и верхним зубным рядом. Удерживать 5 секунд.
  4. Хомячок. Язык упирать то в правую, то в левую щеку. Удерживать на каждой стороне 5 секунд.
  5. Здравствуй, подбородок. Нешироко улыбнуться, открыв рот. Расслабленным языком тянуться к подбородку. Повторить 10 раз.
  6. Здравствуй, нос. Нешироко улыбнуться, открыв рот. Расслабленный речевой орган положить на верхнюю губу, изогнуть в сторону носа. Держать 5 секунд.
  7. Кружок. Закрыв рот, круговым движением в разные стороны водить языком в пространстве между губами и челюстями.
  8. Нешироко улыбнуться, открыв рот. Положить язык на нижнюю губу. Шлепать по нему губами, говоря «па-па-па-па».

Логопедическая сказка о веселом язычке – эффективный метод знакомства ребенка с речевыми органами, с их работой. Желательно, чтобы для каждого занятия составлялась новая сказка веселого язычка. Так малышу будет интереснее, а значит, быстрее получится достигнуть результатов коррекции.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

  • Рассказ о богатыре илье муромце 4 класс
  • Рассказ о верном друге
  • Рассказ о богатыре добрыне никитиче
  • Рассказ о вере в амона ра
  • Рассказ о богатыре алеше поповиче 5 класс