Рассказ о видах словосочетаний 5 класс

Рассмотрим виды словосочетаний в зависимости от типа подчинительной связи, соединяющей слова в словосочетание. Приведем примеры словосочетаний с разными видами связи.

В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.

Виды словосочетаний

Как и слово, словосочетание называет предмет (рубашка в полоску), признак (очень красивый), действие (бежать быстро) и др. Но в отличие от слова словосочетания называют более конкретное понятие:

  • дом — кирпичный дом;
  • строгий — крайне строгий;
  • кричать — кричать громко.

Между словами, чтобы они объединились в словосочетание, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.

Таблица с примерами

Виды подчинительной связи в словосочетании

Согласование


Определение

Согласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.

Согласование

При подчинительной связи согласования оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что при таком виде подчинительной связи оба слова являются изменяемыми.

В русском языке обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.

Примеры

  • желтые листья
  • пожелтевшие страницы
  • третий звонок
  • моя сумка
  • чистая столовая
  • передовой рабочий
  • загорелый отдыхающий
  • диван-кровать.

Управление


Определение

Управление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово.

Управление

Примеры

  • писать (что?) книгу;
  • щелкать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улыбаться (чему?) солнцу.

В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:

  • глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму);
  • прилагательное + местоимение (никому не нужный);
  • существительное + существительное (директор школы, покраска забора);
  • наречие + существительное (грустно до слез);
  • числительное + существительное (двое ребят, три медведя);
  • деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).

Примыкание


Определение

Примыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.

Примыкание

В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:

читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.

При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:

инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.

Примеры

  • наука наблюдать
  • позволил высказаться
  • намерен отдохнуть
  • читать быстро
  • поворот направо
  • стриженная по-мальчишески
  • спартански строгий
  • разговаривал улыбаясь
  • летел кувырком
  • пойду бегом
  • взгляд искоса
  • прыгать выше
  • чуть севернее
  • краска индиго
  • цвет хаки
  • час пик.

Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.

Собака залаяла очень громко.

В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:

Собака залаяла громко.

Невозможно сказать:

Собака залаяла очень.

При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.



Видео «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Тест

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 255

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • РУССКИЙ ЯЗЫК
5 класс
Тема урока: Виды словосочетаний
2021Учитель: Чернышева С...

    1 слайд

    РУССКИЙ ЯЗЫК
    5 класс
    Тема урока: Виды словосочетаний

    2021
    Учитель: Чернышева Светлана Викторовна

  • Словосочетание - это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически

    2 слайд

    Словосочетание — это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически

  • Словосочетание состоит из главного и зависимого словаСинее море

Жить у моря...

    3 слайд

    Словосочетание состоит из главного и зависимого слова
    Синее море

    Жить у моря

    Говорить громко
    Какое?
    Где?
    Как?

  • Слова  в словосочетании связаны с помощью 
 – окончания:
хорошего дня
     
о...

    4 слайд

    Слова в словосочетании связаны с помощью
    – окончания:
    хорошего дня

    окончания и предлога:
    увидел в лесу

    — только по смыслу:
    идти вперёд

  • Давайте потренируемся?

    5 слайд

    Давайте потренируемся
    ?

  • Давайте потренируемся!

    6 слайд

    Давайте потренируемся
    !

  • Словосочетанием не являютсяГрамматическая основа:
Пришёл друг
Существительное...

    7 слайд

    Словосочетанием не являются
    Грамматическая основа:
    Пришёл друг
    Существительное с предлогом:
    из-за туч, над рекой

  • Давайте потренируемся?

    8 слайд

    Давайте потренируемся
    ?

  • Давайте потренируемся!

    9 слайд

    Давайте потренируемся
    !

  • Виды словосочетанийИменные 
Главное слово – имя существительное, имя прилагат...

    10 слайд

    Виды словосочетаний
    Именные
    Главное слово – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение
    Хороший друг

  • Виды словосочетанийГлагольные
Главное слово – глагол
Ходить по городу

    11 слайд

    Виды словосочетаний
    Глагольные
    Главное слово – глагол
    Ходить по городу

  • Давайте потренируемся?

    12 слайд

    Давайте потренируемся
    ?

  • Давайте потренируемся!

    13 слайд

    Давайте потренируемся
    !

  • Подведём итоги Словосочетание состоит из 2-х и более слов

 Связаны слова по...

    14 слайд

    Подведём итоги
    Словосочетание состоит из 2-х и более слов

    Связаны слова по смыслу и грамматически

    От главного слова задается вопрос к зависимому

    Словосочетания бывают именными и глагольными

«Словосочетание»

Словосочетание — это два или несколько слов, объединённых по смыслу или грамматически. Оно состоит из главного и зависимого слов. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому, например: мяч (к а к о й?) круглый, а грамматическая связь слов в словосочетаниях выражается с помощью окончания или предлога и окончания, например: летними вечерами (при помощи окончаний); побывать в Египте (при помощи предлога и окончания).

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием!
Это грамматическая основа предложения! 


Виды словосочетаний

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.

В именных словосочетаниях главное слово выражено именем существительным, прилагательным, местоимением, числительным, например: стол отца, участник соревнований, зелёная лужайка, яркий от солнца, черный от горя, очень красивый, третий слева, пяти книг, мы с вами, чем-то страшным.

В глагольных словосочетаниях главное слово выражено глаголом, а также причастием и деепричастием: увидеть с вершины, попросить тетрадь, подождать у вокзала, плачущий от обиды, загоревший на солнце, грустно глядя, сердито отвечая.

В наречных словосочетаниях главное слово — наречие: очень тепло, абсолютно внезапно, вблизи от сада, недалеко от города.

Словосочетание

Следует помнить, что словосочетания могут быть:

  • неделимыми: они в предложении являются одним членом предложения: Великая Отечественная война, Герой России, мать с отцом, пятеро медвежат, кружка молока и т.п.;
  • синонимичными: это словосочетание типа «существительное + существительное» и «существительное + прилагательное»: снежная (какая?) баба — баба (какая?) из снега; спортивный (какой?) зал — стадион (какой?) для спорта.

Способы связи слов в словосочетании

Значения словосочетаний связаны с их строением, они могут указывать:

  • на предмет и его признак (холодный дождь, бодрый вид);
  • на действие и предмет, на который это действие переходит (смотреть кино, петь песни);
  • на действие и его признак (говорить вполголоса, выглядеть прекрасно).

Слова в словосочетании связываются следующими способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.

виды словосочетаний

Согласование — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, т.е. в том же роде, числе, падеже или лице: нежных рук, добрых глаз, ласковых слов (зависимые слова нежных, добрых, ласковых стоят во мн.ч„ род.п., как и главные слова).

Если изменяется форма главного слова, то изменяются и формы зависимого слова. Например: нежными руками, о добрых глазах, ласковым словам. Как правило, главное слово при этом способе связи выражено существительным, а зависимое — прилагательным, причастием, местоимениями, порядковым числительным.

Управление — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: поехал к морю, поеду к морю, поехавший к морю.

При управлении главное слово может быть чаще всего выражено глаголом, существительным, а зависимое — существительным или местоимением.

В русском языке некоторые предлоги участвуют в управлении существительными, требующем постановки их в определённом падеже. Смотрите подробнее конспект «Глагольное и именное управление (словник)».

Примыкание — это способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связано с главным только по смыслу.

Главное слово при примыкании может быть выражено глаголом, наречием, прилагательным, причастием, но зависимое слово — только наречие, деепричастие и инфинитив: постоянно ухаживать, по-матерински нежно, по- осеннему холодный, ухаживающий долго, учить рисовать, смотрел улыбаясь.

связь слов в словосочетании


Найти словосочетания

Словосочетание. Разбор


Конспект урока по русскому языку «Словосочетание». Следующая тема: «Предложение»

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

  • при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

  • при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

  • по смыслу: бегает (как?) быстро.

Демоурок по русскому языку

Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.

Демоурок по русскому языку

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

  1. словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

  2. словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

  3. комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

  • согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

  • управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

  • примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

  • синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

  • синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

  • Чей?, Какой?, Который? — определительные.

    Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

  • Кого?, Чего? — объектные.

    Подарок (кому?) подруге.

  • Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

    Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Глагольные словосочетания

  1. Глагольные словосочетания с именем существительным:

    • беспредложные (читать книгу),

    • предложные (говорить об искусстве).

  2. Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

  3. Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

  4. В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

    Именные словосочетания

    Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

    1. С именами существительными:

      • беспредложные (письмо родителям);

      • предложные (прогулка по лесу).

    2. С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

    3. С наречиями (прогулка верхом).

    4. С инфинитивом (желание учиться).

    Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

    1. С именами существительными:

      • беспредложные (довольный ответом);

      • предложные ( способный к музыке).

    2. С наречиями (очень интересный).

    3. С инфинитивом (способный работать).

    Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

    Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

    Наречные словосочетания

    1. Словосочетания с наречием (очень удачно).

    2. Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

    К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

    • Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

    • Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

    • Слова с предлогами: около стола, возле дома.

    • Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

    • Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

    • Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

    • Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

    Примеры словосочетаний со связью согласования

    Существительное + прилагательное:

    • дождливым утром,

    • легкомысленный человек,

    • трудная дорога,

    • у соседнего двора,

    • с веселой песней.

    Существительное + причастие:

    • перед цветущим полем,

    • опавшей листвой,

    • запеченное яблоко,

    • беспрерывная беседа,

    • разбросанные вещи.

    Существительное + порядковое числительное:

    • на седьмое небо,

    • первая скрипка,

    • возле третьего подъезда,

    • через девятый этаж.

    Существительное + местоимение:

    • каждый человек,

    • любого прохожего,

    • какой-то человек,

    • ничья вещь,

    • о целом дне,

    • у того столба.

    Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

    • кислое мороженое,

    • в чистой столовой,

    • в белой ванной.

    Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

    • о ком-то чужом,

    • с чем-то веселым,

    • над чем-нибудь неясным,

    • с нашим знакомым,

    • перед этим зевающим.

    Существительное + существительное (приложение):

    • мышь-полевка,

    • художник-поэт,

    • журналист-интервьюер,

    • дуб-великан.

    Примеры словосочетаний со связью управления

    Глагол + существительное:

    • разозлиться на шутку,

    • купить хлеба,

    • вернемся на рассвете,

    • бегу в шапке,

    • беседую с другом.

    Прилагательное + местоимение:

    • никому не рад,

    • не согласен ни с кем,

    • не должен никому,

    • уверен в нём.

    Прилагательное + существительное:

    • румяный от мороза,

    • сладкий на вкус,

    • злой на соседей,

    • довольный результатом.

    Существительное + существительное:

    • директор театра,

    • увлечение рыбалкой,

    • радость от встречи,

    • продолжение жизни,

    • поле цветов,

    • грудь в медалях.

    Наречие + существительное:

    • смешно до слез,

    • вниз по улице,

    • впереди у моста.

    Числительное + существительное:

    • семеро козлят,

    • двенадцать месяцев,

    • три капли.

    Деепричастие + существительное, местоимение:

    • идя по двору,

    • шагая по тропинке,

    • следя за ним,

    • следя за ним.

    Примеры словосочетаний со связью примыкания

    Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

    • позволил уйти,

    • любит смеяться,

    • наука мыслить,

    • намерен читать,

    • должен договориться.

    Глагол + наречие:

    • читать медленно,

    • ответил впопыхах,

    • вернемся поздно,

    • уедем завтра,

    • сказал сгоряча.

    Глагол + деепричастие:

    • рисовал стоя у мольберта,

    • ответил улыбаясь мне.

    Существительное + наречие:

    • пальто нараспашку,

    • взгляд исподлобья,

    • поворот налево,

    • разговор начистоту.

    Существительное + несклоняемое прилагательное:

    • цвет хаки,

    • час пик,

    • юбка плиссе.

    Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

    • следить внимательнее,

    • работаю лучше,

    • по дороге длиннее,

    • справа повыше,

    • вдали левее.

    Прилагательное + наречие:

    • очень веселый,

    • совсем неглупый,

    • весьма любопытный.

    Наречие + наречие:

    • слишком поздно,

    • весьма прилично,

    • крайне осторожно.

    Деепричастие + наречие:

    • улыбаясь застенчиво,

    • стоя внизу,

    • поднявшись наверх.

Тип урока: комбинированный

Цель: ознакомление с видами словосочетаний.

Задачи:

Образовательные:

  1. Определять главное и зависимое слово в словосочетании
  2. Отрабатывать умение составлять словосочетания
  3. Различать именные и глагольные словосочетания

Развивающие:

  1. Обогащение словарного запаса школьников
  2. Обучение умению связно излагать свои мысли
  3. Развитие логического мышления школьников
  4. Овладение нормами литературного языка

Воспитательные:

  1. Воспитание любви к родному русскому языку
  2. Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная, парная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал, перфокарты, карточки, тесты, картины художника Васнецова В.М.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Запись в тетрадь: число, классная работа.

2. Психологический настрой.

Учитель:

Знания мы в круг собрали.
Словосочетания мы изучали.
Нам преграды все пройти надо.
И к концу пути
Будем мы ещё умнее,
А от этого сильнее.
Сила наша не в руках,
А в умах и головах.
И сегодня всё расскажем,
И запишем, и покажем.
Мы должны всё изучить,
Обобщить и закрепить.
Время даром не теряем,
Вспоминаем, повторяем,
Навсегда запоминаем.
В добрый путь же, господа!

II. Актуализация знаний учащихся.

1. Работа по эпиграфу. (Слайд).

Эпиграф к уроку: «Язык неистощим в соединении слов» А.С. Пушкин.

Учитель: О чем пойдет речь на нашем уроке? (Соединение слов – это есть словосочетание.)

Учитель: Подберите синоним к слову «соединение» (сочетание слов)

(Учащиеся называют основную тему урока – «Словосочетание»)

Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах.

2. Фронтальный опрос.

Учитель:

  1. Какая синтаксическая единица называется словосочетанием? (Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически)
  2. Чем словосочетание отличается от слова? (Словосочетание более точно называет предмет)
  3. Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)
  4. Как связываются слова в словосочетании (По смыслу и грамматически)
  5. Как выражается смысловая связь между словами в словосочетании (С помощью вопроса от главного слова к зависимому.)
  6. Какими средствами может выражаться грамматическая связь между словами в словосочетании? (С помощью окончания зависимого прилагательного, существительного, с предлогом или без него, по смыслу, если зависимое слово выражено наречием)

3. Парная работа. «Проверь себя» (Слайд)

Реши кроссворд:

По горизонтали:

4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам;
5. Сочетание слов;
6;7. Способы грамматической связи.

По вертикали:

1. Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания;
2;3. Части словосочетания.

Проверь себя:

Ответы:

  • По горизонтали: 4. Смысловая; 5. Словосочетание; 6;7 Предлог, окончание.
  • По вертикали: 1. Грамматическая; 2;3 Зависимое, главное.

4. Практическая работа по изученному материалу. (Слайд)

Учитель: Составьте словосочетания и запишите их в тетрадь, обозначьте стрелками зависимость между частями словосочетаний, вставьте пропущенные буквы.

Пож.леть, друг;
Увл.каться, спорт;
Уд.вительный, зрелище;
Спуститься, г.ры;
Смелый, снег.

Учитель: Что необычного вы заметили?

Ученики: Нельзя составить словосочетание из двух последних слов.

Учитель: Почему нельзя составить словосочетания из двух последних слов?

(Это случайный подбор слов, сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетания)

Обобщение знаний учащихся.

Вывод:

Учитель: Ребята, какие понятия вами усвоены по теме «Словосочетание»

(Понятие о словосочетании как о сочетании слов, конкретизирующих предмет или действие; ознакомление со структурой словосочетаний, выделение в словосочетании главного и зависимого слова, установление смысловой связи между зависимым словом и главным словом, установление грамматической связи между словами в словосочетании с помощью окончаний и предлога)

5. Гимнастика для глаз. (Слайд)

III. Работа над новым материалом. Проблемная ситуация.

(Слайд)

А) Учитель: Найдите закономерность в построении словосочетании.

Богатая растительность
Берег моря
Очень хорошая
Изложить мысли
Читать выразительно

(В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя». В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол».)

Б) Учитель: Прочитайте словосочетания. Распределите словосочетания в два столбика по главному слову. (Слайд)

Интересная книга, праздник в деревне, очень интересная, не справился с заданием, готовиться к урокам, слышится издалека.

Учитель: Какие видите факты? (В первый столбик мы отнесли словосочетания, где главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, во второй столбик – словосочетания, где главное слово – глагол.)

Учитель: Как вы думаете, как можно назвать словосочетания, если главное слово «имя»? (Именное). А если главное слово – «глагол»? (Глагольное)

В) Работа по таблице. (Слайд)

Учитель: Давайте сделаем вывод. Составьте лингвистический рассказ на тему «Виды словосочетаний». (Учащиеся составляют лингвистический рассказ: Словосочетания бывают именные и глагольные. В именном словосочетании главное слово – имя существительное и имя прилагательное, в глагольном словосочетании – главное слово – глагол.)

IV. Работа по усвоению нового материала.

1. Коллективная работа. (Слайд.)

Учитель: Прочитайте текст стихотворения И. Грекова

Мелькает желтый лист на зелени дерев,
Работу кончил серп на нивах золотистых,
И покраснел уже вдали ковер лугов,
И зрелые плоды висят в садах тенистых.

Задание: заполнить таблицу.

Виды именных словосочетаний.

Прилагательное + существительное Существительное + существительное
   

2. Самостоятельная работа. (Слайд)

Прочитайте отрывок из стихотворения М. Исаковского.

По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льется тихо и пугливо
Желтолистая река.

Задание: Найти глагольные словосочетания, записать их в тетрадь.

Виды глагольных словосочетаний.

Глагол + существительное Глагол + наречие
   

V. Физкультминутка.

Упражнения на релаксацию.

(Упражнения на мышечное расслабление необходимо применять на практике с целью управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребенка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения. Начинают нервничать, что приводит к новому напряжению групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его, расслабляя определенные группы мышц. Упражнения на мышечные расслабления способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждении нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение 3-5 минут).

«Мельница»

Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед – вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следить, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Проверочная работа. (Слайд)

Учитель: Заполнение перфокарты. (Перфокарта у каждого ученика: учитель читает словосочетания, ученик ставит знак «+» в нужной графе)

  1. Слышится издалека
  2. Торжественный марш
  3. Праздничный салют
  4. Рапорт дежурного
  5. Приветствовать гостей
  6. Обращаться к героям
  7. Серьезно готовиться
  8. Помощь взрослым
  9. Приближаться к цели
  10. Школьная олимпиада

2. Творческая работа. Работа в группах. (Слайд)

А) Сообщение ученика о художнике В.М. Васнецове

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Природа края с холмистыми перелесками и таежными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. Ее нельзя было не полюбить, не привязаться к ней сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу. 

Б) Задание:Описать картину (5-6 предложений). Из предложений выделить словосочетания и указать их вид. (Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает картину В.М. Васнецова: 1 – «Богатыри», 2 – «Алёнушка», 3 – «Царевич на сером волке»)

(Выводы по творческой работе)

3. Индивидуальная работа. Тест. (У каждого ученика)

Цель проведения: проверка умения различать именные и глагольные словосочетания.

ТЕСТ.

  1. Укажите именные словосочетания.
    1. Устный счет;
    2. Участие в соревновании;
    3. Участвовать в игре;
    4. Чествовать победителя;
    5. Шел по дороге;
  2. Укажите глагольные словосочетания.
    1. Гигантский завод;
    2. Сверкнуть на солнце;
    3. Доблестный воин;
    4. Неприятный запах;
    5. Работать на поле;
  3. Найдите глагольные словосочетания.
    1. Ужасный ветер;
    2. Расстилаться по равнине;
    3. Искусный мастер;
    4. Вершина ели;
    5. Собирать крыжовник;

Контрольный листок учителя с правильными ответами: I. 1, 2; II. 2, 5; III. 2, 5.

VII. Обобщение и выводы по новому материалу.

Учитель:

  1. На какое слово надо обращать внимание, когда мы делим словосочетания на группы (на главное слово)
  2. Что нужно знать о главном слове? (Какой частью речи оно выражено?)
  3. Следовательно, по какому признаку делятся словосочетания на виды? (По тому, какой частью речи выражено главное слово)
  4. Какие виды словосочетаний можно выделить? (Именные и глагольные)
  5. Вы показали свои знания и умения по теме урока. Предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем уроке «Виды словосочетаний» и составить 5 словосочетаний, характеризующих нашу тему.

VIII. Домашнее задание. (Дифференцированное)

Повторить параграф 26, выполнить упражнение 131. Задание к упражнению: Рассмотреть рисунок. Составить по нему словосочетания.

Для слабых учащихся – задание: составить по рисунку словосочетания и определить их виды.

Для остальных учащихся – задание: по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.

IX. Подведение итогов.

1. Выявление степени участия на уроке.

Учитель:

– Какие знания и умения вы приобрели в процессе работы над темой сегодняшнего урока?

– Что для вас оказалось трудным и непонятным?

– Над чем стоит поработать еще?

– Какое из заданий не вызвало у вас затруднений?

2. Выставление оценок.

(Пока учащиеся выполняют творческую работу, учитель оценивает работу каждого ученика по таблице)

X. Рефлексия.

(У каждого ученика цветная сигнальная карточка: зеленая – легко, усвоил полностью, желтая – обычно, усвоил частично, красная – трудно, не усвоил)

Оцените степень сложности урока:

  1. Вам было на уроке
    • Легко
    • Обычно
    • Трудно
  2. Оцените степень вашего усвоения материала на уроке
    • Усвоил полностью
    • Усвоил частично
    • Не усвоил

Спасибо за урок!

Презентация.

Слайд 1

Словосочетание

Слайд 2

Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом чета (слав.) – два Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание всегда состоит из двух частей Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного к зависимому ставится вопрос. Например, в словосочетании добрый характер главное слово – характер , зависимое – добрый.

Слайд 3

Смысловая связь между словами в словосочетании выражается с помощью вопроса. Например: рубить топором ( чем? ) Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: Жить ( где? ) в лес у , солнечн ый ( какой? ) день, солнечн ого ( какого? ) дня

Слайд 4

Запомни: Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения, однородные члены предложения и сочетания слов самостоятельной и служебной части речи . Например: Птицы зашумели . Тихо и спокойно шёл дождь. Около леса.

Слайд 5

Усталый день склонился к ночи, Затихла шумная волна, Погасло солнце, и над миром Плывет задумчиво луна. ( С. Есенин ). Выпишите из текста все словосочетания

Слайд 6

Задание. Данные слова , преобразуйте в словосочетания. Согласуйте в роде, числе, падеже. 1вариант Сверкали в ( трава) На (ясный) небо Родной ( края) Зовет к ( ты) Смотрит (громкий) Клубились на ( горизонт) Виднеться в (туман) 2 вариант (Маленький) мышь (Раскидистая ) высоко Подошли к (река ) ( Развести) костром Вкусный (книга) Под моим ( окно) Шум (река)

Слайд 7

Виды словосочетаний Именные Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное , то оно называется именным . Например : Ласковое солнце ( прил.+ сущ .), грустный человек ( прил. + сущ. ) Глагольные Если в словосочетании главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Например : долго работать ( нареч.+ глаг . ) Идти по лесу ( глаг. + сущ.)

Слайд 8

Возраст деревьев, чистые воды, лежат на полу, изобразил на картине, краски осени, пение птиц, дружно работать, бег лошади, поздравить друга, гордиться дедом, объединить усилия, страстное желание, изучаешь грамматику, участник войны, говорить громко, очень красивый. Распределите словосочетания в зависимости от вида

Слайд 9

Выпишите из текста все словосочетания, укажите их вид Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. ( А.С.Пушкин .)

Слайд 10

Эпитет Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.) На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. (С.А.Есенин) Словосочетание типа “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом).

Слайд 11

– В каком разделе науки изучаются словосочетания? Приведите примеры словосочетаний. – Что такое словосочетание? – Из каких частей состоит словосочетание? – Что не является словосочетанием ? _Виды словосочетаний? _Как определить вид словосочетания?

Слайд 12

Тест 1. Какие пары слов не являются словосочетаниями ? на лесной поляне; ходить по лесу; ходить и наблюдать; наступила осень; около озера; м едленно падают; ж елтые и красные; в ясную погоду. 2. Укажите глагольные словосочетания 1)красная рябина; 2)поздняя осень; 3)птичьи голоса; 4)любоваться пейзажем; 5)Срываются и падают; 6)дотянуться до ветки; 7)беличий хвост; 8)медленно идти

«Язык неистощим в соединении слов»
А. С. Пушкин

  • 1. Мотивация учебной деятельности

Словосочетание. Виды словосочетаний

  • 2. Актуализация знаний
  • Синтаксис (от греч. построение) – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение.
  • Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания.

Наступила самая шумная и радос(?)ная пора весна-это время пробуждения пр..роды от зимней спяч(?)ки теплые лучи солнца с..едают последние россыпи снега под дерев(?)ями и в поле з..звенели в..селые ручейки набухшие поч(?)ки наполняют воздух упоительным ар..матом.

  • Наступила самая шумная и радос(?)ная пора весна-это время пробуждения пр..роды от зимней спяч(?)ки теплые лучи солнца с..едают последние россыпи снега под дерев(?)ями и в поле з..звенели в..селые ручейки набухшие поч(?)ки наполняют воздух упоительным ар..матом.
  • Вставьте пропущенные буквы. В тексте определите границы предложений. Расставьте знаки препинания. Выпишите 3 любых словосочетания.
  • Словосочетание. Виды словосочетаний

Словосочетание. Виды словосочетаний

  • Цели урока:познакомить учащихся с понятием «Словосочетание».
  • Задачи урока:
  • Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.
  • Сформировать умение выделять словосочетание из предложения.
  • Познакомить с видами словосочетаний.

Словосочетание. Виды словосочетаний

  • Радостная пора
  • Пробуждения природы
  • Зимней спячки
  • Веселые ручейки

Словосочетание. Виды словосочетаний

  • 3. Первичное усвоение новых знаний. Постановка проблемы
  • Снежные зима
  • Спелый ягоды
  • Розы ваза
  • Дошли берег

Словосочетание. Виды словосочетаний

  • Снежные зимы
  • Спелые ягоды
  • Розы в вазе
  • Дошли до берега

Словосочетание. Виды словосочетаний

  • Словосочетания-слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически.
  • Веселые (какие?) ручейки.
  • Наполняют (чем?) воздухом.

Словосочетание. Виды словосочетаний

  • Можно ли эти выражения считать словосочетаниями?
  • Наступила весна
  • Набухшие почки
  • Лес наполняется

Словосочетание. Виды словосочетаний

  • Кудрявые листья
  • Весенняя березки
  • Осв…щается по дорога
  • Ш…л солнце
  • Из данных слов разных столбиков составьте словосочетания. Определите главное и зависимое слово. Укажите, какой частью речи выражены слова в словосочетании. Составьте схему словосочетания.

Словосочетание. Виды словосочетаний

  • Кудрявые березки (какие?) прилаг+существ.
  • Весенний дождь (какой?) прилаг+существ.
  • Освещается (чем?) солнцем глагол+существ.
  • Шел по (чему?) по дороге глагол + существ.

Словосочетание. Виды словосочетаний

  • Строение словосочетаний

Словосочетание. Виды словосочетаний

  • 4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений
  • Распределите словосочетания в два столбика:
  • Неизвестная местность, роскошный вид, подружился с девочкой, бесценный дар, хороший рассказчик, попросить дежурного, сшибли с ног, героический поступок, промокнуть под дождем.

Словосочетание. Виды словосочетаний
Словосочетание. Виды словосочетаний

  • 5. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.
  • Допишите предложения:
  • Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по ____________. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончаний зависимого слова или ___________. От _____________ к зависимому слову ставится вопрос. Словосочетанием не является ____________ .
  • В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают____________ и ________________.

Конспект урока по русскому языку

Словосочетания
PPTX / 2.49 Мб

Магидова М.С.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ №1» г. Смоленска

Класс: 5

Тема: Словосочетание. Именные и глагольные словосочетания.

Цели урока:

продолжить работу с понятием «словосочетание», научиться определять вид словосочетания, строить словосочетания по схемам;

способствовать формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать при работе со словосочетаниями;

воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, а также самостоятельность при изучении нового материала и выполнении заданий творческого характера.

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятие словосочетания, уметь находить словосочетания в предложении и тексте, строить собственные словосочетания.

Метапредметные: овладевать новым материалом на основе имеющихся знаний, задавать вопросы, отыскивать причинно-следственные связи, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.

Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

УМК: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Ход урока

1 Организационный момент. Мотивация.

-Здравствуйте, ребята, садитесь.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

2. Проверка домашнего задания (упражнение 397).

Несколько учеников зачитывают составленные ими примеры словосочетаний и предложений.

3. Актуализация полученных ранее знаний. (Слайд №2, №3)

— Что такое словосочетание?

(Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.)

— Как связываются слова в словосочетании?

(Слова связываются грамматически, то есть с помощью предлога и окончания, и по смыслу. Неизменяемые слова связываются только по смыслу.)

— Из чего состоит словосочетание?

(Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. От главного слова ставится вопрос к зависимому.)

— Все ли из приведённых сочетаний слов являются словосочетаниями и почему?

Читать книгу, белый лист, красный и синий, быстро привыкаешь, котёнок спит, мокрый от дождя.

(Нет, не все. К словосочетаниям не относятся однородные члены предложения – «красный и синий» — и грамматическая основа предложения – «котёнок спит».)

4. Формулирование цели урока, целеполагание.

— Обратите внимание на слайд. (Слайд №4) Мы видим, что все словосочетания разбиты на две группы. Попробуйте предположить, на каком основании словосочетания разделены именно таким образом? На основе своего предположения попробуйте сформулировать тему урока.

Зимний пейзаж, пушистые снежинки, красный от мороза, очертания леса, сверкающий снег, картины природы.

Блестит на солнце, восхищаешься видом, замело снегом, раскрасил окна, искриться от мороза, быстро замерзаешь.

(В левой колонке во всех словосочетаниях главное слово выражено именем существительным или прилагательным; а в правой колонке главное слово во всех словосочетаниях выражено глаголом. Соответственно, тема урока – группы, виды или категории словосочетаний.)

— Как вы думаете, каких целей мы должны достичь за этот урок? (Слайд №5)

(Углубить имеющиеся знания о словосочетании; выяснить, какие виды словосочетаний встречаются в русском языке, научиться отличать их друг от друга)

5. Исследование нового материала. Первичное закрепление.

(Слайд №6) Словосочетание, в котором главное слово выражено именем существительным или именем прилагательным, называется именным.

Стакан воды (сущ. + сущ.);

большая книга (прил. + сущ.);

красный от стыда (прил. + сущ.).

(Слайд №7) Словосочетание, в котором главное слово выражено глаголом, называется глагольным.

Писать письмо (глаг. + сущ.);

писать аккуратно (глаг. + нареч.).

Работа с упражнением. (Слайд №8) Задание: распределить словосочетания на две группы – именные и глагольные, обозначить главное и зависимое слова. Какие из сочетаний вы не отнесли ни к одной из групп? Почему?

Русский пейзаж, подлинная радость, смотрит с неохотой, таинственно блеснет, плотная завеса, вздохнут леса, из белых башен, влажно и светло, лягут в глубине, облачного мира, мгновенно упадёт. (По Н. Заболоцкому)

(Слайд №9)

Именные словосочетания

Глагольные словосочетания

Русский пейзаж, подлинная радость,

плотная завеса, из белых башен, облачного мира.

Смотрит с неохотой, таинственно блеснет,

лягут в глубине, мгновенно упадёт.

(В таблицу не вошли: «вздохнут леса» — т.к. это грамматическая основа предложения; «влажно и светло» — т.к. это однородные члены предложения.)

Физкультминутка. (Слайд №10)

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

(Слайд №11) Работа с упражнением. Задание: заменить словосочетания типа сущ.+сущ. словосочетаниями типа прил.+сущ. (на основе упр. 121 из рабочей тетради М.Ю. Никулиной к учебнику М.М. Разумовской).

Сумка из кожи, дом из кирпича, рубашка из хлопка, перстень из серебра, участок при школе, пляж из песка, костюм из шерсти, стол из дерева.

(Слайд №12,13)

Сумка из кожи – кожаная сумка,

дом из кирпича – кирпичные дом,

рубашка из хлопка – хлопковая рубашка,

перстень из серебра – серебряный перстень,

участок при школе – пришкольный участок,

пляж из песка – песчаный пляж,

костюм из шерсти – шерстяной костюм,

стол из дерева – деревянный стол.

Можно ли утверждать, что словосочетания в каждой паре обозначают одно и то же? Как называются слова, близкие или совпадающие по лексическому значению?

(Да, словосочетания в каждой паре обозначают одно и то же. Слова, близкие или совпадающие по лексическому значению, — это синонимы.)

Термин «синоним» можно употреблять не только по отношению к одному слову, но и по отношению к словосочетанию. Таким образом, словосочетания в этом упражнении можно назвать словосочетаниями-синонимами. (Слайд №14)

(Слайд №15) Работа с упражнением. Задание: выписать из предложения все словосочетания.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны
Льет печально свет она.

Волнистые туманы, пробирается сквозь туманы, печальные поляны, льет на поляны, льет печально, льет свет.

(Слайд №16,17) Из какого стихотворения этот отрывок? Кто его автор? Обратите внимание на именные словосочетания в этом предложении. Какую роль играют прилагательные в этих словосочетаниях? Как называются такие прилагательные?

(Это отрывок из стихотворения «Зимняя дорога» Александра Сергеевича Пушкина. В этом отрывке два именных словосочетания – «волнистые туманы» и «печальные поляны». Имена прилагательные в этих словосочетаниях не только сообщают информацию о признаке предмета, но и передают авторское отношение к нему. Такие имена прилагательные называются эпитетами.)

6. Подведение итогов урока. (Слайд №18)

Заполните пропуски:

Словосочетание – это…

Словосочетание состоит из…

К словосочетаниям не относятся…

Словосочетание, в котором главное слово выражено именем существительным или именем прилагательным, называется…

Словосочетание, в котором главное слово выражено глаголом, называется…

Пример словосочетаний-синонимов – это…

7. Рефлексия. (Слайд №19)

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

Я смог…

8. Домашнее задание: §50, упражнение 405 (стр. 145) – по заданию в учебнике. (Слайд №20)

Кузьмина Любовь Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

Ханты – Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа п. Сибирский»,

Почетный работник общего образования РФ

Описание занятия по русскому языку в 5 классе.

Тема урока «Виды словосочетаний»

Урок соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования и Государственной Программе курса русского языка к учебнику «Русский язык» для 5 класса, авторов: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. (базовый уровень), Москва «Просвещение», 2014 г.

Тип урока: комбинированный

Цель: Ознакомление с видами словосочетаний.

Задачи:

Образовательные:

  1. Определять главное и зависимое слово в словосочетании

  2. Отрабатывать умение составлять словосочетания

  3. Различать именные и глагольные словосочетания

Развивающие:

  1. Обогащение словарного запаса школьников

  2. Обучение умению связно излагать свои мысли

  3. Развитие логического мышления школьников

  4. Овладение нормами литературного языка

Воспитательные:

  1. Воспитание любви к родному русскому языку

  2. Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: научиться определять способы грамматической связи в словосочетании, составлять словосочетания.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования способов выражения грамматической связи.

Личностные УУД: формирование устойчивого интереса к изучению нового.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная, парная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично – поисковый.

Технологии: здоровьесбережение, информационно – коммуникационного, педагогика сотрудничества,

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал, перфокарты, карточки, тесты, картины художника Васнецова В.М.

Примечание к уроку. Это второй урок изучения темы «Словосочетание». Подготовлен предшествующим материалом: что такое словосочетание, его признаки. Изучение видов словосочетаний на данном уроке, изучение их морфологических особенностей поможет учащимся выполнять практические задания: выделять словосочетания из предложения, определять их вид, морфологические признаки.

Важными моментами урока являются повторение частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, наречия, знакомство с видами словосочетаний, работа с текстом. Большое внимание уделяется работе по развитию речи (устный рассказ, составление словосочетаний, работа по картине).

Выбор структуры урока, обоснование её оптимальности:

Структура урока традиционна для комбинированного урока в свете современных требований к нему (использование различных методов обучения, разнообразные источники знаний, в т. ч. мультимедийные, компьютерные средства обучения и контроля, разнообразные формы работы). На уроке создаются возможности для развития личности учащегося: для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала.

Структурные элементы учебного занятия, его задачи.

Краткое содержание этапов урока. Применяемые формы и средства.

Оценка оптимальности и целесообразности.

Этапы урока.

Дидактические задачи

Краткое содержание этапа урока

Применяемые формы и средства

Оценка. Результат решения задачи.

1.Организация начала урока.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Приветствие учителя.

Эпиграф к уроку. Психологический настрой: чтение стихотворения.

Коллективная работа.

Средства обучения: презентация.

Метод: словесный.

Полная готовность учащихся класса и оборудования, включение учащихся в деловой ритм. Действия учителя направлены на активизацию мышления учащихся.

2.Актуализация знаний. Установление прочности и осознанности усвоения знаний всеми учащимися, выявление пробелов

и их коррекция.

Гимнастика для глаз

1.Работа с классом,

фронтальный опрос.

2.Практическая работа по изученному материалу.

3.Проверка. Парная работа «Проверь себя»

Фронтальная работа с классом. Коллективный способ обучения учащихся, парная работа. презентация. Методы: проблемный, частично – поисковый. Формы работы: фронтальная, слово учителя, коллективная, индивидуальная.

презентация.

Выбрано оптимальное сочетание контроля: самоконтроля и взаимопроверки. Все учащиеся справились с заданием, качество выполнения 90 %.

3.Работа над новым материалом.

Работа по определению частей речи в словосочетании

Проблемная ситуация. презентация.

Лингвистический рассказ на тему «Виды словосочетаний».

Форма: коллективная. Метод: репродуктивный. Средства: презентация.

Работа нацелена на воспроизведение теории, на развитие памяти, на развитие речи.

4.Работа по усвоению нового материала. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых сведений.

Объяснение учителя: виды словосочетаний.

Выделение словосочетания из стихотворного текста.

Форма: коллективная,

Самостоятельная работа.

Метод: объяснительно – иллюстративный. Средства: слайды.

Овладевают умением обобщать, аргументировать.

На основе опорных таблиц учащиеся делают выводы.

5.Физкульт-

минутка.

Упражнения на релаксацию «Мельница»

Снятие нагрузки.

6. Закрепление новых знаний.

Обеспечение усвоения новых знаний и применения их на практике.

Заполнение перфокарт,

Сообщение учащегося о художнике, описание картин, выделение словосочетаний из составленного текста по картинам Васнецова В.М.

Тестирование.

Проверочная работа

Творческая работа. Работа в группах.

Индивидуальная работа.

Метод: иллюстративный, наглядный, репродуктивный, работа в группах, исследовательский, проблемный, частично– поисковый метод

Форма: индивидуальная, коллективная, групповая.

Установление смысловых связей в словосочетании. Учащиеся самостоятельно ведут поиск путей решения поставленной задачи.

Учащиеся воспроизводят учебный материал, подтверждая теорию практикой.

Развитие речи учащихся. Умение составлять текст – описание. Применение полученных знаний на практике в новой ситуации. Формирование эстетического вкуса.

Установление логических связей.

7. Обобщение и выводы по новому материалу.

На какое слово надо обращать внимание, когда мы делим словосочетания на группы (на главное слово)

Что нужно знать о главном слове? (Какой частью речи оно выражено?)

Следовательно, по какому признаку делятся словосочетания на виды? (По тому, какой частью речи выражено главное слово)

Какие виды словосочетаний можно выделить? (Именные и глагольные)

Вы показали свои знания и умения по теме урока. Предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем уроке «Виды словосочетаний» и составить 5 словосочетаний, характеризующих нашу тему.

Фронтальная работа с классом. Коллективный способ обучения учащихся.

Содействие творческому развитию, формированию навыков публичных выступлений. Развитие логического мышления, овладение нормами литературного языка. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

6. Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Объяснение домашнего задания.

Метод: объяснительно – иллюстративный

Домашнее задание носит дифференци-

рованный характер. Сильные учащиеся составляют текст по рисунку, выделяют словосочетания из предложений, определяют их виды. Слабые учащиеся составляют по рисунку словосочетания и определяют их виды.

9.Подведение итогов занятий.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить дальнейшую перспективу.

Озвучивание таблицы результативности: участие детей на каждом этапе урока

Оценка степени сложности урока, степень усвоения материала на уроке.

Коллективная оценка эффективности занятия.

Самооценка и взаимооценка деятельности учащихся и учителя.

У каждого

ученика цветная сигнальная

карточка:

зеленая – легко,

усвоил полностью, желтая – обычно,

усвоил частично, красная – трудно,

не усвоил

Развитие умения учащихся давать объективную оценку своей деятельности. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, правильное выполнение заданий, коррекция пробелов.

7. Рефлексия.

1.Вам было на уроке

Легко

Обычно

Трудно

2.Оцените степень вашего усвоения материала на уроке: усвоил полностью, могу применять; усвоил полностью, но затрудняюсь в применение;

усвоил частично;

не усвоил

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Запись в тетрадь: число, классная работа.

2. Психологический настрой.

Учитель:

Знания мы в круг собрали.
Словосочетания мы изучали.
Нам преграды все пройти надо.

И к концу пути
Будем мы ещё умнее,
А от этого сильнее.
Сила наша не в руках,
А в умах и головах.
И сегодня всё расскажем,
И запишем, и покажем.
Мы должны всё изучить,
Обобщить и закрепить.
Время даром не теряем,
Вспоминаем, повторяем,
Навсегда запоминаем.
В добрый путь же, господа!

II. Актуализация знаний учащихся.

  1. Работа по эпиграфу. (Слайд).

Эпиграф к уроку: «Язык неистощим в соединении слов» А.С. Пушкин.

Учитель: О чем пойдет речь на нашем уроке? (Соединение слов – это есть словосочетание.)

Учитель: Подберите синоним к слову «соединение» (сочетание слов)

(Учащиеся называют основную тему урока – «Словосочетание»)

Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах.

  1. Фронтальный опрос.

Учитель:

  1. Какая синтаксическая единица называется словосочетанием? (Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически)

  2. Чем словосочетание отличается от слова? (Словосочетание более точно называет предмет)

  3. Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)

  4. Как связываются слова в словосочетании (По смыслу и грамматически)

  5. Как выражается смысловая связь между словами в словосочетании (С помощью вопроса от главного слова к зависимому.)

  6. Какими средствами может выражаться грамматическая связь между словами в словосочетании? (С помощью окончания зависимого прилагательного, существительного, с предлогом или без него, по смыслу, если зависимое слово выражено наречием)

  1. Парная работа. «Проверь себя» (Слайд)

Реши кроссворд:

По горизонтали:

4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам;

5. Сочетание слов;

6;7. Способы грамматической связи.

По вертикали:

1.Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания;

2;3. Части словосочетания.

Проверь себя:

Ответы: По горизонтали: 4. Смысловая; 5. Словосочетание; 6;7 Предлог, окончание.

По вертикали: 1. Грамматическая; 2;3 Зависимое, главное.

  1. Практическая работа по изученному материалу. (Слайд)

Учитель: Составьте словосочетания и запишите их в тетрадь, обозначьте стрелками зависимость между частями словосочетаний, вставьте пропущенные буквы.

  • Пож.леть, друг;

  • Увл.каться, спорт;

  • Уд.вительный, зрелище;

  • Спуститься, г.ры;

  • Смелый, снег.

Учитель: Что необычного вы заметили?

Ученики: Нельзя составить словосочетание из двух последних слов.

Учитель: Почему нельзя составить словосочетания из двух последних слов?

(Это случайный подбор слов, сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетания)

Обобщение знаний учащихся.

Вывод:

Учитель: Ребята, какие понятия вами усвоены по теме «Словосочетание»

(Понятие о словосочетании как о сочетании слов, конкретизирующих предмет или действие; ознакомление со структурой словосочетаний, выделение в словосочетании главного и зависимого слова, установление смысловой связи между зависимым словом и главным словом, установление грамматической связи между словами в словосочетании с помощью окончаний и предлога)

  1. Гимнастика для глаз. (Слайд)

III. Работа над новым материалом. Проблемная ситуация. (Слайд)

А) Учитель: Найдите закономерность в построении словосочетании.

Богатая растительность

Берег моря

Очень хорошая
Изложить мысли

Читать выразительно

(В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем — имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя». В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол».)

Б) Учитель: Прочитайте словосочетания. Распределите словосочетания в два столбика по главному слову. (Слайд)

Интересная книга, праздник в деревне, очень интересная, не справился с заданием, готовиться к урокам, слышится издалека.

Учитель: Какие видите факты? (В первый столбик мы отнесли словосочетания, где главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, во второй столбик — словосочетания, где главное слово – глагол.)

Учитель: Как вы думаете, как можно назвать словосочетания, если главное слово «имя»? (Именное). А если главное слово — «глагол»? (Глагольное)

В) Работа по таблице. (Слайд)

Виды словосочетаний.

Именные

х

Волк бурый

х

обращение к людям

х

знакомый давно

Главное слово выражено именем существительным и именем прилагательным.

Глагольные

х

Служит верно

х

обратиться смело

Главное слово выражено глаголом.

Виды именных словосочетаний.

х х

Прилагательное + существительное – волк бурый

х х

Существительное + существительное – обращение к людям

х

Существительное + наречие – знакомый давно

Виды глагольных словосочетаний.

х х

Глагол + существительное – служит верно

х х

Глагол + наречие – обратиться смело

Учитель: Давайте сделаем вывод. Составьте лингвистический рассказ на тему «Виды словосочетаний». (Учащиеся составляют лингвистический рассказ: Словосочетания бывают именные и глагольные. В именном словосочетании главное слово – имя существительное и имя прилагательное, в глагольном словосочетании — главное слово – глагол.)

  1. Работа по усвоению нового материала.

  1. Коллективная работа. (Слайд.)

Учитель: Прочитайте текст стихотворения И. Грекова

Мелькает желтый лист на зелени дерев,

Работу кончил серп на нивах золотистых,

И покраснел уже вдали ковер лугов,

И зрелые плоды висят в садах тенистых.

Задание: заполнить таблицу.

Виды именных словосочетаний.

Прилагательное + существительное

Существительное + существительное

  1. Самостоятельная работа. (Слайд)

Прочитайте отрывок из стихотворения М. Исаковского.

По оврагам, по обрывам,

Через пальцы ивняка

Льется тихо и пугливо

Желтолистая река.

Задание: Найти глагольные словосочетания, записать их в тетрадь.

Виды глагольных словосочетаний.

Глагол + существительное

Глагол + наречие

  1. Физкультминутка.

Упражнения на релаксацию.

(Упражнения на мышечное расслабление необходимо применять на практике с целью управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребенка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения. Начинают нервничать, что приводит к новому напряжению групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его, расслабляя определенные группы мышц. Упражнения на мышечные расслабления способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждении нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить не любом уроке в течение 3-5 минут).

«Мельница»

Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед – вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следить, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Проверочная работа. (Слайд)

Учитель: Заполнение перфокарты. (Перфокарта у каждого ученика: учитель читает словосочетания, ученик ставит знак «+» в нужной графе)

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Именное

Глагольное

Фамилия ученика

  1. Слышится издалека

  2. Торжественный марш

  3. Праздничный салют

  4. Рапорт дежурного

  5. Приветствовать гостей

  6. Обращаться к героям

  7. Серьезно готовиться

  8. Помощь взрослым

  9. Приближаться к цели

  10. Школьная олимпиада

2. Творческая работа. Работа в группах. (Слайд)

А) Сообщение ученика о художнике В.М. Васнецове

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Природа края с холмистыми перелесками и таежными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. Ее нельзя было не полюбить, не привязаться к ней сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу. 
Б) Задание: Описать картину (5-6 предложений). Из предложений выделить словосочетания и указать их вид. (Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает картину В.М. Васнецова: 1 – «Богатыри», 2 – «Алёнушка», 3 – «Царевич на сером волке»)

(Выводы по творческой работе)

3. Индивидуальная работа. Тест. (У каждого ученика)

Цель проведения: проверка умения различать именные и глагольные словосочетания.

ТЕСТ.

  1. Укажите именные словосочетания.

  1. Устный счет;

  2. Участие в соревновании;

  3. Участвовать в игре;

  4. Чествовать победителя;

  5. Шел по дороге;

  1. Укажите глагольные словосочетания.

  1. Гигантский завод;

  2. Сверкнуть на солнце;

  3. Доблестный воин;

  4. Неприятный запах;

  5. Работать на поле;

  1. Найдите глагольные словосочетания.

  1. Ужасный ветер;

  2. Расстилаться по равнине;

  3. Искусный мастер;

  4. Вершина ели;

  5. Собирать крыжовник;

Контрольный листок учителя с правильными ответами:

I. 1, 2; II. 2, 5; III. 2, 5.

VII. Обобщение и выводы по новому материалу.

Учитель:

  1. На какое слово надо обращать внимание, когда мы делим словосочетания на группы (на главное слово)

  2. Что нужно знать о главном слове? (Какой частью речи оно выражено?)

  3. Следовательно, по какому признаку делятся словосочетания на виды? (По тому, какой частью речи выражено главное слово)

  4. Какие виды словосочетаний можно выделить? (Именные и глагольные)

  5. Вы показали свои знания и умения по теме урока. Предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем уроке «Виды словосочетаний» и составить 5 словосочетаний, характеризующих нашу тему.

VIII. Домашнее задание. (Дифференцированное)

Повторить параграф 26, выполнить упражнение 131. Задание к упражнению: Рассмотреть рисунок. Составить по нему словосочетания.

Для слабых учащихся — задание: составить по рисунку словосочетания и определить их виды.

Для остальных учащихся – задание: по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.

IX. Подведение итогов.

  1. Выявление степени участия на уроке.

Учитель:

— Какие знания и умения вы приобрели в процессе работы над темой сегодняшнего урока?

— Что для вас оказалось трудным и непонятным?

— Над чем стоит поработать еще?

— Какое из заданий не вызвало у вас затруднений?

2. Выставление оценок.

(Пока учащиеся выполняют творческую работу, учитель оценивает работу каждого ученика по таблице)

№ п/п

Ф. И. ученика

Актуализация знаний

Парная работа. Крос-

сворд

Самостоятельная работа по стихотворе-

нию

Проверочная работа. Перфокарта

Творческая работа в группах

Индивидуальная работа. Тест

Итоговая

1.

Бабиков Н.

2.

Бесчастных М.

3.

Дьячков И.

4.

Лисицин И.

5.

Мозер Д.

6.

Першина Д.

7.

Рязанов А.

8.

Рязанова Д.

9.

Стариков Л.

X. Рефлексия. (У каждого ученика цветная сигнальная карточка: зеленая – легко, усвоил полностью, желтая – обычно, усвоил частично, красная – трудно, не усвоил)

Оцените степень сложности урока:

  1. Вам было на уроке

Легко

Обычно

Трудно

  1. Оцените степень вашего усвоения материала на уроке

Усвоил полностью

Усвоил частично

Не усвоил

  • Рассказ о богах древнего египта 5 класс история
  • Рассказ о взаимоотношениях владимира дубровского и маши троекуровой
  • Рассказ о весне 5 предложений
  • Рассказ о богатырском коне ильи муромца
  • Рассказ о весенних листьях