Рассказ о внимании 4 класс окружающий мир

Обновлено: 10.01.2023

Внимание – это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.

Внимание не существует само по себе.

Просто быть внимательным невозможно, для этого необходимо функционирование психических процессов.

Например, можно быть внимательным при заучивании, внимательно слушать музыку и т. д.

Внимание, как правило, проявляется в характерной позе, выражении лица, однако без должного опыта можно ошибиться.

Например, полная тишина в классе во время урока далеко не всегда означает, что школьники внимательно слушают объяснения учителя.

Вполне возможно, что каждый занимается каким-либо своим, более интересным в данный момент делом.

Гораздо реже наблюдаются случаи, когда за вольной позой скрыто глубокое внимание.

Рассмотрим две классификации.

1. Внимание может быть внешним (направлено на окружающее) и внутренним (сосредоточенность на собственных переживаниях, мыслях, чувствах).

Такое деление до некоторой степени условно, так как часто люди погружены в собственные мысли, обдумывая свое поведение.

2. В основе классификации лежит уровень волевой регуляции. Выделяется внимание непроизвольное, произвольное, после-произвольное.

Непроизвольное внимание возникает без всякого усилия со стороны человека, при этом отсутствует какая-либо цель и специальное намерение.

Непроизвольное внимание может возникать:

1) из-за определенных особенностей раздражителя.

К числу таких особенностей относятся:

а) сила, причем не абсолютная, а относительная (в полной темноте внимание может привлечь огонек от спички);

в) новизна и необычность;

г) контрастность (среди европейцев человек негроидной расы скорее привлечет к себе внимание);

д) подвижность (на этом основано действие маяка, который не просто горит, а мигает);

2) из внутренних побуждений личности.

Сюда относятся настроение человека, его интересы и потребности.

Например, старинный фасад здания скорее привлечет внимание человека, интересующегося архитектурой, чем остальных прохожих.

Произвольное внимание возникает тогда, когда сознательно ставится цель, для достижения которой прикладываются волевые усилия.

Наиболее вероятно произвольное внимание в следующих ситуациях:

1) когда человек четко осознает свои обязанности и конкретные задачи при выполнении деятельности;

2) когда деятельность выполняется в привычных условиях, например: привычка все делать по режиму заранее создает установку на произвольное внимание;

3) когда выполнение деятельности касается каких-либо косвенных интересов, например: исполнение гамм на фортепиано – дело не слишком увлекательное, но необходимое, если хочешь быть хорошим музыкантом;

4) когда при выполнении деятельности создаются благоприятные условия, однако это не означает полной тишины, так как слабые побочные раздражители (например, тихая музыка) могут даже повышать эффективность работы.

Послепроизвольное внимание является промежуточным между непроизвольным и произвольным, сочетая в себе черты этих двух видов.

Оно возникает как произвольное, однако спустя какое-то время выполняемая деятельность становится настолько интересной, что уже не требует дополнительных волевых усилий.

Например, начиная читать книгу, человек не всегда увлекается ей с первой страницы, но далее сюжет захватывает, и чтение проходит уже без всякого самопринуждения.

Таким образом, внимание характеризует активность и избирательность человека при его взаимодействии с окружающим.

2. Традиционно выделяют пять свойств внимания:

1) сосредоточенность (концентрация);

Сосредоточенность (концентрация) – внимание удерживается на каком-либо объекте или деятельности, при этом отвлекаясь от всего остального.

Устойчивость – это длительное удержание внимания, которая повышается, если человек активен при осуществлении действий с предметами или выполнении деятельности.

Устойчивость снижается, если объект внимания подвижен, постоянно изменяется.

Объем внимания определяется тем числом объектов, которое человек способен одновременно достаточно ясно воспринять. Для большинства взрослых людей объем внимания равен 4–6 объектам, для школьника – 2–5 объектам.

Распределение внимания – умение человека выполнять одновременно две или даже более деятельностей, когда человек одновременно сосредоточен на нескольких объектах.

Как правило, распределение возникает в том случае, если какая-либо из деятельностей освоена настолько, что требует лишь незначительного контроля.

Например, гимнастка может решать простые арифметические примеры, идя по бревну, ширина которого равна 10 см, в то же время человек, далекий от спорта, вряд ли это сделает.

Переключение внимания – способность человека сосредотачиваться попеременно то на одной, то на другой деятельности (объекте) в связи с возникновением новой задачи.

Внимание также имеет и свои недостатки, самым распространенным из которых является рассеянность, выражающаяся в двух видах:

1) частая непроизвольная отвлекаемость в процессе выполнения деятельности.

а) недостаточного развития внимания;

б) плохого самочувствия, утомления;

в) у учащихся – запущенности учебного материала;

г) отсутствия интересов;

2) чрезмерная сосредоточенность на каком-то одном объекте или деятельности, когда ни на что другое не обращается внимание.

Например, человек, обдумывая что-то для себя важное, может, переходя дорогу, не заметить красный цвет светофора и угодить под колеса автомобиля.

Итак, положительные свойства внимания помогают более эффективно и качественно выполнять любой вид деятельности.

3. Внимание дошкольника характеризуется такими качествами как непроизвольность, отсутствие сосредоточенности, неустойчивость.

С поступлением в школу роль внимания резко повышается, ведь именно хороший уровень его развития является залогом успешности овладения учебной деятельностью.

Каким образом учитель может организовывать внимание учащихся в процессе урока?

Назовем лишь некоторые из педагогических приемов, повышающих внимательность школьников.

1. Использование голосовой и эмоциональной модуляции, жестикуляции привлекает внимание учеников, т. е. учителю следует постоянно изменять интонацию, высоту, громкость голоса (от обычной речи до шепота), используя при этом адекватную мимику и жесты.

2. Изменение темпа: выдерживание паузы, резкое изменение скорости, переход от нарочито медленной речи до скороговорки.

3. По ходу объяснения нового материала учащиеся должны конспектировать опорные (ключевые) слова, можно предложить кому-то одному это делать на доске.

По окончании объяснения школьники по очереди зачитывают свой конспект.

4. По ходу объяснения прерывать речь на вполне очевидных для слушателей словах, требуя от них продолжения.

Активность школьников следует поощрять доступными способами.

6. Использование по ходу объяснения нового материала различных видов вопросов: наводящих, контрольных, риторических, уточняющих, встречных, вопросов-предложений и т. д.

7. Смена видов деятельности в ходе урока существенно повышает внимательность школьников (например, на уроке математики это может быть устный счет, решение у доски, ответы по карточкам и т. п.).

8. Четкая организация урока, когда педагогу не приходится самому отвлекаться на побочные действия, оставляя детей предоставлеными самим себе.

И еще несколько советов: учителю не рекомендуется поворачиваться спиной к классу.

Если необходимо что-то написать на доске, лучше сделать это заранее во время перемены.

Для детей младшего школьного возраста важно продумывать и перемены, ведь дети должны успеть отдохнуть, но при этом быстро включиться в процесс следующего урока.

Соблюдение рассмотренных педагогических условий повышения детского внимания позволит более успешно организовывать учебную деятельность школьника.

Хорошее внимание необходимо не только школьникам, но и взрослым.

Рассмотрим подробнее пути совершенствования внимания.

1. Рекомендуется приучать себя быть внимательным даже в самой шумной обстановке, в условиях повышенной отвлекаемости.

2. Важно систематически упражняться в одновременном наблюдении за несколькими объектами, при этом уметь отделять главное от второстепенного.

4. Развитию устойчивости внимания способствует наличие волевых качеств.

Нужно уметь заставить себя сосредоточиться, когда этого не хочется.

Надо чередовать трудные дела с легкими, интересные с неинтересными.

5. Частое использование интеллектуальных игр (шахматы, головоломки и т. п.) также развивает внимание.

6. Лучший способ развития внимания – это внимательное отношение к окружающим людям.

Таким образом, следует в течение всей жизни развивать и совершенствовать свое внимание.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ВНИМАНИЕ

Внимание

Внимание В когнитивной психологии основное внимание уделяется тому, как мозг обрабатывает и анализирует конкретные стимулы, поступающие из окружающей среды. Например, читая книгу, вы испытываете множество разных ощущений: чувствуете вес книги в руке; слышите звук

4.1. Внимание

4.1. Внимание Понятие внимания. Психическая жизнь человека течет по определенному руслу. Эта упорядоченность достигается благодаря особому состоянию психики – вниманию.Внимание – это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с

4. Внимание

4. Внимание 1. Понятие о внимании. Виды внимания.2. Свойства внимания.3. Развитие внимания. Управление вниманием.1. О том, что же такое внимание, становится понятно из слов К. Д. Ушинского: «… Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу

Внимание

Внимание Искусство — это хореография внимания.Вы стоите перед красивым зданием. Оно представляется вам осмысленным целым. Затем ваше внимание переключается на колонны, расположение окон, козырек крыши, затем обратно на здание в целом, потом вновь на подробности:

Внимание

Внимание

Внимание Задачи на внимание Кто скорее найдет все цифры от 1 до 90 (рис. 8.)? Проследите мысленно, без помощи ручки каждую из линий (рис. 9). Рис. 8 Рис. 9.

Внимание

Внимание

Внимание Концепция слежения, или наблюдения, кардинально отличается от концепции восприятия; в ней делается акцент на избирательных, подготовительных, организующих и мобилизующих действиях. Это не обязательно должны быть реакции, полностью определяемые природой

Внимание

Внимание Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! С.

Внимание

Внимание По мере того как путем систематических упражнений вы развиваете свое воображение, оно становится все более гибким и подвижным. Образы вспыхивают и сменяют друг друга со все возрастающей быстротой. Это может привести к тому, что вы будете терять их раньше, чем они

Внимание

Внимание Одно дело — пользоваться своим воображением и совсем другое — настраиваться на что-то и разочаровываться. Не надо мечтать о чем-то совсем особенном, а то потом, когда все получится не совсем так, как вам бы хотелось, вы почувствуете огорчение.К примеру, не

Внимание!

Внимание! Если вы хотели бы иметь краткое пособие по оригинальности, то эта книга явно не для вас!Но, с другой стороны, если вам все-таки придет в голову побродить по непроторенным дорожкам в компании с весьма сомнительной личностью, если вас не подведет чувство юмора и вы

Внимание

Внимание Сила истории Вы понимаете, что достигаете большего контакта с аудиторией, когда рассказываете им историю, а не связку голых фактов. И достаточно подготовлены, чтобы излагать ее с выразительностью и убеждением. Это заставляет людей сидеть и слушать. Саймон

Внимание

Внимание Ежечасно, ежеминутно тысячи внешних стимулов лезут нам в глаза и уши, затопляя наши мозги. При этом осознаем мы – просто обращаем внимание – лишь горстку из них. Присмотритесь к тому, что вы делаете прямо сейчас, например, читая эту книгу. Поднимая глаза от текста,

Автор: Кочнева Ирина Николаевна
Место работы: МБОУ Н-Киварская СОШ
Описание: В наше время дети очень не внимательны.Я очень часто сталкиваюсь с проблемой не внимательности, поэтому я решила узнать и изучить, что это, и какие упражнения надо выполнять для развития внимания. Может это для вас и знакомо, но вот, что я узнала.
Внимательность – это один из важнейших навыков у любого человека. Оно проявляет себя как в учебе и работе, так и в личной жизни.
Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Быть внимательным – значит воспринимать, видеть и понимать окружающий мир как можно лучше и как можно точнее. Виды внимания: Непроизвольное. Произвольное. Послепроизвольное.
Непроизвольное внимание дано человеку от природы, с ним он рождается на свет и остается в течение всей его жизни.
Произвольное обязательно должно быть воспитано и без обучения не существует. Мы обращаем внимание на объект по собственному желанию или по просьбе и указанию другого человека целенаправленно.Третий вид внимания – послепроизвольное. Согласно определению Добрынина Н. Ф. данный вид внимания возникает в случае, когда данный вид осознанной и целенаправленной деятельности достигает автоматизма.
Функции внимания:
активизация психологических процессов;
отбор поступающей информации;
сосредоточенность психической активности;
Процесс внимания у человека обладает пятью основными свойствами: устойчивость, избирательность, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем.
Внимание у детей формируется в процессе обучения и воспитания. При этом существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка. Самую основную роль в развитии внимания, у детей дошкольников, выполняет игра. Игра является основным видом деятельности в этом возрасте. В игре развивается не только интенсивность и концентрированность внимания, но и его устойчивость.
Таким образом, педагог в развитии внимания ребенка играет немало важную роль. Для педагога необходимо правильно подобрать материал для работы с детьми и правильно его преподнести. Сделать этот материал таким, чтобы школьник заинтересовался этим. Педагогический процесс необходимо строить на основе непроизвольного внимания и содействовать развитию внимания произвольного. Педагог — воспитатель должен овладевать вниманием воспитанника. Для этого необходимо стремиться к тому, чтобы подавать учебный материал ярко и эмоционально насыщенно.
А на сколько внимательны Вы?
Сколько лиц видите на картинке?

Найдите три детских личика и что ещё увидели?

Некоторые советы для развития внимания:
учитывайте интерес ребёнка и круг его увлечений;
тренируйте внимание ребёнка (пазлы, найти отличия, упражнения на группирование предметов, что лишнее и т.п.)
больше внимания обращайте на достигнутые им успехи;
стимулируйте интерес к развитию внимания своим примером и примерами из жизни других людей;
демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания;
наберитесь терпения;
используйте специальную литературу.
У меня всё! Спасибо, что прочитали.

Проверила: Чечеткина О.Н.

1.Определение внимания
2.Внимание как условие сознательной деятельности
3.Физиологические основы внимания
4.Виды внимания
5.Основные свойства внимания
6.Внимание, его диагностика и развитие

Внимание — сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) , когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени) , распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей) , возможность переключения.

Внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

Устойчивость – способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте.

Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на ОДНОМ объекте при этом отвлечении от других.

Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

Объем – размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно — исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.

4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.

6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.

Внимание как условие сознательной деятельности

1. Понятие о внимании. Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.

Что же такое внимание?

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.

Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

Физиологические основы внимания

В коре больших полушарий мозга могут протекать два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-либо одном, может ничего другого в этот момент не замечать.

Деятельность невозбужденных участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Большое значение для появления внимания имеет так называемый ориентировочный рефлекс . Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды.

Способность настораживаться, реагируя иногда на очень незначительное изменение в окружающей среде, объясняется наличием в больших полушариях мозга сети нервных путей, соединяющих ретикулярную формацию (совокупность структур головного мозга, регулирующих уровень возбудимости) с разными участками коры больших полушарий. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами от органов чувств и возбуждают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать на ожидаемые дальнейшие раздражения. Таким образом, ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.

Если лекция преподавателя интересна по содержанию, то студенты без всяких усилий, внимательно ее слушают. Это – проявление так называемого непроизвольного внимания. Оно нередко появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т.п. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.

Что же вызывает непроизвольное внимание? Тут имеется несколько причин:

1. Относительная сила раздражителя.

2. Неожиданность раздражителя.

3. Движущиеся предметы. Французский психолог Т. Рибо особенно выделял этот фактор, он считал, что именно благодаря целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

4. Новизна раздражителя.

5. Контрастные предметы или явления.

6. Внутреннее состояние человека.

Иной характер имеет так называемое произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевой характер.

Если условием появления непроизвольного внимания являются, как было сказано, качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния человека (его потребности, интересы) , то для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности. Однако нередко бывает так, что это сознательное отношение имеется, цель ясна и достижение ее признается совершенно необходимым, тем не менее человек не может работать сосредоточенно. Так бывает у людей со слабо развитой волей, которые не привыкли проявлять определенное усилие, чтобы быть внимательными.

Внимание, его диагностика и развитие

Внимание обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют функции внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, соответствующих потребностям воздействий и игнорировании других – несущественных, побочных воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

Свойства внимания – объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 6-8 объектам.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, тем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.

Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

Устойчивость внимания – общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость . Отвлекаемость выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодические ослабления внимания к конкретному объекту ил деятельности.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непреднамеренное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, значимого или нового, неожиданного раздражителя. Это сосредоточение на объекте в силу каких-то его особенностей.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредотачивается не на том, что для него интересно, а на том, что должен делать. Произвольно сосредотачиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие. Которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Похожие страницы:

Память как психический процесс

. Теории памяти……………………………………………………………….. 5 1.2.Сущность памяти как психического процесса. Классификация видов памяти…………………………………………………………………………… 10 1.3.Основные . запоми­нается материал, который является объектом внимания и созна­ния, выступает в качестве .

Внимание (18)

. внимание как психический процесс и состояние человека, дать характеристику видам внимания и психофизиологический механизм процесса внимания, познакомить с условиями организации внимания .

Внимание детей с задержкой психического развития

. изучении особенностей развития внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР. 2. Внимание как психический процесс Внимание — один из . тех познавательных процессов человека, в отношении .

Психические процессы состояния и образования

. центров, с помощью которых осуществляются со­провождаемые вниманием психические процессы. Но оно оз­начает наличие участков . собой непосредственную форму выражения чувств. Как психические процессы чувства и эмоции имеют свои особенности .

Внимание и его изучение

. отдельных свойств и характеристик внимания как психического процесса. Таким образом, к сильным сторонам внимания испытуемого можно отнести .

Что такое внимание человека, и так ли это легко для понимания, как кажется на первый взгляд? И для чего вообще нужно человеку внимание?

Давайте попробуем разобраться с этим уникальным феноменом человеческой психики. Ведь даже если вы не увлекаетесь психологией, вам понадобятся знания, приведенные в данной статье.

Vnimanie-cheloveka

Психологи называют вниманием направленность нашей психики на какой-то предмет или явление для более точного и лучшего восприятия. Другими словами, это способность настроиться на получение информации.

По-научному это определение выглядит так:

Например, когда мы внимательно рассматриваем человека, то запоминаем его в деталях: цвет глаз, форма носа, походка, звучание его голоса.

Litsa-ili-vaza

Демонстрация переключения внимания: вы видите то черную вазу, то две головы, повернутые друг к другу

Виды внимания

Внимание бывает произвольным и непроизвольным. Кратко рассмотрим каждый из этих видов внимания.

Непроизвольное

Непроизвольное внимание возникает само собой, когда мы ощущаем сильное воздействие на любое из чувств. Привлечь наше внимание может всё что угодно: интригующее название статьи на обложке журнала, знакомая музыка, необычно одетый прохожий или комок снега, который попал за шиворот.

Основные причины возникновения непроизвольного внимания: неожиданность раздражителя, его относительная сила и новизна.

Произвольное

Произвольное внимание требует от нас определенных усилий и всегда направлено на какую-то цель. Поэтому удерживать его осознанно довольно нелегко.

Если попытаться сосредоточить внимание на каком-либо одном предмете, то уже через несколько минут мы заметим, что отвлеклись на что-то более интересное.

Funktsii-vnimaniya

Формы внимания

Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:

  • внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) – обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;
  • внутреннее внимание (интеллектуальное) – обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;
  • моторное внимание – внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком.

Свойства внимания

Психологи выделяют пять главных характеристик или свойств внимания. Рассмотрим их.

1. Концентрация

2. Объем

Объем внимание – это количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов.

Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. При этом стоит знать, что объём внимания может быть расширен путём тщательного изучения объектов в той ситуации, в которой их приходится воспринимать.

3. Устойчивость

Устойчивость внимания характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания.

То есть, это способность удерживать внимание на определенном объекте или виде деятельности максимально долго.

Kolebaniya-vnimaniya

4. Переключаемость

Переключаемость внимания – это сознательное и целенаправленное изменение направления сознания с одного предмета на другой.

Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости.

5. Распределение

Распределение внимания – это способность удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов. То есть, это умение одновременно заниматься несколькими видами деятельности.

Rasseyannost-vnimaniya

Наверняка теперь вы понимаете важность внимания для полноценной жизнедеятельности человека. Тем более, если речь идет о том, кто хочет развиваться.

Собственно, именно поэтому личностный рост неразрывно связан с развитием внимания вообще, и главных его свойств (объема и концентрации) в частности.

Na-risunke-mozhno-uvidet-utku-kotoraya-napravlena-vlevo-ili-zaytsa-kotoryiy-napravlen-vpravo

На рисунке можно увидеть утку, которая направлена влево, или зайца, который направлен вправо

Читайте также:

      

  • Терроризм в россии доклад 2020
  •   

  • Доклад и презентация на тему алкоголизм
  •   

  • Интересные факты об атмосфере доклад
  •   

  • Культурно массовые мероприятия доклад
  •   

  • Доклад на тему внешний вид педагога

Слайд 1Что такое
внимание
Выполнил: Севастьянов Вадим

4 «В»

Что такое внимание   Выполнил: Севастьянов Вадим


Слайд 2Об этом я
расскажу вам в своей
презентации

ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ

Об этом я расскажу вам в своей презентацииЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ


Слайд 3– Вы, наверное, много раз слышали слова «внимание», «внимательный».
– Не

отвлекайся, будь повнимательнее, – меня постоянно просит мама.
– Спасибо за внимание, – вежливо благодарит ведущий какого-нибудь мероприятия своих
слушателей.

– Вы, наверное, много раз слышали слова «внимание», «внимательный». – Не отвлекайся, будь повнимательнее, – меня постоянно


Слайд 4
Думаете, что такое внимание?
Так это умение человека концентрироваться на определённых

предметах, например, вот:

Кто сможет найти отличия?

Думаете, что такое внимание? Так это умение человека концентрироваться на определённых предметах, например, вот:Кто сможет найти отличия?


Слайд 9

Непроизвольное внимание появляется независимо от твоего желания, помимо воли человека, под

действием чего-то.

Непроизвольное внимание появляется независимо от твоего желания, помимо воли человека, под действием чего-то.


Слайд 11Постпроизвольное внимание – это деятельность, которая так захватывает человека, что может

длится часами, человек при этом долго сохраняет интерес и не устает.
Например: вышивание или конструктор

Постпроизвольное внимание – это деятельность, которая так захватывает человека, что может длится часами, человек при этом долго


Слайд 12 Как вы думаете, внимание у всех одинаковое?

Как вы думаете, внимание у всех одинаковое?


Слайд 14Концентрация.
Это свойство внимания заключается

в том, что человек умеет сосредоточиться на конкретном предмете или его части, вникать в суть поставленного перед ним задания.
Если с концентрацией внимания все в порядке, ребенок наблюдательный, его легко организовать.
Он сразу же заметит, что к набору деревянных кубиков вы подложили один пластмассовый, а усевшись рисовать акварельными красками, позаботится о стаканчике с водой для мытья кисточки.

Концентрация.      Это свойство внимания заключается в том, что человек умеет сосредоточиться на


Слайд 15Люди давно стали задавать себе вопрос: «Сколько объектов может одновременно находиться

в зоне внимания?» Ответ на этот вопрос – показатель объема внимания. Объем внимания – это число объектов, которые внимание охватывает одновременно.

Люди давно стали задавать себе вопрос: «Сколько объектов может одновременно находиться в зоне внимания?» Ответ на этот


Слайд 16Сможете ли вы сложить картинку-пазл, если по телевизору идет мультфильм, который

вы любите смотреть?
Это распределение внимания, т.е умение выполнять несколько видов деятельности в
одно и то же время.

Сможете ли вы сложить картинку-пазл, если по телевизору идет мультфильм, который вы любите смотреть? Это распределение внимания,


Слайд 17Переключение внимания.
Умение сосредоточится и не отвлекаться в процессе, конечно, важно, НО

!
переключать свое внимание при необходимости тоже надо уметь. При этом имеет значение, держит ли человек в памяти первое задание, приступив к выполнению второго.

Переключение внимания.Умение сосредоточится и не отвлекаться в процессе, конечно, важно, НО ! переключать свое внимание при необходимости


Слайд 18Устойчивость внимания — это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности.
Устойчивым

мы называем такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одной и той же работе.

Устойчивость внимания — это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым мы называем такое внимание, которое способно


Цель:ознакомить учащихся с ролью внимания в жизни человека; развивать внимание, логическое мышление, речь детей, способствовать формированию навыков работы в коллективе, чувства товарищества.

Ход урока

1.Оргмомент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

2.Введение в тему.

Сегодня мы с вами работаем в группах. Для того чтобы узнать, какая сегодня тема урока, вы должны выполнить задание. «Приложение 1»

Задание для первой группы: на доске зашифровано слово. Вам нужно его расшифровать.

Задание для второй группы: на крестах расположены слова, прочитайте их внимательно и найдите лишнее слово.

Задание для третьей группы: у вас на столе карточка с буквами. Составьте из этих букв слово.

Проверка. Что помогло вам выполнить задание?

3. Объявление темы.

Проверка. 1. группа – Какое слово у вас получилось? 2 группа – Какое слово у вас получилось лишнее? 3 группа – Какое слово вы составили?

Что помогло вам выполнить задание?

Окружающий мир мы познаём с помощью органов чувств. Всё, что мы воспринимаем, вызывает в нас какое-нибудь отношение. Но бывают моменты, когда что-то привлекает наше внимание.

Так что же такое внимание? Какого человека можно назвать внимательным? Какую роль играет внимание в нашей жизни? Вот на эти вопросы, мы постараемся сегодня ответить. (открывается тема урока на доске)

4. Новый материал.

Ребята, выскажите предположение, что такое внимание. Какого человека можно назвать внимательным? Какую роль играет внимание в жизни человека? (Обсуждение в группах.)

Выступление от каждой группы.

А теперь давайте посмотрим, как в толковом словаре даётся объяснение этому слову (зачитывают) «Приложение 2» Правильную ли гипотезу мы выдвинули? Наш вывод оказался верен.

Внимание – волшебная дверца, через которую каждый человек общается с внешним миром. Волшебная дверца, как и всякая другая дверь может быть плотно заперта, распахнута настежь или просто открыта – ровно настолько, насколько необходимо. Так какое же положение дверцы самое лучшее?

Если она закрыта, мы не видим и не слышим ничего из того, что происходит снаружи.

Если она распахнута слишком широко, мир обрушивается на нас со всей своей силой и мощью, и мы не всегда успеваем его воспринять и понять во всей полноте.

Если же волшебная дверца просто открыта – ровно настолько, насколько это необходимо в каждом определённом случае – мы получаем через неё достаточное количество информации и способны полностью эту информацию осмыслить.

Но можно ли научиться управлять волшебной дверцей по собственному усмотрению. И если да, то где же спрятан золотой ключик, открывающий и закрывающий её? Он таится в нас самих. И нам необходимо научится управлять своим вниманием. Поэтому нужно тренировать своё внимание.

У вас на столах лежат карточки № 1. «Приложение 3». Прочитайте, обсудите в группах. Какие ошибки допущены?

Для выполнения этих заданий, что вы должны были сделать? (Внимательно прочитать, подумать прежде чем отвечать).

5. Физминутка.

6. Закрепление, продолжение работы над новым материалом.

1) Ребята, как вы думаете, людям каких профессий нужно быть очень внимательным?

У вас на столах лежат карточки № 2. «Приложение 4»

Учащиеся обсуждают и дают ответ на поставленный вопрос.

Вывод: Внимание необходимо людям всех профессий. Чтобы правильно выполнять свои обязанности.

2) А сейчас мы побываем с вами в разных ролях. «Приложение 5»

1 группа. Будут исполнять роль корректора. Выполните задания.

2 группа. Будут исполнять роль учителя. Перед вами текст, написанный учеником, найти ошибки.

3 группа. Будут исполнять роль диспетчера «рисунок 1». Перед вами лежит составленный маршрут полета самолета и инструкция. Найдите ошибки.

Рисунок 1

Во время выполнения задания создать шум: неожиданно включить громкую музыку, уронить книги на пол.

Скажите, ребята, когда ваше внимание было нарушено при выполнении задания? Почему?

3) Будьте внимательны, ребята, при выполнении следующего задания. Я прочитаю вам небольшой отрывок, вы должны услышать, сколько раз в словах встретится число 7? «Приложение 6»

4) Проверим, насколько вы внимательны. Что изменилось сегодня в классе? Сколько учебных кабинетов в нашей рекреации? (5). Сколько окон в нашей рекреации? (2) Сколько ступенек на крыльце школы? Сколько ступенек при подъёме на 2 этаж?

5) Работа с учебником. – с 37.Выскажите мнение, кто из детей прав.

Олег говорит: «Человек может обойтись без внимания. Достаточно того, что он видит и слышит».

Лена думает по-другому: «Внимание помогает людям жить, больше знать и уметь».

7. Итог, домашнее задание.

Сегодня на уроке кто-то был очень внимательным, кто-то допускал ошибки. Для того, чтобы развить своё внимание, нужно выполнять определённые упражнения. И я предлагаю вам дома потренировать своё внимание, выполнив задание на карточках. «Приложение 7». Вы должны будете в тексте зачеркнуть лишние буквы Ю, Г. Если вы внимательно выполните это задание, то вы прочтете считалочку, которую сочинил Борис Заходер. Я предлагаю некоторым учащимся найти упражнения, которые будут способствовать развитию внимания, оформит эти упражнения на листе и принести в класс, и мы будем их использовать для развития внимания.

Что нового и полезного узнали на уроке?

Предмет: окружающий мир, 4 класс                

УМК: «Начальная школа 21 века (под ред. Н.Ф.Виноградовой)

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока: Внимание, память.

Цели урока:

Предметные результаты: имеют понятие о внимании, умеют сосредотачиваться, концентрироваться, не отвлекаться.

Личностные результаты: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения; понимают причины успехов в учёбе.

УУД:

Познавательные: высказывают и обосновывают предложения; осуществляют анализ, сравнение,  обобщение, формулирование вывода, выбор альтернативы.

Регулятивные: осуществляют оценку взаимодействия в совместной деятельности.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; разрешение конфликтов, проявляют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии  с задачами и условиями коммуникации.

Основное содержание темы, понятия, термины: внимание, память, их значение в жизни человека.

Оборудование: компьютер, м/м проектор, экран, маркер, набор разноцветных кругов , карточки с заданиями,  маршрутные листы, листы самооценки, учебник «Окружающий мир» 4 класс авт. Виноградова Н.Ф., дети сидят по 4 человека по Сингапурской методике.

1. Организационный момент.

— Проверьте друг друга: бесшумно, жестами оцените готовность к уроку.

— Проверим нашу общую готовность. Руки? (на месте) Ноги? (на месте) Локти? (у края) Спина? (прямая)

— Вспомним тему прошлого урока: как человек реагирует на воздействия окружающего мира, что помогает выразить свое отношение к окружающему миру? (эмоции и чувства)

— Может ли человек рассказать о своих эмоциях и чувствах без слов? (с помощью мимики и жестов)

— Подарите друг другу положительные эмоции, выразив их мимикой и жестами (игра «Ты — мне, я – тебе»: дети по очереди демонстрируют положительные эмоции, напарник должен повторить)

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами работаем в группах. Для того чтобы узнать, какая сегодня тема урока, вы должны выполнить задание. (см. приложение 1)

Задание для первой группы: дано зашифрованное слово. Вам нужно его расшифровать (слайд 1).

САНВНИМАНИЕЭРТ    (внимание)

Задание для второй группы: прочитайте  внимательно слова  и найдите лишнее слово. Объясните. (слайд 2).    НОС, ЯЗЫК, ГЛАЗА, ПАМЯТЬ           (память)

Задание для третьей группы: у вас на столе карточки с буквами. Составьте из этих букв слово (слайд 3).  Составьте  из  этих  букв   слово.

И

Е

М

А

И

Н

В

Н

(внимание)

Получилось слово «внимание» (слайд 4).

Задание для четвёртой  группы: у вас на столе карточки с буквами. Составьте из этих букв слово (слайд 3).  Составьте из этих букв слово.

(память)

— Мы нашли ключевые слова  — внимание и память. Сформулируем тему и цели урока.

— Как вы думаете, что можно узнать о внимании и памяти в рамках одного урока?

(- что такое внимание, память?

 — у всех ли людей внимание и память развиты одинаково?

 — что делает человека внимательным?

 — как проявляется внимание?)

— Узнать что такое память и внимание. Для чего надо быть внимательным? Какая бывает память?

3. Изучение нового материала.  

1. Беседа с учащимися.

– Вы, наверное, много раз слышали слова «внимание», «внимательный».

– Не отвлекайся, будь повнимательнее, – просит мама или учительница.

– Спасибо за внимание, – вежливо благодарит ведущий мероприятия своих слушателей.

— А вам часто приходится слышать это слово, где и от кого?

2. Работа в группах.

А) 1, 3  группы – Найти определение «внимания» в толковом словаре.

     2 группа – Назовите ключевые слова  определения (способность замечать)

Вывод. Внимание – особенность человека выделять что-нибудь важное.

Б) – Что такое память?

2, 4 группы — Найти определение «памяти» в толковом словаре.

1, 3 группы — Назовите ключевые слова  определения (способность запоминать).

Вывод. Память – это способность человека запоминать то, что он воспринимает с помощью органов чувств.

3.Беседа с учащимися.

Внешние проявления внимания

— Само по себе внимание увидеть нельзя, заметно  только его внешнее проявление. Это мимика, поза, жесты. Мимика – это движение губ, глаз, бровей. Поза – положение тела. Жесты – движения рукой.

— Как вы считаете, у всех ли есть внимание?

— Как вы думаете, внимание у всех одинаковое?

— Рассмотрим некоторые свойства внимания.

свойства (объём, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение).

По тому, сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме его внимания.

Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Сосредоточение, устойчивость, переключение – это положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.

Отрицательные свойства внимания коррелируют с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.

(Учитель задаёт вопросы, выясняя как дети понимают смысл того или иного понятия. Даёт в конце объяснений краткую характеристику каждому понятию).

4. Практическая деятельность.

—  Представьте, что мы находимся в 4-х исследовательских лабораториях. Каждый из вас будет в роли ученого-эксперта, исследователя. Вы занимаетесь одной научной темой – изучаете свойства внимания – и пытаетесь первыми сделать «научное открытие».

Эксперимент 1.    Определение объема внимания.

             А     Ж    Я    Ш    У    Г    Ю    К

На короткое время (5 сек.) я покажу вам рисунок, на котором будет несколько букв, посмотрите внимательно, какие буквы написаны, а когда я уберу рисунок, запишите буквы, которые вы запомнили.  

Эксперимент 2.   Переключение внимания.

В данном тексте букву  а  подчеркните одной чертой; букву  и  обведите в кружок.

          На берегу реки сидела лиса. Ярко  светило солнце. В его лучах резвились в  воде рыбки. Лисе очень хотелось наловить рыбок для завтрака.

Эксперимент 3. Устойчивость внимания .

— В учебнике задание на стр. 54 . Рассмотри рисунки и найди 5 отличий.

Ответим  на поставленные вопросы и сделаем выводы.

 Выводы:

  1. Внимательным человека делает умение замечать главное, важное.
  2. Внимание есть у всех, но не у всех оно развито хорошо.

ФКМ   Поиграем? Игра называется «Птица, не птица.»  Веселая игра на внимание и знание птиц.
Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал — присесть.  Обязательно спросить детей, что неправильно, уточните:
«А муха — это кто?»

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.,

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки —
и спасибо шутке!

5. Изучение нового материала.  

Работа с учебником.

Чтение и обсуждение текста «Зачем человеку память»   с.55

— Если у человека нет памяти, что с ним может произойти?

— С чем можно сравнить память? (Память как магнитофон, который сначала записывает, сохраняет и при необходимости вспоминает то, что ему в этот момент нужно.)

— Как вы понимаете «У него хорошая память». (Это когда человек легко запоминает, долго не забывает и быстро вспоминает.)

6. Практическая деятельность.

Также  полезно знать особенности своей памяти и использовать их.

    Есть задания для проверки особенностей памяти. Сейчас некоторые из них мы выполним.

     Возьмите чистые листочки. (Заранее подписанные.)

Эксперимент 1.Проверка слуховой памяти.

— Прослушайте 10 слов. (Каждое слово читается 1 секунду.) Все запомнившиеся вам слова запишите в столбик.

    альбом                                 пассажир

    аллея                                    свобода

    сумма                                   шоссе

    огонь                                    металл

    ссора                                    капитан

(Задание выполняется 3-4 минуты). Сосчитайте, сколько слов вы написали и запишите количество цифрой.

— Какие это слова? (словарные)

— Какие орфограммы вы здесь увидели? (ь- показатель мягкости, удвоенная согласная, безударная гласная в корне слова)

  (Проверка. Учитель читает слова, а дети проверяют нет ли других, лишних слов.)

Эксперимент 2. Проверка  зрительной  памяти.

— Внимательно прочитайте слова, высветившиеся на слайде. (Затем слова закрываются.) Запомнившиеся слова запишите в столбик рядом с первым.

    зима                         заповедник

    малина                     ответ

    буфет                       магазин

    василёк                    задача

    ежевика                   книга

   Сосчитайте и запишите цифрой количество  записанных слов, которое вы запомнили.

 (Проверяется также как и первое задание.)

— Сравните  свои  результаты. Поднимите руки у кого больше баллов при проверке слуховой памяти. О чем  это говорит? (Что у этих ребят лучше развита слуховая память.)

 — Поднимите руки  те, у кого больше баллов при проверке зрительной памяти. У этих ребят лучше развита зрительная память.

— Какой вывод можно сделать?

Вывод:

  1. Благодаря  своей памяти, её совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он находится сейчас. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
  2. Нужно не только умело использовать особенности своей памяти, но и развивать её виды.

— Прочитайте главную мысль нашего урока в учебнике на с.56.

— Так что же такое хорошая память?

7. Подведение итогов исследовательской деятельности

            Мы в лабораториях исследовали различные свойства внимания. Вы можете теперь объяснить смысл следующего высказывания: «Можно смотреть и не видеть, слушать и не слышать». 

            А кто будет прав в споре? Один говорит, что человек может обойтись без внимания, достаточно того, что он видит и слышит. Другой думает по-другому: внимание помогает людям жить, больше знать и уметь.

           Интересно, что для человека каждой профессии необходимо внимание, и разные свойства внимания будут главными. Например, для водителя, летчика нужна высокая распределяемость внимания. Водитель должен уметь одновременно следить за управлением автомобиля, за тем, что происходит на дороге, за маршрутом своего движения, а часто и за разговором со своими пассажирами. Дирижер оркестра в одно и то же время должен уметь услышать, как играет каждый из музыкантов его оркестра, должен держать в голове то музыкальное произведение, которое исполняется, замечать настроение музыкантов. Хирургу и канатоходцу совершенно необходимы концентрация и устойчивость внимания. В их работе малейшее отвлечение внимания может привести к очень тяжелым последствиям. Профессии художника, футболиста, разведчика предъявляют высокие требования к объему внимания. Футболист должен в любой момент игры видеть всех игроков на поле. Художник должен замечать множество линий в сочетании света и теней, оттенков цветов, деталей.

             Теперь вы знаете многие свойства внимания, какую роль оно играет в жизни человека и понимаете, что внимание нужно развивать, стараться быть наблюдательным.

8. Подведение итогов работы лабораторий

               Внимание – слово многозначное – оно обозначает и научное понятие, и доброе расположение окружающих. Мы можем развивать и то, и другое качество внимания. И не важно, какую профессию выбрал человек, потому что в любом деле внимание будет источником силы человека. А как человек распорядится этой силой, решает он сам.

9. Задание на дом.

  1. Исследовать внимание у членов семьи;
  2. подобрать задания или игры  для тренировки внимания и памяти;
  3. прочитать материал учебника или дополнительную литературу по теме.

10. Подведение итогов  урока. Рефлексия.

А)  —  Внимание – слово многозначное – оно обозначает и научное понятие, и доброе расположение окружающих.

    Давайте вспомним, о чем же мы говорили на  уроке?   (О внимании, о памяти)

 1)- Что  такое внимание?

        (Внимание – это способность человека выделять что-нибудь в окружающем мире, одновременно отвлекаясь от всего другого.

—  Что такое память?

  2) —  Для чего  человеку нужно внимание?  (Оно помогает людям жить, больше знать и уметь. Без внимания не возможен успех в умственной работе.)

—  Для чего  человеку нужна память?

   3) — Почему одних людей называют внимательными, а других невнимательными?

          (Внимательные умеют лучше замечать изменения, которые происходят вокруг.

           Невнимательные замечают только особенно яркие события или предметы. Н-р: Среди многих книг невнимательный выберет книгу яркую, а внимательный обратит внимание еще и на название книги.)

    4) — Можно ли развивать внимание?

        —  Можно ли развивать память?  (Да можно. Для этого существуют специальные игры и упражнения.)

5)  —  Где нужно нм внимание?

Вывод: внимание и память необходимо развивать.

Б)  Рефлексия.

-У вас заполненные  оценочные листы. Сейчас вместе подведём итоги нашей исследовательской работы. Используя памятки определите  примерный уровень вашего внимания и вашей памяти.

— А сейчас определите, пожалуйста, как, по вашему мнению,  вы работали на уроке.

— У вас на столах в файлах  есть стикеры розового, жёлтого и голубого цвета.

Оцените свою деятельность на уроке. (подумайте, выберите стикер и наклейте его на доску)

—  «Фразеологизм»  (на доске картинки с фразеологизмами)

Выберите фразеологизм,  который характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами     (Напряженно думать о чем-то, размышлять)

Краем уха   (слушать невнимательно, урывками)

Хлопать ушами  (слушая что-либо, не понимать содержания услышанного)

— Вы молодцы, все работали отлично.

— Задание на дом: подготовить по одному упражнению на развитие памяти и внимания для проведения в классе.

Слова-напутствия.  

И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги.                                                      К.Паустовский

Предмет: окружающий мир, 4 класс

УМК: «Начальная школа 21 века» (под ред. Н.Ф.Виноградовой)

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока: «Обрати внимание на внимание».

Цель урока: Познакомить учащихся с ролью внимания в жизни человека, показать необходимые и возможные пути развития внимания.

Предметные результаты: имеют понятие о внимании, умеют сосредотачиваться, концентрироваться, не отвлекаться.

Личностные результаты: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения; понимают причины успехов в учёбе.

УУД:

Познавательные: высказывают и обосновывают предложения; осуществляют анализ, сравнение, обобщение, формулирование вывода, выбор альтернативы.

Регулятивные: осуществляют оценку взаимодействия в совместной деятельности.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; разрешение конфликтов, проявляют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основное содержание темы, понятия, термины: внимание, её значение в жизни человека.

Оборудование: компьютер, м/м проектор, экран, маркер, набор разноцветных стикеров, карточки с заданиями, листы самооценки, учебник «Окружающий мир» 4 класс авт. Виноградова Н.Ф..

1. Организационный момент.

— Добрый день, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения.

Улыбнись! Даже если на сердце темно,

И мешают в дороге ошибки.

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

— Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу.

На доске эпиграф:

«С малой удачи начинается успех!»

— Какое ключевое слово в этом высказывании? (УСПЕХ)

— Я надеюсь  на вашу активную, успешную работу на уроке.

— Сегодня на уроке работаем с листами самооценки.

(Лист самооценки: рассказать как с ним работать.)

— Проверим нашу общую готовность. Руки? (на месте) Ноги? (на месте) Локти? (у края) Спина? (прямая)

Вспомним тему прошлого урока: как человек реагирует на воздействия окружающего мира, что помогает выразить свое отношение к окружающему миру? (Эмоции и чувства.)

— Может ли человек рассказать о своих эмоциях и чувствах без слов? (С помощью мимики и жестов.)

— Подарите друг другу положительные эмоции, выразив их мимикой и жестами.

Игра: «Ты — мне, я – тебе»: дети по очереди демонстрируют положительные эмоции, напарник должен повторить.

2. Постановка учебной задачи.

— Для того чтобы узнать, какая сегодня тема урока, вы должны выполнить задания по карточкам. 

— Перед вами три цветных карточки: зелёного, жёлтого и розового цвета.

Задание №1.

Задание на зелёной карточке: Дано зашифрованное слово. Вам нужно его расшифровать.

САНВНИМАНИЕЭРТ

Проверка (слайд 1) (ВНИМАНИЕ)

— Заполните лист самооценки по заданию №1. Оцените свою работу.

Задание №2.

Задание на жёлтой карточке: Прочитайте внимательно слова на карточках и найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?

НОС, ЯЗЫК, ГЛАЗА, ВНИМАНИЕ

Проверка (слайд 2) (ВНИМАНИЕ)

— Заполните лист самооценки по заданию №2. Оцените свою работу.

Задание №3.

Задание на розовой карточке:  У вас на столе розовые карточки с буквами. Составьте из этих букв слово.

И

Е

М

А

И

Н

В

Н

Проверка (слайд 3) (ВНИМАНИЕ)

— Заполните лист самооценки по заданию №3. Оцените свою работу.

— Мы нашли ключевое слово — ВНИМАНИЕ. Сформулируем тему и цель урока.

Тема: «ОБРАТИ ВНИМАНИЕ НА ВНИМАНИЕ» (слайд 4)

Цель: Познакомить учащихся с ролью внимания в жизни человека, показать необходимые и возможные пути развития внимания.

— Давайте сформулируем задачи на урок.

Задачи:

— Как вы думаете, что можно узнать о внимании в рамках одного урока?

Что такое внимание?

— У всех ли людей внимание развито одинаково?

— Что делает человека внимательным?

— Как проявляется внимание?

— Узнать что такое внимание. Для чего надо быть внимательным?

3. Изучение нового материала.

1. Беседа с учащимися.

– Вы, наверное, много раз слышали слова «внимание», «внимательный».

– Не отвлекайся, будь внимательнее, – просит мама или учитель.

– Спасибо за внимание, – вежливо благодарит ведущий мероприятия своих слушателей.

— А как вам часто приходится слышать эти слова, где и от кого?

2. Работа в парах.

Вспомним правила работы в парах:
1. Слушать друг друга и слышать.
2. Уважать мнение товарища.
3. Уметь договариваться.

— Для следующего задания у вас на столе лежат белые карточки. Прочитайте задание и выполните его.

Задание №4.

Найти определение слова «внимание» в толковом словаре. Назовите ключевые слова этого определения. (Способность замечать.)

— Давайте сделаем вывод: Что же всё — таки такое ВНИМАНИЕ?

Вывод. Внимание – особенность человека выделять что-нибудь важное.

Оцените себя в оценочном листе по заданию №4.

3.Беседа с учащимися.

Внешние проявления внимания

— Само по себе внимание увидеть нельзя, мы видим только его внешнее проявление. Это мимика, поза, жесты. Мимика – это движение губ, глаз, бровей. Поза – положение тела. Жесты – движения рукой.

— Как вы считаете, у всех ли есть внимание?

— Как вы думаете, внимание у всех одинаковое?

— Рассмотрим некоторые свойства внимания. Вам было дано домашнее задание: найти в толковом словаре понятия свойств внимания.

Свойства внимания: объём, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение. (слайд 5)

Объём внимания. По тому, сколько объектов человек может сознательно удержать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме его внимания.

Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Сосредоточение, устойчивость, переключение – это положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.

Отрицательные свойства внимания совмещаются с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.

Учитель задаёт вопросы, выясняя как дети понимают смысл того или иного понятия. Даёт в конце объяснений краткую характеристику каждому понятию.

— Ребята, так для чего же нужно развивать внимание? Пригодится ли оно нам в будущей жизни, в будущей выбранной вами профессии?

Интересно, что для человека каждой профессии необходимо внимание, и разные свойства внимания будут главными. Например, для водителя, лётчика нужна высокая распределяемость внимания. Водитель должен уметь одновременно следить за управлением автомобиля, за тем, что происходит на дороге, за маршрутом своего движения, а часто и за разговором со своими пассажирами. Дирижер оркестра в одно и то же время должен уметь услышать, как играет каждый из музыкантов его оркестра, должен держать в голове то музыкальное произведение, которое исполняется, замечать настроение музыкантов. Хирургу и канатоходцу совершенно необходимы концентрация и устойчивость внимания. В их работе малейшее отвлечение внимания может привести к очень тяжелым последствиям. Профессии художника, футболиста, разведчика предъявляют высокие требования к объему внимания. Футболист должен в любой момент игры видеть всех игроков на поле. Художник должен замечать множество линий в сочетании света и теней, оттенков цветов, деталей.

Теперь вы знаете многие свойства внимания, какую роль внимание играет в жизни человека и понимаете, что внимание нужно развивать, стараться быть наблюдательным.

— Ребята, а какое ещё имеет значение ВНИМАНИЯ в нашей жизни?

(Внимание друг к другу: «Доброе утро!», «Спокойной ночи!» — говорим членам семьи, уступаем место в автобусе старшим, девочкам, пропускаем вперёд старших, учителей, девочек, утешаем обиженного и так далее.)

4. ФКМ: Поиграем? Игра называется «Птица, не птица». Веселая игра на внимание и знание птиц.
Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово обозначающее птицу – дети машут руками, как крыльями, обозначающее не птицу — приседают. Обязательно спросить детей, что неправильно, уточните:
«А муха — это кто?»

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки —
И спасибо шутке!

— Ребята, скажите, на развитие чего была эта игра.

— Прочитайте главную мысль нашего урока в учебнике на стр.54.

— Так что же такое ВНИМАНИЕ?

5. Практическая деятельность.

Представьте, что мы находимся в 3-х исследовательских лабораториях. Каждый из вас будет в роли ученого-эксперта, исследователя. Вы занимаетесь одной научной темой – изучаете «Свойства внимания» и пытаетесь первыми сделать «научное открытие».

Задание №5.

Эксперимент 1. Определение объема внимания.

А Ж Я Ш У Г Ю К

— Я показываю вам рисунок, на котором будет несколько букв, посмотрите внимательно, какие буквы написаны, а когда я уберу рисунок, запишите буквы, которые вы запомнили.

— Оцените себя по заданию №5.

Задание №6.

Эксперимент 2. Переключение внимания.

В данном тексте букву –А- подчеркните одной чертой; букву –И- обведите в кружок.

На берегу реки сидела лиса. Ярко светило солнце. В его лучах резвились в воде рыбки. Лисе очень хотелось наловить рыбок для завтрака.

— Оцените себя по заданию №6.

Задание №7.

Эксперимент 3. Устойчивость внимания. 

— В учебнике задание №5 на стр. 54 . Рассмотри рисунки и найди 5 отличий.

— Оцените себя по заданию №7.

Ответим на поставленные вопросы и сделаем выводы.

— Что делает человека внимательным?

— У каждого ли человека есть внимание?

— А как оно развито у всех?

Выводы:

  1. Внимательным человека делает умение замечать главное, важное.

  2. Внимание есть у всех, но не у всех оно развито хорошо.

6. Подведение итогов исследовательской деятельности.

Мы в лабораториях исследовали различные свойства внимания. Вы можете теперь объяснить смысл следующего высказывания: «Можно смотреть и не видеть, слушать и не слышать».

А кто будет прав в споре? Один говорит, что человек может обойтись без внимания, достаточно того, что он видит и слышит. Другой думает по-другому: внимание помогает людям жить, больше знать и уметь.

7. Подведение итогов работы лабораторий.

Внимание – слово многозначное – оно обозначает и научное понятие, и доброе расположение окружающих. Мы можем развивать и то, и другое качество внимания. И не важно, какую профессию выбрал человек, потому что в любом деле внимание будет источником силы человека. А как человек распорядится этой силой, решает он сам.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Внимание – слово многозначное – оно обозначает и научное понятие, и доброе расположение окружающих.

Давайте вспомним, над, чем же мы размышляли на уроке? (О внимании, о свойствах внимания.)

— Что такое внимание?

(слайд 6) Внимание – это способность человека выделять что-нибудь в окружающем мире, одновременно отвлекаясь от всего другого.

— Для чего человеку нужно внимание? (Оно помогает людям жить, больше знать и уметь. Без внимания не возможен успех в умственной работе.)

— Почему одних людей называют внимательными, а других невнимательными?

(Внимательные умеют лучше замечать изменения, которые происходят вокруг.)

(Невнимательные замечают только особенно яркие события или предметы. Например: Среди многих книг невнимательный выберет книгу яркую, а внимательный обратит внимание еще и на название книги.)

— Можно ли развивать внимание?

(Да можно. Для этого существуют специальные игры и упражнения.)

— Где нужно нам внимание?

— Какой сделаем вывод?

Вывод: Внимание необходимо развивать.

Рефлексия по оценочным листам.

— У вас заполненные оценочные листы. Сейчас вместе подведём итоги нашей работы. Используя памятки, определите примерный уровень вашего внимания. Подсчитайте общий бал по оценочным листам по всем заданиям.

— Кто набрал 11 баллов, тот ставит себе оценку «3».

— Кто набрал 33 балла, тот ставит себе оценку «4».

— Кто набрал 52 балла, тот ставит себе оценку «5».

— А сейчас определите, пожалуйста, как, по вашему мнению, вы работали, на уроке применяя, свои знания к фразеологизмам.

— У вас на столах в файлах есть стикеры: розового, жёлтого и голубого цвета.

Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу  работу на уроке сегодня и приклейте к нему свой стикер.

Шевелить мозгами (Напряженно думать о чём-то, размышлять.) Стикер розового цвета.

Краем уха  (Слушать невнимательно, урывками.) Стикер голубого цвета.

Хлопать ушами (Слушая что-либо, не понимать содержания услышанного.) Стикер жёлтого цвета.

— Вы молодцы, все работали отлично.

9. Задание на дом. (слайд 6)

  1. Исследовать внимание у членов семьи;

  2. Подобрать задания или игры для тренировки внимания;

  3. Прочитать материал учебника или дополнительную литературу по теме «ВНИМАНИЕ».

Слова-напутствия.

И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги. К.Паустовский

10

Конспект урока по теме «Внимание. Его роль в жизни человека»

Цель: ознакомить учащихся с ролью внимания в жизни человека; развивать внимание,

логическое мышление, речь детей, способствовать формированию навыков работы в

коллективе, чувства товарищества.

Ход урока

1.Оргмомент.

Нука проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

2.Введение в тему.

Сегодня мы с вами работаем в группах. Для того чтобы узнать, какая сегодня тема урока,

вы должны выполнить задание.

Задание для первой группы: на доске зашифровано слово. Вам нужно его расшифровать.

Задание для второй группы: на крестах расположены слова, прочитайте их внимательно и

найдите лишнее слово.

Задание для третьей группы: у вас на столе карточка с буквами. Составьте из этих букв

слово.

Проверка. Что помогло вам выполнить задание?

3. Объявление темы.

Проверка. 1. группа – Какое слово у вас получилось? 2 группа – Какое слово у вас

получилось лишнее? 3 группа – Какое слово вы составили?

Что помогло вам выполнить задание?

Окружающий мир мы познаём с помощью органов чувств. Всё, что мы воспринимаем,

вызывает в нас какоенибудь отношение. Но бывают моменты, когда чтото привлекает

наше внимание.

Так что же такое внимание? Какого человека можно назвать внимательным? Какую

роль играет внимание в нашей жизни? Вот на эти вопросы, мы постараемся сегодня

ответить. (открывается тема урока на доске)

4. Новый материал.

Ребята, выскажите предположение, что такое внимание. Какого человека можно назвать

внимательным? Какую роль играет внимание в жизни человека? (Обсуждение в группах.)

Выступление от каждой группы.

А теперь давайте посмотрим, как в толковом словаре даётся объяснение этому слову

(зачитывают) Правильную ли гипотезу мы выдвинули? Наш вывод оказался верен.

Внимание – волшебная дверца, через которую каждый человек общается с внешним

миром. Волшебная дверца, как и всякая другая дверь может быть плотно заперта,

распахнута настежь или просто открыта – ровно настолько, насколько необходимо.

Так какое же положение дверцы самое лучшее?

Если она закрыта, мы не видим и не слышим ничего из того, что происходит снаружи.

Если она распахнута слишком широко, мир обрушивается на нас со всей своей силой и

мощью, и мы не всегда успеваем его воспринять и понять во всей полноте.

Если же волшебная дверца просто открыта – ровно настолько, насколько это

необходимо в каждом определённом случае – мы получаем через неё достаточное

количество информации и способны полностью эту информацию осмыслить.

Но можно ли научиться управлять волшебной дверцей по собственному усмотрению. И

если да, то где же спрятан золотой ключик, открывающий и закрывающий её? Он

таится в нас самих. И нам необходимо научится управлять своим вниманием. Поэтому

нужно тренировать своё внимание.

У вас на столах лежат карточки № 1. «Приложение ». Прочитайте, обсудите в группах.

Какие ошибки допущены?

Для выполнения этих заданий, что вы должны были сделать? (Внимательно прочитать,

подумать прежде чем отвечать).

5. Физминутка.

6. Закрепление, продолжение работы над новым материалом.

1) Ребята, как вы думаете, людям каких профессий нужно быть очень внимательным?

Учащиеся обсуждают и дают ответ на поставленный вопрос.

Вывод: Внимание необходимо людям всех профессий. Чтобы правильно выполнять свои

обязанности.

2) А сейчас мы побываем с вами в разных ролях.

1 группа. Будут исполнять роль корректора. Выполните задания.

2 группа. Будут исполнять роль учителя. Перед вами текст, написанный учеником, найти

ошибки.

3 группа. Будут исполнять роль диспетчера «рисунок 1». Перед вами лежит составленный

маршрут полета самолета и инструкция. Найдите ошибки.

Рисунок 1

Во время выполнения задания создать шум: неожиданно включить громкую музыку,

уронить книги на пол.

Скажите, ребята, когда ваше внимание было нарушено при выполнении задания? Почему?

3) Будьте внимательны, ребята, при выполнении следующего задания.

Проверим, насколько вы внимательны. Что изменилось сегодня в классе? Сколько окон в

нашем классе? (4) Сколько ступенек на крыльце школы? Сколько ступенек при подъёме

на 2 этаж?

5) Работа с учебником. – с 37.Выскажите мнение, кто из детей прав.

Олег говорит: «Человек может обойтись без внимания. Достаточно того, что он видит и

слышит».

Лена думает подругому: «Внимание помогает людям жить, больше знать и уметь».

7. Итог, домашнее задание.

Сегодня на уроке ктото был очень внимательным, ктото допускал ошибки. Для того,

чтобы развить своё внимание, нужно выполнять определённые упражнения. И я

предлагаю вам дома потренировать своё внимание, выполнив задание на карточках. Вы

должны будете в тексте зачеркнуть лишние буквы Ю, Г. Если вы внимательно выполните

это задание, то вы прочтете считалочку, которую сочинил Борис Заходер. Я предлагаю

некоторым учащимся найти упражнения, которые будут способствовать развитию

внимания, оформит эти упражнения на листе и принести в класс, и мы будем их

использовать для развития внимания.

Что нового и полезного узнали на уроке?

Приложение

Карточка для 1 группы

*Чтобы зашить дырку, нужно взять иголку, завязать на конце узелок и приступить к делу.

*Мы очень любим пить горячий чай, который достаем из холодильника.

*Ух, какие высокие домы на этой улице.

*На телевизоре показывали очень интересные мультфильмы.

Карточка для 2 группы.

*Нарисовай мне кораблик пожалуйста, попросил Коля папу.

*Девочки пошли гулять и надели тёплые сапожки, потому что на улице была ужасная жара.

*У Феди была ещё совсем молодая бабушка. Ей исполнилось всего 347 лет.

*Родник изпод камня весело бьёт, птичка на дереве гнёздышко вьёт.

Карточка для 3 группы.

*Пчелка сок цветочный пьет, из него готовит лёд.

*Чтобы дети съели молочный суп весь до капельки, мама дала им вилки.

*Чтобы выросли листочки, на ветвях набухли бочки.

*Волны ходят на просторе, день и ночь в открытом горе.

  • Рассказ о внешней политике наполеона 3 и дать оценку кратко
  • Рассказ о влиянии человека на животных 7 класс
  • Рассказ о владимире мономахе 6 класс
  • Рассказ о владимире красное солнышко для 4 класса
  • Рассказ о богомоле 1 класс