Рассказ о водном транспорте для дошкольников

Конспект занятия в старшей группе

 «Водный транспорт»

Цель: Познакомить детей с историей развития водного транспорта.

Задачи:

Образовательные: дать представление о некоторых видах водного транспорта по названиям; создать условия для формирования представления о путешествии по воде; создать условия для знакомства детей с особенностями перемещения на водном транспорте.

Развивающие: развивать умение сравнивать некоторые виды водного транспорта по их устройству, по времени их появления (какой вид водного транспорта появился раньше-позже).

Воспитательные: воспитывать умение работать в группах, воспитывать интерес к изучению различных видов водного транспорта.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением морских пейзажей, портов и кораблей.

Материалы, инструменты,оборудование: Оборудование для воспроизведения презентации, презентация «Водный транспорт», разрезные картинки с различными видами транспорта; тазики с водой, камешки, модели: бревно, плот, лодка (сделанные из палочек или карандашей, небольшой груз; пластилин, палочки-зубочистки, прямоугольные листочки бумаги 4 см х 7см.

Ход занятия.

-Отгадайте загадку:

Есть и водный, и воздушный,

Тот, что движется по суше,

Грузы возит и людей.

Что это? Скажи скорей! (транспорт)

— Для чего нужен транспорт? (Перевозить людей и грузы.)

— Как передвигается этот транспорт? (По воде.)

— Как называется этот вид транспорта? (Водный.)

— Этот корабль перевозит грузы. (Показывает картинку.) Он какой? (Грузовой.)

— А этот корабль перевозит пассажиров. (Показывает картинку.)

— Он какой? (Пассажирский.)

— Если мы хотим передвигаться по земле, на каком транспорте мы это сможем сделать (ответы детей)

— И этот транспорт называется? (наземный)

— Если мы хотим передвигаться по воздуху, на каком транспорте мы это сможем сделать (ответы детей)

— И этот транспорт называется? (воздушный)

— Если мы хотим передвигаться по воде, на каком транспорте мы это сможем сделать (ответы детей)

— И этот транспорт называется? (водный)

— Ребята, хотите узнать, как появился водный транспорт?

— Давным-давно, когда люди еще не умели строить дома и жили в пещерах, еду добывали, охотясь в лесу и в реке. Однажды один доисторический человек упал в реку, плавать он не мог и стал тонуть. Но на его счастье в воде проплывало поваленное бурей дерево, человек зацепился за него и таким образом доплыл до берега. И так человек понял, что дерево не тонет и на нем можно передвигаться по реке. Он стал рубить деревья, очищать от веток и связывать между собой. Так появился плот (воспитатель показывает картинку древнего человека на плоту). Предлагаю понаблюдать, что произойдет если в тазик с водой поместить

маленький плот и устроить небольшую бурю (вода будет переливаться через плот).

— Затем человек срубил одно большое дерево, вырубил и выжиг в дереве серединку и у него получилась лодка. Предлагаю поместить в тазик лодку и понаблюдать как она поплывет (если наклонить тазик, то лодка поплывет по течению, а это не совсем удобно).

— Тогда человек придумал сделать парус. И лодка двигалась при помощи ветра. Прикрепляем к лодке парус, и, дуя на него, двигаем лодку в тазике с водой.

— Ребята, а чем удобен и не удобен парус? (когда нет ветра лодка с парусами не  может плыть).

— И тогда человек придумал весла. 

— Как вы думаете, чем удобны и не удобны весла? (человек сильно устает)

— Как вы думаете, как еще можно заставить лодку двигаться? (с помощью моторов и двигателей)

— Прошло еще не много времени и человек придумал разные двигатели и научился строить современные корабли не только из дерева, но и из металла.

— Предлагаю проверить будет ли плавать в тазике металлическая баночка (плавает потому что заполнена воздухом).

— Предлагаю поиграть в игру «Ты плыви, плыви, кораблик»

(Воспитатель говорит слова и задает вопросы. Дети передают по кругу кораблик друг другу под слова ведущего. На ком слова остановятся тот отвечает на вопрос.)

«Ты плыви, плыви кораблик

По веселым по волнам,

У кого в руках кораблик

На вопрос ответит нам»

1. Если лодка сделана из бумаги, она какая? (бумажная)

2. Если плот сделан из дерева, он какой? (деревянный)

3. если пароход сделан из картона, он какой? (картонный)

4. Если катер сделан из пластмассы, он какой? (пластмассовый)

5. Если теплоход сделан из стекла, он какой? (стеклянный)

6. Если подводная лодка сделана из металла, она какая? (металлическая)

7. Если корабль сделан из резины, он какой? (резиновый)

Д/упражнение «Скажи иначе»

Широкий – узкий

длинный — …

высокий — …

быстрый — …

толстый — …

гладкий — …

уютный — …

Игра: «Подумай и отгадай»

Он на мостике стоит
И имеет грозный вид,
Управляя кораблем.
А бинокль всегда при нем.
(Капитан)

—Как можно назвать корабль по-другому? (Судно.)

—Как называют людей, которые строят корабли?  (кораблестроитель)

— Как назвать капитана корабля по-другому? (Командир судна.)
Кто помогает капитану?  (старший помощник) (Матросы)
— Корабль плывет по морю далеко от земли. Людям, которые служат на корабле, нужно поддерживать связь с землей. Эта связь осуществляется по радио. Человек, который поддерживает связь с землей, называется «радист». (Картинка, заучивание слова.)
— Как называется повар на корабле? (Кок.)

 Д/и «Назови части»:

— Передняя часть корабля — НОС.
— Задняя часть корабля — КОРМА.
— Центральная деревянная дорожка называется — ПАЛУБА.
— Комнаты на корабле — КАЮТЫ.

— Окна называются — ИЛЛЮМИНАТОРЫ.
— Пост капитана — КАПИТАНСКИЙ МОСТИК.

Ребята, давайте, рассмотрим корабль. Кто знает, что есть у корабля? 

Ответы детей (корма, якорь, палуба, иллюминатор, нос, мачта, штурвал, каюты). Все части показывать детям.

 Д/и «Один – много»: (с мячом)

— Ребята, я назову один транспорт, а вы назовите много!

Теплоход – теплоходы   Ракета — …

Катер — … Парашют — …

Подводная лодка — … Вертолёт — …

Яхта — … Дирижабль — …

Парусник — … Воздушный шар — …

 Ребята, вы знаете, что большая часть нашей планеты состоит из воды — океанов, морей, озер, рек. Поэтому людям нужны были средства передвижения по воде. Как вы думаете бревно можно отнести к водному транспорту? Почему?

(Варианты ответов детей)

Воспитатель предлагает каждой группе детей провести опыт: дети поочередно в тазики с водой помещают «бревно» (деревянную палочку) и камешек.

Воспитатель: Как вы думаете, какой предмет натолкнул человека на мысль о возможности передвижения по воде?

(Бревно)

Воспитатель: Сейчас мы сделали первое открытие. Какое?

(Бревно может плавать.)

(слайд) Много тысяч лет назад древний охотник убегал от раненого зверя. Разъяренный хищник вот-вот настигнет несчастного. Но вдруг впереди показалась широкая река. После прошедшего дождя по ней плыли какие-то коряги, бревна, мусор. Охотник бросился в воду, ловко уцепился за проплывающее бревно. От радости, что остался жив, охотник не сразу заметил, что он плывет на бревне и не тонет. Человек не умел управлять бревном, поэтому терпеливо ждал, когда его прибьет к берегу.Так было сделано великое открытие: на бревне можно плавать. Бревно конечно же нельзя назвать водным транспортом, но с него начинается происхождение водного транспорта.

Как вы думаете, на бревне было удобно плавать? Почему?

(Нет, потому что можно упасть, мало места)

Воспитатель: Что же можно придумать, чтобы стало больше места?

(Соединить бревна)

Воспитатель(слайд) Соединенные бревна называются плотом. Плот стал первым видом водного транспорта.

Воспитатель предлагает каждой группедетей провести второй опыт: дети опускают в тазик с водой модель из «бревен», связанных в форме плота и кладут на нее игрушечный груз).

Воспитатель: Места стало больше. Удобней стало плыть. Но вдруг поднялся ветер … (Дети создают руками в тазике волны. Наблюдают, что происходит с плотом и грузом.)

Воспитатель: Что произошло с поверхностью плота? С грузом?

(Поверхность плота стала сырой. Груз смыло водой.)

Воспитатель: Ребята, в бурю с плота могло смыть не только груз, но и самого человека, и он мог погибнуть.

Воспитатель предлагает детям провести тот же опыт с моделью «лодки».

Воспитатель: Что произошло с лодкой?

(Она осталась сухой изнутри. Груз не выпадает из лодки.)

Воспитатель: Сейчас мы сделали второе открытие. Какое?

(В лодке удобнее перевозить груз)

Воспитатель:  Человек выдолбил каменным топором середину бревна. Долго возился. Наконец, бревно превратилось в лодку.

Воспитатель: Как вы думаете, а в лодке опасно плавать? Почему?

(Да, из нее тоже можно выпасть, если сильно раскачать)

Воспитатель: Какие правила поведения на воде должен соблюдать человек?

(Чтобы не утонуть, нужно учиться плавать; если не умеешь плавать, надо надевать спасательный жилет, нарукавники и т. п; нельзя раскачивать лодку; нельзя баловаться на воде.)

Воспитатель предлагает детям поставить модель лодки поставить в тазик и пронаблюдать, куда она поплывет.

(Лодка стоит на месте)

Воспитатель: лодкой было неудобно управлять. Она не всегда плыла в нужном направлении.

Что же тогда придумал человек?  Отгадайте загадку:

Станут два братца

В речке купаться:

Вынырнут вместе,

Вместе нырнут –

Лодке на месте

Стоять не дадут.

(Весла) 

Воспитатель: Как вы думаете, управлять лодкой с помощью весел легко?

(Легче плыть в нужную сторону. Долго плыть трудно – устаешь грести)

Воспитатель: Человек придумал сделать лодке паруса .

Дети дуют на парус (то сильнее, то слабее) и наблюдают за движением лодки.

Воспитатель:Как вам показалось: паруса – это удобное приспособление?

(Когда нет ветра, лодка не может плыть)

Физкультминутка

«Теплоход»

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход.

(ходьба с продвижением вперед)

Он назад шагнул сначала,

(ходьба назад)

А потом поплыл вперед.

(ходьба вперед)

И поплыл, поплыл по речке,

(волнообразные движения руками)

Набирая полный ход.

(ходьба на месте)

Воспитатель: После изобретения лодки, человек задумался, как можно изобрести такую лодку, в которой будет помещаться много людей. Тогда стали изобретать большие корабли с большим количеством весел и парусов.

Затем людям захотелось сделать корабли прочнее, чем деревянные. Ученые доказали, что корабли из железа тоже могут передвигаться по воде.Так появляются другие пассажирские и грузовые корабли: пароходы, теплоходы, баржи, танкеры, сухогрузы, паромы. Есть корабли, которые могут перевозить не только людей и машины, но даже целые поезда. Есть корабли, которые ловят рыбу; корабли, которые тушат пожары; корабли-подъемные краны. Есть даже корабли, которые могут плыть по замерзшим морям, покрытым льдами, такие корабли называются ледоколами.

Как вы думаете, почему у ледоколов такое название?

(Он раскалывает льдины.)

Воспитатель: Нос у ледокола устроен так, чтобы раскалывать льдины. А после ледокола по свободной ото льда воде могут пройти и другие корабли. Именно так доставляют разные грузы на Север.

Воспитатель: Как вы думаете, что помогает двигаться таким кораблям? Может быть весла или паруса? (Нет. У них есть мотор.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами сделали много открытий

Бревно – плот – лодка – парусный корабль — ледокол.

Исследовательская деятельность  «Знакомство с ветром».

Ознакомление с окружающим, старшая группа.

Цель: Познакомить детей с такими природными явлениями, как ветер, его роль в жизни природы и человека.

Задачи: Закрепить знания о воздухе, его свойствах;

Закладывать в детях первоначальные элементы экологической культуры на основе взаимодействия с предметно-природным миром, развивать у детей наблюдательность, внимание, совершенствовать навыки техники дыхания, активизировать речевую деятельность, воспитывать культуру общения.

Материалы и оборудование: ёмкости в водой, стаканчики, бумажные кораблики, воздушные шары, апельсин, лук, чеснок, игрушка Би-ба-бо Буратино, картинки с изображением воздушного транспорта, парусных судов, стихийных бедствий.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, закройте глаза и прислушайтесь. Что вы слышите? (ответы детей) А я слышу шелест и представляю, как по нашей группе летает лёгкий свежий ветерок. Слышите? Может, мы с вами превратимся в деревца и представим, что ветерок колышет наши веточки?

Физминутка:

Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише- тише, деревцо всё выше-выше.

Воспитатель: Посмотрите, ветерок побывал у нас в группе и что-то принёс.

Влетает воздушный шар.

Воспитатель: Кто это к нам прилетел? А почему он называется воздушным?

Дети: Потому что в нём спрятался воздух.

— У мне есть еще один шарик, но и он почему-то не летает. Интересно, почему?

Дети: Потому что, один шарик заполнен воздухом , другой нет.

-А как надо заполнять воздухом? Где его взять? Он вкусный как варенье или конфеты?

Дети называют свойства воздуха: не имеет цвета, прозрачный, без запаха, лёгкий, легче воды.

-Где же мне взять его, у меня его нет.

Дети: Воздух есть в каждом человеке, потому что  мы дышим воздухом, воздух есть вокруг нас.

-А как же узнать, что он есть везде?

Воспи-ль: Наши дети сейчас тебе покажут опыт.

Воспитатель ставит на столик каждого ребёнка банку с водой и стаканчик. Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают его в банку. Воспитатель обращает внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает с ребятами эти вопросы, выслушивает их ответы. Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Затем воспитатель предлагает ребятам провести ещё один опыт –снова опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха.

Ребята, когда я шла в сад то, встретила своего приятеля, он необычный, невидимый. Если угадаете загадку – узнаете, кто он.

Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задевает.

Одним проходу не даёт,

Других он прогоняет. (ветер)

Точно, это ветер. А что такое ветер?

Воспитатель: Ветер – это движение воздуха. Он – вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам. Может ли человек жить без воздуха?

-А растения как дышат? У них ведь носа нет.

Воспитатель: У растений на листках есть маленькие отверстия: их трудно увидеть. Вот через них и дышат все растения. Ребята, а что нужно делать, чтобы в комнате был чистый воздух? (проветривать)

А что ветер умеет делать? Может ли ветер навредить человеку? А как ветер помогает нам?

Воспитатель показывает картинки с изображением парусных кораблей во время шторма, объясняя, что сильные ветра могут быть очень опасны, и спрашивает детей почему. Дети отвечают, что сильный ветер может всё сломать, порвать, унести. После этого воспитатель рассказывает о том, какие разрушения могут приносить сильные ветры и ураганы. (Иногда сильный ветер разрушает дома, ломает деревья в саду, вырывает их с корнем из земли, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и даже переворачивает автомобили). Однако в большинстве случаев воздух очень полезен для людей. Его используют в ветряных мельницах и электростанциях, ветер помогает передвигаться кораблям, самолётам, парашюта, , разносит семена растений.  Воздухом надувают спасательные круги, подушки, целые плоты.

-А хотите на несколько минут стать ветром? Тогда идите ко мне (дуют на воду). Что получается?(волны) Чем сильнее дуть, тем больше волны. Теперь опустите на воду парусные кораблики. Дуйте на паруса. Что происходит? (кораблик плывёт). Так и большие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный?

— Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов)

— Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и т. д. Да, ребята, ветер многое умеет делать.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СИЛЬНОМ ВЕТРЕ

(Дети рассматривают иллюстрации и вместе с воспитателем составляют правила безопасного поведения).

• Нельзя стоять на открытом месте, прятаться под одиноко стоящими высокими деревьями.

• Лучше укрыться в зарослях кустов. Как известно, молния ударяет в самые высокие точки местности.

• Нельзя находиться рядом с металлическими предметами, на воде.

• Во время сильного ветра не нужно стоять рядом с сооружениями, которые могут развалиться и упасть на человека.

— Игра «Ветер, ветер, ты какой?» (Подбор прилагательных)

— А теперь давайте вместе подумаем, каким бывает ветер? (Сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, колючий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, неприятный, быстрый, незаметный, жаркий, легкий, порывистый, ураганный, холодный, северный, южный, восточный, западный, встречный, попутный, осенний, летний, весенний, зимний.)

Мы с вами сами станем ветрами. Давайте подуем на вертушку. Что с ней происходит? Почему она вертится?

Опыт с веером

— Помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер – движение воздуха (дети делают самостоятельные выводы). Для чего люди изобрели веер? А чем мы заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором.) А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы!

Итак, делаем вывод, что воздух – движется.

— Ветер – это движение воздуха.Ветер – невидимка, мы его не видим, но мы его чувствуем, мы за ним можем наблюдать. Наблюдая за определенными объектами, можно определить его силу, скорость, направление.

— Как можно обнаружить ветер? Посмотрите вокруг – есть ли сегодня ветер? По каким признакам вы догадались?

— Какой сегодня ветер? Почему?

Занятие на тему «Корабли. Водный транспорт».

Цель: расширять представления о видах судов, их строение, назначении.

Задачи:

  1. Воспитывать интерес к изучению нового.
  2. Развивать кругозор, мышление, память.
  3. Формировать представления о кораблях, их строении.

Оборудование:

  1. Картинки с изображением судов.
  2. Песня «Юный капитан», «Да, нужен отдых парусам».
  3. Пароходный гудок.
  4. Необходимый материал для конкурсов (фольга, ложки, обруч).
  5. Кроссворд «Корабли».

Дата проведения: 26 февраля 2015 год.

Ход занятия

Стихотворение. Автор Светлана Котляр

Плыл кораблик по волнам,

Парус рвался к облакам.

Волны к борту подымались,

О кораблик разбивались.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по большой широкой реке (прослушивание песни «Юный капитан»).

 На чём можно плавать по реке?  (На лодке, катере, корабле).

Показать детям картинки: кораблей, яхт, лодок, катеров, парусников.

Скажите мне, пожалуйста, к какому виду транспорта относятся корабли, катера…(водный транспорт).

Как вы догадались, что это водный транспорт, а не наземный или воздушный? Ответы детей.

Действительно это воздушный транспорт, потому что он плывёт по воде.

Решение задач.

Ребята, сейчас, я задам вам задачу, а вы попробуйте её решить.

По реке плыло 3 лодочки и 1 корабль. 1.Сколько всего водного транспорта плыло по реке? 2. Сколько всего было лодок? 3. Сколько всего кораблей плыло?

Физкультминутка

Мы летим под облаками,

Махать руками, словно крыльями

А земля плывёт под нами:

Роща, поле, сад и речка,

И дома и человечки.

Мы летать устали что-то

Приземлились на болото.

                              Рассматривание картинок «Корабли»

Воспитатель: Ребята, давайте, рассмотрим корабль. Кто знает, что есть у корабля? 

Ответы детей (корма, якорь, палуба, иллюминатор, нос, мачта, штурвал, каюты). Все части показывать детям.

Ребята, для чего нужен водный транспорт?  (перевозить грузы и людей)

А кто управляет водным транспортом?  (капитан)

Прослушивание песни «Да, нужен отдых парусам».

Игра «Назови профессию»

  • Кто управляет кораблём? (капитан)
  • Кто помогает капитану?  (старший помощник)
  • Как называют повара на корабле?  (кок)
  • Как называют людей, которые строят корабли?  (кораблестроитель)

Игра «Море волнуется раз»

Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и говорит слова:

«Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура замри»

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый пошевелился, тот и выбывает. Победителем станет тот, кто продержится долго всех.

Воспитатель: Ребята,как выдумаете, для чего нужен пароходный гудок?

Прослушивание пароходного гудка.

Загадывание загадок

                  ***

В море ходит белый дом –

Окна есть, труба и дом,

Оглушительно ревёт

Его имя…  (Пароход)

              ***

Какие красавцы,

Всегда и везде.

На суше родятся –

Живут на воде.  (Корабль)

               ***

Он  парус поднимает,

А ветер парус подгоняет.

И к далёким берегам,

Его гонит по волнам.   (Парусник)

                ***

В глубине морской живёт,

Чудо — юдо «многоног».

Восемь ног у чуда – юда,

Он зовётся.  (Осминог)

              ***

Хищница опасная,

В море синем шмыг да шмыг.

Страшная, зубастая,

Всех подряд глотает в миг.   (Акула)

                ***

С хвостом, но не зверь,

Плывёт под мостом,

Виляя хвостом.   (Рыбка)

Эстафета «Перенеси жемчужины»

Дети делятся на 2 команды, у первых игроков в руках по ложке, на другом конце зала лежат обручи. Участники должны перенести жемчужины кто быстрее, и все члены команды встать в обруч, когда последний человек из команды перенесёт последнею жемчужину, та команда и выиграет.

Жемчужины делаем из фольги.

Завершаем наше занятие кроссвордом.

По горизонтали:

1.Кто управляет кораблём.

3.Водный транспорт предназначен для перевозки грузов и.

5. В море ходит белый дом –

Окна есть, труба и дом,

Оглушительно ревёт

Его имя… 

По вертикали:

2.К какому виду транспорта относятся корабли, лодки, катера.

4.Водный транспорт плавает по.

7.Какие красавцы,

Всегда и везде.

На суше родятся –

Живут на воде.

Рефлексия:

1.Чем мы сегодня занимались?

2.Что вам понравилось больше всего?

3.На чём вы сегодня путешествовали?

Цель: формирование представлений об истории создания судов.

Как и всё на свете, корабли тоже имеют свою историю. А началась она с появления первого плота. Плот было построить легче всего. Достаточно срубить деревья, обтесать с них ветки и связать в несколько рядов прочной веревкой. Дерево легче воды, поэтому не тонет. Об этом люди знали и в давние времена. Плот, конечно, не тонул, но и не защищал первых мореплавателей от сильного ветра, больших волн, грозы и хищных рыб. Управлять им было трудно, поэтому течение могло его унести совсем не в ту сторону, куда предполагал путешественник.

Вслед за плотом люди изобрели лодку – челн. Она была более безопасна. Челны выдалбливали из бревен. Лодки нужны были, чтобы ловить рыбу, передвигаться по воде в поисках охоты, перевозить грузы, воевать.

Лодки делали по-разному. В одних выдалбливалось или выжигалось углубление для сидения. Другие лодки плели из тростника, камыша. Третьи были из деревянного каркаса, обтянутого берестой или корой. Швы лодок заливали горячей смолой. Были лодки и из сосновых досок, и с деревянным каркасом, обтянутым шкурами, которые пропитывали жиром. Для выхода в море лодки делали более глубокими. Индейцы любили украшать свои лодки рисунками, устрашающими врага. Они назывались каноэ и каяки. В большом каноэ могло уместиться до 11 человек.

Лодки служили не только для того, чтобы ловить рыбу, перевозить грузы и воевать. У некоторых народностей, например, вьетнамцев и китайцев, лодки служили домом. На них сооружали укрытие из тростника или бамбука, в котором и жили целыми семьями. Даже сейчас в этих странах на воде можно увидеть целые плавучие поселения. Чтобы маленькие дети не утонули, им надевали спасательный жилет из бамбука.

В отличие от плота лодкой можно было управлять с помощью весел. Весла делали тоже из дерева.

Однако на лодке, какой бы она большой и легкой ни была, плавать можно было только по мелководью. Ходить в открытое море на лодке опасно. Тогда мореплаватели стали строить корабли, сначала небольшие. На Руси эти корабли назывались ладьями. Делали корабли из скрепленных досок. Доски смолили, чтобы они не пропускали воду. Когда не было ветра, ладья управлялась при помощи гребцов. Они гребли веслами в одном темпе и ритме. А когда дул ветер, натягивали полотняный парус. С парусом ладья двигалась по воде быстро. Паруса придумали египтяне.

В далекие путешествия мореплаватели отправлялись уже на больших парусных кораблях: каравеллах, бригантинах, фрегатах и шхунах. Паруса обеспечивали хорошую скорость. Недостатком парусников была их зависимость от ветра. Во время штиля (полного отсутствия ветра) такие корабли не двигались.

Чтобы убрать зависимость корабля от ветра, придумали первую машину – как и у автомобилей, паровую. Поэтому корабль назвали пароходом. В топку забрасывали уголь. Он сгорал и нагревал воду в котле. Вода закипала, выделяя пар, тот двигал колеса парохода, которые крутились, лопатками загребая воду, и пароход плыл по морю. Первый пароход появился в Америке.

Позже гребные колеса парохода заменили гребным винтом. Он как бы ввинчивался в воду и двигал корабль намного быстрее гребного колеса. Внешне гребной винт похож на винт домашнего вентилятора. У него три лопасти. Сделан он из прочного металла. Величина гребных винтов зависит от величины судна. Чем больше судно, тем и они больше. Гребные винты изобрели в Англии и Америке.

Позже появились теплоходы, двигатель которых работал не на пару, а на жидком топливе, а затем и атомоходы с двигателем на атомном топливе.

Первая подводная лодка имела деревянный корпус, обтянутый промасленной кожей. В ней 12 гребцов просидели под водой несколько часов, и ее корпус почти не пропустил воды.

Вопросы и задания

● Каким было первое судно? В чем были его недостатки?

● Для чего люди сделали лодки? Как они назывались? Как их изготавливали? Как назывались лодки индейцев? Чем они отличались?

● Как назывались первые корабли на Руси? С помощью чего они передвигались?

● Какой двигатель изобрели первым? Чем был неудобен пароход?

● Какие современные корабли вы знаете?

● Рассмотрите предложенные картинки с изображением старинных и современных судов. Сравните их, расскажите о различиях.

  • Рассказ о воде химия 7 класс
  • Рассказ о воде родного края 2 класс окружающий мир рабочая тетрадь 1 часть
  • Рассказ о воде картинки
  • Рассказ о воде и воздухе окружающий мир 2 класс
  • Рассказ о воде для детей дошкольного возраста