Рассказ о второй ссылке лермонтова на кавказ

Поединок с де Барантом

В начале 1840-х годов Михаил Лермонтов часто пересекался в свете с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом. Тот недолюбливал поэта, поскольку считал, что стихотворение «Смерть поэта» полно ненависти не только к убийце Пушкина Дантесу, но и к французам в принципе.

Единственным развлечением Лермонтова на тот момент на приемах были женщины: он волочился за Марией Алексеевной Щербатовой и Терезой фон Бахерахт. Де Барант также стал ухаживать за обеими дамами, чтобы разозлить противника. Противостояние вылилось в дуэль.

Михаил Лермонтов.

Михаил Лермонтов. Источник: wikimedia.org

Поединок произошел 18 февраля 1840 года в том же месте, где Пушкин стрелялся с Дантесом — на Чёрной речке. Секундантами были Алексей Аркадьевич Столыпин по прозвищу Монго и граф Рауль д’Англес. До первой крови соперники дрались на шпагах, а после царапины, полученной Лермонтовым от де Баранта, перешли на пистолеты. Француз промахнулся, а поэт выстрелил в воздух — на этом дуэль завершилась.

Дуэли в России были запрещены, и 11 марта Лермонтова арестовали. Николаю I доложили, что Лермонтов защищал честь русских офицеров. Император ограничился переводом поэта в Тенгинский полк, отказавшись от идеи генерал-аудиториата о предварительном трехмесячном содержании в крепости. Де Барант отделался возвращением во Францию.

Боевые действия на Кавказе

В начале июня 1840 года Лермонтов приехал в Новочеркасск и остановился у Михаила Григорьевича Хомутова, наказного атамана Донского Войска. Тот рассказал поэту о готовящейся экспедиции против горцев, посоветовал присоединиться и даже посодействовал в этом, написав письмо к генерал-адъютанту Граббе. Командующий назначил Лермонтова наблюдающим в этом походе, зачислив в адъютантом в штаб.

2.2.jpg

М. Ю. Лермонтов. «Нападение. Сцена из Кавказской жизни». (wikimedia.org)

10 июня поэт встретился в Ставрополе со знакомыми офицерами, а через неделю приехал в крепость Грозная. В начале июля вместе с отрядом генерал-лейтенанта А. В. Галафеева он отправился в поход против чеченцев. Отряд выжигал аулы, чтобы отвлечь армию Шамиля, планировавшего захватить Северный Дагестан. Часть горцев на самом деле покинула предводителя и начала нападать на русских.

11 июля 1840 года состоялось сражение на реке Валерик. Хотя русские и понимали, что горцы собираются напасть на них, генерал Галафеев отдал неосторожный приказ, из-за которого погибло много его офицеров. Не проверив, безопасно ли на местности, к которой они подошли, он велел подчиненным расположиться у Валерика. Как только отряд двинулся в ту сторону, горцы стали осыпать русских пулями. Началось жестокое сражение.

3.3.jpg

М. Ю. Лермонтов «Сражение на реке Валерик». (wikimedia.org)

Лермонтов должен был наблюдать за передовой штурмовой колонной, сообщать о ситуации Галафееву и передавать его указания офицерам. Поэт бесстрашно передвигался от колонны к генералу, параллельно вступая в схватки с горцами.

В сражении полегло много русских офицеров, но со стороны черкесов погибших было вдвое больше. На следующий день Лермонтов начал работать над стихотворением «Валерик», в котором описал воды красной от крови реки и солдата, размышляющего о причинах войны. Текст был завершен через два месяца в Пятигорске.

4.4.jpg

М. Ю. Лермонтов «При Валерике. Похороны убитых». (wikimedia.org)

Осенью офицеры вернулись в Грозную и возобновили борьбу с чеченцами. 10 октября получил ранение Руфин Дорохов, приятель Лермонтова. Последний заменил Дорохова на посту командира отряда. Поэт быстро вжился в новую роль. На войне он жил, как простые солдаты: ел вместе с ними и спал на бурке у костра.

5.5.png

Автопортрет Лермонтова. (wikimedia.org)

Храбрость Лермонтова впечатляла его начальство. Граббе представил его к награде золотой саблей, а Галафеев — к Ордену Святого Владимира с бантом. Ни одну из наград поэт в итоге не получил.

Смерть Лермонтова

В начале января 1841 года Лермонтову дали два месяца отпуска, и он отправился в Москву, а оттуда — в Петербург. Он просил об отставке, однако у властей были другие виды на поэта.

В марте Лермонтов вместе с приятелем оказался у Александры Филипповны Кирхгоф, знаменитой гадалки. Та сказала поэту, что в Петербурге он больше никогда не окажется, а отставку получит совершенно другую, «после коей уж ни о чем просить не станешь».

В начале апреля Клейнмихель приказал Лермонтову незамедлительно уехать из Петербурга. Поэт отправился в отряд генерала Галафеева, расположенный в Темир-хан-Шуре. По пути Лермонтов заехал в Пятигорск. Там он встретился со своим приятелем Николаем Мартыновым.

Встречи молодых офицеров проходили дома у Верзилиных, где Мартынов ухаживал за старшей дочерью Эмилией Александровной, которую, несмотря на возраст, называли Розой Кавказа. Над прозвищем беззлобно посмеивался Лермонтов, как и над образом черкеса, в котором красовался перед девушкой Мартынов.

На одном из вечеров, 13 июля, Лермонтов танцевал с Розой Кавказа. Вдруг он заметил Мартынова в его обычном черкесском наряде и в шутку назвал его горцем с большим кинжалом. Музыка стихла в неподходящий момент, Мартынов услышал эти слова и оскорбился.

Позднее тем же вечером Мартынов разговаривал с Лермонтовым наедине. Поэтому нельзя сказать, только ли ироничность поэта стала причиной того, что Мартынов в итоге вызвал его на дуэль.

7.7.jpg

Николай Мартынов. (wikimedia.org)

Поединок состоялся 15 июля. Лермонтов не воспринимал происходящее всерьез и был уверен, что они с приятелем помирятся. На месте дуэли даже не было врача. Барьер был в 15 шагов, а дистанция — по 10 шагов в обе стороны. Лермонтов громко отказался стрелять в противника, поднял пистолет вверх и заслонился локтем. Мартынов подошел к барьеру, выстрелил Лермонтову в грудь и смертельно ранил.

Гибель на дуэли приравнивалась к самоубийству, поэтому церковь запретила хоронить Лермонтова по христианскому обряду. Однако следственная комиссия постановила, что это был особый случай, и поэта не признали самоубийцей. Михаила Лермонтова похоронили 17 июля 1841 года в Пятигорске.

Вторая ссылка Лермонтова

Вторая ссылка Лермонтова на Кавказ 1840 года

Лермонтов вновь оказался на любимом Кавказе. Однако теперь он стал непосредственно участником боевого действия. Обстановка на Кавказе была сложной. Горские отряды, возглавляемые легендарным имамом Шамилем, наносили регулярным русским войскам, знавшим лишь тактику открытого боя, большой урон. При этом сами горцы казались неуловимыми.

Лермонтов становится участником битвы при реке Валерик, где бой шел в течение 6 дней. Тела запрудили реку, и вместо воды текла кровь. Обо всем этом он напишет в одноименном стихотворении. От героики «Бородино» автор приходит к изображению ужасной правды войны.

Нужно отметить, что каким бы сложным и противоречивым по своему характеру не был Лермонтов, он был рожден для военного дела: отличался завидной храбростью и хладнокровием, метко стрелял, великолепно держался в седле, не боялся смерти на поле боя.

Очень скоро он стал применять против горцев их же тактику. Получив разрешение начальства, Лермонтов создал мобильный отряд, который сам назвал «партизанским». Поручик и его воины одевались, как горцы, в совершенстве владели холодным оружием. Они делали набеги и вылазки на неприятеля, заманивая его в засады, в бою часто шли впереди регулярных частей и создавали плацдарм для их наступления. Этот отряд не подчинялся общим приказаниям и мог неделями находиться в тылу у неприятеля. На Кавказе к команде Лермонтова относились по-разному: его называли и «шайкой головорезов» и «блуждающей кометой».

Смелость их командира восхищала даже горцев. Не удивительно, что вскоре Лермонтов был представлен и к ордену святого Владимира третьей степени, и к переводу в гвардию, и к золотому именному оружию с гравировкой «За храбрость». Однако все отзывы направлялись в Петербург, где их рассматривал лично Николай І. О его отношении к поручику Лермонтову мы знаем.

В ссылке на Кавказе Лермонтов продолжает сочинять стихи. Однополчане отмечали в нем одну удивительную особенность: он мог проскакать целый день на лошади, быть в самой гуще боя, а вечером на клочке бумаги карандашом писал новые строчки.

Здесь, на Кавказе, он создал свои лучшие стихи о судьбе русского офицера. Причем, одно из них, «Сон», написано в традиции романтизма (здесь и кинжал в груди, и ситуация тройного сна), а другое, «Завещание», — предельно реалистично и напоминает письмо смертельно раненного офицера на Родину.


  • Чирикать


  • Лайкнуть


  • VK Рассказать


  • ОК Поделиться

Трагическая судьба Лермонтова отчасти схожа с судьбой Пушкина. Это объясняется тем, что царское правительство расправлялась с неугодными ей поэтами одним и тем же методом. Вот и Лермонтову в 1840 году пришлось отстоять свою честь в дуэли с сыном французского посла дэ Баранта. Сыну посла передали эпиграмму, написанную Лермонтовым давно и адресованную совершенно другому лицу. Но Баранта убедили в том, что в эпиграмме поэт оскорбляет его. Ссора была неизбежна. На дуэли Барант, стрелявший первым, промахнулся. Лермонтов стрелял в воздух. На военном суде поэта признали виновным, и по приказу царя последовал его перевод в пехотный полк на Кавказе. Полк готовился к военным действиям и во дворце надеялись, что опального поэта настигнет там вражеская пуля.

Путь Лермонтова пролегал через Москву, где он смог побывать на обеде, устроенном в честь Николая Гоголя. Здесь, по воспоминаниям одного из присутствовавших на обеде писателей, поэт прочитал наизусть Гоголю и гостям отрывок из «Мцыри», чем вызвал неописуемый восторг у присутствующих.

На Кавказе поручик Лермонтов пользовался уважением у солдат. Он спал вместе со всеми в общей палатке, всегда в тяжелые минуты был рядом с ними, участвовал в нескольких кровопролитных сражениях, в которых проявил чудеса храбрости. Командование ходатайствовало о представлении его к награде «За храбрость», но «монаршего соизволения» не последовало.

Увиденное в военных походах находило отражение в создаваемых им произведениях. Так, в своем стихотворении «Валерик» поэт описал битву на реке Валерик. В нем все ужасы войны отразились в неприкрашенном виде. Автор задается вопросом о том, зачем люди устраивают войны. Вопрос Лермонтова звучит в стихотворении осуждающе.

Почти через год пребывания в ссылке (см. также первую ссылку на Кавказ), Лермонтову удалось получить отпуск и приехать в столицу. Но неудачи и здесь преследовали его. На придворном балу его заметил царь и последовал приказ о немедленном выдворении поэта из столицы. И только благодаря просьбам друзей и бабушки отъезд отложили на несколько дней. За это время поэт пытался добиться отставки, но ему было отказано. Отъезд был неизбежен.

Карамзины устроили перед самым отъездом прощальный вечер в честь поэта. В разговорах с друзьями Лермонтов говорил, что смерть его близка. Возможно, подобные мысли были вызваны тем, что полк поэта ожидала тяжелейшая и опаснейшая экспедиция. Гневно зазвучало его прощальное «Прощай немытая Россия…».

По дороге на Кавказ поэт задержался в Пятигорске в надежде, что бабушке и друзьям удастся уладить дело с его отставкой. Следует отметить, что пятигорские аристократические круги имели тесную связь с царским двором. Этим интриганам удалось поссорить поэта с Мартыновым, майором в отставке. Состоялась дуэль. Мартынов стрелял первым. Пуля прошла через легкие и пронзило сердце Лермонтова. Так человечество лишилось поэта, который, по словам Белинского, «по содержанию шагнул бы дальше Пушкина».

Дуэль и вторая ссылка на Кавказ.

Дуэль и вторая ссылка на Кавказ.

На сей раз круг литературных знакомств Лермонтова в Петербурге еще более расширился. Он стал частым гостем в доме Е. А. Карамзиной, вдовы писателя, тесно сошелся с известным прозаиком, критиком и философом В. Ф. Одоевским, частым гостем стал в салоне А. О. Смирновой, где встречался с Жуковским, Вяземским, А. И. Тургеневым. Сблизился Лермонтов и с передовой молодежью, с «кружком шестнадцати», названным так по числу его членов. Обыкновенно вечером, после бала или театра, молодые люди собирались вместе, говорили о новостях литературной жизни, читали стихи.

Открытый и сердечный в кругу близких по духу и убеждениям людей, Лермонтов был непримирим ко всякой неправде, к любой лжи и фальши. Он никогда не скрывал своего презрительного отношения к высшему свету, своего негодования на правительство и придворную толпу, собиравшуюся в салоне супруги министра иностранных дел Карла Нессельроде, куда сходились нити заговора против А. С. Пушкина. Презиравшие Россию иностранцы, русские «наперсники разврата», «надменные потомки известной подлостью прославленных отцов», конечно, не могли простить Лермонтову нанесенной им смертельной обиды. Была подстроена его ссора с сыном французского посланника де Барантом, по пустячному поводу вызвавшим Лермонтова на дуэль в феврале 1840 года. Сперва противники дрались на шпагах, затем стрелялись. Барант выстрелил первым и промахнулся, а Лермонтов выпустил заряд в воздух.

Слух о дуэли разнесся по Петербургу. Лермонтов был арестован и заключен под следствие в Петербургский ордонанс-гаус (офицерскую тюрьму). Здесь его посетил Белинский и провел в сердечном разговоре четыре часа с глазу на глаз. В письме к В. П. Боткину от 16-21 апреля 1840 года Белинский сообщал: «Недавно был я у него в заточении и в первый раз поразговорился с ним от души. Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура!… Я с ним спорил, и мне отрадно было видеть в его рассудочном, охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого. Я это сказал ему – он улыбнулся и сказал: „Дай Бог!“… Я с ним робок, – меня давят такие целостные, полные натуры, я перед ним благоговею и смиряюсь в сознании своего ничтожества».

23 апреля 1840 года был опубликован высочайший приказ: «Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк тем же чином». Этот армейский полк был в действующих частях армии и вел бои на Северном Кавказе. «Поручика Лермонтова» ссылали под чеченские пули. Перед отъездом Лермонтов посетил дом Карамзиных, куда собрались литературные друзья проститься с поэтом. И тут, растроганный вниманием к себе, поэт, стоя у окна и глядя на тучи, которые плыли над Летним садом и Невой, написал стихотворение «Тучи». София Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглядел всех грустным взглядом своих выразительных глаз и прочел его:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную…

Когда он кончил, глаза были влажны от слез. Тройка ждала у подъезда дома Карамзиных. Отсюда он и отправился «в сторону южную». По пути на Кавказ Лермонтов остановился в Москве и 9 мая присутствовал в доме М. П. Погодина на именинах Гоголя. Здесь были московские литераторы, профессора университета. Лермонтова просили прочесть новые стихи. Он согласился и, по воспоминаниям участников этого вечера, прочел отрывок из только что завершенной поэмы «Мцыри» – бой юноши с барсом.

Читайте также

Дуэль и смерть Пушкина.

Дуэль и смерть Пушкина.
1 января 1834 года Пушкин записал в своем дневнике: «Третьего дня я был пожалован в камер-юнкеры – что довольно неприлично моим летам». Такая придворная должность действительно давалась людям более молодого возраста. Но дело было еще и в другом:

«Смерть Поэта» и первая ссылка Лермонтова на Кавказ.

«Смерть Поэта» и первая ссылка Лермонтова на Кавказ.
Литературную известность Лермонтову принесло стихотворение «Смерть Поэта», после которого повторилось то, что было и с Пушкиным, но только в еще более ускоренном ритме. Мотив Божьего суда звучит в эпилоге

Дуэль

Дуэль
6 ч. утра. Боковая улица. Из ворот углового дома выходят трое мужчин. Лица их серьезны, строги. У одного под мышкой ящик с пистолетами. Молча направляются к автомобилю. Усаживаются. Покатили.По всем видимостям предстоит дуэль. Но что теперешние дуэли? Только курам на

2. «ТЮРЬМА И ССЫЛКА»

2. «ТЮРЬМА И ССЫЛКА»
«Тюрьма и ссылка. Из записок Искандера». Лондон. 38, Regent Square, Gray’s Jan Road. Париж, A. Franck, 96, Rue Richelieu, 1854″. 196 страниц.Эту редчайшую книгу мне выдают в Музее книги Государственной библиотеки СССР имени Ленина. В крупнейших хранилищах страны с трудом наберется

Ссылка

Ссылка
В 1820 году Пушкин отправляется в первую ссылку. Все знали, что наказан Пушкин за вольнолюбивые стихи и резкие эпиграммы. Кроме того, правительство не могло простить ему многочисленные анонимные эпиграммы, авторство их молва приписывала своему любимому поэту. Беда в

Глава IX ДУЭЛЬ

Глава IX
ДУЭЛЬ

Причины и следствия
Нельзя сказать, что поведение Пушкина в истории с роковой дуэлью было непредсказуемым. Бретерство, как состояние постоянной готовности к дуэли по любому поводу, который мог быть понятым как оскорбление или обида, в XIX веке было явлением

Тройная дуэль: Пушкин – Лермонтов – Тургенев

Тройная дуэль: Пушкин – Лермонтов – Тургенев
[1015]В 1960-х – начале 1970-х годов писателем Андреем Битовым был создан роман «Пушкинский дом», впервые изданный на Западе в 1978 году. В одной из глав романа изображена пародийная, «шутовская» дуэль между двумя

«Кавказ подо мною…»

«Кавказ подо мною…»

Это пушкинское стихотворение «Кавказ» мы знаем со школьной скамьи, восхищаясь поэтической картиной гор:

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной

«Кавказ подо мною…»

«Кавказ подо мною…»
1. Сафонов В. Александр Гумбольт. М., 1959. С. 65.2. Докучаев В. В. Учение о зонах природы. М., 1948. С. 29.3. Там же.

Знакомство

Впервые М. Ю. Лермонтов был на Кавказе, когда ему было только 5 лет (1819).

Говоря кратко о Кавказе в жизни Лермонтова, стоит отметить, что на протяжении детских лет будущий писатель и поэт побывал на Кавказе трижды.

В 10-летнем возрасте М. Ю. Лермонтов, находясь в Пятигорске, стал любоваться красотой Кавказа, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве поэта и писателя.

Встреча с Кавказом оказала влияние на творчество М. Ю. Лермонтова: его ранние стихотворения, поэма «Черкесы» (1828), поэма «Кавказский пленник» (1828), стихотворение «Прими, прими мой грустный труд» (1830), стихотворение «Кавказ» (1830), поэма «Демон» (1829-1839), поэма «Калла» (1830-1831), поэма «Аул Бастунджи» (1832-1833), поэма «Хаджи Абрек» (1833-1834).

Сражение на реке Валерик

Михаил Юрьевич прославился не только как писатель и художник, но и как доблестный боец. В 40 километрах от крепости Грозной (сейчас это город Грозный — столица Чеченской Республики) 11 июля 1840 года, во время второй ссылки Лермонтова на Кавказ, произошла известная битва на реке Валерик. В официальных бумагах тех лет он описывается как мужественный солдат, твёрдо и смело исполняющий свои обязанности.

Писатель в те времена написал стихотворение «Валерик», в котором он ни слова не говорит о своих заслугах. Также он нарисовал картину.

лермонтов ссылка на кавказ

Вторая ссылка на Кавказ

В 1838 году М. Ю. Лермонтов из Кавказа был переведен в Гродненский гусарский полк, а затем в Петербург.

После первой ссылки М. Ю. Лермонтов пишет поэму «Мцыри» (1839) и роман «Герой нашего времени» (1838-1840), где отразились впечатления М. Ю. Лермонтова о Кавказе.

Однако уже в 1840 году М. Ю. Лермонтов вновь оказывается на Кавказе. В ссылке М. Ю. Лермонтов оказался за участие в дуэли.

Готовя сообщение, невозможно не отметить, что в этот раз М. Ю. Лермонтов на Кавказе чувствовал себя не так, как в первой ссылке. Теперь писателя и поэта ничего не радовало и не интересовало: ни природа, ни гордые кавказцы, ни народное творчество.

Вернуться из ссылки М. Ю. Лермонтову не удалось: в результате участия в дуэли с Н. С. Мартыновым М. Ю. Лермонтов погиб (1841 г.).

Михаил Лермонтов

Фантастическое в творчестве:

Творческая жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была короткой, но необычайно интенсивной. Неполные четыре года, которыми измеряется зрелое творчество Лермонтова, — это время, насыщенное таким количеством значительных в личной и литературной судьбе поэта событий, что они вполне могли бы составить биографию человека, жизненный путь которого был бы вдвое длиннее. Все эти четыре года Лермонтов напряжённо работает во всех жанрах, достигая высочайших вершин и в поэзии, и в прозе.

В литературном наследии Лермонтова есть и опыт повествования в фантастическом роде. Это незавершённая повесть, известная под условным заглавием «Штосc» — последнее произведение писателя, удивительная история в одном из старых петербургских домов в Столярном переулке у Кокушкина моста. Повествование в «Штоссе» развёртывается вокруг главного героя, художника Лугина. Лугин — наделённый острым, проницательным умом трезвый аналитик, осознающий несовершенство окружающей его действительности, которую он не принимает. Это вместе с тем и человек искусства, одинокий мечтатель, романтически страдающий в поисках недостижимого идеала, наконец являющегося ему в фантастическом образе воздушной красавицы. Автограф незавершенной повести «Штосс» (рукопись обрывается на словах: «У Лугина болезненно сжималось сердце — отчаянием»

) хранится в Москве, в Государственном историческом музее. Существует черновой набросок в записной книжке, из которого следует, что Лермонтов предполагал продолжить «Штосс» и закончить его гибелью героя.

У Лермонтова, как и у других романтиков, «двоемирие» представлено в любом романтическом произведении. Реальный мир рождает уродливую, искажённую фантастичность, а фантастический, идеальный мир обнаруживает явные черты столь же исковерканного реального бытия. Например, в стихотворении «Русалка» описан идеально-фантастический мир, свободный, внутренне умиротворённый, гармоничный и прекрасный, куда попадает «витязь чужой стороны». Сближение русалки, существа идеального мира, с «витязем чужой стороны» оказывается гибельным для самой русалки. Идеал и действительность непримиримо распались и в «Морской царевне» — русалка также призывает витязя («Синие очи любовно горят…»

), но витязь отвечает на её любовь коварством. Ничто не застраховано от трагедии — ни морская царевна, ни витязь, ни фантастический прекрасный мир, ни мир человеческий.

«Жена севера», раннее стихотворение — мифологическая аллегория, в основе которой лежит якобы существовавшее древнее предание о таинственной женщине, предмете суеверного поклонения «финнов»; взгляд этой женщины считался смертельным («Кто зрел её, тот умирал»

), и смотреть на неё могли только скальды (поэты), посвящавшие ей свои вдохновения.

«Ангел» — романтичное стихотворение, повествующее о рождении нового человека, душу которого несёт ангел, чтобы воссоединить её с телом ещё до того, как ребёнок появится на свет. Во время этого загадочного ночного путешествия ангел поёт удивительную по красоте песню, отзвук которой навсегда остался в душе человека.

Поэма «Демон» — одно из самых загадочных творений Лермонтова. В основе сюжета лежит история любви духа зла к добродетельной женщине. Демон — существо могучее, исполненное ненависти, добра и любви. Страсти и среди них эрос как самая сильная страсть отличают Демона от его отечественных и европейских двойников. Страсть, ради чего не жаль жизни, происходят у героя Лермонтова из смутного, тёмного источника, связанного с демонизмом. Проблема ангельской чистоты решается созданием образа Тамары. Без неё не было бы у Демона неотразимого ореола в фантастических явлениях Демона Тамаре. Трудно сказать, кто такой герой — сатана с точки зрения христианской демонологии или же, согласно новоевропейскому литературному мифу, мятежный ангел. Это, скорее всего, фантастический образ печального ангела, изгнанного за провинность из рая, однако не подверженного злу. Поэт не высказывает оценки ему — то ли ангелу, то ли демону, защищающему свою временную земную юдоль от сверхъестественного влияния. Сам Демон так и остается «тайной», не преодолев в себе ирреальные силы, враждебные человеку, так и не раскаявшись в своем греховном поступке.

В поэме «Сашка» шутливо и как бы между строк представлена галерея разнообразных духов зла: «хромой бес»

; черт
«с рогами и когтями»
,
«дух незримый… гордый, мрачный, злой, неотразимый…»
;
«Домашний дух (по-русски домовой); как Мефистофель, быстрый и послушный»
и другие. В «Сказке для детей» с «её волшебно-тёмной завязкой» проявляется то же шутливое отношение к иерархии демонианы – в новым варианте образа Демона, но это уже иной Демон, он рисуется без героического ореола и становится персонажем петербургской повести, посвящённой истории героини, её детству и воспитанию, формированию её характера.

К осмыслению природы демонизма поэт обращается на протяжении всей жизни. Косвенно или напрямую тема присутствует также в поэмах «Азраил», «Ангел смерти», стихотворении «Мой демон», балладе «Тамара», драмах «Два брата» и «Маскарад», незавершённом произведении «Вадим».

Сказка «Ашик-Кериб» появилась благодаря художественной обработке турецкой сказки Лермонтовым для русского читателя. Сказитель и певец Ашик-Кериб, разбогатев в чужих землях, не поспевает вернуться к невесте в срок, но ему помогает Хадерилиаз – святой Георгий (довольно неожиданный персонаж в мусульманской сказке). Маленькая восточная легенда никогда не стала бы такой известной в России и славянских странах, если бы не ссылка Михаила Юрьевича Лермонтова на Кавказ, где он услышал сказку, и не его любовь к народному фольклору.

В «Фаталисте» — истории из романа «Герой нашего времени» — Лермонтов продолжает тему фатума, предопределённости, начатую ещё Пушкиным в рассказе «Выстрел». Вулич — человек, который верит в рок, в судьбу и гибнет из-за воздействия на него потусторонних сил. Печорин и Вулич — два героя, два примера лермонтовского понимания фатализма. Вулич олицетворяет покорность, непротивление, свойственные восточному менталитету. И если пистолет в первый раз у Вулича даёт осечку, то последовавшее затем убийство его пьяным казаком подтверждает мысль офицера о неизбежности рокового исхода. А позиция Печорина, по мнению В. Ф. Асмуса, — «это позиция вызова, непримиримости, безустанного отрицания»

, вера в себя. Поступки Печорина реальны, строго регламентированы, Вулич же испытывает сомнения в предчувствиях из-за доводов разума, не отвергая ничего из того, во что верит слепо, сознавая зависимость судьбы от безликих вселенских сил.

© Wind

Портреты автора:

1. Фрагмент портрета «Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837 год), выполненного П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Арсеньевой, бабушки поэта.

2. Детский портрет Лермонтова, выполненный в 1820-1822 году неизвестным художником, вероятно крепостным.

3. Фрагмент автопортрета Лермонтова (1837 год), выполненного поэтом на Кавказе.

4. Акварель К.А. Горбунова «Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка» (1841 год), последний прижизненный портрет поэта по заказу А.А. Краевского, редактора «Отечественных записок».

Существует 14 достоверных прижизненных изображений поэта и один портрет Лермонтова на смертном одре, написанный на второй день после гибели. Суждения современников о сходстве того или иного портрета с оригиналом противоречивы.

М. Лермонтов как переводчик, художник

Что мы узнали?

М. Ю. Лермонтов, который впервые был на Кавказе в возрасте 5 лет, в детские годы посещал Кавказ трижды. Это не могло не сказаться на творчестве М. Ю. Лермонтова (ранние стихотворения, «Черкесы», «Кавказский пленник», «Прими, прими мой грустный труд», «Кавказ», «Демон», «Калла», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек»). После написания стихотворения «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов был отправлен в первую ссылку на Кавказ (1837), которая положительно сказалась на писателе и поэте. Во вторую ссылку М. Ю. Лермонтов направился после участия в дуэли (1840), где он погиб в дуэли с Н. С. Мартыновым (1841).

Сочинения

Лермонтов — гениальный поэт, который сделал огромный вклад в развитие реалистического романа. Его биография началась в 1814 году в столице. Но несмотря на то, что писатель родился в Москве, и даже поступил в московский университет, в восемнадцатилетнем возрасте судьба забросила Лермонтова в Петербург. Это произошло после того, как его срезали на экзаменах. Писатель бросает учебу в столице, и в 1832 году переезжает в Петербург. Таким образом, дальнейшая его жизнь была связана с Северной столицей.

Жизнь Лермонтова в Петербурге

Попав в новый город, Лермонтов планирует поступить в петербургский университет, однако на третий курс его не берут, а предлагают начать учебу с первого. Это не устраивает Лермонтова, и по совету знакомого он поступает в школу гвардейских юнкеров, где учится с 1832 года.

Далее в биографии Лермонтова жизнь в Петербурге связана с периодом 1834-1836 гг. Так, в 1834 году он сдает экзамены и отправляется служить в Царское Село. Но это не мешает писателю часто появляться в Петербурге и быть завсегдатаем высших кругов. В этот период у Лермонтова начинается роман с Сушковой, который завершается разрывом в 1835 году.

Будучи на службе, Лермонтов не бросал писать. Он продолжал работу над стихами, в том числе написал известную драму Маскарад, которую не разрешали к печати.

Когда Лермонтов вернулся из отпуска в Тарханах, он продолжает службу, снимая квартиру в Петербурге.

В 1837 году произошел поворот в жизни молодого поэта. Пушкин был смертельно ранен на дуэли, и под впечатлением этого Лермонтов пишет стихотворение Смерть поэта. За эти стихи писатель был арестован. Но благодаря своему камердинеру Лермонтову удавалось продолжать творить. Используя сажу и спички, Лермонтов написал своего Узника и Желание.

В марте Лермонтова отправляют в ссылку на Кавказ. Таким образом писатель покинул границы Петербурга, чтобы только в декабре получить прощение и иметь возможность вернуться в Петербург. Однако его возвращение было недолгим, ведь по службе его отправляют в Гродненский полк.

Только благодаря прошению бабушки, которая обратилась к Бенкендорфу, поэта вновь переводят в Гусарский полк, где начинается следующий период жизни Лермонтова в Петербурге с 1838 по 1840 гг.

Писатель живет ярко, заводит знакомство с Карамзиными, бывает гостем у Репиных и Валуевых. В этот период жизни Лермонтова в Петербурге он пишет Песнь про купца Калашникова и много других стихотворений.

С 1839 года писатель является членом круга избранных людей русской словесности, общается с Белинским, Вяземским, Жуковским. В декабре 1839 года произведен в поручики.

Наступает 1840 год. Из-за дуэли с сыном французского посланника, писатель был взят под стражу и приказом Николая Первого переведен в Тенгинский полк. Таким образом это был последний период Лермонтова в Петербурге. В итоге он покинул Северную столицу навсегда. Его в дальнейшем ждет военная служба, литературное творчество и дуэль с Мартыновым. Эта дуэль заберет жизнь поэта, драматурга и прозаика. Произойдет это в 1841 году.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

  • Рассказ о городе назарово
  • Рассказ о всякой живности василий белов
  • Рассказ о городе набережные челны 3 класс
  • Рассказ о всякой живности белов читать
  • Рассказ о городе москва на английском