Рассказ о второстепенных чл предложения

Второстепенные члены предложения

Любое распространенное предложение состоит не только из
подлежащего и сказуемого, но и из второстепенных членов предложения. Без
второстепенных членов наша речь была бы сухой, неинтересной. Если вы хотите
совершенствоваться в письме, развивать устную речь, обращайтесь к специалистам
своего дела – педагогам из базы репетиторов CLASSROOM24.RU.

Что такое второстепенные члены предложения?

Второстепенные члены предложения – это все значимые слова в
предложении, кроме грамматической основы. К каждому из них задается вопрос –
иногда непосредственно от подлежащего или сказуемого, иногда – уже от других
членов предложения.

Другими словами, Второстепенные члены предложения поясняют
главные члены предложения или другие второстепенные члены, например:

Солнце скрылось за горою;

— главные члены: солнце скрылось;

— второстепенный член, поясняющий главный: скрылось
д е?) за горою.

Лунная дорожка подрагивала на темной глади озера.
Второстепенный член предложения темной поясняет
второстепенный член глади: подрагивала на глади
а к о й?) темной. Значения второстепенных членов
распознают по вопросам.

Как подчеркиваются второстепенные члены предложения

На письме второстепенные члены предложения подчеркивают в
зависимости от вида:

2018-05-30_22-06-47
А теперь подробнее о каждом виде второстепенных членов.

Виды второстепенных членов предложения

Второстепенные члены предложения делят на три вида: дополнения,
определения, обстоятельства
.

Второстепенные члены предложения таблица:

2019-03-03_15-31-47

Дополнение

Дополнением называется второстепенный член предложения,
который отвечает на вопросы косвенных падежей. Он обычно обозначает предмет,
выражается существительным и чаще всего зависит от сказуемого, реже — от
существительного и прилагательного:

Я принялся разводить (что?) костер.

Подбежал (к кому?) ко мне мой Трезор.

Тигр сильнее (кого?) медведя.

Представитель (ч е г о?) посольства
встретил нас
.

Грамматические значения дополнений

2019-03-04_14-11-18

Способы выражения дополнений

2019-03-04_14-14-07

Виды дополнений

Дополнения бывают прямыми и косвенными.

Прямое дополнение обозначает предмет, на который
направлено действие, обозначенное сказуемым, выраженным переходным глаголом.

Например: Я сегодня поймал было рыбку (А. С. Пушкин).
Поймал кого? рыбку. «Рыбку» — это прямое дополнение, выраженное одушевленным
существительным в форме винительного падежа. Оно управляется переходным
глаголом «поймал» (поймать кого? что?), то есть действие, обозначенное им,
переходит на предмет.

Прямое дополнение может зависеть также от слов категории
состояния (предикативных наречий):

Жалко (кого?) девочку, сиротку Феклушу (Н. Некрасов).

Мне жалко (чего?) радости былой и даже прошлых жаль (чего?)
страданий (Н. Огарев).

Прямое дополнение обычно выражается:

·
существительным в форме винительного падежа без предлога:

1. помою
(что?) миску;

2. накормила
(кого?) котёнка;

3. напишем
(что?) сообщение;

·
существительным в форме родительного падежа без предлога:

а) действие направлено на часть или
неопределенное количество предмета:

1. выпью
чего? воды;

2. поем
чего? блинов;

3. отрежу
чего? колбасы;

4. насобирал
(чего?) грибов;

б) при отрицательном сказуемом с частицей
«не»:

1. не
видел фильма;

2. не
услышал ответа;

3. несвободным
словосочетанием:

4. купила
(что?) пару перчаток;

5. приобрел
(что?) музыкальный центр.

Определение

Определение – это второстепенный член предложения, который
обозначает признак предмета (или лица) и отвечает на вопросы какой? который?
чей? Графически определение отображается волнистой линией.

Полная луна осветила все вокруг. (Луна какая? полная)

Чаще всего определение выражается именем прилагательным и
согласуется (т.е. ставится в том же роде, числе, падеже) с существительным, к
которому оно относится.

Определение показывает цвет, звук, форму предмета, выражает
чувства человека, его эмоции и впечатления от предмета.

Мы украсили елку разноцветными шарами. (шарами какими?
разноцветными)

Веселая песня звучит вдалеке. (песня какая? веселая)

Виды определений

В зависимости от способа выражения бывают согласованные и
несогласованные определения.

Согласованное определение может быть
выражено следующими формами и частями речи:

·
Полное прилагательное: интересная книга; зеленый листок; теплый пол.

·
Полное причастие : идущий человек; прочитанная газета.

·
Местоимение: чей-то пес; эта скамейка; никакой оплаты.

·
Порядковое числительное и
числительное «один»: один день; на второй неделе.

2019-03-20_23-35-30

Несогласованные определения связываются с
главным словом при помощи:

·
управления – дополнение ставится при главном слове в
определённом падеже.

Ср.: дом из камня; в
доме из камня
;

·
примыкания – дополнение является неизменяемой частью речи
или неизменяемой формой.

Ср.: яйцо всмятку; шапка набекрень; её платье.

Несогласованные определения при
прямом порядке слов стоят после главного слова. Исключение составляют
притяжательные местоимения его, её, их, которые занимают положение
перед главным словом.

2019-03-20_23-36-45

Поскольку несогласованные определения могут выражаться
различными частями речи, к которым можно задать соответствующие морфологические
вопросы (ср.: мебель (какая? / из чего?) из берёзы;
стремление
(какое? / что сделать?) увидеть; поворот (какой?
/ куда?) налево), то иногда бывает достаточно сложно разграничить
несогласованные определения и дополнения, обстоятельства.

Способы разграничения несогласованных определений и дополнений,
обстоятельств

Многие (но не все!) несогласованные определения можно
заменить согласованными определениями.

Ср.: кофта мамы – мамина кофта;
платье в клетку – клетчатое платье; ваза из
хрусталя – хрустальная ваза;
приказ командира – командирский приказ; девочка трёх лет – трёхлетняя девочка;
отношения дружбы – дружеские отношения;
решение суда – судебное решение; лодка с
парусом – парусная лодка.

Обратите внимание! Далеко не всегда несогласованные
определения можно заменить согласованными определениями (баночка из-под
крема, юбка в складку, желание познать, поворот налево). Поэтому
отсутствие замены ещё не свидетельствует о том, что данная форма не является
определением.

Определение указывает на признак, тогда как дополнение
указывает на объект.

Например:
Мужчина шёл с чемоданом.
Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом.

В первом предложении (Мужчина шёл с чемоданом)
дополнение с чемоданом относится к глаголу-сказуемому (определение не
может относиться к глаголу!) и указывает на объект действия подлежащего. Во
втором предложении (Я встала в очередь за мужчиной с
чемоданом) та же форма с чемоданом является определением, поскольку
«чемодан» является не объектом, а признаком, по которому данного мужчину можно
отличить от другого мужчины.

То же самое можно продемонстрировать на примерах: дама в
шляпке; человек большого ума; блузка в горошек. Наличие «шляпки» –
отличительный признак дамы; наличие «большого ума» – отличительный признак
человека; наличие «горошка» на блузке – отличительный признак блузки.

Если в предложении существительное с предлогом или наречие
относятся к глаголу и являются обстоятельством, то при существительном они
обычно становятся несогласованным определением, указывая на признак предмета по
положению в пространстве, по времени, по цели, по причине и др.

Ср.: Скамейка стоит (где?) у дома.
– На скамейке (какой?) у дома сидели три
подружки; Мы вошли (куда?) в зал. – Вход (какой?) в
зал был закрыт.

Наиболее частотными формами и значениями несогласованных
определений являются следующие:

2019-03-20_23-43-01

Приложение

Приложение — это особый вид определения. Оно выражается
существительным, которое ставится в том же роде, числе и падеже, что и
определяемое существительное: утёс-великан, утёса-великана,
утёсом-великаном. Приложения могут обозначать:

профессию: лётчик-космонавт;

национальность: проводник-индус,

собственные имена предметов неодушевлённых: река Амур, город
Хабаровск;

различные качества предмета: весна-красавица;

возраст: возница-старик.

В качестве приложений могут использоваться различные имена
собственные (названия литературных, музыкальных и т.д. произведений,
журналов, газет и т.п.). Такие приложения называются несогласованными и
заключаются в кавычки.

При изменении определяемого слова по падежам эти приложения
не изменяются: роман «Война и мир», романом «Война и мир», о романе «Война
и мир».

Обстоятельство

Обстоятельство — это второстепенный член предложения,
обозначающий признак действия или другого признака:

Очень звонко пел в небе жаворонок.

Обстоятельство отвечает на вопросы где? куда?
зачем? почему? как? Обычно обстоятельство относится к сказуемому, реже — к
другим членам предложения. Обстоятельство как зависимое слово в
словосочетании связывается с главным словом по способу примыкания или
управления. Обстоятельственные значения могут выражаться разными
частями речи, а также оборотами.

Способы выражения обстоятельств

2019-03-20_23-51-37

Виды обстоятельств

Вид обстоятельства определяется по вопросам.

2019-03-20_23-54-47

Обратите внимание!

Обстоятельства очень часто выражаются существительными в
косвенном падеже с предлогом или без предлога. К любому существительному (как
части речи) можно задать падежный вопрос. Однако синтаксический вопрос и
морфологический вопрос могут не совпадать.

Ср.: Я восхищаюсь их (чем?) мужеством. – Он пошёл (как?)
неспешным шагом; Я (как? подобно кому?) волком бы выгрыз бюрократизм;

Иногда обстоятельство может совмещать несколько значений или
характеризовать обстановку, ситуацию в целом (в этом случае обстоятельство
обычно обозначаетсостояние природы, погоды, окружающей среды и т.п.).

Например: Берег весело зеленеет на солнце (Чехов). К
обстоятельству на солнце очень трудно задать один из названных выше вопросов
(где? когда? при каком условии?). Наиболее точным будет вопрос в какой
ситуации? в какой обстановке?

Такие обстоятельства часто называют обстоятельствами
обстановки (ситуации). Наиболее регулярно такое значение выражают формы: в
тишине, при свете, во мгле, в дыму, в тумане, на ветру, на солнышке, среди
тишины и т.п.

С первого взгляда может показаться, что усвоить всю
информацию о второстепенных членах предложения сложно. Но стоит только вникнуть
в наш статью, внимательно прочитать примеры. После прочтения вы поймете
важность дополнений, определений и обстоятельств, ведь без них могучий русский
язык не был бы столь богатым и многогранным.

Видеоурок по теме

Лучше усвоить урок вам поможет это видео:

Упражнения на второстепенные члены предложения

Упражнения Вы сможете найти в другой нашей статье здесь.

Источники:

О проекте

Опорные конспекты

https://russkiiyazyk.ru

https://budu5.com

Второстепенные члены поясняют подлежащее и сказуемое или другие члены предложения и связаны с ними подчинительной связью.

Чтобы понять, что такое второстепенные члены предложения в русском языке, напомним, что грамматическим и смысловым ядром предложения является главные члены — подлежащее и сказуемое, которые составляют его грамматическую основу.

Если в высказывании имеются только главные члены предложения, такое предложение является нераспространенным, например:

Зима.

Наступила зима.

Пришла зима.

Завьюжила зима.

Что такое второстепенные члены предложения?

В предложении могут быть второстепенные члены, которые поясняют подлежащее и сказуемое, а также другие члены предложения. Они зависят от главных и других членов предложения, от которых к ним задаются соответствующие синтаксические вопросы, например:

Зима заводит с маем долгий разговор (Джеймс Фенимор Купер. Шпион).

  • (что?) зима — подлежащее;
  • зима (что делает?) заводит разговор (разговаривает) — простое глагольное сказуемое;
  • заводит разговор (с чем?) с маем — дополнение; подчинительная связь управления;
  • разговор (какой?) долгий — определение, подчинительная связь согласования.

Предложение, в котором, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены, является распространенным.

Дадим определение, что такое второстепенные члены предложения.

Определение

Второстепенные члены предложения — это члены предложения, грамматически зависящие от других членов предложения, поясняющие их и связанные с ними подчинительной связью согласования, управления или примыкания.

Главные и второстепенные члены предложения

Виды второстепенных членов

По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на следующие виды:

  • определение
  • дополнение
  • обстоятельство.

В предложении определения поясняют подлежащее и другие члены предложения. Дополнение и обстоятельство принадлежат сказуемому, зависят от него и поясняют его.

Таблица

Название Что обозначает Вопрос От какого члена предложения зависит Способ выражения
Определение Признак предмета Какой?
Чей?
от подлежащего, дополнения или обстоятельства Существительное
Прилагательное
Местоимение
Порядковое числительное
Причастие
Дополнение Предмет Кого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
от сказуемого Существительное
Местоимение
Количественное числительное
Обстоятельство Место, время, способ действия и т.д. Где? Когда?
Как? Каким образом? и др.
от сказуемого Наречие
Существительное с предлогом
Глагол
Деепричастие

Определение

Определение — это второстепенный член предложения, который имеет общее значение признака, отвечает на вопросы какой? который? чей? и относится к слову с предметным значением.

Полная луна плыла по ясному безоблачному небу (В. Арсеньев).

  • луна (какая?) полная
  • по небу (какому?) ясному, безоблачному.

Указанные определения полностью совпадают в числе, роде и падеже с определяемыми словами, поэтому называются согласованными определениями.

Несогласованные определения связываются с главным словом подчинительной связью управления или примыкания. Они выражаются следующими частями речи и их формами:

1. существительным в косвенном падеже с предлогом и без него

  • совет (чей?) учителя;
  • список (какой?) группы;
  • ветка (чья?) березы;
  • шапка (какая?) с козырьком;
  • платье (какое?) в полоску;

2. притяжательным местоимением 3 лица (его, её, их)

  • его лицо — лицо (чье?) его;
  • её радость — радость (чья?) её;
  • их заботы — заботы (чьи?) их;

3. наречием

  • взгляд исподлобья;
  • борщ по-украински;
  • парк напротив;
  • улица наискосок;

4. формой сравнительной степени прилагательного

  • чай покрепче;
  • мальчик постарше;
  • девчушка посмелее;

5. инфинитивом

  • надежда отдохнуть;
  • желание прилечь;
  • время действовать;

6. нечленимым словосочетанием

  • ребенок шести лет;
  • товары повседневного спроса;
  • дом в трех шагах;
  • добрейшей души женщина.

Дополнение

Дополнение принадлежит к составу сказуемого в предложении.

Дополнение — это второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей.

Например:

  • накормила (кого?) малыша;
  • выпила (чего?) сока;
  • добавлю (к чему?) к хлебу;
  • отдам (кому?) товарищу;
  • взялся (за что?) за перила;
  • горжусь (кем?) дочерью;
  • озабочен (чем?) препятствиями;
  • думаю (о чём?) о работе;
  • расскажу (о ком?) о собаке.

От того, в какой падежной форме находится дополнение и управляет им переходный или непереходный глагол, различают прямое и косвенное дополнение.

Я лёг на снег и закрыл (что?) глаза (Вениамин Каверин. Два капитана).

Глаза — прямое дополнение, выраженное существительным в форме винительного падежа без предлога.

Мы увлекаемся (чем?) катанием на коньках.

Катанием — косвенное дополнение, выраженное формой творительного падежа существительного.

Обстоятельство. Виды обстоятельств

Обстоятельство принадлежит к составу сказуемого в предложении. Чаще оно поясняет сказуемое, но может относиться и к другим второстепенным членам предложения.

Определение

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.

(Где?) На мхах, под деревьями лежала седая роса, густо пахло прелой листвой и вешней водой (И.  Соколов-Микитов).

Обстоятельства делятся на основные виды:

1. образа действия (как? каким образом?)

Ленивые крупные хлопья снега (как?) бесшумно скользили мимо окна (В. Тендряков).

Шел он (как?) медленно, вперевалку (А. Гайдар).

2. меры и степени (в какой степени?)

До вечера оставалось не более получаса, а заря едва-едва (в какой степени?) зажигалась (И. С. Тургенев).

В первый раз голос у неё немного (в какой степени?) дрогнул (В. Каверин).

3. обстоятельства места (где? куда? откуда?)

Снег висел (где?) на деревьях, лежал (где?) на крыше караульного помещения (Анатолий Рыбаков. Прах и пепел).

Анна Васильевна робко шагнула (куда?) к дубу (Ю. Нагибин).

Отсюда (откуда?), сверху, открывался великолепный вид во все стороны (В. Арсеньев).

4. обстоятельства времени (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)

(Когда?) Сегодня я должен буду дать свое слово безвозвратно (Ф. М. Достоевский. Идиот).

Я всё шел и уже собирался было прилечь где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. С. Тургенев).

(С каких пор?) С самого утра небо ясно (И. С. Тургенев).

5. обстоятельства условия (при каком условии?)

Начнем собрание  (при каком условии?) при наличии большинства.

(При каком условии?) При желании всего можно добиться.

Он выполнит это поручение (при каком условии?) в случае договоренности с поставщиками.

6. обстоятельство причины (почему? отчего? по какой причине?)

Сенокос запоздал (отчего?) из-за дождей (К. Паустовский).

Она боялась, что книги погибнут (почему?) от сырости (И. Эренбург).

Прихватим с собой в дорогу зонтики (по какой причине?) на случай дождя.

7. обстоятельство цели (зачем? с какой целью? для чего?)

Шагал по мокрой дороге седой старик. Шагал (с какой целью?) покосить травы коровёнке (В. Шукшин).

(Для чего?) Для укрепления здоровья следует проводить закаливающие водные процедуры.

Хозяин дома вышел на крыльцо (с какой целью?) встретить гостей.

8. обстоятельство уступки обозначает, вопреки чему совершается действие, и отвечает на вопросы: вопреки чему? несмотря на что?

В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло (И. С. Тургенев).

Повезло (вопреки чему?) вопреки ожиданиям.

Видеоурок «Роль второстепенных членов в предложении»

Тест

Второстепенные члены предложения – что это такое и зачем они нужны – объясняю тему понятным языком

Определение, обстоятельство, дополнение.

2 602

Второстепенные члены предложения – что это такое

Второстепенными членами мы называем такие члены предложения, без которых оно вполне может быть. Например, вот я говорю: «Я читаю» – ни одного второстепенного члена. А предложение есть, логичное и понятное.

Три типа второстепенных членов в русском языке

Давайте познакомимся с каждым из них по отдельности.

Определения

Мы опознаем их по двум вопросам: какой и чей. Например:

  1. Я купил своей дочери белое платье. Платье (какое?) белое.
  2. Мы увидели в поле очень много мышиных нор. Нор (чьих?) мышиных.

Почему этот член предложения так называется? Смотрите, когда предмет «определён» – мы его точно не спутаем ни с каким другим. Например, дом может быть каким угодно, а вот кирпичный дом – это уже более узкая категория. Мой дом – еще более узкая.

Определения бывают двух типов:

  1. Согласованные. Это такие, которые меняются вместе с главным словом. Например: зеленая трава – зеленой траве – зеленые травы – зеленым травам. Вот я меняю главное слово «трава» и зависимое определение «зеленая» тоже меняется. Значит, оно согласованное.
  2. Несогласованные. Они не меняются, как бы я ни менял главное слово. Смотрите: платье в горошек – о платье в горошек, платья в горошек, в платьях в горошек. Как ни изворачивай «платье», в какое число его ни ставь – определение «в горошек» не меняется. А это именно определение, потому что оно отвечает на вопрос «какой»: платье (какое?) в горошек.

Дополнения

Это такие слова, которые обычно обозначают предметы и отвечают на вопросы косвенных падежей.

Если вы до сих пор не знаете, что такое косвенные падежи, и путаете к ним вопросы, прочитайте мою статью на эту тему. Она маленькая, но в ней много примеров и хороших запоминалочек. Если лень читать – смотрите видео. Оно тоже моё:

Дополнения делятся на две группы:

  1. Прямые – когда слово стоит в винительном падеже и при нем отсутствует предлог. То есть действие направляется на какой-то предмет «напрямую»: «Я дою корову», «Я пью чай», «Бабушка сажает картошку».
  2. Косвенные – все остальные. Когда слова стоят в других падежах, когда между главным и зависимым словом есть предлоги и так далее: «Я пишу карандашом» (не прямое, потому что тут творительный падеж), «Я смотрю в окно» (падеж винительный, но есть предлог).

Обстоятельства

Они обозначают «обстоятельства» того или иного действия. То есть в каком месте произошло действие, в какое время, по какой причине, с какой целью. Их можно опознать по специфическим вопросам:

  1. Ребенок идет (куда?) в детский сад.
  2. Я живу (где?) в Приднестровье.
  3. Учебу отменили (почему?) из-за мороза.
  4. Я хочу стать программистом (зачем?) ради славы.

Подробнее читайте в отдельной статье про обстоятельства.

Что значит сложное слово «синкретизм»

Синкретизм второстепенных членов – это когда одно и то же слово можно отнести к двум разным второстепенным членам. Примеры:

  1. Учебу отменили (почему?) из-за мороза – обстоятельство.
  2. Учебу отменили (из-за чего?) из-за мороза – дополнение.
  3. Человек (какой?) с седыми волосами – несогласованное определение.
  4. Человек (с чем?) с седыми волосами – дополнение.

В школе обычно не заморачиваются, ученики могут выделять второстепенные члены и так, и так, оба варианта будут правильными. Предложения для синтаксического разбора обычно подбираются такие, где спорные случаи отсутствуют.

Но надо все же помнить вот про какие моменты:

  1. Определения зависят от подлежащих.
  2. Обстоятельства и дополнения зависят от сказуемых.

Поэтому «человек с седыми волосами» – это определение. Оно ведь зависит от подлежащего: «человек (какой?)».

По поводу различия дополнений и обстоятельств – думайте, что хотел сказать автор. Если он хотел сказать об обстоятельствах какого-то действия, то лучше выделять как обстоятельство. Например: «Учебу отменили из-за мороза». Тут очевидно значение причины, автор хочет сказать о причине отмены учебы. Поэтому лучше выделить как обстоятельство.

Дополнения же обычно обозначают просто предметы, а не обстоятельства. Причем предметы трех типов:

  1. Которыми что-то делают: пишу карандашом, копаю лопатой, взбиваю блендером, режу ножом.
  2. С которыми что-то делают: читаю книгу (я ее читаю, делаю с ней что-то), дою корову (делаю что-то с коровой), завариваю чай (делаю что-то с чаем).
  3. Для которых что-то делают: помогаю брату, читаю дочери, сыплю корм хомячку.

Зачем нужны второстепенные члены

Чтобы распространять предложения. Если в предложении будет хотя бы один второстепенный член, то он сразу станет распространенным:

  1. Я бегаю – нераспространенное.
  2. Я бегаю по кругу – распространенное.

Ну и, понятное дело, они нужны, чтобы точнее передавать мысли, делать нашу речь более красивой и выразительной.

Какие они бывают

Обособленные – то есть выделенные запятыми с обеих сторон. Вот главные члены предложения обособленными никогда не бывают, а второстепенные – очень даже:

  1. Я шел по улице, думая о своем прошлом, и не мог заставить себя улыбнуться – обособленное обстоятельство «думая о своем прошлом». Обособлено оно потому, что выражено деепричастным оборотом.
  2. Но люди, злые и упрямые, не могли понять его чувств. Тут обособлены определения, потому что их сразу два.
  3. В гости ко мне пришли все, за исключением Юры. Обособленное дополнение «за исключением Юры».

Распространенные. Это когда у второстепенного члена есть какие-то зависимые слова. Зависимые слова – это такие, к которым можно задать вопрос от главных. Распространяются чаще всего причастия и деепричастия. А результатом этого становятся причастные и деепричастные обороты:

  1. Мы молчали, глядя на небо. Глядя (на что?) на небо – я распространил деепричастие и получил деепричастный оборот.
  2. Мне не хотелось думать о забытых мною друзьях. О забытых (кем?) мною – распространяю причастие и получаю причастный оборот.

Однородные. Но такими могут быть и главные члены. У меня уже была статья про однородность, не хочу повторяться.

Полезные материалы по теме

Подписывайтесь на мою рассылку. Я буду присылать вам на почту новые и лучшие статьи по русскому языку.

Посмотрите три подборки с курсами. Я распределил в них учебные программы, которые помогают готовиться к проверочным работам и экзаменам. Они позволят вам учиться, не выходя из дома.

  • Курсы подготовки к ЕГЭ.
  • Подготовка к ОГЭ.
  • Подготовка к ВПР.

Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Была ли эта публикация полезна, помогла ли она вам разобраться во второстепенных членах. Если вам что-то не нравится – смело говорите об этом, я буду вносить правки.

Спасибо.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Сейчас вы уже хорошо знаете главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. И предложение может состоять только из них. Или даже лишь из одного из них. Об этом мы с вами говорили, когда только-только начинали знакомиться с предложением.

Но если бы предложение всегда строилось лишь из главных членов, то наша речь была бы слишком скучной и однообразной.

Поэтому чаще всего в предложении, помимо главных членов, есть еще и другие – второстепенные. Подробнее мы разберем их позже, а сейчас только познакомимся с их ролью в предложении.

Главные и второстепенные члены предложения. Схема
Члены предложения

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые поясняют, дополняют или уточняют главные или другие второстепенные слова.

Например:

В бывшем кабинете деда был незапертый книжный шкаф.

В этом предложении главные слова – «книжный шкаф был». А теперь давайте разберем, для чего же нам нужны все оставшиеся слова:

  • Книжный шкаф (какой?) незапертый. Здесь слово «незапертый» поясняет подлежащее.
  • Был (где?) в кабинете. Слова «в кабинете» поясняют сказуемое.
  • В кабинете (кого?) деда и кабинете (каком?) бывшем. Эти слова поясняют другие второстепенные члены.
Разбор предложения "В бывшем кабинете деда был незапертый книжный шкаф".

А теперь давайте сравним отрывок из «Сказки о царе Салтане» с второстепенными членами предложения и без них:

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Звезды блещут,
Волны хлещут;
Туча идет,
Бочка плывет.

Наш вольный вариант этого отрывка состоит только из главных членов предложения. Заметили, насколько живописнее вариант Александра Сергеевича?

Нераспространенные предложения

Но все же главных членов вполне достаточно для того, чтобы образовать полноценное предложение. Поэтому такие предложения все же существуют. И называем мы их нераспространёнными.

Нераспространённое предложение – это предложение, состоящее только из главных членов. Оно может состоять как из подлежащего и сказуемого, так и только из подлежащего или только из сказуемого.

Примеры нераспространенных предложений:
Ночь.
Похолодало.
Наступила ночь.
Примеры нераспространенных предложений

Распространённые предложения

Если же в предложении, помимо подлежащего и сказуемого, есть хотя бы один второстепенный член, то такое предложение уже распространено.

Распространённое предложение – это предложение, в котором есть хотя бы один второстепенный член.

Неожиданно похолодало.

Наступила теплая летняя ночь.

Похолодало (как?) неожиданно.

Ночь (какая?) теплая летняя.

Примеры распространённых предложений

Как сделать нераспространённые предложения распространёнными с помощью второстепенных членов? Чтобы узнать это, посмотрите видеоурок.

Обновлено: 10.01.2023

Какие второстепенные члены встречаются в предложениях

Второстепенные члены предложения — такие члены предложения, которые поясняют и дополняют сведения главных и других второстепенных членов предложения.

В составе предложения выделяют главные и второстепенные члены. К главным относятся подлежащее и сказуемое, к второстепенным — дополнения, обстоятельства, определения.

Второстепенные члены предложения дополняют, уточняют, распространяют информацию, которую передают сказуемое и подлежащее.

Для того чтобы понять, какой вид второстепенного члена перед вами, стоит найти слово, от которого он зависит. То есть, схема поиска следующая:

  1. Смотрим на предложение, выделяем главные члены (подлежащее и сказуемое).
  2. Задаем от главных членов вопрос к другим частям предложения.
  3. Выделяем некоторые второстепенные члены.
  4. Если не все члены разобраны, нужно попробовать задать вопрос уже не от главных, а от второстепенных членов. Нередко они зависят друг от друга.
  5. Подчеркнуть все члены соответствующими линиями.

Что такое дополнение

Дополнение — второстепенный член предложения, обозначающий предмет, отвечает только на вопросы косвенных падежей существительных.

Дополнения находятся в зависимости от тех членов предложения, которые выражены причастиями, глаголами, деепричастиями: танцую с девушкой; танцующий с девушкой; танцуя с девушкой.

Иногда дополнение может проявлять зависимость от членов предложения, которые выражены отглагольными существительными, а также прилагательными.

Дополнение выражается теми же частями речи, что и подлежащее. То есть:

  • существительным, а также местоимением без предлога, в форме косвенного падежа (мне не ведом страх; я со страхом распечатал письмо);
  • инфинитивом (никто не просил ее говорить), числительным (поделите на десять);
  • сочетание существительное + числительное в родительном падеже (хочу купить пять пар чулок);
  • фразеологизмом (перестань бить баклуши!).

Выделяют два вида дополнений: прямые и косвенные.

Что такое определение

Определение зависит от членов предложения, которые выражены существительными, местоимениями. Подчеркивается при разборе волнистой линией.

Я пришел (какой?) раззадоренный; Он стоял (какой?) молчаливый.

В русском языке выделяют два вида определений: согласованные и несогласованные.

Происходит полное согласование главного и зависимого компонентов в роде, числе и падеже.

Что такое обстоятельство

Чаще всего выражено:

  1. Деепричастием (стоял отвернувшись).
  2. Инфинитивом (пришел покурить).
  3. Наречием (держал крепко).
  4. Существительным в косвенном падеже с предлогом и без него (жил в деревне).
  5. Местоимением (прибыл туда).

Основной функцией обстоятельства можно считать пояснительную. Так обстоятельство поясняет глаголы (идти на работу), прилагательные (крайне грустный), наречия (слишком медленно). Подчеркивается при разборе как _._._._

В русском языке существует следующая классификация видов обстоятельств:

По какой причине?

В какой степени?

Несмотря на что?

Что такое приложение и когда оно обособляется

Приложение — разновидность определения, которая выражена существительным, характеризует предмет.

Выделенные части являются приложениями, они дополняют, характеризуют слово, к которому относятся. Подчеркивается волнистой линией при разборе.

Приложение находит свое выражение через:

Трудны случаи постановки знаков препинания при приложении, рассмотрим правило.

Помимо главных членов, в предложении, как правило, присутствуют и второстепенные. Они служат для пояснения основной информации, выраженной главными членами.

Какие второстепенные члены встречаются в предложениях

Чаще всего выделяют три второстепенных члена предложения: дополнение, определение и обстоятельства. Предложения, в которых есть хотя бы один второстепенный член, называют распространенными. В таблице приведены вопросы, способы выражения и примеры различных второстепенных членов предложения.

дополнение

Вопросы косвенных падежей

Он рассказал мне.

определение

Какой? Чей? Который по счету?

Прилагательное, причастие, местоимение, числительное порядковое и т.д.

Веселые сверкающие глаза ее блестели.

Я живу на втором этаже.

У нее есть юбка в клетку.

обстоятельство

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Наречие, деепричастие, существительное с предлогом

Мы свернули вправо.

На крыше живут голуби. Он бежал, подпрыгивая.

Обособление второстепенных членов предложения

Второстепенные члены могут обособляться. Обособление – это выделение знаками препинания, обычно запятыми. Эта тема изучается в 8 классе, так как она требует достаточно развитого синтаксического мышления.

Обособленное определение

Чаще всего в предложении можно встретить обособленное определение.

  • относящиеся к личному местоимению (А он, мятежный, просит бури);
  • распространенные определения (прилагательное или причастие с зависимыми словами: Дом, стоявший у реки, был ничей), если стоят после определяемого слова;
  • два и более однородных определений, если стоят после определяемого существительного (Это был Вася, живой и здоровый);
  • которые имеют дополнительное значение причины или уступки (Усталый, Трофимов все же шел дальше).

Что такое приложение и когда оно обособляется

Приложение — это определение, выраженное существительным, обычно согласованным: девушки-красавицы; приложение — красавицы.

Приложение можно перефразировать в обычное определение: красивые девушки.

Приложения обособляются по тому же самому правилу, что и определения.

Обособленные обстоятельства

Чаще всего встречающиеся обособленные второстепенные члены предложения – это обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами. Они выделяются запятыми вне зависимости от того, где они стоят.

Если деепричастный оборот является фразеологизмом, запятые не нужны: Он работал спустя рукава.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали, что помимо главных предложения – подлежащего и сказуемого, в предложениях есть и второстепенные члены – дополнение, определение, обстоятельство. Определить принадлежность второстепенного члена предложения можно, поставив к нему вопрос. Также мы узнали о том, как обосабливаются второстепенные члены предложения.

Второстепенные чле­ны пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое или дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния и свя­за­ны с ними под­чи­ни­тель­ной связью.

Чтобы понять, что такое вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния, напом­ним, что грам­ма­ти­че­ским и смыс­ло­вым ядром пред­ло­же­ния явля­ет­ся глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, кото­рые состав­ля­ют его грам­ма­ти­че­скую осно­ву.

Если в выска­зы­ва­нии име­ют­ся толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным, например:

Что такое второстепенные члены предложения?

В пред­ло­же­нии могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, кото­рые пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, а так­же дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния. Они зави­сят от глав­ных и дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, от кото­рых к ним зада­ют­ся син­так­си­че­ские вопро­сы, например:

Зима заво­дит с маем дол­гий раз­го­вор (Джеймс Фенимор Купер. Шпион).

  • (что?) зима — подлежащее;
  • зима (что дела­ет?) заво­дит раз­го­вор (раз­го­ва­ри­ва­ет) — про­стое гла­голь­ное сказуемое;
  • заво­дит раз­го­вор (с чем?) с маем — допол­не­ние; под­чи­ни­тель­ная связь управ­ле­ния;
  • раз­го­вор (какой?) дол­гий — опре­де­ле­ние, под­чи­ни­тель­ная связь согла­со­ва­ния.

Предложение, в кото­ром, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, явля­ет­ся распространенным.

Дадим опре­де­ле­ние, что такое вто­ро­сте­пен­ные чле­ны предложения.

Второстепенные чле­ны пред­ло­же­ния — это чле­ны пред­ло­же­ния, грам­ма­ти­че­ски зави­ся­щие от дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, пояс­ня­ю­щие их и свя­зан­ные с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или примыкания.

Главные и второстепенные члены предложения

Виды второстепенных членов

По грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ям вто­ро­сте­пен­ные чле­ны делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ния пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния. Дополнение и обсто­я­тель­ство при­над­ле­жат ска­зу­е­мо­му, зави­сят от него и пояс­ня­ют его.

Таблица

Название Что обо­зна­ча­ет Вопрос От како­го чле­на пред­ло­же­ния зави­сит Способ выра­же­ния
Определение Признак пред­ме­та Какой?
Чей?
от под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обстоятельства Существительное
Прилагательное
Местоимение
Порядковое числительное
Причастие
Дополнение Предмет Кого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
от ска­зу­е­мо­го Существительное
Местоимение
Количественное числительное
Обстоятельство Место, вре­мя, спо­соб дей­ствия и т.д. Где? Когда?
Как? Каким обра­зом? и др.
от ска­зу­е­мо­го Наречие
Существительное с предлогом
Глагол
Деепричастие

Определение

Определение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый име­ет общее зна­че­ние при­зна­ка, отве­ча­ет на вопро­сы какой? кото­рый? чей? и отно­сит­ся к сло­ву с пред­мет­ным значением.

Полная луна плы­ла по ясно­му без­об­лач­но­му небу (В. Арсеньев).

  • луна (какая?) пол­ная
  • по небу (како­му?) ясно­му, без­об­лач­но­му .

Указанные опре­де­ле­ния пол­но­стью сов­па­да­ют в чис­ле, роде и паде­же с опре­де­ля­е­мы­ми сло­ва­ми, поэто­му назы­ва­ют­ся согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Несогласованные опре­де­ле­ния свя­зы­ва­ют­ся с глав­ным сло­вом под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния или при­мы­ка­ния. Они выра­жа­ют­ся сле­ду­ю­щи­ми частя­ми речи и их формами:

1. суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном паде­же с пред­ло­гом и без него

  • совет (чей?) учи­те­ля ;
  • спи­сок (какой?) груп­пы ;
  • вет­ка (чья?) бере­зы ;
  • шап­ка (какая?) с козырь­ком ;
  • пла­тье (какое?) в полос­ку ;

2. при­тя­жа­тель­ным место­име­ни­ем 3 лица (его, её, их)

  • его лицо — лицо (чье?) его ;
  • её радость — радость (чья?) её ;
  • их забо­ты — забо­ты (чьи?) их ;

3. наре­чи­ем

  • взгляд испод­ло­бья ;
  • борщ по-украински ;
  • парк напро­тив ;
  • ули­ца наис­ко­сок ;

4. фор­мой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни прилагательного

  • чай покреп­че ;
  • маль­чик постар­ше ;
  • дев­чуш­ка посме­лее ;

5. инфи­ни­ти­вом

  • надеж­да отдох­нуть ;
  • жела­ние при­лечь ;
  • вре­мя дей­ство­вать ;

6. нечле­ни­мым словосочетанием

  • ребе­нок шести лет ;
  • това­ры повсе­днев­но­го спро­са ;
  • дом в трех шагах ;
  • доб­рей­шей души жен­щи­на.

Дополнение

Дополнение при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го в предложении.

Дополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий пред­мет и отве­ча­ю­щий на вопро­сы кос­вен­ных падежей.

Например:

  • накор­ми­ла (кого?) малы­ша ;
  • выпи­ла (чего?) сока ;
  • добав­лю (к чему?) к хле­бу ;
  • отдам (кому?) това­ри­щу ;
  • взял­ся (за что?) за пери­ла ;
  • гор­жусь (кем?) доче­рью ;
  • оза­бо­чен (чем?) пре­пят­стви­я­ми ;
  • думаю (о чём?) о рабо­те ;
  • рас­ска­жу (о ком?) о соба­ке .

От того, в какой падеж­ной фор­ме нахо­дит­ся допол­не­ние и управ­ля­ет им пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный гла­гол, раз­ли­ча­ют пря­мое и кос­вен­ное дополнение.

Я лёг на снег и закрыл (что?) гла­за (Вениамин Каверин. Два капитана).

Глаза — пря­мое допол­не­ние, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без предлога.

Мы увле­ка­ем­ся (чем?) ката­ни­ем на коньках.

Катанием — кос­вен­ное допол­не­ние, выра­жен­ное фор­мой тво­ри­тель­но­го паде­жа существительного.

Обстоятельство. Виды обстоятельств

Обстоятельство при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии. Чаще оно пояс­ня­ет ска­зу­е­мое, но может отно­сить­ся и к дру­гим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам предложения.

Обстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий при­знак дей­ствия или дру­го­го признака.

(Где?) На мхах, под дере­вья­ми лежа­ла седая роса, густо пах­ло пре­лой лист­вой и веш­ней водой (И. Соколов-Микитов).

Обстоятельства делят­ся на основ­ные виды:

1. обра­за дей­ствия (как? каким обра­зом?)

Ленивые круп­ные хло­пья сне­га (как?) бес­шум­но сколь­зи­ли мимо окна (В. Тендряков).

Шел он (как?) мед­лен­но , впе­ре­вал­ку (А. Гайдар).

2. меры и сте­пе­ни (в какой сте­пе­ни?)

До вече­ра оста­ва­лось не более полу­ча­са, а заря едва-едва (в какой сте­пе­ни?) зажи­га­лась (И. С. Тургенев).

В пер­вый раз голос у неё немно­го (в какой сте­пе­ни?) дрог­нул (В. Каверин).

3. обсто­я­тель­ства места (где? куда? отку­да?)

Снег висел (где?) на дере­вьях , лежал (где?) на кры­ше кара­уль­но­го поме­ще­ния (Анатолий Рыбаков. Прах и пепел).

Анна Васильевна роб­ко шаг­ну­ла (куда?) к дубу (Ю. Нагибин).

Отсюда (отку­да?), свер­ху , откры­вал­ся вели­ко­леп­ный вид во все сто­ро­ны (В. Арсеньев).

4. обсто­я­тель­ства вре­ме­ни (когда? как дол­го? с каких пор? до каких пор?)

(Когда?) Сегодня я дол­жен буду дать свое сло­во без­воз­врат­но (Ф. М. Достоевский. Идиот).

Я всё шел и уже соби­рал­ся было при­лечь где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. С. Тургенев).

(С каких пор?) С само­го утра небо ясно (И. С. Тургенев).

5. обсто­я­тель­ства усло­вия (при каком усло­вии?)

Начнем собра­ние (при каком усло­вии?) при нали­чии боль­шин­ства .

(При каком усло­вии?) При жела­нии все­го мож­но добиться.

Он выпол­нит это пору­че­ние (при каком усло­вии?) в слу­чае дого­во­рен­но­сти с поставщиками.

6. обсто­я­тель­ство при­чи­ны (поче­му? отче­го? по какой при­чине?)

Сенокос запоз­дал (отче­го?) из-за дождей (К. Паустовский).

Она боя­лась, что кни­ги погиб­нут (поче­му?) от сыро­сти (И. Эренбург).

Прихватим с собой в доро­гу зон­ти­ки (по какой при­чине?) на слу­чай дождя .

7. обсто­я­тель­ство цели (зачем? с какой целью? для чего?)

Шагал по мок­рой доро­ге седой ста­рик. Шагал (с какой целью?) поко­сить тра­вы коро­вён­ке (В. Шукшин).

(Для чего?) Для укреп­ле­ния здо­ро­вья сле­ду­ет про­во­дить зака­ли­ва­ю­щие вод­ные процедуры.

Хозяин дома вышел на крыль­цо (с какой целью?) встре­тить гостей.

8. обсто­я­тель­ство уступ­ки обо­зна­ча­ет, вопре­ки чему совер­ша­ет­ся дей­ствие, и отве­ча­ет на вопро­сы: вопре­ки чему? несмот­ря на что?

В Петербурге вопре­ки его соб­ствен­ным ожи­да­ни­ям ему повез­ло (И. С. Тургенев).

Повезло (вопре­ки чему?) вопре­ки ожиданиям.

Знания, полученные в 8 классе о второстепенных членах, очень важны, т.к. курс обучения русскому языку в выпускном, девятом, классе посвящен изучению синтаксиса и пунктуации.

В учебнике по русскому языку для 8 класса на с. 72 (УМК М. М. Разумовской) актуализация знаний восьмиклассников о второстепенных членах предложения начинается вопросами: Какие члены предложения распространяют грамматическую (предикативную) основу? На какие группы делятся второстепенные члены?

Авторы предлагают выполнить упражнение на основе следующего высказывания:

15.10 - vtor chleni 8 zamena1.jpg

Далее целесообразно дать характеристику второстепенных членов предложения с точки зрения соединения их с другими членами предложения с помощью трех способов: согласования, управления и примыкания. Например:

Рассматривая более подробно дополнение, нужно отметить, что в роли данного второстепенного члена предложения может выступать неопределенная форма глагола (инфинитив), словосочетание:

Русский язык. 5–9 кл. Учебник для углубленного изучения

Учебник содержит полный объём теоретических сведений, предусмотренных программой для углублённого изучения русского языка. Теоретические сведения сопровождаются указанием соответствующих норм литературного языка (лексических, орфоэпических, грамматических, стилистических). В учебнике даны исторические комментарии, объясняющие некоторые особенности современного языка. Компонентами данного учебника являются сборники заданий и рабочие тетради, обобщающие и углубляющие теоретический материал.

В учебнике по русскому языку для 8 класса М. М. Разумовской на с. 79 отмечается, что дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения выражается существительным в именительном падеже без предлога или в родительном падеже без предлога при отрицании, относятся к переходным глаголам, обозначают предмет, на который непосредственно распространяется действие, например:

15.10 - vtor chleni 8 zamena2.jpg

Косвенными дополнениями являются все остальные:

15.10 - vtor chleni 8 zamena3.jpg

Закрепляются полученные знания о дополнении как второстепенном члене предложения с помощью выполнения ряда упражнений, направленных на актуализацию знаний о переходных глаголах, формирование умений школьников опознавать и использовать прямые дополнения, выраженные словами или сочетаниями слов, находить ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения:

1) Подберите к глаголам знать, заметить, иметь, торопить, исполнять, заключать зависимые существительные в винительном падеже без предлога. С полученными словосочетаниями составьте и запишите предложения. (Необходимо обратить внимание школьников, что в речи переходные глаголы употребляются вместе с прямыми дополнениями, иначе смысл высказываний вне контекста остается неясным.)

2) Завершите предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов. Стали ли предложения более информативными?

3) Найдите ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения. Запишите в исправленном виде.
В ходе выполнения данного задания обучающиеся могут заполнить таблицу, в которой в первой колонке содержатся предложения с ошибками в употреблении существительных (в таблице они выделены полужирным шрифтом), а во второй — это же предложение в исправленном виде.

При изучении определения как второстепенного члена предложения необходимо акцентировать внимание школьников на функции определения: оно распространяет и поясняет другой член предложения (главного или второстепенного); при этом пояснение, выражаемое определением, может определять лицо, предмет или явление с разных сторон.

Так, определения, которые отвечают на вопрос какой?, указывают на различные признаки предметов (на качество, размер, форму, свойства, материал, из которого изготовлен предмет):

Определения, которые отвечают на вопрос который?, указывают на порядок предметов при счете, например:

Определения, которые отвечают на вопрос чей?, указывают на принадлежность предмета:

Русский язык. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Бабайцевой

Рабочая тетрадь по русскому языку содержит задания и упражнения по синтаксису словосочетания и простого предложения, включая осложнённое предложение. Они могут быть использованы учителем для работы в классе и в качестве материала для домашних заданий, а также во внеклассной работе.

В качестве теоретической информации в этом учебнике по русскому языку для восьмого класса дается информация о различении согласованных и несогласованных определений в зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом.

Так, под согласованным определением авторы учебника понимают определения, которые связаны с определяемым словом посредством согласования, т.е. согласованное определение уподобляется определяемому слову в роде, числе и падеже, например:

Под несогласованными определениями понимаются определения, связанные с определяемым словом посредством управления или примыкания:

В качестве контрольно-обобщающего задания может выступить упражнение по составлению таблицы о способах выражения несогласованного определения, видах подчинительной связи несогласованных определений и определяемых слов и ее заполнению своими примерами.

Приложение рассматривается авторами как особая группа определений, выраженных существительным с определяемым словом в падеже.

4) Прочитайте предложения. В выделенных словосочетаниях укажите, какое слово является определяемым, а какое — приложением.

5) Спишите. Приложения, стоящие в скобках, употребите в нужном падеже. на месте скобок, где необходимо, поставьте дефис.

На наш взгляд, в ходе выполнения данного упражнения целесообразно использовать таблицу, приведенную ниже.

Обстоятельство на уроках русского языка рассматривается как второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия.

Таблица 2 — Основные виды обстоятельств

Работа над второстепенными членами предложения может сопровождаться рядом упражнений по развитию речи:

1) Составьте 6-10 предложений. Охарактеризуйте в них деятельность известных вам ученых, спортсменов, употребив с этой целью в качестве обстоятельств наречия блестяще, внимательно, всесторонне, детально, настойчиво, основательно, скрупулезно, тщательно. Определите вид обстоятельств.

2) Используя материалы учебника истории, энциклопедические словари, напишите в форме краткой статьи в Детскую энциклопедию о выдающихся людях России первой половины XIX века: физиках В. В. Петрове, П. Л. Шиллинге, Б. С. Якоби, металлурге П. П. Аносове, химике Н. Н. Зинине, хирурге Н. И. Пирогове, историке Н. М. Карамзине и др.

В качестве упражнения, подготавливающего восьмиклассников к итоговому собеседованию в девятом классе, может выступить упражнение такого характера:

3) Прочитайте медленно, вдумчиво текст о знаменитой лыжнице, четырехкратной олимпийской чемпионке Раи́се Петро́вне Смета́ниной (родилась в 1952 году). Что вам показалось особенно интересным в ее биографии и спортивной деятельности? Напишите именно об этом. Озаглавьте свою работу.

Методические советы

В ходе изучения темы необходимо более подробно остановиться на синтаксическом разборе двусоставного предложения, составить план его разбора вместе с ребятами или предложить следующие его пункты.

Необходимо дать образец синтаксического разбора предложения. Пример письменного разбора может выглядеть следующим образом:

Устный разбор может быть таким:

Что такое второстепенные члены предложения?

Второстепенными называются члены предложения, находящиеся в зависимости от главных или других членов предложения и выполняющие функцию уточнения, пояснения или дополнения господствующих слов.

Виды второстепенных членов

По грамматическим значениям второстепенные члены предложения делятся на:

  • — определения,
  • — дополнения,
  • — обстоятельства.

Причем в предложении определения относятся к подлежащему и другим членам предложения, а дополнения и обстоятельства относятся к сказуемому.

Виды определений, дополнений, обстоятельств

Русский язык. 8 класс. Учебник

Учебник, продолжающий завершённую линию учебно-методических комплектов по русскому языку для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.

Определение — второстепенный член предложения, обозначающий признак, качество, свойство предмета и отвечающий на вопросы: какой? который? чей?

  • На улице стояла пасмурная погода.
    Погода какая? — пасмурная — определение, при разборе предложения подчеркивается волнистой линией.

По способу выражения определения делятся на:

Согласованными называются определения, согласующиеся в числе, роде и падеже со словом, к которому они относятся (с определяемым словом). В предложении с прямым порядком слов согласованные определения находятся перед словом, к которому они относятся.

  • Вся комната буквально утопала в цвете лета: зелёнЫЕ обои на стенах, зеленЫЙ столик, зеленАЯ софа.

Несогласованными называются определения, соотносящиеся с главным словом подчинительной связью (по типу управления или примыкания).

  • Николай внёс всех участников в список группы. Список (какой?) группы — (сущ. + предлог).
  • Её лицо озарила улыбка. Лицо (чьё?) её — (притяж. местоим. 3 л.).

Обстоятельство — второстепенный член предложения, обозначающий как, когда, где и при каких обстоятельствах совершается действие. Обстоятельства выражаются именами существительными в косвенных падежах (как с предлогом, так и без него), инфинитивом, наречиями и деепричастиями. При разборе предложения подчеркивается штрихпунктирной линией.

Обстоятельства делятся на следующие виды:

Русский язык. 8 класс. Контрольные и проверочные работы

Тетрадь, созданная в сязи с введением в действие ФГОС ООО по русскому языку, содержит разнообразные задания, направленные на проверку теоретических знаний и практических умений школьников, и предназначена для проведения на уроках текущего и итогового контроля по всем разделам курса.

Дополнение — второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей (всех падежей, кроме именительного).

  • Лена и Петя долго рисовали красками.
    Рисовали (чем?) красками — дополнение, при разборе предложения подчеркивается пунктирной линией.

Различают прямое и косвенное дополнения.

Прямыми называется дополнения, находящиеся в форме именительного падежа, без предлога, относящиеся к переходному глаголу, или в форме родительного падежа, относящиеся к переходному глаголу с отрицанием:

Читайте также:

      

  • В какую ифнс отправлять сообщение об открытии обособленного подразделения
  •   

  • Сонник сообщение о смерти отца
  •   

  • Необходимо ли сообщение о готовности состава к движению от руководителя маневров
  •   

  • Командные взаимодействия в нападении при игре в баскетбол сообщение
  •   

  • Сообщение о калийной селитре

Второстепенные
члены предложения

Понятие и обозначения 
второстепенных членов предложения

Второстепенные члены предложения поясняют главные члены предложения или другие второстепенные члены, например:
Солнце скрылось за горою; главные члены: солнце скрылось; второстепенный член, поясняющий главный: скрылось (г д е?) за горою.

Лунная дорожка подрагивала на темной глади озера. Второстепенный член предложения темной поясняет второстепенный член глади: подрагивала на глади (к а к о й?) темной. Значения второстепенных членов распознают по вопросам.

Условные обозначения второстепенных членов предложения:

Второстепенные члены предложения делят на три группы: дополнения, определения, обстоятельства.

ДОПОЛНЕНИЕ

Дополнением называется второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. Он обычно обозначает предмет, выражается существительным и чаще всего зависит от сказуемого, реже — от существительного и прилагательного: Я принялся разводить (ч т о?) костер. Подбежал (к ком у?) ко мне мой Трезор. Тигр сильнее (кого?) медведя. Представитель (ч е г о?) посольства встретил нас.

Грамматические значения дополнения:

значения дополнения

Способы выражения дополнения

Второстепенные члены предложения. Дополнения

Дополнения делятся на прямые и косвенные

Прямыми дополнениями называются дополнения, которые стоят при переходных глаголах и обозначают предмет, на который направлено действие. Они обычно выражаются винительным падежом без предлога, например: Бедным людям приходится забывать (ч т о?) горе за работой. Поправил он (ч т о?) лыжи. (М. Салтыков-Щедрин)

Все остальные дополнения называются косвенными: Акинтич, выпивши, любил похвастать своей работой. У дедушки начинала болеть спина. (М. Салтыков-Щедрин)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Определением называется второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? который? чей? и обозначает признак предмета: Люблю побродить по осеннему лесу.

Грамматические значения определениязначения определения

Определения могут конкретизировать предмет по:

  • качественному признаку (холодная зима, синее море);
  • действию (опадающая листва, сделанная работа);
  • месту (городской житель — житель города);
  • времени (летний отдых — отдых летом);
  • отношению к другому предмету (глиняная чашка — чашка из глины);
  • принадлежности (бабушкины очки — очки бабушки).

Определения бывают согласованные и несогласованные

Согласованные определения стоят в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное, т.е. связываются с существительным с помощью согласования.

Согласованные определения

Несогласованные определения связываются с определяемым существительным без согласования в роде, числе и падеже, т.е. по способу управления или примыкания.

Несогласованные определения

Несогласованное определение может совмещать значение определения со значением обстоятельства или дополнения, т. е. отвечать на вопросы разных второстепенных членов предложения. Широкой подъезд (какой? куда?) на улицу закрыт наглухо (А. Толстой).

Несогласованные определения выражают признак более конкретно, чем согласованные: яблочный сок — сок из яблок.

Таблица. Согласованные и несогласованные определения

определения

Определения бывают одиночные (если признак определяется одним словом) и распространённые (если при определении есть пояснительные слова), например: доброе лицо, украденная книга; быстро придуманная версия, красные от мороза щеки.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение — это особый вид определения. Оно выражается существительным, которое ставится в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное: утёс-великан, утёса-великана, утёсом-великаном. Приложения могут обозначать:

  • профессию: лётчик-космонавт;
  • национальность: проводник-индус,
  • собственные имена предметов неодушевлённых: река Амур, город Хабаровск;
  • различные качества предмета: весна-красавица;
  • возраст: возница-старик.

В качестве приложений могут использоваться различные имена собственные (названия литературных, музыкальных и т.д. произведений, журналов, газет и т.п.). Такие приложения называются несогласованными и заключаются в кавычки.

При изменении определяемого слова по падежам эти приложения не изменяются: роман «Война и мир», романом «Война и мир», о романе «Война и мир».

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака: Очень звонко пел в небе жаворонок. Обстоятельство отвечает на вопросы где? куда? зачем? почему? как? Обычно обстоятельство относится к сказуемому, реже — к другим членам предложения. Обстоятельство как зависимое слово в словосочетании связывается с главным словом по способу примыкания или управления. Обстоятельственные значения могут выражаться разными частями речи, а также оборотами.

Способы выражения обстоятельств

выражение обстоятельств

Если обстоятельство связано с главным словом по способу управления, то оно может иметь добавочное значение дополненияМы остановились перед воротами (И. Тургенев). Кроме вопроса где? возможен и вопрос дополнения перед чем?

Разряды обстоятельств

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

Обстоятельства могут выражаться наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами, неопределённой формой глагола, существительными в косвенных падежах, сравнительными оборотами, синтаксически неделимыми сочетаниями, например: Сгоряча он не почувствовал боли. Утомившись в дороге, я крепко заснул. Дерсу долго и терпеливо слушал меня. В тайге пахло грибами и осенью. При сильном землетрясении часто гибнут люди. Я забежал к тебе попрощаться.

Схожесть в разделении второстепенных и обособленных членов предложения и придаточных предложений

Схожесть в разделении второстепенных и обособленных членов предложения


Конспект урока «Второстепенные члены предложения».

Следующая тема: «Двусоставные и односоставные предложения»

Главные и второстепенные члены предложения — тотальный разбор

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы погорим о том, что такое члены предложения и какие они бывают. Эту тему каждый школьник проходит еще в начальных классах.

Но многое из того, что мы когда-то учили, позабылось. А что-то, возможно, будет для кого-то и открытием.

У доски

Главные и второстепенные члены предложения

Члены предложения – это слова и словосочетания, которые связаны друг с другом различными способами. Каждый из них призван дать более точную информацию о предмете повествования.

Все члены предложения делятся на две категории – главные и второстепенные.

  1. К главным относятся подлежащее и сказуемое
  2. К второстепенным – определение, обстоятельство и дополнение

Подлежащее — самый главный член предложения

Подлежащее – это то, на чем строится все предложение. Это главный член, так же как и сказуемое. Но если можно так сказать, то подлежащее в данном случае главнее.

Распознать его просто. Во-первых, именно вокруг этого слова или словосочетания (что это?) строятся все остальные. А во-вторых, оно всегда употребляется в именительном падеже и отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?».

Например:

На столе лежит КНИГА
МАША прыгает по лужам

Выделенные слова и есть подлежащее – человек или предмет, о котором и рассказывает конкретное предложение.

Подлежащее

Подлежащее может состоять из одного или нескольких слов.

Когда слово одно, то оно может быть следующим:

  1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Мама (кто?) мыла раму.
  2. МЕСТОИМЕНИЕ. Он (кто?) не выучил уроки.
  3. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Слепой (кто?) не мог самостоятельно перейти дорогу.
  4. ПРИЧАСТИЕ. Упавший (кто?) сломал себе ногу.
  5. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. Трое (кто?) шли по лесу.
  6. ГЛАГОЛ (только в форме инфинитива). Жить (что?), как говорится, хорошо!

Но есть предложения, в которых в качестве подлежащего выступают сразу несколько слов:

  1. КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Четверо друзей (кто?) поехали в отпуск.
  2. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Каждый из нас (кто?) должен внести свой вклад.
  3. ЗНАЧЕНИЕ СОВМЕСТИМОСТИ. Отец с сыном (кто?) поехали на рыбалку.
  4. ЗНАЧЕНИЕ ФАЗЫ (периода). На дворе был конец августа (что?).
  5. ПРИНЦИП НЕДЕЛИМОСТИ (слова только вместе обозначают конкретное понятие). Млечный путь (что?) выглядит недосягаемым.
  6. ЗНАЧЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Что-то непонятное (что?) творилось с ним.

Кстати, в редких случаях подлежащее может употребляться и не в именительном падеже. Но только тогда, когда речь идет о чем-то приблизительном. Например, около десяти самолетов (что?) вылетели на задание.

Сказуемое — второй главный член предложения

Сказуемое – это второй главный член предложения. Оно обозначает действие, которое совершает сказуемое, или его состояние.

Сказуемое отвечает на вопросы – «Что делает?», «Что сделает?», «Что сделал?» и «Каков?». Чаще всего в этой роли выступает глагол, но бывают и другие части речи.

Сказуемое

Все сказуемые можно поделить на три части:

  1. ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ. Мама мыла (что делала?) раму.
  2. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ – оно состоит из глагола и инфинитива. Вася мечтал поступить (что делал?) в институт.
  3. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ – может быть глаголом или другой частью речи, например, существительным, наречием, причастием, местоимением. Погода была мерзкая (какова?). Пес – верный друг (каков?). У него нервы тверже (каковы?) стали.

Определение — второстепенный член

Определение – это второстепенный член предложения, который всегда относится к существительному, местоимению или части речи, которое в конкретном случае выступает в роли существительного.

Определение отвечает на вопросы – «Какой?», «Который?» и «Чей?».

Все определения делятся на категории:

  1. СОГЛАСОВАННЫЕ – относятся непосредственно к члену предложения в различном падеже, числе и роде. В этой роли часто выступают прилагательные, причастия, числительные и местоимения. Мама мыла грязные (какие?) окна. Он спал уже восьмой (какой?) час.
  2. НЕСОГЛАСОВАННЫЕ – выражаются в виде существительных, сравнительных прилагательных, наречий и глагола в форме инфинитива. Он отдыхал в доме родителей (чьем?).

К определениям также относятся слова существительные, которые пишут с основными через дефис, или являются названиями, которые употребляются часто в кавычках. Например, город-герой, Архип-кузнец, газета «Московский комсомолец».

Обстоятельство

Обстоятельство – это еще один второстепенный член предложения, который обозначает характеристику какого-либо действия или состояния.

Отвечает на вопросы – «Как?», «Где?», «Почему?», «Откуда?», «Каким образом?», «Куда?» и «Зачем?».

Чаще всего обстоятельство выражается в форме наречий, существительных в косвенных падежах глаголом-инфинитивом или деепричастием. Вдали (где?) слышались раскаты грома. Он шел очень тихо (как?). Он приехал из соседней страны (откуда?).

Дополнение

Дополнение – еще один второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

Например, «Кого/Чего?», «Кому/Чему?», «Кем/Чем?», «О ком/О чем?».

Выражается в форме существительного, местоимения или именных словосочетаний. Он любил сына (кого?). Этот подарок он приготовил для нее (кому?).

Разбор предложения по членам

В школе ученикам часто дают задание – разобрать предложение по членам. Это означает, что надо найти в нем подлежащее, сказуемое и второстепенные члены, если они есть. А для выделения в тексте каждого члена предложения используют подчеркивания, которые указаны в следующей таблице:

Таблица

Приведем пример. Нужно разобрать предложение:

Опытный охотник крался тихо по лесу и искал добычу.

В данном случае подлежащим будет слово «охотник». Сказуемых здесь сразу два – «крался» и «искал». Определением будет слово «опытный», так как отвечает на вопрос «какой охотник?». Дополнение – это «добыча» (кого искал?). И обстоятельства здесь тоже два – «тихо» (как крался?) и «по лесу» (где крался?).

Разбор

И в итоге правильный разбор предложения будет выглядеть как показано чуть выше.

Заключение

В русском языке члены предложения могут находиться в каком угодно месте.

Например, подлежащее, как главное слово, не обязано располагаться в самом начале. Им может и заканчиваться фраза. И этим наш «великий и могучий» отличается от большинства иностранных языков.

Например, в английском любое предложение строится по формуле – сначала подлежащее и сказуемое, а уже потом все остальное. С одной стороны, так, конечно, проще. Но с другой – теряется эмоциональность и разнообразие, которым славится русский язык.

  • Рассказ о городе нерюнгри
  • Рассказ о второй ссылке лермонтова на кавказ
  • Рассказ о городе назарово
  • Рассказ о всякой живности василий белов
  • Рассказ о городе набережные челны 3 класс