Рассказ о загадках по литературе 2 класс

Слайд 1

Два конца, Два кольца, По средине гвоздь. Явился в жёлтой шубке: — Прощайте, две скорлупки!

Слайд 2

Загадки

Слайд 3

Загадка — не просто развлечение и даже не только средство развития мыслительных способностей. Загадки Загадка — один из жанров народного творчества, заключающийся в иносказательном, часто в поэтической форме, описании какого-либо предмета или явления.

Слайд 4

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

Слайд 5

У всех древних народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок.

Слайд 6

У древних греков и германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам и преданиям, не отгадавший загадки расплачивался жизнью.

Слайд 7

Запрещалось загадки загадывать не вовремя, например – летом и днем. Это вызывало напасти.

Слайд 8

В сказках девушки выходят замуж за того, кто сумел отгадать ее загадки. Или выходят из трудных ситуаций сами, отгадав загадки. Загадки в сказках

Слайд 9

В русских сказках Василиса-премудрая, Кот Баюн, Баба-Яга и другие персонажи часто загадывают загадки героям.

Слайд 10

Виды загадок О людях О явлениях природы О разных предметах О животных профессии характер Названия (мама, девочка …)

Слайд 11

Художественные особенности: Слово точное, яркое, характеризующее предмет и называющее его признаки Ритмический рисунок Рифма

Слайд 12

По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает

Слайд 13

Цветное коромысло над рекой повисло.

Слайд 14

Скатерть бела, все поле одела. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.

Слайд 15

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Слайд 16

Загадки придумывают люди и по сей день . Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной.

Слайд 17

Три основных типа Перечисление признаков загаданного предмета Открытое сравнение (форма, цвет, величина предмета, действие). Сравнение (метафора)

Слайд 18

Составь загадку сам! что/кто что делает/для чего нужен на что похоже (метафора)

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие и проверка готовности рабочего места

— Здравствуйте, дети. Меня зовут Дарья Владимировна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

— Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должны лежать: учебник «Литературное чтение», дневник и пенал.

Приветствуют учителя

Слушают стихотворение.

Проверяют готовность.

Актуализация и пробное действие

-Ребята, прочитайте на доске слова. Каким одним словом их можно объединить? (перед вами висят жанры устного народного творчества).

-Верно! Ребята, как вы думаете, какого жанра здесь не хватает? Верно.

-А кто мне объяснит, что же такое загадка?

— Загадка- это замысловатое описание предмета или явления, составленное, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека.

-А какие загадки вы знаете?

-Кто-нибудь уже догадался, что мы будем делать сегодня на уроке?

Верно. Сегодня мы будем работать с загадками, различать их и распределять по тематическим группам.

-Читают. (русские народные песни, потешки, прибаутки, считалки и небылицы.)

-Загадок.

-Я считаю, что загадка- это когда предмет не называют, а рассказывают о нем, описывают его признаки так, чтобы можно было догадаться о ком или о чем идет речь.

-Предположения детей.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о загадках

Выявление места и причин затруднения

Беседа. Рассказ учителя.

-Как вы думаете, похожа ли загадка на задачу? Почему?

— Правильно. Ведь чтобы дать правильный ответ загадки, нужно вспомнить: где мы «это» видели, на что «это» похоже, какого «оно» цвета или размера.

— Я думаю, что загадка похожа на задачу. Для того, чтобы разгадать загадку мы ставим вопросы «что?» «откуда?» «из чего сделано?»

Построение выхода из затруднения

Рассказ учителя.

— Как вы считаете, как давно появились загадки?

— Слово «загадка» — древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Много столетий назад, еще в 1016 году (почти 1000 лет назад) загадки служили важным средством передачи сведений об окружающем мире от старшего поколения младшим, а также использовались в военных, дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни. Так, Ярослав Мудрый перед битвой отправил своему стороннику Святополку человека для того, чтобы узнать от него о силах противника. Свое задание Ярослав сформулировал в виде загадки. Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.

-Итак, можем ли мы считать загадку малым жанром УНТ? Почему?

-Всё верно! Молодцы!

-Я считаю, что мы можем считать загадку малым жанром УНТ, так как это устное словесное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи

РЕализация…..

Беседа. Работа по учебнику

-Давайте откроем учебник на с.25, прочитаем и отгадаем загадки.

-Кто хочет прочитать первую загадку? И что же это? Как вы догадались, что это именно о петухе идет речь?

-Читаем следующую загадку. Что это? Как вы это поняли?

-Следующая загадка. Кто знает отгадку?

-Верно. Читаем дальше. О чём идет речь в загадке?

-И последняя загадка. Что это?

-Как вы думаете, на какие тематические группы можно разделить эти загадки?

-Давайте узнаем какие бывают темы загадок.

-Это петух, так как даётся описание петуха.

-Я думаю, что это лук. Ведь когда его чистишь идут слезы

-Это подсолнух

-Речь идёт о морковке. Так как морковь находится в земле, а ее зеленый хвостик снаружи

-А это ёжик, ведь именно он ходит всю жизнь в иголках

-Я думаю, что загадку про петуха и ежа можно отнести к теме «животные»

Работа в группах

Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает кроссворд. Нужно решить его и определить тему загадок; найти лишнее слово.

Кроссворд для первой группы.

1

2

3

4

5

6

7

  1. По лесу жаркое в шубе бежит. (Заяц)

  2. Четыре ходунка, два бодунка и один хлестунок. (Корова)

  3. Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг. (Грач)

  4. Не мышь, не птица в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. (Белка).

  5. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь)

  6. С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова, лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза)

  7. Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (Лиса)

(Тема: «Дикие и домашние животные» Лишнее: грач)

Кроссворд для второй группы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая.(Пруд)

2.Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

3. Белая морковка зимой растёт. (Сосулька)

4.Я вода, да по воде же и плаваю. (Лёд).

5.Что в решете не унесёшь? (Вода)

6. По морю идёт, идёт а до берега дойдет- тут и пропадёт.(Волна)

7. Он без рук, он без ног, из земли пробиться смог. Нас он летом в самый

Зной, ледяной поит водой. (Родник)

8.Красная девушка по небу ходит. (Солнце)

9.Течёт, течёт- не вытечет; бежит, бежит- не выбежит. (Река)

(Тема: «Вода». Лишнее: солнце.)

Кроссворд для третьей группы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива).

2. Во лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (Ромашка).

3.Разломился тесный домик на две половинки, и посыпались оттуда бусинки-дробинки. Бусинки зелёные, сладкие, ядрёные. (Горох).

4. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

5.Синий мундир, белая подкладка, в середине – сладко. (Слива)

6. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)

7.Заревел медведь на все горы, на все моря. (Гром)

8.Желтая курица в огороде дуется. (Тыква)

9.Красненька матрёшка, беленько сердечко. (Малина)

(Тема: «Растения». Лишнее: гром.)

Кроссворд для четвёртой группы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.На шесте дворец, во дворе певец. (Скворец)

2. В болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик)

3. Шапочка серенькая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький, а ходит босиком. (Ворона)

4. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, говорливая самая болтливая. Вещунья белобока, а зовут её…(сорока)

5. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит.(Грач)

6. Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает, по полям кочует, коноплю ворует. (Воробей)

7.Быстро летаю, птиц забиваю. (Орёл)

8. Не рак, не рыба, не зверь, не птица, кто его убьёт, тот свою кровь прольёт.(Комар)

9. В синем небе голосок, будто крохотный звонок. (Жаворонок).

(Тема: «Птицы». Лишнее: комар.)

Кроссворд для пятой группы.

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Между двух светил я в середине один. (Нос)

2. Не часы, а тикает. (Сердце)

3. Белые овечки глядят из под печки. (Зубы)

4.Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

5. Горшочек умён, семь дырочек в нём. (Голова)

6. Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)

7.У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (Пальцы)

8.Осенью в щель заберётся, а весной проснётся. (Муха)

(Тема: «Человек» Лишнее: муха)

-Все справились с кроссвордом? Какие темы загадок у нас получились?

-Какие лишние слова вы нашли?

Молодцы, ребята, отгадывать загадки вы умеете, а сейчас попробуем сочинить загадку, но сначала давайте понаблюдаем, как она устроена.

-1 тема-дикие и домашние животные, 2 тема-вода, 3 тема- растения, 4 тема- птицы, 5 тема- человек

-Лишние слова у 1 группы-грач, 2 группы- солнце, 3 группы- гром, 4 группы- комар, 5 группы- муха

Творческая работа

(Загадка на презентации)

Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит.
В общем, сразу не поймёшь.
Кто же это всё же?

-А он назван в загадке?

-Название какого предмета заменяет слово ежик?

-Почему вдруг такое сравнение?

-Какие важные признаки этого предмета указываются?

-Итак, прочитайте характерные признаки загадки?

-Вот так и составляются загадки.

-Ежик.

-Нет.

-Клубок из иголок.

— Потому что ежик сворачивается в клубок и у него иголки.

-Иголки сворачивается в клубок есть хвост и носик на спине продукты носит.

1.Предмет не назван (назван другой, похожий на него)

2.Показаны важные признаки.

Самостоятельная работа с самоконтролем

Выше леса …,

У него-… бок,

Днем оно…,

Ночью…

А теперь, используя данную таблицу, давайте попробуем сами сочинить загадку про солнце.

— На какого персонажа русской народной сказки похоже солнце?

 — Как думаете какой бок у солнца?

 — Что днем делает солнце?

 — А что делает солнце ночью?

-Вставьте слова в загадку. Прочитайте, что у вас получилось

-Молодцы, у вас получилась загадка.

-На колобка

-Горячий

-Светит

-Спит

-Выше леса колобок,

У него – горячий бок.

Днем оно светит,

Ночью спит.

Итог

Беседа

-Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

-Правильно. А что такое загадка?

-К какому жанру относится загадка?

-Для чего использовали загадки в древности?

-Верно. С какими тематическими группами загадок мы познакомились?

-Что мы делали еще на уроке?

Молодцы. Правильно.

-Сегодня на уроке мы говорили о загадках

-Загадка-это замысловатое описание предмета или явления, составленное, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека.

-Загадка относится к жанру устного народного творчества

-Их использовали для передачи какой-либо тайной информации и т.д.

-Познакомились с темами «животные», «растения», «птицы», «человек», «вода»

-Сочиняли свою загадку

Рефлексия учебной деятельности на занятии

Рефлексия

Оцените свои достижения на уроке с помощью сигнальных карточек. Поднимите веселый смайлик если затруднений во время изучения новой темы на уроке не возникло. Поднимите грустный смайлик, если в ходе урока возникали затруднения.

Домашнее задание

-Откройте дневники, запишите домашнее задание: найди в библиотеке книгу «Загадки» и выпишите в рабочую тетрадь загадки, которые больше всего понравились.

На этом урок окончен. До свидания! Мне было приятно с вами работать.

Оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек

-Записывают домашнее задание, прощаются

Слайд 1Загадки
2 класс
Учитель начальных классов Пьянова Н. С.
МБОУ СОШ № 3

г. Чита 2019 г.

Загадки  2 класс Учитель начальных классов Пьянова Н. С. МБОУ СОШ № 3 г. Чита 2019


Слайд 2
Исторические корни загадок
Слово «загадка» – древнего происхождения. В древнерусском языке

слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

Исторические корни загадок  Слово «загадка» – древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать»,


Слайд 3

Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок,

отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.
Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов.

Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности


Слайд 4

Какими бывают загадки
1. Загадки, в которых дается описание предметов или явления

путем перечисления различных его признаков, например

Он и сочен, и душист, а снаружи золотист
Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.
(апельсин)

Растет у окошка в глиняной плошке
Зеленый ежик без головы и без ножек.
(кактус)

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.
(арбуз)

Какими бывают загадки 1. Загадки, в которых дается описание предметов


Слайд 5

2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления.

Голубая простыня

весь свет одевает.
(небо)
В поле серёжки на одной ножке.
(овёс)
Один костёр весь мир согревает.
(солнце)

Между веток новый дом, нету двери в доме том.
Только круглое окошко – не пролезет даже кошка.
(скворечник)

2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления.


Слайд 6

3. В загадку включено отрицательное сравнение

Не зверь, не птица, а нос

как спица.
(комар)

Есть панцирь, не черепаха, живёт на ветке, а не птаха.
(орех)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.
(ветер)

3. В загадку включено отрицательное сравнение  Не зверь, не


Слайд 7

3. Загадки, описании которых использованы
метафоры (употребление слова в переносном
значении

на основании сходства).

На пяти проводах отдыхает стая птах.
(ноты)

Дали братьям тёплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно
поселился.
(рукавица)

3. Загадки, описании которых использованы  метафоры (употребление слова в


Слайд 8

4. «Загадки — складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ

напрашивается
сам собой в рифму.
Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,
Дружно капли заплясали. Это значит …
(дождик)

На дворе в кадушке заквакали подружки,
Потом прыг из ушата… Кто же это ?
(лягушата)

4. «Загадки - складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ


Слайд 9

Чему учат загадки?
1. Тренируют смекалку, учат логически мыслить.
2. У всех народов

загадка была показателем
мудрости.
А человек, который умел отгадывать или
придумывать загадки, считался мудрецом.

3. Отгадывание загадок развивает
сообразительность, умение сопоставлять, сравнивать предметы или явления и находить в них общее.

4. Многие психологи считают, что полезно не только разгадывать загадки, но и придумывать их.

Чему учат загадки? 1. Тренируют смекалку, учат логически мыслить.


Слайд 10

Загадка
Услышав, как звенит звонок,
Спешат ребята на урок,
Узнать, что дважды два –

четыре,
Что значит «уже», а что «шире»,
Узнать откуда взялся снег,
Что означает слово «смех».
Учить их будет не любитель,
А добрый, ласковый …
(Учитель)

Загадка Услышав, как звенит звонок, Спешат ребята на урок,


Цели:

  1. Продолжить знакомство с загадками – жанром
    устного народного творчества.
  2. Показать принцип построения загадок.
  3. Развивать творческие способности детей,
    смекалку, сообразительность, воображение.
  4. Воспитывать любовь к народному творчеству.

I. Вступительное слово учителя.

1. Сообщение темы урюка. Сегодня мы с вами
продолжаем вместе с домовенком Афанасием и Сашей
путешествовать по книге “Маленькая дверь в
большой мир”.
2. Прослушайте диалог Саши с Афанасием. (Дети в
костюмах читают диалог, с. 44.)

На доске: Диалог – это разговор двух или
нескольких лиц.

3. Итак, Афанасий предлагает вам прочитать книги
“Калейдоскоп”, “Занимательная живая и
цирковая, загадочная азбука” (Выставка книг). А
еще он предлагает нам поиграть в игру “Кто
больше отгадает загадок”.

4. Чтение самостоятельное, с. 45–46.
5. Чтение вслух, загадывание по вариантам
(отгадки не читать).

II. Работа над новым материалом.

1. Какие жанры устного народного творчества
вы еще знаете?

– Почему этот раздел в литературе так
называется?

– Мы богатый народ, одно из главных богатств
– народное творчество. Читая произведения УНТ мы
узнаем о жизни наших предков, о том какие
качества характера людей ценили они в старое
время. Эти произведения делают нашу речь более
яркой, выразительной.

2. На доске: Загадка – вил устного народного
творчества. Это замысловатый вопрос или
иносказание, требующее ответа. Они выражены в
краткой и занимательной форме , чаще всего в
стихах.

(Дети читают с доски).

Вопрос: Откуда появились загадки?

2.  Магнитофонная запись. (Рассказ об
истории происхождения загадок).

В глубокой древности, вероятно еще раньше, чем
пословицы, возникла и другая мелкая
разновидность УНТ – загадка.

Само название жанра происходит от слова –
“гадати” – думать, рассуждать.

“Гадание” – это выяснение чего-то скрытого,
затемненного.

Давным-давно, еще тогда, когда люди боялись
природы, древнему охотнику, земледельцу,
скотоводу казалось, что всюду есть добрые и злые
существа.

В лесу – леший, в реке – Водяной и русалки, в
избе – Домовой. Думали, что дерево, рыба, птица –
все понимают человеческий язык. И для того, чтобы
обмануть зверя и понимать друг друга придумали
особый язык – “загадочную речь”.

Например, медведя называли коровой, а на их
языке – “шыкуша”, коня – домохвостый”. Вот из
этой загадочной речи и родились загадки.

3. Значение загадок в жизни наших предков
было велико. Главное, что загадка была средством
к существованию, загадка помогала добывать пищу;
из сказок мы узнали, что умение героев отгадывать
загадки, делало их в конце сказки знатными,
богатыми людьми. Загадки объясняли предкам
многие явления в природе, такие как гром, молния,
гроза.

4. А для чего нужно уметь отгадывать загадки в
наше время?
(Загадка – это зарядка для развития ума,
сообразительности, смекалки).

5. Продолжение диалога Саши и Афанасия, стр. 47.

III. Путешествие в стану загадок.

На доске карта путешествия, на ней 5 загадочных
городов. Вместе с нашими героями мы отправляемся
в путешествие по стране загадок. Афанасий нас
познакомит с принципом построения загадок, будет
учить самих придумывать загадки.

I. Город “Загадочных признаков”.

1.

Мохнатенькая,
Усатенькая
Молоко пьет,
Песенки поет (Кошка).

(Учитель показ. Игрушку, дети объясняют
почему эта отгадка).

Автор выбрал предмет и выделил признаки.

2. Придумайте загадку про собачку.

(Учитель показ. Игрушку)

Итак, эти загадки создаются по перечисленным
признакам.

3. Ученик загадывает загадку:

Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.

(выделяются признаки). Березка

Олицетворение.

II. Город “ Загадочных частей”.

В этом городе предметы загадываются, указывая
на их части. Здесь живут разные предметы. Одни их
них любят “разобраться”, но части и в таком
“разобранном виде” выглядывать из окон. Другие
высунут наружу нос или хвост, а иные вообще
спрячутся в погребе, только оставят на видном
месте какой-то след – вот и разгадывай по следу.

2. Дорисуй предметы.

Ленивый художник начал, но не закончил.

(На 9 партах листка).

3. Игра. “Угадай”, что это?

(Учитель высовывает в окно части предметов).

4. А теперь поучимся загадывать загадки,
указывая на части предмета и их количество.

Загадка.

Четыре колеса, 1 мотор,
Один руль, одна кабина,
Один багажник.
– Что это? (Автомобиль)

Давайте составим загадку про стул, указывая на
их части.

Четыре ножки, спинка, сиденье.

Если снять ножку у стула, что получится? (Палка.)

Четыре палки, две дощечки.

5. Составьте загадку про счеты.

На 10 проволочках по десять птичек.

6. “Молчаливые загадки”.

Как нарисовать кота, не рисуя кота?

(Нарисуй дверь, выглядывают усы, хвост).

Итак, указывая на части предмета и их
количество составляем загадку.

III. Город “Загадочных мест”.

Предметы здесь прячутся, они оставляют нам
сведения о своем окружении, подсказывая тем
самым, где их можно искать.

1. Сочините загадку про иголку.

Где? У кого? В каких предметах есть иголки,

Что есть у ежика, у елки, у шприца, у швейной
машинки?

2. Загадка про колесо.

Что есть у машины, велосипеда, самоката и в
часах?

Чтобы составить такие загадки надо выяснить
куда входят? где встречаются? У кого есть?

3. Отгадайте загадку. (Ученик читает).

И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть,
И у лошадки есть,
И у собачки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать (Имя).

IV. Город “Противоречий”.

Этот город очень таинственный, да ведь и сама
загадка – это тайна.

В этом городе живут загадки, в которых может
говориться о самых противоположных вещах.

Например, “что такое твердое и жидкое? (Вода.)

В них может жить прямое и кривое, черное и белое.

1. Давайте поучимся составлять такие загадки.

Волчок.

На что похоже? Чем отличается?

Как балерина, но неживой.

Как зонтик, но от дождя не укрыться.

Как гриб, но не съедобный.

Свеча.

Что делает? Что такое же?

Светит, но не лампа.

Тает, капает, но не снег, не вода.

2. Ученик загадывает загадку.

Не радио говорит, не театр, а кино показывает (телевизор).

V. Город “Загадочных дел”.

Жители этого города готовы поведать обо всех
делах, на которые они только способны.

1. Вот, что сообщает один из них. Я и дыротык,
спиночес и тестораскатайка и трубкокрут и
рисовалка. (Карандаш.)

2. Здесь живут загадки из одного слова.

“Затемнялки” – шторы.
“Освещалки” – лампочки.

3. Живая загадка. Изобрази папу Карло.

4. Ученик загадывает загадку.

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает,
И никуда я не иду,
Покуда он идет.

IV. Итог урока.

Итак, вместе с Афанасием мы путешествовали по
загадочной стране. Мы побывали в разных городах и
узнали по каким признакам создаются загадки.

1. Назовите эти принципы.
2. Прочитайте загадки и определите принцип
построения.

Маленькие домики
По улице бегут
Девочек и мальчиков
Домики везут.

(Автомобиль).

В два ряда дома стоят десять, сорок, сто подряд
И квадратными глазами друг на друга глядят.

(Улица.)

3. Чтение загадок по учебнику и определения
принципа.
4. Выставление оценок.

8

Приложение 64

Конспект урока по литературному чтению

с использованием здоровьесберегающих, игровых,

ИКТ-технологий

(2 класс)

Тема: «Загадки»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (загадки).

Метапредметные: познавательные: знакомятся с малыми жанрами фольклора (загадки), выделяют особенности жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи; 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия; 

коммуникативные: используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные ресурсы:

Сведения из истории создания загадок; тексты загадок; карточки с названиями групп загадок, с загадками для групповой работы; текст стихотворения В. Шафрана

Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Организационная структура (сценарий) урока:

  • Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

  • Деятельность учителя

  • Деятельность учащихся

  • Формы организации взаимодействия на уроке

  • Формируемые умения (универсальные учебные действия)

  • Промежуточный контроль.

Ход урока:

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования;

эмоционально настраивает на учебную деятельность

Ученики слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: приобретают положительную мотивацию к обучению; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество

Устные ответы, наблюдения учителя

II. Постановка темы и целей урока

  • Рассказ учителя.

  • Формулирование темы и задач урока

Учитель: – В старые времена на Руси был такой обычай. Когда поздней осенью был собран весь урожай, а хлеб в закрома засыпан, собирались жители все вместе коротать осенние да зимние длинные вечера, устраивали посиделки. За окном мороз, вьюга, а в избе в печи дрова потрескивают, тепло. Кто за прялкой сидит, кто узор вышивает, кто из глины лепит, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. Как говорится в русской пословице: «От скуки бери дело в руки». Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся, то загадки загадывают.

Совместно с учащимися учитель формулирует тему урока, ставит учебные задачи

  • Внимательно слушают.

  • Формулируют вместе с учителем тему и задачи урока.

Фронтальная, индивидуальная.

Коллективная

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками; умеют слушать и слышать собеседника; допускают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: проявляют интерес к изучению предмета

III. Проверка домашнего задания

1. Ответы
на вопросы по учебнику.

2. Чтение небылицы

Учитель: Предлагает ответить на вопросы (с. 22–23) (выборочно).

Предлагает прослушать и оценить небылицы, сочиненные учащимися.

Проверку домашнего задания можно организовать следующим образом:

Выходят заранее подготовленные дети в костюмах скоморохов и предлагают устроить соревнование на лучшего знатока считалок и небылиц, конкурс на лучшую небылицу

  • Отвечают на вопросы учителя.

  • Рассказывают небылицы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют структурирование знаний.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль и оценивание учебной деятельности.

Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения.

Ответы на вопросы, небылицы, сочиненные самостоятельно.

IV. Работа по теме урока

  • Актуализация знаний учащихся о загадках.

  • Знакомство с группами загадок

Учитель: − Что такое загадка?

– Загадка – это задачка, которую надо решить, отгадать. В загадке предмет не называется, а описывается. И по этим признакам надо догадаться, о чём идёт речь.

Далее учитель знакомит учащихся с группами загадок.

1-я группа: загадки, в которых даётся описание предмета или явления путём перечисления различных его признаков.

Учитель: – Чтобы отгадать такую загадку, надо проанализировать признаки и объединить их в одно целое.

Кафтан на мне зелёный,

А сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч. (Арбуз.)

Учитель: − Какие признаки, свойственные арбузу, указаны в загадке? (Цвет, вкус, форма.)

2-я группа: загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления.

Учитель: – Чтобы решить такую загадку, надо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

• Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.)

3-я группа: загадки, в которых используется отрицательное сравнение.

Учитель: – Чтобы отгадать такую загадку, надо доказать от противного: сопоставить разные, но в то же время схожие признаки, сгруппировать их по-новому, в другом сочетании.

• Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер.)

4-я группа: загадки, в описании которых используются метафоры.

• Под одной крышей четыре братца живут. (Стол.)

Учитель: − Откуда взялись загадки?

– Родились загадки очень давно, в те времена, когда топор за богатство считался. Много бед тогда подстерегало человека: ударит молния, вспыхнет лесной пожар, волки нападут на стадо. Наши предки думали, что и дерево, и трава, и звери лесные – все понимают человеческий язык. И для того чтобы природу обмануть, придумали охотники, рыболовы и пастухи особый «тайный язык». Из него и родились когда-то загадки.

  • Отвечают на вопрос.

  • Внимательно слушают.

  • Отгадывают загадки.

  • Отвечают на вопросы учителя.

  • Высказывают предположения.

  • Внимательно слушают

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют логические операции, структурирование знаний, извлечение необходимой информации из рассказа учителя, формулируют вопросы с целью получения необходимой информации; строят логическую цепь рассуждений, доказательство; ориентируются в системе знаний.

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют контроль и оценивание учебной деятельности.

Коммуникативные: владеют навыками учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умеют слушать, строить понятные для собеседника речевые высказывания; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию по обсуждаемой проблеме.

Личностные: проявляют познавательный интерес
к изучению предмета, чувство гордости за народ, который сочинял загадки; осознают важность и необходимость знаний в жизни человека

Отгадывание загадок

V. Закрепление знаний и способов действий. Работа по учебнику

(с. 24–25)

  • Чтение и отгадывание загадок.

  • Игра «Загадки»

Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно
Клювиком почистил пух
И опять за парту — плюх!(2 – 3 раза)

Учитель: – Откройте учебник на с. 24. Прочитайте загадки. Отгадайте.

Учитель: – Попробуйте соотнести прочитанные загадки с соответствующей группой:

  • загадки, в которых даётся описание предмета или явления путём перечисления различных его признаков;

  • загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления; загадки, в которых используется отрицательное сравнение;

  • загадки, в описании которых используются метафоры.

Читают загадки, отгадывают.

Учитель: – 1-я загадка относится к 3-й группе загадок; 2-я загадка – к 1-й группе; 3-я загадка – к 4-й группе

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные: осуществляют логические операции, структурирование знаний, извлечение необходимой информации из ответов учащихся, учебника.

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: владеют навыками учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • Отгадывание загадок.

  • Соотнесение загадки и группы

  • Продолжение работы по учебнику

1. Ответы на вопросы.

2. Конкурс загадок.

3. Распределение загадок на тематические группы

Учитель: – Откройте с. 25. Прочитайте 1-й вопрос. Как вы ответите на вопрос? Обоснуйте свой ответ.

– К какой группе относится загадка?

Учитель предлагает провести конкурс на лучшего знатока загадок.

Учитель предлагает загадки (по своему усмотрению). Задание: распределить их на тематические группы – «Животные», «Сад и огород», «Книга, письмо»

Отвечают на вопрос.

Учитель: – Эта загадка относится к 4-й группе.

  • Рассказывают загадки, определяют лучшего знатока загадок.

  • Выполняют задание

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Познавательные: осуществляют логические операции.

Регулятивные: осуществляют контроль и оценивание учебной деятельности.

Коммуникативные: умеют слушать собеседника; владеют навыками конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.

Личностные: проявляют чувство радости за успехи сверстников

  • Устные ответы.

  • Чтение загадок.

  • Соотнесение загадок и тематических групп

VI. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа

− С какими малыми жанрами народного творчества вы сегодня встретились? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? Какие жанры народного творчества остались сегодня без внимания?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность.

Личностные: проявляют интерес к предмету

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Ответить на вопросы 1, 2, с. 24

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные цели и задачи

  • Рассказ о загадках египетских пирамид
  • Рассказ о завоеваниях тутмоса 3
  • Рассказ о заводе техновек
  • Рассказ о заботе человека о своем здоровье должен включать в себя
  • Рассказ о забайкальском крае кратко