Рассказ о захвате киева

В 882 году князь Олег Вещий, назначенный Рюриком в качестве регента при его малолетнем сыне Игоре, собрал достаточно воинов для расширения влияния династии Рюриковичей в Южном направлении. Отправившись из Новгорода, сначала князь взял под контроль Смоленск и Любеч, где в качестве гарнизона осталось некоторое количество войск. Затем, добравшись до Киева, Олег хитростью выманил правивших там Аскольда и Дира, и, после их убийства, захватил город.

Направление похода Олега Вещего из Новгорода в Киев
Направление похода Олега Вещего из Новгорода в Киев

Причины похода

Для представителей раннефеодальных правящих династий характерно стремление расширять область своей власти на ближайшие территории – Олег Вещий не был исключением. В качестве основных причин можно предположить следующие:

  1. Более благоприятные условия южных земель позволяли быстрее увеличивать численность подчинённых князю людей и проще добывать провиант.
  2. Олег стремился поставить под контроль как можно больше территорий прилегающих к Днепру — путь «из Варяг в Греки» был основной транспортной артерией и давал большое преимущество тому, кто мог распоряжаться судоходством по данной реке.
Карта отражающая путь "Из Варяг в Греки", а также территории древнерусского государства во время правления князя Олега Вещего
Карта отражающая путь “Из Варяг в Греки”, а также территории древнерусского государства во время правления князя Олега Вещего

Описание событий

Согласно Повести временных лет, в 882 году Олег собрал большое войско: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей. Князь начал продвигаться на юг и взял города Смоленск и Любеч, посадив там верных ему воинов в качестве гарнизона. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили Аскольд и Дир[1]Происхождение Аскольда и Дира является предметом споров
историков до сих пор – согласно разным версиям
они были или соплеменниками Рюрика, отпросившимися
ранее в поход на Царьград, но остановившиеся в Киеве,
или отдельными независимыми варягами, занявшими город,
также есть версия о происхождении Аскольда и Дира
от легендарных основателей Киева – Кия, Щека
и Хорива.
. Олег высадил часть своей дружины на берег, чтобы те устроили засаду, а оставшимся на кораблях приказал также не показываться на виду. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям:

«Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам.».[2]Никоновская летопись

Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им:

«Вы нєста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ · но азъ єсмь роду кнѧжѧ»
(«Вы не князья и не княжего роду, а я княжего роду»).
«а сє єсть Рюриков Игорь кнѧжичь»
(«а это сын Рюрика Игорь, княжич»)

и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.

"Убийство Олегом Аскольда и Дира" худ. К. В. Лебедев
“Убийство Олегом Аскольда и Дира”
худ. К. В. Лебедев

Тайное прибытие военной дружины Олега в Угорское под Киевом; првозглашение малолетнего Игоря наследником киевскою престола; убийство Аскольда и Дира по приказу Олега.

Тайное прибытие военной дружины Олега в Угорское под Киевом; првозглашение малолетнего Игоря наследником киевскою престола; убийство Аскольда и Дира по приказу Олега. Фрагмент из Радзивиловской летописи

Повесть временных лет сохранила текст объявления Олега о новой столице:

«Сей (город) да будет мать градам русским».[3]В. Н. Татищев, “История Российская”, кн 2, гл 2

Итоги и результаты

  • Подчинены города Смоленск и Любеч.
  • Захвачен и объявлен новой столицей Киев.
  • Произошло объединение южного и северного центров расселения восточных славян.
  • Династия Рюриковичей взяла под контроль большую часть пути “Из варяг в греки”.

Раздел “Олег Вещий”

Список литературы

  1. Происхождение Аскольда и Дира является предметом споров историков до сих пор – согласно разным версиям они были или соплеменниками Рюрика, отпросившимися ранее в поход на Царьград, но остановившиеся в Киеве, или отдельными независимыми варягами, занявшими город, также есть версия о происхождении Аскольда и Дира от легендарных основателей Киева – Кия, Щека и Хорива.
  2. Никоновская летопись
  3. В. Н. Татищев, “История Российская”, кн 2, гл 2

Загрузка…

Правление вещего Олега: «собирание земель»

Как видно из последующих событий, малолетний наследник не стремился получить единоличную власть, а потому Олег успешно управлял объединенным государством на протяжении тридцати трех лет. Факт «собирания земель» является, пожалуй, одним из основных достижений властвования Олега. Потратив лишь три года на укрепление собственных позиций после смерти Рюрика, Олег поставил перед собой весьма амбициозную задачу — подчинить своей власти весь торговый путь из «варяг в греки». Собрав немалую дружину, в которой были представители не только варягов, но и славяне с финнами, Олег выдвинулся в южный поход с намерением покорить Киев.

По дороге к вотчине Аскольда и Дира Олег завоевал Смоленск (882), тем самым заполучив важный участок днепровского торгового пути. Затем князь подчинил своему влиянию северян и посадил в их столице Любече своего наместника. Войско Олега подступило к Киеву. В то время в городе правили два легендарных брата Аскольд и Дир. Кстати, современные историки выдвинули предположение, что Аскольд и Дир на самом деле одно лицо — Haskuldr по прозвищу «Dyr» («Зверь»). Согласно летописи, легендарные персонажи то ли в результате ссоры, то ли по поручению Рюрика отправились на завоевание Киева. В то время Киев не обладал собственным ополчением. Войска Аскольда и Дира подошли к городу, задали легендарный вопрос «Чий се градок?», а когда узнали, что никакого правителя тут нет, подчинили его своей власти.

Поход князя Олега на Киев: как создавался хитроумный план

Аскольд и Дир приходят в Киев.

Аскольд и Дир приходят в Киев. Источник: wikipedia.org

Вероятно, именно после хитроумного захвата Киева Олег получил прозвище Вещий. Понимая, что захватить город сугубо военным способом не удастся, Олег придумал хитроумный план. Объявив себя купцом из Новгорода, направляющимся в Константинополь, Олег с малолетним Игорем выманил на берег алчных до подношений Аскольда и Дира, а потом убил правителей и перебил их дружину. После подчинения стратегически важного города на Днепре Олег, согласно «Повести временных лет», произнес сакраментальную фразу: «Се будет мать городам русским».

Следующей задачей великого князя стало обеспечение безопасности пути от Новгорода до Киева. Для этого необходимо было подчинить племя древлян, которые, по выражению Карамзина, «свирепые среди лесов мрачных наслаждались вольностию». Олег незамедлительно обложил древлян существенной данью (куньим мехом) и в дальнейшем продолжал держать их в узде, ожидая восстания. В течение следующих двух лет Олег покорил менее строптивые племена северян и радимичей. Однако внезапным препятствием на пути к заветной цели князя — покорению Константинополя — стал набег мадьярского вождя Альмоша. Тот осадил Киев в 898 году и ушел восвояси, получив от Олега приличное вознаграждение в тысячу коней и десять тысяч серебряных монет.

Укрепив власть вокруг Киева, Олег стал готовиться к походу на Царьград. «Повесть временных лет» по традиции преувеличивает размеры войска Олега, которое насчитывало две тысячи кораблей, оснащенных невиданным механизмом — колесами для передвижения по береговой линии. Далее летопись гласила: испугавшись возможного штурма города, греки предложили мирный договор и в знак дружбы поднесли Олегу отравленные кушанья и напитки. Однако Вещий Олег предвидел такое вероломство и отказался от подношений. Греки поняли всю серьезность намерений Олега и предложили заключить очень выгодный торговый договор, который стал первым международным юридическим актом молодого древнерусского государства. По преданию, Олег в знак своей победы над Византией прибил над воротами Константинополя свой щит, метафорический символ триумфа. Это событие еще не раз будет с ностальгией вспоминаться многими русскими правителями, которые захотят восстановить былую славу предков и, вторя словам Тютчева, «перекрестясь, ударить в колокол в Царьграде».

Олег прибивает свой щит к вратам Царьграда.

Олег прибивает свой щит к вратам Царьграда. Источник: regnum.ru

В 911 году русские и византийские послы заключили мирный договор, который не только регламентировал торговые нормы, но и предоставлял немалые привилегии русским купцам в Константинополе. Наиболее важным аспектом этого документа стал зафиксированный принцип паритета сторон. Сравнительно молодое древнерусское государство смогло добиться юридического признания собственного равенства с могущественной Византийской империей.

После тридцати трех лет весьма успешного правления Олег погибает причудливой и оригинальной смертью. Как сказано в пушкинских строках, «из мёртвой главы гробовая змея / Шипя между тем выползала; / Как чёрная лента, вкруг ног обвилась,/ И вскрикнул внезапно ужаленный князь». С точки зрения современной биологии, в том регионе маловероятно появление ядовитых змей осенью, когда, по легенде, был отравлен князь Олег. Вероятно, сюжет подобной смерти был заимствован из скандинавских саг, где нередко встречается схожая фабула, когда великий герой внезапно погибает нелепой смертью. Интересно в этой связи провести параллель с любимым конем Александра Македонского Буцефалом, который также становится трагическим предвестником смерти своего хозяина. Отсюда можно сделать вывод, о том, что в летописи отразилась не столько историческая правда, сколько заимствованная из других источников повествовательная формула. Использование таких сюжетных шаблонов видно и в странном совпадении продолжительности правления Олега и следующего князя Игоря: Олег становится регентом при трехлетнем Игоре, правит тридцать три года, затем столько же владычествует Игорь и тоже оставляет после себя наследника трех лет.

Древняя Русь — могущественное государство Восточной Европы

0.jpg

Тризна на могиле Вещего Олега. В. М. Васнецов. (wikipedia.org)

Несмотря на то, что Олег не самый значительный персонаж русской истории, ему удалось выполнить ряд ключевых задач по укреплению древнерусского государства: объединить Киев и Новгород под единой централизованной властью, захватить контроль над балтийско-черноморским торговым путем, подписать выгоднейшее дипломатическое соглашение с Византией, которое сделало Древнюю Русь одним из могущественных государств Восточной Европы.

879—912 г. Олег Правитель.

Рюрик, по словам летописи, вручил Олегу правление за малолетством сына. Сей опекун Игорев скоро прославился великою своею отважностию, победами, благоразумием, любовию подданных. Весть о счастливом успехе Рюрика и братьев его, желание участвовать в их завоеваниях и надежда обогатиться, без сомнения, привлекли многих Варягов в Россию. Князья рады были соотечественникам, которые усиливали их верную, смелую дружину.

Олег, пылая славолюбием Героев, не удовольствовался сим войском, но присоединил к нему великое число Новогородцев, Кривичей, Веси, Чуди, Мери и в 882 году пошел к странам Днепровским. Смоленск, город вольных Кривичей, сдался ему, кажется, без сопротивления, чему могли способствовать единоплеменники их, служившие Олегу.

Первая удача была залогом новых: храбрый Князь, поручив Смоленск своему Боярину, вступил в область Северян и взял Любеч, древний город на Днепре. Но желания завоевателя стремились далее: слух о независимой Державе, основанной Аскольдом и Диром, благословенный климат и другие естественные выгоды Малороссии, еще украшенные, может быть, рассказами, влекли Олега к Киеву.

Вероятность, что Аскольд и Дир, имея сильную дружину, не захотят ему добровольно поддаться, и неприятная мысль сражаться с единоземцами, равно искусными в деле воинском, принудили его употребить хитрость. Оставив назади войско, он с юным Игорем и с немногими людьми приплыл к высоким берегам Днепра, где стоял древний Киев; скрыл вооруженных ратников в ладиях и велел объявить Государям Киевским, что Варяжские купцы, отправленные Князем Новогородским в Грецию, хотят видеть их как друзей и соотечественников. Аскольд и Дир, не подозревая обмана, спешили на берег: воины Олеговы в одно мгновение окружили их. Правитель сказал: Вы не Князья и не знаменитого роду, но я Князь, и показав Игоря, примолвил: Вот сын Рюриков! Сим словом осужденные на казнь Аскольд и Дир под мечами убийц пали мертвые к ногам Олеговым…

Простота, свойственная нравам IX века, дозволяет верить, что мнимые купцы могли призвать к себе таким образом Владетелей Киевских; но самое общее варварство сих времен не извиняет убийства жестокого и коварного.

— Тела несчастных Князей были погребены на горе, где в Несторово время находился Ольмин двор; кости Дировы покоились за храмом Св. Ирины; над могилою Аскольда стояла церковь Св. Николая, и жители Киевские доныне указывают сие место на крутом берегу Днепра, ниже монастыря Николаевского, где врастает в землю малая, ветхая церковь.

Олег, обагренный кровию невинных Князей, знаменитых храбростию, вошел как победитель в город их, и жители, устрашенные самым его злодеянием и сильным войском, признали в нем своего законного государя. Веселое местоположение, судоходный Днепр, удобность иметь сообщение, торговлю или войну с разными богатыми странами – с Греческим Херсоном, с Козарскою (хазарскою) Тавридою, с Болгариею, с Константинополем пленили Олега, и сей Князь сказал: Да будет Киев материю городов Российских!

Монархи народов образованных желают иметь столицу среди Государства, во-первых, для того, чтобы лучше надзирать над общим его правлением, а во-вторых, и для своей безопасности: Олег, всего более думая о завоеваниях, хотел жить на границе, чтобы тем скорее нападать на чуждые земли; мыслил ужасать соседей, а не бояться их.

— Он поручил дальние области Вельможам; велел строить города или неподвижные станы для войска, коему надлежало быть грозою и внешних неприятелей и внутренних мятежников; уставил также налоги общие. Славяне, Кривичи и другие народы должны были платить дань Варягам, служившим в России: Новгород давал им ежегодно 300 гривен тогдашнею ходячею монетою Российскою: что представляло цену ста пятидесяти фунтов серебра. Сию дань получали Варяги, как говорит Нестор, до кончины Ярославовой: с того времени летописи наши действительно уже молчат о службе их в России.

Обширные владения Российские еще не имели твердой связи. Ильменские Славяне граничили с Весью, Весь с Мерею, Меря с Муромою и с Кривичами; но сильные, от Россиян независимые народы обитали между Новымгородом и Киевом. Храбрый Князь, дав отдохнуть войску, спешил к берегам реки Припяти: там, среди лесов мрачных Древляне свирепые наслаждались вольностию и встретили его с оружием, но победа увенчала Олега, и сей народ, богатый зверями, обязался ему платить дань черными куницами.

В следующие два года Князь Российский овладел землею Днепровских Северян и соседственных с ними Радимичей. Он победил первых, освободил их от власти Козаров, и сказав: я враг им, а не вам! удовольствовался самым легким налогом: верность и доброе расположение Северян были ему всего нужнее для безопасного сообщения южных областей Российских с северными. Радимичи, жители берегов Сожских, добровольно согласились давать Россиянам то же, что Козарам: по щлягу или мелкой монете с каждой сохи. Таким образом, соединив цепию завоеваний Киев с Новымгородом, Олег уничтожил господство Хана Козарского в Витебской и Черниговской Губернии. Сей Хан дремал, кажется, в приятностях Восточной роскоши и неги: изобилие Тавриды, долговременная связь с цветущим Херсоном и Константинополем, торговля и мирные искусства Греции усыпили воинский дух в Козарах, и могущество их уже клонилось к падению.

Покорив Север, Князь Российский обратил счастливое оружие свое к Югу. В левую сторону от Днепра, на берегах Сулы, жили еще независимые от Российской Державы Славяне, единоплеменные с Черниговцами: он завоевал страну их, также Подольскую и Волынскую Губернию, часть Херсонской и, может быть, Галицию, ибо Летописец в числе его подданных именует Дулебов, Тивирцев и Хорватов, там обитавших.


Игорь СкифКомментарий Игоря Скифа:

Принципиально другую позицию (основанную на том, что Рюрик и его команда были датчанами, Аскольд и Дир возглавляли армию шведского происхождения, а Олег привел из Скандинавии норвежскую армию) высказывает Г.В. Вернадский. Мне эта версия представляется весьма спорной, (в частности, сомнение вызывает у меня и мадьярский контроль над Киевом во времена Аскольда и Дира), но, для полноты картины, приведу цитату о представляемом времени из его канонической для западных историков работы «Древняя Русь»:

«<…> разрыв связей с Приазовьем, происшедший около 840 г., болезненно сказался на благосостоянии Севера. Хотя Аскольду и Диру удалось добраться до Киева, они, в свою очередь, потеряли связь с Новгородом. С другой стороны, Рюрик, даже будучи правителем Новгорода, продолжал настойчиво стремиться к тому, чтобы возвратить свои западные владения, и поэтому мало был заинтересован в экспансии на Юг.

Именно поэтому Олегу следует воздать должное за объединение Севера и Юга Руси. Начало его южной кампании описано в летописи следующими словами: «Отправился Олег, взяв с собой много воинов из варягов, чуди, славян, мери, веси и кривичей».

Ясно, что Олег к тому времени был признанным предводителем всех северных племен. Показательно также, что русские (русь) не упомянуты среди его приверженцев, и на то есть очевидные причины. Старые русы (шведского происхождения, из Приазовья), должно быть, ушли из Новгорода в Киев значительно раньше с Аскольдом и Диром, в то время как новая фрисландская русь <…> смешались с варягами Олега. <…>

Поход Олега <на Киев> можно отнести ко времени между 878 и 880 гг. (скорее, к 878 г.). Олег продвигался с осторожностью, стараясь обеспечить свой контроль над наиболее важными пунктами на днепровском речном пути, в каждом из которых он оставлял гарнизон своих солдат.

«И он занял город (Смоленск) и оставил там гарнизон. Оттуда он пошел дальше и захватил Любеч, и там оставил гарнизон. Затем он подошел к киевским холмам».

Согласно первой летописи, Олег захватил Киев хитростью. Он спрятал свои войска недалеко от берега реки, а затем отправил гонцов к Аскольду и Диру, чтобы известить о прибытии торгового каравана. Вполне возможно, что вестниками Олега были какие‑то смоленские купцы, которые и раньше приезжали в Киев, так что их появление не вызывало подозрений у киевских правителей.

Обман сработал: Аскольд и Дир отправились на кораблях без достаточной охраны и были убиты на месте воинами Олега. Как мы уже упоминали, их тела затем были отнесены к дворцу Олома. С их убийством прекратилась власть мадьяр над Киевом. «И Олег сам сел князем в Киеве».

Захват Киева Олегом открывает новую страницу русской истории — период так называемого Киевского государства, или Киевской Руси. В отличие от предшествующих южнорусских формаций государственного типа в антский и хазарский период, расположенных на Дону и в Приазовье, днепровский речной путь — «из варяг в греки» — становится теперь главной географической осью Русского государства.

Для Олега, однако, Киев был только первым, пусть и наиболее важным, пунктом на пути на Юг. Южное Приднепровье на протяжении ряда лет оставалось в руках мадьяр, и должно было пройти около тридцати лет после завоевания Киева, чтобы Олег начал свой первый поход на Константинополь.

Тем не менее, Киев оставался опорным пунктом во всех его последующих походах на юг, и поэтому мы считаем дату прихода Олега в Киев важной вехой <…>»

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О КНЯЖЕНИИ ОЛЕГА

В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу — родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень молод.

В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов своих: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и овладел городом Смоленском и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и придя, взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам киевским, и увидел Олег, что княжат тут Аскольд и Дир, спрятал он воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам приступил, неся отрока Игоря. И подошел к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря, Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и вынесли Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли <Аскольда> на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николая; а Дирова могила — за церковью святой Ирины. И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него славяне и варяги, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.

Повесть временных лет

АСКОЛЬДОВА МОГИЛА

Аскольдова могила расположена на правом берегу Днепра, недалеко от Липок. Согласно легенде, Аскольд был похоронен на месте убийства, в честь него эту местность стали называть так. Место называли еще Угорским урочищем, в память о древней стоянке угров (венгров), которое находилось здесь  в 898 году, По другой версии, Угорское урочище произошло от старославянского «угр» — крутой землистый берег. Как бы там ни было, а на территории парка в 1997 году установили памятный знак, в честь пребывания на этом месте венгров, перемещавшихся из Поволжья на территорию нынешней Венгрии.

Kievtown.net

КАК ОЛЕГ СТАЛ РУССКИМ

…Далее летопись 1050 года говорит: «И бысть у них [у варягов] князь именъм Ольг, мужь мудр и храбр…» [далее описывается разбойнический захват Олегом столицы Руси Киева] «и беша и у него мужи варязи, словене и отьтоле прозъвашася русию». По совершенно ясному смыслу фразы войско Олега, состоявшее, как позже у Ярослава Мудрого, из варягов и словен, после овладения Киевом стало называться Русью. «Оттоле», то есть с того срока, как Олег оказался временным князем Руси, его воины и стали именоваться русью, русскими.

Рыбаков Б.А. Рождение Руси

ЛЕГЕНДЫ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ

Под 882 г. мы находим в «Повести временных лет» предание о взятии Олегом Киева и о гибели княживших там Аскольда и Дира. Олег, родич Рюрика, воспитатель и воевода его сына Игоря, идет войной на Смоленск и на Любеч, а затем на Киев и узнает, что там княжат Аскольд и Дир, дружинники Рюрика, ушедшие с его разрешения в Царьград и по дороге осевшие в Киеве, о чем летопись говорит под 862 г. Оставив часть своей рати поодаль, Олег направляется к самому городу под видом купца, идущего в Грецию с торговыми ладьями, в которых в действительности спрятаны воины. Он приглашает к себе Аскольда и Дира и тут сбрасывает, так сказать, маску, его воины выскакивают из ладей и убивают Аскольда и Дира, после того как Олег изобличил их как узурпаторов и указал на Игоря как на законного князя.

Эта легенда в том виде, в каком нам ее дает летопись, слагается из нескольких элементов, а именно: из преданий о походе Олега на Смоленск, Любеч и Киев, о хитрости, которую он пустил в ход против Аскольда и Дира, и из той совершенно явно выраженной династической тенденции, которой руководствовался летописец при обработке своего материала. Согласно этой тенденции он, во-первых, связал южнорусских князей, Аскольда и Дира, с призванными на севере князьями, сделав их дружинниками Рюрика; во-вторых, стремясь согласовать между собой многочисленные устные предания древнейшего периода и подчинить их определенному династическому принципу, выдвигающему первенство рода Рюриковичей, он изобразил Олега родичем Рюрика и чем-то вроде регента при Игоре. Походы, о которых говорит здесь летопись, ведутся Олегом от имени рода Рюриковичей и в его интересах; Аскольд и Дир оказываются самозванцами, узурпаторами, которых и устраняет тот же Олег.

Вся эта часть, конечно, ни в какой мере не восходит к варяжским преданиям: варяги менее всего беспокоились о соблюдении каких бы то ни было легитимистских принципов и с величайшей легкостью переходили от одного князя к другому в зависимости от собственных выгод. Это относится даже к тому времени, когда взаимоотношения между русскими князьями уже стабилизовались (хотя бы теоретически) на основе счета старшинства и первенства киевского князя перед другими: сага об Эймунде достаточно ярко и убедительно рисует отношения между князьями и их наемными заморскими дружинниками, повествуя о происходившей в XI в. борьбе Ярослава со Святополком и Брячиславом.

Вопрос о первоначальном виде сказания о взятии Киева Олегом, так же как и об Аскольде и Дире, является весьма сложным. Если взять это сказание в том виде, в каком его дает летопись, то за вычетом тенденциозной обработки, приданной ему составителями летописных сводов (Начального свода и Повести временных лет), можно понимать его как столкновение двух варяжских дружин с их вождями во главе из-за такой привлекательной добычи, как Киев, или как борьбу продвигающихся да юг варяжских дружин с какими-то местными князьями — ситуация также весьма правдоподобная с исторической точки зрения. Подобных столкновений и участников их, как местных по происхождению, так и пришлых, в действительности было, вероятно, гораздо больше, чем указано в летописи, выдвигающей в силу своей династической схемы и исторической концепции почти исключительно род Рюриковичей.

В позднейших хронографах XVI-XVII вв. Аскольд и Дир — не более не менее как племянники Кия, убитые Олегом, взявшим Киев. Есть вариант, по которому Олег отнимает Киев не у них, а у самого Кия и его братьев. По третьей версии Кий, Щек, Хорив и их сестра разбойничали в Новгороде, были пойманы Олегом, помилованы и отпущены в Киев, где на них напали Аскольд и Дир, посланные Олегом в Царьград; этим и был вызван поход Олега против Аскольда и Дира. Все эти поздние варианты имеют, по-видимому, целью установить прямую связь между преданиями о Кие с братьями, об Аскольде и Дире, об Олеге и Игоре. В сущности, это те же приемы книжной обработки древних преданий, которыми пользовались и более ранние летописцы.

Как уже было сказано, Олег был превращен в воеводу Игоря, по предположению Шахматова, — еще в Начальном своде, а вслед за этим сводом и в Повести временных лет. Но та же Повесть временных лет вводит в свой текст такой документ, как греко-русский договор 911 г., в котором нет ни слова об Игоре, и великим князем является Олег.

Об Олеге высказан ряд интересных соображений в связи со спорным вопросом об отождествлении его с «царем Руссии» Хальгу, известным из хазарско-еврейской переписки X в. По мнению некоторых исследователей, Хальгу — может быть, только тезка вещего Олега и один из оставшихся неизвестными в летописи представителей русского «княжья» X в. Не входя во все подробности вопроса о Хальгу, упомяну лишь об указании кембриджского документа на взятие этим Хальгу Самбарая (Тмутаракани) «воровским способом», что напоминает как будто взятие Киева Олегом по летописи.

Хитрость, которой воспользовался Олег для взятия Киева, является вариантом широко распространенного сюжета о проникновении вооруженных людей в укрепленное место при помощи переодевания и скрывания внутри разных предметов. Проникновение хитростью в запрещенную область — мотив, по которому материал имеется громадный; проникновение, в частности при помощи переодевания, — тема также весьма широкая; здесь можно выделить военную цель действия и переодевания купцами. Таким образом, мы приближаемся к сюжету летописной легенды о взятии Киева Олегом.

Е.А. Рыдзевская. К вопросу об устных преданиях в составе древнейшей русской летописи

ВЕЩИЙ ОЛЕГ В МИФАХ

Олег Вещий, древнерусский легендарный князь (воевода). Герой нескольких мифо-эпических сюжетов, вошедших в «Повесть временных лет»: он хитростью (прикинувшись купцом) захватывает Киев (по летописи — 882), убивая правивших там Аскольда и Дира (по поздним книжным вариантам — Кия, Щека и Хорива), и сажает на престол законного князя Игоря — сына Рюрика (см. Рюрик, Синеус и Трувор). В походе на Царьград Олег, поставив корабли на колеса, под парусами по суше подходит к стенам города (сходные эпизоды приводятся в «Деяниях датчан» датского хрониста 12 в. Саксона Грамматика и в др., в т. ч. фольклорных, текстах). Олег отказывается принять у побежденных греков отравленную снедь (в этом — дар провидца, «Вещего»; само имя «Олег» имеет скандинавское происхождение и близкую семантику — ср. Хельги) и прибивает щит к вратам Царьграда, «показуя победу» (ритуал имеет древневосточные параллели — ср. «дом щита» — храм урартского бога Халди).

Как князь-воитель Олег связан с культом Перуна: при заключении договора с греками он и его мужи клянутся на оружии «Перуном, богом своим, и Волосом, скотьим богом»; на миниатюре Радзивилловской летописи Олег изображен клянущимся рядом с антропоморфным идолом Перуна, у ног же стоящего за Олегом мужа прорисована змея — вероятное воплощение Велеса. В связи с этим мотив смерти Олега от змеи может рассматриваться в связи с реконструируемым противопоставлением Перуна и Велеса в славянской мифологии. Волхвы предсказали Олегу гибель от собственного коня. Князь велит увести коня, а когда через четыре года узнает о его смерти, насмехается над предсказанием и хочет видеть кости животного; он наступает на череп, из черепа выползает змея и жалит Олега в ногу. Князь умирает на тридцать третьем году правления (характерное эпическое число). Ближайшая параллель мотиву смерти Олега известна в исландской саге об Орваре Одде (XIII в.): герой получает то же предсказание от оскорбленной им вещуньи и убивает своего коня; будучи уже стариком, он спотыкается о конский череп и ударяет его копьем; выползшая оттуда змея жалит Одда. Мотив предсказания судьбы (в т. ч. неизбежной смерти от животного или предмета) широко распространен в мировом фольклоре, однако на славянской почве этот мотив, очевидно, связан с Белесом, атрибутами которого являются конский череп и змея.

Петрухин В. Я. Мифологический словарь. М., 1990 

Киев и НовгородОбъединение Киева и Новгорода, состоявшееся в 882 году, принято считать датой основания Древнерусского государства. Его основателем справедливо считается новгородский князь Олег. Тот самый вещий Олег, чья гибель «от коня своего» поэтически описана А. С. Пушкиным .

Оглавление:

  • Начало княжения Олега в Новгороде
  • Киев
  • Поход Олега на Киев
  • Объединение Киева и Новгорода
  • Договор с Византией

Начало княжения Олега в Новгороде

К этому времени у восточнославянских племен исторически сложились два политических и торговых центра. На севере таким центром был Новгород, где у власти уже укрепилась династия Рюриковичей. После смерти Рюрика в 879 году князем формально был объявлен его малолетний сын Игорь, но фактическим главой династии до своей гибели в 912 году оставался Олег. Это был умный, дальновидный и решительный правитель, любивший власть и умевший грамотно ею пользоваться.

Это интересно: гражданская война в Испании 1936-1939 гг.

Киев

Кем было совершено объединениеВ Киеве тогда на княжении находились братья Дир и Аскольд. Достоверных сведений о происхождении братьев не существует, как нет корректных доказательств и того факта, что они были братьями. Есть версия, что они также происходили из династии Рюрика и были его родственниками, но большая часть историков считает их потомками легендарного Кия — основателя города Киева.

Географически Киев занимал исключительно важное положение. Расположенный на берегу Днепра, город лежал на знаменитом пути «из варяг в греки», принимая дань от всех проходящих мимо торговых судов. Город был богатый — путь по Днепру из европейского северо-запада в Византию и обратно в то время заслуженно считался одним из главных мировых торговых путей. Но существовали и серьезные проблемы. Беспокойные соседи хазары не только требовали свою часть дани у окружающих Киев мирных славянских племен, не давая объединять их, но и грабили проходящие торговые караваны.

Это интересно: Повесть временных лет краткое содержание.

В этой ситуации объединение Новгорода и Киева выглядело совершенно логично и было только вопросом времени. Но начал Олег не с этого. Его первыми шагами было продолжение дела Рюрика — не только укрепление собственных позиций в Новгороде, но и самого Новгорода в качестве центра княжеской власти. В результате были покорены племена восточнославянского севера, а границы русских земель были расширены и укреплены.

Поход Олега на Киев

Поход ОлегаВ 882 году Олег предпринял военный поход на Киев, находившийся тогда под властью князей Дира и Аскольда. Поход оказался успешным. Воины дружины, действуя под видом мирных торговцев, обманным путем сумели заманить в ловушку и убить Дира и Аскольда, а Олег после этого объявил жителям Киева, что он и есть настоящий князь. Обман и убийство по тем временам были делами совершенно обыденными, возможно, именно поэтому горожане приняли власть Олега без возражений и сопротивления.

Еще по дороге к Киеву князь подчинил своей власти Смоленск и славянские племена, находившиеся по этому пути. Дальновидность Олега не вызывает сомнений. Захват Киева и объединение его с Новгородом были очень важными, но только отдельными частями обширного плана. Главной целью Олега было взятие под полный контроль всего пути «из варяг в греки». Путь был длинный — от рек северо-запада, далее по Днепру, а затем по Черному морю до богатейшего Константинополя, столицы Византии.

Это интересно: Восстание на Сенатской площади декабристов в 1825 году.

Объединение Киева и Новгорода

Как происходило объединениеСледующие действия Олега были вполне последовательными и логичными. Сначала он подчинил себе и освободил от уплаты дани хазарам ближайших соседей Киева — древлян, северян, радимичей и некоторых других славянских племен и племенных союзов. При этом сопротивление древлян и северян привело к необходимости применить силу. В это же время пришлось и воевать с внешним противником — в союзе с печенегами против хазар и мадьяров. Последних вскоре удалось вытеснить за Карпаты, но сражаться против хазар киевским князьям придется еще очень долго.

Есть все основания полагать, что Олег с самого начала собирался обосноваться в Киеве, сделав его своей столицей. Это решение было разумным и естественным. Если Новгород находился несколько в стороне от основных торговых путей, то Киев как раз был тем местом, где торговые пути сходились. Следствием этого было то обстоятельство, что город быстро развивался также и в качестве центра ремесел и центра культуры.

Это интересно: дата первых Олимпийских игр.

Важнейшее значение для развития Древнерусского государства имело то культурное влияние, которое оказывала на него Византия. По тем временам Византия была исключительно цивилизованным и развитым государством. Не стоит забывать, что не только восточнославянские племена, но и знать, да и сами князья были язычниками. Именно влияние Константинополя в итоге привело к принятию христианства на Руси. Случится это нескоро, но первый шаг в этом направлении был сделан еще князем Олегом, который объединил киевские и новгородские земли в единое государство.

Все эти причины, а также постоянное присутствие в городе князя очень быстро привели к тому, что Киев стал стремительно утверждаться в качестве главного политического центра Древнерусского государства. Олег прекрасно понимал, что управлять созданным государством из Киева во всех отношениях было удобнее, чем из Новгорода. В итоге получилось так, что если первоначально северный город Новгород был явным лидером в процессе объединения русских земель, то очень быстро на эту роль выдвинулся южный Киев. Выдвинулся, да так и остался в этой роли на протяжении нескольких столетий.

К 885 году формирование территории Древнерусского государства было в основном завершено. Из славянских племен только вятичи не вошли в состав созданного Олегом государства и некоторое время продолжали платить дань хазарам. Вятичи периодически завоевывались разными киевскими князьями, но после этого снова восставали и еще долго, до конца XI века, сохраняли относительную независимость.

После объединения новгородских и киевских земель, в состав Древнерусского государства вошли следующие славянские племена:

  • Исторические факты древляне
  • дреговичи
  • кривичи
  • поляне
  • северяне
  • словене
  • радимичи

Весь процесс объединения занял всего несколько лет. Он прошел очень быстро и успешно во многом благодаря решительным действиям князя Олега. Совершенно очевидно, что многие действия князя были обдуманы им заранее, возможно, они обсуждались еще с участием Рюрика. К сожалению, никаких документальных свидетельств этого не существует, но по своей логике такой ход событий выглядит весьма вероятным.

Хронология объединения новгородских и киевских земель, а также начальные этапы становления Древнерусского государства выглядят следующим образом:

  • 879 год (начало княжения Олега в Новгороде)
  • 882 год (военный поход Олега на Киев, завоевание города и объединение с Новгородом)
  • 883 год (подчинение древлян)
  • 884 год (подчинение северян)
  • 885 год (подчинение радимичей)
  • 889 год (вытеснение за Карпаты недружественных Киеву мадьяр)

Договор с Византией

Новгород - Киев Князь Олег и в дальнейшем показал себя выдающимся государственным деятелем. К началу X века Древнерусское государство усилилось настолько, что в 907 году Олег предпринял военный поход на Константинополь. Момент был выбран очень удачно, так как в это время Византия была занята войной с арабами и не могла выделить для защиты Константинополя военные ресурсы.

До вооруженного столкновения с Византией дело не дошло — Константинополь счел за благо заключить мирный договор на очень льготных для Древнерусского государства условиях. В 911 году условия договора были подтверждены, а в текст были добавлены еще несколько статей.

Согласно заключенным договорам Византия выплатила большую контрибуцию, предоставив русским купцам право беспошлинной торговли, право на ночлег, возможность ремонта судов. Специально регламентировалось решение ряда юридических и военных вопросов. Примечательно, что тексты договоров были составлены на двух языках — русском и греческом.

Эти события показали, что объединение новгородских и киевских земель успешно завершилось, а созданное при этом государство получило признание в качестве равноправного политического, экономического и военного партнера даже у такого влиятельного государства, каким являлась в то время Византия.

Как Вещий Олег захватил Киев

Как Вещий Олег захватил Киев

Вещий Олег, без сомнения был одним из известнейших правителей Руси. Вокруг его имени ходят легенды, о нем слагают былины, ведь Олег действительно был не так прост, как кажется на первый взгляд. Захват Киева – тот вопрос, который до сих пор не имеет точного ответа. Был ли это узурпаторский ход, или же князь спас город о разрухи?

Два правителя Киева – это один человек?

Как известно, в Киеве, примерно с 864 года полным ходом шло царствование Аскольда. Согласно летописи «Повесть временных лет», власть он разделял с князем Диром. Однако, бытует мнение, что вообще это был один человек, имевший прозвище либо статус Дир.

Как Вещий Олег захватил Киев

Аскольд и Дир

Как бы там ни было, эти князья первые, кто совершили попытку крестить Русь. Православие было ими принято после хоть и неудачного, но всё же исторически важного похода на Византию, которая на тот момент уже была христианской державой.

Вопрос религии во время правления князей Аскольда и Дира имеет весомое значение. Ведь Олег Вещий был язычником. Именно противостояние тогдашних действующих правителей Киева и князя Олега изменило ход истории, и Русь тогда не была крещена.

Ловкость и хитрость – главное оружие

Олег, будучи человеком смышленым в военном деле, решил не брать город штурмом. Сильная дружина в Киеве и храбрые правители просто не дали бы возможности врагу пройти. Поэтому Олег выбрал тактику хитрости и ловкости.

Своё войско он спрятал в засаду недалеко от города. Сам же он, в сопровождении нескольких вояк подошел к воротам Киева, назвавшись торговыми дельцами, тем самым вызвав князя на разговор о возможных сделках.

Как Вещий Олег захватил Киев

Олег

Естественно, заманчивое предложение не могло пройти мимо ушей киевлян, и Аскольд с Диром выехали из Киева до берегов Днепра. Тут их встретило вооруженное войско Олега. Схватив обоих князей, Олег сказал им что они не имеют права править Киевом без княжеского происхождения, и что такие действия по сути являются обманом народа.

На берегу Днепра присутствовал и маленький Игорь – наследник престола Киевской Руси. Именно он, согласно правилам, должен стать князем по достижению совершеннолетия. До те пор вся власть будет в руках опекуна Игоря, то есть Олега.

Правдами и неправдами

Аскольд и Дир якобы не имели княжеского происхождения. Но существуют факты, доказывающие обратное. Польский историк Я.Длугош специализируется на древнерусских письменах утверждает, что Аскольд и Дир были прямыми потомками Кия, основателя Киева. Согласно историку, князья приходились друг другу братьями, что вполне объясняет их совместное правление.

Как Вещий Олег захватил Киев

Поход на Киев

В этом случае получается так, что свержение их с престола было не то, что варварским, но даже запрещенным по закону. Знал ли об этом сам Олег неизвестно. Его стремление посадить на трон сына Рюрика было огромным, поэтому вполне можно предполагать, что даже зная факт законности правления Аскольда и Дира, он мог просто пренебречь этим фактом.

Новый Киевский царь

Приход к власти Олега во многом изменил жизнь жителей Руси. Множество территорий было присоединено за время его правления. Практически все племена на близлежащих землях быстро приняли решения войти в состав Киевской Руси.

Как Вещий Олег захватил Киев

Картина с изображением князя

Во-первых, все эти племена освобождались от налогов, что, конечно, существенно облегчило жизнь. Во-вторых, значительный прирост территории дал возможность отбивать нападения хазар. Вся дань, которая раньше шла к этим племенам, теперь принадлежала Руси.

Шаг за шагом государство обрело могущество и силу, но цена решения вопроса была высока – жестокое убийство двух царей.

Но в действительности: был ли такой ход оправданным?

8. Киев в 870-е гг. и взятие его Олегом

Теперь снова обратимся к Киеву. Как мы видели1401, в 860 г. Аскольд и Дир объединили силы с приазовскими русскими для нападения на Константинополь. Известно, что после кампании 860 г., по крайней мере, некоторая часть русских была обращена в христианство и оказалась под владычеством епископа, чей престол был, предположительно в Тмутаракани1402. B связи с таким развитием событий нам бы, естественно, очень хотелось знать отношение к христианству тех русских, которые находились под контролем Аскольда и Дира, и собирались ли сами Аскольд и Дир способствовать распространению христианства в Киеве. К сожалению, в наших источниках нет доступной информации1403.

С другой стороны, представляется вполне возможным, что в 860-е и 870-е гг. некоторые христианские миссионеры добирались до Киева не только с юга, но и с запада, а именно из Моравии. Мы видели1404, что благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия, христианство прочно утвердилось в Моравии, и славянский язык стал первым, хотя только на время, языком моравской церкви. Таким образом, на протяжении ряда лет Моравия была важным центром славянской культуры и образования. Хотя князь Святополк (870 — 894 гг.) и не был поборником славянской церкви1405, он косвенным образом способствовал ее распространению, расширяя границы своего государства. Именно к его царству мы можем отнести упоминание Аль-Бахри и некоторых других восточных писателей о могучем славянском государстве, столица которого называлась аль-Фирак (Прага). Согласно Гардизи, имя славянского правителя было Свет-Малик1406. Этот царь, наряду с другими землями, управлял областью джервабов, то есть хорват.

Нет сомнений, что здесь имелись в виду хорваты из Галиции1407. Город джервабов, упомянутый Аль-Бахри, вероятно, Краков. Эти хорваты происходили от того же корня, что и южные (балканские) хорваты, но из-за географического положения вошли в близкую связь с восточными славянами, а затем и в объединение русских племен, которыми управляли киевские князья. Даже в тот отдаленный период, видимо существовали коммерческие отношения между Киевом и Галицией1408, а с купцами, как это бывало везде, возможно, приходили и христианские миссионеры. Мы вполне допускаем, что некоторые последователи Св. Кирилла и Мефодия приходили проповедовать в Галицию, а оттуда кто-то из них, возможно, пытался установить связи с Киевом1409. Именно к этому «Моравскому периоду» можно отнести происхождение идеи о единстве трех славянских племен — чехов, поляков и русских1410; позднее легенда о трех братьях — Чехе, Ляхе (поляке) и Русс — была пущена в ход, чтобы еще более ясно выразить идею единства этих трех славянских народов1411.

Говоря о расширении киевской торговли в 870-е гг., нам теперь следует выделить возрастающую важность верхнеднепровского пути. История захвата Киева Олегом (878 г.), как она рассказана летописцем одиннадцатого века1412, достаточно характерна. Согласно этой истории, Олег притворился купцом, и с помощью этой уловки ему удалось захватить город. Очевидным подтекстом этой истории является то, что к тому времени не было ничего необычного в прибытии купеческих кораблей в Киев из Смоленска.

Из-за недостатка свидетельств мы не в состоянии привести какие-либо точные данные о культурном и экономическом развитии Киева в 870-е гг. Однако, принимая в расчет то, что город установил достаточно близкие отношения — как коммерческие, так и иные — со Смоленском на севере, Галицией на западе и Приазовьем на юго-востоке, вполне можем допустить, что, благодаря этим различным влияниям, в Киеве происходили важные культурные перемены. Политически же, как уже отмечалось1413 Киев в это время находился под мадьярским контролем.

В конце 870-х гг. мирное, по-видимому, течение жизни в Киеве было нарушено появлением нового отряда варягов, добравшихся до города из Новгорода. Чтобы разобраться в причинах этого события, нам следует теперь переключить наше внимание на Новгород. Мы видели, что ютландский князь Рюрик появился на Ладоге около 856 гг.1414, а несколько позднее он захватил Новгород1415. Должно быть, прошло несколько лет, прежде чем Рюрик навел порядок в своих новых владениях на новгородской земле. Однако, он продолжал наблюдать за развитием событий на западе и в 867 г. предпринял неудачную попытку возвратить себе Фрисланд с помощью датчан1416. Смерть в 869 г. Лотаря, короля Лотарингии, который в 854 г. получил Фрисланд в ленное владение от своего отца, императора Лотаря1417, вызвала общее перераспределение всех владений во Франкской империи, и Рюрик решил, что это благоприятный момент для предъявления его требований. Поэтому он отправился в Нимвеген для беседы с Карлом Смелым (братом императора Лотаря) и обещал поддерживать его за соответствующее вознаграждение. В 873 г. Рюрик получил Фрисланд обратно, и после этого его имя больше не упоминалось во фракийских хрониках1418. В русской «Повести временных лет» запись о смерти Рюрика помещена под годом 8791419. Если мы допустим, что здесь та же хронологическая ошибка, что и в рассказе о нападете русских на Константинополь — то есть, ошибка в шесть лет, — мы можем отнести смерть Рюрика к 873 г. Но, как мы вскоре увидим, расчеты летописца постепенно корректировались, и в таком случае ошибка составляла четыре или три года вместо шести. Во всяком случае, Рюрик умер, вероятно, вскоре после возвращения ему старого лена1420.

По преданию в «Повести временных лет», Рюрик оставил в Новгороде своего юного сына Игоря, от чьего имени сначала правил его родич Олег1421. Имя «Игорь» встречается в клане Скьелдунгов. Прародителя Скьелдунгов — пра-пра-прадеда Рюрика -звали Ивар, это имя можно считать иной формой имени Ингвар, или Игорь1422. Согласно летописям, сын Рюрика был тем самым Игорем, ставшим киевским князем после смерти Олега и правившим с 912 по 945 г.1423. Однако, вряд ли допустима идентификация двух этих Игорей. В таком случае, Игорю Киевскому было бы больше 70 лет ко времени смерти (родился не позднее 873 г. умер в 945 г.). Между тем, в летописях нет указаний на то, что князь Игорь был так стар. В 941 — 944 гг. он сам вел полную тягот кампанию против Византийской империи1424. В 945 г. он сам руководил походом на древлян, во время которого и был убит1425. К тому же, его сын Святослав родился в 942 г.1426. Ввиду этих соображений мы можем предположить, что между Рюриком Новгородским и Игорем Киевским было, по меньшей мере, одно промежуточное поколение, а возможно, и два1427.

Что касается Олега, то в так называемой Иоакимовой летописи он назван «урманином», то есть норвежцем1428. Его можно идентифицировать с Оддом норвежских саг1429. Возможно, что имя, под которым он упоминается в русских летописях, есть всего лишь производное от названия его родной страны. Олег — это русская транскрипция слова «Хельги», которое, возможно, обозначает уроженца Халогаланда (Хельгаланда) в Норвегии1430. В Олеге, таким образом, мы имеем представителя третьей струи скандинавского потока в Северной Руси, первые два были представлены шведами (Аскольдом и Диром) и датчанами (Рюриком). Мы допускаем, что Олег, вероятно, прибыл в Новгород не один, а во главе большой свиты, состоявшей главным образом из норвежцев, и это объясняет тот факт, что он стал правителем после смерти Рюрика, а может быть, даже раньше, после последнего отъезда Рюрика на запад. Уплывая на запад, Рюрик, должно быть, взял с собой, по крайней мере, часть своей датской свиты, а те датчане, что остались в Новгороде, вынуждены были пойти на компромисс с норвежцами и дать клятву верности Олегу. Мы уже видели1431, что разрыв связей с Приазовьем, происшедший около 840 г., болезненно сказался на благосостоянии Севера. Хотя Аскольду и Диру удалось добраться до Киева, они, в свою очередь, потеряли связь с Новгородом. С другой стороны, Рюрик, даже будучи правителем Новгорода, продолжал настойчиво стремиться к тому, чтобы возвратить свои западные владения, и поэтому мало был заинтересован в экспансии на Юг.

Именно поэтому Олегу следует воздать должное за объединение Севера и Юга Руси. Начало его южной кампании описано в летописи следующими словами: «Отправился Олег, взяв с собой много воинов из варягов, чуди, славян, мери, веси и кривичей»1432. Ясно, что Олег к тому времени был признанным предводителем всех северных племен. Показательно также, что русские (русь) не упомянуты среди его приверженцев, и на то есть очевидные причины. Старые русы (шведского происхождения, из Приазовья), должно быть, ушли из Новгорода в Киев значительно раньше с Аскольдом и Диром, в то время как новая фрисландская русь, или, по крайней мере, те, кто остался от них после отъезда Рюрика во Фрисланд, смешались с варягами Олега.

Поход Олега в первой летописи отмечен датой 6390 (882 г. н.э.)1433. Как и раньше, здесь можно ожидать хронологической ошибки, хотя и не в шесть лет, как в случае с русским нападением на Константинополь. Нам следует принять в расчет, что летописная дата договора Олега с греками верна (911 г.). Ясно, что по ходу повествования летописец постепенно уточнял свои расчеты. Поэтому мы можем предположить, что ошибка в датировке первого похода Олега — меньшая, нежели в датировке набега Аскольда на Константинополь, возможно, не в шесть лет, а, мы бы сказали, между четырьмя и двумя годами. В таком случае, поход Олега можно отнести ко времени между 878 и 880 гг. (скорее, к 878 г.).

Олег продвигался с осторожностью, стараясь обеспечить свой контроль над наиболее важными пунктами на днепровском речном пути, в каждом из которых он оставлял гарнизон своих солдат. «И он занял город (Смоленск) и оставил там гарнизон. Оттуда он пошел дальше и захватил Любеч, и там оставил гарнизон. Затем он подошел к киевским холмам»1434. Согласно первой летописи, Олег захватил Киев хитростью. Он спрятал свои войска недалеко от берега реки, а затем отправил гонцов к Аскольду и Диру, чтобы известить о прибытии торгового каравана1435. Вполне возможно, что вестниками Олега были какие-то смоленские купцы, которые и раньше приезжали в Киев, так что их появление не вызывало подозрений у киевских правителей. Обман сработал: Аскольд и Дир отправились на кораблях без достаточной охраны и были убиты на месте воинами Олега. Как мы уже упоминали1436, их тела затем были отнесены к дворцу Олома. С их убийством прекратилась власть мадьяр над Киевом. «И Олег сам сел князем в Киеве»1437.

Читайте также

1.15. Каир, он же Вавилон Кама, Каспий, Киев, Константинополь, Кэнугард = Киев, Кюльфингаланд, Ладога

1.15. Каир, он же Вавилон
Кама, Каспий, Киев, Константинополь, Кэнугард = Киев, Кюльфингаланд, Ладога
Согласно скандинавам, КАИР — то есть современный город в африканском Египте — именовался ВАВИЛОНОМ НОВЫМ [523], с. 79.Далее: река КАМА = КУМА (скандинавское KUMA) [523], с. 35 =*= КИННА

13. Осада и взятие Царь-Града крестоносцами в 1204 году отражены в русских летописях как взятие Искоростеня Ольгой, а у Гомера — как взятие Трои греками

13. Осада и взятие Царь-Града крестоносцами в 1204 году отражены в русских летописях как взятие Искоростеня Ольгой, а у Гомера — как взятие Трои греками

13.1. Рассказ русской летописи
Описав три мщения Ольги Древлянам, русские летописи переходят к рассказу о взятии Ольгой

13. Осада и взятие Царь-Града крестоносцами в 1204 году отражены в русских летописях как взятие Искоростеня Ольгой А у Гомера — как взятие Трои греками

13. Осада и взятие Царь-Града крестоносцами в 1204 году отражены в русских летописях как взятие Искоростеня Ольгой
А у Гомера — как взятие Трои греками

13.1. Рассказ русской летописи
Описав три мщения Ольги Древлянам, русские летописи переходят к взятию Ольгой древлянской

Легенда об основании Москвы князем Олегом

Легенда об основании Москвы князем Олегом
Сохранились и менее сказочные и не столь экстравагантные версии возникновения Москвы, но все же преследующие цель хотя бы и ненамного, века на два-три, «состарить» матушку-Москву. Вот одна из таких версий.Автор небольшого, но

Война с Олегом Святославичем

Война с Олегом Святославичем
Вражда была великая. Олег плохо уживался со своими братьями, Святославичами, но еще хуже – с Мономаховичами. Владимир, дабы обезопасить себя от соединенных сил Святославичей, пытался разделить их земли своими, то есть стремился посадить

6. Успешный египетский поход Камбиса — это взятие Царь-Града в 1453 году или взятие Казани в 1552 году

6. Успешный египетский поход Камбиса — это взятие Царь-Града в 1453 году или взятие Казани в 1552 году

6.1. Рассказ Геродота
Мы уже цитировали Геродота, сообщившего, что молодой персидский царевич Камбис обещал своей матери «перевернуть Египет вверх дном», как только

Знакомство с Олегом Зубовым

Знакомство с Олегом Зубовым
Каждый «Подъем!» Вовка Губин комментировал нелестными эпитетами в адрес тех, кто его выдумал.— Бог создал отбой и тишину, а черт — подъем и старшину! — повторил он известный армейский афоризм, нехотя сбрасывая одеяло. И тут же засуетился,

15. Каир = Вавилон Кама Каспий Киев Константинополь Кэнугард = Киев Кюльфингаланд Ладога

15. Каир = Вавилон
Кама
Каспий
Киев
Константинополь
Кэнугард = Киев
Кюльфингаланд
Ладога
Согласно скандинавам, КАИР — то есть современный город в африканском Египте — именовался ВАВИЛОНОМ НОВЫМ [523], с. 79.Далее: река КАМА = КУМА (скандинавское KUMA) [523], с. 35 = * = КИННА

14. Взятие Казани и взятие «античной» Артаксаты Римлянин Корбулон — это князь Курбский

14. Взятие Казани и взятие «античной» Артаксаты
Римлянин Корбулон — это князь Курбский
Одним из наиболее выдающихся деяний Грозного считается взятие Казани в 1552 году. Мы подробно говорили об этом в книгах «Библейская Русь» и «Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж

7. Взятие Иерусалима «античным» императором Титом — это взятие Москвы в начале XVII века

7. Взятие Иерусалима «античным» императором Титом — это взятие Москвы в начале XVII века
Как вытекает из предшествующих наших результатов, на страницах Иосифа Флавия Москва представлена как два разных города. А именно, как «императорский Рим» и как «иудейский Иерусалим».

3. Взятие Пророком Магометом городов Ат-Таифа и Табука как отражение захвата Царь-Града в 1453 году Султаном Магометом II Завоевателем (Князем Олегом)

3. Взятие Пророком Магометом городов Ат-Таифа и Табука как отражение захвата Царь-Града в 1453 году Султаном Магометом II Завоевателем (Князем Олегом)
Сначала Пророк Магомет захватывает долину ХУНАЙН [300:2], с. 501–511. Поскольку это происходит в рамках уже обнаруженного нами

5.2. ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИИ, ОСАДА И ВЗЯТИЕ ЦАРЬ-ГРАДА МАГОМЕТОМ II В 1453 ГОДУ ОПИСАНЫ В БИБЛИИ КАК ОСАДА И ВЗЯТИЕ ДАВИДОМ ГОРОДА ИЕРУСАЛИМА

5.2. ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИИ, ОСАДА И ВЗЯТИЕ ЦАРЬ-ГРАДА МАГОМЕТОМ II В 1453 ГОДУ ОПИСАНЫ В БИБЛИИ КАК ОСАДА И ВЗЯТИЕ ДАВИДОМ ГОРОДА ИЕРУСАЛИМА
«Водоразделом», отделяющим эпоху 1334–1453 от эпохи 14531566 является знаменитый 1453 год падения Византии, взятия Царь-Града войсками султана

884–885 Подчинение Олегом северян и радимичей. Война с хазарами

884–885 Подчинение Олегом северян и радимичей. Война с хазарами
Это был поход Олега вначале на славянские племена, жившие по левому берегу Днепра, а потом на Хазарский каганат, которому платили дань северяне и радимичи. Поход этот был типичным набегом

2.5. Взятие Царь-Града в 1453 году, в эпоху Ивана III Грозного, — это взятие Иерусалима Навуходоносором

2.5. Взятие Царь-Града в 1453 году, в эпоху Ивана III Грозного, — это взятие Иерусалима Навуходоносором
Взятие Иерусалима — одно из главных деяний Навуходоносора. «Подступили рабы Навуходоносора, царя Вавилонского, к Иерусалиму, и подвергся город осаде. И пришел

Знакомство с Олегом Зубовым

Знакомство с Олегом Зубовым
Каждый подъем Вовка Губин комментировал нелестными эпитетами в адрес тех, кто его выдумал.— Бог создал отбой и тишину, а черт — подъем и старшину! — повторил он известный армейский афоризм, нехотя сбрасывая одеяло. И тут же засуетился, потому

19. О КНЯЖЕНИИ ИГОРЯ РУРИКОВИЧА С ОЛЕГОМ ДЯДЕЮ.

19.
О КНЯЖЕНИИ ИГОРЯ РУРИКОВИЧА С ОЛЕГОМ ДЯДЕЮ.
ПО СМЕРТИ ВЕЛИКОНОВГОРОДСКАГО Князя Рурика остася по нем сын его Игорь в дозор Олегови Велможе, сродникови своему, со всеми Княжствы Российскими; понеже Игорь млад еще бе. И услышавши Олег, яко Осколд и Дир ходивше к Цариграду

  • Рассказ о захаре слуге обломова
  • Рассказ о засолке капусты
  • Рассказ о запятой 4 класс
  • Рассказ о запорожской сечи 7 класс
  • Рассказ о заповеднике россии 5 класс однкнр