Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.
История законов
Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.
Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.
Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.
Стела Хаммурапи в Лувре.
Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.
Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.
Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.
Общая характеристика
Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.
В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.
Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:
- Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
- Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
- Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
- Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
- Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.
Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.
Основные законы
Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.
- Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
- Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
- За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
- За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
- В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
- Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.
Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.
Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.
- Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
- Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
- Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
- Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
- При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.
Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.
Рекомендованная литература и полезные ссылки
- Бузескул В. П. Открытия XIX и начала XX века в области истории Древнего мира. Часть I. Восток. — Пг.: Academia, 1923. — 222 с.
- Текст сборника Законов Хаммураби в переводе: Пер. и комм. И. М. Волкова // Законы вавилонского царя Хаммураби. С 8 рисунками и картой / Под общ. ред. Б. А. Тураева. — М.: Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1914. — 81 с. — (Культурно-исторические памятники Древнего Востока, Вып. I).
- Волков И. М. Кодекс Гаммураби. I. Открытие кодекса // Журнал Министерства народного просвещения. — 1910. — Февраль. — С. 301—316.
- Волков И. М. Кодекс Гаммураби. II. Гаммураби и его царствование // Журнал Министерства народного просвещения. — 1912. — Сентябрь. — С. 65—77.
- Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства: Пер. и комм. под. ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. — 1952. — № 3 (40). — С. 199—206.
Видео
Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.
Вопросы
занятия
·
Вавилон
– самое могущественное государство Двуречья
·
Правление
царя Хаммурапи
·
Законы
Хаммурапи
Прежде
чем начать, давайте вспомним, как называют науку, которая изучает жизнь людей по
вещественным источникам? Правильно, это археология – «наука о древности».
Ученые-археологи производят раскопки и находят «следы» древних людей: сделанные
ими предметы, развалины зданий и прочее. Но порой находками археологов
становятся уникальные вещи. Об одной из них – каменном столбе с законами царя
Хаммурапи – сегодня и пойдет речь.
Вавилон – самое могущественное государство Двуречья.
Вы
уже знаете, что в Двуречье было множество городов. К XIX веку до нашей эры самыми крупными из них были Киш, Эшну́нна, Вавило́н, Ла́рса, Уру́к. Долгое время города воевали между собой. Они
никак не могли решить кому быть главным.
Победителем
из этой борьбы вышел Вавилон. Город находился в очень выгодном месте Двуречья. Там, где близко сходились реки Тигр и Евфрат. Это
помогало вавилонской торговле. Ведь по вавилонским землям проходили самые
важные в Передней Азии сухопутные и речные торговые пути. Торговля приумножала
богатства Вавилона.
В
основном сюда привозили дерево, металлы (медь, серебро, свинец), рабов.
Вывозили: зерно, шерсть, масло, финики.
В
Вавилоне жило более ста тысяч человек. Для того времени это было очень много –
равносильно огромному современному городу. Например, такому как Москва.
Правление царя Хаммурапи.
Самым
знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммура́пи.
Он правил с 1792 по 1750 год до нашей эры. Царь создал сильную и многочисленную
армию. После чего начал войну с соседями. Через 20 лет Вавилон покорил почти
все Двуречье.
Власть
Хаммурапи была неограниченной. Он распоряжался всеми землями государства. Мог забрать
имущество у любого подданного или казнить его. Но Хаммурапи был мудрым
правителем. Он многое сделал для развития страны. По его приказу были
отремонтированы оросительные каналы, построены хорошие дороги.
В
управлении государством царю стали помогать чиновники (они следили за
сбором налогов, набором в армию, общественными работами). Хаммурапи облегчил
жизнь простых людей (упорядочил повинности, отменил старые долги).
Законы Хаммурапи.
Но
самое главное, для того, чтобы обеспечить порядок в стране, издал справедливые
законы. Закон – это правило обязательное для всех жителей страны. По
правилам живут все государства мира. Все люди должны соблюдать законы.
Законы
Хаммурапи были приняты около 3750 лет назад. Только известно о них стало не так
уж и давно. Немногим больше 100 лет назад, французские археологи проводили
раскопки на месте древнего города Сузы. Там они нашли большой столб из твердого
черного камня.
Посмотрим
на него поближе. В верхней части камня вырезаны две фигуры. Одна изображает
царя Хаммурапи. Вторая – бога солнца Шамаша,
восседающего на троне. Шамаш, покровитель правосудия,
вручает царю судейский жезл и кольцо – символ власти над людьми. Вся остальная
поверхность столба покрыта клинописью. Это и есть знаменитые законы Хаммурапи.
Столб
с законами находился на главной площади Вавилона. Текст мог прочитать любой грамотный
житель Двуречья. Копии законов имелись во всех
городах Вавилонского царства. Теперь все споры между людьми стали разбираться
по одинаковым для всех правилам, а не так, как считали разные судьи (жрецы,
старейшины, наместники).
Жители
Вавилонии знали, что за нарушение законов их
постигнет суровое наказание. Ведь на черном камне было написано, что Хаммурапи
получил власть от богов. А воля богов неколебима и гнев их очень суров.
Но
иногда царские судьи не могли сами решить то или иное дело. Не всегда
удавалось найти свидетелей преступления. Тогда им приходилось обращаться к
богам напрямую. Происходило это так. Обвиняемого вели к реке и заставляли
погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как
виноватого. Если же у него получалось выплыть, то считалось, что обвиняемый
чист перед богами и невиновен.
В
Вавилонском царстве преступников обычно заставляли испытать то же самое, что
они причиняли своей жертве.
Законы
Хаммурапи гласят:
«Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб». «Если человек
выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз». Не причиняй другому
такой обиды, которую сам не хочешь испытать. Вот главная идея этих законов.
Но
в Вавилонии перед законом были равны не все жители.
Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду только
свободные люди. Рабы к ним не относились. Их считали лишь вещью,
имуществом хозяина. Поэтому для них были особые законы.
Например,
если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо. Заметьте, не язык
и не руку, а именно ухо. Это делалось для того, чтобы не лишить раба
возможности трудиться и отвечать на вопросы господина. Кроме того, такой раб
уже не мог убежать: все знали – это невольник, при этом непокорный.
В
Древнем Вавилоне рабы были в первую очередь ценной рабочей силой. Случалось,
что по чьей-либо вине чужой раб погибал. За это виновный платил цену раба его
хозяину или отдавал своего невольника.
Хотя
свободные вавилоняне и подчинялись одним законам, это не делало их равными во
всем. Среди них были как очень богатые, так и очень бедные люди. Одни владели
обширными полями и садами с финиковыми пальмами. Снаряжали караваны и торговые
корабли в другие страны. У других не было ничего кроме клочка земли, хижины и
семьи, которую нужно было чем-то кормить. Часто случалось так, что бедняку не
хватало урожая. Ведь выращенное зерно шло не только на пропитание. Бедняк
платил налоги царю. А еще нужно было оставить семена на следующий год.
Приходилось просить у богача зерно в долг. Но богачи не давали ничего просто
так. Если бедняк брал в долг пять мешков зерна, то через год обязан был вернуть
уже шесть. Богачи наживались на том. Они давали имущество «в рост». Таких людей
называют ростовщика́ми.
Иногда
бедняку было нечем отдать долг. Тогда богач требовал: «Отдавай сына, дочь или
жену… Они будут работать у меня в доме как рабы». Богачи хотели бы навсегда
поработить своих должников.
Но
по законам Хаммурапи: «Должник обязан работать на хозяина лишь три года, а
потом его следует отпустить». Если должник отдавал ростовщику сына, продать
его ростовщик не мог. И убить его он не имел права – иначе у него самого в
наказание убивали сына.
Так
царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство. Но когда семья
бедняка голодала, им снова приходилось брать в долг у богача. Хаммурапи
не видел в этом несправедливости. Ведь боги установили, что есть свободные и
рабы, богатые и бедные.
А
теперь давайте повторим все то, что мы сегодня узнали.
·
После
долгих войн Вавилон стал самым могущественным государством Двуречья.
·
Хаммурапи
был справедливым и мудрым правителем. Он правил с 1792 по 1750 год до нашей
эры.
·
Главное
правило законов Хаммурапи – «око за око», «зуб за зуб».
·
Законы
царя были справедливыми для того времени. Они защищали имущество богатых людей,
а также свободных жителей Вавилонии от обращения в
рабство.
- Энциклопедия
- История
- Законы Хаммурапи
Хаммурапи являлся правителем Вавилона. Это был очень умный и расчетливый человек, ведь он смог склонить к себе всю Месопотамию, все государства подчинялись ему. Правил великий деятель государства 42 года. За это время столицей и центром всей державы стал Вавилон. Правитель ввел немало новшеств и сделал очень много для всего государства, но самое главное это сборник законов. Эти законы рассказывали, как людям нужно жить друг с другом, что можно, что нельзя. Также были прописаны наказания за нарушения законов. Всего было 282 статьи, каждая из которых была вычеканена на базальтовом столбе.
Замечательно, что содержание этих законов сохранилось до сегодня. Это позволяет историкам и всем интересующимся глубже познать жизнь в Вавилоне. Как люди взаимодействовали друг с другом, на каком уровне находилась экономика, какие слои общества существовали. При Хаммурапи одной из задач было сохранить положение крестьян в обществе и земледельцев. Для этих слоев граждан существовали определенные льготы. Когда по каким-то причинам крестьянин становился рабом, то по истечению трех лет его должны были освободить. Крестьянин мог пойти служить в армию, за это правительство Хаммурапи награждало человека землей. Основа политики того времени заключалась в том, что именно этот слой населения является опорой для всего государства. Для земледельцев и крестьян нужно создать самые комфортные условия, ведь они есть плательщики основной массы налогов.
Патриархальный уклад был основным в то время. Исходя из законов видно, что граждане государства находились на уровне раннего развития. Это можно утверждать исходя из того, что система наказания при нарушении законов была простая. Установление справедливости называлось талионом. По талиону наказание было равное ущербу нанесенному потерпевшему.
Далее представлены некоторые законы Хаммурапи, возможно не дословно, как они были написаны.
- за покушение на собственность или жизнь преступника наказывали исходя из достатка потерпевшего. Чем выше, тем сильнее наказание;
- могли отрезать ухо за неповиновение раба;
- если человек кому-то должен, то он мог увеличить срок до отдачи долга проплатив золотом или серебром. У должника не могли отобрать землю в счет долга;
- при бракосочетании свободного человека и раба их совместно рожденные дети становились свободными людьми;
- в стране строго был запрещен самосуд, всегда назначался законный суд того времени;
- в случае, когда суд не мог принять решение, то назначали так называемый «божий суд». Человека бросали в воду, если не всплывет, значит, преступник виновен. Если всплыл, значит, бог его помиловал.
5 класс кратко
Законы Хаммурапи
Популярные темы сообщений
- Озеро Абрау
Озеро Абрау является памятником природы. Оно находится недалеко от города Новороссийск в Краснодарском крае. Некоторые утверждают, что название озеро получило из абхазского языка, означающее провал. Точной версии,
- Вода
Вода — это главное вещество, без которого ни один живой организм не сможет прожить, так же вода соединена двумя химическими элементами. Ее химическая формула НО. Вода бесцветное вещество, которое не имеет ни вкуса, ни запаха,
- Гжель
Искусство всегда было частью нашей жизни, да и сейчас оно является неотъемлемой ее частью. Искусство постигали еще наши далекие предки и продолжают заниматься современники. С тех пор появилось много новых видов искусства, например живопись,
- Дорожно-транспортное происшествие
Тема дорожно — транспортного происшествия на сегодня очень актуальна, ведь достаточно часто приходится видеть на дорогах последствия разного рода аварий. Происходит подобное из-за недостаточного знания ПДД,
- Выдра
Морские выдры — пушистые, игривые млекопитающие, известные тем, что держатся за руки. Эти милые морские существа — узкоспециализированные хищники со множеством интересных поведений. Морская выдра, возможно, более интересна,
История, 5 класс
Урок 8. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Географическое положение Месопотамии.
- Шумерские города и Вавилонское царство.
- Культура и наука Вавилонии.
Тезаурус
Законы – это утверждённые государством правила поведения людей, за нарушение которых полагается наказание.
Собственность – это право владеть, пользоваться, распоряжаться чем-либо.
Царь – это титул, как правило, наследственного главы государства, обладающего высшей властью.
Месопотамия (Двуречье, Междуречье) – это название историко–географического региона на Ближнем Востоке, расположенного в долине двух рек – Тигра и Евфрата.
Клинопись – наиболее ранняя из известных систем письма.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
- Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В.П. Буданова. – М. : АСТ., 2006.
- Емельянов В.В. Древний Шумер. – Спб.: Азбука–Классика, 2003.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Двуречье или междуречье Тигра и Евфрата греки называли Месопотамией. Этот регион был заселен в глубокой древности. И если сравнивать природно–климатические условия Месопотамии и Египта, обнаружится немало общего: жара, плодородная почва, отсутствие болот и лесов. Из-за проливных дождей, наступавших зимой, в Месопотамии начинались разливы рек. Неслучайно там появился миф о всемирном потопе – один из самых древних.
Жители Месопотамии самыми важными продуктами питания считали хлеб и пиво, приготовленные из ячменя. Другим не менее важным растением была финиковая пальма. Её плоды, листья, стволы – всё нашло применение в деятельности людей. Другие-то деревья в Месопотамии попросту не росли и поэтому стоили очень дорого.
Славилась Месопотамия своими глиняными изделиями. Из глины ремесленники делали буквально всё: посуду и игрушки, дома и дворцы, храмы и даже гробы. Здания мастера возводили из глиняных кирпичей, скрепленных между собой специальной смолой – асфальтом.
С севера и востока Месопотамия была окружена горами, на западе граничила с Синайской пустыней, южная часть выходила к Персидскому заливу. Именно на юге зародились первые государства Двуречья, населенные шумерами. Поэтому и первую цивилизацию называют шумерской. Она сложилась из городов–государств Ур, Урук и Лагаш, чья история насчитывает не одно столетие.
Эти города–государства воевали друг с другом до тех пор, пока царь Саргон I не подчинил их. Впоследствии он завоевал Аккад и основал одноименную династию. Прославился Саргон Аккдский и созданием первого в мировой истории постоянного войска. Однако он умел не только воевать. Для развития торговли царь Шумер и Аккад установил единые на всей подвластной ему территории меры длины, площади и веса.
Во 2 тысячелетии до н.э. среди могущественных государств, расположенных на юге Месопотамии, на первый план выдвигается Вавилонское царство. Слово «Вавилон» переводится как «ворота богов». В XVIII в. до н.э. вавилонскому царю Хаммурапи подчиняется вся Месопотамия, и Вавилон достигает пика своего могущества. Этот царь, правивший с 1792 по 1750 год до нашей эры, известен по своду законов, полностью дошедшему до нас. Он насчитывает 282 статьи и охватывает все стороны жизни общества. Законы царя Хаммурапи были высечены на чёрном базальтовом столбе, а копии отправлены по всей стране. Согласно этим законам вершили правосудие поэтому большая их часть посвящена преступлениям и полагающимся за них наказаниям.
Современному человеку законы Хаммурапи покажутся чересчур жестокими. Так, например, если врач провел операцию, а больной умер, врачу следовало отрубить кисть руки. Если архитектор построил дом, а тот рухнул и задавил прохожего, архитектора ждала казнь. За долги человек или члены его семьи превращались в рабов кредитора сроком на три года.
Благодаря законам царя Хаммурапи можно охарактеризовать устройство и обычаи вавилонского общества.
Верховным правителем был царь. В древности верили, что он унаследовал власть и страну от богов. Именно поэтому он мог распоряжаться не только всей землей, но и достоянием любого из своих подданных. Даже жизнь людей принадлежала царю. Его власть ничто не ограничивало. Он мог поступать, руководствуясь собственной волей, то есть по произволу. Такое государство называется деспотией, а его правитель – деспотом.
Подданные царя делились на следующие категории: свободные люди, обладавшие всеми правами; свободные люди, лишенные некоторых прав, и рабы. Рабами становились военнопленные, а также люди, задолжавшие деньги. Кредиторы назывались ростовщиками, потому что отдавали имущество в рост.
На протяжении всего своего правления Хаммурапи вёл постоянные войны, чтобы расширить свою территорию за счет соседних стран. После его смерти Вавилон сам оказался завоеванным касситами. Новый подъём могущества Вавилона начался с VII в. до н.э., когда образовалось Нововавилонское царство.
Вавилонская культура развивалась в городах Шумера и Аккада. Одна из древнейших письменностей мира – шумерская клинопись – зародилась в 4 тысячелетии до н.э.
Шумерская клинопись
Она возникла из рисунков, которые обозначали отдельные слова – «вода», «птица», «солнце» и другие. Шумеры создали свою систему летоисчисления, солнечный и лунный календари.
Жители Месопотамии изобрели систему счёта, основанную на кратности 6 и 12. Число 60 у шумеров была священным. И мы до сих пор пользуемся делением часа на 60 минут, минуты на 60 секунд, а окружности на 360 градусов это ведь 6 раз по 60.
Шумерским и вавилонским жрецам была известна астрономия. Уже в 3 тысячелетии до н.э. в Месопотамии было составлено руководство по изготовлению лекарств.
Знание географии позволяло шумерам и вавилонянам плавать на судах по морю.
В Месопотамии появился один из древнейших мифов о сотворении мира, а также миф о Вавилонской башне.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Разгадайте ребус.
Ответ: шумеры/Шумеры.
Пояснение: Ребус достаточно простой, если вы знаете, что народ, заселявший Южную Месопотамию на заре исторического периода назывался шумерами.
Задание 2. Установите соответствие между правителем и его деятельностью.
создал первое в мире постоянное войско
создал древнейший письменный свод законов
ввел в своем государстве единые меры длины, площади и веса
основал династию Аккад
Ответ:
Саргон I |
Хаммурапи |
создал первое в мире постоянное войско ввел в своем государстве единые меры длины, площади и веса основал династию Аккад |
создал древнейший письменный свод законов |
Пояснение: Необходимо вспомнить деятельность каждого правителя. Древнейший письменный свод законов создал Хаммурапи – это известный факт. Все остальное относится к деятельности Саргона I.
Законы Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Статья расскажет про важные моменты про законы вавилонского царя ⭐ и поможет тем, кто перешёл в 5 класс и готовит текст на доклад, презентацию или реферат! Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.
История создания законов царя Хаммурапи
Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи.
Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.
Читайте также про другие интересные места Вавилона:
- ворота Иштар;
- Вавилонскую башню;
- Висячие сады Семирамиды;
- дорогу Мардука.
Царь Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия.
Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов, получивший название законы Хаммурапи.
Чем были написаны законы Хаммурапи
Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры:
- сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце (читайте про паргелий — явление ложного солнца);
- и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.
Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана.
Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.
Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.
Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.
Законы Хаммурапи — общая характеристика
Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.
В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии.
Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока. Кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.
Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:
- Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
- Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
- Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
- Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
- Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.
Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.
Основные законы Хаммурапи — история, 5 класс
Теперь давайте кратко рассмотрим некоторые самые интересные законы царя Хаммурапи из этого кодекса и их суть.
- Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
- Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
- За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
- За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
- В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
- Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.
Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.
Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.
- Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
- Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
- Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
- Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
- При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.
Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.
Источник
Вавилонское царство в эпоху Хаммурапи
Во времена воцарения Хаммурапи Вавилон был довольно небольшим государством, возраст которого насчитывал менее 100 лет. Помимо столицы, в его состав входили города Борсиппа, Дильбат, Киш, Кута, Марад и Сиппар. Страна была окружена недружественными соседями:
- государством Шамши-Адада I в Верхней Месопотамии;
- царством Ларсы;
- царством Эшнунны.
Благодаря успешным военным кампаниям, подкупу и сделкам, а иногда и вероломным действиям, таким как, например, уничтожение дружественного царства Мари и казнь его царя, многолетнего верного союзника Вавилона Зимри-Лима, Хаммурапи объединил Месопотамию. Биография царя свидетельствует, что именно в этом он видел свою миссию как избранника богов.
К концу правления Хаммурапи государство было обширным и строго централизованным. Царская власть была единоличной и абсолютной. Он считался божественным избранником, чья правота не может быть оспорена. Правитель был наивысшим авторитетом, источником закона и обладал безраздельной властью над своими подданными.
Общество состояло из трёх классов: свободных людей (авилумов — членов общины, и мушкенумов, не принадлежащих к общине), вольноотпущенников и рабов. Большая часть населения относилась к первому из них. Интенсивно росли товарно-денежные отношения, развивалась торговля. Усиливались частные рабовладельческие хозяйства. Править обширной империей можно было лишь при наличии строгого и справедливого порядка. Для его установления и был создан свод законов Хаммурапи. Судебно-правовая реформа позволила обобщить древние неписаные нормы поведения, которые зародились в первобытном обществе.
Описание стелы
Конусообразная стела с высеченным на ней судебником была обнаружена в 1901—1902 гг. французской экспедицией под руководством египтолога Жака де Моргана. Отсутствие чёткой даты связано с тем, что камень был расколот на три части. Стела изготовлена из диорита тёмно-коричневого, практически чёрного цвета.
Вверху лицевой части стелы высечен барельеф — две фигуры. Одна из них стоит, другая сидит на троне. По мнению учёных, сидящим изображён Шамаш — солярное божество вавилонян. На это указывают символические солнечные лучи, исходящие у него из плеч. Древесные шишки, изображённые у ног божества, олицетворяют скалы, горы и деревья, над которыми встаёт солнце. Стоит перед Шамашем, по-видимому, сам Хаммурапи. Его поза выражает глубочайшее почтение и благоговение.
Царские законы высечены клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть под барельефом и всю обратную сторону. Часть текста по неизвестным причинам отсутствует. Предположительно его уничтожили воинственные соседи Вавилона — эламиты, захватив стелу во время очередного набега на Вавилон, чтобы на их месте высечь текст, прославляющий царя Элама. Большая часть клинописного текста сохранилась. Расшифровав её, учёные смогли понять, что представляют собой законы Хаммурапи.
Общая характеристика, структура кодекса
Общая структура сборника законов включает вступление, основную часть и заключение. В основной части 282 параграфа. Из них 35 были стёрты в древние времена. Интересен тот факт, что их текст восстановлен учёными про копиям свода на глиняных табличках, обнаруженных в Сузах и библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Законы тщательно продуманы и стройны. Царь Хаммурапи преследовал цель унифицирования правовых норм, и это одна из первых значительных попыток такого рода в истории.
Таблица даёт общее представление о разделах кодекса. Они охватывают все сферы жизни людей, принадлежащих к различным классам:
Статьи 1-5 | Статьи 6-126 | Статьи 127-195 | Статьи 196-214 | Статьи 215-282 |
Посвящены суду | Посвящены праву собственности, договорным отношениям | Посвящены семье и наследованию | Посвящены преступлениям против личности | Посвящены имущественным преступлениям и договорным отношениям |
Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе приводится обоснование власти Хаммурапи, якобы благословенной богами, с теологической точки зрения. В эпилоге говорится о страшном наказании, которое навлечёт на себя нарушивший свод законов, и о божественной поддержке тех, кто будет почитать кодекс Хаммурапи.
Принципы правосудия в законе Хаммурапи
Статьи по отраслям права размещены в основной части кодекса. Параграфы с первого по пятый включительно описывают принципы правосудия. Так, если кто-то обвинит другого человека в преступлении, а доказательств не представит, он подлежит наказанию.
Иногда это даже лишение жизни, если речь идёт об обвинении в убийстве или чародействе. В последнем случае обвиняемого дополнительно подвергают испытанию водой. Если он уйдёт под воду, то обвинивший получает его дом. Если судья безосновательно изменит свой приговор, он подлежит публичному осуждению, денежному штрафу и лишению должности. Потерпевшему он должен был возместить сумму иска, предъявленную по этому делу, в двенадцатикратном размере. Впоследствии разжалованный чиновник уже никогда не мог занимать эту должность.
Собственность царя, храмов, общинников
Регулированию имущественных отношений царя и его приближённых, общинников, храмов посвящены параграфы с шестого по двадцать пятый. Их содержание включает описание наказаний за кражу имущества, скота, людей. Они были самыми суровыми. Кража из дворца или храма каралась смертью, так же как и мародёрство во время пожара, грабёж, создание пролома в стене с целью воровства. В последнем случае виновного полагалось убить и зарыть здесь же, на месте совершения преступления.
Если же вор похитил дворцовое либо храмовое имущество, но не на священной территории, он был должен возместить ущерб в тридцатикратном размере. За кражу имущества мушкенума полагалось возмещение в десятикратном размере, а если вор оказывался материально несостоятельным, он карался смертью.
Охрана полученного имущества
Имущество, которое царь давал в награду за службу, было особо защищено законом (§§ 26—41). Имущество воина, попавшего в плен, его земельный надел, должно быть ему возвращено после того, как воин вернётся домой. Поле и сад могли также быть переданы сыну пленённого с учётом того, что теперь он будет нести ленную службу.
Если же воин оставит надел по собственной воле и будет отсутствовать более трёх лет, возвращению земля не подлежит. При отсутствии менее одного года он мог получить надел обратно без проблем, а в ситуации, когда срок составлял от одного до трёх лет, очевидно, к решению вопроса привлекалось военное начальство.
Наградное имущество не подлежало продаже или отдаче за долги даже жене и детям. Ленник мог распоряжаться только купленной им землёй, но не полученным за службу участком. Продать его можно было лишь тому, кто также нёс ленную службу.
Операции с недвижимостью, правонарушения
В этом разделе (§§ 42—87) большое внимание уделяется вопросам аренды земельных участков. В частности, прописывается ответственность арендатора за необработанную землю. Он должен возместить хозяину ущерб в размере урожая, который мог бы вырасти на этом поле.
Уточняют правила аренды статьи 45—48. Если урожай погиб до внесения арендной платы, возмещает убытки арендатор. Если после — они делятся поровну между ним и владельцем. Тема параграфов 49—52 — кабальные сделки. При них должник вынужден отдавать кредитору урожай, стоимость которого часто превышала одолженную сумму. История неоднократно демонстрировала, как государство защищает интересы обеспеченных слоёв населения, и кодекс царя Хаммурапи — не исключение.
Параграфы 53—58 описывают взыскания за причинение арендатором ущерба соседям вследствие потравы поля скотом или затопления из-за отсутствия должной обваловки. Поля подлежали обвалованию, так как вода хранилась в бассейнах и без соответствующих заграждений могла залить соседские поля. В этом случае виновный должен был возместить стоимость погубленного урожая. За потраву предусмотрено взыскание 20 или 60 гур зерна, в зависимости от размеров ущерба, на каждый бур поля.
Параграфы 59—66 посвящены вопросам аренды садов и деликтам в этой области. Устанавливается наказание за рубку деревьев без ведома собственника (0,5 мины серебра), отсутствие должных работ. Так, § 65 определяет, что если арендатор не заботился о саде должным образом и урожай был плохим, то надлежит всё собранное полностью отдать владельцу. Параграф 66, тем не менее, защищает интересы должника, запрещая чиновнику отбирать у него в кабальную аренду финиковый сад и давая возможность отсрочки для сбора урожая, его продажи и погашения части долга.
Параграфы 67—87 сильно повреждены, но понятно, что они посвящены аренде домов. Были восстановлены лишь отдельные фрагменты.
Коммерческие операции (§§ 88—126)
Этот раздел регулирует:
- Деятельность торговцев.
- Деятельность ростовщиков.
- Коммерческие операции рядовых общинников.
В § 88 устанавливается норма роста по займу, а § 89 разрешает должникам расплачиваться натурой, а не деньгами. Многие из записей этого раздела также были разрушены. Параграфы 93—95 частично защищают права должника и предупреждают злоупотребления со стороны кредитора. В этом разделе также регулируются отношения между тамкаром и шамаллумом (купцом и агентом), деятельниц корчемниц. Относительно последних, например, постановлено, что отказ принять в уплату за сикеру зерно, а также использование гири, имеющей неправильный вес, караются смертной казнью.
Торговой деятельности общинников посвящены статьи 112—126. Здесь поднимается тема взятия в заложники одного из членов семьи либо раба должника. Закон запрещал лишь доводить заложника до смерти, но не отрицал жестокое отношение к нему, включая побои. При этом если заложник умирал вследствие естественных причин, кредитор освобождался от наказания. Параграф 117 разрешает продавать либо отдавать в долговую кабалу кого-либо из членов своей семьи с правом освобождения на четвёртый год. Если же в долговую кабалу задаром отдавались рабы, кредитор даже имел право их продать третьему лицу.
Параграфы 120—126 посвящены хранению чужого имущества, в том числе и зерна. Хранитель, нарушивший условия, должен был возместить хозяину убыток, однако для этого нужно было предварительно заключить договор о хранении и передать имущество в присутствии свидетелей. Заключительная статья раздела описывает ситуацию, когда житель квартала ложно обвинил соседей в пропаже имущества. В таком случае надлежало взыскать с него двойную стоимость того, что он пытался получить.
Семейное и наследственное право
Этот раздел кодекса (§§ 127—194) регулирует следующие ситуации:
- Брак и развод.
- Имущественные отношения между членами семьи.
- Наследование и усыновление.
Наказания за правонарушения в этой сфере были чрезвычайно жёсткими. Супружеская измена, изнасилование замужней женщины или малолетней карались смертью. Жена человека, попавшего в плен, не имевшая средств к существованию, могла выйти замуж вторично, но обязана была уйти к первому мужу в случае его возвращения. Если же в её доме «было пропитание», изменницу, безосновательно вышедшую замуж второй раз, ожидала казнь через утопление. Развод мужу разрешался в случае безнравственного поведения супруги либо отказа в супружеской близости.
Замужняя женщина могла иметь собственное имущество и распоряжаться им по своему усмотрению: например, подарить старшему сыну. На него не могли претендовать и кредиторы мужа. Для этого супруг должен был оформить дарственную, скрепив документ печатью.
Закон подробно регулирует и имущественные отношения между женихом и невестой, отмечая, что в случае отказа мужчины от женитьбы брачный дар и выкуп ему не возвращались. Отец же невесты при расторжении брака по его инициативе возвращал жениху дары в двойном размере.
Кодекс защищает права вдовы, которая может остаться в доме покойного мужа и пользоваться всем, что он имел. У вдовы, имеющей малолетних детей, могло появиться желание вступить в новый брак. В этом случае её участь решал суд.
Несколько параграфов посвящено правам детей, рождённых от рабынь и жриц, а также усыновлённых. Так, новорождённый найдёныш остаётся в доме усыновителей навсегда и не может быть истребован по суду. Приёмыш же, усыновлённый в более старшем возрасте и нашедший своих кровных родителей, может вернуться в дом отца. Наказания за смерть приёмного ребёнка также были предусмотрены. Если у кормилицы умирал малыш, а она пыталась скрыть этот факт и подменить ребёнка другим, ей отрезали грудь.
Правонарушения, направленные против личности
В этом разделе (§§ 195—214) описываются наказания за убийства и телесные повреждения. К последним относят удары, ранения в драке, переломы, выбивание зубов и прочее. Наказание при этом зависело от того, к какой группе принадлежал потерпевший: авилумов или мушкенумов. В первом случае виновного ожидало соразмерное ущербу наказание, во втором — лишь денежный штраф.
Что же касается женщин, то нанесённые им телесные повреждения вообще не карались. Исключение составлял случай, когда у беременной женщины после избиения происходил выкидыш. За это взыскивалась денежная компенсация, её размер зависел от социального положения потерпевшей. В случае смерти женщины в результате избиения либо применялся талион (равное возмещение, то есть смерть за смерть), если она принадлежала к классу авилумов, либо также взыскивалась компенсация.
Личный наём, движимое имущество
Это последний раздел судебника (§§ 195—214). В него входят статьи:
- Об ответственности врачей и ветеринаров.
- Об ответственности строителей и корабельщиков.
- О тарифах на наём скота, судна, сельскохозяйственных орудий и ответственности нанимателя.
- О тарифах на наём разных категорий работников — сельскохозяйственных рабочих, корабельщиков, строителей, ремесленников. О способах оплаты их труда (сельскохозяйственные рабочие — зерном, прочие категории — серебром).
- О приобретении рабов и ответственности продавца.
Список наказаний в этом разделе также обширен: от смертной казни для строителя за смерть домовладельца в случае обрушения здания до отрезания ушей дерзким рабам.
Появление рассмотренного кодекса законов древнего Вавилонского царства не было случайным. Его создание было требованием времени. Историческое значение законов Хаммурапи для последующих поколений заключается прежде всего в том, что это источник ценнейших сведений об экономических и правовых отношениях в древнем обществе. Помимо этого, судебник помог сделать учёным новые шаги в освоении клинописи. Его ценность неоспорима, а изучение статей и восстановление утраченных фрагментов продолжается и по сей день.
Читайте также:
- Нововавилонское царство