Анастасия Русскова, ученица МБОУ СОШ № 12 г. Смоленска, победитель городского экологического конкурса «Экология. Творчество. Дети»
История зелёного листа.
Теплое весеннее солнышко ласково согревало землю, деревья и старый клен, росший в парке. Из его уже набухших почек пытались проклюнуться листочки. Еще мгновение – и чудо произойдет…
Одному маленькому Листочку было уже очень тесно находиться внутри своей почки. Он напрягся и … прорвал её плотные оболочки! Как же он обрадовался теплому солнышку, голубому небу, ласковому ветерку и своим братьям листочкам, которые сразу же приняли его в свою дружную семью. Вместе с ними он рос, увеличивался с каждым днем. Вместе с ними он шелестел под аккомпанемент ветерка.
Однажды на ветку старого клена прилетела видавшая виды Сорока.
— Здравствуй, Сорока! Как чудесно вокруг, правда?! – восторженно сказал ей Листок.
— Чему ты радуешься, глупенький? Вот пр-ройдет лето и ты, став кр-расно-желто-кор-ричневым, упадешь на землю. Как в бездну!!! Там тебя скор-ро затопчут ногами, и ты сгниешь под осенним пр-роливным дождем. Какая польза в твоей маленькой и ненужной никому жизни?
Сказав это, она взмахнула крыльями и исчезла. Листочек же опечалился. Обидно ему стало.
Солнышко светит для всех, кто живет на Земле; вода в ручейке журчит для тех, кто испытывает жажду; ветерок спасает изнывающих от жары… А он, маленький Листочек, для чего живет он?
Его размышления прервала пташка, незаметно оказавшаяся рядом с ним.
-Я совью гнездо для своих птенцов на ветке этого клена! Его зеленые листья укроют моих птенцов от врагов, — прощебетала она.
— Как, и я могу быть полезен?! Это здорово! Я буду стараться больше всех, укрывая птенцов от посторонних глаз! – подумал Листок.
…В один из жарких летних дней, когда от зноя изнывает и человек, и зверь, к клену подошла Кошка.
— Мяу, мяу, — сказала она, — я прилягу под ветвями старого клена. Здесь такая густая тень! Листочки, вы молодцы! Большое мяу вам за такую замечательную тень!
Листок был счастлив. Он и его собратья могут быть полезны и здесь! Тень, которую они создают — живительный бальзам для страдающих от жары людей и животных.
… Уже ближе к осени на аллее парка Листик увидел идущего с палочкой Старика. Он остановился рядом с кленом, прислонился щекой к его коре, посмотрел на желтеющие листья и сказал:
— Спасибо вам, листочки! Спасибо за то, что мы можем дышать чистым воздухом!
В этот момент Листок понял, что всё лето, сам того не замечая, он трудился – вырабатывал кислород, без которого вообще не может быть жизни на Земле.
… Когда же осенью вновь прилетела Сорока, ставший уже красно-желто-коричневым Листок ей гордо сказал:
— Нет, Сорока, моя жизнь далеко не бесполезна. Ты напрасно меня в этом убеждала! И даже сейчас, когда я оторвусь от родной ветки, я стану питанием для корней дерева, на котором вырастут новые листочки …
Но закончить Листочек не успел. Очередной порыв ветра сорвал его с ветки и, кружа в вальсе, бережно опустил на землю.
В одном лесу росло обыкновенное деревце, каких много. С наступлением весны, оно, как и другие деревья, покрылось молодыми зелеными листочками. Они недавно появились на свет и радовались всему, что их окружало. Малыши очень любили свое деревце, которое дало им жизнь, питало и растило их. Листочки старались крепко держаться за свои веточки, хотя изо всех сил тянулись к солнышку. А как же иначе? Ведь и у них, таких молодых и зеленых, были свои обязанности, своя работа! Они должны были впитать в себя как можно больше солнечного света, для того, чтобы потом превратить его в загадочное вещество — хлорофилл! Листочки не очень-то задумывались, что это за хлорофилл, но они знали, что он нужен деревцу, на котором они растут и поэтому очень старались. А еще у них была ночная работа — очищать грязный воздух и превращать его в чистый кислород. Вот сколько работы у обыкновенных зеленых листочков!
Всю весну и лето листочки без устали работали. Только изредка они позволяли себе искупаться под теплым летним дождем и немного покачаться на веточках, играя с ласковым ветерком.
Но вот прошло лето, и незаметно стала подкрадываться осень. Дожди становились холоднее, а ветер все усиливался. Солнышко редко выходило из-за туч, и листочки от скуки и от холода стали качаться на ветру. Вскоре они так привыкли праздно качаться на ветках, что когда выглядывало солнышко, листочки не обращали на него никакого внимания. От этого их платьица из зеленых постепенно превратились в желтые. Смотрите! — горделиво говорили листочки — Наши наряды стали золотыми! Как мы хороши! Как мы красивы! Зачем нам цепляться за это дерево? Эдак нас никто не увидит! А нам надо и мир посмотреть и себя показать! А ветер все усиливался и все манил и манил листья за собой.
И только один листочек оставался зеленым. Он так усердно работал, что не замечал ничего вокруг. Он очнулся лишь тогда, когда с сильным порывом ветра остальные листья сорвались с дерева и понеслись в золотом вихре.
— Братья, куда же вы? Не улетайте! Вы же погибнете! — Но листья даже не обратили внимания на слабый голос зеленого листочка. Они все кружились и кружились в безумном танце.
— Нет, я не сдамся! Я должен работать! Я должен помогать моему деревцу! — Думал листочек и изо всех сил держался за веточку.
А что же его братья? О, бедные, бедные братья! — Они попадали в грязь, на дорогу. Их затоптали, не обратив никакого внимания. Облетевшие листья лежали и гнили на замерзающей земле, а зеленый листочек смотрел на них сверху и горько, горько плакал — О, братья! Зачем вы не послушали меня? Зачем оторвались от родного деревца?
А ветер становился все сильнее и уже не на шутку старался сорвать последний листочек с дерева. И вот, очередной, особенно холодный порыв ветра все-таки оторвал листочек от ветки и понес, понес…
— Что же делать, видно и мне придется погибнуть — думал листочек. Не буду роптать, значит так должно быть! — И он полетел, подчиняясь ветру, все выше и выше…
Но странно, ветер ему уже казался не таким холодным, И, кажется, из-за туч показалось солнышко? Действительно, становилось все теплее и светлее. И вдруг листочек оказался в прекрасном саду, полном цветов и зеленых деревьев. Средь цветов играли дети. Некоторые из них плели чудесные венки. И тут ветер, который стал совсем теплым и ласковым, осторожно положил листочек в руки одной белокурой девочке. — Ах, какой милый листочек! — сказала девочка — Я, пожалуй, вплету его в свой венок!
И девочка ловко вплела зеленый листочек между колокольчиками и васильками…
2002
© Copyright: Ольга Фурсова Куканова, 2009
Свидетельство о публикации №1912180149
Фотограф Елена Викторовна Полякова
© Вита Гелиос, 2017
© Елена Викторовна Полякова, фотографии, 2017
ISBN 978-5-4485-9202-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Сказка о Зелёном Листике
Приближалось утро. Солнце ещё даже не выглянуло из-за края Земли, но его лучи уже прогнали черноту ночи и отметили место на горизонте, где вот-вот появится макушка солнечного диска.
Зеленый Листик на самой верхушке Дуба с нетерпением ожидал этого яркого, красочного зрелища. Его тонкая и прозрачная, как стекло окошка, кожица готовилась пропустить внутрь Листика солнечные лучи, которые через какое-то мгновение коснуться его тела — плоской листовой пластинки. Зеленый Листик очень гордился волнистым краем и особой, неповторимой формой своего тела, точно зная, что листья Дуба нельзя перепутать ни с какими другими листьями.
Веточка Дуба подняла Зелёный Листик высоко-высоко, чтобы он всей своей плоской поверхностью мог встретить поток света. Листик чувствовал: все готовились проснуться, чтобы ожить, зашуметь, затрепетать, зарядиться солнечной энергией на весь предстоящий рабочий день. Он представлял радужные искры росы на траве, краски рассвета на журчащем внизу ручье, игру солнечных бликов на листьях своего родного Дуба и других деревьев, и в его жилках пульсировала энергия радости от предвкушения этого зрелища.
Ах, эти сладкие мгновения просыпающегося дня! Ура! Ура! Ура рассвету!
И вот на горизонте появилась сначала яркая точка, из которой вырывался уже чётко обозначенный веер света. Точка почти сразу же расширилась, превращаясь сначала в узкую полоску, а затем в сегмент солнечного диска. Этот выплывающий из-за горизонта диск был нестерпимо ярким и безудержно дарил всем, как казалось Листику, сплошные потоки света в виде радужных окружностей. Эти семицветные окружности отскакивали от Солнца и щедро дарились им всему Миру, рассыпаясь на миллионы отдельных лучиков для каждого, кто живёт в Этом Мире.
Зелёный Листик затрепетал от увиденного. Его черешок — тоненькая зелёненькая ножка, которая прикрепляла листовую пластинку к веточке, замер на какое-то мгновение и повернул плоскость Листика как раз под поток солнечного света. И в это чудное мгновение Листик почувствовал, как тысячи его зелёных клеточек включились в колоссальную работу накопления и переработки энергии Солнца.
Листик знал, что зеленый цвет ему придаёт особое волшебное вещество — хлорофилл. Именно это вещество способно улавливать и преобразовывать энергию света, делая эту энергию доступной для всех: и для растений, и для животных, и для людей.
Листик посмотрел на своих братьев, которые были рядом с ним на ветке Дуба. Он в который раз восхитился неповторимым рисунком расположения всех листиков на ветке. Листовые пластинки всех листочков образовывали плоскую мозаичную картинку: между крупными листами выглядывали более мелкие, и ни один не затенял другой. Вся ветка казалась одним единым большим листом. Так огромный Дуб усиливал способность улавливать энергию Солнца, подставляя под солнечные лучи каждое своё зелёное детище.
Зелёный Листик работал весь день. И только когда последний луч Солнца спрятался за горизонтом, Листик смог перед сном предаться размышлениям: он понял, что через его нежное, тонкое тельце проходит путь, который поддерживает Жизнь на Земле. Благодаря ему, Листику, такому нежному и хрупкому созданию, возможна связь между звездой Солнце и планетой Земля. У листочка перехватило дух от осознания своего Космического Предназначения. Но Листик не возгордился от такой мысли. Он просто знал, что каждый в Этом Мире имеет своё особое значение, играет свою неповторимую роль. Поэтому Зелёный Листик крепко уснул, чтобы проснуться в предрассветный миг и ещё раз пережить радость наступающего дня. А потом опять работать и тем самым служить Этому Миру, отдавая всем на Земле накопленную энергию Солнца. Эта энергия была теперь доступна всем, так как, благодаря Зелёному Листику, она превратилась в энергию химических связей веществ, которые образовались в клетках листочка под лучами дневного светила.
Листик спал… И ему ещё предстояло узнать, что даже когда он спит, его клеточки продолжают работать. Работать ночью им помогает накопленная днём энергия Солнца.
Листик спал… И ему снилось, как он раздаёт всем лучистую энергию светила, помогая Солнышку каждый день дарить Жизнь на Земле.
Листик спал и улыбался… Лишь бы Топор не срубил Высокий Дуб, на котором жил Зелёный Листик…
Введение
С самой ранней весны по позднюю осень, наш глаз радует
зеленая растительность в виде трав, кустов и деревьев.
Ведь растительный мир Земли насчитывает около
полумиллиона различных видов, он занимает огромную часть нашей планеты — только
леса покрывают до 40 % поверхности ее суши; растениям принадлежит
существенная роль в жизни Земли.
Мы любим бывать в лесу: бродим по лесу, дышим свежим
воздухом, наблюдаем за природой, собираем букеты из листьев.
Однажды на прогулке мы задумались, а почему листья
именно зеленого цвета, не синего, не белого, а зеленого.
А с наступлением осени листья деревьев становятся
разными по цвету: желтыми, красными, оранжевыми. Кто же этот волшебник, что
красит листья деревьев?
И мы решили с учителем раскрыть эту тайну, провести
исследования.
Гипотеза: что
же влияет на цвет листьев летом и осенью?
Актуальность
исследования: в осенний период листья стали менять
цвет. Из зеленого стали превращаться в желтые, коричневые, оранжевые цвета.
Какой волшебник помогает красить листья?
Цель исследования: собрать информацию о
процессах, происходящих в листьях, под
воздействием солнечного цвета; о
значении процесса фотосинтеза в листьях.
Задачи
исследования:
—
познакомиться с процессами, происходящими в листе, под воздействием солнечного
света;
—
определить значение процесса фотосинтеза;
—
развивать навыки исследовательской работы: проводить эксперименты, анализировать
результаты, делать выводы;
—
изучить литературу по данной теме.
Время работы: 4
недели — с 15 октября по 15 ноября.
Режим работы:
внеурочная деятельность.
База исследования:
·
книги и справочники;
·
интернет.
Методы исследования:
- сбор
и анализ информации из литературы; - эксперимент;
- опыт;
·
наблюдение и хронометрия;
·
описание;
·
анализ и сравнение продуктов деятельности;
·
результат работы, вывод.
Объект работы:
·
листья растений.
Предмет исследования:
·
изменение цвета листьев.
Оборудование
и материалы:
·
презентация, научно-популярная литература,
справочная литература, фотографии, место для проведения опыта;
·
листья растений.
Проведение
эксперимента по плану:
1)
Определение места проведения эксперимента
и выбор растения.
2)
Наблюдения за проведением опыта.
3)
Сравнительный анализ полученных
результатов. Вывод.
2.
Исследовательская деятельность и ее
результаты
Лист – это часть побега растения,
его наружный боковой орган, с помощью которого происходит функция фотосинтеза.
В зеленом листе, как говорил замечательный русский
ученый Климентий Аркадьевич Тимирязев, самая сущность растительной жизни, что
растение — это прежде всего лист. Не было б на земле зеленых листьев — не было
бы жизни!
Вот
это мы сейчас и должны выяснить. И то, что узнаем, имеет прямое отношение к
солнечному лучу к окраске листьев и травы.
2.1.Воздух и
растение
Мы
дышим. Воздух — это смесь разных газов. Для людей, и для животных необходим
кислород.
Без
кислорода мы не прожили бы и трех минут.Мы вдыхаем кислород и выдыхаем
углекислый газ, а газ для нас вреден, но в воздухе его всегда очень немного
сотые доли, и потому мы его не замечаем. Горят дрова в топках; для того чтобы
они горели, нужен кислород, а во время горения тоже выделяется углекислота. Расход
кислорода огромный: сколько людей на земном шаре, сколько животных требуют его
каждую секунду! Никаких запасов не хватит!
А
между тем состав воздуха не меняется, в нем остается достаточно кислорода для
дыхания и всегда лишь ее доли углекислоты.
Но кто же пополняет воздух кислородом, кто очищает его от излишней углекислоты?
Зеленый
лист! Он вбирает в свои клетки углекислоту, а выделяет в воздух кислород, это
ему нужно. А для чего?
2.2.Солнце и растение
Солнце
— главный источник жизни. Луч солнца падает на лист. В клетках листа есть
зеленое вещество, которое называется хлорофилл.
Зеленый лист —
великая фабрика жизни. Сырьем для нее служит углекислый газ — составная часть
воздуха и воды — она всегда есть в растении, а энергию дает свет.
Упадет на зеленый лист
солнечный луч — и «фабрика» начинает превращение воды и углекислого газа в
крахмал и сахар. Нет света — и замирает работа в зернах хлорофилла.
Зелёный цвет травы
и листьев — цвет хлорофилла. Это вещество играет в фотосинтезе главную роль.
Процесс фотосинтеза многоступенчатый.
Он запускается, когда на молекулу хлорофилла попадает
частица света (фотон). Но дальше фотосинтез может идти и в темноте — процесс
всё равно не остановится. Правда, каждую секунду на молекулу хлорофилла падает
не один фотон, а очень много.
В процессе фотосинтеза учёные выделяют две фазы.
Световая фаза идёт только на свету. Более длительная, темновая, в свете не
нуждается.
Хлорофилл поглощает красные, синие и фиолетовые лучи, а
зелёные лучи почти не поглощает, поэтому мы и видим лист зелёным.
2.3 . Листья осенью
Если осень, каждый знает,
в небе листики гуляют,
Цветом листья разные:
желтые и красные.
А.
Пилатов
С приходом осени листья
меняют свою зеленую окраску на — желтую или красную. Связано это с тем, что
клетки здорового листа содержат как зеленый, так и желтый пигмент. Зеленый пигмент
(хлорофилл), с наступлением холодов, полностью разрушается и приоритетным
становиться желтый (ксантофилл), а у ряда растений происходит к тому же
образование красного пигмента (каротина).
К тому же вместе с
потерей зеленого пигмента, хлорофилла, лист уже больше не является
«лабораторией» по производству органических веществ, необходимых для питания
растения. Крахмал, белки, сахар, которые были ранее накоплены, выводятся к
местам запаса, а в листья отводятся совершенно не нужные дереву минеральные
вещества, от которых дерево избавляется во время листопада.
А в морские глубины красные лучи проникают плохо, поэтому
в тканях красных и бурых водорослей наряду с хлорофиллом есть и другие
вещества, поглощающие свет. Но, если не считать некоторых бактерий, хлорофилл
есть в клетках всех живых существ, способных к фотоситезу.
Люди издавна наблюдают за природой, замечают все, что
происходит вокруг. И в народе появились приметы, связанные с изменением окраски
листьев.
Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо – морозы
наступят нескоро.
Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то
будущая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Безвременно на деревьях появятся желтые листья – к
ранней осени.
2.4.Значение листвы
Нигде больше во всем мире
со всем его многообразием, нигде, — только здесь, в зеленом листе, в зеленой
части растения, вырабатываются важнейшие питательные вещества.
Исчезни вдруг зеленый
лист — и все на нашей планете Земля вымрет!
Мы, люди, получаем белок,
крахмал, сахар и от самих растений и от животных, которых мы едим и которые, в
свою очередь, питаются растениями.
Корова летом щиплет
траву, зимой жует сено. Мы пьем молоко коровы, едим творог, сметану, масло.
Молоко потому главная пища малышей, что в нем есть все те вещества, которые
необходимы для их здоровья, для их развития, роста.
Мы едим коровье мясо, а в нем тоже есть главные питательные вещества. Куры
клюют зерно, а зерно — тоже растение, и мясо и яйца курицы построено из
важнейших питательных веществ.
И главный наш кормилец —
зеленый лист.
- Эксперимент
Опыт №1.
Потребуется:
— кусочек фольги
— скотч
— разведенный спирт
— стакан с тонкими стенками
К живому, необорванному листку
любого растения приложили кусочек фольги, его можно вырезать в виде звездочки
или кружка. Чтобы фольга не упала, можно прикрепить ее полоской скотча.
Через неделю можно увидеть
результат: «фотографию» на зеленом листочке. В том месте, где была фольга и
куда, соответственно, не поступал свет, лист станет желтым.
Вывод: растения используют
солнечный свет, чтобы из него «готовить» себе пищу. В листьях есть особое
зеленое вещество, которое называется хлорофиллом. Он улавливает солнечную
энергию. Когда наступает осень, света становится мало, и без него листья не
могут «приготовить» себе пищу, они становятся желтыми, и листья опадают, потому
что не могут прокормить себя.
Опыт№2.
Потребуется:
-листок
-спирт
-вода
-пинцет
Положили зеленый листок в стакан с
тонкими стенками и залили разведенным спиртом. Затем вскипятили в миске воду и
осторожно опустили в нее этот стакан – получится что-то вроде водяной бани.
Через некоторое время пинцетом достали листок. Перед нами удивительное
превращение – лист обесцветился, а спирт стал изумрудно-зеленого цвета.
А если проводить этот опыт со
съедобным растением (салатом, например, или шпинатом), то в результате
получится натуральный пищевой краситель – его можно использовать для подкраски
крема или соуса. Процесс можно ускорить, если сначала измельчить листья, а
стакан время от времени встряхивать.
Вывод: в спирте растворился
хлорофилл. Значит, в листьях имеется зеленый цвет, частички хлорофилла.
Заключение
Подводя
итоги исследовательской работы, можем сделать вывод, что цель, которую мы ставили
– достигли . Мы изучили, почему листья зеленого цвета, и
сравнили обоснованные и научно доказанные выводы с результатами
исследования по данной теме. Узнали, что листья осенью меняют окрас из-за
изменения условий на улице, т.к. температура воздуха осенью понижается и
количество солнечных лучей уменьшается, поэтому вступают в «свои права»
пигменты другого цвета (каротин, ксантофилл). Листья
становятся красного, желтого, коричневого цвета.
Кроме
этого, мы собрали фотоматериал, который может быть использован на уроках
окружающего мира при знакомстве с миром природы.
Океан
растений окружает нас, и все они зелены. Зелена трава, зелены листья деревьев и
цветов. Даже слова «растения» и «зелень», в сущности, обозначают одно и то же.
«Здесь очень зелено», — говорят люди, когда видят много деревьев, кустарников,
зеленой травы «Домик утопает в зелени», «зеленая долина» — иными словами, тут
много растений и все они зеленого цвета.
Список литературы
«Большая
школьная энциклопедия. Т.1. Естественные науки». Автор-составитель С.Исмаилова.
Москва, «Русское энциклопедическое товарищество», 2004.
И.Н.Пономарева,
О.А.Корнилова, В.С.Кучменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».
Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. Москва, Издательский дом
«Вентана-Граф», 2003.
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 3- 4 класс:
Учебник для учащихся образовательных учреждений: в 2 ч. – М:. Вентана-Граф,
2009.
Энциклопедический словарь юного
натуралиста /Сост. М. Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1996.
Козлова
Т. И. Толковый словарь для школьников/ Под ред. Н. П. Кабановой. – 4-е изд. –
М.: Айрис-пресс, 2005.
http://www.numama.ru/
http://beaplanet.ru/