Рассказ о жаргонизмах 6 класс

Проект

«Жаргонизмы в речи школьников»

Работу выполнил: Чумаченко Дмитрий, ученик 6 класса

МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ»                                                                                             с. Вновь-Юрмытское Талицкого района Свердловской  области

Руководитель : Стафеева Валентина Николаевна, учитель

русского языка и литературы.

Введение

    Многие слова русского языка известны всему народу.

Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; желтый, синий, длинный; бежать, думать, говорить. 

       Наша обыденная речь прежде всего строится из общеупотребительных слов, которыми пользуются все русские люди, независимо от места жительства и профессии. 

      В детской художественной литературе советского времени не приводится сленговых выражений. Герои Аркадия Гайдара, Льва Кассиля и других детских писателей говорят удивительно правильным литературным языком, каким они вряд ли выражались в реальной жизни.

           Мы решили изучить речь современных школьников. Поставили следующие цели и задачи. И постарались их решить.

Цели:                                                                                                                                                                           а) наблюдать за речью школьников;                                                                                                              б) выявить жаргонизмы в речи учащихся;                                                                                   в) показать  особенности  жаргонизмов.                                                                            Задачи:      

          1) выделение и анализ тематических групп жаргонной лексики;

2) определение сферы употребления жаргонизмов;

3) рассмотрение жаргонизмов с точки зрения происхождения.                                                                                                                                    

Гипотеза:  жаргонизмы разрушают нашу речь

Объект исследования: жаргонная  лексика школьников.      

Предмет исследования: лексико-семантические и тематические особенности жаргонной лексики школьников.

Методы исследования:  изучение литературы по теме исследования, анализ  лексики школьников, сравнение, классификация, обобщение.

Новизна работы заключается в том, что в ней рассматривается не молодежная  лексика в целом, а лексические  особенности жаргонной лексики школьников.

Глава 1. Теоретическое обоснование выбранной темы. Понятие термина. Особенности жаргонной лексики.

       Сначала рассмотрим значение термина лексика.

            Лексика (гр.lexikos – словесный)

— совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка;

  — словарный состав произведений какого-либо автора;

  — совокупность слов, употребляющихся в какой-либо сфере деятельности.

Что такое молодёжный сленг?

            Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.

Из этого определения следует, что сленг – разновидность нелитературной речи.

Молодые люди создали свой «системный» сленг как языковой жест противостояния официальной идеологии.

             Для чего же нужен молодёжный сленг?

           Если у воров сленг призван помочь скрывать свои мысли и намерения, то школьный сленг нужен совсем не для этого.

1. Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни. На сленге: Я просто тащусь от этой песни!)

2. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде. Свой сленг есть у рокеров, панков, хиппи, футбольных болельщиков – фанатов и пр.

        Глава 2.  Жаргонная лексика

          Одной из групп молодёжного сленга являются жаргонизмы.

          Жаргонная лексика характеризуются ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называемой   жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения .

       Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, обьединеной общностью интересов, занятий.

          Словарный состав языка постоянно подвержен изменениям. Общая речевая картина позволяет судить об уровне культуры общества.

           Жаргонизация речи присуща не только русскому языку, но и многим другим. Она возникает в особых условиях жизни и общения групп людей. Можно говорить о языке охотников и рыболовов, спортсменов и актеров, о языке студентов и школьников.

В своём проекте мы рассмотрим школьный жаргон.

Глава 3.Анкетирование учащихся

Первым этапом работы было анкетирование учащихся нашей школы. Были предложен вопрос:

Для чего Вы употребляете жаргонизмы?

Варианты ответа:        

 Модно, современно.

Нужны в речи для связи слов.        

 Помогают преодолеть недостаток слов.        

 Делают речь понятней для людей.        

 Другие.        

Анкетирование имело следующие цели: определить мотивы употребления жаргонизмов, круг чаще встречающихся из них; выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без сленга.

  1. В анкетировании принимало участие  67 человек: 30  человек из 5-7  классов, 10 человек из 8 , 12 человек из 9, 15 из 10-11-х.
  2. Анализ анкет позволил выделить наиболее распространенные в речи школьников:
  3. Существительные: лох, чувак, чел, прикид, прикол, параша, даун, тема, базар, фигня, понты, тело, хавка, дискач, копец, шара, халява, крышка.
  4. Глаголы: отвали, отвянь, не свисти, гонишь, забьем, заколебал, задолбал, обломать, прикинь, офигел, зашибись, приколись.
  5. Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойно, влом, параллельно, сине-фиолетово.
  6. Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, канай отсюда, ё-моё, ёлы-палы, блин-даешь, ни фига себе, я не в курсах.

Глава 4. Источники сленга.

       Источником сленга является обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи школьниками переиначивается.

        Вот некоторые примеры, объясняющие этимологию сленговых слов и выражений (из различных источников):

а) Новые переносные значения слов, принадлежащих к нейтральной лексике.

 Обломиться – достаться случайно, по блату.

 Фонарь – магнитофон. Мне недавно такой фонарь обломился.

Отстой – плохо, неудачно; отстойный – плохой. Отстойный у тебя прикид, братан!

Клевый – хороший, веселый. Клевая киношка, просто отпад.

 (Кстати, слово очень старое, есть еще у Даля: клевый – хороший, пригожий, красивый. Клевая невеста.)

Крутой – очень хороший, замечательный, иногда «сильный».                                     Крутой мужик этот Чак Норрис.

б) Новые переносные значения технических терминов

Клон (от клонировать), то же самое скан – скопированное, списанное. Это твое сочинение или клон?

Мобила (от мобильный) – телефон, связь.

Самса (от аббревиатуры SMS) – способ мобильной связи.

Глюк (глагол глючить) – ошибка, незавершенность в компьютерной программе. У меня принтер глючит.

в) Слова, образованные от иностранных слов

Крезанутый (от англ. craze) – сумасшедший.

Дикий (от немецкого dick) – толстый.

Фазер (от англ. father) – отец.

Флэт (от англ. flat) – дом.

Глава 5. Тематика жаргонизмов.

        В лексике школьного жаргона мы выделили слова, тематически связанные со следующими четырьмя сферами:

1. сфера школы;

      2. сфера досуга;

  1. сфера быта;
  2. сфера оценки.
  1. Сфера школы

          Слова первой сферы можно разделить на следующие группы: наименования учителей, наименования учебных предметов, наименования реалий учебного процесса.

 А) Наименования учителей.

      Алгеброид     —     преподаватель алгебры.

   Физичка           —    преподаватель физики.

      Истеричка       —     преподаватель истории.

      Химоза             —      преподаватель химии.

      Шизик              —      преподаватель физики.

     Диря                —     директор.

     Училка            —      учительница.

б) Наименования школьных предметов:

Физра — физкультура.

      Литра — литература

     Немец — немецкий язык.

     Геос — геометрия и т.д.

в) Наименования  реалий   учебного процесса:

Шпора      — шпаргалка.

Зубрила     — отличник.

Шамовочная    — столовая.

Камчатка, чукотка   —  последние парты

Девник       — дневник.

Грузить        —  долго рассказыва .

Скатать        — писать.

Завалить       — не сдать экзамен.

Загибать       — лгать.

2.Сфера досуга

       К сфере досуга можно отнести такие слова, как: видак, мафон, клипейшн, диска, дискач, поп, рок, попса, гоп-компания,  кореша, тусовка, шухерить, махаться и т.д.

      Для слов этой группы характерно преобладание слов, заимствованных из других жаргонов, в частности жаргона музыкантов .Например: клипейшн, мафон, гопата, поп, рок, попса и т.д. (музыкальный жаргон);

Названия действий и состояний

Свалить, слинять, смыться — сбежать.

Наехать —  придраться.

Тащиться, ловить кайф — получать удовольствие

Отрываться, колбаситься, торчать, оттопыриваться – отдыхать.

Стоять на стрёме – сторожить.

Тусить, тусоваться, шляться — гулять.

Допетрить, врубиться, воткнуться — догадаться

  3. Сфера быта.

Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:

А) слова, называющие части тела:

  виза, дыня, карточка — лицо;

 пакли, культяпки, грабли, клешни, крылья — руки;                                                                     котелок, кочан, кабина, чайник — голова;

  лыжи, шасси, лапти, тормоза – ноги.

         Многие части тела носят технические названия, т.е. соотносятся с наименованиями частей самолета, автомобиля и т.п.: кабина — голова; крылья — руки; шасси, тормоза — ноги; фары — глаза.

б) Слова, называющие одежду,обувь и аксессуары:

джопсы, джины — джинсы;

  шкура, косуха, бомбер — куртка;

  потники — носки.

          Данные слова были широко распространены в сленге молодежи, относящейся к неформальным группам. Так слово, косуха — кожаная куртка перешло в лексикон школьников из жаргона металлистов, где имело более узкое значение: черная, кожаная куртка с большим количеством металлических клепок.

 Слово бандана — платок, завязываемый на голове или колене, первоначально было зафиксировано в жаргоне байкеров.                                                                             Следует отметить актуализацию таких слов, как:

прикид — современная одежда;

фенечки — украшения на руку (первоначально употреблялось хиппи) из бисера либо мелких бусин;

копыта — женская обувь с расклешенным каблуком.

В) Слова, называющие различную бытовую технику:

компик — компьютер;

клава — клавиатура;

скинуть, перекинуть — скопировать на дискету;

маус, мышара — мышь.

          Данные лексемы являются новациями в жаргоне школьников. Чаще всего употребляются школьниками, имеющими непосредственный доступ к современной технике.

4. Слова сферы оценки

             Здесь можно проследить взаимодействие учащейся молодежи со   всеми возрастными категориями: от мала (мелочь, щенки,) до велика (отец, папаша).

      Популярно обращение — найк, по названию фирмы, выпускающей спортивную одежду с нашивками данного слова на английском языке: nike. Обращения, такие как: кенты, перцы, чувак, клюшка, браток, братиша — используются школьниками при общении друг с другом и потому употребляются наиболее часто.

       Деваха               — девушка.  

      Перчики            — юноши.      

      Зеньки               — глаза.

      Чувак                 — человек.  

      Супер, класс    — отлично.

      Чел                     — человек.

      Пацик                — юноша.        

Глава 6. Заключение

            Итак, сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, – тогда это просто какая-то людоедка Эллочка. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно.  

        Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в

литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости.

 Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих

выступлениях сленговые выражения.

    Следовательно, нельзя относиться  к сленгу как к чему-то тому, что только

загрязняет русский язык? Это  неотъемлемая часть нашей речи?

    В работе исследованы причины употребления жаргонизмов в речи и отмечено,

что учащиеся используют жаргон как экспрессивное средство выразительности,

считая его модным. Установлено также, что многие школьники относятся к

сленгу как временному явлению в их речи, но, к сожалению, немалая часть

опрошенных считает жаргонизмы необходимыми словами.

      В процессе работы можно сделать вывод: жаргонизмы разрушают нашу

речь. Одни жаргонизмы быстро выходят из  употреблении, другие появляются.

          Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить эти слова из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.                                  

Литература

1. Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. СПб., 1994.

 2. Бруштейн А.Я. Дорога уходит вдаль… М., 1964.

 3. Гоголь Н.В. Вий. Собр. соч. в 6 томах. Т. 2. М., 1952.

 4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994.

 5. Елистратов В.С. Словарь русского арго. М., 2000.

Слайд 1Жаргонизмы в нашей речи.
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Благодатовского

филиала ГБОУ СОШ «ОЦ» пос.Глушицкий. Н.В.Горлова

Жаргонизмы в нашей речи.Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Благодатовского филиала ГБОУ СОШ «ОЦ» пос.Глушицкий. Н.В.Горлова


Слайд 2Основополагающий вопрос:

Можно ли обойтись в речи
без жаргонизмов ?

Основополагающий вопрос:  Можно ли обойтись в речи  без жаргонизмов ?


Слайд 3 Слова бывают разные – то дельные, то праздные.
То честные,

правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.
Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.
Слова – высокой доблести, и – самой низкой подлости…
В.Полторацкий

Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения?
Ученики высказывают свои версии.

Слова бывают разные – то дельные, то праздные. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть чистые,


Слайд 4Проблемные вопросы
Что такое жаргонизмы?
Можно ли, общаясь на жаргоне, понять друг

друга?
Почему мы используем жаргонизмы в речи, и что нужно делать, чтобы их избежать?
Нужно ли исправлять собеседника, если он использовал жаргонизм?
Почему так часто мы употребляем ненормативную лексику, жаргонизмы в своей речи?

Проблемные вопросы Что такое жаргонизмы?Можно ли, общаясь на жаргоне, понять друг друга?Почему мы используем жаргонизмы в речи,


Слайд 5
Жаргонные словечки характеризуют говорящего.
Жаргонная лексика засоряет и огрубляет нашу речь.

Жаргонизмы делают нашу речь богаче и выразительнее.
Жаргонизмы необходимы, чтобы общаться на «своем» языке и отличаться от взрослых.
Если все будут общаться на литературном языке, то будет скучно.
Жаргонную лексику учащиеся используют не только в общении между собой, но и с взрослыми.

Гипотезы

Жаргонные словечки характеризуют говорящего. Жаргонная лексика засоряет и огрубляет нашу речь. Жаргонизмы делают нашу речь богаче и


Слайд 6Опросить детей и взрослых в школе.
Понаблюдать ситуацию речевого общения между детьми

и взрослыми, между одноклассниками.
Составить мини-словарь по толкованию жаргонизмов.
Найти высказывания представителей культуры и науки об использовании жаргонов в речи.
Сделать вывод о целесообразности использования жаргонизмов.

Чтобы доказать ЭТО, мы решили…

Опросить детей и взрослых в школе.Понаблюдать ситуацию речевого общения между детьми и взрослыми, между одноклассниками.Составить мини-словарь по


Слайд 7Основу нашей лексики составляют общеупотребительные слова.
Наши дедушки и бабушки, живущие в

деревне, используют диалекты.
Наши мамы и папы на работе употребляют профессиональ-ные слова.
И все мы вместе иногда употребляем жаргоны.

Мы опросили и узнали, что…

Основу нашей лексики составляют общеупотребительные слова.Наши дедушки и бабушки, живущие в деревне, используют диалекты.Наши мамы и папы


Слайд 8жаргонизмы (арготизмы)
Слова, употребляемые в речи определенных социальных групп
(школьники, студенты),

профессиональных групп (летчики, моряки,
водители), занятий (музыка, компьютер)

происхождение жаргона

ПРОСТОРЕЧ.
балбес
тюфяк
балаболить

ДИАЛЕКТ.
ремки
фуфло
слямзить

УГОЛОВ.
шамать
фраер
перо (нож)

ПЕРЕНОС.
машина –
колеса
голова –
крыша

черпак, дух, слон, дед

хакер, винды, зависать, чайник

скатывать, училка, пара, физра

СЛЕНГ — молодежный язык

жаргонизмы (арготизмы) Слова, употребляемые в речи определенных социальных групп (школьники, студенты), профессиональных групп (летчики, моряки,водители), занятий (музыка,


Слайд 9Были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов:
Наименование людей по качеству их характера:

овца, козел, лох, тормоз, шестерка, ботаник, дятел, дебил.
Наименование людей по родству: предки, пахан, мутер, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша.
Пища и процесс ее поглощения: хавать, хавчик.
Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видак.
Наименование людей по профессии: мент, бомжара, водила, училка.
Деньги: бабло, капуста, зелень.
Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.

Были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов:Наименование людей по качеству их характера: овца, козел, лох, тормоз, шестерка, ботаник,


Слайд 10 Училка – учительница.
Домашка – домашняя работа.
Кумпол, тыква – голова.
Оттянуться, оторваться –

отдохнуть.
Тащиться – восхищаться.
Потрещать – поговорить.
Тормоз – отсталый.
Не гони – не обманывай.
Балдёж – удовольствие.
Слинять – сбежать.
Шмотки, тряпки – вещи, одежда

Мы составили словарик…

школьного жаргона

Училка – учительница.	Домашка – домашняя работа.	Кумпол, тыква – голова.	Оттянуться, оторваться – отдохнуть.	Тащиться – восхищаться.	Потрещать – поговорить.	Тормоз –


Слайд 11 Мыло – электронная почта.
Болванка – пустой компакт-диск.
Винда полетела – перестала работать

программа.
Аська тормозит – плохо работает программа общения в компьютерной сети.
Винт – жесткий диск.
Комп – компьютер.
Клава – клавиатура.

и компьютерный словарик

Мыло – электронная почта.	Болванка – пустой компакт-диск.	Винда полетела – перестала работать программа.   Аська тормозит –


Слайд 12«Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь», —
полагает

языковед Л.И. Скворцов.

Авторитетное мнение:

«Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь», -  полагает языковед Л.И. Скворцов.Авторитетное мнение:


Слайд 13Жаргоны в своей речи используют многие люди (школьники, студенты, профессионалы и

т.д.).
Не всегда употребление жаргонных словечек отрицательно характеризует человека и свидетельствует о его низкой культуре.
НО… Чтобы вас понял каждый человек, жаргоны в своей речи лучше не использовать.

Итак, мы поняли, что…

Жаргоны в своей речи используют многие люди (школьники, студенты, профессионалы и т.д.).Не всегда употребление жаргонных словечек отрицательно


Слайд 14
Узнали, откуда происходят жаргонизмы;
уяснили причины, по которым жаргонные выражения

используются в подростковой и молодёжной среде;
поняли, что они засоряют речь, снижают культуру речи;
пришли к выводу, что речь культурного, образованного, интеллигентного человека должна быть красивой, образной, богатой, свободной от жаргонизмов, брани.

Узнали, откуда происходят жаргонизмы; уяснили причины, по которым жаргонные выражения используются в подростковой и молодёжной среде;


Слайд 15Домашнее задание
 

Задается на выбор:
повторить теоретический материал по теме;
написать эссе «Жаргоны

Домашнее задание   Задается на выбор: повторить теоретический материал по теме;написать эссе «Жаргоны в нашей речи». 


Слайд 16Какие бывают жаргонизмы.
Жаргоны
Грубые
Пренебрежительные
Огрубляют речь
Засоряют речь
Способствуют привыканию
Увлечение жаргонизмами не проходит бесследно
Нельзя использовать

в речи!

Какие бывают жаргонизмы.ЖаргоныГрубыеПренебрежительныеОгрубляют речьЗасоряют речьСпособствуют привыканиюУвлечение жаргонизмами не проходит бесследноНельзя использовать в речи!


Обновлено: 10.01.2023

Разумеется, внимательное, вдумчивое отношение учеников к своей речи должно формироваться, прежде всего, в школе – независимо от среды общения каждого ребенка, учитель должен помочь детям овладеть чистой, грамотной и выразительной речью. Большую роль в этом по-прежнему играют уроки русского языка, а также факультативные занятия, кружки, элективные курсы. Хороший эффект дает и внедрение новых технологий, нестандартных форм обучения.

  • в школе: 60% от общей лексики;
  • вне школы: 80% от общей лексики.

Работа ведется в группах, в каждой имеются респонденты, которые проводят опрос школьников определенного возраста, параллелей. Информация собирается, анализируется, обрабатывается и сдается в виде мини-проектной работы.

Так, темой исследования одной из групп девятиклассников стали жаргонизмы в речи школьников. Дети вместе с учителем составили анкету и сделали опрос учеников 9-х, 10-х, 11-х классов. Анкетирование имело следующие цели: определить мотивы употребления жаргонизмов, круг чаще встречающихся из них; выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без сленга.

В анкетировании принимало участие 107 человек: 50 человек из 9-х классов, 41 человек их 10-х, 16 из 11-х.

Анализ анкет позволил выделить наиболее распространенные в речи школьников:

  1. Существительные: лох, чувак, чел, прикид, прикол, параша, даун, тема, базар, фигня, понты, тело, хавка, дискач, копец, шара, халява, крышка.
  2. Глаголы: отвали, отвянь, не свисти, гонишь, забьем, заколебал, задолбал, обломать, прикинь, офигел, зашибись, приколись.
  3. Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойно, влом, параллельно, сине-фиолетово.
  4. Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, канай отсюда, ё-моё, ёлы-палы, блин-даешь, ни фига себе, я не в курсах.

Были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов:

  1. Наименование людей по качеству их характера: овца, козел, лох, тормоз, шестерка, ботаник, дятел, дебил.
  2. Наименование людей по родству: предки, пахан, мутер, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша.
  3. Пища и процесс ее поглощения: хавать, хавчик.
  4. Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видак.
  5. Наименование людей по профессии: мент, бомжара, водила, училка.
  6. Деньги: бабло, капуста, зелень.
  7. Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.

По результатам опроса: 12 учащихся ответили, что жаргонизмы делают речь понятнее для друзей; 25 считают, что это модно, современно; 36 нуждаются для связки слов; 27 уверены, что жаргонизмы помогают преодолеть недостаток слов.

Предпочтение жаргонизмам отдают учащиеся 9-х классов.

Также обработка анкет показала, что зачастую школьники в минуты жизненных неурядиц прибегают к жаргону, чтобы снять стресс.

Выборочный опрос учащихся выявил их отношение к употреблению жаргонов.

Для чего Вы употребляете жаргонизмы 9 класс 10 класс 11 класс
Модно, современно 10 11 4
Нужны в речи для связи слов 20 10 6
Помогают преодолеть недостаток слов 10 5 2
Делают речь понятней для людей 5 6 1
Другие 5 9 3

Авторы мини-проекта установили, что молодежный жаргон пополняется за счет переосмысления нейтральной и профессиональной лексики, заимствования арготизмов. В работе исследованы причины употребления жаргонизмов в речи и отмечено, что учащиеся используют жаргон как экспрессивное средство выразительности, считая его модным. Установлено также, что многие школьники относятся к сленгу как временному явлению в их речи, но, к сожалению, немалая часть опрошенных считает жаргонизмы необходимыми словами. Отмечено и то, что чем старше становятся школьники, тем осознанней они относятся к своей речи.

Приведенные примеры, направленные на повышение уровня культуры речи учащихся, – это лишь малая часть системы разнообразных видов и форм занятий. Но, хочется надеяться, что они помогут воспитать уважение к родной речи и к самим себе.

Автор – преподаватель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 ст. Каневская.

Сочинение-рассуждение на тему: Мое отношение к жаргонизму, нужен ли он в нашей речи? Помогите по…

Жаргонизм должен употребляться в меру,а по возможности вообще не употребляться,так как это поворачивает наше общество в сторону необразованности.

В наше время,люди не задумываются о словах,которыми они могут ранить другого человека,изковеркав название его школьного предмета,который он ведет пол-жизни…

Мы уже не можем жить без жаргона,так как он стал распорядком наших прожитых дней.

Меня интересует один вопрос.

Вот автор начинает вроде положительно отзываться о сленге и жаргоне, а в чём заключается собственно претензии?

В том что жаргон и сленг начинают всё больше использоваться и начинают везде использоваться

6 класс №181 Требуеться написать мое отношение к жаргонизмам!

Вообще я отношусь нормально но немогу составить!

Жаргонизм используется в нашей

разговорной речи довольно часто, но мы

должны осозновать, что жаргонизм не

показывает нашу образованность.

выражения как : «лит — ра», «мат — ка», «физ — ра» —

всё это также является неким

Жаргон не расширяет

наш лексикон, не провоцирует восприятия

полного описания предмета, действия, а всего

лижь сокращает его или прячет полный

смысл за кратким выражением, которое мы

всё же воспринемаем.

Очень часто, в современном

обществе, используются жаргонизмы и в

бытовой технике : «телик», «комп», «видик»и

Д. Жаргонизм должен употребляться в меру, а

по возможности вообще не

употребляться, так как это поворачивает

наше общество в сторону необразованности.

В наше время, люди не задумываются о

словах, которыми они могут ранить другого

человека, изковеркав название его школьного

предмета, который он ведет пол — жизни.

Мы уже не можем жить без жаргона, так как

он стал распорядком наших прожитых дней.

Сочинение на тему : «Как я отношусь к употреблению жаргонизмов в речи моих сверстников»?

Сочинение на тему : «Как я отношусь к употреблению жаргонизмов в речи моих сверстников».

Помогите написать сочинение на тему рассказ в рассказе «Мифы и легенды моей семьи» немогу придумать?

Помогите написать сочинение на тему рассказ в рассказе «Мифы и легенды моей семьи» немогу придумать.

Написать о своём отношении к использованию жаргонизмов в речи?

Написать о своём отношении к использованию жаргонизмов в речи.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТАНапишите о своем отношении к использованию жаргонизмов в речи (3 — 5 предложений)?

Напишите о своем отношении к использованию жаргонизмов в речи (3 — 5 предложений).

Нужно написать сочинение «я и мое отношение к людям» 6 — 8 предложений?

Нужно написать сочинение «я и мое отношение к людям» 6 — 8 предложений.

Какой мне составить план для сочинения мое отношение к жаргонизмам?

Какой мне составить план для сочинения мое отношение к жаргонизмам.

Свое отношение к использованию жаргонизмов в речи?

Свое отношение к использованию жаргонизмов в речи.

Помогите составить 4 — 5 предложений на тему » Как я отношусь к газетам «?

Помогите составить 4 — 5 предложений на тему » Как я отношусь к газетам «.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАПИСАТь нормальное сочинение, раскрыв правильно тему — Мое отношение к своему классу?

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАПИСАТь нормальное сочинение, раскрыв правильно тему — Мое отношение к своему классу.

ТОЛЬКО НЕ МАЛЕНЬКОЕ, ЗА 5класс.

Помогите написать сочинение Про Марину Цветаеву ( мое отношение к ней)?

Помогите написать сочинение Про Марину Цветаеву ( мое отношение к ней).

Варианты окончаний родительного падежа единственного числа существительных мужского рода — — а ( — я), — у ( — ю). Окончание — у ( — ю) : — у существительных с вещественным значением : гороху, чаю ; — у существительных с уменьшительным суффиксом : ч..

Когда я вышел на сцену и станцевал зажигательный танец, я обрел такой небывалый блистательный успех, что даже люди, сидящие в зале, замерли от восторга.

Когда мы увидели ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ ТАНЕЦ одного из жителя деревни ЗАМЕРЛИ ОТ ВОСТОРГАи поняли, что это был БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ УСПЕХ.

Молодая девушка, на вид 25 лет. Одета в блузку и джинсы. У нее длинные русые волосы и Светлые глаза, темные брови и прямой нос. Как видно она стоит на мосту, с видом на реку и церковь.

Правописание сложных существительных1. Пишутся слитно : сложные существительные, образованные с помощью соединительной гласной : водовоз, земледелие ; сложные существительные со второй частьюград, город, метр : Волгоград, Белгород, вольтметр ; сложн..

Д) ртуть, очередь, трудность все слова женского рода.

Одуванчики 1)велосипед 2)письмо 3)Брат Марины и разговор с Мариной 4)одуванчики 5)вялые цветы.

1. Человек, бегущий кросс, победил в соревновании. 2. Гусь, Летящий по небу, громко кричал. 3. Оно плещется в каменной котловине, окруженной горными хребтами. 4. Друзья, идущие по полю, весело пели. 5. Поросенок, сидящий в сарае, громко хрюкал.

Министру экономики в нашей стране надо позависеть от Путина, и отвертеться от Медведева.

А вы знаете, что бывает, если чудеса из «Сказок 1000 и одной ночи» проникают в нашу жизнь? Сегодня уже никого не удивишь левитирующими ковриками, внезапными болезнями игроков футбольной команды, караванами верблюдов в Москве. Но лет восемьдесят наз..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

На протяжении многих лет люди с целью упрощения и сокращения употребления сложных речевых конструкций используют жаргонную лексику. Раньше такие специфические выражения были интеллектуальной собственностью определенных прослоек общества. Сейчас же многие из них являются общеупотребительными, а некоторые существуют только в узких кругах. Чтобы понять их значение, надо ознакомиться с тем, что такое жаргонизмы, и примерами слов в русском языке.

Определение понятия

Жаргонизмами называются слова и словосочетания, используемые определенной группой носителей языка, которая объединена социальной либо возрастной сферой употребления. Подобные специфические выражения применяются для обозначения понятий, которые уже имеют общепринятые названия.

В связи с этим понять значение жаргонов могут не все носители русского языка, а только определенный круг лиц, объединенных общими увлечениями, занятиями и общественным положением.

Характерные черты

Жаргонизмы примеры слов в русском языке

  • специфической лексикой и фразеологией,
  • оборотами речи, усиливающими выразительность,
  • максимальным применением словообразовательных форм,
  • отсутствием собственных фонетических систем,
  • неподчинением грамматическим правилам.

В настоящее время использование жаргонных слов и предложений стало повсеместным. Слушая радио, смотря телевизор, читая газеты либо журналы, можно встретить употребление специфической лексики. Языковеды постоянно изучают и составляют словари, пополняющиеся новыми жаргонизмами.

Разновидности и примеры

Сленговые выражения употребляются везде без социальных, возрастных и профессиональных ограничений. Они имеются в словарном запасе не только у молодых, но и у людей старшего возраста. Многие из них считают, что использование жаргонных слов приемлемо в современном обществе. Различают несколько видов жаргонизмов. Они подразделяются на:

  • профессиональные (по видам специальностей),
  • молодежные (сленг школьников, студентов и т. д. ),
  • лагерные (уголовные).

Профессиональные жаргонизмы — это слова, упрощенные за счет сокращения или ассоциаций лексики, которая используется для обозначения спецтерминов в конкретной среде специалистов. Распространенные примеры среди компьютерщиков:

Жаргонизмы примеры

Жаргонизмы очень популярны среди молодежи. Большинство из них не мыслят своей речи без жаргонных слов. Главной причиной появления жаргона у подростков является желание создать свой язык, облегчить общение. Примеры молодежного сленга:

Жаргонизмы

Уголовный жаргон представляет собой систему выражений и терминов, идентифицирующих участников преступного сообщества как отдельную часть социума. Примеры тюремного жаргона:

Жаргонизмы что это

В литературных трудах писателей и поэтов также встречаются жаргонизмы. Варианты жаргонных слов в литературе:

Таким образом, жаргонизмы относятся к словам, вышедшим за пределы нормативного литературного языка. Они являются синонимами ко многим словам и сейчас широко распространены во всех слоях общества, СМИ, фильмах и даже в литературе.

На этом уроке мы познакомимся с жаргоном и жаргонизмами. Мы выясним, какими бывают жаргоны, как они возникают и развиваются. И порассуждаем о том, насколько допустимо употребление жаргонизмов в языке.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Жаргонизмы»

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

· Что такое жаргонизмы?

· Какими бывают жаргонизмы?

· Кем и когда употребляются жаргонизмы?

Мы помним, что в лексике есть необщеупотребительные слова, которые бывают разными.

Диалектизмы понимают только люди, которые живут на определённой территории.

Профессионализмы употребляются только в сфере какой-либо профессии.

Жаргонизмы действуют в группах людей в зависимости от возраста и положения в обществе.

И сегодня мы поговорим о жаргонизмах.

Мы все живём в обществе. И в этом обществе у каждого из нас своё положение, своя роль.

Давайте прогуляемся по парку и попытаемся определить положение в обществе тех, кого мы встретим.

Так чем же определяется наше положение в обществе? Представьте себе, что мы приходим куда-то и видим совершенно разных по возрасту и увлечениям людей. С кем мы будем общаться? Наверняка мы присоединимся к людям нашего возраста. Или к тем, у кого с нами общая деятельность и интересы.

Значит, социальное положение часто определяется возрастом, родом занятий, интересами людей. По этим признакам люди объединяются в группы. Мы видим здесь разные социальные группы – воров, студентов и школьников.

И нет ничего удивительного, что в таких группах иногда возникает своя особенная речь. Такая разновидность речи называется жаргоном.

Прислушаемся к разговору школьников.

− А ты домашку сделала?

− Нет, я готовилась к самостоялке по матеше.

− Хм. Ну, и что училка на это скажет?

А что может сказать учительница? Что в речи этих школьников – слишком много жаргонизмов!

Жаргонизмы – это слова, которые используются в определённой социальной или возрастной среде. Жаргонизмы также называются жаргонными словами.

Всем знакомы школьные жаргонизмы. Например,

русиш – урок русского языка,

столовка – столовая,

физра – физкультура,

шпора – шпаргалка,

пара – двойка.

Часто встречаются и студенческие жаргонизмы. К примеру,

препод – преподаватель,

джунгли – трудный предмет,

стипуха – стипендия,

общага – общежитие,

лаба – лабораторная работа,

Речь студентов для непосвящённого человека иногда может звучать непонятно.

Что же всё это значит? Студент жалуется, что постоянно сидел на последней парте на лекциях и теперь не сдал какие-то зачёты или экзамены. И на коллоквиум тоже нужно было ходить.

Есть и жаргон Интернет-пользователей. Те, кто часто общается на форумах и чатах, постоянно встречаются с такими словами:

ИМХО – моё мнение,

бан – запрещение на какую-либо деятельность.

Как вы думаете, а профессиональные жаргоны есть или нет?

Есть. Это и жаргон врачей, и жаргон военных, и жаргон полицейских и следователей…

Ведь профессия – это тоже положение в обществе!

От профессионализмов, о которых мы уже говорили, жаргонизмы отличает то, что это – названия неофициальные. И звучат они гораздо более странно.

Вот, например, такая ситуация из жизни врачей. Приходит врач скорой помощи и говорит коллегам:

− Значит так! У нас клиент. Возможно, телепузик, так что едем с цветомузыкой. Если что – будем закалывать. И шарманку там не забудьте!

Что это всё может обозначать? Клиент – это пациент. Телепузиком называют человеком с желтухой. Цветомузыка или дискотека – это включённая мигалка машины скорой помощи. Закалывать – проводить обезболивание. А шарманкой величают электрокардиограф, специальный прибор.

Но таких причудливых жаргонизмов полным-полно и в речи журналистов. От журналиста мы можем, например, услышать следующее.

− Ну вот! Надо бы дописать рыбу, хорошая болванка получится! Можно хоть на чердак, хоть в подвал! Тема отличная, так что выходит консерва.

Это не бессмысленный набор слов, как может показаться. Рыба – это черновик, заготовка. А болванка – почти готовая статья. Чердак – верх газетной полосы, а подвал – низ газетной полосы. Консервой же называют материал, который может лежать сколько угодно и всё равно останется важным и интересным.

Кроме профессиональных, известен ещё и воровской, или тюремный, жаргон. Он возник как своего рода тайный язык. Ведь разным жуликам и преступникам совсем не хочется, чтобы их поймали! Вот им и пришлось придумать особые обозначения для многих предметов.

Но затем он даже учит заключённых говорить на общеупотребительном языке.

Вы, наверное, уже заметили, что жаргонизмы образуются разными способами. Многие жаргонизмы образуются на базе слов, заимствованных из других языков:

Часто слова просто сокращаются. Например, физра – от физкультура.

В ход идут разные морфемные способы: добавление к общеупотребительным словам суффиксов и приставок. Печалька – обида, расстройство.

И, наконец, это переосмысление слов, когда привычное слово начинает обозначать нечто совершенно другое. Баян – повторение.

Жаргонизмы – это такие короли переносного значения, они могут образовывать целые фразы с переносным значением! И воспринимать их буквально не следует.

Иногда значение некоторых жаргонизмов достаточно сложно понять. Поэтому существуют специальные словари жаргонов и жаргонизмов.

Но составить такой словарь очень непросто. Ведь жаргоны быстро меняются. Поэтому многие жаргонизмы быстро устаревают, и в моду входят другие. Особенно быстро меняется молодёжный жаргон.

В 1960-е гг. годы в него входили вот такие слова:

котлы – наручные часы,

хилять – прогуливаться,

мани – деньги,

стилять – танцевать,

шузы – туфли,

В 1990-х годах вошли в моду другие слова.

Деньги могли называться словом лавэ.

ништяк – восклицание, которое обозначает одобрение,

прикольный – забавный,

стрёмный – плохой,

прикид – одежда,

Некоторые из этих слов и сейчас ещё устарели не полностью.

Но на смену им уже спешат современные молодёжные жаргонизмы.

гоу – идём, пошли,

няшно – мило, красиво,

кэп – человек, который говорит очевидные вещи,

угарный – смешной,

параллельно – всё равно и так далее,

Можно заметить, что жаргонизмы очень выразительны. Поэтому довольно часто они переходят в просторечие, а некоторые даже стали частью литературного языка. Раньше жаргонизмами были такие слова, как амбал – сильный человек и бабки – деньги.

Теперь эти слова уже частично рассматриваются как просторечные.

А слова киллер – наёмный убийца, беспредел – отсутствие правил, законов – вошли в литературный язык.

Вообще же, в появлении жаргонизмов отражается стремление человека творить новые слова.

Поэтому жаргонизмы будут существовать, видимо, вечно.

Но нужно помнить, что при этом жаргонизмы не входят в состав русского литературного языка. Нельзя увлекаться жаргонизмами в речи!

Самое неприятное, что чрезмерное увлечение жаргонизмами может привести к обеднению нашего словарного запаса. Когда нам уже и хочется найти общеупотребительное слово, но мы не можем.

Вот так и вспоминаем, как назвать анекдот? Ржачным? Прикольным? Угарным? Стёбным? Нет-нет, как же?

И на ум никак не приходят слова смешной, забавный, остроумный… И мы можем попасть в неловкую ситуацию.

Итак, что же мы должны сегодня запомнить?

Жаргонизмы – это слова, которые используются только в определённой социальной или возрастной среде.

Жаргонизмы также называются жаргонными словами.

Жаргоны очень разнообразны. Есть профессиональные жаргоны, жаргон студентов, школьников и так далее.

Читайте также:

      

  • Сочинение хэкум и хъумак1уэ
  •   

  • Роль случая в жизни человека сочинение капитанская дочка
  •   

  • Апатия и лень истинное замерзание души и тела сочинение обломов
  •   

  • Сочинение на тему мое любимое животное пантера
  •   

  • Дописать сочинение домашнее задание

Русский язык

6 класс

Урок № 19

Жаргонизмы

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

2. Жаргон, жаргонизмы, сленг (молодёжный жаргон).

Тезаурус

Лексика – совокупность слов языка, его словарный состав.

Общеупотребительные слова – это лексические единицы, входящие в активный словарный запас человека, употребляемые им постоянно, независимо от профессии, места жительства, уровня образования.

Необщеупотребительные слова – это лексические единицы, употребляемые не всеми носителями языка. К таким словам относятся жаргонная лексика, диалектная лексика, терминологическая и профессиональная лексика..

Научная лексика – слова и выражения, функционирующие в научном стиле речи.

Молодёжный сленг/жаргон – один из видов групповых жаргонов, используемый в речи молодёжи, характеризующийся активным употреблением; открытостью; проникновением в разговорную речь других слоев населения; обилием англицизмов и жаргонизмов, созданных на базе английских или интернациональных корней: мэн (мужчина). Внутри М. с. традиционно выделяются: 1) жаргон школьников 2) студенческий сленг.

Специальная лексика – это слова и сочетания слов, употребляемые преимущественно людьми определённой профессии, специальности. Среди специальных слов выделяются термины и профессионализмы.

Профессиональный жаргон – разновидность жаргона, используемого группой людей, объединённых по профессиональному признаку.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 175 с.

Дополнительная литература:

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. – 32 с.
  2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 100 с.
  3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 90 с.
  4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. – 30 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru
  2. Сайт Словари.ру http: www.slovari.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Посмотрите на эти слова. Сейшн, быть в теме, крутой.

Что они могут обозначать? Сейшн – вечеринка; быть в теме – разбираться в чём-либо; крутой – очень хороший. Эти слова называются жаргонными.

Сегодня мы с вами узнаем об одной из разновидностей необщеупотребительной лексики – жаргонизмах.

Что такое жаргонизмы? Это слова и выражения, относящиеся к жаргону. Жаргон (франц. jargon) – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (Ж. программистов), положения в обществе (Ж. рус. дворянства в XIX в.), интересов (Ж. реконструкторов) или возраста (молодёжный Ж.).

С термином «жаргонизмы» зачастую соотносится понятие «специальная лексика». Специальная лексика – это слова и сочетания слов, употребляемые преимущественно людьми определённой профессии, специальности. Среди специальных слов выделяются термины и профессионализмы.

Как появляются жаргонные слова? Они приходят из других языков. Например, слова сайз – размер, ха́ус – дом – из английского языка.

Жаргонизмы рождаются и благодаря переосмыслению знакомых слов. Например, мозг – умный человек.

Также жаргонизмы могут появляться с помощью приставок и суффиксов от уже известных специальных слов. Разборки от глагола «разбираться» – выяснять отношения; прикольный от существительного «прикол» – шутка, весёлая выходка.

Попробуем найти в тексте жаргонизмы, определить их значение, вставить пропущенные орфограммы. 

«Совсем молодой, но уже раскрученный исполнитель собирал стадионы, записал два диска и дал два “сольника”». Жаргонизмы:

Раскрученный – этот жаргонизм образован от глагола «раскрутить», то есть сделать популярным.

Сольник – «сольный концерт».

Орфограммы:

Раскрученный: полное отглагольное прилагательное, образованное от глагола совершенного вида, поэтому в суффиксе пишем —нн-.

Собирал: в глаголе корень с чередованием гласной -бир-. Необходимо написать букву и, так как за корнем следует суффикс -а-, правописание гласной в корнях -бер- – -бир- – определяется отсутствием/наличием суффикса -а- после корня.

Тренировочные задания

Выберите один правильный вариант ответа.

Сколько слов-жаргонизмов в данном предложении? Устно определите их значения.

Сегодня мой брат получил трояк по домашке.

Варианты ответов:

1) 1;

2) 2;

3) 3;

4) 4.

Правильный ответ:

2) 2.

Разбор задания: трояк – неудовлетворительно; домашка – домашняя работа.

Восстановление последовательности элементов в тексте

Восстановите последовательность синонимов по порядку: общеупотребительное слово – профессиональный жаргон: схрон, курок, тайник.

Правильный ответ:

Тайник (общеупотребительное слово) – схрон (профессиональный жаргон).

Тема урока «Жаргонизмы»

Тема урока «Жаргонизмы»

Что изучает лексика? слово звуки речи части слова части речи

Что изучает лексика? слово звуки речи части слова части речи

Что изучает лексика?
слово
звуки речи
части слова
части речи

В каком словаре можно прочитать о происхождении исконно русских слов?
в толковом
в этимологическом
в орфографическом
в словообразовательном

слово

Какая помета даётся в толковых словарях при обозначении устаревших слов? устар

Какая помета даётся в толковых словарях при обозначении устаревших слов? устар

Какая помета даётся в толковых словарях при обозначении устаревших слов?
устар.
спец.
обл.
техн.

Укажите автора «Толкового словаря живого великорусского языка»:
А. С. Пушкин
М. Ю. Лермонтов
В. И. Даль
И. С. Тургенев

В. И. Даль

Слова, вошедшие в русский язык из других языков: устаревшие слова неологизмы заимствованные слова фразеологизмы

Слова, вошедшие в русский язык из других языков: устаревшие слова неологизмы заимствованные слова фразеологизмы

Слова, вошедшие в русский язык из других языков:
устаревшие слова
неологизмы
заимствованные слова
фразеологизмы

Новые слова, возникающие в языке:
устаревшие слова
неологизмы
заимствованные слова
фразеологизмы

заимствованные слова

Как называются слова русского языка известные всему народу?

Как называются слова русского языка известные всему народу?

Как называются слова русского языка известные всему народу?

Общеупотребительные

Как называются слова связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии?

Профессионализмы

Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности ?

В каком ряду слова являются диалектизмами?

В каком ряду слова являются диалектизмами?

В каком ряду слова являются диалектизмами?
А) глагол, грядущее, десница, зеница, изречь, лик, око, отрок, перст
Б) перестройщики, силовики, планетолог, космохимик, ракетодром, микропроцессор
В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата
Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин

В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата

В каком ряду слова являются профессионализмами?

В каком ряду слова являются профессионализмами?

В каком ряду слова являются профессионализмами?
А) скальпель, мольберт, аккорд, гамма, зубило, акварель, шприц, наждак, стамеска
Б) клёвый, крутой, наехать, телек, слинять, беспредел, балдеть, водила, колбаситься
В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата
Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин

А) скальпель, мольберт, аккорд, гамма, зубило, акварель, шприц, наждак, стамеска

Как называются эти слова БАКСЫ,

Как называются эти слова БАКСЫ,

Как называются эти слова
БАКСЫ, КЕНТ, КЛЁВО ?

ФРАНЦУЗСКОЕ – jargon. ГАЛЛОРОМАНСКОЕ – gargone

ФРАНЦУЗСКОЕ – jargon. ГАЛЛОРОМАНСКОЕ – gargone

ФРАНЦУЗСКОЕ – jargon.
ГАЛЛОРОМАНСКОЕ – gargone.
В переводе с галлороманского – «болтовня». В русский язык пришло из французского довольно поздно – приблизительно в середине ХIХ в. Жаргон – либо ломаный язык, либо речь с большим использованием профессиональных слов и выражений. (Этимологический словарь русского языка. – М. – ЮНВЕС. – 2005.)

ЖАРГОНИЗМЫ – это слова,
ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.

СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ ЖАРГОНИЗМОВ

СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ ЖАРГОНИЗМОВ

СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ ЖАРГОНИЗМОВ

ЖАРГОНИЗМЫ

Испуганный Димка выскочил из класса, где дети сдавали экзамен

Испуганный Димка выскочил из класса, где дети сдавали экзамен

Испуганный Димка выскочил из класса, где дети сдавали экзамен. Его закидали вопросами:
Ты завалил?
Замётано.
А что делает Сам?
Режет всех подряд.
А Русалка?
Топит.
А этот, их ассистент?
Засыпает.
Я немного секу, но и то чуть не схлопотал пару.
А Васька?
Плавает на шпорах…

Найдите жаргонизмы в тексте,
объясните их значение.

Испуганный Димка выскочил из класса, где дети сдавали экзамен

Испуганный Димка выскочил из класса, где дети сдавали экзамен

Испуганный Димка выскочил из класса, где дети сдавали экзамен. Его закидали вопросами:
Ты завалил?
Замётано.
А что делает Сам?
Режет всех подряд.
А Русалка?
Топит.
А этот, их ассистент?
Засыпает.
Я немного секу, но и то чуть не схлопотал пару.
А Васька?
Плавает на шпорах

Найдите жаргонизмы в тексте,
объясните их значение.

Укажите в каждой паре близких по значению слов жаргонизмы и выпишите их

Укажите в каждой паре близких по значению слов жаргонизмы и выпишите их

Укажите в каждой паре близких по значению слов жаргонизмы и выпишите их. В какой сфере жизни могут употребляться эти жаргонизмы?

Не выдержать экзамена – завалить
несданный экзамен – хвост
голова – кумпол
телевизор – телек
круто – резко, дерзко, беспощадно
за бугром – за границей
домашка – домашнее задание
клёво – очень хорошо
уйти – слинять

Ответ:
Жаргонизмы могут употребляться только в разговорной речи, их употребление может быть оправдано , например, в высказываниях иронических, с юмором.

В каких речевых ситуациях использование некоторых из этих слов может быть оправдано?

Указать, какими частями речи являются выписанные вами жаргонизмы.

Ответ:
Жаргонизмы могут быть разными частями речи.

Первый ряд Наименование людей по родству

Первый ряд Наименование людей по родству

Первый ряд Наименование людей по родству.

Второй ряд Бытовая техника.

Третий ряд
Состояние, оценка.

ВЫЯВИТЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
ЖАРГОНИЗМОВ

Предки, комп, пахан, супер, видак, маманя, мобила, ящик, клёво, сеструха, классно, братан, телик, папаня, ништяк.

По родству: предки, пахан, маманя, браток, братан, сеструха, папаня

По родству: предки, пахан, маманя, браток, братан, сеструха, папаня

По родству:
предки,
пахан,
маманя,
браток,
братан,
сеструха,
папаня.

Бытовая техника:
комп,
мобила,
телик,
ящик,
видак.

Состояние, оценка:
клёво,
классно,
супер,
ништяк.

Презентация «Жаргонизмы». 6 класс

Презентация "Жаргонизмы". 6 класс

Жаргон -это набор слов и фраз, используемых определенной группой

Жаргон -это набор слов и фраз, используемых определенной группой

Жаргон-это набор слов и фраз, используемых определенной группой. Это может быть формальная группа, такая как бухгалтеры, врачи или юристы, или неформальная группа, такая как соседи, спортивные
фанаты.

Сленг-это неформальная речь, используемая определенными группами, часто менее образованными, чем другие

СЛЕНГ И ЖАРГОН РАЗЛИЧИЯ

Жаргонизмы происходят из литературного языка

Жаргонизмы происходят из литературного языка

Жаргонизмы происходят из литературного языка. Лексика при этом подвергается переосмыслению, метафоризации, сокращению и прочим изменениям. Примеры жаргонизмов: парадка – парадная одежда (армейский жаргон), лыжник – больной, опирающийся на костыль (медицинский жаргон), откинуться – освободиться (тюремный жаргон). По степени открытости для всего языкового сообщества жаргон занимает промежуточную нишу между «секретным» арго, обслуживающим интересы узких кругов, и сленгом.

Сленг – популярная лексика, не соответствующая требованиям языка и часто в той или иной степени фамильярная. Эмоциональная окраска подобных слов и словосочетаний может варьироваться от шутливой и дружелюбной до пренебрежительной и циничной. Сленг преимущественно употребляется в ситуации непринужденного общения. Примеры сленгизмов: доставать – надоедать, врубиться – понять, отпад – превосходно. Часто сленговая лексика пополняется путем обращения к другим языкам. Например, в слове «агриться» (злиться) отдаленно прослеживается заимствование из английской речи.

Замените сленг на литературный язык 1 вариант

Замените сленг на литературный язык 1 вариант

Замените сленг на литературный язык

1 вариант.
Я тащусь, когда глазею в телек. Там клёвые фильмаки кажут.

2 вариант.
Мы вчера оттянулись на дискаче. Там было ржачно и клёво.

Я восхищаюсь, когда смотрю телевизор. Там показывают интересные фильмы.

Мы вчера отдохнули на дискотеке. Там было весело и очень хорошо.

Жаргонизмы могут постепенно устаревать, уходить из жизни или, наоборот , постепенно усваиваться литературным языком

Жаргонизмы могут постепенно устаревать, уходить из жизни или, наоборот , постепенно усваиваться литературным языком

Жаргонизмы могут постепенно устаревать, уходить из жизни или, наоборот , постепенно усваиваться литературным языком. Многие жаргонизмы живут недолго и быстро заменяются вместе с модой. Определите, какие жаргонизмы не употребляются в наше время совсем или употребляются довольно редко.

Ответ:
Жаргонизм «оторвать» в наше время употребляется довольно редко, поскольку это слово из тех времён, когда заграничные вещи можно было достать только у спекулянтов.

Баксы (доллары США), оторвать (достать что-нибудь), штука (тысяча рублей), наколоть (обмануть), ящик (телевизор), мен (парень), оттянуться (отдыхать, развлечься), найки (кроссовки фирмы «Найк»), сникерсни (съешь шоколадку «Сникерс»).

В отличие от диалектов, являющихся историческим наследием, отражающих историю народа, его быт, языковую мудрость, жаргон лишен истории

В отличие от диалектов, являющихся историческим наследием, отражающих историю народа, его быт, языковую мудрость, жаргон лишен истории

В отличие от диалектов, являющихся историческим наследием, отражающих историю народа, его быт, языковую мудрость, жаргон лишен истории. Жаргонные слова почти никогда не проникают в литературный язык, не служат источником его пополнения. Лишь отдельные словечки благодаря их экспрессивности проникли в
разговорную речь (химичить, балдеть),
но на правах выразительных средств
с явно сниженной окраской.

Этот язык, который писатели и поэты наделили яркими эпитетами, на котором каждый из нас произносит первые и самые дорогие для каждого человека слова, в последнее…

Этот язык, который писатели и поэты наделили яркими эпитетами, на котором каждый из нас произносит первые и самые дорогие для каждого человека слова, в последнее…

Этот язык, который писатели и поэты наделили яркими эпитетами, на котором каждый из нас произносит первые и самые дорогие для каждого человека слова, в последнее время нуждается в защите.

От кого?

ОТ НАС ЖЕ САМИХ!

Умен ты или глуп, Велик ты или мал,

Умен ты или глуп, Велик ты или мал,

Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!

Персидский поэт и мыслитель XIII в.
Саади

Итоги урока С каким новым понятием вы познакомились сегодня?

Итоги урока С каким новым понятием вы познакомились сегодня?

Итоги урока

С каким новым понятием вы познакомились сегодня?
Что такое жаргонизмы?
Назовите сферы употребления жаргонизмов.
Какими частями речи могут быть жаргонизмы?
Есть ли место жаргонизмам в речи культурного человека?
Могут ли жаргонизмы заменить настоящие, точные и полновесные русские слова?

Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь», — полагает языковед

Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь», - полагает языковед

«Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь», — полагает языковед Лев Иванович Скворцов.

«Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практической жизни», — считал
Дмитрий Иванович Писарев.

«Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей», говорил Корней Иванович Чуковский.

Выводы: Жаргонизмы – это обиходно-бытовая лексика и фразеология, наделённая сниженной экспрессией и характеризующаяся социально ограниченным употреблением ( молодёжный жаргон и т

Выводы: Жаргонизмы – это обиходно-бытовая лексика и фразеология, наделённая сниженной экспрессией и характеризующаяся социально ограниченным употреблением ( молодёжный жаргон и т

Выводы:
Жаргонизмы – это обиходно-бытовая лексика и фразеология, наделённая сниженной экспрессией и характеризующаяся социально ограниченным употреблением ( молодёжный жаргон и т.д.) . В жаргонах искажаются и значения, и облик многих слов. Значение жаргонизмов часто неточно, размыто.
В речи культурного человека не должно быть места жаргонизмам, так как подобные слова не могут заменить настоящие, точные и полновесные русские слова.

Жаргонизмы


Жаргонизмы

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 622.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 622.

Изучение жаргонизмов, являющихся одним из пластов национального языка, важно на современном этапе языкознания. Это связано с тем, что жаргоны употребляются не только в разговорном стиле, но и в художественном.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Общие сведения

Жаргонизмы – это слова и словосочетания, которые используются определенной группой носителей языка, объединенной социальной или возрастной сферой употребления.

Термин «жаргонизм» в русском языке связан с разделом лексики.

Жаргонизмы – слова, ограниченные сферой употребления, значит, их могут понять не все носители русского языка.

Жаргон – это разновидность речи, являющейся нелитературной формой языка.

Особенности жаргонизмов

Жаргонизмы отличаются тем, что они используются для обозначения понятий, уже имеющих общепринятые наименования. Общеупотребительные слова переосмысливаются определенной группой людей, которая создает уже новые слова с помощью ярких и выразительных средств языка. Значение жаргонизмов понятно лишь определенному кругу лиц.

Виды жаргонов

Жаргоны бывают разных видов: жаргоны по интересам и увлечениям, классовые, компьютерные, молодежные, школьные и др.

Приведем примеры жаргонных слов в соответствии с их видами.

  • жаргоны по интересам и увлечениям: баранка – ноль (область спорта), борода – спутавшаяся леска (область рыболовства);
  • классовые жаргоны: волк – проворовавшийся крестьянин, мотыга – мот (такие выражения характерны для исторического периода явного классового деления);
  • компьютерные: мыло – электронная почта, клава – клавиатура;
  • молодежные: зачетка – зачетная книжка, капуста – деньги;
  • школьные: пятера – отметка «пять», дирик – директор.

Данные примеры жаргонизмов можно продолжать до бесконечности.

Молодежный сленг некоторые исследователи отделяют от жаргона.

Заключение

Что мы узнали?

Жаргонизмы – это слова, использующиеся группой людей, объединенной социальной или возрастной сферой. Так как жаргонизмы ограничены сферой употребления, они не относятся к литературной форме языка, но являются частью национального языка. Многие жаргонизмы способны понять только люди определенного круга. Жаргоны бывают классовые, компьютерные, молодежные, школьные, а также по интересам и увлечениям.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Максим Апенкин

    5/5

  • Аркадий Ананимусов

    5/5

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 622.


А какая ваша оценка?

  • Рассказ о жанне дарк 6 класс по истории
  • Рассказ о жан кальвин
  • Рассказ о жадных и щедрых людях
  • Рассказ о жадности и о щедрости и
  • Рассказ о жадности для 2 класса маленький