Девицы-поляницы
Слово “поляница” произошло от глагола “поляковать”, что означает ездить в поле и бороться с воинами. Женщины-воительницы — умелые наездницы, отлично стреляют из лука и в бою не уступают мужчинам. Только победив в честном сражении поляницу, воин-богатырь мог взять её в жёны.
Исследователи спорят об истинном происхождении дев-воительниц. Несмотря на то что само слова “поляница” славянское, существуют различные гипотезы, откуда в русских былинах могли появиться богатырши. Так, филолог-русист Д.М. Балашов пишет, что “Это — степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем, — жёны богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц — „поляницы“ — славянское. По-видимому, надо признать женщин-поляниц сарматскими конными воительницами, а наличие славянского названия их означает, что представления о поляницах утвердились в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова „богатырь“, название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытия они уже исчезли”.
Кто же из поляниц наиболее известен и какова их девичье-боевая история?
Настасья Окульевна
Настасья Окульевна — сестра вероломного царя из сказания о богатыре Михайло Потыке.
Михайло Иванович Потык, или Поток — красавец и змееборец. Был женат Михайло на Марье Лебеди белой. Но судьба этой пары в разных сказаниях разная — в некоторых былинах звали жену не Марья, а Авдотья, и была она верная мужу всю свою жизнь. А в некоторых сказаниях жена носила имя Марья и была хитра, неверна и вероломна. Именно в последнем варианте и встречается герою поляница Настасья Окульевна.
Изображение с сайта
kipariss.spb.ru
Пока богатырь нёс службу и боролся с врагами, защищая Русь-матушку, его жена стала возлюбленной царя. Покинула супруга своего мужа, да убегая, оставила для своего Михайло опасные и хитрые ловушки. Богатырь стремился догнать беглянку и страдал от коварства своей жены: вкушал сонное зелье, падал в глубокую яму и даже был обращён в горюч-камень. Опоив своего мужа, неверная супруга хотела, чтобы царь убил Михайло сонным, однако владыка отказался от такого подлого поступка. Тогда Марья распяла мужа на каменной стене, забив четыре гвоздя в его тело, и оставила умирать. Тут-то и нашла истекающего кровью богатыря сестра царя — Настасья Окульевна. Девица спасает богатыря, предварительно заручившись тем, что он возьмёт её замуж:
Как этая Настасья тут Окульевна
Скорым‑скоро бежала в кузницу,
Взимала она клещи там железные,
Отдирала от стены городовыи
А молода Михайлушку Потыка,
Взимала там она с тюрьмы грешника,
На место да прибила на стену городовую,
Где висел Михайлушка Потык тот,
А утащила тут Михайлушку Потыка
В особой‑то покой да в потайныи.
Как взяла она снадобей здравыих,
Скорым‑скоро излечила тут Михайлушку.
Излечив богатыря, снабдила Настасья Михайло латами, кольчугой, саблею и палицей да добрым конём. Прибыл Потык в царские палаты, а жена его снова попыталась обмануть и опоить отравленным вином. Да только Настасья Окульевна не позволила этого сделать — оттолкнула чарку от руки богатыря. Понял тогда Михайло истинную сущность своей жены и “ отсек‑то Марье буйну голову”, а потом и царя лишил головы.
Как скоро взял Настасью Окульевну,
А взял он ведь ю за себя замуж;
Пошли оны во церковь во Божию,
Как приняли оны тут златы венцы.
Придался тут Михайлушко на царство‑то,
А стал‑то тут Михайлушко царить‑то‑жить
А лучше‑то он старого да лучше прежнего.
Большая книга славянских мифов
Эта книга станет прекрасным подарком для всех тех, кто очарован духом старины и легендарного прошлого, стремится разгадать тайны родной земли и понять, чем жили и дышали наши далекие предки. Кому покровительствует Жива? Где искать страфиль-птицу? Как задобрить кикимору? И стоит ли бояться недоли? Ответы на эти и многие другие вопросы — в красочном путеводителе по верованиям, мифам и преданиям древних славян.
Купить
Настасья Королевична
Настасья Королевична — жена русского богатыря Дуная Ивановича. Отличительной особенностью этой пары богатырей стала их трагическая история любви.
Богатырь Дунай по приказу князя Владимира отправился в Литву сватать для него королевну Опраксью. Отец королевны, король Данила Манойлович, не захотел отдавать свою дочь, да только богатыри решили без невесты не возвращаться. Спросил Дунай у Опраксьи, хочет ли замуж она за Владимира — и, о чудо, оказалось, что девица об этом мечтает уже три года. Собрался богатырь, взял с собой королевичну и уехал. Да только обо всём этом “ладном сговоре” не знала сестра Опраксьи — Настасья — гордая поляница, и поспешила воительница спасать девицу от насильной свадьбы:
Она ехала в погоню по чисту полю,
А скакала на кони богатырскоём
Да по славну роздолью чисту полю;
По целой версты конь поскакивал,
По колен он в земелюшку угрязывал,
Он с земелюшки ножки выхватывал,
По сенной купны он земелики вывертывал,
За три выстрелы камешки откидывал.
Не путём она едет, не дороженкой,
Она ехала роздольицем чистым полем.
Богатырь, желая защитить княжескую “невесту-добычу”, вступил в бой с поляницей. И, как водилось и в других сказаниях, поединок этот закончился предложением руки и сердца, которое приняла храбрая поляница.
Сыграли в Киеве две свадьбы сразу:
Во божьей церквы повенчалися,
Принимали-то оны золоты венцы,
Они заповедь великую покладали:
А что жить-то им быть, век коротати.
После свадьбы стал Дунай хвалиться своей силой да ловкостью, мол нет сильнее да лучше его на белом свете. Слушала его жена, слушала и возразила:
— Свет ты здержавушка любимая,
Тихия Дунаюшко Иванович!
А нечем-то ведь я да не хуже тобя:
Сила моя есть побольше твоей,
А ухваточка моя удалее тобя.
Не понравились такие речи богатырю и предложил он жене своей побороться. Должны были супруги разойтись в разные стороны и стрелять из лука в серебряное кольцо на голове друг у друга. Выстрелила Настасья трижды в мужа — и все три раза стрела её попала точно в колечко. Настала теперь очередь мужа, да только чувствует поляница, что добром это не кончится:
— Ай же тихия Дунаюшко Иванович,
Ты меня прости во женской глупости.
А и по поясу вкопай меня в сыру землю,
А ‘ще бей-ко ты меня да и по нагу телу,
А прости меня во глупости во женскою,
Не стреляй-ко ты из луку из розрывчата,
Не спущай-ко стрелочки каленыя
По тому ты по острёю по ножовому
Да и во то колечко во серебряно.
А и теперь-то ты, Дунаюшко, хмельнёшенек,
А и теперь, Дунаюшко, пьянешенек,
А убьешь меня ту, молоду жену,
А и ты сделать две головки безповинныих.
У меня с тобой во чреве есть чадо посеяно.
Но не стал слушать муж речи супруги и пустил свою стрелу. Попала стрела прямо в грудь Настасье. Понял Дунай, что наделал, да поздно уже было — убил он не только жену свою молодую, но и ребёнка, которого она под сердцем носила:
Становил-то он свою да саблю вострую,
Говорил Дунай да таковы слова:
— Наперед-то протекла река Настасьина,
А другая протеки река Дунаева!
И зарубил себя саблей богатырь. А от крови его протекла река Дунай, а от крови Настасьи Королевичны — река Непра.
Дочь Ильи Муромца
Дочь Ильи Муромца — безымянная поляница, посягнувшая на жизнь своего отца, упоминается в былине “Илья Муромец и дочь его”.
Стояли двенадцать святорусских богатырей на московской заставе, хораняли они землю русскую. Никто не смел подъехать к ним, ворон мимо не пролетал, волк мимо не пробегал. Как вдруг появилась неизвестная дева-поляница:
Едет поляничища удалая,
Ай уда́ла поляничища великая,
Конь под нёю как сильня́ гора,
Поляница на кони будто́ сенна́ копна,
У ней шапочка надета на головушку
Ай пушистая сама завесиста,
Спереду-то не видать личка́ румяного
И сзаду́ не видеть шеи белоей.
Ёна ехала собака, насмеялася,
Не сказала божьёй помочи бога́тырям,
Ена едет прямоезжею дорожкой к стольнё-Киеву.
Решили богатыри подъехать к полянице да бороться с ней, силушку свою испробовать. Подъехал было к девице Алёша Григорьевич — да испугался и не стал бороться. Подъехал было к воительнице Добрыня Никитич — да тоже испугался и не испробовал силушку богатырскую. Тем временем загадочная поляница ведёт себя очень дерзко:
Ёна едет-то ко городу ко Киеву,
Ёна кличет-выкликает поединщика,
Супротив собя да супротивника,
Из чиста́ поля да и наездника,
Поляница говорит да таковы слова:
«Как Владымир князь-от стольнё-киевской
Как не дает мне-ка он да супротивника,
Из чиста́ поля да и наездника,
А й приеду я тогда во славной стольний Киев-град,
Розорю-то славный стольний Киев-град,
А я чернедь мужичков-тых всих повырублю
А божьи церквы я все на дым спущу,
Самому князю Владымиру я голову́ срублю
Со Опраксиёй да с королевичной!
Решает тогда старый казак Илья Муромец, что нужно самому отправляться в поединок с девицей. А поляница храбрая да удалая:
И она ездит поляница по чисту́ полю
На добро́м кони на богатырскоём,
Она шуточки-ты шутит не великии,
Ай кидает она палицу булатнюю
Ай под облаку да под ходячую,
На добро́м кони она да ведь подъезживат,
Ай одною ру́кой палицу подхватыват,
Как пером-то лебединыим поигрыват,
Ай так эту палицу булатнюю покидыват.
Стали богатырь да богарша бится во всю свою силу, да только не смогли друг друга ни ранить, ни с коня скинуть. Начали воины тогда в рукопашную биться. И вот Илья Муромец стал побеждать, занёс он руку над поляницей, но случилось с ним что-то: рука его остановилась и глаза помутились, стал он выспрашивать у воительницы, как звать её и из какой она семьи. Трижды задавал свой вопрос богатырь и лишь на третий раз получил он ответ:
— Есть я родом из земли да из Тальянскою,
У меня есть родна матушка честна́ вдова,
Да честна́ вдова она колачница,
Ко́лачи пекла да тым меня воспи́тала
Ай до полнаго да ведь до возрасту;
Тогда стала я иметь в плечах да силушку великую,
Избирала мне-ка матушка добра́ коня,
Ай добра́ коня да богатырскаго,
И отпустила ме́ня ехать на святую Русь
Поискать соби да родна батюшка,
Поотведать мне да роду племени.
Услышав такие речи, Илья Муромец поднял девицу с земли, начал обнимать и целовать её — оказалось, что служил он три года “у короля тальянского” и жил у честной вдовы, а поляница перед ним — никто иная, как дочь его. Разъехались воины друг от друга, а девица думу думает — оскорбил он и мать её, и саму её, ведь не в законном браке она появилась. Решила дочь убить своего отца-богатыря. Напала она на шатёр, где спал Илья Муромец, начала всё кругом крушить и бить со всей своей богатырской силы. Как очнулся Илья, начал противится своей дочери и убил её. Да не просто убил, а изрубил на части, да скормил серым волкам и чёрным воронам.
Василиса Микулишна
Василиса Микулишна — старшая дочь русского богатыря Микулы Селяниновича, ставшая супругой боярина Ставра Годиновича из Чернигова-града, упоминается в былинах “Про прекрасную Василису Микулишну” и “Ставр Годинович”.
На пиру “у ласкова князя Владимира” боярин “по имени Ставер, сын Годенович” хвалится перед князем своими богатствами. И среди прочих своих драгоценностей называет и собственную жену:
Во третьем терему – молодая жена,
Молодая Василиса, дочь Микулишна.
У ней белое лицо ровно белый снег,
Ягодицы ровно маковицы,
Черные брови черна соболя,
Ясные очи ясна сокола,
Ретивым она сердцем хитра-мудра.
Такие речи не пришлись по сердцу другим боярам да князю, схватили боярина и посадили в земляной погреб, а за прекрасной Василисой послали богатырей Алёшу Поповича и Добрыню Никитича.
Узнав о приключившейся беде, молодая Василиса отстригает свои длинные волосы, переодевается в мужское платье, называет себя “Василий сын Васильевич” и едет в компании всадников в Киев-град. На пути встречаются ей богатыри, которые рассказывают про свою нечестную миссию. Представившись послом Василисы Микулишны, Василий Васильевич заставляет повернуть богатырей обратно и вместе с ними едет к князю Владимиру.
Владимир принимает у себя посла и ничего не подозревает, пока княгиня Апраксия не обращает внимание на то, что перед ним женщина, а не Василий:
— Гой еси, ласковый Владимир-князь!
Это не Василий сын Васильевич,
Эта Василиса ровно дочь Микулишна;
По полу она идет тихошенько,
На лавку садится – коленцы жмет.
Тогда князь Владимир решает проверить личность человека перед ним и испытывает Василису-Василия. Сначала князь приказывает затопить баню для гостя, однако посол успевает помыться до прихода Владимира. Потчует князь своего гостя разными кушаньями, вином и играет с ним в карты, а затем предлагает послу побороться со своими богатырями. Но в бою гость побеждает и Алёшу Поповича, и Добрыню Никитича. Справившись с сильными богатырями, посол требует князя отпустить Ставра из погреба. Сажает Василий-Василиса своего супруга на коня и уезжает с ним обратно во Чернигов-град.
Настасья Микулишна
Настасья Микулишна, или Настасьюшка Никулична — младшая дочь богатыря Микулы Селяниновича, ставшая супругой Добрыни Никитича, упоминается в былинах «Добрыня и змей»; «Женитьба Добрыни»; «Неудавшаяся женитьба Алёши Поповича».
Ехал как-то после трудов своих праведных (после сражения со Змеем Горынычем во имя освобождения Забавы Путятичны) Добрыня Никитич поляковать:
Ехал он не путём, не дорогою,
Нагнал поляницу — богатыршу удалую.
Ударил Добрыня палицей ей в буйну голову,
Поляница назад не оглянется.
Удивился богатырь, решил, что растерял свои силы, поехал к дубу столетнему — на нём силу свою проверить: “Расшиб тот дуб на щепочки”. Вернулся богатырь в поле и снова напал на поляницу, и снова не обернулась она. Поехал тогда Добрыня к другому столетнему дубу, толще предыдущего, и снова разнёс дерево в щепки.
Догнал Добрыня поляницу, богатыршу удалую,
Ударил поляницу булатной палицей,
Да ударил её в буйну голову.
Поляница тут назад приоглянется,
Говорила поляница таковы слова:
— Я думала то комарики покусывают,
А это могучий русский богатырь пощёлкивает.
Хватила она Добрыню за жёлты кудри,
Говорила ему другие слова:
— Ай же ты, удалой добрый молодец!
Хочешь биться со мной — не сносить тебе головы,
А не хочешь биться — давай свадьбу играть,
Стану тебе женою законною.
На том и порешили. Опустил Добрыня свою палицу и поехал вместе с Настасьей Микулишной “ко граду ко Киеву”, где стали супругами законными:
Было тут в Киеве на три дня пирование,
В честь добрыниной свадебки,
В честь возвращенья Забавы Путятичны.
Через некоторое время послал князь Владимир Добрыню Никитича на заставу — нести свою службу, охранять Русь-матушку от вражеских набегов. Долго шла служба, целых двенадцать лет — и всё это время Настасья Микулишна ждала своего супруга. Да только приглянулась поляница другому богатырю — Алёше Поповичу, который начал свататься к воительнице. Спустя шесть лет с момента отъезда Добрыни из дома привёз Алёша Попович весть о смерти богатыря, а ещё через шесть лет приехал вместе с князем и княгиней, чтобы принудить поляницу к браку — «не хотою взяли — неволею».
На счастье Настасьи узнал о грядущей нечестной свадьбе супруг её и успел вовремя воротиться. Воздал по “заслугам” Алёше Поповичу, отвоевал свою жену законную и вернулся в терем белокаменный:
Да и стали жить с Настасьей Микулишной,
Уж и стали жить да лучше прежнего.
#ADVERTISING_INSERT#
Женщины-богатырши в русских былинах
Образ дев-воительниц — популярный сюжет в мировой литературе. Амазонки, валькирии, женщины-гладиаторы в Древнем Риме и русские «поляницы» — богатырши. Само слово произошло от глагола «поляковать» — ездить в поле на ратное дело, искать воинов и вступать с ними в поединки.
Василиса Микулишна
Богатыршей была дочь Микулы Селяниновича Василиса, которая стала женой боярина Ставра Годиновича из земли Ляховицкой, Чернигова-града. На пиру у князя Владимира боярин хвалился перед гостями своей супругой:
Во третьем терему — молодая жена,
Молодая Василиса, дочь Никулишна.
У ней белое лицо ровно белый снег,
Ягодицы ровно маковицы,
Черные брови черна соболя,
Ясные очи ясна сокола,
Ретивым она сердцем хитра-мудра.
По совету завистливых бояр князь Владимир посадил Ставра в земляной погреб, а за чудной Василисой отправил богатырей Алешу Поповича и Добрыню Никитича. Узнав о насмешках и беде, случившейся с мужем, Василиса Микулишна отстригла русые косы, переоделась добрым молодцем и отправилась в компании с 50 всадниками в стольный Киев-град. По дороге встретила богатырей-посланников Владимира и, представившись грозным послом Василисы Микулишны Василием Васильевичем, развернула столичных гонцов.
Князь устроил молодцу честной прием, но княгиня Апраксия заметила, что под мужским именем скрывается женщина: «Это Василиса ровно дочь Микулишна; / По полу она идет тихошенько, / На лавку садится — коленцы жмет». Отважной жене пришлось пройти испытания: Василиса парилась в жаркой «банюшке-парушке», играла в карты и боролась с другими богатырями. В результате потребовала у князя освободить из заточения Ставра Годиновича и отправилась домой вместе с мужем.
Настасья Микулишна
Сестра Василисы, младшая дочь Микулы Селяниновича, была женой Добрыни Никитича. Встретились они во чистом поле, куда богатырь отправился после сражения со Змеем Горынычем. В пути он увидел богатыршу удалую, решил проверить «Или нет у Добрыни силы по-старому? / Или нет у него хватки по-прежнему?» :
Догнал Добрыня поляницу, богатыршу удалую,
Ударил поляницу булатной палицей,
Да ударил ее в буйну голову.
Поляница тут назад приоглянется,
Говорит поляница таковы слова:
— Я думала, меня комарики покусывают,
А это русский богатырь пощелкивает.
В поединке поляница одолела Добрыню. Они понравились друг другу, и богатырь к ней посватался: «Свадьбой провели да и окончили». Позже князь Владимир отправил Добрыню на заставу охранять Русь-матушку от степных наездников. Настасья Микулишна подобно Пенелопе ждала своего возлюбленного долгие 12 лет. За это время к ней несколько раз сватался другой небезызвестный богатырь — Алеша Попович. Через шесть лет Добрыниной службы он привез жене весть о его «смерти», а через 12 лет — приехал вместе с князем и княгинею, чтобы играть свадьбу с поляницей. В этот раз «не хотою взяли — неволею». Добрыня вовремя узнал о торжестве и приехал на пир гостем незваным с гуслями. Поколотил Алешу Поповича, забрал Настасью Микулишну и вернулся в свой терем белокаменный.
Да и стали жить с Настасьей Микулишной,
Уж и стали жить да лучше прежнего.
Настасья Окульевна
«Душа-девица» Настасья Окульевна — одна из героинь сказания о богатыре Михайло Потыке. Она спасла его от происков бывшей жены, Марьи Лебеди белой. Пока Михайло сражался с врагами в чистом поле, Марья стала возлюбленной царя и уехала с ним. Вернувшись, богатырь бросился за ней за ней в погоню, попадая по пути в ловушки хитрой жены: пил сонное зелье-вино, проваливался в глубокую яму, был превращен в горючий камешек. В последний раз, напоив богатыря, распяла Марья его в подвале на каменной стене и оставила умирать. Тогда-то и спасла Михайлу сестра царя — Настасья Окульевна:
Как этая Настасья тут Окульевна
Скорым-скоро бежала в кузницу,
Взимала она клещи там железные,
Отдирала от стены городовые
А молода Михайлушку Потыка.
Излечила от ран, достала хитростью от брата саблю и палицу богатырскую, доброго коня. Возвратился Михайло к царским палатам, убил и бывшую жену, и царя. Женился на Настасье Окульевне и стал править.
Настасья Королевична
Настасья Королевична — возлюбленная Дуная Ивановича. Богатырь встретился с ней, когда отправился в Литву сватать князю Владимиру королевну Апраксью. Отец Апраксьи, литовский король Данила Манойлович, не отдал дочь сватам, и тогда богатыри увезли ее силой. Вслед за «добывшими невесту» отправилась сестра Настасья.
Она ехала в погоню по чисту полю,
А скакала на коне богатырскоем
Да по славну раздолью чисту полю;
По целой версты конь поскакивал,
По колен он в земелюшку угрязывал,
Он с земелюшки ножки выхватывал,
По сенной купны он земелики вывертывал,
За три выстрелы камешки откидывал.
Дунай Иванович вступил с удалой поляницей в поединок и вскоре — как это случалось и в других былинах — сделал ей предложение. А Настасья Королевична приняла его.
В Киеве отпраздновали две свадьбы. Однако Дунай Иванович с молодой женой недолго прожили вместе. Богатырь как-то похвалился своей удалью, а Настасья Королевична ему возразила: «А ничем-то ведь я не хуже тебя: сила моя есть побольше твоей, а ухваточка моя удалее тебя» .
Такая фраза задела его честь — и он вызвал жену на поединок. Каждый должен был попасть стрелой в серебряное кольцо на голове соперника. Поляница попала, а вот Дунай Иванович убил жену. Узнав, что она носила в утробе младенца, богатырь от горя вонзил в себя копье. От его крови родилась Дунай-река, а от крови Настасьи Королевичны — река Непра.
Дочь Ильи Муромца
Загадочная героиня описана в былине «Илья Муромец и дочь его». По сюжету незнакомая поляница — дева-воительница — появилась рядом с богатырской заставой:
Ай удала поляничища великая,
Конь под нёю как сильня гора,
Поляница на кони будто сенна копна,
У нёй шапочка надета на головушку
Ай пушистая сама завесиста,
Спереду-то не видать личика румянаго
И сзаду не видеть шеи белоей.
Проезжая мимо, она насмехалась над богатырями. Илья Муромец предложил своим соратникам сразиться с удалой девицей. Однако никто не решился вступить в схватку с воительницей, которая «одною рукой палицу подхватыват, как пером-то лебединым поигрыват» . И тогда богатырь сам поехал на встречу с поляницей. Бились они долго — и палицами, и копьями, и врукопашную — и вдруг разговорились. Выспросив, откуда поляница, Илья Муромец признал в богатырше дочь свою, обнял и отпустил. Однако она вскоре вернулась обратно, задумав убить спящего отца. На этот раз богатырь одолел соперницу и скормил серым волкам и черным воронам.
В былинных сюжетах Илья Муромец не раз встречался с поляницами. Среди них — и жена богатыря Савишна, и Златыгорка, родившая ему сына.
Женщин-богатырей в нашей культуре несправедливо обходят стороной. Родители по какой-то причине не зачитывают детям сказки о девах-воительницах. Хотя в культуре прецеденты были, причем весьма самобытные.
О самых интересных из них читай в новой статье Royal Cheese, — расскажем о наиболее известных богатыршах в русском фольклоре.
Откуда появились женщины-богатыри
В русской культуре для воительниц придумали собственный термин — «поляницы». Есть несколько теорий происхождения женщин-богатырш, но все они сводятся к одному — тюркскому влиянию и сарматскому происхождению. Филолог Дмитрий Балашов о поляницах пишет следующее:
Это — степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем, — жены богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц — «поляницы» — славянское.
Дело в том, что поединок жениха с невестой был распространен у тюркских народов в эпоху Средневековья. Смертельный финал не предусматривался, а само событие являлось частью свадьбы.
Таким образом, женщины-богатырши — это русский самобытный аналог мифологических амазонок или скандинавских валькирий. Русские воительницы не уступали богатырям в ратном деле, а в некоторых случаях даже превосходили их в поединках.
Женщины-богатырши: 8 самых известных русских дев-воительниц
Рассказываем о самых популярных богатыршах из русского фольклора.
1. Василиса Микулишна и непутевый муж
Где упоминается: «Про прекрасную Василису Микулишну», «Ставр Годинович».
Чета Микулишных — самая известная среди поляниц. Василиса своей силой, умом и скромностью являлась завидной невестой. В одной из былин ее муж Ставр Годинович хвастает достоинствами своей жены перед князем Владимиром:
У нее под косой светлый месяц блестит, у нее брови черней соболя, очи у нее ясного сокола!
А умнее ее на Руси человека нет! Она всех вас кругом пальца обовьет, тебя, князь, и то с ума сведет.
Князь такой дерзости терпеть не привык и бросил своего подданного в темницу. Тут-то и выходит на первый план Василиса Микулишна, которая в деле вызволения мужа из темницы проявила смекалку, силу и проворство. Владимир воспринял слова Ставра как вызов и стал ждать, как Василиса «обведет всех вокруг пальца».
После пленения своего супруга, она отрезала свои русые косы и приказала принести ей мужские одежды татар. После этого она на коне поскакала к Киеву:
И не поверит, что это женщина,- скачет по полю молодой богатырь.
В городе она представилась ордынским послом, который приехал за данью. В былине Василиса из лука разносила в щепки вековые дубы, обыгрывала князя Владимира в шахматы и все-таки добилась своего — вызволила мужа. Тот первым делом спросил, где ее красивые косы, на что она справедливо возразила:
Косами русыми, мой любимый муж, я тебя из погреба вытащила!
2. Неуязвимая Настасья Микулишна
Где упоминается: «Добрыня и змей», «Женитьба Добрыни» («Добрыня и Настасья»), «Неудавшаяся женитьба Алеши Поповича».
Другой интересный персонаж русских былин — Настасья Микулишна, сестра Василисы. Что интересно, в народных сказаниях всегда подчеркивалась ее «чужеродность» русскому. Ее домом часто становились «Хоробрая Литва», «Лихоимская страна», «Лячкая земля» и прочие места, в эпосе противостоявшие Святой Руси. В фольклоре она присутствует в двух вариациях:
- Поляница обычных размеров, которую Добрыня случайно принимает за мужчину.
- Исполинская поляница, которую Добрыня встретил после боя со Змеем Горынычем.
В первом варианте боя между Добрыней и Настасьей не состоялось: какая-то сила удерживала богатыря от драки. Во втором случае битва была, но условная:
Ехал он не путем, не дорогою,
Нагнал поляницу — богатыршу удалую.
Ударил Добрыня ей палицей в буйну голову,
Поляница назад не оглянется.
Думает Добрыня думу крепкую:
— Или нет у Добрыни силы по-старому?
Или нет у него хватки по-прежнему?
Закомплексовавший было воин сразу побежал к дубу, который ударом палицы разнес в щепки. После этой проверки он вернулся и снова попробовал напасть на Настасью. Ударив ее по голове, он получил следующую реплику:
Я думала, меня комарики покусывают,
А это русский богатырь пощелкивает.
Но дело закончилось добром, потому что великодушная Настасья предоставила Добрыне выбор: либо драться насмерть, либо под венец. Известный воитель, не будь он дураком, выбрал второе. Так и сыграли свадьбу.
3. Марья Моревна и Кощей Порабощенный
Где упоминается: «Золотой конь», «Иван-царевич и Марья Моревна», «Марья Моревна», «Про Кощея, Ивана-царевича и Марью Моревну».
Марья Моревна в русском эпосе представлена по-разному. Ей одинаково свойственны роли королев, поляниц и колдуний. В некоторых случаях она совмещает эти роли одновременно. Например, в былине «Иван-царевич и Марья Моревна».
Там Иван-царевич — тоже известный в фольклоре персонаж — застал ее на поле битвы. Она в одиночку побила «великое войско», и этот факт впечатлил доброго молодца. Они друг другу сразу приглянулись и вскоре обвенчались. Марья Моревна забрала царевича в свое королевство и, когда отправилась на очередную войну, строго-настрого запретила своему жениху заглядывать в кладовку:
Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не моги заглядывать!
Иван-царевич совета ослушался. В чулане он обнаружил ни много ни мало Кощея Бессмертного, которого Марья Моревна заколдовала и посадила на 12 цепей. Хитростью и обманом Кощей провел несмышленого молодца: он упросил того дать ему три ведра воды, после которых набрался сил и разорвал свои оковы.
Не будем пересказывать тебе былину полностью. Скажем только, что в итоге Марья Моревна выходит из ситуации победительницей: Кощей пущен по ветру, а его личный конь угнан в личное владение воительницы.
4. Дочь Ильи Муромца и семейная трагедия
Где упоминается: «Илья Муромец и дочь его».
Другой достойный упоминания персонаж появился в былине «Илья Муромец и дочь его». Среди других она выделяется своей жестокостью и суровой моралью.
Не только Илья Муромец, но и дочь его славится силушкой богатырской. По сюжету былины девушка-воительница появляется рядом с богатырской заставой. Когда она проезжала мимо богатырей, то насмехалась над ними и приглашала к бою.
На заставе в то время в охране проводили 12 богатырей, среди которых были Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и другие известные богатыри. На границе объявилась поляница, которая звала всех драться. В случае, если бы ей не нашлось достойного противника, она грозила отрезать голову князю Владимиру, сжечь церкви и разорить Киев. По очереди сблизившись, богатыри сразу поняли, что шутки с ней плохи:
Ай кидает она палицу булатнюю
Ай под облаку да под ходячую,
На добром коне она разъезжая,
Ай одною рукой палицу подхватывает,
Как пером-то лебединым поигрывает,
Ай так эту палицу булатную подкидывает.
Тогда Илья Муромец предложил богатырям сразиться с поляницей, но те отказались, увидив ее удаль. Поляница напугала богатырей. В итоге драться с ней отважился только Илья Муромец. Богатырь сам вступил с воительницей в бой. Долго бились они и палицами, и копьями, и врукопашную. В тяжелой схватке сложно было выявить победителя, и русский богатырь понял: перед ним его родная дочь.
Выяснилось, что в одном из военных походов воин три года жил у вдовы, которая выносила его ребенка. Он с ходу стал целовать дочь, и драка завершилась. В полянице богатырь признал родную кровь и отпустил девушку. Казалось бы, история должна закончиться счастливо. Однако нет — мы же писали, что былина жестокая?
Дело в том, что брак был незаконный и поляница восприняла это как оскорбление. Ночью она вернулась, чтобы убить спящего отца. Илью Муромца она назвала «старым казаком» и попыталась его убить. Неудачно. Этого богатырь дочери не простил и убил ее, разорвал надвое. При этом он одну часть скормил волкам, а другую — воронам.
А он надвое да ее поразорвал,
Ай рубил он поляницу по мелким кускам.
Так и закончилась жизнь удалой богатырши. Справедливости ради стоит сказать, что в былине ее славу воспевали из века в век.
5. Настасья Окульевна
Где упоминается: «Сказания о богатыре Михайло Потыке».
Согласно сюжету сказания, Настасья Окульевна — богатырша, которая спасла Михайло Потыку, когда тот бросился на поиски изменницы жены, которая в его отсутствие сбежала к некому царю.
По всей видимости, жена его была ведьмой и готовила для нерадивого возлюбленного смертельные ловушки. А вот Настасья Окульевна, сестра царя, помешала планам Авдотьи Лебеди белой (по другим данным, Марьи):
Как этая Настасья тут Окульевна
Скорым-скоро бежала в кузницу,
Взимала она клещи там железные,
Отдирала от стены городовые
А молода Михайлушку Потыка.
Красавица-девица излечила богатыря, и вместе они, Настасья Окульевна и Михайло Потыка, победили злодеев и стали жить да поживать и править царством.
6. Настасья Королевична
Где упоминается: «Дунай Иванович и королевна», «Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем», «Дунай Иванович — сват».
Богатырша Настасья Королевична — это жена Дуная Ивановича, судьба которого по сюжету былин довольно трагична. Встретил богатырь девицу, когда отправился в Литву сватать князю Владимиру королевну Апраксью. Но отец не собирался отдавать дочь сватам, поэтому ее увезли против воли. За «добывшими невесту» отправилась сестра Апраксьи — Настасья Королевична:
Она ехала в погоню по чисту полю,
А скакала на коне богатырскоем
Да по славну раздолью чисту полю;
По целой версты конь поскакивал,
По колен он в земелюшку угрязывал,
Он с земелюшки ножки выхватывал,
По сенной купны он земелики вывертывал,
За три выстрелы камешки откидывал.
Дунай Иванович вступил с богатыршей в поединок и, как это часто бывает, сделал ей предложение, восхитившись ее силой. А Настасья Королевична приняла его.
Так в Киеве отпраздновали две свадьбы. Но не долго прожил Дунай Иванович с молодой женой. Однажды, когда он похвастался своей удалью, жена отметила, что она ничем не хуже, что задело богатыря. Тогда Дунай Иванович предложил поединок, в ходе которого они должны были попасть поочередно в серебреное кольцо на голове у соперника. Настасья Королевична попала, а вот Дунай промахнулся и убил жену.
Когда Дунай узнал, что богатырша носила его ребенка, он от горя вонзил в себя копье. По легенде, от его крови родилась Дунай-река, а от крови Настасьи Королевичны — река Непра.
7. Богатырша Савишна
Где упоминается: «Про Илью Муромца и Тугарина».
Помимо случая с безымянной дочерью, Илья Муромец нередко еще встречал поляниц на своем пути. И, как полагается, знакомился с ними в поединке. Одной из них была жена богатыря поляница Савишна.
Дважды Илье Муромцу удалось избежать боя с Савишной, а на третий поединок произошел, и богатырша потерпела поражение. Тогда она разоблачилась, и Илья Муромец, увидев ее красоту, решил жениться на воительнице. Брак в скором времени состоялся.
Но вот домашние хлопоты не очень увлекали поляницу, ее страсть была к оружию и лихим коням. Так, в одном из вариантов былины «Про Илью Муромца и Тугарина» богатырша Савишна, переодевшись в платье мужа, спасает Киев от Тугарина Змея.
8. Златыгорка
Где упоминается: «Илья Муромец и Сокольник».
По одной из версий, Златыгорка родила вне брака Илье Муромцу богатыря, которого звали Сокольник. Он знал, кто его отец, и отправился его разыскивать, чтобы отомстить. Как мы рассказали, по другой версии, у Ильи Муромца родилась внебрачная дочь, так же разыскивавшая отца для мести.
А по другой версии, которую мы рассказали выше, богатыша Златыгорка родила Илье Муромцу дочь, имя которой осталось неизвестно. Мотив героини при этом остался тот же — месть за незаконный брак с матерью.
Читай также:
- Русский Джокер: как в российской культуре изображались злодеи
- Что такое мономиф или как выглядит путь тысячеликого героя
- Простое объяснение древних легенд: 7 мифических персонажей, тайны которых удалось раскрыть ученым
Всем с детства знакомы герои русских сказок Илья Муромец, Алеша Попович, Святогор, Добрыня Никитич и Никита Кожемяка. Мы привыкли, что богатыри обладают необычайной физической силой и могут в одиночку сразить целое войско. Однако мало кто знает, что в былинах и сказках были и богатырши, которые не боялись воевать с мужчинами и даже побеждали их в честном бою. Откуда эти девы-воительницы взялись в русском фольклоре, чем они знамениты, как складывалась их судьба и существовали ли на самом деле русские амазонки — «Лента.ру» спросила у профессора Института славянской культуры Российского государственного университета имени Косыгина, фольклориста и этнографа Варвары Добровольской.
Как богатырши появились в русских былинах?
Добровольская: Начнем с того, что воительницы — в русской традиции их еще называют «поленицы» или «поляницы», то есть женщины, которые ездят в поле сражаться, — есть во всей мифологической системе. Например, валькирии или амазонки. Со временем мифы разрушались, определенным образом эволюционировали, формировались другие жанры. С разрушением мифологической системы эти образы попадали в былинный и в сказочный эпос.
В любой традиционной культуре существует некая норма, то есть любой человек должен вести себя определенным образом и выполнять определенные функции. А сказочный мир создается именно появлением персонажа, который не подчиняется этим декларируемым нормам. Например, в русских сказках есть лежащий на печи. Ни один нормальный человек на печи постоянно лежать не должен. Любой человек должен что-то делать, а не только лежать на печи и золу перебирать. То есть этот герой как бы не соответствует неким представлениям о норме. Человек должен стричься, мыться и сопли подтирать, а такой герой, как Неумойка, который за собой не следит и 12 лет в таком облике живет, выходит за рамки.
И с девами-воительницами примерно то же самое. Женщина не должна быть воительницей по определению. А тот факт, что женщина совершает какие-то неженские поступки, — это уже знак сказочного мира.
Какие они — богатырши в русских былинах? Они рождались сильными или как-то волшебным образом обретали свою силу?
Нигде не сказано, что богатырши как-то получали свою силу, в отличие от героев мужского пола. Герой может выпить «сильной воды», его могут наградить этой силой каким-то волшебством, а героиня всегда изначально богатырша.
Причем в случае с богатыршами речь идет только о физической силе, не о волшебной. Есть и другой пласт героинь, которые попадают в категорию таких чудесных женщин, — например, Марья-искусница. Они могут быть волшебницами, которых надо победить именно в колдовстве. Такие героини тоже есть, но их существенно меньше.
Картина Николая Рериха «Настасья Микулишна»
Какое у них обычно происхождение — высокое или низкое?
Происхождения они обычно высокого: это чаще всего образ княжеской или царской дочери, королевны, Царь-девицы. Кроме того, как правило, это дочери какого-то заморского царя, который сам по себе в сюжете не появляется.
Что отличает былинных богатырш от амазонок и дев-воительниц в других культурах?
В мифах мы обычно имеем некую систему, в которую тот или иной персонаж вписан. То есть мы знаем, откуда он появился, как существует, где живет и так далее. В мифах у любого персонажа есть место обитания и социальная система общества, в которой он функционирует. Если мы говорим об амазонках, то это страна, в которой есть определенная царица, там действуют определенные правила жизни, и все в этом духе.
А когда мы говорим о былинах и сказках, — это некий условный мир. В них даже имена героев и героинь условны, поэтому чаще всего мы их определяем по сюжетам. Сюжет может разворачиваться в каком-то царстве, например, в девичьем царстве, но мы о нем в любом случае будем знать примерно то же, что о тридевятом или тридесятом царстве. Иными словами, это всегда такая условная система, которая существует только так, как мы можем ее себе представлять.
То есть в сказках это придуманное царство, а в мифах это всегда апелляция к реальности. Так было всегда. Мифы — это некое реальное пространство, вписанное в систему реального мира. Просто оно может быть далеко.
Какие самые известные богатырши в русском фольклоре и что о них известно? С детства, наверное, все знают только про жену Ставра Годиновича Василису Микулишну — по старому советскому мультику. Но ведь есть и другие?
Да, Василиса Микулишна как раз самый известный персонаж среди богатырш. Хотя она не была прямой богатыршей. Она была женщиной умной в первую очередь и владела определенными навыками воинского искусства: умела стрелять из лука и обладала несвойственной женщине ловкостью. В тех вариантах, где она вступает в бой, она побеждает не силой, а ловкостью. Поэтому она вряд ли может считаться богатыршей в прямом смысле этого слова.
Кадр из мультфильма «Василиса Микулишна»
Есть еще один образ — женщина в мужской одежде. Сегодня мы его знаем по мультфильму «Мулан», а вообще это довольно распространенный сюжет о девушке, которая переодевается в мужское платье и идет воевать. И здесь речь идет, безусловно, о девушке-воине — неважно, богатырша она или нет, но о воине, который скрывает свое женское естество. И если в русских традициях она остается женщиной, то в западно-славянских традициях есть варианты, когда она с помощью колдовства меняет пол и превращается в юношу, тем самым приходя к норме «мужчина-воин».
А вообще помимо Василисы Микулишны, которую вы назвали, богатырш не очень много и в былинах, и в сказках. Есть так называемые герои второго ряда (второстепенные персонажи — прим. «Ленты.ру») в былинах, и они периодически соприкасаются с женщинами-воительницами. Это могут быть, например, сестры царевен, княжон или боярышень, которых сватают за князя Владимира. Их сестры в этих сюжетах как бы мешают взять их в княжеский терем, в результате чего происходит битва героя с богатыршей (имеется в виду былина о богатыре Дунае Ивановиче и о Настасье Королевичне, сестре невесты князя Владимира Апраксы, которая решила помешать их свадьбе — прим. «Ленты.ру»).
Эта Настасья Королевична
Узнала про сестрицу свою родную,
Увезли у ней сестрицу на Святую Русь,
Не влюби у них брали богатыри;
Она ехала в погоню по чисту полю,
А скакала на кони богатырскоем
Да по славну роздолью чисту полю;
По целой версты конь поскакивал…
Обычно былинную богатыршу или побеждают, или убивают. Возьмем, например, Настасью-богатыршу, на которую замахиваются, пронзают, и она течет потом Настасьей-рекой.
Становил-то он свою да саблю вострую,
Говорил Дунай да таковы слова:
— Наперед-то протекла река Настасьина,
А другая протеки река Дунаева!
Фрагмент иллюстрации Николая Каразина «Дунай Иванович и Настасья»
Но чаще богатырши все-таки появляются в сказках. Там есть целый пласт таких героинь, как Марья Моревна или Царь-девица. Они заведомо равны богатырям, и только в определенных случаях могут быть побеждены ими. И, собственно, победа над ними — это как бы некая победа над девичеством, потому что только невинность героини позволяет ей быть богатыршей. Как только она вступает в сексуальный контакт с героем, она становится обычной женщиной, и ей начинает угрожать такая же опасность, как и любой другой героине.
Хотя есть еще сказка «Слепой и безногий». В ней некий слуга царевича помогает ему сосватать героиню, пройдя все ее испытания за него. Сюжет очень близок к «Песне о Нибелунгах» (знаменитый немецкий эпос, основанный на сюжете о женитьбе легендарного драконоборца Зигфрида на бургундской принцессе Кримхильде — прим. «Ленты.ру») — герой хитростью получает в жены богатыршу, а та потом наказывает его и своего мужа за обман. В «Песне о Нибелунгах» это сватовство Гунтера к Брюнхильде, которую он должен был победить в бою. Сражался за него Зигфрид — он надел плащ-невидимку и действовал как бы от лица Гунтера, пока тот только руками размахивал.
То есть богатырши выходили замуж не только за богатырей, но и за всяких царевичей, получается?
Здесь очень странная история, потому что, конечно, богатырша ищет себе равного по силе мужчину. Еще лучше — даже не равного, а того, кто будет сильнее. И чаще всего замужество происходит именно тогда, когда герой честно или не совсем честно побеждает героиню, как в «Слепом и безногом». Плюс иногда бывают случаи как с Марьей Моревной, когда герой слабее. Там действительно произошел брак по любви: они поженились, он поселился в ее дворце и прекрасно себя там чувствовал, а она продолжала некоторое время ездить в поля воевать.
Иллюстрация Бориса Зворыкина «Кощей Бессмертный похищает Марью Моревну»
И вот однажды он в ее отсутствие открыл погреб, увидел там Кощея и, будучи человеком добрым, напоил его водой. Кощей набрался сил, выбрался и утащил Марью Моревну — в отместку за то, что она его заточила. Дать ему отпор она не смогла, потому что уже потеряла часть силы после замужества.
— Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кощей Бессмертный. — Теперь тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих!
И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.
А Иван-царевич горько-горько заплакал…
Сказка «Марья Моревна» в изложении Александра Афанасьева из сборника «Народные русские сказки»
Но чаще всего, конечно, богатырша выходит замуж за того, кто сильнее или хотя бы равен ей в силе. Тут речь идет про равноценные партнерские отношения.
А злодейки были среди этих воительниц?
Женщины эти, прямо скажем, вообще не добрые персонажи. Они на равных с мужчинами сражаются и на равных могут убить. Есть тексты, в которых описано, как к богатырше сватаются женихи, и тем, кого побеждает, она отрубает голову и надевает на тын. И вот одна тычина в этом заборе свободна и как бы ждет героя этой сказки. Спасает его от казни только помощник.
Хотя потом, после замужества, они могут быть вполне нормальными женщинами. А те героини, которые узнают, что их победил не сам герой — не сильнейший, а хитрейший, — очень злобно себя ведут в конце сказки. Тому помощнику, который помог ее завоевать, она отрубает ноги, а собственного мужа отправляет свиней пасти.
А если брак был удачным, богатырши становились обычными женами? Или они так и продолжали после свадьбы ходить с мужьями воевать?
В русских былинах и сказках я такого не знаю. Чаще они выходили замуж, отдавали часть своей силы мужчине и продолжали жить обычной жизнью.
Добрыня Никитич встречает поленицу Настасью Микулишну. Иллюстрация из книги «Русские народные былины»
Это понимание обычной жизни в противовес образу женщины-воительницы как-то характеризует положение женщины на Руси?
О матриархате эти героини былин и сказок точно не говорят, потому что сам вопрос матриархата достаточно спорный. Неизвестно, был ли он вообще. На самом деле роль женщины в русской традиции — это совсем не та мифическая роль угнетаемой стороны, которую ей придумали. В действительности женщина на Руси имела очень большие права, в ряде случаев у нее даже было право голоса, а в определенные эпохи женщина вообще занимала очень значимое место в традиции.
Просто надо понимать, что если все вокруг воюют, довольно странно ожидать, что женщина будет занимать главенствующее место. При этом в истории женщины-правительницы периодически появлялись, начиная с княгини Ольги и заканчивая матушками-императрицами, которые в свое время управляли государством. То есть особым гонениям женщины на Руси не подвергались. Конечно, они были слабее, поэтому людям хотелось, чтобы в каких-то случаях существовал некий миф о ее силе. Да, женщина не обладала гражданскими правами, но у нее были большие семейные права. Всегда хочется некоего отступления от нормы.