Рассказ о женщинах богатырях

Девицы-поляницы


Слово “поляница” произошло от глагола “поляковать”, что означает ездить в поле и бороться с воинами. Женщины-воительницы — умелые наездницы, отлично стреляют из лука и в бою не уступают мужчинам. Только победив в честном сражении поляницу, воин-богатырь мог взять её в жёны.


Исследователи спорят об истинном происхождении дев-воительниц. Несмотря на то что само слова “поляница” славянское, существуют различные гипотезы, откуда в русских былинах могли появиться богатырши. Так, филолог-русист Д.М. Балашов пишет, что “Это — степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем, — жёны богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц — „поляницы“ — славянское. По-видимому, надо признать женщин-поляниц сарматскими конными воительницами, а наличие славянского названия их означает, что представления о поляницах утвердились в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова „богатырь“, название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытия они уже исчезли”.

Кто же из поляниц наиболее известен и какова их девичье-боевая история?

Настасья Окульевна


Настасья Окульевна — сестра вероломного царя из сказания о богатыре Михайло Потыке.


Михайло Иванович Потык, или Поток — красавец и змееборец. Был женат Михайло на Марье Лебеди белой. Но судьба этой пары в разных сказаниях разная — в некоторых былинах звали жену не Марья, а Авдотья, и была она верная мужу всю свою жизнь. А в некоторых сказаниях жена носила имя Марья и была хитра, неверна и вероломна. Именно в последнем варианте и встречается герою поляница Настасья Окульевна.

Изображение с сайта 
kipariss.spb.ru


Пока богатырь нёс службу и боролся с врагами, защищая Русь-матушку, его жена стала возлюбленной царя. Покинула супруга своего мужа, да убегая, оставила для своего Михайло опасные и хитрые ловушки. Богатырь стремился догнать беглянку и страдал от коварства своей жены:  вкушал сонное зелье, падал в глубокую яму и даже был обращён в горюч-камень. Опоив своего мужа, неверная супруга хотела, чтобы царь убил Михайло сонным, однако владыка отказался от такого подлого поступка. Тогда Марья распяла мужа на каменной стене, забив четыре гвоздя в его тело, и оставила умирать. Тут-то и нашла истекающего кровью богатыря сестра царя — Настасья Окульевна. Девица спасает богатыря, предварительно заручившись тем, что он возьмёт её замуж:

Как этая Настасья тут Окульевна

Скорым‑скоро бежала в кузницу,

Взимала она клещи там железные,

Отдирала от стены городовыи

А молода Михайлушку Потыка,

Взимала там она с тюрьмы грешника,

На место да прибила на стену городовую,

Где висел Михайлушка Потык тот,

А утащила тут Михайлушку Потыка

В особой‑то покой да в потайныи.

Как взяла она снадобей здравыих,

Скорым‑скоро излечила тут Михайлушку.


Излечив богатыря, снабдила Настасья Михайло латами, кольчугой, саблею и палицей да добрым конём. Прибыл Потык в царские палаты, а жена его снова попыталась обмануть и опоить отравленным вином. Да только Настасья Окульевна не позволила этого сделать — оттолкнула чарку от руки богатыря. Понял тогда Михайло истинную сущность своей жены и “ отсек‑то Марье буйну голову”, а потом и царя лишил головы.

Как скоро взял Настасью Окульевну,

А взял он ведь ю за себя замуж;

Пошли оны во церковь во Божию,

Как приняли оны тут златы венцы.

Придался тут Михайлушко на царство‑то,

А стал‑то тут Михайлушко царить‑то‑жить

А лучше‑то он старого да лучше прежнего.

Большая книга славянских мифов

Большая книга славянских мифов

Эта книга станет прекрасным подарком для всех тех, кто очарован духом старины и легендарного прошлого, стремится разгадать тайны родной земли и понять, чем жили и дышали наши далекие предки. Кому покровительствует Жива? Где искать страфиль-птицу? Как задобрить кикимору? И стоит ли бояться недоли? Ответы на эти и многие другие вопросы — в красочном путеводителе по верованиям, мифам и преданиям древних славян.

Купить

Настасья Королевична


Настасья Королевична — жена русского богатыря Дуная Ивановича. Отличительной особенностью этой пары богатырей стала их трагическая история любви.


Богатырь Дунай по приказу князя Владимира отправился в Литву сватать для него королевну Опраксью. Отец королевны, король Данила Манойлович, не захотел отдавать свою дочь, да только богатыри решили без невесты не возвращаться. Спросил Дунай у Опраксьи, хочет ли замуж она за Владимира — и, о чудо, оказалось, что девица об этом мечтает уже три года. Собрался богатырь, взял с собой королевичну и уехал. Да только обо всём этом “ладном сговоре” не знала сестра Опраксьи — Настасья — гордая поляница, и поспешила воительница спасать девицу от насильной свадьбы:

Она ехала в погоню по чисту полю,

А скакала на кони богатырскоём

Да по славну роздолью чисту полю;

По целой версты конь поскакивал,

По колен он в земелюшку угрязывал,

Он с земелюшки ножки выхватывал,

По сенной купны он земелики вывертывал,

За три выстрелы камешки откидывал.

Не путём она едет, не дороженкой,

Она ехала роздольицем чистым полем.


Богатырь, желая защитить княжескую “невесту-добычу”, вступил в бой с поляницей. И, как водилось и в других сказаниях, поединок этот закончился предложением руки и сердца, которое приняла храбрая поляница.

Сыграли в Киеве две свадьбы сразу:

Во божьей церквы повенчалися,

Принимали-то оны золоты венцы,

Они заповедь великую покладали:

А что жить-то им быть, век коротати.


После свадьбы стал Дунай хвалиться своей силой да ловкостью, мол нет сильнее да лучше его на белом свете. Слушала его жена, слушала и возразила:

— Свет ты здержавушка любимая,

Тихия Дунаюшко Иванович!

А нечем-то ведь я да не хуже тобя:

Сила моя есть побольше твоей,

А ухваточка моя удалее тобя.


Не понравились такие речи богатырю и предложил он жене своей побороться. Должны были супруги разойтись в разные стороны и стрелять из лука в серебряное кольцо на голове друг у друга. Выстрелила Настасья трижды в мужа — и все три раза стрела её попала точно в колечко. Настала теперь очередь мужа, да только чувствует поляница, что добром это не кончится:

— Ай же тихия Дунаюшко Иванович,

Ты меня прости во женской глупости.

А и по поясу вкопай меня в сыру землю,

А ‘ще бей-ко ты меня да и по нагу телу,

А прости меня во глупости во женскою,

Не стреляй-ко ты из луку из розрывчата,

Не спущай-ко стрелочки каленыя

По тому ты по острёю по ножовому

Да и во то колечко во серебряно.

А и теперь-то ты, Дунаюшко, хмельнёшенек,

А и теперь, Дунаюшко, пьянешенек,

А убьешь меня ту, молоду жену,

А и ты сделать две головки безповинныих.

У меня с тобой во чреве есть чадо посеяно.


Но не стал слушать муж речи супруги и пустил свою стрелу. Попала стрела прямо в грудь Настасье. Понял Дунай, что наделал, да поздно уже было — убил он не только жену свою молодую, но и ребёнка, которого она под сердцем носила:

Становил-то он свою да саблю вострую,

Говорил Дунай да таковы слова:

— Наперед-то протекла река Настасьина,

А другая протеки река Дунаева!


И зарубил себя саблей богатырь. А от крови его протекла река Дунай, а от крови Настасьи Королевичны — река Непра.

Дочь Ильи Муромца


Дочь Ильи Муромца — безымянная поляница, посягнувшая на жизнь своего отца, упоминается в былине “Илья Муромец и дочь его”.


Стояли двенадцать святорусских богатырей на московской заставе, хораняли они землю русскую. Никто не смел подъехать к ним, ворон мимо не пролетал, волк мимо не пробегал. Как вдруг появилась неизвестная дева-поляница:

Едет поляничища удалая,

Ай уда́ла поляничища великая,

Конь под нёю как сильня́ гора,

Поляница на кони будто́ сенна́ копна,

У ней шапочка надета на головушку

Ай пушистая сама завесиста,

Спереду-то не видать личка́ румяного

И сзаду́ не видеть шеи белоей.

Ёна ехала собака, насмеялася,

Не сказала божьёй помочи бога́тырям,

Ена едет прямоезжею дорожкой к стольнё-Киеву.


Решили богатыри подъехать к полянице да бороться с ней, силушку свою испробовать. Подъехал было к девице Алёша Григорьевич — да испугался и не стал бороться. Подъехал было к воительнице Добрыня Никитич — да тоже испугался и не испробовал силушку богатырскую.  Тем временем загадочная поляница ведёт себя очень дерзко:

Ёна едет-то ко городу ко Киеву,

Ёна кличет-выкликает поединщика,

Супротив собя да супротивника,

Из чиста́ поля да и наездника,

Поляница говорит да таковы слова:

«Как Владымир князь-от стольнё-киевской

Как не дает мне-ка он да супротивника,

Из чиста́ поля да и наездника,

А й приеду я тогда во славной стольний Киев-град,

Розорю-то славный стольний Киев-град,

А я чернедь мужичков-тых всих повырублю

А божьи церквы я все на дым спущу,

Самому князю Владымиру я голову́ срублю

Со Опраксиёй да с королевичной!


Решает тогда старый казак Илья Муромец, что нужно самому отправляться в поединок с девицей. А поляница храбрая да удалая:

И она ездит поляница по чисту́ полю

На добро́м кони на богатырскоём,

Она шуточки-ты шутит не великии,

Ай кидает она палицу булатнюю

Ай под облаку да под ходячую,

На добро́м кони она да ведь подъезживат,

Ай одною ру́кой палицу подхватыват,

Как пером-то лебединыим поигрыват,

Ай так эту палицу булатнюю покидыват.


Стали богатырь да богарша бится во всю свою силу, да только не смогли друг друга ни ранить, ни с коня скинуть. Начали воины тогда в рукопашную биться. И вот Илья Муромец стал побеждать, занёс он руку над поляницей, но случилось с ним что-то: рука его остановилась и глаза помутились, стал он выспрашивать у воительницы, как звать её и из какой она семьи. Трижды задавал свой вопрос богатырь и лишь на третий раз получил он ответ:

— Есть я родом из земли да из Тальянскою,

У меня есть родна матушка честна́ вдова,

Да честна́ вдова она колачница,

Ко́лачи пекла да тым меня воспи́тала

Ай до полнаго да ведь до возрасту;

Тогда стала я иметь в плечах да силушку великую,

Избирала мне-ка матушка добра́ коня,

Ай добра́ коня да богатырскаго,

И отпустила ме́ня ехать на святую Русь

Поискать соби да родна батюшка,

Поотведать мне да роду племени.


Услышав такие речи, Илья Муромец поднял девицу с земли, начал обнимать и целовать её — оказалось, что служил он три года “у короля тальянского” и жил у честной вдовы, а поляница перед ним — никто иная, как дочь его. Разъехались воины друг от друга, а девица думу думает — оскорбил он и мать её, и саму её, ведь не в законном браке она появилась. Решила дочь убить своего отца-богатыря. Напала она на шатёр, где спал Илья Муромец, начала всё кругом крушить и бить со всей своей богатырской силы. Как очнулся Илья, начал противится своей дочери и убил её. Да не просто убил, а изрубил на части, да скормил серым волкам и чёрным воронам.

Василиса Микулишна


Василиса Микулишна — старшая дочь русского богатыря Микулы Селяниновича, ставшая супругой боярина Ставра Годиновича из Чернигова-града, упоминается в былинах “Про прекрасную Василису Микулишну” и “Ставр Годинович”.


На пиру “у ласкова князя Владимира” боярин “по имени Ставер, сын Годенович” хвалится перед князем своими богатствами. И среди прочих своих драгоценностей называет и собственную жену:

Во третьем терему – молодая жена,

Молодая Василиса, дочь Микулишна.

У ней белое лицо ровно белый снег,

Ягодицы ровно маковицы,

Черные брови черна соболя,

Ясные очи ясна сокола,

Ретивым она сердцем хитра-мудра.


Такие речи не пришлись по сердцу другим боярам да князю, схватили боярина и посадили в земляной погреб, а за прекрасной Василисой послали богатырей Алёшу Поповича и Добрыню Никитича.



Узнав о приключившейся беде, молодая Василиса отстригает свои длинные волосы, переодевается в мужское платье, называет себя “Василий сын Васильевич” и едет в компании всадников в Киев-град. На пути встречаются ей богатыри, которые рассказывают про свою нечестную миссию. Представившись послом Василисы Микулишны, Василий Васильевич заставляет повернуть богатырей обратно и вместе с ними едет к князю Владимиру.


Владимир принимает у себя посла и ничего не подозревает, пока княгиня Апраксия не обращает внимание на то, что перед ним женщина, а не Василий:

— Гой еси, ласковый Владимир-князь!

Это не Василий сын Васильевич,

Эта Василиса ровно дочь Микулишна;

По полу она идет тихошенько,

На лавку садится – коленцы жмет.


Тогда князь Владимир решает проверить личность человека перед ним и испытывает Василису-Василия. Сначала князь приказывает затопить баню для гостя, однако посол успевает помыться до прихода Владимира. Потчует князь своего гостя разными кушаньями, вином и играет с ним в карты, а затем предлагает послу побороться со своими богатырями. Но в бою гость побеждает и Алёшу Поповича, и Добрыню Никитича. Справившись с сильными богатырями, посол требует князя отпустить Ставра из погреба. Сажает Василий-Василиса своего супруга на коня и уезжает с ним обратно во Чернигов-град.

Настасья Микулишна


Настасья Микулишна, или Настасьюшка Никулична — младшая дочь богатыря Микулы Селяниновича, ставшая супругой Добрыни Никитича, упоминается в былинах «Добрыня и змей»; «Женитьба Добрыни»; «Неудавшаяся женитьба Алёши Поповича».


Ехал как-то после трудов своих праведных (после сражения со Змеем Горынычем во имя освобождения Забавы Путятичны) Добрыня Никитич поляковать:

Ехал он не путём, не дорогою,

Нагнал поляницу — богатыршу удалую.

Ударил Добрыня палицей ей в буйну голову,

Поляница назад не оглянется.


Удивился богатырь, решил, что растерял свои силы, поехал к дубу столетнему — на нём силу свою проверить: “Расшиб тот дуб на щепочки”. Вернулся богатырь в поле и снова напал на поляницу, и снова не обернулась она. Поехал тогда Добрыня к другому столетнему дубу, толще предыдущего, и снова разнёс дерево в щепки.

Догнал Добрыня поляницу, богатыршу удалую,

Ударил поляницу булатной палицей,

Да ударил её в буйну голову.

Поляница тут назад приоглянется,

Говорила поляница таковы слова:

— Я думала то комарики покусывают,

А это могучий русский богатырь пощёлкивает.

Хватила она Добрыню за жёлты кудри,

Говорила ему другие слова:

— Ай же ты, удалой добрый молодец!

Хочешь биться со мной — не сносить тебе головы,

А не хочешь биться — давай свадьбу играть,

Стану тебе женою законною.


На том и порешили. Опустил Добрыня свою палицу и поехал вместе с Настасьей Микулишной “ко граду ко Киеву”, где стали супругами законными:

Было тут в Киеве на три дня пирование,

В честь добрыниной свадебки,

В честь возвращенья Забавы Путятичны.


Через некоторое время послал князь Владимир Добрыню Никитича на заставу — нести свою службу, охранять Русь-матушку от вражеских набегов. Долго шла служба, целых двенадцать лет — и всё это время Настасья Микулишна ждала своего супруга. Да только приглянулась поляница другому богатырю — Алёше Поповичу, который начал свататься к воительнице. Спустя шесть лет с момента отъезда Добрыни из дома привёз Алёша Попович весть о смерти богатыря, а ещё через шесть лет приехал вместе с князем и княгиней, чтобы принудить поляницу к браку — «не хотою взяли — неволею».


На счастье Настасьи узнал о грядущей нечестной свадьбе супруг её и успел вовремя воротиться. Воздал по “заслугам” Алёше Поповичу, отвоевал свою жену законную и вернулся в терем белокаменный:

Да и стали жить с Настасьей Микулишной,

Уж и стали жить да лучше прежнего.


#ADVERTISING_INSERT#

Женщины-богатырши в русских былинах

Образ дев-воительниц — популярный сюжет в мировой литературе. Амазонки, валькирии, женщины-гладиаторы в Древнем Риме и русские «поляницы» — богатырши. Само слово произошло от глагола «поляковать» — ездить в поле на ратное дело, искать воинов и вступать с ними в поединки.

Женщины-богатырши в русских былинах, фото № 1

Василиса Микулишна

Женщины-богатырши в русских былинах, фото № 2

Богатыршей была дочь Микулы Селяниновича Василиса, которая стала женой боярина Ставра Годиновича из земли Ляховицкой, Чернигова-града. На пиру у князя Владимира боярин хвалился перед гостями своей супругой:

Во третьем терему — молодая жена,
Молодая Василиса, дочь Никулишна.
У ней белое лицо ровно белый снег,
Ягодицы ровно маковицы,
Черные брови черна соболя,
Ясные очи ясна сокола,
Ретивым она сердцем хитра-мудра.

По совету завистливых бояр князь Владимир посадил Ставра в земляной погреб, а за чудной Василисой отправил богатырей Алешу Поповича и Добрыню Никитича. Узнав о насмешках и беде, случившейся с мужем, Василиса Микулишна отстригла русые косы, переоделась добрым молодцем и отправилась в компании с 50 всадниками в стольный Киев-град. По дороге встретила богатырей-посланников Владимира и, представившись грозным послом Василисы Микулишны Василием Васильевичем, развернула столичных гонцов.

Князь устроил молодцу честной прием, но княгиня Апраксия заметила, что под мужским именем скрывается женщина: «Это Василиса ровно дочь Микулишна; / По полу она идет тихошенько, / На лавку садится — коленцы жмет». Отважной жене пришлось пройти испытания: Василиса парилась в жаркой «банюшке-парушке», играла в карты и боролась с другими богатырями. В результате потребовала у князя освободить из заточения Ставра Годиновича и отправилась домой вместе с мужем.

Настасья Микулишна

Женщины-богатырши в русских былинах, фото № 3

Сестра Василисы, младшая дочь Микулы Селяниновича, была женой Добрыни Никитича. Встретились они во чистом поле, куда богатырь отправился после сражения со Змеем Горынычем. В пути он увидел богатыршу удалую, решил проверить «Или нет у Добрыни силы по-старому? / Или нет у него хватки по-прежнему?» :

Догнал Добрыня поляницу, богатыршу удалую,
Ударил поляницу булатной палицей,
Да ударил ее в буйну голову.
Поляница тут назад приоглянется,
Говорит поляница таковы слова:
— Я думала, меня комарики покусывают,
А это русский богатырь пощелкивает.

В поединке поляница одолела Добрыню. Они понравились друг другу, и богатырь к ней посватался: «Свадьбой провели да и окончили». Позже князь Владимир отправил Добрыню на заставу охранять Русь-матушку от степных наездников. Настасья Микулишна подобно Пенелопе ждала своего возлюбленного долгие 12 лет. За это время к ней несколько раз сватался другой небезызвестный богатырь — Алеша Попович. Через шесть лет Добрыниной службы он привез жене весть о его «смерти», а через 12 лет — приехал вместе с князем и княгинею, чтобы играть свадьбу с поляницей. В этот раз «не хотою взяли — неволею». Добрыня вовремя узнал о торжестве и приехал на пир гостем незваным с гуслями. Поколотил Алешу Поповича, забрал Настасью Микулишну и вернулся в свой терем белокаменный.

Да и стали жить с Настасьей Микулишной,
Уж и стали жить да лучше прежнего.

Настасья Окульевна

Женщины-богатырши в русских былинах, фото № 4

Женщины-богатырши в русских былинах, фото № 5

«Душа-девица» Настасья Окульевна — одна из героинь сказания о богатыре Михайло Потыке. Она спасла его от происков бывшей жены, Марьи Лебеди белой. Пока Михайло сражался с врагами в чистом поле, Марья стала возлюбленной царя и уехала с ним. Вернувшись, богатырь бросился за ней за ней в погоню, попадая по пути в ловушки хитрой жены: пил сонное зелье-вино, проваливался в глубокую яму, был превращен в горючий камешек. В последний раз, напоив богатыря, распяла Марья его в подвале на каменной стене и оставила умирать. Тогда-то и спасла Михайлу сестра царя — Настасья Окульевна:

Как этая Настасья тут Окульевна
Скорым-скоро бежала в кузницу,
Взимала она клещи там железные,
Отдирала от стены городовые
А молода Михайлушку Потыка.

Излечила от ран, достала хитростью от брата саблю и палицу богатырскую, доброго коня. Возвратился Михайло к царским палатам, убил и бывшую жену, и царя. Женился на Настасье Окульевне и стал править.

Настасья Королевична

Женщины-богатырши в русских былинах, фото № 6

Настасья Королевична — возлюбленная Дуная Ивановича. Богатырь встретился с ней, когда отправился в Литву сватать князю Владимиру королевну Апраксью. Отец Апраксьи, литовский король Данила Манойлович, не отдал дочь сватам, и тогда богатыри увезли ее силой. Вслед за «добывшими невесту» отправилась сестра Настасья.

Она ехала в погоню по чисту полю,
А скакала на коне богатырскоем
Да по славну раздолью чисту полю;
По целой версты конь поскакивал,
По колен он в земелюшку угрязывал,
Он с земелюшки ножки выхватывал,
По сенной купны он земелики вывертывал,
За три выстрелы камешки откидывал.

Дунай Иванович вступил с удалой поляницей в поединок и вскоре — как это случалось и в других былинах — сделал ей предложение. А Настасья Королевична приняла его.

В Киеве отпраздновали две свадьбы. Однако Дунай Иванович с молодой женой недолго прожили вместе. Богатырь как-то похвалился своей удалью, а Настасья Королевична ему возразила: «А ничем-то ведь я не хуже тебя: сила моя есть побольше твоей, а ухваточка моя удалее тебя» .

Такая фраза задела его честь — и он вызвал жену на поединок. Каждый должен был попасть стрелой в серебряное кольцо на голове соперника. Поляница попала, а вот Дунай Иванович убил жену. Узнав, что она носила в утробе младенца, богатырь от горя вонзил в себя копье. От его крови родилась Дунай-река, а от крови Настасьи Королевичны — река Непра.

Дочь Ильи Муромца

Женщины-богатырши в русских былинах, фото № 7

Загадочная героиня описана в былине «Илья Муромец и дочь его». По сюжету незнакомая поляница — дева-воительница — появилась рядом с богатырской заставой:

Ай удала поляничища великая,
Конь под нёю как сильня гора,
Поляница на кони будто сенна копна,
У нёй шапочка надета на головушку
Ай пушистая сама завесиста,
Спереду-то не видать личика румянаго
И сзаду не видеть шеи белоей.

Проезжая мимо, она насмехалась над богатырями. Илья Муромец предложил своим соратникам сразиться с удалой девицей. Однако никто не решился вступить в схватку с воительницей, которая «одною рукой палицу подхватыват, как пером-то лебединым поигрыват» . И тогда богатырь сам поехал на встречу с поляницей. Бились они долго — и палицами, и копьями, и врукопашную — и вдруг разговорились. Выспросив, откуда поляница, Илья Муромец признал в богатырше дочь свою, обнял и отпустил. Однако она вскоре вернулась обратно, задумав убить спящего отца. На этот раз богатырь одолел соперницу и скормил серым волкам и черным воронам.

В былинных сюжетах Илья Муромец не раз встречался с поляницами. Среди них — и жена богатыря Савишна, и Златыгорка, родившая ему сына.

Женщин-богатырей в нашей культуре несправедливо обходят стороной. Родители по какой-то причине не зачитывают детям сказки о девах-воительницах. Хотя в культуре прецеденты были, причем весьма самобытные.

О самых интересных из них читай в новой статье Royal Cheese, — расскажем о наиболее известных богатыршах в русском фольклоре.

Откуда появились женщины-богатыри


В русской культуре для воительниц придумали собственный термин — «поляницы». Есть несколько теорий происхождения женщин-богатырш, но все они сводятся к одному — тюркскому влиянию и сарматскому происхождению. Филолог Дмитрий Балашов о поляницах пишет следующее:

Это — степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем, — жены богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц — «поляницы» — славянское.

Дело в том, что поединок жениха с невестой был распространен у тюркских народов в эпоху Средневековья. Смертельный финал не предусматривался, а само событие являлось частью свадьбы.

Таким образом, женщины-богатырши — это русский самобытный аналог мифологических амазонок или скандинавских валькирий. Русские воительницы не уступали богатырям в ратном деле, а в некоторых случаях даже превосходили их в поединках.

Женщины-богатырши: 8 самых известных русских дев-воительниц

Рассказываем о самых популярных богатыршах из русского фольклора.

1. Василиса Микулишна и непутевый муж

Где упоминается: «Про прекрасную Василису Микулишну», «Ставр Годинович».

Чета Микулишных — самая известная среди поляниц. Василиса своей силой, умом и скромностью являлась завидной невестой. В одной из былин ее муж Ставр Годинович хвастает достоинствами своей жены перед князем Владимиром:

У нее под косой светлый месяц блестит, у нее брови черней соболя, очи у нее ясного сокола!

А умнее ее на Руси человека нет! Она всех вас кругом пальца обовьет, тебя, князь, и то с ума сведет.

Князь такой дерзости терпеть не привык и бросил своего подданного в темницу. Тут-то и выходит на первый план Василиса Микулишна, которая в деле вызволения мужа из темницы проявила смекалку, силу и проворство. Владимир воспринял слова Ставра как вызов и стал ждать, как Василиса «обведет всех вокруг пальца».

После пленения своего супруга, она отрезала свои русые косы и приказала принести ей мужские одежды татар. После этого она на коне поскакала к Киеву:

И не поверит, что это женщина,- скачет по полю молодой богатырь.

В городе она представилась ордынским послом, который приехал за данью. В былине Василиса из лука разносила в щепки вековые дубы, обыгрывала князя Владимира в шахматы и все-таки добилась своего — вызволила мужа. Тот первым делом спросил, где ее красивые косы, на что она справедливо возразила:

Косами русыми, мой любимый муж, я тебя из погреба вытащила!

2. Неуязвимая Настасья Микулишна

Где упоминается: «Добрыня и змей», «Женитьба Добрыни» («Добрыня и Настасья»), «Неудавшаяся женитьба Алеши Поповича».

Другой интересный персонаж русских былин — Настасья Микулишна, сестра Василисы. Что интересно, в народных сказаниях всегда подчеркивалась ее «чужеродность» русскому. Ее домом часто становились «Хоробрая Литва», «Лихоимская страна», «Лячкая земля» и прочие места, в эпосе противостоявшие Святой Руси. В фольклоре она присутствует в двух вариациях:

  1. Поляница обычных размеров, которую Добрыня случайно принимает за мужчину.
  2. Исполинская поляница, которую Добрыня встретил после боя со Змеем Горынычем.

В первом варианте боя между Добрыней и Настасьей не состоялось: какая-то сила удерживала богатыря от драки. Во втором случае битва была, но условная:

Ехал он не путем, не дорогою,
Нагнал поляницу — богатыршу удалую.
Ударил Добрыня ей палицей в буйну голову,
Поляница назад не оглянется.
Думает Добрыня думу крепкую:
— Или нет у Добрыни силы по-старому?
Или нет у него хватки по-прежнему?

Закомплексовавший было воин сразу побежал к дубу, который ударом палицы разнес в щепки. После этой проверки он вернулся и снова попробовал напасть на Настасью. Ударив ее по голове, он получил следующую реплику:

Я думала, меня комарики покусывают,
А это русский богатырь пощелкивает.

Но дело закончилось добром, потому что великодушная Настасья предоставила Добрыне выбор: либо драться насмерть, либо под венец. Известный воитель, не будь он дураком, выбрал второе. Так и сыграли свадьбу.

3. Марья Моревна и Кощей Порабощенный

Где упоминается: «Золотой конь», «Иван-царевич и Марья Моревна», «Марья Моревна», «Про Кощея, Ивана-царевича и Марью Моревну».

Марья Моревна в русском эпосе представлена по-разному. Ей одинаково свойственны роли королев, поляниц и колдуний. В некоторых случаях она совмещает эти роли одновременно. Например, в былине «Иван-царевич и Марья Моревна».

Там Иван-царевич — тоже известный в фольклоре персонаж — застал ее на поле битвы. Она в одиночку побила «великое войско», и этот факт впечатлил доброго молодца. Они друг другу сразу приглянулись и вскоре обвенчались. Марья Моревна забрала царевича в свое королевство и, когда отправилась на очередную войну, строго-настрого запретила своему жениху заглядывать в кладовку:

Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не моги заглядывать!

Иван-царевич совета ослушался. В чулане он обнаружил ни много ни мало Кощея Бессмертного, которого Марья Моревна заколдовала и посадила на 12 цепей. Хитростью и обманом Кощей провел несмышленого молодца: он упросил того дать ему три ведра воды, после которых набрался сил и разорвал свои оковы.

Не будем пересказывать тебе былину полностью. Скажем только, что в итоге Марья Моревна выходит из ситуации победительницей: Кощей пущен по ветру, а его личный конь угнан в личное владение воительницы.

4. Дочь Ильи Муромца и семейная трагедия

Где упоминается: «Илья Муромец и дочь его».

Другой достойный упоминания персонаж появился в былине «Илья Муромец и дочь его». Среди других она выделяется своей жестокостью и суровой моралью.

Не только Илья Муромец, но и дочь его славится силушкой богатырской. По сюжету былины девушка-воительница появляется рядом с богатырской заставой. Когда она проезжала мимо богатырей, то насмехалась над ними и приглашала к бою.

На заставе в то время в охране проводили 12 богатырей, среди которых были Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и другие известные богатыри. На границе объявилась поляница, которая звала всех драться. В случае, если бы ей не нашлось достойного противника, она грозила отрезать голову князю Владимиру, сжечь церкви и разорить Киев. По очереди сблизившись, богатыри сразу поняли, что шутки с ней плохи:

Ай кидает она палицу булатнюю

Ай под облаку да под ходячую,

На добром коне она разъезжая,

Ай одною рукой палицу подхватывает,

Как пером-то лебединым поигрывает,

Ай так эту палицу булатную подкидывает.

Тогда Илья Муромец предложил богатырям сразиться с поляницей, но те отказались, увидив ее удаль. Поляница напугала богатырей. В итоге драться с ней отважился только Илья Муромец. Богатырь сам вступил с воительницей в бой. Долго бились они и палицами, и копьями, и врукопашную. В тяжелой схватке сложно было выявить победителя, и русский богатырь понял: перед ним его родная дочь.

Выяснилось, что в одном из военных походов воин три года жил у вдовы, которая выносила его ребенка. Он с ходу стал целовать дочь, и драка завершилась. В полянице богатырь признал родную кровь и отпустил девушку. Казалось бы, история должна закончиться счастливо. Однако нет — мы же писали, что былина жестокая?

Дело в том, что брак был незаконный и поляница восприняла это как оскорбление. Ночью она вернулась, чтобы убить спящего отца.  Илью Муромца она назвала «старым казаком» и попыталась его убить. Неудачно. Этого богатырь дочери не простил и убил ее, разорвал надвое. При этом он одну часть скормил волкам, а другую — воронам.

А он надвое да ее поразорвал,
Ай рубил он поляницу по мелким кускам.

Так и закончилась жизнь удалой богатырши. Справедливости ради стоит сказать, что в былине ее славу воспевали из века в век.

5. Настасья Окульевна

Где упоминается: «Сказания о богатыре Михайло Потыке».

Согласно сюжету сказания, Настасья Окульевна — богатырша, которая спасла Михайло Потыку, когда тот бросился на поиски изменницы жены, которая в его отсутствие сбежала к некому царю.

По всей видимости, жена его была ведьмой и готовила для нерадивого возлюбленного смертельные ловушки. А вот Настасья Окульевна, сестра царя, помешала планам Авдотьи Лебеди белой (по другим данным, Марьи):

Как этая Настасья тут Окульевна
Скорым-скоро бежала в кузницу,
Взимала она клещи там железные,
Отдирала от стены городовые
А молода Михайлушку Потыка.

Красавица-девица излечила богатыря, и вместе они, Настасья Окульевна и Михайло Потыка, победили злодеев и стали жить да поживать и править царством.

6. Настасья Королевична

Где упоминается: «Дунай Иванович и королевна», «Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем», «Дунай Иванович — сват».

Богатырша Настасья Королевична — это жена Дуная Ивановича, судьба которого по сюжету былин довольно трагична. Встретил богатырь девицу, когда отправился в Литву сватать князю Владимиру королевну Апраксью. Но отец не собирался отдавать дочь сватам, поэтому ее увезли против воли. За «добывшими невесту» отправилась сестра Апраксьи — Настасья Королевична:

Она ехала в погоню по чисту полю,
А скакала на коне богатырскоем
Да по славну раздолью чисту полю;
По целой версты конь поскакивал,
По колен он в земелюшку угрязывал,
Он с земелюшки ножки выхватывал,
По сенной купны он земелики вывертывал,
За три выстрелы камешки откидывал.

Дунай Иванович вступил с богатыршей в поединок и, как это часто бывает, сделал ей предложение, восхитившись ее силой. А Настасья Королевична приняла его.

Так в Киеве отпраздновали две свадьбы. Но не долго прожил Дунай Иванович с молодой женой. Однажды, когда он похвастался своей удалью, жена отметила, что она ничем не хуже, что задело богатыря. Тогда Дунай Иванович предложил поединок, в ходе которого они должны были попасть поочередно в серебреное кольцо на голове у соперника. Настасья Королевична попала, а вот Дунай промахнулся и убил жену.

Когда Дунай узнал, что богатырша носила его ребенка, он от горя вонзил в себя копье. По легенде, от его крови родилась Дунай-река, а от крови Настасьи Королевичны — река Непра.

7. Богатырша Савишна

Где упоминается: «Про Илью Муромца и Тугарина».

Помимо случая с безымянной дочерью, Илья Муромец нередко еще встречал поляниц на своем пути. И, как полагается, знакомился с ними в поединке. Одной из них была жена богатыря поляница Савишна.

Дважды Илье Муромцу удалось избежать боя с Савишной, а на третий поединок произошел, и богатырша потерпела поражение. Тогда она разоблачилась, и Илья Муромец, увидев ее красоту, решил жениться на воительнице. Брак в скором времени состоялся.

Но вот домашние хлопоты не очень увлекали поляницу, ее страсть была к оружию и лихим коням. Так, в одном из вариантов былины «Про Илью Муромца и Тугарина» богатырша Савишна, переодевшись в платье мужа, спасает Киев от Тугарина Змея.

8. Златыгорка

Где упоминается: «Илья Муромец и Сокольник».

По одной из версий, Златыгорка родила вне брака Илье Муромцу богатыря, которого звали Сокольник. Он знал, кто его отец, и отправился его разыскивать, чтобы отомстить. Как мы рассказали, по другой версии, у Ильи Муромца родилась внебрачная дочь, так же разыскивавшая отца для мести.

А по другой версии, которую мы рассказали выше, богатыша Златыгорка родила Илье Муромцу дочь, имя которой осталось неизвестно. Мотив героини при этом остался тот же — месть за незаконный брак с матерью.

Читай также:

  • Русский Джокер: как в российской культуре изображались злодеи
  • Что такое мономиф или как выглядит путь тысячеликого героя
  • Простое объяснение древних легенд: 7 мифических персонажей, тайны которых удалось раскрыть ученым

Всем с детства знакомы герои русских сказок Илья Муромец, Алеша Попович, Святогор, Добрыня Никитич и Никита Кожемяка. Мы привыкли, что богатыри обладают необычайной физической силой и могут в одиночку сразить целое войско. Однако мало кто знает, что в былинах и сказках были и богатырши, которые не боялись воевать с мужчинами и даже побеждали их в честном бою. Откуда эти девы-воительницы взялись в русском фольклоре, чем они знамениты, как складывалась их судьба и существовали ли на самом деле русские амазонки — «Лента.ру» спросила у профессора Института славянской культуры Российского государственного университета имени Косыгина, фольклориста и этнографа Варвары Добровольской.

Как богатырши появились в русских былинах?

Добровольская: Начнем с того, что воительницы — в русской традиции их еще называют «поленицы» или «поляницы», то есть женщины, которые ездят в поле сражаться, — есть во всей мифологической системе. Например, валькирии или амазонки. Со временем мифы разрушались, определенным образом эволюционировали, формировались другие жанры. С разрушением мифологической системы эти образы попадали в былинный и в сказочный эпос.

В любой традиционной культуре существует некая норма, то есть любой человек должен вести себя определенным образом и выполнять определенные функции. А сказочный мир создается именно появлением персонажа, который не подчиняется этим декларируемым нормам. Например, в русских сказках есть лежащий на печи. Ни один нормальный человек на печи постоянно лежать не должен. Любой человек должен что-то делать, а не только лежать на печи и золу перебирать. То есть этот герой как бы не соответствует неким представлениям о норме. Человек должен стричься, мыться и сопли подтирать, а такой герой, как Неумойка, который за собой не следит и 12 лет в таком облике живет, выходит за рамки.

И с девами-воительницами примерно то же самое. Женщина не должна быть воительницей по определению. А тот факт, что женщина совершает какие-то неженские поступки, — это уже знак сказочного мира.

Какие они — богатырши в русских былинах? Они рождались сильными или как-то волшебным образом обретали свою силу?

Нигде не сказано, что богатырши как-то получали свою силу, в отличие от героев мужского пола. Герой может выпить «сильной воды», его могут наградить этой силой каким-то волшебством, а героиня всегда изначально богатырша.

Причем в случае с богатыршами речь идет только о физической силе, не о волшебной. Есть и другой пласт героинь, которые попадают в категорию таких чудесных женщин, — например, Марья-искусница. Они могут быть волшебницами, которых надо победить именно в колдовстве. Такие героини тоже есть, но их существенно меньше.

Картина Николая Рериха «Настасья Микулишна»

Картина Николая Рериха «Настасья Микулишна»

Какое у них обычно происхождение — высокое или низкое?

Происхождения они обычно высокого: это чаще всего образ княжеской или царской дочери, королевны, Царь-девицы. Кроме того, как правило, это дочери какого-то заморского царя, который сам по себе в сюжете не появляется.

Что отличает былинных богатырш от амазонок и дев-воительниц в других культурах?

В мифах мы обычно имеем некую систему, в которую тот или иной персонаж вписан. То есть мы знаем, откуда он появился, как существует, где живет и так далее. В мифах у любого персонажа есть место обитания и социальная система общества, в которой он функционирует. Если мы говорим об амазонках, то это страна, в которой есть определенная царица, там действуют определенные правила жизни, и все в этом духе.

А когда мы говорим о былинах и сказках, — это некий условный мир. В них даже имена героев и героинь условны, поэтому чаще всего мы их определяем по сюжетам. Сюжет может разворачиваться в каком-то царстве, например, в девичьем царстве, но мы о нем в любом случае будем знать примерно то же, что о тридевятом или тридесятом царстве. Иными словами, это всегда такая условная система, которая существует только так, как мы можем ее себе представлять.

То есть в сказках это придуманное царство, а в мифах это всегда апелляция к реальности. Так было всегда. Мифы — это некое реальное пространство, вписанное в систему реального мира. Просто оно может быть далеко.

Какие самые известные богатырши в русском фольклоре и что о них известно? С детства, наверное, все знают только про жену Ставра Годиновича Василису Микулишну — по старому советскому мультику. Но ведь есть и другие?

Да, Василиса Микулишна как раз самый известный персонаж среди богатырш. Хотя она не была прямой богатыршей. Она была женщиной умной в первую очередь и владела определенными навыками воинского искусства: умела стрелять из лука и обладала несвойственной женщине ловкостью. В тех вариантах, где она вступает в бой, она побеждает не силой, а ловкостью. Поэтому она вряд ли может считаться богатыршей в прямом смысле этого слова.

Кадр из мультфильма «Василиса Микулишна»

Кадр из мультфильма «Василиса Микулишна»

Есть еще один образ — женщина в мужской одежде. Сегодня мы его знаем по мультфильму «Мулан», а вообще это довольно распространенный сюжет о девушке, которая переодевается в мужское платье и идет воевать. И здесь речь идет, безусловно, о девушке-воине — неважно, богатырша она или нет, но о воине, который скрывает свое женское естество. И если в русских традициях она остается женщиной, то в западно-славянских традициях есть варианты, когда она с помощью колдовства меняет пол и превращается в юношу, тем самым приходя к норме «мужчина-воин».

А вообще помимо Василисы Микулишны, которую вы назвали, богатырш не очень много и в былинах, и в сказках. Есть так называемые герои второго ряда (второстепенные персонажи — прим. «Ленты.ру») в былинах, и они периодически соприкасаются с женщинами-воительницами. Это могут быть, например, сестры царевен, княжон или боярышень, которых сватают за князя Владимира. Их сестры в этих сюжетах как бы мешают взять их в княжеский терем, в результате чего происходит битва героя с богатыршей (имеется в виду былина о богатыре Дунае Ивановиче и о Настасье Королевичне, сестре невесты князя Владимира Апраксы, которая решила помешать их свадьбе — прим. «Ленты.ру»).

Эта Настасья Королевична
Узнала про сестрицу свою родную,
Увезли у ней сестрицу на Святую Русь,
Не влюби у них брали богатыри;
Она ехала в погоню по чисту полю,
А скакала на кони богатырскоем
Да по славну роздолью чисту полю;
По целой версты конь поскакивал…

Обычно былинную богатыршу или побеждают, или убивают. Возьмем, например, Настасью-богатыршу, на которую замахиваются, пронзают, и она течет потом Настасьей-рекой.

Становил-то он свою да саблю вострую,
Говорил Дунай да таковы слова:
— Наперед-то протекла река Настасьина,
А другая протеки река Дунаева!

Фрагмент иллюстрации Николая Каразина «Дунай Иванович и Настасья»

Фрагмент иллюстрации Николая Каразина «Дунай Иванович и Настасья»

Но чаще богатырши все-таки появляются в сказках. Там есть целый пласт таких героинь, как Марья Моревна или Царь-девица. Они заведомо равны богатырям, и только в определенных случаях могут быть побеждены ими. И, собственно, победа над ними — это как бы некая победа над девичеством, потому что только невинность героини позволяет ей быть богатыршей. Как только она вступает в сексуальный контакт с героем, она становится обычной женщиной, и ей начинает угрожать такая же опасность, как и любой другой героине.

Хотя есть еще сказка «Слепой и безногий». В ней некий слуга царевича помогает ему сосватать героиню, пройдя все ее испытания за него. Сюжет очень близок к «Песне о Нибелунгах» (знаменитый немецкий эпос, основанный на сюжете о женитьбе легендарного драконоборца Зигфрида на бургундской принцессе Кримхильде — прим. «Ленты.ру») — герой хитростью получает в жены богатыршу, а та потом наказывает его и своего мужа за обман. В «Песне о Нибелунгах» это сватовство Гунтера к Брюнхильде, которую он должен был победить в бою. Сражался за него Зигфрид — он надел плащ-невидимку и действовал как бы от лица Гунтера, пока тот только руками размахивал.

То есть богатырши выходили замуж не только за богатырей, но и за всяких царевичей, получается?

Здесь очень странная история, потому что, конечно, богатырша ищет себе равного по силе мужчину. Еще лучше — даже не равного, а того, кто будет сильнее. И чаще всего замужество происходит именно тогда, когда герой честно или не совсем честно побеждает героиню, как в «Слепом и безногом». Плюс иногда бывают случаи как с Марьей Моревной, когда герой слабее. Там действительно произошел брак по любви: они поженились, он поселился в ее дворце и прекрасно себя там чувствовал, а она продолжала некоторое время ездить в поля воевать.

Иллюстрация Бориса Зворыкина «Кощей Бессмертный похищает Марью Моревну»

Иллюстрация Бориса Зворыкина «Кощей Бессмертный похищает Марью Моревну»

И вот однажды он в ее отсутствие открыл погреб, увидел там Кощея и, будучи человеком добрым, напоил его водой. Кощей набрался сил, выбрался и утащил Марью Моревну — в отместку за то, что она его заточила. Дать ему отпор она не смогла, потому что уже потеряла часть силы после замужества.

— Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кощей Бессмертный. — Теперь тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих!

И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.

А Иван-царевич горько-горько заплакал…

Сказка «Марья Моревна» в изложении Александра Афанасьева из сборника «Народные русские сказки»

Но чаще всего, конечно, богатырша выходит замуж за того, кто сильнее или хотя бы равен ей в силе. Тут речь идет про равноценные партнерские отношения.

А злодейки были среди этих воительниц?

Женщины эти, прямо скажем, вообще не добрые персонажи. Они на равных с мужчинами сражаются и на равных могут убить. Есть тексты, в которых описано, как к богатырше сватаются женихи, и тем, кого побеждает, она отрубает голову и надевает на тын. И вот одна тычина в этом заборе свободна и как бы ждет героя этой сказки. Спасает его от казни только помощник.

Хотя потом, после замужества, они могут быть вполне нормальными женщинами. А те героини, которые узнают, что их победил не сам герой — не сильнейший, а хитрейший, — очень злобно себя ведут в конце сказки. Тому помощнику, который помог ее завоевать, она отрубает ноги, а собственного мужа отправляет свиней пасти.

А если брак был удачным, богатырши становились обычными женами? Или они так и продолжали после свадьбы ходить с мужьями воевать?

В русских былинах и сказках я такого не знаю. Чаще они выходили замуж, отдавали часть своей силы мужчине и продолжали жить обычной жизнью.

Добрыня Никитич встречает поленицу Настасью Микулишну. Иллюстрация из книги «Русские народные былины»

Добрыня Никитич встречает поленицу Настасью Микулишну. Иллюстрация из книги «Русские народные былины»

Это понимание обычной жизни в противовес образу женщины-воительницы как-то характеризует положение женщины на Руси?

О матриархате эти героини былин и сказок точно не говорят, потому что сам вопрос матриархата достаточно спорный. Неизвестно, был ли он вообще. На самом деле роль женщины в русской традиции — это совсем не та мифическая роль угнетаемой стороны, которую ей придумали. В действительности женщина на Руси имела очень большие права, в ряде случаев у нее даже было право голоса, а в определенные эпохи женщина вообще занимала очень значимое место в традиции.

Просто надо понимать, что если все вокруг воюют, довольно странно ожидать, что женщина будет занимать главенствующее место. При этом в истории женщины-правительницы периодически появлялись, начиная с княгини Ольги и заканчивая матушками-императрицами, которые в свое время управляли государством. То есть особым гонениям женщины на Руси не подвергались. Конечно, они были слабее, поэтому людям хотелось, чтобы в каких-то случаях существовал некий миф о ее силе. Да, женщина не обладала гражданскими правами, но у нее были большие семейные права. Всегда хочется некоего отступления от нормы.

  • Рассказ о женском костюме на руси 5 класс родной язык
  • Рассказ о женском доминировании
  • Рассказ о женской тюрьме
  • Рассказ о железной руде для детей
  • Рассказ о жаргонизмах 6 класс