Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века
План урока
- Питание
- Одежда
- Торговля и потребление
- Техника в доме
- Средства транспорта
- Начало качества связи
- Массовая культура и расширение форм досуга
- Пространство и время
Цель урока
- уметь давать определение понятиям бренд, маркетинг, массовая культура, индивидуализм
- знать причины улучшения повседневной жизни населения
- знать какие средства бытового пользования и передвижения появились
Разминка
- Что вы вкладываете в понятие «повседневная жизнь»?
- В чём отличие горожанина от сельского жителя?
- Вспомните, какие изобретения вошли в повседневную жизнь городского жителя XVIII в.
Питание
Рис. 1. Домашний холодильный шкаф конец XIX в.
Одно из главных изменений в повседневной жизни — это питание. Еды стало больше и качество тоже улучшилось. Проблема голода к концу XIX в. практически исчезла. Основной пищей оставался хлеб и картофель.
Благодаря изобретению холодильных установок, а также вагонов и кораблей-рефрижераторов, началась «эра дешёвого мяса», доступнее стала и рыба для жителей неприбрежных территорий (рис. 1).
Увеличилось потребление сахара в 4 раза, который тоже был роскошью.
Рис. 2. Концентрат горохового супа, именуемый «гороховыми колбасками»
Благодаря научному и техническому прогрессу разнообразным стало предложение пищевых продуктов. После изобретения маргарина небогатые слои населения теперь могли получать жиры.
В середине века в США появляются консервы: сгущенное молоко, мясо, рыба, горох, томаты и т. д. В 70-е годы XIX века было налажено их промышленное производство. Также в конце XIX в. появляются первые супы-концентраты фирм «Магги» и «Кнорр» (рис. 2).
Одежда
В одежде появилась тенденция демократизации, то есть, не смотря на свой статус, к концу XIX в. все одевались в похожую одежду, только разного качества. Самой дешёвой и очень удобной для тёплого климата тканью стал хлопок, так как он производился на фабрике (рис. 3 и 4).
Рис. 3. Мужская одежда в конце XIX в.
В мужской моде стало цениться удобство и качество. Цвета тоже были простыми — серый, а чаще даже чёрный.
В отличие от мужской моды, женщина должна демонстрировать своей одеждой статус семьи. К концу XIX в. женщины тоже меняли самосознание и отстаивали не только политические права, но и символом борьбы в моде стала война против корсетов, появились более свободные платья.
Рис. 4. Мода середины XIX в. и конца XIX в.
Торговля и потребление
Во второй половине XIX в. начинал складываться массовый рынок. И, конечно же, это было связано с ростом доходов населения. Развивалась лёгкая промышленность, которая позволяла покупать товары дешевле. Быстро начала распространяться новая форма торговли —
универсальные магазины
— благодаря перевороту в обувном деле, где стали выпускать обувь с различием правой и левой ноги. Там же возникла ещё одна новинка —
твёрдые цены
, в то время как в лавках можно было торговаться (рис. 5).
Рис. 5. Вечерние туфли 1875–1885 гг. и магазин Вульворта в США
Развитие торговли привело к появлению с 1880-х гг. брендов. С продвижением подобных товаров на рынке (
маркетинг
) использовались новые приёмы:
эмблема
и её сопровождающий
слоган
.
Бренд
— марочный товар с единообразным оформлением и массовым серийным производством.
Рис. 6. Первая реклама в США
Известная история фармацевта из Атланты Джона Пембертона, который изобрёл необычный сироп случайно, тем не менее записал рецепт и отнёс новинку в самую крупную аптеку города, где его предлагали против похмелья и от стресса. Через некоторое время сироп стали разбавлять газированной водой. Так появилась «Кока-кола» (рис.6).
Техника в доме
Достижения промышленной революции принесли в каждый дом разнообразные машины и механизмы личного потребления: утюг, пылесос, стиральную и посудомоечную машины, кухонную плиту (рис. 7 и 8).
Рис. 7. Электрический утюг 1882 г. и пылесос «Уирлвинд»
Рис. 8. Стиральная машина 1851 г. и чертёж посудомоечной машины Д. Гоутона, 1850 г.
Рис. 9. Лампочка Яблочкова и лампочка Эдисона
Большим шагом вперёд стало изобретение «электрической свечи» (электрической лампочки)
А. Н. Яблочкова
. Свет появился в США, Латинской Америке и даже в Индии. Однако более долговечным и практичным вариантом стала лампочка
Т. Эдисона
(рис. 9).
Особое место в личном потреблении занимало изобретение американца
А. Зингера
— швейная машинка. Была открыта и эпоха любительского фотографирования. Благодаря патенту
Л. Дагера
появился первый компактный фотоаппарат (рис. 10).
Рис. 10. Швейная машинка Зингера и фотоаппарат Дагера
Невероятную популярность на рубеже веков приобрёл велосипед. Тем более этим средством передвижения моли пользоваться не только мужчины, но и женщины. На волне этой популярности возникло самое крупное соревнование — Тур де Франс.
Средства транспорта
Совершенствовался транспорт, путешествия становились комфортнее. Так, с 1860-х г. появляются спальные вагоны, до этого передвигались только сидя.
Для быстрого передвижения по городу немецкими инженерам
К. Бенцем
и
Г. Даймлером изобретается автомобиль с бензиновым двигателем
. И конечно же, его могли позволить далеко не все, да и популярность у автомобилей была небольшая. Настоящая эпоха автомобилестроения началась с начала XX в., когда
Г. Форд
начал выпускать знаменитую модель «Т», у которой была выше производительность, и тем самым она была дешевле и доступнее (рис. 11).
Рис. 11. Автомобиль К. Бенца и автомобиль Г. Форда
Настоящим чудом стало изобретение самолёта братьями
У. и Э. Райт
в 1903 г, на котором они впервые совершили продолжительный полёт (рис. 12).
Рис. 12. Самолёт братьев Райт
Начало качества связи
Коренные изменения происходили и в средствах личной коммуникации. До XIX в. почтой могли пользоваться только грамотные люди, да и услуги были недешёвыми. Но с возникновением новых транспортных средств и повышением грамотности количество почтовых отделений возросло. С введения в Англии знаменитого
«чёрного пенни»
— первой почтовой марки — оплата снизилась и упростилась.
Ещё быстрее действовал телеграф, изобретённый в 1837 г.
Морзе
в Нью-Йорке. Скорость передачи информации была очень важна для частных лиц и для экономики и политики (рис. 13).
Рис. 13. Первая почтовая марка и общий вид пишущего телеграфного аппарата Морзе
Рис. 14. Телефон А. Белла
Но для личного пользования удобным оказался телефон. Запатентовал его британец
А. Белл
. Телефон, опять же, оставался не всем доступным (рис. 14).
Массовая культура и расширение форм досуга
Развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет), индустриально-коммерческий тип производства, относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов способствовали появлению на рубеже веков
массовой культуры
.
Массовая культура предлагала и предлагает зрителю понятную и доступную продукцию, её выражением стал кинематограф. Самый первый фильм, который получил широкое распространение, был снят в 1895 г.
братьями Люмьер
. Первый показ 49-секундной короткометражной ленты шокировал зрителей. Однако уже с 1905 г. начали появляться кинотеатры, куда билеты отличались дешевизной (рис. 15).
Рис. 15. Братья Люмьер
Спорт занял главное место среди общественных развлечений: процветал велосипедный спорт, летом — теннис, зимой — катание на санях, лыжах и т. д., в ограниченном размере катание на коньках. Особую популярность приобрело плавание. Первые школы плавания появились во второй половине XVIII — начале XIX века в Германии, Австрии, Чехословакии, Франции. С середины XIX века в ряде стран началось строительство искусственных бассейнов. В 1890 г. впервые было проведено первенство Европы по плаванию. С 1896 г. плавание включено в программу Олимпийских игр. На этом фоне в конце XIX века появились сторонники физической культуры и здорового образа жизни, которые начали агитацию за общее здоровье и физическое совершенствование.
В XIX веке начали практиковаться походы и прогулки пешком, а также горные восхождения. Туристы стали кооперироваться, объединяясь в разные организации.
Пространство и время
Восприятие окружающего мира также менялось под давлением глубочайших перемен. Причинами этого были:
- транспортная революция позволяла путешествовать;
- школьное образование — расширение знаний о мире;
- чтение газет и романов.
По-другому стало восприниматься время, отступили сумерки и началась эпоха света: изобрели дешёвые и яркие стеариновые свечи, а позже — керосин и керосиновую лампу.
Изменилась точность измерения времени. На смену солнцу как главному ориентиру приходят часы, производство которых возрастает в несколько миллионов. Произошла и унификация времени с 1884 г., было установлено единое мировое время с делением земного шара на 24 часовых пояса.
В связи с приходом понимания времени работающий человек начал разделять часы труда и отдыха.
XIX в. — век развития личности, т. е. индивидуализма. Человек самостоятельно выбирал, чем будет заниматься, будущую супругу, сам давал имя ребёнку. Однако такая самостоятельность приводила людей к неуверенности и появлялось желание «быть как все».
Итоги
Происходившие изменения — новые виды транспорта, средства связи, быстрота получения информации — привели к тому, что общество стало социально мобильным. Появилось больше возможностей для достижения успеха в жизни. Но как мы заметили, не все смогли приспособиться к быстро изменяющемуся миру.
Контрольные вопросы
1. Назовите причины улучшения питания.
2. Почему одежда разных социальных слоёв становилась похожей?
3. Какие новые бытовые и транспортные средства появились?
4. Как проводили свободное время?
5. Почему появился индивидуализм?
Жилище
Быт и жилища основной части населения России в первой половине XIX в. сохраняли черты прошедших времен. Как в деревне, так и в большинстве городов основным строительным материалом оставалось дерево. Из него строились не только избы крестьян, но и дома ремесленников, мелких и средних чиновников, дворян средней руки.
Основанием сельского жилища крестьян была подклеть (помещение для скота, ценных орудий труда, многих вещей). Основная часть дома находилась над подклетью, «на горе», и называлась горницей. В домах зажиточных крестьян и мещан над горницей часто было расположено специальное помещение со множеством больших окон — светлица.
В зависимости от достатка хозяев дома были украшены резьбой, имели водосточные трубы (получившие распространение именно в тот период), ставни и т. п. Вместо стекла в избах крестьян по-прежнему натягивали бычий пузырь. Однако у более состоятельных селян появились и слюдяные окна. Стекло оставалось дорогим и было доступно лишь дворянам, купцам и самым зажиточным крестьянам.
Работные люди жили в заводских казармах.
Городские дома знати и богатых купцов больше напоминали дворцы: они строились преимущественно из камня, украшались не только колоннами, но и скульптурами, лепными барельефами. Трубы дымоходов на крышах таких домов порой были сделаны в виде скульптур.
С XVIII в. сохранилась мода на загородные дома. Вслед за помещиками, имевшими такие постройки и раньше, теперь их стали сооружать представители чиновничества, интеллигенции. Такие дома строились, как правило, из дерева и иногда штукатурились с внешней и внутренней стороны, напоминая каменные постройки. Передняя стена была украшена двумя — четырьмя колоннами.
Внутреннее убранство жилища также было различным. В домах крестьян и мещан главным считалось место возле печи. По диагонали от нее находился красный угол, где висели наиболее ценные или дорогие для хозяев иконы, стоял стол, за которым семья ела. Деревянные столы и скамьи, а с начала века также табуретки и стулья составляли основу убранства дома. Возле печи было место, где хозяйка готовила пищу. Около входной двери было рабочее место мужчин. Здесь они шорничали, плели лапти, чинили орудия труда. Возле окон на зиму ставили ткацкий станок, пряли. Спали на печи или на полатях — дощатом настиле под потолком. Освещались избы лучиной, вставленной в печную расщелину, или светцами — опущенными в масло фитилями. Городской дом небогатых людей был таким же.
В домах и дворцах знати центральное положение занимал парадный зал, где проходили балы и приемы. Основным был второй этаж, где делали наиболее высокие (а значит, светлые) помещения, богато украшенные мебелью, картинами, скульптурами. Для работы над убранством помещений представители знати приглашали выдающихся отечественных и зарубежных мастеров.
Комнаты располагались последовательно друг за другом — анфиладой. К середине века в новых постройках получила развитие «коридорная» система — все основные комнаты выходили в коридор. В нижнем этаже помещались служебные помещения. На верхнем жила прислуга. Освещалось жилище множеством свечей, закрепленных в больших люстрах (для включения их нужно было каждый раз опускать на специальных цепях) или подсвечниках. Стены отделывались дорогими обоями, выписанными из- за границы. Парадная посуда была как традиционная (из золота и серебра), так и из дорогого саксонского или севрского фарфора. Вошла в моду восточная мебель, украшение залов коврами и оружием.
Одежда
Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Правда, уходили в прошлое екатерининские времена с выпячиваемыми напоказ драгоценными одеждами придворных. Если в эпоху Екатерины II парадная одежда графа Григория Орлова была осыпана бриллиантами и другими драгоценными камнями и стоила миллион рублей (притом что 1 пуд ржи стоил 95 копеек, а крепостной крестьянин — 25—30 рублей), то уже в царствование Павла I и Александра I наиболее модными становятся скромные сюртуки и платья французского покроя. При Николае I была введена форма для чиновников. Большинство придворных носило военную форму.
Основная масса населения страны была привержена старым образцам в одежде. Работные люди, мелкое и среднее мещанство, разночинная интеллигенция в зависимости от благосостояния носили городской костюм, являвшийся разновидностью Общеевропейского с чертами русского крестьянского костюма. У мужчин были в ходу рубашки-косоворотки, надевавшиеся поверх нешироких штанов (портов) и подпоясанные ремнем или поясом. Основной обувью являлись сапоги.
Крестьяне в качестве и повседневной, и выходной одежды носили рубахи и штаны. В далеких от центральных городов местах сохранялся обычай, по которому вплоть до свадьбы юноши и девушки носили лишь подпоясанную длинную рубаху. Верхняя одежда (сермяги, зипуны) шилась из домотканого сукна, а по мере развития ткацкого производства — из ставших модными фабричных тканей.
Зимой носили овчинные шубы и полушубки, длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Шапки были в основном из валяной шерсти. Если раньше их изготовляли сами крестьяне, то теперь наиболее распространенными головными уборами стали сделанные ремесленниками «трешневики» — почти цилиндрические коричневые шапки. Главным видом обуви крестьян были лыковые лапти. Их носили с суконными или холстинными онучами (портянками), привязанными тесьмой. Кроме них, порой надевали поршни (морши) из сыромятной кожи. Праздничной обувью были мужские кожаные сапоги и женские «коты» (тяжелые кожаные галоши). Зимой носили валенки, которые в начале XIX в. пережили свое второе рождение. Если раньше к короткому валенку пришивалось суконное голенище, то теперь они стали изготавливаться в виде высокого твердого валяного сапога.
Питание
С древних времен наши предки использовали богатый набор растительной и животной пищи.
Главным продуктом был ржаной (в богатых домах и в праздники — пшеничный) хлеб. Из проса (пшена), гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей — капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок, все шире входил в обиход картофель. Из капусты (летом — из щавеля или крапивы) и других овощей варили самое популярное блюдо — щи. Вторым блюдом, как правило, была каша, а позже — отварной в мундире картофель с солеными огурцами или грибами.
Мясо было редким продуктом на столах бедноты. Как правило, его ели лишь в Рождество и на Пасху. Это объяснялось не только слабым развитием животноводства, но и религиозными постами.
Зато рыба была более доступна. В зависимости от достатка и расположения села это могли быть: снеток, корюшка, окунь, карп, сазан, судак и т. п. В умеренных количествах употреблялись молочные продукты и яйца, растительное и, реже, животное масло.
Основными напитками были хлебный и свекольный квас, пиво, сбитень — горячий медовый напиток с пряностями, многочисленные и разнообразные наливки и настойки. В первой половине XIX в. широкое распространение получил чай (главным образом китайский). Вместе с тем популярными стали самовары и чайная посуда. Они считались признаком обеспеченности. «На заедки» употребляли яблоки, груши, вишню, сливу, смородину, крыжовник, малину, землянику, лесные орехи.
Еду готовили в глиняных горшках сразу на целый день и для сохранения тепла ставили в русскую печь. Впервые в этот период стали применять, наряду с глиняными, металлические горшки — «чугунки».
В городах в большом количестве открывались трактиры, чайные, буфеты для тех, кто не мог обедать дома.
Высшие слои общества предпочитали не традиционную русскую кухню, а европейскую, особенно французскую. Неотъемлемыми продуктами повседневного питания знати и богатых горожан стали кофе, какао («шоколад»), различные восточные сладости (курабье, халва, шербеты), бисквиты, французские, немецкие, испанские вина.
Досуг и обычаи
Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их едиными для каждого обрядами и традициями. Но и здесь различия были очевидны. Обязательными были, например, рождественские елки для богатой детворы с подарками и представлениями, балы и маскарады для знати, чиновничества. Для бедноты обычным делом в эти дни были народные гулянья, колядование — исполнение песен и стихов с последующим угощением или одариванием участников колядок.
Дворянство проводило дни не только на службе, но и в постоянном общении. В богатых столичных домах ежедневно обед накрывался на 100 человек. А бал или званый вечер мог обойтись хозяину в 50 тыс. рублей.
Обычаем, пришедшим из века XVIII, стал переезд помещиков в начале лета в загородные дворцы и дома. Взяв с них пример, загородными домами обзаводились чиновники, представители творческой интеллигенции. Проведя на лоне природы летние месяцы и даже часть осени, они возвращались в города в ноябре. Начиналась традиционная светская жизнь с балами, маскарадами, театральными премьерами, интригами.
Крестьянство проводило основную часть времени в труде и заботах о хлебе насущном. После того как Павел I запретил привлекать крепостных к работам в выходные и праздничные дни, крестьяне стали больше времени в эти дни проводить в совместных гуляньях и праздничных развлечениях.
Рождественско-новогодний цикл обрядов был связан со Святками. Накануне Рождества и после Нового года (до Крещения) гадали. Главным обрядом на Крещение был крестный ход к проруби за святой водой. Первым весенним праздником являлась Масленица, когда перед Великим (пасхальным) постом следовало вкушать жирную пищу. В течение Масленой недели пекли блины. Самой любимой забавой населения в эти дни было катание с гор на санках, салазках, бревнах. Богатые крестьяне, а также городские купцы и дворяне катались на санях, запряженных тройками. На Пасху были популярны спортивные массовые игры молодежи (бабки, лапта и др.), катание на качелях.
На Троицу, знаменовавшую начало лета, дома и церкви украшались березовыми ветками, а люди шли гулять в луга и леса. На праздник Ивана Купалы начиналось купание в реках и сбор целебных трав. Летние праздники и гулянья заканчивались на Петров день (29 июня по старому стилю), когда в предпраздничную ночь молодежь гуляла до рассвета, «встречая солнце».
К церковным праздникам обычно приурочивались ярмарки, сопровождавшиеся гуляньями, увеселениями, хоровым пением и хороводами. Торжественно отмечались и престольные праздники в честь святого, именем которого названа местная церковь. К этим дням было принято варить пиво в общем котле, закалывать быка, совместно принимать праздничную пищу.
Работные люди коротали свой непродолжительный досуг преимущественно в дешевых кабаках.
Семья и семейные обряды
Семья объединяла, как правило, представителей двух поколений — родителей и их детей. Такая семья обычно представляла собой многочисленный коллектив. Часто в семье насчитывалось 7—9 детей. Если среди детей было более половины мальчиков, то такие семьи не считались бедствующими. Наоборот, они были достаточно «крепкими», так как в них имелось много работников.
Среди основных семейных обрядов можно назвать крещение, свадьбу, похороны. В брак обычно вступали юноши в возрасте 24—25 лет, а девушки в возрасте 18— 22 лет.
Брак обязательно должен был получить официальное благословение при церковном венчании. Только такой брак считался законным. Непременным было и крещение каждого ребенка уже в первые месяцы жизни. Отпевание умершего в церкви или на дому также относилось к числу главных обрядов.
После женитьбы сына родители и близкие родственники, как правило, помогали ему построить собственный дом и обустроить его.
Выдача замуж дочерей сопровождалась передачей жениху приданого, которое начинали копить сразу после рождения будущей невесты. Многие его части создавались руками самой девушки в добрачный период. Особенно много было вышитых предметов одежды, белья и т. п.
Вопросы и задания
1. В каких жилищах проживали: столичная знать, незнатное дворянство, столичное чиновничество, крестьяне, городские мещане? 2. Какие изменения произошли в первой половине XIX в. в одежде различных слоев населения? Одежда каких сословий осталась практически без изменений? 3. Какие продукты питания составляли основу пищи россиян? 4. Составьте описание обычного и праздничного крестьянских обедов. 5. Какие новые явления в питании и повседневном быте высших слоев населения появились в начале XIX в.? 6. Какие черты жизни и быта знати заимствовали представители чиновничества и средних слоев городского населения? 7. Какие игры, обычаи и развлечения были характерны для праздников? 8. Как отмечали крестьяне начало лета? Когда это происходило?
Документ
Из книги В. В. Назаревского «Из истории Москвы. 1147—1913»
В екатериновское время Москве задавали тон вельможи, тон величественного великолепия…
Не то стало при Александре I. При нем все эти празднества у немногих раздробились между множеством живших в Москве семейств уже среднего дворянства. Стала развиваться клубная жизнь, общественные увеселения, театральные зрелища за плату. Английский клуб привлекал мужчин не только своими обеденными и карточными столами, но и своей читальней и политическими беседами; а танцевальный клуб — лиц обоего пола. Бульвары, недавно строившиеся особняками по линии своих проездов, переполнялись гуляющими. Кузнецкий мост, куда из Немецкой слободы перешли заграничные магазины, стал не только местом для покупок модниц и модников, но и местом прогулок и всевозможных свиданий. Балы, маскарады, рауты из домов екатерининской знати раскинулись по множеству дворянских домов Москвы и становились даже общественными и платными, когда устраивались в клубах. В театре на Арбатской площади шли всевозможные представления…
Вопросы к документу
1. Какие новые черты в быту столичного дворянства появились при Александре I? 2. Что нового появилось в планировке Москвы в эти годы? 3. Какие внешние изменения в городской жизни появились в Москве в первой половине XIX в.?
Расширяем словарный запас
Шорничество — изготовление из кожи конной упряжи.
Перейти в оглавление
XIX век подарил миру множество гениальных изобретений и произведений искусства. Были изобретены саксофон, дирижабль, пастеризация, электросварка, троллейбус и многое другое. В эту эпоху творили Достоевский, Толстой, Дюма и Гюго. Немало жизней унесли кровавые события XIX века – Наполеоновские войны, Гражданская война в США, Русско-турецкие сражения.
Инструкция
Жизнь дворянства
Существование не по средствам привело дворянство просвещенных стран в долговую зависимость. Многие разорились и влачили жалкое состояние. Постоянные баллы и пиры предыдущих веков значительно сказались на благосостоянии многих родов. Но это не значит, что в XIX веке балы и походы по салонам прекратились. Те дворяне, которые могли себе позволить траты, с радостью продолжали вести шикарный образ жизни. Те же, кто состоянием не обладал, брали ссуды, пытались сорвать куш в азартных играх, либо просто отправлялись за деньгами и славой в дальние края. Военные действия по всему земному шару благоприятствовали этому.
Купечество и буржуазия в XIX веке
Эти сословия сколачивали свои капиталы так стремительно, что постепенно начали смещать дворянство с ведущих позиций в мире. Строительство железных дорог, использование новейших изобретений, фабрики и заводы значительно обогащали этих нуворишей. В отличие от дворян, представители буржуазии не спешили пускаться в необдуманные траты. Полученные капиталы приумножались. Конечно, и здесь было не все так гладко – новые предприятия временами имели свойство разоряться, оставляя своих создателей без гроша в кармане.
Крестьяне и рабочие XIX столетия
В век промышленного роста наблюдался большой отток населения из деревень в города. Стоит отметить, что в большинстве случаев жизнь крестьян улучшилась. В России отменили крепостное право, благодаря чему деревенский народ мог трудиться на себя. Крестьяне из лаптей переодевались в сапоги, разбогатевшие могли сами нанимать работников.
Что же касается городов, то тяжелые условия труда и небогатый быт были обыденностью для рабочих. Жить нередко приходилось в казармах, работать по 14 часов, смертность была значительной. Тем не менее все больше деревенских жителей предпочитало отправляться на поиски счастья в города. Возрастала грамотность.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Технические новшества и общая демократизация XIX в. не только меняют общество, но и самого человека. Он иначе воспринимает время и пространство, по-другому выстраивает социальные связи, а также пользуется благами цивилизации. И это, в свою очередь, влияет на мир вокруг.
Время и пространство
После транспортной революции люди стали иначе ощущать пространство. То, что раньше занимало месяцы, отныне измерялось днями или даже часами. В начале XIX в., чтобы пересечь США, требовалось три месяца, а уже к середине столетия это занимало всего лишь неделю. Эти изменения не были глубокими, но зато стремительными и всеобщими на фоне урбанизации.
То же касалось освоения духовного пространства. Начальное образование давало представление о географии, газеты печатали актуальную информацию, а приключенческие романы будили эмоции и интерес к новому. К концу XIX в. во многих домах имелись карты и глобусы. Некоторые люди ставили флажки, отмечая колониальные владения своей страны. Буквально за одно-два поколения человек перестал воспринимать даль как нечто непонятное и враждебное.
Происходит трансформация в ощущении времени. Технический прогресс и освещение отодвинули наступление сумерек. Раньше распорядок дня, работа и ведение хозяйства диктовались световым днем. С наступлением ночи жизнь замирала. XIX в. стал эпохой света. В 20-е гг. появляются стеариновые свечи, в 50-е гг. — керосин и керосиновые лампы, улицы крупных городов освещаются газовыми фонарями, 80-е гг. — время появления электрического освещения. Это вело не только к экономическим последствиям, но и к новым формам досуга. Люди смотрят не на солнце, а на часы. Если раньше они были украшением ратуши, то теперь превращаются в предмет массового потребления.
Происходит унификация времени, продиктованная развитием железнодорожного транспорта. Если раньше работали местные системы исчисления времени, то с появлением поездов потребовалось четкое и одинаковое расписание. Изобретение телеграфа делает такую синхронизацию возможной. Последующий прогресс привел к установлению единого мирового времени в 1884 г. Люди меняют поведение, уходят от спонтанности и становятся социально дисциплинированными, начиная планировать и учитывать время.
Меняется ритм жизни. В аграрном обществе люди подчинялись смене сезонов. Индустриальный город таких скачков не имеет. Темп жизни ускоряется. Это связано не только с появлением машин, но новшествами культурной и политической жизни. Люди иначе относятся к труду. Если раньше крестьянин работал от рассвета до заката, делая произвольные перерывы на отдых, то наемный работник имеет четкий график, следовать которому обязан. В начале столетия из-за отсутствия правового регулирования досуг очерчен не был, у людей даже не существовало такого понятия. Но с введением соответствующего законодательства наемный работник начинает чувствовать свободное время как противоположное рабочему.
Индивидуализм и коллективное сознание
В XIX в. рушатся традиционные социальные группы. Появляется пространственная и общественная мобильность. Растет индивидуализм. Аграрное общество было коллективным, работа и семья оставались неделимы. Индустриализация вносит свои коррективы. У каждого появляется своя работа и свое расписание. Люди начинают стремиться к получению личного пространства. Капитализм стимулирует конкуренцию. Появляются политические и гражданские права. Сам феномен города стимулирует людей к личной свободе в противовес сельской общине с ее коллективной ответственностью.
Люди меняют поведение. Они начинают руководствоваться личным мнением, когда дело касается семьи или общества. Они сами выбирают работу, мужа или жену, имя ребенку — все это делает человек, а не священник или старший в роду.
Индивидуализм и чувство идентичности приводят к росту популярности зеркал и фотографии. Предрассудки уходят на второй план, люди смелее пользуются благами цивилизации и не боятся смотреть на себя со стороны.
Вместе с тем рост индивидуализма рождает парадоксальную ситуацию. Люди осознают, что несут ответственность за себя сами, и это рождает чувство неуверенности. Серые массы начинают стремиться к надежным социальным ориентирам. Быть «как все» дает ощущение защиты и комфорта. Однако такой поворот рождает протест отдельных экстравагантных личностей. Появляется такое явление, как эпатаж на публике.
Быт
В XIX в. улучшается качество жизни. Люди начинают лучше питаться. В Европе почти исчезает проблема голода. Еда распределяется равномернее. Хлеб и картофель остаются главными блюдами, но растительные и мясные продукты делаются доступнее. Сахар перестает быть роскошью. Развитие транспорта и пищевой промышленности удешевили продукты, увеличили сроки хранения и поставили их производство на поток. Например, пастеризация молока позволила снабжать им целые города. Свою роль играло и распространение холодильников.
Техника в домах становится обычным явлением к концу XIX в. Утюг, пылесос, стиральная и посудомоечная машины, кухонная плита больше не роскошь. Большой востребованностью пользуется электрическая лампочка, изобретенная Л. Н. Яблочковым и Т. Эдисоном. Механические устройства распространяются как предмет личного пользования. Печатная машинка, швейная машина А. Зингера, первые фотоаппараты на основе наработок Л. Дагера, фонограф Эдисона меняют представления о быте и превращаются в прообразы современной техники.
Приобретает популярность велосипед как наиболее доступное средство транспорта. Для преодоления больших расстояний используется железная дорога. Растет уровень комфорта. В 60-е гг. появляются спальные вагоны Дж. Пульмана. В 80-е гг. — скоростные маршруты. В 1885-1886 гг. К. Бенц и Г. Даймлер изобретают автомобиль с бензиновым двигателем. Первые машины не отличаются скоростью и остаются дорогими, но с их появлением возможно дальнейшее развитие, вылившееся в массовое автомобилестроение. В 1908 г. Г. Форд применил стандартизированный конвейер, что резко удешевило производство авто. Новая транспортная революция произошла с появлением самолета. В 1903 г. братья У. и Э. Райт совершают первый продолжительный полет на аэроплане.
Помимо транспорта, меняются средства коммуникации. Почта пользуется большей популярностью на фоне роста грамотности, а спрос побуждает к развитию соответствующей инфраструктуры. В 1837 г. появляется телеграф. С 60-х гг. протягиваются подводные кабели от Европы в страны Нового Света. Скорость передачи информации увеличивается в несколько раз. В 1876 г. А. Белл изобретает телефон, оказавшийся наиболее удобным средством связи для личного пользования.
Демократизация сказывается даже на одежде. Люди начинают одеваться более одинаково. Фабричное производство уменьшает цену и увеличивает доступность. Появляется понятие моды. Отныне тон задают не дворяне, а буржуазия, ценящая не изыск, а практичность. Исчезает тонкая талия. Вместо сюртука появляется пиджак. Отдается предпочтение простым цветам — серому и черному. Первоочередно это сказывается на мужской одежде. Женская одежда сначала сохраняет сложность и обилие аксессуаров, ведь так мужчина может продемонстрировать свой достаток. Однако рубеж веков меняет женское сознание. Эмансипация сказывается на внешнем виде: исчезают корсеты, появляются свободно спадающие платья и туники.
Фабричное производство меняет формы торговли. Появляются универсальные магазины, твердые цены, бренды и маркетинг. Узнаваемая эмблема и знакомый слоган превращаются в спутников продаж.
Общественные настроения
На волне индивидуализма люди делятся на два типа, по-разному воспринимая новшества XIX в. Для одних это расцвет, для других — упадок. Долгая эпоха мира, повышение уровня жизни, успех в науке, технике и культуре настраивают на оптимизм. Но параллельно растет неуверенность, теряются старые связи и социальные ориентиры. В потоке изменений люди перестают понимать, куда двигаться дальше.
Потерянные настроения рождают интерес к мистицизму. Даже критически мыслящие люди начинают ходить на сеансы, чтобы заменить переживания на простые и понятные объяснения.
Утрата прежних связей ведет к национализму. Он становится объединяющим началом из-за разрушения прежней модели социума. Его популярности способствуют либеральные и демократические тенденции. Неолиберализм охотно воспринимает идеи социал-дарвинизма. Международные отношения трактуются как борьба наций за существование, что требует единства внутри страны. Государственная пропаганда использует эти явления в собственных целях. Особенно ярко это проявляется во времена кризисов. Недовольным политикой массам напоминается, что они — одно целое и раскол ведет к упадку. Потому во времена социальных потрясений растут националистические настроения.
Феномен массовой культуры
Массовая культура возникает на рубеже XIX-XX вв. как реакция на повышение уровня образования, появление личного времени и перспективы заработка в свете увеличения доходов населения. Она же стала следствием демократизации. Высокая культура была недоступна низам во все времена. Массовая же объединяла низшие и средние слои, развлекала, предлагала нечто новое и давала элите возможность на этом заработать.
В результате массовая культура предлагала доступный стандартный продукт, не требующий специальных познаний. Ее самым распространенным выражением стало кино. В 1895 г. братья Люмьер в Париже показали первые движущиеся картинки. В 1905 г. появляются кинотеатры. Кино было дешевым, понятным и при этом зрелищным. Оно идеально воплотило все тенденции: культурные требования масс, технические возможности, соответствие вкусам большинства и возможность получить доход.
Еще одним массовым форматом стал спорт. Он отличался профессионализмом, четкой организацией и коммерциализацией. Росло количество подвидов. Прописывались правила. Вводился состязательный момент и понятие рекорда. Вместе с этим появляются первые болельщики, наднациональные организации и международные соревнования. Приобретает популярность велосипед. Для женщин он превращается в элемент равноправия, ведь им можно пользоваться наравне с мужчинами, нося брюки.
Новой формой досуга становится туризм. До транспортной революции поездка имела цель, после же нее сама поездка превращается в таковую. Возникают туристическая инфраструктура, бюро и путеводители. Промышленность производит специальные продукты.
По мере роста благосостояния населения и введения оплачиваемых отпусков рождается развлекательная индустрия с мюзик-холлами, кабаками, варьете и театрализованными шоу.
В российских городах были такие районы, где проживали бедняки, неработающие и пьяницы. Такие места были самыми страшными и без надобности туда посторонние не заходили. Один из самых известных таких районов – Московская Хитровка. Там находился рабочий рынок. Однако наем рабочих шёл слабо, а людям было нужно где-то жить. Вот они и стали здесь размещаться. К концу XIX века на Хитровке проживало 5 тысяч человек. Часто люди, не нашедшие работу, оставались ночевать прямо на земле либо отправлялись в местные ночлежки. Состав населения Хитровки был разнообразным – от бывших заключённых до разорившихся помещиков. Все они жили в основном за счёт попрошайничества и мошенничества.
В ходе урока вы узнаете об изменении облика городов, жизни городских «верхов», рабочих и студентов, крестьянском быте.
После отмены крепостного права в России начался рост населения. Если в 1860 году количество жителей государства составляло семьдесят четыре миллиона, то к 1897 году этот показатель вырос до ста двадцати шести миллионов.
Россия оставалась преимущественно аграрным государством. Около 87 % населения проживало в сельской местности.
В 1863 году в России было только три города, количество жителей которых превышало сто тысяч человек. Это Москва, Петербург и Одесса. К 1897 году число таких городов возросло до четырнадцати.
Это значит, что в государстве происходил процесс урбанизации, то есть роста городов и городского населения.
Изменился облик городов. Строились здания, которые соответствовали духу времени и нуждам населения. Появлялись вокзалы, рестораны, рынки, торговые пассажи.
Торговые ряды и мелкие лавочки вытеснялись магазинами. Например, в 1893 году в азиатском стиле был построен чайный дом Перлова. Для посетителей предназначались шёлковые пуфики, на которые можно было присесть и попробовать чай. Здесь же открыли народную читальню.
Улицы в городах мостились булыжником. Однако его круглая форма была не очень удобной и создавала неудобства при движении. Тогда стали использовать гранитную брусчатку. Но и у неё были недостатки. Основным был постоянный грохот, который создавали колеса, едущих по улицам повозок. В конце XIX века в некоторых городах стало появляться асфальтовое покрытие.
Керосиновые и газовые фонари были заменены электрическими лампами. В 1878 году благодаря изобретению Павла Яблочкова электрическим светом наполнились Михайловский манеж и Большой театр. Однако люди ещё остерегались электричества. Ходили слухи, что оно искажает естественные цвета и очень вредно для глаз.
Была расширена сеть городских водопроводов.
Рост предпринимательства и необходимость быстрой передачи сообщений привели к улучшению средств связи. В середине XIX века появился телеграф. Первая станция была открыта 1 октября 1852 года на Николаевском вокзале. Телеграмму можно было отправлять между Петербургом и Москвой. Но это было очень дорого и использовалось только в случае сильной необходимости. К 1860-м годам телеграфные линии соединяли почти все губернские города. В 1871 году открыта самая длинная в мире телеграфная линия между Москвой и Владивостоком.
В 1882 году в крупных российских городах появились общественные телефонные станции. Первая междугородная телефонная линия соединяла Петербург и Гатчину. А в 1898 году впервые жители Москвы и Петербурга смогли позвонить друг другу по телефону. Разговоры были очень дорогими, а заявку на осуществление звонка необходимо было подавать заранее.
Изменился городской транспорт. В 1860-х годах в Петербурге была проложена конка – городская железная дорога на конной тяге. Позже она появилась и в других российских городах. В вагонах можно было ехать как внутри, так и снаружи. Проезд стоил 3 копейки за наружное место и 5 копеек за внутреннее. Для столичных чиновников, офицеров или профессоров это были вполне приемлемые цены. Простые люди ходили пешком или ехали «зайцем» на задней площадке, пока их не сгонял кондуктор.
2 мая 1892 года в Киеве был пущен первый электрический трамвай. Проехал он по Александровскому спуску. Людям настолько понравился новый вид транспорта, что они по несколько раз в день на нем катались. Позже, 7 апреля 1899 года, трамвай появился в Москве.
Узнаем, как изменился быт разных слоёв общества.
В центральных районах городов располагались дворянские особняки. К ним примыкали купеческие кварталы. Купцы жили в двух- или трёхэтажных особняках. Первый этаж занимала прислуга. На верхних этажах находились жилые и парадные комнаты. Обстановка в них была достаточно простой.
В купеческих кварталах придерживались старинного уклада жизни. Еда была больше сытной, чем дорогой. Любили купцы пить чай из самоваров.
К концу XIX века купцы Петербурга уже могли себе позволить заказать проект особняка у знаменитого архитектора. По внешнему виду купцов было сложно отличить от дворян. Образ жизни также напоминал дворянский. Во время приёмов за столом часто прислуживали официанты из дорогих столичных ресторанов.
К высшим слоям городского общества относилась состоятельная интеллигенция – профессора, врачи, артисты. Они жили не в собственных особняках, а в многоэтажных доходных домах, расположенных ближе к центру города. К квартирам вели просторные, красивые лестницы, покрытые коврами. В доме стали появляться лифты, у входа посетителей встречал швейцар. Квартиры интеллигенции состояли из множества комнат. Состоятельные люди могли позволить себе более шести комнат. Помещения в квартире делились на парадные и жилые. Особой гордостью хозяев таких квартир были рабочие кабинеты и библиотеки.
Одежда городских жителей отличалась практичностью. В середине XIX века в мужском гардеробе появилась визитка – длинный приталенный сюртук. Носили его, как правило, с чёрными в серую полоску брюками.
В 60-е годы XIX века утвердился классический вариант мужского костюма, который включал в себя брюки, жилет и пиджак.
Разнообразными были мужские головные уборы: фетровые шляпы, котелки, летние соломенные канотье.
Женщины строго следили за всеми изменениями в моде. Если в 1850-е годы носили юбки на кринолине, то в 1870-е годы в моду вошли прямые юбки с турнюрами – небольшими подушечками, прикреплёнными чуть ниже спины. Однако уже к 80-м годам XIX века и эта мода прошла. Юбки стали уже, женщины отказались от неудобных корсетов. Модным стало сочетание юбки и блузки. Появился деловой стиль одежды. Это был «костюм тайлер», состоящий из жакета, длинной юбки и блузки. Женщины начали носить галстуки.
На окраинах губернских городов жили мещане, бедные чиновники и простые люди. Селились они в одноэтажных домах с садом.
Города, где были построены университеты, отличались большим количеством молодёжи. Студенты снимали комнаты в прилегающих к университету домах. Такие районы называли «латинскими кварталами».
В 1882 году во дворе Петербургского университета была построена Коллегия Александра II, при ней размещалось общежитие для студентов. Оно было более благоустроенным по сравнению с окраинными.
В Казанском университете 6 студентов, с разрешения местной полиции, жили в доме, предназначенном на снос. На всех было только два комплекта одежды, в которых они по очереди и ходили на занятия.
Извозчики и мелкие ремесленники жили в пригородах-слободах. Здесь сохранялся традиционный жизненный уклад. По праздникам жители слобод обязательно посещали церковь.
Особой была жизнь на рабочих окраинах. Селились рабочие в фабричных казармах, доходных домах или ночлежках. Жилые помещения в казармах представляли собой комнаты, уставленные нарами. Спали, подкладывая под голову собственную одежду. Иногда на одном лежаке могли находиться по несколько человек. Только к 1880-м годам начали строить благоустроенные казармы. Здесь рабочим выдавали тюфяки, подушки, белье. Обязательно должна была быть спальная одежда. За проживание в казармах рабочие не платили.
В одежде рабочих сочетались городские и деревенские черты. Мужчины надевали пиджаки на простые рубахи. Головным убором для них служил лаковый картуз.
Разнообразным был досуг горожан. Люди среднего достатка ходили в трактиры. Женщин туда не пускали, так как посещение подобных заведений считалось для них неприличным.
Состоятельные горожане любили посещать рестораны.
Горожане полюбили театр. Постоянные ложи были забронированы за знатью и купцами. На галёрке можно было увидеть студентов.
Простой народ любил посмотреть на выступления уличных музыкантов. Частыми были выступления зверинцев. Среди рабочих часто устраивались кулачные бои.
Крайне медленно менялась жизнь крестьян. Они продолжали жить в деревянных избах и носить простую одежду.
Но постоянные контакты с городом внесли свой вклад в крестьянский быт. Для освещения домов стали использовать свечи и керосиновые лампы. Деревянную посуду сменила глиняная.
Мужчины по праздникам носили красные ситцевые рубахи и сапоги «в гармошку». На ногах крестьянок красовались башмаки или полусапожки. Важным изменением в одежде стала ткань. Вместо грубого домотканого полотна, женщины шили себе наряды из сатина или шёлка. Модными стали сочетания кофты и юбки, вместо платья.
Давайте подведём итоги.
Во второй половине XIX века быстрыми темпами шёл процесс урбанизации.
В быту тесно переплетались традиции и индустриальные новшества.
Разительно отличалась жизнь городских «верхов» от жизни рабочих и бедной интеллигенции.
Изменения практически не коснулись крестьянского быта.
- Главная страница
-
Общество
-
Образование
Прошлое всегда романтизируют. Было бы, что там восхвалять — иногда такая жизнь и в страшном сне вряд ли приснится.
XIX век описывали самые талантливые авторы столетия. Благодаря многочисленным романам мы можем составить общее впечатление о жизни людей в прошлом. Однако писатели — страшные романтики, поэтому в некоторых вопросах им лучше не доверять. Особенно если вас интересует реальная история.
Мы собрали 9 самых неловких фактов о жизни в XIX веке. Для современного человека они покажутся странными и в какой-то мере пугающими. Но тогда, почти 200 лет назад, эти вещи были обыденностью. Видимо, нам очень повезло, раз мир и жизненный уклад так сильно поменялись.
Анорексию принимали за мошенничество и магический дар
В Викторианскую эпоху девушки массово начали отказываться от еды. Они считали, что могут прожить и без пищи — и все благодаря врожденным магическим способностям. Врачи прошлого были уверены, что это очередной способ мошенничества. Сейчас очевидно, что речь шла о расстройствах пищевого поведения.
Британцы сходили с ума по всему египетскому
В XIX веке богатые английские туристы хлынули в Египет ради одной цели: все хотели привезти домой сувенир в виде реальной мумии. Если все получалось, то на родине египтоманы обязательно устраивали вечеринку с разбинтовыванием мумии.
Корсеты исчезли благодаря рентгену
Всем известно, что в те времена женщины грезили о тонкой талии и носили корсет чуть ли не сутками. Из-за этого страдали внутренние органы и нарушалось кровообращение — как итог, дамы постоянно падали в обморок. С изобретением рентгена в 1895 году удалось показать всю опасность моды.
Кринолин мог убить или спасти жизнь
Юбки на кринолине (каркасе под одеждой) к XIX веку стали очень популярны. С одной стороны, дамам в них было только удобнее — не приходилось надевать юбки в несколько слоев. Однако мода на кринолин была неоднозначной: известны случаи гибели девушек из-за того, что загорался кринолин. При этом в газетах можно было найти и новости другого толка: так, в 1885 году Сара Энн Хенли выжила после падения с 75-метровой высоты благодаря кринолину. Он якобы сработал как парашют.
Брюки считались самым неприличным предметом гардероба
Эту стандартную вещь из мужского гардероба часто называли “непроизносимой”. Брюки и все, что с ними связано, считались неприличным элементом одежды. В принципе, руки и ноги были окутаны ореолом вульгарности. Для их обозначения предпочитали использовать общее слово “конечности”.
Из судов делали шоу
В XIX веке часть судебных заседаний делали открытыми. Это стало своеобразным народным развлечением. В основном зрители собирались на разводы — во время процесса можно было узнать чужие секреты и подхватить грязные сплетни.
В XIX веке День святого Валентина был не только праздником любви
В прошлом ко Дню святого Валентина отправляли не только любовные послания, но и оскорбительные валентинки. Адресатом мог стать неприятель, начальник, раздражающий сосед — в общем, кто угодно, кто вам не по душе. Содержание открыток могло быть просто шутливым, а могло переходить все границы допустимого.
Умная женщина считалась плохой женщиной
Считалось, что чем выше уровень интеллектуального развития женщины, тем хуже ее здоровье. Люди в XIX веке полагали, что образование может даже помешать девушке стать матерью в будущем. Многих девочек не учили писать и читать якобы ради сохранения их же рассудка и самочувствия.
Приходилось подрывать здоровье ради готического образа
К середине XIX века в моду вошла готика. Мода быстро перестроилась под новые нужды общества. Ради бледной кожи женщины сосали свинцовые карандаши. Другие пили уксус, доводили себя до истощения и подкрашивали вены.