Биография Одоевского
13 Августа 1803 – 11 Марта 1869 гг. (65 лет)
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 299.
Владимир Федорович Одоевский (1804 – 1869) – русский писатель и мыслитель эпохи романтизма, один из основоположников русского музыкознания. Будучи представителем старинного знатного рода, сделал очень много для простого народа, закрепив за собой славу филантропа. Биография Одоевского для детей интересна и увлекательна, и будет особенно полезна для учеников 4 класса.
Детство и юность
Владимир Федорович Одоевский родился в Москве 30 июля (11 августа) 1803 года, став последним представителем княжеского рода Одоевских — одной из старших ветвей Рюриковичей.
Когда Володе было четыре года, умер его отец. Мать повторно вышла замуж, отдав сына знатным родственникам. Так воспитанием мальчика занялся двоюродный дядя по отцовской линии, генерал Дмитрий Андреевич Закревский.
Во время обучения в Московском университетском благородном пансионе Владимир заинтересовался литературой и философией, став завсегдатаем литературных кружков. После окончания пансиона с золотой медалью, в 1823 году поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел. В этот период юный Одоевский с компанией единомышленников организовал философское «Общество любомудрия».
Жизнь в Петербурге
В 1826 году Одоевский переехал в Петербург, где поступил на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел. В конце 1820-х годов был пожалован придворным званием камер-юнкера, но не переставал писать рассказы – к этому занятию он пристрастился еще во время учебы в пансионе.
Жизнь и творчество Владимира Федоровича Одоевского были неразрывно связаны с культурной деятельностью страны. Занимаясь творчеством, он взаимодействовал с редакторами «Литературной газеты» и изданием «Северные цветы».
В своем доме Одоевский открыл литературный салон, в котором собирались известные российские писатели и музыканты. В салоне Одоевского часто бывали Михаил Лермонтов, Александр Грибоедов, Федор Достоевский, Николай Гоголь и многие другие выдающие личности своего времени.
Литература и музыка
Первую писательскую славу Одоевскому принесли его «Пестрые сказки», опубликованные в 1833 году. Ими восхищался Н. В. Гоголь, произведение очень тепло приняли и простые читатели.
Спустя год вышла книга Владимира Федоровича «Город в табакерке», следом за ней – «Сказки и повести для детей дедушки Иринея». Эти произведения прославили Одоевского как замечательного сказочника, чье творчество сравнивали с Гансом Христианом Андерсеном.
Весьма интересен и роман В. Ф. Одоевского «4338 год: Петербургские письма», в котором писатель предсказал такие блага современной цивилизации как мобильные телефоны, принтеры и прочие технические устройства.
В краткой биографии Одоевского большое место занимает и музыка, которой он увлекался с ранних лет, особенно ее теоретической частью. Изучив огромное количество материала, он пришел к мнению, что музыка базируется на математических законах. Его перу принадлежат книги «Об исконной великорусской песне», «Русская и так называемая общая музыка», «Музыка с точки зрения акустики». Одоевский стоял у истоков музыковедения в России.
Общественная деятельность
Владимир Федорович много времени уделял благотворительности и участию в общественной жизни страны. Он был ярым противником крепостного права, выступал за тюремную реформу и введение системы суда с участием присяжных. Благодаря участию Одоевского были построены больницы, приюты для сирот. На протяжении всей жизни он всячески поддерживал малоимущих, не отказывал в помощи тем, кто остро в ней нуждался, и считал что самое важное для человека – быть милосердным и сострадательным к другим.
Личная жизнь
Супругой Одоевского стала фрейлина императрицы, Ольга Ланская, с которой писатель обвенчался в 1826 году. Будучи светской дамой, блистательной красавицей, Ольга смогла стать настоящим другом для Одоевского, помогала ему держать литературный салон. Большой трагедией для супругов стало отсутствие детей в браке.
Скончался Владимир Федорович 27 февраля (11 марта) 1869 года в Москве, похоронен в Донском монастыре. После смерти последнего князя Одоевского вдова передала его книжный архив в Императорскую публичную библиотеку, а музыкальный – в Московскую консерваторию.
Тест по биографии
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Zubyk Yt
10/10
-
Мария Борисюк
10/10
Оценка по биографии
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 299.
А какая ваша оценка за эту биографию?
Детские и юношеские годы
Будущий писатель родился в Москве, дата его рождения — 11 августа 1804 года. Отец его, Фёдор Сергеевич, изначально был военнослужащим, а впоследствии перешёл на должность главы московского филиала Государственного ассигнационного банка. Мать, Екатерина Алексеевна, была из семьи прапорщика. Несмотря на благородное происхождение, родители жили довольно бедно.
Когда Володе исполнилось четыре, его отец ушёл из жизни. Мать снова вступила в брак, а мальчика взял на воспитание дядя по линии отца, генерал Дмитрий Закревский. В детстве ребёнок был дружен со своим двоюродным братом Александром Одоевским, будущим декабристом.
В 12-летнем возрасте Володя поступил в университет благородного пансиона в Москве. В этот период мальчик заинтересовался философией. Особенно ему импонировало творчество Фридриха Шеллинга. Мальчик стал постоянным посетителем литературных кружков, приходил на собрания Общества любителей русской словесности. По окончании учёбы он был отмечен золотой медалью.
После института Владимир занялся изучением литературы и философии. Также его увлекали и другие науки:
- химия;
- анатомия;
- физика;
- точные науки.
В 1823 г. князь Одоевский вместе с бывшими одноклассниками, находясь в литературной среде, основывает творческое общество. Его участники хотели создать уникальную русскую философию, которая могла бы стать базой для новой литературы. Сами они предпочитали называться «любомудрами» и считали философию наукой, путём к познанию бытия.
С 1823 года Владимир трудится в Московском архиве Коллегии иностранных дел. Работу он совмещает с участием в кружке «любомудров», заседания которого проходят у него на квартире. После восстания декабристов в 1825 г. их общество было распущено.
В этот же период Одоевский начинает пробовать свои силы в литературе. Совместно с Вильгельмом Кюхельбекером выпускает альманах «Мнемозина». Тогда же он начинает писать роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино», который так и не был закончен.
Переезд в Санкт-Петербург
В 1826 г. Одоевский перебирается в тогдашнюю российскую столицу. Он устраивается трудиться в комитет цензуры при Министерстве внутренних дел. В конце 1820-х годов Владимир удостаивается звания камер-юнкера. По работе писатель редактировал «Журнал МВД». Он задействовал связи в комитете цензуры, чтобы получить добро на возобновление выпуска «Отечественных записок». В этот же период литератор участвует в кружке Белинского и готовит собрание сочинений в трёх томах, которое было выпущено в 1844 г. и не переиздавалось по сей день ни разу.
Он живёт в Мошковом переулке, где вместе с супругой держит литературный салон. Дома у них часто бывали российские и зарубежные писатели и музыканты, однажды приезжал сам Ференц Лист. Писатель увлекается мистикой, алхимией и масонством.
Считается, что этот период — вершина его творческой карьеры. Он пишет сказки, дидактические и романтические повести, публицистические статьи, выпускается в «Вестнике Европы» и «Современнике».
В одном из своих последних произведений, написанных в Санкт-Петербурге («Русские ночи»), Одоевский сполна воплотил разочарование, которое испытывал, глядя, куда движется отечественная литература, а также какой след это оставит в истории. Вместо сочинительства он решает перейти к труду на благо общества и помощи людям. В 1846 г. писатель он становится руководителем Румянцевского музея и помощником главы Императорской публичной библиотеки. В последние годы почти ничего не писал, новые произведения выходили с периодичностью один раз в несколько лет.
Возвращение в Москву
В 1861 г. он переезжает обратно в родной город вместе с Румянцевским музеем. К тому времени Одоевский уже разочаровался в мистицизме и увлёкся новоевропейским естествознанием. Он начал пропагандировать ценности народного просвещения, но особого успеха на этом поприще сумел добиться только после прибытия в Москву. Здесь же он становится сенатором в одном из департаментов.
Владимир в этот период входит в кружок великой княгини Елены Павловны. Он приветствует ряд нововведений в России, направленных на увеличение свободы:
- тюремную реформу;
- отмену крепостного права;
- внедрение суда присяжных.
Писатель положительно отнёсся к облегчению правил цензуры, которое произошло в 1865 г. При этом он был последовательным противником системы предостережений, позаимствованной из наполеоновской Франции. Одоевский выступал за отмену безусловного запрета ввоза на территорию России книг, которые казались враждебными и крамольными.
Наличие разносторонних интересов сохранялось у Владимира до последних дней. Это повлияло на жизнь и творчество Одоевского. Незадолго до смерти он, уже старый, всерьёз увлёкся стенографией. Писатель даже начал готовить «Руководство к постепенному изучению русской скорописи», но не успел завершить эту работу.
Болезнь и смерть
В последние годы жизни Одоевский становится большим другом о. Дмитрия Разумовского, известного московского писателя и исследователя церковной древнерусской музыки. По рекомендации Владимира тот стал руководителем новой кафедры при Московской консерватории. Перед смертью батюшка исповедовал и причастил писателя.
Одоевский ушёл из жизни после продолжительной болезни 11 марта 1869 г., когда ему было 64 года. Похоронен в Донском монастыре. После его смерти не осталось какого-либо состояния. В последние дни его особенно сильно поддерживала заботливая и верная супруга. Когда Владимир скончался, она передала его книжный архив в Императорскую публичную библиотеку. Всё, что было связано с музыкой (рукописи, ноты, энгармонический клавицин), отправлено ею в Московскую консерваторию. Переданные предметы стали основой для создания музея при этом заведении. Жена пережила Одоевского всего на пять лет.
Личная жизнь
В 1826 году, вскоре после переезда в Санкт-Петербург, Владимир женится на 29-летней Ольге Степановне Ланской, дочери гофмаршала. Она была старше супруга на 7 лет, но это не стало помехой для любви. Их брак был устроен при помощи тётушки Одоевского. Она была фрейлиной при императрице Елизавете Алексеевне и сумела привить окружающим привязанность к избраннику. Это было важно, поскольку будущий писатель, будучи братом декабриста, считался не лучшей партией, да и в семье невесты его не слишком жаловали.
Супруга смогла одарить своего мужа материнской нежной любовью, которой ему так сильно недоставало в детские годы. Художник Соколов написал её портрет, сохранившийся до наших дней. По нему можно судить, что Ольга Степановна была красавицей. При этом девушка имела типичный темперамент светской дамы, что не совпадало с характером Одоевского.
Постепенно тщеславие и забота жены стали обузой для писателя. При этом она помогала ему содержать литературный салон при квартире. Со временем он разделился на две части: светский, где заведовала Ольга Степановна, и музыкально-литературный, главой которого был сам Владимир Фёдорович.
В браке супруги так и не смогли завести детей. Одоевский сильно расстраивался из-за этого, поскольку он очень хотел собственных малышей. К сожалению, ситуацию так и не удалось исправить. Со смертью писателя прекратил существование дворянский род, выходцем из которого он был.
Карьера литератора
В 1833 году Одоевский выпускает свои «Пёстрые сказки», которые понравились и читателям, и коллегам (в частности, Гоголю). Через год отдельной книгой издан «Городок в табакерке». Его произведения сравнивают со сказками Андерсена. Классикой считаются «Сказки и повести для детей дедушки Иринея», изданные в форме сборника в 1838 г.
В незаконченном романе-утопии «4338 год», работа над которым велась в 1837, писатель предсказывает появление принтеров, телефонов, интернета и блогов. Подводя черту под своими литературными трудами, в 1844 году Одоевский выпускает сборник философских рассказов и эссе «Русские ночи» с нетипичным для писателя содержанием. Наиболее известными произведениями из этого списка являются:
- «Город без имени»;
- «Последнее самоубийство».
Там описываются последствия, ставшие результатом реализации закона Мальтуса о росте населения в геометрической прогрессии, а природных произведений — в арифметической, а также теоремы Иеремии Бентама, которая считала полезное начало целью всех действий человека.
Писателя вдохновляла музыка, он стал автором произведений «Последний квартет Бетховена» и «Себастиян Бах». Одоевский Владимир Фёдорович, книги которого были известны по всей стране, был сторонником просвещения. Он регулярно публикуется в сборнике «Сельское чтение» и становится одним из его издателей. В рамках этого издания выпускались интересные статьи на общеобразовательную тематику. Есть мнение, что Одоевский ещё писал стихи и поэмы, но это не так.
Музыкальное творчество
Одоевский с детства увлекался музыкой. Его больше привлекала теоретическая деятельность. Он интересовался как классикой и музыкой оркестров, так и народными традициями. Владимир Фёдорович фиксировал народные напевы и выводил собственные теории.
В 1840-е писатель увлёкся изучением церковной музыки. Он узнавал о традициях, определял возможности инструментов. Можно сказать, что Одоевский стал одним из создателей музыковедения в нашей стране. Он изобрёл собственный музыкальный инструмент — энгармонический клавицин — и заказал его изготовление. Это обошлось ему в 300 рублей. Прибор представлял собой фортепиано молоткового типа с клавишами, разделёнными на две части. Сегодня посмотреть на это устройство можно в столичном музее имени Глинки.
Одоевский обладал стойким убеждением в том, что музыка построена на научных законах математики. Этим его мнением интересовались многие известные музыканты и композиторы той эпохи. В его салоне бывали:
- Михаил Глинка;
- Милий Балакирев;
- Антон Рубинштейн и др.
Общественная деятельность
Одоевский много занимался благотворительностью, широко участвовал в общественной жизни страны. Он был последовательным противником крепостничества и постоянно выступал за его отмену. Из-за этого Владимир Фёдорович даже пошёл на конфликт с отдельными представителями дворянских родов. Он приветствовал введение суда присяжных, позаимствованного из Великобритании.
В заслугу писателю можно поставить заботу о судьбе детей-сирот. Он стал спонсором детских приютов, проводил поиск педагогов, участвовал в их построении и последующем благоустройстве. Именно Одоевский принимал решения о возведении Максимилиановской и Елизаветинской больниц. Владимир Фёдорович широко поддерживал нуждающихся. В 1846 году по его инициативе в Санкт-Петербурге было открыто Общество посещения бедных.
Свою благотворительную деятельность Одоевский продолжил и в Москве. Здесь он участвовал в открытии консерватории и создании Русского музыкального общества. Владимира часто звали на собрания артистических кружков Москвы и Общества любителей русской словесности. Там писатель часто зачитывал лекции, рассказывал примечательные факты и считался одним из лучших собеседников.
Значение трудов Одоевского
В советское время Владимира Фёдоровича было принято считать одной из периферийных фигур отечественной литературы. Его творчество, по мнению тогдашних критиков, переходило от природной философии к мистицизму и потому невысоко ценилось, изучалось кратко. В его честь не называли улиц и не открывали памятников. Наиболее популярной была сказка «Городок в табакерке», да и то только как полезное введение к изучению механических законов.
Интерес к его наследию возник лишь в середине 1970-х. Сейчас принято особенно подчёркивать значение Владимира Фёдоровича как родоначальника российского музыковедения. Одна из столичных музыкальных школ, расположенная в Докучаевском переулке, носит имя литератора. Одоевский Владимир Фёдорович, краткая биография для детей которого сейчас представлена в учебниках литературы, наконец-то занял заслуженное место среди писателей-классиков России XIX века.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Рассказ о жизни и творчестве Одоевского
В. Ф. Одоевский родился в 1803 году, и прожил 66 лет. Князь писал, занимался философией, музыкой, был одним из самых умных и грамотных людей того времени. Учился в благородном пансионе города Москвы. В 1823 г. вместе с поэтом Д. В. Веневитиновым был главным членом общества любителей мудрости, где изучалось немецкое любомудрие и создавалась философия России. Вместе с В.К. Кюхельбекером был издателем альманаха «Мнемозина» в 1824-1825 годах. В.Ф.
Одоевский перебрался жить в Петербург в 1826 году. Он работал при Департаменте духовенства иностранцев, после чего был заместителем начальника Центральной библиотеки. В доме Одоевского были собирания писателей, поэтов, художников и музыкантов, он был духовным центром того времени.
Эти собрания постоянно посещал А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь. После чего Одоевский был также одним из сотрудников пушкинского «Современника».
Среди большого количества произведений Одоевского центральное место имеют его «Русские ночи» — беседа между группой молодых людей на философскую тему. В этот сборник попали рассказы и повести, два из которых очень выделяются: «Бригадир» и «Себастьян Бах». В последнем автор изложил изящно и просто биографию Баха, выразил свое отношение к искусству, а именно к музыке. Изучению основам музыки он посвятил большую и лучшую часть своей жизни.
Краткий рассказ о жизни творчестве Владимира Федоровича Одоевского для 4 класса
Жизнь и творчество Одоевского 4 класс
Родился в августе 1803 года в Москве, русский писатель и музыкальный критик. Владимир является предком Рюриковичей. Его отец руководил Государственным банком в Москве. Любовь к литературе и писательству у мальчика проявилась в раннем детстве, а позже в 1822 году он успешно окончил Московский университет при пансионе.
В 20-е годы Владимир часто посещал собрания русской словесности, где руководителем был Ф. Глинка, а также постоянно ходил на кружок известного переводчика С. Раича. В 1821 году журнал «Вестник Европы» впервые опубликовал перевод статей Одоевского с немецкого языка. Этот год стал началом биографии Владимира Федоровича, как писателя. Позже в том же журнале публикуют «Письма к Лужницкому старцу». Одно из писем очень заинтересовало А. С. Грибоедова, и он лично встретился с писателем. После знакомства они остались друзьями на всю жизнь. В 1823 году Владимир становится руководителем кружка «Общество любомудрия», основным направлением которого стала немецкая философия.
В 1825 году писатель совместно с Кюхельбекером создал альманах «Мнемозина», в котором были напечатаны издания не только их, но и других знаменитых поэтов. Одоевский был поклонником Шеллинга и его философского взгляда на жизнь, и поэтому написал множество статей, которые направлены на осветление проблем в эстетике. Долгое время его увлечением была патристика и проявление большого интереса к исихазму.
В 1826 году вступил в членство цензурного комитета и участвовал в нем, как помощник и составитель цензурного устава. Позже перешел на должность библиотекаря, когда комитет переименовали в министерство просвещения. В 1834 году в публикацию вышла сказка Одоевского «Городок в табакерке», которая очень полюбилась русским детям. Так как Владимир был очень трудолюбивый, то в 1846 году ему удалось получить место в Императорской библиотеке и занять место помощника директора, а также стать заведующим Румянцевского музея, находившегося в Санкт-Петербурге. В 1861 году Владимир становится сенатором.
Вплоть до 60 – х годов Одоевский плотно занимается писательской деятельностью и издает детские сказки, которые попадают в учебные хрестоматии. Всю свою жизнь писатель посвятил сближению европейской и российской культур.
Смерть настигла Владимира Федоровича 11 марта 1869 года в Москве.
4 класс.
Рассказ о жизни и творчестве Одоевского
Несколько интересных сочинений
- Анализ сказки Андерсена Дюймовочка
Произведения Г. Х. Андерсена, предназначенные для детей, это мир героев с разными характерами, судьбами, взаимоотношениями. Но они, как правило, имеют счастливый конец.
- Герои повести Капитанская дочка и их прототипы
Александр Сергеевич Пушкин писал свои гениальные произведения не только в поэтическом стиле, но и в прозе. Одной из таких работ стал роман «Капитанская дочка», в идею которого легло реальное историческое событие.
- Образ и характеристика Михея Тарантьева в романе Обломов Гончароваа сочинение
Михей Андреевич Тарантьев первый раз появляется в доме Обломова в самом начале романа. О его предыстории не известно почти ничего. Читатель знает только, что деревня Тарантьева
- Анализ повести Вешние воды Тургенева
Произведение относится к позднему лирическому творчеству писателя и в качестве основной тематики рассматривает проявление человеческих взаимоотношений.
- Сочинение Чем опасны конфликты?
Чем опасен конфликт? Какими могут быть последствия упорного противостояния? Конфликт может произойти не только между малознакомыми и вспыльчивыми людьми. Ссорятся между собой друзья
Детство и юность
Владимир Федорович Одоевский родился в Москве 30 июля (11 августа) 1803 года, став последним представителем княжеского рода Одоевских — одной из старших ветвей Рюриковичей.
Когда Володе было четыре года, умер его отец. Мать повторно вышла замуж, отдав сына знатным родственникам. Так воспитанием мальчика занялся двоюродный дядя по отцовской линии, генерал Дмитрий Андреевич Закревский.
Во время обучения в Московском университетском благородном пансионе Владимир заинтересовался литературой и философией, став завсегдатаем литературных кружков. После окончания пансиона с золотой медалью, в 1823 году поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел. В этот период юный Одоевский с компанией единомышленников организовал философское «Общество любомудрия».
Биография Одоевского для детей 3, 4 класса
В.Ф.Одоевский родился в августе 1803 года в Москве, в семье князя Одоевского и являлся последним представителем рода Рюриковичей. Владимир Федорович считается одним из известных писателей-мыслителей, философом и публицистом. Вообще Одоевский был великим человеком, во время своей жизни он не только писал книги, но и занимался меценатством, был изобретателем музыкальных инструментов, работал с бедными, помогал строить детские дома, больницы.
Свое образование Владимир Одоевский получил в Московском институтском благородном пансионе. Уже во время учебы он занялся вплотную литературой. Первыми его работами были переводы с немецкого языка писем известных философов.
По окончанию учебного заведения Одоевский начал работать в Московском архиве Коллегии иностранных дел, одновременно он стал посещать собрание №Общество любомудрия», где познакомился с такими известными людьми, как Грибоедов, Киреевский, Кюхельбекер.
В 1824-1825 годах совместно с друзьями выпустил альманах «Мнемозина», в который вошли не только работы Одоевского, но и Пушкина, Грибоедова. В те же года Одоевский начал писать роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретина», но к сожалению так этот роман и не был закончен.
В 1826 году Владимир Федорович Одоевский переезжает в Санкт-Петербург и устраивается на службу помощником директора Петербургской императорской канцелярии, а впоследствии становится директором «Румянцевской библиотеки». Во времена жизни в Петербурге Одоевский увлекся алхимией и кулинарией, что сказалось на его творчестве. В это время из-под его пера выходят сказки для детей, утопический роман «4338год», где предсказал появление таких современных технологий как интернет, мобильные телефоны.
В 1840 году Владимир Федорович кардинально меняет свои взгляды на европейскую философию и начинает продвигать в массы знание русской словесности. В это же время он ближе познает законы русской церкви, становится близким другом священника и исследователя церковной музыки Д.В. Разумовского.
В 1861 году Одоевский вернулся в Москву и продолжил свою работу по укоренению русских обычаев в высшем обществе, он был против французского языка в общении, и ввозу иностранных философских книг в Россию.
До конца своей жизни Владимир Федорович Одоевский занимался самосовершенствованием. Его интересы охватывали различные стороны жизни.
Умер Одоевский в Москве 11 марта 1869 года и похоронен на Донском кладбище.
Биография Одоевского 3 класс, 4 класс для детей
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Жизнь в Петербурге
В 1826 году Одоевский переехал в Петербург, где поступил на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел. В конце 1820-х годов был пожалован придворным званием камер-юнкера, но не переставал писать рассказы – к этому занятию он пристрастился еще во время учебы в пансионе.
Жизнь и творчество Владимира Федоровича Одоевского были неразрывно связаны с культурной деятельностью страны. Занимаясь творчеством, он взаимодействовал с редакторами «Литературной газеты» и изданием «Северные цветы».
В своем доме Одоевский открыл литературный салон, в котором собирались известные российские писатели и музыканты. В салоне Одоевского часто бывали Михаил Лермонтов, Александр Грибоедов, Федор Достоевский, Николай Гоголь и многие другие выдающие личности своего времени.
Биография Владимира Одоевского
Владимир Одоевский — писатель уникальный, но недооцененный. Его считают «отцом русского хоррора», который в XIX веке называли «романтизмом» и как самостоятельный жанр не определяли. Одоевский находился под сильным влиянием немецких авторов, особенно Гофмана и Шеллинга. Увлекался спиритизмом и оккультными течениями.
Владимир Федорович Одоевский
Литература и музыка
Первую писательскую славу Одоевскому принесли его «Пестрые сказки», опубликованные в 1833 году. Ими восхищался Н. В. Гоголь, произведение очень тепло приняли и простые читатели.
Спустя год вышла книга Владимира Федоровича «Город в табакерке», следом за ней – «Сказки и повести для детей дедушки Иринея». Эти произведения прославили Одоевского как замечательного сказочника, чье творчество сравнивали с Гансом Христианом Андерсеном.
Весьма интересен и роман В. Ф. Одоевского «4338 год: Петербургские письма», в котором писатель предсказал такие блага современной цивилизации как мобильные телефоны, принтеры и прочие технические устройства.
В краткой биографии Одоевского большое место занимает и музыка, которой он увлекался с ранних лет, особенно ее теоретической частью. Изучив огромное количество материала, он пришел к мнению, что музыка базируется на математических законах. Его перу принадлежат книги «Об исконной великорусской песне», «Русская и так называемая общая музыка», «Музыка с точки зрения акустики». Одоевский стоял у истоков музыковедения в России.
Детство и семья
Владимир Федорович — последний представитель княжеского рода Одоевских, прямых потомков династии Рюриковичей. По отцовской линии Одоевский — дальний родственник Льва Толстого. Отец Владимира, Федор Сергеевич Одоевский, умер, когда мальчику было 4 года. Его опекуном стал дядя по отцовской линии, генерал Дмитрий Андреевич Закревский.
Владимир Одоевский — потомок династии Рюриковичей
Мать, Екатерина Алексеевна Филиппова, была дочерью прапорщика. Она играла на фортепьяно, свободно говорила по-французски и имела прекрасные манеры. Несмотря на это, родовитые родственники мужа ее презирали за низкое происхождение.
Общественная деятельность
Владимир Федорович много времени уделял благотворительности и участию в общественной жизни страны. Он был ярым противником крепостного права, выступал за тюремную реформу и введение системы суда с участием присяжных. Благодаря участию Одоевского были построены больницы, приюты для сирот. На протяжении всей жизни он всячески поддерживал малоимущих, не отказывал в помощи тем, кто остро в ней нуждался, и считал что самое важное для человека – быть милосердным и сострадательным к другим.
Развитие творчества
В 1826 году Владимир Одоевский переехал в Санкт-Петербург. Он женился на Ольге Степановне Ланской, дочери гофмаршала, и стал членом кружка Белинского. Печатался в журналах «Современник» и «Вестник Европы». В этот же период Одоевский создал собственный литературный салон, который в свое время посещали Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Николай Гоголь, Федор Достоевский.
Владимир Одоевский — писатель уникальный, но недооцененный
На досуге писатель занимался химией. По словам современников, Одоевский изготовлял отвратительные соусы, которыми угощал друзей на званых вечерах. Была это шутка или недостаток самокритики, неизвестно, но друзья семьи вспоминали эти соусы с отвращением и ужасом.
С таким же пылом Одоевский увлекался мистикой, магией, алхимией и масонскими учениями. Эти увлечения сильно повлияли на сборник страшных рассказов «Русские ночи», который считают первым образцом русского хоррора. Рассказы поражают безумием и мрачностью, особенно «Игоша» и «Косморама». Писал он и детские сказки, самой известной из которых остается повесть «Городок в табакерке».
Повесть Владимира Одоевского «Городок в табакерке»
Владимир Федорович обожал музыку, сам написал несколько пьес для фортепиано и органа. Правда, по воспоминаниям тех же друзей, музыкальные произведения Одоевского были не лучше его соусов.
Вместе с женой занимался благотворительностью, основал в Петербурге больницы для бедных. Ратовал за отмену крепостничества, поддерживал тюремную реформу, выступал за британскую систему суда с участием присяжных. Спонсировал организацию и благоустройство детских приютов.
Владимир Одоевский активно занимался благотворительностью
Граф Владимир Александрович Соллогуб в своих мемуарах отзывался о писателе так: «Добрейший, бескорыстнейший, чуть ли не святой служитель всего изящного и полезного».
Личная жизнь
Супругой Одоевского стала фрейлина императрицы, Ольга Ланская, с которой писатель обвенчался в 1826 году. Будучи светской дамой, блистательной красавицей, Ольга смогла стать настоящим другом для Одоевского, помогала ему держать литературный салон. Большой трагедией для супругов стало отсутствие детей в браке.
Скончался Владимир Федорович 27 февраля (11 марта) 1869 года в Москве, похоронен в Донском монастыре. После смерти последнего князя Одоевского вдова передала его книжный архив в Императорскую публичную библиотеку, а музыкальный – в Московскую консерваторию.
Московский период
Одоевский учился в Московском университетском благородном пансионе. В разные годы выпускниками этого заведения были Жуковский, Тургенев, Дашкова, Писарев. В 1823 году Одоевский поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел.
Вскоре Одоевский создал так называемое «Общество любомудрия» — литературно-философский кружок, куда входили Дмитрий Веневитинов, Иван Киреевский. Члены кружка изучали немецкую идеалистическую философию, читали и обсуждали произведения Шеллинга, Бенедикта Спинозы, Канта. «Общество любомудрия» издавало собственный альманах «Мнемозина», где члены кружка размещали свои произведения, а также критические статьи и публицистику.
Владимир Одоевский в молодости
Среди кружковцев было принято подшучивать друг над другом. Когда кто-то из них печатал свою книгу, он дарил ее другому с дарственной надписью: «Животу». Друг добавлял: «для передачи», после чего выставлял книгу на виду… в отхожем месте.
В этот период Одоевский написал роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино» о двух писателях эпохи Возрождения.
Личная жизнь Владимира Одоевского
Жена писателя Ольга Степановна Ланская, фрейлина императрицы Елизаветы Алексеевны и дочь тайного советника Александра I, была старше супруга на 7 лет. Семья невесты невзлюбила Владимира Федоровича. Его, кузена декабриста Александра Одоевского, считали плохой партией для «прекрасной креолки», как ее звали за смуглый цвет кожи. Сам Одоевский не одобрял светского образа жизни супруги. Из-за этого у них часто бывали разногласия.
Ольга Степановна Ланская
Несмотря на это, Ольга Степановна смогла одарить Одоевского любовью, о которой он так мечтал в детстве, и, по мнению биографов, заменила ему мать. Супруги вместе управляли салоном: Одоевский отвечал за творческую часть, жена налаживала светские связи.
К сожалению, они так и не смогли завести детей, и род Одоевских прервался со смертью Владимира.
Болезнь и смерть
В последние годы жизни Одоевский становится большим другом о. Дмитрия Разумовского, известного московского писателя и исследователя церковной древнерусской музыки. По рекомендации Владимира тот стал руководителем новой кафедры при Московской консерватории. Перед смертью батюшка исповедовал и причастил писателя.
Одоевский ушёл из жизни после продолжительной болезни 11 марта 1869 г., когда ему было 64 года. Похоронен в Донском монастыре. После его смерти не осталось какого-либо состояния. В последние дни его особенно сильно поддерживала заботливая и верная супруга. Когда Владимир скончался, она передала его книжный архив в Императорскую публичную библиотеку. Всё, что было связано с музыкой (рукописи, ноты, энгармонический клавицин), отправлено ею в Московскую консерваторию. Переданные предметы стали основой для создания музея при этом заведении. Жена пережила Одоевского всего на пять лет.
Происхождение
Последний представитель княжеского рода Одоевских — одной из старших ветвей Рюриковичей. Его отец Фёдор Сергеевич (родной брат И. С. Одоевского) приходился внуком князю Ивану Васильевичу, президенту Вотчинной коллегии в правление Елизаветы Петровны. От одной из дочерей Ивана Васильевича происходит Лев Толстой. Согласно распространенной версии мать, Екатерина Алексеевна Филиппова, происходила из крепостных[6]. Однако в действительности она была дочерью прапорщика[7]. Ее мать Авдотья Петровна Филиппова имела дом на Пречистенке, несколько слуг и наследство[7]. Екатерина Алексеевна владела французским языком и умела играть на фортепиано[7]. Однако из-за незнатного происхождения она не смогла снискать поддержки среди знатных родственников мужа.
Отец Владимира умер, когда тому было четыре года. Оставшись сиротой в раннем возрасте, Владимир воспитывался в доме опекуна, двоюродного дяди по отцовской линии, генерала Дмитрия Андреевича Закревского.[8] Жил в Москве на нечётной стороне Малого Козловского переулка, где его отцу принадлежали практически все строения.
После смерти мужа мать Владимира выходила замуж дважды, второй раз — за подпоручика Павла Сеченова, который плохо с ней обращался[7]. Какое-то время до второго замужества она с сыном жила в имении его деда, Сергея Ивановича Одоевского, но, когда он вскоре умер, имение оказалось под опекой знакомой его бабушки по материнской линии, генеральши Аграфены Глазовой, которая обложила Владимира долгами[7]. После выхода из пансиона Владимир отдал долги Глазовой и поселился в имении деда под Костромой, почти разоренный[7].
По свидетельствам современников, Одоевский не придавал значения своему княжескому титулу и происхождению от правителей удельного времени, чем приводил в изумление аристократов, завидовавших древности его рода[9].
Жизнь и творчество Одоевского для детей. Первый московский период
Обычно жизнь и творчество Одоевского делится на три периода, границы между которыми более или менее совпадают с его переездами из Москвы в Санкт-Петербург и обратно.
Молодой Одоевский на зарисовке В. Тропинина
Первый период относится к жизни в Москве, в маленькой квартире в Газетном переулке в доме своего родственника, князя Петра Ивановича Одоевского. Одоевский тогда учился в Московском университетском благородном пансионе (1816—1822). Большое влияние на мировоззрение оказала дружба с двоюродным братом А. И. Одоевским . Как он признался в Дневнике студента (1820—1821), «Александр был эпохою в моей жизни». Его имя осталось на золотой доске пансиона, вместе с именами: Жуковского , Дашкова , Тургенева , Мансурова , Писарева .
В 1823 году , подобно другим архивным юношам , поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел . На квартире В. Одоевского собирался кружок « Общество любомудрия », созданный под влиянием шеллингианских идей преподававших в пансионе профессоров Московского университета М. Г. Павлова и Д. М. Велланского . Среди постоянных членов этого кружка были А. И. Кошелев , Д. В. Веневитинов , И. В. и П. В. Киреевские, В. К. Кюхельбекер . Регулярно посещали заседания А. С. Хомяков и М. П. Погодин . Собрания кружка проходили в 1823—1825 годах и завершились его роспуском после восстания декабристов .
.
Владимир Одоевский — биография
Владимир Одоевский – русский литератор, мыслитель, основоположник музыкознания, благотворитель. Самой известной его книгой стал сборник «Пестрые сказки», куда вошло знаменитое произведение для детей «Городок в табакерке».
Владимир Одоевский — последний представитель одной из старших ветвей династии Рюриковичей, писатель, мыслитель, основоположник русского музыкознания. В дореформенную эпоху считался одним из самых образованных людей в Российской Империи. Свои произведения автор подписывал несколькими псевдонимами и криптонимами, опасаясь «запятнать» славное княжеское имя. Исследователи часто дискутируют о том, где в фамилии литератора правильно ставить ударение. Большинство биографов сходятся во мнении, что оно должно ставиться на втором слоге.
Детство и юность
Русский писатель родился 30 июля 1803 года в Семье московского военнослужащего и простолюдинки. После выхода в отставку отец мальчика перешел на гражданскую службу, став руководителем московского филиала Государственного ассигнационного банка. Одоевские принадлежали старинному княжескому роду, однако жили довольно скромно и большими капиталами не располагали.
Володя рано потерял отца. Через некоторое время вдова вновь вступила в брак, а сына отправила на воспитание к родному дяде по отцовской линии. В новой семье юноша крепко подружился с двоюродным братом Александром Одоевским, который в будущем станет известным декабристом.
В 13-летнем возрасте Владимир поступил на обучение в Московский университетский пансион. Любимым предметом будущего писателя стала философия, а самым уважаемым автором – Фридрих Шеллинг. Студент вступил в Общество любителей русской словесности и стал частым посетителем литературного кружка. Пансион Одоевский окончил с золотой медалью.
Получив диплом, молодой человек продолжил самостоятельное изучение литературы, физики, химии, анатомии и точных наук. В начале 1920-х будущий писатель вместе с единомышленниками создал Общество философии. Участники сообщества, «любомудры», считали философию наукой, с помощью которой человечество получает возможность познания бытия.
Литература
Писать Одоевский начал еще во время обучения в пансионе. Дебютными стали публикации произведений «Разговор о том, как опасно быть тщеславным» и «Дни досад», размещенные на страницах журнала «Вестник Европы». Владимир дружил со многими декабристами и помогал им издавать альманах «Мнемозина». Когда восстание декабристов было подавлено, выпуск журнала запретили. Опасаясь репрессий, Одоевский сжег все документы, которые позволили бы установить причастность его и друзей к выпуску издания.
В 1826-м писатель женился и перебрался в Санкт-Петербург. Здесь он поступил на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел. Ведомство разрабатывало законы, касающиеся авторского права и создавало новый цензурный устав. Помимо основной работы, писатель вел активную общественно-культурную деятельность, сотрудничал с редакциями журналов «Северные цветы» и «Литературная газета». Многие прозаические произведения автора публиковались на страницах «Современника».
С коллегами Одоевский встречался в собственном литературном салоне. Здесь можно было встретить многих прославленных мэтров литературы: Александра Грибоедова, Николая Гоголя, Ивана Тургенева, Федора Достоевского, Михаила Лермонтова и многих других.
Сборник «Пестрые сказки» увидел свет в 1833 году. Читатели встретили книгу с неописуемым восторгом, особенно тепло о ней отозвался Николай Гоголь. Через год была издана и представлена в виде отдельной книги сказка «Городок в табакерке». Современники писателя сравнивали детские произведения Одоевского с шедеврами Ганса Христиана Андерсена.
«Сказки и повести для детей дедушки Иринея» признаны классикой детской литературы. В этот сборник вошло произведение «Мороз Иванович», ставшее любимой сказкой для многих поколений русских людей.
Творчество Владимира Федоровича периода 1830 – 1840-х годов наполнено мистицизмом, так как автор в тот период серьезно увлекался оккультными науками. Так, в неопубликованном романе «4338 год: Петербургские письма» писатель переносит читателя в будущее и предсказывает появление мобильных телефонов, принтеров и других привычных нам гаджетов.
Перу Владимира Одоевского принадлежит философский роман «Русские ночи», повести «Княжна Мими», «Саламандра», «Косморама» и «Сильфида». Являясь страстным любителем музыки, литератор создал прозаические сочинения «Последний квартет Бетховена» и «Себастьян Бах». Владимир Федорович был сторонником всеобщего просвещения, поэтому присоединился к команде издания «Сельское чтение», которое публиковало общеобразовательные труды.
На протяжении пятнадцати лет писатель занимал должность заместителя руководителя в Императорской публичной библиотеке. Помимо этого, он являлся заведующим музея им. Румянцева, где хранилось бесценное культурное наследие, позже вошедшее в государственный библиотечный фонд. На этом этапе биографии литератор входил в число придворных вельмож. Карьера Одоевского началась с рядового камергера, а к концу жизни он стал статским советником и сенатором. В начале 1860-х Владимир Федорович несколько отошел от литературного творчества, отдавая много времени и сил благотворительности.
Могут быть знакомы
Музыка
Мир звуков привлекал Одоевского с раннего детства. В зрелом возрасте мужчина занялся изучением теоретической составляющей классической и народной музыки.
Долгое время писатель исследовал церковную музыку с ее многовековыми традициями. Этому направлению мэтр посвятил множество трудов, сделавших его основоположником русского музыковедения: «Об исконной русской песне», «Музыка с точки зрения акустики», «Русская и так называемая общая музыка».
Деятель изобрел собственный музыкальный инструмент – энгармонический клавицин, на изготовление которого было потрачено 300 серебряных рублей. Он был выполнен в виде молоткового фортепиано, где в каждой октаве было 19 клавиш вместо привычных 12. В настоящее время изобретение Одоевского хранится в столичном музее имени Глинки.
Литератор был горячим сторонником теории о том, что музыка подчиняется математическим законам. Труды писателя высоко ценили выдающиеся композиторы той эпохи – Михаил Глинка, Милий Балакирев и Антон Рубинштейн.
Общественно-культурная деятельность
Владимир Федорович был известным в культурных кругах благотворителем. Также была известна его твердая общественная позиция, заключавшаяся в критике крепостного права. Своих убеждений писатель придерживался до последних дней, даже несмотря на неприятие со стороны многих дворян. По мнению вельможи, России были необходимы тюремная реформа и введение в судебную систему суда присяжных, как в Великобритании.
Одоевский активно помогал сиротам. Он сотрудничал со многими благотворительными организациями и детскими приютами, которые, в первую очередь, нуждались в средствах. Благодаря писателю была основана Максимилианова лечебница, а позже и Елизаветинская больница. В 1846-м при участии деятеля было открыто петербургское Общество посещения малоимущих.
В 1862 году Владимир Федорович перебрался в Москву. Здесь он принял участие в открытии консерватории и основании Российского музыкального общества. Мэтр часто выступал с лекциями в Московском артистическом кружке и был одним из самых долгожданных гостей в Обществе любителей русской словесности. Как писали современники автора, он был интереснейшим собеседником и хорошим другом.
Личная жизнь
Супругой литератора в 1826 году стала императорская фрейлина Ольга Ланская. Их знакомство и последующую женитьбу организовала родная тетя Владимира. Поскольку Одоевский являлся братом декабриста, то для приближенной Елизаветы Алексеевны он был не самой лучшей партией. Однако Ольге удалось убедить окружающих в своих искренних чувствах к жениху, и в итоге брак состоялся.
Лишенный в детстве материнской любви и заботы, писатель наконец обрел все это в семейной жизни. Супруга постаралась окружить возлюбленного нежностью и лаской, которых ему так не хватало. Несмотря на абсолютно противоположные темпераменты, Владимир и Ольга смогли построить довольно крепкие семейные отношения.
Жена помогала мужу с содержанием литературного салона. Со временем он разделился на две половины: в светской части Ольга принимала состоятельных вельмож с супругами, а в литературно-музыкальной продолжал встречать гостей основатель салона.
Личная жизнь супругов была далеко не безоблачной Одоевских удручал тот факт, что они не могли иметь наследников. Для Владимира Федоровича, обожавшего малышей, это было особенно тяжело.
Смерть
Великий русский писатель скончался 28 февраля 1869 года в возрасте 64 лет. Смерть наступила в силу вполне естественных причин. Благотворитель много помогал обездоленным, а вот о собственном состоянии позаботиться не сумел. В наследство супруге он практически ничего не оставил.
На Одоевском оборвался знаменитый княжеский род. Могила литератора, музыковеда и мецената находится на Донском кладбище столицы.
Избранные произведения
- Повести и рассказы
- Пёстрые сказки
- Сборник детских песен дедушки Иринея
- Хорное пение в Исаакиевском соборе
- Езда по московским улицам
- Недовольно
- Сказки и сочинения для детей
- Русские ночи
- Последний квартет Бетховена
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Биография
Владимир Одоевский – литератор, музыковед и общественный деятель. Выходец из знатного рода, он входил в число самых образованных людей в России дореформенной эпохи. Князь был последним представителем семейной линии Рюриковичей. Его предок Михаил Одоевский причислен к лику святых после мучительной смерти в Орде, принятой в 1246 году. Биографы часто спорят об ударении в фамилии писателя. Принято считать, что оно приходится на второй слог.
Детство и юность
Владимир Федорович Одоевский родился в Москве 30 июля (11 августа) 1803 года. Его отец был военнослужащим, а затем принял статскую должность директора московского отделения Государственного ассигнационного банка. Мать будущего писателя была из простолюдинов. Несмотря на благородное происхождение, семья Одоевских не отличалась достатком.
Когда мальчику было 5 лет, отец скончался. Мать повторно вышла замуж, а ребенка отдали на воспитание родственникам по отцовской линии. Дядя взял мальчика на попечение. В детстве Владимир дружил с двоюродным братом, будущим декабристом Александром Одоевским.
В 1816 году юноша стал учеником Московского университетского благородного пансиона. Здесь он особенно интересовался философией. Любимым автором Одоевского был Фридрих Шеллинг. Молодой человек стал завсегдатаем литературных кружков и посещал собрания Общества любителей российской словесности. Владимир завершил обучение с золотой медалью.
После выпуска Одоевский погрузился в изучение философии и литературы, знакомство с анатомией, химией, физикой и точными науками. В 1823 году с компанией одноклассников молодой человек организовал философское общество. Создатели видели своей целью создание оригинальной российской философии, которая станет фундаментом для новой литературы. Члены общества звали себя «любомудрами» и пропагандировали философию как науку, являющуюся ключом к познанию бытия.
Книги
Первые произведения Одоевского были изданы еще в годы учебы в пансионе. «Дни досад» и «Разговор о том, как опасно быть тщеславным» опубликовали в журнале «Вестник Европы». Поддерживая дружбу с некоторыми декабристами, писатель участвовал в издании альманаха «Мнемозина». После восстания декабристов журнал закрыли, и, исключая любые риски, Одоевский уничтожил протоколы собраний редколлегии.
Женившись в 1826 году, автор переехал в Санкт-Петербург и принял пост в Цензурном комитете Министерства внутренних дел. Одоевский участвовал в создании либерального цензурного устава и входил в число составителей законов, связанных с авторским правом. Биография писателя была тесно связана с культурной деятельностью страны. Занимаясь творчеством, он взаимодействовал с редакторами «Литературной газеты» и изданием «Северные цветы». Рассказы Одоевского публиковались в журнале «Современник».
Открыв собственный литературный салон, писатель принимал в гостях мэтров литературы. В его доме бывали Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Николай Гоголь, Федор Достоевский и другие.
В 1833 году были опубликованы «Пестрые сказки». Они привели в восторг Гоголя и вызвали положительный отклик у читателей. Спустя год отдельной книгой выпустили «Городок в табакерке». Произведения Одоевского для детей сравнивали со сказками Ганса Христиана Андерсена.
Классикой считаются вышедшие из-под пера автора в 1838 году «Сказки и повести для детей дедушки Иринея», изданные в сборнике. В него вошла и сказка «Мороз Иванович». Творчество литератора в этот период было окутано мистицизмом. Интересный факт: неизданный им роман «4338 год: Петербургские письма» содержал отсылки к будущему. Автору удалось предсказать блага цивилизации, ставшие доступными в 20 веке: принтеры, мобильные телефоны и другие гаджеты.
Одоевский опубликовал повести «Косморама», «Саламандра», «Сильфида», «Княжна Мими», философский роман «Русские ночи». Вдохновленный музыкальными сюжетами, он написал: «Себастиан Бах» и «Последний квартет Бетховена». Писатель ратовал за просвещение, поэтому вошел в число издателей сборника «Сельское чтение», в котором публиковались общеобразовательные статьи.
С 1846 по 1861 годы Владимир Одоевский служил помощником директора Императорской публичной библиотеки. Он также заведовал Румянцевским музеем, выступая хранителем культурного наследия, которое позднее вошло в библиотечный фонд. В этот период Одоевский был придворным вельможей. Его карьера заключалась в повышении с должности камергера до статского советника и сенатора. В 1860-е увлечение литературой сменилось большой занятостью в сфере благотворительности, и литератор почти не писал.
Музыка
Владимир Одоевский с детства увлекался музыкой. Особенный интерес для него представляла теоретическая часть. Исследователя интересовала классика и народная традиция. Он записывал народные напевы и составлял собственные теории.
В 1840-е годы литератор занялся изысканиями в области церковного музыкального направления. Он узнавал традиции, уточнял возможности инструментов. Библиографию автора пополнили книги «Об исконной великорусской песне», «Русская и так называемая общая музыка», «Музыка с точки зрения акустики». Одоевский стоял у истоков музыковедения в России.
Вельможа заказал изготовление придуманного им инструмента – энгармонического клавицина. Он стоил 300 серебряных и представлял собой молотковое фортепиано с разделенными надвое клавишами. Инструмент сегодня выставлен в музее им. Глинки в Москве.
Одоевский был уверен в том, что музыка основывается на математических законах. Его мнением интересовались знаковые композиторы и музыканты того времени. Салон Одоевского посещали Милий Балакирев, Михаил Глинка, Антон Рубинштейн.
Общественная деятельность
Большую честь Одоевскому делали занятие благотворительностью и участие в общественной жизни страны. Писатель был противником крепостного права. Отстаиваемая точка зрения даже настроила против писателя некоторых дворян. Вельможа поддерживал тюремную реформу и выступал за введение принятой в Великобритании системы суда с участием присяжных.
Заслугой Одоевского стало участие в жизни сирот. Писатель спонсировал организацию и благоустройство детских приютов. Ему принадлежат решение об основании Максимилиановской больницы, а позднее и учреждение Елизаветинской больницы. Благодетель поддерживал малоимущих и всех, кто нуждался в помощи. В 1846 году он участвовал в создании Общества посещения бедных в Петербурге.
Вернувшись из Петербурга в Москву в 1862 году вслед за Румянцевским музеем, Одоевский продолжил деятельность в родном городе. Писатель помогал в основании консерватории и создании Русского музыкального общества. Его приглашали на собрания Московского артистического кружка и заседания Общества любителей российской словесности. Дворянин выступал в роли лектора и всегда был занятным собеседником.
Личная жизнь
В 1826 году Владимир Одоевский женился на Ольге Ланской. Их брак помогла устроить тетушка Одоевского. Будучи фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны, Ольга убедила окружающих в привязанности к возлюбленному. Одоевский, брат декабриста, был не лучшей партией, да и в семье невесты его невзлюбили.
Жена сумела одарить супруга той нежной и материнской любовью, которой писателю не хватало в детстве. По свидетельству сохранившегося портрета кисти художника Соколова, Ланская была хороша собой, но типичная светская дама не сходилась с Одоевским темпераментом.
Со временем забота и тщеславие избранницы стали обузой для литератора. Тем не менее, супруга помогала держать литературный салон. Вскоре он разделился на две части: светский, которым управляла жена, и литературно-музыкальный, созданный мужем.
Владимир и Ольга горевали по причине того, что не смогли стать родителями. Его личная жизнь была непростой. После себя Одоевский не оставил детей, хотя очень любил малышей и мечтал о них.
Смерть
Владимир Федорович Одоевский скончался в 1869 году. Ему было 64 года. Причины смерти оказались вполне естественными. К тому моменту у него не было большого состояния, поэтому оставить в наследство супруге было нечего.
Смерть писателя положила конец знаменитому роду дворян. Могила литератора и музыковеда находится на Донском кладбище.
Цитаты
«Общество образует чиновников, воинов, правоведов, ремесленников, но для поэта нет воспитания… Вместо звания действователя он носит звание воспринимателя».
«Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают».
«Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть».
«Поэзия есть предвестник того состояния человечества, когда оно перестанет достигать и начнет пользоваться достигнутым».
Библиография
- 1833 – «Реторта»
- 1833 – «Игоша»
- 1834 – «Княжна Мими»
- 1837 – «Сильфида»
- 1839 – «Княжна Зизи»
- 1840 – «Косморама»
- 1840 – «4338-й год: Петербургские письма»
- 1841 – «Сказки дедушки Иринея»
- 1844 – «Саламандра»
- 1844 – «Русские ночи»
- 1849 – «Рассказы о Боге, человеке и природе»
- 1855 – «Два дерева»
- 1868 – «Ворожеи и гадальщики»
Детство и юность
Владимир Федорович Одоевский родился в Москве 30 июля (11 августа) 1803 года. Его отец был военнослужащим, а затем принял статскую должность директора московского отделения Государственного ассигнационного банка. Мать будущего писателя была из простолюдинов. Несмотря на благородное происхождение, семья Одоевских не отличалась достатком.
Когда мальчику было 5 лет, отец скончался. Мать повторно вышла замуж, а ребенка отдали на воспитание родственникам по отцовской линии. Дядя взял мальчика на попечение. В детстве Владимир дружил с двоюродным братом, будущим декабристом Александром Одоевским.
В 1816 году юноша стал учеником Московского университетского благородного пансиона. Здесь он особенно интересовался философией. Любимым автором Одоевского был Фридрих Шеллинг. Молодой человек стал завсегдатаем литературных кружков и посещал собрания Общества любителей российской словесности. Владимир завершил обучение с золотой медалью.
После выпуска Одоевский погрузился в изучение философии и литературы, знакомство с анатомией, химией, физикой и точными науками. В 1823 году с компанией одноклассников молодой человек организовал философское общество. Создатели видели своей целью создание оригинальной российской философии, которая станет фундаментом для новой литературы. Члены общества звали себя «любомудрами» и пропагандировали философию как науку, являющуюся ключом к познанию бытия.
Отношение к прогрессу
Биография Одоевского, краткое содержание которой знают все школьники старших классов, не содержит никаких событий, свидетельствующих о неприятии им технического и научного прогресса. То есть писатель не был его противником. На склоне лет князь писал: «То, что именуют судьбами мира, в данную минуту может зависеть от рычага, изобретённого каким-нибудь оборванцем на чердаке в Америке или Европе, посредством которого решаются вопросы, связанные с управлением аэростатами». Также Владимир считал бесспорным фактом то, что «с каждым научным открытием на одно человеческое страдание становится меньше». Однако в общем, несмотря на силу технического прогресса и бурный рост различных общественных благ, западная цивилизация, по мнению писателя, из-за «одностороннего погружения в материальную среду» может дать человеку только иллюзию полной продуктивной жизни. За уход из бытия в мир грёз современной цивилизации, человек рано или поздно будет расплачиваться. А вместе с пробуждением к нему придёт «невыносимая тоска». Вполне логично, если бы на этой фразе завершилась краткая биография Одоевского. Но есть ещё ряд интересных событий в жизни писателя.
Книги
Первые произведения Одоевского были изданы еще в годы учебы в пансионе. «Дни досад» и «Разговор о том, как опасно быть тщеславным» опубликовали в журнале «Вестник Европы». Поддерживая дружбу с некоторыми декабристами, писатель участвовал в издании альманаха «Мнемозина». После восстания декабристов журнал закрыли, и, исключая любые риски, Одоевский уничтожил протоколы собраний редколлегии.
Женившись в 1826 году, автор переехал в Санкт-Петербург и принял пост в Цензурном комитете Министерства внутренних дел. Одоевский участвовал в создании либерального цензурного устава и входил в число составителей законов, связанных с авторским правом. Биография писателя была тесно связана с культурной деятельностью страны. Занимаясь творчеством, он взаимодействовал с редакторами «Литературной газеты» и изданием «Северные цветы». Рассказы Одоевского публиковались в журнале «Современник».
Открыв собственный литературный салон, писатель принимал в гостях мэтров литературы. В его доме бывали Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Николай Гоголь, Федор Достоевский и другие.
В 1833 году были опубликованы «Пестрые сказки». Они привели в восторг Гоголя и вызвали положительный отклик у читателей. Спустя год отдельной книгой выпустили «Городок в табакерке». Произведения Одоевского для детей сравнивали со сказками Ганса Христиана Андерсена.
Классикой считаются вышедшие из-под пера автора в 1838 году «Сказки и повести для детей дедушки Иринея», изданные в сборнике. В него вошла и сказка «Мороз Иванович». Творчество литератора в этот период было окутано мистицизмом. Интересный факт: неизданный им роман «4338 год: Петербургские письма» содержал отсылки к будущему. Автору удалось предсказать блага цивилизации, ставшие доступными в 20 веке: принтеры, мобильные телефоны и другие гаджеты.
Одоевский опубликовал повести «Косморама», «Саламандра», «Сильфида», «Княжна Мими», философский роман «Русские ночи». Вдохновленный музыкальными сюжетами, он написал: «Себастиан Бах» и «Последний квартет Бетховена». Писатель ратовал за просвещение, поэтому вошел в число издателей сборника «Сельское чтение», в котором публиковались общеобразовательные статьи.
С 1846 по 1861 годы Владимир Одоевский служил помощником директора Императорской публичной библиотеки. Он также заведовал Румянцевским музеем, выступая хранителем культурного наследия, которое позднее вошло в библиотечный фонд. В этот период Одоевский был придворным вельможей. Его карьера заключалась в повышении с должности камергера до статского советника и сенатора. В 1860-е увлечение литературой сменилось большой занятостью в сфере благотворительности, и литератор почти не писал.
Жизнь Одоевского условно делится на три периода.
Первый. Московский.
Сирота Владимир воспитывался у дяди. Позже его отдают на обучение в пансион. Огромное значение придавал Владимир влиянию брата.
Первый общественный кружок, где участвовал Одоевский, закрыли по «вине» декабристов. В то время Владимир начинал писать роман, но не завершил это произведение. Зато он много редактирует, в том числе журналы. В тот период Одоевский увлекся мистикой, оккультизмом.
Питерский.
Перебравшись в северную столицу, Одоевский женился. Вместе с женой они открыли популярный литературный салон, где много уделялось внимания и музыке, и даже кулинарии. Увлечение оккультизмом перерастает в интерес к алхимии и магии. Однако дружит Одоевский и со священниками, помогает им.
Он пишет публицистические статьи, издаёт сборник эссе. Также создаёт роман-утопию о 4338 году (одноименный), где предрекает появление Интернет сетей.
Последний. Московский.
Разочарованный в мистицизме, Одоевский поверил в просвещение. Заняв сенаторскую должность и пост директора музея (Румянцевского), ратовал за отмену крепостничества и смягчение цензуры. С другой стороны, призывал запретить ввоз в Россию «вредных» книг.
В последние годы Одоевский много помогал бедным. Даже не оставил наследства жене (детей у них не было). Владимир Фёдорович запомнился современникам как разносторонний человек. Его интересы иногда противоречили сами себе. И в этом противоречии развивались.
Музыка
Владимир Одоевский с детства увлекался музыкой. Особенный интерес для него представляла теоретическая часть. Исследователя интересовала классика и народная традиция. Он записывал народные напевы и составлял собственные теории.
В 1840-е годы литератор занялся изысканиями в области церковного музыкального направления. Он узнавал традиции, уточнял возможности инструментов. Библиографию автора пополнили книги «Об исконной великорусской песне», «Русская и так называемая общая музыка», «Музыка с точки зрения акустики». Одоевский стоял у истоков музыковедения в России.
Вельможа заказал изготовление придуманного им инструмента – энгармонического клавицина. Он стоил 300 серебряных и представлял собой молотковое фортепиано с разделенными надвое клавишами. Инструмент сегодня выставлен в музее им. Глинки в Москве.
Одоевский был уверен в том, что музыка основывается на математических законах. Его мнением интересовались знаковые композиторы и музыканты того времени. Салон Одоевского посещали Милий Балакирев, Михаил Глинка, Антон Рубинштейн.
Общественная деятельность
Большую честь Одоевскому делали занятие благотворительностью и участие в общественной жизни страны. Писатель был противником крепостного права. Отстаиваемая точка зрения даже настроила против писателя некоторых дворян. Вельможа поддерживал тюремную реформу и выступал за введение принятой в Великобритании системы суда с участием присяжных.
Заслугой Одоевского стало участие в жизни сирот. Писатель спонсировал организацию и благоустройство детских приютов. Ему принадлежат решение об основании Максимилиановской больницы, а позднее и учреждение Елизаветинской больницы. Благодетель поддерживал малоимущих и всех, кто нуждался в помощи. В 1846 году он участвовал в создании Общества посещения бедных в Петербурге.
Вернувшись из Петербурга в Москву в 1862 году вслед за Румянцевским музеем, Одоевский продолжил деятельность в родном городе. Писатель помогал в основании консерватории и создании Русского музыкального общества. Его приглашали на собрания Московского артистического кружка и заседания Общества любителей российской словесности. Дворянин выступал в роли лектора и всегда был занятным собеседником.
Одоевский философия. Одоевский В.Ф. (1803 — 1869)
Князь, писатель, журналист, ученый, музыковед Владимир Федорович Одоевский был пионером русского космизма. Был чиновником Комитета иностранной цензуры, директором Публичной библиотеки и Румянцевского музея в Петербурге.
Для творчества Одоевского характерно увлечение мистическими учениями, прежде всего мистической философией Сен-Мартена, средневековой натуральной магией и алхимией.
Литературное наследие Одоевского разнородно по жанрам и тематике. Он писал философские новеллы и музыковедческие эссе, рассказы-притчи и философские романы. Не пренебрегал и светской повестью. Но все это жанровое и тематическое многообразие было спаяно особым типом мышления, выработанным еще в 20-е гг. под влиянием философии Шеллинга.
Именно в романтических витийствах любомудров, дерзавших соединить мысль в поэзию и создать «новую поэтическую философию», находим мы наброски тех идей, что десятилетиями позже лягут в основу учения Н.Ф. Федорова и его последователей, а также ноосферной концепции В. И. Вернадского.
Прежде всего, это идеал живого, «цельного знания». Оно синтезирует все силы и способности человека: научные, художественные, религиозные, собирает и сам объект исследования — человека и природу, — растащенный по многочисленным рубрикам специальных наук. Задача «новой науки» воспринимается Одоевским так, как затем она будет сформулирована Н.Ф. Федоровым: полнота «знания и управления» силами природы. В такой науке, по мысли Одоевского, словно оживает начальное, магическое отношение человека к миру, в котором сильна была роль интуиции, сокровенного, внутреннего ведения. Только теперь эта глубина древнего целостного восприятия мира сочетается со всей полнотой и детальностью знания, добытого человечеством в течение столетий.
В качестве некоего эталона познания выступает у Одоевского акт самопознания. Процесс познания здесь истекает как бы изнутри человека, поднимается из глубин души. В нем неразрывны разум и чувство. Познающий является в одно и то же время и субъектом и объектом познания: таким образом преодолевается «овнешненность» предмета познания, привычная его далекость и чуждость. Самопознание «есть знание внутреннее, инстинктивное, не извне, но из собственной сущности души порожденное», «таковы должны быть и все знания человека». Одоевский В.Ф. Русские ночи. — Л.:Наука, 1975. С.136 «Великое дело, — утверждает мыслитель, — понять свой инстинкт и чувствовать свой разум. В этом, может быть, вся задача человечества». Одоевский В.Ф. Русские ночи. — Л.:Наука, 1975. С.177 «Новая наука» как раз и должна осуществить синтез инстинкта и разума, двух главных способностей человека — природной и сверхприродной. В ней все инстинктивное обращается в «знание ума», а «знание ума» становится внутренним, интимным, приобретает силу воздействовать на ход вещей.
Личная жизнь
В 1826 году Владимир Одоевский женился на Ольге Ланской. Их брак помогла устроить тетушка Одоевского. Будучи фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны, Ольга убедила окружающих в привязанности к возлюбленному. Одоевский, брат декабриста, был не лучшей партией, да и в семье невесты его невзлюбили.
Жена сумела одарить супруга той нежной и материнской любовью, которой писателю не хватало в детстве. По свидетельству сохранившегося портрета кисти художника Соколова, Ланская была хороша собой, но типичная светская дама не сходилась с Одоевским темпераментом.
Со временем забота и тщеславие избранницы стали обузой для литератора. Тем не менее, супруга помогала держать литературный салон. Вскоре он разделился на две части: светский, которым управляла жена, и литературно-музыкальный, созданный мужем.
Владимир и Ольга горевали по причине того, что не смогли стать родителями. Его личная жизнь была непростой. После себя Одоевский не оставил детей, хотя очень любил малышей и мечтал о них.
Смерть
Владимир Федорович Одоевский скончался в 1869 году. Ему было 64 года. Причины смерти оказались вполне естественными. К тому моменту у него не было большого состояния, поэтому оставить в наследство супруге было нечего.
Смерть писателя положила конец знаменитому роду дворян. Могила литератора и музыковеда находится на Донском кладбище.
Владимир Одоевский. Сказки для детей. Произведения и биография
Сказки Владимира Одоевского для детей.Полный список произведений. Сказки дедушки Иринея. Краткая биография, жизнь и творчество писателя Бедный Гнедко Городок в табакерке Житель Афонской горы Мороз Иванович О четырёх глухих Отрывки из журнала Маши Разбитый кувшин.Ямайская сказка Столяр Червячок Шарманщик Анекдоты о муравьях Серебряный рубль Сиротинка Два дерева Деревянный гость, или сказка об очнувшейся кукле и господине Кивакеле Игоша Индийская сказка о четырех глухих Необойдённый дом
Читать все сказки Одоевского Читать сказки других известных авторов
Цитаты
«Общество образует чиновников, воинов, правоведов, ремесленников, но для поэта нет воспитания… Вместо звания действователя он носит звание воспринимателя».
«Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают».
«Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть».
«Поэзия есть предвестник того состояния человечества, когда оно перестанет достигать и начнет пользоваться достигнутым».
Рассказ о жизни и творчестве Одоевского поможет выделить самое главное информацию из его биографии. Сообщение о В.Ф. Одоевском и факты подойдут не только для 4 класса, но и для старших детей.
Краткое сообщение о Одоевском 4 класс
Владимир Федорович Одоевский — известный русский писатель. Он писал сказки и рассказы для детей. Он также считается известным философом и публицистом.
Владимир Фёдорович появился на свет в Москве 11 августа 1804 года.
Его отец был из княжеского рода Одоевских, а мама из крепостных крестьян.
В 12 лет Одоевский начал учиться в благородном пансионе Московского университета, который закончил в 18 лет.
Во время учёбы сотрудничал с журналом «Калиопа» и погрузился в изучении философии Шеллинга и даже познакомился с философом.
Уже в 19 лет, он был руководителем первого кружка философии во всей России.
Одоевский переехал в Петербург, где работал в Комитете иностранной цензуры. Писатель был знаком с А. Пушкиным и даже был его личным помощником. Вместе они занимались изданием «Современника», в котором Одоевский опубликовал свою статью « О вражде к просвещению».
В 1833 году выходит в свет его первый сборник «Пестрые сказки», с этого момента начинается период расцвета его творчества. В 40 лет Одоевский опубликовал два тома своих сочинений.
Через два года, в 1846 году, стал помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. Вместе с переводом музея в Москву переехал туда в 1862 году.
Скончался 27 февраля 1869 года в Москве, и похоронен на кладбище Донского монастыря. Умер в возрасте 65 лет.
Известные произведения Одоевского: «Мороз Иванович»; «Бедный Гнедко»; «Городок в табакерке»; «Червячок»; «Разбитый кувшин»; «Сиротинка»; «Анекдоты о муравьях»; «Шарманщик»; «Столяр»; «Отрывки из журнала Маши» и другие.
Сообщение о жизни Одоевского
Русский писатель, журналист, издатель, музыковед, Владимир Одоевский, родился 11 августа 1805 года (по некоторым сведениям, 1803-го) в Москве. Он был последним представителем старинного княжеского рода Одоевских.
Еще в юном возрасте его отдали учиться в Московский благородный пансион, который он закончил с отличием.
С детства он занимался музыкой и литературой, а также всегда принимал участие в общественных кружках.
В 1822 году Одоевский с успехом окончил Московский университетский благородный пансион. В годы студенчества на его мировоззрение повлияли профессоры и философы-шеллингианцы И. И. Давыдов и М. Г. Павлов.С 1826 года Владимир Федорович стал членом цензурного комитета министерства внутренних дел, и принимал непосредственное участие в составлении нового цензурного устава 1828 года.
Одоевский увлекался оккультными учениями, за что получил прозвище «русского Фауста»
Владимир Федорович редактирует журналы, к таким журналам относится и «Журнал Министерства внутренних дел». Его сказки впервые опубликовали 1821 году.
В 1846 году он занял пост помощника директора Императорской публичной библиотеки и заведующего Румянцевским музеем, находившимся на то время в Санкт-Петербурге. А с 1861 года Одоевский был назначен на должность сенатора.
Будучи в зрелом возрасте, Одоевский успел жениться. Со своей супругой они переезжают в другой город и открывают литературный салон. В дальнейшем этот салон пользуется успехом. Вместе они также помогают бедным и старикам.
В свободное от литературоведения время увлекается химией, мистикой, магией и алхимией. В это время из-под его пера выходят сказки для детей, утопический роман «4338год», где предсказал появление таких современных технологий как интернет, мобильные телефоны.
Расцвет творчества писателя пришелся на 30–40-е годы. Тогда было создано наиболее известное его произведение «Городок в табакерке» (1834), вышел сборник «Пестрых сказок» (1833), повести «Сильфида» (1838) и «Саламандра» (1841).
В 1845 году Владимир Федорович выпускает сборник эссе, название которого: «Русские ночи». Этот сборник пользуется большой популярностью среди читателей. Сборник «Русские ночи» — его главный философский роман, посвященный продвижению русской словесности.
Был женат на Ольге Степановне Ланской, детей у них не было. Со своей женой Одоевский держал дома известный в городе литературный салон.
В 1866 году Одоевский снова возвращается в Москву и с головой уходит в творчество. Он отстаивает интересы русских обычаев, постоянно совершенствует и развивает свои навыки в естественных и гуманитарных науках. Ему была интересна даже кулинария.
В последние годы жизни ему была интересна история, музыка. Его имя носит одна из детских музыкальных школ.
Одоевский Владимир Федорович умер в Москве в 1869 году.
Главная>Биографии писателей и поэтов
Быстрый переход:
Очень краткая биография (в двух словах)
Краткая биография (подробно)
Очень краткая биография (в двух словах)
Родился 11 или 13 августа 1804 года в Москве. Отец — Фёдор Сергеевич Одоевский. Мать — Екатерина Алексеевна Филиппова. В 1822 году окончил Московский университетский благородный пансион. В 1826 году переехал в Санкт-Петербург. В 1846 году стал директором Румянцевского музея. В 1861 году вернулся в Москву. Был женат на Ольге Степановне Ланской, детей нет. Увлекался музыкой. Умер 11 марта 1869 года в возрасте 64 лет. Похоронен в Донском монастыре в Москве. Основные произведения: «Городок в табакерке», «Мороз Иванович», «Косморама», «Необойдённый дом», «Бал», «Разбитый кувшин» и другие.
Краткая биография (подробно)
Писатель Владимир Федорович Одоевский известен как автор сказок и романтических фантастических повестей. Точная дата рождения его неизвестна: это либо одиннадцатое, либо тринадцатое августа 1804 года. Одоевский является последним представителем старинного московского княжеского рода. Он рано потерял отца и воспитывался в семье своего двоюродного дяди Петра Ивановича Одоевского, также проживающего в Москве.
Окончив пансион, в 1823 году юноша стал служащим Московского архива Коллегии иностранных дел. В эти же годы он был издателем нескольких альманахов и журналов. С 1826 года начался период творчества Одоевского, связанный с жизнью в Санкт-Петербурге. Там писатель работал цензором и занимался созданием критических музыкальных очерков. Со своей женой Одоевский держал дома известный в городе литературный салон.
Расцвет творчества писателя пришелся на 30–40-е годы. Тогда было создано наиболее известное его произведение «Городок в табакерке» (1834), вышел сборник «Пестрых сказок» (1833), повести «Сильфида» (1838) и «Саламандра» (1841). Затем Одоевский разочаровался в мистицизме и решил посвятить себя общественной деятельности. Он много занимался благотворительностью. Создал ряд «Грамоток дедушки Иринея» — о газе, порохе, железных дорогах, болезнях и т. д. Эти поучительные произведения предназначались для чтения народом.
В 1846 году Одоевский стал директором Румянцевского музея. Во главе этого учреждения в 1861 году он переехал в Москву. Этот город стал последним местом жительства писателя. Умер Одоевский 11 марта 1869 года в возрасте 64 лет.
см. также:
Краткие биографии других писателей и поэтов