Обновлено: 10.01.2023
Жизнь Катерины в родительском доме описывается весьма кратко. Её можно охарактеризовать как наполненную радостными вдохновляющими событиями. Родители любили Катерину и к работе не принуждали. Она ходила с матерью в церковь и погружалась в мир иллюзий. Любила гулять в саду, рассматривая цветы, которые росли там.
У неё не было никаких причин, чтобы грустить. Если она не хотела ничего делать, могла просто расслабиться и отдыхать. Катерина жила в окружении добра и всеобщей любви. Доброта и впечатлительность впоследствии сыграли с ней злую шутку, но тогда неприятные события случались крайне редко.
Характеристика 2
Катерина — основное действующее лицо драматического произведения Островского. Чтобы увидеть индивидуальные особенности этого персонажа, нужно проникнуть в его душу, рассмотреть и понять пережитое.
Детские годы Кати протекали благополучно и счастливо. Обучения Катя не получила: читала истории странниц и богомолок. Всему описанному верила и восторгалась, сколько увлекательного случается на белом свете. Трудовой деятельностью ее не перегружали: обрабатывала растения, мало трудилась по подворью.
Ей сильно нравилась ходить в церковь. Она ей казалась огромным ясным храмом, в котором она видела порхающих божьих посланников. Ночью девчонке являлись сказочные сновидения, в этот момент она пробуждалась радостной и полной сил.
Катерина была добродушной и честной молодой особой, верующей и спокойной, потому что не знала злости в жизни, в которой находилась.
Весь мир перевернулся, когда Катерина вступила в брак. Она оказалась в семье, в которой преобладала злоба ко всем соседним людям. Природа, визит к богу, чтение страниц уже не восхищают деву, ангелы перестали появляться. Катерина стала женой Тихона не полюбив его, просто еще не знала и не испытывала этого чувства. Катерина считает, что когда влюбиться в Тихона, то жизнь сразу преобразится. Но ее останавливает Кабаниха, злобная мать мужа. Ни одной хорошей фразы не снискала Катерина от этой дамы. Тихон, затравленный собственной мамой, скорее всего и влюбился бы в Катерину, но ему не знакомы эти эмоции. В поместье Кабанихи нет положительных действующих лиц.
Плохая, гнетущая обстановка поместья толкает Катерину на восстание. Нестерпимо более находиться не имея света, добра, чувств. Любовные чувства к Борису — вот что не позволяет ей вконец умереть, захиреть. Видя, что поступает неверно, она как бы то ни было направляется на грешную встречу с Борисом. Этот прегрешение становится страшным грузом для нее. Она надеется на всевышнего, ответственность — вот ее бог. Набожность Катерины мешает ей безмятежно вести жизнь с большим грехом. Она говорит о собственной неверности супругу и его матери.
Тихон не ругает супругу, а она сама не находит себе места. Исповедь не дарит облегчения. Шанс возвратиться обратно, к супругу, для нее равноценен гибели. Катерина делает выбор в пользу смерти, только она даст ей свободу. Суицид тоже согрешение по учению религии, однако это не страшит юную женщину. И церковный и народной суд она сумела осилить.
Даже Тихон, запуганный мамой, винит Кабаниху в гибели супруги. Катерина продемонстрировала всем, что можно отстаивать свои интересы, пускай даже ценой жизни.
Катерина — это фигура русской девушки, умеющей уважать, любить и быть свободной.
Другие темы: ← Борис в произведении Гроза↑ ОстровскийОбраз бесприданницы →
Из рая в ад
После замужества жизнь резко изменилась. Глава семьи Кабаниха — тиран и диктатор. Ей присуще болезненное стремление навязать свои убеждения всем близким. Кабаниха всячески презирала Катерину, стремилась навязать ей давно устаревшие обычаи, согласно которым она должна теперь жить. Атмосфера в доме всегда была максимально напряжённой.
Кабаниху можно охарактеризовать тремя словами:
По мнению Кабанихи, взаимоотношения в семье должны строиться по принципу беспрекословного подчинения младших старшим. Жена должна бояться мужа. Но как можно бояться столь ничтожного человека?
Тихон был бесхарактерным. Несмотря на полное понимание неадекватности поведения матери, он не мог защитить жену от её нападок — таким его воспитала Кабаниха. Тихон не понимал стремлений Катерины, по сути, он был для неё совершенно чужим человеком — послушным рабом своей матери, а Катерина стремилась к свободе. Описать это лучше всего можно с помощью цитат:
… отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…
Жизнь Катерины в доме Кабановых была максимально ужасной. Не было ничего, что радовало бы её. Она с грустью вспоминала ушедшую в прошлое беззаботную жизнь с родителями.
… И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…
Тогда она была свободна, но потом начался ад.
Катерина как воплощение чистой, сильной и светлой народной души
Образ птицы – точное отображение душевного состояния героини
Жизнь Катерины в доме Кабановых. Любовь Катерины и Бориса
Драма – это литературное произведение, предназначенное для исполнения на сцене, написанное в диалогической форме. В отличие от комедии, драма имеет серьезный сюжет.
Детство Катерины Кабановой
Главными героями произведения являются:
- Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха),
- Катерина Кабанова,
- Тихон Кабанов.
Катерине около 19 лет. Девушку рано выдали замуж. О детстве Катерины читатель узнает из ее монолога в первом действии. Родители души не чаяли в Катерине. Вместе с ними она ходила в церковь, гуляла, занималась какой-нибудь работой. Об этом девушка вспоминает со светлой грустью, ведь в жизни Катерины уже нет ощущения той легкости, все делается по принуждению. Жизнь Катерины до замужества по сути не сильно отличалась от жизни после – те же события, те же действия. Только теперь героиня ко всему относится иначе. До замужества она чувствовала поддержку родителей, ей снились сны о полетах. Она ощущала движение жизни. Катерина была очень набожной, любила ходить в церковь. С самого детства у героини было все, что нужно – любовь матери и свобода. Теперь же Катерина оторвана от родного человека, лишена свободы.
Окружение героини
Катерина Кабанова живет в одном доме с мужем, свекровью и сестрой мужа. Уже одно лишь это обстоятельство не способствует безоблачной семейной жизни. Но положение ухудшается еще и тем, что свекровь Катерины, Кабаниха, алчный, жестокий человек. В этом случае алчность следует понимать как страстное желание чего-либо, граничащее с безумием. Кабаниха желает всех и все подчинить своей воле. Опыт с Тихоном у нее прошел весьма удачно, и следующей жертвой становится Катерина. Марфа Игнатьевна очень ждала свадьбы своего сына, но несмотря на это, она крайне недовольна невесткой. Кабаниха не ожидала, что невестка окажется настолько сильной характером, что суме безмолвно противостоять ее влиянию. Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, что Катерина может настроить против нее Тихона. Кабаниха этого очень боится и потому всеми способами пытается сломить Катерину. Она часто говорит, что Тихону давно жена стала милее матери.
Готовые работы на аналогичную тему
Интересно то, что Катерина, в отличие от мужа, обращается к Кабанихе на ты, как бы ставя себя вровень со свекровью.
Катерина обращает внимание свекрови на то, что она не пытается показаться той, кем не является, не притворствует. Поступок Катерины, когда она выполняет унизительную просьбу встать на колени перед мужем, вовсе не говорит о ее смирении. Героиня оскорблена ложными словами свекрови, и таким поступком она защищает себя и упрекает Кабаниху в злословии и лжи.
Тихон, муж Катерины, представляется серым человеком. Он похож на великовозрастного ребенка, уставшего от безграничной опеки матери. Однако Тихон при этом даже не пытается хоть как-то повлиять на ситуацию, а только жалуется на жизнь. Даже Варвара, сестра Тихона, попрекает его тем, что он не способен оградить жену от нападок матери. Варвара является единственным человеком в этой семье, который хоть немного интересуется Катериной. Но даже она склоняет Катю к тому, чтобы извиваться и врать, если она хочет выжить в этой семье.
Отношения Катерины с Борисом
Образ Катерины в пьесе раскрывается особенно ярко через любовную линию. Борис приехал в Калинов из Москвы по делам, касающимся получения наследства. Между Борисом и Катериной внезапно вспыхивают чувства. Это любовь с первого взгляда. Борис знает, что Катерина замужем, но продолжает искать с ней встречи. Катерина осознает свои чувства, понимает их неправильность и пытается отказаться от них. Катерина понимает, что измена противоречит христианской морали и законам общества.
Встретиться влюбленным помогает Варвара. Десять дней, пока Тихон был в отъезде, Катерина встречается с Борисом. Узнав о возвращении Тихона, Борис отказывается от встреч с Катериной и просит Варвару убедить Катерину ничего не говорить мужу об их тайных свиданиях. Но Катерина не такой человек. Она старается всегда быть честной перед другими и, главное, перед собой. Героиня очень набожна и потому боится божье кары за свой грех. Разбушевавшуюся грозу Катерина расценивает как знак свыше. Она во всем признается мужу. После признания в измене Катерина решает поговорить с Борисом. Но выясняется, что тот собирается уехать на несколько дней в Сибирь, а взять Катерину с собой он не может. Очевидно, что на самом деле Борису не нужна Катерина, он ее не любит, и возможно, никогда и не любил. Но и Катерина любила не Бориса, а образ, созданный ей самой. Катерина видела во всем хорошее. Она додумала образ Бориса. Катерина видела в Борисе одну его черту – неприятие действительности Калинова, и сделала эту черту основной. Катерина не замечала и не хотела замечать другие стороны личности Бориса. Борис приехал просить у Дикого денег – так же, как делали это остальные калиновцы. Для Катерины же Борис был человек из другого мира – мира, о котором так мечтала девушка, мира свободы. И воплощением этой свободы для Катерины Кабановой стал Борис. Героиня влюбилась не в него, а в свои представления о нем.
Финал произведения трагичен. Катерина, осознав, что больше не в состоянии жить в таком мире, бросается в Волгу. Она осознает, что другого мира не существует. Вопреки своей набожности, Катерина совершает один из страшнейших грехов в христианстве. Для того, чтобы решиться на такой поступок, требуется огромная сила воли. Но даже совершив самоубийство, Катерина сохраняет внутреннюю чистоту.
Екатерина занимает первенствующее место в пьесе. Именно ее мысли, чувства, переживания показываются наиболее развернуто.
Она зависит и финансово, и морально от мужа и свекрови, так как живет в патриархальном обществе. Кабаниха постоянно упрекает и критикует девушку из-за своего деспотичного характера, а Тихон ничего поперек матери не может сказать или сделать.
История жизни Екатерины
История жизни героини привычна для того времени. Девушку в юном возрасте выдают замуж, потому как другого выхода не было. Супруга Катерина не любит, а просто жалеет. Неожиданно для самой себя она начинает испытывать теплые и нежные чувства к Борису, молодому и образованному человеку, племяннику влиятельного в городе человека. Эта влюбленность становится роковой для Катерины.
Жизнь и детство в родительском доме
В детстве Катерина полюбила всей душой церковь. Но часто в течение службы мысли девушки витали далеко-далеко в небесах.
Родители воспитали в Катерине чистоту и искренность души, а также неумение врать.
Отношения в семье
Катя хоть и замужем за Тихоном, но хозяйкой дома по праву считается Марфа Игнатьевна.
Тихая Катерина не вмешивается в семейные и домашние дела, несмотря на это, она пугает Кабаниху. Девушка не чтит устаревшие традиции и обычаи. Поэтому не стала выть, провожая мужа в дорогу.
Отношение Кабанихи к Кате
Кабаниха невесту не просто недолюбливает, а презирает и не уважает. Женщина изо дня в день критикует и буквально морально нападает на девушку. При том Катерина не вступает в открытые споры и конфликты. Отказ Кати от правил и порядков Кабанихи приводит к образованию семейного раздора.
Марфа Игнатьевна управляет не только своей жизнью, но и судьбами домочадцев.
Муж и отношения с ним
Тихон говорит Катерине о своей любви, прощает и жалеет жену. Только он подчиняется словам своей матери и не может возражать ей. Чаще всего поступки героя совершены под влиянием Кабанихи.
Смерть Катерины
Катерина ощущает страх перед самой собой, перед богом. И страх этот напрямую связан с ее грешной любовью. Девушка признается мужу в измене всенародно, во всеуслышание. Не имея ни малейшей надежды на понимание, поддержу, прощение, она сбрасывается в реку.
Катерина часто представляла себя волной птицей, и последние мгновения жизни дали ей возможность испытать ощущение свободного полета.
Внешность героини
До замужества девушка буквально светилась изнутри, но даже после свадьбы осталась недурна собой. Только жизнерадостность сменилась на уныние и тоску.
Черты характера Катерины
Девушка выделяется на фоне остальных участников пьесы. Катерину можно назвать сильным и стойким человеком. Но также впечатлительная, мечтательная и задумчивая сторона характера переплетается со свободолюбивой и решительной.
Даже живя в доме и подвергаясь тиранией Кабанихи, Катерина смогла сохранить твердость и чистоту. Она отказывалась подчиняться правилам Марфы Игнатьевны.
Девушка пытается отыскать личное счастье, но заводит себя в тупик, находясь под воздействием религиозной нравственности и появившегося чувства.
Стремление к свободе
Религиозность
Девушка с раннего детства посещала церковь. Она помнит о прощении и милосердии, но воспринимает Бога страшным судьей, воля которого – карать и запрещать.
История любви Катерины и Бориса
О внутреннем конфликте героини можно говорить как о трагическом. В ней борются стереотипы патриархального сознания с требованиями живой натуры.
Цитатная характеристика
Рассмотрим речевую характеристику Катерины.
В сложные моменты девушка сетует:
Катерине не хватает простых добрых слов и обычной человеческой поддержки:
Сочинения
Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры
Девушка чувствует себя в гармонии сама с собой. Катерина не подвластна злобам, обидам, ненависти. Для нее есть добро, любовь, свобода. При этом героиня не сломалась под гнет Кабанихи, а это говорит о силе ее характера.
Любовь и забота в детстве, приверженность к церкви воспитали в юной девушке стремление к свободе, чистоту разума и искренность. Вера девушки в Бога не имеет границ, но в согласии с религиозными правилами и со своей душой она не живет. Вся жизнь Катерины – один сплошные противоречия.
Критика об образе героини
Наиболее известны две точки зрения.
Личное отношение к персонажу разных читателей
На примере Катерины Островский показывает всю тяжесть и горечь лжи. Ради искренней любви героине приходится обманывать своего мужа и подвергать свою душу насилию. Изнуренная этим, девушка губит не только свою жизнь, но и жизнь супруга. Основная мысль произведения, на мой взгляд, заключается в отстаивании своих интересов. Нужно стремиться к знаниям, духовной свободе, красоте. В противном случае все лучшие духовные порывы будут истреблены ханжескими устаревшими порядками.
А вам нравится образ Екатерины Кабановой? Правильно ли она поступала? Поставьте ей лайк или дизлайк на основе своего отношения!
До замужества Катерина жила в доме родителей, как в райском саду. Она была спонтанной и свободной, вела бурную и захватывающую ее жизнь, следуя сиюминутной прихоти. Даже сны ей снились неземные.
А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.
Героиня обладает сильной впечатлительностью, легко отдается полетам воображения. Из-за глубоких переживаний она порой не помнит, что именно видела, слышала, о чём просила в своих молитвах.
Катерина всю жизнь была готова беззаботно порхать, как мотылёк. Но в доме Кабановых ее ждёт иной удел: авторитарная свекровь и бесхребетный муж. Двери райского сада закрылись, и молодая женщина оказалась в грешном мире. Всей душой героиня желает вернуться обратно в свое безмятежное бытие, которое отдаляется от нее всё дальше и дальше.
Уже в первом действии Катерина пророчит себе смерть. Это действительно интуитивное чувство или бессознательное стремление к саморазрушению, раз нет возможности жить как прежде? Мир грешных людей не для беззаботной птички. Женщина боится согрешить, нет для неё ничего более ужасного.
У нашей воздушной героини есть своя страшная тайна. Катерина влюбилась! Захваченная новыми переживаниями, молодая жена изменяет мужу. То, чего так боялась Катерина, произошло — она стала грешницей. Оказывается, она обыкновенный человек из плоти и крови, со своими недостатками и слабостями. Теперь ей точно не место в раю!
Что делали Адам и Ева после грехопадения? Они стали жить дальше, вкушая тяготы бытия. Им пришлось трудиться в поте лица, сталкиваться с болью и прочими невзгодами. Так становятся взрослыми. Осознание собственных пороков и ограниченности — черта зрелых людей. Жизнь порой жестока и невыносима, она кидает нам вызов каждый день. Любой из нас должен встретить его, несмотря на слабости и ограничения.
Впечатлительная Катерина глубоко переживает свое падение и ждёт возмездие за преступление. Надвигается необычная гроза.
Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдёт. Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьёт кого-нибудь, либо дом сгорит; вот увидишь: потому, смотри! какой цвет необыкновенный!
Молодая Кабанова уверена, что гроза ее убьёт. Полусумасшедшая барыня стращает Катерину, чем окончательно доводит ее до исступления. В припадке ужаса женщина сознается прилюдно в своем поступке.
Гроза проходит, Катерина жива. Она страдает, не желая повзрослеть и принять факт своей человеческой ограниченности. Жизнь среди людей накладывает обязательства, регулируется правилами. Такой мир противен героине, она просто не желает иметь дело с его несправедливостями. Надежды на грозу не оправдались, страдалица идёт на берег Волги и бросается с обрыва.
Главная беда Катерины была в том, что она никак не хотела взрослеть и принимать свой новый статус. Прежняя жизнь со всей свободой и беззаботностью манила обратно. Женщина постоянно чувствовала беспомощность и жалость к себе. В своем поведении она оказывалась в роли пассивной и невинной жертвы. Татьяна из «Евгения Онегина» осознает со всей серьезностью свои брачные узы, поэтому отказывает любимому. Катерина же не желает принимать в расчет никаких ограничений и обязательств обыденной жизни, даже открытие собственной человеческой слабости для неё — невыносимая ноша. Героиня не смогла пережить изгнание из райского сада и приспособиться к жизни в грешном мире. Поэтому ее ждёт печальный финал.
Моя трактовка образа Катерины не является единственно возможной, а также не умаляет иные варианты интерпретации текста.
Мою интерпретацию образа Тихона Кабанова вы можете прочитать в статье «Негативный материнский комплекс в пьесе «Гроза» А.Островского» .
Если вам нравятся мои публикации, вы можете: поставить лайк, сказать «спасибо», поделиться в соц. сетях или поддержать мой блог финансово.
Автор — Ирина Лямшина
В тексте использованы цитаты из пьесы А.Н. Островского «Гроза».
Читайте также:
- Теоцентризм как системообразующий принцип средневекового мировоззрения кратко
- Какие новые месторождения полезных ископаемых были открыты в советские годы кратко
- Про что можно написать стих в школу
- Почему большинство рек материка впадает в атлантический океан кратко
- В чем состояло значение венгрии и чехословакии для их союзников по овд кратко
Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» показывает нравы русского купечества середины XIX века. Главная героиня драмы «Гроза» Катерина — жертва тиранства свекрови, богатой купчихи. Она решилась, несмотря на домостроевские порядки, царившие в купеческой среде города Калинова, проявить «свободное чувство» любви. Осознав, что измена мужу сделала её преступницей не только перед ним, но и перед Богом, Катерина совершила суицид. Образ Катерины, её душевная трагедия вызвали интерес и у читателей, и у русских литературных критиков.
Характеристика Катерины поможет читателю понять, слабая или сильная личность эта героиня, какова её роль в пьесе «Гроза» и в чём значение образа Катерины.
Портрет, речевая характеристика
Описание внешности Катерины в пьесе отсутствует, неизвестно также сколько лет героине, понятно только, что она очень молода. А внешность героини читатель может представить из слов Бориса, который говорит Кудряшу: «…как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».
Речь Катерины образная, особенно это видно из её рассказа о своём детстве и юности, когда она говорила Варваре, как была в это время счастлива. Речь героини отражает её тонкую, романтическую натуру.
Значение имени
Фамилия Катерины после замужества — Кабанова. Она совсем не подходит этой молодой женщине с чувствительной, тонкой душой. А имя её в переводе с греческого языка означает «непорочная», «чистая».
История жизни Катерины
Жизнь героини в детстве и юности очень отличалась от её жизни в доме мужа.
Жизнь Катерины в родительском доме
Каково происхождение главной героини повести «Гроза», автор точно не указал. Родилась она в зажиточной купеческой или мещанской семье. В воспоминаниях о своей жизни до замужества Катерина отца не упоминает. Отчество героини — Петровна (на первом свидании Борис называет её Катериной Петровной), значит, отца её звали Пётр. Как звали мать героини, автор не указал, известно только, что она души не чаяла в своей дочери.
Детство Катерины и её юность были счастливыми. Любящая мать старалась, чтобы дочь ни в чём не нуждалась, чтобы у неё были красивые наряды, работать её не заставляла, что хотела девочка, то и делала и «жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». Благодаря такому воспитанию девушка стала свободолюбивой, ей ненавистны были всяческие притеснения.
В разговоре с Варварой она с теплотой вспоминает о своей маменьке и о своей счастливой жизни в родительском доме. О своём образовании героиня не говорит, из её рассказа ясно, что представление о мире у неё сформировалось под влиянием рассказов странниц и богомолок, которых привечали в её родной семье.
Девушка любила гулять по саду, дома она вышивала («больше по бархату золотом»), ухаживала за цветами, которых в доме было множество, а больше всего любила ходить в церковь.
Жизнь Катерины после замужества
Замуж девушку выдали рано, и замужество Катерины нельзя назвать счастливым. Муж её, Тихон Кабанов, оказался человеком несамостоятельным, во всём подчинявшимся своей деспотичной матери. Жизнь в доме Кабановых была, казалось бы, такой же, как в родительском доме (тоже есть сад, тоже «полон дом странниц да богомолок»), но, как говорит героиня, «здесь всё как будто из-под неволи». Она чувствует, что набожность её свекрови Марфы Игнатьевны Кабановой во многом показная. Кабаниха (так называют Марфу Игнатьевну горожане) старается выставить себя набожной, соблюдающей патриархальные обычаи. При этом она грубо вмешивается в отношения сына и его жены, что не способствует укреплению молодой семьи. Катерина и Тихон постоянно чувствуют давление Кабанихи, им приходится постоянно выслушивать от неё напрасные упрёки.
Дом Кабановых стал для героини своего рода темницей. «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем», — говорит она сестре мужа Варваре, которая одна сочувствует ей.
Любовь в жизни Катерины
Героине тяжело жить, постоянно выслушивая попрёки свекрови и не находя поддержку у мужа. Тихон тоже упрекает её в том, что мать его из-за неё «поедом ест, проходу не даёт».
Молодая жена Тихона, не находя у него поддержки, всё же сочувствует ему, жалеет, но не уважает. Романтичная душа героини стремится к любви, но Тихон её не любит: если бы любил, то защищал бы её от своей деспотичной матери.
Катерина полюбила Бориса, племянника купца Дикого, потому что он отличался от грубоватых жителей Калинова, был с виду приятным и культурным. Любовь к нему так захватила её, что богобоязненная героиня, понимая, что совершает грех, решилась на измену мужу. Но Борис оказался недостоин любви Катерины, ведь он такой же слабохарактерный, как Тихон. Любовь Катерины к Борису, скорее всего, была невзаимной, ведь если бы Борис любил Катерину, он бы взял её с собой в Сибирь. Героиня, понимая, что свекровь никогда не перестанет её упрекать в измене мужу, просит любимого: «Возьми меня с собой отсюда!» — и получает отказ.
Смерть Катерины
Несмотря на то, что это грех, Катерина совершила суицид, потому что не могла поступить иначе. Она погибла из-за того, что не могла жить в атмосфере ненависти к ней, которая царила в доме Кабанихи. Хотя муж простил ей измену, но он не мог защитить её от постоянных упрёков Кабанихи.
Тихон виноват в смерти Катерины не меньше Марфы Игнатьевны — ведь только он мог бы пресечь угнетение жены Кабанихой. Крутой нрав свекрови и слабохарактерность мужа привели к гибели молодой женщины.
Характер, поступки
История жизни Катерины и самоубийство героини позволяют определить качества её личности.
Основные черты характера Катерины:
- Свободолюбие. Для героини счастье невозможно в неволе, в душной атмосфере недоброжелательности, царящей в доме Кабанихи.
- Чувствительность, мечтательность. Героиня мечтает о счастье с любимым человеком и предчувствует свою скорую гибель.
- Честность, бесхитростность. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», — говорит она Варваре.
- Набожность, боязнь Божьего суда. Героиня глубоко религиозна, любит ходить в церковь. Она боится, что Бог накажет её за лукавые помыслы. Боязнь перед судом Божьим толкнула её на прилюдное раскаяние в грехе прелюбодеяния.
- Горячий нрав. Несмотря на боязливость, натура у главной героини пьесы горячая, решительная. Она говорит Варваре: «…коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Не хватило у молодой женщины христианского терпения выносить упрёки свекрови за неверность мужу, и она утопилась.
Вывод
Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» до сих пор вызывает споры о том, сильный или слабый характер у этой героини. В 1860-х годах Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев в своих статьях представили свою трактовку образа главной героини драмы «Гроза». Мнение Добролюбова о Катерине, представленное в статье «Луч света в тёмном царстве» (1860) в корне отличается от мнения его оппонента Писарева, представленного в статьях «Мотивы русской драмы» (1864) и «Посмотрим» (1865). Если Добролюбов о Катерине пишет как о сильной личности, противостоящей всякому самодурству, то Писарев о Катерине другого мнения. Он считает, что этой героине воспитание и жизнь не могли дать ни сильного характера, ни развитого ума. На вопрос о том, является самоубийство свидетельством силы или слабости характера Катерины, у этих критиков тоже разное мнение. Добролюбов считает, что своей гибелью героиня дала «вызов самодурной силе». Мнение Писарева: «Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданно для неё самой».
Как видим, образ Катерины в русской критике неоднозначен. Характеристика Катерины может помочь читателю определить, какая интерпретация образа этой героини ему ближе.
Значение образа Катерины в пьесе «Гроза» заключается в том, что, показав судьбу этой героини, А. Н. Островский открыл исторический кризис между патриархальным миром и приверженцами свободы личности.
Характеристика образа Катерины, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Впервые пьесу Александра Николаевича Островского увидел мир второй половины 19 века. В это время все повсюду обсуждали предстоящие изменения. Современники писателя увидели в «Грозе» призыв к свободе и нововведениям.
«Гроза» считается вершиной творчества Островского и одним из самых выдающихся произведений отечественной драматургии. Автор рассуждает над проблемами взаимоотношений двух совершенно разных поколений. Также подняты вопросы семьи, брака, покаяния. Ключевая фигура пьесы – Катерина Кабанова.
О да! Это мое любимое занятие )))
20.65%
Читаю иногда, но есть вещи куда интереснее…
44.36%
Книги — а что это вообще такое?
7.9%
Проголосовало: 21600
Содержание
- Краткая характеристика
- Подробный образ и характеристика Катерины из пьесы «Гроза»
- Место героини среди других персонажей
- История жизни Екатерины
- Жизнь и детство в родительском доме
- Отношения в семье
- Отношение Кабанихи к Кате
- Муж и отношения с ним
- Смерть Катерины
- Внешность героини
- Черты характера Катерины
- Стремление к свободе
- Религиозность
- История любви Катерины и Бориса
- Внутренний конфликт Катерины в пьесе «Гроза»
- Цитатная характеристика
- Сочинения
- Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры
- Образ Екатерины из пьесы «Гроза»
- Критика об образе героини
- Личное отношение к персонажу разных читателей
Краткая характеристика
Катерина – молоденькая девушка, которая до замужества жила тихо и спокойно. Она с удовольствием посещала церковь, видела яркие сны, помогала матери. Однако после свадьбы с Тихоном Кабановым увядает на глазах, становясь жертвой действий свекрови. Пытаясь выбраться из «темного царства», девушка начинает тайно встречаться с незнакомым мужчиной.
Подробный образ и характеристика Катерины из пьесы «Гроза»
Место героини среди других персонажей
Екатерина занимает первенствующее место в пьесе. Именно ее мысли, чувства, переживания показываются наиболее развернуто.
Она зависит и финансово, и морально от мужа и свекрови, так как живет в патриархальном обществе. Кабаниха постоянно упрекает и критикует девушку из-за своего деспотичного характера, а Тихон ничего поперек матери не может сказать или сделать.
История жизни Екатерины
История жизни героини привычна для того времени. Девушку в юном возрасте выдают замуж, потому как другого выхода не было. Супруга Катерина не любит, а просто жалеет. Неожиданно для самой себя она начинает испытывать теплые и нежные чувства к Борису, молодому и образованному человеку, племяннику влиятельного в городе человека. Эта влюбленность становится роковой для Катерины.
Жизнь и детство в родительском доме
Еще с раннего детства Екатерина была укутана любовью, лаской, заботой, теплом. Росла девочка в доме зажиточного купца. Мать жалела дочку и не нагружала сильно работой и домашними делами, именно по этой причине девушка «жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле». Одевала мама дочку, словно куклу.
В детстве Катерина полюбила всей душой церковь. Но часто в течение службы мысли девушки витали далеко-далеко в небесах.
Родители воспитали в Катерине чистоту и искренность души, а также неумение врать.
Отношения в семье
Катя хоть и замужем за Тихоном, но хозяйкой дома по праву считается Марфа Игнатьевна.
Тихая Катерина не вмешивается в семейные и домашние дела, несмотря на это, она пугает Кабаниху. Девушка не чтит устаревшие традиции и обычаи. Поэтому не стала выть, провожая мужа в дорогу.
Отношение Кабанихи к Кате
Кабаниха невесту не просто недолюбливает, а презирает и не уважает. Женщина изо дня в день критикует и буквально морально нападает на девушку. При том Катерина не вступает в открытые споры и конфликты. Отказ Кати от правил и порядков Кабанихи приводит к образованию семейного раздора.
Марфа Игнатьевна управляет не только своей жизнью, но и судьбами домочадцев.
Муж и отношения с ним
Тихон говорит Катерине о своей любви, прощает и жалеет жену. Только он подчиняется словам своей матери и не может возражать ей. Чаще всего поступки героя совершены под влиянием Кабанихи.
Смерть Катерины
Катерина ощущает страх перед самой собой, перед богом. И страх этот напрямую связан с ее грешной любовью. Девушка признается мужу в измене всенародно, во всеуслышание. Не имея ни малейшей надежды на понимание, поддержу, прощение, она сбрасывается в реку.
Катерина часто представляла себя волной птицей, и последние мгновения жизни дали ей возможность испытать ощущение свободного полета.
Внешность героини
Четкого описания Катерины Кабановы в «Грозе» нет. О внешности героини можно судить из уст других героев произведения. Они считают ее прелестной, красивой, восхитительной. Упоминается, что Катерина находится в расцвете сил.
До замужества девушка буквально светилась изнутри, но даже после свадьбы осталась недурна собой. Только жизнерадостность сменилась на уныние и тоску.
Черты характера Катерины
Девушка выделяется на фоне остальных участников пьесы. Катерину можно назвать сильным и стойким человеком. Но также впечатлительная, мечтательная и задумчивая сторона характера переплетается со свободолюбивой и решительной.
Даже живя в доме и подвергаясь тиранией Кабанихи, Катерина смогла сохранить твердость и чистоту. Она отказывалась подчиняться правилам Марфы Игнатьевны.
Девушка пытается отыскать личное счастье, но заводит себя в тупик, находясь под воздействием религиозной нравственности и появившегося чувства.
Стремление к свободе
На долю героини выпала несчастная судьба. Душа Катерины рвется к небесам, к свободному полету в чистом небе, к духовному раскрепощению. Неспроста в «Грозе» периодические упоминается птица – символ свободы. Катерина сравнивают свою жизнь до замужества с вольной птицей. «Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Только эта птичка попала в клетку, а именно в дом Кабановых.
Религиозность
Девушка с раннего детства посещала церковь. Она помнит о прощении и милосердии, но воспринимает Бога страшным судьей, воля которого – карать и запрещать.
История любви Катерины и Бориса
Молодые люди влюбляются друг в друга, но боятся признаться в этом. Они не могут никак встретиться наедине, ведь Катерина несвободна. Они видятся лишь на бульваре и в церкви. Отъезд мужа девушки побудил героев тайно встречаться по ночам («И все-то десять ночей я гуляла»). На свиданиях они признаются друг другу в любви. Последняя встреча состоялась в лесу, незадолго до смерти Катерины.
Внутренний конфликт Катерины в пьесе «Гроза»
О внутреннем конфликте героини можно говорить как о трагическом. В ней борются стереотипы патриархального сознания с требованиями живой натуры.
Цитатная характеристика
Рассмотрим речевую характеристику Катерины.
В сложные моменты девушка сетует:
«кабы я маленькая умерла, лучше бы было… летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».
Душа Катерины увядает в «темном царстве»:
«Я у вас завяла совсем».
Девушка свободолюбива:
«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!»
Катерине не хватает простых добрых слов и обычной человеческой поддержки:
«Точно я стою над пропастью, а удержаться мне не за что.»
Сочинения
Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры
Драма «Гроза» известного писателя Островского повествует о непростом существовании молодой девушки в мире злых, жадных и необразованных людей «темного царства». Катерина Кабанова – луч света в нем.
Героиня жила и воспитывалась свободно: «как птичка на воле». К сожалению, она не по своему желанию вышла замуж за Тихона Кабанова и живет с его матерью. Мужчина не имеет личной точки зрения, своего мнения, подвластен свой маме – Кабановой Марфой Игнатьевной.
Девушка чувствует себя в гармонии сама с собой. Катерина не подвластна злобам, обидам, ненависти. Для нее есть добро, любовь, свобода. При этом героиня не сломалась под гнет Кабанихи, а это говорит о силе ее характера.
Но душевная трагедия повлекла за собой смерть. Катерина просто бы не выжила в этом ужасном царстве. Я считаю, у нее просто не было другого выхода. Героиня «Грозы» была бы слишком светлым человеком для мира, где правит Кабаниха и ей подобные.
Образ Екатерины из пьесы «Гроза»
Русская литература предоставляет множество примеров удивительных женщин: Татьяна Ларина, княжна Мери, Ольга Ильинская. Островский создал свой образ – Катерину Кабанову в пьесе «Гроза».
Любовь и забота в детстве, приверженность к церкви воспитали в юной девушке стремление к свободе, чистоту разума и искренность. Вера девушки в Бога не имеет границ, но в согласии с религиозными правилами и со своей душой она не живет. Вся жизнь Катерины – один сплошные противоречия.
Она изменяет мужу, ища счастье в другом незнакомом человеке. Хотя эта любовь больше от безысходности. Не умея врать, Катя признается и мужу, и Кабанихе, и всему народу о своем поступке. «Так не лучше ли и правда в могилу?», — думает девушка. Она не может больше бороться сама с собой, со своей верой, с этим «темным царством» и погибает.
Критика об образе героини
Наиболее известны две точки зрения.
Так, известный российский критик Добролюбов относился к Екатерине, как к «лучику света в темном царстве». Характер оценивал «по преимуществу созидающим, любящим, идеальным». А сила характера заключалась «в силе и гармонии». Он сравнивает девушку с полноводной речкой.
Писарев в своей работе «Мотивы русской драмы» с Добролюбовым не согласился. Он отметил, что мысли и поступки Катерины полны противоречий. Девушка запутала свою жизнь и посчитала лучшим решением «самый простой и глупый способ — самоубийством».
Личное отношение к персонажу разных читателей
С «Грозой» Островского знакомятся подростки еще в школы. И все помнят, что Катерина – «луч света» и сильный русский характер, если судить по школьной программе. Решила уже в более зрелом возрасте перечитать пьесу без оглядки на критиков. Тот самый «луч света в темном царстве» постоянно безвольно соглашается со всеми и жалуется на жизнь. Только героиня считает, что во всем виновен кто угодно, но не она («Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! А как же я мужу-то!.. Да ведь он сам не захотел»). Непонятно, чем она занимается. Есть лишь постоянные разговоры про мечты, грех и молитвы, но ни единой попытки изменить хоть что-то. Одно темное царство без единого лучика.
На примере Катерины Островский показывает всю тяжесть и горечь лжи. Ради искренней любви героине приходится обманывать своего мужа и подвергать свою душу насилию. Изнуренная этим, девушка губит не только свою жизнь, но и жизнь супруга. Основная мысль произведения, на мой взгляд, заключается в отстаивании своих интересов. Нужно стремиться к знаниям, духовной свободе, красоте. В противном случае все лучшие духовные порывы будут истреблены ханжескими устаревшими порядками.
А вам нравится образ Екатерины Кабановой? Правильно ли она поступала? Поставьте ей лайк или дизлайк на основе своего отношения!
Автор экспертных текстов для сайта «Знания!»
Задать вопрос
Что ты чувствуешь по отношению к школе?
Образ и характеристика Катерины Кабановой в пьесе «Гроза»: описание характера, жизнь и смерть
Катерина. Художник С. В. Герасимов |
Катерина Кабанова является главной героиней драмы «Гроза» А. Н. Островского.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, жизни и смерти героини в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание пьесы «Гроза»
— Все материалы по пьесе «Гроза»
Краткая характеристика и история жизни Катерины в «Грозе»
Катерина Кабанова является молодой женщиной, открытой и свободолюбивой по характеру. Родители воспитали ее в любви и свободе, так что девочка жила счастливо и не знала печали.
Выйдя замуж за Тихона Кабанова не по любви, Катерина становится очень несчастна. Свекровь Катерины, злая старуха Кабаниха, обижает безответную Катерину. Ее муж Тихон не только не заступается за нее, но и сам нередко обижает ее.
Однажды Катерина влюбляется в молодого мужчину Бориса, племянника купца Дикого. Катерина тайно встречается с ним, пока муж находится в другом городе. Будучи не в силах врать мужу, Катерина рассказывает ему правду об измене.
Тем временем Борис уезжает из города, так как этого требует от нег его дядька Дикой. Борис отказывается взять Катерину с собой, так как боится разозлить дядьку Дикого. Не выдержав страданий, бедная Катерина бросается в Волгу и погибает.
Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского, описание в цитатах
Полное имя героини — Катерина Петровна Кабанова:
«Так это молодая Кабанова, что ль?..» (действие 3 сцена 2 явление 2)
«Это вы, Катерина Петровна?..» (действие 3 сцена 2 явление 3)
Катерина Кабанова является красивой молодой женщиной:
«…Что, красавицы? <…> Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет…» (барыня — Катерине, действие 1 явление VIII)
«…с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь!..» (Кабанов о своей жене Катерине, действие 2 явление IV)
«…видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота!..» (барыня о Катерине, действие 4 явление VI)
Катерина — искренняя, открытая женщина, по ее собственным словам. Она не умеет обманывать и притворяться:
«Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю…» (Катерина о себе, действие 1 явление V)
«Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу…» (Катерина о себе, действие 2 явление II)
Катерина является мечтательницей. Например, ей иногда кажется, что она является птицей и может летать:
«…отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…» (действие 1 явление VII)
«И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…» (действие 1 явление VII)
Окружающие люди считают Катерину странной, «мудреной» и «чудной» женщиной:
«Ты какая-то мудреная, Бог с тобой!..» (Варвара о Катерине, действие 2 явление II)
«Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее все станется! Таких дел наделает, что…» (Варвара о Катерине, действие 4 явление III)
Катерина называет себя горячей, эмоциональной натурой:
«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!..» (действие 2 явление II)
Она выросла в атмосфере любви и свободы, мать ее очень любила:
«Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю…» (Катерина о себе, действие 1 явление VII)
Она является свободолюбивой личностью:
«Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова.»
Варвара. Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена.
Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» (действие 2 явление II)
Катерина несчастлива в браке со своим мужем Тихоном Кабановым. Девушка не любит мужа, а лишь жалеет его, по мнению Варвары (сестры Тихона):
«Варвара. А ведь ты, Катя, Тихона не любишь.
Катерина. Нет, как не любить! Мне жалко его очень.
Варвара. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь одного человека.» (действие 2 явление II)
У Катерины и ее мужа Тихона нет детей, и для Катерины это настоящее горе:
«Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это…» (действие 2 явление VIII)
Катерина и Тихон живут вместе со злобной матерью Тихона — Кабанихой. Катерина терпит незаслуженные обиды («напраслину») со стороны свекрови и не может дать ей отпор:
«Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.
Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину то терпеть кому ж приятно!» (действие 1 явление V)
Несмотря на все обиды, Катерина почитает свою свекровь, как родную мать:
«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» (Катерина о свекрови, действие 1 явление V)
Муж Катерины, Тихон, говорит, что любит ее, но при этом обижает ее, чаще всего по указанию своей злой матери Кабанихи:
«Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену…» (Варвара о Тихоне, действие 1 явление VI)
«А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала…» (действие 5 явление I)
Катерина рано вышла замуж и не успела «погулять в девках», по мнению Варвары:
«Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще…» (действие 2 явление II)
До замужества Катерина была резвой и веселой девушкой и ни о чем не тужила, а замужем она совсем завяла, по ее собственным словам:
«Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем… <…>
Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле… <…>
Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много… <…> Таково хорошо было!..» (действие 1 явление VII)
До замужества ей снились яркие сны, а после замужества ее сны стали редкими и безрадостными:
«А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то…» (действие 1 явление VII)
История любви Катерины и Бориса
Однажды в город приезжает молодой человек по имени Борис, племянник местного купца Дикого. Катерина влюбляется в Бориса, но считает эту любовь грехом, который ей никогда не замолить:
«Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем…» (Катерина о своей измене мужу, действие 3 явление III)
«Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?..» (действие 1 явление VII)
Катерина и Борис встречаются несколько раз на тайных свиданиях, пока Тихон находится в другом городе. Пылкая, горячая Катерина признается Борису, что любит его всем сердцем и готова идти за ним на край света:
«Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы…»
По словам Бориса, у Катерины ангельская улыбка, когда она молится в церкви:
«А то в церкви вижу, на бульваре встречаемся. Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится…» (Борис о Катерине, действие 3 сцена 2 явление 2)
Катерина оказывается неспособна жить во лжи, поэтому она признается мужу и свекрови в своей измене:
«Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…» (действие 4 явление VI)
«И все то десять ночей я гуляла… <…>
С Борисом Григорьичем.» (Катерина о себе, действие 4 явление VI)
При этом Катерина думает не только о себе и своих проблемах, но и о своем возлюбленном Борисе. Девушка чувствует за собой вину за то, что она «ввела Бориса в беду». Катерина даже просит прощения у Бориса, хотя сама она пострадала от этого скандала куда больше, чем Борис:
«За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор! Да! Себе бесчестье – ему вечный покор.» (действие 5 явление II)
«Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.» (действие 5 явление III)
Катерина считает, что Борис — ее единственная возможность обрести счастье, увидеть какую-то радость в ее несчастной жизни:
«Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую нибудь я и видела… Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила.» (действие 5 явление II)
Тем временем Борис под давлением дядьки Дикого собирается срочно уехать из города. В их прощальную встречу несчастная Катерина просит его взять ее с собой, но Борис отказывается, так как он слишком боится своего дядьку Дикого, который может лишить его наследства за непослушание:
«Катерина. Куда едешь?
Борис. Далеко, Катя, в Сибирь.
Катерина. Возьми меня с собой отсюда!
Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом то тем проститься, где мы с тобой виделись.» (действие 5 явление III)
Оставшись без любимого и его поддержки, убитая горем Катерина совершает страшный поступок — бросается в Волгу и погибает:
«Женщина в воду бросилась!» (действие 5 явление V)
Критика об образе Катерины в пьесе «Гроза»
«Главным действующим лицом драмы является молодая женщина Катерина, образ которой принадлежит к лучшим созданиям творчества вашего драматурга. Из простодушного рассказа самой Катерины мы узнаем, что детство свое она провела на полной свободе, будучи любимым ребенком в семье и не чувствуя над собою никакого гнета.
Вся обстановка родительского дома, где строго соблюдались церковные обряды, развила в Катерине религиозность: она любила молиться и чувствовала себя в храме, как в раю; но вместе с религиозностью в ней развита была и мечтательность… <…> Горячность и энергия, которыми отличалась Катерина в детстве, сохранились в ней и тогда, когда она, выйдя замуж за Тихона, попала в новую, суровую семью.
Правда, в силу своей любящей, чуждой разрушительных стремлений натуры, Катерина готова жить мирно, с терпением переносить обиды от жестокой свекрови, но до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уже ни на что не посмотрит. <…>
…Катерина, как натура в высшей степени правдивая, не в состоянии прибегнуть к обману… . она …, испуганная словами сумасшедшей барыни, раскатами грома и картиной геенны огненной и убежденная, что все это угрозы наказания за нарушение ею супружеской верности, при свекрови и при всем народе бросается к мужу и сознается в своем проступке. <…>
Самая основная и глубокая сторона ее внутренних мучений — это греховность ее любви, строгая религиозность ее натуры. Последним определяющим мотивом ее смерти … служит ее внезапно убитая любовь, а не тягость самодурства…»
(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.)
Это был цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, жизни и смерти Катерины Кабановой в цитатах из драмы.
Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»
Образ Катерины в пьесе «Гроза» был навеян Александру Николаевичу Островскому Любовью Павловной Косицкой, в дальнейшем сыгравшей главную роль на сцене. Действие разворачивается в городе Калинов (вымышленный) на Волге.
Описание образа Катерины для сочинения по пьесе «Гроза»
Характеристику героини из пьесы Александра Николаевича Островского представим отдельно по каждому пункту.
Жизнь и детство Катерины в родительском доме
Истоки характеры Катерины Кабановой берут начало с отчего дома. С детства героиня была окружена лаской и заботой близких. Детство, проведенное в родительском гнезде, было счастливым временем для Катерины. Девушка занималась, тем, что было ей по душе.
Проснувшись утром, умывалась родниковой водой, слушала пение птиц, выполняла работу по дому. Будучи ребенком, посещала с матерью церковь. Там она погружалась в другой мир, полный гармонии и чистоты.
Одухотворенная церковными службами эту приверженность она пронесет через всю жизнь. Мать души не чаяла в своей дочери, холила и лелеяла ее, наряжала словно куклу. Вспоминая жизнь до замужества, свое прошлое, Катерина сравнивает себя «с птичкой на воле», подчеркивая трудность своего настоящего положения.
Муж Катерины
Тихон – сын деспотичной, властной матери, без ведома которой он ни шагу ступить не может. Сын почтенно относится к своей матери, не замечая многочисленных необоснованных упреков в адрес своей жены.
Выходя замуж, Катерина надеялась на счастливую жизнь, на мужа, что будет для нее опорой. На самом деле оказалась героиня чужой для людей, с которыми живет под одной крышей.
В действительности, Тихон – маменькин сынок, ощущающий гнет Кабанихи, но ничего не предпринимающий для изменения ситуации.
Отношение Кабанихи к Екатерине
Свекровь изводила невестку постоянными упреками, руганью и скандалами. Самодурство, превратившееся в деспотизм – ключевая характеристика образа Кабановой. Судьба близких Марфы Игнатьевны подчинена домострою, в справедливость которого она свято верит. Кабаниха требует подчинения Катерины, не понимает сына, что не остепеняет жену.
Суровая и властная, она корит Тихона, отравляет жизнь Катерины. Героиня не понимает доброты и ласки невестки, все, что она пытается от нее получить – это страх. Единственное чувство, которое должна испытывать молодая девушка – боязнь перед свекровью, мужем.
Жизнь в доме Кабанихи отравляет душу жены Тихона. Только Варвара становится подругой для Екатерины, отдушиной в доме, где все подчинено жестокости и брани.
История любви Катерины и Бориса
В письме, полученном от подруги, героиня получает некое предостережение по поводу Бориса. Однако знакомство с Борисом, племянником Дикого, позволяет Катерине отвлечься от проблем в семье, почувствовать себя любимой. Их встречи были короткими, мимолетными (случайно на бульваре, на церковной службе).
И все-таки им удается встретиться во время отъезда Тихона из Калинина. Эта встреча не была последней, десять ночей влюбленные тайно встречались. Возвращение Тихона в город положило конец их свиданиям. Героиня не смогла выдержать разлуки с возлюбленным, душевных терзаний и рассказала о случившемся мужу и свекрови на глазах у всего города, совершив публичное покаяние.
Внутренний конфликт Катерины в пьесе «Гроза»
Отношения с Борисом – это попытка обрести свободу, освободиться от гнета жестокого купеческого общества. Весь трагизм истории заключен в семье, в которую вступила героиня. Вся жизнь Катерины – борьба с ложью, к которой девушка не приучена, противостояние властолюбивой купчихе Кабанихи с ее деспотичным укладом жизни.
Входя в семью Кабановых, героиня со всей теплотой пыталась отнестись к свекрови. Однако ее попытки не увенчались успехом: грубость, язвительные разговоры и колкости – все, что она получила. Тонкая натура, ищущая гармонии, не смирилась с этим миром. Катерина боролась за свои убеждения, она отвечала Марфе, обращалась к ней на «ты», не заискивала и не лгала.
Смерть Катерины
Поняв тщетность положения, неспособность одной изменить сложившийся уклад, героиня лишается на самоубийство. Ее монолог «Куда теперь…» подчеркивает, что жизнь в данных условиях хуже смерти. Не видя причин остаться, героиня бросается с обрыва.
После гибели Катерины, Тихон рыдает. Он обвиняет в ее кончине мать, не понимает или не хочет понимать и своей вины. Кабаниха пытается отстранить сына от жены, говоря, что плакать о ней грех. Смерть Катерины – освобождение ее души, ведь о такой жизни она и думать не хотела.
Отзывы и критика о Катерине и пьесе Островского
Мнение М. М. Достоевского: «Это лучшее произведение А. Н. Островского. Здесь он впервые подвергает анализу своих героев, а также изображает новые образы – воплощение русских женщин».
Н. А. Добролюбов отмечал, что «Катерина – новый характер, противостоящий крепостнической системе, самодурству. Другим лицом, негативно влияющим на жизнь простого человека, является Тихон. Своим бездействием он наносит ущерб, сравнимый с Кабановой.
Он понимает, жизнь должна быть иной, что подтверждает реплика: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Критик отмечает, Катерина – луч света в темном царстве.
Цитатная характеристика Катерины в пьесе «Гроза»
Ниже представлена речевая характеристика, кратко описывающая образ главной героини.
Катерина умерла во время грозы, ставшей кульминацией истории. Само название по-разному отражает отношение к этому явлению: Дикий боится грозы, Кулигин расценивает как живительную силу. Катерина рассказывает о своем грехе перед грозой Варваре, а признается в измене во время грозы. Трагический мир, изображенный Островским, соответствует драме, которая в нем совершается.
Статьи по теме:
- Протест Катерины против тёмного царства в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
- Виновен ли Борис в гибели Катерины — причины и сущность трагедии героини
- Душевная драма Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза» — причины и последствия страданий
- Трагедия совести в пьесе А.Н, Островского «Гроза» — анализ драмы и образ героини
- Затерянный город — образ и характеристика в драме А.Н. Островского «Гроза»
- Сочинение на тему: «Был ли иной путь у Катерины»
- Варвара и Катерина — сравнительная характеристика героинь пьесы «Гроза»
- Тихон Кабанов — характеристика героя
- Смысл названия пьесы «Гроза» Островского
- «Гроза» — краткое содержание пьесы А.Н. Островского
- Варвара — характеристика героини из пьесы А.Н. Островского «Гроза»
В пьесе Островского «Гроза» показан «решительный темперамент», повергающий в изумление своей контрастностью деспотичным зачаткам. Нрав этот глубокомысленный и твердый, непоколебимо преданный чутью природной сущности, полон веры в высшие ценности и мужественный в том плане, что лучше погибнуть, чем так существовать. Литературовед кратко рассматривает в «Грозе» жизнь Катерины в родительском доме для контраста, чтобы рассказать причины ее гибели.
Оглавление:
- Детские годы Катерины
- Жизнь в доме Кабанихи
- Образ девушки
- Внутренний конфликт и смерть
Детские годы Катерины
В произведении «Гроза» вниманию читателя представлено жизнеописание главной героини в доме мужа, где царил патриархально-суровый семейный быт. Фактически ее жизнь в отчем доме была абсолютно другой.
Созидание индивидуальности зарождается с юных лет, поэтому автор вставил в произведение повествование о жизни главной героини в родительском доме. Без рассказа о переживаниях, душевном настрое, ее восприятии свершившихся событий как катастрофы — все это было бы недоступно для понимания жизнеописания Катерины до вступления в брак и после.
Для истолкования изменений, произошедших в душе главной героини, ее морального противостояния, усилившегося из-за свершенных Катериной действий, Островский вводит в пьесу картины детских и юношеских лет главного персонажа посредством воспоминаний и цитат, изображенных яркими красками, что диаметрально противоположно «темному царству», где героиня живет после замужества.
Воодушевленная богослужениями, она несла эту склонность в течение всей жизни. Матушка питала особую привязанность к дочери, пестовала и баловала, одевала в лучшие наряды. Когда главная героиня вспоминает свою жизнь до вступления в брак, она сравнивает себя с вольной птицей, чем акцентирует сложности своего сегодняшнего положения.
Обстановку отчего дома Катерина считала счастливой для своего образования и развития. Об этом времени она вспоминает, что жила беззаботно, словно вольная птица. В тот период героиня:
- вела беседы с паломницами;
- занималась рукоделием;
- ходила в церковь;
- корпела в саду.
Жизнь в доме Кабановых очень отличается от той, что она вела в доме отца. Воспитание, данное родителями, подарило Кате возможность стать бесхитростной и самодостаточной натурой, которая не умеет лицедействовать и врать, что немаловажно для построения отношений в новой семье. Это несказанно возмущает девушку. Имея твердый характер, неустрашимая, она томится в доме Кабанихи, не зная, как себя вести.
Жизнь в доме Кабанихи
За изгородью купеческого дома возможность выбора отсутствует, как, впрочем, искренность и сердечность в общении между членами семьи, нет ни малейшего желания радоваться и петь, словно птица. Обстановка здесь неестественно изломана, в душе главной героини она провоцирует дисгармонию и болезненный исход.
Просто невыносимой стала жизнь Катерины в доме Кабановых. Придирки Марфы Игнатьевны, ее озлобленность, бранчливость, постоянное раздражение, наставления и предубеждение лишили девушку решимости в истинности и чистоте помыслов, спровоцировав терзания и беспокойство. Катерина печально вспоминает благоприятное и беззаботное время до свадьбы, когда родители сдували с нее пылинки. Попав в «темное царство», она утратила возможность светлого восприятия действительности.
Взамен жизнерадостности, приподнятого настроения и душевной гармонии пришло:
- чувство страха;
- чувство греховности;
- малодушие и желание покончить с собой.
Героиня уже не та беспечная девчонка, какой многие помнят ее до замужества, ведь жизнь у Кабановых на Катерину подействовала отрицательно. Девушка сильно изменилась, но свой нрав проявляла даже в невыносимых условиях жизни в доме Кабанихи.
Безропотно выносить унижения и предвзятое отношение, соглашаться со взглядами и купеческим лицемерием Катерина не может. Когда свекровь попрекает девушку в двуличии, она возмущается, отвечая, что, живя рядом с людьми, чувствует себя покинутой, что ничего она о себе не возомнила и не будет терпеть клевету.
С Кабанихой никто не желал общаться, героиня с детства приучена говорить лишь правду, поэтому и в новой семье хотела остаться искренней. До свадьбы девушка была неунывающей оптимисткой, старалась быть ближе к людям, любила природу. Поэтому-то Добролюбов Н. А. и отметил Катин решительный нрав, поражающий контрастностью по отношению к другим персонажам «Грозы». На самом деле образ Катерины представлен как противоположность другим темпераментам представительниц прекрасного пола.
Образ девушки
Героиня произведения — лирическая и чувственная девушка. Изредка пред ее глазами пробегает картина, где она стоит над пропастью, а неведомая сила толкает ее вниз. Словно она предчувствовала свою смерть, вследствие чего душа Катерины наполнена страхом. Для искренне верующего человека считается смертельным грехом полюбить кого-то, кроме мужа.
Героиня с молоком матери впитала принципы моральной нравственности, приучена следовать заповедям, прописанным в «Библии». Но в то же время Катя сама все решает. Она так и сказала сестре мужа, что если ей надоест, никто не сможет удержать ее. Она выбросится из окна в реку.
Порядочно образованный Борис говорил о главной героине, что во время службы она бьет поклоны с приветливой улыбкой, а лик ее озаряется волшебным светом. Такая характеристика отличает Катерину от остальных членов семьи. Ведь в отчем доме ее любили и уважали, там она росла в атмосфере взаимопонимания, человечности и благородства, что послужило хорошим примером для подражания.
Живя в доме, где все душевно относятся друг к другу, девушка без напоминания выполняла свои обязанности по хозяйству. Отец с матерью не принуждали ее, а, наоборот, радовались тому, как она себя ведет. Девушка была уверена, что она поступает верно и справедливо, а Всевышнему наказывать ее не за что. Ее праведная, целомудренная душа жаждала любви и благодеяния.
Прибыв в дом мужа, героиня оказывается в совершенно другом мире, где царят лицемерие и подозрительность, а к ней самой относятся, как к греховоднице, упрекая в том, чего она даже не планировала совершать. На первых порах она старалась доказать свою невиновность, девушка страдала, но держалась. Вот почему Катерина завяла, попав в дом Кабановых, где не было взаимопонимания и доброты.
Тоска по нормальным душевным отношениям с окружающими вынуждает ее выскользнуть из «узилища» сначала в сад, затем к реке, а позже и к крамольной любви. После чего Катерину одолевает чувство вины и понимание, что она преступила предел дозволенного, пренебрегла и собственным представлением о нравственности. Стало быть, заслужила наказание.
Чувство беззащитности и одиночества, утрата интереса к жизни, ощущение греховности оказали на девушку пагубное влияние. Близких, ради которых стоило бы жить, нет рядом. Были бы у нее дети или необходимость ухаживать за престарелыми родителями, жизнь Катерины сложилась бы по другому сценарию.
Полезные статьи по пьесе «Гроза»:
- Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи в пьесе «Гроза»
- Конфликт поколений в пьесе А. Островского «Гроза»
- Краткое содержание статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве»
- Пример сочинения на тему «Проблематика пьесы Островского «Гроза»»
- Сочинение «Тёмное царство» по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
- Противоречивый образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза»
- Характеристика Кулигина в пьесе Островского «Гроза»
- Роль и характеристика Феклуши в драме «Гроза»
- Сравнительная характеристика Катерины и Варвары из пьесы «Гроза»
- Сочинение о последнем свидании Катерины и Бориса
Внутренний конфликт и смерть
Считать героиню заложницей несчастного семейного союза было бы неправильно, много жен безропотно живут всю жизнь в подобных условиях. Как и нельзя назвать безрассудным поступком покаяние Катерины перед супругом. Учитывая ее характер и душевную чистоту, поступить по-другому она просто не могла.
Самоубийство девушки стало единственно верным решением, так как возлюбленный, отправленный дядей в Сибирь, не смог взять ее с собой. Но и вернуться в дом свекрови для героини было хуже добровольной гибели. Катя знала, что сбежать она не успеет, а на ее поиски уже вышли люди. Душевный настрой, в котором она пребывала, и взаимоотношения со свекровью и ее окружением вывели ее на берег реки.
Главная героиня стала заложницей собственной непорочности, хотя в этой душевной чистоте и была сила воли, которую не смогла подчинить себе Марфа Игнатьевна. Вольнолюбивый нрав Кати, ее правдивый характер, не позволивший ей обманывать мужа, и впечатлительность могут охарактеризовать девушку как сильную натуру. Эти качества поднимают Катерину на более высокую ступень, по сравнению с другими персонажами пьесы.
Екатерина проявила сильный характер, решив уйти из жизни. В мире, в котором ей пришлось жить последнее время, ничего не согласовывалось с ее идеалами, она не могла ненавидеть людей, которые ее окружали и угнетали. В таких обстоятельствах только сильный духом мог отважиться на протест. Женщина не чувствовала поддержки, поэтому восстала, существенно пошатнув эту глыбу бескультурья. В этом и есть основная тема повести.
Когда девушка поняла, что в одиночку ей не под силу изменить веками сложившийся уклад, она решила расстаться с жизнью. Монолог главной героини доказывает, что в данной ситуации лучше умереть. Ее ничего не держит на этом свете, Катерина бросается с обрыва в реку. Муж оплакивает ее гибель, упрекая мать, а та, в свою очередь, пытается отстранить его от девушки, запрещая рыдать по ней.
Смерть Кати — это спасение ее души, не о такой жизни она мечтала в отчем доме. В пьесе Островского «Гроза» история жизни Катерины учит нравственности, честности и непорочности.
Наталья Викторовна Степура
Эксперт по предмету «Литература»
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Драма – это литературное произведение, предназначенное для исполнения на сцене, написанное в диалогической форме. В отличие от комедии, драма имеет серьезный сюжет.
Детство Катерины Кабановой
Пьеса Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году, за год до отмены крепостного права. Среди остальных пьес Островского это произведение выделяется благодаря характеру главной героини. Катерина – основной персонаж пьесы, через которого показан конфликт произведения. Героиня не похожа на остальных жителей Калинова. Она отличается силой характера, особенным восприятием жизни, чувством собственного достоинства. Образ Катерины складывается благодаря совокупности ряда факторов – слов, мыслей, поступков, окружения.
Главными героями произведения являются:
- Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха),
- Катерина Кабанова,
- Тихон Кабанов.
Катерине около 19 лет. Девушку рано выдали замуж. О детстве Катерины читатель узнает из ее монолога в первом действии. Родители души не чаяли в Катерине. Вместе с ними она ходила в церковь, гуляла, занималась какой-нибудь работой. Об этом девушка вспоминает со светлой грустью, ведь в жизни Катерины уже нет ощущения той легкости, все делается по принуждению. Жизнь Катерины до замужества по сути не сильно отличалась от жизни после – те же события, те же действия. Только теперь героиня ко всему относится иначе. До замужества она чувствовала поддержку родителей, ей снились сны о полетах. Она ощущала движение жизни. Катерина была очень набожной, любила ходить в церковь. С самого детства у героини было все, что нужно – любовь матери и свобода. Теперь же Катерина оторвана от родного человека, лишена свободы.
Окружение героини
Катерина Кабанова живет в одном доме с мужем, свекровью и сестрой мужа. Уже одно лишь это обстоятельство не способствует безоблачной семейной жизни. Но положение ухудшается еще и тем, что свекровь Катерины, Кабаниха, алчный, жестокий человек. В этом случае алчность следует понимать как страстное желание чего-либо, граничащее с безумием. Кабаниха желает всех и все подчинить своей воле. Опыт с Тихоном у нее прошел весьма удачно, и следующей жертвой становится Катерина. Марфа Игнатьевна очень ждала свадьбы своего сына, но несмотря на это, она крайне недовольна невесткой. Кабаниха не ожидала, что невестка окажется настолько сильной характером, что суме безмолвно противостоять ее влиянию. Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, что Катерина может настроить против нее Тихона. Кабаниха этого очень боится и потому всеми способами пытается сломить Катерину. Она часто говорит, что Тихону давно жена стала милее матери.
«Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»» 👇
Замечание 1
Интересно то, что Катерина, в отличие от мужа, обращается к Кабанихе на ты, как бы ставя себя вровень со свекровью.
Катерина обращает внимание свекрови на то, что она не пытается показаться той, кем не является, не притворствует. Поступок Катерины, когда она выполняет унизительную просьбу встать на колени перед мужем, вовсе не говорит о ее смирении. Героиня оскорблена ложными словами свекрови, и таким поступком она защищает себя и упрекает Кабаниху в злословии и лжи.
Тихон, муж Катерины, представляется серым человеком. Он похож на великовозрастного ребенка, уставшего от безграничной опеки матери. Однако Тихон при этом даже не пытается хоть как-то повлиять на ситуацию, а только жалуется на жизнь. Даже Варвара, сестра Тихона, попрекает его тем, что он не способен оградить жену от нападок матери.
Варвара является единственным человеком в этой семье, который хоть немного интересуется Катериной. Но даже она склоняет Катю к тому, чтобы извиваться и врать, если она хочет выжить в этой семье.
Отношения Катерины с Борисом
Образ Катерины в пьесе раскрывается особенно ярко через любовную линию. Борис приехал в Калинов из Москвы по делам, касающимся получения наследства. Между Борисом и Катериной внезапно вспыхивают чувства. Это любовь с первого взгляда. Борис знает, что Катерина замужем, но продолжает искать с ней встречи. Катерина осознает свои чувства, понимает их неправильность и пытается отказаться от них. Катерина понимает, что измена противоречит христианской морали и законам общества.
Встретиться влюбленным помогает Варвара. Десять дней, пока Тихон был в отъезде, Катерина встречается с Борисом. Узнав о возвращении Тихона, Борис отказывается от встреч с Катериной и просит Варвару убедить Катерину ничего не говорить мужу об их тайных свиданиях. Но Катерина не такой человек. Она старается всегда быть честной перед другими и, главное, перед собой. Героиня очень набожна и потому боится божье кары за свой грех. Разбушевавшуюся грозу Катерина расценивает как знак свыше. Она во всем признается мужу. После признания в измене Катерина решает поговорить с Борисом. Но выясняется, что тот собирается уехать на несколько дней в Сибирь, а взять Катерину с собой он не может. Очевидно, что на самом деле Борису не нужна Катерина, он ее не любит, и возможно, никогда и не любил. Но и Катерина любила не Бориса, а образ, созданный ей самой. Катерина видела во всем хорошее. Она додумала образ Бориса. Катерина видела в Борисе одну его черту – неприятие действительности Калинова, и сделала эту черту основной. Катерина не замечала и не хотела замечать другие стороны личности Бориса. Борис приехал просить у Дикого денег – так же, как делали это остальные калиновцы. Для Катерины же Борис был человек из другого мира – мира, о котором так мечтала девушка, мира свободы. И воплощением этой свободы для Катерины Кабановой стал Борис. Героиня влюбилась не в него, а в свои представления о нем.
Финал произведения трагичен. Катерина, осознав, что больше не в состоянии жить в таком мире, бросается в Волгу. Она осознает, что другого мира не существует. Вопреки своей набожности, Катерина совершает один из страшнейших грехов в христианстве. Для того, чтобы решиться на такой поступок, требуется огромная сила воли. Но даже совершив самоубийство, Катерина сохраняет внутреннюю чистоту.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме