Очень любопытные словесные портреты русских крестьян в «Записках охотника» рождают интерес к этой социальной прослойке и в наше время. Кроме художественных трудов, есть также исторические и научные, посвященные особенностям быта прошлых столетий. Крестьянство долгое время было многочисленным слоем общества нашей державы, поэтому имеет богатую историю и много любопытных традиций. Разберем эту тему детальнее.
Что посеешь – то и пожнешь
Из словесных портретов русских крестьян наши современники знают, что эта прослойка общества вела натуральное хозяйство. Такой деятельности присущ потребительский характер. Производство конкретного хозяйства представляло собой продукты питания, необходимые человеку, чтобы выжить. В классическом формате крестьянин трудился, чтобы прокормить себя.
В деревенских краях крайне редко покупали еду, а питались довольно просто. Пищу люди именовали грубой, поскольку длительность приготовления сокращалась до минимально возможной. Хозяйство требовало большой работы, немалых усилий, отнимало очень много времени. У женщины, отвечавшей за приготовление пищи, не было ни возможности, ни времени для приготовления разнообразных блюд или сохранения продуктов на зиму какими-то особенными способами.
Из словесных портретов русских крестьян известно, что люди в те времена питались однообразно. На праздники обычно свободного времени было побольше, поэтому стол украшали вкусными и разнообразными продуктами, приготовленными с особенным изыском.
Как считают современные исследователи, прежде сельские женщины были более консервативными, поэтому старались пользоваться одними и теми же ингредиентами для приготовления блюд, стандартными рецептами и приемами, избегая экспериментов. В некоторой степени такой подход к повседневному питанию стал бытовой традиционной чертой общества того времени. Сельские жители к пище были довольно равнодушными. Как следствие, рецепты, призванные разнообразить рацион, казались, скорее, излишеством, нежели нормальной частью повседневной жизни.
О рационе
У Бржевского в описании русского крестьянина можно видеть указание на разные продукты питания и частоту их употребления в быту крестьянской прослойки общества. Так, автор любопытных трудов заметил, что мясо не было постоянным элементом меню типичного крестьянина. И качество, и объемы продуктов питания в обычной крестьянской семье не соответствовали нуждам человеческого организма. Признавалось, что обогащенная белком пища была доступна лишь по праздникам. Крестьяне в очень ограниченных количествах потребляли молоко, масло, творог. В основном их подавали к столу, если праздновали свадьбу, престольное событие. Таким было меню при разговении. Одной из типичных проблем того времени выступало хроническое недоедание.
Из описаний русских крестьян ясно, что мужицкое население было бедным, поэтому достаточно мяса получало лишь в определенные праздники, например, в Заговенье. Как свидетельствуют записки современников, даже самые бедные крестьяне к этому значимому дню календаря находили в закромах мясо, чтобы поставить его на стол и вволю наесться. Одной из важных типичных черт крестьянского быта было обжорство, если выпадала такая возможность. Изредка к столу подавали блины из пшеничной муки, смазанные маслом, салом.
Любопытные наблюдения
Как можно узнать из составленных ранее характеристик русских крестьян, если типичная семья того времени резала барана, то мясо, которое она с него получала, ели все члены. Длилось это лишь день-другой. Как отмечали сторонние наблюдатели, исследовавшие образ жизни, продукта было достаточно, чтобы неделю обеспечить стол мясными блюдами, если есть эту пищу в умеренных количествах. Однако в крестьянских семьях не было такой традиции, поэтому появление большого объема мяса отмечалось его обильным поглощением.
Крестьяне ежедневно пили воду, в жаркий сезон готовили квас. Из характеристик русских крестьян известно, что в конце девятнадцатого столетия в сельской местности не было традиции чаепития. Если такой напиток и готовили, то лишь больные люди. Обычно для заварки использовали глиняный горшок, чай настаивали в печке. В начале следующего столетия наблюдатели заметили, что напиток полюбился простому люду.
Корреспонденты сообществ, занимавшиеся исследованиями, отмечали, что все чаще крестьяне заканчивают обед чашкой чая, пьют этот напиток в период всех праздников. Зажиточные семьи покупали самовары, дополняли домашний обиход посудой для чая. Если в гости приходил интеллигентный человек, к обеду сервировали вилки. При этом крестьяне продолжали есть мясо только руками, не прибегая к столовым приборам.
Бытовая культура
Как демонстрируют живописные портреты русских крестьян, а также рассказывают труды корреспондентов сообществ, занимавшихся в те времена этнографией, уровень культуры в быту в крестьянской среде определялся прогрессом конкретного населенного пункта и его сообщества, в целом. Классическое место обитания крестьянина – изба. Для любого человека того времени одним из знакомых жизненных моментов было строительства жилища.
Лишь возведя собственную избу, персона превращалась в домовладельца, домохозяина. Чтобы определить, где будет возводиться изба, собирали сельский сход, сообща принимали решение под отвод земли. Бревна заготавливали с помощью соседей или всех жителей села, так же вели работу над срубом. Во многих регионах строили в основном из дерева. Типичный материал для создания избы – круглые бревна. Их не отесывали. Исключением были степные регионы, губернии Воронежа, Курска. Тут чаще возводились мазаные хаты, свойственные Малороссии.
Как можно заключить из рассказов современников и живописных портретов русских крестьян, состояние жилья давало точное представление о том, насколько обеспечена семья. Мордвинов, приехавший в начале 1880-х в губернию вблизи Воронежа дабы организовать тут ревизию, отправлял потом высоким чинам отчеты, в которых упоминал об упадке изб. Он признавал, что дома, в которых живут крестьяне, поражают тем, насколько убого выглядят. В те времена крестьяне еще не возводили дома из камня. Такие здания были лишь у помещиков и других богатых людей.
Дом и быт
К концу девятнадцатого столетия каменные строения стали появляться чаще. Их могли себе позволить зажиточные крестьянские семьи. Крыши большинства домов в селах в те времена формировали из соломы. Реже использовали дранку. Русские крестьяне 19 века, как отмечали исследователи, еще не умели возводить кирпичные столетия, но уже к началу следующего столетия появились построенные из кирпича хаты.
В работах исследователей того времени можно видеть упоминания о строениях под «жесть». Они заменили рубленые дома, которые на глиняный слой укрывали соломой. Железнов, изучавший быт обитателей Воронежского края в 1920-х, проанализировал, как и из чего люди возводят свои дома. Порядка 87% составили строения из кирпича, около 40% были возведены из дерева, а остальные 3% пришлись на случаи смешанного строительства. Около 45% всех попавшихся ему домов были ветхими, в посредственном состоянии он насчитал 52%, и лишь 7% строений оказались новыми.
Каждый согласится, что жизнь русских крестьян очень хорошо можно представить, изучая внешний и внутренний вид их жилищ. Не только состояние дома, но и дополнительных построек во дворе было показательным. Оценивая внутреннее убранство жилища, можно сразу выявить, насколько обеспечены его обитатели. Этнографические общества, существовавшие в те времена в России, уделяли внимание домам людей, обладавших хорошим достатком.
Однако члены этих организаций занимались изучением и жилищ людей, обеспеченных гораздо хуже, сравнивали, оформляли выводы в письменных трудах. Из них современный читатель может узнать, что бедный человек проживал в ветхом жилище, можно сказать, в лачуге. В его хлеву была лишь одна корова (не у всех), несколько овец. Ни овина, ни амбара у такого крестьянина не имелось, как и собственной бани.
Зажиточные представители сельского сообщества держали несколько коров, телят, около двух десятков овец. В их хозяйстве были куры, свиньи, лошадь (иногда две — для выезда и для работы). У жившего в подобных условиях человека была собственная баня, во дворе стоял амбар.
Одежда
Из портретов и словесных описаний мы знаем, как одевались русские крестьяне в 17 веке. Не слишком изменились эти манеры и в восемнадцатом, и в девятнадцатом. Как свидетельствуют записки исследователей того времени, губернские крестьяне были довольно консервативными, поэтому их наряды отличались стабильностью и следованием традициям. Некоторые даже называли это архаичностью внешнего вида, поскольку в одежде присутствовали элементы, появившиеся десятилетия назад.
Однако по мере прогресса новые веяния проникали и в сельскую местность, поэтому можно было видеть специфические детали, отражавшие бытность капиталистического общества. Например, мужские наряды по всей территории губернии обычно поражали однообразием, сходством. От региона к региону отличия были, но сравнительно малые. А вот женская одежда была заметно интереснее благодаря обилию украшений, которые крестьянки создавали своими руками. Как известно из работ исследователей Черноземья, в этом регионе женщины носили наряды, напоминавшие южнорусские и мордовские модели.
Русский крестьянин 30-40 годов 20 столетия, как и сто лет до этого, имел в своем распоряжении одежду на каждый день и для праздника. Чаще пользовались домоткаными нарядами. Зажиточные семьи могли изредка приобретать фабричные материалы для пошива одежды. Наблюдения за жителями Курской губернии в конце девятнадцатого столетия показали, что представители сильного пола в основном пользовались приготовленным дома бельем посконного типа (из конопли).
Рубахи, которые носили крестьяне, имели косой ворот. Традиционная длина изделия – до колена. Мужчины носили портки. К рубахе шел пояс. Он был сученый или тканый. По праздникам носили рубаху из льна. Люди из богатых семей использовали изготовленные из красного ситца одежды. Верхней одеждой были свиты, зипуны (кафтаны без воротника). На празднество можно было надеть сотканный дома балахон. Люди побогаче имели в своих запасах тонкосуконные кафтаны. Летом женщины носили сарафаны, а мужчины — рубахи с поясом или без.
Традиционной обувью крестьян были лапти. Их плели отдельно для зимнего и летнего периода, для будней и для праздников. Даже в 30-е годы 20 столетия во многих деревнях крестьяне оставались верны этой традиции.
Сердце быта
Поскольку жизнь русского крестьянина в 17 веке, 18 или 19 веках концентрировалась вокруг собственного дома, изба заслуживает особенного внимания. Жильем именовалось не конкретное строение, а небольшой двор, ограниченный забором. Здесь возводили жилые объекты и строения, предназначенные для хозяйствования. Изба являлась для деревенских жителей местом защиты от непонятных и даже страшных сил природы, злых духов и другого зла. Первое время избой называли лишь ту часть дома, которая обогревалась печью.
Обычно в селе сразу было видно, у кого совсем плохо обстоят дела, кто живет обеспеченно. Основными были отличия в добротности, в количестве составных элементов, в оформлении. При этом ключевые объекты являлись одинаковыми. Некоторые дополнительные строения позволяли себе лишь обеспеченные люди. Это мшаник, баня, хлев, амбар и иные. Всего таких построек существовало больше десятка. Преимущественно в прежние времена все строения вырубали топором на каждом этапе возведения. Из работ исследователей того времени известно, что ранее мастера использовали разные виды пил.
Двор и стройка
Жизнь русского крестьянина в 17 веке была неразрывно связана с его двором. Этим термином обозначали земельный участок, на котором находились все строения в распоряжении человека. Во дворе был огород, здесь же – гумно, а если у человека был сад, то и он включался в крестьянский двор. Практически все возведенные хозяином объекты выполнялись из древесины. Наиболее подходящими для строительства почитали ель, сосну. Вторая была в большей цене.
Дуб считали деревом, с которым сложно работать. Кроме того, его древесина много весит. При возведении строений к дубу прибегали при работе над нижними венцами, при строительстве погреба или объекта, от которого ждали сверхпрочности. Известно, что дубовой древесиной пользовались, возводя мельницы, колодцы. Лиственные виды деревьев применяли, создавая хозяйственные постройки.
Наблюдение за бытом русских крестьян позволило исследователям прошлых столетий понять, что древесину люди подбирали с умом, учитывая важные признаки. Например, создавая сруб, останавливались на особенно теплом, покрытом мхом дереве с прямым стволом. А вот прямослойность не была обязательным фактором. Чтобы сделать кровлю, крестьянин пользовался прямыми прямослойными стволами. Сруб обычно готовили на дворе или вблизи. Для каждого строения очень основательно подбирали подходящее место.
Как известно, топор в качестве орудия труда русского крестьянина при строительстве дома – это и удобный в использовании предмет, и изделие, накладывавшее определенные ограничения. Впрочем, таковых при строительстве было немало в силу несовершенства технологий. При создании построек обычно не ставили фундамент, если даже планировалось построить нечто большое. В углах ставили опоры. Их роль играли большие камни или пни дуба. Изредка (если длина стены была существенно больше нормы) опору ставили по центру. Сруб по своей геометрии таков, что четырех опорных точек достаточно. Это объясняется цельносвязанным типом конструкции.
Печь и дом
Образ русского крестьянина неразрывно связан с центром его дома – печью. Ее считали душой дома. Духовая печь, которую многие называют русской, это очень древнее изобретение, характерное для нашей местности. Известно, что в трипольских домах уже стояла такая система отопления. Конечно, за прошедшие тысячи лет конструкция печи несколько изменилась. Со временем топливом стали пользоваться рациональнее. Всем известно, что возведение качественной печи – это сложная задача.
Сперва на грунте ставили опечек, являвшийся фундаментом. Затем стелили бревна, которые играли роль днища. Под делали максимально ровным, ни в коем случае не наклонным. Над подом ставили свод. Сбоку делали несколько отверстий для просушки небольших предметов. В древности избы ставили массивными, но без трубы. Для вывода дыма в доме предусматривали маленькое окно. Вскоре потолок и стены становились черными из-за копоти, но деваться было некуда. Система печного отопления с трубой стоила дорого, возвести такую было сложно. Кроме того, отсутствие трубы позволяло экономить дрова.
Поскольку труд русского крестьянина регламентироваться не только общественными представлениями о морали, но и рядом правил, предсказуемо, что рано или поздно приняли нормы, касающиеся печей. Законодатели постановили обязательно выводить трубы от печи над избой. Такие требования касались всех государственных крестьян и принимались ради благоустройства села.
День за днем
В период закрепощения русских крестьян у людей выработались определенные привычки и правила, позволявшие сделать образ жизни рациональным, дабы труд был сравнительно эффективным, а семья – благополучной. Одним из таких правил той эпохи был ранний подъем женщины, отвечавшей за дом. Традиционно первой просыпалась хозяйская жена. Если женщина была слишком стара для этого, обязанности переходили к невестке.
Проснувшись, она сразу начинала топить печь, открывала дымарь, распахивала окна. Холодный воздух и дым будили остальных членов семьи. Малышей усаживали на шесток, чтобы не зябли. Дым распространялся по всему помещению, сдвигаясь вверх, зависал под потолком.
Как показали вековые наблюдения, если дерево тщательно прокоптить, оно будет меньше гнить. Русский крестьянин хорошо знал этот секрет, поэтому курные избы пользовались популярностью благодаря долговечности. В среднем под печь отводилась четвертая часть дома. Топили ее лишь пару часов, поскольку она долгое время оставалась теплой и обеспечивала отопление всего жилища в течение суток.
Печь была предметом, отапливающим дом, позволяющим готовить еду. На ней лежали. Без печи нельзя было приготовить хлеб или сварить кашу, в ней тушили мясо и сушили собранные в лесу грибы, ягоды. Печь использовали вместо бани, дабы париться. В жаркий сезон ее топили раз в неделю, чтобы приготовить недельный запас хлеба. Поскольку такое сооружение хорошо хранило тепло, еду готовили раз в сутки. Казанок оставляли внутри печи, а в нужный момент доставали еду горячей. Во многих семьях эту домашнюю помощницу украшали, чем могли. В ход шли цветы, хлебные колосья, яркие осенние листья, краски (если их удавалось достать). Считалось, что красивая печь приносит в дом радость и отпугивает злых духов.
Традиции
Блюда, распространенные у русских крестьян, появились не просто так. Все они объяснялись конструктивными особенностями печи. Если сегодня обратиться к наблюдениям той эпохи, можно узнать, что блюда томили, тушили, отваривали. Это распространялось не только на быт простых людей, но и на жизнь мелких помещиков, поскольку их привычки и повседневность почти не отличались от присущих крестьянскому слою.
Печь в доме была наиболее теплым местом, поэтому на ней делали лежанку для старых и малых. Чтобы можно было залезть наверх, делали приступки – до трех небольших ступенек.
Интерьер
Невозможно представить дом русского крестьянина без полатей. Такой элемент считался одним из основных для любого жилого помещения. Полати – это выполненный из дерева настил, начинавшийся от бока печи и длившийся до противоположной стены дома. Полати использовали для сна, поднимаясь сюда через печь. Здесь сушили лен и лучину, а днем хранили принадлежности для сна, одежду, которой не пользовались. Обычно полати были достаточно высокими. По их краю ставили балясины, предупреждающие падение предметов. Традиционно полати любили дети, ведь здесь можно было спать, играть, наблюдать за празднествами.
В доме русского крестьянина расположение предметов определялось постановкой печи. Чаще она стояла в правом углу или слева от двери на улицу. Угол, противоположный печному устью, считался основным местом хозяйкиного труда. Здесь размещали приспособления, используемые для готовки. Вблизи печи лежала кочерга. Здесь же хранили помело, лопату из дерева, ухват. Неподалеку обычно стояли ступка, пестик, квашня. Кочергой убирали золу, ухватом перемещали горшки, в ступке перерабатывали пшеницу, затем жерновами превращали ее в муку.
Красный угол
Об этой части русской крестьянской избы слышали практически все, кто хоть раз заглядывал в книги со сказками или описаниями быта того времени. Этот участок дома поддерживали чистым, украшенным. Для оформления использовали вышивку, картинки, открытки. Когда появились обои, именно здесь их начали использовать особенно часто. Задачей хозяина было выделить красный угол из остального помещения. На полку поблизости ставили красивые предметы. Здесь хранились ценности. Всякое событие, важное для семьи, праздновали в красном углу.
Основным предметом мебели, располагавшимся здесь, был стол с полозьями. Его делали довольно большим, чтобы места хватало всем членам семьи. За ним в будни кушали, в праздники организовывали застолье. Если приходили свататься к невесте, обрядовые церемонии проводили строго в красном углу. Отсюда женщину забирали на венчание. Начиная сбор урожая, первый и последний снопы относили в красный угол. Делали это максимально торжественно.
Использован учебник «История Средних веков. 6 класс», Е. Агибалова, стр. 93
Параграф 11 «Средневековая деревня и её обитатели»
1. В чём состояла власть феодала над зависимыми крестьянами?
Феодал имел право судить зависимых крестьян, назначая им разные наказания. Крестьяне платили барщину и оброк.
2. Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете? Чем они различались?
Существовали такие виды зависимости, как поземельная и личная.
Поземельные крестьяне имели свой надел, имущество, исполняли повинности.
Лично зависимые крестьяне чаще всего не владели землёй, не могли покидать деревню, продавать свой надел, уходить в монастырь без разрешения феодала.
3. Что заставляло крестьян объединяться в общину?
Общиной выживать было проще. Члены общины вместе сажали, а потом убирали урожай. Вместе пасли скот на общем лугу. Помогали бедным и вдовам, оказывали сопротивление господину, если тот пытался увеличить повинности.
4. Расскажите о жизни крестьян по плану: орудия труда, хозяйство, жилище, пища.
Рассказ о жизни крестьян по плану
Крестьяне пользовались самыми простыми орудиями труда: плуг, борона, грабли, серп, цеп, лопата.
Хозяйство крестьян состояло из приусадебного участка, где находился огород, сад, виноградник. Отдельно находились участки пашни и покосы. В хозяйстве часто имелись вол, козы, свиньи, птица.
Крестьянский дом строился из деревянных жердей, обмазанных глиной, и покрывался соломой или дёрном. Трубы не было и дым очага выходил через отверстие в потолке. Поэтому стены были в копоти. Окна были без стёкол, их закрывали ставнями. Рядом с домом стояли хозяйственные пристройки.
Внутри дома стояли стол, скамья, сундук, иногда кровать.
Еду крестьяне готовили в чугунном котелке, который подвешивали над огнём. Обычной пищей были: каша из зерна, капуста, репа, лук, бобы и другие овощи. Имелся козий сыр, реже ели рыбу и мясо. Вместо сахара использовали мёд. Из винограда делали вино, из ячменя — пиво.
5. Как вы думаете, почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжёлой?
Крестьянская жизнь и сейчас не сахар, а в то время не было машин, было мало волов и лошадей, трудиться на сеньора приходилось целыми днями, а потом ещё работать на себя. Комфорта не было совсем, из радостей — редкие праздники.
6. Какое хозяйство называется натуральным?
Натуральным называется такое хозяйство, в котором продукты и вещи изготавливались для собственного потребления, а не на продажу.
7. Составьте схему «Повинности средневековых крестьян».
Барщина — работа на феодала, которую выполняли крестьяне (работа в поле, на покосе, мельнице, сбор дров)
Оброк — доля продукции, произведённой крестянами на своих наделах, которую они отдавали феодалу (например, два поросёнка из десятка). Мог быть натуральным и денежным.
Церковная повинность — десятая часть урожая отдавалась церкви.
Дополнительно
1. Опираясь на текст параграфа, начертите план феодального поместья.
В центре поместья стоял господский дом или замок. Рядом с ним стояли амбары, конюшня, хлев, псарня, птичник. На реке стояла мельница. Вокруг располагались земли феодала и наделы крестьян.
2. Средневековая французская пословица гласит «С кого раз сдерёшь шкуру, того не пострижёшь дважды». В чём её смысл?
Смысл этой пословицы в том, что если лишить человека всего, то с него нечего будет взять в будущем. Поэтому феодалы хоть и грабили крестьян, но не забирали всего.
3. Чем отличались средневековые зависимые крестьяне от римских рабов? Почему они неодинаково относились к своей работе?
У зависимых крестьян были свой участок земли, дом, орудия труда, животные. У рабов этого не было.
Крестьяне старались выполнять свою работу, потому что получали с этого пищу и различные продукты. Трудолюбие ценилось среди крестьян.
4. Чем власть феодала над зависимыми крестьянами отличалась от власти рабовладельца над рабами?
Феодал не мог продавать крестьян, он только судил их, если те не исполняли барщины или оброка. Рабовладелец был полноправным хозяином, который мог продать, наказать без суда, даже убить раба.
5. Почему в то время было неизбежно господство натурального хозяйства?
В те времена денег у феодалов было мало, а у крестьян не было почти совсем. Поэтому что-то купить или продать было сложно. Для этого надо было ехать куда-то далеко, ведь поблизости продавали то же, что было в вотчине. Вот и приходилось крестьянам самим обеспечивать себя и своего сеньора всем необходимым.
6. Поразмышляйте, сохранились ли элементы натурального хозяйства в современной деревне. Если да, то какие?
Элементы натурального хозяйства сохранились не только в деревне, но и в городе. Многие горожане имеют дачные участки, на которых выращивают для себя овощи и фрукты. Есть приусадебные участки и у сельских жителей — огороды. Они держат скотину и птицу, получают мясо, молочные продукты, яйца для своих нужд, а часть продают.
Но в современных хозяйствах крестьянам платят деньги и они могут купить себе всё, что угодно.
Обновлено: 10.01.2023
Вопрос по истории:
Как жили крестьяне в восточной московской части края
срочно
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
- 27.06.2018 20:23
- История
- remove_red_eye 2035
- thumb_up 24
Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе История.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
История — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом.
2. 1. Как жили крестьяне в восточной, московской, части края?
3. Но крестьяне продолжали жить по обычаям отцов и дедов.
4. Как крестьяне воспринимали мир?
5. Вся жизнь крестьян проходила в семье, в своем дворе, в своей деревне.
6. Грамоте не обучались
7. Крестьянский двор.
12. Местом встречи были деревенские церкви
13. Деревянная Георгиевская церковь в дер. Юксовичи
Согинский погост состоит из Никольской
церкви (1696) и Ильинской церкви (1864).
Обе постройки деревянные. Шатровый
храм Николая Чудотворца сочетается с
архитектурой Ильинской церкви,
несмотря на разный возраст постройки.
15. церковь Николая Чудотворца в Согинцах.
16. Одежда крестьян XVI века.
Нижней (а у крестьянок и верхней)
одеждой по-прежнему служила
рубаха из хлопчатобумажной или
шелковой ткани, прямая, собранная
по горловине, с узким длинным
рукавом. Поверх рубахи надевали
сарафан. Шили его из холста,
шелка или парчи. По центру переда
сарафан украшали вертикальной
полосой с позументами или рядом
медных оловянных пуговиц. Он
держался на узких коротких
плечевых лямках и подпоясывался
под грудью.
Нижней (а у крестьянок — и
верхней) одеждой попрежнему служила рубаха
из хлопчатобумажной или
шелковой ткани, прямая,
собранная по горловине, с
узким длинным рукавом.
18. Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая, так же как и сарафан, держалась на плечевых лямках.
Короткой верхней распашной
одеждой была душегрея,
которая, так же как и сарафан,
держалась на плечевых лямках.
19. Поверх рубахи надевали сарафан, который по линии груди подкраивался и был более прилегающим. Шили его из холста, шелка или парчи. По центру
Поверх рубахи
надевали сарафан, который по
линии груди подкраивался и был
более прилегающим. Шили его из
холста, шелка или парчи. По
центру переда сарафан
украшали вертикальной полосой
с позументами или рядом
медных или оловянных пуговиц.
Он держался на узких коротких
плечевых лямках и
подпоясывался под грудью.
21. Женские головные уборы 15-16 вв
Женские головные уборы
северных и некоторых
центральных губерний — род
твердой шапочки объединены названием
«кокошник». Его изысканная
форма как нельзя лучше
гармонирует с величавым
силуэтом сарафанной
одежды. Существовало
несколько видов кокошников
«Двурогий» (полумесяцем)
достигал зачастую очень
больших размеров, в иных
случаях — шестидесяти
сантиметров.
23. кичка
24. Город Тихвин в XVII веке был единственным городом восточной части нашего края.
2. Как жили жители единственного города
восточной части края?
Город Тихвин в
XVII веке был
единственным
городом
восточной части
нашего края.
25. Тихвин вырос под стенами не крепости, а монастыря. План г. Тихвина Ивана Зеленина, составленный в 1678г.
26. Какое значение в жизни Тихвина играл монастырь?
27. Ученые полагают, что монастырь был основан в 15 веке,
Тихвин стал религиозным центром началось после появления
здесь чудотворной иконы Богоматери. Согласно
сохранившимся в летописи записям, в 1383 году над
Ладожским озером произошло чудесное явление. Икона
Божьей матери чудесным образом была перенесена на Русь
и явила сияние над водами озера. По легенде, икона
медленно плыла по воздуху и остановилась недалеко от реки
Тихвинка. Чудо произошло летом, 26 июня (или 9 июля) 1383
года. На том месте, где икона остановилась, был заложен
деревянный храм, а святыня получила название – икона
Тихвинской Божьей матери. Многие люди стали считать
явление иконы подтверждением особого значения России для
Бога. Её называли символом централизованного государства.
28. Тихвинский монастырь становится центром духовной жизни города и его окрестностей
29. Подумайте, почему в Тихвине происходила всероссийская ярмарка? Найдите на карте торговые пути, проходящие через Тихвин.
30. В 1584 году Фёдор Ионович пожертвовал монастырю трёхсотпудовый колокол.
31. Храм Успения Богородицы
32. Церковь Рождества Богородицы
33. В Успенском монастыре сложилась живописная школа. Тихвинские мастера владели искусством фрески. Артель во главе с Иваном Шомушским распис
В Успенском монастыре
сложилась живописная школа.
Тихвинские мастера владели
искусством фрески.
Артель во главе с Иваном
Шомушским расписала
Успенский собор фресками,
сохранившимися до наших дней.
Деревянный храм, построенный для иконы в
Тихвине, трижды сгорал, однако икона оставалась
нетронутой огнем. Потом воздвигли каменную
церковь, а позже по повелению царя Иоанна
Грозного устроили на этом месте монастырь. С
первого дня явления Тихвинской иконы от нее не
прекращали изливаться великие чудеса. В 1613 году
Матерь Божия защитила Свою обитель от шведов:
после крестного хода с Тихвинской иконой враг без
видимых причин в страхе бежал.
36. 9 июля — праздник Тихвинской иконы Божией Матери.
37. Д.З.
Рассказ о жизни крестьян нашего края
Праздничные традиции жителей нашего края
Рассказ о Тихвинском монастыре
1. Как жили крестьяне в восточной, московской, части края?
Подавляющее большинство жителей восточной части края проживало к востоку от реки Волхов.
Это было связано с тем, что эти земли принадлежали государю, а не помещикам, что давало относительную свободу крестьянам.
Как жили крестьяне в городах и сёлах?
Как жили крестьяне в городах и сёлах.
КАК ЖИЛИ КРЕСТЬЯНЕ 17 ВЕКА?
КАК ЖИЛИ КРЕСТЬЯНЕ 17 ВЕКА!
Крестьяне южных районов Древнерусского государства жили в ?
Крестьяне южных районов Древнерусского государства жили в .
Напишите сочинение на тему 1) как жили крестьяни 2) как жили феодалы 3) как жили горожаниНадо на все 3 темы?
Напишите сочинение на тему 1) как жили крестьяни 2) как жили феодалы 3) как жили горожани
Надо на все 3 темы.
Как жили крестьяне?
Как жили крестьяне?
Напишите пожалуйста кратко?
Как жили вельможи?
Как жили вельможи?
Как жили крестьяне?
Расскажите пожалуйста подробнее!
Где жили восточные славяне ?
Где жили восточные славяне ?
Как жили крестьяне в Средние века?
Как жили крестьяне в Средние века?
Как жили крестьяне при Иване 4?
Как жили крестьяне при Иване 4?
В сильные холода в жилых помещениях также держали крестьяне в средние векав средние века у крестьяней?
В сильные холода в жилых помещениях также держали крестьяне в средние века
в средние века у крестьяней.
Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей — вождей. Им придавали необыкновенные качества, особыйгероизми мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых л..
1)Америку в 1492г. 2)индию в 1488г. Открыл мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан 3)Морской путь в Индию вокруг Африки 1497 — 1499гг 4)открыл все побережья Юж. Америки в 1519 — 1521.
1. Испания. Открытие Америки в. 1492 г. 2. Португалия. Открытие мыса Доброй Надежды и выход в Индийский океан в 1488г. 3. Португалия Открыл морской путь из Европы в Индию в 1487 г. 4 Испания Первое кругосветное путешествие 1519—1522.
Существование этих трёх эшелонов объясняется, главным образом, временем вхождения стран в индустриальную эпоху : 1 — ый эшелон в 16 — 18 веках, второй эшелон конец 19 — начало 20 века, третий — вторая половина 20 века. Кроме того, способами вхождени..
Для того что бы река не вышла из берегов.
Язычники были коренным типом населения в восточной Европе 6 — ых 7 — ых веков. Мухаммад — одно из самых популярных имён в исламском мире. Медина— второй священный город ислама после Мекки. Ислам — религия мира. Коран — это что то вроде исламской ..
1. Смутное время. Король польский — Сигизмунд lll. Лжедмитрий l 2. Сигизмунд встал на сторону самозванца, дабы тот уже принял католичество и мог способствовать ослаблению России, что полякам только и нужно было. Борис выслал против самозванца вой..
Реформа государственного управления—Петр заменил приказы, не имевшие четких обязанностей, коллегиями, прообразом будущих министерствКоллегия иностранных делКоллегия военнаяКоллегия морскаяКоллегия для торговых делКоллегия юстиции…Коллегии состояли из..
Попробуй написать ответ под бцюуквой в.
По мере технологического роста человек лучше себя чувствует на всё более более прохладных территориях. В то время как на юге новые технологии перегревают население, блокируют работу мозга и начинают потихоньку вычерпывать его чайной ложечкой. Египе..
© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.
1.какие шведские укрепления появились в дельте невы?
2.как жили коренные обитатели невской дельты?
3. Какие источники рассказывают об изменениях, происшедших в дельте Невы, на месте современного Петербурга ?
4.Каким был город Ниен?
5.Как изменялась жизнь нашего края?
6.какое значение в жизни Тихвина играл монастырь?
7.Как жили жители единственного города восточной части края ?
8.Как жили крестьяне в восточной, московской, части края ?
9.Какие деревни располагались в те временя по берегам Невы (XVI-XVII)
10.Какими были крепости нашего края в XVIв. ?
На контрольной сидишь?
Такие вопросы обычно бывают в конце каждой темы в учебнике. А ответы на них есть прямо в тексте темы.
Читайте также:
- Проект цветы в средней группе детского сада
- Что такое пространство эйлера кратко
- Что такое инфекция кратко
- Как пришла к власти екатерина 1 кратко
- Для чего нужны массажные коврики в детском саду
- Сочинения
- Свободная тема
- Один день из жизни крестьянина
Тяжела жизнь крестьянина. Городской житель может лишь представить себе эту жизнь, жизнь человека, каждый день которого это тяжелый физический труд. День ото дня крестьянину приходится выполнять множество работ. Основными занятиями крестьянина являются земледелие и животноводство. Также крестьяне занимаются садоводством, пчеловодством, кузнечным делом и различными ремеслами, изготавливают себе одежду, посуду, обувь.
Утро крестьянина начинается задолго до того, как просыпаются городские жители – с рассветом и криком петухов. За день крестьянину предстоит сделать очень многое. Первым делом ему нужно накормить скотину. Во дворе у крестьянина можно встретить разных животных, таких как гуси, куры, козы и свиньи. После того как крестьянин покормит животных он обычно приступает к дойке коров и уборке хлева.
Затем крестьянин приступает к скромному завтраку, который чаще всего состоит из каши, хлеба, сала и молока. Еда на крестьянском столе однообразная и скудная, ведь приходится на всем экономить. После сытного завтрака крестьянин отправляется в поле, где ему предстоит хорошо потрудится над будущим урожаем, но даже упорный труд не дает гарантии получить хороший урожай. Крестьянина кормит земля, а она нуждается в постоянном уходе. Работу в поле приходится начинать с утра пораньше, пока солнце еще не слишком высоко.
Чтобы не голодать зимой крестьянин вынужден большую часть времени проводить в поле с лопатой, граблями и плугом вспахивая землю. Женщины, чтобы скрасить свою работу поют. Не сидят без дела и дети, помогая взрослым выгуливать и пасти скот.
Большую часть работы крестьянин старается закончить до обеда. На обед крестьянин отправляется домой, чтобы поесть и хоть немного передохнуть. Нередко обед крестьянина проходит в поле и состоит из небольшого перекуса.
Также крестьянину предстоит косить сено, чтобы запастись кормом для животных. После того как сено высохнет его необходимо собрать в стог.
Вечером наступает черед домашних дел: уборка, стирка, приготовление пищи. Спать крестьяне ложатся рано, чтобы хорошенько отдохнуть, ведь утром им снова предстоит вставать ни свет ни заря.
2 вариант
Крестьяне, это люди, работающие и живущие в селе или деревне, разводящие скот и занимающиеся выращиванием сельскохозяйственных культур. Крестьянин, это землевладельческий народ, вся их жизнь проходит в работе на земле.
День крестьянина тяжелый и начинается рано утром, до того как настанет рассвет. Работа начинается с домашнего двора, где содержится скотина, которой нужно дать воды и корма на весь день. В загонах обитает разная живность, это могут быть: коровы, куры, козы и т.д.
Позавтракав, крестьянин отправляется в поля. Необходимо тщательно следить за будущим урожаем, ведь он напрямую зависит от дальнейшей жизни. При плохом урожае, крестьянину и его семье придется очень туго. В крестьянскую работу входит: полоть, поливать, окучивать землю. Также в работу крестьянина входит: косить траву и укладывать в стог сена. Это пойдет на заготовку животным, сеном они будут питаться зимой. Хороший урожай нужен для оплаты налогов, а также для своих запасов на зиму. Налоги, это самое страшное и тягостное препятствие к жизни. За налоги, отдавалась большая часть урожая.
Питается крестьянин в поле, обед он берет с собой, чтобы не тратить лишнее время на дорогу до дома. Питается крестьяне очень скромно, на их столе можно увидеть только такую пищи, как хлеб, лук, сваренный и пареный картофель, также крестьяне варят кашу на воде, разбавляя маслом и молоком.
Вечером, когда солнце давно уже село за горизонт, крестьянин возвращается домой на отдых. Его встречает супруга и дети, которые тоже не сидят без дела дома. В работу супруги входят обязанности, такие как, приготовление пищи, убранство своего жилья, стирка и глажка белья, воспитание детей. Дети тоже помогают по хозяйству, выгуливают на пастбище животных, ходят по воду на речку, метут двор.
Также в каждой крестьянской семье имеется баня, после каждого трудоемкого дня они отправляются в жаркую баню мыться и париться, чтоб смыть с себя пыль земли и травы. Также крестьяне закаливают себя и детей, после бани летом они обливаются холодной водой, а зимой после горячего пара обтираются снегом. Закаливания организма помогает им меньше болеть и легче переносить простудные заболевания.
Вечером после ужина, вся семья обсуждает свои житейские вопросы и дела, крестьянская семья укладываются спать, ведь завтра с утра у всех много работы, придется рано вставать.
Сочинение про день крестьянина
Жизнь крестьян была нелёгкой. Им приходилось много работать для того, чтобы прокормить себя и свою, как правило многочисленную, семью. Их работа была очень тяжёлой. Они понимали, что если будут лениться, плохо работать, то их семья погибнет от голода.
День крестьян начинался очень рано. Глава семьи и его сыновья рано утром уходили работать в поле, которое принадлежало важному господину, их хозяину. За использование поля крестьянин платил господину или деньгами или продуктами. Инструменты, которыми крестьяне возделывали землю, тоже принадлежали важному господину. За использование их тоже надо было платить. Иногда крестьяне за плохое поведение получали наказание. Чтобы искупить свою вину, они работали во дворе у хозяина.
В то время как глава семьи и сыновья уходили в поле, женщины этого семейства хлопотали по хозяйству. Когда начиналась война, мужчины уходили воевать и женщины делали их повседневную работу. В мирное время они доили коров, кормили свиней, собирали куриные яйца, прибирались, занимались шитьём или вязанием, готовили скудный обед.
Крестьяне ели очень мало. Их еда была очень простой и однообразной. Часто не хватало запасов хлеба или зерна. Иногда семьи и вовсе голодали. Это происходило из-за неурожая, пожаров, плохих погодных явлений.
В полдень наступал час обеда. Голодные мужчины возвращались домой. Они были одеты бедно, их одежда была в плохом состоянии. Они были бородатый, несвежи из-за тяжёлой работы на солнцепёке. Женщины их кормили похлёбками из овощей. После обеда все отдыхали. После обеденного отдыха мужчины или шли работать в поле или оставались дома и занимались домашними делами. Они чинили, стругали, могли пойти на охоту или рыбалку, одним словом, они были постоянно в делах.
Крестьяне ложились спать рано, так как с утра нужно было опять рано вставать и идти на работу.
Также читают:
Картинка к сочинению Один день из жизни крестьянина
Популярные сегодня темы
- Мои размышления о Великой Отечественной Войне сочинение
Даже в 21 веке все продолжают говорить о Великой Отечественной войне, продолжают праздновать победу, рассказывать новым поколениям о том, как важно помнить о героях той войны
- Замысел комедии Ревизор сочинение
Еще в 1835 году Н.В.Гоголь начал работу над своим произведением, ставшим теперь литературной классикой, комедией «Ревизор». Сколько бы времени не прошло, суть проблем нашего общества остается
- Сочинение История любви Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой в романе Тихий Дон Шолохова
Удивительное чувство любовь. Это чувство охватывает весь роман — эпопею Михаила Шолохова «Тихий Дон».В этом романе раскрывается тема любовного треугольника. Но, как известно – третий лишний. И этим лишним была Наталья.
- Анализ рассказа Куст сирени Куприна
«Куст сирени» — рассказ Александра Ивановича Куприна, раскрывающий тему любви между мужем и женой. Произведение стало одной из самых известных работ писателя: его восторженно встретила критика и читатели
- Сочинение Первая гроза
Был жаркий весенний день. Солнце питало землю своими яркими лучами, а в чистом небе не было ни единого намека на дождь. Воздух был наполнен легким ароматом распускающейся сирени, вокруг которой дружно роились пчелы
Содержание
- Дом
- Внутреннее убранство дома
- Двор
- Пища
- Работа крестьян
- Одежда
- Праздники
Жизнь и быт крестьян на Руси зависели от местности, в которой они проживали. Дом был значительно утеплен в северных районах, в то время как на юге обходились мазанками. Расположение на приграничных или вновь осваиваемых территориях сопровождалось вражескими набегами. Кроме того, у каждой губернии встречаются свои традиции, которые позволяют отличать жителей разных регионов.
Но в целом образ жизни крестьян в России в 16-19 веке был очень похож. (Подробнее о категориях крестьян)
Дом
Центром крестьянского дома была каменная печь. Вокруг нее ставили стены из бревен (сосна или ель). Пол земляной. На него для тепла клали половики.
В конце 16 века у избы появились сени. Входя с улицы, крестьянин попадал в небольшую «холодную» комнату, тут хранили продукты и прочее. И только потом в само жилище. В сенях не было окон. Это усовершенствование помогало сохранить в доме тепло.
В избе окна были обтянуты бычьим или рыбьим пузырем. Стекло было большой редкостью. Окна служили еще и дымоходом, располагаясь повыше.
Печь топили по-черному, дым уходил в отверстие в потолке и окна. Во-первых, так лучше прогревался дом. Во-вторых, стены покрывались черным налетом сажи и копоти, который забивал щели в стенах: насекомые летом не ползут, а зимой ветер не продувает. Щели в стенах дополнительно забивались мхом или соломой. Считалось, что изба так сохранится на более долгий срок, ведь покрытые сажей стены не гнили. К тому же печь требовала меньше дров при таком способе растопки.
Позволить себе топить
по-белому могли только зажиточные крестьяне. Бедняки смогли это лишь к концу 18
века.
В печи готовили еду и мылись,
бани были не у всех. Русская печь, которую топили круглый год, использовалась.
как спальное место.
Освещалась изба лучиной, которую втыкали возле печки в специальную подставку. Под лучину ставили плошку с водой или землей, чтобы не случилось пожара от случайно упавшего уголька. В основном с темнотой все ложились спать.
Внутреннее убранство дома
Убранство дома скудное. Наискосок от печи – красный угол, где располагалась икона. Заходя в дом, взгляд падал именно на иконы. Вошедшие крестились, а лишь потом здоровались с хозяевами.
С одной стороны печи располагалась «женская часть», где женщины готовили и занимались рукоделием. Большой стол, за которым проходила трапеза, стоял по центру, количество посадочных мест было рассчитано на всю семью. С другой стороны печки находились инструменты и лавка для мужских работ.
Лавки стояли вдоль стен. На них спали, укрываясь домоткаными полотнами, шкурами. В крышу вбивали кольцо, на которое обычно вещали люльку с ребенком. Занимаясь рукоделием, женщина качала люльку.
Обязательный атрибут крестьянского дома – сундуки со скарбом. Они могли быть деревянными, обитыми кожей или металлическими пластинами. Для каждой девочки собирался свой отдельный сундук с приданным.
Посуда в доме была двух видов: глиняная, в которой готовили, и деревянная, из которой ели. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила немалых денег.
Двор
Во дворе располагались хозяйственные постройки: сарай, загон для домашнего скота (хлев). В 16-17 веке в северных районах приобрело популярность строительство двух ярусного сарая: снизу находились животные, а на втором ярусе хранилось сено, рабочий инвентарь.
Зимой часто приходилось
брать скотину прямо в дом, чтобы уберечь от морозов.
Обязательная постройка – подпол. Ямка в земле, которую накрывали крышкой. В нее складывали продукты, чтобы не портились в тепле. В холодное время года продукты можно было хранить в сенях в мешочках, или на улице.
Обязательно во дворе был огород, на котором работали женщины и дети. Выращивали овощи: репа, свекла, морковь, капуста, редька, лук. В зависимости от региона могли выращивать ягоды или фрукты.
Картофель, горох, рожь, овес, ячмень, пшеницу, полбу, ярицу, сорицу, просо, чечевицу, лен, коноплю сеяли на поле. Так же засевали однолетние и многолетние травы.
В лесу собирали грибы и
ягоды, в основном этим занимались дети. Сушили впрок, делали запасы на зиму.
Собирали мед диких пчел.
Рыбу, выловленную в реке, запасали в соленом и сушеном виде.
Пища
Все крестьяне соблюдали
церковный пост. Чаще всего на их столе были овощи, хлеб и каша. Рыба в
разрешенные дни. А мясные блюда ели в основном по праздникам.
Обычные блюда в каждой крестьянской семье: щи из капусты с салом да черный хлеб, квашенная капуста с луком, постная похлебка, редька или свекла с растительным маслом. Пареная репа, ржаной пирог с репой. Мясо да пироги из белой муки (редкость) по праздникам. Каша с маслом.
Из молока производили молочные продукты, которые
тоже употребляли в пищу в разрешенные постом дни.
Пили чай на травах, квас, медовуху, вино. Из овса
готовили кисель.
Самым ценным продуктом считалась соль, поскольку она
позволяла заготавливать мясо и рыбу, не позволяя им испортиться.
Работа крестьян
Основное занятие, быт крестьян – это земледелие. Пашня, косьба, жнитва, в которых принимали участие и мужчины, и дети, и женщины (в пашне не всегда). Если в семье не хватало рабочих рук, то нанимали работников в помощь, платя им деньги или продукты.
Сельскохозяйственный инвентарь зависел от достатка семьи. Вилы, коса, топоры и грабли. Использовали плуг и соху.
Были у крестьян жернова
для изготовления муки, гончарный круг.
После окончания сельскохозяйственных работ у мужчин появлялось время на ремесла. Каждый в деревне владел ремеслами, мог выполнять любую работу, детей учили с самого раннего детства. Высоко ценились специальности, которые освоить можно было, работая подмастерьем, например, кузнец. Мебель, посуду, различный рабочий инвентарь крестьяне производили самостоятельно.
Мальчиков в крестьянских семьях с раннего возраста приучали к труду: ходить за скотом, помогать в огороде. В 9 лет мальчика начинали учить верховой езде на лошади, владению сохой, косой, топором. К 13 годам его брали в работать в поле. К 16 годам мальчик уже владел ремеслами, умел плести лапти.
Позднее, когда началось
всеобщее начальное образование мальчиков, а иногда и девочек отдавали в школы, которые
находились при церквях. Там учили читать, писать и считать, изучался закон
Божий.
Женщины занимались домашней работой, ухаживали за скотиной и огородом, помогали мужчинам в поле. Рукоделию уделялось особое внимание — изготавливали всю одежду на всю семью.
Девочек с 7 лет обучали прясть, вышивать, шить рубахи, ткать, готовя к взрослой жизни. Каждая готовила себе приданное, стараясь украсить как можно лучше. Те, кто к определенному возрасту еще не владел мастерством, подвергались насмешкам. Это касалось и мальчиков, не умевших чего-то, например, плести лапти.
В зависимости от
климатических условий крестьяне так же занимались пчеловодством, виноделием, выращивали
виноградники.
Занимались мужчины
охотой и рыбной ловлей.
Одежда
Основной задачей крестьянской одежды было удобство для работы и тепло.
Материал для одежды женщины ткали сами.
Крестьяне носили длинные холщовые или льняные рубахи, у которых
подмышками пришивались ластовицы, заменяемые элементы, собиравшие пот. На
плечах, спине и груди так же были заменяемые элементы – подклада — подоплека.
Поверх рубахи надевали пояс.
Верхняя одежда крестьян – кафтан (застегивался на пуговицы или застежки) и зипун (узкое недлинное платье). Зимой носили овчинные тулупы и шапки (валяные или из шкурок лесных зверей)
Женщины ходили в рубахах, сверху надевая сарафан в пол, длинную юбку.
Замужние женщины обязательно покрывали голову платком, а девушки носили
повязку в виде широкой ленты.
На ноги обували лапти, а в некоторых районах в холода носили обувь из
двух сшитых кусочков кожи. Плели обувь из прутьев лозы, привязывая кожаную
подошву к ноге ремнем.
Праздники
Крестьяне были очень религиозными, верующими людьми, потому праздники в основном были религиозными. Дома молились перед и после трапезы, любое дело начиналось с молитвы, в надежде, что Бог не оставит в хорошем начинании.
Крестьяне регулярно посещали церковь по воскресеньям. Обязательным было присутствие на исповеди в Святую Четырехдесятницу перед Пасхой. Пасха считалась главным православным праздником. (подробнее о православной Пасхе)
Новый год сначала отмечали
в сентябре, а после реформы Петра Первого – 1 января 1700 года стало первым
Новым годом по новому календарю.
Рождество Христово и
следующие за ними Святки и Масленица сопровождались колядой, гаданиями,
массовыми праздничными гуляниями, хороводами, катаниями на санях.
Зимой в разрешенные постом дни играли свадьбы, причем обязательно они сопровождались различными свадебными приметами и традициями. (Подробнее о том, как женились на Руси)
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:
Рекруты в России
Как раскрасить старое черно-белое фото
Как выбрать имя ребенку
Как установить судьбу участника Великой отечественной войны
Любовь Швецова
Жизнь от сохи. Быт и традиции русских крестьян
© Любовь Швецова, текст, 2022
© ООО «Издательство АСТ», 2022
Мир русской деревни культура. Обычаи. Обряды
Эта книга посвящена жизни русского крестьянства XIX – начала XX в. Я расскажу о богатой культуре простого народа, о хозяйственных знаниях и умениях, которыми владели люди, о старинных традициях, обрядах и поверьях. Вы узнаете о том, как жители русских деревень и сел проводили будни и праздники, как они трудились и отдыхали, какую носили одежду и какими предметами домашнего обихода пользовались.
Сегодня о прошлом нашего народа задумываются многие. Эта тема близка не только тем, кто напрямую связан с деревней, но и тем, кому интересна история и культура нашего Отечества. До революции сельское население страны составляло более 85 %. Это значит, что в каждом из нас течет крестьянская кровь. И мне очень хочется рассказать о том, как жили наши предки, поведать об их интересной, самобытной и насыщенной жизни.
Мне хочется рассеять представления о «серости» и «дикости» русского крестьянина. Да, люди прошлого жили иначе, не так, как мы сегодня: они не имели столько знаний и технических возможностей, многие не имели даже малейшего образования. Но у них была богатая, духовная, нравственная культура, которую они сумели пронести через тысячелетие. Простой народ обладал другими знаниями, жил в единении с природой, которую уважал и чувствовал. Русские крестьяне вовсе не были дикарями! Наоборот – это были люди мудрые и умелые. Это прежде всего – труженики.
Их мудрость проявлялась в самых обыденных и повседневных вещах. Так, место для поселения они выбирали не случайно, а с особым расчетом. Большинство деревень и сел возникало возле рек и озер – главных источников воды и удобных транспортных путей. И каждое поселение на удивление удачно вписывалось в ландшафт и было непохоже на другие. При возведении дома также тщательно выбирали место для строительства и материалы.
Простой русский народ обладал глубокими знаниями в сельском хозяйстве. Далеко не каждый современный человек способен выращивать растения или грамотно ухаживать за скотом. Для наших же предков эти умения были просто необходимы – без них невозможно было прожить. Крестьяне понимали многое: когда нужно начинать пахать и сеять, когда собирать урожай и выгонять скот на пастбища. Человек наблюдал за природой, за ее явлениями, знал множество примет, по которым легко ориентировался. Сегодня большинство из нас этого совсем не понимают…
Несмотря на все перечисленное, я не хочу идеализировать картину прошлого русской деревни. Люди жили тяжело, в бесконечных трудах и заботах, порой им приходилось вести настоящую борьбу за выживание во время неурожаев или войн. В жизни простого народа отсутствовала медицина, поэтому смертность (особенно детская) была очень высока. Но это реалии того времени.
Как я уже упомянула, русские крестьяне очень бережно и уважительно относились к природе. Землю, которая так много для них значила, они называли матушкой, кормилицей. Даже в русских народных сказках часто встречается выражение «мать сыра земля» – кормилица, источник сил и здоровья. На земле начинается жизненный путь человека, здесь же он и завершается…
Близость человека к природе породила его особое мировоззрение, способствовала появлению многочисленных поверий и обрядов, корни которых уходят в глубину веков. Множество традиций и обычаев появилось как отражение нелегкого крестьянского труда на земле. Воспоминания о них живут в пословицах, поговорках, песнях, загадках: «Хлеб – всему голова», «Готовь сани летом, а телегу – зимой», «Что посеешь, то и пожнешь», «Три братца пошли купаться. Двое купаются, а третий на берегу прохлаждается» (два ведра и коромысло) и т. д.
Современный человек уже далек от традиционной культуры. Сегодня лишь тонкая нить связывает его со старинным укладом жизни. Но если мы немного понаблюдаем за нашим бытом и поведением, то увидим отголоски старинных обычаев, примет и верований. Вот только значение большинства обрядов забыто, смысл утрачен. Некоторые из них превратились в своеобразную игру (проводы зимы на Масленицу, гадания или свадебные торжества).
Сохранилась лишь малость. Так, закладывая за городом современный коттедж, хозяин дома замуровывает в его фундамент деньги, запускает первыми в новое жилище кошку или собаку.
Многие из нас стараются не здороваться через порог, считают недобрым знаком рассыпавшуюся соль. А в большинстве семей еще жива традиция на свадьбе встречать молодых хлебом и солью.
Почему так? Откуда это пошло?
Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой книге. В ней рассказывается о русской деревне, о быте крестьянских семей, о традиционном доме, его устройстве и символике, о народном календаре, который регламентировал всю жизнь простого русского человека.
Сегодня историки и этнографы по крупицам собирают картину народной культуры. При написании этой книги я пользовалась многими такими источниками и трудами. Я привожу большое количество цитат – это воспоминания русских крестьян о жизни, труде, праздниках. Я надеюсь, что благодаря этим воспоминаниям ваше представление о той далекой жизни станет полнее.
В книге описываются быт, жизнь и нравы российской деревни XIX – начала XX века. Это время, когда еще были живы старинные поверья, обряды, сохранялись традиции, обычаи и ритуалы, которые имели еще дохристианские корни. Люди жили, что называется, «по старине».
Жилищем им служили деревянные избы, носили они привычную одежду: рубахи, сарафаны, поневы, армяки, длиннополые сюртуки, полушубки и тулупы. По-прежнему самой ходовой обувью были лапти, а у более зажиточных крестьян – сапоги. Простой народ тщательно берег древние обычаи, оставались неизменными семейные традиции, особое внимание уделялось гостеприимству и взаимовыручке.
Тем не менее к концу XIX века контакты деревни с городом значительно усилились благодаря активному развитию промышленности. Деревенская жизнь постепенно менялась. Ушла в прошлое курная изба, которая не имела дымохода и топилась «по-черному». Керосиновое освещение и свечи вытеснили лучину. В повседневном сельском быту все чаще появлялись промышленные товары. В зажиточных семьях появились часы, книги и гармонь. Все большее значение стала приобретать мода. По праздникам парни надевали алые рубахи и пиджаки, меняли лапти и валенки на сапоги и галоши. Женщины вместо сарафанов и домотканых рубах одевались в шерстяные или ситцевые платья.
Труд на земле по-прежнему занимал у крестьян много времени, бытовая жизнь все еще была тяжелой. Но были у людей и праздники, молодежь собиралась летними вечерами на гулянья, а вечером посещала посиделки. Пели песни и частушки, водили хороводы, на Рождество и Крещение девицы гадали, устраивали колядки. Осенью игрались свадьбы.
Прежние правила уходили, им на смену приходили новые. Потом случились революция, индустриализация и массовое переселение крестьян в города. Поколение людей, которое выросло в 1930-х, уже не воспринимало и не передавало дальше культурные ценности традиционного общества. В XX веке русское крестьянство, по сути, завершило свое существование как самобытная многовековая культура.
А ведь это был особый мир, пусть тяжелый и очень сложный, который не всегда открывался случайному человеку.
А мы с вами попробуем приоткрыть завесу тайны и увидеть деревенскую жизнь прошлого изнутри…
Глава 1. Мир русской деревни
Родная деревня всякому дорога
Русская деревня прошлого представляла собой целый мир, который жил своей особой жизнью, богатой на события и наполненной смыслом. Деревня – не просто участок земли, это символ всей нашей страны, ее истории, уникальных обычаев и многовековых традиций.
Крестьяне были глубоко привязаны к своим селениям, к родным местам и земле. Здесь жили целые поколения: отцы, деды, прадеды, малые дети. От отца к сыну, от матери к дочери передавались знания и умения, мировоззрение и опыт.
При этом люди жили в глубоком единении с природой, с детства любили и чувствовали ее, относились к ней как к живому существу – уважительно и бережно.
«Природа была прекрасной: много лесов, лугов, небольших озер, рек и речек, а еще больше ключей и родничков. И этому способствовало бережное, человеческое отношение к окружающей его природе. Регулярно все, от малолетних до стариков, выходили на вырубку кустарников на лугах, зарослей возле пашен, чистку деревенских улиц, речушек, ключей. Вода была чистая, как слеза. Рыбы было множество, никто не злоупотреблял. Надо на уху – сходишь за полчаса наловишь – и все», – так вспоминал о своей малой родине крестьянин И.И. Зорин (1918 г.р.). [2]
Неотъемлемой частью селения была природа. Стройными рядами тянулись деревенские улицы с большими и малыми домами, площадями и храмами – все это было любимо и дорого русскому человеку.
«Деревня наша небольшая, всего двадцать три дома, расположена на берегу небольшой речки. Как сейчас вижу, вся деревня – одна улица. В верхней стороне все дома двухэтажные, а у реки – одноэтажные. Вижу зеленую площадь, поросшую чистой травой, на которой мы каждый день играли в детстве. За домами, в сторону реки, располагались огороды. Весной река разливалась и заливала луга и поля, поэтому соломы и сена хватало скоту на всю зиму», – из воспоминаний крестьянки М.М. Булдаковой (1919 г.р.). [2]
Деревня от села отличалась тем, что в ней не было церкви, а количество дворов было небольшим. Как правило, несколько деревень объединялись вокруг одного села, образуя обособленную территорию. Ее архитектурным и духовным центром был храм: белоснежный каменный или величественный деревянный.
Русские люди были глубоко верующими и храм посещали регулярно: по престольным праздникам и воскресеньям. Рядом непременно возвышалась колокольня, звон ее колоколов слышали за несколько верст во всех деревнях, окружавших село. Как правило, на деревенской площади проводились ярмарки, праздничные гулянья, собирались для решения важных общественных вопросов.
Вдоль улиц тянулись дома: богатые и не очень, украшенные резными наличниками и совсем простые. Но объединяло их одно: все они были рублены из прочных деревянных бревен. Впрочем, размер деревни определялся не количеством изб, а числом дворов. Крестьянский двор включал в себя целый комплекс строений. То были амбар, овин, гумно, конюшня, скотный двор, сеновал, баня.
В зависимости от климатических условий и региональных традиций, внешний облик русского дома и дворовых построек, планировка всего пространства и даже меблировка сильно разнились. Так, на севере Европейской России многие крестьянские жилища представляли собой высокий двухъярусный дом под двускатной крышей с примыкающим к нему двором. В доме спокойно размещались большая семья, вся хозяйственная утварь и домашний скот. Жилое помещение располагалось на втором этаже, нижний этаж – подклет – использовался в хозяйственных целях. Большие размеры жилища сложились под влиянием сурового северного климата и долгой зимы. Конечно, не все северные избы были такими – все зависело от состава семьи и ее материального достатка.
Вот как описывают жилища Русского Севера студенты географического факультета Ленинградского государственного университета, которые летом 1929 года находились в этих краях на практике: «Дома у зажиточных крестьян отличаются от изб бедняков. Дома у более состоятельных большей частью двухэтажные, сильно вытянутые назад.
В задней части дома обычно сарай, в котором складывается на зиму сено, солома. Сарай тесно соединен с домом. Крыши покрыты черепицей или длинными тесаными досками. На втором этаже нередко встретишь балкон с искусной резьбой. Правда, на этот балкон никогда не ходят, но он хорошо гармонирует вместе с резными окнами. Очень часто попадается на балконе надпись, когда дом построен. Иногда красками, довольно аляповато, нарисованы лошади с таратайкой. Вход в избу всегда сбоку…
Полная противоположность – дом бедняка. Всегда очень низкий, покосившийся набок, одноэтажный. Крыша в некоторых местах продырявленная. Задняя часть сарая часто бывает раскрыта…» [48]
От больших северных изб отличались усадьбы в центральных районах Европейской России, которые выглядели намного скромнее. Дома там были одноярусными, под двускатной крышей и на невысоком подклете. Двор же находился отдельно – в большинстве случаев он прилегал к боковой стороне дома.
В южнорусских районах крестьянские избы были низкие, без подклета. Они не отличались большими размерами – просто классические избушки из русских народных сказок! За каждой такой избой находился широкий, открытый двор, застроенный по периметру помещениями для скота, навесами для хранения сельскохозяйственного инвентаря, телег и саней и прочими необходимыми в быту постройками.
Большим своеобразием отличались так называемые курени донских казаков. Это были высокие двухэтажные, квадратные в плане здания под тесовой четырехскатной крышей. Хлев, конюшня, овчарня, птичник и другие постройки находились на некотором расстоянии от жилого дома.
Вид деревенской улицы в Ярославской губернии. 1871–1878 гг.
Дом на Русском Севере
Крестьяне Симбирской губернии. 1871–1878 гг.
Группа мужчин и детей у дома. Ленинградская обл., Тосненский р-он, г. Никольское. 1925 г.
Совсем непохожа на казацкое жилище усадьба русского крестьянина Сибири и Алтая. Это своего рода крепость: высокая бревенчатая изба, амбар, расположенный на некотором от нее расстоянии, забор с массивными воротами, глухой двор, по периметру которого устроены помещения для скота, погреб, сеновал, навес для дров.
Крестьянские усадьбы прошлого – это небольшие миры, «вселенные», где каждый элемент, каждая деталь были продуманы до мелочей. И чтобы этот мир достойно функционировал, его обитателям приходилось долго и неустанно трудиться. Во всех областях нашей огромной страны жизнь простых крестьян была очень тяжела. Но грамотная планировка пространства, понимание природных особенностей местности и осознание себя как части этой природы существенно облегчали сложный крестьянский быт.
Двор кольцом и амбар с крыльцом
Русская деревня – это целый мир со своими обычаями и правилами, а каждое крестьянское хозяйство – его составляющая, сложный живой организм. Давайте заглянем на крестьянский двор заботливого и работящего хозяина и посмотрим, как там все устроено.
Каждая усадьба огораживалась высоким забором с крепкими воротами. За оградой скрывались все хозяйственные и жилые постройки, имевшие для их обитателей важное значение, и всякая деталь была продумана.
В самом дальнем конце двора располагалось гумно – место, где складывали снопы, сушили их и обмолачивали. Его могли соорудить прямо на улице, а могли обнести прочными бревенчатыми стенами и накрыть крышей. Так, открытое гумно представляло собой пространство с песчаным грунтом. Его огораживали деревьями, окапывали канавой и насыпали по периметру небольшой земной вал. Деревья защищали место от ветра, канава предназначалась для сбора дождевой воды, стекавшей с гумна, земляной вал защищал пространство от домашнего скота. В середине располагался так называемый ток – площадка, где обмолачивали зерно. В закрытом гумне также устраивали узкие отсеки, куда укладывали снопы и солому. Имело сооружение и сквозной проезд для телег.
Во все времена наполненные хлебами гумна воспринимались русскими крестьянами как символ богатства и процветания семьи. «Есть на гумне – будет и в суме», – говорили в народе.
Нередко хозяева, пытаясь сохранить и уберечь хлеба от пожаров, грабежа и нечистой силы, прибегали к разным магическим приемам. Например, перед тем как заполнить гумно снопами, его окропляли святой водой, а над дверным проемом рисовали кресты, в стены же втыкали можжевеловые веточки, по поверьям отпугивающие нечистую силу.
Как правило, рядом с гумном ставили овин – место, где на специальных жердях-колосниках сушили снопы. Нередко две постройки соединяли в одно целое, это позволяло молотить хлеб даже в непогоду. В овине сооружали печь, из которой нагретый воздух поднимался вверх и подсушивал снопы, разложенные на колосниках. Когда хозяева топили эту печь, им постоянно приходилось караулить, чтобы от сильного огня не случился пожар. Однако все равно эти постройки нередко горели.
Рядом ставили амбар, где в ларях из прочных досок с крышками хранили обмолоченное зерно, муку и особо ценные для семьи продукты. К строительству амбара подходили очень ответственно, так же как и к строительству избы. Это должно было быть надежное сооружение с крепкими стенами и запорами, хорошо проветриваемое и сухое. Ведь здесь крестьяне хранили свое главное богатство – хлеб, поэтому и строили амбары, как говорится, на века, в расчете на несколько поколений.
Имелись на крестьянском дворе и конюшня, и хлев для домашнего скота, и сеновал, куда складывали высушенное сено, а также прочие хозяйственные постройки.
Из воспоминаний крестьянки Т.С. Ситчихиной (1917 год): «Дворы у всех были крытые жердями. У нас было две конюшни для лошадей. Одна была для новорожденного жеребенка. В конюшне ясли, в которые с повети (поветь – помещение для хранения сена, сельскохозяйственных орудий, а также саней и телег. – Прим. автора) спускали корм – сено. Поветь находилась над конюшнями и продолжалась до ворот. На другой стороне двора – хлевы для коровы, овец, свиней. Над хлевами опять поветь, где хранилась солома. Между хлевами и конюшней было большое пространство на дворе. Через него был ход на огород, где находились баня, колодец. Было место и для погреба, в котором хранили летом молоко, квас. Там был лед. На огороде была выкопана глубокая яма, в которой хранились овощи: репа, брюква, морковь. Она была утеплена, так что зимой ничего не замерзало». [2]
Сколько же незнакомых для современного человека названий: поветь, амбар, жердь – сегодня эти слова мы не употребляем, а ведь когда-то они были совершенно обыденными и понятными каждому.
Зато вот это слово точно всем известно: «баня».
Без нее русскому человеку очень туго приходилось! Обычно у каждой семьи она была своя, но иногда использовали ее и для нескольких семей.
Ставили баню на берегу реки или озера. Строили просто, без затей, но в то же время все было продумано. Внутри помещение разделялось на две части: предбанник и отделение, где парились и мылись. В углу устраивали печь.
В XIX и даже в начале XX века еще существовали бани по-черному, или курные бани, – в них не было печей с дымоходами, дым из очага поднимался вверх и выходил через небольшое окно под самой крышей. Когда же помещение достаточно прогревалось, его проветривали, окно закрывали и давали баньке некоторое время «отстояться», чтобы удалить угарный газ. Впрочем, в XVIII веке стали появляться печи с трубами, и многие бани стали топить, что называется, по-белому.
Значение русской баньки трудно переценить: в ней и мылись, и лечили разные болезни при помощи веника и пара, даже рожать бабы уходили в баню.
Недаром в народе сложились пословицы: «Баня парит, баня правит», «В бане мыться – заново родиться!»
Традиция банной культуры существовала на Руси испокон веку. Наши предки верили, что русская парная – источник сил и здоровья. Знали и соблюдали они определенные правила. Так, строили бани из легкого и пористого дерева, впитывающего влагу, обычно из липы или осины – поэтому жар был сухим. Веники использовали березовые, но иногда пихтовые, можжевеловые и дубовые. Причем заготавливали их в определенное время: с Иванова дня до Петрова дня (7–12 июля).
Воду, в которой эти веники запаривали, использовали для мытья головы – чтобы волосы были здоровыми и крепкими. Тело обычно натирали разными травами и снадобьями – для защиты от хвори и простуды. В общем, была у наших предков целая банная традиция.
Вот как вспоминает о банных процедурах крестьянин Александр Турундаевский, чье детство прошло в семье его деда Василия Николаевича в селе Воздвиженье Вологодской губернии. Воспоминания датированы началом XX века.
«Баня у деда была построена по-черному, размерами маленькая, можно было поместиться только вдвоем. Холодный предбанок, печка-каменка с маленьким котелком. Грели воду в кадке камнями. Да и воды требовалось немного, т. к. технология мытья была крайне несложной. Сначала грелись на полке, затем поддавали пару и парились – хлестались веником до потери сознания в шапке и рукавицах, выбегали, как шальные, на улицу (летом прыгали в пруд с водой и окунались, а зимой бросались в снег и катались). Потом еще раз парились, обливались водой, одевались в холодном предбаннике и шли домой. Дома брали братыню с квасом или водой, подсыпали овсяной муки и пили. Дома обязательно умывались холодной водой. Вот такой был обычай у деда Василия. Мыла для бани и стирки белья в обиходе не было. Баню топили каждую субботу. В первый жар-пар ходил дед с внуком. Мытье с дедом было сплошным кошмаром, т. к. он проделывал такую экзекуцию при парке, что черти не выдержали бы этого жару и разбежались. Дед драл себя веником. На голове у него – меховая шапка, а на руках – рукавицы. А кряхтенья и пыхтенья – и того больше. Затем катание в снегу. Дед повторял это до трех раз. Далее обливался холодной водой, надевал одни подштанники и бежал домой…» [49]
Уборка сена в сарай. Ленинградская обл., Тосненский р-он, город Никольское. 1925 г.
Во дворе крестьянина-середняка. Валдайский р-он. 1926 г.
Дворы русских крестьян в зависимости от местности и материального достатка хозяев сильно отличались друг от друга.
Вот как описаны дворы бедняков и зажиточных крестьян Казанской губернии в книге «Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы», составленной по материалам «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева: «Постройки зажиточного от бедного отличаются тем, что у зажиточного на дворе навесов, конюшен или хлевов больше, весь двор от избы и кончая передним забором – бывает покрыт тесом, или хорошо соломой, a изба и часто сени – обязательно тесом вплотную. Вся крыша соломенная ежегодно покрывается свежей соломой.
Все постройки на дворе дороже, прочные и ежегодно поправляются – по надобности. У бедного наоборот: построек на дворе много меньше. Навесов на дворе мало, а у некоторых только изба, сени и напогребица с хлевушком. Все постройки много дешевле, хуже и непрочные. Крыша соломенная и несколько лет не поправляется свежей соломой. Двор редко ремонтируется. Разве самая крайняя необходимость заставит поправить то или иное строение…»