Рассказ о жизни крестьян в 16 веке 7 класс история россии

В
различных странах промышленный переворот
имеет немало особенностей, однако
промышленный переворот в Англии во
многом задаёт ту последовательность
событий, которую мы видим впоследствии
и в других странах.

Необходимость
организовать массовое производство
возникала в тех сферах, где был самый
сильный спрос: в текстильной промышленности,
в металлургии, в изготовлении тканей
из хлопка. Этот спрос, прежде всего,
создавала деревня: в течение XVI-XVII вв.
увеличение населения вызывало рост цен
на продовольствие. Аграрная революция
позволила увеличить объём продукции
сельского хозяйства. В деревню пошли
деньги, которые всё чаще стали
использоваться не традиционными
способами (для покупки земли, аноблирования,
на личное потребление, накопления и
т.д.), а для перестройки домов и для
приобретение промышленных изделий:
одежды, орудий труда, домашней утвари
и предметов обстановки. Это и создавало
растущий спрос на продукцию промышленности.

Одновременно
происходило высвобождение рук в сельском
хозяйстве, благодаря лишению крестьян
земли. В XVII в. «огораживания» ещё
сравнительно редки, в основном
землевладельцы оперируют тем взносом,
который крестьяне должны были уплатить
за продление срока держания (т.е. «вступной
платёж» или «файн»). Увеличивая файн в
десятки раз и нарушая тем самым традицию,
землевладельцы вынуждали крестьян
отказываться от держаний и уходить с
земли. Впоследствии стремительно
вырастает и число огораживаний, в XVIII
в. они нередко производятся не добровольно,
а насильно, по парламентским актам. Это
создавало большой резерв рабочей силы.

К
середине XVIII в. стало понятно, что сельское
хозяйство уже не приносит былых доходов,
тогда как производить промышленные
товары, напротив, стало очень выгодно,
поскольку спрос не успевал за предложением.
Так землевладельцы стали вкладывать
деньги в строительство фабрик.

Нередко
можно встретить утверждение о том, что
деньги на промышленный переворот
поступали в основном из английской
внешней торговли, однако исследованиями
последних десятилетий это не подтверждается.

Промышленная
революция началась в Великобритании в
последней трети XVIII века и приняла в
первой половине XIX века всеобъемлющий
характер, охватив затем и другие страны
Европы и Америки.

В
период XVII
векаАнглия начала обгонять мирового
лидераГолландиюпо темпам роста капиталистических
мануфактур, а позже и в мировой торговле
и колониальной экономике. К серединеXVIII
векаАнглия становится ведущей
капиталистической страной. По уровню
экономического развития она превзошла
остальные европейские страны, располагая
всеми необходимыми предпосылками для
вступления на новую ступень
общественно-экономического развития —
крупное машинное производство.

Промышленная
революция сопровождалась и тесно с ней
связанной производственной революцией
в сельском хозяйстве, ведущей к
радикальному росту производительности
земли и труда в аграрном секторе. Без
второй первая просто невозможна в
принципе, так как именно производственная
революция в сельском хозяйстве
обеспечивает возможность перемещения
значительных масс населения из аграрного
сектора в индустриальный.

Крестьянство как один из важнейших классов общества пережило длительную эволюцию, полностью изменив статус земледельца к концу Средневековья. Оно оказало огромное значение на развитие экономики и общества в целом.

Крестьянство – положение в 16 веке, причины зависимого труда

Становление крестьянства

Крестьянство представляет собой одну из ранних социальных групп, занятую производством натуральной сельскохозяйственной продукции. Возникновение крестьянства пришлось на пору неолита – первобытного общества, когда древний человек от собирательства и охоты перешел к выращиванию культурных растений и одомашниванию диких животных.

К причинам крестьянства относят, прежде всего, разделение труда, отделение ремесел от земледелия, появление и усиление контраста между городскими поселениями и селом.

Главными признаками крестьян считаются:

  • работа на земле;
  • проживание в сельской местности;
  • подчинение традициям и устоявшемуся жизненному кладу.

Понятие «крестьянство» впервые было использовано в конце 14 века, и с тех пор стало общим определением сельского населения. Изначально класс крестьян был представлен свободными земледельцами, которым пришлось пережить непростой период зависимости от землевладельца и прикрепления к земле. Данный процесс захватил промежуток времени от средневековья вплоть до конца 18 века, и был распространен повсеместно в европейских странах и на Руси.

Крестьянство – положение в 16 веке, причины зависимого труда

Рис. 1. Средневековый крестьянин.

Начало закрепощения крестьян

Закрепощение крестьянства пришлось на 15-17 века, и происходило в несколько этапов.
Предпосылками этого явления послужило:

  • малая производительность сельских хозяйств;
  • суровые климатические и природные условия;
  • извечная зависимость крестьян от феодалов.

Заселяясь на новом месте, крестьяне поначалу брали у землевладельца в долг семена для посева, орудия труда. В результате они оказывались в зависимом положении от помещика, но еще могли его покинуть, полностью погасив все долги.

Положение крестьянства в 16 веке было относительно стабильным. Ежегодно крестьяне платили своему хозяину оброк – заранее оговоренное количество сельскохозяйственной продукции. Подобные натуральные платежи стимулировали крестьян больше работать на своем хозяйстве, чтобы получать больше продукции и иметь возможность прокормить свою семью и рассчитаться с помещиком.

Крестьянство – положение в 16 веке, причины зависимого труда

Рис. 2. Сельскохозяйственные работы.

Долгое время размер натурального взноса не менялся, но с ростом запросов феодалов он начал повсеместно увеличиваться. Так со временем изменился вид обязательств крестьян перед помещиками: на смену натуральным оброкам пришли денежные, а затем все большее распространение получила работа крестьян непосредственно на помещичьем поле.

Поначалу работы на помещичьих землях не были изнурительны, но с увеличением размеров хозяйских пашен крестьяне были вынуждены работать в ущерб собственному хозяйству. Так не только ухудшалось общее экономическое положение сельского населения и ущемление прав сословия, но и происходило их закабаление.

Крепостное крестьянство в России существовало вплоть до 1861 года. Однако такое положение было осуждено передовой частью русского дворянства и крепостничество было отменено государственным указом.

Категории крестьян

Крестьянство никогда не было однородным классом: во все времена оно делилось на множество групп и категорий.

Крестьяне делились на четыре основные группы:

  • Частновладельческие. Жили в поместьях, находясь в полной власти своего помещика и выплачивая ему ренту. Они были абсолютно бесправны: их могли продать или сослать в Сибирь за малейшую провинность. Частновладельческое крестьянство было самой распространенной группой.
  • Дворцовые. Такие крестьяне были личной собственностью царя или членов царской фамилии. Главной их обязанностью было снабжение царской семьи дровами и продовольственными товарами. Их положение было гораздо лучше частновладельческих крестьян.
  • Монастырские. Крестьяне, принадлежавшие церквям, отрабатывали трудовую повинность и платили оброк.
  • Черносошные или государственные. Отличались наибольшими привилегиями. Они не были личной собственностью землевладельцев, находились в государственном управлении и обладали личной свободой.

Крестьянство – положение в 16 веке, причины зависимого труда

Рис. 3. Дворцовые крестьяне.

Что мы узнали?

При изучении темы «Крестьянство» мы узнали, что послужило предпосылками для появления такого общественного класса как крестьянство. Мы выяснили его отличительные особенности, узнали, как происходило закрепощение крестьян, на какие группы они были поделены.

Предыдущая

История РоссииИтоги Крымской войны 1853-1856 кратко в таблице

Следующая

История РоссииКрымская война 1853-1856 годов, кратко об участниках, основных событиях и датах

Содержание

  1. Дом
  2. Внутреннее убранство дома
  3. Двор
  4. Пища
  5. Работа крестьян
  6. Одежда
  7. Праздники

Жизнь и быт крестьян на Руси зависели от местности, в которой они проживали. Дом был значительно утеплен в северных районах, в то время как на юге обходились мазанками. Расположение на приграничных или вновь осваиваемых территориях сопровождалось вражескими набегами. Кроме того, у каждой губернии встречаются свои традиции, которые позволяют отличать жителей разных регионов.

Но в целом образ жизни крестьян в России в 16-19 веке был очень похож. (Подробнее о категориях крестьян)

Дом

Центром крестьянского дома была каменная печь. Вокруг нее ставили стены из бревен (сосна или ель). Пол земляной. На него для тепла клали половики. 

В конце 16 века у избы появились сени. Входя с улицы, крестьянин попадал в небольшую «холодную» комнату, тут хранили продукты и прочее. И только потом в само жилище. В сенях не было окон. Это усовершенствование помогало сохранить в доме тепло.

В избе окна были обтянуты бычьим или рыбьим пузырем. Стекло было большой редкостью. Окна служили еще и дымоходом, располагаясь повыше.

Печь топили по-черному, дым уходил в отверстие в потолке и окна. Во-первых, так лучше прогревался дом. Во-вторых, стены покрывались черным налетом сажи и копоти, который забивал щели в стенах: насекомые летом не ползут, а зимой ветер не продувает. Щели в стенах дополнительно забивались мхом или соломой. Считалось, что изба так сохранится на более долгий срок, ведь покрытые сажей стены не гнили. К тому же печь требовала меньше дров при таком способе растопки.

Позволить себе топить
по-белому могли только зажиточные крестьяне. Бедняки смогли это лишь к концу 18
века.

В печи готовили еду и мылись,
бани были не у всех. Русская печь, которую топили круглый год, использовалась.
как спальное место.

Освещалась изба лучиной, которую втыкали возле печки в специальную подставку. Под лучину ставили плошку с водой или землей, чтобы не случилось пожара от случайно упавшего уголька. В основном с темнотой все ложились спать.

Внутреннее убранство дома

Убранство дома скудное. Наискосок от печи – красный угол, где располагалась икона. Заходя в дом, взгляд падал именно на иконы. Вошедшие крестились, а лишь потом здоровались с хозяевами.

С одной стороны печи располагалась «женская часть», где женщины готовили и занимались рукоделием. Большой стол, за которым проходила трапеза, стоял по центру, количество посадочных мест было рассчитано на всю семью. С другой стороны печки находились инструменты и лавка для мужских работ

Лавки стояли вдоль стен. На них спали, укрываясь домоткаными полотнами, шкурами. В крышу вбивали кольцо, на которое обычно вещали люльку с ребенком. Занимаясь рукоделием, женщина качала люльку.

Обязательный атрибут крестьянского дома – сундуки со скарбом. Они могли быть деревянными, обитыми кожей или металлическими пластинами. Для каждой девочки собирался свой отдельный сундук с приданным.

Посуда в доме была двух видов: глиняная, в которой готовили, и деревянная, из которой ели. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила немалых денег.

Двор

Во дворе располагались хозяйственные постройки: сарай, загон для домашнего скота (хлев). В 16-17 веке в северных районах приобрело популярность строительство двух ярусного сарая: снизу находились животные, а на втором ярусе хранилось сено, рабочий инвентарь.

Зимой часто приходилось
брать скотину прямо в дом, чтобы уберечь от морозов.

Обязательная постройка – подпол. Ямка в земле, которую накрывали крышкой. В нее складывали продукты, чтобы не портились в тепле. В холодное время года продукты можно было хранить в сенях в мешочках, или на улице. 

Обязательно во дворе был огород, на котором работали женщины и дети. Выращивали овощи: репа, свекла, морковь, капуста, редька, лук. В зависимости от региона могли выращивать ягоды или фрукты.

Картофель, горох, рожь, овес, ячмень, пшеницу, полбу, ярицу, сорицу, просо, чечевицу, лен, коноплю сеяли на поле. Так же засевали однолетние и многолетние травы.

В лесу собирали грибы и
ягоды, в основном этим занимались дети. Сушили впрок, делали запасы на зиму.
Собирали мед диких пчел.

Рыбу, выловленную в реке, запасали в соленом и сушеном виде.         

Крестьянский дом, Кировская область, быт крестьян
Крестьянский дом, Кировская область

Пища

Все крестьяне соблюдали
церковный пост. Чаще всего на их столе были овощи, хлеб и каша. Рыба в
разрешенные дни. А мясные блюда ели в основном по праздникам.  

Обычные блюда в каждой крестьянской семье: щи из капусты с салом да черный хлеб, квашенная капуста с луком, постная похлебка, редька или свекла с растительным маслом. Пареная репа, ржаной пирог с репой. Мясо да пироги из белой муки (редкость) по праздникам. Каша с маслом.

Из молока производили молочные продукты, которые
тоже употребляли в пищу в разрешенные постом дни.

Пили чай на травах, квас, медовуху, вино. Из овса
готовили кисель.

Самым ценным продуктом считалась соль, поскольку она
позволяла заготавливать мясо и рыбу, не позволяя им испортиться.

Работа крестьян

Основное занятие, быт крестьян – это земледелие. Пашня, косьба, жнитва, в которых принимали участие и мужчины, и дети, и женщины (в пашне не всегда). Если в семье не хватало рабочих рук, то нанимали работников в помощь, платя им деньги или продукты.

Сельскохозяйственный инвентарь зависел от достатка семьи. Вилы, коса, топоры и грабли. Использовали плуг и соху.

Были у крестьян жернова
для изготовления муки, гончарный круг.

После окончания сельскохозяйственных работ у мужчин появлялось время на ремесла. Каждый в деревне владел ремеслами, мог выполнять любую работу, детей учили с самого раннего детства. Высоко ценились специальности, которые освоить можно было, работая подмастерьем, например, кузнец. Мебель, посуду, различный рабочий инвентарь крестьяне производили самостоятельно.

Мальчиков в крестьянских семьях с раннего возраста приучали к труду: ходить за скотом, помогать в огороде. В 9 лет мальчика начинали учить верховой езде на лошади, владению сохой, косой, топором. К 13 годам его брали в работать в поле. К 16 годам мальчик уже владел ремеслами, умел плести лапти.

Позднее, когда началось
всеобщее начальное образование мальчиков, а иногда и девочек отдавали в школы, которые
находились при церквях. Там учили читать, писать и считать, изучался закон
Божий.

Женщины занимались домашней работой, ухаживали за скотиной и огородом, помогали мужчинам в поле. Рукоделию уделялось особое внимание — изготавливали всю одежду на всю семью.

Девочек с 7 лет обучали прясть, вышивать, шить рубахи, ткать, готовя к взрослой жизни. Каждая готовила себе приданное, стараясь украсить как можно лучше. Те, кто к определенному возрасту еще не владел мастерством, подвергались насмешкам. Это касалось и мальчиков, не умевших чего-то, например, плести лапти.

В зависимости от
климатических условий крестьяне так же занимались пчеловодством, виноделием, выращивали
виноградники.

Занимались мужчины
охотой и рыбной ловлей.

Одежда

Основной задачей крестьянской одежды было удобство для работы и тепло.
Материал для одежды женщины ткали сами.

Крестьяне носили длинные холщовые или льняные рубахи, у которых
подмышками пришивались ластовицы, заменяемые элементы, собиравшие пот. На
плечах, спине и груди так же были заменяемые элементы – подклада — подоплека.
Поверх рубахи надевали пояс.

Верхняя одежда крестьян – кафтан (застегивался на пуговицы или застежки) и зипун (узкое недлинное платье). Зимой носили овчинные тулупы и шапки (валяные или из шкурок лесных зверей)

Женщины ходили в рубахах, сверху надевая сарафан в пол, длинную юбку.

Замужние женщины обязательно покрывали голову платком, а девушки носили
повязку в виде широкой ленты.

На ноги обували лапти, а в некоторых районах в холода носили обувь из
двух сшитых кусочков кожи. Плели обувь из прутьев лозы, привязывая кожаную
подошву к ноге ремнем.

Праздники

Крестьяне были очень религиозными, верующими людьми, потому праздники в основном были религиозными. Дома молились перед и после трапезы, любое дело начиналось с молитвы, в надежде, что Бог не оставит в хорошем начинании.

Крестьяне регулярно посещали церковь по воскресеньям. Обязательным было присутствие на исповеди в Святую Четырехдесятницу перед Пасхой. Пасха считалась главным православным праздником. (подробнее о православной Пасхе)

Новый год сначала отмечали
в сентябре, а после реформы Петра Первого – 1 января 1700 года стало первым
Новым годом по новому календарю.

Рождество Христово и
следующие за ними Святки и Масленица сопровождались колядой, гаданиями,
массовыми праздничными гуляниями, хороводами, катаниями на санях.

Зимой в разрешенные постом дни играли свадьбы, причем обязательно они сопровождались различными свадебными приметами и традициями. (Подробнее о том, как женились на Руси)

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

Рекруты в России

Как раскрасить старое черно-белое фото

Как выбрать имя ребенку

Как установить судьбу участника Великой отечественной войны

Крестьянство


Крестьянство

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 615.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 615.

Крестьянство как один из важнейших классов общества пережило длительную эволюцию, полностью изменив статус земледельца к концу Средневековья. Оно оказало огромное значение на развитие экономики и общества в целом.

Становление крестьянства

Крестьянство представляет собой одну из ранних социальных групп, занятую производством натуральной сельскохозяйственной продукции. Возникновение крестьянства пришлось на пору неолита – первобытного общества, когда древний человек от собирательства и охоты перешел к выращиванию культурных растений и одомашниванию диких животных.

К причинам крестьянства относят, прежде всего, разделение труда, отделение ремесел от земледелия, появление и усиление контраста между городскими поселениями и селом.

Главными признаками крестьян считаются:

  • работа на земле;
  • проживание в сельской местности;
  • подчинение традициям и устоявшемуся жизненному кладу.

Понятие «крестьянство» впервые было использовано в конце 14 века, и с тех пор стало общим определением сельского населения. Изначально класс крестьян был представлен свободными земледельцами, которым пришлось пережить непростой период зависимости от землевладельца и прикрепления к земле. Данный процесс захватил промежуток времени от средневековья вплоть до конца 18 века, и был распространен повсеместно в европейских странах и на Руси.

Средневековый крестьянин

Рис. 1. Средневековый крестьянин.

Начало закрепощения крестьян

Закрепощение крестьянства пришлось на 15-17 века, и происходило в несколько этапов.
Предпосылками этого явления послужило:

  • малая производительность сельских хозяйств;
  • суровые климатические и природные условия;
  • извечная зависимость крестьян от феодалов.

Заселяясь на новом месте, крестьяне поначалу брали у землевладельца в долг семена для посева, орудия труда. В результате они оказывались в зависимом положении от помещика, но еще могли его покинуть, полностью погасив все долги.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Положение крестьянства в 16 веке было относительно стабильным. Ежегодно крестьяне платили своему хозяину оброк – заранее оговоренное количество сельскохозяйственной продукции. Подобные натуральные платежи стимулировали крестьян больше работать на своем хозяйстве, чтобы получать больше продукции и иметь возможность прокормить свою семью и рассчитаться с помещиком.

Сельскохозяйственные работы

Рис. 2. Сельскохозяйственные работы.

Долгое время размер натурального взноса не менялся, но с ростом запросов феодалов он начал повсеместно увеличиваться. Так со временем изменился вид обязательств крестьян перед помещиками: на смену натуральным оброкам пришли денежные, а затем все большее распространение получила работа крестьян непосредственно на помещичьем поле.

Поначалу работы на помещичьих землях не были изнурительны, но с увеличением размеров хозяйских пашен крестьяне были вынуждены работать в ущерб собственному хозяйству. Так не только ухудшалось общее экономическое положение сельского населения и ущемление прав сословия, но и происходило их закабаление.

Крепостное крестьянство в России существовало вплоть до 1861 года. Однако такое положение было осуждено передовой частью русского дворянства и крепостничество было отменено государственным указом.

Категории крестьян

Крестьянство никогда не было однородным классом: во все времена оно делилось на множество групп и категорий.

Крестьяне делились на четыре основные группы:

  • Частновладельческие. Жили в поместьях, находясь в полной власти своего помещика и выплачивая ему ренту. Они были абсолютно бесправны: их могли продать или сослать в Сибирь за малейшую провинность. Частновладельческое крестьянство было самой распространенной группой.
  • Дворцовые. Такие крестьяне были личной собственностью царя или членов царской фамилии. Главной их обязанностью было снабжение царской семьи дровами и продовольственными товарами. Их положение было гораздо лучше частновладельческих крестьян.
  • Монастырские. Крестьяне, принадлежавшие церквям, отрабатывали трудовую повинность и платили оброк.
  • Черносошные или государственные. Отличались наибольшими привилегиями. Они не были личной собственностью землевладельцев, находились в государственном управлении и обладали личной свободой.

Дворцовые крестьяне

Рис. 3. Дворцовые крестьяне.

Заключение

Что мы узнали?

При изучении темы «Крестьянство» мы узнали, что послужило предпосылками для появления такого общественного класса как крестьянство. Мы выяснили его отличительные особенности, узнали, как происходило закрепощение крестьян, на какие группы они были поделены.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Оля Кунавина

    10/10

  • Кирилл Чехов

    9/10

  • Ден Налимов

    4/10

  • Полина Беликова

    9/10

  • Татьяна Ерохина

    7/10

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 615.


А какая ваша оценка?

Ответ оставил Гость

Русские крестьяне в XVI векеСо второй половины XV в. в жизни русского крестьянства происходили важные перемены. Феодалы увеличивали барщину и оброк, чтобы получить больше доходов, и старались укрепить свою власть над крестьянами.Прежде крестьяне могли уходить от своих господ в течение всего года. Изданные в 1497 и 1550 гг. новые Судебники (сборники законов) ограничивали это право крестьян на всей территории государства.Теперь крестьянин мог уйти от своего господина, только окончив полевые работы — в течение недели до Юрьева дня, 26 ноября (по старому стилю), и недели после него.При этом он должен был еще получить от господина «отказ» — разрешение на выход, предварительно рассчитавшись с ним и выплатив «пожилое» — особую плату за пользование жильем и другими постройками. После введения Юрьева дня крестьянам стало намного труднее переходить от одного господина к другому, они оказались в большей зависимости от феодалов.Особенно усилился процесс закрепощения во второй половине XVI в. В это время быстро росла барская запашка, и для обработки ее землевладельцам нужно было все больше рабочих рук. Теперь феодалы намеревались лишить крестьян права перехода даже в Юрьев день, т. е. окончательно закрепостить, чтобы произвольно распоряжаться их трудом, имуществом, подвергать суровым наказаниям и даже продавать.В XVI в. русские крестьяне подразделялись на частновладельческих, живших на земле феодалов — бояр и дворян, черносошных, живших на государственных землях, и монастырских. Монастыри владели обширными землями, на которых трудились тысячи крепостных крестьян. О хозяйстве одного из этих монастырей — Иосифо-Волоколамского — сохранилось довольно много документов.Он был основан в 1479 г. близ Волоколамска (к северо-западу от Москвы). Едва возникнув, этот монастырь начал расширять свои владения и вскоре превратился в большое феодальное хозяйство. Окруженный каменными стенами с грозными башнями, монастырь представлял собой укрепленный замок, господствовавший над окружающими селами.В вотчинах Иосифо-Волоколамского монастыря, расположенных в пяти центральных уездах Русского государства, монастырская пашня обрабатывалась руками крепостных. Крестьяне молотили хлеб, возили его в монастырские кладовые и на рынок, ловили рыбу для монахов, косили сено для монастырского скота. Кроме того, они платили денежный оброк, т. е вносили ежегодно определенную сумму денег и доставляли для монастырского стола яйца, сыр, мясо, масло и т. п.Руководили монастырским хозяйством монахи. Во главе их стоял келарь — заведующий хозяйством. В каждом селе были его помощники (приказчики), которые учитывали, сколько хлеба высевалось и убиралось, как он расходовался, в каком количестве поступали доходы от крестьян. Они собирали подати и чинили суд и расправу над крестьянами по своему усмотрению: сажали непокорных в тюрьму, заковывали в цепи, накладывали на них тяжелые штрафы (пени).Каждую осень приказчики получали из монастырской казны деньги для «отказа» крестьян в Юрьев день. В монастырской расходной книге 22 ноября 1579 г. записано, что в этот день из монастырской казны было «дано старцу Данилу на крестьянские выходы 2 рубля 15 алтын 2 деньги». Подобных записей много.Во время крестьянских «отказов» происходили острые столкновения между крестьянами и феодалами, последние под разными предлогами не хотели отпускать от себя крестьян. Феодалы старались переманить крестьян друг у друга.Богатый Иосифо-Волоколамский монастырь был опасным соперником для светских феодалов — дворян-помещиков. Монастырские старцы давали крестьянам деньги для оплаты «пожилого» старым хозяевам и, пообещав различные льготы, свозили их с прежних мест и переселяли в монастырскую вотчину. Впоследствии крестьянам было очень трудно, а для многих и совсем невозможно возвратить долг и покинуть монастырь.Поэтому большинство из них, попадая в долговую кабалу, навсегда оставались монастырскими, несмотря на тяжелые работы и оброки.Долгое время историки стараются выяснить, каким образом было отнято у крестьян право выхода в Юрьев день. Ведь большинство документов и законов конца XVI в. до нас не дошло: одни были уничтожены иноземными интервентами в начале XVII в., другие погибли при большом московском пожаре 1626 г. Неутомимые исследователи ищут в архивах документы, содержащие хотя бы ссылки на законы о крестьянах.В 1909 г. удалось обнаружить семь грамот — документов о новгородских поместьях 80-х годов XVI в. В грамотах указывалось, что из поместий некоторые крестьяне ушли в «заповедные годы», они должны быть разысканы и возвращены их прежним помещикам. Отсюда историки сделали заключение, что в 80-х годах правительством Ивана IV были введены «заповедные годы» (от слова «заповедь» — запрещение), когда крестьянам и в Юрьев день запрещалось переходить от одного господина к другому. Много сделал для изучения русского крестьянства выдающийся советский историк акад. Б. Д. Греков, написавший большое исследование «Крестьяне на Руси с древнейших времен до середины XVII в.».

  • Рассказ о жизни князя верейского
  • Рассказ о жизни катерины до замужества
  • Рассказ о жизни катерины в родительском доме гроза
  • Рассказ о жизни иисуса христа 4 класс
  • Рассказ о жизни и творчестве чехова 4 класс