Рассказ о жизни крестьян в средние века 6 класс по плану

Использован учебник «История Средних веков. 6 класс», Е. Агибалова, стр. 93

Параграф 11 «Средневековая деревня и её обитатели»

1. В чём состояла власть феодала над зависимыми крестьянами?

Феодал имел право судить зависимых крестьян, назначая им разные наказания. Крестьяне платили барщину и оброк.

2. Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете? Чем они различались?

Существовали такие виды зависимости, как поземельная и личная.

Поземельные крестьяне имели свой надел, имущество, исполняли повинности.

Лично зависимые крестьяне чаще всего не владели землёй, не могли покидать деревню, продавать свой надел, уходить в монастырь без разрешения феодала.

3. Что заставляло крестьян объединяться в общину?

Общиной выживать было проще. Члены общины вместе сажали, а потом убирали урожай. Вместе пасли скот на общем лугу. Помогали бедным и вдовам, оказывали сопротивление господину, если тот пытался увеличить повинности.

4. Расскажите о жизни крестьян по плану: орудия труда, хозяйство, жилище, пища.

Рассказ о жизни крестьян по плану

Крестьяне пользовались самыми простыми орудиями труда: плуг, борона, грабли, серп, цеп, лопата.

Хозяйство крестьян состояло из приусадебного участка, где находился огород, сад, виноградник. Отдельно находились участки пашни и покосы. В хозяйстве часто имелись вол, козы, свиньи, птица.

Крестьянский дом строился из деревянных жердей, обмазанных глиной, и покрывался соломой или дёрном. Трубы не было и дым очага выходил через отверстие в потолке. Поэтому стены были в копоти. Окна были без стёкол, их закрывали ставнями. Рядом с домом стояли хозяйственные пристройки.

Внутри дома стояли стол, скамья, сундук, иногда кровать.

Еду крестьяне готовили в чугунном котелке, который подвешивали над огнём. Обычной пищей были: каша из зерна, капуста, репа, лук, бобы и другие овощи. Имелся козий сыр, реже ели рыбу и мясо. Вместо сахара использовали мёд. Из винограда делали вино, из ячменя — пиво.

5. Как вы думаете, почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжёлой?

Крестьянская жизнь и сейчас не сахар, а в то время не было машин, было мало волов и лошадей, трудиться на сеньора приходилось целыми днями, а потом ещё работать на себя. Комфорта не было совсем, из радостей — редкие праздники.

6. Какое хозяйство называется натуральным?

Натуральным называется такое хозяйство, в котором продукты и вещи изготавливались для собственного потребления, а не на продажу.

7. Составьте схему «Повинности средневековых крестьян».

Барщина — работа на феодала, которую выполняли крестьяне (работа в поле, на покосе, мельнице, сбор дров)

Оброк — доля продукции, произведённой крестянами на своих наделах, которую они отдавали феодалу (например, два поросёнка из десятка). Мог быть натуральным и денежным.

Церковная повинность — десятая часть урожая отдавалась церкви.

Дополнительно

1. Опираясь на текст параграфа, начертите план феодального поместья.

В центре поместья стоял господский дом или замок. Рядом с ним стояли амбары, конюшня, хлев, псарня, птичник. На реке стояла мельница. Вокруг располагались земли феодала и наделы крестьян.

2. Средневековая французская пословица гласит «С кого раз сдерёшь шкуру, того не пострижёшь дважды». В чём её смысл?

Смысл этой пословицы в том, что если лишить человека всего, то с него нечего будет взять в будущем. Поэтому феодалы хоть и грабили крестьян, но не забирали всего.

3. Чем отличались средневековые зависимые крестьяне от римских рабов? Почему они неодинаково относились к своей работе?

У зависимых крестьян были свой участок земли, дом, орудия труда, животные. У рабов этого не было.

Крестьяне старались выполнять свою работу, потому что получали с этого пищу и различные продукты. Трудолюбие ценилось среди крестьян.

4. Чем власть феодала над зависимыми крестьянами отличалась от власти рабовладельца над рабами?

Феодал не мог продавать крестьян, он только судил их, если те не исполняли барщины или оброка. Рабовладелец был полноправным хозяином, который мог продать, наказать без суда, даже убить раба.

5. Почему в то время было неизбежно господство натурального хозяйства?

В те времена денег у феодалов было мало, а у крестьян не было почти совсем. Поэтому что-то купить или продать было сложно. Для этого надо было ехать куда-то далеко, ведь поблизости продавали то же, что было в вотчине. Вот и приходилось крестьянам самим обеспечивать себя и своего сеньора всем необходимым.

6. Поразмышляйте, сохранились ли элементы натурального хозяйства в современной деревне. Если да, то какие?

Элементы натурального хозяйства сохранились не только в деревне, но и в городе. Многие горожане имеют дачные участки, на которых выращивают для себя овощи и фрукты. Есть приусадебные участки и у сельских жителей — огороды. Они держат скотину и птицу, получают мясо, молочные продукты, яйца для своих нужд, а часть продают.

Но в современных хозяйствах крестьянам платят деньги и они могут купить себе всё, что угодно.

План феодального поместья, рисунок

Простота и однообразие – именно эти два слова как нельзя лучше характеризуют жизнь и быт крестьянина средних веков. На протяжении столетий крестьяне жили по единому распорядку: в будни занимались однообразной работой на поле или виноградниках, выходные посвящали церковной службе. 

Праздники проходили по одному и тому же сценарию. Все жители деревень подчинялись единым законам и платили феодалам одинаковый оброк. 

Условия для жизни были практически одинаковы. В деревнях располагалось 20-30 дворов с помещениями, где крестьяне жили, держали скот и занимались ремеслами. Мужчины занимались гончарным, кузнецким, а женщины – ткацким делом. Детей с малых лет приобщали к ремеслу и активному труду.  

Крестьянский дом

Основной сруб и несущие конструкции жилого помещения строились из дерева. Крыша выкладывалась из соломы. Полы были земляные. Окон в большинстве домов не было. 

Отапливались постройки благодаря очагу, установленному посреди комнаты. В крыше была проделана специальная дыра, играющая роль дымохода. Внутри предметы были покрыты копотью и пахли дымом. 

Из мебели чаще всего был деревянный стол и скамейки. Роль кровати играл соломенный тюфяк, на котором спала вся семья. Также в доме находились предметы одежды, утварь, орудия труда. 

Еда крестьян

Рацион крестьянских семей был однообразным. В основном готовили каши, овощные похлебки. А основой для блюд были продукты с поля – пшеница, ячмень, рожь. Также в огородах росли капуста, бобы, чечевица, репа, морковь. Хлеб ели только серый. Белый хлеб считался деликатесом. 

Мясо ели только по воскресеньям и большим праздникам. Приготовленную свинину ела вся семья на протяжении всех праздничных дней. 

Из напитков было популярно вино, брага и пиво. А самым сладким продуктом был мёд. Сахар был очень дорогим и считался изысканным продуктом. 

Крестьянская одежда

Практичность и многослойность – именно эти понятия лучше всего характеризуют предметы крестьянской одежды. Одежда была широкой и бесформенной, чтобы было удобно работать в поле и дома. А материал в несколько слоев лучше защищал тело от холода и ветра. В основном одежду делали из растений (льна, крапивы) и шерсти. 

Мужчины и женщины носили: 

  • рубахи свободного кроя длиной до колен;
  • жилеты;
  • туники;
  • широкие штаны брэ длиной ниже колен;
  • чулки-шоссы с завязками в области бедер;
  • плащи с капюшоном;
  • меховые тулупы. 

По праздникам женщины надевали платья, юбки и передники, украшенные вышивкой и аппликациями. 

Из обуви были башмаки одинаковые для обеих ног. В зимнее время носили грубые сапоги высотой до колена. 

Орудия труда крестьян

Прямо в домах хранились предметы труда. И они были примитивные и тяжелые на вес. Набор орудий зависел от ремесла, которым занимался крестьянин. Крестьяне работали сохой, плугом, бороной, вилами. Также использовались гончарные круги, жернова для изготовления муки, грузила для ткацких станков.   

Одним предметом труда крестьяне работали долгое время. Ни о каком обновлении орудий не было и речи. Феодалы были заинтересованы в получении максимального урожая с минимальными затратами.  

Роль церкви в жизни крестьян

В каждой деревне было главное общественное здание – церковь. Священник считался духовным отцом для каждого человека. 

Первый раз крестьянин попадал в церковь на свои крестины, затем посещал на протяжении всей жизни. Отпевания и проводы усопшего в последний путь проходили тоже в церкви. 

Каждое воскресенье вся деревня собиралась в церкви, где проходила месса, и нужно было выслушать проповедь. 

Церковь связана и с крестьянскими праздниками. Она придавала разным событиям религиозный смысл. На Рождество, в дни поминовения святых, на Пасху, в день летнего солнцестояния устраивались торжественные обряды, накрывались праздничные столы, устраивались танцы и народные гуляния. 

Ещё в каждой семье отмечалось рождение ребёнка. Дети рождались практически каждый год. И это событие было праздником, так как появлялся новый работник, что в будущем сулило увеличение дохода. 

Девушки выходили замуж в возрасте 12-14 лет за мужчин из своих деревень. И за годы замужества рождалось много детей (более 10). Но многие умирали в младенческом возрасте.

Пора подвести итог

На протяжении всей эпохи Средневековья жизнь и быт крестьян практически не менялся. И лишь в конце эпохи крестьянский народ обрёл личную свободу. 



Вопрос 1. В чём состояла власть феодала над зависимыми крестьянами?

Ответ. Феодалы, прежде всего, могли судить крестьян. А также крестьяне несли повинности перед феодалами. Лично зависимые крестьяне не могли без разрешения феодала переселиться в другую деревню, уйти в монастырь или отправиться в паломничество.

Вопрос 2. Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете? Чем они различались?

Ответ. Среди крестьян выделялись поземельно зависимые и лично зависимые. Лично зависимые крестьяне находились в полной зависимости от воли феодала, но также под защитой феодала. Поземельно зависимые крестьяне обрабатывали землю феодала, а лично были свободны. Потому они в любой момент могли уйти от феодала, но и феодал также в любой момент мог выгнать их со своей земли.

Вопрос 3. Что заставляло крестьян объединяться в общину?

Ответ. Крестьяне обрабатывали землю так, что не могли не объединяться в общину. У каждой деревни на поле были участки с почвой получше и похуже. Чтобы все оставались в равных условиях полосы каждого из хозяев располагались чересполосно с другими и даже с господскими. Каждый год крестьянину доставались разные полосы. Нужно было распределять эти полосы, решать, что сеять (потому что сеять нужно было одно и то же), когда сеять и когда убирать урожай (потому что делать это нужно было всем одновременно). Для решения всех этих и многих других Вопросов и нужна была община.

Вопрос 4. Расскажите о жизни крестьян по плану: а) орудия труда; б) хозяйство; в) жилище; г) пища.

Ответ. Большую часть орудий труда крестьяне делали сами, только иногда обращались к кузнецу, который жил в их же деревне. Потому и орудия были деревянными, только отдельные их части делали из железа и то не всегда. Потому работать было тяжело. У каждого хозяина дома была своя полоса на общинном поле, а также он пользовался общинными лугами, местами для рыбной ловли и т. п. Крестьяне жили в небольших домах, которые состояли только из одной комнаты. Там спали все члены семьи, зимой они проводили там почти весь день (летом – на улице). В разных частях Европы дома строили по-разному: из местного камня, дерева, или делали деревянный каркас и заполняли его глиной соломой и вообще чем попало (фахверковые дома). Крышу обычно делали из соломы или камыша. В центре дома горел очаг. Печей не знали, потому огонь должен был гореть постоянно, особенно зимой, иначе сразу становилось холодно. Дым выходил через дверь или отверстие в крыше. На север окон вообще не делали, южнее окна были, но маленькие, узкие. Они закрывались только ставнями, изредка вместо стекла вставляли бычий пузырь. Мебель крестьяне делали сами, потому она была грубой. Обычно в доме стояли стол, лавки и сундук для праздничной одежды. Спали обычно на лавках, лишь у зажиточных хозяев были кровати. Вокруг дома стояло ещё несколько хозяйственных построек. Также вокруг дома были сад, огород. Ели в основном похлёбки из самых разных растений (некоторые мы сегодня считаем несъедобными), заедали это хлебом, зажиточные хозяева – сыром. Также ели рыбу, мясо крестьяне практически не видели (потому феодалы ели почти исключительно мясо – они подчёркивали этим своё превосходство над крестьянами).

Вопрос 5. Как вы думаете, почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжёлой?

Ответ. В раннее Средневековье в Европе выращивали ещё те же культуры, что и в античности, хотя климат большинства стран Европы гораздо холоднее, чем в Средиземноморье. Почти не выращивали бобов, которые вскоре станут основным продуктом для европейцев. Кроме того, использовали мало удобрений и примитивные орудия труда. Из-за всего этого работать приходилось тяжело, а вырастить удавалось мало, часто случались периоды голода. Меньше оставалось или совсем не оставалось излишков и тогда повинности феодалу отбирали необходимое.

Вопрос 6. Какое хозяйство называется натуральным?

Ответ. Натуральным хозяйством называется то, в котором потребляется то, что и производится. Такое хозяйство может существовать само по себе, ему почти ничего не нужно из города или из далёких земель, но и то, что в таком хозяйстве выращивается, съедается тоже там, не остаётся почти ничего, что можно продать.

Вопрос 7. Составьте схему «Повинности средневековых крестьян».

Ответ.

схема «Повинности средневековых крестьян»

Параграф 11 — ГДЗ к учебнику истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс

  • ГДЗ к рабочей тетради по истории Средних веков. Е.А.Крючкова. 6 класс
  • Все ГДЗ (Главная страница сайта)

ГЛАВА IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ

Почему сословия феодалов и крестьян называют основой средневекового мира?

Именно феодалы и крестьяне являлись участниками базовых отношений того времени. Основой власти, влияния и богатства была земля. Соответственно, все выгоды от земли получал землевладелец. Наличие этих выгод было бы невозможно без «посаженных» на землю крестьян, которые работали на этой земле. Так в IX-XI веках на территориях бывшей Западной Римской империи формировался феодальный строй, который пришел на смену римскому рабовладению и варварскому первобытнообщинному строю. Отношения феодал-крестьянин являлись более передовыми, чем отношения хозяин-раб, поэтому феодальный строй стал более высокой и следующей ступенью развития Западной цивилизации. Феодальный строй просуществовал практически всю Средневековую эпоху, до появления нового типа отношений собственник – наемный рабочий, а также новых классов в обществе.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДЕРЕВНЯ И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ

Вопросы в тексте параграфа

Когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?

Следует для начала понять, кто такие «европейские крестьяне», откуда они взялись. Нам известно, что за падением Западной Римской империи последовало формирование варварских королевств. Те же самые франки, хотя их было совсем немного, придя на земли Галлии стали владеть и управлять ими. Бывшая территория Западной Римской империи уже была заселена и упорядочена. На ней находились так называемые латифундии, землевладения, специализирующиеся на различных видах сельского хозяйства или ремесленного производства. Работавшие в этих латифундиях рабы еще во времена поздней Римской империи стали наделяться земельными участками и превращаться в колонов (зависимых крестьян). Таким образом, германские племена, придя на земли Западной Римской империи, фактически получили готовую экономическую модель управления землей. Крестьяне там уже были, и они были уже вполне зависимыми. С распадом родоплеменных отношений, последней стадией которых была «военная демократия», варварские племена, миновав рабовладельческие отношения, сразу же перешли к феодальным. В этот период общество завоевателей-франков, совсем недавно бывших единой общиной, разделяется. Появляется имущественное расслоение общества. При Хлодвиге (конец V-начало VI века) земли делятся и передаются в управление графам, а свободные франки постепенно теряют право голоса. При Карле Мартелле (первая половина VIII века)  и его военной реформе земля стала раздаваться за военную службу сначала в пожизненное, а затем и в наследственное пользование. В условиях постоянных войн и становления государственности общинники начинают терять полученные земли и личную свободу.

Несмотря на то, что у крестьян раннего Средневековья оставалось право быть свободными и самостоятельно возделывать свою собственную землю, в реальной жизни все было совсем не так. Личная свобода была практически невозможна. Многочисленные государственные поборы вгоняли свободных людей в долги, постоянные войны и сборы ополчения не приносили прибыли простым воинам, но оборачивались запустением для их земельного участка, а притеснения знатных соседей заставляли искать защиты. Так, работавшие на земле крестьяне-земледельцы, оказывались в зависимости от владельца. За пользование землей крестьяне должны были платить феодальную ренту трудом (барщина), продуктами или деньгами (оброк).

Из кого образовался класс зависимых крестьян?

Во-первых, зависимыми крестьянами стали потомки бывших галло-римских рабов и колонов, которые работали еще на римских латифундиях. Во-вторых, в этот класс попали и простые франки, бывшие свободными общинниками, попавшими в долговую зависимость. Таким образом рабы, колонны и попавшие в зависимость свободные франки сформировали самый массовый слой населения Средневековой Европы — зависимых крестьян.

Работаем с документом

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 11

1. Какие обязанности крестьян, упомянутые в тексте, относятся к оброку, какие – к барщине?

К оброку относятся: отдать часть приплода поросят, заплатить денежный оброк за оставшийся приплод поросят, пивная повинность (отдать часть урожая ячменя и пшеницы).

К барщине относятся: косить луга, сгребать и собирать сено в копны и складывать его стогами на лугах, возить сено на барский двор, чистить мельничные канавы, жать, собирать и отвозить пшеницу, рубить в лесу дрова, молоть муку на мельницу.

2. Какие еще дополнительные платы и ограничения были у крестьянина?

К дополнительным повинностям и ограничениям относятся: различные штрафы, пошлина за выдачу дочери замуж за пределы сеньории, заплатить за выпечку своего хлеба.

3. Можно ли на основании документа сказать, было ли у крестьян своё хозяйство?

Да, на основании документа можно сказать, что у крестьян было свое хозяйство, поскольку у него есть продукты с этого хозяйства (поросята, ячмень, пшеница), которыми он обязан уплатить оброк. Также, судя по документу, у крестьянина были и излишки продуктов, которые он продавал на ярмарках за деньги. В документе упоминается и о денежном оброке в пользу феодала.

4. Как вы считаете, насколько тяжело жилось крестьянам?

Тяжесть жизни крестьян объяснялась не столько большим объемом выполняемых работ, сколько непредсказуемостью изменения повинностей и ограничений, да и тем, что крестьянину за все приходилось платить. С другой стороны, когда было иначе?

Обобщение информации параграфа

1. В чем состояла власть феодала над зависимыми крестьянами?

Феодал имел власть заставить зависимых крестьян выполнять повинности силой. Феодал имел право судить поземельно зависимых крестьян с целью обеспечения выполнения условий договора. Также феодал мог распоряжаться лично зависимыми крестьянами: имел право ограничивать и управлять их действиями, требовать выполнять дополнительную работу и т.д.

2. Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете? Чем они различались?

Нам известны личная и поземельная зависимость. Лично зависимые крестьяне, обычно это были потомки бывших рабов, не владели землей и были лично несвободными, поскольку не могли ни покинуть своего сеньора, ни передать другим людям земельный надел, на котором работали, ни даже уйти в монастырь. Повинности лично зависимых крестьян не были определены обычаями или договором, поэтому их размер и характер определялся и ограничивался только волей феодала. Власть феодала над поземельно зависимыми крестьянами была не полной. Такие крестьяне как бы арендовали землю у феодала, обязуясь платить определенный оброк и выполнять работы в пользу феодала в оговоренном объеме, пропорциональном от размера земельного надела. Но при этом они лично не зависели от феодала и могли покинуть его при определенных условиях.

3. Что заставляло крестьян объединяться в общину?

Объединившись в общину, крестьяне могли помогать друг другу и отстаивать свои права, если сеньор допускал произвол в отношении крестьян, превышал оговоренные нормы оброка или барщины, устанавливал дополнительные повинности и т.д. Также крестьянская община поддерживала порядок на своей территории. Она помогала беднякам выплачивать повинности, опекала вдов и сирот, а также организовывала празднества и игры.

4. Расскажите о жизни крестьян по плану: а) орудия труда; б) хозяйство; в) жилище; г) пища.

Крестьяне обрабатывали землю собственными орудиями труда: плугом, бороной, граблями, лопатами, мотыгами. Срезали пшеницу серпами, а молотили палками или деревянными цепами. Зачастую орудия труда переходили по наследству. Крестьянские деревни были небольшими – 10-15 дворов и лишь редко до 30 дворов. В каждом крестьянском дворе помимо жилища были хозяйственные постройки и приусадебный участок. В хозяйстве крестьян были домашняя птица и мелкий скот: овцы, козы, свиньи. Быков и коров было мало, поскольку зимой для них не хватало корма. Чтобы сохранить зимой скот, его часто держали в том же помещении, где жили люди. Крестьянский дом строили из деревянных жердей, обмазанных глиной, из бревен или из местного камня. Крыши крыли соломой, дёрном или камышом. Топили дома «по-черному», дым выходил через отверстие в крыше, но зачастую оставался в доме, поэтому стены были черные от копоти. Узкие оконные проемы закрывали деревянными ставнями. Обстановка дома была очень скудной: грубый стол, скамейки вдоль стен, сундук для хранения праздничной одежды и ларь для муки. Глиняные миски и кувшины хранились на полках. Спали на единственной, похожей на нары кровати, а чаще всего на соломе, постеленной на скамейку или на глиняный пол. Еду готовили в чугунном котелке, который подвешивали над огнем в очаге. Сама еда была скудной и однообразной: мучная похлебка или каша, капуста, бобы, репа, лук и другие овощи, козий сыр и съедобные травы. Рыбу ели реже, а мясо вообще появлялось на столе только по праздникам. Даже хлеба крестьянам не всегда хватало до весны.

5. Как вы думаете, почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой?

Крестьянам во все времена приходилось много работать. И практически никогда не было такого периода, когда крестьянину достаточно было работать только на себя. Всегда были общинные обязанности, феодальные повинности, да и те же самые колхозы в недавнем прошлом нашей страны. Крестьянин всегда работал и на себя, и на «чужого дядю». Что может быть особенного именно в эпоху Средневековья, что обуславливало тяжелую жизнь крестьян? Разве только личная зависимость от феодала и вседозволенность господ. Так, например, феодалы часто в стремлении «содрать» с крестьян побольше, увеличивали размеры повинностей и вводили дополнительные, за которые брали деньги: молоть муку только на мельнице феодала, печь хлеб только в печи феодала и т.д. Еще пример, умер старик крестьянин, а его детям приходилось отдать господину лучшую корову в качестве налога на получение наследства. Если крестьянская девушка, не находящаяся в личной зависимости, выходила замуж за крестьянина из другого поместья, её семья должна была уплатить феодалу за потерю работницы большой выкуп. Во время охоты феодал со своими гостями мог потоптать крестьянские поля. Крестьяне не могли убивать зайцев, которые пожирали их посевы, потому что была запрещена охота во владениях феодала. Да мало ли еще других причин, которые усложняли жизнь крестьян. Однако, это мы описали плохого и вредного феодала. Но ведь были же и другие – те, которые понимали, что крестьянин приносит феодалу доход, чем больше крестьянин вырастит у себя на поле, тем больше отдаст феодалу. Такие феодалы заботились и защищали крестьян, выкупали им торговые места на ярмарках, следили за их здоровьем и благосостоянием, устраивали бесплатные пиры по праздникам и т.д. Правда таких хозяйственных феодалов было крайне мало.

6. Какое хозяйство называется натуральным?

Натуральным называется хозяйство, в котором производится все, что необходимо для проживания людей в общине или поместье. Продукты и вещи изготавливали не для продажи, а для собственного потребления. Ярким признаком натурального хозяйства является слабая развитость торговли из-за отсутствия самой необходимости торговать.

7. Составьте схему «Повинности средневековых крестьян».

Барщина Натуральный оброк Денежный оброк Другие повинности
Работать на поле сеньора, в хозяйстве сеньора, заниматься перевозкой грузов, ремонтом дорог Отдавать часть урожая

зерновых, овощи, фрукты, мясо, птицу, яйца, ремесленные изделия, сено, дрова

Отдавать часть денег, вырученных от продажи произведённых в хозяйстве продуктов и товаров Молоть муку на мельнице феодала, печь хлеб в печи сеньора, давить виноград на прессе феодала и платить за это арендную плату, а также являться на суд феодала. Кроме того, существовали повинности в пользу церкви, так называемая церковная десятина.

Подумайте

1. Опираясь на текст параграфа, начертите план феодального поместья.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 11

Вот такой план средневекового феодального поместья приведен в учебнике по истории Средних веков тех же самых авторов, по которому учились лет 30 назад. На плане мы видим двор феодала с многочисленными хозяйственными постройками: амбарами, конюшнями, хлевом, птичником, псарней. Мы видим крестьянскую деревню с личными огородами, загон для скота и водяную мельницу. Сельскохозяйственные угодья организованы по принципу трехполья, на одном поле посеяны яровые сорта пшеницы (их сеют весной), на втором озимые (их сеют осенью), третье поле распахано и оставлено «под паром». Каждое поле разделено на господские участки (выделены черным цветом) и крестьянские наделы (выделены белым цветом). Это так называемая чересполосица – участки нарезались в разных местах, чтобы были равные условия для всех.

2. Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерёшь шкуру, того не пострижёшь дважды». В чем её смысл?

По сути, это рекомендация для феодала по обращению с зависимыми крестьянами. Не следует перегибать палку в эксплуатации крестьян, поскольку именно крестьяне приносили доход феодалу, и если подходить к сбору повинностей и оброка слишком сурово, то в следующий раз у крестьян нечего будет взять. Лучше брать с них понемногу, но долго.

3. Чем отличались средневековые зависимые крестьяне от римских рабов? Почему они неодинаково относились к своей работе?

Средневековые зависимые крестьяне в отличие от римских рабов наделялись землей и вели свое хозяйство, с продуктов которых кормились. Они имели собственные орудия труда и скот. Крестьянин, имевший свое хозяйство, был заинтересован в результатах своего труда, поэтому его труд был более эффективным и производительным по сравнению с трудом раба.

4. Чем власть феодала над зависимыми крестьянами отличалась от власти рабовладельца над рабами?

Власть феодала над поземельно зависимыми крестьянами ограничивалась условиями арендного договора или установленными традициями. Если такой крестьянин не выполнял свои обязательства или выполнял их не в срок, то он мог быть наказан по решению феодального суда.

По-другому обстояли дела с лично зависимыми крестьянами, бывшими рабами. Феодал имел над ними практически неограниченную власть. Однако, находящегося в личной зависимости и прикрепленного к земле крестьянина, нельзя было продать без земли. Лично зависимого крестьянина, прикрепленного не к земле, а ко двору, феодал мог продать или обменять. Основным же отличием лично зависимого крестьянина от раба был тот факт, что за первыми было признано право на жизнь, то есть за убийство зависимого крестьянина феодал должен был нести ответственность, хотя в остальном лично зависимые крестьяне были фактически рабами.

5. Почему в то время было неизбежно господство натурального хозяйства?

Неизбежность господства натурального хозяйства прежде всего определялась ходом исторического развития. Экономическая система должна была пройти свой путь и натуральное хозяйство – это один из этапов ее развития. Переход от натурального хозяйства к товарному производству было возможно при выполнении некоторых условий: развитие орудий труда  и технологий хозяйствования, при которых образовывались бы излишки товаров, открытость экономической системы с возможностью распределения товаров по другим территориям, разделение и специализация труда. На тот момент эти условия не в полной мере могли быть реализованы. Одной из причин являлась именно замкнутость системы владения и управления хозяйством. Экономические связи между территориями были слабы. Постоянные войны, споры между феодалами, разграбление земель. Феодалы даже не знали, с кем они завтра будут дружить, а с кем воевать. В таких условиях устанавливать с кем-то взаимовыгодные и долгосрочные товарно-денежные отношения было нереально.

Конечно, господство натурального хозяйства в Средневековой Европе было очевидным, хотя и условным. Давайте посмотрим на факты. Были ярмарки, чеканились деньги как средство обмена – их было мало, но они же были. Крестьяне где-то же продавали скудные излишки своей продукции и платили денежный оброк (раз даже такая форма оброка существовала). Правда продавать продукцию на ярмарке тоже было нелегко, поскольку во всех поместьях производилось и выращивалось то же самое, поэтому спрос далеко не всегда соответствовал даже самому маленькому предложению. Поэтому вплоть до XI натуральное хозяйство было основной формой, но не единственной.

6. Поразмышляйте, сохранились ли элементы натурального хозяйства в современной деревне. Если да, то какие.

Конечно, даже в современной деревне сохранились элементы натурального хозяйства. Обмен продуктами своей деятельности существует, но скорее всего это происходит не из необходимости, а по сохранившимся общинным традициям – ты поможешь, тебе помогут. Поэтому, например, рыбаки в деревнях отдают излишки рыбы, а взамен получают козье молоко. Грузовик навоза с полей выгона скота вполне может быть обменян на помощь в строительстве дома и т.п.

Агибалова6 параграф 11

1. В чём состояла власть феодала над зависимыми крестьянами?

В средневековом обществе власть принадлежала владельцам земель — феодалам и церкви. Большая часть населения являлось зависимыми крестьянами, которые имели перед своими «господами» феодалами определенные обязательствами за использование их земель.

Крестьяне несли повинности перед феодалами – оброк и барщину. За невыполнение обязанностей феодалы имели право судить крестьян. Лично зависимые крестьяне не могли уйти от феодала без его разрешения, например, переселятся в другую местность – будь то деревня или монастырь.

2. Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете? Чем они различались?

В средневековье существовали три вида подчинения крестьянина феодалу – личную, поземельную и судебную.

1) Лично зависимым крестьянином в Западной Европе был человек, зависевший от одного и того же сеньора сразу в трех отношениях. Крепостной не имел права передавать по наследству надел, не уплатив сеньору особого взноса, выплачивал «поголовный налог», а все прочие повинности не были фиксированы и взимались по воле сеньора.

2) Поземельная зависимость выражалась в том, что крестьянин должен был нести разнообразные повинности, пропорционально размерам надела и сообразно обычаям, которые закреплялись традицией.

3) Судебная зависимость выражалась в том, что население должно было судиться в суде местного феодала, а все судебные штрафы, равно как и те повинности, которые раньше шли в королевскую казну, теперь выплачивались в пользу сеньора.

3. Что заставляло крестьян объединяться в общину?

В средневековую общину объединялись жители одной или даже нескольких деревень, принадлежащих одному сеньору. Такая община создавалась для совместного ведения хозяйства, для справедливого распределения земель, для облегчения налогового бремени.

Вместе всегда работать проще, и, если у тебя что-то идет не так, община всегда могла помочь своему члену. Например, община создавала некий фонд помощи для погорельцев, для больных, для сирот. Это был способ выжить в тяжелых условиях, когда в одиночку обрабатывать землю было очень тяжело, а вместе как-то проще.

4. Расскажите о жизни крестьян по плану: а) орудия труда; б) хозяйство; в) жилище; г) пища.

Если говорить о крестьянах, то они жили достаточно бедно во времена средневековья. Орудия труда они делали себе сами или покупали, а чаще меняли у ремесленников.

Жили всей семьёй в маленьких хижинах, часто спали в одной комнате на твердых кроватях.

Хозяйство было небольшое, обычно держали скот, за счёт которого и выживали. Также был небольшой огород, который и кормил крестьян.

Пища была достаточно бедной, все то, что выросло на огороде и продукты питания, полученные от домашних зверей. Крестьяне жили за счет натурального хозяйства.

5. Как вы думаете, почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжёлой?

Жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой, потому что они занимались тяжелым физическим трудом. В то время не было никакой техники, а землю обрабатывали при помощи животных. Необходимо было вставать очень рано для того чтобы успеть обработать больше земли. Платы за труд едва хватало, чтобы прокормить семью и заплатить налоги, которые порой были неограниченными и назначались по прихоти сеньора. Урожай зависел от природных условий, поэтому в плохие годы крестьяне могли остаться без еды совсем. Тяжёлые условия труда и жизни способствовали развитию болезней, поэтому многие люди умирали задолго до старости.

6. Какое хозяйство называется натуральным?

Натуральное хозяйство — это самый примитивный вид деятельности человека, направленный на создание всего необходимого для жизнедеятельности, только для удовлетворения собственных потребностей и нужд. При натуральном хозяйстве каждый человек выполняет абсолютно все функции производства, начиная от сбора урожая, кончая его обработкой и потреблением.

7. Составьте схему «Повинности средневековых крестьян».

Агибалова6 параграф 11

  • Рассказ о жизни крестьян в средние века 6 класс кратко
  • Рассказ о жизни крестьян в 16 веке 7 класс история россии
  • Рассказ о жизни князя верейского
  • Рассказ о жизни катерины до замужества
  • Рассказ о жизни катерины в родительском доме гроза