Образ Николая Петровича Кирсанова в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» представляет собой один из характерных типов дворян-либералов. Роль этого героя в романе состоит в том, чтобы подчеркнуть всю несостоятельность либерального дворянства в середине 19 века.
Портрет: внешность, речь и лексика
Николаю Петровичу 44 года. В описании внешности этого героя автор употребляет уменьшительно-ласкательные слова («пухленький», «хроменький», «сидит, подогнувши под себя ножки», «черты имел меленькие»), что указывает на ироничное отношение Тургенева к данному персонажу. Портретная характеристика героя дана в нескольких словах, но читатель может ясно представить его облик. Это пухленький, немного сгорбленный седой барин. Черты лица его «меленькие, приятные, но несколько грустные». У него «небольшие чёрные глаза и мягкие жидкие волосы». Барин прихрамывал, так как в юности сломал ногу.
Речь этого персонажа грамотна, что свидетельствует о его начитанности. Говорит он вежливо, Базарова при знакомстве назвал любезнейшим Евгением Васильевичем, слугу своего называет братцем.
История жизни Николая Петровича Кирсанова
Автором представлена довольно подробная биография этого героя. Судьба его сложилась в общем-то благополучно, хотя были в ней и трагические моменты.
Происхождение, воспитание, образование
Николай Петрович Кирсанов — дворянин. Отец его был генералом, он участвовал в Отечественной войне 1812 года, а потом нёс военную службу в провинции. Мать была из дворянского рода Колязиных. Родители дали своим сыновьям домашнее воспитание, наняв дешёвых гувернёров. Хотя Николай дома «заслужил прозвище трусишки», отец всё же хотел, чтобы он поступил на военную службу. Но в тот день, когда прибыло известие об определении младшего генеральского сына на военную службу, он сломал ногу и всю жизнь хромал. Это помешало Николаю Петровичу сделать карьеру военного. Он стал учиться в Петербургском университете и жить на одной квартире со своим старшим братом Павлом, служившим офицером в гвардейском полку. После окончания учёбы Николай стал служить в министерстве уделов.
Семейная жизнь
В Петербурге Николай Петрович женился на дочери чиновника Преполовенского. Имя жены Николая Петровича — Мария, по её имени он потом назвал свою деревню — Марьино.
Супруги жили сначала на даче, затем в Петербурге и, наконец поселились в деревне, где у них родился сын. Через 10 лет Мария умерла, и Кирсанов едва вынес этот удар судьбы. С тех пор он стал один заниматься воспитанием сына, которого зовут Аркадий. Когда сын стал учиться в университете, отец прожил вместе с ним в Петербурге три зимы, общался с молодыми товарищами Аркадия, пытался понять сына, его мировоззрение.
Николай Петрович и Фенечка. История любви
Вторую жену Николая Петровича зовут Фенечка, Федосья Николаевна.
Николай Петрович познакомился с Фенечкой, когда она приехала в Марьино со своей матерью, которую он нанял экономкой в свой дом. Девушке в это время «минул уже семнадцатый год», была она тихая, скромная.
Через год барин обратил на неё внимание после того, как помог ей лечить глаз, в который попала из печки искра. С той поры он старался с ней заговаривать, но девушка его дичилась. После смерти её матери от холеры, Фенечка осталась одна. Вскоре она полюбила доброго и скромного Николая Петровича, стала его неофициальной женой и родила ему сына. Младший сын Николая Петровича Митя был похож на отца. Николай Петрович Кирсанов не женился на Фенечке из уважения к своему старшему брату Павлу Петровичу, которого он считал противником неравных браков. Когда Павел Петрович посоветовал брату жениться на Фенечке, тот изумился и обрадовался. В конце романа автор сообщает, что Николай Петрович женился на Фенечке, и они стали счастливо жить в Марьино.
Черты характера
Николай Петрович Кирсанов был спокойны человеком. Отношение к окружающим у него доброжелательное. Ведёт он себя скромно, миролюбиво. Когда этот герой учился в университете, «он охотно ленился, но и читал охотно, и боялся общества».
Николай Петрович любит поэзию, особенно любит он стихи Пушкина. Любит этот герой и музыку. Когда Евгений Базаров услышал, как Николай Петрович играл на виолончели «Ожидание» Шуберта, то расхохотался, так как этому нигилисту было смешно, что почтенный отец семейства в деревне играет на виолончели. Отец Аркадия выглядит в глазах Евгения сентиментальным созерцателем. Базаров называет его добрым малым, он говорит Аркадию: «Твой отец добрый малый, но он человек отставной, его песенка спета».
Николай Петрович относится к Базарову с опаской, так как сомневается «в пользе его влияния на Аркадия». Но поскольку он был любознателен, то охотно слушал молодого нигилиста и интересовался его химическими и физическими опытами.
Хозяйство Николая Петровича в Марьино было недавно заведено помещиком на новый лад: он «размежевался с крестьянами и завёл „ферму“». Но так как был он человеком мягким, слабым, не очень практичным, управляющий его обманывал, и «хозяйство скрипело, как немазаное колесо».
Взгляды на жизнь
Общественно-политические взгляды Николая Петровича и его отношение к нигилизму почти такие же, как у его брата. Он согласен с его мнением о том, что нельзя отрицать авторитеты, отвергать искусство, поэзию, но чувствует, что за новым поколением есть какое-то преимущество над его поколением. «Не в том ли состоит это преимущество, что в них меньше следов барства, чем в нас?» — рассуждает он.
Вывод
Образ Николая Петровича Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» является образом типичного дворянина-помещика. Несмотря на доброту и благородство этого героя, в нём всё же видны следы барства, и он сам это признаёт. Его добродушие резко контрастирует с видом бедных избёнок и мужиков «на плохих клячонках», которых видит его сын Аркадий, приехавший домой после окончания университета. Характеристика Николая Петровича, которую ему дал Писарев, справедлива и точна. Критик писал, что этот герой романа «Отцы и дети» «не порывается к рационализму и успокаивается на том миросозерцании, которое даёт пищу его воображению и приятно щекочет его нравственное чувство».
Характеристика образа Николая Петровича Кирсанова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Николай Петрович Кирсанов — персонаж романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Отец Аркадия Кирсанова, младший брат Павла Петровича. Помещик средней руки, либерал, вдовец. Добрый, доверчивый и сердечный человек. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве, но из-за мягкости характера ему не удается эффективно управлять имением.
Сын боевого генерала Пиотра
(Петра)
Кирсанова, но не пошел по стопам отца, так как еще в юности сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким». Отец махнул на него рукой и пустил его «по штатской». Любимая жена Николая Петровича скончалась 13 лет назад, и теперь он живет вдвоем с братом Павлом. Село Кирсанова носит название Марьино — в честь покойной супруги Николая Петровича.
В начале романа он стыдится своей любви к дочери своей экономки, крестьянке Фенечке, от которой имеет шестимесячного сына — Митю, но в последней главе женится на ней. В дальнейшем передает имение под управления сына, а сам становится мировым посредником.
Анатолий Васильев в роли Николая Кирсанова
Сериал «Отцы и дети», 2008 г.
Происхождение
По происхождению Николай Петрович — потомственный дворянин. Сын боевого генерала 1812 года Петра Кирсанова, человека полуграмотного и грубого:
«Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль.»
— Глава I
Его мать, Агафоклея Кузьминишна была из рода Колязиных, двоюродная сестра Ильи Колязина, «важного чиновника» в Петербурге:
«Родительница его, из фамилии Колязиных, в девицах Agathe, а в генеральшах Агафоклея Кузьминишна Кирсанова, принадлежала к числу „матушек-командирш“, носила пышные чепцы и шумные шелковые платья, в церкви подходила первая ко кресту, говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла, — словом, жила в свое удовольствие.»
— Глава I
История жизни
Николай Петрович родился в 1815 году. Его детство прошло среди военных, на юге России, где служил его отец:
«Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу, о котором речь впереди, и воспитывался до четырнадцатилетнего возраста дома, окруженный дешевыми гувернерами, развязными, но подобострастными адъютантами и прочими полковыми и штабными личностями.»
Но сын не пошел по стопам отца, так как еще в юности сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким». Отец махнул на него рукой и пустил его «по штатской», отправив учиться в Петербургский университет:
«В качестве генеральского сына Николай Петрович — хотя не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки — должен был, подобно брату Павлу, поступить в военную службу; но он переломил себе ногу в самый тот день, когда уже прибыло известие об его определении, и, пролежав два месяца в постели, на всю жизнь остался „хроменьким“. Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской. Он повез его в Петербург, как только ему минул восемнадцатый год, и поместил его в университет. Кстати, брат его о ту пору вышел офицером в гвардейский полк. Молодые люди стали жить вдвоем, на одной квартире, под отдаленным надзором двоюродного дяди с материнской стороны, Ильи Колязина, важного чиновника.»
Вероятно Николай Петрович учился на юридическом факультете, так как после он работал в «министерстве уделов» (Министерстве Императорского Двора и уделов). В Петрбурге он проживал вместе со своим старшим братом Павлом, который в «ту пору вышел офицером в гвардейский полк». Генерал Кирсанов же вернулся на место службы и лишь изредка отправлял сыновьям короткие письма:
«Отец их вернулся к своей дивизии и к своей супруге и лишь изредка присылал сыновьям большие четвертушки серой бумаги, испещренные размашистым писарским почерком. На конце этих четвертушек красовались старательно окруженные „выкрутасами“ слова: „Пиотр Кирсаноф, генерал-майор“.»
Николай Петрович окончил университет со степенью кандидата, и в тот же год умер его отец, а «скоро за ним последовала» и мать:
«В 1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом, и в том же году генерал Кирсанов, уволенный в отставку за неудачный смотр, приехал в Петербург с женою на житье. Он нанял было дом у Таврического сада и записался в английский клуб, но внезапно умер от удара. Агафоклея Кузьминишна скоро за ним последовала: она не могла привыкнуть к глухой столичной жизни; тоска отставного существованья ее загрызла.»
Как только минул срок траура, Нколай Петрович женился на дочке хозяина своей квартиры, Марии Преполовенской, в которую влюбился еще при жизни родителей. Со временем пара перебралась в деревню, где у них родился сын Аркадий:
«Между тем Николай Петрович успел, еще при жизни родителей и к немалому их огорчению, влюбиться в дочку чиновника Преполовенского, бывшего хозяина его квартиры, миловидную и, как говорится, развитую девицу: она в журналах читала серьезные статьи в отделе „Наук“. Он женился на ней, как только минул срок траура, и, покинув министерство уделов, куда по протекции отец его записал, блаженствовал со своею Машей сперва на даче около Лесного института, потом в городе, в маленькой и хорошенькой квартире, с чистою лестницей и холодноватою гостиной, наконец — в деревне, где он поселился окончательно и где у него в скором времени родился сын Аркадий.»
Когда Аркадию исполнилось десять лет Мария умерла. Николай Петрович «едва вынес этот удар», и собирался поехать развеяться за границу (вероятно в Германию), но из-за революций в Европе начавшихся в 1848 году, вернулся в деревню где занялся «хозяйственными преобразованиями»:
«Десять лет прошло как сон. В 47-м году жена Кирсанова скончалась. Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель; собрался было за границу, чтобы хотя немного рассеяться… но тут настал 48-й год. Он поневоле вернулся в деревню и после довольно продолжительного бездействия занялся хозяйственными преобразованиями.»
Свое имение он назвал в честь покойной супруги — Марьино. После смерти возлюбленной сюда же перебрался и его брат Павел:
«Я не зову теперь тебя в Марьино, — сказал ему однажды Николай Петрович (он назвал свою деревню этим именем в честь жены), — ты и при покойнице там соскучился, а теперь ты, я думаю, там с тоски пропадешь.»
— Глава VII
Хозяйство у Павла Петровича не очень большое, но и не маленькое. Недавно он завел ферму, площадью в 2 000 казенных десятин (1 десятина = 109,25 «соток»), то есть — 22 кв. км:
«У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел „ферму“, — в две тысячи десятин земли.»
— Глава I
Но Николай Петрович является мягким и доверчивым человеком, и оттого хозяйство находится в плохом состоянии:
«Видел я все заведения твоего отца, — начал опять Базаров. — Скот плохой, и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут, я еще не разобрал хорошенько.»
— Глава IX
Когда Аркадий вырос, Николай Петрович устроил его в Петербургский университет, и три зимы проживал вместе с ним в Петербурге, но последний год сын провел в городе один и за это время сдружился с нигилистом Евгением Базаровым. Новый друг привил Аркадию несвойственные ему взгляды, и сын стал отдаляться от отца. Лишь после того, как дружба между Аркадием и Базаровым закончилась, сын вновь сближается с отцом. Впоследствии, в январе 1860 года, они в один день женятся на любимых девушках — Николай Петрович на Фенечке, а Аркадий на Кате Локтевой, и все четверо поселяются в имении Кирсановых. Аркадий берется за управление хозяйством и вскоре, «ферма» начинает приносить значительный доход:
«Кирсановы, отец с сыном, поселились в Марьине. Дела их начинают поправляться. Аркадий сделался рьяным хозяином, и „ферма“ уже приносит довольно значительный доход.»
— Глава XXVIII
Николай Петрович становится мировым посредником (чиновник улаживающий поземельные споры в период Крестьянской реформы 1861 года), хотя и слишком мягок для этой работы:
«Николай Петрович попал в мировые посредники и трудится изо всех сил; он беспрестанно разъезжает по своему участку; произносит длинные речи (он придерживается того мнения, что мужичков надо „вразумлять“, то есть частым повторением одних и тех же слов доводить их до истомы) и все-таки, говоря правду, не удовлетворяет вполне ни дворян образованных, говорящих то с шиком, то с меланхолией о манципации (произнося ан в нос), ни необразованных дворян, бесцеремонно бранящих „евту мунципацию“. И для тех и для других он слишком мягок.»
— Глава XXVIII
Любовь к Фенечке
Пока Аркадий учился в Петербурге у Николая Петровича завязался роман с дочерью его экономки, 23-летней крестьянкой Фенечкой (Федосьей Николаевной). После смерти матери она стала любовницей барина и матерью его внебрачного сына Мити (в начале романа ему 6 месяцев).
Николай Петрович стесняется отношений с простолюдинкой, и, встретив сына, стыдливо рассказывает, что поселил ее в своем доме. Он говорит, что если Аркадий против, девушка уедет, но тот напротив рад за отца, и считает, что ему нужно узаконить отношения:
«Напрасно ж она стыдится. Во-первых, тебе известен мой образ мыслей (Аркадию очень было приятно произнести эти слова), а во-вторых — захочу ли я хоть на волос стеснять твою жизнь, твои привычки? Притом, я уверен, ты не мог сделать дурной выбор; если ты позволил ей жить с тобой под одною кровлей, стало быть она это заслуживает: во всяком случае, сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда и ни в чем не стеснял моей свободы.»
— Глава V
В конце романа и брат Николая Петровича, Павел, который изначально был против этих отношений, советует ему жениться на Фенечке:
— …Брат, исполни обязанность твою, обязанность честного и благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей!
— Что ты хочешь сказать, Павел?
— Женись на Фенечке… Она тебя любит, она — мать твоего сына.
— Глава XXIV
Получив одобрение брата, Николай Петрович тут же решает жениться на Фенечке. Их свадьба происходит в один день со свадьбой Аркадия и Кати Локтевой:
«Январский день уже приближался к концу; вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря. В окнах марьинского дома зажигались огни; Прокофьич, в черном фраке и белых перчатках, с особенною торжественностию накрывал стол на семь приборов. Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой»
— Глава XXVIII
Отношения с Базаровым
Первые три года учебы Аркадия в Петербурге Николай Петрович проживал вместе с сыном, и старался быть знакомым со всеми его товарищами, но в последний год сын провел в городе один, и за это время сдружился с нигилистом Евгением Базаровым:
«В 55-м году он повез сына в университет; прожил с ним три зимы в Петербурге, почти никуда не выходя и стараясь заводить знакомства с молодыми товарищами Аркадия. На последнюю зиму он приехать не мог.»
— Глава I
Базаров сразу не понравился Николаю Петровичу, но не показывает вида, так как сын настоятельно просил подружиться с ним. Вскоре он понимает, что новый друг привил Аркадию несвойственные ему взгляды, и сын стал отдаляться от отца. Дядя Аркадия называет Базарова шарлатаном, но, будучи более мягким человеком, Павел Петрович лишь сожалеет об отдалении сына, признава ум, и возможную правоту его друга:
— …Может быть, Базаров и прав; но мне, признаюсь, одно больно: я надеялся именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушел вперед, и понять мы друг друга не можем.
— Да почему он ушел вперед? И чем он от нас так уж очень отличается? — с нетерпением воскликнул Павел Петрович. — Это все ему в голову синьор этот вбил, нигилист этот. Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан; я уверен, что со всеми своими лягушками он и в физике недалеко ушел.
— Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ.
— Глава X
Базаров же воспринимает Николая Петровича как «человека отставного» («его песенка спета») и лишь посмеивается над ним. Он считает его слишком мягким, нерешительным и доверчивым. К тому же, он высмеивает его любовь к музыке. Так, услышав как Николай Петрович играет на виолончели, молодой нигилист расхохотался считая, что в таком солидном возрасте глупо быть романтиком:
«Помилуй! в сорок четыре года человек, pater familias
[лат. отец семейства]
, в …м уезде — играет на виолончели!»
— Глава IX
Он также высмеивает любовь Николая Петровича к поэзии:
«Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает, — продолжал между тем Базаров. — Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать.»
— Глава X
Тем не менее Николай Петрович учтив с другом сына, и, по возможности, старается не допускать их конфликтов с Павлом Петровичем.
Отношения с сыном
Когда Аркадий приезжает домой в имение после долгой разлуки, Николай Петрович не может наглядеться на любимого сына и не стесняется проявлять свою отцовскую ласку:
«Чему ж ты удивляешься? — весело заговорил Николай Петрович. — В кои-то веки дождался я Аркаши… Я со вчерашнего дня и насмотреться на него не успел.»
— Глава V
Он гордится, что сын пошел по его стопам и получил степень кандидата:
«Так вот как, наконец ты кандидат и домой приехал, — говорил Николай Петрович, потрогивая Аркадия то по плечу, то по колену. — Наконец!»
— Глава III
По возвращению из Петербурга Аркадий испытывает некоторую неловкость в общении с дядей и отцом. Он хочет казаться более взрослым и самостоятельным, для чего растягивает речь, вместо привычного обращения «папаша» говорит «отец», но и этого тоже стесняется:
«Аркадий сообщил несколько петербургских новостей, но он ощущал небольшую неловкость, ту неловкость, которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребенком и возвратился в место, где привыкли видеть и считать его ребенком. Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова ‚папаша‘ и даже раз заменил его словом ‚отец‘, произнесенным, правда, сквозь зубы; с излишнею развязностью налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось, и выпил все вино.»
— Глава IV
Николая Петровича беспокоят перемены в сыне, но он не лезет к нему с излишними расспросами или нравоучения. По словам Аркадия, отец никогда ни в чем не ограничивал его свободы:
«…такому отцу, который, как ты, никогда и ни в чем не стеснял моей свободы…»
— Глава V
Он любит и уважает отца, считая его «золотым» человеком, но идя на поводу у Базарова старается не выражать своих чувств:
«Отец у меня золотой человек»
— Глава IV
Внешность
Черты лица его были мелкими, но приятными. Он немного прихрамывал при ходьбе в результате давнего перелома ноги:
«Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы…»
— Глава VII
Хотя в начале романа ему всего 44 года, автор говорит о его седине, полноте и немного сгорбленной фигуре:
«…вот мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного: он ждет сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата.»
— Глава I
«Ее голос разом напомнил ему: его седые волосы, его старость, его настоящее…»
— Глава XI
Одевается Николай Петрович по деревенски просто:
«…барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах»
— Глава I
«Дверь растворилась — и веселый, свежий, румяный появился Николай Петрович. Митя, такой же свежий и румяный, как и отец, подпрыгивал в одной рубашечке на его груди, цепляясь голыми ножками за большие пуговицы его деревенского пальто.»
— Глава XXIV
Цитатная характеристика
Николай Петрович Кирсанов — образованный человек. Он знает по крайней мере два иностранных языка — французский и немецкий:
«Он запнулся на мгновенье и продолжал уже по-французски…»
— Глава III
«Я по-немецки понимаю…»
— Глава X
Он любит современную литературу, и хорошо знаком с творчеством Пушкина:
«Стало быть, напрасно он, бывало, зимою в Петербурге по целым дням просиживал над новейшими сочинениями…»
— Глава XI
«Да, весна в полном блеске. А впрочем, я согласен с Пушкиным — помнишь, в Евгении Онегине: Как грустно мне твое явленье, Весна, весна, пора любви!»
— Глава III
Павел Петрович искренне не понимает нелюбовь Базарова к поэзии:
«Но отвергать поэзию? — подумал он опять, — не сочувствовать художеству, природе?..»
— Глава XI
В свои 44 года он является безнадежным романтиком и мечтателем:
«Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность…»
— Глава XI
«…он с изумлением заметил, что ночь успела наступить с тех пор, как он замечтался.»
— Глава XI
Особенно Николай Петрович любит музыку. Он играет на фортепиано и виолончели, а в молодости пел в дуэте с супругой:
«…играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты…»
— Глава I. О жизни с покойной супругой
«…играл с чувством, хотя и неопытною рукою ‚Ожидание‘ Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия.»
— Глава IX
Также он любит природу:
«И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе…»
— Глава XI
Он является домоседом. Он провел всю жизнь в глуши и боится общества людей:
«Николай Петрович, как все домоседы, занимался лечением и даже выписал гомеопатическую аптечку.»
— Глава VIII
«…век свой провел в глуши, — говаривал он…»
— Глава VIII
Он скучает по своей покойной жене которая умерла 10 лет тому назад:
«Представилась ему опять покойница жена, но не такою, какою он ее знал в течение многих лет, не домовитою, доброю хозяйкою, а молодою девушкой с тонким станом…»
— Глава XI
«…ему хотелось вновь осязать близость своей Марии, ощутить ее теплоту и дыхание, и ему уже чудилось, как будто над ним…»
— Глава XI
Николай Петрович является неунывающим человеком:
«…Николай Петрович не унывал, но частенько вздыхал и задумывался…»
— Глава VIII
Он является меланхоличным человеком:
«Помоги мне сесть на дрожки и не предавайся меланхолии…»
— Глава XXIV
Иногда у него наворачиваются беспричинные слезы:
«У него, у сорокачетырехлетнего человека, агронома и хозяина, навертывались слезы, беспричинные слезы; это было во сто раз хуже виолончели.»
— Глава XI
Николай Петрович является скромным человеком:
«Ты уже чересчур благодушен и скромен, — возразил Павел Петрович…»
— Глава X
«…Николай Петрович был сам такой добрый и скромный…»
— Глава VIII
Окружающие считают его очень добрым человеком:
«А отец у тебя славный малый. Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк.»
— Глава IV
«‚В чем извиняется!‘ — подумал он про себя, и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу…»
— Глава III
«Он такой добрый, хороший человек!..»
— Глава XXIV
При этом очень очень у него очень мягкий характер, за что Базаров называет его «божьей коровкой»:
«…эта божья коровка Николай Петрович…»
— Глава XXIV
«…состояние у Кирсанова изрядное, он один сын у отца, да и отец добрый малый, прекословить не будет.»
— Глава XXVI
«Я человек мягкий, слабый…»
— Глава VIII
«И для тех и для других он слишком мягок.»
— Глава XXVIII
Работники Николая Петровича пользуются мягкостью своего барина, и, судя по всему, обворовывают его:
«Брат не довольно практичен, — рассуждал он сам с собою, — его обманывают»
— Глава VIII
— Видел я все заведения твоего отца, — начал опять Базаров. — Скот плохой, и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут, я еще не разобрал хорошенько.
— Строг же ты сегодня, Евгений Васильич.
— И добрые мужички надуют твоего отца всенепременно.
— Глава IX
Цитаты Николая Петровича Кирсанова из романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева
Главные и второстепенные герои романа «Отцы и дети» Тургенева выполняют важные функции определения характеров и поведения представителей общества того времени. Образ жизни Николая Петровича Кирсанова, его характеристика, внешние черты — все это позволяет читателю понять, какими качествами должен был обладать благородный дворянин. Персонаж вобрал в себя образцовые человеческие черты.
Характер героя
Сравнительный анализ поможет разобраться в противоположности жизненных принципов близких людей в пределах одной семьи. Взаимоотношения детей, родителей, братьев, сестер настолько кардинально разнятся, что порой вызывают недоумение у читателя. Тургенев дает следующую характеристику Николаю Петровичу Кирсанову:
- добрый и абсолютно незлобный человек;
- скромность и мягкость характера;
- он хороший отец, сумевший прекрасно воспитать сына Аркадия;
- по жизни герой руководствуется любовью;
- умеет пойти против воли родителей, поэтому выбирает в супруги дочь чиновника;
- страдает после смерти жены, испытывая трагическое разочарование;
- находит утешение и спокойствие в близких людях;
- всегда ласков с сыном, между ними царят доверительные, дружеские отношения.
Домашний человек, несмотря на свое положение, чувствует себя дискомфортно в светском обществе. Умиротворение герой находит после переезда в деревню.
Семейные ценности для персонажа являются самыми главными в жизни. Любые спорные ситуации он старается решить мирно, деликатно, благородно.
Образ
Аристократ Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого весьма положительна, показан умным, безупречно честным, принципиальным. Однако он — представитель старого поколения с чопорными привычками и взглядами.
Кирсанов далек от простого люда, не понимает и не принимает его. А народ его боится, по меткому выражению Базарова. Герой — приверженец всего английского. Это выражается в его поведении, привычках, разговорах. Цитаты Павла Петровича Кирсанова полностью раскрывают его характер и взгляды. Либеральные принципы, которыми он кичится, остаются только на устах. Но, несмотря на это, он достойный соперник Базарова, хоть всегда ему и проигрывает.
Павел Кирсанов характеризует «старую гвардию». Его отъезд в Дрезден очень символичен, поскольку олицетворяет собой уход целого поколения в прошлое.
Меню статьи:
Случается порою, что самые близкие люди очень отличаются по своему внешнему виду, характеру и темпераменту со своими ближайшими родственниками. Порой создается впечатление, что они должны принадлежать другой семье, ибо среди своих родственников они выглядят белыми воронами. Таких примеров можно отыскать множество и в литературе, и в реальной жизни. Одними из таких персонажей являются братья Кирсановы – Павел и Николай
Поведение и увлечения
Поведение и моральные принципы героя романа «Отцы и дети» во многом определяется чертами характера Николая Петровича Кирсанова. Он выступает в качестве достаточно романтичной фигуры, искренне ценящей природу, искусство. Он часто поет, играет на музыкальных инструментах, зачитывает прозу и стихотворения.
В свободное время он прогуливает по саду своей усадьбы, читает книги, получая настоящий экстаз от такого досуга. Николай Петрович — малодеятельный человек, нерассудительный мужчина, истинный мечтатель, задумывающийся о будущем. Такой поведенческий портрет автор дает своему герою.
Исходное отношение Павла Петровича к Базарову
Эта неприязнь объясняется целым рядом причин. Во-первых, встречая гостя «по одёжке», Павел Петрович, который как аристократ уделяет много внимания своему внешнему облику, чрезвычайно раздражён небрежностью Базарова; во-вторых, его сильно заботит возможное влияние уездного лекаря на молодого неоперившегося племянника; в-третьих, интуиция предсказала Кирсанову-старшему будущее соперничество с Базаровым решительно по всем вопросам. Кроме того, как выяснится для Базарова и для читателя позже, важную роль в жизни братьев Кирсановых играет Фенечка, и в Павле Петровиче тяга к ней, постоянно сопровождаемая соображениями благородства и чести по отношению к младшему брату, могла в момент приезда Базарова дополниться неосознанными опасениями за ещё одно потенциальное соперничество. Дальнейший ход сюжета (эпизод с поцелуем Базарова и Фенечки в беседке) показал обоснованность подобных скрытых опасений Кирсанова.
Значение образа
Несмотря на безучастность Николая Кирсанова в конфликтах поколений, его образ играет важнейшую роль в произведении. С самого начала произведения писатель знакомит читателей с данным персонажем. Он становится участником основных повествовательных моментов. Жизнь одного из центральных действующих лиц описывается в эпилоге романа.
Автор создал гармоничный героический образ без внутренних конфликтов. Он просто радуется каждому жизненному моменту и делится своей любовью с окружающими людьми. Несмотря на трудности, с которыми герою пришлось столкнуться, у него есть четкое представление об идеальном существовании, его дух не сломать.
Портретная характеристика романтического героя кратко:
- мелкие, приятные черты лица;
- грустные, небольшие черные глаза;
- мягкие жидковатые волосы;
- прихрамывает;
- одевается просто, так как равнодушен к модным тенденциям.
Характеристика Николая Петровича позволяет читателю определить образ дворянства в романе Тургенева, так как персонаж становится воплощением лучших качеств.
Явно прослеживает трепетное отношение писателя к созданному герою. Любые трудности он проходит с гордо поднятой головой, поэтому в конце романа Кирсанов обретает неподдельное счастье.
Детство и юность персонажа
В романе писатель словно приводит сравнительную таблицу между образами братьев Кирсановых. Тенденция сравнения и сопоставления личностей Павла и Николая берет свое начало еще в детстве. Они противоречивые и кардинально разнящиеся. Отец детей Петр был потомственным гражданином. Павел Кирсанов старался пойти по стопам папы, несмотря на малую влиятельность рода. Семью знали по отцовским военным заслугам, что позволило ему стать довольно влиятельным и уважаемым человеком.
Судьба братьев была предопределена. Они должны были стать военными. И если для старшего сына подобный жизненный исход не составил бы труда, учитывая жесткий и твердый характер. То для младшего с его мягкость, чуткостью и впечатлительностью, военная служба стала бы невероятным испытанием. Он был трусливым. Определяющий фактор сыграла травма ноги, полученная в детстве. В дальнейшем он становится студентом университета, который в 1835 году оканчивает кандидатом.
Любовь Кирсанова
Физическая травма и пожизненная хромота — не единственные трудности, с которыми лирическому герою пришлось столкнуться. Получив хорошее образование и воспитание, молодой человек влюбляется в чиновничью дочку Марию Преполовенскую. Отец выступает против подобных отношений. Но Николай противится воле отца. Влюбленный по уши мужчина легко переживает смерть родителей, что приводит к исключению авторитарности по отношению к наследнику рода.
Как только время траура прошло, возлюбленные поженились. Несмотря на опасения скончавшихся родителей Кирсанова, Маша с Николаем жили дружно, в любви, заботе. Они никогда не расставались. В утопичной семье появился сын, которого назвали Аркадием. Сколько всего им пришлось пережить вместе, но счастье влюбленных прервалось из-за смерти Маши. На плечи героя ложится забота о маленьком ребенке и ведении хозяйства.
Отношения с сыном
Аркадий становится для страдающего мужчины отдушиной и смыслом жизни. Несмотря на потерю жены, испытание большого горя, Николай понимает, что хандра не позволит ему продолжать свой путь, сохранить положение в обществе, изменить ситуацию. Он берет себя в руки, начинает проявляться самые нежные чувства по отношению к ребенку:
- Между родственниками присутствует трогательная связь.
- Они смело обнимаются и скучают друг за другом.
- Аркадий привязан к папе, считает того хорошим, добрым, отзывчивым, умным человеком.
Любовь к сыну приводит к тому, что глава семейства знакомится с новым другом Аркадия — лекарем-нигилистом Евгением Базаровым. Их жизненные позиции слишком разнятся. Но сын настолько восторженно смотрит на обретенного товарища, что отцу приходится принять такую дружбу. Этому способствовала и бесконфликтность героя. Несмотря на эмоциональность и специфичность Базарова, ему не удается вывести Кирсанова на дискуссию, спор, конфликт.
Жизнь после смерти жены
Потеряв любимую супругу, герой переезжает в деревню, где занимается домашним хозяйством в поместье Марьино. Хотя это ему удается весьма плохо. Родовая усадьба представляла собой внушительное имение на двести душ и две тысячи десятин земли. Хлопоты ежедневно увеличивались. Но трудолюбие и упорство Николая не позволяли запустить дела до ужасного состояния. Поместье таки держится на плаву.
Романтическая история героя также не закончилась на смерти жены. Несмотря на то что основной массив событий произведения выпадает на возрастной ценз персонажа в 44 года, он обретает новые чувства. Тому поспособствовала деревенская жизнь и увлеченность действующего героя. Он мечтал, чтобы Маша ожила, снова радовала его своим присутствием. Но это было невозможно.
Десяти лет хватило для того, чтобы в описании появилась новая любовь Николая Кирсанова — неблагородная по происхождению девушка Феня.
В семейное поместье она перебралась вместе со своей матерью, работавшей на хозяина. Из маленькой девчушки она превратилась в благочестивую, чистую душой женщину, что и вызывало в Кирсанове теплые чувства. Их отношения взаимны.
Владелец усадьбы не спешит жениться. Так как он переживает о мнении местных аристократов. Но это не мешает влюбленным жить гражданским браком, а затем сыграть свадьбу. Таким образом, автор пытается продемонстрировать рассудительность героя и передать посыл о том, что жизнь не заканчивается после потери близких. Нужно продолжать свой путь и жить по совести.
Биография и воспитание
У генерала Петра Кирсанова, героя войны 1812 г., о котором автор сообщает только, что был он «полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции», было два сына: старший Павел, младший Николай. Николай до 14 лет воспитывался дома, «окруженный дешевыми гувернерами, развязными, но подобострастными адъютантами и прочими полковыми и штабными личностями». В отличие от своего старшего брата, он «не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки». В армию, куда собирался определить его отец, Николай отнюдь не рвался, и случилось так, что «в самый тот день, когда уже прибыло известие об его определении», он сломал ногу и, пролежав два месяца в постели, на всю жизнь остался «хроменьким». Отец махнул рукой «и пустил его по штатской».
Ещё будучи студентом Петербургского университета Николай влюбился в дочку своего квартирного хозяина – «миловидную и, как говорится, развитую девицу: она в журналах читала серьезные статьи в отделе наук». Он женился на ней и после вскоре случившейся смерти его родителей уехал с ней в родовую деревню, где и родился у них сын Аркадий. Николай Петрович с женой жили «очень хорошо и тихо». Они всегда были вместе: читали, играли на фортепиано в четыре руки, пели. Занятия их были обычными для помещиков. Жена «сажала цветы и наблюдала за птичным двором», муж следил за хозяйством и иногда охотился. Их единственный сын Аркадий рос «хорошо и тихо». Супруги были счастливы все десять лет, которые прошли как сон, пока в 47-м году не умерла жена Кирсанова. Николай Петрович с трудом пережил удар, поседел, собирался ехать за границу, чтобы развеяться. После 48-го года, когда случилась революция во Франции и прокатилась по всей Европе, Николаю Петровичу пришлось вернуться в деревню и снова заняться «хозяйственными преобразованиями». В 55-м году Аркадий поступил в университет в Петербурге. Такова предыстория (экспозиция) романа.
Базаров и его нигилизм
Биография Базарова нигде в романе цельно не описана, а разбросана осколками по всему роману не только потому, что герой ещё молод. Вероятно, даже в этом есть определённая авторская позиция. Тургенев, всё более уважающий Базарова на протяжении повествования, тем не менее хочет подчеркнуть, что сам тип Базаровых ещё не сложился как исторический, у него нет цельной истории, нет биографии, он в какой-то степени преждевременен, лишён исторической закономерности. Не случайно Базаров в романе столь одинок, рядом с ним нет не только настоящих единомышленников, но даже просто понимающих или сочувствующих.
Нигилизм Базарова – модное в то время увлечение передовой разночинной молодёжи, строящееся на беспощадном отрицании всех общественных явлений и всех идеалистических оснований человеческой жизни, в число которых нигилисты включали и любовь, и искусство, и веру, во имя утверждения материалистического подхода к действительности, естественнонаучного знания как единственного критерия истины.
Роман, дочитанный до конца, точнее проясняет суть нигилизма Базарова. Это и болезненная, крайняя реакция на торжество спокойного и неподвижного аристократизма Кирсановых, и своего рода маскарадный костюм циничного естествоиспытателя, скрывающий подлинное лицо и подлинные чувства. Называя себя «самоломанным», Базаров признаётся не в двуличии и не в двойственности, а в характерном для любого аскета свойстве – борьбе с собственной натурой. Эта мучительная, по существу, смертельная борьба Базарова с собственной натурой есть самое интересное в романе для современного читателя.
К «отцам» в романе относятся прежде всего братья Кирсановы.
История жизни
События романа относятся к 1859 году. У помещика Николая Кирсанова есть старший брат Павел Петрович Кирсанов. Характеристика сразу выдает в нем сильного и умного человека. Он военный, окончил пажеский корпус. Из-за своего статуса всегда имел успех в обществе, в особенности у женщин.
В двадцать восемь лет получил чин капитана и готовился к блестящей карьере. Но неожиданно вся его жизнь резко изменилась. Разумеется, он встретил женщину, ставшую для него роковой.
Некая княгиня Р. в петербургском обществе слыла легкомысленной барышней и кокеткой. Но Кирсанов влюбился в нее без памяти. Княгиня, вначале ответившая ему взаимностью, быстро охладела к офицеру.
Павел Петрович был глубоко поражен таким исходом, но не сдавался. Страсть к этой женщине поглотила его, испепелила изнутри. Удивительно то, что он не чувствовал удовлетворения от их встреч, радости не было у него на сердце, лишь горькая досада в душе.
В конце концов, порвав с княгиней, Кирсанов попытался вернуться к старой жизни. Но она его не отпускала. В каждой женщине ему виделись ее черты. Даже в Фенечке, возлюбленной его брата Николая.
Вместе с братом он жил в поместье Марьино, а потом уехал в далекий Дрезден, где и угасла его жизнь.
вдовец/вдова
есть дети
жизнь в достатке
из обеспеченной семьи
ограничения по здоровью
Николай Петрович Кирсанов – один из главных героев романа «Отцы и дети», представитель лагеря “отцов”. Он – отец Аркадия и брат Павла Петровича Кирсанова. У него нет конкретных прототипов. Образ Николая Петровича – собирательный. И.С. Тургенев постарался наделить его лучшими чертами русского дворянства середины девятнадцатого столетия.
Описание героя
Кадр из х/ф “Отцы и дети”, 1983. В роли Николая Кирсанова актер А. Кузнецов
Николай Петрович – сорокачетырехлетний дворянин, вдовец, живет в своем имении и свято почитает традиции предков. В его поместье насчитывается более двухсот крестьян, которые уважают его за доброту и сердечную мягкость: «Состояние у Кирсанова изрядное», «Отец Аркадия – добрый мягкосердечный барин, стремящийся не отставать от современности». Николай Петрович заботится о своих крестьянах и стремится навести порядок в имении, опираясь на передовые идеи. Несмотря на это, его нельзя назвать практичным человеком. Принимая его благодушие за слабость, крестьяне не всегда ведут себя честно по отношению к нему, хотя и любят своего барина. Со слов Павла Петровича, «брат не довольно практичен, его обманывают».
Родина героя – юг России. Он родился и воспитывался в семье военного, человека с грубыми манерами, строгого, но не злобного. Родитель мечтал о такой же карьере и для сына, но перелом ноги стал препятствием на пути осуществления этого желания. Хромота осталась у Николая на всю жизнь, поэтому о военной службе пришлось забыть: «он переломил себе ногу, на всю жизнь остался «хроменьким». Тем не менее, он получил прекрасное образование, окончив Петербургский университет. Некоторое время он служил в Министерстве, а затем поселился в родовом имении: «В 1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом». Все последующие годы Николай Петрович провел в своей усадьбе, превратившись в классического домоседа: «век свой провел в глуши, – говаривал он…», «Николай Петрович, как все домоседы, занимался лечением». С течением времени он настолько свыкся с жизнь в деревне, в окружении природы, что стал избегать какого-либо общества: «боялся общества…», ему достаточно было общения с братом и Фенечкой.
В его внешности нет ничего выдающегося: седые волосы, мелкие, но довольно приятные черты лица, полноватая, немного сгорбленная фигура, прихрамывающая походка: «Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы». В отношении гардероба Николай Кирсанов непритязателен, носит простые вещи, давно вышедшие из моды, руководствуясь тем, что ему в них удобно: «…в запыленном пальто и клетчатых панталонах», «большие пуговицы его деревенского пальто…» В то же время, отличается аккуратностью и чистоплотностью, хотя и не уделяет столько времени своему туалету, как его брат Павел.
Николай Петрович – закостенелый консерватор, приверженец старых устоев. Помимо манер это ярко проявляется в его речи, которую он щедро приправляет старинными оборотами: «Душевно рад и благодарен за доброе намерение посетить нас», «надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас». Его богатая лексика говорит о его начитанности. Николай Петрович очень любит литературу, отдавая предпочтение стихам. Своим любимым поэтом он называет Пушкина. Кирсанов музыкально образован, обладает хорошим слухом. Нередко его можно застать музицирующим на фортепиано или виолончели: «…играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты», «играл с чувством… «Ожидание» Шуберта». О всестороннем развитии героя свидетельствует владение им иностранными языками – немецким и французским: «Он запнулся на мгновенье и продолжал уже по-французски…», «Я по-немецки понимаю…».
Еще в молодости Николай Петрович встретил девушку, которую полюбил горячо и всем сердцем. Они поженились и прожили в браке десять счастливых лет: «Она стала его женой, он был счастлив, как немногие на земле», «…блаженствовал со своею Машей». К несчастью, жена заболела и умерла, и Николай Петрович остался вдовцом с подрастающим сыном. Он безмерно скучал по ушедшей супруге: «Представилась ему опять покойница жена… молодою девушкой с тонким станом», «ему хотелось вновь осязать близость своей Марии, ощутить ее теплоту и дыхание».
Несмотря на горечь утраты и одиночество, Николай Петрович продолжает вести достойную жизнь и воспитывать сына. Возможно, по этой причине, судьба дарит ему еще одну возможность испытать счастье. Он знакомится с молодой крестьянкой Фенечкой, которая отвечает ему взаимностью. Несмотря на рождение маленького Мити, Николай Петрович не решается узаконить отношения с девушкой, так как боится осуждения брата и старшего сына: «Эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал… она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме…», – робко сообщает он Аркадию.
В сцене приезда Аркадия проявляется такая черта характера Кирсанова, как гостеприимство и радушие. Он приветливо встречает Базарова со словами: «Душевно рад… и благодарен за доброе намерение посетить нас». Но больше всего эмоций проявляет Николай Петрович в отношениях с сыном: «Аркаша! Аркаша! – закричал Кирсанов», «…его губы уже прильнули к безбородой, запыленной и загорелой щеке…» Он очень привязан к сыну и не стесняется выражать свои чувства в присутствии посторонних. Аркадий, в свою очередь, также испытывает к отцу сильные чувства: «отец добрый малый, ты самый добрый и умный человек в мире».
Недопонимание в отношениях Аркадия с отцом начинает возникать после появления в их семье Базарова. Николай Петрович, беззаветно обожая сына, готов любить всех его друзей, то есть, всех тех, кого любит Аркадий. Однако его тревожит то влияние, которое гость оказывает на сына. Отмечая изменения в поведении Аркадия, он не может по-прежнему относиться к Базарову. В его душе зарождается страх от того, что он может потерять Аркадия. Все те ценности, которыми он живет, и которые составляют основу его существования – семья, честность, доброта, любовь, благородство могут оказаться низвергнуты и растоптаны нигилистом Базаровым.
Его попытки понять Аркадия не дают ему ответа на вопрос: почему нужно отвергать искусство, любовь, семейные ценности, красоту природы… Свое непонимание он объясняет возрастом, отсталостью от жизни, принадлежностью к другому поколению. По этой причине он отступает и, в отличие от Павла Петровича, старается избегать любых споров с Базаровым: «Николай Петрович побаивался молодого нигилиста». Будучи по своей природе неконфликтным человеком, Николай Петрович прячет свои переживания в глубине души, стараясь не расстраивать, в первую очередь, своего любимого сына.
Такая черта характера, как нерешительность, проявляется у героя в его отношениях с Фенечкой. Он благодарен этой девушке, потому что ее любовь вернула его к жизни. С другой стороны, он стыдится своей связи с ней перед взрослым Аркадием: «Не называй ее, пожалуйста, громко… Ну, да… она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме». Он живет с девушкой в неузаконенном браке, создавая для нее неопределенное положение, в котором она чувствует себя весьма некомфортно. Кирсанов решается на брак с Фенечкой только после настоятельной просьбы Павла Петровича.
Роль героя в произведении
Образ Николая Петровича играет немаловажную роль в сюжетной линии произведения. Этого героя И.С. Тургенев представляет читателю с первой страницы романа. Далее, по мере развития действия, он участвует почти во всех значимых сценах. Писатель показал на примере Николая Кирсанова образец личностной гармонии, лишенный каких-либо конфликтов. Для него это не просто представитель лучших слоев русского дворянства, но и показатель стойкости человека, который, несмотря на жизненные трудности и лишения, не озлобился и остался несломленным.
Даже Базаров со своей все отрицающей идеологией положительно отзывается о Николае Петровиче, оценивая его словами «золотой человек». Для Николая Кирсанова в приоритете порядочность, семья, благородство, любовь. Он не предъявляет высоких требований к жизни, а просто живет и радуется ей. Поэтому автор и вознаграждает этого героя в конце романа всем тем, к чему он стремился.
Не будь в романе образа Николая Петровича, читатель не смог бы так полно понять и охарактеризовать образ Павла Петровича. Потому что на протяжении всего повествования идет сопоставление этих двух характеров, которые очень хорошо раскрываются именно на фоне друг друга. Все события жизненной истории Николая сопоставлены в произведении с определенными моментами жизни его старшего брата Павла.
В романе отсутствуют сцены бурных дебатов Николая Петровича с Базаровым. Но всем своим поведением, восприятием мира этот герой отрицает и противостоит философии Евгения. Осознавая, что его доводы в отношении нигилизма будут проигнорированы, именно он становится «незримым» бойцом на этом фронте и истинным противником Базарова, а не Павел Петрович, как может показаться на первый взгляд. Николай Петрович не спорит с Евгением, но его поведение и мироощущение противостоят нигилизму как таковому и в итоге одерживают победу, о чем свидетельствует его воссоединение с сыном.
Развитие героя по мере сюжета
В процессе развития сюжета образ Николая Петровича не претерпевает существенных изменений. Он не отступает от своих жизненных принципов и остается верен им на протяжении всего повествования. Это сложившийся характер, существующий в гармонии с собой и природой. Из всех героев, оставшихся на страницах романа до конца повествования, Николай Петрович – самый жизнерадостный и удовлетворенный жизнью персонаж. Для него было и остается самым важным то, что он продолжает жить по совести в окружении самых родных и близких ему людей.
Отношение автора к герою
Иван Сергеевич Тургенев признавался, что Николай Петрович – его любимый персонаж в данном романе, хотя он и здесь остается верен себе и не обозначает четко свою авторскую позицию. Писателю была близка жизненная установка героя, так как он сам стоял на стороне таких ценностей, как доброта, любовь, семья, благородство. Поэтому из-под его пера вышла личность предельно гармоничная, живущая в согласии с собственной совестью. Автор смог так представить своего героя, что вызвал к нему симпатии всех, кому довелось познакомиться с этим произведением.
Некоторые моменты судьбы Николая Петровича схожи с судьбой самого Тургенева. Оба воспитывались строгими родителями, оба окончили Петербургский университет, как у одного, так и у другого, были старшие братья военные. В одном из писем автор писал: «Николай Петрович – это я, Огарев и тысячи других». К тому же, И. С. Тургенев очень трепетно относился к природе, что можно заметить по его произведениям, поэтому ценящий ее красоту Николай Петрович особенно близок автору. В конце романа автор вознаграждает своего героя, выражая, тем самым, свое расположение и симпатию.
Экранизации героя
Самый удачный экранный образ Николая Петровича Кирсанова воссоздал актер театра им. Е. Вахтангова Алексей Глебович Кузнецов. Режиссер фильма «Отцы и дети» (1983) Вячеслав Никонов очень скрупулезно подбирал актеров для каждой роли и остановил свой выбор на Алексее Кузнецове, потому что увидел в нем практически живого, настоящего Николая Петровича. Внешность, голос, манеры этого талантливого актера и педагога как нельзя лучше соответствовали данному персонажу. Николай Петрович в исполнении Кузнецова получился таким, каким его задумал И.С. Тургенев – настоящим дворянином-интеллигентом, мягким, отзывчивым, скромным и обаятельным. Зрители высоко оценили мастерство актера, о чем говорят многочисленные положительные отзывы.
В свое время, в других экранизациях роль Николая Петровича играли актеры: Алексей Консовский (знаменитый мальчик-принц из классического фильма «Золушка»), Николай Анненков, Анатолий Васильев, Виталий Егоров, Лев Книппер. Но кинообраз созданный А, Кузнецовым до сих пор считается наиболее удачным.
Литература
- И.О. Родин, Т.М. Пименова. Все произведения школьной программы в кратком изложении . – М: АСТ, 1996
- Белецкая Т.А. Весь школьный курс. 1000 самых важных тем.–2017
- Борисова В. А. и Мишлимович М. Я. Сочинения на литературную тему в старших классах. Пособие для учителей. M., «Просвещение», 1978.
- Е. В. Пантелеева, С. Н. Бердышев. Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5—11 класс
- Все герои произведений русской литературы. Составители: Архангельский А.Н., Пак Д.П., Шкловский Е.А. Издательство: АСТ, Олимп, 1997.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 4k
История персонажа
Персонаж романа Ивана Тургенева «Отцы и дети». Отец Аркадия Кирсанова — друга главного героя романа Евгения Базарова. Помещик с либеральными взглядами, вдовец, любитель поэзии и музыки. Проявляет интерес к передовым идеям в разных областях жизни и технологии, в частности в сельском хозяйстве. Влюблен в Фенечку — женщину неблагородного происхождения, дочь экономки. Поначалу стыдится собственных чувств, но в итоге женится на ней.
Отцы и дети
Николай Кирсанов живет в фамильном поместье вместе со старшим братом Павлом Петровичем. Павел — гордый и самоуверенный человек, офицер в отставке. В прошлом у Павла Петровича была трагическая любовь, теперь тот живет один в поместье брата.
Сам Николай Петрович тоже не женат. Мария, первая жена героя, умерла, оставив Николая Петровича вдовцом. Теперь у Николая Петровича завязался роман с Фенечкой, дочерью экономки. Фенечка стала любовницей Николая после смерти матери, а затем родила от героя сына. В финале Николай Петрович женится на Фенечке.
У героя есть сын от первой жены — Аркадий Кирсанов, в недавнем прошлом студент университета в Санкт-Петербурге, кандидат наук. Этот сын становится приятелем Евгения Базарова и через того проникается на время нигилистическими идеями, однако потом отказывается от этого мировоззрения.
Аркадий приезжает в имение отца вместе с Базаровым, и молодые люди гостят там некоторое время. С обоими братьями Кирсановыми у Базарова складываются напряженные отношения. Павел Петрович, старший брат Николая, много спорит с молодым человеком на всевозможные мировоззренческие темы — о науке и искусстве, о дворянстве, о любви и так далее. Павел Петрович откровенно терпеть не может Базарова.
В конце концов молодые люди покидают имение, не найдя общего языка с Николаем Петровичем и его братом. Погостив у Анны Одинцовой и родителей Базарова, молодые люди снова возвращаются в имение Кирсановых. Там Базаров позволяет себе неприятную выходку в отношении Фенечки, любовницы Николая Петровича.
Застав женщину в одиночестве, Базаров целует ее, и этому становится невольным свидетелем Павел Петрович. За такой выходкой следует дуэль между братом Николая и Базаровым, в результате которой молодой человек ранит Павла Петровича в ногу.
Николаю Кирсанову 44 года. В эти годы герой выглядит свежим и румяным. У Николая мягкие седые волосы, черные глаза и приятные мелкие черты лица. Герой слегка прихрамывает и небрежно одевается, носит запыленное пальто и панталоны в клетку.
Николай Кирсанов — дворянин по происхождению и обладатель изрядного состояния. В распоряжении Николая «две тысячи десятин земли», и как хозяин имения герой придерживается передовых взглядов. Николай завел «ферму» и размежевался с крестьянами. Герой не использует труд крепостных и берет вольнонаемных работников, при этом к народу относится высокомерно.
Воспитание и образование герой получил в Петербурге. Николай закончил университет как кандидат наук, знает французский и немецкий языки, умеет играть на фортепиано. Отец героя был генералом и желал, чтобы сын сделал карьеру военного, однако история жизни героя сложилась иначе. Еще юношей Николай сломал ногу и с тех пор хромал, так что путь военного оказался для героя закрыт. По протекции отца он некоторое время прослужил в министерстве, откуда позже ушел.
Женился Николай по любви, хоть и без одобрения родителей. Избранница героя происходила из семьи чиновников. Брак оказался счастливым, супруги практически не расставались. Николай, став вдовцом, сильно тосковал по покойной жене.
Это человек, в биографии которого случилось немало бед, однако это не испортило Николаю Петровичу характер. Николай остается идеалистом и либералом по политическим взглядам, человеком с романтическими вкусами, который стремится претворить собственные идеалы в жизнь.
Николай пытается выстроить по-новому отношения с крестьянами, которые работают на него, сам много трудится и стремится перестроить в имении хозяйство, вооружившись передовыми идеями. При всем этом Николай – человек непрактичный, и вести хозяйство у него получается не слишком хорошо.
Николай неравнодушен к искусству и стремится обрести счастье в любви. Тургенев изображает героя человеком со слабым характером, но при этом добрым и деликатным, лояльно воспринимающим попытки молодежи отказаться от взглядов отцов, жить и мыслить по-новому.
Однако Николай не получает такого же дружелюбного отношения в ответ. Базаров отзывается о Николае Кирсанове как о человеке, чья «песенка спета», а сын Аркадий в бестактной манере пытается «перевоспитывать» отца, внушая тому нигилистические идеи.
Сам Николай сына любит и хочет сблизиться с молодым человеком, однако отношение Аркадия причиняет герою боль. Николай проявляет к сыну терпение, и со временем взгляды Аркадия меняются. В финале книги отношения между Николаем и его сыном становятся более близкими, у них появляется общее дело, оба налаживают собственную семейную жизнь, и судьба обоих поворачивает к лучшему.
Экранизации
В фильме «Отцы и дети», снятом по мотивам одноименного романа Ивана Тургенева в 1958 году, роль Николая Кирсанова досталась актеру Алексею Консовскому. Ленту выпустила киностудия «Ленфильм», а работали над нею одновременно два режиссера — Адольф Бергункер и Наталья Рашевская.
Следующая экранизация романа вышла с большим перерывом, в 1984 году. Четырехсерийную ленту снял режиссер Вячеслав Никифоров на студии «Беларусьфильм». В роли Николая Кирсанова выступил актер Алексей Кузнецов, известный по роли герцога Бэкингема в трехсерийной советской экранизации романа «Три мушкетера» Александра Дюма, вышедшей в 1978 году, за пять лет до «Отцов и детей».
В 2008 году вышла экранизация «Отцов и детей» режиссера Авдотьи Смирновой, также состоящая из четырех серий. Роль Николая Кирсанова здесь играет актер Анатолий Васильев. Съемки поместья Кирсановых шли в городе Орел, на территории музейного комплекса, в который превращено имение Ивана Тургенева.
К съемкам привлекли артистов местных театров, которые исполнили роли прислуги и дворни в имении Кирсановых. На экран попал десятимесячный сын сотрудников музейного комплекса, который исполнил роль маленького сына Николая Кирсанова от Фенечки, дочери экономки.
Цитаты
«Твой отец добрый малый, но он человек отставной, его песенка спета» (Базаров о Николае Кирсанове)
«Личность, милостивый государь, — вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится».
«Десять лет прошли как сон».
В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» затронуты «вечные» темы и изображены «вечные» типы людей: герои своего времени и простые, обычные люди. Братья Кирсановы составляют именно такую психологическую пару. Павлу Петровичу тепло и уютно около маленького тихого счастья брата. Для него мил, но невозможен патриархальный жизненный уклад, где любовь продолжается в браке; где, горестно оплакав смерть жены, можно обрести вторую настоящую любовь, вновь создать семью, вновь растить детей…
Характеристика образа Николая Петровича Кирсанова, данная автором романа, практически совпадает с теми характеристиками, которые дают этому образу критики, называя его добрым и светлым человеком.
Образ Николая Петровича Кирсанова
В Николае Петровиче воплощён тот тип человека, который считается «нормой», на котором в основном и держится жизнь в обычных её проявлениях. Он отражает силу традиций и устоев. В его личности и судьбе нет ничего необычного, выдающегося; он не потрясает жизненные устои, не ищет каких-то особых смыслов своего существования; он просто и честно живёт в этом мире — и в этом его особая притягательная сила.
Прежде всего, он отец. При этом отец любящий, вдумчивый, стремящийся исполнить свой отцовский долг наилучшим образом.
Внешность
Николаю Петровичу Кирсанову в начале романа 44 года. В то время люди этого возраста уже считались стариками, поэтому автор говорит о его седине, полноте и немного сгорбленной фигуре. На самом деле он был мужчиной в полном расцвете лет, не утратившим вкуса к жизни, интересующимся текущими событиями, вникающим в дела и проблемы сына.
В момент приезда Аркадия он выглядел весёлым, свежим и румяным.
Черты лица его были мелкими, но приятными. Он немного прихрамывал при ходьбе в результате давнего перелома ноги.
Происхождение и биография
Николай Петрович — дворянин, помещик, совместно с братом владеет имением Марьино. У братьев прекрасные отношения, хотя они очень разные по характеру и образу жизни.
Их отец, боевой генерал Отечественной войны 1812 г., мечтал о военной карьере для своих сыновей. Старший, Павел Петрович, стал военным, а младший, Николай Петрович, перед самым поступлением на военную службу сломал ногу, оставшись на всю жизнь «хроменьким». Он окончил Петербургский университет со званием кандидата и некоторое время служил чиновником в министерстве уделов.
Женившись, Николай Петрович был очень счастлив в браке. У них родился сын Аркадий, но через некоторое время его жена умерла. Оставшись вдовцом, он сильно горевал и скучал, т. к. супруги жили очень дружно и почти никогда не расставались.
Всю свою любовь теперь Николай Петрович сосредоточил на сыне. Когда тот приезжал в имение, он не мог насмотреться на него и никогда не скрывал своих чувств к нему. Все в доме тоже любили Николая Петровича и считали его добрым человеком. «Отец у меня золотой человек», — говорил Аркадий Базарову. И тот вполне был с этим согласен.
Отец Аркадия был гостеприимным хозяином, он радостно и с большим воодушевлением принимает у себя в гостях Евгения Базарова, друга своего сына. Но для успешного ведения хозяйства ему не хватает практичности. Он слишком доверчив, и крестьяне его обманывают и обворовывают. Этот недостаток отмечает в нём и старший брат, и даже недавно приехавший Базаров, который говорит Аркадию: «Видел я все заведения твоего отца. Скот плохой, и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут, я еще не разобрал хорошенько».
Николай Петрович — убеждённый домосед, он не любит уезжать из своего имения надолго, хотя покинул домашний уют на 3 года и жил в Петербурге рядом с сыном во время учёбы Аркадия в университете. Он любит читать, любит поэзию, знает иностранные языки (немецкий и французский), играет на фортепьяно и виолончели, поёт. К природе у него особое, поэтичное отношение. В душе он романтик и оптимист, сумел сохранить чистоту и свежесть чувств. Он живо интересуется новым веянием в среде молодёжи — нигилизмом, на новом уровне строит отношения с повзрослевшим сыном: читает книги, которыми увлекается Аркадий, вникает в его интересы.
Его жизнь в поместье внешне мало привлекательна, но глубинно правильна и насыщенна.
Любовь к Фенечке
После смерти жены Николай Петрович долго тосковал и переживал. Через 10 лет он полюбил простую крестьянскую девушку Фенечку, у них родился сын Митя. Но Николай Петрович был настолько деликатным человеком, что не решался жениться на ней, так как боялся, что этот неравный брак (между дворянином и крестьянкой) не будет принят высшим обществом, к которому принадлежал его любимый брат Павел. Он поместил её в своём доме, любил и считал своей женой, но не хотел рассердить этим Павла Петровича. Однако тот сам попросил его узаконить эти неофициальные отношения с Фенечкой, чем очень обрадовал младшего брата. Они обвенчались в церкви в один день с Аркадием и Катей.
Вывод
Николай Петрович немыслим вне семьи. Именно такие люди, как он, осуществляют связь поколений. Они в любую эпоху умеют достойно прожить свою простую жизнь, сохранив в ней здоровые корни и передав детям простые и мудрые принципы жизни.
Он любит всех членов своей семьи, но всегда идёт по жизни своим путём, не поддаваясь ни на чьё влияние. Являясь практически полным антиподом своего брата, он сохраняет с ним нежные и уважительные отношения. Он старается понять и принять всех: умел быть хорошим мужем своей Машеньке, стал хорошим понимающим отцом своему сыну Аркадию, заботливым мужем Фенечке, дружелюбным хозяином «колючему» нигилисту Базарову, всегда был чутким к «принсипам» брата…
Образ Николая Петровича Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» — символ Дома, который так необходим каждому, но который не каждый умеет создать.
Характеристика образа Павла Петровича Кирсанова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Вам также будет интересно почитать:
Содержание
- Цитатная характеристика героя
- Портрет персонажа
- Внешность героя
- Черты характера и поступки
- Воспитание
- Выводы
Николай Петрович Кирсанов – это один из главных персонажей Ивана Тургенева в книге «Отцы и дети». Перед нами потомственный дворянин, у которого доброе и чуткое сердце. Однако мягкость часто играет с персонажем злую шутку.
Цитатная характеристика Николая Кирсанова для нас важна в контексте полного раскрытия личности, портрета, внешности, характера, взглядов и биографии персонажа.
Так что усаживайтесь поудобнее, сегодня мы подготовили для вас подробный анализ образа отца главного героя романа «Отцы и дети». Для тех, кто не читал роман, но очень нужно это сделать побыстрее здесь краткое содержание.
Цитатная характеристика героя
Описание Николая Кирсанова со всеми подробностями поможет нам рассказать о личности героя без мистификаций и придумок.
Портрет персонажа
Если говорить кратко, внешность Николая Петровича Кирсанова такова: полноватое телосложение, невысокий рост и седые волосы с темными глазами.
«… барин лет сорока с небольшим».
Герой выступает в роли генеральского сына. В наследство Николаю и его брату Павлу Петровичу достается деревня Марьино с родовым поместьем.
«…имение, ты, может быть, не знаешь, у них не разделено».
Так как Николай Петрович был помещик прогрессивного толка, то он провел размежевку земли со своими крестьянами, и завел личную ферму. Он выступает в Марьино в роли агронома и хозяина.
«… перед крыльцом нового деревянного дома, выкрашенного серою краской и покрытого красною крышей. Это и было Марьино, или, по крестьянскому наименованию Бобылий хутор».
Николай Петрович Кирсанов хотел, как его отец и брат, поступить на военную службу. Однако из-за трусоватости по своей природе, и намеренного или случайного перелома ноги, он остался в родовом поместье. Отец махнул рукой на своего сына, и решил устроить его в гражданское образовательное учреждение. Так Николай Петрович стал студентом петербургского университета
«должен был, подобно брату Павлу, поступить в военную службу; но он переломил ногу в самый тот день, когда уже прибыло известие об его определении».
Не получилось у Николая Петровича с военном службой, но срослось с получением высшего образования в столичном ВУЗе. Выпустился отец Аркадия Кирсанова в степени кандидата, и Петр Кирсанов (боевой генерал) определил его на государственную службу.
«министерство уделом, куда по протекции отец его записал…».
Встав на ноги со стабильным жалованием на государственной службе, Николай Кирсанов решает обзавестись семьей.
Он женится по любви на дочке чиновника, и окончательно селится в родовом имении. Жена рожает ему первенца Аркадия, и супруги душа в душу живут десять лет, пока она не умирает.
«влюбиться в дочку чиновника Преполовенского, бывшего хозяина его квартиры, миловидную и, как говориться, развитую девицу…».
«… а в деревне, где он поселился окончательно и где у него в скором времени родился сын Аркадий. Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались…».
Уход из жизни жены Николая Кирсанова сильно ударил по его физическому и моральному состоянию. Однако ему все же удалось оправиться, и он вновь приступил к развитию своей фермы, занялся воспитанием сына.
«В 47-м году жена Кирсанова скончалась. Он едва вынес этот удар».
Спустя долгие годы, когда уже и сын Николая Петровича Кирсанова поступил в столичный ВУЗ, отец решает жениться на девушке простого происхождения Фенечке. Она рожает ему сына Митю.
«Женись на Фенечке… Она тебя любит, она – мать твоего сына».
«Но как же ты не сказал мне, что у меня есть брат?».
Любовь Николая Кирсанова к первой жене никуда не пропала, однако он понимал, что нужно двигаться вперед. Его сын Аркадий, несчастно влюбленный в Анну Одинцову, также с пониманием отнесся к решению отца, и они тихо в приходской церкви поженились: отец и сын со своими избранницами.
Внешность героя
Внешность Николая Кирсанова противопоставляется облику брата Павла и схожа с Евгением Базаровым. Если тот был красавцем и завидным женихом, то Николай Петрович полноват, с седыми волосами и сгорбленный.
«… пухленького и немного сгорбленного».
«Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы…».
Николай Кирсанов в красках описывает свою нелюбовь к уходу за внешним видом. Он, в отличии от своего брата Павла, не особо уделял внимание платьям. Поэтому его одежда была не столь элегантной.
«…в запыленном пальто и клетчатых панталонах».
«большие пуговицы его деревенского пальто».
Черты характера и поступки
С детства по характеру Н.П. Кирсанов был трусоват. Поэтому на военную службу ему дорога была заказана.
«…не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище Трусишка…».
Образ Николая Кирсанова прекрасно дополняется его удаленностью от столичных светских кругов. Он боится высшего света, и предпочитает жить в своем родовом имении.
«… боялся общества».
«… век свой провел в глуши».
«… Николай Петрович, как все домоседы».
В образе Николая Кирсанова сочетается любовь к лени и познанию нового. Немного противоречиво, но на то Тургенев и мастер создавать живые образы.
«… он охотно ленился, но и читал охотно…»
«Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность…»
«… он охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах…»
Пожалуй, главная характеристика Николая Кирсанова — это прогрессивность взглядов. Герой выступает в роли передового помещика, который хочет преобразовать хозяйство по научному подходу, что видно в его словах и действиях.
«Я решил не держать больше у себя вольноотпущенных, бывших дворовых…»
«Кажется, я все делаю, чтобы не отставать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают…».
Но не смотря на благородство и желание использовать современные методы работы с людьми, Николай Кирсанов цитировал своих недругом — труды пропадают даром. Его материальное состояние плачевное, а крестьяне, видя непрактичность барина в определенных вопросах, нагло его обманывают.
«…в хозяйстве вряд ли смыслит…».
«… ему постоянно казалось, что Николай Петрович, несмотря на все свое рвение, не так принимается за дело; Брат не довольно практичен».
Биография Николая Кирсанова будет неполной без разбора его отношений с сыном Аркадием.
После смерти жены, Николай был в трауре. Однако вовремя взял себя в руки и занялся воспитанием сына.
«… после смерти княгини, Николай Петрович старался не думать о ней. Но у Николая оставалось чувство правильности жизни, сын вырастал на его глазах…».
Отец считал, что воспитание Аркадия Кирсанова не должно чем-то ограничиваться, поэтому он развивался свободно и без внешнего принуждения.
«… такому отцу, который, как ты, никогда и ни в чем не стеснял моей свободы…».
Единственная причина, почему воспитание Николая Кирсанова не пропало даром – это желание быть на одной волне с сыном, чтобы поддерживать с ним связь и общение.
«… мне, признаюсь, одно больно: я надеялся именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, но выходит, что я остался назади, он ушел вперед, и понять мы друг друга не можем».
Происхождения и столичного образования Николаю хватало на то, чтобы понимать и принимать разногласия между взглядами разных поколений в русском обществе. Однако у него все же была впечатлительная натура, и он переживал, что Евгений Базаров считает его «отставным человеком», век которого уже заканчивается.
«…а они говорят, что песенка моя спета. Да что, брат, я сам начиню думать, что она точно спета».
«Да, брат, видно, пора гроб заказывать и ручки складывать крестом…».
Любовь Николая Кирсанова к своему сыну выражалась и в том, что он хотел оградить Аркадия Кирсанова от Евгения Базарова, о котором мы также скоро сделаем разбор. Можно сказать, что герою сильно досаждало, что Аркадий Кирсанов считает Базарова своим учителем.
«Николай Петрович побаивался молодого нигилиста и сомневался в пользе его влияния на Аркадия…».
Ключевые черты характера Николая Кирсанова — это тактичность, мягкость и сердечная доброта.
«… твой отец добрый малый».
«он такой добрый, хороший человек…».
«я человек мягкий, слабый…».
Единственная причина, почему Николай Кирсанов не женился на Фенечке – это страх потерять связь со своим первенцем Аркадием Николаевичем. Однако все складывается хорошо, и семейная жизнь у них налаживается.
В конце романа «Отцы и дети» происхождение Николая Кирсанова и честная служба обеспечивают повышение. Теперь он мировой посредник, но из-за природной доброты и душевной мягкости его не уважает местное дворянство.
«Николай Петрович попал в мировые посредники и трудится изо всех сил…»
«… и для тех и для других он слишком мягок…».
Воспитание
Воспитание Николая Кирсанова затрагивается только в нескольких репликах. Однако и без того понятно, что дворянский сын, в семье боевого генерала, не мог просто быть невеждой.
«Николай Петрович родился на юге России, и воспитывался до четырнадцатилетнего возраста дома, окруженный адъютантами и гувернерами».
Мы уже говорили о том, что отец видел Николая Петровича в роли военного. Однако из-за его трусости и сломанной ноги ничего не получилось. Тем не менее, отец устроил Николая Кирсанова в столичный ВУЗ, а затем устроил на государственную службу.
«Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской…».
Выводы
История и биография Николая Кирсанова показывает, что происходит с довольно нерешительным и мягким человеком. Нашему персонажу повезло найти прекрасных жен, которые не стали вить из него веревки.
Характер и правильные поступки помогли Николаю Петровичу воспитать прекрасного сына, который любил и уважал своего отца, и, даже чувствуя внутри определенное превосходство над ним, не использовал его во вред члену семьи.
Мысли и цитаты Н. Кирсанова показывают нам, что герой был прогрессивным помещиком, однако не мог сравниться со знаниями и смекалкой местных крестьян. Поэтому они пользовались недальновидностью своего барина, и пожинали из этого неплохие плоды.
На этом наш разбор портрета, образа, внешности и характера Николая Кирсанова из романа «Отцы и дети» подошел к концу. Если вам есть, что сказать, будем рады вашей активности в комментариях.
Мирного вам неба над головой и до скорых встреч на страницах новых статей!