Жизнь рыцаря
Военное искусство римлян было утрачено, и германцы, постигая заново военную науку, к началу становления рыцарской эпохи ещё не освоили технику осады. Поэтому любая крепость, например башня-донжон за частоколом, становилась неприступным убежищем. Сеньор, обзаведясь таким укреплённым жилищем, чувствовал себя в безопасности на своих землях. Владение, лишённое укреплений, легко становилось добычей врага или алчного соседа. Замок стал сердцем сеньории, символом власти и могущества сеньора. По наличию такого замка в X-XI вв., собственно, и определялась сеньория.
Замок был также жилищем сеньора и его рыцарской охраны. В замках рыцари проводили время, свободное от военных походов.
Донжоны
Первые замки представляли собой невысокие деревянные круглые или прямоугольные башни — донжоны, стоявшие на возвышенностях и окружённые частоколом. Донжоны нередко строили у рек, создававших естественное препятствие на подходах к нему. Если реки не было, вокруг замка рыли ров. Каменные донжоны, более надёжные и защищённые от пожаров, стали появляться в конце X в. Но продолжалось строительство и деревянных замков, которые были дешевле и могли быть построены даже на ровном месте, на искусственно насыпанном холме. Вес тяжёлых каменных строений мог выдержать только естественный холм, что ограничивало возможность их строительства на равнинах. Особенность донжона — отсутствие входа на уровне земли. В него попадали через дверь на втором этаже, к которой вели приставные лестницы или мостки. Убрав их, защитники замка исключали неожиданность вторжения.
Деревянный замок X в.
История первых замков
Во Франции деревянные замки-донжоны стали возникать в конце IX в., когда с ослаблением власти короля государство стало распадаться на княжества, а княжества на более мелкие сеньории (герцогства, графства). Утверждая власть на своих землях, сеньор обзаводился замком. В Испании замки стали рубежами наступления Реконкисты.
У подножия Пиренейских гор
высится испанский замок Лоарре,
построенный в королевстве Арагон в 1070–1080 гг. для защиты
от мавров.
В Англии первые укрепления — деревянные замки бурги стали строить как защиту от нападений викингов-норманнов. Но массовое строительство замков в Англии началось с нормандского завоевания. Покоряя англосаксов, нормандцы ставили замки, рыцарский гарнизон которых контролировал округу. Эти замки были не только очагами обороны на случай восстаний, но и центрами административной власти. На побережье цепь нормандских замков исключала возможность нового завоевания Англии с моря. Вокруг замков, как вокруг защитников, селились крестьяне и ремесленники — так замки нередко становились ядром новых городов.
Рыцарь в быту
Мало что известно о повседневной жизни рыцарей и прочих обитателей замков X-XI вв. Письменных источников о быте этого времени мало, но сохранившиеся древние донжоны с их простой и суровой архитектурой говорят о непритязательности условий жизни даже самих их хозяев. Жизнь в замке тогда напоминала жизнь в походном лагере, когда в любой момент одним надо быть готовым взяться за оружие, а другим укрыться, спасая добро. Комфорт и роскошь были чужды людям того времени. Главным богатством были оружие и доспехи, сеньоры ценили верных воинов и коней. Такая жизнь определила грубость нравов средневекового дворянства и аристократии.
Воспитание рыцаря
С IX в. начали складываться рыцарские традиции и обряды, призванные выделить и обособить зарождающееся рыцарство. Рыцарь, осознавая себя членом элитного военного сословия, желал утвердить в нём и своих сыновей, для чего мальчикам давали соответствующие воспитание и подготовку. В 7 лет мальчик, бывший до тех пор на попечении матери и нянек, переходил в руки отца. Отец обучал его владению оружием и верховой езде, брал с собой в поездки и на охоту. К 12 годам мальчиков старались отдать на воспитание в дом влиятельного родственника или сеньора, где он становился пажом, совершенствовал воинское искусство, учился благородным манерам, изучал Библию. В доме сеньора пажи исполняли обязанности камердинеров, стольников, конюхов, ловчих, общались со своими сверстниками, такими же мальчиками на воспитании. С 14 лет паж обычно становился оруженосцем и сопровождал рыцаря на войну.
Паж, чистящий оружие
Рыцарские добродетели
Когда рыцарство стало ведущей военной силой общества, возникли особые требования к его членам. В идеале, рыцарь должен был быть доблестным, верным, мудрым, справедливым и щедрым. Перечень того, что должен был уметь рыцарь, сводился к семи «рыцарским добродетелям». 1. Верховая езда. 2. Фехтование. 3. Владение копьём. 4. Плавание. 5. Охота. 6. Сочинение и декламирование стихов. 7. Игра в шахматы. Этому, а также хорошим манерам и танцам обучали будущего рыцаря его отец и наставник с 7 до 15 лет. Освоивший эту науку здоровый и сильный юноша, «доброго нрава», член состоятельной семьи, способной оплатить расходы на его вооружение, был готов к посвящению в рыцари.
Посвящение
Обряд посвящения в рыцари в IX-XI вв. сводился к торжественному опоясыванию мечом по древнегерманскому обычаю и передаче новообращённому золочёных рыцарских шпор. Испытанием смирения посвящаемого считался ритуальный удар ребром ладони по шее. В XI в. «рыцарский возраст» наступал в 15 лет — именно тогда оруженосцев обычно посвящали в рыцари. Жёсткими были законы лангобардов в Италии: там потомок рыцаря, не сумевший стать рыцарем до 30 лет, переводился в сословие крестьян и должен был нести все крестьянские повинности.
Посвящение в рыцари
Благородная охота
Ратная служба занимала у рыцарей чуть более месяца в году, а в остальное время они предавались праздности. Главным развлечением была охота, со времён Меровингов считавшаяся благородным занятием. Франкская знать любила и соколиную, и псовую охоту и содержала целый штат загонщиков, псарей, сокольничих. На крупных зверей, оленей и кабанов, охотились, натравливая на них собак, а затем преследуя поднятое животное или загоняя его в сети. Охотники пользовались копьями, дротиками, рогатинами (короткое копьё с широким наконечником). Лук, презираемый рыцарями в бою, был востребован в охоте на уток, зайцев, лис, волков, косулей. На куропаток и жаворонков охотились с обученными соколами и ястребами, которые ловили добычу в полёте и приносили хозяевам.
Соколиная охота. Фрагмент
миниатюры из Манесского
кодекса. Германия.
1300 г.
Рыцарские игры
Непогода и плохие дороги часто удерживали рыцарей дома, где они развлекались играми с домочадцами и гостями. Самой любимой игрой были шахматы. Это полезное для ума развлечение даже вошло в обязательную программу «рыцарских добродетелей». В замках партнёрами рыцарей в шахматах становились их жёны и дочери. Каждая благородная дама стремилась обучиться этой игре. У горячих рыцарей партия нередко заканчивалась дракой. Так, Балдуин, сын Ожье Арденнского, соратника Карла Великого, выиграв партию у сына Карла, получил от рассвирепевшего партнёра смертельный удар шахматной доской по голове. Немало рыцарских жизней в таких же ссорах унесло другое азартное развлечение — игра в кости.
Шахматная партия
Пир — древнейшая традиция
Воины, от которых ратное дело требовало напряжения духовных и физических сил, нуждались в разрядке. С древнейших времён такой разрядкой были весёлые совместные застолья, дававшие отдых и сплачивавшие дружину. На пирах воины вспоминали свои подвиги, почитали погибших товарищей, давали клятвы и обеты на новые подвиги, слушали поэтические рассказы о героях прошлого, хвастались, балагурили, пели, спорили. В этой обстановке люди лучше узнавали и оценивали друг друга, что помогало дружине распределить роли в походе или в бою.
Пир в замке сеньора
В эпоху рыцарства пиры не утратили значения. Сеньор собирал своих вассалов на пиры до и после похода. Пиры устраивались и в замках сеньоров, и в домах рядовых рыцарей по случаю семейного торжества, праздника, в честь приезда гостей.
Заботы сенешаля
Организовать пир хозяевам дома помогали специально обученные слуги — сенешали. Должность сенешаля возникла в эпоху Меровингов и изначально сводилась к службе стольника, главного прислужника за столом. Но со временем эта почётная должность стала подразумевать целый ряд важных обязанностей. Сенешаль должен был знать традиции и обычаи, чтобы организовывать застолья, развлечения для гостей и церемонии. Сенешаль герцога или графа мог быть рыцарем, что было почётно как для сеньора, так и для рыцаря. Сенешалями королей были герцоги. Сенешалем Вильгельма Завоевателя был Фиц-Осберн, владелец замка Чепстоу.
Как сесть, что есть
Пир проводили в Главном зале замка или дома. Во главе длинного общего стола или за отдельным столом на возвышении сидели хозяин с супругой и почётные гости, наблюдая за ходом пира. Рядовые гости размещались за общими столами. Слуги обносили пирующих блюдами. На столах из посуды были только кубки для вина и плошки для супа, а вместо тарелок — лепёшки или ломти хлеба, их подавали первыми. Главным блюдом было мясо: ели жёстких лебедей и крохотных жаворонков, жилистых оленей и кабанов, варёную зайчатину, блюда из требухи. На гарнир были бобы, овощи, орехи, яйца, сыры. На десерт подавали варенные в меду фрукты и орехи, сладкие пироги. Гостей развлекали танцоры, певцы, музыканты, акробаты, жонглёры, устраивавшие игры с мечами и факелами. Между подачей блюд сказители читали старинные поэмы. Застолье заканчивалось танцами.
После пира
Когда гости расходились, к столам сбегалась челядь подбирать объедки. Посуду, на которой подавали кушанья, не мыли — её просто… отдавали вылизывать собакам. Понятий о гигиене не было, и считалось, что этого вполне достаточно. Огрызки и кости не убирали, и они тухли по углам. Чтобы отбить запах, пол выстилали пахучими травами.
К ночи столы — доски на козлах — разбирали и складывали у стен. На полу среди объедков слуги клали соломенные тюфяки, и пиршественная зала становилась общей спальней для челяди.
Культ женщины
В традициях древних германцев было уважение к женщинам, занимавшим важное положение в племени. Это отношение сохранилось и в средневековом обществе. Женщины, хозяйки дома, матери и супруги, сыграли немалую роль в смягчении нравов своих суровых мужей. Церковь, стремившаяся усмирить воинственность рыцарей, воспитывая почтение к женщине, ввела культ Девы Марии, Богородицы, отсутствовавший в раннем христианстве. Проводя много времени в замках, рыцари часто общались со своими жёнами, почитая их как друзей и советчиц, воспевая в стихах как возлюбленных.
Воспитывая рыцарей
Велика была роль женщины как матери будущих рыцарей. До 7 лет мальчика воспитывала мать, она вкладывала в юную голову первые представления о чести, доблести, справедливости. Жена сеньора участвовала и в воспитании его пажей. Женщины нередко наблюдали за военными занятиями юношей, и это подстёгивало тех лучше освоить боевые приёмы, чтобы покрасоваться перед дамами. Вечерами пажей допускали в комнаты дам, и, помогая распутывать пряжу, юноши учились светскому обхождению.
Женские образы в средневековом искусстве:
1. XII в. 2. XIII в. 3–5. XV в.
Хозяйка замка
Жена была в доме главной после мужа и участвовала в управлении замком. Женщины вели хозяйство и, утаивая доходы от мужей, проматывающих средства на турнирах, часто спасали их от разорения. В отсутствие хозяина его супруге не раз случалось организовывать оборону замка от нападения вероломного соседа. Привязанная к дому, женщина обустраивала быт, стремилась к комфорту и красоте. Благодаря женщинам аскетичные, похожие на логова донжоны приобретали жилой вид. У женщин были отдельные комнаты, просторные и светлые, где хозяйка, её дочери и служанки занимались рукоделием.
Украшение жизни
Средневековые женщины не были забитыми пленницами. Они были порой образованны лучше своих мужей, играли на музыкальных инструментах, умели читать, слагать стихи, играть в шахматы. Мужчины прислушивались к советам женщин, считались с их мнением. Мужья демонстрировали таланты и красоту своих жён гостям, и дамы участвовали в рыцарских развлечениях: пировали вместе с мужчинами, танцевали, охотились. Женщины могли владеть оружием, например, стрелять из лука на охоте, но чаще они участвовали в соколиной охоте.
Дама, играющая в шахматы
с кавалером. Миниатюра
из Манесского кодекса.
Германия. 1300 г.
Дамы-домоседки
Безопасность и приличие требовали от женщины пребывания дома. Дамы гуляли в садике во дворе замка, выходили лишь в церковь в окружении слуг и родни, путешествовали только в случае необходимости в сопровождении мужа, отца или брата. Большую часть жизни женщины проводили в закрытых помещениях. Недостаток солнечного света, свежего воздуха, грубая, лишённая витаминов пища приводили к распространённой болезни — рахиту. На протяжении всего Средневековья признаки рахита — большие вспученные животы, узкие плечи, маленькие груди, глубокие залысины на лбу — свидетельствовали о знатности и красоте.
Одежда франков
Традиционной одеждой франков были длинные штаны с подвязками под коленями и рубаха — камиза. Поверх рубахи надевали тунику — котту из плотной ткани, перетянутую поясом. Длина туники зависела от степени знатности владельца. На плечи накидывали плащ, застёгнутый или завязанный на правом плече. На ногах, по древнегерманскому обычаю, носили кожаные обмотки, оставлявшие открытыми пальцы, или сандалии с перевязью, или мягкие высокие сапоги. Зимой франков грели меховые полукафтаны или жилеты, подбитые мехом плащи, шапочки с мехом. Волосы франки стригли коротко, по римскому обычаю. Волосы придерживал обруч, венец или повязка.
Карл Великий не любил роскоши и носил простую франкскую одежду, но его бароны предпочитали дорогие меха и одежду из привозных тканей, расшитую золотом и цветным шёлком, а по подолу, у ворота, на рукавах окаймлённую золотыми позументами, унизанными драгоценными камнями. Небогатые рыцари носили одежду из недорогого материала со скромной отделкой. Некоторые не могли приобрести даже достойный плащ. Рыцари и аристократы не расставались с мечом и носили его в ножнах на перевязи, прикреплённой к поясу. Мода франков распространилась по всей Европе.
Женская мода
Женский франкский костюм состоял из двух платьев-туник. Нижняя туника (камиза) была длинной, до пола, и узкой, её рукава глухо застёгивались на запястьях. Свободная верхняя туника (котта) из плотной ткани была короче, с широкими, пришитыми или пристёгнутыми, рукавами. Обе туники украшали позументы, под грудью повязывали пояс. Женщины носили длинные волосы, заплетая их в косы или собирая в длинные причёски. Голову украшали венцом или обручем. Обруч удерживал накинутую на голову вуаль, короткую или столь длинную, что она окутывала всё тело, скрывая его силуэты. Силуэт скрывал и просторный плащ, застёгнутый на груди или накинутый на голову. Средневековые женщины носили кольца, серьги, браслеты и ожерелья. Богатство отделки наряда и количество украшений свидетельствовали о положении дамы в обществе.
Поделиться ссылкой
Быт средневековых рыцарей
Со средневековыми рыцарями связано много легенд, они стали олицетворением воинской доблести, благородства, преданности даме сердца. Из-за нее герои в исторических фильмах и романах бесстрашно вступали в поединки и готовы были отдать жизнь, чтобы отстоять честь женщины. Где – правда, а где – вымысел? Каким был быт рыцарей Средневековья в действительности?
Лучшие
Они считали себя такими во всем: положении в обществе, поведении, манерах, воинском искусстве и даже в любовных романах. Воины в доспехах зачастую воспринимали обычных горожан как мужланов, относились к ним снисходительно, даже с презрением.
Что говорить о горожанах, если такое отношение проскальзывало даже к священникам. Красивым и нужным представители сословия считали только то, что непосредственно касалось их жизни.
Происхождение
Причины высокомерно-снисходительного отношения, выпячивания собственной значимости нужно искать в VI — VII веках. Этим периодом датируется происхождение рыцарства.
Завоевания новых земель в ту эпоху серьезно укрепили авторитет и власть короля. Вместе с ним возвысились и воины, входившие с состав его дружин. Изначально образ жизни рыцарей в Средние века мало чем отличался от быта соплеменников, но постепенно знать захватывала земельные наделы, возводила на них замки.
Истории известны сотни случаев, когда земли отбирали силой у своих же соседей. Такое положение дел сохранялось при том, что количество рыцарей в Европы было ничтожно малым – не больше 3% от общей численности населения. Исключением были Испания и Польша, где их было около 10%.
Огромное влияние рыцарства на внутреннюю и внешнюю политику, этикет, дипломатию и практически все сферы жизни историки объясняют периодом, когда правда была за силой. А сила сосредоточилась в руках мужчин с доспехами.
Постепенно в средневековой Европе сформировался новый тип культуры – идеалы рыцарства. Они отчасти дошли и до современников – отсюда идеализация воинов в доспехах и с мечом.
Посвящение
Рассказ о жизни рыцарей в Средние века будет неполным без обряда посвящения. К 15 годам мальчишки, мечтавшие о славе и богатстве, становились оруженосцами. Оруженосцы следовали за хозяином безмолвной тенью, поили, кормили, меняли лошадей, чистили оружие, носили щит, а в боях подавали господину запасное оружие.
Через 4-5 лет службы паж уже досконально знал обычаи, образ жизни, принципы рыцарского братства и сам претендовал на членство в нем. Перед посвящением он усердно молился всю ночь, а утром исповедовался и совершал ритуал омовения.
Затем неофит в праздничных белых одеждах давал клятву братству. Как только он ее произносил, отец или один из посвященных трижды касался его плеча мечом. Посвящение состоялось. В подарок новообращенный получал собственный меч, с которым он никогда не расставался.
Дальше был пир, а по его окончании начиналась суровая жизнь рыцаря. В Средневековье она была полна опасностей, тягот и лишений.
Войны и турниры
Война – дело всей жизни, которому члены королевской дружины отдавали все свободное время. Она кормила воинов и их семьи – некоторые делали на мародерстве целые состояния, которых хватило бы на безбедное существование до старости. Другие вели себя скромнее, но старались получить куш, компенсирующий годы пребывания на войне.
Зарабатывали герои в доспехах и на турнирах. Выступая друг против друга, они стремились выбить из седла соперника. Сделать это нужно было тупым концом копья так, чтобы он упал на землю.
Проигравший по условиям турнира должен был отдать победителю коня и доспехи. Но по рыцарскому уставу потеря доспехов и коня считалась позором, поэтому проигравший выкупал их у победителя за серьезные деньги. Возврат личного имущества обходился ему в такую же сумму, как стадо из 50 коров.
Жилье
В книгах сказано, что их домами были настоящие неприступные замки, а где на самом деле жили рыцари Средневековья? Далеко не всегда в замках, потому что на их строительство воину нужны были немалые деньги.
Большинство довольствовалось скромными поместьями в деревнях и не мечтали о большем. Дома обычно состояли из двух комнат: спальни и столовой. Из мебели – самое необходимое: столы, кровати, лавки, сундуки.
Охота
Охота – один из видов развлечения рыцарей Средневековья. Они устраивали из нее представления, вступая в единоборство с дичью. Хищники, загнанные собаками, свирепели – любое неверное движение, любая оплошность человека могли привести к его смерти.
Охота считалась приоритетным способом добычи пропитания. А дичь, подстреленная в процессе, ценилась больше, чем мясо домашнего скота.
Бедные рыцари
Бедные рыцари, у которых в распоряжении была небольшая деревня и десяток-другой крестьян, вместе с простым людом обрабатывали землю. Перед высадкой растений и рассады они лично становились за плуг и вспахивали землю.
Бедность была наследственной, потому что родительские владения доставались старшему сыну. Младший получал лишь коня и доспехи и отправлялся искать счастья и удачи по миру.
Не у всех получалось. Некоторые рыцари становились грабителями, ворами, забывали о данной клятве и идеалах. Отступники без жалости расправлялись с детьми, стариками, женщинами.
Идеология рыцарства формировалась постепенно – от образа малограмотного крестьянина, ступившего на воинскую стезю, до элегантного аристократа. Образ шлифовался и обрастал мифами, преувеличениями, пока не стал синонимом верности и благородства – именно такие ассоциации он вызывает у современников.
Образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой вооруженного рыцаря в доспехах. Рыцари — профессиональные воины — представляли собой корпорацию, членов которой объединяли способ жизни, морально-этические ценности, личные идеалы…
Рыцарская культура складывается в феодальной среде. Сам стан феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса создавали самые большие землевладельцы — носители громких титулов. Эти самые благородные, с самой большой родословной рыцари стояли во главе своих дружин, иногда настоящих армий.
Рыцари ниже по рангу служили в этих дружинах со своими отрядами, появляясь по первому зову хозяина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все имущество которых содержалось в военной выучке и оружии. Много кто из них путешествовал, примыкая к отрядам тех или иных командиров, становясь наемником, а нередко и просто промышлял разбоем
Военное дело было прерогативой феодалов, и они делали все, чтобы максимально не допустить участия в битвах «грубых мужиков». Часто запрещалось ношение оружия и верховая езда «базарным торговцам, крестьянам, ремесленникам и чиновникам». Бывали случаи, когда рыцари отказывались брать участие в битвах вместе с простолюдинами и вообще с пехотой.
Согласно с распространением в рыцарской среде представлений, настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз.
Принадлежность к стану передавалась по наследству, в редких случаях в рыцари посвящали за особенные военные подвиги. Суровость правил стала нарушаться с развитием городов — эти привилегии стали все чаще покупаться.
В разных странах существовали похожие системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, владению оружием — прежде всего мечем и пикой, а так же борьбе и плаванию. Он становился пажом, потом оруженосцем при рыцаре. Только после этого юноша удостаивался чести пройти через обряд посвящения в рыцари.
Посвящение в рыцари (1322-1326). Симоне Мартини.
Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским «искусствам». Будущего рыцаря учили, кроме другого, и приемам охоты. Охота считалась вторым после войны занятием, достойным рыцаря.
У рыцарей вырабатывался особенный тип психологии. Идеальный рыцарь обязывался иметь множество достоинств. Он должен быть внешне красивым и привлекательным. Поэтому специальное внимание уделялось одежде, украшению, телосложению.
Доспехи и конская сбруя, особенно парадные, были настоящими произведениями искусства. От рыцаря требовалась физическая сила, иначе он просто не смог бы носить доспехи, который весил до 60-80 кг. Доспехи начинаю терять свою роль только с изобретением огнестрельного оружия.
От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и много рыцарей находились в постоянном поиске новых возможностей для этого.
«Если здесь война, я здесь остаюсь«, — говорил рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы померяться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-нибудь вызвал недовольство. Организовывались специальные рыцарские турниры. В 11-13 ст. выработались правила рыцарских дуэлей.
Так, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались один на другого с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за мечи, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались только выбить соперника из седла.
При проведении турнира после множества индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное состязание — имитацию битвы двух отрядов.
Рыцарские поединки стали составляющей частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок происходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат «не по правилам». Среди рыцарей была развита становая солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарского поведения.
Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого по имени Ожье вызвал на бой рыцаря сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли поменять его на Ожье.
Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайф-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард посвятил своего соперника в рыцари.
Высшим проявлением рыцарской любви к войне, агрессивного желания феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман.
В 1096 году произошел первый из них, а в 1270 — последний. Во время их проведения возникают особенные военно-религиозные организации — рыцарские ордены. В 1113 году был основан орден иоаннитов, или госпитальеров. В Иерусалиме, вблизи храма находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, покорявшийся лично Папе римскому.
Вступая в орден, рыцари давали клятвы послушания и смирения. Они носили монашеские плащи поверх рыцарских лат. В агрессии против славянских народов главную роль сыграл Тевтонский орден.
Рыцарский кодекс нашел отображение в рыцарской литературе. Её вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшем на юге Франции. Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен придерживаться правил «куртуазии».
«Куртуазия», кроме военной доблести, требовала умения вести себя в светском обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особенный ритуал женихания к девушкам. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к госпоже чаще всего используется характерная становая терминология: присяга, служение, дар, сеньор, вассал.
Во всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательными идеальная «рыцарская» любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отображали быт и черты своего времени. В то же время в них уже заметен интерес к отдельной людской личности.
Наиболее популярные сюжеты — о рыцарях «Круглого стола», о легендарном короле бриттов Артуре, рыцаре Ланселоте, Тристане и Изольде. Много в чем благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.
Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию.
Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати.
Лишение Рыцарского Достоинства
Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся передачей бывшего рыцаря в руки палача.
Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников.
В ходе церемонии с рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения (снимали не только доспехи, но и например шпоры, являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства).
После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками.
Бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача (если же рыцарю относительно «повезло», то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства).
После исполнения приговора (например, казни), герольды во всеуслышанье объявляли детей (или иных наследников) «подлыми (дословно виланами фр. vilain/англ. villain), лишёнными чинов, не имеющими права носить оружие и появляться и участвовать в играх и турнирах, при дворе и на королевских собраниях, под страхом быть раздетыми донага и высеченными розгами, подобно вилланам и рождённым от неблагородного отца».
Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными», и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепостных.
Рыцарские доблести:
-мужество (pronesse)
-верность (loyaut)
-щедрость (largesse)
-благоразумие (le sens, в смысле умеренности)
-утончённая общительность, куртуазность (courtoisie)
-чувство чести (honneur)
-вольность (franchisse)
Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.
Позднее романы «Круглого Стола», труверы и миннезингеры поэтизируют утончённое придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам.
Долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника.
Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.
Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=56843.
Это сословие сыграло значительную роль в распределении европейских территорий, оно было не менее важным, чем духовенство и крестьяне.
Происхождение понятия
В Западной Европе со времен правления Карла Великого появилось конное войско. Солдаты служили своим вассалам, они полностью отказывались от ведения собственного хозяйства. Воины всю жизнь посвящали службе. Этимология слова «рыцарь» имеет несколько корней.
Практически одинаковым было его значение в разных языках:
- французский — chevalier, от «шеваль» — лошадь;
- английский — knight, конный солдат в доспехах;
- немецкий — ritter, всадник.
В русском языке прижилось измененное немецкое слово. Но в любом случае это понятие означало хорошо вооруженного воина конницы.
Считалось, что рыцари наравне со священниками, феодалами и крестьянами играли значительную роль в формировании общества. Они помогали устранять непорядки, защищали короля, участвовали в войнах и походах. А о романтизме и подвигах всадников и до сих пор ходят легенды.
Воспитание юношей
Рыцарей растили в особых условиях. Согласно информации из исторических документов, главным для юношей было умение владеть оружием, хорошо держаться в седле, танцевать и петь, быть галантным. Необязательным условием являлась грамотность. Рыцарь мог не уметь читать и писать. Семь лет он должен был прислуживать опытному мужчине — чистить его оружие и коня, следить за обмундированием.
Затем будущий всадник проходил особый обряд посвящения. Эта процедура свидетельствовала о том, что юноша переходит к самостоятельности и зрелости. Обряд проходил в несколько этапов. На мальчика надевали шпоры, опоясывали мечом и давали пощечину — единственную в жизни, на которую рыцарь не должен отвечать. После этого юноша должен был ловко вскочить на коня и копьем пронзить установленную мишень.
Позже обряд был изменен под давлением церкви. Перед днем посвящения юноша должен был провести всю ночь в часовне молясь. На рассвете он выкладывал свое оружие на алтарь и посвящал его Богу. Затем на мальчика надевали шелковую белую рубашку и алое сюрко. Эти два цвета символизировали чистоту и кровь, которую рыцарь прольет во имя веры. А также он надевал коричневые штаны, указывающие на то, что после смерти каждый человек возвращается в землю.
Навершие меча украшали серебряным крестом, двухлезвийный клинок означал стойкость при защите бедных и слабых.
Доспехи и оружие
Средневековье еще называют веком кольчуги. Но металла для их производства было мало, поэтому они стоили очень дорого. Да и сам процесс изготовления требовал много усилий и времени. Все обмундирование и вооружение рыцаря Средневековья вместе с конем оценивалось в 15 кобылиц или 45 дойных коров, а это хозяйство одной деревни.
Всадники надевали качественные одежду и оружие:
- стеганая рубаха;
- чешуйчатые и пластинчатые доспехи, позже — кольчуга;
- кольчужные чулки;
- куполовидные шлемы;
- щиты;
- длинное копье;
- железный меч.
На обнаженное тело юноши надевали длинные стеганые рубахи. Менее богатые рыцари носили броню, пошитую из двух слоев кожи. Надевали этот кафтан через голову или завязывали его на спине. Позже на кожаные детали начали нашивать металлическую чешую.
Затем появилась кольчуга — особое обмундирование, состоящее из одного или нескольких рядов стальных колец. Она свисала до колен, а для удобства имела разрезы сзади и спереди. Кольчуга быстро вытеснила кожаные доспехи.
Появились каплевидные щиты для защиты воинов. Их изготавливали из кожи, обшивая бронзой для крепости. Щиты защищали рыцарей от стрел, мечей и копий.
На ноги юноши надевали металлические чулки, а кольчуги дополнились капюшонами и длинными рукавами. Голову защищал шлем. Его надевали поверх мягкого капюшона. Сначала он напоминал купол с нащечниками и наносником. А в конце XII века появились горшковидные шлемы. Они закрывали не только голову, но и плечи. Верхушку можно было загнуть вперед. При этом внутренний объем расширялся, что снижало риск получения ранения лица.
Основное оружие рыцарей — копье, его использовали для наступления на врага. Снаряжение изготавливали из ясеневого древка и наконечника из железа. Но использовать копье всадники могли только после изобретения стремян. До этого у них не было опоры, чтобы приподняться в седле. Хотя оружие можно было назвать крепким, оно редко переживало один турнир.
Копья не хватало для ведения полноценного боя. Рыцари использовали также мечи, изготовленные из железа. Оружие было длинным и массивным, ему давали прозвища. У короля Артура — Экскалибур, у Ролланда — Дюрандаль. Рукояти украшали драгоценными камнями, а сами мечи передавали от отца к сыну, как семейную реликвию.
Особенности гербов
Герб рыцаря изображали на щите и сюрко. Главная его часть была геометрической формы, а расписывали его разными красками, изображая геральдику и символические картинки. Если щит герба состоял из нескольких цветов, то и сюрко шили из материи таких же оттенков. Сначала гербы использовали только во время военных походов, но позже они перекочевали в повседневную жизнь. Их изображали на мебели и костюмах, чтобы подчеркнуть титул и звание рыцаря.
Так как всадники появлялись на ринге или поля боя, закованные в доспехи, их нельзя было различить — они выглядели одинаково. И поэтому изобрели гербы — отличительные знаки, которыми украшали щиты и шлемы. С ними связаны многие истории о рыцарях. Один известный крестоносец, австрийский герцог, во время боя так испачкался в крови, что его белая одежда осталась чистой только под поясом. По возвращении домой он сделал себе новый герб: белый пояс в красном поле.
Знаменитый Арагон получил новый отличительный знак тоже на поле боя.
В качестве восхищения его мужеством король Карл Лысый обмакнул пальцы в рыцарской крови и провел ими по золотому гербу воина. Самые сложные рисунки были у рыцарей, которые совершили выдающиеся поступки.
Основой герба был щит.
Его форма зависела от страны, где проживал воин:
- овальный — Италия;
- треугольный — Нормандия;
- квадратный с закругленным низом — Испания;
- четырехугольный с заостренным концом — Франция;
- фигурный — Германия.
Гербы отделывали мехами, драгоценными металлами и камнями, эмалью. Они могли быть однотонными или разноцветными, скошенными или пересеченными. Используемые оттенки символизировали качества, которыми обладал рыцарь.
Красный — страсть и мужество, зеленый говорил о свободолюбии и надежде, голубой означал ясность ума и величие, пурпурный — власть, золото указывало на знатность и богатство, серебро подразумевало благородный характер, черный — скромность и печаль.
Чем древнее и богаче род всадника, тем больше узоров изображали на его гербе.
Определение распространенных рисунков:
- журавль — осторожность;
- лев — отвага и сила;
- гриф — свирепость;
- единорог — непобедимость;
- волк — злость;
- кошка — независимость;
- петух — воинственность;
- павлин — хвастовство;
- кабан — бесстрашие.
Изображали не только животных, но и растения. Лилия означала расцвет, роза — чистоту, тюльпан — открытость.
Устройство замков
В период Средневековья было построено много замков. Только в Англии за несколько лет их возвели более 300. В эту эпоху первыми замками стали прямоугольные деревянные башни, обнесенные садом, рвом и валом. Донжон состоял из нескольких этажей, а переходить с одного на другой можно было с помощью приставной лестницы. На первом хранили балласт, второй служил складом, а на третьем предпочитал жить феодал со своей семьей.
Каменные сооружения появились в конце XI века. Этот материал начали использовать, чтобы враги не могли сжечь и разрушить замки. Хотя в первые годы столетия переходы между этажами оставались деревянными, из-за чего часто случались пожары. Центральную башню дополняли угловыми, а ров перед крепостной стеной наполняли водой. Добраться до входа в замок рыцаря можно было по подъемному мосту.
А также необходимо было преодолеть одну или несколько кованых металлических решеток. Обычно входов было два: один для пешеходов, а второй для рыцарей-всадников. Некоторые замки сохранили изначальный вид и до современных времен, об остальных осталось только описание в документах и книгах.
Воины были очень отважными. Для захвата замка им нужно было засыпать рвы, поставить лестницы к стенам и забираться по ним наверх. Осажденные часто сталкивали их с крыши, а женщины плескали им в лицо кипятком и горячей смолой, сыпали золу и известь. Из-за таких трудностей замки пытались сжечь, а злобу выплескивали с помощью грабежей, пьянства и насилия.
Позже изобрели новые и усовершенствовали старые стенобитные орудия. Популярными были античные тараны и дома на колесах, а затем появилась петрария. Эта машина путем противовеса бросала груз по стенам замка.
Нередко использовали и греческий огонь. Специальными сифонами запускали в башни горючую смесь из смолы, нефти и серы.
Рыцари занимались только военным делом, отказывались вести хозяйство самостоятельно, но при этом у них было свое имущество — замки, конюшни, усадьбы. Все дела вместо них вели управляющие и приказчики. Они отчитывались перед рыцарями о состоянии имущества, следили за полями и садами, домами и драгоценностями.
Деятельность рыцарей
Большую часть жизни рыцари проводили на войне: участвовали в сражениях с другими государствами, а также в междоусобных битвах.
Но когда в стране все было спокойно, то находили себе другие занятия:
- охота;
- пиры;
- светские встречи;
- турниры.
Быт рыцарей был хорошо устроен. Так как они не занимались ведением хозяйства (это противоречило этике военного класса), приходилось искать себе другие развлечения. Самые трудные времена наступали зимой.
Приходилось сидеть у каминов, чтобы согреться. Комнаты замков были хорошо натоплены, но в коридорах стены изнутри покрывались льдом. Вечерами рыцари играли в кости и шахматы, устраивали пьяные драки.
Летом замки оживали, становилось гораздо теплее. В города приходили бродячие циркачи, их приглашали к рыцарям. А путешествующие монахи часто становились источниками новой информации. Изучение истории и политической обстановки — вот чем занимались рыцари в свободное время.
Характеристика пиршеств отличается от тех, что будут проводиться спустя 2−3 века. Столы в рыцарских замках были лучше, чем у крестьян, но зимой даже воинам приходилось голодать. Повара готовили дичь и птицу, добытую на охоте, — оленей, кабанов, зайцев, куропаток, фазанов, речную рыбу. А также на столах всегда были свежие овощи и фрукты, сыры, сладкие пироги. Воду пить было не принято, поэтому жажду утоляли молоком, сидром, пивом.
Есть один интересный факт о рыцарях: они не умели стрелять из лука. Это оружие считалось низшим, предназначенным только для крестьян. На птиц охотились с соколами, а на кабанов и оленей ходили с копьями и кинжалами.
Для упражнения в воинском ремесле юноши участвовали в турнирах. Они преследовали разные цели: стремились стать известными, получить денежную награду, влюбить в себя знатную даму. Обычно рыцари выступали в составе команды, которой покровительствовал капитан или тренер. До самого конца они оставались верными своему вассалу. Но случались и восстания по разным причинам.
Большое значение для рыцарей имели любовные отношения. Женились чаще всего по расчету, редко супругу выбирали из-за чувств. Но у каждого всадника была дама сердца, которую он восхвалял — посвящал стихи и бился на турнирах ради ее признания. Тема любви была популярной в то время. Чем больше побед у рыцаря, тем успешнее он считался в своих кругах.
Средние века отражаются и в современной культуре. А юноши возрождают рыцарские турниры — шьют кольчуги, производят модели оружия, осваивают езду верхом. Проводят эти мероприятия ради развлечения, приобщаясь к древним традициям.
Рыцари – это титулованные воины, обитавшие в замках и принимавшие активное участие в битвах и показательных сражениях на турнирах. Посвящение в рыцари расценивалось как награда короля за государственную службу. Братства рыцарей в средние века подразделялись на светские и религиозные: первые традиционно являлись выходцами из знатных семей и несли службу в королевской армии, отстаивали они преимущественно государственные интересы, тогда как вторые боролись скорее за интересы церкви.
Служить рыцари предпочитали только с равными себе по титулу: некоторые доходили до такого абсурда, что отказывались идти в одном ряду с пехотинцами, рискуя своей жизнью.
Предшественники рыцарей
Первые рыцарские сословия возникли еще в 8 столетии на территории современной Франции, когда в государстве осуществлялся переход от народного ополчения к вассальному конному войску. Церковь оказала немаленькое влияние на средневековую конницу, превратив ее в элитное войско. Формированию рыцарства также способствовала эпоха крестовых походов.
Первыми прототипами рыцарей были древнеримские всадники: они, как и средневековые рыцари, передвигались по полю боя на конях, в качестве брони использовали доспехи. Конница предназначалась для преследования убегающих врагов.
Официальным началом эпохи рыцарства считают 4-6 столетие, когда Римская империя пала, а сарматы, поспособствовавшие этому, стали вторым прототипом средневековых рыцарей. Сарматская конница считалась привилегированной частью общества.
Первые рыцари
История формирования рыцарей тесно связана с франками, у которых возникла острая необходимость создания мобильной конницы, поскольку на их территории участились набеги арабов.
Мастерство езды на норовистых конях было недоступно для пеших франков. Конницу начали формировать из представителей дворянства. Помимо стрельбы, поединков на мечах и езды на конях, детей крупных землевладельцев обучали также плаванию, этикету, стратегии, тактике и искусству осады.
Подрастая, пажи поступали на службу к взрослым рыцарям в роли оруженосцев, сопровождавших воинов во всех походах. В их обязанности входило поддержание доспехов в чистоте и целости, транспортировать щиты и оружие.
Золотая эпоха рыцарства
Рыцарство развивалось очень динамично: требования к претендентам на получение титула становились все жестче, а тех, кому удавалось его получить, почитали все больше.
Рыцарям необходимо было быть в достаточной степени мужественными, верными своему королю, щедрыми к своим подданным и крайне галантными при дворе. Они всегда должны были защищать интересы церкви, оказывать помощь тем, кто в этом нуждался, держать свое слово и бороться со злом во всех его проявлениях.
Требования выдвигались также к внешнему виду рыцарей: воины должны были облачаться в красивые тяжелые доспехи, которые значительно усложняли передвижение солдата по полю боя. Огромная цена на обмундирование повлекла за собой новую традицию: побежденный в турнире должен был отдавать свои доспехи победителю.
Однако, в эпоху Крестовых походов требования к претендентам на получение рыцарского титула значительно снизились: чтобы присоединиться к войску, нужно было всего лишь принести обет противостояния нехристианам.
Популярности рыцарям добавляли барды и менестрели, воспевающие в своих произведениях их подвиги.
Однако, с изобретением огнестрельного оружия потребность в рыцарях сошла на нет – теперь воины являются скорее представителями аристократического класса, чем сплоченной армией. В Великобритании посвящение в рыцари происходит и в наши дни: титул даруется лично монархом за заслуги перед государством.
Рыцарские ордены
Одним из наиболее интересных орденов является Мальтийский, основанный в Иерусалиме в 11 веке. В него входили преимущественно монахи, в 1118 году объединение возглавил французский рыцарь Раймон Дюпои, он же превратил орден в военную организацию, сражающуюся за интересы христианской церкви. Рыцари доблестно боролись за неприкосновенность Иерусалима вплоть до 1187 года, когда были изгнаны в Акка, где задержались на сотню лет. На закате 13 столетия они перебрались на Кипр, а в начале 14 века захватили остров Родос. В течение 200 лет рыцари полностью контролировали воды Средиземного моря, однако Великая Французская революция 18 столетия нанесла ордену смертельный удар: в 1792 году вся собственность органа была конфискована, а в 1798 году рыцари, изгнанные Наполеоном, были вынуждены искать новое пристанище: большая часть ордена бежала в Россию, где Павел I попытался возродить объединение, однако надолго продлить его существование не удалось – в 1801 году император умер, а вместе с ним канул в лету и орган. Еще одна попытка вернуть орден к жизни была предпринята спустя 78 лет, инициатором этого выступил Папа Лев ХIII. Рыцари вернулись, однако повторить успех своих предшественников им не удалось.
Еще одной интересной организацией является Тевтонский орден, который был основан в период третьего крестового похода в 12 веке. Членами объединения были преимущественно немецкие монахи, давшие обеты целомудрия, бедности и послушания. В 1221 году на членов ордена были распространены такие привилегии как иммунитет и индульгенции. В начале 15 столетия тевтонский орган вел активную войну с Польшей и Литвой. Литовскому князю удалось разгромить монахов, планы тевтонцев относительно господства в Восточной Европе были разрушены. Тевтонский орден был вынужден признать свою несостоятельность. 8 августа 1525 года представители Тевтонского ордена заключили мирный договор с Польшей, согласно которому рыцари теряли все свои привилегии.
В 1834 году Тевтонский орган был восстановлен в Австрии и Германии.
Самым могущественным по праву считают орден Тамплиеров. Объединения рыцарей отличались между собой используемой военной стратегией, а в остальном были достаточно похожи.
Давайте сегодня поговорим о повседневной жизни рыцаря в средние века. Эта эпоха западной и европейской истории, настолько интересная, что она вдохновила на создание бесчисленных и разнообразных произведений литературы, живописи и кино. Предания о рыцарях замечательны. Все мы помним короля Артура и его рыцарей круглого стола, Робин Гуда и конечно знаменитые Крестовые походы.
Итак, расскажем вам, каково это было быть средневековым воином.
Всем нам известно, что в средние века происходили многочисленные конфликты и великие Крестовые походы — серия военных кампаний, которые начинались и поддерживались папством и христианской Европой. Их главная цель состояла в том, чтобы остановить мусульманскую экспансию, которая тогда завоевала обширные территории Византийской империи, и восстановить христианский контроль над Святой Землей.
Таким образом, рыцарство средневековья появляется как особое создание церкви во времена империи Каролингов – когда на территории современной Франции правил Карл Великий — король франков. Его правление продолжалось с 754 до 813, и одна из его стратегий заключалась в том, чтобы дать лордам каждого региона земельные наделы в обмен на верность и подданство. Эта система породила феодализм.
Рыцарь был воином на лошади в тяжелом снаряжении. Этот воин служил королю или другому феодалу — за деньги или за право на землю — и был обязан участвовать в тех войнах, в которых участвовал его господин.
Но только после одиннадцатого века, со времен первых Крестовых походов, были учреждены ордена и названы первые рыцари, что позволило создать целый военный класс на службе церкви и государства с очень четко определенными задачами и даже с кодексом поведения. Этот класс просуществовал несколько столетий.
Чтобы стать рыцарем средневековья, вы должны были быть благородного происхождения. Кроме того, у вас должны были быть экономические ресурсы, потому что содержать лошадей в то время было очень дорого. По этой причине дети, сыновья дворян, поступали на службу совсем маленькими — в 6-7 лет.
Сначала ребенок поступал на службу в качестве адъютанта, помогая рыцарю во всем. Он мог жить как внутри, так и за пределами замка, и его обязанности варьировались от выполнения особых поручений до подметания двора и ухода за лошадьми.
Когда наступала юность — в 14 или 15 лет, он становился оруженосцем, который носил оружие своего хозяина, хотя и не сражался. Очевидно, что его воспитание было военным, и он был обучен сражаться мечом, а также имел понятие о тактике войны. Интересно, что эти умения прививались юношам через спорт и игры. Также они упражнялись в верховой езде.
Оруженосец служил рыцарю в качестве помощника — распорядителя: он помогал одевать рыцаря средневековья и держал его доспехи и оружие в должном порядке. Хотя он и не сражался на поле боя, он был способен сделать это, если потребуется.
Игры и спорт — это турниры и соревнования, довольно опасные. Это был способ тренироваться, как тактическое боевое упражнение, которое позволяло рыцарю и тем, кто стремился стать рыцарем, быть в надлежащей форме. Но турниры также были очень важным развлечением для средневековых людей. На нем господин представлял своего феодала, который должен был выиграть приз. Этот приз был не только деньги, но также почет и слава.
Турниры и соревнования были огромными событиями, которые проходили, когда не было войн. Они проводились практически по любой причине: коронации, браки, роды, крещения, завоевания, альянсы и подобные события были отличным поводом для них. Затем, со временем, их стали проводить и при праздновании церковных торжеств.
Когда оруженосцу исполнялось 21 год он наконец мог стать рыцарем. Посвящение было целой церемонией. Самым главным в церемонии был момент, когда король или господин касался мечом плеча кандидата и тем самым присваивал ему титул рыцаря. Кроме того, в конце церемонии монарх мог слегка похлопать посвященного по шее или щеке, хотя изначально удар был довольно сильным кулаком в ухо, чтобы новый рыцарь помнил его всю жизнь.
Накануне кандидат в рыцари должен был поститься и исповедоваться. Если он был не богат, то должен был найти деньги на вооружение, амуницию и лошадей. Долее он мог провести праздничную трапезу со своими друзьями за отдельным столом, но во время пиршества не мог говорить или смеяться.
В ночь перед посвящением он должен был дежурить, «охранять оружие» и быть полностью вооруженным.
Ему рассказывали обо всех тяготах и лишениях, которые его ожидают, когда он станет рыцарем. Затем он становился на колени (представьте, как это было трудно во всех доспехах), и молился всю ночь.
На следующее утро он мог немного расслабиться и отдохнуть в постели. Затем он слушал мессу, и как только она заканчивалась его посвящали в рыцари.
Сначала его спрашивали готов ли он, если получали утвердительный ответ, он мог одеть шпоры и предъявить свой меч. Когда все эти приготовления заканчивались, он отправлялся в назначенное место с мечом, и там произносил свою клятву: умереть, если необходимо, за христианскую веру, за своего короля и его земли. Потом ему вручали знак отличия, и обращались к Богу с просьбой не позволить забыть произнесенной клятвы. Новый рыцарь целовал человека, который посвятил его и всех присутствующих рыцарей, в знак братства и мира.
После этой церемонии мог быть большой пир, а иногда даже турнир.
via
При слове «рыцарь» в голове возникает образ отважного, благородного и романтичного мужчины. Но мало кто знает, что стояло за этим на самом деле. В дальних походах рыцари сталкивались не только с врагами, но и с неудобствами. И вот только некоторые из насущных рыцарских проблем:
Курс по когнитивной психологии
Ты узнаешь, откуда берется тревога и когда это перестает быть нормой. Найдешь у себя мысли, из-за которых тебе плохо на душе. Научишься понимать свои эмоции и чувства. Поймешь, как побороть лишнюю тревогу, стать уверенней в себе и не зависеть от чужого мнения.
Внешний вид
В Средневековье из-за плохих условий жизни все люди были не очень высокими. Рыцари не исключение. Средний рост воина того времени, судя по сохранившимся доспехам, – 160 см.
Бриться в походах тоже было затруднительно, поэтому обычно лицо рыцаря наполовину было закрыто неухоженной бородой. Никто не утруждал себя ее расчесыванием, а порой даже тем, чтобы вытащить запутавшиеся остатки еды.
Еще одной напастью того времени были эпидемии оспы. Лица тех, кто пережил эту болезнь, были покрыты следами оспин. В общем, среднестатистического рыцаря современные дамы сейчас бы точно не назвали красавцем.
Доспехи
Металлические латы должны были защищать рыцаря от возможных ранений в бою. Весил такой костюм прилично: 25-27 кг. А ведь еще у воина был шлем и оружие! Суммарный вес снаряжения мог достигать 50 кг. Поэтому стать рыцарем мог только очень выносливый мужчина. К этому готовили с детства: учили плавать, фехтовать, бороться.
Но какой бы силой не обладал рыцарь, в доспехах он становился очень неповоротливым. А упасть с коня было подобно смерти, потому что подняться без чьей-то помощи воин уже не мог и его легко было взять в плен.
Гигиена
В Средние века в Европе дело с личной гигиеной вообще обстояло крайне плохо. Даже знатные люди частенько мылись всего дважды: при рождении и перед смертью. Что уж говорить о воинах, которые половину жизни проводили в походах! Их постоянными спутниками были вши и блохи.
О чистке зубов вообще мало кто слышал, поэтому годам к 20-25 улыбка становилась темной и изрядно щербатой. Вероятно, из-за этого рыцари шепелявили. Еще они очень уважали чеснок, ведь о его дезинфицирующих средствах было известно давно. Можно представить, какое амбре возникало, когда рыцарь открывал рот! Впрочем, прекрасные дамы того времени относились к гигиене примерно так же, поэтому их это не смущало.
Еще одна сложная тема – справление нужды. Латы были очень тяжелыми, надеть и снять их самостоятельно было проблематично. Поэтому в походных условиях порой приходилось «облегчаться» прямо в доспехи. А что еще делать, когда нет возможности отойти в кустики?
Впрочем, во время привала все было проще. Конструкция доспеха была продумана так, чтобы можно было справить нужду, не разоблачаясь. Спереди могли быть отодвигающиеся пластины, а то и вовсе просто ткань. В бою это не мешало, ведь рыцарь сидел верхом на коне и был защищен.
Благородство
В сказаниях рыцари воспеваются как защитники обиженных и угнетенных, но это не всегда соответствовало реальности. Они действительно были отважными и решительными, но порой и жестокими. Случалось, что рыцари грабили купцов, деревни, и даже монастыри, да и с простыми жителями обращались не слишком ласково.
Как правило, Церковь объявляла побежденных еретиками, так что рыцари не испытывали угрызений совести. Наоборот, считалось, что они выполняют свой долг.
Отношение к «прекрасной даме»
У рыцарей существовал целый культ «дамы сердца». Воин мог выбрать для воздыханий любую женщину, неважно, какого она была происхождения и даже то, был ли у нее муж. Ведь любовь в данном случае обязана была быть платонической. Рыцарь посвящал даме серенады и сражался на турнирах в ее честь.
Однако к собственной жене отношение обычно было не таким трепетным. Ведь жена в Средневековье считалась собственностью мужа, а значит, он мог, разозлившись, обругать ее, а то и поколотить. В общем, современная девушка от рыцарских манер была бы в шоке.