§ 5. ЖИЗНЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Занятия. Большинство восточнославянских племён занимались земледелием и скотоводством. Охота, рыбная ловля и другие промыслы играли важную, но второстепенную роль.
Лесостепи Среднего Приднепровья – это область развития древнейшего земледелия. Здесь рано при обработке почвы взамен мотыги стали применять плуг. Древнейший плуг с железным наконечником назывался «рало» (от слова «орать» – пахать).
На севере славяне отвоёвывали у леса участки земли для посевов, применяя подсечную, или огневую, систему земледелия. Вначале подрубали деревья и давали им высохнуть, затем сжигали их. Зёрна клали в оставшуюся после сожжения деревьев и кустарника рыхлую золу, которая служила удобрением. Примитивной бороной, сделанной из ствола ели с полуобрубленными ветками, рыхлили почву.
В VIII – X веках подсечное земледелие уходило в прошлое. На смену ему пришла переложная система (перелог). Поля делили на два участка, один вспахивали и засевали, второй – «отдыхал» 2 – 3 года. После этого засевали участок, который «отдыхал», оставляя нетронутым тот, что прежде давал урожай. Выращивали просо, пшеницу, ячмень, овёс, лён, гречиху, коноплю.
Изменился характер охоты славян. Её целью являлось уже не получение пищи, а добыча пушнины. Собольи, беличьи, заячьи и шкурки других животных пользовались большим спросом на внешних рынках, и торговля ими приносила хороший доход. Для вождя и его приближённых охота стала развлечением. Они охотились с ловчими птицами (соколами и ястребами), которых добывали с помощью «перевесов», т. е. больших сетей, натянутых высоко над землёй в местах птичьих перелётов.
Рало (плуг), двузубая соха
Жизнь восточных славян. Художник С. Иванов
Славяне занимались рыбной ловлей, используя невод или острогу. Другим важным занятием было бортничество (от слова «борть» – дупло дерева) – добыча мёда диких пчёл. Мёдом и воском, как и мехами, бойко торговали.
Ремёсла. К важнейшим и древнейшим ремёслам восточных славян относились плотницкое, кузнечное и гончарное дело.
Сырьём для выплавки железа была болотная руда, в избытке имевшаяся в лесах Восточной Европы. Железо «варили» в специальных печах. В верхнее отверстие глиняной печи засыпали древесный уголь и руду. В печи разжигали огонь. Затем через нижние отверстия (сопла) нагнетали мехами воздух, чтобы достичь в печи нужной для выплавки железа температуры. Эта работа была чрезвычайно трудоёмкой. Варка руды давала крицу – мягкую и пористую железную массу, которую затем проковывали молотами на наковальне. Слово «кузнец» произошло от слова «кузнь» (металлическое изделие).
Печь для варки железа
Примитивные сосуды из глины после изобретения гончарного круга стали более разнообразными. Гончары делали в основном горшки для варки пищи в печах, хранения молока, зерновых культур, воды и пр.
В славянских семьях изготовляли всё необходимое для собственного потребления: обувь, одежду, утварь, посуду, обрабатывали кожу и меха. Из льна и конопли ткали ткани. Пряжу пряли на веретене.
Поселения, жилища и одежда славян. Переход к пашенному земледелию, развитие ремесла и торговли повлекли за собой разложение родовой общины как объединения людей, связанных общими интересами. Появилась сельская (соседская) община.
Славянская посуда
В лесной полосе сельскую общину называли «погостом», или «миром», в южных районах – «вервью». Сельская община объединяла не родственников, а семьи соседей, занимавшихся земледелием.
Южные племена славян жили в землянках и полуземлянках. Полуземлянки углублялись в землю, над которой возвышалась часть стены.
Внутреннее помещение землянки полностью находилось под землёй. Крупные поселения состояли из 20 – 30 полуземлянок и нередко связывались между собой крытыми переходами. Славяне заботились и об оборонительных сооружениях, огораживая свои селения стенами, валами и рвами. Такие поселения появились в VIII – IX веках.
На севере строили деревянные срубы – избы с дощатым полом и большой печью. Топили по-чёрному – печь не имела дымохода. Через отверстие в её верхнем своде дым шёл в избу и выходил наружу через окна и дверь.
Изба обогревалась, и одновременно уничтожались различные насекомые. Окна были небольшими, «волоковыми»: в двух смежных брёвнах прорубалось узкое продолговатое отверстие, при необходимости его задвигали («заволакивали») доской. Для освещения избы использовали лучину (тонко наколотые деревянные палочки).
Жилище славян
Славянский посёлок
Крестьяне и горожане, мужчины и женщины, богатые и бедные одевались в рубахи или сорочки. Женская одежда была длинной. Мужская одежда представляла собой холщовую рубашку-косоворотку с металлическими, костяными или деревянными пуговицами, её подпоясывали узким ремнём. Поверх рубахи весной и осенью надевали грубошёрстную тёплую одежду, в зимнее время обычно – овчинную шубу. Мужчины заправляли штаны в сапоги, предварительно обмотав ноги онучами.
Женщины носили украшения: серебряные или бронзовые височные кольца, бусы, браслеты.
Серебряное ожерелье
Язычество. Слово «язычество» славянского происхождения («язык» – народ). Так назывались древние, до принятия христианства, верования восточных славян.
В представлении наших далёких предков-язычников мир состоял из четырёх частей – земли, неба со светилами (звёздами), воды?, омывающей землю, и подземного мира. Славяне почитали богиню плодородия («матерь урожая») Макошь. Солнце олицетворял бог Хорс – символ добра и света, изгоняющий тьму. Другое имя бога солнца и небесного огня – Дажбог. Его отца – Сварога – почитали как бога неба и небесного огня. Родоначальником славян считался бог Род. Богом грозы и покровителем воинов был Перун. Велес (Волос) – скотий бог почитался как бог богатства. В древности слово «скот» имело значение «имущество», «деньги».
Наши предки верили в существование души, которая жила в теле человека и покидала его, когда он умирал. Наделяя богов сверхъестественной силой, жрецы, кудесники, волхвы обращались к ним за помощью, задабривая – приносили жертвы и совершали различные обряды.
Они молились и гадали, чтобы узнать волю богов. Жрецы хорошо знали природные приметы и по ним могли предсказать ненастье или хорошую погоду. Это придавало их действиям таинственную силу, вызывавшую уважение простых людей.
Славяне считали, что волхвы и кудесники не только проникли в тайны природы и небесных светил, но могли толковать сны и предсказывать будущее.
Места языческих обрядов назывались капища (от старославянского слова «капь» – изображение, идол). На капищах стояли деревянные или каменные изображения богов. Одни славяне молились богу-громовержцу и приносили ему жертвы, другие почитали реки и их обитателей (русалок), жители лесов поклонялись сказочному получеловеку-полумедведю. На острове Хортица на Днепре у огромного дуба, который считался священным, купцы и воины приносили в жертву кур, оставляли кусочки хлеба и мяса.
Волхв
Капище
Острога – вилообразное орудие для ловли рыбы.
Онучи – кусок плотной ткани, которую навёртывали на ноги, а затем надевали сапоги или лапти.
Язычество (от слова «язык» – народ) – идолопоклонство, многобожие. Поклонение идолам как мнимым божествам.
Волхв – у древних славян – предсказатель будущего, мудрец, колдун.
Вопросы и задания
1. Чем отличалось пашенное земледелие от подсечного?
2. Назовите основные занятия славян.
3. Составьте рассказ о занятиях восточных славян по иллюстрации «Жизнь восточных славян».
4. Сравните жизнь древних германцев и славян, используя знания истории Средних веков.
5. Подготовьте доклад об одном из славянских богов.
Работаем с документом
Византийский писатель VI века Прокопий Кесарийский в своём сочинении «О войне с готами» рассказал о предках восточных славян:
«Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».
1. Составьте рассказ о жизни славян.
2. Укажите, в чём, по вашему мнению, были различия в обычаях и нравах гуннов и славян.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ ГЛАВЫ 1
Долгим и полным опасностей был путь человечества от первобытности к цивилизации. Прошли тысячи лет, прежде чем люди научились добывать огонь, создали первые каменные орудия труда и простые жилища, объединились в родовые общины. Пытливый разум помогал им успешно противостоять силам природы и совершенствовать орудия труда. На необъятных просторах нашей Родины проживали многочисленные племена с оригинальными культурами и бытом. Появились религиозные культы и связанные с ними языческие обряды и верования.
И оседлые земледельцы, и степные кочевники объединялись в племенные союзы. Возникали города, в которых развивались ремёсла и торговля, что способствовало налаживанию торговых и культурных связей между отдельными народами. Территориальная соседская община пришла на смену родовой; из общей массы населения выделилась знать. На территории нашей страны появились первые государства.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Обособление славян восточных
Обособление славян восточных
Изучая начало нашей истории, мы сейчас видели, как выделялись славяне из этнографической массы с неопределёнными племенными обликами, некогда населявшей восточную припонтийскую Европу. В VII в., когда уже было известно собственное родовое
Напитки восточных славян
Напитки восточных славян
Выдающийся знаток истории пищевых продуктов, напитков и мировой кулинарии В. В. Похлебкин писал, что на Руси основным сырьем для производства напитков стали естественные продукты лесов: ягодные соки (брусничный, малиновый, клюквенный,
Быт Славян восточных
Быт Славян восточных
Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев изменился во
Союз восточных славян
Союз восточных славян
Для понимания процесса сложения восточнославянской общности раннего средневековья обратимся к карте распространения пражско-корчакской и пражско-пеньковской археологических культур V–VII вв. Памятники названных культур, и в первую очередь
§ 1. ЭТНОГЕНЕЗ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
§ 1. ЭТНОГЕНЕЗ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Прародина славян. Предки славян — племена, говорившие на балтославянских диалектах, — приблизительно в середине II тыс. до и. э. отделились от носителей германских языков и осели в Восточной Европе. Около 500 г. до и. э. из единого
Быт и занятия восточных славян
Быт и занятия восточных славян
Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло из родов – совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых старейшинами. Родовые старейшины
Боги восточных славян
Боги восточных славян
Наряду с упоминаемыми уже богами, культ которых был распространен среди всего славянства или большей его части, у отдельных славянских народов были и другие боги, имевшие местное значение и у прочих славян вообще не засвидетельствованные. Такие
Быт Славян восточных
Быт Славян восточных
Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев
3. Занятия восточных славян
3. Занятия восточных славян
3.1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в
5. Религия восточных славян
5. Религия восточных славян
5.1. Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности – в эпоху
Языческие верования восточных славян
Языческие верования восточных славян
В этих верованиях отразилось первобытное представление людей о том, что в окружающем их мире действуют злые и добрые духи. Эти духи находились в состоянии непрерывной борьбы друг с другом. К злым духам славяне относили упырей –
Соседи восточных славян
Соседи восточных славян
По соседству с восточными славянами в IX в. жило несколько инородных племен. На востоке, по Волге, у Каспийского моря жил и хазары, народ турецко-татарского происхождения. Хотя у хазар были уже города (например, Итиль, при устье Волги), но все-таки
К рассказу «Соседи Восточных славян»
К рассказу «Соседи Восточных славян»
Хазары – до VII в. были жителями Дагестана. Благодаря контактам с тюрками они переняли тюркский язык. В VII в. они подчинили своей власти Прикаспийскую низменность, Нижнее Поволжье, а затем племена Северного Кавказа, Приазовья, Средней
Восточные славяне: расселение,
соседи, занятия, общественный строй
Славяне — одна из наиболее крупных групп европейского населения, имеющая коренное (автохтонное) происхождение. В качестве отдельной этнической общности славяне сформировались на рубеже новой эры. Первые письменные упоминания можно встретить в произведениях римских историков-летописцев I—II вв. — Плиния Старшего, Тацита, Птолемея.
Расселение славян
Многие современные учёные считают, что первые славянские племена занимали территорию между Вислой и Днепром. В период Великого переселения народов (II—VI вв.) они заселили значительную территорию Европы, разделившись на три ветви:
- западную (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы, кашубы);
- южную (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы);
- восточную (русские, украинцы, белорусы).
Великое переселение народов — термин, обозначающий совокупность передвижений европейских народов в IV—VII вв., большая часть которых была обусловлена давлением гуннов, пришедших на территорию Европы из азиатских степей в середине IV в.
Восточные славяне занимали территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В летописях встречаются упоминания 13 разных племенных групп восточных славян (поляне, северяне, радимичи, кривичи, ильменские словене, дреговичи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, волыняне, бужане, уличи, поло-чане). Все они имели общие этнические черты.
Соседи славян
На формирование восточнославянского этноса, его культуры существенное влияние оказали соседи славян. Этнические контакты восточных славян в VI—VIII вв. составляли: в Северной Европе — финно-угры (чудь, весь, мурома и др.); в Восточной Европе — балты (предки латышей, литовцев); в Азии — иранские племена (скифы, сарматы). Заметный след оставили контакты с аварами, болгарами, хазарами, викингами. С V в. устанавливаются отношения восточных славян с Византийской империей.
Расселение восточных славян
Вятичи | бассейн Оки |
Кривичи | вдоль верховий Днепра и Западной Двины |
Ильменские словене | на берегах Ильменского озера |
Радимичи | река Сож |
Древляне | между Днепром и Припятью |
Дреговичи | между Припятью и Березиной |
Поляне | вдоль западного берега Днепра |
Северяне | бассейн Десны и Днепра |
Уличи и тиверцы | на юго-западе Восточно-Европейской равнины |
Поляне и ильменские словене — крупнейшие восточнославянские племена раннего средневековья. Киевская (II—V вв.) и Пеньковская (VI — нач. VIII в.) археологические культуры — первые археологические культуры восточных славян.
Занятия славян
Система хозяйствования восточных славян базировалась на земледелии (подсечно-огневом и переложном) и скотоводстве. Двухпольные и трехпольные севообороты в земледелии стали распространенным явлением в славянских землях VII—VIII вв., заменяя собой подсечно-огневое, при котором земля очищалась из-под леса, использовалась до истощения, а потом забрасывалась. Также есть сведения о занятии славян рыболовством, бортничеством (собирание мёда диких пчел), существовали различные виды ремёсел (кузнечное, ткацкое, гончарное), интенсивно развивалась торговля.
Общественный строй
Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине. Первоначально восточные славяне объединялись на основе кровного родства. Во главе рода стоял старейшина. На смену родовым связям приходят территориальные. Кровнородственную связь сменила соседская община — вервь (мир). Частная собственность уже существовала, но земля, лесные угодья и скот оставались в общем владении.
Постепенно возрастала роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. Период VIII — начало IX вв. в исторической науке называется военная демократия — это переходный период от первобытности к государственности. Ее признаки: участие всех членов племенного союза (мужчин) в решении общественных задач; народное собрание (вече) как высший орган власти; наличие народного ополчения. Правящий слой: старая родоплеменная аристократия (вожди, жрецы, старейшины) и разбогатевшие на эксплуатации рабов и соседей члены общины. Имело место патриархальное рабство (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи).
Верования
Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество, которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы. К главным богами славян следует отнести:
- Перун — бог грома, молнии, войны;
- Сварог — бог огня;
- Велес — покровитель скотоводства;
- Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени;
- Даждьбог (Ярило) — бог солнца.
Язычество — политеизм, вера во множество богов. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п. Волхвы — служители языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей. Анимизм — вера в существование души и духов, одушевлённость всей природы.
[idea]Восточные славяне в древности. Общественный строй: трансформация родовой общины в соседскую. Занятия: земледелие; охота; собирательство; рыболовство; промыслы; ремесленничество. Религиозные взгляды: язычество (культ природы; культ земли; культ предков).[/idea]
Конспект урока по Истории России «Восточные славяне».
Вернуться к Списку конспектов по Истории России в 6 классе
Просмотров: 12 487
Восточные славяне: расселение,
соседи, занятия, общественный строй
Славяне — одна из наиболее крупных групп европейского населения, имеющая коренное (автохтонное) происхождение. В качестве отдельной этнической общности славяне сформировались на рубеже новой эры. Первые письменные упоминания можно встретить в произведениях римских историков-летописцев I—II вв. — Плиния Старшего, Тацита, Птолемея.
Расселение славян
Многие современные учёные считают, что первые славянские племена занимали территорию между Вислой и Днепром. В период Великого переселения народов (II—VI вв.) они заселили значительную территорию Европы, разделившись на три ветви:
- западную (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы, кашубы);
- южную (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы);
- восточную (русские, украинцы, белорусы).
Великое переселение народов — термин, обозначающий совокупность передвижений европейских народов в IV—VII вв., большая часть которых была обусловлена давлением гуннов, пришедших на территорию Европы из азиатских степей в середине IV в.
Восточные славяне занимали территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В летописях встречаются упоминания 13 разных племенных групп восточных славян (поляне, северяне, радимичи, кривичи, ильменские словене, дреговичи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, волыняне, бужане, уличи, поло-чане). Все они имели общие этнические черты.
Соседи славян
На формирование восточнославянского этноса, его культуры существенное влияние оказали соседи славян. Этнические контакты восточных славян в VI—VIII вв. составляли: в Северной Европе — финно-угры (чудь, весь, мурома и др.); в Восточной Европе — балты (предки латышей, литовцев); в Азии — иранские племена (скифы, сарматы). Заметный след оставили контакты с аварами, болгарами, хазарами, викингами. С V в. устанавливаются отношения восточных славян с Византийской империей.
Расселение восточных славян
Вятичи | бассейн Оки |
Кривичи | вдоль верховий Днепра и Западной Двины |
Ильменские словене | на берегах Ильменского озера |
Радимичи | река Сож |
Древляне | между Днепром и Припятью |
Дреговичи | между Припятью и Березиной |
Поляне | вдоль западного берега Днепра |
Северяне | бассейн Десны и Днепра |
Уличи и тиверцы | на юго-западе Восточно-Европейской равнины |
Поляне и ильменские словене — крупнейшие восточнославянские племена раннего средневековья. Киевская (II—V вв.) и Пеньковская (VI — нач. VIII в.) археологические культуры — первые археологические культуры восточных славян.
Занятия славян
Система хозяйствования восточных славян базировалась на земледелии (подсечно-огневом и переложном) и скотоводстве. Двухпольные и трехпольные севообороты в земледелии стали распространенным явлением в славянских землях VII—VIII вв., заменяя собой подсечно-огневое, при котором земля очищалась из-под леса, использовалась до истощения, а потом забрасывалась. Также есть сведения о занятии славян рыболовством, бортничеством (собирание мёда диких пчел), существовали различные виды ремёсел (кузнечное, ткацкое, гончарное), интенсивно развивалась торговля.
Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, ячмень, гречиха и просо. Рожь и овес, которые в позднем средневековье станут основными сельскохозяйственными культурами, тогда практически не сеяли, за исключением небольшой территории в районе Ладоги и озера Ильмень. Среди огородных культур наибольшее распространение получили репа, капуста, свекла и морковь.
Основная масса восточных славян жила в небольших деревянных или глинобитных поселках по берегам больших и малых рек, которые представляли собой своеобразный «кормящий ландшафт». При этом реки являлись не только традиционной средой обитания восточных славян, но и прекрасной транспортной артерией и естественной защитой от многочисленных набегов соседних кочевых племен.
В целом хозяйство восточных славян носило полунатуральный характер, и в силу этого обстоятельства было крайне слабо связано с внутренним рынком. Именно поэтому внутренняя торговля была практически не развита. Зато внешняя торговля, благодаря знаменитому торговому пути «из варяг в греки» и другим транзитным путям, напротив, была развита довольно хорошо.
Общественный строй
Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине. Первоначально восточные славяне объединялись на основе кровного родства. Во главе рода стоял старейшина. На смену родовым связям приходят территориальные. Кровнородственную связь сменила соседская община — вервь (мир). Частная собственность уже существовала, но земля, лесные угодья и скот оставались в общем владении.
Постепенно возрастала роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. Период VIII — начало IX вв. в исторической науке называется военная демократия — это переходный период от первобытности к государственности. Ее признаки: участие всех членов племенного союза (мужчин) в решении общественных задач; народное собрание (вече) как высший орган власти; наличие народного ополчения. Правящий слой: старая родоплеменная аристократия (вожди, жрецы, старейшины) и разбогатевшие на эксплуатации рабов и соседей члены общины. Имело место патриархальное рабство (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи).
Верования
Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество, которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы. К главным богами славян следует отнести:
- Перун — бог грома, молнии, войны;
- Сварог — бог огня;
- Велес — покровитель скотоводства;
- Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени;
- Даждьбог (Ярило) — бог солнца.
Язычество — политеизм, вера во множество богов. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п. Волхвы — служители языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей. Анимизм — вера в существование души и духов, одушевлённость всей природы.
Восточные славяне в древности. Общественный строй: трансформация родовой общины в соседскую. Занятия: земледелие; охота; собирательство; рыболовство; промыслы; ремесленничество. Религиозные взгляды: язычество (культ природы; культ земли; культ предков).
Конспект урока по Истории России в 6 классе «Восточные славяне».
Следующая тема: «Образование Древнерусского государства».
Страницы истории России. Жизнь древних славян.
1. Наши предки
2. Внешний вид славян
3. Занятие славян, орудия труда и предметы быта
4. Жилища славян
5. Верования славян
6. Духи, божества природы
7. Начало расселение славян
1. Наши предки
В середине первого тысячелетия нашей эры на просторах Восточной Европы находились дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. Населяли эту территорию восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы и белорусы. Жили славяне племенами. Племя состояло из нескольких родов. Род — это несколько семей, живущих вместе. Наши предки, восточные славяне, жили по берегам рек Ока, Волга, Дон, Днепр, Западная Двина.
Названия славянских племен: поляне, дреговичи, словене, древляне, северяне, родимичи, волыняне, вятичи, уличи, кривичи и др.
2. Внешний вид славян
Славяне были сильными, высокого роста, выносливыми людьми.
Одежда славян—мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Кожаная обувь была вроде сапога на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней одевались только в торжественных случаях во время праздников и свадебных обрядов.
3. Занятие славян, орудия труда и предметы быта
Древние славяне занимались охотой, рыболовством, бортничеством ( сбором меда диких пчел), скотоводством, земледелием, строительством, гончарным делом, собирательством.
Мужчины охотились на медведей, кабанов, косуль. В те времена в лесах было много дичи. Кузнецы ковали оружие и необходимые орудия труда.
Женская половина готовила пищу, ткала, пряла, шила, занималась огородом. Были и искусные врачеватели, которые готовили лекарственные снадобья из трав.
Земледелием славяне занимались сообща. Чтобы распахать землю, славянам приходилось вырубать лес. Деревья сжигали и золой удобряли землю. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли. Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной – суховаткой. Участок засеивали 2-3 года, пока землю была плодородной и давала хороших урожай. Затем переходили на новые участки.
Все знания, навыки и опят передавались из поколения в поколение — от отца к сыну, от матери к дочери.
4. Жилища славян
Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле.
Строили славяне рубленные избы или селились в полуземлянках, которые на половину уходили в землю. В загонах и хлевах держали домашний скот.
Обстановка в избах была самая простая: деревянные лавки, столы, печь из камней или глины.. Труб в избах не было. Топили по-черному. Дым выходил через небольшие окошки и дверцы.
Из посуды были глиняные горшки и сковороды.
5. Верования славян
Славяне считали, что всеми явлениями природы управляют боги:
- Одним из главных богов был Перун — бог грома и молнии. Это был грозный бог, его считали ещё богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба. Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносились жертвы этому богу. И место это называлось храмом Перуна.
- Ярило — божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило – отождествлялся с солнцем
- Сварог – бог неба
- Даждьбог – сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли.
- Велес – бог-покровитель животных, особенно домашних.
- Стрибог – бог ветра.
- Макоша — Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ.
Чтобы боги были к людям добрее, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней:
- Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу.
- Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходили в ночь с 23 на 24 июня.
- 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество.
6. Духи, божества природы
Родной, привычный им мир славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой. , в реках и озерах живут водяные и русалки, а в лесу водятся лешии. Были и другие духи природы — добрые и злые. К душам своих предков славяне обращались за защитой от злых сил., за советом, просили их о помощи и хорошем урожае.
7. Начало расселение славян
Со временем восточные славяне начали расселяться на новые территории. Переселение носило мирный характер. Славяне не навязывали своих обычаев соседям — фино-угорским племенам. Против общих врагов выступали с ними совместно.
К 8 веку племена восточных славян объединились в союзы племен. Каждый союз возглавлял князь.
Просмотры: 53 705
В древности, большую часть Европы и
значительные пространства Азии населяли многочисленные племена индоевропейцев.
Первоначально они говорили на одном языке, имели много общего в обычаях, образе
жизни и облике.
Индоевропейцы
Эти племена были весьма подвижны,
постоянно передвигались с одного места на другое, осваивали новые земли.
Через какое-то время отдельные группы индоевропейцев стали обособляться. Ранее
общий язык распался на ряд отдельных. На сегодняшнем занятии мы поговорим о восточных
славянах. Узнаем, как и когда они появились. Как жили, во что верили и чем
занимались.
Около четырёх тысяч лет назад из
общей группы индоевропейцев выделились балто-славянские племена. Они
заселили Центральную и Восточную Европу.
Балто-славянские племена
Примерно в 5 веке до новой эры
появились отдельные славянские племена. Они освоили территории от
среднего течения Днепра до Одера. От Карпатских гор до Припяти.
В 5 веке новой эры славяне
расселились на территории от Балтийского до Чёрного моря. На севере они дошли
до Волги. На Юге – до Греции.
Расселение славян
В ходе этого передвижения славяне
разделились на три группы: восточную – предки русских, белорусов,
украинцев; западную – современные поляки, чехи и словаки; и южную
– сербы, болгары, хорваты.
Славяне
К 6 – 8 векам славяне восточной
группы заселили большую часть Восточно-Европейской равнины. Здесь проживало от
12 до 15 крупных восточнославянских союзов племён.
Славянские племена
«…По многим временам осели славяне по
Дунаю, где ныне Венгѐрская земля и Болгарская, от тех славян разошлись по
земле и назвались именами своими… Славяне, которые пришли и поселились по
Днепру, назвались полянами, а другие древлянами, потому что жили они в лесах, а
другие поселились между Припятью и Двиной и назывались полоча̀нами по
речке Полота, впадающей в Двину. Словѐне же сели около озера
Ильменя и назвались ильмѐнскими словѐнами и сделали свой
город и назвали его Новгород. Другие поселились по Десне, Сейму, по Суле и
назвались северянами. И так распространился славянский народ…»
Самыми многочисленными были поляне и ильменские
словене.
Восточные славяне
Самоназвания племён восточных
славян обычно были связаны с той местностью, где они проживали. Древля̀не
— живущие в лесах. Дреговичѝ – от «дрыгва̀» – болото,
живущие в болотистой местности. Бужа̀не – от названия реки Буг.
Племена восточных славян
Основным занятием восточных славян
было земледелие. Но большая часть заселенных ими территорий была занята
лесами. Было необходимо вырубать деревья. Оставшиеся пни выкорчевывали и
сжигали. Тем самым почва удобрялась золой. Земля давала хороший урожай 2 – 3
года. После примерно 5 лет этот участок забрасывали и переходили на
новый. Такая система земледелия называется подсѐчно-огнево̀й.
Подсека
Более плодородные земли находились на
Юге, в Приднепровье. Участки земли использовали здесь до полного истощения,
после чего переходили на новое место. За 20 – 30 лет земля восстанавливала свои
свойства. Такую систему называют перело̀жной.
Перелог
Работы на земле состояли из
нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохо̀й. Затем,
выравнивали бороно̀й. После наступал самый ответственный этап – сев.
В конце лета наступала жатва. Убирали хлеб серпами.
Орудия труда
Славяне сеяли пшеницу, просо,
ячмень и гречиху. Выращивали репу, свеклу, чеснок, лук. Хлеб был
основной пищей славян, поэтому зерновые культуры называли жѝто (от
слова «жить»).
Земледелие у славян
Также славяне занимались
животноводством. Разводили коров, коз, свиней, лошадей.
Незаменимыми в хозяйственной жизни
славян были промыслы: бо̀ртничество (сбор мёда диких пчёл), охота и
рыбная ловля. Охота, кроме дополнительной пищи, приносила пушнѝну.
Из меха животных делали тёплую верхнюю одежду. Шкурки зверей, прежде всего
куницы (куны), служили в качестве денег. На пушнину выменивались нужные
товары.
Промыслы
У восточных славян были хорошо
развиты ремёсла: кузнечное, ювелирное дело, обработка дерева и кожи.
Занятия славян можно поделить на 4 группы: земледелие, животноводство,
промыслы и ремесло.
Занятия слаян
«…Они (славяне) очень красивы и
рослы, волосы их отливают в русый цвет. Они огромной силы, … это неплохие и
совсем не злобные люди. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый. Они
гостеприимны, радушны …, ласковы к чужестранцам, об угощении и безопасности
которых заботятся больше всего: ставят на стол всевозможные кушанья, отказывая
себе, провожают их от места до места…. Они сходны по своему образу жизни, по
своим нравам, по своей любви к свободе; их никаким образом нельзя склонить к
рабству, или подчинению…».
Славяне
Тем не менее, славяне были
великолепными воинами.
Вооружались они в основном копьями
и луками. Качественное железное оружие было редким и очень дорогим.
«Сражаться… они любят в местах,
поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах… пользуются (засадами),
внезапными атаками, хитростями…. Опытны они… в переправе через реки…. Будучи
настигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат
во рту… выдолбленные камыши, доходящие до поверхности воды… и это они могут
проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их
присутствии….
Каждый вооружён двумя небольшими
копьями, некоторые имеют также щиты…. Они пользуются… луками и небольшими
стрелами, намоченными особым… ядом…
Военное дело у славян
Имея большую помощь в лесах, они
направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто…
добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем,
когда наступающие бросаются на добычу, они… наносят неприятелю вред. Все это
они мастера делать разнообразными придумываемыми способами, с целью заманить
противника…»
Поселения восточных славян
располагались преимущественно по берегам рек и озёр. Они проживали
семьями в домах-полуземлянках.
Поселения славян
Размер его был до 20 квадратных
метров. Сам дом и его обстановку – стол, скамьи, часть посуды, изготавливали
из дерева. Крышу покрывали ветвями и дёрном, после, для прочности,
обмазывали глиной. Отапливался дом при помощи глинобитной печи или открытого
очага. Дым выходил через отверстие в крыше.
Первоначально славяне жили большими ро̀довыми
общинами. Во главе стоял старейшина, обычно самый старший и опытный
из общины. Но по мере расселения славян по обширным территориям, родовые связи
стали не так важны. Кровнородственную общину (где все приходились
друг другу родственниками) сменила соседская или территориальная
община – вервь (в ней уже не так важно было родство и по соседству
могли жить люди из разных родов).
Участники верви коллективно владели сенокосами,
лесами и выгонами. Пашенные земли были поделены между семьями
общинников.
Соседская община
В такой общине не действовала власть
племенного вождя. Теперь для решения важных вопросов представители всех семей
округи сходились на общее собрание – вѐче. Там выбирали старейшин
для ведения общих дел. В случае военной опасности собиралось народное
ополчение, которое строилось по десятичному принципу (десятки, сотни,
тысячи). Отдельные общины объединялись в племена. Племена – в союзы
племён.
Общественный строй
Восточные славяне были язы̀чниками,
то есть поклонялись многим богам. Они воспринимали природу как живое существо и
представляли ее в виде различных божеств.
«…До введения Христианской Веры,
первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии… Кумир его стоял в
Киеве на холме… а в Новгороде над рекою Во̀лховом: был деревянный, с
серебряною головою и с золотыми усами. Летописец именует еще идолов
Хо̀рса, Дажбо̀га, Стрибо̀га, Сама̀ргла и Мо̀коша….
Упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуно̀вым клялися Россияне в
верности, имев к нему особенное уважение: ибо он считался покровителем скота…
Бог веселия, любви, согласия… именовался…Ладо…. Купалу, богу земных плодов,
жертвовали перед собиранием хлеба… Язычники… славили Коляду, бога торжеств и
мира…»
Боги славян
Наиболее могущественными богами были Ярѝло
– бог солнца. Перу̀н – бог грома и молнии (а также военного дела). Стрибо̀г
– повелитель ветра. Велес – покровитель скотоводства. Мо̀кошь –
богиня плодородия.
Славяне верили в загробную жизнь и
почитали духов своих предков. Так же верили в сверхъестественные силы: в
домах жил Щур – домовой. В озерах и реках – водяной и русалки. В лесу –
леший.
Верования славян
Для совершения своих обрядов славяне
не строили специальных помещений (храмов). Их они совершали в священных рощах,
возле вековых дубов. Нередко там находились статуи богов, сделанные из дерева
или камня. Такое место называлось капищем. Для того, чтобы задобрить богов им
приносили жертвы в виде животных. В особых случаях – людей.
У славян отсутствовали специальные
жрецы, для исполнения обрядов. Но они думали, что существуют особые люди,
умеющие общаться с богами, колдовать и предсказывать будущее. Их называли
кудесниками или волхвами.
Таким образом, к 7 – 8 векам обширные
пространства Восточно-Европейской равнины были заселены племенами славян.
В ходе расселения славяне разделились
на три группы: восточную, западную и южную.
Их главным занятием было земледелие.
Славяне были хорошими воинами,
отличались любовью к свободе.
Жили соседской общиной. Все дела
решали сообща.
Верили во множество богов.