Рассказ о жизни средневекового города

Существовало два типа городов. Первые были наследниками Римской империи, их история уходила в глубокую древность. К ним относятся Венеция, Генуя, Неаполь, Марсель, Монпелье, Париж, Кёльн, Лондон. После падения античной цивилизации жизнь в них начинает потихоньку замирать, но при этом они остаются административными и духовными центрами, а активные торговые связи некоторых городов с Восточной Римской империей и странами Востока способствуют их развитию. Ко второму типу городов относятся зародившиеся уже в Средние века поселения: Брюгге, Прага, Амстердам.

Постепенный переход от раннего феодализма к развитому способствовал оживлению городов. Они становились ремесленными центрами, опорой производства, торговли, культуры и религиозной жизни. Благодаря повышению производительности сельского хозяйства земледельцы могли формировать запасы и выходить с ними на рынок, то есть в города. Постепенно сельские жители пополняли городское население. Кроме того, многие крестьяне бежали в города, чтобы укрыться от сеньора и избавиться от его зависимости.

Европейский город располагался на территории феодала, который обладал полнотой власти над ним. Землевладельцу подчинялись и жители, несшие повинности. Феодал был заинтересован в любых способах получения дополнительного дохода с подвластных земель. Одним из таких ресурсов стал город, поэтому феодал способствовал развитию ремесла, промыслов и торговли. В тех случаях, когда он оказывал излишнее давление, жители впоследствии устраивали бунты. Например, в XI-XII веках города Северной Италии одержали победу и были объявлены городами-государствами.

Улицы были иногда настолько узкими, что туда не мог проникнуть солнечный свет. Отсутствие обустроенных дорог становилось катастрофой в межсезонье. В дождливый день даже служба в церкви могла быть отменена из-за распутицы. Городской службы по уборке мусора не было, что неизменно вело к распространению эпидемий.

Ремесленники, объединенные в цеха, как правило, проживали на одной улице. Чтобы привлечь клиентов, они украшали пространство перед своим домом, выставляли на улицу или ставили на окна произведения труда. Сегодня мы бы назвали это рекламой и дизайном городской среды.

На центральной площади была сосредоточена жизнь всего города. Здесь находились главные здания, рынок, где встречались представители всех социальных групп.

Рост городов отчасти сдерживали их главные защитники — крепостные стены. Дома росли вверх, население жило скученно, что усложняло общую ситуацию. Отсутствие нумерации домов восполнялось размещением на входной двери щита с изображением, часто символизирующим род деятельности хозяина дома.

Средневековый город канул в Лету, но благодаря ему был заложен фундамент современных структур местного самоуправления и сформировано мировоззрение нового типа.

Как жили в средневековом городе?

Средневековый город вдоль реки

Города в средневековой Европе были небольшими по современным меркам. В столицах (Лондоне, Париже) жило 40-50 тысяч человек, в других крупных городах – 15-20 тысяч, а в типичном среднем городке – 5-7 тысяч.@

Как жили в средневековом городе?

Средневековый Брюгге (Бельгия)

Города строились на берегах рек, вокруг замков или вдоль крупных трактов. В последнем случае участок дороги становился главной городской улицей. Также главная улица могла вести от замка сеньора к реке или тянуться вдоль берега.

Как жили в средневековом городе?
Гравюра средневекового города

Практически любой средневековый город был окружен стенами. Причем, чем крупнее и богаче город, тем они были более мощными и высокими.

Как жили в средневековом городе?

Фрагмент стен вокруг города

В худшем случае защитой от непрошеных гостей служила земляная насыпь с деревянным частоколом на ней, в лучшем – высокие каменные стены с башнями и бойницами, где дежурили караульные.

Как жили в средневековом городе?

Нормандская крепость 10-11 веков (Франция)

Городские ворота запирались на закате и отпирались с восходом солнца. Обязанности по возведению укреплений и поддержанию их состояния распределялись между всеми горожанами. Они либо занимались строительными работами, либо платили денежный взнос.

Как жили в средневековом городе?

Городское строительство

Городские стены ограничивали рост поселений, поэтому дома стояли вплотную друг к другу, а улицы были не более двух метров в ширину.

Как жили в средневековом городе?

Узкая улочка Стокгольма

Как жили в средневековом городе?

Средневековая площадь старого Таллина

Одна из улиц в Брюсселе называлась «улицей одного человека», потому что там не могли разойтись даже двое.

Как жили в средневековом городе?

«Улица одного человека» в Брюсселе

Верхние этажи зданий выступали над нижними, что еще больше сужало пространство средневековых улиц.

Как жили в средневековом городе?

Улочка итальянского города

О ночном освещении, водопроводе, канализации и других удобствах жители не могли и мечтать. Для современного человека жизнь в средневековом городе показалась бы сложной и опасной. Мусор выбрасывался прямо на улицы, во время ночных прогулок приходилось брать с собой фонарь.

Как жили в средневековом городе?

Гравюра улиц средневековых городов

Большинство домов были деревянными, а крыши – соломенными, и во время пожара огонь быстро перекидывался на соседние дома, что приводило к разрушению целых кварталов.

Как жили в средневековом городе?

Средневековая городская площадь

Из-за тесноты и грязи часто возникали и распространялись инфекционные болезни, от которых умирало много людей. Богатые люди укрывались от эпидемий в загородных поместьях. Когда опасность заражения исчезала, они возвращались, но перед этим пускали в дом какого-нибудь бродягу или бедняка. Если тот оставался здоров, то хозяева въезжали в дом без опасения.

Как жили в средневековом городе?

Зпидемия чумы

В домах бедных горожан были маленькие окна, которые зимой затыкали сеном или тряпками. Чтобы согреться, разводили огонь, дым от которого выходил через отверстие в потолке или открытую дверь, но частично он оставался внутри помещения.

Как жили в средневековом городе?

Фрагмент картины Брейгеля (старшего)

Вся обстановка в доме простых людей состояла из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, кровати и сундука. В сундуке хранилась одежда, которая была дорогой, и поэтому ее берегли и передавали из поколения в поколение.

Как жили в средневековом городе?

Средневековый город картина работы Е.Е. Лансера (народный художник РСФСР)

Основную часть населения средневекового города составляли торговцы, ремесленники, подмастерья, цирюльники.

Как жили в средневековом городе?

Зажиточные горожане средневековья

В крупных городах селилась аристократическая знать, феодалы, чиновники, врачи, юристы, Дома знати выделялись внешним видом, убранство в них было богаче и отражало их социальное положение.

Как жили в средневековом городе?

Работы в сельской округе

Многие горожане продолжали заниматься сельским хозяйством. Они возделывали поля за городскими стенами, пасли стада овец, коров. Ближайшая сельская округа считалась принадлежащей к городу.

В настоящее время многие города Западной Европы, сохранившие облик и дух Средневековья объявлены ЮНЕСКО объектами мирового культурного наследия.

Как жили в средневековом городе?

Набережная французского города Нант

Жители городов бережно сохраняют памятники и архитектуру уникальных древних уголков средневековой истории Европы.

Как жили в средневековом городе?

Средневековая улочка испанского городка в наше время

      4. Как жили горожане. Сравнительно с нашим временем население средневекового города было немногочисленным. Обычно оно не превышало 5—6 тысяч человек. Лишь немногие города Западной Европы, такие, как Лондон в Англии или Париж во Франции, насчитывали несколько десятков тысяч жителей.

      Хотя главными занятиями горожан были ремесло и торговля, жители города ещё долго не порывали с сельским хозяйством! Перед городскими стенами простирались возделанные поля, сады й огороды, на пастбищах бродили стада.
      Горожанам было тесно на небольшом пространстве, зажатом кольцами стен. Поэтому дома строили в 2—3 этажа, верхние этажи нависали над нижними. Улицы были узкие, как щели. Долгое время в городах Западной Европы не было мостовых и уличного освещения. Помои выливали из окон прямо на улицу. В дождливое время в городах стояли такие лужи, что в них можно было утонуть. Из-за тесноты и грязи часто распространялись различные заразные болезни, от которых умирало очень много людей.
      Единственным просторным местом в городе была рыночная площадь. Неподалёку от неё находилась главная городская церковь — собор; это было самое высокое и красивое здание в городе. На площади горожане сооружали ратушу — здание городского совета. Почти все дома в городе были деревянные. Поэтому во время частых пожаров выгорали целые кварталы.

      5. Городские богачи и бедняки. Над убогими хижинами бедняков высились дома богачей, украшенные зубцами и башенками. Богатые горожане выделялись и своей дорогой одеждой; их жены щеголяли драгоценными украшениями, которые запрещалось носить простым горожанкам.
      В городах росло число бедняков. Они выполняли самую грязную и тяжёлую работу у богатых купцов и мастеров: мыли и чесали шерсть, переносили тяжести, грузили товары. Бедняки были сыты лишь в те дни, когда находили работу. Из-за частых эпидемий и войн в городах скапливалось много искалеченных и немощных людей, которые нищенствовали и воровали. В неурожайные годы города наполнялись массой голодающих людей, бежавших из деревень. Городские власти приказывали выгонять их из городов палками. Чернорабочие, вечные подмастерья и нищие составляли городскую бедноту.

SEO sprint - ���������� ��� �������� � �� ����������!

      Бедняки вели постоянную борьбу против богатых горожан, которые их угнетали и притесняли. Не раз в городах вспыхивали восстания бедняков. Но богачи жестоко расправлялись с ними. Нередко богатые горожане для подавления восстаний бедноты прибегали к помощи соседних феодалов. Во время крестьянских восстаний городская беднота была союзником крестьян в борьбе с феодалами.

      ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
      1. Почему средневековый город был крепостью? Сравните укрепление города с рыцарским замком. Почему городом было труднее овладеть, чем замком?
      2. Почему города стремились освободиться от власти сеньоров? Чего они добились в борьбе с феодалами? Чем вы объясните, что жители многих городов освободились от власти феодалов, а крестьяне ещё продолжали зависеть от них?
      3. Кто входил в состав городского населения? Расскажите, чем занималась и как жила каждая группа горожан.

Ярмарка в Шампани

      4. Представьте себе, что вы путешественник, прибывший в средневековый город. Опишите, что вы увидели в городе. Чем современный город отличается от средневекового по своему благоустройству?


Города в средневековой Европе начали появляться приблизительно в середине XI века. Это было связано с выделением с увеличением население сел, а также с улучшение материального положение отдельных областей. Одной из особенностей средневекового города – было городское укрепление. Появление этих объектов было обусловлено желанием жителей обезопасить себя от нападения врагов. Защитой города занималось ополчение, состоящее из граждан.

Как правило, города строились на землях феодалов или короля, которые имели немалые доходы с любой деятельности тамошних жителей будь то промысел, ремесло, торговля, или нечто иное. Некоторые города путем уплаты феодалу достаточно большой суммы денег освобождались от его контроля и переходили в число вольных городов. В таких поселениях власть избиралась самим народом, вводились свои суды, денежные единицы и порядки. Если горожанам что-то не нравилось в порядках, навязанных органами власти, то начинался бунт, который мог как принести желаемые результаты, так и еще сильнее закабалить население в случае фиаско.

Население городов во многом состояла из торговцев и ремесленников. Ремесленники в свою очередь предпочитали образовывать цеха – объединения представителей одной профессии. Это было выгодно с точки зрения защиты от конкурентов. Одними из самых богатых людей в средневековых городах были ростовщики. Они выдавали деньги под достаточно большие проценты. И, хотя, местные жители не сильно их жаловали, в некоторых случаях ростовщик был последней надеждой на выживание горожанина.

К положительным сторонам жизни в средневековом городе можно отнести неплохую защиту, за счет крепостных стен; отсутствие дефицита нужных товаров, за счет работы ремесленных цехов; относительная независимость от феодала; зачастую, в городе был доктор, что было редкостью в то время.

Однако, жизнь в средневековом городе не всегда была радужной. Во-первых, из-за достаточно низкого уровня гигиены и столь же низкого развития медицины в городах вспыхивали эпидемии чумы и холеры, уносившие сотни и тысячи жизней. Это было связано с тем, что отходы часто попросту выливали на улицу, которые в свою очередь кишели крысами – главными разносчиками заразы в то время. Во-вторых, местный феодал недовольный, например, количеством дани, вполне мог осадить город, что тоже приводило к потерям среди населения.

Таким образом, средневековый город был достаточно интересным объединением людей, пришедшим на смену общине. Формирование городов позволило средневековому обществу перейти на новый этап культурно-исторического развития.

Расстояния между городами были небольшими.
В густонаселенных районах расстояние между соседними городами не превышало 1-2 дней конного пути (30-50 км).


Перенесемся воображением на сотни столетии назад и представим себе, что мы подходим к средневековому городу.

Город

Города в средневековой Европе были довольно малы.

Наши привычные масштабы «мегаполиса» совсем не применимы к ним.

Возникают разночтения в оценке населения средневековых городов, связанные с тем, что в тогдашних документах как правило указывалось не все население, а только взрослые, а иногда — только взрослые мужчины.

Городские ворота запирались с заходом солнца и отпирались на рассвете.

Городские ворота на миниатюре 15в. Франция.

Средневековые ворота в английском городе Кентербери, в графстве Кент. Этот символ города привлекает многочисленных туристов в город.

60-ти футовые ворота являются самыми большими из сохранившихся до нашего времени городских ворот в Англии.

Западные ворота в Кентербери были построены из песчаника в 1379-ом году, и до сих пор находятся в превосходном состоянии, являясь важным туристическим символом города.

Дорога все еще проходит через арки этих ворот, так что они до сих пор сохраняют свою главную первоначальную функцию.

Изображение города на миниатюре 15в.

Совершая прогулку по средневековому городу, вы тщетно искали бы на домах того, что нам кажется столь необходимым, к чему мы так привыкли,— номеров.

Нумерация

Нумерация домов и вывески с названиями улиц, вся эта система, понятная нам сегодня, была учреждена только в XVIII веке.

До того местоположение дома на улице можно было определить по вывескам – нарисованным или вырезанным на стене, намалёванным на подвешенной доске, но в Средневековье они имелись не на каждом доме, и мы не знаем точно, как побирались такие изображения.


Большинство исследователей полагают, что владельцы устанавливали и меняли вывески совершенно свободно; однако, редкие свидетельства показывают, что здесь мог вмешаться сеньор и разрешить или запретить перемену вывески, затеянную новым владельцем в угоду собственному вкусу или ради отражения своей деятельности.

Но изменение могло вызвать и путаницу, потому что дом нельзя будет узнать под новой вывеской или потому , что такое изображение уже имелось на этой улице.


Несмотря на попытки контроля со стороны сеньоров и увеличение числа идентифицирующих изображений к концу Средневековья, такая система не давала полного охвата домов во всём городе.
Улицы сделались живописнее, но удобнее от этого не стало, поскольку на них встречались одинаковые вывески.

Точный адрес – одновременно прогресс и утрата свободы, ибо судьи, сборщики налогов и прочие представители власти могут вас узнать и найти.
Даже в XVIII веке таблички с названиями улиц так часто срывали по ночам, что названия решили высекать в камне.

Со стороны площади доносится музыка.
Всё верно, в городах всегда ошивались жонглёры, менестрели, вертепщики, стремившиеся заработать на жизнь своими талантами.

Планировка

Многие города имели примерно однотипную планировку.
В центре главная площадь, на которой находились самые главные здания: центральный собор, ратуша или зал заседаний, дом (или замок) правителя.


От площади по радиусам разбегались улочки. Они не были прямыми, петляли, пересекались, образуя маленькие площади, их соединяли проулки и проходы.
Все это образовывало настоящий лабиринт, в котором приезжему нетрудно заблудиться.


Улицы города… Сюда редко проникает солнце.

Преградой для него служит прежде всего узость улиц, а также и довольно далеко, иногда на несколько футов, выступающие над нижними этажами верхние этажи.

Очень многие дома, кроме того, снабжены выдвигающимися вперед этажами. Недостаточная ширина улиц и эти этажи-выступы оставляют мало места для обитателей.

Город, не будучи в состоянии разрастаться в ширину, успешно растет вверх.
В нижних этажах домов помещаются лавки, сараи, погреба.

город11

А ведь еще недавно, не смотря на свои внушительные стены, город представлял огромное село с маленькими, крытыми соломою домишками.

Село и город

И долго горожанин не расставался со своими сельскими привычками.
Бывало, по всем улицам разгуливали свиньи и всякий домашний скот.

Сами улицы были далеко не чистыми. Мостовая сначала появилась только перед домами знатных и богатых граждан.

Въезд английского сеньора в город

Въезд английского сеньора в город

Люди, выходя на улицу, одевали деревянные башмаки, надетые прямо на обувь.
Эти „башмаки» играли роль современных галош.
Собственно говоря, эта до­полнительная обувь вовсе не была башмаками, хотя и называлась так: она представляла собою просто деревянные подошвы,
прикреплявшиеся ремнями к обычному башмаку.

Выглядело это вот так


Уличная грязь увеличивалась еще оттого, что, не смотря на строгие постановления и требования городского совета, жители города никак не могли расстаться со своими привычками: все лишнее, все ненужное, без зазрения совести, выбрасывалось ими на улицу.

Вот как описывается город Гансом Саксом(1530г.) в его произведении «Похвальное слово городу Нюрнбергу»

«Ворот же ровным счетом шесть,
Притом еще два малых входа;
Десяток рынков для народа.
Прилавки не бывают пусты:
Хоть отбавляй зерна, капусты,
Плодов и сала и вина;
На всяк товар своя цена,
Обилен торг – куда ни глянь!
Еще тут есть тринадцать бань
Общественных и храмов восемь,
Где Богу мы хвалу возносим.
Река по городу бежит,
Семь дюжин жерновов вертит…
Здесь трудятся под каждой кровлей;
Иные заняты торговлей,
И бойко их идут дела!
А большинство от ремесла
Приобретает свой доход
И припеваючи живет.
А сколько в городе ремесел –
Я было стал считать, да бросил»

Торговые площади

Город Нюрнберг на средневековой миниатюре


Ближе к центру города располагались богатые дома, дальше — дома и мастерские ремесленников, совсем на окраинах — трущобы.
Недалеко от городских ворот располагались купеческие подворья, где останавливались проезжие купцы. Там же были склады товаров.


Обычай выставлять свои товары за дверьми лавок, на самой улице, был очень распространен среди торговцев средневекового города.
С этой целью у очень многих лавок устроены навесы над частью улицы, прилегающей к лавке.


В большом городе могло быть несколько торговых площадей.
Некоторые из них были «специализированными» местами торговли определенным товаром и носили соответствующие названия (Рыбная, Железная, Зерновая, Гончарная и пр.).

На ремесленных улочках тоже шла торговля. Дом ремесленника был одновременно и его мастерской, и магазинчиком, где продавались товары.

Горожане на миниатюре 13 века

Улицы

В средние века улица была использована как мясницкий рынок.
Убой скота и продажа мяса тушами, создал целый ряд опасностей для здоровья, что побудило такие внести указ (1301), который запрещал мясникам продавать тушки или куски мяса.

Которая уже была выставлена на продажу с их киосков и подвергавшимся солнечному свету на полный день (если конечно, мясо не был тщательно очищено и просолено).
Мало что изменилось вообще-то…

Цеха

Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация — объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы — цехи.
Цехи появились почти одновременно с возникновением городов.

В Италии они встречались уже с X в., во Франции, Англии, Германии — с XI—XII вв.
Каждый цех имел особые «секреты мастерства», которые ревностно хранились.

За открытие оных секретов постороннему (не ученику или подмастерью) мастер мог быть исключен из цеха или даже изгнан из города.

мастеровые и рабочие различных профессии 15 век
Торговцы. Возможно подсчитывают прибыль /миниатюра15 в./
Продавцы-покупатели. По видимому идёт какая-то сделка., миниатюра 14 в.

Система сбора налогов в те времена тоже существенно отличалась от современной. Такого понятия как «подоходный налог» не существовало.

Налог

Реальный доход человека никого не интересовал и никак официально не учитывался. Налоги брали с имущества (реально существующего на данный момент) и налогами облагались конкретные действия.

Так, налог взымался за проезд по мосту, за ввоз в город товаров, за торговлю на рыночной площади, за право вывешивать над своей мастерской вывеску и т.д. и т.п.

При определении налога на имущество сборщик налогов проводил… ну не обыск, конечно, но близко к тому: подробный досмотр имущества и составление его описи.

За неуплату налога часть имущества горожанина могла быть конфискована и продана с торгов.

Выплата ренты. Прорисовка с миниатюры 15 века.
А это портовый город Брюгге на изображении 15 в.
Город Париж на изображении 15 века.

Горожане и их образ жизни

В городах царила особая атмосфера. Они совершенно не были похожи на деревни. По управлению, устройству не напоминали ни замки, ни монастыри. Города выделялись своей архитектурой. Особого внимания заслуживают горожане, их быт, профессиональная деятельность.

Разделение по материальному достатку

Города оставались под контролем местных богачей. Ими управляли купцы, землевладельцы, владельцы недвижимости, кораблей. Они были членами городского совета, контролировали казну. Зажиточные семьи старались родниться между собой. Постепенно в городах сформировалось сословие патриций – местной знати.

В повседневной жизни богатые горожане брали пример с рыцарства. Покупали дорогие одежды, проводили турниры, создавали личные гербы. Самые знатные патриции посвящались в рыцари, после чего считались благородными. При этом они не отказывались от работы: торговали, сдавали в аренду земли, закупали корабли для торговли, контролировали деятельность кабаков, мастерских, лавок и т.д.

Начиная с XIV века, о своих правах начали заявлять ремесленники. Они стремились участвовать в управлении городом. Но далеко не всегда у них получалось ввести своих представителей в старые советы. В большинстве городов формировались новые советы, членами которых были патриции.

Были в городах и очень бедные сословия. Они формировались из нищих, бежавших из деревень от голода. Такие люди зарабатывали на жизнь, устраиваясь слугами, поденщиками, матросами. Бунты бедняков в городах были привычным явлением. Восстания быстро подавляли. Иногда прибегали к помощи соседей.

Особенности средневековых городов

В среднестатистическом городе проживало 5-6 тыс. человек. Во многих мелких городках население колебалось в пределах 1-2 тыс. В крупных городах, таких как Гамбург, Любек, было до 50 тыс. жителей. Лидерами по густонаселенности оставались Париж, Лондон, Константинополь. Там проживало до 200 тыс. человек.

Большинство горожан были ремесленниками и торговцами. Также многие были задействованы в сфере обслуживания, то есть работали в трактирах, гостиницах, строительных артелях, банях. При этом многие горожане не отказывались от земледелия. Сразу за стенами города находились сады, огороды, пашня, пастбища. В маленьких городках жители обустраивали огороды и сады прямо во дворах.

Главная проблема городов – теснота. Поселение со всех сторон было зажато стенами. В переулках ширина дорог не превышала 2 м. Самые главные улицы были шириной до 8 м. Но это было в лучшем случае. Например, в Брюсселе была улица «одного человека», то есть свободно по ней мог идти лишь один человек.

В городах строили 2-3-этажные дома. Верхние этажи обычно давили на нижние, нависая над ними. Номеров домов не было. Вместо этого использовали изображения, указывавшие род деятельности хозяина. Например, на доме пекаря красовалась булка, а на доме сапожника – сапог. В основном дома строили из дерева. Поэтому при пожарах могли сгореть несколько улиц.

В западноевропейских городах длительное время не было мостовых. Отсутствовала канализация и водопровод. Часто прохожие могли получить порцию помоев прямо на голову. Реки и рвы были последним пристанищем нечистот, накопившегося мусора. Вывоз мусора повозками, обустройство водосточных канав наладилось лишь к XIV веку.

Изначально мощенные из камней улицы появились в Португалии и Франции. В большинстве европейских городов мостовых не было, поэтому в дождливую погоду везде была грязь и огромные лужи. Существует легенда, что в одной Парижской луже утонул наездник вместе с конем. Теснота и грязь были отличным рассадником опасных болезней. От заразы погибали целые города.

Общественные постройки

В центральной части города находилась рыночная площадь. Там размещали городские весы, фонтан, в котором люди могли взять воду, напоить лошадей. Центральная площадь служила местом казни, наказания преступников. Провинившихся привязывали к столбам позора. Рядом была и главная городская церковь. Собор считался самым красивым строением в городе. К его двери прибивали локоть – полуметровую палку, используемую как меру длины для тканей.

На рыночной площади располагалась ратуша. Здание было с башней, в которой находился набатный колокол. Его звон сообщал о каком-то бедствии: приближении врагов, пожаре, начале эпидемии. В ратуше находился зал для собраний, казна, арсенал, тюрьма. В городах было много общественных зданий. В крупных поселениях строили больницы, школы. Также возводили дома гильдий и цехов.

Жизнь внутри города

В эпоху Средневековья самая насыщенная, яркая жизнь бурлила в городах. Она полностью отражала главные события того времени. Поблизости располагались разные по назначению, внешнему виду постройки. Рядом с монастырем можно было увидеть гостиницу или жилища ремесленников. Неподалеку особняков купцов стояли хижины нищих. Рядом с дворцами находились портовые склады, кабаки.

На главной площади были сосредоточены самые красивые здания: ратуша, собор, дома с узкими фасадами. Отсюда улицы расходились радиусами во все стороны. Чем дальше от центра, тем больше было ветвистых переулков. Мастерские, торговые лавки встречались даже на мостах. В городах собирались люди самых разных профессий. Здесь соседствовали ремесленники и торговцы, матросы и строители, врачи и судьи, извозчики и грузчики, рыбаки и мельники.

В городах было немало священнослужителей, служивших в местных церквях, главном соборе. В округе всегда располагались монастыри. Особенно к городам теснились обедневшие ордены, рассчитывающие на подаяния. Крупные города были центрами епархий, поэтому в них строились усадьбы для епископов, архиепископов. Особняки феодалов всегда находились под охраной. В них работали слуги, иногда проживали приближенные к господину люди.

Город как политический и административный центр

Большие города играли значимую роль в политической жизни государства. Они были административными центрами, в которых местные правители строили свои резиденции. В больших городах находились королевские дворцы. Там жили монархи с семьей, близким окружением. Во дворцах нередко собирался парламент, принимались дипломаты, гости из других государств.

Поскольку города были окружены высокими стенами, в них размещали военные гарнизоны. В такие места съезжались люди не только с окрестностей, но и с далеких земель и даже других стран. Их привлекали больницы, торговые лавки, мастерские. На улицах встречались люди с разным цветом кожи, одетые в причудливые одежды. Многоязычная речь не была чем-то удивительным.

Благодаря иностранцам местные жители расширяли кругозор, познавали окружающий мир. Горожане заимствовали культуру, традиции гостей. Средневековые города нередко превращались в активные культурные центры, способствующие развитию общества.

В отличие от крестьян, жители городов по-другому смотрели на окружающий мир. Основными источниками обогащения они видели торговлю, ремесленничество, банковское дело. Самые смелые купцы отправлялись в дальние страны. Деловые люди говорили, что человек рожден не для сна, а для действий. В городах родились люди с новым мышлением, иными ценностями.

На башнях ратуш, начиная с XIII-XIV веков, устанавливались механические часы. Они символизировали ценность времени. Действительно, горожане были занятыми людьми и бережно относились к своему времени, ведь от этого зависел успех в делах. Они говорили, что лишь умеющий пользоваться временем станет господином всех желаемых благ.

Быстро обогащающиеся купцы и банкиры конкурировали между собой, соревнуясь в роскоши дворцов, одежды, домашней обстановки. Они покупали дорогостоящие украшения, заказывали картины, статуи, книги.

Развивающиеся города нуждались в образованных людях. Здесь проживали бухгалтеры, писцы, учителя, врачи, юристы, инженеры. Им всем находилась работа, ведь нужно было вести судебные дела, подсчитывать доходы от торговли, составлять договора, завещания, проекты зданий.

В городах открывались скриптории, светские школы. Их содержали городские советы или благотворители. Первые европейские университеты открылись в XII веке. Там преподавали великие ученые. Именно в городах появлялись научные и литературные произведения. По мере развития науки и искусства формировалось сословие интеллигенции, занимавшееся творчеством и умственной деятельностью.

Горожане постоянно боролись за свои свободы, требовали больше привилегий. Короли учитывали мнение городов, поскольку они платили большие пошлины. К тому же были хорошо укрепленными военными объектами, всегда давали ополчение. Во избежание кровопролитных междоусобиц города вставали на защиту королей. Поэтому между монархами и городами существовал взаимовыгодный союз.

Большое влияние на жизнь города оказывали гильдии, цеха и другие организации, имеющие своих лидеров. Они устанавливали свои порядки, имели уставы. Особенно влиятельными были советы. В свободных городах сохранялась выборная власть. Члены таких объединений обсуждали самые важные дела. С этого времени в западноевропейских странах начала зарождаться демократия.

Средневековый Лондон

Коммунальные революции, завершившие оформление городского строя и образа жизни, открыли дорогу развитию урбанизма. Город не только набирает темпы социально-экономической эволюции, но все больше влияет на общество. Он становится важнейшим каналом этнокультурного взаимодействия — необходимым условием развития цивилизации и создания в Западной Европе единого культурного пространства. Несомненно, например, что влияние городов сначала передовой для своего времени Франкской империи, а с XIII века — развитых немецких городов и заимствованного у них магдебургского городского права сильно ускорило процесс урбанизации и общее развитие Скандинавских стран. Высокоразвитые итальянские города в том же XIII веке весьма способствовали развитию торговли и суконного дела в Англии, а это стало одним из главных факторов дальнейшего процветания страны.

Благодаря деятельности городов и городского купечества в Западной Европе складывается и единое торговое пространство с двумя тесно связанными между собой зонами — северобалтийской и средиземноморско-черноморской. И более того, произошла смена ведущих регионов. Если в раннее средневековье пальму первенства в общем развитии монопольно держал романизованный юг, то с X века с ним стал соперничать «классический регион» Восточной Франции — Западной Германии, а в XIV веке произошел взлет Англии и Нидерландов, которые вместе с Италией образовали знаменитый «шерстяной треугольник» с очагами первого в Европе раннего промышленного капитализма.

Город трансформировал феодальную округу, он втягивал в товарно-денежные отношения и крестьян, и господ, и самих королей. Он трансформировал земельную ренту, формы крестьянской зависимости и сами крестьянско-сеньориальные отношения. Не случайно в Англии личная зависимость крестьян изживается уже к концу XIV века, а итальянские города-государства, заинтересованные в рабочих руках для своей промышленности, сами освобождают крестьян в своих округах, когда надо, подчас выкупая их у сеньоров. Города многих стран своими силами и с помощью королей добивались переселения в свои пределы сельских ремесленников и торговцев.

Гильдии, корпорации, братства

Борьба городов требовала серьезной организации, и эту роль с самого начала брали на себя внутригородские корпорации — гильдии, «братство». В Англии инициатором коммунального движения выступила знаменитая «торговая гильдия» (гильда меркатория), которая уже с X — XI веков объединяла купцов, верхушку ремесленников, видных земле- и домовладельцев во многих английских городах.

Городские купцы по всей Европе рано стали организовываться в товарищества — складничества, компаньонажи. И это понятно, ибо только так можно было выжить и добиться успеха. Уже с IX века по всей Западной Европе распространились купеческие гильдии, первоначально связывавшие лиц, занятых в большой дальней торговле. С XI—XII веков стали объединяться в профессиональные братства-цехи городские ремесленники. Нередко объединение соответствовало узкой специализации, и каждый раз с выделением новой специальности появлялся и новый цех. В Париже XIII века их было более трехсот. Во Флоренции только в производстве тканей участвовали десятки цехов, соответствовавших всем стадиям производства сукна, шерсти, шелка и т. д.

Обычно цехи выстраивались в своего рода иерархию, где «младшие» (по стадии производства, либо по степени состоятельности) подчинялись «старшим», которые занимались и сбытом готовой продукции. Но были и издержки этого, безусловно, позитивного процесса. Цехи и гильдии устанавливали жесткую монополию на свои виды деятельности, не допускали к ней неорганизованных ремесленников и торговцев. Они боролись с «чужаками» при помощи властей города и государей, утверждавших их особые привилегии. Постепенно цехи и гильдии стали замыкаться, и к концу XIV века в наиболее развитых городах они превратились в закрытые, монопольные корпорации.

Практика внутригородских корпораций была очень распространена в Западной Европе. По типу торговых и ремесленных организаций создавались союзы врачей и аптекарей, художников, артистов. Объединялись в свои гильдии профессора университетов, юристы, носильщики и извозчики, землекопы и даже воры и нищие. Цех стал своего рода образом, символом средневекового городского ремесла. Но Русь опять-таки исключение. На Руси профессиональные корпорации так и не сложились в средние века. Лишь в Новгороде образовалась влиятельная купеческая сотня, однако, совсем не похожая ни на цех, ни на корпорацию.

Горожанин в Европе обычно входил не только в цех или гильдию по своей профессии, но и в приходскую общину, воинскую единицу и объединение соседей, на которое возлагались обязанности по благоустройству жилого района. А если он был состоятельным человеком,— в духовное братство. Это создавало особый круг общения, очень важный для выработки профессионального и личностного самосознания горожан, их политической и личной независимости, общественного авторитета и чувства собственного достоинства. Конечно, корпорация в известной мере ограничивала индивидуальную жизнедеятельность своих членов, подчиняла их групповому стандарту, и тем не менее она вырабатывала необходимое для нормальной жизни общества соотношение личных и коллективных интересов, нормы публичного и бытового поведения, трудовую дисциплину и высокую требовательность. Кроме того, корпорация давала защиту и помощь человеку труда против бедствий жизни, произвола сеньоров, государства, да и городских властей.

Города и горожане

С оформлением муниципального строя городов сам город, точнее, сообщество горожан превратилось в особое сословие. В этом смысле средневековый западноевропейский город в отличие от своего античного предшественника города-полиса можно назвать сословным городом. Историки обычно называют горожан средним сословием, а иногда даже средним классом-сословием. В экономическом и социальном отношении оно было связано с коммерческой и предпринимательской деятельностью, нацеленной на рынок. В политико-правовом отношении члены этого сословия были лично свободными людьми и пользовались рядом специфических привилегий: личной свободой, правом распоряжаться своим имуществом, подсудностью городскому суду, правом участвовать в формировании органов городского управления и т. д. Эти особые правообязанности фиксировались в городских законах и хартиях, иногда — в общем законодательстве страны.

В числе прочего в хартиях и законах оговаривались условия принадлежности к городскому сословию — бюргерству. Первоначально термином «бюргер» (от германского «бург», город, откуда — «бургензис» и французское «буржуа» – горожанин) обозначали всех жителей города. Но население городов, разрастаясь, становилось все менее социально единым. Внутри населения очень рано выделились городская верхушка, «народ» (популюс) и все разраставшиеся городские низы (плебс). Уже с XII — ХІІІ веков термин «бюргер» стал обозначать лишь полноправных горожан, в число которых не могли попасть представители низов, отстраненные таким образом от городского управления. А с XIV — XV веков этим термином обозначали уже наиболее зажиточные слои горожан, из которых позднее вырастали первые элементы буржуазии.

Но при всем том — и это чрезвычайно важно — преимущественно республиканский политический строй городов, наличие в них гражданской общины с политическими правами и системы выборных органов составляли важный противовес авторитарно- монархическому режиму.

Города были очень разными, разной была и жизнь их обитателей. В XIV — XV веках большими считались центры с двадцатью — тридцатью тысячами человек. Таких в Западной Европе было несколько сотен. Лишь единицы насчитывали по восемьдесят сто тысяч человек (Париж, Милан, Венеция, Флоренция, Кордова, Севилья). В северных столицах — Копенгагене, Стокгольме — проживало в это время примерно по десять тысяч человек. В среднем городе — три — пять тысяч жителей. В подавляющем же большинстве городов – одна тысяча и менее. Естественно, что если жизнь в крупном городе, тем более королевской резиденции, била ключом, в мелких она была дремотной.

Но и в этом городке имелась ратуша, над торговой площадью возвышался собор, вокруг теснились лавки и мастерские, и все это оберегали стены с воротами, а нередко и хранящиеся в сундуке городские привилегии. Города различались также по своему «профилю»: в одних превалировала торговля, другие славились ремеслами, університетом (Оксфорд, Кембридж), ярмаркой, особо почитаемым монастырем. Были города шахтерские, выросшие, например, около центров добычи серебра в Саксонии или поваренной соли — у Бискайского залива или у сельдяных ловищ полуострова Сконе. Были города-порты, города-крепости, особенно на границах. Сильно различалось и политическое устройство городов: королевские и частно-сеньориальные, полностью или частично независимые, республики, тирании и другие.

Бюргеры разных городов обычно соперничали между собой. Но при всей социальной неоднородности горожан, противоречиях в их среде и между городами бюргеры ощущали сословное единство и использовали его. Города заключали соглашения о пошлинах, торговых привилегиях, совместной чеканке монеты. В 1167 году ломбардские города образовали лигу, в которую вошли Милан, Мантуя, Феррара, Кремона, Брешия и некоторые другие города-коммуны. Ломбардская лига прекратила немецкие вторжения в Италию, обеспечив ее процветание в следующее столетие. В XIII веке начали объединяться северо-немецкие города, составив в XIV веке могущественный торгово-политический союз — Ганзу.

Но, пожалуй, одним из самых важных результатов бюргерского взаимодействия было участие горожан с XIV века в деятельности парламентов. До этого времени парламенты были совещательными органами при короле, состоявшими из представителей феодальной элиты. С XIV века они превращаются в выборные сословно-представительные учреждения и этим всецело обязаны именно городам. В некоторых странах в парламенты допускалась и верхушка крестьянских общин. Но повсюду и практически с самого начала в парламентах заседали депутаты от городов. Там они не только отстаивали свои привилегии, но и участвовали в решении фискальных, в меньшей мере судебных и политических дел своей страны. Депутатами парламентов от городов выступали патриции, чаще всего те же купцы. Но при всех условиях парламентская деятельность горожан укрепляла их союз с королями — союз, общественно необходимый и взаимовыгодный. Короли получали от городов деньги и военную помощь, а города — поддержку от короля в сохранении необходимого им мира и защиту от грубого произвола феодалов.

Что же в результате? А то, что мощные средневековые города и бюргерское сословие стали главной составляющей западного менталитета. В Восточной же Европе такой составляющей были княжеско-общинные отношения. Это становится вполне очевидным, если вспомнить некоторые известные моменты эволюции общественной мысли и вообще духовной жизни Западной Европы в средние века и на пороге нового времени. Уже с XII века в числе первых проявлений городского развития обнаружился новый пласт культуры — специфически городской, выработанный в бюргерской среде и, более того, отчетливо антиклерикальный

Город стал центром светского школьного обучения, затем университетов, где изучались логика и математика, медицина, юриспруденция и ораторское искусство, а дискуссии на богословских факультетах все дальше выходили за рамки официального богословия. Новая философия, литература и историописание, естественные и точные науки, многие искусства, в том числе не только архитектура и строительство, музыка, живопись и скульптура, но и театральные действа, а затем подлинный театр, местом рождения и центром всего этого духовного богатства стал город.

Именно в бюргерской среде, на основе городской культуры родилась гуманистическая литература и вся культура Ренессанса, а затем реформационные учения. Протестантизм с его демократической церковной организацией и идеей угодного Господу земного успеха освятил частную инициативу, растущее предпринимательство. Город открыл Западной Европе широкие ворота в общество нового времени.

Автор: Ада Сванидзе

«Неосуществленный проект Нового моста». Автор: Энон. Париж, 1578 год

Что первое всплывает у вас в воображении при словах «средневековый город»? Наверняка это грязные улицы, наводнённые бродягами, трактиры с мерзкой безвкусной едой и ушлые торговцы, продающие низкосортные товары. Но всё было совсем не так.

Факт: трактирщики были богатыми людьми

В представлении большинства людей средневековый трактирщик — это здоровенный грубый мужик, подающий на стол кое-как приготовленную еду и берущий за это сущие гроши. Но, во-первых, около 10–20% владельцев трактиров в Средние века были женщинами. А во-вторых, городские трактирщики были состоятельными людьми.

В городских трактирах чаще всего останавливались государственные чиновники, торговцы и представители духовенства. А большинство из них были богатеями, охотно оставлявшими деньги за хороший сервис, например, за чистые кровати и уход за своими лошадьми. К тому же трактиры были центрами сплетен и торговли. Будучи всегда в курсе событий, трактирщики нередко становились ещё и владельцами различных предприятий и магазинов. А тех трактирщиков, кто обладал отличной репутацией, нередко избирали на какую-нибудь общественную должность.

Факт: в Средние века существовал фастфуд

Немногие горожане в Средневековье могли похвастаться тем, что в их доме есть печь. В то время они были очень опасными, и из-за них часто возникали пожары. Поэтому городские жители приносили подготовленные продукты в пекарни и просили разрешения воспользоваться печью. Но чаще всего они забегали в какую-нибудь пекарню, чтобы купить вафли, блины и пироги, которые можно съесть на ходу.

У средневековых пирогов было много начинки, а тесто выступало в роли контейнера для еды, обычно его не съедали. Примечательно, что магазины, торгующие фастфудом, оставались открытыми и после наступления темноты.

Миф: средневековая еда была пресной и невкусной

Даже крестьяне, живущие в деревнях, находили способы улучшить вкус своих простых овощных блюд и каш. Они добавляли в них душистые травы, выращенные на своём же огороде. А жители городов и вовсе не стеснялись пользоваться специями, особенно жители Лондона. В столицу Великобритании каждый день прибывали корабли, гружёные специями.

На городских рынках в Средние века можно было встретить знакомые нам имбирь, тмин, гвоздику и другие специи. Не был редкостью и рис, привозимый из Азии. Разумеется, стоили специи довольно дорого, но городские жители могли себе это позволить. А повара в пекарнях и трактирах соревновались друг с другом в умении пользоваться специями, чтобы привлечь покупателей. Правда, рассчитывать на ароматные вкусные блюда и сладкую выпечку могли только зажиточные горожане. Люди победнее покупали в пекарнях выпечку, подслащённую дешёвым мёдом, а не дорогим сахаром.

Разнообразие средневековой кухни. Автор Джакопо Чименти. 1625 год

Факт: в Средневековье существовал футбол

Какие виды средневекового спорта вы можете назвать? Наверняка скачки на лошадях, фехтование и стрельбу из лука. Но, оказывается, в те времена был чрезвычайно популярен футбол! Только тогда он назывался просто — мяч.

Правила средневекового футбола несколько отличались от современных. Толкать мяч можно было любой частью тела, в том числе и руками, а в футбольной команде было около 400 человек. Этой толпе разрешалось драться и пинаться, а матчи проводили не только на загородных полях, но и прямо на городских улицах. Часто соперниками в футболе становились люди разных профессий. Сражались между собой и дамы, незамужние против замужних. В XIV веке король Эдуард II попытался ввести запрет футбол, но у него ничего не вышло. С изменёнными правилами эта игра дошла до наших дней.

Факт: в городах был комендантский час

Преступность на улицах была главной проблемой средневековых городов. И её причина крылась в отсутствии полиции и разрешении носить оружие практически любому человеку. Но средневековые власти, пытаясь бороться хотя бы с ночной преступностью, сделали важный шаг — ввели комендантский час.

Начинался комендантский час незадолго до захода солнца. С возвещающим о нём звонком ворота в город закрывались, и никого не пускали и не выпускали. Все жители обязаны были разойтись по домам, а выпивох, засидевшихся в трактирах, владельцы выталкивали на улицу прямо в распростёртые объятия ночных надзирателей. Те были добровольцами и охотно отвозили нарушителей в каталажку. При этом они не трогали чернорабочих, работавших допоздна, и именитых горожан. Простых людей же могли запросто остановить, допросить и, если ответы не устраивали надзирателя, препроводить в городскую тюрьму. Без уважительной причины находиться на улице после захода солнца было запрещено.

Факт: за вход в город нужно было платить

В Средние века за вход в большие города нужно было внести определённую плату на воротах. Не платить за вход и выход из города могли только проживающие в нём горожане. С простых путешественников брали чисто символическую плату, если они не везли ничего на продажу. А вот с торговцев, приезжающих на ярмарки, деньги брали по полной. В каждом городе имелся список ставок, по которым торговцы обязаны были заплатить налог за тот или иной ввозимый товар.

«Пейзаж с римскими руинами». Автор: Поль Брилл, 1580 год

Факт: в Средневековье проституция была легальна

В Средние века взгляды людей на добрачные половые отношения были весьма пуританскими. Но вместе с этим во многих городах были вполне легальные бордели, существование которых объяснялось весьма просто. Считалось, что мужскую похоть нужно удовлетворять безопасным способом, чтобы защитить невинность честных дам.

Все владельцы борделей обязаны были предоставлять отчёт о своих прибылях и убытках в городской совет. А финансировались эти заведения не за счёт правительства или церкви, а за счёт богатых покровителей. При этом иногда бордели принадлежали высокопоставленным членам духовенства. Разумеется, это держалось в тайне от посетителей. В некоторых городах владелец борделя обязан был присягнуть мэру и служить только ему. А в Вене борделями могли владеть только женщины.

Миф: люди были зависимы от лордов

Жители деревень и правда были привязаны к земле, на которой они жили, и считались собственностью лордов. Но они всегда могли обратиться в суд, если с ними обращались плохо. Если всё было совсем худо, то крестьяне при должной удаче могли сбежать в город и стать свободными, прожив в нём больше года. А вот горожане были совершенно независимы.

Конечно, городские жители должны были соблюдать законы и платить налоги, особенно на землю. Последние, к слову, шли к лорду, на земле которого находился город. Но при этом жители подчинялись не лорду, а городскому совету, который сами же избирали.

Факт: средневековые гильдии были очень влиятельны

В Средние века, конечно же, существовали ушлые торговцы, пытающиеся впарить товар ненадлежащего вида. Но работали такие в основном на дешёвых рынках или в мелких лавочках. В серьёзных магазинах ситуация обстояла иначе.

Городские торговцы обязаны были состоять в гильдии. Это было выгодно обеим сторонам. Состоящие в гильдии всегда могли рассчитывать на медицинскую страховку и страхование жизни, а ещё на выплату пособия для многодетных семей или денежную помощь в сложной ситуации. Также гильдии финансировали строительство церквей и дошкольное образование и помогали мастерам найти учеников. В ответ члены гильдии обязывались помечать свои товары особым знаком и неукоснительно соблюдать установленные стандарты качества. А если покупатель был недоволен купленным товаром, то он мог пожаловаться в гильдию, и нерадивый мастер обязан был выплатить компенсацию.

Факт: в городах было меньше жителей, чем в деревнях

Средневековые города по сравнению с современными были очень маленькими, а число населения в них постоянно менялось. Например, во время ярмарок за счёт торговцев и путешественников оно увеличивалось в два-три раза. Но фактически в городах жило мало людей, и тому было несколько причин.

В городах, несмотря на комендантский час, всё-таки было небезопасно. К тому же земля в городе стоила очень дорого, а значит, не каждый мог позволить себе построить дом в черте города. Но главной причиной нежелания людей жить в городах в Средние века было то, что жизнь в них была по сути бесполезной. В те времена большинство людей занималось сельским хозяйством, и отправляться жить в город им было невыгодно. Так что в городах жили в основном богачи, ремесленники и торговцы. По примерным подсчётам только 12% людей в Средневековье были городскими жителями.

Источник: Почему на средневековых картинах младенцы выглядят как уродливые старики

Перевод статьи Lisverse

Читайте также:

  • Рассказ о жизни спички во время войны 1812 года
  • Рассказ о жизни славян для 6 класса кратко
  • Рассказ о жизни славян 6 класс история россии
  • Рассказ о жизни серафима саровского
  • Рассказ о жизни святого