Сообщение «Жизнь в монастыре»
На чтение 3 мин Обновлено 5 февраля, 2022
Сообщение про монастырь кратко расскажет Вам для чего создавались монастыри и кто живет в монастырях, какую жизнь ведут монахи.
Содержание
- Сообщение «Жизнь в монастыре»
- Как живут в монастыре?
- Кто живет в монастырях?
- Постройки монастыря
Сообщение «Жизнь в монастыре»
Что такое монастырь?
Монастырь по сути является домом для монахов. Это маленький город со своим уставом и бытом. Монахи, живущие в нем, придерживаются государственных законов и духовных. Монастыри располагаются как в черте города, рядом с ним или вдали от него. Они разного размера – от крошечного двора, где обитает всего несколько монахов и до крупной Лавры с сотнями иноков.
Для чего создавались монастыри?
Монастыри создавались для людей, которые душой оставили этот грешный мир. Вмиру они оставили привязанности,вещи, земные притязания,обретясебя новых. Монахи видели в нем ограду и опору Новой жизни, которая должна была стать равноангельской.
Как живут в монастыре?
Устав каждого монастыря свой. На территории одной святыни монахи ведут разную аскетическую и молитвенную жизнь: по своему призванию, по силам. Однако центральное место в распорядке дня занимают богослужения и молитва. День в монастыре может быть таким:
- В 5-6 утра начинаются утренние богослужения. Продолжительность зависит от устава монастыря и дня. Так, в обычный день утренняя служба заканчивается в 9 утра, а в праздничные продолжаются до полудня.
- По окончанию утренней службы следовал завтрак (трапеза). После короткий отдых и послушания. Кто-то следит за чистотой территории монастыря, кто-то ухаживает за садом, некоторые занимаются столярными роботами или убирает в хлеву. Найдется работа каждому.
- В обед трапеза и снова послушания.
- В 16.00-17.00 начинаются вечерние службы, длящиеся три и больше часов.
- После вечерней трапезы монахи немного отдыхают и совершают перед сном келейное или общее молитвенное правило.
Кто живет в монастырях?
Людей, обитающих в монастырях, называют насельниками. К ним относятся:
- Монахи. Они представляют собой костяк монастыря. Каждый из них имеет свою степень монашества.
- Послушники. Это те люди, которые готовятся стать монахами. Монастырь несет духовную ответственность за человека.
- Трудники. Это те же послушники, только ставшие на духовный путь. Они вместе с послушниками исполняют послушания. Но не все проходят свой путь до конца, понимая, что имел о монашестве неверное представление и возвращается в мир.
- Гости и паломники. Это временные постояльцы монастыря. Однако бывали случаи, когда паломники ставали монахами, ощутив свое призвание в этом святом месте.
Постройки монастыря
Обязательно при любом монастыре должно быть строение — домик и храм, где будут обитать монахи. Комната монаха называется келлия. Преимущественно все зависит от размера монастыря, а также места расположения.
В среднем в комплексе монастиря когут бать такие пост ройки как:
- Территория монастыря. Она обязательно ограждена. Раньше святыня играла роль крепости и была обнесена крепкими, каменными и высокими стенами.
- Центральный храм, собор. Это место, где происходят все богослужения.
- Храм. Они используются редко, только во время крупних праздников или в значимые дни для монастыря.
- Братский корпус. Это дом с келлиями – комнатами послушников и монахов.
- Столовая или трапезная.
- Гостевой дом для паломников или архиереев, монахов с других монастырей.
- Столовая для паломников.
- Церковная лавка с иконами, свечами, книжками и церковной твар’ю на продажу.
- Другие здания типа воскресной школы, издательства и так далее.
Надеемся, что сообщение жизнь в монастыре помогло Вам подготовиться к занятию. А краткий рассказ о монастыре Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Жизнь в средневековом монастыре.
-
2 слайд
Некоторые христиане желали посвятить свою жизнь только Богу. Они уединялись в пустынных местах, где создавали свои обители. Таких людей называли монахами (в переводе с греческого – одинокий).
-
3 слайд
Вскоре монахи по всей Европе стали создавать религиозные общины – монастыри.
Руководил монастырской общиной аббат. Монахи должны были беспрекословно ему подчинятся. Кроме того, они давали обет (обещание) отказаться от личного имущества, семьи. -
4 слайд
Всё время монаха распределялось между служением в церкви, уединённой молитвой , чтением Библии и физическим трудом.
-
5 слайд
Монастырь обычно был отделён от внешнего мира стеной. Центральное место в монастыре занимала церковь, вокруг которой располагались хозяйственные и жилые постройки. Здесь была общая трапезная, спальня монахов, библиотека, хранилище книг и рукописей.
В восточной части монастыря обычно располагался госпиталь, а на севере – помещение для гостей и паломников. Сюда за приютом мог обратится любой путник , и монахи должны были принять его. Сами монахи не должны были выходить за порог монастыря, общение с внешним миром было для них нежелательным.
В западной и южной частях монастыря находились амбары, конюшни, хлев и птичий двор. -
6 слайд
Христиане верили, монахи своими молитвами избавят их от болезней, войн и других бедствий. Нередко верующие завещали монастырю своё имущество. У монастырей появилось много земель. Они старались поселить в свои владения побольше людей.
-
7 слайд
Значение монастырей было огромным. Только у монахов люди могли найти медицинскую помощь, защиту, монахи создавали запасы продовольствия на «чёрный день». При больших монастырях постепенно появлялись больницы, школы, библиотеки, приюты для сирот.
-
Тезисы сообщения-доклада
:
1. Киево-Печерская Лавра – дом грамотных людей прошлого.
2. Труд монаха в обители – разнообразен и интересен.
3. Обряд пострижения в монастыре превращал послушника в монахи.
4. Средневековые нападения и набеги татар на монастыри прекратились в 16-м веке.
5. Современные монахи Киево-Печерской Лавры ежедневно встречают толпы туристов и паломников.
Жизнь монаха Киево-Печерской лавры 17-го века была интересной и насыщенной. С 17-го века при монастыре работала типография , среди братии встречались грамотные люди, толковые печатники церковных книг. А до того Киево-Печерская лавра являлась местом для сбора переписчиков книг, старорусских каллиграфов.
Жили здесь только мужчины, так как обитель мужская. Киев в 17-м веке, например, уже являлся крупным городом, в нем проживало уже 15 тысяч человек. Но в обители можно было вести уединенную жизнь, отдельную от мирской и городской.
Монах Лавры мог работать в огороде, скотнике или птичнике, на кухне обители или в трапезной, где часто принимали гостей и многочисленных паломников: в монастыре хранилось немало чудотворных икон. Например, знаменитая икона Успения. А мог трудиться и в библиотеке Лавры, в ризнице. Мог заведовать утварью для храмовых обрядов в ризнице, ценным архивом Лавры, который собирали с 16-го века: предыдущий сгорел во время пожара в обители (Лавра ведет начало от 11-го века).
>Постриженный монах, то есть уже принявший обет отречения от мирской жизни, как и сейчас, отличался от послушника. Последний, пожив в монастыре какое-то время и отбыв послушание, мог свободно уйти в мир обратно.
Если бы монах Киево-Печерской Лавры родился еще раньше, во времена нашествия Батыя, ему пришлось бы, наверное, не раз покидать родной монастырь во время его разорений ордой. Увы, пришлось бы видеть и гибель товарищей при штурме укреплений обители. Монголы же тогда не воевали против христианской веры целенаправленно, они просто розоряли киевские земли.
С конца 17-го века Киево-Печерская Лавра, как любой другой крупный монастырь или город Европы, был укреплен с помощью каменных стен. Теперь нападения татар или турок из-за тридевяти земель можно было не опасаться.
Сегодня монахи Лавры – люди современные. Они по-прежнему не женятся и не встречаются с девушками, но уже давно не живут отрезанно от мира. Лавру ежедневно посещают толпы туристов и туристок. В обители стоят компьютеры, учатся студенты трех учебных заведений: духовных семинарии и академии, училища культуры. Уединенный уголок отшельников превратился в заметное место стечения народа.
Монашество – особое явление религиозной культуры, которое оставило значительный след в истории. Несмотря на то, что уход от мира характерен и для ряда азиатских религий – буддизма, джайнизма – монастырь как центр религиозной жизни прочно ассоциируется у большинства людей с христианством. Какой же была жизнь в монастыре? – ведь чужаки редко допускались за ворота общины.
Типичный средневековый монастырь и его хозяйство
Как появились монастыри
Монашество было наиболее строгой формой религиозной практики. Постригаясь в монахи, человек давал обет придерживаться принципов праведной жизни. Чаще всего сюда входило безбрачие (целибат) и вообще целомудрие, нестяжание, повиновение и другие требования. Для того, чтобы успешно выполнять данные нелёгкие правила, существовало два пути оптимизации:
- удалиться от мирской жизни физически — поселившись вдали от населённых пунктов;
- объединиться с единомышленниками, так как в компании гораздо легче соблюдать все требования монашеской жизни.
Так в Западном и Восточном христианстве уже с V — VI века появляются первые монастыри, число которых росло с каждым десятилетием.
Жизнь внутри средневекового монастыря в Западной Европе
На территории современных Франции, Германии, Италии монашество объединялось в ордена, живущие по своим уставам. Первым таким орденом стал бенедиктинский, вторым по значимости – клюнийский. Начиная с X века и вплоть до Реформации число монастырей стабильно росло, как и их влиятельность. Чем же мог заниматься послушник в стенах этого религиозного учреждения?
Ричард Уоллингфордский, аббат Сент-Олбанского собора, изобретатель астрономических часов
Молитва
Всё-таки чистая вера и безгрешная христианская жизнь были основной целью монаха. Поэтому молитва занимала в жизни послушника центральное место.
Молиться нужно было несколько раз в день: Утром, днём и вечером вместе с братьями и настоятелем в храме, а также периодически в течение дня, обязательно при пробуждении и отходе ко сну. Были разработаны целые системы молитв, читавшихся к определённым событиям, святым или времени года. Во времена больших христианских праздников службы велись круглосуточно, и послушники сменяли друг друга в чтении Священного Писания.
Расписание религиозных праздников за январь 1170 года
Книги
В средние века монастыри – это центры грамотности и образованности. Монахи обязаны были читать не только Библию, но и огромный корпус сочинений, начиная от комментариев к библейским текстам и заканчивая наставлениями Святых Отцов.
При этом в монастырях не только читали, но и издавали книги. А поскольку печатный станок был изобретён только в период Позднего Средневековья, книгу писали от руки, то есть фактически создавали в единственном экземпляре. Поэтому для того, чтобы размножить издание, монахи часами трудились над пергаментом как переписчики.
Хозяйство
Поскольку монастырь был довольно большим объединением, он имел своё собственное хозяйство, где выращивались продукты питания для удовлетворения внутренних потребностей. Чёткая структура и дисциплина приводили к большой экономической успешности монастырей, излишки продукции они реализовывали в соседние города. Некоторые монастыри прославлялись своим вином, сделанным из собственного сырья, другие — мёдом. На сельскохозяйственных работах был занят значительный контингент послушников, особенно низшего ранга.
Благодаря успешному хозяйствованию и щедрым пожертвованиям средневековые монастыри скопили в своих подвалах немало богатств.
Использован учебник «История Средних веков. 6 класс», Е. Агибалова, стр. 46
Глава 1. Творческие работы и проекты
Информационный проект «Средневековый монастырь». С помощью дополнительной, справочной литературы и интернет-ресурсов найдите сведения об одном из старейших монастырей Европы. Нарисуйте его план, подпишите названия построек. Чем прославился выбранный вами монастырь? Какую роль сыграл в судьбе государства, на территории которого находился? Как протекала повседневная жизнь в монастыре и как складывались его отношения с жителями окрестных деревень? Сделайте вывод о роли монастырей в Средние века.
Проект «Средневековый монастырь», как выполнить
Одним из старейших монастырей Западной Европы является аббатство Святого Понса в Ницце, на юге Франции.
По легенде этот монастырь был построен в конце VIII века на месте гибели святого Понса, раннехристианского великомученика, и считается, что его основателем был сам будущий император Карл Великий. Первым аббатом монастыря и епископом Ниццы стал Сиагрий, в последствии причисленный к лицу святых.
В те времена монастырь окружала каменная крепостная стена, он сразу стал центром не только духовной, но также культурной и экономической жизни.
Известно, что при монастыре был прекрасный фруктовый сад, скотный двор с курятником и хлевом. Монахи разбили огороды и снабжали свежими продуктами не только братию, но и паству. При монастыре были мастерские и кузница, где чинили и изготавливали оружие и сельскохозяйственный инструмент. В своих кельях монахи скурпулёзно переписывали античные книги.
Типичный день монаха в те времена был таковым:
Утро начиналось с молитвы. Потом монахи шли на общее собрание, где читали устав и слушали отчёты по хозяйственной части. Потом они опять молились, работали и обедали. Небольшое время отводилось на отдых, после которого монахи вновь трудились на благо монастыря. Затем снова шли молитвы, вечерняя, лёгкий ужин и сон. Примерно в полночь служилась Всенощная.
Монастырь играл важную роль и в общественной жизни. Его настоятель был одновременно епископом Ниццы. В монастырь стекались страждущие, он участвовал в миссионерской деятельности.
Когда в конце IX века Ниццу осадили сарацины, монастырь с его толстыми стенами стал одним из центров сопротивления. Однако, город пал и в 890 году монастырь был разрушен.
Восстановлен он был только после изгнания сарацинов в 973 году. В это время представители знати щедро наделяли монастырь сельскохозяйственными угодьями, виноградниками, оливковыми рощами. Вскоре монастырь владел уже половиной домов в Ницце. Настоятель монастыря имел все привелегии феодала — он мог вершить суд, налагать штрафы, собирать налоги.
Вывод:
Монастырь в Средневековой Европе играл важную роль. Он был не только центром церковной жизни региона, но и культурным, экономическим и даже политическим центром. Монастырю принадлежали окружающие его земли вместе с их населением, настоятели вершили на них суд и собирали налоги, как знатные сеньоры. Монастырь мог стать центром обороны при вторжении. В нём собирали и сохраняли знания, оставшиеся с античных времён, он был центром образования. Поддержка монастыря и церкви в целом была необычайно важна для укрепления власти местных сеньоров и даже короля.
План средневекового монастыря:
- Церковь.
- Внутренний двор.
- Трапезная.
- Кухня.
- Комнаты монахов, кельи.
- Больница.
- Мастерские.
- Пекарня.
- Дом для паломников.
- Задние ворота.
- Огороды, сады.
- Скотный двор.