На чтение 8 мин. Опубликовано 13.05.2020
Реки и пресные озёра, моря и океаны населяют тысячи видов живых организмов: от микроскопических рачков планктона до гигантских млекопитающих. Тема «Обитатели солёных и пресных водоёмов» на уроках окружающего мира в 3 классе знакомит школьников со многими жителями водной среды. Чтобы закрепить пройденный материал, учащимся рекомендуют записать в рабочую тетрадь виды водоёмов, их особенности, а также указать представителей флоры и фауны, обитающих в них.
Содержание
- Разновидности водоёмов и их описание
- Пресноводные растения
- Фауна рек и озёр
- Обитатели морей и океанов
Разновидности водоёмов и их описание
Вода — это одна из важнейших основ жизни на Земле. Она может быть в верхнем и среднем почвенном слое, а также под ним. По этой причине различают поверхностные, грунтовые и подземные воды. Реки, озёра, моря, болота являются поверхностными водами, так как сформировались на поверхности земли. По сути, водоёмы — это углубления в земной коре, заполненные пресной или солёной водой. Прежде всего они являются домом для множества растений и животных, кроме того, играют важную роль в жизнедеятельности человека:
- Украшают землю.
- Являются зоной отдыха и оздоровления.
- По воде на судах путешествуют и транспортируют грузы.
- Снабжают людей морепродуктами.
- Обеспечивают электроэнергией.
- Служат источником пищи.
- Помогают поддерживать чистоту в доме и личную гигиену, то есть и их помощью обеспечивается водоснабжение.
- Благодаря им орошаются сельскохозяйственные поля.
Перечень может быть бесконечным, ведь водоёмы — это хранилища воды, которая необходима всему живому на Земле. Без неё невозможно обойтись ни в быту, ни на производстве. Существует два вида водоёмов:
- Пресные: реки, озёра, пруды, каналы, болота, ручьи. От общего количества пресные воды составляют всего 3%. Хотя цифра очень маленькая, их флора и фауна чрезвычайно богаты. Кроме того, обитатели текучих вод существенно отличаются от жителей стоячих водоёмов.
- Солёные: моря и океаны. В составе воды содержатся минеральные соли, и чаще всего эти водоёмы являются бессточными. Организмы растений и животных приспособлены к жизни именно в подобных условиях и к добыче при этом необходимых питательных веществ непосредственно из морской воды.
Существуют ещё искусственные водоёмы. Они представляют собой созданные руками человека углубления в толще земли, наполненные пресной водой. Их строят с целью создания запаса жидкости в случае недостатка в стране пресных источников, а также для судоходства.
Пресноводные растения
В озёрах и ручьях, в прудах и протоках произрастают разные виды представителей флоры. Эволюционируя миллионы лет, растения замечательно приспособились к обитанию в водной среде. Одни из них полностью развиваются под водой, другие — на её поверхности, а некоторые способны вести одновременно надводный и подводный образ жизни. Нижняя часть у таких растений погружена в воду, а верхняя расположена на поверхности. В связи с различными условиями жизни у одного растения, например, у водяного лютика, поверхностные и подводные листья имеют разную форму. Распространённые обитатели пресных водоёмов:
- Водоросли. Их относят к низшим растениям. Существует более 30 тыс. видов, среди которых есть как одноклеточные, так и многоклеточные формы. Водоросли имеют простое строение, так как корневая система, стебель и листья отсутствуют. Питательные вещества впитываются всей поверхностью организма. Некоторые виды могут достигать 40 м, а мельчайшие экземпляры различимы только под микроскопом. В природе существуют водоросли разных оттенков: зелёные, бурые, красные, жёлтые и др.
- Кувшинка. Растение редко встречается в проточных водоёмах, обычно обитает в стоячих прудах, болотах, заводях. Держится на воде при помощи корневых отростков, которыми цепляется за грунт, и широких листьев, сидящих на длинных черешках. Цвести начинает весной белыми, кремовыми или жёлтыми цветками. Интересная особенность кувшинки заключается в её способности закрываться на ночь и уходить под воду, чтобы восстановить свою свежесть для нового дня.
- Аир болотный. Многолетнее травянистое растение, образующее на мелководьях большие заросли. Имеет ярко-зелёный окрас. Листья мощные, заострённые, напоминают форму меча, растут до 1,5 м. Длинные расползающиеся корневища аира широко используются в медицине. Цветёт растение с мая до начала июля жёлто-зелёными соцветиями.
- Водокрас лягушачий представляет собой плавающее растение, которое не уходит корнями в грунт. В естественных условиях предпочитает слабо текучие и стоячие водоёмы (пруды, тихие речные заводи, неглубокие озёра).
Водокрас — это аккуратное нежное растение, внешне напоминает кувшинку, уменьшенную в несколько раз. Свободно перемещается в воде. На небольшом корне собирает подводный мусор, за счёт чего и питается.
Фауна рек и озёр
Пресноводные водоёмы распространены на всех континентах земли, в самых различных климатических зонах. Водоёмы бывают стоячими (озёра, пруды, заводи и болота) и проточными (реки и ручьи). В пресных водоёмах обитают:
- Щука. Самая известная и популярная рыба-хищник. Уже с двухмесячного возраста щурята поедают молодых окуньков и плотву. Зрелая рыба с удовольствием питается головастиками, лягушками, крупной рыбой и даже небольшими птицами. Щука имеет торпедовидное вытянутое тело со смещёнными к хвосту плавниками, большую удлинённую голову, широкую пасть со сплющенным рылом, выдающуюся вперёд нижнюю челюсть. Окраска щуки служит ей маскировкой. Основной цвет — серо-зелёный, но по всему телу разбросаны желтоватые или бурые пятна. Вес щуки может достигать 16 кг.
- Ондатра, или мускусная крыса. Относится к отряду грызунов. Внешне напоминает обычную крысу. Зверёк селится по берегам болот и прудов, где строит свои жилища. Хорошо приспособлен для жизни в воде: у него большой плоский безволосый хвост, помогающий хорошо плавать, перепонки на задних лапах, непромокаемая шерсть, крупные передние резцы для перегрызания корней и водорослей под водой. Средний вес взрослой особи — 1−1,5 кг, длина тела — до 40 см, хвоста — до 30 см. Кроме растительной пищи, поедает рачков, мелкую рыбёшку, лягушек.
- Байкальская нерпа. Является единственным пресноводным представителем множества видов тюленей. Ластоногое млекопитающее обитает в самом глубоком озере мира — Байкале. До сих пор остаётся для всех загадкой, как коренной житель Арктики и Антарктиды попал на территорию Восточной Сибири. Животное считается исчезающим видом по причине незаконной охоты на него, а также загрязнения воды и окружающей среды бумажными и другими промышленными предприятиями, расположенными вблизи озера. Нерпа может нырять на глубину до 200 метров и оставаться под водой 20−25 минут.
- Паук-серебрянка. Единственный из всех пауков, который проводит свою жизнь под водой. Селится в мелких озёрах и прудах. Своё жилище плетёт из паутины и наполняет его пузырьками воздуха, которые переносит с поверхности водоёма на брюшке, покрытом волосками.
Назвали паука-серебрянку так из-за того, что в воде пузырь воздуха серебрится. К своему «домику» паук плетёт и прикрепляет ловчие сети, куда попадаются водяные насекомые, личинки, мальки и рачки.
Обитатели морей и океанов
Флора и фауна солёных водоёмов настолько разнообразна, что сложно сосчитать все проживающие там виды. Это моллюски, водоросли, плоские черви, маленькие и огромные рыбы, акулы, киты, скаты, осьминоги.
Самые распространённые растения этой среды — ламинарии (водоросли). Они выполняют важную функцию насыщения воды кислородом, крахмалом, сахаром и белком. Морские обитатели живут на различных глубинах:
- Ближе к поверхности водится планктон, образованный одноклеточными организмами и служащий кормом для множества других животных.
- Толщу воды освоили рыбы, акулы, дельфины, киты и др. Самым крупным животным океана является синий кит, длина его 25 метров.
- Донный образ жизни ведут морские звёзды, ежи, лилии. Все они являются иглокожими животными. Такое приспособление необходимо для защиты от опасных хищников. Здесь же обитают кораллы, которые можно спутать с растениями. Это мелкие животные — полипы, размер которых не превышает зерно. Нежное тело полипа спрятано в известняковую чашечку для защиты от врагов. Живут организмы колониями, поэтому чашечки склеиваются между собой, и в результате появляются коралловые рифы, напоминающие сказочное королевство.
- В недрах океанов, на глубине более 2 тыс. м, где стоит кромешная тьма, живут глубоководные рыбы без глаз. Причина тому — условия обитания, в которых органы зрения стали ненужными.
Существуют морские млекопитающие, которых можно встретить как на суше, так и в воде. Это высокоорганизованный класс животных, у которых есть лёгкие.
Некоторые из них (киты, дельфины) живут только в воде, но периодически всплывают на поверхность, чтобы набрать в лёгкие воздуха. Ластоногие млекопитающие — моржи, тюлени, морские львы привязаны как к воде, так и к суше. Они селятся на мелководьях у побережий островов и материков. Прибрежные воды Тихого и Атлантического океанов являются источником их питания, без которого они не могут существовать. Основная еда животных — рыба: камбала, минтай, корюшка, навага, сельдь, мойва, а также другая морская живность — моллюски, раки, крабы, морские черви.
Представители флоры и фауны пресноводных водоёмов не смогут долго прожить в солёной воде. И наоборот, большинство обитателей водоёмов с солёной водой не приспособлены к жизни в пресной. Но есть виды, которые встречаются в любой среде. Например, лосось, форель, осетровые рыбы и многие другие рождаются и размножаются в пресной воде, но живут в солёной.
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 523.
Обновлено 18 Августа, 2021
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 523.
Обновлено 18 Августа, 2021
Опыт работы преподавателем — более 48 лет.
В данной статье мы подготовили интересную информацию на тему “Водоем и его обитатели”.
Как известно, жизнь зародилась в воде, а лишь потом некоторые виды организмов перебрались на сушу. В 3 классе мы познакомимся с теми представителями, которые находятся ближе всего к нам.
Виды водоемов
Существует различная классификация водоемов. По степени солености воды они различаются:
- пресные: реки, озера, болота, каналы;
- соленые: моря и океаны.
Водоемы бывают естественными и искусственными.
Фауна водоемов
Обитатели пресных водоемов:
- растения;
- насекомые;
- рыбы;
- птицы.
Обитатели соленых водоемов:
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
- растения;
- рыбы;
- птицы;
- млекопитающие.
Флора водоемов
Зеленые насаждения делятся на виды:
- глубоководные растения;
- растения, плавающие на поверхности;
- растения оксигенаторы;
- растения прибрежной зоны.
Оксигенаторы – это очень важные для пруда растения. Они очищают водоем и сохраняют баланс углекислого газа и водорода, за счет чего вода остается прозрачной.
Таблица “Классификация представителей флоры и фауны пресных водоемов”.
Вид |
Берег и мелководье |
Глубина более метра |
Дно водоема |
Растения |
Тростник, рогоз, камыш, стрелолист, ежеголовник |
Белая кувшинка, кубышка. Их корни произрастают на дне, а цветки и листья держатся на поверхности. |
Одноклеточные водоросли |
Животные |
Бобр, выдра, норка, ондатра |
Рыбы: карась, линь, плотва, язь, щука, окунь, судак, сом |
Моллюски: беззубка, прудовик, катушка |
Все обитатели являются важным звеном в пищевой цепочке. На воде селятся насекомые: водомерки, жуки-плавунцы, которыми питаются лягушки, ужи и гадюки. В свою очередь, они являются пищей для некоторых птиц: цапли и зимородки.
Подводный мир морей и океанов
Флора и фауна соленых водоемов настолько разнообразна, что трудно сосчитать сколько всего там проживает видов. Некоторых представителей тяжело отличить от растений, а глубоководные животные имеют причудливые формы.
Водоросли играют важную роль в насыщении воды кислородом, крахмалом, сахаром и белком. Они растут на небольшой глубине, поскольку для их жизни необходимо солнце. Самыми распространенными водорослями являются ламинарии. В них содержится много йода, что очень полезно для организма человека.
Не стоит путать с растениями кораллы. Это крошечные животные – полипы, размер которых не превышает зернышко.
Морские животные живут на различных глубинах. Ближе к поверхности водится планктон. Это одноклеточные организмы, которые являются кормом для множества рыб. В толще воды любят плавать крупные рыбы, акулы, дельфины, черепахи, киты и многие другие.
Самый большой представитель океанской фауны – синий кит. Длина самца – 25 м.
На морском дне живут морские звезды, ежи и лилии. Они имеют колючки, благодаря которым защищаются от хищников. В недрах океанов проживают рыбы, которые не имеют глаз. На глубине более 2000 м. так темно, что ничего не видно, и эти органы им просто не нужны. Зато такие рыбы имеют природные фонарики на туловище.
Что мы узнали?
В данном материале мы рассмотрели, какие обитатели водоемов бывают в реках, озерах, прудах, морях и океанах. Эта тема очень занимательная и интересна детям, поскольку дает возможность заглянуть в удивительный подводный мир.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Алексей Князев
10/10
-
Анна Колина
7/10
-
Нмкита Хасанов
10/10
-
Людмила Яковлева
10/10
-
Юлия Акиньшина
10/10
-
Вася Арсеньев
8/10
Оценка доклада
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 523.
А какая ваша оценка?
1. Нарисуй фрукты и овощи, в которых содержится особенно много сока.
Особенно много сока содержится в следующих фруктах и овощах: арбуз, апельсин, дыня, виноград, огурец, помидор, грейпфрут, лимон.
Картинки этих фруктов и овощей, чтобы срисовать, можешь посмотреть здесь.
2. Вычисли и запиши, сколько воды в теле человека, если его масса составляет:
Чтобы узнать, сколько воды в теле человека, нужно его вес (массу) разделить на 3, а потом то что получилось умножить на 2.
а) 60 кг — 40 кг воды;
б) 90 кг — 60 кг воды
3. Эти картины начал рисовать папа Серёжи и Нади. Помоги их закончить. Вырежи рисунки из Приложения и посели каждое животное в его природный дом.
По полученным картинам-аппликациям расскажи о жизни в пресной и солёной воде.
Вот как можно рассказать о жизни в пресной и соленой воде по данным картинкам.
В пресной воде живут улитки, раки, такие рыбы как окунь. На поверхности могут плавать кувшинки. Также в пресной воде живут лягушки и жабы. Растительность в пресной воде не очень яркая, в основном зеленого цвета.
В соленой воде живут крабы, морские звезды, плавают акулы и дельфины. Растительность в соленой воде очень яркая и разнообразная. Много красивых цветных водорослей. Также в соленой воде живут красочные кораллы.
4. Практическая работа «Исследуем свойства воды».
Цель работы: определить свойства воды.
Выводы из опытов:
Опыт 1. Ложка видна в стакане, вода прозрачна
Опыт 2. Вода не имеет цвета
Опыт 3. Вода не имеет запаха
Опыт 4. Соль растворяется в воде, мел в воде не растворяется, оседает на дно
Опыт 5. Вода становится более чистой, на фильтре остается грязь
Опыт 6. При нагревании вода расширяется
Опыт 7. При охлаждении вода уменьшается в объеме
Оценка выполненной работы: цель достигнута, в ходе опытов мы определили свойства воды
5. Изобразите с помощью схематического рисунка, как располагаются частицы воды при нагревании и охлаждении. (Частицы воды обозначайте кружочками)
6. С помощью опытов определи, растворяются ли в воде эти вещества. Отметь знаком «+» (растворяется) или знаком «-» (не растворяется).
В воде растворяются (+) сахар и пищевая сода.
В воде не растворяются (-) глина и крахмал..
! Крахмал нерастворим в холодной воде, в горячей воде крахмал растворится. Как вариант, можете написать следующим образом напротив крахмала:
— (в холодной воде)/+(в горячей воде)
7. Попроси членов своей семьи принять участие в небольшом исследовании. Его цель — доказать огромное значение воды в нашей жизни.
Вода и напитки, в которых она содержится (например, чай, сок, морс, компот), — необходимая часть нашего ежедневного рациона.
Пусть участники исследования в течение дня отмечают (закрашивают клеточку) каждый выпитый ими стакан воды, чашку чая и т. д. В конце дня посчитай количество закрашенных клеточек и запиши получившееся число.
Если не проводили эксперимент, то закрасьте клеточки на глаз. Взрослый человек в среднем выпивает в день от 2 до 6 стаканов жидкости.
Назад к содержанию
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
МБОУ «Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа»
Альметьевский район Республика ТатарстанИсследовательская работа
ученицы 3 класса
Анастасьевой СветланыТема: «Соленая и пресная вода в жизни человека»
Руководитель: учитель начальных классов
Васильева А. В.2015г.
-
2 слайд
Известно!
Одна из наиболее
актуальных проблем
сегодня – дефицит
питьевой воды. -
3 слайд
Тема: Соленая и пресная вода в жизни человека
Объект исследования : солёная и пресная вода
Предмет исследования: отличительные характеристики солёной и
пресной воды
Проблема: дефицит питьевой воды
Актуальность проблемы: неэкономное использование пресной воды
Гипотеза исследования: «Существуют способы получения пресной воды»
Цель исследования: получить информацию о соленой и пресной водеЗадачи исследования:
1) Выяснить, почему же все таки нельзя пить морскую воду? Как приспосабливаются морские обитатели к жизни в соленой воде?
2) Изучить литературу и статьи в интернете ,чтобы узнать какие способы получения пресной воды используются.
3) Опытным путём подтвердить факт получения из солёной воды пресную – питьевую. -
4 слайд
Плавать в море
легче, чем в пруду!
Почему так? -
5 слайд
Вода в море —
соленая!Вода в пруду — пресная!
Плотность соленой воды
Плотность пресной воды
›
-
6 слайд
Морская вода не
пригодна для питья!!!В ней растворено
множество солей – 35 г/л, для выведения которых затрачиваются дополнительных 0,5л жидкости из собственных ресурсов организма!!!
Происходит обезвоживание! -
7 слайд
А как же морские обитатели?
У рыб прекрасный
опреснительный аппарат,
который есть в их жабрах. -
8 слайд
А другие животные, не имеющие жабр?
Солевая железа, расположенная в уголках глаз ,помогает выводить соли из организма! -
9 слайд
Способы получения пресной воды:
Сбор росы.
Сбор дождевой воды в резервуары.
Испарение.
Вымораживание.
Выпаривание кипячением.
Ледники Арктики и Антарктики. -
10 слайд
Практическая часть:
соль
В соленой воде картофель плавает
Опыт №1 -
11 слайд
Опыт №2
От нагревания вода испаряется.
Пленка задерживает ее и пресная вода стекает в стакан. -
12 слайд
Опыт №3
При растянутом замерзании соленой воды во времени выделяются кристаллы льда – пресная вода! -
13 слайд
Опыт №4
Испаряясь, пресная вода конденсируется на дне холодного блюда и стекает в пустую кастрюлю. -
14 слайд
Вывод:
Человечество должно беречь воду и рационально использовать её ресурсы.
Пресная вода – богатство, которое нужно беречь.
Человечество должно беречь воду и рационально использовать её ресурсы.
Пресная вода – богатство, которое нужно беречь. -
15 слайд
Список литературы:
http://www.planetseed.com/ru/node/19932otvet.mail.ru/question/13217437
http://www.vijit.ru/index.php/vyzhivanie/kak-dobyt-vodu
w.green-vita.ru/ru/articles/item/446Я познаю мир: Океан: детская энциклопедия / Б.Ф. Сергеев.
Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей.
Океан. Сам по себе и для нас. Ч. Дрейк -
16 слайд
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Страницы: 29, 30, 31, 32.
Вода
1. Нарисуй фрукты и овощи, в которых содержится особенно много сока.
Отметь галочкой тот фрукт или овощ, сок которого ты больше всего любишь.
2. Вычисли и запиши, сколько воды в теле человека, если его масса составляет:
Чтобы узнать, сколько воды организме, нужно массу тела разделить на три, а полученное число умножить на 2.
а) 60 кг — 60 : 3 • 2 = 20 • 2 = 40 кг;
б) 90 кг — 90 : 3 • 2 = 30 • 2 = 60 кг.
А сколько воды в твоём теле?
Мой вес 30 кг. Значит воды в моем теле:
30 : 3 • 2 = 10 • 2 = 20 кг.
3. Эти картины начал рисовать папа Серёжи и Нади. Помоги их закончить. Вырежи рисунки из Приложения и посели каждое животное в его природный дом. Не наклеивай рисунки сразу. Попроси рядом сидящего ученика проверить твою работу. После проверки наклей рисунки.
По полученным картинкам-аппликациям расскажи о жизни в пресной и соленой воде.
Для многих организмов вода — природный дом.
Одни из них живут в озерах и реках которые содержат пресную воду. Другие, в морях и океанах, где вода соленая.
В пресных водоемах живут пресноводные рыбы: щука, окунь, ерш, карась, судак, лещ и другие. Также большое количество млекопитающих, которые не могут жить без водной среды: ондатры, бобры, выдры. В чистых речках водятся раки, а в прудах лягушки.
В соленой воде живут морские рыбы: мойва, скумбрия, ставрида, тунец и другие. Обитают крабы, морские звезды, морские ежи, плавают акулы и дельфины. Растительность в морской воде очень яркая и разнообразная. Много красивых цветных водорослей. Также в соленой воде живут красочные кораллы.
4. Практическая работа «Исследуем свойства воды».
Ход работы: по заданиям учебника. По ходу работы заполняй таблицу.
- Опыт 1: Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
- Опыт 2: Сравни цвет воды с цветом полосок, изображенных в учебнике. Имеет ли вода цвет?
- Опыт 3: Определи, имеет ли чистая вода запах.
- Опыт 4: Насыпь в один стакан с водой немного соли, а в другой столько же измельченного мела. Помешай. Что произошло? О чём говорит этот опыт?
- Опыт 5: Из специальной бумаги по рисунку-инструкции сделай фильтр. Пропусти через фильтр загрязнённую воду. Что наблюдаешь?
Ещё два опыта покажет учитель.
- Опыт 6: Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке понимается. Почему?
- Опыт 7: Ту же колбу поставим на тарелку со льдом. Вода в трубке опускается. Как ты это объяснишь?
5. Изобразите с помощью схематического рисунка, как располагаются частицы воды при нагревании и охлаждении. (Частицы воды обозначайте кружочками.)
6. С помощью опытов определи, растворяются ли в воде эти вещества. Отметь знаком «+» (растворяется) или знаком «-» (не растворяется).
Крахмал не растворим в холодной воде. В горячей воде крахмал растворяется, он становится как клейстер.
7. Попроси членов своей семьи принять участие в небольшом исследовании (это лучше сделать в воскресенье, когда вся семья дома). Его цель — доказать огромное значение воды в нашей жизни.
Вода и напитки, в которых она содержится (например, чай, сок, морс, компот), — необходимая часть нашего ежедневного рациона.
Пусть участники исследования в течение дня отмечают (закрашивают клеточку) каждый выпитый ими стакан воды, чашку чая и т. д. В конце дня посчитай количество закрашенных клеточек и запиши получившееся число.
Если вам понравился сайт, поделитесь страничкой в соцсетях, чтобы не потерять его: