Рассказ об александре невском для детей

«Детям
дошкольного возраста о жизни и судьбе благоверного князя Александра Невского»

Фамилия,
имя, отчество (полностью) Кугаевская Евгения Григорьевна

Название
места работы/учёбы Муниципальное бюджетное дошкольное               
образовательное учреждение «Детский сад №14 «Улыбка»

Наименование
муниципального образования городской округ Салехард

Наименование
населённого пункта город Салехард

2020
г.

История – это библия народов.

Николай Карамзин.

Во
все времена Русская земля была щедра и богата: на ее необъятных просторах зрели
тучные нивы, в лесах водилось зверье, не счесть было сокровищ в ее недрах. А уж
о людях говорить нечего – об искусных мастерах и мастерицах, о храбрых и
сильных воинах. Потому-то многим и хотелось прийти на Русь, чтобы владеть всеми
этими сокровищами. Множество захватчиков не давало покоя русским городам и
весям: то хазары, то половцы, то немецкие рыцари, то татарские орды… Отбивались
от них русичи, но приходилось и дань платить, и в чужеземной неволе томиться. И
кто знает, удалось бы выдержать натеск всех тех, кто хотел покорить нашу
Родину, если бы не князья, благородные заступники земли Русской. Под их
знаменами поднимался народ за свою землю биться, не жалея сил, рубил супостатов.
Много славных имен хранит история. [1] Но в своем докладе, я хочу рассказать о
трудном подвиге служения отчизне Александра Невского.

Целью доклада является:
формирование
патриотического отношения к Родине, интереса к ее историческому прошлому и
настоящему. Знакомство с детством и подвигом во имя Руси князя Александра
Невского.

Духовно-нравственное
развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной
задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный
компонент всего дальнейшего образования. Дошкольный возраст является важным
этапом в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие разнообразных
форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения;
появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У
дошкольника формируются представления о доступных его пониманию конкретных
фактах общественной жизни, поэтому именно с этого возраста необходимо начинать
духовно-нравственное воспитание.

Актуальность
проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном
мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных
источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного
характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства
ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Таким образом, в
настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное
духовно-нравственное развитие личности ребенка.

Духовно-нравственное
воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий
внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь
и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении
ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в
стремлении его к добру и неприятии зла.

Педагог,
работая с детьми, активно использует разнообразные формы и методы проведения
занятий, которые зависят от профиля дошкольного

образовательного
учреждения, рассмотрим наиболее часто используемые:


словесно-образный:

o  
чтение литературных произведений
воспитателем;

o  
беседы с элементами диалога;

o  
рассказы по схемам, иллюстрациям;

o  
проведение викторин, конкурсов, тематических
вечеров и др.


наглядно-действенный:

o  
наблюдения;

o  
экскурсии;

o  
показ сказок;

o  
рассматривание иллюстраций, репродукций
картин;

o  
дидактические игры;

o  
целевые прогулки и т.д.


практический:

o  
игры строительные, дидактические,
подвижные, малоподвижные,

инсценировки
и др.;

o  
оформление коллекций на различную
тематику;

o  
конкурсы, викторины;

o  
вечера с родителями, для родителей и
детей;

o  
изготовление с детьми наглядных пособий
для занятий.

При
организации деятельности педагог использует и другие методы:


объяснительно — иллюстративный;


частично-поисковый;


исследовательский.[3]

Работая
над темой «Жизнь и судьба благоверного Александра Невского», я задумалась над
тем, как сделать так, чтоб моим воспитанникам было интересно и не скучно
усваивать данную тему, и какой же метод и форму работы мне выбрать? Долго
думая, я пришла к выводу, что для дошкольников самым эффективным методом по
данной теме, станет метод педагогического проекта. Данный метод дает
возможность в течение месяца работать по выбранной теме во всех режимных
моментах и вовлекать в этот процесс родителей воспитанников, применяя при этом
интеграцию образовательных областей (речевое развитие,
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

Мною
был подобран цикл занятий «Александр Невский – душа России».  (Таблица 1)
[2]

Таблица 1

Цикл занятий «Александр Невский – душа
России»

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Методы и приемы

1.

«Александр Невский – великий полководец»

1 неделя

Познакомить детей с
великим полководцем

— Александром Невским; рассказать о его роли в
истории нашей Родины; о том, что народ с благодарностью чтит память
защитников Отечества. Воспитывать интерес к истории своей страны на примере
исторических событий и личностей.

Беседа; рассматривание иллюстраций; слушание песни
«Богатырская наша сила» и выполнение движений на внимание; чтение отрывков из
книг, поговорок о Родине; дидактическая игра.

2.

«Великий русский князь Александр
Невский»

2 неделя

Закреплять знания детей о творчестве С. Прокофьева;
познакомить с новым музыкальным жанром  — кантантой; продолжать формировать
чувство гордости и уважения к верным сынам Отечества – великому русскому
полководцу Александру Невскому и композитору С. Прокофьеву, увековечившему в
музыке память о подвиге русского воинства.

Искусствоведческий рассказ, вопросы к детям,
слуховая и зрительная наглядность.

3.

«За правое дело сражайся смело»

3 неделя

Познакомить детей с одеждой русских воинов, ее
назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она
изготавливалась. Закреплять названия предметов защитного вооружения русских
воинов (шлем, доспехи,  кольчуга, меч, копье, палица и т.д.).

Беседа; рассказывание поговорок и пословиц о Родине;
дидактическая игра «Поймай – назови»; рассматривание иллюстраций; отгадывание
загадок».

4.

Занятие по лепке «Войско Александра
Невского»

4 неделя

Учить детей соблюдать в лепке частей фигуры
человека; продумывать и передавать, как части тела изменяют свое положение
при движении; составлять общую композицию. Отрабатывать и закреплять
разнообразные приемы лепки. Развивать творчество, воспитывать уважительное
отношение к прошлому народа.

Беседа; рассматривание иллюстраций, изображающих
человека и коня в движении; рассказ о последовательности действий при лепке;
индивидуальная работа с детьми, чтение стихотворений.

Таким
образом, в течении месяца с детьми старшего дошкольного возраста были проведены
вышеуказанные занятия.

Большой
интерес у детей вызвал рассказ воспитателей на занятиях «Почему князя
Александра называют Невским?», «Ледовое побоище», После занятий дети с
удовольствием строили из конструктора средневековую крепость, организовывали
сюжетно-ролевую игру «Взятие крепости», также дети с интересом собирали паззлы
«Невская битва», «Ледовое побоище». Воспитанники познакомились с одеждой
русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами, из
которых она изготавливалась. Закрепили названия предметов защитного вооружения
русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье, палица и так далее),
научились отличать старинное снаряжение воинов от современного.

В
ходе проекта дети узнали, что многие художники и композиторы использовали образ
Александра Невского в своём творчестве. Мы с детьми рассматривали репродукции
картин: — Угрюмов Г.И., «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков
после одержанной им победы над немцами», 1793 г.; — Н. Рерих, «Александр Невский
поражает ярла Биргера», 1904 г.; — Ф. Москвитин, «Святой благоверный великий
князь Александр Невский и хан Сартак в Орде»; — Ю. Пантюхин, «Александр
Невский»; — Г. Семирадский, «Погребение Александра Невского», 1876 г.; — М.
Нестеров, «Святой Александр Невский», 1894 г.;

Слушали
кантату С.С. Прокофьева «Александр Невский. Ледовое побоище». Ещё дети узнали,
что именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади, монастыри,
памятники, ордена за особые заслуги перед Отечеством.[4]

Подводя
итоги, я понимаю, что не нужно бояться рассказывать дошкольникам об
историческом прошлом страны, о многочисленных войнах того времени. Детям
свойственно правильное понимание добра и зла, чувства справедливости и
сострадания, и они испытывают гордость за подвиг своих предков, за величие
своей Родины.

Литература:

1.    
Емец Д.А. «Заступники земли русской» [1],
электронная книга, 2004 г.

2.    
Зацепина М.Б. «Дни воинской славы»
патриотическое воспитание дошкольников [2], Издательство «Мозайка Синтез»,
Москва 2010 г., стр. 43-58.

3.    
 Формирование системы
духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в образовательных
учреждения всех видов и типов [3], Тамбов 2013

    
http://cfo.gov.ru/media/files/41d47d94f36d4cf5e607.pdf

4.    
Сборник образовательных программ по духовно-нравственному            
развитию детей и молодежи [4], Нижний Новгород, 2020 г.

https://nne.ru/wp-content/uploads/2020/05/Sbornik-obrazovatelnyh-programm-po-duhovno-nravstvennomu-razvitiyu-detej-i-molodezhi.-Tom-I.pdf

Материал для дошкольников по теме «Святой благоверный князь Александр Невский»

Подробности
Категория: Пособия для занятий с детьми 3-7 лет в воскресной школе
Опубликовано 11.02.2021

pfgJiSeyuP0


— Посмотрите, ребята, на эти фотографии. Они вам нравятся? Почему?

— Как вы думаете, можно ли эти места встретить у нас в стране?

— Действительно, эти красивые фотографии рассказывают нам о красоте нашей родной страны – России. Россия – это наше Отечество, Россия- это наша Родина-матушка. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Еще мы зовем нашу страну Отечеством потому, что в ней жили наши отцы и деды.

Мы живем с вами в стране, в которой есть леса и поля, реки и озёра, моря и горы. Россия — самая большая страна в мире.

Но не всегда наша Родина была такой. Давным-давно на месте городов и деревень были непроходимые леса, полные зверей и птиц, и жили на этой земле люди, которые назывались славяне. Славный это народ! Они основали своё государство и назвали его Русью. Распахивали пашни, сажали рожь, охотились, растили и воспитывали детей. Только в те времена часто приходилось им вставать на защиту своей родной страны.

В те очень давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов. Они нападали на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Поэтому люди всегда защищали свою Родину от врагов, воевали с ними. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. В старину назывались такие люди не солдатами, а дружинниками. И была у них не армия, а дружина. И одежда, и вооружение было у них другое, не такое, как у современных воинов.

— Как выдумаете, что такое дружина?

Какое слово нам напоминает слово «дружина»? (дружить, друг, дружба)

Вот как они выглядели. Посмотрите, ребята, какие они были могучие, мужественные. Это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Они славились небывалой силой, об их подвигах в народе слагали сказки и былины. В былинах их называли богатырями.

И мы должны помнить о них и с благодарностью чтить память защитников нашего Отечества. Одним из таких защитников-героев был великий русский князь – князь Александр Невский.

Родился он в семье русского князя, управлявшего городом Новгородом. Назвали мальчика Александром. Мальчик рос добрым и честным. В ту пору любой мальчик – уже мужчина, хоть и маленький. Рано на примере своего отца-князя научился Александр принимать смелые решения, ценить церковное слово. С самого раннего детства изучил он свой родной край, где родился, и полюбил его всем сердцем. С детства он рос трудолюбивым и любознательным мальчиком. В 3 года его посадили на коня и стали обучать воинскому делу. За воспитанием мальчиков следили дядьки. Дядьками называли учителей-наставников мальчиков. И мальчики старались не подводить своих учителей!

В 20 лет Александр стал самостоятельно управлять городом Новгородом.

Русь всегда привлекала захватчиков великими землями и богатствами. Захотели захватить Русь шведы. Они приплыли на огромных ладьях по реке Неве.

Князь Александр собрал всю свою дружину. Шведы ждали легкой победы, ведь Русь только что пережила серьёзную битву с монголами. Шведский начальник прислал своих послов к Александру со словами: «Обороняйся, если сможешь».

Слаба была после битвы с монголами княжеская дружина, но Александр принял решение вступить в бой. Перед битвой Александр сказал своей дружине: «Нас много, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде. Умрём, но не отдадим врагу родную землю».

Сражение длилось с рассвета до темноты. Но благодаря умению князя Александра вести бой, русское войско одержало на Неве победу. Весть об этой победе разнеслась по всей Руси. За эту битву народ назвал Александра — Невским. Заповедь Александра Невского «С родной земли умри, но не сходи» дошла до наших дней.

Пройдет еще 2 года, и Александр победит еще и немецких рыцарей, которые захотят принести на русскую землю иную веру, не православную. Закованных с головы до ног в доспехи немецких рыцарей находчивый князь встретит боем ранним утром прямо на льду озера. Восходящее над озером солнце будет помогать князю в бою: его лучи, отражаясь от начищенных доспехов, будут слепить глаза рыцарям, тающий от апрельского солнца лёд под тяжестью вражеских доспехов треснет. С добычей вернется в родной город князь-победитель!

Много подвигов совершил князь Александр. А главное – сохранил нашу Россию от врагов, а заодно и веру православную в ней!

Народ русский никогда не забывал своих героев, всегда помнил о них. Художники прославляли подвиги князя в картинах, писатели писали о нем книги, музыканты воспевали его в своих музыкальных произведениях.

В честь Александра Невского была названа Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге, был учрежден орден Александра Невского, во многих городах его именем названы улицы. Сам Господь прославил князя Александра Невского в лике святых. В нашем городе есть храм в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Ребята, вам понравился рассказ об Александре Невском? Что запомнилось?

Хотели бы вы быть похожими на князя Александра Невского?

Скажите, Александр Невский мог добиться победы над врагом один?

Почему дружина Александра Невского победила врагов?

— Предлагаю вам поучаствовать в очень важном деле – помочь подготовиться князю к защите Родины. Делать это нужно в определенном порядке.

1. Рубашку такую не вяжут, не шьют,

ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

— Найдем на князе кольчугу. Имела она рукава длиною до локтя, иначе сгибать в ней руки в бою было неудобно. Внизу она прикрывала ноги князя до середины бедра. Собирал ее из отдельных колец кузнец со своими помощниками. Не один день трудились они над княжеской кольчугой – на совесть делали! (Дети серыми карандашами раскрашивают на раскраске богатыря колечками то место, где должна быть кольчуга).

2. Каким же полотнищем двух метров вширь

Укрылся от ветра наш богатырь? (Плащ)

— Княжеский плащ должен быть виден издалека. Для этого делают его красного цвета. Раскрасим плащ на князе красными карандашами.

3. Железная шапка с острым концом,

Низко нависла бойцу над лицом. (Шлем)

(Это отдельная деталь. Она раскрашивается, вырезается и наклеивается на фигуру князя).

— Шлем спасал голову князя от ударов меча и поражения стрелами. Потому и форма у него такая – обтекаемая. Чтобы меч со шлема соскальзывал и серьёзного вреда не причинял. Правильно выберите цвет карандаша.

4. Оружие это не просто поднять,

не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Оружие — … (Меч)

(Это тоже отдельная деталь. После короткого рассказа о мече, ножнах и их назначении, после раскрашивания и вырезывания из бумаги важно вложить меч именно в правую руку князя. Маленьким детям надо помочь найти правую руку практическим путём.)

5. Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит)

— Щит – это защита князя. Не зря слова «щит» и «защита» очень похожи по звучанию. Щит делали деревянным, потому что металлический уж очень тяжёл был для долгого боя. Составляли щит из отдельных досочек-фрагментов, а для прочности по краю оббивали металлической лентой. В центре щита металлическая выпуклость. Благодаря ей вражеский меч, когда ударял по щиту, соскальзывал с него и не причинял богатырю серьёзного вреда.

(Цвет для раскрашивания дети выбирают сами, глядя на изображения щитов на слайде. Приклеивают его к левой руке князя. Можно спросить, почему именно в левую руку.)

Наше занятие о русском богатыре святом князе Александре Невском, подходит к концу, а мы должны запомнить несколько богатырских правил:

Защищать свою Родину, беречь её.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильными, храбрыми и мужественными..

Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и веру.

>>> Скачать Приложение Богатырь <<<

>>> Скачать Презентацию об Александре Невском<<<

ОРОиК Тверской и Кашинской епархии

Детство Александра Невского.

Цель:  Дать понятие о том, как жил Александр Невский, когда был ребенком.

Задачи:

— развивать интерес к историческим событиям, любознательность.

— воспитывать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми. У девочек уважение к мальчикам, как будущим защитникам Родины.

— Расширить знания детей о воспитании детей в далеком прошлом.

Ход занятия:

-Ребята, посмотрите,  у нас появился новый портрет. Как вы, думаете, кто это? (предположения детей).(слайд№1).

— Да если посмотреть на одежду, то можно сказать, что это богатырь. Я хочу рассказать вам об этом человеке, это великий князь новгородского княжества и зовут его Александр Невский.

-Как вы думаете, легко ли быть князем? (ответы детей)

-Хотите узнать как жил князь Александр Невский? (да).

-Тогда мы с вами должны отправиться в 13 век. Сейчас у нас 21век, давайте отсчитаем назад до 13века и узнаем сколько лет прошло с того времени (дети хором отсчитывают).

— У нас получилось, что жил князь восемь веков назад, это восемьсот лет.

Родился наш герой в1220 году, в городе Переяславле-Залесском, он наш с вами земляк. Его отца звали Ярослав Всеволодович, а маму Феодосия. Не успел княжич вдоволь наиграться, как подвели его к постригу, обряду означавшему переход из детства в юность. Послужили по этому случаю торжественный молебен в Переяславском Преображенском храме, надели на мальчика специально сшитую для него одежду воина, а к поясу прикрепили маленький меч и посадили на коня «Ты теперь маленький мужчина и воспитывать тебя будут не мамки-няньки, а опытные дядьки бояре». (слайд№2) Князь Ярослав любовался сыном, говорил: «Вырастет- станет опорой земли Русской».(Слайд№3)  Стали учить грамоте и военному делу, было ему лет столько же сколько вам сейчас. В те времена писать учили по Псалтыри, сборнику церковных псалмов. Писать нужно было гусиными перьями, на бересте. (слайд№4) Обязательно и очень тщательно изучали Библию. Историю изучали по летописям.

 Но были еще обязательные правила поведения для княжичей, послушайте, как они звучат: «Еде и питью быть без шума великого, при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, немного смеяться, стыдится старших, книзу глаза держать, а душу ввысь…», так учил великий Владимир Мономах.

— Похожи эти правила, на наши правила поведения? (да) Видите, какие мудрые были наши предки, до сих пор мы живем по их правилам.

-И в военном деле княжич Александр преуспел.  По тем временам княжичу полагалось иметь собственную дружину из таких же детей как сам Александр. Было у него из этой дружины четыре друга Миша, Савва, Яша, Збыслав.  Малую дружину учил закаленный, имеющий много боевых ран, воин Ратмир. Он учил ездить на коне, стрелять из лука, владеть мечом, запускать копье в цель. Княжич Александр, умел пустить так стрелу, что попадала она в кольцо, привязанное на ветку дуба.(Слайд №5)

Давайте и мы с вами немного потренируемся. (физкульт. минутка)

Чтобы сильным стать и ловким,     (Сгибание-разгибание рук к плечам в стороны.)

Приступаем к тренировке.                (Шагаем на месте.)

Носом вдох, а выдох ртом.              (Руки на поясе, вдох-выдох.)

Дышим глубже,                                 (Руки вверх-вдох; руки вниз-выдох.)

А потом шаг на месте, не спеша.      (Шагаем на месте.)

Как погода хороша!                          (Прыжки на месте.)

Не боимся мы пороши,                      (Шагаем на месте.)

Ловим снег — хлопок в ладоши.       (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны, по швам,                  (Руки в стороны.)

Хватит снега нам и вам.                     (Хлопаем в ладоши.)

Мы теперь метатели,                         (Изображаем метание левой рукой.)

Бьем по неприятелю.                         (Изображаем метание правой рукой.)

Размахнись рукой – бросок!              (Изображаем метание левой, правой рукой).

Прямо в цель летит снежок.              (Хлопаем в ладоши.)

-Быстро в те времена заканчивалось детство. Отца Александра пригласили княжить в Великий Новгород. Иногда происходили ссоры между князем Ярославом и горожанами, тогда князь оставлял вместо себя Александра и его старшего брата Федора, управлять княжеством, под присмотром бояр. Было ему в то время всего девять лет. Посчитайте, на сколько лет Александр был старше вас, когда правил княжеством?  Всего на два-три года, вы будете в это время учиться во 2-3 классах. В 17 лет Александр стал управлять княжеством самостоятельно.(слайд№6). Он очень полюбил Великий Новгород, а новгородцы своего князя. Был он красивым, высоким, с сильным голосом, гремевшим как труба. Однажды случился голод в Великом Новгороде. Ради куска хлеба продавали детей в рабство. Люди ели мох, сосновую кору. Князь Александр открыл все княжьи амбары, бесплатно раздавал нищим, детям, вдовам провизию, хотя сам отказывал себе в куске хлеба.

— Так как вы думаете, легко ли быть князем? (ответы детей)

— Хотите, побыть учениками того времени? Я приготовила для вас бересту и перья, давайте попробуем ими написать несколько слов. (дети выполняют задание).

— Ну как, понравилось вам писать перьями? Это очень сложно, нужно быть прилежными, аккуратными, чтобы все получилось. Свои берестяные грамоты можете показать вечером родителям, думаю, им будет интересен ваш рассказ об Александре Невском. А еще я попрошу вас, спросить у родителей, чтобы они поискали и рассказали вам, откуда появились ваши фамилии.

Почему князя Александра, называют Невским?

Цель: Дать понятие о том, почему князя Александра называют Невским.

Задачи:

— развивать интерес к историческим событиям, любознательность, чувство сопереживания героям.

— воспитывать чувство гордости за русских воинов и полководца Александра Невского.

— Расширить знания детей о воинском облачении и оружии русичей и шведов,

о внешних врагах Руси.

Ход занятия:

В уголке России, рядом с портретом Александра Невского добавляется изображения русских воинов и рыцарей в доспехах.(слайд№1)

Вопрос к детям: -Кто из воинов лучше защищен, и может выиграть сражение? (Предположения детей).

Я просила вас узнать у родителей, откуда произошли ваши фамилии, может кто-то рассказать об этом? (рассказы детей)

— В старину не было у людей фамилий, были прозвища. Например, вспомните богатырей, Илья Муромский, потому, что из Мурома. Алеша Попович, потому, что сын попа. Приведите еще примеры.

— Сегодня я хочу рассказать вам о том, почему Александра назвали Невским? Ведь родился он на нашей Ярославской земле, в городе Переяславле-Залесском, и мог бы носить имя Александр Переяславский.

-Вроде бы совсем недавно его «постригали в мужи» и вот Новгородский епископ возлагает на его голову руки и возносит молитву Богу: «Да благословит  Христос из своего жилища  верного раба Александра! Да утвердит его Спаситель на престоле правды, спасет силою своею, наградит мудростью и мужеством. Да сподобит небесного царствия и поможет стать защитником земли своей». Александр поцеловал, золотой крест. Теперь он князь Новгородский. (слайд№2)

Отец Александра, отъезжая княжить в Киев, сказал: — Александр, да будет крест твоим хранителем, меч –защитником!

— Да будет так батюшка, поклонившись, ответил Александр.

— Стал Александр править княжеством. Основал он «морскую стражу», чтобы оберегала границы княжества со стороны Балтийского моря и реки Невы. Начальником стражи, служил Пелгусий. (слайд №3)

Не давал богатый Новгород покоя нашим врагам, очень хотелось завоевать его шведскому королю. Два года готовились они идти на Русь. И вот час пробил, герцог Ульф Фаси повел свое войско на Великий Новгород.  Но Пелгусий исправно нес службу. Ранним летним утром меж мглистыми облаками и неспокойными водами Балтики завиднелись многочисленные лодки.

С несколькими гонцами Пелагусий помчался в Новгород. Ранним утром зазвучал над городом набат это тревожный колокольный звон, послушайте как он звучит.(фонограмма звона).  Вышел к горожанам и дружине князь Александр и сказал: — «Братья! Не убоимся множества врагов. Они хотят взять нашу землю, нас обратить в сваю латинскую веру. Не убоимся шведов. Не в силе Бог, но в правде». И двинулось войско к реке Неве. Неотлучно рядом с князем были его друзья Миша, Савва, Яша, Збыслав. Вместе определяли движение войска. Помогал советами наставник Ратмир, исправно действовала разведка Пелагусия.  Они нашли удобное место и тихонько переправились на другой берег Невы. Не ждали шведы нападения, у них в лагере в это время обед был.

давайте и мы немного отдохнем и подготовимся к бою. (физкульт минутка).


Богатырь– вот он каков:

(показывают силача)

Он силён, он здоров.

(по очереди руки к плечам)

Он из лука стрелял.

(имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял.

Зорко-зорко наблюдал,

Подрастём и мы, смотри,

(поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

  Переполошились шведы, когда увидели Русичей, не успели даже доспехи свои надеть, но бились отчаянно, показывая смелость, даже было непонятно кто победит. Александр догадался, что надо сделать. Увидел, что командир шведов Ульф Фаси, стоит возле своего шатра, окруженный оруженосцами. Направил своего коня Александр, прямо к нему. Рыцарь не испугался, и то же понесся на коне навстречу. Вот две конские головы рядом; Ульф рассек мечом воздух, но буланый конь Александра поднялся на дыбы, удар Ульфа не достиг цели.(слайд №4) И тогда с высоты вздыбленного коня Александр бросил копье. Острие угодило прямо в смотровую щель забрала. Страшный удар свалил рыцаря. Оруженосцы унесли его с поля боя. А друзья князя подобрались к шатру Ульфа, уронили его, подрубили флаги: — Сгинуть вам в преисподней!

Без командира, без своих знамен, стали отступать шведы. Ульф Фаси попросил пощады. Александр оказался истинным рыцарем чести; приказал не добивать шведское войско, дал возможность захоронить павших в братской могиле. Надолго шведы забудут дорогу на Русь.  Пройдет немного времени, и князю Александру Ярославичу народ даст славное имя – Невский.

-Помогли ли доспехи шведским рыцарям выиграть сражение? (ответы детей).

— Да побеждать можно не только силой, но и мудростью, военной смекалкой.

-Давайте проверим вашу смекалку, разделитесь на две команды, я приготовила для вас хитрые задачки.

Детям были предложены «квадраты» и «полоски» Воскобовича.

Чья команда быстрее сложит «богатырский шлем».

Чья команда быстрее сложит «ладью».

Игра «Лабиринт».

Помогите князю пройти лабиринт и поставить свое знамя.

«Ледовое побоище».

Цель: Познакомить детей со знаменитым сражением, получившим название «Ледовое побоище».

Задачи:

-Продолжать развивать интерес детей к историческим событиям.

-Воспитывать чувство гордости за полководца Александра Невского и его дружину.

— Расширять знания детей об умении Александра Невского вести бой с противником, который превосходит в силе.

В уголке России картина с весенним пейзажем, озером. Вопрос к детям: — Почем сегодня появилась эта картина?  (слайд №1).

Ход занятия:

-Расскажу вам еще об одном сражении, которое выиграл Александр Невский. Это очень знаменитое сражение и называется «Ледовое побоище». Как вы думаете, раз сражение ледовое, когда оно произошло? (предположения детей).

            — Случилось это событие весной, в апреле месяце, когда все начинало таять. Не смогли шведы взять новгородское княжество, тогда немецкие рыцари решили поработить русскую церковь, крестить новгородцев по католическому обряду.

             -Знал Александр, что прочная броня у рыцарей, и кони закованы в железо. До зубов вооружены воины, как тягаться с таким войском русичам? Шли рыцари по Новгородской земле, не встречая сопротивления. Захвачен древний город, Изборск, покорилась Луга. Шли немецкие рыцари да посмеивались над побежденными шведами. Бежали люди в Великий Новгород и просили князя защитить. (слайд№2).

          Выстроена дружина по четыре коня в ряд. Подняты стяги с изображением Христа. Трубы позвали в новый поход! Но гораздо опаснее и мощнее немецкое войско. Попросил князь помощи у отца, великого князя Ярослава. Прибыл из Суздаля полк во главе с младшим братом Андреем Ярославичем.(слайд№3).

          Пятого апреля, рано на рассвете рассмотрели дозорные идущих немцев. На шлемах конские хвосты, на груди кресты, над ними на высоких древках качаются черные кресты. И назывались эти воины – крестоносцы.

Брат Андрей, предлагал грудью идти на врага и не прибегать ни к каким хитростям, но не отчаянная лихость, а трезвый расчет и мудрость   решают исход сражения.

Вот и первая хитрость. Выслали навстречу врагам, легкую конницу, немцы набросились на неё всей своей мощью, недолгий бой принес им победу. Отступающие конники поскакали в сторону Чудского озера. Радовались немцы, Невский разбит, бежит. Очень удивились, когда в дали у озерной глади, показались целехонькие войска русичей.(Слайд№4).

          -Как вы думаете, зачем князь заманил немецкое войско на берег озера? (предположения детей).

          Это была вторая хитрость Александра, вступили войска рыцарей в железных доспехах на лед Чудского озера. Возле берега озеро промерзло до самого дна, а ближе к середине лед уже стал слабым, вот туда и бросились окруженные русскими войсками немцы. Начал лед ломаться под тяжелыми рыцарями и пошли они ко дну вместе с конями

Под ними лошади тонули,

Под ними дыбом лед вставал.

Их стремена на дно тянули,

Им панцирь выплыть не давал. К. Симонов «Ледовое побоище».(слайд №5).

          Победителем вернулся князь Александр Невский в Новгород. А вскоре состоялась встреча с немецкими послами. Они просили вернуть пленных и обещали больше не вступать в пределы княжества, не покушаться на русскую церковь.  

Давайте с вами поиграем, смотрите, у меня есть рыцари и русские воины, устроим сражение. Дети разыгрывают на столе сражение по своему желанию (чтобы не возникло обиды, кто кем будет, провести жеребьевку).

Духовный подвиг Александра Невского.

Цель: Познакомить детей с духовным подвигом Александра Невского.

Задачи:

— Продолжать развивать стремление узнавать о жизни Александра Невского, его подвигах.

-Воспитывать чувство сострадания к людям, жившим много веков назад и гордость за мужество князя.

— Расширить знания детей о нашествии воинов Золотой орды, какие беды принесло это нашествие.

Ход занятия:

В уголке России выставлено изображение воина Золотой орды. (слайд №1) Вопрос к детям: — Как вы думаете, почему сегодня появилось изображение этого воина? Давайте рассмотрим его. Что, в нем необычного? (ответы детей).  

— Да, ребята, это тоже наши враги, и сила несметная. Как вы думаете, мог князь Александр Невский победить это войско? (предположения детей).

Послушайте, как все произошло. Много сил приложил Князь Александр, чтобы уберечь Русь от врагов. Но пришла беда с другой стороны. В стане монголо-татар пришел к власти хан Батый. И двинул он свои войска на русские города. Где проходил Батый, там ничего не оставалось, пощады не знали ни малые, ни старые. Даже наш город Ярославль был разграблен и разрушен, а многих русских людей уводили в плен. Двигалось войско на Великий Новгород. (Слайд№2)

Князь Александр Ярославович спешно строил укрепления, строил заставы, собирал ополчение, но понимал, что долго продержаться не сможет. Но вдруг, случилось невероятное, развернул Батый свои войска и пошел на Киев. Киев в те времена был столицей Российского государства. Уничтожил город, темная ночь опустилась на Русь. Все княжества, кроме Новгородского, были разрушены. Отправился Батый и в другие страны и тоже завоевал их.

Довольный своими успехами основал хан свое поселение на берегу реки Волга. И назвал его Сараем. Как вы думаете, что обозначает слово Сарай? (предположения детей).Это слово в переводе с монголо-татарского языка означает Золотой дворец. И все воины стали называться Золотой ордой. (слайд№3).

И повелел хан Батый являться русским князьям в Сарай на поклон, за ярлыками —  специальными грамотами   которые разрешали им княжить.

Одним из первых приехал отец Александра, князь Ярослав. Не вернулся князь из той поездки, говорят, что отравила его ханша. Умер князь на чужбине.  Вот и князю Александру пришло письмо от Батыя: «Приезжай, Александр, ко мне в Сарай. Покажись, какой ты. Твой отец был у меня. Почему же сыну не показаться?».

Отец поехал в орду и погиб там, да разве он Александр смерти боится? Нет! Унижения, позора, бесславия.  «Не с поклоном, а с оружием надо идти в Сарай»: – уговаривали верные друзья. Вспомните, как их звали? Но не сможет княжеская дружина долго противостоять врагу. Слишком много войска у хана Батыя, и слишком много погибнет людей в этой битве, а потом и все княжество разорит и разрушит хан.

 Князь отправился за советом к Епископу Кириллу.  (слайд№4)

— Владыко, как же ответить хану?

— А поезжай, не гнушайся. Смирись!

-Унизиться?

-Нет, смириться. Воспой в себе кротость во имя Господа, во имя людских жизней, что стоят за тобой!

— Святой отец и ты считаешь это подвигом?

— Подвигом, мой сын и чудом. Смиренье – Богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье. На сей подвиг тебя благословляю!

И поехал князь в Золотую орду.

 Давайте представим себя дружиной князя. Физкультминутка:

Дружно встали – раз, два. три, мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

И налево надо тоже. поглядеть из-под ладошек.

И направо и еще через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги, точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево –вправо, получается на славу.

Но что, же увидела дружина князя по дороге в Сарай? Пустые, безжизненные русские селения. Как хотелось вырвать меч и обратить его на татар, которые сопровождали князя. По прибытии в орду, стали князя готовить к встрече с Батыем.

-Князь Александр, ты сейчас будешь иметь счастье видеть нашего владыку. Теперь ты пойдешь поклониться Согоном-бару, нашему богу солнца, которому и преклонишь голову перед огнями.

— Передайте своему хану: я христианин, мне не подобает кланяться твари. Я поклоняюсь лишь истинному Господу нашему Иисусу Христу.

-Ты знаешь, что тебя ждет, князь?

-Я готов принять смерть.

Побежали слуги в ханский шатер и доложили Батыю. Но хан позволили князю, пройти в шатер: «Видишь князь, я позволил тебе, чего не разрешал другим. В знак твоих великих воинских заслуг. Ты знатно поколотил немцев и шведов. Я бы не хотел с тобой воевать. Ты же князь, не хочешь видеть свой Новгород в развалинах? Теперь слушай: я не буду гнать русичей под другую веру. Ваше духовенство я не трону. Пусть православные почитают Христа». Очень удивился князь таким речам и ответил: «Я пришел к тебепотому, что твой бог почтил тебя царством. Сказанное тобою о нашей церкви слышать радостно, потому, что я служу единому Богу, но твоим идолам поклоняться не буду».(слайд №5).

— Я вижу: нет на Руси князя, равного тебе, Александр. Хорошо, что ты приехал в Сарай. Поэтому я не трону твоего княжества. Но путь твой не окончен. Ты отправишься на родину моих предков и предстанешь перед Великим ханом. И там получишь ярлык на свое правление.

Как и Батый, Великий хан хорошо принял Александра Невского, и жаловал ему ярлык на княжение.

Счастливый день, когда вернулся князь в Новгород. Со слезами встречали его люди. Не с поля боя, ехал князь, а люди плачут от радости. Поняли люди, что стоила эта поездка князю, какие душевные силы приложил, чтоб спасти Великий Новгород от нашествия и от окончательной гибели всей Руси.

Несколько раз ездил князь в орду, исполняя свой долг и заступаясь за Русь. Но из последней поездки не смог вернутся князь, смертельно заболел и умер. Быстро долетела скорбная весть до Новгорода.

Мы не будем сейчас вами играть, а просто возьмем книги, об Александре Невском которые есть в нашем уголке, тихонько перелистаем их и вспомним о том, какие подвиги во имя Руси-матушки совершил князь.

Святой князь Александр Невский.

Цель: -Дать детям представление о князе Александре Невском, как о святом человеке.

Задачи:

-Развивать в детях стремление изучать историческое прошлое своей Родины, развивать нравственные качества – доброту, ответственность, чувство долга.

-Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей истории.

Ход занятия:

В уголке России рядом с портретом Александра Невского, изображение иконы святой благоверный великий князь Александр Невский. (слайд №1)

Вопрос к детям:-Скажите, знаете ли вы, кого называют святым человеком? Знаете ли вы, кого- то из святых? (ответы детей).

— Посмотрите, рядом с Александром появилось изображение иконы, как вы думаете, кто это? (предположения детей).

— Совершенно верно, это Князь Александр Невский. Князь исполнил свой долг. Который раз заступился за Русь. Возвращался по Волге домой, чтобы сообщить россиянам благую весть, но смертельно заболел, и умер, не доехав до дома. Быстро долетела скорбная весть до народа. Митрополит Кирилл, друг и помощник князя объявил народу: — Солнце Родины закатилось, не стало Александра!

-Все, кто присутствовали в храме, не смогли скрыть своего горя – ответили митрополиту рыданиями и стоном.

Хоронили Александра в городе Владимире, и тогда произошло первое чудо. Когда священнослужитель подошел к гробу, чтобы вложить в руку специальный свиток с молитвами, рука Александра неожиданно разжалась, взяла свиток и сжалась снова. Стали говорить, что так Бог прославил угодника своего, так как много трудился он и за Новгород и за всю землю русскую, жизнь положил за православное христианство.

С этого момента началось почитание Александра как святого. Когда вы подрастете, то сможете сами узнать о других чудесах, которые совершал Александр Невский, после своей смерти.

Много веков прошло с того времени, но как только надвигается беда на Россию, сразу вспоминаем мы князя Александра, молимся ему, просим помощи. И наверно он помогает нам. Ведь не смогли никакие враги завоевать нашу Родину. А народ наш чтит и помнит подвиги Александра Невского, недаром в честь него были воздвигнуты храмы в разных городах. Царь Петр –Iперевез тело Александра Невского в город Санкт-Петербург, где специально для этого был построен монастырь, который носит название Александро-Невская лавра.(сдайд№2). Есть такой храм и в нашем городе. Находится он по дороге в поселок Переборы.  Деньги на его строительство оставил по завещанию Александр Кожевников. Его племянник начал возводить церковь, но не закончил, разорился. Достраивали церковь всем миром. Когда вы будете проезжать мимо, вспомните об Александре Невском и скажите спасибо за нашу спасенную Родину.  (слайд №3).

Не только храмы воздвигались в его честь. Снимали кино и писали музыку. Давайте посмотрим небольшой отрывок из фильма Сергея Эйзенштейна и услышим замечательную музыку Сергея Прокофьева, а слова к этой песне написал автор Владимир Луговской. (кадры из фильма «Александр Невский», где звучит песня «Вставайте люди русские»).

Именем Александра Невского назван военный орден, его дважды создавали. Сначала царица Екатерина-I, потом во время второй мировой войны был создан другой орден, но вручали его всегда офицерам, за особо опасные и хорошо выполненные задания.(слайд №4).

Теплоходы, станции метро, улицы названы в честь князя Александра. (слайд №5). До сих пор мы вспоминаем его с теплым чувством. Много потрудился он и мечом и своим сердцем и душой для русской земли.

Много вы узнали о князе Александре Невском, что больше всего вам запомнилось?  (ответы детей).

Попробуйте нарисовать свои впечатления. Мы сложим ваши рисунки в одну папку со всеми картинками, которые появлялись в уголке России и у нас получится летопись жизни Александра Невского.      

Александр Невский биография кратко и интересно о князе для детей

Александр Ярославич Невский (1221 – 1263) – князь Новгородский, Киевский, Владимирский, великий полководец и талантливый дипломат.

Ранние годы

Родился 13 мая 1221 года в городе Переславль-Залесский. Был сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича. В 1225 году по решению отца в биографии Невского произошло посвящение в воины.

В 1228 году вместе со старшим братом был перевезен в Новгород, где они стали княжичами новгородских земель. В 1236 году, после отъезда Ярослава, стал самостоятельно защищать земли от шведов, ливонцев, литовцев.

Личная жизнь

В 1239 году Александр женился на дочке Брячислава Полоцкого, Александре. У них было пятеро детей – сыновья: Василий (1245 – 1271, новгородский князь), Дмитрий (1250 – 1294, новгородский, переяславский, владимирский князь), Андрей (1255 – 1304, костромской, владимирский, новгородский, городецкий князь), Даниил (1261 – 1303, московский князь), а также дочь Евдокия.

Военная деятельность

Биография Александра Невского знаменательна большим количеством много побед. Так, в июле 1240 года состоялась знаменитая Невская битва, когда Александр напал на шведов на Неве и победил. Именно после этой битвы князь получил почетное прозвище «Невский».

Когда же ливонцы взяли Псков, Тёсов, подобрались к Новгороду, Александр снова разбил врагов. После этого напал на ливонцев (немецких рыцарей) 5 апреля 1242 года и тоже одержал победу (знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере).

После смерти отца в 1247 году Александру в правление достался Киев и «Вся земля Русская». Киев на то время был разорен татарами, и Невский решил остаться жить в Новгороде.

Князь на протяжении 6 лет отражал нападения врагов. Затем он уехал из Новгорода во Владимир и стал княжить там. В то же время войны с западными соседями продолжились. В военных походах князю помогали его сыновья – Василий и Дмитрий.

Смерть и наследие

Умер Александр Невский 14 ноября 1263 года в Городце и был похоронен в Рождественском монастыре города Владимир. По распоряжению Петра I его мощи в 1724 году перенесены в Александро-Невский монастырь (Санкт-Петербург).

Александру Ярославичу Невскому отводится исключительная роль в истории Руси. За всю свою жизнь великий князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения. Он считался любимым князем духовенства, покровителем православной церкви. Его кратко можно описать как талантливого дипломата, полководца, который смог защитить Русь от многих врагов, а также предотвратить походы монголо-татар.

В наши дни его именем названы улицы и площади, в его честь установлены памятники, воздвигнуты православные церкви во многих городах России.

Интересные факты

  • Будущий великий князь родился 13 мая 1221 году. Это знаменательное событие произошло в семье переяславского князя Ярослава Всеволодовича и его жены – торопецкой княжны Ростиславы Мстиславовны. Александр появился на свет вторым из десяти детей.

Предыдущая

БиографииГалилео Галилей биография кратко

Следующая

БиографииЖанна Фриске краткая биография певицы

  • Полный текст
  • Древнерусское государство *VI–XII века*
  • Славяне до 862 года
  • Начало русского государства и первые государи русские от 862 до 945 года
  • Святая Ольга от 945 до 957 года
  • Великий князь Святослав I от 957 до 972 года
  • Сыновья Святослава от 972 до 980 года
  • Крещение Руси от 980 до 988 года
  • Владимир христианин от 988 до 1015 года
  • Святополк окаянный от 1015 до 1019 года
  • Великий князь Ярослав I Владимирович от 1019 до 1054 года
  • Кудесники от 1054 до 1078 года
  • Ссоры князей от 1078 до 1097 года
  • Съезды князей От 1097 ДО 1113 года
  • Владимир Мономах от 1113 до 1125 года
  • Русь удельно-вечевая *XII–XIII века*
  • Олеговичи и Мономаховичи от 1125 до 1147 года
  • Начало Москвы от 1146 до 1155 года
  • Своевольство новгородцев от 1155 до 1167 года
  • Андрей Боголюбский от 1157 ДО 1174 года
  • Убиение Андрея Боголюбского 1174 год
  • Великий князь Михаил I от 1174 до 1176 года
  • Вступление на престол великого князя Всеволода III от 1176 до 1178 года
  • Слово о полку Игореве от 1178 ДО 1185 года
  • Ливония и немецкие рыцари от 1185 до 1202 года
  • Роман Волынский и княжество Галицкое от 1198 до 1212 года
  • Мстислав Мстиславич Удалой, князь новгородский от 1210 ДО 1218 года
  • Русь покоренная *XIII–XIV века*
  • Нашествие татар от 1219 до 1238 года
  • Россия покоренная от 1238 до 1243 года
  • Святой Александр Невский от 1240 до 1263 года
  • Великий князь Ярослав III и князья литовские от 1263 до 1272 года
  • Дети Александра Невского от 1272 до 1304 года
  • Михаил Ярославич Тверской от 1304 до 1318 года
  • Соперничество Москвы с Тверью от 1319 до 1328 года
  • Иоанн Калита и Москва, столица великокняжеская от 1328 до 1340 года
  • Святой митрополит Алексий от 1340 до 1359 года
  • От Куликова поля до реки Угры *XIV–XV века*
  • Малолетство Дмитрия Иоанновича, великого князя московского от 1359 до 1362 года
  • Донское сражение, или Куликовская битва от 1362 до 1380 года
  • Новое бедствие Москвы и разбои новгородцев от 1380 до 1388 года
  • Великодушие князя Владимира Храброго 1389 год
  • Великий князь Василий Дмитриевич от 1389 до 1425 года
  • Враги великого князя
  • Ссора на свадьбе великого князя Василия II от 1425 до 1433 года
  • Дмитрий Шемяка от 1433 до 1446 года
  • Последние годы княжения Василия Темного от 1446 до 1462 года
  • Великий князь ИОАНН III И греческая царевна София от 1462 до 1472 года
  • Совершенное покорение Новгорода от 1472 до 1478 года
  • Освобождение Руси от 1478 до 1480 года
  • Московская Русь *XV–XVI века*
  • Новое состояние России от 1480 до 1498 года
  • Два наследника престола от 1498 до 1505 года
  • Покорение Пскова и совершенное уничтожение уделов от 1505 до 1523 года
  • Нравы и обычаи русских при Василии III от 1523 до 1533 года
  • Регентство Великой княгини Елены от 1533 до 1538 года
  • Детство и первая молодость Иоанна IV от 1538 до 1546 года
  • Царство Грозного царя и последние Рюриковичи *1547-1584-1597 года*
  • Чудесная перемена 1547 год
  • Казаки от 1547 до 1552 года
  • Покорение царства Казанского 1552 год
  • Кончина Анастасии от 1552 до 1560 года
  • Опричники и слобода Александровская от 1560 до 1569 года
  • Слабость России от 1569 до 1582 года
  • Ермак, покоритель Сибири от 1582 до 1584 года
  • Кончина Иоанна Грозного 1584 год
  • Новый царь и его любимец от 1584 до 1591 года
  • Углич и последний потомок Рюрика от 1591 до 1597 года
  • «Смутное время» *1598–1613 года*
  • Борис Годунов, царь России от 1597 до 1600 года
  • Мучительная жизнь убийцы от 1600 до 1603 года
  • Самозванец от 1603 до 1605 года
  • Поляки в Москве от 1605 до 1606 года
  • Смерть самозванца 1606 год
  • Несчастное царствование Шуйского от 1606 до 1610 года
  • Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский от 1609 до 1610 года
  • Междуцарствие от 1610 до 1613 года
  • Россия в годы правления первых Романовых *1613–1682 года*
  • Иван Сусанин и его потомство 1613 год
  • Скромность Романовых
  • Восстановление порядка и спокойствия от 1613 до 1619 года
  • Царица Евдокия
  • Продолжение царствования Михаила Федоровича до его кончины от 1619 до 1645 года
  • Боярин Морозов и народные мятежи от 1645 до 1649 года
  • Патриарх Никон от 1649 до 1654 года
  • Малороссия и Богдан Хмельницкий от 1654 до 1667 года
  • Величие души Алексея от 1667 до 1670 года
  • Рождение Петра I 1672 год
  • Царь Федор Алексеевич от 1676 до 1682 года
  • Россия накануне перемен *1682–1703 года*
  • Петр, десятилетний царь России 1682 год
  • Царевна Софья Алексеевна и стрельцы от 1682 до 1688 года
  • Петр, единодержавным обладатель России 1689 год
  • Начало русского флота и первая победа Петра от 1689 до 1697 года
  • Путешествие Петра в чужие края и последний бунт стрельцов от 1697 до 1700 года
  • Новые обычаи и война со Швецией от 1698 до 1703 года
  • Россия во времена реформ Петра I *1703–1725 ГОДА*
  • Новая столица, новые крепости и гавани от 1703 до 1708 года
  • Изменник Мазепа и Полтавская битва от 1708 до 1710 года
  • Царица Екатерина
  • Праздники и петербургские увеселения
  • Новое путешествие Петра в чужие края и царевич Алексей от 1717 до 1719 года
  • Мир со Швецией и Петр император
  • Последние деяния Петра I от 1722 до 1725 года
  • Кончина Петра Великого 1725 год
  • Эпоха дворцовых переворотов *1725–1762 года*
  • Императрица Екатерина I от 1725 до 1727 года
  • Петр II и князь Меншиков от 1727 до 1728 года
  • Долгорукие от 1728 до 1730 года
  • Императрица Анна Иоанновна 1730 год
  • Бирон
  • Войны с Польшей и Турцией от 1732 до 1739 года
  • Двор императрицы Анны
  • Император Иоанн и регентство Бирона 1740 год
  • Правительница Анна Леопольдовна от 1740 до 1741 года
  • Императрица Елизавета 1741 год
  • Непостоянство счастья от 1741 до 1742 года
  • Наследник престола и его супруга
  • Состояние Европы во время царствования императрицы Елизаветы от 1745 до 1756 года
  • Воина с Пруссией и кончина императрицы от 1756 до 1762 года
  • Император Петр III 1762 год
  • «Просвещенный век» Екатерины II *1762–1796 годы*
  • Первые пять лет царствования Екатерины II от 1762 до 1767 года
  • Первая турецкая война и первое разделение Польши от 1767 до 1772 года
  • Моровая язва и Пугачев от 1772 до 1775 года
  • Торжество мира с Турцией и учреждение губерний 1775 год
  • Вооруженный нейтралитет, или новая слава Екатерины от 1775 до 1780 года
  • Князь Потемкин-Таврический
  • Полуостров Крым и путешествие императрицы 1787 год
  • Вторая война с Турцией и Суворов от 1787 до 1790 года
  • Война и мир со Швецией 1790 год
  • Смерть Потемкина и мир с Турцией от 1790 до 1792 года
  • Польша от 1792 до 1795 года
  • Кончина Екатерины 1796 год
  • Правление Павла I *1796–1801 года*
  • Император Павел I от 1796 до 1797 года
  • Императрица Мария
  • Русские в Италии и Швейцарии от 1797 до 1801 года
  • Россия в годы правления Александра I *1801–1825 года*
  • Состояние Европы в первые четыре года царствования императора Александра I от 1801 до 1805 года
  • Воины с Францией и Тильзитский мир от 1805 до 1808 года
  • Завоевание Финляндии от 1808 до 1810 года
  • Новые успехи русских в военных и гражданских делах от 1810 до 1812 года
  • Отечественная война 1812 год
  • Александр в Париже
  • Конгресс в Вене 1815 год
  • Последние десять лет царствования Александра I от 1815 до 1825 года
  • Словарь
  • Условные сокращения

Святой Александр Невский от 1240 до 1263 года

Когда почти все Рус­ские кня­же­ства исчезли под жесто­кими уда­рами Татар, когда все их кня­зья, не исклю­чая и неустра­ши­мого Дани­ила Галиц­кого, зятя Мсти­слава Храб­рого, кля­лись перед тро­ном Батыя быть его вер­ными под­дан­ными, когда сча­стье, слава и радость, каза­лось, совсем оста­вили города и селе­ния наших пред­ков, была еще область, где раз­да­ва­лись песни победы, был еще князь, нико­гда не пре­кло­няв­ший колен в шатре Татар­ского хана! Это была Нов­го­род­ская область, этот князь — Алек­сандр Яро­сла­вич Нев­ский. Все мои чита­тели знают и очень любят его. Это тот князь, кото­рый почи­та­ется Анге­лом-Хра­ни­те­лем Петер­бурга; нако­нец, это тот князь, свя­тое тело кото­рого почи­вает в Алек­сан­дро-Нев­ской Лавре.

Алек­сандр был сыном вели­кого князя Яро­слава II. Необык­но­венно умный, храб­рый, пре­крас­ный душой и лицом Алек­сандр еще в моло­дые годы стал наслед­ни­ком сво­его отца в Нов­го­роде, и с того вре­мени его бес­пре­стан­ные победы над Чудью, Фин­нами, Литов­цами и Ливон­скими рыца­рями раз­но­сили его славу по всем стра­нам. Ливон­ские рыцари в это время стали еще опас­нее для Рус­ских: их орден при­со­еди­нился к дру­гому, силь­ному Немец­кому ордену рыца­рей свя­той Марии Иеру­са­лим­ской, кото­рые заво­е­вали почти всю Прус­сию и с такой же жесто­ко­стью, как Ливон­ские рыцари, учили хри­сти­ан­ской вере тамош­них жите­лей — Чудь и Ливон­цев. Я уже гово­рила вам, что эти бед­ные люди убе­гали в леса от своих учи­те­лей, кото­рые в это время вме­сто преж­них крас­ных кре­стов нашили на свои белые плащи чер­ные кре­сты, так, как это было у Немец­ких рыца­рей свя­той Марии.

Но не так думал моло­дой князь Алек­сандр Яро­сла­вич и его храб­рые Нов­го­родцы. Не одним Ливон­ским рыца­рям, Чуди и Ливон­цам было худо от него; один раз он побе­дил даже Шве­дов и Нор­веж­цев. За эту победу его назвали Нев­ским, и вам надо узнать о ней получше. К тому же ведь это слу­чи­лось на бере­гах нашей род­ной, пре­крас­ной Невы!

В 1240 году Швед­скому королю взду­ма­лось заво­е­вать Ладогу и даже Нов­го­род. Для этого он отпра­вил на реку Неву мно­же­ство судов со Шве­дами и Нор­веж­цами под началь­ством сво­его зятя, Бир­гера. Бир­гер, при­вык­ший к побе­дам, велел гордо ска­зать князю Нов­го­род­скому: «Иди сра­жаться со мной, если сме­ешь; я уже в земле твоей!» Алек­сандр не испу­гался, не пока­зал Швед­ским послам досады, а спо­койно отве­чал им, что он готов к сра­же­нию. Тот­час велел он сво­ему неболь­шому вой­ску собраться; сам же пошел в Софий­скую цер­ковь и там усердно молился Богу, прося Его свя­той помощи. Усерд­ная молитва имеет чудес­ную силу над душой хри­сти­а­нина: Алек­сандр, кото­рый не мог в такое корот­кое время ожи­дать помощи от сво­его отца, не мог даже собрать все свое вой­ско, вышел к своей вер­ной дру­жине и весело ска­зал ей: «Нас немного, и враг силен, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим кня­зем!» Надежда Алек­сандра на небес­ную помощь пере­шла и в сердца его вои­нов. Весело при­бли­зи­лись они к бере­гам Невы, где сто­яли Шведы, дружно бро­си­лись на мно­го­чис­лен­ных вра­гов под лич­ным началь­ством неустра­ши­мого князя и одер­жали пол­ную победу. В это время один из Нов­го­род­цев, по имени Миша, уто­пил почти все суда Шве­дов. У них оста­лось всего два судна, кото­рые нагру­зили телами глав­ных началь­ни­ков и в тем­ную ночь 15 июля отпра­вили по Неве назад в Шве­цию. Всех же дру­гих зарыли в яму. Эта слав­ная победа, одер­жан­ная в то самое время, когда наши бед­ные предки тер­пели столько горя и уни­же­ния от злых Татар, обра­до­вала их уны­лые сердца и дала храб­рому Алек­сан­дру назва­ние Невского.

Но слава не спасла его от несча­стья: в 1247 году он лишился отца, кото­рый не имел даже радо­сти уме­реть в своем Оте­че­стве! Батый при­ка­зал ему ехать в Китай­скую Тата­рию, покло­ниться вели­кому хану. Яро­слав Все­во­ло­до­вич не мог не пови­но­ваться, но был так слаб здо­ро­вьем, так печа­лен духом, что не пере­нес труд­ного путе­ше­ствия по сте­пям и необи­та­е­мым пусты­ням, диким, бес­плод­ным и без­вод­ным до такой сте­пени, что люди ино­гда уми­рали в них от жажды. Вели­кий князь кое-как дое­хал туда и, воз­вра­ща­ясь, скон­чался по дороге. Быв­шие с ним бояре при­везли его тело во Вла­ди­мир. Наслед­ни­ком пре­стола был его млад­ший брат Свя­то­слав III Всеволодович.

В то самое время, когда вели­кий рус­ский князь испы­ты­вал всю тоску кон­чины на голой земле Кир­гиз­ских сте­пей, далеко от милого семей­ства и Родины, дру­гой князь, столь же зна­ме­ни­тый, закан­чи­вал свою жизнь в ужас­ных муче­ниях перед шатром Батыя! Это был Михаил, Чер­ни­гов­ский князь, при­е­хав­ший в Золо­тую Орду по при­ка­за­нию хана и не поже­лав­ший покло­ниться ни тени Чин­гис­хана, ни Татар­ским идо­лам! «Нет! — гово­рил он вар­ва­рам, при­нуж­дав­шим его сде­лать это. — Я могу покло­ниться вашему царю, потому что Бог отдал ему судьбу зем­ных госу­дарств, но хри­сти­а­нин нико­гда не слу­жит идо­лам!» Батый уди­вился, что еще есть люди, кото­рые про­ти­вятся ему, и объ­явил, что Михаил умрет, если не будет пови­но­ваться. Рус­ский князь не боялся смерти. С ангель­ской кро­то­стью он читал молитвы в то время, когда Татары мучили его самым жесто­ким обра­зом, и тихо скон­чался, ска­зав: «Я хри­сти­а­нин!» Наша цер­ковь при­знала его свя­тым и мучеником.

После этого рас­сказа о смерти Яро­слава и Миха­ила можно судить, какова была участь наших бед­ных пред­ков под вла­стью Татар! При­бавьте еще к этому все бес­по­рядки, кото­рые про­ис­хо­дили в то время, когда надо было соби­рать дань; все при­тес­не­ния, какие тер­пел народ от Татар­ских чинов­ни­ков-сбор­щи­ков, кото­рые часто пла­тили хану всю сумму сразу и полу­чали за это право взыс­ки­вать ее с Рус­ских по мело­чам, почти вдвое больше! (Таких сбор­щи­ков на Руси назы­вали басур­ман­скими откуп­щи­ками[87], или мыта­рями[88].) При­бавьте к этому ссоры кня­зей, не при­ми­рен­ных и общим несча­стьем всей Руси, их жалобы и кле­вету друг на друга в Орде и беды, про­ис­хо­див­шие от этого в их кня­же­ствах. Одним сло­вом, все в нашем древ­нем Оте­че­стве было печально и уныло, только слава Нов­го­род­ского князя Алек­сандра Яро­сла­вича сияла, как свет­лая звезда на Рус­ском небе, покры­том чер­ными тучами. Эта слава, про­не­сясь по всем кня­же­ствам, доле­тела до слуха страш­ного Батыя, и вот уже Татар­ский посол несет к Нев­скому герою пове­ле­ние явиться к царю, чтобы при­сяг­нуть ему в вер­но­сти и узнать славу и вели­чие Татар.

Алек­сандр, любив­ший свое Оте­че­ство гораздо больше своей славы, не хотел, чтобы из-за него оно опять испы­тало новые бед­ствия, и потому с покор­но­стью хри­сти­а­нина после­до­вал при­меру отца и поехал вме­сте с бра­том Андреем к Батыю, а от него в Тата­рию к вели­кому хану. Грустно было сыно­вьям Яро­слава ехать по той самой пустыне, где скон­чался их отец! Они думали, что так же, как и он, не уви­дят сво­его Оте­че­ства, но Бог под­кре­пил их, и через два года они воз­вра­ти­лись, осы­пан­ные мило­стями вели­кого хана, кото­рый пору­чил Алек­сан­дру всю южную Рос­сию и Киев, а Андрею — пре­стол Вла­ди­мир­ский, несмотря на то, что их дядя, вели­кий князь Свя­то­слав, был еще жив. Так свое­вольно рас­по­ря­жа­лись Татары судь­бой и кня­зей, и Рус­ских княжеств!

Свя­то­слав Все­во­ло­до­вич напрасно ездил в Орду жало­ваться на неспра­вед­ли­вость и через два года скон­чался. Но и Андрей недолго был Вла­ди­мир­ским госу­да­рем. Он не имел столько хри­сти­ан­ской тер­пе­ли­во­сти, столько любви к своим под­дан­ным, чтобы для их спо­кой­ствия и без­опас­но­сти поко­риться неиз­беж­ной вла­сти побе­ди­те­лей Руси: пыл­кому, гор­дому сердцу его каза­лось лучше отка­заться от пре­стола, чем быть госу­да­рем — под­дан­ным Батыя! Вы можете пред­ста­вить себе, дру­зья мои, что с таким нра­вом он часто пока­зы­вал свое пре­зре­ние к Тата­рам, часто не слу­шал их при­ка­за­ний! Толпы их уже шли нака­зать дерз­кого дан­ника. Андрей, услы­шав это, убе­жал в Шве­цию со всем своим семей­ством и оста­вил вели­кое кня­же­ство в добычу вар­ва­рам. После нового разо­ре­ния оно отдано было общему любимцу не только Рус­ских, но даже и Татар, князю Алек­сан­дру Нев­скому. Видя из при­мера брата, как были вредны для Оте­че­ства его гор­дые и непо­кор­ные наме­ре­ния, Алек­сандр Яро­сла­вич стал про­яв­лять еще больше осто­рож­но­сти и бла­го­ра­зу­мия в своих отно­ше­ниях с Тата­рами, не про­ти­вился им и тогда, когда они при­слали своих чинов­ни­ков сосчи­тать всех жите­лей в Рос­сии и опре­де­лили над ними десят­ни­ков[89], сот­ни­ков[90] и тем­ни­ков[91] для сбора пода­тей; уго­во­рил даже гор­дых, все еще счи­тав­ших себя неза­ви­си­мыми Нов­го­род­цев, запла­тить дань, кото­рую тре­бо­вал от них наслед­ник умер­шего в 1256 году Батыя его брат хан Бер­кий, и тем изба­вил от разо­ре­ния первую Рус­скую сто­лицу, бога­тый и вели­кий Новгород.

Так две­на­дцать лет про­дол­жа­лось кня­же­ние Алек­сандра; так обе­ре­гал он свое бед­ное Оте­че­ство от новых несча­стий, ему гро­зив­ших, так при­ми­рял своих оскорб­лен­ных сооте­че­ствен­ни­ков с само­власт­ными ханами! Он при­нес всю свою жизнь в жертву для спо­кой­ствия своих под­дан­ных: вы можете пред­ста­вить себе, как нелегко было бла­го­род­ному князю Рус­ской земли ездить кла­няться полу­ди­ким Татар­ским ханам! Послед­нее его путе­ше­ствие в город Сарай было в 1262 году, когда хан Бер­кий, соби­ра­ясь идти на новое разо­ре­ние чужих земель, взду­мал тре­бо­вать от него вспо­мо­га­тель­ного войска.

Алек­сандр Яро­сла­вич, несмотря на всю свою кро­тость, не мог пере­не­сти мысли, чтобы его бед­ные под­дан­ные, кроме всех несча­стий, какие тер­пели от невер­ных, еще про­ли­вали бы за них свою кровь! Он поехал умо­лять Бер­кия отме­нить такое жесто­кое пове­ле­ние. Хан, чув­ствуя неволь­ное почте­ние к вели­кому князю, не мог отка­зать ему, но с досады про­дер­жал его в Орде всю зиму и лето. Тоскуя по Родине, насмот­рев­шись во время сво­его про­дол­жи­тель­ного пре­бы­ва­ния в Сарае на силу и могу­ще­ство Татар и поте­ряв надежду видеть осво­бож­де­ние Оте­че­ства от их жесто­кой вла­сти, Алек­сандр заметно осла­бе­вал духом и телом и осе­нью, воз­вра­ща­ясь на Родину, при­е­хал уже боль­ной в Ниж­ний Нов­го­род, а оттуда в Горо­дец на Волге. Здесь он опасно зане­мог и скон­чался 14 ноября 1263 года.

Невы­ра­зима была горесть всех Рус­ских, когда они узнали о кон­чине сво­его ангела-хра­ни­теля, им каза­лось, что насту­пила окон­ча­тель­ная поги­бель их Оте­че­ства, что уже некому будет защи­тить их от напа­де­ний Нем­цев и Литов­цев, уми­ло­сти­вить жесто­кость ханов, спа­сти их от при­тес­не­ний Татар­ских откуп­щи­ков! Мит­ро­по­лит, встре­чая гроб Алек­сандра у Бого­лю­бова, вос­клик­нул, про­ли­вая горь­кие слезы: «Зака­ти­лось солнце земли Рус­ской!», и все бояре, весь народ с отча­я­нием в голосе отве­чали ему одним сло­вом: «Поги­баем!».

Видя чудеса, про­ис­хо­див­шие при погре­бе­нии Алек­сандра, духо­вен­ство и вся Рос­сия при­чис­лили его к лику свя­тых, и с тех пор мы молимся ему как нашему заступ­нику перед Богом. Его тело было погре­бено в мона­стыре Рож­де­ства Бого­ма­тери во Вла­ди­мире. Оно нахо­ди­лось там до вре­мен Петра Вели­кого, кото­рый пере­вез его в свою новую сто­лицу, как бы пору­чая ее осо­бому покро­ви­тель­ству того, кто неко­гда про­сла­вил это место подви­гами муже­ства и храбрости.


  • Рассказ об одном дне из жизни ремесленника в древнем египте
  • Рассказ об александре невском для 4 класса литературное чтение
  • Рассказ об известном человеке на английском языке с переводом
  • Рассказ об одном дне из жизни египетского земледельца
  • Рассказ об александре невском для 4 класса краткое содержание