Рассказ об апельсине для детей

НОД «Апельсин»

Автор: Денисова Юлия Владимировна

Организация: МБДОУ дс №30 г. Красноуральск Свердловская обл.

Населенный пункт: Свердловская область, г. Красноуральск

Цель: Познакомить детей с проведением исследования на примере изучения фрукта — апельсина.

Задачи:

“Познавательное развитие”:

— расширять кругозор детей о фруктах, в частности, об апельсине и его свойствах, используя опыты и эксперименты;

— развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность;

“Социально-коммуникативное развитие”:

— развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения наблюдений и опытов;

— закрепить навыки взаимодействия детей в коллективе;

“Речевое развитие”: активизировать и обогащать словарный запас детей;

“Физическое развитие”:

формировать первоначальные знания у детей о здоровом образе жизни, о пользе фруктов;

— развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

Планируемые результаты:

— воспитанники активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми;

— проявляют любознательность, наблюдательность и познавательную активность;

— принимают самостоятельные решения, опираясь на свои знания и умения;

— подобранный материал, техническое сопровождение позволяет поддерживать интерес детей к теме на протяжении всей деятельности.

Фома организации: Подгрупповая.

Используемые методы:

Наглядный метод — демонстрация фрагмента мультфильма, презентации;

Словесный метод — отгадывание загадок;

Исследовательский метод — проведение наблюдений и опытов.

Предварительная работа: цикл занятий по теме “Фрукты”, рассказ с презентацией о работе научной лаборатории и ученых.

Оборудование:

  • ноутбук, проектор и экран;
  • мольберт;
  • картинки – подсказки;
  • две глубокие емкости с водой;
  • апельсины, дольки апельсина для дегустации, апельсины (разрезанные пополам) на каждого ребенка и педагога;
  • стаканы, влажные салфетки, белые халаты и медицинские шапочки на каждого ребенка и педагога;
  • картинка – дерево, для рефлексии;
  • картинки – фрукты (веселый апельсин, грустный лимон), каждая по количеству детей.

Учебно-методический комплект: Самостоятельная разработка

Ход НОД:

Перед началом занятия дети и воспитатель надевают белые халаты и медицинские шапочки. На экране включается заставка СЛАЙД 1.

1 этап — психологический настрой: 1 мин

В группе раздаётся аудиозапись диктора: — «Внимание, внимание! Всем – всем – всем! Только сегодня и только один день в нашем детском саду состоится увлекательное путешествие в научную лабораторию. Спешите, и вы увидите всё только самое интересное!»

Воспитатель: — Мальчики и девочки, вы слышали? Нас приглашают в научную лабораторию! Проходите.

Воспитатель: — Ребята, а вы знаете, что такое научная лаборатория? (рассуждения и ответы детей — специальное помещение, необходимое для опытов и наблюдений)

Воспитатель: — Хорошо, молодцы, а кто проводит наблюдения и опыты? Как называют этих людей? (рассуждения и ответы детей — ученые)

Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, зачем мы с вами надели белые халаты? (предположения и ответы детей)

Воспитатель: — Потому, что сегодня мы совершим путешествие в научную лабораторию, и мы с вами станем настоящими учеными и будем учиться проводить опыты – так же, как это делают взрослые учёные, в своих научных лабораториях.

2 этап – вводный: 2 мин

Воспитатель: — А продукт, с которым мы будем проводить опыты и наблюдения, вам хорошо знаком. Посмотрите мультфильм и назовите мне его. СЛАЙД 2 (дети просматривают фрагмент мультфильма «Мы делили апельсин»)

Воспитатель: — Ребята, вы догадались, о каком продукте мы сегодня будем говорить? (ответы детей — апельсин)

Воспитатель: — Правильно, это апельсин (картинка- подсказка с изображением апельсина появляется на экране СЛАЙД 3).

3 этап — основной этап: 15 мин

Воспитатель: — И сегодня, нам нужно узнать, как можно больше нового об апельсине. Вы готовы? (ответы детей — да)

Воспитатель: — Но сначала вспомним, какие правила поведения нужно соблюдать в научной лаборатории? (по заранее подготовленной картинке-схеме дети совместно с педагогом проговаривают правила поведения в лаборатории).

Воспитатель: — Молодцы, а давайте, мы с вами подумаем и вспомним, что такое апельсин? (ответы детей — фрукт)

Воспитатель: — Да, апельсин – это фрукт.

(1 картинка — подсказка крепится на мольберт)

Воспитатель: — А на чем растет апельсин? (ответы детей – на дереве). Правильно! и это дерево называется – апельсиновое.

(2 картинка — подсказка крепится на мольберт)

Воспитатель: — А кто мне скажет, где растут апельсиновые деревья? (предположения и ответы детей, если не отвечают, педагог подсказывает). Апельсин, теплолюбивый фрукт и поэтому апельсиновые деревья растут в теплых, южных странах, где, никогда не бывает снега и зимы.

(3 картинка — подсказка крепится на мольберт)

Воспитатель: — Ребята, а как вы думаете, у апельсина есть друзья? (предположения и ответы детей)

Воспитатель: — Да, вы правы, у апельсина есть друзья. А если сможете отгадать загадки, то узнаете, кто они (педагог демонстрирует загадки на экране, дети отгадывают загадки, дают правильные ответы) СЛАЙД 4,5,6.

Воспитатель: — Молодцы ребята, вот мы и узнали, с кем дружит апельсин.

(4 картинка — подсказка крепится на мольберт).

Воспитатель: — Ой, ребята, а давайте представим, что наши пальчики превратились в разные фрукты.

Проводится пальчиковая гимнастика с элементами самомассажа пальцев рук «Фрукты»

Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.

(Правой рукой массажируется мизинец левой руки)

Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.

(Правой рукой массажируется безымянный палец левой руки)

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.

(Правой рукой массажируется средний палец левой руки)

Этот пальчик–груша, просит. «Ну – кА, скушай!»

(Правой рукой массажируется указательный палец левой руки)

Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас.

(Правой рукой массажируется большой палец левой руки)

Затем руки меняются, пальчиковая гимнастика повторяется.

Воспитатель: — А сейчас мы с вами проведем наблюдение. Давайте пройдем к столу, возьмем в руки апельсин и рассмотрим его (дети берут в руки апельсин и рассматривают его).

Воспитатель: — Ребята, апельсин какой? (ответы детей, если не отвечают, педагог задает наводящие вопросы). Апельсин, какой формы, цвета? (ответы детей -круглый, оранжевый)

Воспитатель: — Ребята, а как вы думаете, кожура у апельсина гладкая или нет? (мнения детей расходятся).

Воспитатель: А вот сейчас, мы рассмотрим кожуру апельсина поближе. И сами все увидим. Возьмите в руки лупы и рассмотрите кожуру апельсина, какая она? (дети отмечают, что кожура у апельсина неровная и шероховатая).

(5 картинка — подсказка к крепится на мольберт).

Воспитатель: — Ребята, а как вы думаете, какой апельсин на вкус? (предположения и ответы детей). А давайте мы с вами перейдем к следующему столу и попробуем дольки апельсина (дети пробуют апельсиновые дольки и делают самостоятельные выводы: апельсин имеет кисло-сладкий вкус).

(6 картинка — подсказка крепится на мольберт).

Воспитатель: — Ребята, а как вы думаете, апельсин тонет в воде или нет? (дети выдвигают различные мнения, и мнения детей разошлись).

Воспитатель: — Смотрите внимательно, я опускаю апельсин в воду, апельсин не тонет (педагог демонстрирует детям опыт с водой и апельсином). Теперь попробуйте сами, возьмите каждый по апельсину (дети опускают апельсины в воду, педагог предоставляет детям возможность провести самостоятельное наблюдение).

Воспитатель: — Сделаем вывод: апельсин в воде не тонет.

(7 картинка — подсказка крепится на мольберт)

Воспитатель: — Ребята, а кто из вас знает, чем полезен апельсин для человека?

(ответы детей — содержит витамины).

Воспитатель: — Молодцы, да, апельсин содержит большое количество витамина С, который нужен для поддержания крепкого здоровья человека.

Воспитатель: — А что можно приготовить из апельсина? (ответы детей — варенье, мармелад, десерт, апельсиновый сок).

Воспитатель: — Правильно ребята, вкусный и полезный апельсиновый сок. Смотрите, у меня в руке апельсин. Как из него сделать апельсиновый сок? (предположения и ответы детей – разрезать напополам, выжать из каждой половинки сок).

Воспитатель: — И сейчас, мы с вами попробуем его приготовить. Проходите к столу (на столе заранее приготовлены апельсины, разрезанные пополам, стаканы и влажные салфетки). (Дети совместно с педагогом берут по половинке апельсина, выжимают сок в стакан, затем вытирают руки влажной салфеткой, пьют полученный апельсиновый сок).

(8 картинка — подсказка крепится на мольберт)

4 этап – заключительный: Подведение итогов НОД, 2 мин.

Воспитатель: — Молодцы ребята! На этом наши наблюдения и опыты с апельсином закончены (педагог и дети подходят к мольберту, на котором закреплены картинки – подсказки). Скажите, что нового вы сегодня узнали? (рассуждения и ответы детей, подсказкой служит мольберт с картинками — подсказками).

Воспитатель: — А что, вам больше всего понравилось? (с помощью вопросов воспитателя и картинок – подсказок, дети оценивают свою деятельность и полученные знания).

Воспитатель: — Ребята, а вам понравилось сегодня наше путешествие в научную лабораторию? Если понравилось, то возьмите оранжевый, веселый апельсин и прикрепите его на дерево. А если, не понравилось, то возьмите желтый, грустный лимон и прикрепите его на дерево.

Воспитатель: — Спасибо вам, ребята, вы молодцы, мне с вами было очень интересно проводить наблюдения и опыты с апельсином.

(После окончания занятия можно предложить детям просмотреть мультфильм «Мы делили апельсин» полностью).

Список использованной литературы:

  • О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий» Издательство: Мозаика-Синтез. 2010г.
  • Н.Р. Камалова М.П. Костюченко «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Программа. ФГОС ДО» Издательство: Учитель, 2020г.
  • Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику малышей». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008г.-32с.
  • Циновская М. Г., Циновская С.П. «Фрукты и овощи с загадками и наклейками. ФГОС ДО» Издательство: Экзамен, 2016 г.
  • Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках: Фрукты. Для детей 3-7 лет» Демонстрационные материалы, Издательство: Мозаика-Синтез, 2012г.

Приложения:

  1. file0.docx.. 24,7 КБ

  2. file1_317b933c-c09f-4aee-9.. 33,2 МБ

Опубликовано: 10.11.2020

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Солнышко» Пуровского района

Проектная деятельность в старшей группе «Апельсин – он и есть витамин »

Невмовенко Инга Константиновна первая квалификационная категория

Пгт Уренгой

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Сроки реализации: краткосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Проблема: Откуда взялся апельсин? Является ли апельсин полезным фруктом?

Актуальность проекта: Апельсин – яркий, экзотический фрукт, который не растет в нашей местности, но часто употребляемый нами. Знания детей недостаточные, поверхностные об этом фрукте, поэтому мы решили как можно больше узнать об апельсине, так как современные средства и методы обучения способствуют «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это дает возможность воспитать детей – «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты. Также развивает их творческие способности. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: Как можно больше узнать о фрукте «апельсин».

Задачи: Познакомить детей с историей апельсина: где растет, его полезные свойства, как можно вырастить.

Закрепить знания при исследовании апельсина: цвет, форма, размер, твердость, запах.

Из результатов опытов узнать: плавучесть апельсина, секрет количества его долек, что внутри апельсина, как вырастить апельсин из косточки.

Развивать познавательный интерес, навыки поисково- исследовательской деятельности.

Развивать способность видеть многообразие мира, поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, интерес.

Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий.

Материальное оснащение проекта: фотоаппарат, соковыжималка ручная, апельсины, энциклопедия, материалы для исследования, для продуктивной деятельности, для игр.

Ожидаемые результаты: Расширение и пополнение знаний детей.

План работы над проектом:

1 этап. Организационный.

Подбор литературы; оснащение лаборатории материалами для исследования; консультации с родителями о подготовке к проекту; подбор дидактических игр; разучивание пальчиковой гимнастики «Мы делили апельсин»; рассматривание иллюстраций об апельсине; разучивание танцевальных движений под песню «Апельсиновая песня», просмотр мультфильма «Мы делили апельсин».

Создание проблемной ситуации: Откуда взялся апельсин? Является ли апельсин полезным фруктом или просто вкусен?

2 этап. Основной. Реализация проекта.

Познание. Экспериментальная деятельность «Апельсиновая лаборатория»

1 Опыт «Тонет – не тонет».

Налили в две миски воды и опустили апельсины: один в кожуре, другой очищенный. Очищенный апельсин утонул, а в кожуре – нет. В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет. ( Фотоприложение: рисунок 1)

2 Опыт «Что внутри апельсина?»

Плод апельсина округлой или немного овальной формы. Он желтого или оранжевого цвета, покрыт плотной кожурой, внутри сочная мякоть разделена на дольки, семена и белая полоска — цедра. ( Фотоприложение: рисунок 2)

3 Опыт «Получение апельсинового сока»

Из апельсинов можно сделать апельсиновый сок с помощью соковыжималки. Натуральный сок из апельсина получить очень легко на соковыжималке. Нужно очистить апельсины от кожуры и разделить на дольки подходящего размера. Для приготовления сока следует использовать плоды спелые, здоровые, без признаков порчи. Их нужно тщательно помыть, разрезать пополам и выдавить сок, можно использовать специальное приспособление для приготовления апельсинового сока – соковыжималка.

Апельсиновый сок полезен, в нем много витаминов, но пить его нужно понемногу. А некоторым его пить вообще нельзя, потому что апельсин относится к растительным аллергенам. (Фотоприложение: рисунок 3;4)

4 Опыт «Как на спор узнать, сколько долек в апельсине?»

Чтобы узнать, сколько долек в апельсине, не очищая его от кожуры, нужно оторвать зеленую ножку, а под ней будут четко видны желтые бугорки, число которых равно числу долек.

5 Опыт «Как вырастить апельсин из косточки?»

Сеять подготовленные семена можно в индивидуальные ёмкости объемом не более 100мл, например, от йогурта или сметаны, а можно посеять сразу все семена в широкий и неглубокий посадочный ящик. Расстояние между семенами должно быть около 5 см и 3 см оставляют до стенок ящика. Глубина посадки семян около 1 см. В любом случае отверстия для стока воды и дренаж обязательны. Ёмкости с посеянными семенами помещают на теплое и необязательно освещенное место. При появлении на ростках, растущих в общей ёмкости, двух настоящих листочков проводят пикировку на большее расстояние. Когда на ростках будет 4 – 6 листьев их рассаживают по персональным горшочкам, размером не более 10см.

Коммуникация. Художественная литература «Апельсиновая библиотека»

1. Чтение сказок: «Три апельсина», «Про гордый апельсин и золотое яблоко», «Апельсин и яблоко». ( Приложение 1)

«Про гордый Апельсин и золотое Яблоко»
Ирис Ревю.

В Апельсиновой стране самый главный, конечно же, Апельсин. Он такой круглый, яркий, вкусный, ароматный! 
Апельсин – гордый. А чем он гордится? Своим южным происхождением, оранжевым настроением, а также тем, что о нём упоминается ещё в древних писаниях, в старых китайских летописях II – I вв. до нашей эры. 
Но вот однажды Апельсин загрустил. Представляете, его назвали яблоком. Кто же его так назвал? Сам маркиз Яблоко. Апельсин сначала расстроился, что его назвали не своим именем. Но маркиз Яблоко ему пояснил, что Апельсин по-китайски — это «китайское или золотое яблоко».
Тогда Апельсин обрадовался. Оказывается, что он – почётный житель не только Апельсиновой, но и Яблочной страны. И у Апельсина есть названый брат — Яблоко. 
А кому ж не хочется иметь брата? 

«Апельсин и яблоко»
Рахиль Баумволь.

Девочка сняла с апельсина кожуру, увидела, как много в нем долек, и спросила:
– Апельсин, почему ты весь из долек? 
– А это для того, чтобы ты со всеми могла поделиться, – ответил ей апельсин. 
– А ты, яблоко, почему без долек? Чтобы я одна могла тебя съесть?

2. Чтение стихотворений об апельсине. ( Приложение 2)

3. Загадки про апельсин.

4. Заучивание считалки «Мы делили апельсин»

5. Рассказ воспитателя «История апельсина»

6 Беседа «Полезные свойства апельсина»

7. Познание «Откуда родом апельсин». ( Приложение 3)

Беседа с детьми: 
«Чем полезен апельсин »

Раньше появление на прилавках мандаринов и апельсинов, ассоциировалось исключительно с приближением Нового года. В наше время, апельсины, можно купить в любое время, но мы по старой памяти считаем его новогодним фруктом. 
Апельсины положительно воздействуют на организм благодаря содержанию в них большого количества биологически активных веществ. В зависимости от сорта, в них содержится до 12% сахара, в основном это глюкоза и фруктоза, а также большое количество аскорбиновой кислоты. В отличии, от остальных цитрусовых, в апельсинах много, калия, магния и клетчатки. Апельсиновый сок помогает удерживать в организме кальций, что имеет огромное значение для детских косточек. Пектин, который в большом количестве содержится в апельсинах, улучшает пищеварение. 
Апельсины – это отличный десерт, который, наверняка придется по вкусу, а также это отличное средство повышающее иммунитет. 
Может ли апельсин поднять настроение? Раньше думал и люди, что запах растений может отгонять болезни, и носили с собой апельсины, в которые вставляли семена гвоздики. (Дети получают семена гвоздики и украшают ими апельсины. Пусть и у нас с вами всегда будет хорошее настроение и здоровье! 
Я знаю еще один секрет! В Испании придумали апельсиновое автомобильное топливо. Что вы делаете с кожурой, когда съедите апельсин? А испанцы из кожуры делают апельсиновое топливо. Зачем? Чтобы сохранить воздух чистым.

Художественное творчество. «Апельсиновая мастерская».

1. Рисование на тему «Апельсиновая страна». ( Приложение 4)

2. Книжки – раскраски «Апельсинчики»

3. Ручной труд «Апельсиновые фантазии»

4. Лепка «Апельсиновое дерево»

Социализация.

Игровая деятельность. Игротека «Веселый апельсин».

1. Подвижная игра «Передай апельсин»

2. Дидактическая игра «Апельсиновая мозаика».

3. Настольный театр «Сказочная апельсиновая страна».

4. Экскурсии в кабинет к медсестре, в продуктовый магазин, в аптеки, в стоматологическую клинику «ДентоГрад».

Работа с родителями.

1. Участие в выставке «Апельсиновая открытка»

2. Книжка – раскладушка «Апельсиновая кулинария»

3. Изготовление лэпбуков «Все про апельсин»

4. Выставка поделок «Апельсиновое дерево»

5. Пополнение центра экспериментальной деятельности в группе.

3 этап. Заключительный.

Результаты проекта:

1 Защита проекта «Таинственный апельсин» на родительском собрании.

2 Защита проекта на районном интеллектуальном марафоне «Эрудит».

Приложение 1

Три апельсина (Итальянская сказка).

По всей Италии рассказывают историю о трех апельсинах. Но вот удивительно – в каждой местности ее рассказывают по-своему. Но Генуэзцы говорят одно, неаполитанцы – другое, сицилийцы – третье. А мы выслушали все эти сказки и теперь знаем, как все случилось на самом деле.

Жили когда-то король и королева. Был у них дворец, было королевство, были, конечно, и подданные, а вот детей у короля и королевы не было.

Однажды король сказал:

– Если бы у нас родился сын, я поставил бы на площади перед дворцом фонтан.

И била бы из него не вино, а золотистое оливковое масло. Семь лет приходили бы к нему женщины и благословляли бы моего сына.

Скоро у короля и королевы родился прехорошенький мальчик. Счастливые родители выполнили свой обет, и на площади забили два фонтана. В первый год фонтаны вина и масла вздымались выше дворцовой башни. На следующий год они стали пониже. Словом, королевский сын, что ни день, становился больше, а фонтаны – меньше.

На исходе седьмого года фонтаны уже не били, из них по капле сочилось вино и масло.

Как-то королевский сын вышел на площадь поиграть в кегли. А в это самое время к фонтанам притащилась седая сгорбленная старушонка. Она принесла с собой губку и два глиняных кувшина. По каплям губка впитывала то вино, то масло, а старуха выжимала ее в кувшины.

Кувшины почти наполнились. И вдруг – трах! – оба разлетелись в черепки.

Вот так меткий удар! Это королевский сын целился большим деревянным шаром в кегли, а попал в кувшины. В тот же миг иссякли и фонтаны, они уже не давали ни капли вина и масла. Ведь королевичу как раз в эту минуту исполнилось ровно семь лет.

Старуха погрозила скрюченным пальцем и заговорила скрипучим голосом:

– Слушай меня, королевский сын. За то, что ты разбил мои кувшины, я положу на тебя заклятье. Когда тебе минет трижды семь лет, на тебя нападет тоска.

И станет она тебя терзать, пока ты не найдешь дерево с тремя апельсинами.

А когда ты найдешь дерево и сорвешь три апельсина, тебе захочется пить.

Тогда-то мы и посмотрим, что будет.

Старуха злорадно засмеялась и поплелась прочь.

А королевский сын продолжал играть в кегли и через полчаса уже забыл и о разбитых кувшинах, и о старухином заклятье.

Вспомнил о нем королевич, когда ему исполнилось трижды семь – двадцать один год. Напала на него тоска, и ни охотничьи забавы, ни пышные балы не могли ее развеять.

– Ах, где найти мне три апельсина! – повторял он.

Услышали это отец-король и мать-королева и сказали:

– Неужели мы пожалеем для своего дорогого сына хота три, хоть три десятка, хоть три сотни, хоть три тысячи апельсинов!

И они навалили перед королевичем целую гору золотистых плодов. Но королевич только покачал головой.

– Нет, это не те апельсины. А какие те, что мне нужны, и сам не знаю.

Оседлайте коня, я поеду их искать Королевичу оседлали коня, он вскочил на него и поехал Ездил, ездил он по дорогам, ничего не нашел. Тогда свернул королевич с дороги и поскакал напрямик. Доскакал до ручья вдруг слышит тоненький голосок:

– Эй, королевский сын, смотри, как бы твой конь не растоптал моего домика!

Посмотрел королевич во все стороны – никого нет. Глянул под копыта коню – лежит в траве яичная скорлупка. Спешился он, наклонился, видит – сидит в скорлупке фея. Удивился королевич, а фея говорит:

– Давно у меня в гостях никто не бывал, подарков не приносил.

Тогда королевич снял с пальца перстень с дорогим камнем и надел фее вместо пояса. Фея засмеялась от радости и сказала:

– Знаю, знаю, чего ты ищешь. Добудь алмазный ключик, и ты попадешь в сад. Там висят на ветке три апельсина.

– А где же найти алмазный ключик? – спросил королевич.

– Это, наверно, знает моя старшая сестра. Она живет в каштановой роще.

Юноша поблагодарил фею и вскочил на коня. Вторая фея и вправду жила в каштановой роще, в скорлупке каштана. Королевич подарил ей золотую пряжку с плаща.

– Спасибо тебе, – сказала фея, – у меня теперь будет золотая кровать.

За это я тебе открою тайну. Алмазный ключик лежит в хрустальном ларце.

– А где же ларец? – спросил юноша.

– Это знает моя старшая сестра, – ответила фея. – Она живет в орешнике.

Королевич разыскал орешник. Самая старшая фея устроила себе домик в скорлупке лесного ореха. Королевский сын снял с шеи золотую цепочку и подарил ее фее. Фея подвязала цепочку к ветке и сказала:

– Это будут мои качели. За такой щедрый подарок я скажу тебе то, чего не знают мои младшие сестры. Хрустальный ларец находится во дворце. Дворец стоит на горе, а та гора за тремя горами, за тремя пустынями. Охраняет ларец одноглазый сторож. Запомни хорошенько: когда сторож спит – глаз у него открыт, когда не спит – глаз закрыт. Поезжай и ничего не бойся.

Долго ли ехал королевич, не знаем. Только перевалил он через три горы, проехал три пустыни и подъехал к той самой горе. Тут он спешился, привязал коня к дереву и оглянулся. Вот и тропинка. Совсем заросла она травой, – видно, в этих краях давно никто не бывал. Пошел по ней королевич. Ползет тропинка, извиваясь, как змея, все вверх да вверх. Королевич с нее не сворачивает. Так и довела его тропинка до вершины горы, где стоял дворец.

Пролетала мимо сорока. Королевич попросил ее:

– Сорока, сорока, загляни в дворцовое окошко. Посмотри, спит ли сторож.

Сорока заглянула в окошко и закричала:

– Спит, спит! Глаз у него закрыт!

– Э, – сказал себе королевич, – сейчас не время входить во дворец.

Подождал он до ночи. Пролетала мимо сова. Королевич попросил ее:

– Совушка, сова, загляни в дворцовое окошко. Посмотри, спит ли сторож.

Сова заглянула в окошко и проухала:

– Ух-ух! Не спит сторож! Глаз у него так на меня и смотрит.

– Вот теперь самое время, – сказал себе королевич и вошел во дворец.

Там он увидел одноглазого сторожа. Около сторожа стоял трехногий столик, на нем хрустальный ларчик. Королевич поднял крышку ларчика, вынул алмазный ключик, а что открывать им – не знает. Стал он ходить по дворцовым залам и пробовать, к какой двери подойдет алмазный ключик. Перепробовал все замки, ни к одному ключик не подходит. Осталась только маленькая золотая дверка в самом дальнем зале. Вложил королевич алмазный ключик в замочную скважину, он пришелся, как по мерке. Дверца сразу распахнулась, и королевич попал в сад.

Посреди сада стояло апельсиновое дерево, на нем росли всего-навсего три апельсина. Но какие это были апельсины! Большие, душистые, с золотой кожурой.

Словно все щедрое солнце Италии досталось им одним. Королевский сын сорвал апельсины, спрятал их под плащ и пошел обратно.

Только королевич спустился с горы и вскочил на коня, одноглазый сторож закрыл свой единственный глаз и проснулся. Он сразу увидел, что в ларце нет алмазного ключика. Но было уже поздно, потому что королевич скакал во весь опор на своем добром коне, увозя три апельсина.

Вот перевалил он одну гору, едет по пустыне. День знойный, на лазурном небе ни облачка. Раскаленный воздух струится над раскаленным песком.

Королевичу захотелось пить. Так захотелось, что ни о чем другом он и думать не может.

Да ведь у меня есть три апельсина! – сказал он себе. – Съем один и утолю жажду!

Едва он надрезал кожуру, апельсин распался на две половинки. Из него вышла красивая девушка.

– Дай мне пить, – попросила она жалобным голосом.

Что было делать королевичу! Он ведь и сам сгорал от жажды.

– Пить, пить! – вздохнула девушка, упала на горячий песок и умерла.

Погоревал над ней королевич и поехал дальше. А когда оглянулся, то увидел, что на том месте зеленеет апельсиновая роща. Королевич удивился, но назад возвращаться не стал.

Скоро пустыня кончилась, юноша подъехал к лесу. На опушке приветливо журчал ручеек. Королевич бросился к ручью, сам напился, вволю напоил коня, а потом сел отдохнуть под раскидистым каштаном. Вынул он из-под плаща второй апельсин, подержал его на ладони, и стало томить королевича любопытство так же сильно, как недавно томила жажда. Что скрыто за золотой кожурой? И королевич надрезал второй апельсин.

Апельсин распался на две половинки, и из него вышла девушка. Она была еще красивее, чем первая.

– Дай мне пить, – сказала девушка.

– Вот ручей, – ответил королевич, – вода его чиста и прохладна.

Девушка припала к струе и мигом выпила всю воду из ручья, даже песок на дне его стал сухим.

– Пить, пить! – опять застонала девушка, упала на траву и умерла.

Королевич очень огорчился и сказал:

– Э, нет, уж теперь-то я и капли воды в рот не возьму, пока не напою третью девушку из третьего апельсина!

И он пришпорил своего коня. Проехал немного и оглянулся. Что за чудо!

По берегам ручья стеной встали апельсиновые деревья. Под густой зеленью их веток ручей наполнился водой и опять запел свою песенку.

Но королевич и тут не стал возвращаться. Он поехал дальше, прижимая к груди последний апельсин.

Как он страдал в пути от зноя и жажды, – и рассказать невозможно. Однако, рано или поздно, доскакал королевич до реки, что протекала у границ его родного королевства. Здесь он надрезал третий апельсин, самый большой и спелый. Апельсин раскрылся, словно лепестки, и перед королевичем появилась девушка невиданной красоты. Уж на что были хороши первые две, а рядом с этой показались бы просто дурнушками. Королевич взора не мог от нее отвести. Лицо ее было нежнее цветка апельсинового дерева, глаза зеленые, как завязь плода, волосы золотые, словно кожура спелого апельсина.

Королевский сын взял ее за руку и подвел к реке. Девушка наклонилась над рекой и стала пить. Но река была широка и глубока. Сколько ни пила девушка, воды не убывало.

Наконец красавица подняла голову и улыбнулась королевичу.

– Спасибо тебе, королевич, за то, что дал мне жизнь. Перед тобой дочь короля апельсиновых деревьев. Я так долго ждала тебя в своей золотой темнице!

Да и сестры мои тоже ждали.

– Ах, бедняжки, – вздохнул королевич. – Это я виноват в их смерти.

– Но ведь они не умерли, – сказала девушка. – Разве ты не видел, что они стали апельсиновыми рощами? Они будут давать прохладу усталым путникам, утолять их жажду. Но теперь мои сестры уже никогда не смогут превратиться в девушек.

– А ты не покинешь меня? – воскликнул королевич.

– Не покину, если ты меня не разлюбишь.

Королевич положил руку на рукоять своего меча и поклялся, что никого не назовет своей женой, кроме дочери короля апельсиновых деревьев.

Он посадил девушку впереди себя на седло и поскакал к родному дворцу.

Вот уже заблестели вдали дворцовые башенки. Королевич остановил коня и сказал:

– Подожди меня здесь, я вернусь за тобой в золотой карете и привезу тебе атласное платье и атласные туфельки.

– Не надо мне ни кареты, ни нарядов. Лучше не оставляй меня одну.

– Но я хочу, чтобы ты въехала во дворец моего отца, как подобает невесте королевского сына. Не бойся, я посажу тебя на ветку дерева, вот над этим прудом. Тут тебя никто не увидит.

Он поднял ее на руки, посадил на дерево, а сам въехал в ворота.

В это время хромоногая, кривая на один глаз служанка пришла к пруду полоскать белье. Она наклонилась над водой и увидела в пруду отражение девушки.

– Неужели это я? – закричала служанка. – Как я стала прекрасна! Верно, само солнце завидует моей красоте!

Служанка подняла вверх глаза, чтобы посмотреть на солнце, и заметила среди густой листвы девушку. Тут служанка поняла, что видит в воде не свое отражение.

– Эй, кто ты такая и что тут делаешь? – со злобой крикнула служанка.

– Я невеста королевского сына и жду, когда он приедет за мной.

Служанка подумала: Вот случай перехитрить судьбу .

– Ну, это еще неизвестно, за кем он приедет, – ответила она и принялась изо всех сил трясти дерево.

Бедная девушка из апельсина старалась, как могла, удержаться на ветвях. Но служанка раскачивала ствол все сильнее и сильнее. Девушка сорвалась с ветки и, падая, превратилась опять в золотистый апельсин.

Служанка живо схватила апельсин, сунула за пазуху и полезла на дерево. Только успела она примоститься на ветке, как подъехал королевич в карете, запряженной шестеркой белых коней.

Служанка не стала дожидаться, пока ее снимут с дерева, и спрыгнула на землю.

Королевич так и отшатнулся, увидев свою невесту хромоногой и кривой на один глаз.

Служанка быстро сказала:

– Э, женишок, не беспокойся, это все у меня скоро пройдет. В глаз мне попала соринка, а ногу я отсидела на дереве. После свадьбы я стану еще лучше, чем была.

Королевичу ничего другого не оставалось, как везти ее во дворец. Ведь он поклялся на своем мече.

Отец-король и мать-королева очень огорчились, увидев невесту своего любимого сына. Стоило ездить за такой красоткой чуть не на край света! Но раз слово дано, надо его выполнять. Принялись готовиться к свадьбе.

Настал вечер. Весь дворец так и сиял огнями. Столы были пышно накрыты, а гости разряжены в пух и прах. Все веселились. Невесел был только королевский сын. Его томила тоска, такая тоска, будто он и не держал никогда в руках трех апельсинов. Хоть снова садись на коня да поезжай неведомо куда, неизвестно за чем.

Тут ударили в колокол, и все сели за стол. А во главе стола посадили молодых. Слуги обносили гостей искусно приготовленными кушаньями и напитками.

Невеста попробовала одного кушанья, попробовала другого, но каждый кусок так и застревал у нее в горле. Ей хотелось пить. Но, сколько она ни пила, жажда не унималась. Тогда она вспомнила про апельсин и решила его съесть.

Вдруг апельсин выкатился у нее рук и покатился по столу, выговаривая нежным голосом: Кривая кривда сидит за столом, А правда с нею проникла в дом!

Гости затаили дыхание. Невеста побледнела. Апельсин прокатился вокруг стола, подкатился к королевичу и раскрылся. Из него вышла прекрасная дочь короля апельсиновых деревьев.

Королевич взял ее за руки и подвел к отцу и матери.

– Вот моя настоящая невеста!

Злую обманщицу тотчас прогнали прочь. А королевич с девушкой из апельсина отпраздновали веселую свадьбу и прожили счастливо до глубокой старости.

Приложение 2

Стихи и загадки про апельсин.

С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (АПЕЛЬСИН)

Делим, делим апельсин.

Хоть у нас он лишь один.

Хоть друзей вот сколько, каждому есть долька!

Мы делили апельсин

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька — для утят

Эта долька — для бобра

А для волка – кожура!

(встряхиваем обе кисти).

Автор: Зубкова Людмила Васильевна

Привет, я сочный апельсин,

Любимый всеми господин.

Найдется соковыжималка?

Мне сока для друзей не жалко!

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин —

Это спелый…(Апельсин)

Приложение 3

Конспект НОД по познавательному развитию.

Тема: «Откуда родом апельсин… »
Программное содержание:
Продолжать расширять знания детей о фруктах (апельсине).

Закрепить последовательность роста растений, условия, необходимые для роста растений. 
Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги. 
Развивать познавательную активность, любознательность. 

Воспитывать чувство радости от проделанных открытий.
Активизировать словарь: цитрусовые, апельсиновый сок, кожура, цедра, мякоть, соковыжималка. 
Материал: апельсины, глобус, модели «Последовательность роста растений», «Что необходимо для роста растений», простые карандаши, тетрадь в клетку, лупы, иллюстрации «Витамины», конверт с буквами К, И, Т, А, Й, салфетки. 
Предварительная работа: дидактическая игра «Фрукты – овощи», знакомство с моделями «Последовательность роста растений», «Что необходимо для роста растений», работа по моделям, рассматривание энциклопедий, чтение на тему «Фрукты», разучивание физкультминутки, работа с глобусом, картой, нахождение разных стран, беседа о них, беседа о витаминах и т. д.

Ход занятия:

— Дети, вы любите путешествовать? Наверное, все люди любят путешествовать. Однажды один путешественник посетил далёкую страну и увидел много интересного.

Что это за страна, и что он там увидел, мы узнаем сегодня, когда выполним все задания. А за каждое задание вы получите буквы, из которых составите слово — название страны, где побывал путешественник. 
— Присаживайтесь за стол. (Дети садятся)

У меня на тарелке – «маленькое солнышко». Догадайтесь, что это? (дети высказывают свои предположения).
Да, это апельсин. Но у меня не один апельсин, а один килограмм апельсинов (под салфеткой).

Как вы думаете, один килограмм апельсинов – это больше или меньше, чем один апельсин?

Сколько апельсинов может быть в одном килограмме апельсинов? (после ответов детей снимаю салфетку с тарелки)

Сосчитайте и запомните, но вслух не говорите. Пошепчемся, сколько. (спрашиваю некоторых детей, дети отвечают на ушко, одного ребёнка спрашиваю вслух).

Скажи, сколько апельсинов в одном килограмме. 
А может быть в одном килограмме апельсинов больше, чем …

А меньше? В каких случаях? (апельсинов может быть больше, если апельсины по размеру меньше, и наоборот).
Молодцы, одно задание выполнили, можно достать одну букву (достают, не глядя) 
— Возьмите апельсин , потрогайте, покатайте, можно посмотреть под лупой (дети обследуют апельсин, рассматривают его)

Какой апельсин? (круглый, оранжевый и пр.) Какой апельсин на ощупь? (шершавый, твёрдый и пр.) 
— Вы любите апельсины? Вспомните, какой апельсин на вкус и изобразите мимикой, чтобы я могла по вашему лицу догадаться (Воспитатель или ребёнок определяют, какой апельсин)

— Какой может быть апельсин? (вкусный, сладкий, кислый и пр.) 
— У меня на столе две коробочки. Не заглядывая в них, можно догадаться, в какой из них апельсин? Как? (по запаху)

Какой по запаху апельсин? (ароматный, приятный, аппетитный и пр.) 
(находят коробочку с апельсином) 
— Посмотрите на срез апельсина. Внутри апельсина есть мякоть, семя, сверху кожура. А между кожурой и мякотью белая полоска — цедра. В цедре находится много витаминов. Обратите внимание на мольберт, какого витамина больше всего в апельсинах? (витамина С).
А эти апельсины я уже почистила. (раздаю каждому по дольке апельсина, один очищенный апельсин оставляю целиком). Что вы про него можете сказать? (Апельсин состоит из долек, сверху каждую дольку покрывает тонкая плёнка, которая предохраняет от высыхания).

— Что же может высохнуть у апельсина? (Сок, апельсиновый сок) 
— Как же можно получить из апельсина сок? (дети предлагают, говорят разные способы получения сока).

А какой ещё фруктовый сок вы знаете? (сливовый, абрикосовый, персиковый и др.) Сообщаю дополнительные сведения или вспоминаем их с детьми: апельсиновый сок применяется в производстве разных видов лекарств и дорогих духов, используется в кондитерском производстве и пр. Получился у нас сок? (пробуем) – буква. 
— Подойдите к глобусу. Апельсины растут в разных странах. Назовите места, где растут апельсины. (Турция, Испания, Африка, Америка) — показывают на глобусе. 
В Южной Америке не только любят апельсины, но и любят танцевать под весёлую музыку.

Физминутка.

Танцевальные движения под песню «Апельсиновая песня» – буква. 
Прекрасно, возьмите маленький мяч в правую руку. Вспомним, как можно поделить апельсин.

Пальчиковая гимнастика

«Мы делили апельсин».
Мы делили апельсин. Много нас, а он один. 
Эта долька для ежа, эта долька для стрижа. 
Эта долька для утят, эта долька для котят. 
Эта долька для бобра, а для волка – кожура. 
Он сердит на нас – беда! Разбегайтесь, кто куда! 
Хотите узнать, кто любит апельсины? Присаживайтесь за столы. (обращаю внимание на осанку). Возьмите правильно карандаш, откройте тетрадь. Будьте внимательны.

Графический диктант – (по клеточкам – человечек) 
Кто же любит апельсины? (дети) – получают ещё одну букву. 
— Я заранее замочила семечки от апельсинов. Мы с вами их посадим. Выберите, что необходимо для роста растений. (Выбирают символы: вода, земля, свет, тепло, воздух и отвечают)

Подойдите к баночкам и посадите каждый своё семечко. Теперь вы за ними будете ухаживать. Как? (объясняют по моделям).
(моем руки или вытираем салфеткой) 
Объясните, как будет расти семечко (дети выкладывают модели, рассказывают) — получают букву. 
— Все буквы собраны. Как называется эта страна, в которой побывал путешественник? (Дети раскладывают буквы: Китай)

Что он там увидел? (апельсиновые деревья) Люди узнали об апельсиновых деревьях, впервые побывав в Китае. 
Поделитесь впечатлениями, что показалось самым интересным на занятии, что нового вы сегодня узнали? 
Молодцы. Я приготовила для вас подарок. Как вы думаете, какой? (апельсиновый сок). Но этот сок приготовили на заводе. Какой сок вкуснее (полезнее): этот или тот, который приготовили сами? (можно дать детям разные соки, чтобы они определили на вкус, какой сок) (дети рассуждают) Да, полезнее свежеприготовленный сок, потому что там больше витаминов. 

Приложение 4

Конспект НОД по рисованию

Тема «Апельсиновая страна».

Программное содержание:

— Совершенствовать умение создавать рисунок  по собственному замыслу.
— При создании рисунка формировать умение передавать характерные особенности сказочных героев;
— совершенствовать изобразительные и технические навыки работы кистью, карандашом, фломастером, восковым мелком;
— формировать умение выбирать изобразительные средства для работы над рисунком;
— развивать творческое воображение при создании иллюстраций к сказке;
— учить видеть красоту, оригинальность готовых работ.

— Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Предварительная работа:
Чтение сказок про апельсин; беседа о пользе витаминов апельсина; рассматривание иллюстраций в детских книгах; чтение стихов; загадывание загадок.
Оборудование : альбомные листы, цветные, восковые карандаши, акварель, пастель, кисти, баночки с водой, салфетки, кисти, музыкальное сопровождение.

Ход НОД.

1.В группу пришло письмо:

«Дорогие ребята! Злая колдунья заколдовала моё сказочную страну. Теперь мне негде жить. Помогите, пожалуйста, мне! Нарисуйте мне нашу апельсиновую страну».

Апельсин.

(Ответы детей)

-Ребята, как, вы себе представляете царство Апельсиновую страну? (Высказывания детей)

-Ребята, как вы думаете, страна, где живут апельсины, будет весёлой или грустной ? (Весёлой)

С помощью чего мы это покажем? (С помощью цвета) Какие цвета будут «главными»? ( Оранжевый, красный, розовый, малиновый, жёлтый, зеленый).

— Как мы буде располагать объекты на листе бумаги? (Задействовать весь лист, предметы, которые расположены ближе – рисуем большими, дальше – маленькими)

— Сначала надо сделать набросок простым карандашом, затем раскрасить цветными карандашами и фломастерами.

2.Чтобы наши ручки были умелыми, проведём пальчиковую гимнастику.

«Мы делили апельсин».

Мы делили апельсин (мандарин) (сжать пальцы правой руки в кулак)
Много нас, ( распрямить пальцы)
А он один. (сжать пальцы в кулак)
Эта долька для ежа, (отогнуть мизинец)
Эта долька для чижа, (отогнуть безымянный палец)
Эта долька для утят, (отогнуть средний палец)
Эта долька для котят, (отогнуть указательный палец)
Эта долька для бобра, (отогнуть большой палец)
А для волка кожура. (расслабить кисть руки)
Он сердитый, вот беда!
Разбежались кто куда! ( спрятать руки за спину)

3. Самостоятельная работа детей. Включить музыку «Звуки природы».

— Пусть музыка вдохновляет и помогает вам в создании рисунка.

В процессе работы помогать детям советами в выборе композиционного решения, подборе нужных цветов.

4.После того, как дети сделают набросок

 физкультминутка.

Мы ходили в магазин
С мамой, папой и сестрой.
Там купили апельсин —
Он, как мяч — такой большой!
Угощу я им сестру,
Маму, папу — хватит всем!
Только сняли кожуру —
Стал он маленький совсем!

Гимнастика для глаз.

День-ночь»

Вы говорите – «ночь», малыш закрывает глазки, «день» — открывает.

«Бабочка»

Бабочка порхает крылышками (ребёнок моргает глазками), села на цветочек (жмурится).

«Мячик»

Мячик прыгает вверх-вниз (ребенок соответственно водит глазами).

«Далеко-далеко»

Продуктивная деятельность детей.

5.Готовые работы вывесить на доску и рассмотреть их. Поощрить детей, которые вносят в свои рисунки интересные дополнения, выполняют рисунок в определённой цветовой гамме, отметить разнообразие.

Звонит телефон. Это – Апельсин благодарит детей за рисунки. Просит, объединить их в один альбом и придумать к ним рассказ. Хвалит детей за доброту и отзывчивость.

Итог.

Руководитель проекта: 

Грекова Анжелика Эдуардовна

Учреждение: 

МАОУ «Гимназия №76», г. Ростов-на-Дону

В своей исследовательской работе по окружающему миру я постараюсь как можно больше узнать о фрукте «апельсин», а также выяснить откуда он взялся, из чего состоит, какие бывают сорта апельсинов, полезен ли он и где используется? Проведу опрос и выполню эксперимент с апельсином и водой.

В своем исследовательском проекте по окружающему миру на тему «Мой любимый апельсин» автор проводит анкетирование учеников начальной школы и анализирует результаты, осуществляет поиск информации в литературе и интернет-источниках.

Я очень люблю апельсины и мне интересно: вреден или полезен этот прекрасный фрукт?

В процессе исследовательской работы по окружающему миру «Мой любимый апельсин» учащийся начальных классов школы взял информативное интервью у школьной медицинской сестры о пользе и вреде апельсинов.

План

Введение
1. Основная часть

1.1. Анализ анкет и работ одноклассников
1.2. Откуда взялся апельсин
1.3. Польза и вред апельсинов
1.4. Где еще используются апельсины
1.5. Эксперимент
Выводы
Литература

Приложение

Введение

Ярко-жёлтый апельсин
Милый, жёлтый мячик
Я тебя кручу – верчу
Скушать я тебя хочу

Недавно я в интернете прочитал о том, что апельсин называют «золотым китайским яблоком». А я очень люблю апельсины. Наверное, сейчас все подумали: «А кто же их не любит!» Я сразу задал себе вопрос: вреден или полезен этот фрукт?

Цель: как можно больше узнать о фрукте «апельсин».

Задачи:
Выяснить:
— Откуда взялся апельсин?
— Из чего состоит плод апельсина?
— Какие бывают сорта апельсинов?
— Является ли апельсин полезным фруктом? Или он просто вкусен?
— Где используются апельсины?

Гипотеза: я думаю, что апельсин не только вкусный, но и полезный фрукт.

Объект исследования: апельсин.

Предмет исследования: сведения об апельсине.

Участники исследования: одноклассники, мои родители.

Методы исследования: интервьюирование.

В ходе своей исследовательской работы я многое узнал об апельсине и хочу поделиться знаниями с вами.

1. Основная часть

1.1. Анализ анкет и работ одноклассников.

За ответом на этот вопрос я обратился к своим одноклассникам.
Ребятам был задан вопрос: «Какой твой любимый фрукт?».

В опросе участвовало 16 детей.
Мы распределили и посчитали ответы, и вот что получилось:

  • груша – 1;
  • банан – 3;
  • яблоко – 5;
  • апельсин – 7.

По результатам опроса можно сделать вывод, что апельсин – один из любимых фруктов большинства ребят.

На вопрос «Что вы знаете об апельсине?», выяснилось:

  1. Мои одноклассники любят апельсины — 15
  2. Мало кто знает происхождение апельсина — 10
  3. Не все знают полезные свойства апельсина – 8

Я сделал вывод, что апельсин – любимый фрукт детей и взрослых, но опрос добавил ещё больше вопросов, поэтому я начал исследовать литературу об апельсине.

Мне очень хотелось узнать, как он появился у нас в России. И вообще, полезен или вреден апельсин?

1.2. Откуда взялся апельсин?

Апельсин - цитрусовое деревоВ Интернете я узнал много интересного об этом фрукте.

Апельсин – вечнозеленое цитрусовое дерево, высокое и крепкое, с ароматными желтыми или оранжевыми плодами. С одного дерева собирают 100 – 150 килограммов плодов.

Оказывается, что родиной апельсинов считается Китай, поэтому в переводе на русский язык слово «апельсин» означает «китайское яблоко». Появился этот фрукт более четырех тысяч лет назад. Затем апельсины попали в другие страны.

Сначала этот сочный сладкий цитрус считался роскошью, и позволить его себе могли только очень богатые, знатные люди. Сейчас апельсины продаются во всех продуктовых магазинах и супермаркетах.

Еще к цитрусовым относят мандарин, лимон, лайм, грейпфрут, помело.

Свое название «апельсин» получил благодаря немцам — слово «апельсин» в переводе с немецкого означает «китайское яблоко» («апфель» — яблоко, «сина» — Китай).

«Китайские яблоки», привыкшие к теплому климату, были совершенно неприспособленные для центральной и северной Европы.

И все время, с момента появления в Европе, апельсины были предметами роскоши и оставались весьма дорогим удовольствием. Для их выращивания в аристократических домах стали строить наряду с обычными садами специальные здания – «оранжереи».

Сколько видов апельсинов?
Есть три вида апельсинов: кислый (дикий), сладкий (который все любят) и бергамот (ароматный).

Сколько живет апельсиновое дерево?
Долговечность цитрусовых деревьев поразительна. Так, апельсиновые деревья могут жить до 600 — 700 лет (обычно около 100 лет).

Где больше всего выращивают апельсины?
Больше всего апельсиновых деревьев в США. Там самые лучшие для них условия, ведь при заморозке всего -5 градусов апельсиновое дерево полностью вымерзает. У нас его можно вырастить только дома.

Что делают из апельсинов?
Апельсины ценятся не только из-за вкуса, но и аромата. Запах апельсина создает хорошее настроение. Из апельсинов делают сок, варенье, ароматное масло и даже украшения.

1.3. Польза и вред апельсинов.

Мне хотелось узнать, полезен ли апельсин для здоровья людей.

Мы обратились к медицинской сестре.
Она рассказала о том, что апельсины богаты витаминами С, Е, В3, В6, А. Таким образом, с помощью этого фрукта можно бороться с простудой и гриппом. Энергия этого фрукта повышает устойчивость организма к инфекциям и ускоряет выздоровление. Цитрус выводит из организма токсины (вредные вещества, тем самым предупреждая старение и многие заболевания.

А еще апельсин легко усваивается организмом. Он производит большое количество тепла и энергии в организме сразу после его употребления. Это очень эффективное средство от плохого настроения. Фрукт полезен при бессоннице, нервном напряжении.

Еще я узнал, что апельсины могут и навредить здоровью, потому что они относятся к растительным аллергенам. То есть, если у человека есть аллергия на цитрусовые (это реакция организма, например, покраснение или зуд на коже, в таком случае много апельсинов нельзя).

Апельсины лучше есть в свежем виде, а также полезно пить свежевыжатый сок.
Кусочки апельсина — популярная добавка в различные фруктовые салаты.
Также из апельсинов готовят варенье, желе, суфле, компоты, цукаты и многое другое.

1.4. Где еще используются апельсины?

— в народной медицине
Применение апельсина оправдано в народной медицине. Это, в первую очередь, известный натуральный источник аскорбиновой кислоты.

Витамин С способствует защите организма от болезнетворных микробов, восстановлению поврежденных тканей. Апельсин обладает антисептическим действием и хорошо помогает при простудных заболеваниях.

Оранжевый фрукт, благодаря полезному набору микроэлементов, нормализует пищеварение и обмен веществ. Позитивно сказывается на состоянии кровеносных сосудов, снижая риск таких заболеваний как атеросклероз, тромбофлебит, гипертония.

Эти фрукты повышают аппетит, утоляют жажду, укрепляют организм в целом, благотворно влияют на пищеварительную, сердечно-сосудистую, эндокринную, нервную систему. Чаще есть их рекомендуют людям, у которых повышено давление или есть проблемы с сердцем.

— в кулинарии
Применение апельсина добавляет изысканности, пикантности и аромата многим блюдам. К тому же, этот продукт малокалориен и чрезвычайно полезен. Апельсин употребляют как в свежем, так и в обработанном виде.

Оранжевые плоды являются отличным выбором для легкого и полезного десерта. Их добавляют не только в сладкие блюда, но и в салаты, соусы, коктейли. В пищу используют как плоды и сок, так и кожуру.

Апельсиновые корки с сахаром широко применяются в кулинарии благодаря особому аромату. Их добавляют в компоты, коктейли, используют в качестве самостоятельной сладости.

Из кожуры делают и различные ликеры. Особенно славятся ими итальянские города – Флоренция и Болонья. Также тонко нарезанная кожура используется в качестве украшения блюд.

— в косметологии
Благодаря своим ярко выраженным омолаживающим свойствам, апельсин активно используется в косметологии. Его добавляют в дорогостоящие средства по уходу за кожей и делают домашние доступные маски.

Цитрус замедляет процессы старения, стимулирует выработку коллагена, придает коже эластичность и упругость, питает и восстанавливает ее. Употребляют апельсин в виде свежей мякоти, цедры, эфирного масла или свежего сока.

Я провел эксперимент с апельсином, чтобы узнать действительно ли в апельсине есть эфирные масла.

1.5. Эксперимент

Эксперимент с апельсиномЯ положил апельсин в воду.

О, чудо тяжелый апельсин плавает!

Этому есть объяснение, в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха, они выталкивают апельсин на поверхность воды.

Затем я очистил апельсин, опустил в воду и стал наблюдать.

Он утонул, потому что без кожуры апельсин тяжелее воды которую вытесняет.

А вот кожура отлично плавает.

Эксперимент с апельсином и водой
Значит «Апельсин в кожуре – как человек в круге», в кожуре есть воздух!

Апельсин я съел, а кожура осталась. Наверное, вы выбрасываете кожуру, когда скушаете его? А, зря! Апельсиновые корочки лучше не выбрасывать, а сушить – в хозяйстве пригодятся.

Памятник апельсину
Памятник апельсину в Турции
В Турции есть даже памятник апельсину.

Что внутри апельсина?
Для опыта я взял один апельсин, почистил его от кожуры. Мне на руки потек сок. Я решил разделить его на дольки и увидел, что внутри долек есть косточки и мякоть.

Вывод: Апельсин состоит из мякоти, косточек и сока.

Тогда я задумался, как можно вырастить апельсин?

Как вырастить апельсин из косточки?

Я взял косточку апельсина, посадил ее в горшочек землей, и на протяжении некоторого времени поливал ее. Вскоре из земли появился росточек. Он рос все больше и больше. В дальнейшем он должен превратиться в апельсиновое дерево, которое будет давать плоды.

Когда я взял апельсин, мне стало интересно, а как можно узнать, сколько долек в апельсине, если его не почистить от кожуры?

Я внимательно осмотрел его и заметил, что возле хвостика апельсина есть бугорки. Я посчитал их, у меня их получилось 11. Затем я почистил апельсин и посчитал, сколько долек действительно. Вы не поверите, но их оказалось ровно 11.

Когда мы чистим апельсин, из него начинает течь сок. Я решил узнать, как получить сок из апельсина?

Я взял один апельсин, соковыжималку для цитрусов и попробовал выжить сок. У меня получилось чуть больше пол стакана сока.

Таким образом, из всего сказанного выше можно сделать выводы:
Апельсин очень интересный фрукт, а какую пользу он приносит?

Я выяснил, что он поднимает настроение, в нем содержится много витамина С, даже больше, чем нужно человеку в день. Апельсин защищает наш организм болезней, укрепляет зубы, улучшает работу пищеварительной системы, а так же улучшает работу сердца. Вот какой полезный фрукт – апельсин.

Но апельсин не только приносит пользу человеку, он может и навредить! Например, если ты загораешь на солнышке, то апельсин или апельсиновый сок не рекомендуется! Если у тебя болит живот, то тоже лучше воздержаться от апельсина! А еще он может вызвать аллергическую реакцию. Людям, у которых повышен сахар, апельсины категорически запрещены, так как в них содержится много сахара!

А вот еще один интересный факт! В Испании из корок апельсина делают экологически чистое топливо, для того что бы сохранить природу чистой.

А во Франции в честь этого фрукта устраивают ежегодные цитрусовые фестивали, на которых делают очень красивые сооружения и даже целые площади из апельсинов!

Апельсин – действительно интересный фрукт, а значит наша гипотиза подтвердилась! Вот сколько нового и интересного мы о нем узнали!

Я хочу поделиться моими открытиями со всеми ребятами, что бы они тоже заинтересовались этим волшебным фруктом!

Выводы

Выполнив исследовательскую работу «Мой любимый апельсин», я узнал много нового и интересного.

Гипотеза была частично подтверждена, апельсин действительно полезный фрукт, но могут и навредить здоровью, потому что они относятся к растительным аллергенам.

Для меня апельсин ассоциируется с солнцем. Апельсин и солнце – два шара оранжевого цвета, дарящие людям здоровье и красоту. Только второй в сотни миллионов раз больше первого.

Однако полезные свойства апельсина для человека могут оказаться не менее значимыми, чем энергия солнца. Я это доказал в своей работе. В Китае говорят, что апельсин приносит счастье.

Я желаю всем побольше счастливых моментов в жизни. Весна, всё вокруг расцветает, но порой так бывает, сил не хватает. Все немного устали… А ведь человек сам кузнец своего настроения! Апельсин оранжевого цвета.

Оранжевый цвет по свойствам символизирует энергию, радость, теплоту, смелость. Он способен не только помочь восстановить силы, вызвать прилив жизненной энергии, но и укрепить волю. Это цвет бодрости и срочно создайте себе оранжевое настроение, вспомнив песню «Оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд»…

Литература

1. Цитрусовый фестиваль во Франции — интернет-ресурс.

2. Интересные факты про апельсин — интернет-ресурс.

3. Энциклопедия для детей «Фрукты».

Приложение №1. Интересные факты об апельсине

  • В Аргентине был разработан специальный самолет для перевозки апельсинов. Его название в переводе с испанского (исп. Naranjero) означает «Апельсиновый» или «Торговец апельсинами».
  • Апельсин неофициально считается фруктом богов. Поговаривают, что именно об этих фруктах вели речь, когда говорили о «золотых яблоках».
  • Весной француженки пьют апельсиновый сок, т.к. знают, что в это время больше никакие фрукты не содержит витамин С;
  • Апельсиновое дерево может существовать около 700 лет. Самому старому апельсиновому дереву, растущему в Европе, четыреста девяносто девять лет;
  • В Одессе есть памятник Апельсину. Одесситы дали взятку Павлу I в количестве четырех тысяч апельсинов чтобы он издал приказ о строительстве торгового порта в городе.
  • Самый маленький родственник апельсина в Китае называется кумкват, в Японии – кинкан, а европейцам он известен как «карликовый апельсин». До сих пор страны производители этого фрукта спорят.
  • В Афганистане апельсины используют в качестве приправы к большинству блюд. При этом сок плода выжимают прямо в тарелку;
  • В Голландии в конце апреля отмечается День Апельсина: Апельсиновый фестиваль в Амстердаме. В этот день на улицах голландской столицы начинается самая настоящая оранжевая революция — 30 апреля все норовят надеть оранжевую футболку и кепку, на стены вешают разнообразные оранжевые плакаты, в воздухе летают оранжевые воздушные змеи… Во время празднования Дня Апельсина голландцы не только едят цитрусы, участвуют в ярмарках и веселятся. Неотъемлемой частью праздника являются апельсиновые и лимонные скульптуры.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Цель: познакомить детей с методикой и
техникой проведения исследования на примере
изучения апельсина.

Задачи:

  • “Познавательное развитие”: расширять
    кругозор детей о фруктах, в частности, об
    апельсине и его свойствах, используя опыты и
    эксперименты; развивать наблюдательность,
    любознательность, мышление, память, речь,
    познавательную активность;
  • “Социально-коммуникативное развитие”:
    развивать свободное общение со взрослыми и
    сверстниками в процессе проведения опытов;
    закрепить навыки взаимодействия в коллективе.
  • “Речевое развитие”: активизировать и
    обогащать словарь детей,
  • “Физическое развитие”: формировать
    первоначальные знания о здоровом образе жизни, о
    пользе фруктов.

Предварительная работа: цикл занятий
по теме “Фрукты”.

Оборудование:

  • картинка с темой исследования – апельсин,
  • карточки с символическим изображением
    “методов исследования”,
  • подумать самостоятельно
  • посмотреть в книге
  • понаблюдать
  • задать вопрос взрослому
  • посмотреть в интернете
  • провести эксперимент
  • картинка апельсинового дерева,
  • энциклопедия,
  • две емкости с водой,
  • апельсины на каждого ребенка,
  • лупы.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы будем учиться
проводить самостоятельные исследования – так
же, как это делают взрослые учёные. Мне
понадобятся два помощника (необходимо выбрать на
первом занятии детей активных и смелых). Темой
нашего исследования будет продукт, который нам
хорошо знаком. Послушайте загадку:

С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (АПЕЛЬСИН)

Правильно, это апельсин. (Карточка с
изображением апельсина закрепляется на доске)

Затем воспитатель рассказывает о том, что их
задача – получить как можно больше сведений об
апельсине и подготовить о нём рассказ. А
информацию добыть можно разными способами.
Необходимо рассказать детям о методах получения
информации и продемонстрировать их на доске
картинками.

Итак, план исследования готов:

1. Подумаем и вспомним, что мы знаем

2. Посмотреть в книге

3. Спросить у другого человека

4. Понаблюдать.

5. Провести опыт и эксперимент

Основной этап занятия – это конечно сбор
материала. Его необходимо фиксировать на
листочках в виде элементарных рисунков, значков,
символов, отдельных букв или слов –
пиктограмм, а затем размещать их на доске.

Итак, подумав самостоятельно, дети приходят
к выводу, апельсин – это фрукт, растет на дереве и
относится к живой природе. (По ходу воспитатель
может задавать наводящие вопросы.) Первая
пиктограмма располагается на доске.

Для второго метода нам понадобятся книги,
детские энциклопедии. Из них дети узнают, что
апельсин теплолюбивый фрукт и поэтому растет в
садах теплых стран.

Игра “Чудесный мешочек” помогает
познакомиться с родственниками апельсина –
мандарином, лимоном, грейпфрутом. Результаты
фиксируются на листочках и помещаются на доске.

Наблюдение. Возьмем в руки апельсин
и рассмотрим его форму и цвет. Он имеет
шаровидную форму и оранжевый цвет. Дети отмечают,
что кожура у апельсина неровная и шероховатая на
ощупь. Заполненные листочки помещаем на доску.

А что же внутри апельсина? Очистим его и
разделим на дольки.

На этом этапе занятия следует провести
пальчиковую гимнастику: “Мы делили апельсин”

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – Беда!!!
Разбегайтесь, кто куда!

Итак, апельсин разделен на дольки. А что внутри
дольки? Дети рассматривают. И говорят, что внутри
мякоть, которая состоит из множества соковых
мешочков. В некоторых дольках дети находят
семена. Рассматривают их под лупой. А какие
дольки на вкус? Дети берут дольки и пробуют.
Делают вывод. Кисло-сладкий вкус, сочный.

Самый интересный метод – опыт.

Воспитатель задает детям вопрос: “Как вы
думаете, апельсин тонет в воде или нет?” Дети
выдвигают различные мнения. В итоге, мнения детей
разошлись. Для выяснения истины проведем эксперимент.
Возьмем стеклянный сосуд, наполненный водой, и
погрузим в него апельсин. Апельсин плавает. Затем
апельсин очистим и тоже поместим в сосуд с водой.
Он утонет. В чем же тут дело? Выслушивается мнение
детей. Выясняем, что все дело, вероятно в кожуре
апельсина и ее свойствах. Рассмотрим кожуру
внимательно под лупой и увидим в ней множество
дырочек. Воспитатель детям рассказала о
плавательном жилете, задала наводящий вопрос:
“Для чего надевают людям плавательный жилет,
когда они идут плавать?” Тут дети и ответили
сразу же: “Чтобы не утонуть”.

Вывод. Кожура у апельсина – это то же
самое, что и жилет для человека. И в дырочках его
кожуры находится воздух как в спасательном
жилете. Заполняем пиктограмму.

Продолжаем сбор информации и спросим у
взрослого
, например у воспитателей. Выясняем,
что апельсин полезен для человека и содержит
витамины. И из апельсина можно приготовить
множество блюд. Заполняем пиктограмму.

Заключительный этап – обобщение. Можно
доверить эту роль активному ребёнку при активной
поддержке и помощи воспитателя. Начинаем
вспоминать, что полезного и важного мы узнали.
Опорой для составления рассказа служат
пиктограммы.

Вывод: Апельсин – это фрукт, растет в теплых
странах и относится к живой природе. Он имеет
шаровидную форму и оранжевый цвет. Апельсин
покрыт кожурой, цедрой. Кожура шероховатая с
множеством дырочек, заполненных воздухом. Кожура
служит спасательным жилетом для апельсина и
держит его на воде. Мякоть апельсина разделена на
дольки. Она имеет кисло-сладкий вкус. Апельсин
употребляется в сыром виде, в виде соков и
используется в приготовлении различных блюд
(варенье, компот, десерты и т.д.). Наиболее полезен
в сыром виде, так как богат витаминами.

После занятия. Попросить родителей дома
приготовить с детьми натуральный апельсиновый
сок.

  • Рассказ об одном из героев повести капитанская дочка
  • Рассказ об анне одинцовой
  • Рассказ об известных личностях инвалидах композитор людвиг ван бетховен
  • Рассказ об одном из героев древнерусской литературы
  • Рассказ об андрее штольце из обломова