Рассказ об авдотье рязаночке краткое

Авдотья Рязаночка


Авдотья Рязаночка — героиня
древней былины. Эта простая женщина жила со своей семьей в Рязани и
однажды по делам выехала из города. В ее отсутствие на город напали
татарские войска, которые его разграбили и сожгли, князей и бояр
побили, а оставшихся в живых жителей угнали в полон. Исторически
события обычно соотносятся с нападением войск хана Батыя в декабре 1237
года или разорением Рязани в XV веке ханом Большой Орды Ахматом. Однако
в промежутке между этими двумя датами было немало и других нападений на
этот город.

В одной онежской былине рассказывается о смелом поступке Авдотьи
Рязаночки, о ее женской верности. Авдотье удалось вывести из татарского
плена не только своих родных, близких ей людей: брата, сына и мужа (в
других редакциях былины — сына, сноху и мать), но и весь рязанский
полон. Некоторые исследователи относят это опасное путешествие в Орду
ко временам татаро-монгольского ига, к разграблению Рязани в декабре
1237 года, хотя в некоторых вариантах упоминается «царь Бахмет
турецкий».

Нам представляется, что это легендарное событие могло происходить как в
XIII столетии, так и в XIV веке. Вероятно, замена Батыя на Бахмета
могла произойти во второй половине XV века после нападения на Рязань
хана Большой Орды Ахмата.

В пределы Рязанского княжества постоянно вторгались грабительские
отряды начавшейся распадаться татаро-монгольской Золотой Орды. Один из
таких отрядов совершил набег изгоном, то есть неожиданно, налегке,
вследствие чего защитники города не смогли оказать сколько-нибудь
серьезного сопротивления врагам, тем более, что рязанское войско в это
время выступило в поход. Напавшие на город степные мародеры ограбили и
увели в полон все оставшееся в живых население.

Как говорится в песне об Авдотье Рязаночке, хан Бахмет турецкий:

Добывал он старые Казань-город подлесные.
Он-де стоял под городом
Со своей силой-армией.
Много поры этой было, времени.
Да й разорил Казань-город подлесные,
Разорил Казань-де-город напусто.
Он в Казани князей-бояр всех вырубил,
Да и княгинь-боярыней
Тех живых в полон побрал.
Полонил он народу многи тысячи,
Он повел-де в свою землю турецкую.

Город, подвергшийся опустошению, в тексте почему-то называется Казанью.
Но Казань, вошедшая со второй половины XVI века в состав Московского
государства, вражеским нашествиям никогда не подвергалась. По-видимому,
здесь мы имеем дело с обычной для северных сказителей эпической заменой
одного города другим:

А ведь Казань ены как огнем жгали,
А ведь Рязань ли во полон брали;
Проехал я Турецию и Швецию,
Казань, и Рязань, и Вострахань.

Эпитеты «старая» и «подлесная», встречающиеся в песне, более
соответствуют Рязани (с эпитетом «старая» Рязань упоминается также в
песне «Атаман польской»: «Сборник Кирши Данилова», № 53). В имени царя
Бахмета, может быть, есть отголоски имени хана Ахмета, разорившего
Рязань в 1472 году. Наименование этого царя турецким и земли турецкой
отражает, видимо, влияние фольклора ХVII-ХVIII веков с сильно развитой
в нем турецкой темой[4].

Неожиданная весть о разграблении Рязани застала Авдотью Рязаночку в то
время, когда она была на другой стороне реки Оки, заготовляя сено на
зиму на заливных окских лугах. Авдотья, как всякая русская баба, быстро
взяла дело в свои руки. Проплакав свои слезы, и зная, что ей вряд ли
кто поможет в данных обстоятельствах, она начала думать, как поправить
положение, в котором оказалась по трагической случайности. Мало надеясь
на благоприятный исход своей задумки, она все-таки собралась в дорогу,
заготовив на всякий случай поминальные белые рубахи для родни.
Добиралась Авдотья до ханской ставки очень долго и истоптала не одну
пару лаптей, преодолев на своем пути несколько вражьих застав-преград:

Первую заставу великую —
Напускал реки, озера глубокие;
Другую заставу великую —
Чистые поля широкие,
Становил воров-разбойников;
А третью заставу — темны лесы
Напустил зверьев лютыих[5].

Наконец, пришла рязанская женка туда, где был турецкий (татарский)
полон. Там ее встретили неприветливо, но с нескрываемым любопытством.

— Чего ты хочешь, русская баба? — сказал царь-король Бахмет, немало дивясь приходу Авдотьи Рязаночки.

— Хочу вернуть своих родных на землю пустую, Рязанскую, восточный царь, — отвечала Авдотья Рязаночка.

Говорит ей царь Бахмет:

Ты, Авдотья – женка Рязаночка!
Когда ты умела пройти путем да и дорогою, —
Так умей-ка попросить и головушки
Из трех единыя.
А не умеешь ты попросить головушки, —
Так я срублю тебе до плеч буйну голову[6].

— Послушай меня, о, великий и мудрый правитель, и реши дело по правде.
Я еще совсем молодая женщина, и могу снова выйти замуж. Значит, будет
муж у меня. А муж будет, то рожу я и сына. Только родного брата мне
никто не возвратит, никто не подарит, поэтому освободи моего брата.

— Правду говоришь, ты, Рязанка Авдотья. Раз ты такая мудрая, то и
поступай так же. Дарю я тебе три дня и две ночи для того, чтобы нашла
ты своих родных в моем царстве. Но это еще не все. Сорви любой цветок у
моего шатра, и пока он не завянет три дня, никто не тронет тебя, а
завянет, то придет к тебе твой последний час.

Вышла Авдотья из шатра сама не своя, закручинилась, зогорюнилась.
Покачала она головой из стороны и строну, упала на траву, запричитала,
слезами обливаясь:

— Русская моя Земля-матушка, не дай пропасть твоей дочери в чужой сторонке. Помогай мне, матушка, родительница!

Не дала ее Земля Русская в обиду. Цветок солнечный, золотой, прямо в
руки положила Авдотьюшке Рязаночке, а цветок бессмертником зовется, не
вянет не то что три дня и три ночи, а триста и тридцать и три дня не
завянет, а, может, и три тысячи триста три года с тремя месяцами, с
тремя неделями, с тремя днями.

А солнышко к закату клонится, а к Рязаночке Авдотье конница несется,
повеленье ханское исполнить готовится. Да как выбежали из самых крайних
юрт полоняники русские, а среди них сын с мужем да и брат родной, Да и
были там елецкие, брянецкие, мало быть, московские, а боле всех
рязанские, окские. Подскакали к Авдотье Рязаночке всадники татарские
вязать, стало быть, а цветок у нее в руках солнцем горит, не вянет
никак. Вот так-то!

Хоть ты хан, хоть царь-король, а слово надо сдерживать-обнадеживать,
чтоб хвалили и леса и моря, и степи с тюльпанами-маками. И пришлось
царю-мырю, восточному государю, весь полон отдавать, на Рязань
отпущать, землю Русскую засевать, обживать.

С той поры вновь Рязань обжилась и обстроилась, и вновь началась и украсилась, потому что Авдотья Рязаночка:

…построила Казань-город наново,
Да с той поры Казань стала славная,
Да с той поры стала Казань-де богатая,
Да тут ли в Казани Авдотьино имя возвеличилось.

В другом варианте прямо говорится о Рязани:

Да с той поры Рязань стала славная,
Да с той поры Рязань-то стала богатая,
Да тут ли в Рязани Авдотьино имя возвеличилось
Да и тем дело кончилось.

Бабий ум-то оказался какой мудрой-бодрой: всю Рязань Авдотья привела с собой.
И хвалили все Авдотью Рязаночку славой славили.

Вернувшись домой Авдотья обнаружила, что город сожжен, а ее родных нет
ни среди оставшихся в живых, ни среди мертвых. Понимая, что члены ее
семьи находятся в плену она принимает неслыханное по тем временам
решение — отправиться на их выручку в Орду. Мало того, что до ставки
хана, расположенной на территории современного Казахстана. ей
необходимо пройти несколько тысяч километров, на этом пути масса рек,
разбойного люда, диких зверей.

После долго пути женщина пешком достигает ставки хана и добивается с
ним встречи. Пораженный ее мужеством, хан разрешает ей выбрать только
одного из родственников и она делает выбор не в пользу сына или мужа,
что было бы более понятно, а в пользу брата. На вопрос хана, как
объяснить ее выбор женщина сказала, что она еще достаточно молода,
чтобы еще раз выйти замуж и родить себе новых детей, а вот брата она не
сможет вернуть никогда.

Хан разрешил ей поиск родных, однако ограничил его по времени периодом,
пока не завянет в ее руках свежесорваный цветок. Если она не успеет до
этого времени найти своих близких, то потеряет свою голову. Женщина
вышла в степь и сорвала цветок бессмертника, который не увядает
никогда. Согласно некоторым былинам хан, пораженный ее смелостью и
мудростью отпустил с Авдотьей не только ее родных, но и других
захваченных рязанцев и даже наградил ее. Вернувшись эти люди отстроили
город Рязань на новом месте.

Простой и слабой женщине удалось то, что не смогли сделать при помощи
оружия князья и искуссные воины. Былина об Авдотье Рязаночке имеет
несколько вариантов, в которых меняется и имя хана, и название города.
В дальнейшем в народном фольклоре появляется масса сказаний с
использованием этого сюжета, где в главной роли выступают уже другие
женщины. Но главными участниками всегда остаются Женщина, Хан и цветок
Бессмертник.

 Авдотья Рязаночка


Славные старые король Бахмет турецкие
Воевал он на землю российскую,
Добывал он старые Казань-город подлесные,
Он-де стоял под городом
Со своей силой-армией,
Много поры этой было времени,
Да й розорил Казань-город подлесные,
Разорил Казань-де город напусто.
Он в Казани князей-бояр всех вырубил,
Да й княгинь-боярыней –
Тех живых в полон побрал.
Полонил он народу многи тысячи,
Он повёл-де в свою землю турецкую,
Становил на дороги три заставы великие:
Первую заставу великую —
Напустил реки, озёра глубокие;
Другую заставу великую —
Чистые поля широкие,
Становил воров-разбойников;
А третьюю заставу – темны лесы,
Напустил зверьёв лютыих,
Только в Казани во городи
Оставалась одна молодая жонка Авдотья Рязаночка.
Она пошла в землю турецкую
Да ко славному королю ко Бахмету турецкому,
Да она пошла полону просить.
Шла-де она не путем, не дорогою,
Да глубоки-ты реки, озёра широкие
Те она пловом плыла,
А мелкие-ты реки, озёра широкие
Да те ли она бродком брела.
Да прошла ли она заставу великую,
А чистые поля те широкие,
Воров-разбойников тех ополдён прошла,
Как о полдён воры лютые
Те опочив держа.
Да прошла-де вторую заставу великую,
Да темны-ты леса дремучие,
Лютых зверей тех ополночь прошла,
Да во полночь звери лютые
Те опочив держа.
Приходила во землю турецкую
Ко славному королю Бахмету турецкому,
Да в его ли палаты королевские.
Она крест-от кладет по писаному,
А поклоны-ты веде по-ученому,
Да она бьё королю-де челом, низко кланялась.
– Да ты, осударь король-де Бахмет турецкий!
Разорил ты нашу стару Казань-город подлесную,
Да ты князей наших, бояр всех повырубил,
Ты княгинь наших, боярыней тех живых в полон побрал,
Ты брал полону народу многи тысячи,
Ты завёл в свою землю турецкую,
Я молодая жонка Авдотья Рязаночка,
Я осталасе в Казани единешенька.
Я пришла, сударь, к тебе сама да изволила,
Не возможно ли будет отпустить мне народу сколько-нибудь пленного.
Хошь бы свово-то роду-племени? –
Говорит король Бахмет турецкие:
– Молодая ты жонка Авдотья Рязаночка!
Как я розорил вашу стару Казань подлесную,
Да я князей-бояр я всех повырубил,
Я княгинь-боярыней да тех живых в полон побрал,
Да я брал полону народу многи тысячи,
Я завёл в свою землю турецкую,
Становил на дорогу три заставы великие:
Первую заставу великую –
Реки, озёра глубокие;
Вторую заставу великую –
Чистые поля широкие,
Становил лютых воров-разбойников,
Да третью заставу великую –
Темны леса-ты дремучие,
Напустил я лютых зверей.
Да скажи ты мне, жонка Авдотья Рязаночка,
Как ты эти заставы прошла й проехала? –
Ответ держит жонка Авдотья Рязаночка:
– А й ты, славный король Бахмет турецкие!
Я эты заставы великие
Прошла не путём, не дорогою.
Как я реки, озёра глубокие
Те я пловом плыла,
А чистые поля те широкие,
Воров-то разбойников,
Тех-то я ополдён прошла,
Ополден воры-разбойники,
Они опочив держа.
Темные леса те лютых зверей,
Тех-де я в полночь прошла,
Ополночь звери лютые,
Те опочив держа.-
Да те речи королю полюбилисе,
Говорит славный король Бахмет турецкие:
– Ай же ты, молодая жонка Авдотья Рязаночка!
Да умела с королем ричь говорить,
Да умей попросить у короля полону-де головушки,
Да которой головушки боле век не нажить будё.–
Да говорит молодая жёнка Авдотья Рязаночка:
– А й ты, славный король Бахмет турецкие!
Я замуж выйду да мужа наживу,
Да у мня буде свёкор, стану звать батюшко,
Да ли буде свекровка, стану звать матушкой.
А я ведь буду у их снохою слыть,
Да поживу с мужом да я сынка рожу,
Да воспою-вскормлю, у мня и сын буде,
Да стане меня звати матушкой.
Да я сынка женю да й сноху возьму,
Да буду ли я и свекровкой слыть.
Да еще же я поживу с мужом,
Да й себе дочь рожу.
Да воспою-вскормлю, у мня и дочь буде,
Да стане меня звати матушкой.
Да дочку я замуж отдам,
Да й у меня и зять буде,
И буду я тёщой слыть.
А не нажить-то мне той буде головушки,
Да милого-то братца любимого.
И не видать-то мне братца буде век и по веку.-
Да те ли речи королю прилюбилисе,
Говорил-де он жонке таково слово: –
Ай же ты, молодая жонка Авдотья Рязаночка!
Ты умела просить у короля полону ли головушки,
Да которой-то не нажить и век буде.
Когда я розорял вашу стару Казань-город подлесные,
Я князей-бояр-де всех повырубил,
А княгинь-боярыней я тех живых в полон побрал,
Брал полону народу многи тысячи,
Да убили у мня милого братца любимого,
И славного пашу турецкого,
Да й не нажить мне братца буде век и по веку.
Да ты, молодая жонка Авдотья Рязаночка,
Ты бери-тко народ свой полонёные,
Да уведи их в Казань до единого.
Да за твои-ты слова за учливые,
Да ты бери себе золотой казны
Да в моей-то земли во турецкие,
Да ли только бери тебе, сколько надобно.-
Туто жёнка Авдотья Рязаночка
Брала себе народ полонёные,
Да й взяла она золотой казны
Да из той земли из турецкие,
Да колько ей-то было надобно.
Да привела-де народ полонёные,
Да во ту ли Казань во опустелую,
Да она построила Казань-город наново,
Да с той поры Казань стала славная,
Да с той поры стала Казань-де богатая,
Да тут ли в Казани Авдотьино имя возвеличилось,
Да й тем дело кончилось.

Героизм маленькой беззащитной женщины, пришедшей в Орду, прославившуюся
кровавыми набегами, разорениями и жестокостью, заставил царя татарского
проникнуться уважением к ней, а мудрость ее покорила грозу русских
земель.

Эта былина замечательна тем, что не мужчина-воин, а женщина-труженица
«выиграла битву» с Ордой. Она встала на защиту своих родных, и
благодаря ее мужеству и уму «пошла Рязань из полону».

PS: Знаменитая историческая
баллада «Авдотья Рязаночка» составителем относится не к 1237 г.
(разорение Рязани Батыем), а вслед за недавней статьей А. О. Амелькина
— к событиям 1505 г. в Казани, когда вассал Ивана III, впервые
покорившего в 1487 г. Казань, хан Мухаммед-Эмин неожиданно заточил
русского посла, убил многих русских людей, живших в этом городе и даже
нарушил русские границы, осадив Нижний Новгород. С. Н. Азбелев
указывает, что в исторической балладе действие происходит в Казани и
лишь прозвище героини связывает ее с Рязанью. Эта деталь и позволяет
исследователю присоединиться к точке зрения А. О. Амелькина. Тем не
менее, если гипотезу исследователя о приурочении песен об Иване
Васильевиче Грозном к XV столетию мы принимаем с интересом, то данная
передатировка песни об Авдотье Рязночке нам кажется неубедительной.
Обратим внимание на то, что в немногих сохранившихся вариантах этой
песни (академическое издание дает три текста песни) город, откуда родом
героиня, устойчиво называется «старая Казань». Это явный отголосок
письменной формулы «Старая Рязань» (современная Рязань стоит в
нескольких десятках километров от города, разоренного Батыем); эпитет
«старая» по отношению к Казани в письменности не зарегистрирован.
Устойчивое же прозвище героини Рязаночка не оставляет, на наш вгляд,
сомнений в том, что содержание данной баллады надо связывать с
историческими событиями именно русского города Рязани, а не татарской
Казани.

Былина об Авдотье Рязаночке отразила конкретное историческое событие: безжалостное уничтожение Рязани в 1237 году ханом Батыем. Набеги чужеземцев на Русь продолжались и после освобождения от монголо-татарского ига, поэтому хан Батый назван в былине Бахметом турецким.
Оставшись одна в разоренной врагом Рязани, Авдотья Рязаночка, “молодая женка”, отправилась к Бахмету турецкому, чтобы освободить своих соотечественников из вражеского полона. Пройдя “три заставы великие” – реки, озера глубокие; чистые поля широкие и темные леса со зверьем лютым, Авдотья явилась к старому королю Бахмету турецкому. Пораженный смелостью и храбростью молодой женщины, он не только отдал ей пленных рязанцев, но и наделил золотом. Авдотья вернулась на родину, в “Рязань опустелую”, и на это золото построила город заново.

Как старый король Бахмет турецкий Воевал он землю российскую, Добывал он старую Рязань-город подлесную. Он стоял под городом со своей силой-армией.
Да й разорил Рязань-город подлесную,
Разорил Рязань-де город на-пусто.
Он в Рязани князей, бояр всех вырубил,
Да и княгинь, боярынь-то тех живых в полон побрал,

Полонил он народу многи тысячи.
Он повел-то полон в свою землю турецкую,
Становил на дороге три заставы великие:
Первую заставу великую –
Напускал реки, озера глубокие;
Другую заставу великую –
В чистых полях широких
Становил воров-разбойников;
А третью заставу – в темных лесах
Напустил зверьев лютыих.
Только в Рязани во городе
Оставалась одна молодая женка Авдотья Рязаночка.
Она пошла в землю турецкую
Да ко старому королю ко Бахмету турецкому,
Да она пошла полону просить.
Шла-то она не путем, не дорогою.
Да глубоки-то реки, озера широкие
Те она плывом плыла;
А мелкие-то реки, озера широкие
Да те ли она бродом брела.
Да прошла ли она заставу великую,
А чистые поля те широкие,
Воров-разбойников тех о полден прошла
(Как о полден воры лютые То опочив держат).

Да прошла-то вторую заставу великую, Да темны те леса дремучие, Лютых зверей тех о полночь прошла (Да о полночь звери лютые Те опочив держат).
Приходила во землю турецкую
Ко старому королю Бахмету турецкому,
Да в его ли палаты королевские.
Она крест-то кладет по-писаному,
А поклоны-то ведет по-ученому,
Да она бьет королю-то челом, низко кланяется:
– Да ты, государь король-то Бахмет турецкий-то!
Разорил ты нашу старую Рязань-город подлесную,

Да ты князей наших, бояр всех повырубил,
Ты княгинь наших, боярынь тех живых в полон побрал,
Ты брал полону народу много тысячей,
Ты завел полон в свою землю турецкую.
Я молодая женка Авдотья Рязаночка,
Я осталась в Рязани одинешенька.
Я пришла сюда к тебе, сама да изволила:
Не возможно ли будет отпустить мне народу
сколько-нибудь пленного, Хоть бы своего-то роду-племени?
Говорит король Бахмет турецкий-то:
– Молодая ты женка Авдотья Рязаночка!
Как я разорил вашу стару Рязань подлесную,
Да я князей, бояр я всех повырубил,
Я княгинь, боярынь да тех живых в полон побрал,
Да я брал полону народу многи тысячи,
Я завел полон в свою землю турецкую,
Становил на дорогу три заставы великие:
Первую заставу великую –
Реки, озера глубокие.
Вторую заставу великую –
В чистые поля широкие
Становил лютых воров-разбойников.
Да третью заставу великую –
В темные леса те дремучие
Напустил я лютых зверей.
Да скажи ты мне, женка Авдотья Рязаночка,
Как ты эти заставы прошла и проехала?
Ответ держит женка Авдотья Рязаночка:
– Ай ты, старый король Бахмет турецкий-то!
Я эти заставы великие
Прошла не путем, недорогою.
Как я реки, озера глубокие –
Те я плывом плыла.
А чистые поля те широкие.
Воров-то, разбойников –
Тех-то я о полден прошла
(О полден воры – разбойники
Они опочив держат).
Темные леса-то, лютых зверей –

Тех-то я в полночь прошла (О полночь звери лютые Те опочив держат).
Да те ли речи королю прйлюбилися, Говорит старый король Бахмет турецкий-то:
– Ай же ты, молодая женка Авдотья Рязаночка!
Да умела с королем речь говорить,
Да умей попросить у короля из полона-то головушку, Да которой головушки больше век не нажить будет. Да говорит молодая женка Авдотья Рязаночка:
– Ай ты, старый король Бахмет турецкий-то!
Я замуж выйду да с мужем наживу.
Да у меня будет свекор – стану звать батюшкой,
Да ли будет свекровь – стану звать матушкой,
А ведь буду у них снохою слыть.
Да поживу с мужем – я сынка рожу,
Да вспою-вскормлю – у меня и сын будет.
Да станет меня звать матушкой.
Да я сынка женю да и сноху возьму,
Да буду ли я и свекровью слыть.
Да еще же я поживу с мужем,
Да и себе дочь рожу.
Да вспою-вскормлю – у меня и дочь будет,
Да станет меня звать матушкой.
Да дочку я замуж отдам,
Да й у меня и зять будет,
И буду я тещей слыть.
А не нажить-то мне той будет головушки,
Да милого-то братца любимого.
И не видать-то мне братца будет век и по веку.
Да те ли речи королю полюбилися, Говорил-то он женке таковы слова:
– Ай же ты, молодая женка Авдотья Рязаночка!
Ты умела просить у короля из полона головушку,
Да которой-то не нажить и век будет.
Когда я разорял вашу старую Рязань-город подлесную, Я князей, бояр-то всех повырубил, А княгинь, боярынь я тех живых в полон побрал, Брал в полон народа много тысячей,

Да убили у меня милого братца любимого,
Не нажить мне братца будет век и по веку!
Да ты, молодая женка Авдотья Рязаночка,
Ты бери-ка народ свой полоненный-то
Да уведи его в Рязань до единого.
Да за твои те слова за учливые
Да ты бери себе золотой казны
Да в моей-то земле во турецкой-то,
Да ли столько бери себе, сколько надобно.
Тут женка Авдотья Рязаночка
Брала себе народ полоненный-то,
Да и взяла она золотой казны
Да из той земли из турецкой-то,
Да сколько ей было надобно.
Да привела-то народ полоненный-то
Да во ту ли Рязань во опустелую,
Да она построила Рязань-город наново.
Да с той поры Рязань стала славная,
Да с той поры стала Рязань-то богатая,
Да тут ли в Рязани Авдотьино имя возвеличилось.
Да и тем дело кончилось.

Loading…

Былина об Авдотье Рязаночке отразила конкретное историческое событие: безжалостное уничтожение Рязани в 1237 году ханом Батыем. Набеги чужеземцев на Русь продолжались и после освобождения от монголо-татарского ига, поэтому хан Батый назван в былине Бахметом турецким.
Оставшись одна в разоренной врагом Рязани, Авдотья Рязаночка, “молодая женка”, отправилась к Бахмету турецкому, чтобы освободить своих соотечественников из вражеского полона. Пройдя “три заставы великие” – реки, озера глубокие; чистые поля широкие и темные леса со зверьем лютым, Авдотья явилась к старому королю Бахмету турецкому. Пораженный смелостью и храбростью молодой женщины, он не только отдал ей пленных рязанцев, но и наделил золотом. Авдотья вернулась на родину, в “Рязань опустелую”, и на это золото построила город заново. Как старый король Бахмет турецкий Воевал он землю российскую, Добывал он старую Рязань-город подлесную. Он стоял под городом со своей силой-армией.
Да й разорил Рязань-город подлесную,
Разорил Рязань-де город на-пусто.
Он в Рязани князей, бояр всех вырубил,
Да и княгинь, боярынь-то тех живых в полон побрал,
Полонил он народу многи тысячи.
Он повел-то полон в свою землю турецкую,
Становил на дороге три заставы великие:
Первую заставу великую –
Напускал реки, озера глубокие;
Другую заставу великую –
В чистых полях широких
Становил воров-разбойников;
А третью заставу – в темных лесах
Напустил зверьев лютыих.
Только в Рязани во городе
Оставалась одна молодая женка Авдотья Рязаночка.
Она пошла в землю турецкую
Да ко старому королю ко Бахмету турецкому,
Да она пошла полону просить.
Шла-то она не путем, не дорогою.
Да глубоки-то реки, озера широкие
Те она плывом плыла;
А мелкие-то реки, озера широкие
Да те ли она бродом брела.
Да прошла ли она заставу великую,
А чистые поля те широкие,
Воров-разбойников тех о полден прошла
(Как о полден воры лютые То опочив держат).
Да прошла-то вторую заставу великую, Да темны те леса дремучие, Лютых зверей тех о полночь прошла (Да о полночь звери лютые Те опочив держат).
Приходила во землю турецкую
Ко старому королю Бахмету турецкому,
Да в его ли палаты королевские.
Она крест-то кладет по-писаному,
А поклоны-то ведет по-ученому,
Да она бьет королю-то челом, низко кланяется:
– Да ты, государь король-то Бахмет турецкий-то!
Разорил ты нашу старую Рязань-город подлесную,
Да ты князей наших, бояр всех повырубил,
Ты княгинь наших, боярынь тех живых в полон побрал,
Ты брал полону народу много тысячей,
Ты завел полон в свою землю турецкую.
Я молодая женка Авдотья Рязаночка,
Я осталась в Рязани одинешенька.
Я пришла сюда к тебе, сама да изволила:
Не возможно ли будет отпустить мне народу
сколько-нибудь пленного, Хоть бы своего-то роду-племени?
Говорит король Бахмет турецкий-то:
– Молодая ты женка Авдотья Рязаночка!
Как я разорил вашу стару Рязань подлесную,
Да я князей, бояр я всех повырубил,
Я княгинь, боярынь да тех живых в полон побрал,
Да я брал полону народу многи тысячи,
Я завел полон в свою землю турецкую,
Становил на дорогу три заставы великие:
Первую заставу великую –
Реки, озера глубокие.
Вторую заставу великую –
В чистые поля широкие
Становил лютых воров-разбойников.
Да третью заставу великую –
В темные леса те дремучие
Напустил я лютых зверей.
Да скажи ты мне, женка Авдотья Рязаночка,
Как ты эти заставы прошла и проехала?
Ответ держит женка Авдотья Рязаночка:
– Ай ты, старый король Бахмет турецкий-то!
Я эти заставы великие
Прошла не путем, недорогою.
Как я реки, озера глубокие –
Те я плывом плыла.
А чистые поля те широкие.
Воров-то, разбойников –
Тех-то я о полден прошла
(О полден воры – разбойники
Они опочив держат).
Темные леса-то, лютых зверей –
Тех-то я в полночь прошла (О полночь звери лютые Те опочив держат).
Да те ли речи королю прйлюбилися, Говорит старый король Бахмет турецкий-то:
– Ай же ты, молодая женка Авдотья Рязаночка!
Да умела с королем речь говорить,
Да умей попросить у короля из полона-то головушку, Да которой головушки больше век не нажить будет. Да говорит молодая женка Авдотья Рязаночка:
– Ай ты, старый король Бахмет турецкий-то!
Я замуж выйду да с мужем наживу.
Да у меня будет свекор – стану звать батюшкой,
Да ли будет свекровь – стану звать матушкой,
А ведь буду у них снохою слыть.
Да поживу с мужем – я сынка рожу,
Да вспою-вскормлю – у меня и сын будет.
Да станет меня звать матушкой.
Да я сынка женю да и сноху возьму,
Да буду ли я и свекровью слыть.
Да еще же я поживу с мужем,
Да и себе дочь рожу.
Да вспою-вскормлю – у меня и дочь будет,
Да станет меня звать матушкой.
Да дочку я замуж отдам,
Да й у меня и зять будет,
И буду я тещей слыть.
А не нажить-то мне той будет головушки,
Да милого-то братца любимого.
И не видать-то мне братца будет век и по веку.
Да те ли речи королю полюбилися, Говорил-то он женке таковы слова:

Былина об Авдотье Рязаночке отразила конкретное историческое событие: безжалостное уничтожение Рязани в 1237 году ханом Батыем. Набеги чужеземцев на Русь продолжались и после освобождения от монголо-татарского ига, поэтому хан Батый назван в былине Бахметом турецким. Оставшись одна в разоренной врагом Рязани, Авдотья Рязаночка, «молодая женка», отправилась к Бахмету турецкому, чтобы освободить своих соотечественников из вражеского полона. Пройдя «три заставы великие» — реки, озера глубокие; чистые поля широкие и темные леса со

зверьем лютым, Авдотья явилась к старому королю Бахмету турецкому. Пораженный смелостью и храбростью молодой женщины, он не только отдал ей пленных рязанцев, но и наделил золотом.

Авдотья вернулась на родину, в «Рязань опустелую», и на это золото построила город заново. Как старый король Бахмет турецкий Воевал он землю российскую, Добывал он старую Рязань-город подлесную. Он стоял под городом со своей силой-армией.

Да й разорил Рязань-город подлесную, Разорил Рязань-де город на-пусто. Он в Рязани князей, бояр всех вырубил, Да и княгинь, боярынь-то тех живых в полон побрал,

Полонил он народу многи тысячи. Он

повел-то полон в свою землю турецкую, Становил на дороге три заставы великие: Первую заставу великую — Напускал реки, озера глубокие; Другую заставу великую — В чистых полях широких Становил воров-разбойников; А третью заставу — в темных лесах Напустил зверьев лютыих. Только в Рязани во городе Оставалась одна молодая женка Авдотья Рязаночка. Она пошла в землю турецкую Да ко старому королю ко Бахмету турецкому, Да она пошла полону просить.

Шла-то она не путем, не дорогою. Да глубоки-то реки, озера широкие Те она плывом плыла; А мелкие-то реки, озера широкие Да те ли она бродом брела. Да прошла ли она заставу великую, А чистые поля те широкие, Воров-разбойников тех о полден прошла .

Да прошла-то вторую заставу великую, Да темны те леса дремучие, Лютых зверей тех о полночь прошла . Приходила во землю турецкую Ко старому королю Бахмету турецкому, Да в его ли палаты королевские. Она крест-то кладет по-писаному, А поклоны-то ведет по-ученому, Да она бьет королю-то челом, низко кланяется: — Да ты, государь король-то Бахмет турецкий-то! Разорил ты нашу старую Рязань-город подлесную,

Да ты князей наших, бояр всех повырубил, Ты княгинь наших, боярынь тех живых в полон побрал, Ты брал полону народу много тысячей, Ты завел полон в свою землю турецкую. Я молодая женка Авдотья Рязаночка, Я осталась в Рязани одинешенька. Я пришла сюда к тебе, сама да изволила: Не возможно ли будет отпустить мне народу сколько-нибудь пленного, Хоть бы своего-то роду-племени?

Говорит король Бахмет турецкий-то: — Молодая ты женка Авдотья Рязаночка! Как я разорил вашу стару Рязань подлесную, Да я князей, бояр я всех повырубил, Я княгинь, боярынь да тех живых в полон побрал, Да я брал полону народу многи тысячи, Я завел полон в свою землю турецкую, Становил на дорогу три заставы великие: Первую заставу великую — Реки, озера глубокие. Вторую заставу великую — В чистые поля широкие Становил лютых воров-разбойников. Да третью заставу великую — В темные леса те дремучие Напустил я лютых зверей.

Да скажи ты мне, женка Авдотья Рязаночка, Как ты эти заставы прошла и проехала? Ответ держит женка Авдотья Рязаночка: — Ай ты, старый король Бахмет турецкий-то! Я эти заставы великие Прошла не путем, недорогою. Как я реки, озера глубокие — Те я плывом плыла.

А чистые поля те широкие. Воров-то, разбойников — Тех-то я о полден прошла . Темные леса-то, лютых зверей —

Тех-то я в полночь прошла . Да те ли речи королю прйлюбилися, Говорит старый король Бахмет турецкий-то: — Ай же ты, молодая женка Авдотья Рязаночка! Да умела с королем речь говорить, Да умей попросить у короля из полона-то головушку, Да которой головушки больше век не нажить будет. Да говорит молодая женка Авдотья Рязаночка: — Ай ты, старый король Бахмет турецкий-то! Я замуж выйду да с мужем наживу. Да у меня будет свекор — стану звать батюшкой, Да ли будет свекровь — стану звать матушкой, А ведь буду у них снохою слыть.

Да поживу с мужем — я сынка рожу, Да вспою-вскормлю — у меня и сын будет. Да станет меня звать матушкой. Да я сынка женю да и сноху возьму, Да буду ли я и свекровью слыть. Да еще же я поживу с мужем, Да и себе дочь рожу. Да вспою-вскормлю — у меня и дочь будет, Да станет меня звать матушкой.

Да дочку я замуж отдам, Да й у меня и зять будет, И буду я тещей слыть. А не нажить-то мне той будет головушки, Да милого-то братца любимого. И не видать-то мне братца будет век и по веку.

Да те ли речи королю полюбилися, Говорил-то он женке таковы слова: — Ай же ты, молодая женка Авдотья Рязаночка! Ты умела просить у короля из полона головушку, Да которой-то не нажить и век будет. Когда я разорял вашу старую Рязань-город подлесную, Я князей, бояр-то всех повырубил, А княгинь, боярынь я тех живых в полон побрал, Брал в полон народа много тысячей,

Да убили у меня милого братца любимого, Не нажить мне братца будет век и по веку! Да ты, молодая женка Авдотья Рязаночка, Ты бери-ка народ свой полоненный-то Да уведи его в Рязань до единого. Да за твои те слова за учливые Да ты бери себе золотой казны Да в моей-то земле во турецкой-то, Да ли столько бери себе, сколько надобно. Тут женка Авдотья Рязаночка Брала себе народ полоненный-то, Да и взяла она золотой казны Да из той земли из турецкой-то, Да сколько ей было надобно.

Да привела-то народ полоненный-то Да во ту ли Рязань во опустелую, Да она построила Рязань-город наново. Да с той поры Рязань стала славная, Да с той поры стала Рязань-то богатая, Да тут ли в Рязани Авдотьино имя возвеличилось. Да и тем дело кончилось.

  • Рассказ об 1 из созвездий осеннего неба небольшой
  • Рассказ об 1 дне из жизни первобытного человека
  • Рассказ о ящерице на английском языке
  • Рассказ о ярославе мудром 5 класс
  • Рассказ о ярмарке 4 класс по музыке