Рассказ об этикете при дворе короля людовика

Версальский этикет был таким же сложным и витиеватым, как мебель, заполнившая залы французского королевского дворца. Контролировались и регламентировались все мельчайшие детали жизни при дворе. В правилах этикета было больше причуд и чудачества, чем насущной необходимости, обусловленной здравым смыслом.

Версальский дворец был построен как символ власти «короля-солнце» Людовика XIV.

Как постучать, что носить, где сидеть: правила версальского этикета от Людовика XIV

В 1682 году король официально перенес свой двор в Версаль, который ранее был королевским охотничьим домом, использовавшимся для развлечений. Луи преобразовал его в роскошный символ французской монархии с великолепными садами, галереями и произведениями искусства. От короля-солнце до Марии-Антуанетты Версаль был центром королевского мира и оставался таковым, пока Французская революция не изменила все.

Система этикета дворца была построена на строгом соблюдении иерархии и ранга. Правила ясны: каждый придворный должен был служить королю и участвовать в тщательно продуманных ритуалах, которые четко определяли место дворянства. Главные тренды задавал сам король.

Как постучать, что носить, где сидеть: правила версальского этикета от Людовика XIV

Несмотря на все изящество манер, первое что бросается в глаза современному человеку, отсутствие туалета. В своих мемуарах герцог Сен-Симон вспоминал, что с необходимой потребностью высокопоставленные посетители дворца справлялись там, где им удобно. Это раздражало слуг и создавало неприятный запах.

Но в остальном все было изящно. Особое внимание уделялось такой вещи, как стук в дверь. Нельзя было громко постучать костяшками пальцев, придворные должны были скромно поскрести ногтями. Для этих целей они специально отращивали один длинный ноготь.

Когда король просыпался, ему нужно было сменить рубашку. Сделать это мог только человек самого высокого ранга, находящийся в этот момент в помещении. При этом он не должен был видеть голое тело короля. Кстати, время сна также было регламентировано: при отходе ко сну и при пробуждении короля и королевы должны были присутствовать особо приближенные дворяне. Для того, чтобы пожелать спокойной ночи и доброго утра.

Особо важным вопросом было размещение приближенных в присутствии королевской четы: где, как и на чем сидеть. Естественно, сами правители восседали на троне, остальные — в зависимости от своего статуса и ранга.

Как постучать, что носить, где сидеть: правила версальского этикета от Людовика XIV

Принцы и принцессы королевской крови имели право на кресла без подлокотников, а герцогини могли посидеть и на табуретах. Конечно, политика рассадки вызывала многочисленные споры. Были те, кто пытался нарушить ее, чтобы разместиться поближе к королю. Тот же герцог Сен-Симон вспоминал как графиня д`Аркур прогнала некую герцогиню с табуретки, решив, что та сидит не по статусу. Впрочем, сидеть приходилось редко. В основном в церкви, в театре и за карточным столом. В остальное время стояли.

Нужно было хорошо думать, что надеть. Особенно важным элементом костюма были высокие каблуки, как для женщин, так и для мужчин. Людовик XIV любил носить обувь с красными каблуками. Он постановил, что только особо приближенные дворяне имеют право носить такие же, как у него. В связи с этим красные каблуки стали особым символом благородства. Интересно, знал ли об этом Кристиан Лубутен, когда изобретал свою обувь?

Как постучать, что носить, где сидеть: правила версальского этикета от Людовика XIV

Для того, чтобы быть вхожим в королевские круги, необходимо было быть представленными королю и королеве. Это было серьезное испытание. Особенно для женщин. Главная проблема — придворное платье. Оно было строго регламентировано. Женщины должны были носить тяжелые и длинные юбки, а талию стягивал корсет, сделанный из китового уса. Одежда была настолько неудобной, что приходилось долго тренироваться, чтобы научиться ее носить.

Во время самой церемонии даме приходилось несколько раз приближаться к королю и отдаляться от него. Делать это нужно было изящно, ни в коем случае не поворачиваясь к правителю спиной. При движении назад важно было не запутаться в шлейфе собственного платья. Не у всех это получалось.

Как постучать, что носить, где сидеть: правила версальского этикета от Людовика XIV

Особенный ритуал касался шляп. Не перед всеми нужно было их снимать. Людовик XIV снимал свою при встрече с принцем крови, чуть приподнимал, приветствуя лицо высокого ранга, и обходился похлопыванием по плечу при встрече с простым дворянином. Но он делал исключения для женщин, независимо от их положения.

Схожие правила поклонения друг другу соблюдали придворные. У людей высокого ранга были свои привилегии. Например, они могли не вставая из постели принимать людей более низкого статуса.

Как постучать, что носить, где сидеть: правила версальского этикета от Людовика XIV

К концу 17-го века парадные кровати стали популярными в Версале. Богато украшенные, они демонстрировали привилегии и власть хозяина. Самая главная кровать, конечно, была у короля. Иногда он принимал посетителей в парадной спальне.

Члены королевской семьи в Версале почти все делали на глазах у придворных. Особенно когда дело касалось еды. Хотя обычно король трапезничал в одиночестве, в Версале проводились многочисленные обеденные церемонии. Эти мероприятия выглядели как настоящие спектакли, в которых иногда принимали участие более 300 человек. При этом чаще всего ела королевская семья, остальные удостаивались чести понаблюдать за этим.

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍

Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy

Об этикете и правилах хорошего тона двора

Об этикете и правилах хорошего тона двора

Устраивая свою резиденцию в Версале в 1682 году, Людовик XIV начинает с того, что просто вселяется в первые построенные здания. В это время было только что окончено строительство южного крыла замка, предпоследней часовни, конюшен, произведены последние работы в Марли и начато строительство служебных помещений. В отношении придворного устройства новое заключалось в том, чтобы расширить двор и сделать его более блестящим. Мысли короля уже в течение тридцати лет направлены лишь на то, чтобы избежать создания условий для новой Фронды: двор Лувра, двор Тюильри и двор Сен-Жермена уже подчинены этим принципам. Высшее дворянство, стремящееся вести блестящий образ жизни, подпадает под наблюдение, как только оно начинает «вращаться на орбите вокруг Короля-Солнце». Король сумел убедить, за период более чем в двадцать лет, эту самую аристократию, что ее призванием является не бездеятельная независимость, а служение государству. А поскольку это служение связано, в частности, с понятием военной службы, военной славы, с военной честью, то придворный — солдат уже в течение двадцати лет. А если он, кроме этого, ведает гардеробом или является комнатным дворянином, он это делает по совместительству: стремится удвоить свое рвение служить.

Первых кампаний в его правление, особенно войны с Голландией, было достаточно, чтоб скрепить кровью негласный союз монарха и дворян, его приближенных. Войны последней части его правления, которые велись в то время, когда Версаль играл главенствующую роль, лишь укрепят у французского придворного желание и стремление служить. Многие бывшие фрондеры пали на поле брани: герцог де Бофор в 1669 году, де Тюренн в 1675 году. Другие умрут преждевременно от подорванного на службе здоровья, как маршал Люксембургский, прозванный «обойщиком Нотр-Дамским» (за то, что маршал захватил очень много вражеских знамен, которыми были обвешаны, как коврами, стены в соборе Нотр-Дам. — Примеч. перев.), в 1695 году. Налог кровью платят, как никогда. Итак, этот приоритет, отдаваемый военной службе, и предоставленная Версалем королю возможность контролировать качество службы дают представление о реальном значении двора. Двор может быть слишком занят в зимний период выигрышами в карты маркиза Данжо, последней дуэлью, последним адюльтером; но с приходом весны опять грядут опасности; подвиги, ранения и смерти отложены на лето. В 1709 году, после битвы при Мальплаке, Мадам Элизавета-Шарлотта Пфальцская описывает это так: «В Версале теперь видны только коляски, повязки и костыли»{87}. Высокородное дворянство оправдывает значительную часть своих привилегий тем, что идет служить, проводит много лет на войне, рискует, платит без колебаний налог своей кровью (не так оно поступает с капитацией и десятиной). Двор часто играет роль прихожей перед смертью. Такие, как Сен-Симон и де Монтерлан, кто видит лишь декор в версальских постройках, не осознали эту реальность. Балы и маскарады двора (не такие многочисленные и не настолько веселые, как до 1682 года), игра в карты, любовные развлечения, игра в шары, охота, конные состязания — все это мыслится как отдых и вознаграждение для воина. Если слово «воин», кажется, плохо сочетается с лентами, украшавшими одежды маркизов, оно обретает всю свою силу в армии.

Армиями командуют высокородные личности: принцы крови (как Конде), потомки узаконенных внебрачных детей монархов (как Ванд ом), иностранные принцы (как Тюренн), а когда генералами-победителями являются подданные менее значительные по происхождению (если их имена Буффлеры или Виллары), король дает им титулы герцогов или пэров. Не будем сетовать на то, что Конде, Конти или Ванд омы не были представлены в советах Его Величества. Не будем также сокрушаться о том, что дворяне мантии начиная с 1661 года стоят во главе правительства. Дух Версаля ощутим и при дворе, и в государстве: Людовик XIV возвел каждую группу в ранг, достойный ее компетенции. Высокородному дворянству лучше на своем месте, оно лучше служит стране, когда призвано на военную службу, а не используется в политической области. Министры из судейской среды делают достаточно для короля и для публики; они по заслугам занимают при дворе первое место. Именно в Версале заканчиваются важные преобразования, в 1682 году, в момент, когда маркиз де Лувуа становится влиятельнее, чем Жан-Батист Кольбер, в момент, когда самые высокородные, как неуступчивый Конде, подчинились наконец воле монарха, дисциплине, ставшей необходимой для обновленной Франции. Стоит ли обращать внимание на то, что принц де Конде живет в своем замке в Шантийи? Стоит ли обращать внимание на то, что герцоги де Роган, де Бриссак и де Вантадур избегают ездить в Версаль? Ни у кого из них не появится мысль вновь начать Фронду. Последнее письмо Конде королю — всего лишь вариации на тему службы, размышления о верности[67]. Стоит ли обращать внимание на то, что в мертвый сезон, то есть в периоды затишья на фронтах, некоторые из них плохо выполняют свою роль сотрапезников короля? Стоит ли обращать внимание на мелкие интриги, которые плетутся и развязываются, и даже на то, что в 1709 году были раскрыты три заговора? Это всего лишь брызги по сравнению с цунами 1648 года. Версаль — это реванш Людовика XIV над Фрондой. Этот реванш он берет не из самолюбия, а из политической и нравственной необходимости. Король желал, чтобы от этого реванша единственным выигравшим было государство.

Можно возразить, что при дворе есть не только дворяне, которым их здоровье и их возраст позволяют служить. При дворе есть и старики, и какое-то количество детей, и много дам. Никто не знает — ни король, ни заинтересованные в этом лица, — где начинается придворное дворянство, где кончается список обычных «дворян при дворе» и сколько дворян в каждой из этих категорий. Тайна не разгадана и теперь, по прошествии трехсот лет.

Это придворное дворянство, точный состав и численность которого неизвестны до сих пор, страдает (и по вине Людовика XIV), как утверждают, от трех бед: от так называемых пут этикета, от «одомашнивания» и от того, что оно вырвано с корнем из родных мест. В словаре Фюретьера, который был издан в 1690 году, ничего не говорится об этикете. Что же касается придворного церемониала, то он, как мы видим, был заимствованным у Генриха III и оставался почти неизменным и строгим[68]. После того, как состоялся переезд в Версаль, этот церемониал был лишь несколько развит в соответствии с новыми требованиями двора. Людовик XIV был давним его приверженцем. Этот церемониал удовлетворял его стремление к порядку. Он, впрочем, отвечал эстетическим и политическим требованиям и к тому же служил занятием для придворных. И характерно то, что Месье является его великим жрецом. Людовик XIV предпочитал, чтобы его брат улаживал бы споры о рангах, а не плел интриги. То же самое относится к герцогам, сотрапезникам высшего, среднего и низшего рангов: они ссорятся по поводу такого вопроса, как ранговые преимущества, и благодаря этому забывают об интригах. «Дневник» Данжо и «Мемуары» Сурша доносят до нас слухи о некоторых из этих ссор: они не имеют такого значения, как те, которые произойдут при Людовике XV и которые Люин станет записывать самым тщательным образом.

Впрочем, Версальский церемониал не такой пышный и торжественный, как церемониалы многих иностранных дворов. В Вене, Мадриде и даже Лондоне перед королем становятся на колени или, приблизившись к королю, почтительно склоняются перед ним, отступая назад. У Людовика XIV чаще встречаются реверансы, чем коленопреклонение{135}.

Термин «одомашнивание» появился не при Людовике XIV, он вошел в моду позже, при Луи-Филиппе, и у этого слова сразу появился уничижительный оттенок, которым были бы удивлены и домашний круг, и сотрапезники Великого короля. Мы уже говорили о служении в Великий век, о смысле служения и о чести служения[69]. Идея служения нисколько не унижала наших предков, она их воодушевляла. Они понимали латынь лучше, чем мы, считали за счастье принадлежать к дому (domus), в смысле «жилищу», короля. В XVII веке состоять домочадцем такого Великого короля не унижало достоинство дворянина, а разночинцу, поступившему на службу при дворе, давало много привилегий, создавался промежуточный социальный статус между дворянством и простолюдинами{137}. И еще: функция присутствия за обеденным столом короля не была единственной, к ней прибавлялись еще другие виды службы. Можно быть одновременно маршалом Франции, губернатором провинции и капитаном гвардии телохранителей короля или генерал-лейтенантом, послом и первым комнатным дворянином. Недостатком системы совместной трапезы, то есть недостатком системы самого двора, было не безделие (хотя это, кажется, подразумевает Сен-Симон, один из редких бездельников в Версале), а скорее совместительство.

Остается еще понятие «вырывание с корнем» дворянства, которое происходит по вине короля Франции. Случается, что какая-то важная персона настолько укореняется при дворе, что сама рвет семейные узы. Граф де Тессе, решивший в 1710 году посетить свои земли, пишет герцогине Бургундской: «Прошло, мадам, уже тридцать два года с тех пор, как я не был в замке, здесь ничего не осталось, ни окон, ни стекол, ни дверей, кроме одной башенки, в которой есть спальня, где температура не поднимается выше пяти градусов»{101}. А Фюретьер употребляет понятие «вырывание с корнем» только в его естественном и сельскохозяйственном значении. Он приемлет глагол «вырвать» в нравственном смысле, но понимает под этим что-то хорошее: «вырвать с корнем» употребляется как нравственное понятие в переносном смысле и означает «искоренить источник злоупотребления»{42}. «Прикрепить ко двору высокородное дворянство» означало искоренить его естественную наклонность к бунту!

Мы не говорим о дворянстве вообще, которое насчитывало 12 000 фамилий или около 200 000 человек, а лишь о «высокородных дворянах» королевства. Если в конце царствования Людовика XIV Версаль, включая все подсобные помещения (конюшни, обычные строения, здание суперинтендантства и т. д.), принимает около 10 000 человек, половина которых разночинцы, это означает, что при дворе постоянно находится только около 5000 дворян.

Система «проживания в течение трех месяцев» означала, что дворянин живет при дворе два раза в году по три месяца, в результате чего 5000 придворных дворян притягивают во дворец, по крайней мере, еще столько же человек. Это составляет, как видим, 10 000 человек, выходцев из второго сословия, то есть от общего числа 200 000 дворян 10 000 притягиваемых ко двору составляют пропорцию: один придворный на 20 дворян. Если король удерживает при дворе 10 000 человек, принадлежащих к дворянскому сословию (а эта цифра, конечно, завышена), он «вырывает с корнем» в крайнем случае (если рассматривать «вырывание с корнем» как зло) лишь 5% французских дворян.

Читайте также

Глава 4 ПРО ПЛОХОГО МОЛОТОВА И ХОРОШЕГО ЛИТВИНОВА

Глава 4
ПРО ПЛОХОГО МОЛОТОВА И ХОРОШЕГО ЛИТВИНОВА

Гитлер готовится к войне… Удар против Запада в более или менее близком будущем мог бы осуществиться лишь при условии военного союза между фашистской Германией и Сталиным. Но только наиболее бесшабашная часть русской

Культура двора

Культура двора
Культура Германии XII-XV вв. представляла собой сложный сплав различных традиций: культуры рыцарской среды, бюргерства, крестьянства, интеллектуально-религиозной элиты. Ее верхний этаж составляла культура элиты, в которой наиболее заметную роль играл

Венецианская лагуна с ее лодками под рыжими парусами постоянно меняет свои тона

Венецианская лагуна с ее лодками под рыжими парусами постоянно меняет свои тона
С сожалением расстались мы с этим чудным городом и отправились во Флоренцию. Переезд сквозь сотни тоннелей, под Апеннинами; поезда мчатся здесь с молниеносной быстротой. Флоренция выступила

«Много хорошего в аристократическом воспитании, в аристократических привычках и манерах !»{1}

«Много хорошего в аристократическом воспитании, в аристократических привычках и манерах!»{1}
Одним из главных достижений русской культуры XVIII века стало создание новых устойчивых форм общественного порядка поведения. Российская аристократия была законодательницей

Что хорошего?

Что хорошего?
В. С. Бушин ругает меня за то, что я очень грубо разговариваю с читателями, а они, естественно, бросают не только писать в «Дуэль», но и читать ее.Но я думаю так. Если человек умный, то ему плевать на тон, ему главное – факт. И он либо согласится с фактом, либо

Из-за границы хорошего не насоветуют

Из-за границы хорошего не насоветуют
Казалось, что победа над шведами, подтвердившая могущество России, укрепит власть Анны Леопольдовны и внутри страны. На это рассчитывал А. И. Остерман – руководитель правительства. Он составил пространное «Мнение о состоянии и

ТРИ ДВОРА

ТРИ ДВОРА

Кардинал Ришелье… подавлял своей властью и своей поистине королевской роскошью величие Его Величества.
Де Рец
В королевстве Французском, когда говорили слово «двор», имели в виду двор короля. В канцелярском языке принято было объединять правителя и его

6.  ОБ ОРДЕНСКИХ ПРАВИЛАХ

6. 

ОБ ОРДЕНСКИХ ПРАВИЛАХ
Преступления (воровство, убийство, бунт, побег, кощунство, трусость перед лицом врага, сообщение постановлений Капитула не допущенному к участию в заседаниях Капитула брату, симония и мужеложество) карались исключением из ордена Храма, а менее

ГЛАВА XXIII О юридических правилах судебного поединка

ГЛАВА XXIII
О юридических правилах судебного поединка
Быть может небезынтересно будет взглянуть, каким образом чудовищный обычай судебного поединка был подведен под определенные начала и подчинен столь своеобразному уставу судопроизводства. Человек по природе

«В СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ВСЕГДА ДЕРЖАЛСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО ТОНА» Генерал-прокурор АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ЗАРУДНЫЙ

«В СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ВСЕГДА ДЕРЖАЛСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО ТОНА»
Генерал-прокурор АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ЗАРУДНЫЙ

Александр Сергеевич Зарудный родился в 1863 году в семье видного деятеля судебной реформы Сергея Ивановича Зарудного и его жены, Зои Александровны. Избрав, как и

Скрытое обвинение – Алкивиад (плоды хорошего воспитания)

Скрытое обвинение – Алкивиад (плоды хорошего воспитания)
К тому времени, когда Сократ стоял перед афинским судом, Алкивиад уже умер. И, разумеется, не в собственной постели и не в окружении заботливых внуков и правнуков. Бросим беглый взгляд на его извилистый

Злая собака для хорошего хозяина

Злая собака для хорошего хозяина
Хорошие репутации создаются долго и трудно, а рушатся легко, в один миг. Чаще всего по поводу мелкому и ничтожному. У Петра Андреевича Клейнмихеля была репутация быстрого и точного исполнителя царской воли. Он восстанавливал Зимний дворец

На хорошего ловца и зверь бежит

На хорошего ловца и зверь бежит
Знал ли Тимофей Акундинов, что стал козырем гетмана в большой игре, можно лишь гадать. Но достоверно то, что уже в апреле 1650 года король Ян Казимир написал Богдану Хмельницкому письмо с требованием выдать короне московского самозванца

Бал дурного тона {355}

Бал дурного тона {355}
Начну, сразу взяв «быка за рога», следуя business-стилю{814} «Обиходной рецептуры», «Поваренной книги», руководства «Как устроить домашний террариум» и т. п. литературы.Бал дурного тона…[1073]Берут «хорошую залу», где-нибудь на Васильевском острове, в Лесном

logo

    • Предмет:

      История

    • Автор:

      nasirvang788

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    49 секунд назад

    Помогите с русским!!!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    1 минута назад

    5. Определите, распространёнными
    или нераспространёнными являются
    выписанные предложения.

  • istoriya
    История

    1 минута назад

    Срочно!!!! Даю 25 балов​

  • geometriya
    Геометрия

    1 минута назад

    кто-нибудь знает как решить 4-5?

  • algebra
    Алгебра

    1 минута назад

    ДАЮ 50 БАЛЛОВ!!!!!!!​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    11 минут назад

    ЧЕ ЧАТ НЕ РАБОТАЕТ

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    23 минут назад

    срочно!

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Время 8:20. Король-солнце открывает глаза и видит камергера, который справляется, не намерено ли Его Величество проснуться. Далее, примерно через пять минут, хирург лейб-гвардии осматривает короля на предмет недугов, и только после этого лейб-медик меняет рубашку монаршей особы. Ровно в 8:40 король молится, а после выпивает натощак настойку шалфея или чашку бульона. Аппетит его только начинает пробуждаться.

Людовик XIV.jpg

Людовик XIV. (wikimedia.org)

Беззубый король

Отвлечёмся ненадолго от королевской спальни, чтобы отметить весьма важный факт, непосредственно относящийся к приёму пищи Людовиком. Когда он только родился, все были приятно удивлены тем, что у малыша уже было два зуба, ибо это считалось счастливым знаком. Но кормилице короля было совсем не до улыбки.

В первые месяцы её грудь была изуродована зубками младенца, а учитывая, сколь отменный аппетит имел король, стоит лишь посочувствовать бедной женщине и последующим кормилицам. Однако зубы короля были не так здоровы, как его аппетит.

Уже к 40 годам челюсть Людовика XIV была оголена. При таких обстоятельствах невозможно было жевать пищу. И это стало причиной того, что Людовик начал заглатывать её кусками. Но из этого совсем не следовало, что в зрелости король стал умерен в еде. Совсем наоборот. Трапезы Людовика XIV были прозваны «раблезианскими» за сравнение с приёмами пищи обжор-великанов из сатирического романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Трапеза Людовика XIV.jpg

Трапеза Людовика XIV. (wikimedia.org)

Король устраивал скандалы с тем, кто пытался упрекнуть его в обжорстве. И окружающих можно понять, ведь мясо не было ежедневной пищей во Франции даже в высшем свете в то время, а стол короля, как мы впоследствии увидим, просто ломился от разнообразия мясных блюд.

Королевское меню

К 12:00 на кухне уже во всю идут приготовления к трапезе беззубого короля. За сервировку стола и меню на одну персону отвечает Главный Церемониймейстер двора. Совсем не случайно здесь упомянуто меню именно на одну персону, ибо Людовик любил есть в одиночестве.

Бракосочетание Людовика XIV и Марии-Терезии.

Бракосочетание Людовика XIV и Марии-Терезии. Источник: pinterest.com

Меню королевской трапезы воистину поражает! На горячее Его Величеству подавали суп из двух больших каплунов (т.е. специально откормленных на мясо петухов), названный диетическим, суп из четырёх куропаток, заправленный капустой. Бульон из шести вольерных голубей, бульон из петушиных гребешков и нежных сортов мяса. Ну и наконец, два супа на закуску (!): из каплуна и куропатки.

Первые блюда состояли из четверти телёнка и куска ястреба, вес которых составлял 28 фунтов каждый, что в переводе — по 12,7 кг, а также паштета из двенадцати голубей. Из закусок подавались фрикасе из шести куриц и две рубленых куропатки. Далее идут четыре промежуточных блюда, а именно: соус из трёх куропаток, шесть выпеченных на жаровне паштетов, два жареных индюка и три жирных цыплёнка под трюфельным соусом. Но это ещё не всё! На жаркое подавались два жирных каплуна, девять жареных цыплят, девять голубей, две молодых курицы, шесть куропаток и четыре паштета. А на десерт? Свежие фрукты, с верхом наполнявшие две фарфоровые миски, таких же две миски с сухофруктами и четыре миски с компотами или вареньями.

Для сравнения посмотрим на меню завтрака отца короля, Людовика XIII, который завершался уже в половине десятого. Оно состояло из подаваемого на серебряной посуде бульона, яйца всмятку и фруктов — печёных яблок или вишни. Сколь же это не похоже на сына.

Людовик XIV — «грозный сотрапезник»

После первого приёма пищи для Людовика XIV наступает второй, к пяти часам. Вполне вероятно, что монарх ко всем блюдам и не притрагивался, но уже тот факт, что король часто просил добавки и посылал на кухню записки с требованием того или иного блюда на стол, говорит о его действительно монаршем аппетите. Причём Людовик любил, когда и окружающие за столом в торжественные обеды отличались таким же аппетитом и съедали за раз, например, голову поросёнка. Такие яркие эпизоды, описывающие одну из званых трапез ещё молодого Людовика, можно найти у Александра Дюма на страницах романа «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»: король благоволит Портосу, увидев столь же ненасытного едока, как он сам.

Статуя Людовика XIV в Версале.

Статуя Людовика XIV в Версале. Источник: wikipedia.org

Автор отмечает, что король сидел за отдельным «столиком», который возвышался над соседними и был больше остальных. Также Дюма перечисляет блюда, расставленные на королевском столе: рыба, дичь, мясо, фрукты, овощи и варенья. «Людовик XIV был грозный сотрапезник; он любил критиковать своих поваров, но когда они ему угождали, то он не знал границ в своих похвалах. Сначала король съедал несколько супов, либо сливая их вместе и приготовляя что-то вроде маседуана, либо пробуя в отдельности и перемежая бокалом старого вина». И добавление: «Ел он быстро и довольно жадно».

А что же на закуску?

Закуски не всегда упоминались в меню, а это совсем не те легкие блюда, к которым мы привыкли, чтобы возбудить аппетит. Желудок далеко не каждого выдержит «закуски», которые подавались Людовику: сосиски, белая кровяная колбаса, паштеты с трюфелями, миротон. История создания последнего блюда довольно увлекательна.

Миротон был внешне похож на плов, но сильно отличался методом приготовления. Это объясняется тем, что французские дипломаты 17-го века, прибыв в Стамбул, были в восхищении от турецкого плова, но так и не смогли узнать секрет его приготовления, тщательно скрываемый восточными поварами.

Ими было лишь выяснено, что плов состоит из тающего во рту риса с устойчиво-желтой окраской, о чём они писали в своих депешах. Только на этом описании французские повара создали миротон, лишь зрительно напоминающий своего восточного собрата. Его решили готовить из телятины или нежного говяжьего мяса, которое обжаривалось на сливочном масле для придания большей мягкости.

Жёлтого же цвета добились благодаря смачиванию сваренного риса в молоке с крутыми желтками. Ведь им ещё были не известны такие турецкие приправы, как шафран или куркума. В итоге получилось очень дорогое и трудоёмкое блюдо, по вкусу отдалённо напоминающее турецкий плов.

Постное меню

Лишь во время поста король немного ослаблял свой аппетит. И чтобы не почувствовать себя уж совсем слабым, приказывал принести ему суп из каплуна, четыре фунта говядины, столько же телятины и столько же баранины. Теперь Людовик мог начать воздерживаться, заказав одного карпа, сотню креветок, молочный суп, двух черепах, овощной суп, камбалу, приготовленное на воде рагу, большую щуку, четырёх камбал средней величины, двух окуней, ещё двух камбал, сотню устриц, шесть «Петровых рыб» и на жаркое — половину крупного лосося и шесть камбал. Вот такое постное меню.

Людовик XIV в преклонном возрасте .jpg

Людовик XIV в преклонном возрасте. (wikimedia.org)

Людовик XIV, несомненно, был многогранной личностью и оставил глубокий след в истории. В том числе, и в развитии кулинарного искусства Франции. Например, в его время оформляется вид меню как записок-карточек с заказами блюд на плотной бумаге. Именно при Людовике этикет принятия пищи превращается в церемониал. Оставим же теперь короля в одиночестве за его «раблезианской» трапезой, ведь завтра предстоит такое же нелёгкое испытание для его монаршего желудка.

  • Рассказ об этикете для 4 класса
  • Рассказ об этикете в россии на английском языке с переводом
  • Рассказ об эрмитаже на английском
  • Рассказ об эрасте из рассказа бедная лиза
  • Рассказ об элли из изумрудного города