Рассказ об искусстве арабского халифата

Искусство арабского халифата: господство веры и красоты

«Особенностью арабского искусства было сочетание восточной фантастичности с округлыми линиями и изящной декоративностью.»
П.П. Гнедич

Арабский халифат начал складываться в VII веке. Он не только включил в себя территории от Северной Африки до Казахстана и от Испании до китайских границ, но и породил невероятно яркое и самобытное искусство.

Исторические основания

Идею объединения арабских племен на основе веры в единого бога проповедовал пророк Мухаммед (ок. 570–632/633 гг.). Он и считается создателем новой для арабов религии — ислама и основателем государства — халифата. Преемников Мухаммеда стали называть халифами, то есть заместителями.

Иллюстрация к поэме Фирдоуси «Шахнаме»

Иллюстрация к поэме Фирдоуси «Шахнаме», памятнику персидской литературы, входящему в национальный эпос иранских народов (неизв. худ. XIV в.)

В поисках новых плодородных земель они начали завоевывать близлежащие территории. Так в составе халифата оказались арабы, берберы, иранцы, таджики, азербайджанцы и другие народы с богатейшими культурными традициями. Под влиянием ислама, однако, искусство этих народов обрело общие черты.

История Арабского халифата закончилась в 1492 году, когда пало последнее арабское государство в Европе — Гранадский эмират.

Особенности исламского искусства

Почему в исламской традиции запрещено изображать не только Аллаха и его пророков, но и вообще людей и животных? Считается, что в день Последнего суда изображенные художником люди оживут и придут к нему за своей душой, а он не сможет исполнить их просьбу и будет гореть за это в вечном пламени. По этой причине Коран и другие богословские книги мусульман всегда украшаются лишь орнаментом.

Мечети (дословно — «места поклонения») с самого начала создаются подобными дому пророка Мухаммеда — это было здание с большим навесом на столбах из пальмовых стволов, которое размещалось в глубине двора. В старинных мечетях Багдада, Дамаска и Каира огромный прямоугольный или квадратный двор окружен аркадами, которые опираются на мраморные колонны.

Джунейд. Миниатюра к поэме персидского поэта Хаджу Кермани «Хомай и Хомаюн»

Джунейд. Миниатюра к поэме персидского поэта Хаджу Кермани «Хомай и Хомаюн» (кон. XIV в.)

В мечетях Северной Африки и Испании молитвенные залы образованы множеством стоящих рядом колонн и украшены орнаментом, выполненным с помощью различных техник: резьбы по камню, мозаики, майоликовой плитки.

К мечети обязательно примыкает минарет— многоярусная круглая или квадратная башня, с высоты которой муэдзин призывает верующих к молитве. Что такое арабески? Так называют декоративный орнамент — сложный узор, который часто используется в странах Ближнего и Среднего Востока. Такой узор складывается из геометрических фигур, стилизованных (условных) изображений растений и надписей на арабском языке — их вырезают на камне или искусственном мраморе (стукко), выкладывают из разноцветных кирпичиков, разрисовывают красками. Арабесками украшают не только стены зданий, но и ткани, ковры, предметы быта, даже ювелирные изделия.

«Всеобщая культура Востока не только не исключает множества национальных культур, но как раз предполагает его» (В. К. Чалоян)

Арабская каллиграфия и миниатюра

Священную книгу мусульман Коран переписывали от руки, создавая всё новые и новые копии. Так возник особый вид искусства — каллиграфия (от др.-греч. красивый почерк). Арабские мастера каллиграфии тщательно выводили каждую букву, ведь из этих букв складывались божественные слова Пророка.

Каллиграфия была точной наукой: высчитывались и высота букв, и протяженность каждого слова. Для священных текстов, официальных документов и художественных произведений использовались разные стили начертания букв.

Миниатюра «Рождение пророка Мухаммеда» (неизв. худ. нач. XIV в.)

Миниатюра «Рождение пророка Мухаммеда» (неизв. худ. нач. XIV в.)

Искусство арабской миниатюры, по мнению ученых, зародилось в Персии (Иране). Древнейшая из сохранившихся рукописей, украшенных миниатюрами, — «Книга изображений неподвижных звезд» Абд ар-Рахмана ас-Суфи (начало XI века, юг Ирана). Однако самые впечатляющие образцы арабской миниатюры были созданы позднее.

Миниатюрами украшали исторические хроники, естественнонаучные работы, поэтические произведения. В книгах, не связанных с религией, запрет на изображение живых существ соблюдался не всегда.

Живопись арабских миниатюр по большей части условна, ее главные выразительные средства — контур и цвет.

Когда в Европе было глубокое Средневековье, на Востоке творили величайшие гении человечества». Ч. А. Абдуллаев

Поделиться ссылкой

Арабские
страны наряду с Византией являлись
хранителями достижений античной
культуры. В У11 в. средством политического
объединения арабов стал ислам. Арабы
завоевали Палестину, Сирию, Египет,
Турцию, Иран, Ирак. В У111 в. возник Арабский
халифат, занимавший гигантскую
территорию, включавшую Пиренейский
полуостров с Испанией на западе, всю
Северную Африку, и на востоке – Закавказье
и Среднюю Азию. Однако уже в 1Х-Х вв.
халифат стал распадаться на самостоятельные
государства (Сирию, Ирак, Египет и
др.). Сильное воздействие на развитие
арабского искусства оказывала религия.
Ислам запрещал изображать живые существа.
Священный Коран никогда не иллюстрировался
и украшался лишь орнаментом. Однако
это ограничение соблюдалось далеко не
всегда
. Ведущую роль в искусстве
играла архитектура, высокого совершенства
достигли прикладное искусство и книжная
миниатюра.

В средневековых арабских городах
Дамаске, Багдаде, Каире возникли новые
типы монументальных светских и культовых
построек: мечети, вмещавшие
тысячи молящихся, медресе
здания мусульманских училищ, крытые
рынки
и караван-сараи,
дворцы, укрепленные цитадели,
окруженные стенами с воротами и башнями,
выстроенные из глины, кирпича и камня.
Арабы создали разнообразные формы арок
– подковообразных и стрельчатых,
изобрели особые сводчатые перекрытия.

В У11 в. сложился тип арабской мечети
– не храм, не обитель Бога, а место
молитвы. Три основных признака мечети
михраб – ниша в стене в
сторону Мекки, минбар – кафедра
для чтения проповедей и минарет
– гладкоствольная башня с круговым
балконом для созыва верующих на молитву.
В основе мечети – открытый или
прямоугольный двор, обнесенный галереями
с арками. Внешний вид мечети напоминает
крепость, окруженную глухими гладкими
стенами с минаретом, который был главным
ориентиром в хаотичной застройке
арабского города. Минарет – символ
мусульманского присутствия на завоеванных
арабами землях. Первоначально к мечетям
не предъявлялось особых требований, в
них запрещалось ставить идолов и украшать
живописью с изображениями животных.
Мечетью могло быть любое здание.

Памятником арабского зодчества является
мечеть Омейядов в Дамаске
(У111 в.), перестроенная из большой
христианской базилики с колонным залом.
В ней не было роскоши, всюду господствовали
строгость и простота. Позднее мечети
украшались переплетающимся узором –
арабеской, в котором преобладали
растительные мотивы, затем геометрическим
орнаментом. Колонны, своды и ниши мечетей
заполнялись декоративными узорами –
сталактитами. Декором служили
также изречения из Корана, начертанные
изысканным арабским шрифтом.

Высокого совершенства достигло
прикладное искусство: это
керамические изделия, расписанные
люстром, т.е. особым красочным составом,
который после обжига придавал изделиям
золотистый и серебряный отблеск;
драгоценные ткани, от тончайших покрывал
до золотой парчи, ковры; резьба по дереву
и слоновой кости чеканка по металлу;
художественное стекло тончайшей работы.
В
книжных миниатюрах художники
изображали подвиги легендарных герое,
битвы, пиры, лирические сцены. Арабская
миниатюра отражает радостное ощущение
земной жизни которая по сути была
светским искусством. Догмы ислама
по-существу ее не затронули.

В У11-У111 вв. арабы ( в Европе их называли
«маврами»)
завоевали Испанию, на
территории которой возник Кордовский
халифат с центром в Кордове. В Кордове
были сотни мечетей, библиотек, учебных
заведений . Улицы были замощены (Красная
площадь была замощена только в 1804 г
.),
действовал водопровод для городских
фонтанов ( водопровод из Мытищ в Москвы
был проведен в кон. ХУ111 в
.). Окруженные
садами дворцы халифа и знати утопали в
роскоши.

Памятником мавританской архитектуры
Испании
была соборная мечеть в
Кордове (У111-Х вв.),
представляющая прямоугольник с
колоссальным колонным залом и небольшим
открытым двором, где у фонтана совершались
омовения. В зале расположено свыше 800
колонн, образующих 19 нефов (проходов).
Зал сравнивают с густым, разросшимся
лесом, в котором колонны напоминают
стволы деревьев
. От колонн отходят
подковообразные арки. Человек, попав
в полумрак колоннады, которая освещалась
тысячами лампад, ощущал себя в нереальной,
фантастической обстановке
.

Главным архитектурным памятником
Гранады был дворец Альгамбра
Х1У в. Дворец расположен на высоком
холме, окружен крепостной стеной красного
цвета. В его планировке нет четкой
симметрии. Дворец удивляет богатством
интерьеров, украшенных разноцветным
мрамором, алебастром и мозаикой,
предназначенных для пышных приемов и
интимной жизни. Альгамбра переносит в
мир волшебной восточной сказки.

Блестящего расцвета в Х1V-ХV
вв. достигли архитектура и искусство
Средней
Азии, которая стала центром
огромной империи Тимура, завоевавшего
Иран, Азербайджан, Афганистан, Ирак,
Сирию, Индию. Центром архитектуры был
Самарканд, в котором работали зодчие
и строители из покоренных Тимуром стран.
Гордостью Самарканда была соборная
мечеть, которую в народе называли
Биби-ханым (Госпожа-повелительница),
построенная в 1404 г. Тимур требовал, чтобы
эта мечеть превзошла великолепием все
здания мира. У входа в мечеть была
громадная арка, окруженная двумя
минаретами. Монументальна усыпальница
(мавзолей) Тимура – Гур-Эмир,
представляющая цилиндрический
барабан с ребристым голубым куполом и
минаретом. Медресе хана Улугбека
(внука Тимура) представляет открытый
прямоугольный двор с громадной
аркой-входом и двумя минаретами,
окруженный двухэтажными зданиями, в
которых расположены кельи для учащихся.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Культура стран халифата

Создание союза

Халифат состоял из множества стран, отличающихся высоким развитием культуры: Сирия, Египет, Средняя Азия, Месопотамия. Арабы занимали нижнюю ступень по качеству образования в сравнении с другими народами. Из-за неграмотности они уничтожали памятники культуры на завоеванных территориях. Когда халиф приказал сжечь библиотеку в Александрии, он сказал: «Если в книгах указано не то, что написано в Коране, то их нужно уничтожить. А если сказано то же самое, то они и не нужны».

Постепенно арабы переняли наследие своих соседей, они воспользовались их достижениями в искусстве и науках. Все страны союза заговорили на одном языке, на котором писали новые авторы и переводили старые произведения. Культура создавалась всеми народами мусульманского государства.

Причины подъема

Причина высокого развития культуры в арабском халифате

Еще в восьмом веке арабы из Китая на свои территории завезли бумагу — новый для них материал. Он оказался прочнее и долговечнее папируса, дешевле пергамента, его легко производить. Чернила в бумагу впитывались быстрее, что значительно сократило временные затраты на создание рукописей и книг.

В тот период Халифатом правила династия Аббасидов. Они поддерживали распространение грамотности, ссылаясь на изречения Мухаммеда. Пророк Аллаха говорил, что чернила ученого ценнее и священнее крови мученика.

Основные причины высокого развития культуры в арабском Халифате — это использование достижения ранних цивилизаций и привоз новых материалов для учебы из других государств. Классические литературные произведения были переведены на арабский и иврит, турецкий и персидский. Мудрецы Халифата извлекали знания из разных источников — книг и дневников, таблиц, дощечек, рукописей и коротких сообщений, пергаментов и карт, живописи и даже музыки.

Развитие хозяйства

Сначала страны Халифата раскинулись на бескрайних степях. Позже они занялись разным хозяйством:

  • земледелие;
  • садоводство;
  • виноградарство;
  • животноводство.

Значение культуры халифата

Долины Сирии покрылись виноградниками и плодовыми садами, на берегах рек сеяли пшеницу, ячмень, сахарный тростник и финики. Путешественники привезли из Индии и Китая другие культуры — рис, хлопок, цитрусовые.

С этого начался расцвет ремесел. Мастера научились изготавливать прочные и легкие ткани из хлопка и шерсти, шелковые изделия, ткать ковры. Прославились арабы своими стеклянными изделиями и оружием. Такие изделия из дамасской стали, как защитные панцири, сабли и кинжалы, пользовались популярностью в европейских странах.

Халифат наладил торговые отношения с Китаем и Индией. Товары арабы провозили через пустыни на лошадях и верблюдах, а по морям доставляли их кораблями и лодками. Из Индии поставляли драгоценные камни и дорогие ткани, специи. Эти товары Халифат продавал в Европе. Во время торговли в разных государствах арабы устанавливали с ними деловые отношения.

Философия и наука

Культурные достижения арабского халифата

Культура Халифата состояла из традиций ислама и античных идей. Арабам нравились работы Платона и Аристотеля, но и у самого государства были великие мыслители. Их записи даже переводили на европейские языки.

Больших успехов арабские ученые достигли в математике. Они первыми систематизировали алгебраическую науку. За основу они взяли исследования Архимеда и Евклида. Европа позаимствовала у мусульман десятичные дроби и индийские числа.

В городе Марокко — Фес — в 859 году основали первый университет, позже учебные заведения появились и в Багдаде, Каире. Здесь преподавали сразу несколько дисциплин:

  • исламскую историю;
  • религию (богословие);
  • право.

Благодаря культурным достижениям арабского Халифата новые знания стали доступны разным странам. В университетах появились иностранные преподаватели, среди которых были представители других религий.

Достижения в медицине

Вклад арабского халифата в мировую культуру

В девятом веке началось развитие медицины, основной движущей силой стали наблюдения и анализ. Знания о болезнях и их лечении были изложены в книгах мыслителями Ибн Сина и Ар-Рази. Позже эти собрания попали в Европу, где получили широкую известность. Христиане узнали о медицинских исследованиях Галена и Гиппократа именно благодаря арабам.

Религия мусульман предписывает безвозмездную помощь бедным и нуждающимся. В крупных городах власти построили бесплатные больницы, куда могли обратиться для лечения все слои населения. Здесь же выдавали лекарства на дом и кормили бедняков. Их финансировали специальные благотворительные фонды. А в столицах Халифата появились и первые в мире заведения по уходу за душевнобольными.

Искусства и ремесла

Особенно ярко проявилась арабская культура в живописи, графике и других видах искусства. Мусульманские орнаменты нельзя перепутать с работами других мастеров. В исламе не принято изображать людей, поэтому распространенными были растительные узоры. Подобные орнаменты встречались на коврах, мебели, одежде, посуде. Резной лепниной украшали фасады и своды зданий. Хотя было довольно много текстильных изделий, скульптура практически не развивалась. А в живописи преобладали пейзажи и натюрморты.

Развивались и разные ремесла:

  • стекольная промышленность;
  • изготовление косметики;
  • гончарство и плетение;
  • ювелирное дело;
  • производство кожаных изделий.

Культурные достижения арабского халифата

Сирия и Египет в то время были центрами производства товаров из стекла. Именно у арабов венецианцы позаимствовали технологию изготовления тончайшей посуды и других изделий. Первую подводку для глаз также изобрели арабы. Прославились они и своей глиняной и плетеной посудой — расписными тарелками, кувшинами, корзинами.

Были в Халифате и искусные ювелиры. Они мастерски обрабатывали драгоценные металлы и камни, создавали ожерелья, серьги, браслеты, головные уборы. Бриллиантами, рубинами и изумрудами украшали одежду, обувь и посуду. Известны и кожаные изделия мусульман. Они производили качественную обувь, ножны, плащи.

Литература и каллиграфия

Арабская писменность

Направлением всей культуры мусульман можно назвать стремление к красоте и совершенству. Поступки арабы оценивали по Корану, а характеристику человеку давали по его делам и отношению к окружающим. Их мудрые изречения записаны в книгах, сборниках стихов.

Много внимания на уроках в классах учителя уделяли каллиграфии. Дети и взрослые учились красиво писать, это умение считалось настоящим искусством. Религиозные фразы наносили на разные предметы:

  • монеты;
  • керамические плитки;
  • стены;
  • тарелки;
  • деревянные и металлические пластины.

Литература авторов из Халифата стала известной за пределами государства. Преобладала религиозная тема, а все региональные языки вытеснял арабский. Позже стали популярными и персидские писатели.

Наиболее известной является поэзия мусульман. Почти все книги состоят из стихотворений. Даже научные труды по медицине, экономике, математике и философии содержат рифмованные строки. Популярными стали панегирики и эпическая поэзия. В этом государстве создали знаменитый сборник сказок Шахерезады «Тысяча и одна ночь».

Архитектурные сооружения

Архитектура в Халифате

На архитектурную культуру Халифата повлияли доисламские цивилизации и соседние народы государства. Раннее зодчество напоминает сирийский и византийский стиль. Большинство архитекторов были христианами, а знаменитую мечеть в Дамаске построили по примеру базилики Иоанна Крестителя.

Позже развился собственный стиль арабов. В Тунисе возвели мечеть Кейруна. Она стала примером для остальных религиозных построек. У нее квадратная форма, а на территории расположены минарет, молитвенный зал с большими куполами и двор, окруженный портиками. Персидская архитектура немного отличается. Ее арки имели стрельчатую и подковообразную форму. Проекты зданий в османском стиле имели множество куполов. Ни один дворец Магрибской области не обошелся без огромных колонн. Арабский стиль получил распространение по всей территории Халифата.

Мировое значение

Народ Халифата

Переоценить значение культуры Халифата практически невозможно. Если говорить кратко, то большинство научных трудов, известных в мусульманских странах, стали основой образования европейцев. Их переводили на латинский язык, чтобы было проще изучать в христианском мире.

Огромный вклад арабского Халифата в мировую культуру отразился в литературе, искусстве, архитектуре, ремеслах. Европейцы знакомились с арабскими трудами в мусульманской Испании. Ее столица, Кордова, славилась большим количеством школ, где преподавали учителя разного происхождения.

Достижения в сфере медицины и науки в Халифате

В этом городе были огромные библиотеки. Здесь хранились старинные рукописи, исторические документы, каждый год мусульмане переводили тут по 16 000 книг, собранных по всему миру. Затем эти работы распространялись по разным странам.

Ученые, ремесленники и художники Халифата сделали довольно много для улучшения уровня образования по всему миру. Именно мусульмане заложили основы большинства наук, стали основоположниками нового стиля в архитектуре, создали великолепные образцы ювелирных изделий.

Четыре верных последователей Кай-Хосрова , Шах-наме («Книга царей» Фирдоуси’s). Шираз, 1330. Hazine 1479, фолио 126а

Мой френд Дмитрий Барабаш  не отступил от своей традиции и в августовском столе заказов спросил : Добрый день. Осветите пожалуйста тему изобразительного искусства в исламской культуре. По возможности включите в обзор каллиграфию на арабских языках. Благодарю.

Вот как можно про это рассказать …

В эпоху феодализма народы арабских стран сделали крупный вклад в развитие мировой цивилизации. Средневековая культура Аравии, Сирии, Ирака, Египта, Туниса, Алжира, Марокко и мавританской Испании была важным прогрессивным шагом в развитии человечества. Кроме того, арабы сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколениям многие ценные достижения античности. Культура народов, населявших Аравийский полуостров, известна с глубокой древности. Античные географы называли южную, земледельческую, Аравию «счастливой». Здесь еще в первом тысячелетии до нашей эры существовали богатые рабовладельческие государства.

В 7 в. арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В 661 г. Муавия — арабский наместник в Сирии,— захватив власть и положив начало халифату Омейядов, перенес столицу в Дамаск. В конце 7 и начале 8 в. к халифату были присоединены гигантские территории, включавшие Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе, Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии — на востоке. Арабский халифат стал большим раннефеодальным государством, хотя в некоторых его областях долгое время сохранялись рабовладение и даже первобытно-общинные отношения. В 750 г. династия Омейядов была свергнута, и власть захватили Аббасиды, основавшие на реке Тигре новую столицу — Багдад. Владычество халифата вызвало освободительную борьбу завоеванных народов и восстания эксплуатируемых масс трудящихся. В 9—10 вв. халифат распался на ряд фактически самостоятельных государств; из-под его власти вышли Средняя Азия, Закавказье, Египет и Магриб.

Уже в середине 10 в. власть в Багдаде захватили Бунды — иранцы по происхождению. Халифы остались только мусульманскими первосвященниками, своим религиозным авторитетом укреплявшими власть феодальных правителей

В 9—13 вв. арабские, иранские и среднеазиатские города — Дамаск, Багдад, Каир, Кордова, Бухара, Исфахан и др.— были крупнейшими центрами учености, славились своими университетами, школами, библиотеками.

Пушкинский музей

Определенное влияние на развитие средневекового искусства народов, исповедовавших ислам, оказала религия. Распространение ислама означало утверждение монотеизма — веры в единого бога. Мусульманское представление’ о мире как о созданном богом целом имело значение для формирования характерной в средневековую эпоху эстетической идеи о некоем, хотя и отвлеченном, единстве вселенной.

Ислам, как и все средневековые религии, оправдывал феодальную эксплуатацию и призывал к покорности правителю государства — халифу. Однако взгляды на мир, а также эстетическое отношение людей средневекового Востока к действительности нельзя свести только к религиозным представлениям. В сознании человека средневековья и в его художественных взглядах противоречиво сочетались религиозно-схоластические тенденции и реальное представление о мире. Один из величайших ученых и философов средневекового Востока Абу Али ибн Сина (Авиценна) признавал божественное происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-философское знание существует независимо от религиозной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители средневекового Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно ярко проявились прогрессивные черты мировоззрения эпохи, утверждали силу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как правило, не выступали открыто с атеистических позиций.

Изобразительное искусство в исламе

Для судеб изобразительного искусства в арабских странах, как и в странах Среднего Востока, имела значение иконоборческая тенденция ислама. Ислам отрицал возможность изображения божества. В Коране кумиры (вероятно, изображения древних племенных богов) названы наваждением сатаны. В культовых Зданиях не разрешалось помещать изображения людей. Коран и другие богословские книги украшались только орнаментом. Но первоначально в исламе не было запрещения изображать живые существа, сформулированного в качестве религиозного закона. Только позднее, вероятно в 9—10 вв., иконоборческая тенденция ислама была использована для запрещения определенной категории изображений под страхом наказания в загробном мире. История показала, что эти ограничения,   наложившие   отпечаток на развитие   отдельных видов искусства, соблюдались далеко не всегда и не всюду. Они имели значение и строго выполнялись лишь в периоды особенного усиления религиозной реакции.

Ислам никогда не допускал возмож­ности внешнего сходства Бога с че­ловеком или другим земным суще­ством, поэтому изобразительное искусство оказалось исключённым из религиозной жизни мусульма­нина, оставаясь достоянием главным образом светской культуры. Хотя Коран не запрещал изображать лю­дей и животных, в некоторых хадисах говорилось о том, что Мухаммад порицал таких художников. Прида­вая изображению реальную форму, человек тем самым как бы оспари­вал у Бога его исключительное пра­во на творчество, нарушая главное положение ислама «Нет Бога, кроме Аллаха…». Начиная с IX в. подобные утверждения появлялись и в бого­словских сочинениях, но всякий раз находился толкователь, разъяс­нявший, что запрет касается не изо­бражений как таковых, а использо­вания их в качестве объектов поклонения.

Если нет изображений человека («сурат»), то нет ни сюжетной, ни портретной, ни пейзажной живописи (исключения составляют книжные миниатюры). Ничего, подобного иконописи или храмовой скульптуре в мусульманском искусстве не было и не могло быть.

Тем не менее, существовало светское искусство, на которое этот негласный запрет не распространялся. Создавались предметы роскоши, переписывались книги, которые украшались замечательными, тонкими миниатюрами. Большого расцвета искусство миниатюры достигло в Средней Азии, а также на территории империи Великих Моголов.

Бахрам Гур в борьбе с Драконом   Шах-наме.   Шираз, 1370.   Hazine 1151, фолио 206B

В последующие времена негласный запрет на живопись и скульптуру соблюдался не особенно строго, однако немногочисленные портреты и статуи, созданные в порядке исключения, не могли иметь большого влияния на развитие искусства. Кроме того, подобные работы, как правило, поручались художникам из христиан. К ним принадлежат произведения искусства, которые более поздние халифы заказывали для себя лично. Так, халиф Коварния расставил в своем дворце статуи, изображающие его самого, его жен и рабынь, играющих на музыкальных инструментах. Абдурахман II воздвиг в честь прекрасной Азарры ее статую у входа в Медина Азарра.

И все-таки, главным носителем идеи ислама было не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или символа. Основа художественного творчества мусульман — каллиграфия и орнамент (арабеска) — искусство изображения слова и искусство изображения символа, соответственно.

Ислам трансформировал в форму искусства геометрию, постоянно применяя принципы симметрии, пропорциональности и изменения масштаба для создания удивительных художественных эффектов. С основами геометрии на плоскости, видимо, была знакома каждая ткачиха (если это не так, тогда интуитивное чувство математики, видимо, заложено в генотипе мусульман). Архитекторы ислама прекрасно знали и применяли пространственную геометрию. Помимо точнейшего математического расчета каждое произведение искусства исламского мира отличает тонкий, изысканный вкус. Вот почему, даже вещи, имеющие утилитарный смысл — например, ковры или книги — выходят за рамки декоративно-прикладного искусства или книжной графики и становятся произведениями высокого искусства.

Священное слово Корана, начертанное на вхо­дах-порталах и стенах зданий, на­писанное на переплётах и страни­цах рукописей, включенное в узоры на тканях, коврах, изделиях из кера­мики, стекла или металла, вплетён­ное в орнаменты на фонтанах и надгробиях, сопровождало мусуль­манина всю жизнь. Это слово вме­щало в себя целый мир духовных переживаний верующего, давало ему подлинное эстетическое на­слаждение. Каллиграфия и ор­намент — декоративные формы воплощения представлений о бес­конечном многообразии и красоте сотворённого Аллахом мира — ста­ли основами художественного творчества мусульман.

Поскольку в самом Коране нет ясно выраженного запрета изображений живого, предлагается искать ортодоксально-религиозное выражение запрета в толкованиях Корана, пышно расцветших после смерти пророка Хадисах, представляющих своеобразную оправу к Корану. Однако эта точка зрения неправомерна, ибо не раскрывает не только психологии возникновения запрета изображений в мусульманской ортодоксии, но и не объясняет причин отрицательного отношения к монументальной живописи среди народов, воспитанных мусульманской религией, находившихся под его сильным влиянием в средневековую эпоху. Наконец, запрет изображений культовой живописи и изобразительности в искусстве — это не одно и то же. Хадисы предписывали изображать природу, ландшафты, но не человека, не изображать бога, святых, мучеников, ибо бог мыслился как чистая духовность, очищенная от всего человеческого и случайного. Идея аллаха — эта духовная субстанция — представляет собой конечный результат критического мышления.

Как же случилось, что запрет изображений привел к культу орнамента, к замораживанию всякой изобразительности на несколько столетий, пока живопись не выработала все же внутренней силой своего развития новый художественный язык на базе художественных традиций и не завоевала право на самостоятельное существование (в частности, в жанре книжной миниатюры) в позднее средневековье?

Отрицательное отношение к изображениям, вылившееся впоследствии в преследование изобразительности, родилось вместе с Кораном, эволюционировало, конкретизировалось с развитием исламской ортодоксии. Оно представляет собой логическое следствие всей философии этой религии — специфического богопонимания и концепции человека, доведшей поляризацию духовного и материального, небесного и земного до крайности.

Бог, понятый в исламе как чистая духовность, очищенная от каких бы то ни было земных элементов, не имеющий человеческих, антропоморфных черт, не мог быть изображен. Ислам предлагает рационалистический путь постижения бога. Резко противопоставляя небесное и земное, ислам, как и всякая религия, метафизически разрывает их единство, гипертрофирует значение небесного. Принцип взаимодействия духовного и материального, бога и человека основан на зависимости. Чрезмерно тщательное очищение духовного призвано оттенять мизерность, ничтожество материального. Это противоречие, медленно нарастающее в исламе, разрешается путем абсолютного растворения личности в божестве. Ислам, как мировая религия, тем более живуч, приспособлен к существованию и тем более реакционен и опасен, что сковывает инициативу человека, его творческие возможности.

Запрещение изображения бога и идолопоклонства имело следствием запрещение изображения человека, ибо человек в исламе не представляет никакой ценности вне божественной идеи. Допустить изображение человека означало в исламе идти в какой-то мере на компромисс с языческим богопониманием. Коран, последовательно проводя идею монотеизма, в конечном счете пришел к запрещению изображений всего живого, ибо это рассматривалось как подражание действиям Аллаха.

Чуждость изобразительного искусства религиозно окрашенному «идеалу» в исламе привела к запрету изобразительного искусства вообще. Категорическое запрещение искусства исламом является отражением конфликта между двумя формами общественного сознания, отражением противоречия между внутренней сущностью религии и искусства, ибо живопись и скульптура — такие виды искусства, где мистическая идея с трудом находит возможность материального воплощения.

Снятие противоположности между религиозной верой и искусством, т. е. художественной формой познания, происходит в исламе не путем использования искусства религией, а путем отказа от изобразительного искусства. И тем не менее, несмотря на «табу», наложенное мусульманской религией на изобразительные искусства (живопись, скульптуру), несмотря на враждебность, откровенно проявленную исламом по отношению к изображениям, творческий дух народа, его эстетическое сознание, художественное видение мира нельзя было окончательно и бесследно заглушить.

Прогрессивная тенденция общественной жизни, которой питается искусство, обнаруживает то противоречие, которое складывается между религиозной идеологией и художественным развитием «мусульманских» народов. Замечательная настенная живопись первых двух веков ислама (VII—VIII вв.), открытая в Пенджикенте, Варахше, Афрасибе, стилистически сформировала искусство книжной миниатюры, влияла на развитие народных форм декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности в средневековой Средней Азии.

Мирадж-наме (Вознесения Мухаммеда).

Из Sarai Albums.

Тебриз, начало 14 века.

Hazine 2154, фолио 107а

Буржуазные ученые, исследуя восточное изобразительное искусство, говорят, что оно представляет отступление от религиозных норм. Однако они не стремились при этом проникнуть вглубь этого противоречия, рассмотреть его как объективную закономерность в искусстве, возникшую не на пустом месте, а восходящую своими корнями к художественной культуре предшествующих эпох. Они не видят органической связи изобразительного искусства с прогрессивной средневековой идеологией, с мировоззрением великих средневековых мусульманских мыслителей, ученых, поэтов-классиков так называемого мусульманского Ренессанса, а также с эстетическими теориями этого времени.

Вместе с тем некоторые из них стоят и на противоположных позициях. Так, на VI Археологическом конгрессе арабских стран в 1957 г. в Багдаде Мухаммед Мустафа заявил, что портреты людей, а также изображения птиц и животных имеются на мусульманских художественных произведениях всех эпох, начиная с возникновения ислама, и во всех странах. Поэтому М. Мустафа делает вывод, что мусульманское искусство не является религиозным и потому в мечетях нет ни статуй, ни картин на религиозные сюжеты.

Однако художники средневековой Средней Азии, порой не выходя за рамки средневековой идеологии, а нередко смело перешагивая через них, создали замечательные образцы живописи, прикладного и декоративного искусства. Главные особенности этого искусства определялись не столько религией, сколько теми идейно-эстетическими задачами, которые выдвинул поступательный ход развития общества в эпоху феодализма.

Таким образом, ислам, с одной стороны, взяв под свою эгиду все формы общественного сознания, все области быта, государственного устройства, создал тоталитарно замкнутую систему средневекового религиозного мышления, обусловил специфику психологии, особенно эстетического элемента общественного сознания, и тем самым создал отчуждение культуры Востока от Запада. С этим связано специфическое восприятие античности в эпоху мусульманского Возрождения, когда в силу религиозных ограничений мусульманским миром не были приняты ни древнегреческий эпос, ни античные трагедии, ни античная пластика, а также неприятие художественных достижений искусства христианской средневековой Византии, презрение к этому искусству, которое породил среди своих верующих ислам. Здесь сказались особенности искусства мусульманских народов как религиозного характера (архитектура, рукописи священных писаний), так и светского содержания (книжная миниатюра), равно как и декоративно-прикладного искусства народа, что и определило дальнейшие пути его развития.

Внутреннее развитие искусства происходило здесь в русле прогрессивных общественно-эстетических тенденций. Две тенденции в общественном развитии — социально-актуальная и народно-мифологическая — оказывали влияние на искусство мусульманских народов средневековья. Конфликт между природой искусства и исламом привел к запрещению изобразительности в живописи, ваянии, достиг кульминации в исламской культуре. Однако развитие искусства объясняется не только влиянием тормозящей, религиозной идеологии, но и происходит по внутренним законам его развития, определяемым общественной необходимостью, в противоборстве с господствующей религией, иногда во внешнем компромиссе с исламом. Влияние прогрессивных общественно-эстетических тенденций восстановило декоративно акцентированные изобразительные тенденции в искусстве — они определили, например, светский характер книжной миниатюры. Эти своеобразные тенденции изобразительности в искусстве, оттесненные завоеваниями арабов и позой религией, обретают в Средней Азии новую силу в XV—XVI вв.

И все же «широкое распространение искусства орнамента, чрезвычайно многогранно вошедшего в жизнь людей и тесно связанного с народными художественными традициями, было одним из специфических выражений декоративности, характерной для средневековой художественной культуры вообще» и для «мусульманских» народов в особенности.

Это оказало огромное влияние и на изобразительные тенденции в искусстве, так как «в искусстве народов Ближнего и Среднего Востока в эпоху феодализма был выработан особый, проникнутый декоративным началом образный строй…», который стал доминантой, определившей своеобразие и неповторимость искусства этих народов.

Именно поэтому даже произведения собственно изобразительного искусства отмечены здесь «своеобразной и яркой декоративностью, отвечающей эстетическим запросам… времени». Но вместе с тем «в условиях господства ислама изобразительность в искусстве являлась не меньшей ересью, чем рационализм в философии: она нарушала нормы, установленные религией…» и тем самым показывала силу и неистребимость художественной культуры народов «мусульманского» мира.

КАЛЛИГРАФИЯ

Согласно одному из хадисов, Мухаммад сказал: «Пись­мо — половина знания». В средневековой культуре му­сульманских Востока и Запада степень овладения «кра­сотой письма», или каллиграфией, стала показателем интеллектуальности, образованности и духовного со­вершенства личности. В истоках арабской каллиграфии лежит подчинение написанного слова логике ясного, размеренного, ритмического чтения Корана.

Образец каллиграфии. Почерк сульс. Иран. XVII в.  Государственные музеи, Берлин.

Основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе). Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы («хаттаты»), искушенные во всех тонкостях арабских почерков и начертаний. «Красота человека — в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого» (известный восточный афоризм).

Нет также ничего удивительного в том, что стили письма были канонизированы.

Ранний почерк — ку’фи, тяготевший к прямолиней­ным, геометризованным формам букв, господствовал в мусульманской каллиграфии вплоть до XII в. и был канонизирован как почерк, которым пишутся заглавия сур Корана.

Имя Аллаха, почерк Куфи (мозаика, Самарканд)

В конце VIII—IX в. выделился и приобрёл популярность среди переписчиков книг почерк насх («переписка»). Позднее он вошёл в число «шести сти­лей» классического арабского письма наряду с пятью другими почерками. Муха’ккак («правильный») отличал­ся выразительностью чётких букв, а райха’ни («базили­ковый») — изысканностью, которую сравнивали с неж­ным ароматом цветущего базилика. У торжественного сульса («одна треть») криволинейные и прямолинейные элементы соотносились в пропорции 1:3. Тауки’ («указ») был более убористым, а рика’ — самым ско­рописным из всех почерков.

Образец рукописного декоративного письма «Диван поэзии»  ( перс.)

Андалузский магрибский почерк (2-томный Коран, Испания,  XIII-XIV в.)

3 строки- мухаккак, в картушах — куфи. Илханид Ахмад ибн аль- Сухраварди аль-Бакри (1308, Багдад)

Почерк Талик

В основе шести стилей письма лежала система «уставного письма» — хатт мансуб, изобретённая багдадским каллиграфом Ибн Муклой (886—940). Это система пропорций, опреде­ляющих соотношения вертикальных и горизонтальных элементов букв, а также букв в слове и строке. На ос­нове классических арабских почерков персидские каллиграфы разработали новые стили — талик и наста’лик, которые в свою очередь дали жизнь множест­ву декоративных изысканных почерков. В Иране, Азербайджане и Турции в XV—XVII вв. распространил­ся особый жанр каллиграфии — кита: миниатюрная картина, образец одного или нескольких почерков.

Орудием письма служило кала’м — тростниковое перо, способ очинки которого зависел от избранного стиля и традиций школы. Автор трактата XIV в. настав­лял: «Калам очиняется косо, и знай — кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого паль­ца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя…». Материалами для письма служили папирус, пергамент и бумага, производство которой было налажено в Самарканде (Средняя Азия) в 60-х гг. VIII в., а с конца X в. — и в некоторых других городах мусульманского мира. Листы покрывали крахмальным клейстером и по­лировали хрустальным яйцом, что делало бумагу плот­ной и долговечной, а нанесённые цветными чернила­ми буквы и узоры — чёткими, яркими и блестящими.

В 15-17 в.в. в мусульманском мире распространился особый вид искусства — кита — миниатюрная картина, представляющая собой в то же время образец одного или нескольких почерков.

Архитекторы ислама прекрасно знали и применяли пространственную геометрию. Помимо точнейшего математического расчета каждое произведение искусства исламского мира отличает тонкий, изысканный вкус. Вот почему, даже вещи, имеющие утилитарный смысл — например, ковры или книги — выходят за рамки декоративно-прикладного искусства или книжной графики и становятся произведениями высокого искусства.

Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.

Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др.).

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.п.

Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют «звериным» стилем).

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Не всякий узор можно считать орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость, таковым не является. По характеру композиции можно выделить следующие типы орнамента: орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углублен.

В исламском мире искусство орнамента было доведено до наивысшей степени совершенства, что позволило выделить его в особый вид искусства — арабеску.

Арабеска (ит. arabesco, фр. arabesque — «арабский») — европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета. Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов о «вечно продолжающейся ткани Вселенной».

Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, т.к. один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»).

Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике.

Арабески получили большое распространение в Европе в эпоху Возрождения. Позже европейское искусство еще не раз обращалось к этому причудливому и затейливому, очень сложному и изысканно-утонченному виду живописи. Прекрасные образцы арабесок создали художники-модернисты (конец XIX-начало XX в.в.), особенно Обри Бердслей.

ВОТ ТУТ ЕЩЕ много средневековых иранских миниатюр

[источники]

Что касается ислама напомню вам так же Религиозные течения в исламе и  Музыку в культуре ислама

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=33646

  • Рассказ об иртыше 2 класс
  • Рассказ об интересах на английском
  • Рассказ об индивидуальности 6 класс обществознание
  • Рассказ об афродите 3 класс
  • Рассказ об имени мария 5 класс