Рассказ об известном деятеле образования просветителе или учебном заведении великого новгорода

Очерк  «Просветители Новгородчины»

24 мая  наша страна отмечала удивительный праздник – 1150 – летие создания славянской письменности. Письменность  в истории развития цивилизации  играет огромную роль. Если бы не было письменности, то и не было бы книг, рукописей, а наше поколение никогда бы не узнало, что происходило в то время,  когда жили наши предки. Научные открытия, исторические события и прочие вещи потерялись бы в глубинах времен.

Я пишу эти строки благодаря тому, что знаю русский алфавит. Для того чтобы написать простую фразу «Я люблю тебя, мама», нужно знать слова «Я», «люблю», «тебя», «мама». Благодаря кому мы можем порадовать свою маму приятными словами на открытке? Маму, друга – кого угодно. Самое главное — кому сказать спасибо? Слова – это буквы, а буквы – это азбука. Но кто научил нас азбуке?

Азбука, в том виде, в котором мы знаем её сейчас – заслуга двух братьев, Кирилла и Мефодия. Уже многие века о них ходит добрая слава, и практически каждый знает об их скрупулезном многолетнем старании.

Кирилл и Мефодий действительно дали славянскому народу величайший дар – возможность  выражать свои мысли на бумаге.

Мы испытываем чувство благодарности в отношении святых братьев Кирилла и Мефодия. Мы по праву называем жизнь и деятельность святых равноапостольных братьев подвигом. Но это особый подвиг – подвиг просветительства. Они не совершили побед в героических битвах, не воздвигали дворцов, не строили городов…  Они  всего лишь создали азбуку. Много это или мало? Мы не задумываемся о том, какую роль в нашей жизни играет написанное слово и звучащая речь, но без преувеличения можно сказать – определяющую!

Вся наша жизнь организована словом, какую бы сферу её мы ни взяли, везде видна его животворящая сила. Потому что от плодов своих слов люди получают благодарность и добро или горе и смуту.

        О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – «Повести временных лет». Там говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с просьбой послать славянам «учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их». Византийский царь Михаил  послал двух ученых братьев в славянскую землю. Когда братья пришли, они стали составлять славянскую азбуку.  

        24 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Созданный в 9 веке братьями Кириллом и Мефодием, он и сейчас служит многим народам: болгарам, словакам, сербам, белорусам, украинцам – всем славянским народам и нам – русским. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством. Наша азбука удивительна! Славяне знали, как важно уметь читать и писать, понимали огромное значение образования. И сегодня, каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.

         Память славян — просветителей праздновалась уже в 11 веке, а в середине 14 века  их официально  причислили к святым. Но все же это больше интересовало только ученых. Широкие празднества славянского слова начались в России в начале 60-хгодов 19 века. А в 1986 году 20 века по инициативе писателей возобновилась традиция чествования первоучителей в современной России. Весной 1991 года праздник был объявлен всероссийским .В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая празднуется День славянской письменности и культуры, чтобы люди не забывали – Кирилл и Мефодий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян.  

        Благодаря письменности нам стало известно о таком явлении, как берестяная грамота. Люди оценили возможность писать и начали общаться друг с другом на бересте. С приходом письменности на Русь на территории русских земель стали писать всё больше и больше берестяных грамот.

Нельзя обойти стороной и наш славный город — город Великий Новгород. В нашем городе и по сей день  археологи находят несколько десятков берестяных свитков в год, и это далеко не предел. Познавательные программы по радио счастливо об этом сообщают почти каждую неделю.

Учение Кирилла и  Мефодия обошло всю Русь, и Новгород  в том числе. Поэтому этих людей можно звать и просветителями Новгорода  – одного из древнейших городов современной России.

Ещё одно важное знание — понятие чисел — нашему краю подарил не менее великий просветитель – Кирик  Новгородец. Он родился на новгородской земле. Его перу принадлежат знаменитые «Учения о числах», которые, несомненно, оставили свой след в истории не только Великого Новгорода, но и всей Руси. Кирик  написал своё учение в 26 лет. Молодой человек занялся серьезным трудом на благо Новгорода и всей русской земли,  научив народ счислять года, дни, месяцы, часы, минуты… Навыки приобретались и совершенствовались. Благодаря открытиям, сделанным этим человеком, мы умеем считать и делаем это без особых вычислительных машин. И это всё благодаря тому, что всё когда-либо услышанное, увиденное или замеченное им передавалось, как наследство, от одного к другому.

Люди всегда перенимали знания из поколения в поколение, они  спешили передать их другим, спешили  поделиться своей мудростью. Именно это и помогает нам становиться умнее. Именно это позволяет нам учиться и узнавать что-то новое.

К счастью, в мире всегда были, есть и будут люди, которые хотят работать на благо народа и отдавать ему часть того, что знают сами. Кирилл, Мефодий, Кирик Новгородец…таких имен великое множество. Это отнюдь не конечный список, и я считаю, что со временем он будет только увеличиваться, так как  туда будут вноситься новые  имена  вместе с бесценными знаниями.

Обновлено: 10.01.2023

Кратко рассказыется о роли Новгорода в истории России.

Вложение Размер
ideya_novgoroda_v_russkoy_istorii.docx 18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Идея Новгорода в русской истории

Среди имен новгородских князей наиболее известны такие, как Рюрик, Олег, Игорь, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской и многие другие. Эти имена прославились в века и принесли известность не только Новгороду, но и Руси.

Таким образом, можно сказать, что Великий Новгород играл одну из основных ролей в русской истории. Он был одним из крупнейших торговых и культурных центров Руси. Сохранял не только территориальную целостность русских земель, но и культурное наследие наших предков.

— Владимир Николаевич, какие особенности исторического образования в средних школах характерны для Новгородской области? Какие новые идеи и подходы на уроках истории предлагают новгородские учителя?

Но Великий Новгород — это и родина образования в нашей стране. В XI в. князь Ярослав Мудрый организовал школу при Софийском соборе. Несколько лет назад мы отмечали 1000-летие рождения образования на Новгородской земле. Мы чтим традиции, но при этом не стоим на месте, а всё время движемся вперёд.

Активно включились педагоги Новгородской области в реализацию комплексного проекта модернизации образования. Новгородская область одной из первых стала участвовать в проведении Единого государственного экзамена. Следует отметить стабильно высокие результаты ЕГЭ по истории выпускников школ Новгородской области. В течение всех лет проведения ЕГЭ наши результаты выше среднероссийских.

Новгородская область участвует в проведении экзаменов в новой форме в 9-м классе, в том числе и по истории. Девятиклассники на экзамене показывают хорошие результаты.

Приведу немного статистических данных. В Новгородской области насчитывается 245 общеобразовательных учебных учреждений. В них трудятся 320 учителей истории и обществоведческих дисциплин.

Пожалуй, основным смыслом их педагогической деятельности является идея формирования гражданственности детей через воспитание любви к малой Родине. Особенностью исторического образования в школах Новгородской области стало широкое использование регионального компонента в преподавании истории и обществоведческих дисциплин.

У нас в Новгородской области есть всё, чтобы решать самые сложные задачи исторического образования: потенциал Новгородской области в этом отношении огромен. Работа над решением этих задач ведётся учителями истории по различным направлениям. Особенно широко развито взаимодействие образовательных учреждений с музеями нашего края.

Напомню, что в Новгородской области работают Новгородский объединённый музей-заповедник, школьные музеи, музеи при предприятиях и организациях. В образовательных учреждениях Новгородчины существует 73 паспортизированных школьных музея, из них военной истории — 27; комплексных краеведческих — 28; исторических — 10; этнографических — 6; мемориальных — 2.

В городе, где всё дышит историей, невозможно не использовать такую форму урока, как экскурсия.

Угловая башня стены
Новгородского кремля

Актуальной задачей для учителей истории является развитие свободной личности, способной творчески использовать полученные знания в решении профессиональных задач и социальных проблем. Социализация учащихся идёт через преподавание истории и обществоведческих дисциплин с начальной школы.

В преподавании истории педагогами применяются компетентностный и личностно-ориентированный подходы, востребовано проблемное обучение, действуют школьные научные общества, педагоги участвуют в работе проблемных лабораторий.

На уроках истории учителя используют активные и интерактивные методы преподавания, средства телекоммуникации, интернет-конференции.

Ещё одна особенность исторического образования в школах Новгородской области — это вовлечение социума в процесс воспитания. Активно развиваются и приносят ощутимые результаты социальные проекты, осуществляемые в образовательных учреждениях нашего региона. В юбилейном году был организован конкурс социальных проектов, направленный на развитие молодёжной инициативы по благоустройству нашего города.

— Как повлиял юбилей Великого Новгорода на изучение истории в новгородских школах?

— 1150-летие Великого Новгорода — это особое событие не только для Новгородской области, но и для всей России.

На торжества прибыли Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, Председатель Госдумы Борис Грызлов, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, более 200 VIP-персон, мэры 18 российских городов и восьми зарубежных городов-побратимов.

Такие красивые храмы средневековые
новгородцы строили во всех концах города

Всего в праздничных мероприятиях участвовало около 500 тысяч человек. Среди них — творческие детские коллективы, подготовленные учителями и педагогами дополнительного образования, волонтёры из числа молодёжи (старшеклассников и студентов) Великого Новгорода.

Юбилей для новгородцев — это не только четыре праздничных дня, это, прежде всего, возможность ещё раз обратиться к истории, а также сделать город более красивым и комфортным для себя и всех, кто хочет познакомиться с Великим Новгородом.

Особенно важно для нас то, что в юбилейный для города год заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории проходил в Великом Новгороде. В подготовке Олимпиады принимали участие школьники и учителя истории Новгородской области. К нам приехало 215 лучших знатоков истории России из 75 регионов нашей страны. Мы постарались сделать всё возможное, чтобы ребята, их учителя, жюри чувствовали себя комфортно. Несколько школ нашего города принимали участников Олимпиады. Кроме обязательных туров соревнования была предложена насыщенная экскурсионная программа. Участники осмотрели Новгородский кремль и его памятники, посетили Ярославово дворище, побывали в Софийском соборе, ознакомились с экспозициями Новгородского Государственного объединённого музея-заповедника, школьных музеев. Были организованы встречи участников Олимпиады с учащимися Великого Новгорода, с воспитанниками новгородского клуба юных моряков, с выдающимися учёными — историками и археологами, с членами Новгородского общества любителей древности. Мы рады, что ребята из различных уголков нашей Родины, которые любят и знают её историю, смогли увидеть Новгород — один из уникальнейших и древнейших городов России.

В июне 2009 г. впервые в нашей стране в Великом Новгороде проходили XXIX Ганзейские дни. Подготовка к ним стала ещё одним поводом обратить внимание на историю нашего края. Молодёжь города принимала активное участие в деятельности Молодой Ганзы. Старшеклассники становились волонтёрами, а для этого необходимо хорошо знать город, его улицы, памятники, его историю.

— Как организовано преподавание краеведения в школах Новгородчины?

— История Новгорода — это, без преувеличения, история нашей Родины. Возьмите любой учебник по истории России, и в нём вы обязательно найдёте материал по истории Новгорода. Таким образом, в самом курсе Отечественной истории широко представлено прошлое нашего края. Можно сказать, что в определённом смысле краеведение для нас — это значительная часть истории самой России.

Поэтому для учителей-историков Новгородской области нет проблемы в том, как преподавать историю края. Большинство из них включают региональный компонент в курс истории России, не увеличивая количества часов, не выделяя краеведение как отдельный предмет.

Варлаамо-Хутынский монастырь, ныне
резиденция Новгородского архиепископа

В учебно-методический комплект к данному курсу входят: программа, учебно-тематическое планирование, задания для учащихся, пособие для учителя, методические рекомендации.

— Какие мероприятия проводились для учителей истории Комитетом образования, науки и молодёжной политики при подготовке юбилея Великого Новгорода?

— Сразу отмечу, что мы постарались морально и материально поощрить педагогов, подготовивших детей — победителей региональных конкурсов.

Мы провели независимое тестирование учащихся по истории, в которое были включены и вопросы, посвящённые истории Великого Новгорода. Тестирование было организовано с целью выявления качественного уровня исторического образования и для поощрения педагогов, чьи учащиеся показали высокие результаты (более 70% учащихся справились с заданиями теста). Тестирование проводилось на добровольной основе, по желанию учителей.

Осуществлялась также трансляция передового опыта учителей истории города и области через мастер-классы, интернет-сообщества, открытые уроки, внеклассную деятельность. Проводились семинары по методике преподавания истории и обществоведческих дисциплин. В 2009 г. особое внимание уделялось освоению педагогами города и области активных и интерактивных методов преподавания.

Вызывают большой интерес у педагогов встречи с ведущими учёными (историками и археологами), реставраторами, архитекторами, деятелями культуры.

— Какие мероприятия в области исторического образования планируется провести в 2010—2012 гг. в Новгородской области в рамках подготовки к 1150-летию Российской государственности?

— Одним из главных итогов юбилейных торжеств явилось то, что после визита в Великий Новгород Президент России Д.А.Медведев дал два поручения.

Праздничный колокол Софийской звонницы с именами
Президента РФ Д.А.Медведева и Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Кирилла

Первое — рассмотреть вопрос о финансировании реконструкции Рюрикова городища, а второе — подготовить Указ о праздновании 1150-летия Российского государства. И не исключено, что праздник опять пройдёт в Великом Новгороде в 2012 г. Но даже если это случится в другом городе, новгородцы всё равно будут готовиться к этой знаменательной дате.

Мероприятия мы планируем очень разнообразные. Вот только некоторые из них.

В ближайшее время в у нас пройдут традиционные Балашовские чтения. В этот раз они посвящены святому князю Александру Невскому. Педагоги и школьники нашего города готовятся к участию в этих чтениях.

Великий Новгород в древности

Великий Новгород в древности. Принятое в исторической науке название периода истории Великого Новгорода от основания города в IX в. до присоединения к Московскому государству в 1478 г.

Древний Новгород был важнейшим центром образования древнерусской государственности, одним из самых известных городов Восточной Европы, крупнейшим центром международной торговли, столицей одной из крупнейших земель Древней Руси, местом расцвета древнерусской культуры, письменности и архитектуры. Древнерусский период истории города в историографии обычно подразделяют на два этапа – начальный (IX – начало XII вв.) и республиканский (2-я четверть XII в. – 1478).

Культурная специфика Новгорода определялась своеобразием политического устройства, а также тесными контактами с европейскими странами. Широкое распространение берестяной письменности свидетельствует о массовой грамотности новгородцев. Со второй половины XI века в республике сформировалась традиция летописания, а также монастырская книжная традиция. На новгородской земле сложилась развитая и самобытная архитектурная школа; изобразительное искусство развивалось в основном в рамках церковной живописи.

Закат Новгородской республики пришелся на вторую половину XV в. Зажатый между Великим княжеством Литовским и Московской Русью, Новгород не смог противостоять экспансионистской политике Ивана III. В результате двух его успешных походов 1471 и 1478 гг. новгородские земли были инкорпорированы в состав Великого княжества Московского, вечевой колокол был увезен в Москву, а само вече – уничтожено как политический институт.

Литература

Пор­фи­ри­дов Н.Г. Древ­ний Нов­го­род: очер­ки из ис­то­рии рус­ской куль­ту­ры 11–15 вв. М.; Л., 1947.

Да­ни­ло­ва Л.В. Очер­ки по ис­то­рии зем­ле­вла­де­ния и хо­зяй­ст­ва в Нов­го­род­ской зем­ле в XIV–XV вв. М., 1955.

Бер­над­ский В. Н. Нов­го­род и Нов­го­род­ская зем­ля в XV в. М.; Л., 1961.

Хо­рош­ке­вич А.Л. Тор­гов­ля Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да с При­бал­ти­кой и За­пад­ной Ев­ро­пой в XIV–XV вв. М., 1963.

Нов­го­род: к 1100-ле­тию го­ро­да. Сб. ст. М., 1964;

Ка­за­ко­ва Н.А. Рус­ско-ли­вон­ские и рус­ско-ган­зей­ские от­но­ше­ния: ко­нец XIV – на­ча­ло XVI вв. Л., 1975.

Ку­за А.В. Нов­го­род­ская зем­ля // Древ­не­рус­ские кня­же­ст­ва X–XIII вв. М., 1975.

Смир­но­ва Э.С. Жи­во­пись Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да. Се­ре­ди­на XIII – на­ча­ло XV в. М., 1976.

Кар­гер М.К. Нов­го­род. 4-е изд. Л., 1980;

Янин В.Л. Нов­го­род­ская фео­даль­ная вот­чи­на. М., 1981;

Янин В.Л. Древ­нее сла­вян­ст­во и ар­хео­ло­гия Нов­го­ро­да // Во­про­сы ис­то­рии. 1992. № 10.

Янин В.Л. Нов­го­род и Лит­ва: По­гра­нич­ные си­туа­ции XIII–XV вв. М., 1998.

Янин В.Л. У ис­то­ков Нов­го­род­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти. Ве­ли­кий Нов­го­род, 2001.

Трудности же в освещении роли Новгорода вызваны тем, что традиционные и столь противоречивые оценки возникали тогда, когда наука не располагала и десятой долей тех источников, которые известны сегодня. И лишь сейчас наступает время для трезвого взвешивания привычных выводов и лежащих в их основе аргументов. В настоящей статье хотелось бы коснуться тех узловых проблем, которые имеют отношение к обозначенной в ее заглавии теме. Первая из этих проблем — возникновение самого Новгорода, юбилей которого привычно исчисляется не от даты основания, а от даты первого упоминания города на страницах летописи под 862 г. Сама по себе эта дата условна, однако очевидно, что она близка к истинной, и Новгород действительно принадлежит к числу самых древних городов Руси. В более раннее время появлялись и укрепленные поселения, и поселения с заметно выраженным торгово-ремесленным обликом, но они еще не были городами в том смысле, который вкладывает в этот термин современная наука.

В настоящее время широко распространена концепция киевского происхождения Новгорода, согласно которой Новгород возник в результате объединения северорусских земель с днепровским Югом и был основан киевскими князьями как пограничная крепость на северных рубежах Киевской Руси. Логичным следствием такой концепции оказывается отрицание летописной даты раннего существования Новгорода, поскольку само возникновение объединенной Киевской Руси относится к самому концу IX — началу Х вв., а не к середине IX в. [1].
Что по этому поводу сообщают новейшие научные данные? На первое место среди них я поставил бы языковые свидетельства новгородских берестяных грамот ранней поры, т.е. XI — начала XIII вв. Лингвистический анализ этих документов, исчисляемых уже сотнями экземпляров, проведенный А.А. Зализняком, установил главные особенности древнего новгородского диалекта, которые демонстрируют его своеобразие и резкое несходство с особенностями южнорусских древнейших языковых пластов. Эти новгородские особенности обнаруживают частичное совпадение с соответствующими элементами западнославянских языков [2]. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что основной массив славянского населения русского Северо-Запада образовался за счет притока славян не с берегов Днепра, а из южной Прибалтики. Очень показательными оказываются близкие совпадения в новгородском и западнославянском именослове, а также в топонимике. О том же говорят данные археологии и антропологии.

Весьма любопытную картину открывает топография древнейших монетных находок, которая показывает существование не только в IX в., но даже и в XI в. двух экономически замкнутых областей с особыми денежно-весовыми системами в каждой: одна — на юге, а другая — на северо-западе Восточной Европы [3]. Археологическое изучение славянских поселений на Северо-Западе Руси показывает, что в них уже в VIII — IX вв. развиваются процессы выделения ремесла, социального расслоения, разложения самых основ военно-демократического общества. Возникает ли в это время в Новгородской земле государство или государственность привнесена объединением Северо-Западной и Южной Руси, т.е. распространением политической системы Киева на новгородские земли? Рассмотрим эту проблему особо. Известно, что времени расцвета Новгорода в XII — XIV вв. соответствует весьма специфическая форма государственности — вечевая боярская республика, которая возникла в результате упорной антикняжеской борьбы новгородцев.

В ходе этой борьбы одерживают верх над аппаратом княжеской власти такие республиканские институты, как посадничество и вече, которые отнюдь не возникают из изменчивой политической ситуации XI в., а генетически восходят к древнейшим институтам власти эпохи военной демократии: вечу предшествует народное собрание, посаднику — родоплеменные старейшины (последний старейшина Гостомысл титулуется летописцами XV в. и как первый посадник). Княжеская власть и вечевой строй образуют противоположные полюсы политической борьбы, имея разное историческое происхождение. И если в борьбе между этими институтами победу одержал вечевой строй, значит и свойственные ему формы государственности оказались более жизнестойкими. Они в то же время не могли возникнуть спустя столетия после установления княжеской власти и, таким образом, имеют более древнее происхождение, нежели последняя. Что касается княжеской власти, то в том аспекте, который имеет отношение к Новгороду, она не привнесена распространением на Новгород политической системы Киевской Руси. Напротив, общеизвестно, что импульс к объединению северо-западных и южных русских земель был дан не из Киева, а из Новгорода известным походом Олега 882 г., когда Киев был завоеван новгородским князем, перенесшим туда свою резиденцию.

Между тем открытие в Новгороде берестяных грамот нанесло сильнейший удар по этим взглядам. Выяснилось, что в конце XII в. при судебном разбирательстве применялись именно те детальные нормы, которые прежде были известны только по источнику XV в. [4]. А существование системы государственных штрафов за преступления еще в языческие времена демонстрируется находкой деревянных бирок с надписями, принадлежавших сборщику таких штрафов. Древнейшие из этих бирок найдены на Троицком раскопе в слоях 70-х годов Х в. [5]. Самобытная культура Новгорода, не имеющая ничего общего со скандинавскими образцами, представлена многочисленными предметами из нижних пластов всех раскопов, где имеются напластования Х в. Это, между прочим, самые красивые комплексы предметов, относящиеся еще к тому времени, когда ремесло работало не на рынок, а на заказ, т.е. еще не перешло к производству массовой стандартной продукции. Каждый мастер в соответствии со своим собственным вкусом и вкусами заказчиков стремился изготовить художественный шедевр, будь то ковш или ложка, рукоятка ножа или копыл саней.

Та проблема, которую мне предстоит затронуть, имеет отношение к сложнейшему в нашей историографии вопросу о существе ранних форм феодализма на Руси. В основе феодальных отношений всегда лежит система феодального землевладения. Обязательным ее элементом является наличие крупных форм землевладения. Поэтому Б.Д. Греков, не сомневавшийся в наличии феодализма на Руси в IX в., предполагал, что и крупная частная феодальная вотчина в указанное время уже существовала. Такой взгляд как нельзя лучше способствовал и выработке представления о механизме образования в Новгороде боярской республики. Было замечено, что в Х — XI вв. новгородскими князьями становились старшие сыновья и наследники киевских князей. Поскольку Новгород рассматривался ими как промежуточный пункт на лестнице политической карьеры, князья-наместники не стремились обзаводиться здесь земельными владениями; так же поступали и их дружинники. В силу этого инициативе новгородского боярства в наступлении на общинные земли ничто не препятствовало, и постепенно, на протяжении XI в., бояре стали во много раз сильнее князя, что и позволило им в 1136 г., опираясь на народное восстание, победить и окончательно образовать республиканскую власть.

Между тем детальное исследование процесса формирования в Новгороде вотчинной системы установило, что частная собственность на землю в крупных формах, будь то домениальные княжеские владения или боярские вотчины, впервые возникла не ранее начала XII в. В то же время существенные успехи в антикняжеской борьбе новгородское боярство демонстрировало уже в XI в., на всем его протяжении, с того момента, когда завоевывало льготы у Ярослава Мудрого, но особенно во второй половине XI в., когда, в частности, возник особый орган боярской власти — посадничество. Само расхищение общинных земель оказывается не причиной, а следствием успехов боярства в его политической борьбе с князем [6]. На чем же основывалось в действительности экономическое могущество бояр, столь ярко проявившееся еще в довотчинный период?

Постоянные разъезды для сбора податей делали вирников особенно мобильными и давали им в руки еще один источник существенного обогащения — ростовщичество. Ранние берестяные грамоты пестрят сведениями о суммах, отданных в рост в разных уголках Новгородской земли; проценты с них стекались в городские усадьбы феодалов. И сама такая усадьба становилась важным источником доходов для ее владельца. На каждой из них уже в Х — XI вв. существовали разнообразные ремесленные мастерские, работавшие на господском сырье. По-видимому, участие в сборе и разделе государственных доходов верхушки местного новгородского общества и было одним из обязательных условий договора веча и князя.

Память об этом Ставре и о его киевской опале запечатлена в известной былине о Ставре Годиновиче. Былина повествует, как Ставр, приехав в Киев, стал похваляться перед киевлянами Новгородом, чего они стерпеть никак не могли. Вот в каких выражениях былина излагает эту похвальбу:

В Новегороде живу да я хозяином,
Я хозяином живу да управителем
И полным лицом живу доверенным…
Ой глупые бояре, неразумные,
Они хвалятся градом Киевом…
А что это за ограда во Киеве
У ласкового князь-Владимира?
У меня ль, у Ставра, широкий двор
Не хуже будет города Киева [8].

* * *
Перейдем теперь к периоду расцвета Новгорода в XII — XIV вв. и поговорим о том, что не записано в летописях, но что ярко отражено материалами раскопок. Новгород этого периода — город искусных ремесленников, великих зодчих, выдающихся художников. Культурный слой эпохи расцвета до отказа насыщен свидетельствами трудовой деятельности его населения — предметами ремесленного производства, орудиями труда, отходами производственного сырья. Изучение технологической рецептуры познакомило нас с ремесленными секретами мастеров, знавших все то, что было известно их собратьям в прославленных ремесленных центрах Западной Европы и Ближнего Востока. Открытые в раскопках мастерские исчисляются уже многими десятками, а их специализация всеобъемлюща.

Разумеется, высокий уровень производства лишь частное проявление высокой культуры в целом. Другим ее показателем оказывается немыслимый для прежних исследователей высокий уровень грамотно-сти, проявляющийся буквально во всех слоях город-ского и, что особенно важно, сельского населения Новгородской земли. Постараюсь показать, что столь высокий уровень грамотности свойствен именно Новгороду и не найдет соответствия в других средне-вековых русских центрах. Часто задают вопрос, почему в Новгороде берестяные грамоты исчисляются уже сотнями, а в раскопках других древнерусских городов лишь единицами. И часто приходится выслушивать суждение, что так получилось только потому, что в Новгороде ведутся раскопки особенно широкого масштаба. На самом деле масштаб раскопок здесь не играет особой роли. В одном из немногочисленных городских центров Новгородской земли — Старой Руссе раскопки были небольшими, но в ходе их найдено уже 40 берестяных грамот — фактически столько, сколько во всех вместе взятых остальных древнерусских городах. Главной причиной изобилия грамот в Новгороде, на мой взгляд, является его республиканское устройство.

Дело в том, что постоянное обновление главных государственных должностей, происходившее каждый год, вынуждало новгородских землевладельцев концентрироваться в самом Новгороде. Если бы землевладелец пожелал постоянно жить в своей вотчине, он оказался бы вырванным из системы перманентной борьбы за власть, утратил бы и влияние, и возможности. Он был, таким образом, центростремителен. Напротив, в центрах безраздельной княжеской власти феодал, чтобы обрести относительную самостоятельность, стремился в вотчину, где в отдалении от центральной власти он обретал большую свободу действий. В частности, подобный процесс формировал и удельную раздробленность Руси, не затронув-шую в силу указанной особенности Новгородской земли. Иными словами, нигде на Руси не было столь последовательного разделения землевладельца с его землевладением, требовавшего постоянной переписки. Потребности хозяйственного управления понуждали к расширению круга грамотных людей. Я касаюсь особо этого вопроса, чтобы показать, как опосредованно проявляется воздействие форм государственного устройства на культуру. Как бы то ни было, но новгородец в своей массе был грамотнее русских людей из других областей Руси.

Это обстоятельство необходимо особенно учитывать, касаясь идейных, философских и общекультурных основ того расцвета искусства, который наблюдается в Новгороде республиканской поры и который оказал сильнейшее воздействие на искусство всей Руси. Тема культурного воздействия Новгорода на другие русские местные художественные школы заслуживала бы специального освещения. Но мне представляется более уместным коснуться иного аспекта формирования высокого искусства Новгорода. Прежде, когда еще не были известны археологические комплексы, когда население Руси считалось даже самыми серьезными исследователями чуть ли не поголовно неграмотным, высокие шедевры новгородской живописи, архитектуры и торевтики казались прекрасными цветами, выросшими на пустыре. Возможность наслаждаться ими, казалось, носила сугубо элитарный характер и была достоянием самого узкого круга тех же профессионалов. Сейчас мы убедились, что высоко развитое эстетическое чувство было присуще всем слоям новгородского населения, проявляясь в массовом стремлении искусно украсить бытовые предметы.

От незатейливого орнамента на деревянном или костяном гребне до создания подлинных шедевров прикладного искусства — таков спектр удовлетворения художественных потребностей. По-рой деревянная ложка, вырезанная для того, чтобы хлебать ею щи, превращается в подлинное украшение музейной витрины, вызывая наше восхищение и за-мыслом, и его воплощением в руках безвестного средневекового мастера. На простых предметах утва-ри, на украшающей их резьбе мы обнаруживаем часто и следы ярких красок — этой традиции позднее было суждено воплотиться в великолепные произве-дения высокого искусства. Открытие мира бытового искусства — очень большое достижение археологии, решившее, в частности, загадку белокаменной владимиро-суздальской резьбы, сюжеты которой казались привнесенными из других, порой экзотических стран. И сама внешняя разница скупого декора новгородских храмов и изощренного резного ковра, покрывающего стены хра-мов Суздальской земли, породила устойчивое представление, противопоставляющее радостного хлебопашца суздальского Ополья суровому коренастому новгородскому мужику, который ловил рыбу и скреб сохой каменистую почву или вяз в болоте. В действительности внутренний мир новгородца оказался столь же пестрым и многоцветным. Только вот рыхлый ильменский известняк не воспринимал резьбы, которая, однако, процветала на дереве и кости, демонстрируя те же сюжеты, что и владимирская каменная резьба, только на три века раньше [9].

Через Новгород мы постепенно узнаем подлинное лицо средневековой Руси, ее талантливого народа. И здесь необходимо сказать несколько слов еще об одном замечательном открытии. Кто бы мог предположить, что нашему поколению доведется услышать звучание музыкальных инструментов XI или XIV в. И вот теперь достоверные модели древних гудков и гуслей, созданные из таких же материалов и по законам заложенной в найденных фрагментах архитектоники, зазвучали в талантливых руках В.И. Поветкина. Это достижение уже стало достоянием широкой общественности. Но новгородцы были не только творцами. Им приходилось с мечем и щитом в руках защищать созданные ими материальные и культурные богатства, а вместе с ними отстаивать и всю Русь. Огромна роль Новгорода в тяжелейшем для нашей Родины XIII столетии. В 100 верстах от Новгорода остановилось полчище Батыя и повернуло на юг, напуганное героизмом маленького новгородского пригорода Торжка и славой Великого Новгорода. Однако не менее грозная опасность надвигалась тогда на Русь с запада. Агрессия немецкого ордена разбилась о героизм новгородцев, возглавленных Александром Невским, и с тех пор имя великого русского полководца неотделимо от воинской славы Новгорода. Новгород стяжал и позднее тяжелую, кровавую, но убедительную победу под Раковором, на многие десятилетия лишившую врага желания искать добычи на русских рубежах.

Во все эти времена Новгород оставался органической частью Русской земли, поддерживая спасительный в условиях постоянной иноземной угрозы союз с другими русскими областями, чему, в частности, служило и сохранение княжеского стола в системе республиканской государственности: приглашение князя было равнозначно заключению военно-политического союза с тем княжеством, откуда князь приходил в Новгород. Даже в возникших с середины XIV в. условиях жесткого противостояния Москве измены общерусскому делу нет, о чем убедительнейшим образом свидетельствует участие новгородцев в Куликовской битве. В церкви Бориса и Глеба в Плотниках сохранялся скорбный синодик — поминание павших в сражениях новгородцев, в котором поминаются и погибшие на Дону при великом князе Дмитрии Ивановиче [11].

Как же в свете этой тенденции выглядит потеря новгородской независимости в 1478 г.? Современные западные историки, особенно в США и Германии, очень любят проливать слезы по поводу этой акции. Азиатская деспотия, тирания Москвы, рассуждают они, подавила новгородскую демократию, монархия уничтожила республику, и блестящий прогресс новгородского развития сменился темной ночью безусловного регресса. Союзников в таком рассуждении они отыскивают в русских историках-демократах от Радищева до Герцена.
Попытаемся разобраться в существе дела. Мы хорошо знаем теперь, что и декабристы, и Герцен идеализировали новгородские порядки, преувеличивая степень демократизма Новгорода. В борьбе с царизмом пример антимонархической борьбы Новгорода был особенно поучительным, становясь хрестоматийным идеалом, которому при отсутствии достаточно представительной суммы источников придавались и неприсущие ему черты.

Новгородская республика была республикой боярской, классовым орудием крупнейших землевладельцев, которые с момента создания собственных государственных органов с особой жадностью принялись расхищать фонд общинных земель, превращая его в феодальные вотчины, лишая свободы массы новгородского населения и в деревне, и в городе и все более и более ужесточая формы его эксплуатации. Примерно к середине XIV в. процесс обояривания черных земель был практически завершен, и с этого момента главным объектом защиты со стороны боярского государства становится отнюдь не вечевой строй, а та система феодальных богатств, которая сосредоточилась в руках верхушки населения Новгорода. Летопись показывает, как постепенно растет сопротивление народа боярскому государству, прорываясь в многочисленных восстаниях, накал страстей в которых боярство постоянно стремится использовать в собственных целях. Страх перед народным недовольством диктует боярству необходимость консолидации, которая проявляется в постоянном совершенствовании государственной системы власти.

Читайте также:

      

  • Баскетбол история возникновения и правила игры кратко видео
  •   

  • Коррекционная работа в школе в соответствии с фгос
  •   

  • Правила внутреннего распорядка в лагере дневного пребывания при школе
  •   

  • Камера это в информатике определение кратко
  •   

  • Сущность и задачи экологического воспитания дошкольников кратко

Одним из интереснейших явлений армяно-русских культурных связей в средние века было перешедшее из Византии в Древнюю Русь почитание Григория Просветителя, где его называли «священномучеником Григорием, епископом Великия Армении» или «Григорием Арменским». Почему на Руси в честь него возводили храмы и упоминали в древнерусских рукописях, читайте в нашем материале.

Наиболее раннее упоминание о Григории Просветителе, в какой-то мере имеющее отношение к Древней Руси, — это сообщение Византийского императора Константина Багрянородного (913-959) в его сочинении «О народах», в котором говорится о том, что на пути «из варяг в греки» «после седьмого порога [на Днепре — К. Айвазян] — остров, называемый св. Григорий». В комментарии русского переводчика Г. Ласкина указывается, что Константин Багрянородный имел в виду остров Хортицу. Далее следует продолжение: «Кажется странным, но несомненно, что остров назван в честь просветителя Армении, который, по легенде, проходил через южную Россию в Новый Рим».

Иван Айвазовский. Крещение армянского народа. Григорий Просветитель», 1892. Из коллекции Феодосийской картинной галереи

Но более примечательно то дополнение, которое делает Константин Багрянородный: «На этом острове совершают жертвоприношения, так как на нем стоит огромный дуб, и приносят в жертву живых петухов и кур. Кругом они втыкают стрелы, другие кладут хлеб, мясо и что каждый имеет по своему обычаю. Они сбрасывают жребий насчет кур — убить ли их и съесть, или пустить живыми». И так как дальше идет речь об образе жизни россов зимою, то следует заключить, что этот обычай был принят среди местных жителей.

Из сообщений Константина Багрянородного не видно, кто и когда назвал остров Хортицу именем Григория Просветителя, однако можно полагать, что это было сделано греками в пору установления Василием I культа армянского святого. Не исключены и другие версии, например, причастность к этому армян-халкидонитов и армян-нехалкидонитов, служивших в византийской армии, которые, будучи знакомы с легендой о посещении Григорием Просветителем Хортицы, дали острову его имя. Намечается также возможная связь названия острова с древним наименованием Киева «Самбатас» или «Самватас», которое, по мнению Ф. Бруна, было вызвано участием в укреплении этой крепости армянского князя Смбата Багратида во времена византийского императора Льва V Армянина (813-820).

Киевская Русь

После принятия христианства в 988 году, в период Киевской Руси, имя Григория Просветителя встречается в первом дошедшем до нас датированном памятнике старославянской письменности — в русской редакции — Остромировом Евангелие. Оно было в 1056-1057 годы переписано в большей части с болгарского оригинала дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира (откуда и получило свое название).

О достаточно широкой известности Григория Просветителя в Киевской Руси свидетельствует упоминание его имени в одной из самых древних русских летописей — Лаврентьевской, где под «летом 6754» (1246) сообщается о поездке черниговского князя Михаила Всеволодовича к хану Батыю и его убийстве татарами, а также о том, что князь Ярослав, сын Всеволода, скончался в плену «месяца сентября, в 30 (день) на память святаго Григорья».

Великий Новгород

Другими центрами русской общественно-политической и культурной жизни русского народа являлись Владимиро-Суздальская Русь и, главным образом, Великий Новгород, значение которого сильно возросло после падения Киева в результате установления монголо-татарского ига. Именно здесь, в Новгороде, сложилось особое почитание Григория Просветителя. В знаменитом храме Спаса-Нередицы, построенном в 1198 году и расписанном в конце XII — начале XIII века, в «отеческом ряду» центральной апсиды справа было помещено фресковое изображение Григория Просветителя. Оно представляет собой стоящую фигуру, облаченную в фелонь, с крещатым омофором поверху, кресты которого, в отличие от крестов на омофорах рядом расположенных фигур других святых, изображены равноконечными с расширяющимися от центра ветвями (тип креста, широко распространенный в Армении в V- VII веках); голова святого открыта, правой рукой он двуперстно благословляет, а в левой держит книгу; по сторонам фигуры надпись: «Святой Григорий». На северной стороне диаконника среди «святых жен» была представлена и Рипсиме с надписью «Девы Репъсимия».

Но фреска в церкви Спаса-Нередицы не была единственным изображением Григория Просветителя в русских церквах Новгорода. В построенной в 1361 году церкви Феодора Стратилата на северном столбе в круглом медальоне помещен поясной портрет армянского святого; на нем обычное святительское одеяние — фелонь и омофор, руками он прижимает к груди книгу. Пояснительные надписи отсутствуют; на копии росписи, исполненной в 1920 году художником А. Львовым и хранящейся в фондах Государственного Русского музея, указано: «Святитель Григорий Арменский». Аналогичное изображение святого видим и на рельефе церкви, расположенной в Себастии (Фригия) и относящейся, по предварительным данным, к X веку.

Еще одно изображение Григория Просветителя имелось в киоте на фресковой росписи интерьера церкви его имени в Хутынском монастыре, располагавшемся на правом берегу реки Волхов в десяти верстах от Новгорода. Примечателен сам факт построения церкви имени армянского святого в этом прославленном монастыре, что само по себе представляется доказательством особого почитания Григория Просветителя в Новгороде.

Из-за отсутствия полного описания древнерусских рукописей известна лишь малая часть памятников XIII-XIV веков, в которых отмечается память Григория Просветителя и приводится его житие. Но даже на основании можно заключить, что житие армянского святого было широко представлено в новгородской литературе, в основном совпадающее с греческой его редакцией X века. Позднее, в первой половине XVI века, архиепископ (впоследствии Всероссийский митрополит) Макарий внес в составленную им в Новгороде первую редакцию (Софийскую) Великих Миней-Четьих пространное житие святого Григория Арменского, которое с того времени вошло в круг чтения русских книжников.

Святители Григорий и Игнатий Богоносец. Церковь Спаса на Нередице. Фото: icon-art.info

К. Айвазян отмечает, что Григорий Просветитель воспринимался Русской церковью не только в качестве одного из вселенских святых, наделенного особым даром искоренителя, но и конкретно — как символ Армянской Церкви и армянского народа. Об этом говорят его определение — «Арменский», а также упоминания о нем в летописных сведениях об Армении. Так, сообщая о странах, завоеванных Тамерланом во второй половине XIV века, упоминая Великую Армению, летописец добавляет: «Идеже был святой Григорий епископ». То же встречаем и в других летописных списках.

Таким образом, в Великом Новгороде начиная с XII века складывается культ Григория Просветителя, который активно поддерживался вплоть до XVI столетия.

Московское государство

Имя Григория Просветителя пользовалось широкой известностью уже на первых порах сложения Московского государства. В официальном документе, относящемся ко времени великого московского князя Василия II Васильевича (1426-1462) — Послании высших иерархов Русской Церкви к Галицкому и Угличскому князю Юрию Дмитриевичу от 29 декабря 1447 года, содержащем призыв положить конец длящимся почти 30 лет феодальным междоусобицам, — в крайне примечательном контексте делается отсылка на Григория Просветителя: убеждая Юрия Дмитриевича в греховности его распрей с Василием II, авторы Послания приводят примеры из истории — библейского царя Давида, вавилонского царя Навуходоносора, которые пострадали за то, что «возгордились», то есть нарушили данный Богом Закон. То же и «арменский царь Тиридат, который за то, что заточил Великого Григория в яму, был обращен в кабана и два года находился в этом виде, питался отбросами, но был прощен Григорием Великим по мольбам сестры царя, покаялся, крестился сам и все свое царство крестил».

Иконостас церкви Григория Армянского, храм Василия Блаженного. Фото: vstrokax.net

Самый факт обращения к Григорию Просветителю свидетельствует о достаточно хорошем знании его жизни и деятельности в Московской Руси. Вместе с тем, пример с Трдатом и Григорием Просветителем, как и с Давидом и Навуходоносором (наказанным пророком Даниилом), утверждая мысль авторов Послания о неотвратимости Божией кары, выводит армянского святого в качестве лица, особо отмеченного Богом, ставя его рядом с ветхозаветным пророком Даниилом. По сравнению с Киевской и Новгородской Русью, здесь Григорий Просветитель в той своей главной функции, это было в Армении — радетеля за единство родной страны.

Подобно росписям любой из христианских церквей, определенной цели была подчинена и роспись Благовещенского собора. Как указывает искусствовед Н. Мнева, «в подборе святых, в выборе отдельных композиций отразилась и объединительная политика Москвы, и задача окончательного закрепления единства русских земель, и борьба с ересями, и идея прославления московских князей». По мнению автора, не случаен и отбор фигур святых, изображенных в храме: многие из них — активные борцы против антицерковных ересей. Этот вывод Н. Мневой подкрепляется и наблюдениями Г. Соколовой, заведующей отделом живописи музеев Кремля, обратившей внимание на важную стену в алтаре внизу, на которой изображены в рост фигуры святых — Макария Египетского, Антония Великого, Космы Xалкидонского и Григория Просветителя.

В царствование сына Василия III — Ивана IV Грозного (1547-1584) в связи с завоеванием им татарского Казанского царства и помощью, оказанной ему армянами при осаде города, вновь выдвинулось на первый план почитание Григория Просветителя как святого, олицетворяющего армянскую церковь.

Николай Дубровский. Церковь Василия Блаженного, 1916-1917. Из коллекции Рыбинского музея-заповедника

В память завоевания Казанского царства Иван IV повелел в 1554 году построить вне Кремля, близ главных ворот — Фроловских (Спасских), храм Покрова (ныне — Покровский собор или храм Василия Блаженного). В 1557 году строительство было завершено и возведен неповторимый архитектурный шедевр — столпообразный шатровый каменный храм с восьмью башнями, окружающими девятую — центральную, завершенную высоким пирамидальным шатром. Внутри храма находилось девять церквей, одна из которых была посвящена «Григорию, епископу Великия Армении». Размеры церкви имени Григория Армянского внутри 6,1/2 х 3,3/4 м. Икона Григория Просветителя (можно полагать, и дев Рипсимеан), как и все убранство первоначальной церкви, не сохранилась, видимо, сгорев во время пожара. В нынешней церкви прямо напротив входа на стене большая икона армянского святого размером 1,5 х 1 м, написанная в XVIII веке.

Церковь святого Григория Армянского была предназначена для русской православной паствы, а не для проживавших в Москве армян — приверженцев национальной церкви. То обстоятельство, что Иван IV Грозный особо выделил армянского святого и назвал его именем одну из церквей в соборе, нельзя объяснить лишь совпадением дня его памяти, 30 сентября, с решающим сражением с татарами, принесшим победу русским. Конечно, этот момент шел немалое значение, однако главным представляется другое — осознание Иваном IV Грозным исторической роли Руси по отношению к христианским народам Востока, в том числе и армянскому. В этом плане церковь Григория Просветителя, воздвигнутая в честь выдающейся победы Руси над татарами, воспринималась как знамение будущего освобождения Армении от турецко-персидского ига, а сам армянский святой выступал как символ братского единения русского и армянского народов.

Миниатюра с изображением Григория Просветителя и царя Трдата, утратившего человеческий облик, 1569. Из коллекции Матенадарана. Фото: fotoload.ru

Источник: Айвазян К. Почитание Григория Просветителя в Древней Руси / Палеоросия. Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях, 2018

Обложка: Григорий Просветитель. Фрагмент греческой иконы середины XVII века. Монастырь Пантократора на Афоне. Фото: fotoload.ru

Григорий Просветитель и Русские княжества: почему армянского святого почитали в Москве и Новгороде

Новгород — родина российской государственности

С древнейших времен через Приильменье приходил международный Балтийско-Волжский торговый путь, который способствовал формированию у истоков Волхова центра политического взаимодействия местных финно-угорских племен и пришедших сюда в VI-VIII вв. славян.

В 862 году для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь Рюрик с дружиной. Так было положено начало династии, управлявшей всеми русскими землями более семи с половиной веков.

В начале X столетия походы князя Игоря и его воеводы Олега из Новгорода на юг позволили проложить торговый путь «из варяг в греки», что ускорило объединение восточных славян в единое государство, известное как Киевская Русь.

Память о тех далеких временах закреплена в названии реки Веряжи, а место, где было положено начало русской государственности — Рюриково городище — является одной из достопримечательностей Новгорода.

Новгород — древнейший христианский центр России

В 988-989 годах князь Владимир Святославович крестил Русь по византийскому образцу. Языческие идолы были сброшены в реки и озера, а на месте древних капищ и в административных центрах стали строить христианские храмы.

Роль Новгорода в христианизации северо-западных и северных земель огромна. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены возведением их в сан архиепископов (XII в.). Это сделало новгородскую кафедру одной из наиболее важных в русской православной церкви.

Победы дружин Александра Невского 1240 и 1242 гг. над шведами и Тевтонским орденом оградили Русь, ослабленную монголо-татарским нашествием, от католической агрессии.

Вокруг Новгорода постепенно сложилось плотное кольцо монастырей, постриженники которых нередко занимали видные церковные должности в разных русских землях, включая Москву; а благие деяния основателей монастырей — Антония Римлянина, Варлаамия Хутынского и др. — служили основанием для канонизации преподобных.

В XV в. власть новгородских владык приобретает новый оттенок: она распространяется на все стороны жизни города. Архиепископ становится фактически главой боярской олигархической республики. Новгород этого времени напоминает Ватикан, где светская власть полностью подчинена духовной. В отличие от Ватикана, под управлением Новгородского архиепископа оказалась огромная территория, равная современным Франции, Бельгии и Нидерландам вместе взятым, или территории штата Техас.

Только победа Москвы и вхождение Новгорода в состав централизованного государства положили конец этой самобытной республике.

Новгород — родина российской демократии

При князе Ярославе Мудром потомки племенных вождей, осевших в Новгороде, получили особые права и налоговые льготы, а в конце XI в. — самоуправление. Возродилось вече — народное собрание новгородцев. Избрание посадника из числа новгородских бояр положило начало формированию республиканских традиций.

В 1136 г. новгородцы впервые на практике осуществили провозглашенную ими ранее «вольность в князьях»: вече изгнало князя Всеволода Мстиславича из города. Появились партии и группировки, враждовавшие между собой, стремившиеся к избранию «своего» князя.

В 1169 г. Великий владимирский князь Андрей Боголюбский попытался вернуть Новгород на традиционный путь, но потерпел полную неудачу. Разгрому и пленению его дружин, по преданию, способствовала икона «Богоматерь Знамение», ставшая после этого святыней города.

Республиканская форма правления окончательно сформировалась в XIV в. В это время власть принадлежала немногим боярским семьям и контролировалась вечевым порядком. После реформы 1416-1423 гг. институт посадничества превращается в общебоярский орган — Совет Господ, вечевой Новгород — в Великий Новгород, который ученые нередко сравнивают с Венецией, где Совет дожей концентрировал всю полноту власти.

Новгородская олигархическая республика, стоявшая на пути формирования единого Российского государства с центром в Москве, потерпела жестокое поражение в 1471 году, а в 1478 г. Великий князь московский Иван Васильевич III именно здесь, во Владычной палате Новгородского кремля, констатировал практическое воплощение идеи самодержавия.

Новгород — крупнейший центр международной торговли эпохи средневековья

Установление постоянно действующего пути «из варяг в греки» способствовало развитию Новгорода как крупного пункта транзитной торговли. Об этом свидетельствуют находки кладов, содержащих западноевропейские и восточные монеты, а также цветные металлы, драгоценные ткани, сосуды для вина и оливкового масла из Западной Европы и Византии. В то же время новгородская пушнина, мед, воск, лен и пенька были известны по всей Европе, включая Англию.

На рубеже XI-XII вв. в Новгороде появились собственные купеческие корпорации («Иваньское сто») и иностранные торговые дворы — Готский (Гутагород), принадлежавший жителям о. Готланд, и Немецкий (Петергоф). Новгородцы, в свою очередь, имели нечто подобное в Висбю (о. Готланд). Могущественный Ганзейский союз зародился из торговли Готланда с Новгородом.

XIII-XV вв. — это время расцвета Новгорода. По меркам того времени это был крупный город с населением 25-30 тысяч, сопоставимый с Любеком, Веной и Прагой.

После вхождения Новгородской земли в состав Московского государства иноземные гостиные дворы были закрыты. Лишь в начале XVI столетия вновь начинает действовать Ганзейская контора, а затем появляются и другие торговые представительства.

Новгород — центр просвещения

Основой просвещения является письменность. В 1951 г. в культурном слое Новгорода были обнаружены первые 10 берестяных грамот. Сегодня их около 1000. Эти кусочки коры — убедительное свидетельство массовой грамотности населения, готовности его к восприятию не только устного, но и письменного слова.

Начало обучению грамоте положил в Новгороде князь Ярослав Мудрый, создавший при епископском дворе школу. Софийский собор, крупнейшие монастыри — Юрьев, Антониев, Хутынский — были центрами летописания и книжности. Остромирово (1057) и Мстиславово (XII в.) Евангелия, пасхальные таблицы Кирика (XII в.), сборник гражданских и церковных установлений — Кормчая книга (1280), Геннадиевская библия (1499), Четии Минеи архиепископа Макария (XVI в.) — вся эта важная часть культурного наследия России ведет свое происхождение из Новгорода.

Одна из крупнейших библиотек средневековой Руси, насчитывавшая более полутора тысяч рукописных книг, была собрана и хранилась в Новгороде в Софийском соборе. В царствование Петра I, когда начинает бурно развиваться светское образование, в Новгороде просвещение по-прежнему рассматривается через призму православия. В 1706 г. известными греческими просветителями братьями Лихудами на Владычном дворе было открыто первое в городе постоянное учебное заведение, а в 1740 г. на его базе — создана Новгородская духовная семинария, разместившаяся в Антониевом монастыре.

Новгород — выдающийся центр средневековой культуры

Развитые международные связи Новгорода, его положение центра огромной территории, своеобразное сочетание княжеских и демократических традиций в общественной жизни создали предпосылки того уникального явления, которое мы называем художественной культурой средневекового Новгорода. Все, что присуще христианской культуре средневекового мира — каменное зодчество, монументальная и станковая живопись, прикладное и ювелирное искусство — получили блестящее развитие. Более того, Новгород — один из немногих городов, где можно увидеть рядом произведения византийско-киевского круга — Софийский, Николо-Дворищенский и Георгиевский соборы, росписи Феофана Грека — и памятники романского и готических стилей: великолепные Магдебургские врата (XII в.) с XV века украшали западный вход в главный храм города, а резиденция архиепископа имела парадную палату, нервюрные своды которой были спроектированы немецким зодчим.

Новгород, избежавший разорения во времена монголо-татарского нашествия, сохранил величайшие духовные и художественные ценности, востребованные русской культурой в период ее нового подъема в XIV-XV вв. Отсюда происходят самые древние на Руси памятники искусства — иконы «Апостолы Петр и Павел» (XI в.), «Спас на престоле» (XI в.), «Св. Георгий-воин» (XI в.), серебряные сионы и кратиры из Софийского собора, редчайшие образцы золотого шитья.

Расцвет культуры Новгорода, имевшего собственные строительные артели, иконописные, златошвейные и ювелирные мастерские, приходится на XIV-XV века.

Новгород в годы Второй мировой войны

Достаточно взглянуть на картину советских художников Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода», чтобы понять, что пережил город в период с августа 1941 по январь 1944 года, оказавшись на линии фронта — руины, остовы зданий, грандиозные пепелища. Казалось, можно поставить точку в истории древнего города, покинуть его и начать обустраиваться на новом месте.

Однако судьбе было угодно дать Новгороду еще один шанс: начались его восстановление и реставрация, медленное возвращение к жизни людей и памятников. Город включили в список наиболее ценных исторических городов России. По рекомендации Правительственной комиссии, состоявшей из выдающихся ученых и архитекторов, были созданы специализированные реставрационные мастерские.

7 ноября 1944 года, когда еще шла война, в кремле был вновь открыт разобранный фашистами памятник «Тысячелетие России».

Современный Новгород

В Новгороде удачно сочетается старое и новое. После Второй мировой войны историческая часть застраивалась так, чтобы средневековые храмы не оказывались в «колодцах» многоэтажных кварталов. Сегодня Новгород, стоящий на трассе Москва-Петербург, имеет хорошие экономические и культурные связи с обеими столицами, Карелией, Прибалтикой, привлекает иностранных инвесторов. Новгород входит в число российских городов, входящих в состав Нового Ганзейского союза.

Город имеет современные средства связи, галереи, училище искусств, два театра, филармонию, балетный коллектив, музыкальные и танцевальные ансамбли. Открыты казино и дискотеки. Выходят несколько газет, есть собственные теле- и радио каналы.

Новгород — это университетский город. Университет имени Ярослава Мудрого является одним из крупнейших научных центров на северо-западе России.

В городе готовят спортсменов высокого класса в таких видах спорта, как спортивная гимнастика, гребля, плавание, бокс. Современный Новгород является центром российского и международного туризма.

  • Рассказ об александре невском 4 класс кратко и понятно окружающий мир
  • Рассказ об ижевске на английском языке
  • Рассказ об одном виде спорта
  • Рассказ об александре невском 4 класс кратко и понятно литература
  • Рассказ об игре прятки короткий