Рассказ об одной из восточных религий

Обновлено: 10.01.2023

Буддизм — это одна из мировых религий. Она представляет собой уникальное верование. Главная идея, составляющая его основу — стремление к самосовершенствованию. Поскольку в современном мире значительное количество людей стремится изменить не мир, а самих себя, интерес к этой религии не ослабевает, а количество новообращенцев увеличивается.

  • Из истории возникновения
  • Основные положения буддизма
  • Карма, реинкарнация, медитация
  • Особенности буддизма
  • Буддизм в России
  • Буддизм в современном мире

Из истории возникновения

Буддизм — это самая молодая из мировых религий. Родиной является Индия VI в. до н.э. Основоположником считается принц Гаутама. Родился он в семье правителя. Естественно, что его хотели оградить от трудностей и бед. И до определенного времени его жизнь была беззаботна. Но однажды он увидел похоронную церемонию, за которой, среди прочих, следовали больные и состарившиеся люди. И тогда он понял, что в мире есть болезни, страдания и смерть. А быть богатым, не означает быть счастливым.

Рис. 1. Статуя Сиддхартхи Гаутамы в Бодх-Гае. Индия И решил принц покинуть родительский дом, чтобы постигнуть смысл человеческого бытия. Странствия продолжались шесть лет.

Основные положения буддизма

По мнению пророка, таковым буддисты считают Гаутаму, жизнь каждого из нас — это череда страданий. Человек появился на свет, и началась жизнь, наполненная проблемами. Но, оказывается, возникновение всякого рода бед заложено в нашей сущности. Человек, будучи существом падким к соблазнам, подвержен страстям. Выход один: избавится от страстей, найти ту золотую середину, которая позволит разумно сочетать духовное и материальное. Цель жизни человека — продвижение к особому состоянию — нирване. Это слово означает — “отсутствие волнения”. Очень важное условие для счастливой жизни.

Важно! Источником этой религии является священная книга Типитака. Она состоит из трех частей. В книге изложены основные заповеди основателя философии буддизма, описание его жизненного пути и учения, правила жизни служителей буддийского культа — монахов.

  • хинаяна — “узкий путь спасения” для избранных;
  • махаяна — “широкий путь спасения” для всех верующих.

Карма, реинкарнация, медитация

  • Карма — закон человеческого существования. Краткое изложение сводится к следующему: какой посыл каждый из нас посылает в мир, тем же ему и оплачивает судьба. Добрые дела способствуют очищению жизненного пространства, а злые — “засоряют” его.

Особенности буддизма

  • Эту религию считают религией без бога. В ней нет учение о Боге-творце.
  • Нет понятия “греха” и “душа”.
  • Нет официальной церковной организации и понятия “ересь”.
  • Признает науку.

Буддизм в России

В России зарождение буддизма связывают с появлением в VIII веке в районах Приамурья и Приморья государства Бохай. Постепенно религия распространяется на соседние территории. Официально ее признала Екатерина II в XVIII веке.

Важно! В советские времена, как и другие, религия подверглась гонениям. В настоящее время распространена в республиках Калмыкия, Тува, Бурятия.

Одна из известных, молодых восточных религий является ислам. Его приверженцы — мусульмане поклоняются Аллаху и пророку Мухаммеду. Священная книга — Коран, в котором написаны заповеди. Мусульмане молятся в сторону Мекки, центра мусульманства, в котором и основали эту религию. Исламисты не едят свинину, не пьют алкоголь, а во время Великого поста — Рамадана, не употребляют пищу до захода солнца. Женщины их очень скромные, никогда не выходят без платка, а мужчина имеет право взять несколько жен.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Религия в странах Востока часто не отделена от государства. Кроме ислама и буддизма в этом регионе много других верований, которые имеют преданных последователей.

религия в восточных странах

Религиозные верования восточных стран

Религиозные верования стран Востока представлены учениями, сформировавшимися в разное время. Самая многочисленная религия арабских стран – ислам.

В Индии и Китае популярны синтоизм, сикхизм, езидизм. За пределами этих стран они не слишком распространены.

Учения ислама, буддизма и индуизма имеют последователей по всему миру.

Ислам

Ислам – самая молодая из мировых религий. Число мусульман в мире составляет 1,8 млрд человек.

В 28 странах мусульманство не отделено от государства, и это проявляется во всём:

  • выходные дни в пятницу и субботу;
  • на время намаза закрывают все заведения;
  • во время поста днём не работают кафе и рестораны;
  • женщины носят закрытую одежду.

Большинство мусульман проживает в Индонезии – 202 млн человек. Ислам пришел в эту страну мирным путем вместе арабскими торговцами.

рейтинг стран по наличию мусульман

Количество мусульман в странах мира

Вероучение предписывает последователям выполнять пять обязанностей:

  1. Признавать одного бога Аллаха.
  2. Совершать намаз, обязательную молитву, 5 раз в день.
  3. Соблюдать 30-дневный пост ураза.
  4. Выплачивать обязательную милостыню закят в размере 1/40 от годового дохода мусульманина.
  5. Совершить хадж – паломничество в Мекку и Медину.

Иудаизм

Иудаизм – национальная религия евреев. Численность иудеев в мире – 14,3 млн. Почти половина из них проживает в Израиле (узнайте о жизни в Израиле из статьи на нашем сайте).

В основе вероучения лежит избранность Богом еврейского народа для особой задачи. Иудеи не признают Новый завет и не считают Иисуса сыном Господа.

Основная книга иудаизма – Тора или Пятикнижие, которую Моша (Моисей) получил от Бога.

В Торе собраны 613 заповедей, которые должен соблюдать каждый иудей. Из них 365 запретительные и 248 предписательные.

Одна из главных иудейских заповедей – почитание субботы. По примеру Бога иудеи работают 6 дней, а на 7 отдыхают. Существует 949 раввинских предписаний того, что нельзя делать в шабат.

иудаизм в странах мира

Рейтинг стран по наличию иудеев

Буддизм

Буддизм – одна из ведущих религий стран Юго-Восточной Азии. Он отличается отсутствием божества, которому поклоняются.

Основатель учения – принц Гаутама, который, по преданию, жил счастливой жизнь, пока однажды не вышел из дворца. Там он столкнулся с болезнями и нищетой, что очень потрясло его. Принц стал отшельником, пытаясь в уединении найти смысл жизни.

В 35 лет Гаутама достиг нирваны и стал Буддой – просветленным. С тех пор он проповедовал учение, которое сводилось к тому, что жизнь – страдание.

Чтобы спастись от них, нужно избавиться от желаний и стремиться к просветлению.

Со временем буддизм распространился по всей Индии и за её пределы.

Сейчас основное число буддистов живет в странах Юго-Восточной, Восточной и Южной Азии. Численность последователей – 450-500 млн человек.

буддизм в странах мира

Процент буддистов от общего количества населения стран

Индуизм

Индуизм – одна из древнейших в мире религий. Число последователей индуизма – 1 млрд человек. Основное количество индуистов проживает в Индии и Непале. В индуизме сотни больших и малых божеств.

Самые популярные – бог-творец Брахма, Шива и Вишну с двумя его проявлениями Кришна и Рама.

Индуизм – это не просто религия, а образ жизни. В учении предписано множество обрядов и традиций, регулирующих всю жизнь своих последователей.

Одна из особенностей – кастовая система общества. С рождения каждый человек относится к одной из четырех каст: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Нельзя перейти из одной касты в другую, а браки между представителями разных каст запрещены.

индуизм в странах мира

Количество населения, исповедующих индуизм

Позже в индуизме возникли радикальные течения вроде А́рья-сама́дж, призывающие очистить индуизм от влияния других религий.

Зародившиеся в Индии религиозные идеи вегетарианство и йога распространились по всему миру.

Советуем посмотреть видео: как живут простые люди в Индии.

Сикхизм

Сикхизм возник в XV веке в провинции Пенджаб в Индии. В сикхизме слились элементы ислама, в частности суфизма и индуизма Основателем религии является первый гуру сикхов Нанак.

Сикхизм проповедует, что все равны перед Богом, и женщины и мужчины.

У сикхов есть свод правил, предписывающий нормы поведения для мужчин и женщин: не воровать, честно зарабатывать, не употреблять алкоголь и др.

предметы, которые должен сохранять сикхи

Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов

Численность сикхов в Индии – 24 млн. Все они проживают в Пенджабе.

Джайнизм

Джайнизм – это древняя религия, распространенная в Индии. Основоположником считается кшатрий Джина Махавира Вардхамана.

В основе учения лежит принцип ненасилия и не причинения вреда любому живому существу.

этнические принципы Джайнизма

Существует пять основных этических принципов

Джайнизм пропагандирует постоянное самосовершенствование души для достижения нирваны. Поэтому джайны исповедуют аскетический образ жизни, отказ от земных желаний.

Джайнизм отрицает кастовую систему. Община открыта для мужчин и женщин всех каст. Несмотря на небольшое количество последователей – 5,7 млн человек, – в некоторых областях джайны имеют большое влияние.

Даосизм

Даосизм – учение с элементами религии и философии дао о пути достижения гармонии. Возник он во II веке н.э. Основоположником считается китайский философ Лао-Цзы.

Даосизм практикует Невмешательство. Настоящий даос со стороны наблюдает за происходящим и не пытается изменить мир.

принципы даосизма

Если человек познает Дао, будет следовать ему, то он достигнет бессмертия

Даосские практики тесно связаны с шаманскими обрядами. Наставники изгоняют злых духов, проводят очистительные ритуалы, гадают и делают талисманы от демонов.

Сегодня даосизм широко распространен только на территории Китая. Численность его последователей – 9 млн. человек.

Конфуцианство

Конфуцианство возникло в Китае на основе учения, разработанного Конфуцием. Согласно ему у каждого человека в мире есть своё место.

Конфуций долгое время занимался изучением прошлого своей страны и пришел к выводу, что для гармонии в государстве необходимо следовать традициям предков. Он разработал целую систему управления.

принципы конфуцианства

Центральные понятия для конфуцианства

При жизни идеи Конфуция не были поняты. Уже после его смерти во времена династии Хань конфуцианские ценности признали, а конфуцианство стало основной идеологией страны на 2 тысячи лет.

После прихода к власти коммунистов конфуцианство запретили. Жителям Китая навязали атеизм. Но потом учение стало возрождаться.

Сегодня конфуцианство распространено на всей территории Китая. Есть последователи в Корее и Японии. Общее количество приверженцев религии – 6,5 млн человек.

Синтоизм

Синтоизм – национальная религия Японии. Она возникла из древних верований, поклонения духам предков, тотемизма и магических ритуалов.

Синтоизм основан на поклонении различным божествам и духам мертвых. По этому учению у всего на Земле есть душа: от камня до человека. Поэтому в синтоизме важно гармоничное сосуществование природы и человека.

  • династийный: есть божества, обращаться к которым может только император и его семья:
  • тэнноизм: обязательный для всех японцев культ поклонения императору;
  • храмовый: поклонение общим и местным божествам;
  • домашний: поклонение божествам рода и духам предков.

Синтоизм исповедуют в основном в Японии. Небольшое количество последователей есть за её пределами.

виды синтоизма

Зороастризм

Зороастризм – очень древняя религия, основанная на учениях Заратустры. Религия зародилась в Иране и постепенно распространилась на Индию и некоторые страны Юго-Восточной Азии. Зороастризм признает одного Бога, творца всего мира.

Зороастрийцев называют огнепоклонниками из-за обрядов во время молитвы. В храмах есть специальные алтари, где поддерживается священный огонь.

Обряды Зороастрийцев во время молитв

Особое внимание в учении уделяется нравственности человека. Заповеди требуют быть сострадательным, уважать родителей, помогать ближнему, заботиться о земле.

Численность зорастрийцев – 180 тысяч человек.

Подробней о сути религии зороастризм узнайте из видео.

Езидизм

Езидизм – вероисповедание курдов, проживающих в Ираке. Он возник в XI—XII веках на основе 4 религий: христианства, ислама, иудаизма и зороастризма. Основоположник и пророк – Шех Шариф Ади ибн Мусафир.

Езиды признают одного Бога и его семерых ангелов. Езиды – очень закрытая община.

Долгое время тексты учения передавались устно, позже появились две священные книги: Джилва (Книга откровений) и Масхафе Раш (Чёрная книга). Езидизм нельзя принять. Езидом можно только родиться.

Буддизм. Духовный опыт по буддизму

Буддизм – древняя восточная религия . Она появилась в 556 году до нашей эры в Древней Индии. Зарождение буддизма связано с развитием жизни индийского народа. В этот период появились многие влиятельные в духовном плане люди, имевшие разные взгляды на мир. Они делились своими идеями и противопоставляли их устаревшим устоям и традициям. Таким образом, появился буддизм, который соответствовал настроениям людей.

Многие считают, что основоположником буддизма является Сиддхартха Гаутама, более известный как Будда Шакьямуни. Он рос в царской семье и не имел никаких представлений о том, как живут обычные люди и в чем они нуждаются. Однажды Сиддхартха выехал за пределы дворца на прогулку. На его пути повстречались больные и пожилые люди, чуть позже он стал свидетелем похорон. Так принц узнал, что в мире существуют страдания, болезни и смерть. Эти встречи изменили его жизнь. После этого он принял решение покинуть отцовский дом и этой же ночью сбежал из дворца.

В последующие 6 лет Сиддхартха скитался в лесу и пытался достичь душевного равновесия и покоя. Однажды размышляя о жизни под деревом Бодхи, к нему пришло озарение. Он получил ответы на свои вопросы и стал просветленным (Буддой). После этого Будда делился своим знанием с людьми и читал им проповеди.

Учение буддизма

Один из главных понятий буддизма – Сансара. Сансара – круговорот перевоплощений всех живых. Легенда гласит, что сам Будда прошел через множество перевоплощений. В основном, эти образы принадлежали низкому сословию (пастухи, каменщики…) и поэтому буддизм стал так близок людям всех сословий. Согласно учению живое существо может переселиться как в высшие формы жизни (воины, божество, люди), так и в низшие (животные и духи). Все зависит от совершенных человеком поступков. Действия, решающие человеческую судьбу, называют кармой. Карма определяет в какой вид перевоплотиться каждый.

Главная цель буддизма – нирвана. Это высшее состояние души, которое достигается путем осознания себя. Будда считал, что люди привязаны ко всему материальному и чрезмерно беспокоятся о мнении общества. Из-за этого душа не может развиваться. Только достигнув нирваны, человек может быть свободен от зависимости.

Основу буддизма составляют 4 истины:

1. Жизнь – это страдание. Все мы испытываем негативные эмоции (страх, гнев, злость).

2. Страдания имеют причины возникновения (жадность, зависть)

3. Страдания не бесконечны. Они могут быть остановлены.

4. Нирвана поможет обрести покой и освободиться от страданий.

Будда советовал быть великодушным ко всем. При общении избавляться от резких слов, сплетен и обмана. Не вредить как людям, так и животным. Контролировать свои поступки, сознание, чувства и часто практиковать медитации. Он призывал развивать в себе доброту, радость, сострадание и справедливость.

Направления буддизма

1. Тхеравада – исповедуют в юго-востоке Азии: Таиланд, Вьетнам, Шри Ланка. Проповедают индивидуальное просветление, после которой человек избавляется от мучений и достигает высшей точки – нирваны.

2. Махаяна – принят в северных странах: Япония, Индия, Китай. Сторонники Махаяны считают, что Тхеравада имеет эгоистичную склонность и что духовное озарение доступно лишь тогда, когда люди помогают друг-друга на пути достижения. Каждый, кто хочет стать просветленным, может надеяться на помощь сторонников.

3. Ваджраяна – распространен в Тибете, Монголии и Калмыкии. С точки зрения Ваджраяны, человек не может стать просветленным без помощи наставника. Кроме этого, нужно практиковать медитацию, йогу и чтение мантр.

Суть буддизма приводится к тому, что человеческие страдания неизбежны, но каждый может избавиться от них, направив собственные усилия в нужное русло.

Восточная религия и философия это невероятно разнообразная сокровищница человеческой мудрости. Поражающее воображение многообразие форм, путей и образов не может никого оставить равнодушным. Каждый здесь сможет найти что-то для себя.

Я увлекаюсь восточными религиями, люблю их за мудрость, красоту изложения, многообразие выбора, глубину смысла и цели, которые они преследуют, а так же то, какие пути предлагают для их достижения. В этой статье хотел бы подробнее остановиться на самых интересных религиях по моему мнению.

Конфуцианство и Даосизм

В первую очередь хочу отдать дань Конфуцианству . Это не религия, а, скорее, свод философской и житейской мудрости. Считаю, что у каждого доблестного человека в голове должен «жить» маленький Конфуций и помогать ему во всех решениях, опираясь на базовые пять правил жизни.

Говоря о Конфуцианстве логично вспомнить Даосизм — очень красивое философское учение, всю глубину которого не понять без «ключа». Но даже простое чтение его древних текстов дает невероятное ощущение причастности и глубины.

Буддизм

Буддизм — уникальное собрание практических руководств по саморазвитию. Его можно назвать философией самопознания. А так же познания всей природы вещей через себя. Цель буддизма — путём психоанализа понять причины своих страданий и избавиться от них. Изначально буддизм не позиционировался как религия, отрицал понятие бога, души, а сам исторический Будда (Сидхартха Гоутама) просил не называть его святым, повторяя, что он обычный человек. Но, к сожалению, со временем его учениям пришлось адаптироваться. Буддизм оброс ритуалами и мифологией. К примеру придя из Индии в Тибет, где процветала религия Бон, Тибетский буддизм выставил акцент на божествах, внеземных мирах, мантрах и мандалах . Фактически там получил развитие совсем другой буддизм ( тантрический ). Но зато это очень интересное, невероятно красивое, в чем-то даже сказочное учение. Что-то вроде визуального нейролингвистического программирования . К счастью, ведущее к той же самой цели, что и классический буддизм ( тхеравада ).

Вообще буддизм очень многообразен. Он делится на несколько направлений в зависимости от уровня развития человека: Хинаяна, Махаяна, Ваджраяна . Сами направления делятся на школы. Тот же Тибетский буддизм насчитывает несколько базовых школ: гелуг, кагью, сакья, джонанг и кучу дополнительных. Даже внутри философских течений есть деления. К примеру философия срединного пути — мадхьямика — делится на прасангу и сватантру . И так далее. Если начать углублённо разбираться во всех этих нюансах — можно легко защитить учёную степень, но так и не постигнуть сути.

Чань и дзен

За свою большую историю буддизм конечно же оброс кучей текстов, пересказов, комментариев. И можно отдать честь смелому монаху БодхиДхарме , основателю монастыря ШаоЛинь, а за одно новому направлению буддизма: Чань . Придя в Китай, он отбросил большую часть наросшей мишуры, выжав самое ценное. А так же искреннее почтение мастерам Дзен , которые привнесли в Чань японский колорит и традиции, добавив такие красивые искусные средства как: коаны, сумиэ, оригами, оханами, икебана и т.п. Дзен на мой взгляд очень близок к ати-йоге ( дзогчен ) и тибетскому учению махамудра . Считаю эти учения сильнейшими средствами в практике познания природы своего ума.

Индуизм

Говоря о восточных религиях нельзя не упомянуть Индуизм. Это не отдельная религия, это собрание огромного количества религий Индии. Низкий поклон мыслителям древней Индии, наверняка это одна из самых плодотворных стран на земле в плане религий. Спасибо им за этот фреймворк (платформу) для создания того разнообразия, которое мы называем сейчас индуизм. Только посмотрите, тут у нас и Брахма , и Вишну , и Кришну , и Шива , и Кали, и Ганеш, всех не перечесть. Говорят, что в Индии чуть ли не у каждого дома свое божество, которое почитают. Одним из самых интересных учений Индуизма на мой взгляд является Адвайта — веданта .

Оно настолько глубокое, что на уровне концептуальной логики кажется противоречащим самому себе. Даже его название «адвайда веданта» означающее «учение о недвойственности» ( санскр. » а-два» , то есть » не два», и санскр. «веданта» — окончательное знание, от слова «ведать, знать» ) звучит как противоречивый оксюморон. Ведь недвойственность подразумевает всеобщее единство, отсутствие двойственности. Но если есть отрицание двойственности: недвойственность, то, следовательно, присутствует понятие «двойственности», которое отрицается. Получается мы имеем двойственность и недвойственность , а это уже не единство. Это не недвойственность . Наверное по этой причине в текстах адвайты можно встретить такое большое количество приёмов риторического двойного отрицания (ни то — ни то, или санскр. » нети-нети» ). По другому, видимо, на уровне логики это не понять. Да и не следует понимать такие учения логически. Тут нужно неконцептуальное восприятие (на уровне самадхи ), стартовой площадкой для развития которого может послужить Буддизм, со своим сборником практических руководств.

Не восточные религии

Раз уж мы затронули такое количество религий, будет обидно не сказать пару слов пусть не о восточных, но зато так значимых в нашей стране — авраамистических религиях. Я очень уважаю Христианство за его глубокую сострадательность. Причём, как Иудаизм, и созданный на его базе «Старый Завет», так и «Новый Завет». Из них можно почерпнуть очень много умных мыслей. Вообще христианство — очень сильная религия! Считаю, что мало кто достоин по истине называться христианином. Как в песне Дельфина: только тот, кто не просто верит, а верует . Кто действительно, по настоящему, сможет повторить путь Христа или любого из великомучеников и принести себя в жертву ради спасения других. К сожалению, таких сейчас очень мало, а официальная религия обросла кучей абсурдных вещей, зачастую противоречащих их же писаниям (взять к примеру торгующие на входе в храм лавки и Евангелие от Матфея гл. 21.12).

Ислам — родина мудрецов. Наверняка вы знаете пару афоризмов Омара Хайямы. Можно спорить, относится ли он к исламу, но то, что он был мусульманином — факт. Из ответвлений ислама я очень уважаю суфизм . Эта религия высокодуховна, пропитана мудростью и глубочайшим опытом. Чтение их текстов — истинное удовольствие. От фраз Руми иногда бросает в дрожь, насколько их суть едина со всеми вышеперечисленными религиями. Значит истина где-то рядом.

(девиз теософов)

Конечно же в этой заметке мы не коснулись и малой доли всего того, что доступно современному человеку в плане философской мудрости. Но то, что каждая из религий по своему великолепна — уже вдохновляет! — Хочешь узнать, насколько глубока кроличья нора? — Она бездонна!

Вывод

Путь всегда есть, путей много! И все они ведут к одному — любви !

Читайте также:

      

  • Сообщение должно быть ярко эмоционально окрашено
  •   

  • Сообщение на тему рыба гриль
  •   

  • Сообщение о ставропольской крепости
  •   

  • Макар мазай стахановец сообщение
  •   

  • Сообщение на тему сельское хозяйство в астраханской области

The Eastern religions are the religions which originated in East, South and Southeast Asia and thus have dissimilarities with Western, African and Iranian religions.[1] This includes the East Asian religions such as Confucianism, Taoism, Chinese folk religion, Shinto, and Korean Shamanism; South Asian religions such as Hinduism, Buddhism, Jainism, and Sikhism; and Southeast Asian religions such as Vietnamese folk religion as well as animistic indigenous religions.[2][3]

This East-West religious distinction, just as with the East-West culture distinction, and the implications that arise from it, is broad and not precise. Furthermore, the geographical distinction has less meaning in the current context of global transculturation.

While many Western observers attempt to distinguish between Eastern philosophies and religions, this is a distinction that does not exist in some Eastern traditions.[4]

Indic religions[edit]

Also known as Dharmic religions, these are the religious sects originating in the Indian subcontinent, which includes Hinduism, Buddhism, Jainism, Sikhism, etc.[5] The theologies and philosophies of these religions have several concepts in common, such as dharma, karma, maya and samsara.

Hinduism[edit]

OM, a sacred syllable and a quintessential symbol of Hinduism

Hinduism originated on the Indian subcontinent and was related to many other religious traditions outside the subcontinent, in places like ancient Central Asia and ancient Iran. It is considered by some to be the world’s oldest extant major religion. Some consider Hinduism to originate from the Indus Valley civilization along with animism of the pre-Harappan migrants as well as the Indo-Aryan migrants. Hinduism contains a vast body of scripture, divided as revealed and remembered, expounding on dharma, or religious living. Hindus consider the Vedas and the Upanishads as being among the foremost in authority, importance and antiquity. The Bhagavad Gītā, a treatise excerpted from the Mahābhārata, is sometimes called a summary of the spiritual teachings of the Vedas. It is difficult to identify any universal belief or practice in Hinduism, although prominent themes include: Dharma, Samsara, Karma, and Moksha. Hinduism is sometimes called a polytheistic religion, but this is an oversimplification. Hinduism includes a diverse collection of schools whose beliefs span monotheism, polytheism, pantheism, monism and even atheism. For instance, the Advaita Vedanta school holds that there is only one causal entity (Brahman), which manifests itself into all the various living and non-living forms that we observe, whereas traditions such as Vaishnavism and Shaivism worship Vishnu and Shiva in a relatively more monotheistic sense (caused by a differentiation between the parabrahman and atman). A number of scholars even consider the Samkhya school of thought to have atheistic leanings.[6]

Buddhism[edit]

Buddhism is a nontheistic Indian religion and philosophy.[7] Buddhism was founded around the 5th century BCE in Nepal by Siddhartha Gautama, the Buddha, with the Four Noble Truths and the Eightfold Path as its central principles. According to the scriptures, the Four Noble Truths were revealed by the Buddha in his first sermon after attaining enlightenment. The schools of Buddhism are typically divided into Theravada, Mahayana and Vajrayana.[8] In academic circles, Mahayana is further divided into East Asian and Tibetan Buddhism. Buddhism teaches that someone who becomes enlightened without instruction is a buddha. The primary goal of Buddhism is the liberation of the practitioner from samsara. Buddhists hold this to be the solution to the problem of suffering.[9]

Jainism[edit]

Jainism is the religion of the followers of the Jinas or Tirthankars (torch bearers and spiritual teachers of dharma).[10] Parshvanatha and Mahavira, the 23rd and 24th Tirthankars, respectively, revived the Jain religion and re-organized the shraman sangha. Jains highlight the practice of austerity. Jain philosophy states that the jiva, or soul, can escape the cycle of rebirth and death by freeing itself from karmic bondages. When nothing remains but the purity of the jiva, that person is called a jina, or winner, which is the origin of the term Jain. Karma is viewed as an accumulation that burdens the soul, causing attachment and suffering.[11] Ahimsa, or non-violence, is central to Jain faith, philosophy and practice. It is interpreted very strictly as prohibiting all forms of harm to other living beings. Due to this, Jainism requires a strict vegetarian lifestyle. Ahimsa also applies to speaking, as one’s words can cause harm and suffering.[12]

Sikhism[edit]

Khanda.svg

Sikhism is a religion which began in Punjab of Northern India.[13] It is founded on the teachings of Guru Nanak Dev and the nine human gurus that followed. He received a vision to preach the way to enlightenment and God in Sultanpur. His views rejected the traditional worships and caste of the Hindu faith.[14] Freedom from reincarnation is tied to remembrance and repetition on one universal God. In Sikhism, God is Nirankar, a formless and shapeless one.[15] Sikhs believe that there is one universal God who is the ultimate creator, sustainer, and destroyer. The Gurū Granth Sāhib are the central scriptures intended to preserve hymns and the teachings of the Sikh Gurus and other saints from Hindu and Sufi traditions. Rituals, religious ceremonies or empty worship are considered of little use and Sikhs are discouraged from fasting or going on pilgrimages. The tenets of Sikhism include (1) honest living/earning (2) tithing and giving alms (3) chanting on God.[11] Sikhism also has a strong warrior tradition which arose in defense of religious freedom and human rights from a tyrannical Moghul occupation of India.[16]

East Asian religions[edit]

The group of East Asian religions or philosophies, also known as Taoic religions, may be considered as forming a group within world religions[17] comparable to the Abrahamic or Dharmic groups. The Taoic faiths claim at least 500 million members worldwide.[18]

Taoism[edit]

Taoism, also known as Daoism, comprises a variety of related religious and philosophical traditions.[19] Categorization of Taoist sects and movements is very controversial. Taoist propriety and ethics places an emphasis on the Three Jewels of the Tao; love, moderation, humility. Taoist theology focuses on doctrines of wu wei («non-action»), spontaneity, humanism, relativism and emptiness.[20]

Most traditional Chinese Taoists are polytheistic. Taoism or Daoism is a type of belief, or a way of thinking about life. It is at least 2,500 years old and it comes from China. Taoism is now said to be a philosophy. Tao (or Dao, 道) is the name of the force or the «Way» that Taoists believe makes everything in the world. There are disagreements regarding the proper composition of this pantheon. Popular Taoism typically presents the Jade Emperor as the head deity. Intellectual, or «elite», Taoism usually presents Laozi and the Three Pure Ones at the top of the pantheon. Nature and ancestor spirits are common in popular Taoism. But this sort of shamanism is eschewed for an emphasis on internal alchemy among the «elite» Taoists. Tao itself is rarely an object of worship, being treated more like the South Asian concept of atman.[21]

Shinto[edit]

A Shinto priest kneeling before a shrine.

Shinto is an animistic folk religion practiced in Japan.[22] Shinto literally means «the way of the gods». Many Japanese Shintoists also identify themselves as Buddhists. Japanese Pure Land Buddhism is deeply intertwined with the Shinto faith. Shinto practitioners commonly affirm tradition, family, nature, cleanliness and ritual observation as core values. Taoic influence is significant in their beliefs about nature and self-mastery.[23]

Ritual cleanliness is a central part of Shinto life. Shrines have a significant place in Shinto, reflecting the animistic veneration of the kami. «Folk», or «popular», Shinto places an emphasis on shamanism, particularly divination, spirit possession and faith healing. «Sect» Shinto is a diverse group including mountain-worshippers and Confucian Shintoists.[24]

Confucianism[edit]

Statue of Confucius on Chongming Island in Shanghai

Confucianism is a complex system of moral, social and political thought, influential in the history of East Asia.[25] It is highly debated amongst scholars whether Confucianism is a religion or simply an ethical system. The Chinese Communist Party does not recognize it as a religion.[26] It is commonly associated with legalism but it rejects legalism for ritualism. It also endorses meritocracy as the ideal of nobility. Confucianism has a complicated system governing duties and etiquette in relationships. Confucian ethics focus on familial duty, loyalty and humaneness.[27]

There are organizations that specifically promote Confucianism as a religion in Indonesia (Supreme Council for the Confucian Religion in Indonesia) and Hong Kong (Confucian Academy).

Confucianism tolerates the Chinese folk recognition of the existence of animistic spirits, ghosts and deities. It approves paying them proper respect, but at a more fundamental level encourages avoiding them. Confucian thought is notable as the framework upon which the syncretic Neo-Confucianism was built.[28]

East Asian Buddhism[edit]

Shamanism and Animism[edit]

Shamanism and Animism have historically been practised in Asia, and is still practiced in most of Asia.[29][30][31][32][33][34][excessive citations]

Northeast Asia[edit]

  • Mongolian shamanism
  • Korean shamanism
  • Ainu religion
  • Ko-Shintō
  • Turkic Shamanism

China[edit]

  • Chinese shamanism
  • Manchu shamanism
  • Northeast China folk religion
  • Nuo folk religion
  • Bon

Southeast Asia[edit]

  • Đạo Mẫu
  • Burmese Folk Religion

Others[edit]

Chinese[edit]

  • Chan Buddhism
  • Chinese salvationist religions
    • Xiantiandao
    • Yiguandao
  • Falun Gong
  • Luoism
  • Wang Hao-te
  • Yao folk religion

Dravidian[edit]

  • Dravidian folk religion

Japanese[edit]

  • Japanese Buddhism
  • Ryukyuan religion
  • Shinto
  • Shugendō
  • Tenrikyo

Korean[edit]

  • Cheondoism
  • Daejongism
  • Daesun Jinrihoe
  • Gasin faith
  • Jeung San Do
  • Seon Buddhism
  • Suwunism
  • Won Buddhism

Meivazhi[edit]

Nāstik (Heterodox Indian)[edit]

  • Ajivika
  • Ajñana
  • Buddhism
  • Charvaka
  • Jainism

Nepalese religions[edit]

  • Bön (Tibet / Nepal)
  • Kirat Mundhum
  • Newar Buddhism

Tai and Miao[edit]

  • Ahom religion
  • Mo religion (Zhuang Shigongism)
  • Tai folk religion

Tibeto-Burmese[edit]

  • Bon
  • Burmese folk religion
  • Benzhuism
  • Bimoism
  • Bathouism
  • Bongthingism
  • Donyi-Polo
  • Heraka
  • Kiratism
  • Qiang folk religion
  • Sanamahism

Sarnaism[edit]

Vietnam[edit]

Altar inside Liễu Hạnh Công Chúa Shrine in Hanoi.

Vietnamese folk religion (Vietnamese: tín ngưỡng dân gian Việt Nam) is the largest religion in Vietnam with about 45.3% of the Vietnamese population[1] that are associated with this religion.

  • Caodaism
  • Đạo Bửu Sơn Kỳ Hương
  • Đạo Dừa
  • Đạo Mẫu
  • Hòa Hảo

Secularization[edit]

Historical[edit]

Charvaka (Historical)[edit]

Din-I Ilahi (Historical)[edit]

See also[edit]

  • Comparative religion
  • Eastern culture
  • Folk religion
  • Tengrism
  • Historical Vedic religion
  • Zoroastrianism

Notes[edit]

  1. ^ Coogan, Michael David; Narayanan, Vasudha (2005). Eastern Religions: Origins, Beliefs, Practices, Holy Texts, Sacred Places. Oxford University Press. ISBN 0195221907.
  2. ^ Coward, Harold G.; Neumaier-Dargyay, Eva K.; Neufeldt, Ronald, eds. (1988). Readings in Eastern Religions. Wilfrid Laurier University Press. p. 1. ISBN 0889209553.
  3. ^ Gurdon Oxtoby, Willard (1996). World Religions: Eastern Traditions, Volume 2. Oxford University Press. ISBN 0195407504.
  4. ^ Morgan (2001). Pp 9-11.
  5. ^ York (2005). Pg 166.
  6. ^ Bhaskarananda (1994).
    Weightman (1997). Pg 263.
  7. ^ «Buddhism». (2009). In Encyclopædia Britannica. Retrieved 26 November 2009, from Encyclopædia Britannica Online Library Edition.
  8. ^ James, Jonathan D. (2017). Transnational Religious Movements. SAGE Publications. p. 96. ISBN 9789386446565.
  9. ^ Emmanuel, Steven M. (2015). A Companion to Buddhist Philosophy. Wiley. p. 96. ISBN 9781119144663.
  10. ^ ««Jainism» (ODE)», Oxford Dictionaries, archived from the original on July 25, 2012
  11. ^ a b Marques, Joan (2020). The Routledge Companion to Happiness at Work. Taylor & Francis. p. 240. ISBN 9781000180213.
  12. ^ Flood (1996). Pg 76.
    Fisher (1997). Pp 116-117.
    Rausch & Key (1993).
  13. ^ Nesbitt, Eleanor M. (2005). Sikhism: a very short introduction. Oxford University Press. pp. 21–23. ISBN 978-0-19-280601-7.
  14. ^ [1] Religions of the World Sikhism
  15. ^ Cole, W. Owen (2005). A Popular Dictionary of Sikhism. Taylor & Francis. p. 62. ISBN 9781135797607.
  16. ^ Gandhi, Surjit Singh (1 February 2008). History of Sikh Gurus Retold: 1606–1708. New Delhi: Atlantic Publishers. pp. 676–677. ISBN 978-81-269-0857-8.
  17. ^ Sharot (2001). Pp 71-72, 75-76.
  18. ^ Religious population statistics. These statistics are limited and do not reflect the full population of Taoic adherents due to complexities in definition and polling.
  19. ^ Elizabeth Pollard; Clifford Rosenberg; Robert Tignor (16 December 2014). Worlds Together, Worlds Apart: A History of the World — From the Beginnings of Humankind to the Present. W.W. Norton. p. 164. ISBN 978-0-393-91847-2.
  20. ^ Leaman (1999). Pg 111.
    Slingerland (2003).
    Sharot (2001). Pg 78.
  21. ^ Segal (2006). Pg 50. Maspero (1981). Pg 41. LaFargue (1994). Pg 283.
  22. ^ Hardacre 2017, p. 4.
  23. ^ Pilgrim (1999). Pg 1.
    Sharot (2001). Pp. 161-162.
    Ono (2004). Pp 97-99, 103-104.
  24. ^ Ono (2004). Pp 12, 51-52, 108.
    Markham (2001). Pp 304-306.
  25. ^ Lin, Justin Yifu (2012). Demystifying the Chinese Economy. Cambridge University Press. p. 107. ISBN 978-0-521-19180-7.
  26. ^ Council on Foreign Relations https://www.cfr.org/backgrounder/religion-china
  27. ^ Smart (2000). Pp 66.
    Yao (2000). pp 191-192
    De Bary & Tu (1998). Pg 149.
  28. ^ Sharot (2001). Pp 46, 85.
    Huang (1999). Pg 5.
  29. ^ «Animism». OMF. Retrieved 2013-07-28.
  30. ^ «FOLK RELIGION, SHAMANISM, TEMPLES AND LOCAL DIETIES IN CHINA — China | Facts and Details». Archived from the original on 2012-07-23. Retrieved 2011-10-17.
  31. ^ «shamanism — religion». Encyclopædia Britannica. Retrieved 13 March 2015.
  32. ^ «South Korea Shamanism — Pop Culture — GlobalPost». GlobalPost. Retrieved 13 March 2015.
  33. ^ «KYRGYZ GOVERNMENT UNABLE TO PRODUCE NEW NATIONAL IDEOLOGY». Retrieved 13 March 2015.
  34. ^
    Compare: Winkelman, Michael (2010). Shamanism: A Biopsychosocial Paradigm of Consciousness and Healing. ABC-CLIO. p. 60. ISBN 9780313381812. Retrieved 2015-10-04. Part of Bahn’s and others’ arguments are based in an arbitrary approach to conceptualizing shamanism. For instance, Bahn characterizes Siberia as ‘the heartland of true shamanism’ (59), resorting to the idea that the word must be restricted to the cultural region of its origin.

References[edit]

  • De Bary, William Theodore & Tu, Weiming. Confucianism and Human Rights. Columbia University Press (1998). ISBN 0-231-10936-9.
  • Fisher, Mary Pat. Living Religions: An Encyclopaedia of the World’s Faiths. I.B. Tauris (1997). ISBN 1-86064-148-2.
  • Flood, Gavin D. An Introduction to Hinduism. Cambridge University Press (1996). ISBN 0-521-43304-5.
  • Huang, Siu-chi. Essentials of Neo-Confucianism: Eight Major Philosophers of the Song and Ming Periods. Greenwood Press (1999). ISBN 0-313-26449-X.
  • Leaman, Oliver. Key Concepts in Eastern Philosophy. Routledge (1999). ISBN 0-415-17362-0.
  • LaFargue, Michael. Tao and Method: A Reasoned Approach to the Tao Te Ching. SUNY Press (1994). ISBN 0-7914-1601-1.
  • Markham, Ian S. & Ruparell, Tinu. Encountering Religion: an introduction to the religions of the world. Blackwell Publishing (2001). ISBN 0-631-20674-4.
  • Maspero, Henri. Translated by Frank A. Kierman, Jr. Taoism and Chinese Religion. University of Massachusetts (1981).
  • Morgan, Diane. The Best Guide to Eastern Philosophy and Religion. St. Martin’s Griffin (2001). ISBN 1-58063-197-5.
  • Ono, Sakyo. Shinto: The Kami Way. Tuttle Publishing (2004). ISBN 0-8048-3557-8.
  • Pilgrim, Richard B. Buddhism and the Arts of Japan. Columbia University Press (1999). ISBN 0-231-11347-1.
  • Rausch, Thomas P. & Chapple, Christopher Key. The College Student’s Introduction to Theology. Liturgical Press (1993). ISBN 0-8146-5841-5.
  • Segal, Robert Alan. The Blackwell Companion to the Study of Religion. Blackwell Publishing (2006). ISBN 0-631-23216-8.
  • Sharot, Stephen. A Comparative Sociology of World Religions: virtuosos, priests, and popular religion. NYU Press (2001). ISBN 0-8147-9805-5.
  • Slingerland, Edward Gilman. Effortless Action: Wu-Wei as Conceptual Metaphor and Spiritual Ideal in Early China. Oxford University Press (2003). ISBN 0-19-513899-6.
  • Smart, Ninian. World Philosophies. Routledge UK (2000). ISBN 0-415-22852-2.
  • Swami Bhaskarananda. The Essentials of Hinduism. Viveka Press (1994). ISBN 1-884852-02-5.
  • Weightman, Simon. Hinnells, John (ed). Handbook of Living Religions. Penguin Books (1997). ISBN 0-14-051480-5.
  • Yao, Xinzhong. An Introduction to Confucianism. Cambridge University Press (2000). ISBN 0-521-64430-5.
  • York, Michael. Pagan Theology: Paganism as a World Religion. NYU Press (2005). ISBN 0-8147-9708-3.

The Eastern religions are the religions which originated in East, South and Southeast Asia and thus have dissimilarities with Western, African and Iranian religions.[1] This includes the East Asian religions such as Confucianism, Taoism, Chinese folk religion, Shinto, and Korean Shamanism; South Asian religions such as Hinduism, Buddhism, Jainism, and Sikhism; and Southeast Asian religions such as Vietnamese folk religion as well as animistic indigenous religions.[2][3]

This East-West religious distinction, just as with the East-West culture distinction, and the implications that arise from it, is broad and not precise. Furthermore, the geographical distinction has less meaning in the current context of global transculturation.

While many Western observers attempt to distinguish between Eastern philosophies and religions, this is a distinction that does not exist in some Eastern traditions.[4]

Indic religions[edit]

Also known as Dharmic religions, these are the religious sects originating in the Indian subcontinent, which includes Hinduism, Buddhism, Jainism, Sikhism, etc.[5] The theologies and philosophies of these religions have several concepts in common, such as dharma, karma, maya and samsara.

Hinduism[edit]

OM, a sacred syllable and a quintessential symbol of Hinduism

Hinduism originated on the Indian subcontinent and was related to many other religious traditions outside the subcontinent, in places like ancient Central Asia and ancient Iran. It is considered by some to be the world’s oldest extant major religion. Some consider Hinduism to originate from the Indus Valley civilization along with animism of the pre-Harappan migrants as well as the Indo-Aryan migrants. Hinduism contains a vast body of scripture, divided as revealed and remembered, expounding on dharma, or religious living. Hindus consider the Vedas and the Upanishads as being among the foremost in authority, importance and antiquity. The Bhagavad Gītā, a treatise excerpted from the Mahābhārata, is sometimes called a summary of the spiritual teachings of the Vedas. It is difficult to identify any universal belief or practice in Hinduism, although prominent themes include: Dharma, Samsara, Karma, and Moksha. Hinduism is sometimes called a polytheistic religion, but this is an oversimplification. Hinduism includes a diverse collection of schools whose beliefs span monotheism, polytheism, pantheism, monism and even atheism. For instance, the Advaita Vedanta school holds that there is only one causal entity (Brahman), which manifests itself into all the various living and non-living forms that we observe, whereas traditions such as Vaishnavism and Shaivism worship Vishnu and Shiva in a relatively more monotheistic sense (caused by a differentiation between the parabrahman and atman). A number of scholars even consider the Samkhya school of thought to have atheistic leanings.[6]

Buddhism[edit]

Buddhism is a nontheistic Indian religion and philosophy.[7] Buddhism was founded around the 5th century BCE in Nepal by Siddhartha Gautama, the Buddha, with the Four Noble Truths and the Eightfold Path as its central principles. According to the scriptures, the Four Noble Truths were revealed by the Buddha in his first sermon after attaining enlightenment. The schools of Buddhism are typically divided into Theravada, Mahayana and Vajrayana.[8] In academic circles, Mahayana is further divided into East Asian and Tibetan Buddhism. Buddhism teaches that someone who becomes enlightened without instruction is a buddha. The primary goal of Buddhism is the liberation of the practitioner from samsara. Buddhists hold this to be the solution to the problem of suffering.[9]

Jainism[edit]

Jainism is the religion of the followers of the Jinas or Tirthankars (torch bearers and spiritual teachers of dharma).[10] Parshvanatha and Mahavira, the 23rd and 24th Tirthankars, respectively, revived the Jain religion and re-organized the shraman sangha. Jains highlight the practice of austerity. Jain philosophy states that the jiva, or soul, can escape the cycle of rebirth and death by freeing itself from karmic bondages. When nothing remains but the purity of the jiva, that person is called a jina, or winner, which is the origin of the term Jain. Karma is viewed as an accumulation that burdens the soul, causing attachment and suffering.[11] Ahimsa, or non-violence, is central to Jain faith, philosophy and practice. It is interpreted very strictly as prohibiting all forms of harm to other living beings. Due to this, Jainism requires a strict vegetarian lifestyle. Ahimsa also applies to speaking, as one’s words can cause harm and suffering.[12]

Sikhism[edit]

Khanda.svg

Sikhism is a religion which began in Punjab of Northern India.[13] It is founded on the teachings of Guru Nanak Dev and the nine human gurus that followed. He received a vision to preach the way to enlightenment and God in Sultanpur. His views rejected the traditional worships and caste of the Hindu faith.[14] Freedom from reincarnation is tied to remembrance and repetition on one universal God. In Sikhism, God is Nirankar, a formless and shapeless one.[15] Sikhs believe that there is one universal God who is the ultimate creator, sustainer, and destroyer. The Gurū Granth Sāhib are the central scriptures intended to preserve hymns and the teachings of the Sikh Gurus and other saints from Hindu and Sufi traditions. Rituals, religious ceremonies or empty worship are considered of little use and Sikhs are discouraged from fasting or going on pilgrimages. The tenets of Sikhism include (1) honest living/earning (2) tithing and giving alms (3) chanting on God.[11] Sikhism also has a strong warrior tradition which arose in defense of religious freedom and human rights from a tyrannical Moghul occupation of India.[16]

East Asian religions[edit]

The group of East Asian religions or philosophies, also known as Taoic religions, may be considered as forming a group within world religions[17] comparable to the Abrahamic or Dharmic groups. The Taoic faiths claim at least 500 million members worldwide.[18]

Taoism[edit]

Taoism, also known as Daoism, comprises a variety of related religious and philosophical traditions.[19] Categorization of Taoist sects and movements is very controversial. Taoist propriety and ethics places an emphasis on the Three Jewels of the Tao; love, moderation, humility. Taoist theology focuses on doctrines of wu wei («non-action»), spontaneity, humanism, relativism and emptiness.[20]

Most traditional Chinese Taoists are polytheistic. Taoism or Daoism is a type of belief, or a way of thinking about life. It is at least 2,500 years old and it comes from China. Taoism is now said to be a philosophy. Tao (or Dao, 道) is the name of the force or the «Way» that Taoists believe makes everything in the world. There are disagreements regarding the proper composition of this pantheon. Popular Taoism typically presents the Jade Emperor as the head deity. Intellectual, or «elite», Taoism usually presents Laozi and the Three Pure Ones at the top of the pantheon. Nature and ancestor spirits are common in popular Taoism. But this sort of shamanism is eschewed for an emphasis on internal alchemy among the «elite» Taoists. Tao itself is rarely an object of worship, being treated more like the South Asian concept of atman.[21]

Shinto[edit]

A Shinto priest kneeling before a shrine.

Shinto is an animistic folk religion practiced in Japan.[22] Shinto literally means «the way of the gods». Many Japanese Shintoists also identify themselves as Buddhists. Japanese Pure Land Buddhism is deeply intertwined with the Shinto faith. Shinto practitioners commonly affirm tradition, family, nature, cleanliness and ritual observation as core values. Taoic influence is significant in their beliefs about nature and self-mastery.[23]

Ritual cleanliness is a central part of Shinto life. Shrines have a significant place in Shinto, reflecting the animistic veneration of the kami. «Folk», or «popular», Shinto places an emphasis on shamanism, particularly divination, spirit possession and faith healing. «Sect» Shinto is a diverse group including mountain-worshippers and Confucian Shintoists.[24]

Confucianism[edit]

Statue of Confucius on Chongming Island in Shanghai

Confucianism is a complex system of moral, social and political thought, influential in the history of East Asia.[25] It is highly debated amongst scholars whether Confucianism is a religion or simply an ethical system. The Chinese Communist Party does not recognize it as a religion.[26] It is commonly associated with legalism but it rejects legalism for ritualism. It also endorses meritocracy as the ideal of nobility. Confucianism has a complicated system governing duties and etiquette in relationships. Confucian ethics focus on familial duty, loyalty and humaneness.[27]

There are organizations that specifically promote Confucianism as a religion in Indonesia (Supreme Council for the Confucian Religion in Indonesia) and Hong Kong (Confucian Academy).

Confucianism tolerates the Chinese folk recognition of the existence of animistic spirits, ghosts and deities. It approves paying them proper respect, but at a more fundamental level encourages avoiding them. Confucian thought is notable as the framework upon which the syncretic Neo-Confucianism was built.[28]

East Asian Buddhism[edit]

Shamanism and Animism[edit]

Shamanism and Animism have historically been practised in Asia, and is still practiced in most of Asia.[29][30][31][32][33][34][excessive citations]

Northeast Asia[edit]

  • Mongolian shamanism
  • Korean shamanism
  • Ainu religion
  • Ko-Shintō
  • Turkic Shamanism

China[edit]

  • Chinese shamanism
  • Manchu shamanism
  • Northeast China folk religion
  • Nuo folk religion
  • Bon

Southeast Asia[edit]

  • Đạo Mẫu
  • Burmese Folk Religion

Others[edit]

Chinese[edit]

  • Chan Buddhism
  • Chinese salvationist religions
    • Xiantiandao
    • Yiguandao
  • Falun Gong
  • Luoism
  • Wang Hao-te
  • Yao folk religion

Dravidian[edit]

  • Dravidian folk religion

Japanese[edit]

  • Japanese Buddhism
  • Ryukyuan religion
  • Shinto
  • Shugendō
  • Tenrikyo

Korean[edit]

  • Cheondoism
  • Daejongism
  • Daesun Jinrihoe
  • Gasin faith
  • Jeung San Do
  • Seon Buddhism
  • Suwunism
  • Won Buddhism

Meivazhi[edit]

Nāstik (Heterodox Indian)[edit]

  • Ajivika
  • Ajñana
  • Buddhism
  • Charvaka
  • Jainism

Nepalese religions[edit]

  • Bön (Tibet / Nepal)
  • Kirat Mundhum
  • Newar Buddhism

Tai and Miao[edit]

  • Ahom religion
  • Mo religion (Zhuang Shigongism)
  • Tai folk religion

Tibeto-Burmese[edit]

  • Bon
  • Burmese folk religion
  • Benzhuism
  • Bimoism
  • Bathouism
  • Bongthingism
  • Donyi-Polo
  • Heraka
  • Kiratism
  • Qiang folk religion
  • Sanamahism

Sarnaism[edit]

Vietnam[edit]

Altar inside Liễu Hạnh Công Chúa Shrine in Hanoi.

Vietnamese folk religion (Vietnamese: tín ngưỡng dân gian Việt Nam) is the largest religion in Vietnam with about 45.3% of the Vietnamese population[1] that are associated with this religion.

  • Caodaism
  • Đạo Bửu Sơn Kỳ Hương
  • Đạo Dừa
  • Đạo Mẫu
  • Hòa Hảo

Secularization[edit]

Historical[edit]

Charvaka (Historical)[edit]

Din-I Ilahi (Historical)[edit]

See also[edit]

  • Comparative religion
  • Eastern culture
  • Folk religion
  • Tengrism
  • Historical Vedic religion
  • Zoroastrianism

Notes[edit]

  1. ^ Coogan, Michael David; Narayanan, Vasudha (2005). Eastern Religions: Origins, Beliefs, Practices, Holy Texts, Sacred Places. Oxford University Press. ISBN 0195221907.
  2. ^ Coward, Harold G.; Neumaier-Dargyay, Eva K.; Neufeldt, Ronald, eds. (1988). Readings in Eastern Religions. Wilfrid Laurier University Press. p. 1. ISBN 0889209553.
  3. ^ Gurdon Oxtoby, Willard (1996). World Religions: Eastern Traditions, Volume 2. Oxford University Press. ISBN 0195407504.
  4. ^ Morgan (2001). Pp 9-11.
  5. ^ York (2005). Pg 166.
  6. ^ Bhaskarananda (1994).
    Weightman (1997). Pg 263.
  7. ^ «Buddhism». (2009). In Encyclopædia Britannica. Retrieved 26 November 2009, from Encyclopædia Britannica Online Library Edition.
  8. ^ James, Jonathan D. (2017). Transnational Religious Movements. SAGE Publications. p. 96. ISBN 9789386446565.
  9. ^ Emmanuel, Steven M. (2015). A Companion to Buddhist Philosophy. Wiley. p. 96. ISBN 9781119144663.
  10. ^ ««Jainism» (ODE)», Oxford Dictionaries, archived from the original on July 25, 2012
  11. ^ a b Marques, Joan (2020). The Routledge Companion to Happiness at Work. Taylor & Francis. p. 240. ISBN 9781000180213.
  12. ^ Flood (1996). Pg 76.
    Fisher (1997). Pp 116-117.
    Rausch & Key (1993).
  13. ^ Nesbitt, Eleanor M. (2005). Sikhism: a very short introduction. Oxford University Press. pp. 21–23. ISBN 978-0-19-280601-7.
  14. ^ [1] Religions of the World Sikhism
  15. ^ Cole, W. Owen (2005). A Popular Dictionary of Sikhism. Taylor & Francis. p. 62. ISBN 9781135797607.
  16. ^ Gandhi, Surjit Singh (1 February 2008). History of Sikh Gurus Retold: 1606–1708. New Delhi: Atlantic Publishers. pp. 676–677. ISBN 978-81-269-0857-8.
  17. ^ Sharot (2001). Pp 71-72, 75-76.
  18. ^ Religious population statistics. These statistics are limited and do not reflect the full population of Taoic adherents due to complexities in definition and polling.
  19. ^ Elizabeth Pollard; Clifford Rosenberg; Robert Tignor (16 December 2014). Worlds Together, Worlds Apart: A History of the World — From the Beginnings of Humankind to the Present. W.W. Norton. p. 164. ISBN 978-0-393-91847-2.
  20. ^ Leaman (1999). Pg 111.
    Slingerland (2003).
    Sharot (2001). Pg 78.
  21. ^ Segal (2006). Pg 50. Maspero (1981). Pg 41. LaFargue (1994). Pg 283.
  22. ^ Hardacre 2017, p. 4.
  23. ^ Pilgrim (1999). Pg 1.
    Sharot (2001). Pp. 161-162.
    Ono (2004). Pp 97-99, 103-104.
  24. ^ Ono (2004). Pp 12, 51-52, 108.
    Markham (2001). Pp 304-306.
  25. ^ Lin, Justin Yifu (2012). Demystifying the Chinese Economy. Cambridge University Press. p. 107. ISBN 978-0-521-19180-7.
  26. ^ Council on Foreign Relations https://www.cfr.org/backgrounder/religion-china
  27. ^ Smart (2000). Pp 66.
    Yao (2000). pp 191-192
    De Bary & Tu (1998). Pg 149.
  28. ^ Sharot (2001). Pp 46, 85.
    Huang (1999). Pg 5.
  29. ^ «Animism». OMF. Retrieved 2013-07-28.
  30. ^ «FOLK RELIGION, SHAMANISM, TEMPLES AND LOCAL DIETIES IN CHINA — China | Facts and Details». Archived from the original on 2012-07-23. Retrieved 2011-10-17.
  31. ^ «shamanism — religion». Encyclopædia Britannica. Retrieved 13 March 2015.
  32. ^ «South Korea Shamanism — Pop Culture — GlobalPost». GlobalPost. Retrieved 13 March 2015.
  33. ^ «KYRGYZ GOVERNMENT UNABLE TO PRODUCE NEW NATIONAL IDEOLOGY». Retrieved 13 March 2015.
  34. ^
    Compare: Winkelman, Michael (2010). Shamanism: A Biopsychosocial Paradigm of Consciousness and Healing. ABC-CLIO. p. 60. ISBN 9780313381812. Retrieved 2015-10-04. Part of Bahn’s and others’ arguments are based in an arbitrary approach to conceptualizing shamanism. For instance, Bahn characterizes Siberia as ‘the heartland of true shamanism’ (59), resorting to the idea that the word must be restricted to the cultural region of its origin.

References[edit]

  • De Bary, William Theodore & Tu, Weiming. Confucianism and Human Rights. Columbia University Press (1998). ISBN 0-231-10936-9.
  • Fisher, Mary Pat. Living Religions: An Encyclopaedia of the World’s Faiths. I.B. Tauris (1997). ISBN 1-86064-148-2.
  • Flood, Gavin D. An Introduction to Hinduism. Cambridge University Press (1996). ISBN 0-521-43304-5.
  • Huang, Siu-chi. Essentials of Neo-Confucianism: Eight Major Philosophers of the Song and Ming Periods. Greenwood Press (1999). ISBN 0-313-26449-X.
  • Leaman, Oliver. Key Concepts in Eastern Philosophy. Routledge (1999). ISBN 0-415-17362-0.
  • LaFargue, Michael. Tao and Method: A Reasoned Approach to the Tao Te Ching. SUNY Press (1994). ISBN 0-7914-1601-1.
  • Markham, Ian S. & Ruparell, Tinu. Encountering Religion: an introduction to the religions of the world. Blackwell Publishing (2001). ISBN 0-631-20674-4.
  • Maspero, Henri. Translated by Frank A. Kierman, Jr. Taoism and Chinese Religion. University of Massachusetts (1981).
  • Morgan, Diane. The Best Guide to Eastern Philosophy and Religion. St. Martin’s Griffin (2001). ISBN 1-58063-197-5.
  • Ono, Sakyo. Shinto: The Kami Way. Tuttle Publishing (2004). ISBN 0-8048-3557-8.
  • Pilgrim, Richard B. Buddhism and the Arts of Japan. Columbia University Press (1999). ISBN 0-231-11347-1.
  • Rausch, Thomas P. & Chapple, Christopher Key. The College Student’s Introduction to Theology. Liturgical Press (1993). ISBN 0-8146-5841-5.
  • Segal, Robert Alan. The Blackwell Companion to the Study of Religion. Blackwell Publishing (2006). ISBN 0-631-23216-8.
  • Sharot, Stephen. A Comparative Sociology of World Religions: virtuosos, priests, and popular religion. NYU Press (2001). ISBN 0-8147-9805-5.
  • Slingerland, Edward Gilman. Effortless Action: Wu-Wei as Conceptual Metaphor and Spiritual Ideal in Early China. Oxford University Press (2003). ISBN 0-19-513899-6.
  • Smart, Ninian. World Philosophies. Routledge UK (2000). ISBN 0-415-22852-2.
  • Swami Bhaskarananda. The Essentials of Hinduism. Viveka Press (1994). ISBN 1-884852-02-5.
  • Weightman, Simon. Hinnells, John (ed). Handbook of Living Religions. Penguin Books (1997). ISBN 0-14-051480-5.
  • Yao, Xinzhong. An Introduction to Confucianism. Cambridge University Press (2000). ISBN 0-521-64430-5.
  • York, Michael. Pagan Theology: Paganism as a World Religion. NYU Press (2005). ISBN 0-8147-9708-3.

Юдовская7 параграф 28

Проверьте себя

1. Какие формы собственности на землю существовали в странах Востока?

В государствах Древнего Востока, Китае, Индии, Камбодже, даже в Японии основной формой собственности была государственная собственность на землю. Формально большая часть земель принадлежала монарху, а уж он раздавал земельные наделы угодным ему людям, которые платили ренту, налог на право пользования землей.

Такая форма собственности во многом позволила государствам Востока избежать феодальной разобщенности, поскольку не образовывались крупные феоды, и местная знать не имела такой власти и богатства, как феодалы западной Европы.

Однако наряду с государственной собственностью, существовала и общинная собственность на землю. К ней относилась земля, которая находилась в пользовании у фермеров. Крестьяне имели право работать на ней, чтобы прокормить свою семью, заплатить налоги или пожертвовать часть урожая. Эту землю невозможно было передать по наследству, продать или купить. Исключение составляла крайне незначительная часть земли общинного сектора, которая была в частной собственности крестьян.

2. Сравните положение городов на Западе и на Востоке в XVI—XVIII вв.

В отличие от Западных городов, Восточные не смогли добиться самостоятельности, а их жители находились под строгим контролем государства. Так, в Китае, каждый гражданин был зарегистрирован в специальной книге, приписан к своей улице и должен был ходить 2 раза в месяц в городское управление на проверку. При этом, среди населения поощрялись доносы на других людей.

Однако, несмотря на это, города продолжали развиваться и уже в 16-17 веках в них процветали ремесло и торговля.

3. Каким образом государства на Востоке регламентировали жизнь своих подданных?

Восточные государства регламентировали жизнь подданных посредством сословной/кастовой системы — иерархия была главным инструментом этого. Государство здесь выступало узурпатором, которое устанавливало правило жизни и деятельности для разных сословий и следило за соблюдением этих правил. Государство регламентировало все вплоть до ведения хозяйства, например, устанавливались цена на товары первой необходимости, на ремесла, на торговлю и так далее. При этом нарушать сословный порядок запрещалось.

4. По вашему выбору расскажите об одной из восточных религий.

Буддизм — одна из основных мировых религий наряду с христианством и мусульманством. В мире насчитывается около 500 млн. «чистых» буддистов, которые исповедуют только буддизм. Однако эта религия не запрещает придерживаться и какой-либо другой веры. В последнее время буддизм очень популярен в западном мире, многие люди приходят сами к желанию присоединиться к нему. Возможно, не последнюю роль в этом играет миролюбие и спокойствие этой религии.

История появления Буддизма

Буддизм зародился в 6 веке до н.э. в Индии. Из Индии буддизм распространился в другие страны Азии. Чем большую популярность он приобретал, тем больше ответвлений образовывалось.

Основателем буддизма был принц Гаутама Сиддхартха. Он родился в богатой семье, и жизнь его была полна роскоши и веселья.

По легенде, в возрасте 29 лет к принцу пришло озарение: он понял, что впустую растрачивает свою жизнь. Решив оставить прежнее существование, он становится аскетом. В течение следующих шести лет Гаутама был отшельником: странствовал и практиковал йогу.

Легенда гласит, что в 30 с лишним лет, достигнув духовного просветления, принц стал называться Буддой, что означает «просветленный». Он сидел под деревом и медитировал в течение 49 дней, после чего его ум стал отрешенным и светлым. Он постиг состояние радости и покоя.

В дальнейшем это дерево ученики будды называли «дерево Боддхи», или дерево просветления. У Будды было много последователей. Ученики приходили к нему, слушали его речи об учении, или дхарме, внимали его проповедям, медитировали, чтобы тоже стать просветленными.

Буддизм гласит, что стать просветленным может любой человек, достигнув высокой осознанности своей души.

Цель буддизма — уйти от этих страданий. Перестать испытывать негативные чувства и эмоции, избавиться от различных зависимостей. По мнению Будды, истинный путь, он же путь к состоянию нирваны — срединный, он находится между излишествами и аскетизмом. Этот путь в буддизме называют благородным восьмеричным путем. Его нужно пройти для того, чтобы стать благородным осознанным человеком.

Подумайте

1. Составьте рассказ по выбору: «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская община на Востоке».

В Индии все должности и обязанности, выполняемые общинниками, передавались по наследству из поколения в поколение. Этим община привязывала жителей деревни к земле, так как только в своей общине жители деревни имели право на то, чем они занимались. И хотя по закону общинники были свободными людьми, фактически они не могли уйти из своей деревни, так как за ее пределами становились бесправными, «пришлыми».

Китайская деревня состояла из 100 дворов, которые делились на группы по 10 дворов и возглавлялись десятским. А во главе уже всей общины стоял староста. Именно он и десятские несли ответственность за сбор налогов. При этом, в деревне существовал принцип круговой поруки, который заключался в том, что если один из жителей нарушал установленный порядок, ответственность несли все жители деревни. Стоит отметить, что труд для китайских жителей считался священным долгом, и поэтому они стремились обработать каждый клочок земли.

Основную массу населения в Японии составляли крестьяне. Крестьяне не могли оставлять свое хозяйство, жизнь их протекала в тяжелом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо и другие зерновые, а также хлопок, табак, чай. Если дела шли совсем плохо, то крестьянин продавал землю (хотя законом это запрещалось) или даже бросал ее и уходил искать лучшей доли. Если крестьянин получал разрешение на уход из деревни, то вся община должна была его землю обрабатывать и платить за него налоги. Неурожаи, голод, землетрясения, пожары, эпидемии приводили к гибели сотни тысяч людей.

2. Подумайте, почему именно буддизм превратился в мировую религию.

Буддизм — одна из наиболее распространенных религий на нашей планете. Она уступает лишь христианству. Буддизм получил большое распространения благодаря тому, что зародился в местах с большим населением. К тому же, данная религия миролюбивая и спокойная, не имеет божества и не запрещает придерживаться какой-либо другой веры. А её основная идея о страдании и избавлении от страданий была очень актуальной среди угнетённых слоёв населения, и помогала им духовно преодолевать тяжёлые испытания в их жизни.

Таким образом, в буддизме главное — развитие и душевный покой. В то время, как другие религии проповедуют служению богу и базируются на страхе перед наказанием за проступки.

3. Сделайте вывод: какие основные черты характерны для традиционных обществ Востока в XVI—XVIII вв.?

1) Абсолютная власть монарха/султана/шаха, как следствие – отсутствие каких-либо прав у людей.

2) Консервативные традиции, как в жизни, так и в религиозной и культурной среде.

3) Большая часть земли принадлежала государству. Оно контролировало общество, назначало цены и устанавливало монополии, а также следило за людьми.

4) Жёсткая иерархия, основанная на классовом делении.

5) Государство опирается на силу коллектива, поэтому в Восточных странах распространение получили общины с традиционным сельским ведением хозяйства.

6) Отличительной чертой является самоизоляция государств. В то время, когда Европа открывала новые границы мира, Китай и Япония, наоборот, пытались отгородиться от внешнего влияния, дабы сохранить особенности их цивилизации.

По вашему выбору расскажите об одной из восточных религий.

reshalka.com

ГДЗ учебник по истории 7 класс Юдовская. §15. Проверьте себя. Номер №4

Решение

Буддизм.
Буддизм одна из самых древних религий во всем мире. Своей известностью и почитанием, буддизм идет наравне с мусульманством и христианством. Буддизм отрицает присутствие божества или самого бога. В христианстве и исламе − наоборот.
В исламе поклоняются Аллаху, в христианстве – Иисусу. Что же тогда проповедует буддизм, и каких рамок придерживается это направление? А все достаточно просто. Вера буддизма проповедует то, что человек должен освободиться от жизненных хлопот и суеты, когда он пройдет через все страдания, то достигнет нирваны, блаженства его души. Данную религию назвали в честь пророка, который ее проповедовал. Его называли Будда, конечно у этого человека было совсем другое имя, просто он назвал себя так после того, как смог просветиться и познать все тонкости бытия.
Возник буддизм в Индии, в VI веке до нашей эры. Началом буддизма считается история о ее основателе Сиддхартхи Гаутаме. Он был индийским царевичем, жил достаточно нормальной жизнью, но казалось, ему чего−то не хватает. Когда ему исполнилось больше тридцати лет, молодой человек решил оставить свою семью и стать отшельником. Семь лет он жил жизнью, в которой искал способ избавить человеческую душу от страданий. Ему удалось достичь долгожданного пробуждения и выбрать правильный жизненный путь. После чего Гаутама становится Буддой. Он решает помочь человечеству и продолжает проповедовать свое учение на продолжении 40 лет. Основой буддизма становятся 4 истины. Согласно им, жизнь человека всегда связана со страданиями. Наш мир – это круговорот рождений и смертей. И вот когда человек постигнет отрешенность от жизни, он освободиться от круговорота страданий. И если человеку посчастливиться победить свои желания он постигнет нирвану.
Даже сегодня во многих странах мира сильно распространен культ поклонения Будде. Множество храмов, с самыми красивыми фасадами и украшениями, а так же статуй, возведены во многих уголках планеты. Хотя говорится, что сам Будда не требовал к себе внимания, он не хотел, чтобы ему поклонялись, он просто делал то, что считал необходимым для человечества. Он считал себя самым простым человеком, который познал многие вещи, и всячески старался помочь в этом другим людям. Оказывается, что буддизм возник намного раньше христианства и ислама. Все сторонники буддизма искренно верят в переселение души. Жизнь человека не может закончиться его смертью, это лишь необходимая составляющая всего процесса. После смерти душа человека всего лишь переселяется в новое тело, и неважно будет это снова человек, или уже животное.
Буддисты придерживаются того мнения, что Будда сам прожил много разных жизней. Кем он только ни был! Но пройдя все испытания, даже разных перевоплощений, он все же, смог познать просвещения. Пройдя через все испытания, Будда получил бесценный опыт, чтобы передать его людям тем, кто этого попросит. Все буддисты не проповедуют насилие, они считают, что все люди равны между собой с самого рождения. На протяжении веков у них сложилась своя культура и традиции. Все это искусство отлично проявляется в изготовлении маленьких статуэток Будды, и даже больших его статуй. Одна из них даже занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самая высокая статуя. Большим спросом пользуется институт монашества. Монахи всегда живут в монастырях, давая при этом обет безбрачия. Они ходят в яркой, оранжевой одежде, с бритой головой. Почти все монастыри, где проповедуется буддизм стали центром боевых искусств, восточной медицины и других отраслей культуры.
На сегодняшний день буддизм – это самая распространенная мировая религия. Ее сторонники живут на территории Азии. Но это не значит, что в других частях мира этой религии нет. Хоть в небольшом количестве, но можно найти буддизм во многих странах. Буддизм оказывает огромное влияние на жизнь людей. Все это поддерживают монахи, которые несут огромный вклад в развитие буддизма. Они обучают, просвещают и хранят все то, что было создано так давно.

  • Рассказ об авдотье рязаночке краткое
  • Рассказ об 1 из созвездий осеннего неба небольшой
  • Рассказ об 1 дне из жизни первобытного человека
  • Рассказ о ящерице на английском языке
  • Рассказ о ярославе мудром 5 класс