Рассказ об опере иван сусанин 3 класс

Доклад: «Иван Сусанин» по музыке 

На чтение 2 мин Обновлено 10 ноября, 2017

«Опера Иван Сусанин» доклад по музыке, изложенный в этой статье, расскажет Вам все об этой героической, народной, музыкальной драме и первой русской национальной опере.

Сообщение об опере Иван Сусанин

Автором оперы «Иван Сусанин» является М. Глинка. В основе музыкального произведения лежит предание о героическом проступке старосте села Домнина, крестьянина Ивана Сусанина. Действия происходили в период оккупации польскими захватчиками России.

Музыкальное произведение с первых аккордов переносит слушателя в 1612 – 1613 года. Поляки уже изгнаны из Москвы, только отдельные отряды бродят по стране в поисках Михаила Романова. И вот один из отрядов врага забредает в костромскую губернию, село Домнина. Они обратились к крестьянину Ивану Сусанину, чтобы он стал их проводником на пути в монастырь, куда по слухам собирался идти наследник русского престола. Сусанин согласился сопровождать поляков, однако завел их в самую гущу леса, где располагались непроходимые болота. Враги пытали и избивали крестьянина и, в конце концов, убили его. Он стал настоящим героем для целого поколения.

История создания оперы «Иван Сусанин»

Композитор М. Глинка долго искал подходящий сюжет для своей оперы. Однажды, будучи в гостях у В. Жуковского, он поведал о своих планах. И хозяин дома предложил ему взять за основу героический подвиг Ивана Сусанина. Глинка настолько увлекся предложенной идеей, что с большим вдохновением взялся за ее написание в 1834 году. Опера была закончена в 1836 году и первые репетиции стали проходить в Александринском театре. Премьеру произведения приурочили к грандиозному открытию Большого театра в Петербурге.

Глинка несколько раз менял название своей оперы. Сначала это был «Иван Сусанин», потом «Смерть за царя». Но император Николай I, которому композитор посвятил свое произведение, предложил собственный вариант названия — «Жизнь за царя».

Успех оперы был ошеломляющим. Колоритная и яркая музыка, героический сюжет, величественный финал и прекрасный хор произвели незабываемое впечатление на зрителей.  Многочисленные сцены и сюжеты органично дополняли друг друга, придавая опере трогательности и драматизма.

Надеемся, что доклад на тему опера «Иван Сусанин» помог Вам в подготовке к занятиям. А свое сообщение на тему опера Ивана Сусанина, Вы можете оставить через форму комментариев ниже. 

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ОПЕРА «иван сусанин» Михаил Иванович Глинка

    1 слайд

    ОПЕРА «иван сусанин» Михаил Иванович Глинка

  • Родился 20 мая1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии Играть на фор...

    3 слайд

    Родился 20 мая1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. Краткая биография

  • «Жизнь за царя» Опера «Иван Сусанин» изначально имела название «Жизнь за царя...

    4 слайд

    «Жизнь за царя» Опера «Иван Сусанин» изначально имела название «Жизнь за царя» Премьера состоялась 27 ноября 1836 года в петербургском Большом театре.

  • Иван сусанин В основе опере- реальное историческое событие – патриотический п...

    5 слайд

    Иван сусанин В основе опере- реальное историческое событие – патриотический подвиг крестьянина села Домнино, близ Костромы Ивана Осиповича Сусанина, совершенный в начале 1613 года.

  • История создания Опера «Иван Сусанин» – первый в истории мировой музыки образ...

    6 слайд

    История создания Опера «Иван Сусанин» – первый в истории мировой музыки образец героической народной драмы. Подвиг Сусанина вдохновил поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу «Иван Сусанин». Вдохновил он и композитора М.И. Глинку, который  давно искал сюжет для оперы. И вот однажды на вечере у В.А. Жуковского, когда Глинка поделился своими планами о написании героической оперы, тот предложил ему сюжет об Иване Сусанине. Известно, что Жуковского давно волновала личность этого героического крестьянина.

  • Кузьма Минин- народный герой, который прославился как организатор Второго опо...

    9 слайд

    Кузьма Минин- народный герой, который прославился как организатор Второго ополчения.

  • Сцена из оперы. В доме сусанина.

    10 слайд

    Сцена из оперы. В доме сусанина.

  • В замке польского короля

    11 слайд

    В замке польского короля

  • Памятник Минину и пожарскому

    14 слайд

    Памятник Минину и пожарскому

  • Домашнее задание Прослушать «Полонез» из оперы «Иван Сусанин»

    16 слайд

    Домашнее задание Прослушать «Полонез» из оперы «Иван Сусанин»

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»

Цель урока: познакомить учащихся с жанром «Опера»  на примере оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Задачи:

  • образовательная – знакомство с жанром «Опера»;
  • развивающая – развитие музыкального мышления у учащихся;
  • воспитательная – воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине.

Методы: ретроспективы и перспективы; наглядности; музыкальной импровизации;

Оборудование:

  • телевизор и DVD проигрыватель,
  • проектор и компьютер,
  • элементарные музыкальные инструменты.

Ход урока 

I. Организационный этап 

1. Введение в тему урока.

Учащиеся входят в кабинет под музыку М.И.Глинки Хор «Славься», из оперы «Иван Сусанин».

2. Просмотр видео фрагмента  оперы «Иван Сусанин», (вступление к опере). 

II. Познавательный этап 

1. История создания оперы.

Рождение оперы

Шел 1600год. Празднично разукрашенная Флоренция принимала все новых и новых гостей. Со всех концов Италии и из разных стран съезжались сюда знатные люди. Предстояли пышные торжества: свадьба французского короля Генриха IV и дочери правителя Флоренции герцога Медичи – Марии.

Семья Медичи славилась своим пристрастием к искусству, особенно любовью к театру и музыке, и все предвкушают, что на свадьбе смогут увидеть и услышать нечто совершенно необычное. Дворец уже полон гостей. Здесь собрался цвет итальянского искусства: поэты и музыканты, композиторы, актеры. Среди них известный литератор Оттавио Ринуччини, певцы-композиторы Пери и Каччини, Винченцо Галилей – композитор, ученый-музыкант и исполнитель на лютне, отец великого астронома Галилео Галилея. Граф Барди, ведавший всей художественной жизнью дворца Медичи, подводит к этой группе и представляет неизвестного пока музыканта Клаудио Монте вели.

Основной частью торжеств, поразившей всех присутствующих, была разыгранная певцами, поэтами и музыкантами драма о древнегреческом певце Орфее.

Новое произведение очень понравилось, но и вызвало множество споров.

« — Как можно! Так поют только мои крестьяне! – говорили одни…

— Но зато это так понятно, так просто и захватывающе, — парировали другие…

— Синьоры! Господа! Прошу выслушать меня, положил конец спорам граф Барди. – Я объясню наш замысел, мы решили, что неплохо было бы, чтоб древнегреческий миф прозвучал так, как некогда исполнялись в античной Греции трагедии — нараспев. Мы вспомнили, что  в народе поются песни, баллады всегда одним певцом. Это похоже на исполнение древних греков. Мы стали прислушиваться к такому пению, а потом и к нашей речи и услышали в каждой разговорной интонации свою музыку. Люди говорят так выразительно, разнообразно, то гневаясь, то скорбя или радуясь, то умоляя, упрашивая горячо и страстно! Мы услышали музыку речи.

Пери переложил на музыку то, что создал поэт Оттавио Ринуччини. Получилась речевая мелодия – речитатив.

И первую настоящую оперу создал Клаудио Монтеверди.

Монтеверди почувствовал, что речитативы в музыке являются вспомогательными, что мелодия должна литься, захватывая и завораживая слушателя своей красотой, и он стал чередовать речитативы с распевными мелодиями, выражавшими переживания героя. Эти мелодии стали называться «ариями» (что по-итальянски означает дух, дыхание, т.к. для того чтобы произнести длинную фразу, надо набрать в легкие побольше дыхания). 

Так возникла опера – самый сложный из всех видов музыки жанр.

Значение термина «опера».

Что же значит это слово?

«Опера», — в переводе с итальянского означает «труд, сочинение».

Самые первые опыты, не имея точного определения только что возникшего жанра, именовались: «сказание в музыке», или «музыкальная повесть», и к этому названию обязательно прибавлялось – «труд» или «сочинение» такого-то композитора. Позднее длинное название сократилось и осталась лишь короткая приписка – «опера». Так возник новый музыкально-театральный жанр.

—    Это история возникновения оперы как жанра. И сейчас мы с вами познакомимся с возникновением первой национальной русской оперы.

2. Предыстория  возникновения оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки

Михаил Иванович Глинка – родился в 1804г., с. Новоспасском в семье помещика. Глинка любил крепостной оркестр дяди, где он играл на скрипке и флейте. Исполнял народные пьесы и западные. Позже стал учиться играть на фортепиано. Михаил воспитывался в русских народных традициях, до последних дней русская песня была любимой музыкой М.Глинки.

Грянули грозные события Отечественной войны 1812. События этих лет навсегда запечатлелись в юной душе будущего композитора. Неизгладимая память о величии и героизме русского народа стала основой, на которой впоследствии выросла и сформировалась личность Глинки – художника и гражданина.

Второе событие, которое столь же сильно врезалось в память композитора, 14 декабря 1825 года. Утром в тот страшный день Глинка был на Дворцовой площади, потом на Сенатской .Он слышал пушечные выстрелы, направленные против «мятежников», ;среди  них были и его друзья.

М.И.Глинка задумывается о создании музыкального  произведения  рассказывающего о героизме русского народа. Несколько лет он путешествует по Италии, — где изучал bell canto и итальянскую оперу. Познакомился с Беллини, Доницетти. В итальянской опере писал арии, вариации на итальянские темы.

В Италии Глинка задумал написать оперу. Появился замысел «Ивана Сусанина

«В то время Москву занимали поляки, они хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III…»

У        лица села Домнино. Здесь собрались воины народного ополчения и крестьяне, среди которых Иван Сусанин и его дочь Антонида. Антонида мечтает о возвращении жениха, ратника Богдана Собинина и о свадьбе с ним . На что Сусанин сначала отвечает: «Не до свадеб, пока Русь страдает под игом врагов». Но узнав от Собинина, что поляки в Москве уже окружены, он уступает общим уговорам и соглашается.

В избе Сусанина неожиданно появляется отряд поляков. Они требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Узнав, что Сусанина увели поляки, Собинин решает направиться с отрядом на спасение отца Антониды.

Глухой лес, занесенный снегом. Сюда Сусанин привел поляков. Поляки засыпают, бодрствует один Сусанин. Он размышляет о предстоящей гибели, вспоминает близких и мысленно прощается с ними. Поляки , проснувшись, убеждаются в том, что  Сусанин завел их в непроходимую глушь.

«Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал.
« Туда, куда нужно! – Сусанин сказал. –

Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли;
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».

III. Итог урока 

1. Выполнение творческой работы.

Составить по 2 вопроса для теста , с вариантами ответов по:

  • создание оперы как жанра
  • биография композитора
  • опера «Иван Сусанин»

IV. Домашнее задание

  • Составить кроссворд по теме «Опера»
  • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту оперы «Иван Сусанин»
  • Написать отзыв: «Какие чувства вызвала у меня опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»».

Центр АРТ-образования, Всероссийский конкурс «Гордость Отчизны»: Юбилейные даты России в 2014 году (история и культура)   «Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (к 210-летию со дня рождения М.И.Глинки)  Презентация к уроку музыки Масликова Юлия Алексеевна, учитель музыки, Морозов Данил, 8 класс МБОУ СОШ №3 городского округа г.Урюпинск

Центр АРТ-образования,

Всероссийский конкурс «Гордость Отчизны»: Юбилейные даты России в 2014 году (история и культура)

«Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»

(к 210-летию со дня рождения М.И.Глинки)

Презентация к уроку музыки

Масликова Юлия Алексеевна,

учитель музыки,

Морозов Данил, 8 класс

МБОУ СОШ №3 городского округа

г.Урюпинск

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) русский композитор, основоположник национальной композиторской школы. Михаил Иванович с детства увлекался музыкой. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. В 1817 году Михаил поступает в Благородный пансион. Берёт уроки у видных музыкальных педагогов - Карла Цейнера и Джона Филда. По окончании пансиона, он усиленно занимается: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, пробует себя в роли композитора. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине.

Михаил Иванович Глинка

(1804-1857)

русский композитор, основоположник национальной композиторской школы.

Михаил Иванович с детства увлекался музыкой. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке.

В 1817 году Михаил поступает в Благородный пансион. Берёт уроки у видных музыкальных педагогов — Карла Цейнера и Джона Филда. По окончании пансиона, он усиленно занимается: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, пробует себя в роли композитора. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету

В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине.

 Мысль, поданная Жуковским, захватила воображение композитора. «…Как бы по волшебному действию вдруг создался план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — всё это разом вспыхнуло в голове моей»,- В.А.Жуковский

Мысль, поданная Жуковским, захватила воображение композитора.

«…Как бы по волшебному действию вдруг создался план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — всё это разом вспыхнуло в голове моей»,-

В.А.Жуковский

«Иван Сусанин» («Жизнь за царя») - опера Михаила Ивановича Глинки. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. В 1815 году в Петербургском Большом театре состоялась премьера оперы.

«Иван Сусанин»

(«Жизнь за царя») — опера Михаила Ивановича Глинки. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.

В 1815 году в Петербургском Большом театре состоялась премьера оперы.

Иван Сусанин О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Сусанин был крепостным дворян Шестовых, проживавшим в селе Домнино, центре довольно крупной вотчины. В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину, созданный скульптором Н. А. Лавинским возле Молочной горы, над съездом к Волге.

Иван Сусанин

О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Сусанин был крепостным дворян Шестовых, проживавшим в селе Домнино, центре довольно крупной вотчины.

В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину, созданный скульптором Н. А. Лавинским возле Молочной горы,

над съездом к Волге.

Опера  «Иван Сусанин» - первый в истории мировом музыки образец героической народной музыкальной драмы. В основу оперы положено действительное историческое событие - патриотический подвиг крестьянина села Домнино, близ Костромы Ивана Осиповича Сусанина, совершенный в начале 1613 года. Москва была тогда уже освобождена от польских интервентов, но отряды захватчиков еще бродили по русской земле. Чтобы помешать полному освобождению страны, один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича, жившего тогда неподалеку от Домнина. Но Сусанин, которого враги пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом.

Опера «Иван Сусанин» — первый в истории мировом музыки образец героической народной музыкальной драмы.

В основу оперы положено действительное историческое событие — патриотический подвиг крестьянина села Домнино, близ Костромы Ивана Осиповича Сусанина, совершенный в начале 1613 года. Москва была тогда уже освобождена от польских интервентов, но отряды захватчиков еще бродили по русской земле. Чтобы помешать полному освобождению страны, один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича, жившего тогда неподалеку от Домнина. Но Сусанин, которого враги пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом.

Крестьянин Иван Сусанин узнает, что его боярина Михаила Романова собор ставит на Царство. Тем временем поляки вынашивают коварный план покорить Россию, захватив царя Михаила Романова в плен. Поляки появляются у дома Ивана Сусанина и требуют, чтобы их проводили к царю. Иван Сусанин притворно соглашается. А про себя думает:

Крестьянин Иван Сусанин узнает, что его боярина Михаила Романова собор ставит на Царство. Тем временем поляки вынашивают коварный план покорить Россию, захватив царя Михаила Романова в плен. Поляки появляются у дома Ивана Сусанина и требуют, чтобы их проводили к царю. Иван Сусанин притворно соглашается. А про себя думает: «Пойду, пойду. Их заведу в болото, в глушь, в трясину, в топь». Среди болот, когда поляки понимают, что их обманули, они убивают Ивана Сусанина, но и сами выбраться

не могут.

Познакомимся с фрагментами оперы «Иван Сусанин» Эскиз декорации к опере «Иван Сусанин» Сперанский П.Т.

Познакомимся с фрагментами

оперы «Иван Сусанин»

Эскиз декорации к опере «Иван Сусанин» Сперанский П.Т.

Бал у короля Сигизмунда

Бал у короля Сигизмунда

Хор поляков «Устали мы»

Хор поляков «Устали мы»

Ария Ивана Сусанина  «Иван Сусанина» картина Священника Григория

Ария Ивана

Сусанина

«Иван Сусанина»

картина

Священника Григория

Хор «Славься»

Хор «Славься»

«Богатый своим талантом, он (Глинка) доказал блистательным опытом, что русская мелодия, естественно, то заунывная, то веселая, то удалая, может быть возвышена до трагического стиля… С оперою Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе – новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!»  В.Ф.Одоевский

«Богатый своим талантом, он (Глинка) доказал блистательным опытом, что русская мелодия, естественно, то заунывная, то веселая, то удалая, может быть возвышена до трагического стиля… С оперою Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе – новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!»

В.Ф.Одоевский

Ссылки на сайты, использованные в работе:

Ссылки на сайты,

использованные в работе:

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) — основатель русской композиторской школы, сочинения которого оказали огромное влияние на становление русской классической музыки и творческий путь своих последователей-композиторов, среди которых — А. П. Бородин, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский и многие другие. Выдающийся музыкальный критик В. Стасов сравнивал значимость творчества Глинки для русской музыки со значением творчества А. С. Пушкина в литературе.

История создания

Опера Глинки «Иван Сусанин» — одна из первых русских опер. Писать патриотическое произведение композитор начал по совету поэта В. Жуковского. В основе содержания – подвиг, который совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Под образом Сусанина подразумевался русский народ, героически сражавшийся с наполеоновскими войсками. Большое влияние на формирование образа главного героя оперы оказала поэма К. Рылеева — «Иван Сусанин».

Создатель либретто оперы «Иван Сусанин» — Г. Ф. Розен. Премьера состоялась в Петербурге в Большом театре 27 ноября 1836 года. Постановка была восторженно принята передовой интеллигенцией, увидевшей в создании оперы «Иван Сусанин» начало нового этапа развития русской музыки. Придворная аристократия их восторга не разделила, хотя сам император присутствовал на премьере.

По желанию Николая I опера Глинки «Иван Сусанин» была переименована в «Жизнь за царя», чтобы у нее появился монархический подтекст. После крушения монархии она вновь стала называться «Иван Сусанин». Либретто Розена было подвергнуто обработке поэтом С. М. Городецким.

Иван Сусанин краткое содержание оперы

О «Жизни за царя» М. И. Глинки, названии и премьере на сцене Большого театра в Петербурге

С оперой «Жизнь за царя» выдающегося русского композитора Михаила Ивановича Глинки связано немало интересных фактов. Произведение затрагивает события 1613 года, частности, рассказывает о походе польского войска на Москву.

Опера состоит из 4 актов с эпилогом. Автор либретто — барон Егор Розен. При СССР сделали новую редакцию либретто, автором которого был Сергей Городецкий, и название было изменено, понятно по каким причинам. Советские власти избавлялись от упоминания всего царского. А опера ведь гениальная.

Стоит отметить, что с названием этой оперы и в дореволюционной России было не всё гладко, и причём, с самого начала. Называться опера должна была абсолютно не так. Сам автор, Михаил Глинка, поначалу не хотел называть её «Жизнью за царя», и «Не жизни за царя» был против. Не совсем понятно? Тогда слушайте весь рассказ, где много чего можно почерпнуть интересного.

Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин»

В 1836 году Михаил Иванович Глинка закончил оперу. Поначалу композитор не мог добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого (Каменного) театра. С большим упорством этому препятствовал тогдашний директор императорских театров А. М. Гедеонов.

Затем он отдал её на суд «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу, которому, напротив, понравилась опера и он дал ей самый лестный отзыв. Итак, её собирались ставить в Санкт-Петербурге. Репетиции начались в мае 1836 года и опера имела название «Иван Сусанин».

История Ивана Сусанина

Все помнят историю о том, как польско-литовское войско хотело захватить юного Михаила Фёдоровича, первого русского царя из династии Романовых. Но враги не знали, где он находится. По дороге им встретился Иван Сусанин, который стал их проводником. Но он повёл не к царю, а далеко в чащу леса, к болотам, где те погибли.

Иван Сусанин остался героем навечно в памяти наших людей, вошёл в российскую историю. Имя героя стало нарицательным. Простой крестьянин совершил геройский поступок, который будет во все времена вызывать восхищение, на этом композитор и хотел сделать ударение. А, по сути, Сусанин отдал жизнь за царя.

История с названиями

Поэтому один из государственных министров, посетив репетицию, посоветовал переименовать оперу и назвать её — «Жизнь за царя». Михаил Глинка долго не соглашался. Для него важен был героизм Сусанина, это он хотел поставить во главе угла, сделать тему подвига центральной.

Тогда было предложено и другое название — «Смерть за царя». Однако, после рассуждений и дискуссий, выводом которых стало убеждение в том, что «за царей» надо только жить, закрепилось название «Жизнь за царя». И композитор согласился.

Премьера и огромный успех

Премьера состоялась 9 декабря (27 ноября по старому стилю) 1836 года в Большом театре в столице Российской империи. Роль Сусанина исполнял Осип Петров, а роль Вани была поручена певице Анне Воробьевой, скоро ставшей Петровой. Время их свадьбы совпало с репетициями, и тогда автор Нестор Кукольник и композитор Михаил Глинка преподнесли свой своеобразный свадебный подарок.

Удлинили сперва небольшую роль Вани новыми ариями, которые великолепно исполнила Анна Яковлевна Воробьева, доказав свой талант и блистательное мастерство. Первым дирижёром оперы стал Катерино Кавос, который считался одним из лучших дирижёров и музыкантов своего времени и оценил талант Глинки.

Позитивные отзывы и отзвук Стасова

В своих записках композитор о после премьеры назвали музыку оперы «кучерской» — «это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ».

На следующий день после премьеры, на дружеском обеде в честь Глинки у А. В. Всеволжского был сочинен «Канон в честь М. И. Глинки»:

1 куплет — Жуковского:

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка,

Веселися, Русь! Наш Глинка —

Уж не Глинка, а фарфор!

2 куплет — Вяземского:

За прекрасную новинку

Славить будет глас молвы

Нашего Орфея — Глинку

От Неглинной — до Невы.

3 куплет — Жуковского:

В честь столь славныя новинки

Грянь, труба и барабан,

Выпьем за здоровье Глинки

Мы глинтвеину стакан!

4 куплет — Пушкина:

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не может в грязь.

Так, шутливо, тепло и по-доброму друзья поздравили Михаила Глинку с успехом оперы.

Музыкальный критик Владимир Одоевский:

С оперой Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, — новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!

Брат знаменитого французского писателя Просперо Мериме Анри:

По сюжету и музыке это такой правдивый итог всего, что Россия выстрадала и излила в песне… Это более, чем опера, это — национальная эпопея.

Один отрицательный отзвук был. В 1861 году известный критик Василий Стасов написал:

Никто, быть может, не сделал такого бесчестья нашему народу, как Глинка, выставив посредством гениальной музыки на вечные времена русским героем подлого холопа Сусанина, верного, как собака, ограниченного, как сова или глухой тетерев.

Опера Глинки при СССР

Долгое время опера при советской власти не исполнялась. Были попытки полного изменения сюжета и приспособление его к обстоятельствам времени. Как писал Л. Л. Сабанеев:

Первая редакция была — перенесение времени действия в эпоху большевистской революции. В соответствии с этим Иван Сусанин обратился в «предсельсовета» — в передового крестьянина, стоящего за советскую родину. Ваня обращен был в комсомольца. Поляки остались на месте потому, что в это время как раз была война с Польшей, где выдвинулся Тухачевский.

Финальный гимн был перефразирован: «Славься, славься, советский строй». Благодаря поэту Сергею Городецкому, который с помощью дирижёра Самуила Самосуда создал новое «советское» либретто, опера Глинки была поставлена в Большом театре в 1939 году режиссёром Борисом Мордвиновым.

Премьера при СССР и свет Сталина

Опера в новом варианте была выдержана уже в духе борьбы русского народа против чужеземного ига и прославляла народ-победитель, а в заключительной песне «Славься» говорилось о русском народе. Премьерная постановка от 21 февраля 1939 не впечатлила Сталина, и он предложил внести несколько изменений, в частности, высказавшись:

Почему на сцене так темно? Нужно больше света, больше народу!

Все изменения были учтены в постановке от 2 апреля 1939 года, встреченной критиками с большим восторгом. С 1945 года спектаклем «Иван Сусанин» Глинки в различных постановках открывает ежегодный сезон Большой театр. Партию Ивана Сусанина исполняли Максим Михайлов, Иван Петров, Александр Ведерников, Евгений Нестеренко.

Опера Глинки в ХХ-XXI веках

В 1988 году режиссёр Николай Кузнецов, художник Валерий Левенталь и дирижёр Александр Лазарев поставили «Ивана Сусанина» в Большом театре в декорациях первой постановки и со «старым», первоначальным либретто. Признание оперы со стороны зрителей было трудно переоценить. Однако прошёл спектакль всего 23 раза, потом был почему-то снят со сцены.

В 1997 году Большой театр в Петербурге возобновил сезоны показа оперы, для которой взяли изначальное либретто Розена и даже название композитора: «Иван Сусанин». Использовались декорации баратовского спектакля. Благодаря мастеру оперного дирижирования Марку Эрмлеру и таланту исполнителей, таких как Владимир Маторин, Лариса Рудакова, Владимир Щербаков и Александра Дурсенева, спектакль получился поразительно живым. За рубежом одна из значительных постановок оперы была представлена в миланском «Ла Скала».

Большой (Каменный) театр в Санкт-Петербурге

В театре состоялись премьеры опер М. И. Глинки — «Жизнь за царя», ознаменовавшей рождение новой русской классической оперы, и «Руслан и Людмила» в 1842 году. Ставились также оперы других русских композиторов; выступали певцы Е. С. Сандунова, П. В. Злов, П. Т. и В. Ф. Рыкаловы, А. Я. Петрова, О. А. Петров, Леон Леонов, Г. Климовский, А. Г. Ефремов, В. А. Шемаев, Я. С. и А. И. Воробьёвы.

В 1847 году на этой сцене дебютировал Мариус Петипа, сменивший в должности главного императорского балетмейстера другого французского хореографа Артура Сен-Леона и связавший свою жизнь с русским балетом на целых полвека. В 1862 году в театре поставлена опера «Сила судьбы», написанная для Большого Каменного театра Джузеппе Верди.

В 1886 году показали опера «Кармен», после чего все спектакли перенесли в Мариинский театр. Здание Большого театра было передано Русскому музыкальному обществу для перестройки. Было частично разобрано и вошло в новое здание Консерватории, которая ныне расположена в Санкт-Петербурге, на Театральной площади, 3.

Первое действие

Взволнованная и динамичная музыка увертюры предвосхищает драматический сюжет краткого содержания оперы «Иван Сусанин».

По улице села Домнина поют хор крестьян и крестьянок. Мужчины славят воинские подвиги. Женщины радуются приходу весны. В постановках советского времени действие происходит осенью, так как движение, которое поднял Минин, было начато в это время.

После того, как крестьяне расходятся, выходит Антонида и с печалью смотрит в сторону реки. Девушка ждет, когда вернётся её жених Богдан Собинин, ушедший воевать с польской шляхтой. Вновь выходят крестьяне, а с ними и Сусанин, который возвратился из города. Он сообщает, что свадьбы, о которой так мечтает Антонида, не будет, ведь народному горю нет конца. Вдруг к берегу причаливает лодка, из которой выходит Собинин. Он горячо приветствует Антониду и рассказывает её отцу о том, что войска Пожарского одержали победу над поляками.

Крестьяне ликуют, но Сусанин понимает, что это ещё не конец войны. Собинин и Антонида просят его согласиться на их свадьбу. Тот непреклонен. По краткому содержанию оперы «Иван Сусанин» становится понятно: судьба родины для главного героя неразрывно связана с судьбой семьи. Главный герой заявляет, что даст согласие на свадьбу, когда на престол взойдёт царь. Собинин рассказывает, что царём в скором времени должен стать Михаил Романов. Сусанин соглашается на свадьбу. Все расходятся, радуясь.

опера Глинки Иван Сусанин

Краткое содержание

Действие первое

В небольшом селе проживает простой крестьянин Иван Сусанин и двое его детей: родная дочь Антонида и приемный сын Ваня. Известие о нападении польского войска бередит народ, который не собирается без боя отдавать свою отчизну врагу – «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет».

Богдан вместе с другими молодыми и сильными крестьянами примыкают к народному ополчению. Спустя время он приносит домой радостное известие: крестьянин Минин из Нижнего Новгорода собирает великую дружину, чтобы разгромить поляков и освободить столицу от захватчиков.

Антонида и Богдан обращаются к Ивану Сусанину дать благословение на их свадьбу, однако старик отказывает в просьбе влюбленным: «Нынче не до свадеб. Время боевое!».

Действие второе

Тем временем Сигизмунд III устраивает роскошный бал в честь своей победы. Окрыленные воинским успехом, поляки предвкушают райскую жизнь за счет награбленных богатств.

Во время всеобщего ликования посол приносит королю дурные вести. Русские во главе с Мининым оказывают сопротивление полякам. Польский отряд осажден в Москве, а оставшееся войско в панике разбегается.

Действие третье

Ваня мастерит себе деревянное копье, мечтая поскорее повзрослеть и встать на защиту своей родины. В избу входит Сусанин и сообщает, что неподалеку в лесу Минин со своей дружиной разбил лагерь.

Богдан и Антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. В дом Сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных. Когда гости расходятся, неожиданно в сени врываются польские воины и требуют старика отвести их к Минину.

Поначалу крестьянин отказывается, но затем в его голове созревает коварный план: обманом завести поляков в лесную глушь и там их погубить. Он тихонько дает наставление Ване: мчаться как можно быстрее к ополченцам и предупредить об опасности, а сам уводит врагов в лес.

Когда в избу приходят подруги Антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. Богдан с крестьянами отправляется на помощь Сусанину.

Действие четвертое

Поздно ночью Ваня прибегает к ополченцам и сообщает Минину о нападении поляков. Встревоженные воины тут же собираются в поход.

Тем временем Сусанин все дальше уводит врагов вглубь непроходимой лесной чащи. Старик понимает, что час его близок и мысленно прощается с детьми.

Утомленные поляки подозревают неладное. Они выпытывают у Сусанина, куда он их завел, на что отважный крестьянин отвечает, что завел их туда, где им придется «голодной смертью помирать». В гневе поляки убивают Сусанина.

Эпилог

Ликующие толпы народа спешат на Красную площадь, церковные колокола оглушают округу праздничным звоном. Среди радостных людей выделяются грустные Антонида, Богдан и Ваня.

Один из воинов спрашивает о причине их грусти, на что Ваня рассказывает ему о героическом подвиге своего отца. Воины утешают мальчика словами: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин».

Народ приветствует появление своих героев – Минина и Пожарского – , звучат хвалебные песни в их адрес.

Действие третье

В избе Сусанина живёт мальчик — сирота Ваня. Вместе с Иваном Сусаниным он размышляет о том, что поляки могут явиться сюда, чтобы пленить царя. Но они смогут противостоять полякам и уберечь государя от подобной участи.

Вошедшие крестьяне желают Ивану счастья. После их ухода — сцена благословения Сусаниным молодых. Вдруг раздаётся конский топот. Это поляки. Они требуют проводить их к царю, так как они думают, что царь скрывается где-то рядом, сулят Ивану Сусанину золото. Он соглашается, тихо сказав Ване, чтобы тот уведомил государя об опасности. Антонида, подумав, что отец действительно соблазнился деньгами, умоляет его не делать этого. Но отец благословляет её и наказывает праздновать свадьбу без него. После этого он уходит. Антонида горько плачет. Из краткого содержания оперы «Иван Сусанин» уже ясно: главному герою не суждено больше вернуться домой.

Пришедший Собинин недоумевает, откуда появились враги. Выслушав рассказ невесты, он собирает отряд из крестьян, чтобы освободить Ивана Сусанина.

создание оперы Иван Сусанин

Содержание четвертого действия

В глухом лесу Собинин с крестьянами ищут Сусанина. В это время Ваня стучит в монастырские ворота, спеша предупредить царя о грозящей ему опасности. Услышав рассказанное, бояре вместе с мальчиком отправляются к царю.

Сусанин блуждает с поляками в глухом лесу. Они измучены, поэтому клянут своего проводника, но пока ещё верят ему. Враги останавливаются на ночлег. Сусанин понимает, что его смертный час близок. Скорбные раздумья мучают его. В кратком содержании оперы «Иван Сусанин» это самый трагический момент. Мысленно попрощавшись с семьёй, крестьянин ложится спать.

Сильнейшая вьюга. Поляки, проснувшись, понимают, что хитрый крестьянин заведомо завел их сюда, чтобы они нашли здесь свою погибель. Сусанин рассказывает им о своём вероломном плане. Разгневанные поляки решают убить Сусанина.

либретто оперы Иван Сусанин

Эпилог

Массовая сцена. Народ славит царя. Входят Антонида, Собинин и Ваня. Они тоскуют об Иване Сусанине. Воинский отряд, заметивший их, замедляет шаг и интересуется, почему они грустят, когда все радуются? Когда воины узнают, что это семья Сусанина, спасшего царя, то выражают и свою скорбь по поводу его гибели. Из либретто оперы «Иван Сусанин» можно узнать, что воины сполна отомстили врагам за смерть главного героя.

Торжествующий народ поёт во славу царю на Красной площади в Москве, повсюду слышен колокольный звон. Царский поезд направляется в Спасские ворота Кремля.

Герои оперы «Иван Сусанин» несут в своих образах характерные черты русского народа: мужественность и способность пожертвовать собой ради высоких целей (Сусанин), отвага и решительность (Собинин), верность и покорность (Антонида), преданность и бесстрашие (Ваня). Патриотический сюжет и замечательная музыка Михаила Глинки обеспечили этой опере всероссийское и мировое призвание.

Короткий пересказ «Иван Сусанин»

Краткое содержание «Иван Сусанин» опера Глинки:

Ополченцы возвращаются в село Домнино с радостной вестью – победой над ненавистными поляками. Не до радостных ликований лишь Антониде, дожидающейся скорого возвращения Богдана Собинина, жениха её, отправившегося биться с польской шляхтой. Сусанин чувства дочери разделяет, но настраивает её на скорые тяжкие испытания: до свадьбы ли теперь, когда вокруг так неспокойно.

Доносившаяся с реки песня возвещает о прибытии Собинина с его дружиной. Богдану известно, что Пожарский и Минин встали во главе русского войска и собирают вокруг русских воинов. Ликованиям крестьян нет границ: грядёт близкое освобождение.

Но Собинин огорчён, что его свадьба с Антонидой отложена, разве не ради невесты он так спешил в родные края! Сусанин после известия об осаде вражеского войска в Москве меняет своё решение и даёт своё отцовское согласие на свадьбу дочери.

Польский король Сигизмунд Третий настолько уверен в победе польского войска, что ещё до исхода битвы начинает пиршество в свою честь. В наполненном весёлыми гостями зале появляется гонец с известием о полном разгроме шляхты и пленённых в Москве поляков из королевского войска. Сигизмунд отдаёт приказание рыцарям собираться в боевой поход. Хвастаясь своей отвагой, с оружием в руках они клянутся разбить русских «смердов».

В разгар подготовки к свадьбе Собинина и Антониды в дом Ивана Сусанина врываются поляки. Они настаивают на том, чтобы им дали провожатого до Москвы, ведь местные дороги им неведомы. Сусанин мог бы их сопровождать, но он не предатель и даже за обещанное ему польское золото не согласен помогать неприятелям.

После некоторых раздумий у Сусанина созревает мысленный план: надо заманить польских врагов в непролазную лесную глушь и бросить их там на погибель. Крестьянин для виду соглашается проводить поляков до Москвы, понимая, что это и его последний путь: враги не простят ему такого коварства и убьют его в том же лесу…

Втайне от поляков он отправляет своего сына Ваню к Минину, чтобы он предупредил его об угрозе со стороны Сигизмунда. Ваня с радостью выполняет последнюю просьбу отца, ведь он мечтает биться с поляками и даже хотел проситься в дружину к Собинину.

Иван Сусанин ведёт польскую шляхту через поля и болота, через трудно проходимые леса. Узнав о хитрости Ивана Собинин пытается преследовать врагов в надежде спасти отца своей невесты. Минин возглавляет эту погоню и вместе с дружиной Собинина выступают навстречу ничего не подозревавшим полякам.

Замёрзшие, голодные и выбившиеся из сил поляки начинают подозревать, что Сусанин водит их не теми тропами. Остановившись на привал, враги крепко спят. Но Ивану не спится: он мысленно прощается с семьёй и своей жизнью, которые враги ему точно не сохранят.

Как бы ни была мучительна его смерть, Сусанина греет мысль об исполненном долге перед родной землёй: жизнь за царя отдать – честь для русского мужика. В последнем для него свисте ветра сквозь метель мерещатся ему голоса любимых дочери и сына, ведь и ради них он здесь и сейчас, — разве может быть иначе…

Наутро полякам торжествующий Сусанин открывает шляхтичам ужасную правду о том, что им суждено сгнить в лесной чаще, потому что Иван не поведёт их в Москву! Разъярённые поляки в бешенстве убивают Сусанина и только потом осознают, что им без крестьянина из местных лесов не выбраться, — они обречены…

А на Красной площади в Москве с особым ликованием народ встречает русские дружины. Все разделяют эту радость: и Ваня, И Антонида, и Собинин, — нет рядом только Ивана Сусанина… Москва отмечает освобождение от польских захватчиков и прославляет народных героев, не пожалевших жизни ради победы над неприятелем.

Это интересно: «Паяцы» – опера Р. Леонкавалло, премьера которой состоялась в 1892 году, настолько полно выразила все идеи итальянского веризма, что это новаторское течение в чистом виде больше не произвело на свет ничего подобного по силе и красоте. Краткое содержание «Паяцы» можно прочитать на нашем сайте. Главное достижение данной оперы лежит в музыке: ариозо Канио является одной из самых известных в мире мелодий.

М.И.Глинка  опера «Иван Сусанин» Учитель музыки Сафиуллина Р.Г.

М.И.Глинка опера «Иван Сусанин»

Учитель музыки Сафиуллина Р.Г.

История создания. Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. «…как бы по волшебному действию, —вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей».

История создания.

Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей.

«…как бы по волшебному действию, —вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей».

Глинка назвал свое творение «отечественной героико-трагической оперой», сделав главным героем произведения, активным участником событий народ, придав опере эпический размах, насытив ее действие массовыми хоровыми сценами. Личные судьбы отдельных героев предстают в неразрывной связи с судьбами родины. Широкие картины жизни народа, быта, русской природы сочетаются в опере с глубоким раскрытием многогранных характеров.

Глинка назвал свое творение «отечественной героико-трагической оперой», сделав главным героем произведения, активным участником событий народ, придав опере эпический размах, насытив ее действие массовыми хоровыми сценами. Личные судьбы отдельных героев предстают в неразрывной связи с судьбами родины. Широкие картины жизни народа, быта, русской природы сочетаются в опере с глубоким раскрытием многогранных характеров.

Строение оперы. Увертюра Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и динамичность ее основного, быстрого раздела предвосхищает драматические события оперы.

Строение оперы.

Увертюра

Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и динамичность ее основного, быстрого раздела предвосхищает драматические события оперы.

Первый акт Каватина и рондо Антониды «Ах ты, поле, поле», отмеченные то мечтательной грустью, то шаловливой грацией, создают поэтичный образ девушки. Мягким лиризмом проникнут терцет «Не томи, родимый». В первом акте значительное место занимают хоры. Интродукция «Родина моя» — величавая народная сцена; основная мелодия хора, словно подсказанная широким раздольем русских просторов, напоминает народную песню .

Первый акт

Каватина и рондо Антониды «Ах ты, поле, поле», отмеченные то мечтательной грустью, то шаловливой грацией, создают поэтичный образ девушки. Мягким лиризмом проникнут терцет «Не томи, родимый».

В первом акте значительное место занимают хоры. Интродукция «Родина моя» — величавая народная сцена; основная мелодия хора, словно подсказанная широким раздольем русских просторов, напоминает народную песню .

Второй акт Второй акт резко контрастирует с первым. Здесь основное место занимают блестящие бальные танцы. За торжественным полонезом следует энергичный, стремительный краковяк; плавный, легкий вальс сменяется темпераментной мазуркой.

Второй акт

Второй акт резко контрастирует с первым. Здесь основное место занимают блестящие бальные танцы. За торжественным полонезом следует энергичный, стремительный краковяк; плавный, легкий вальс сменяется темпераментной мазуркой.

Третий акт Первая часть лирическая, интимная по настроению, отличается светлым колоритом, спокойным, медленным течением действия; здесь преобладают сольные номера и ансамблевые сцены.  Второй половине акта свойственно стремительное развитие действия, резкие контрасты, драматические столкновения; музыка выражает волнение, печаль, гнев, тревогу.  Сцена Сусанина с поляками — центральный и наиболее драматичный эпизод акта. Композитор использует здесь ритмы полонеза и мазурки, в партии же Сусанина звучат широкие напевы хоровой интродукции.

Третий акт

Первая часть лирическая, интимная по настроению, отличается светлым колоритом, спокойным, медленным течением действия; здесь преобладают сольные номера и ансамблевые сцены. 

Второй половине акта свойственно стремительное развитие действия, резкие контрасты, драматические столкновения; музыка выражает волнение, печаль, гнев, тревогу. 

Сцена Сусанина с поляками — центральный и наиболее драматичный эпизод акта. Композитор использует здесь ритмы полонеза и мазурки, в партии же Сусанина звучат широкие напевы хоровой интродукции.

Свадьба.   Свадебному хору подруг Антониды «Разгулялися, разливалися» с его мягкими мелодическими оборотами присущ ярко выраженный народно-песенный склад. Полон душевного волнения романс Антониды с хором «Не о том скорблю, подруженьки». Четвёртый акт. Четвертый акт предваряется симфоническим антрактом, рисующим ночной зимний пейзаж.

Свадьба.

  Свадебному хору подруг Антониды «Разгулялися, разливалися» с его мягкими мелодическими оборотами присущ ярко выраженный народно-песенный склад. Полон душевного волнения романс Антониды с хором «Не о том скорблю, подруженьки».

Четвёртый акт.

Четвертый акт предваряется симфоническим антрактом, рисующим ночной зимний пейзаж.

Вторая и третья картины . Вторую картину составляет большая героическая ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал». Центральный эпизод третьей картины — ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»; в ней слышатся глубокая скорбь, душевная боль и в то же время мужество.

Вторая и третья картины .

Вторую картину составляет большая героическая ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал».

Центральный эпизод третьей картины — ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»; в ней слышатся глубокая скорбь, душевная боль и в то же время мужество.

Эпилог. Эпилог оперы — грандиозная массовая сцена, среднюю часть которой составляет терцет Антониды, Вани и Собинина, оплакивающих гибель Сусанина. Оперу завершает величественный хор «Славься» — светлый гимн русскому народу, выдающийся художественный памятник беззаветному народному патриотизму.

Эпилог.

Эпилог оперы — грандиозная массовая сцена, среднюю часть которой составляет терцет Антониды, Вани и Собинина, оплакивающих гибель Сусанина. Оперу завершает величественный хор «Славься» — светлый гимн русскому народу, выдающийся художественный памятник беззаветному народному патриотизму.

М.И. Глинка опера «Иван Сусанин» (Жизнь за Царя)

Иван Сусанин

«Жизнь за царя» или «Иван Сусанин» — первая русская национальная опера, созданная великим русским композитором Михаилом Ивановичем Глинкой. Получив всеобщее признание, она заслуженно вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Данное гениальное творение, самим автором охарактеризованное, как «отечественное героико-трагическое произведение», такую высокую оценку получило за глубину и силу художественного воздействия на зрителя. Это не случайно, ведь в основу сюжетной линии произведения было положено реальное историческое событие – героический подвиг простого крестьянина Ивана Сусанина. Его жизненная драма стала выражением истинного патриотизма, любви и преданности Отчизне.

Краткое содержание оперы Глинки «Иван Сусанин» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

Иван Сусанин бас крестьянин из села Домнино
Антонида сопрано дочь Ивана Сусанина, невеста Богдана Собинина
Ваня контральто приёмный сын Ивана Сусанина
Богдан Собинин тенор ополченец, жених Антониды
Сигизмунд Третий бас король поляков

Краткое содержание оперы «Иван Сусанин» по либретто С. М. Городецкого

опера Иван Сусанин

1 акт

Действие происходит в 1612 году в селе Домнино, расположенном близ города Костромы.

Жители поселения по доброму обычаю с хлебом и мёдом встречают народных ополченцев, вернувшихся с победой после сражения с польскими захватчиками, вероломно напавшими на Русь. Полные решимости воины обещают отстоять родную землю и прогнать врага. Народ поддерживает своих защитников, ведь всем незваным гостям на Руси не рады и их ждёт погибель. Все люди радуются, грустит только Антонида – дочь крестьянина Ивана Сусанина. Среди воинов нет её жениха, с которым девушка, мечтая о свадьбе, нетерпеливо дожидается встречи. Сусанин усмиряет свою дочь, ведь пока вражьи шайки грабят и жгут сёла, ни о какой свадьбе не может быть и речи.  Вдруг внимание всех собравшихся привлекает причалившая к берегу реки большая ладья. Из неё с дружинниками выходит суженый Антониды Богдан Собинин. Он сообщает народу отрадную весть: Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский по всей Руси собирают большое ополчение. Затем Богдан заводит разговор о свадьбе, но Сусанин не приклонен: пока враг топчет родную землю, о венчании не может быть и речи.

2 акт

Тронный зал старинного польского замка.

Король Сигизмунд III для польской знати устроил роскошный бал. Звучит полонез, а затем краковяк, вальс и мазурка. Вельможи расхваливают войну с Московией, ведь она обогащает шляхтичей. Несмотря на то, что они еще не победили, польская знать все равно радуется успехам армии на русских землях. Внезапно появляется гонец с плохой вестью: нижегородский мужик Минин собрал большое ополчение для борьбы против поляков. Празднество приостанавливается, гости начинают волноваться, однако самонадеянные рыцари успокаивают всех присутствующих: они Минину путь на Москву заградят, а самого мужика возьмут в плен. После таких хвастливых обещаний веселье возобновляется вновь.

3 акт

Изба Ивана Сусанина.

Ваня, приёмный сын Ивана Сусанина, мастерит копьё и поёт песню о том, как остался сиротой, но добрый человек взял его в свою семью и любит как родного. Вскоре приходит Сусанин и сообщает Ване, что ночью на их земле станом стало ополчение Минина. Юноша, услышав такую хорошую новость, рассказывает приёмному отцу о своей заветной мечте: быть воином и защищать Родину. Сусанин одобряет желание сына, но для этого ему нужно немного подрасти. Разговор Сусанина и Вани прерывает Антонида и пришедшие крестьяне, которые поздравляют хозяина дома с предстоящей свадьбой его дочери. Они желают добра и благоденствия молодым. С приходом Собинина любящий отец благословляет дочь и её жениха на счастливую совместную жизнь. Крестьяне уходят в лес на работу, а оставшиеся одни: Сусанин, Собинин, Ваня и Антонида радуются предстоящему семейному празднику. Собинин вскоре уходит, а Ваня слышит топот лошадей. В избу входят поляки и требуют, чтобы им указали, где находится ополчение Минина. Сусанин, встретив незваных гостей с лукавым радушием, пытается оттянуть время, но затем отвечая на зловещие угрозы, соглашается за вознаграждение указать шляхтичам дорогу. В действительности он замыслил отвести врагов в окружённую топкими болотами непроходимую глушь, а Ване тихонько велит быстрее скакать к Минину и предупредить о надвигающейся опасности. Поляки уводят Сусанина, а Антонида, упав на скамью горько рыдает. Вернувшийся Собинин, расспрашивает свою возлюбленную: «Что случилось?». Услышав ответ, он обещает ей поднять народ и пойти на выручку Ивану.

4 акт

Действие первой картины происходит в глухом лесу. Собинин, с отрядом, состоящим из вооружённых крестьян, стараются найти поляков, чтобы, разгромив их, спасти Ивана Сусанина.

Вторая картина переносит зрителей к монастырским стенам. Там Ваня, загнав коня, старается достучаться в двери монастырской обители. Когда ворота открылись, он рассказывает, что его отец обманом повёл шляхтичей в лесную глушь и просит сообщить Минину, что поляки близко. Юноша призывает окружить и разбить врага, чтобы спасти отца.

Третья картина акта происходит в непроходимом лесу. Шляхи, измученные скитаниями по лесу, проклинают своего проводника. Выйдя на прогалину, они решают в этом месте отдохнуть. Поляки разводят костёр и вокруг него устраиваются на ночлег. Сусанин, оставшись один, в своём воображении обращается к Богу. Скорбно размышляя, он просит Всевышнего укрепить и дать силы в тяжёлый предсмертный час. Затем Сусанин вспоминает своих детей и мысленно прощается с ними.  Усиливающаяся буря будит поляков, которые наконец-то понимают, что проводник их обманул и ложным путём завёл в неведомую глушь. Поляки в ярости убивают Сусанина.

Эпилог

На Красной площади празднично одетый народ празднует победу над врагом. Все радуются, кроме Антониды, Вани и Богдана Собинина. Один из воинов, проходящего мимо отряда, задаёт вопрос: почему они так грустны. Все трое подробно рассказывают, как спасая Отчизну героически погиб их отец Иван Сусанин. Люди, услышав про подвиг простого крестьянина, прославляют героя и народ Руси, одержавших победу над жестоким врагом.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт IV Акт
40 мин. 25 мин. 55 мин. 55 мин.

Михаил Иванович Глинка Романсы Глинки

М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинка романс  «Я помню чудное мгновенье»

Интересные факты

  • Именно опера «Жизнь за царя» принесла М.И. Глинке мировую славу. Он стал первым русским композитором, который смог достичь таких высот.
  • Первоначальное название оперы было «Иван Сусанин», но за несколько дней до премьеры Михаил Иванович переименовал ее. «Жизнь за царя» — такое новое название было дано произведению, придумал его поэт Нестор Кукольник. Интересно, что был еще один вариант названия — «Смерть за царя».
  • Во время премьеры оперы «Жизнь за царя» среди зрителей присутствовал царь Николай первый. После спектакля он подарил Михаилу Ивановичу перстень из бриллиантов, показав этим жестом то, что ему чрезвычайно понравилось произведение.
  • Существует два варианта либретто музыкальной драмы об Иване Сусанине. Первый с названием «Жизнь за царя» барона Георгия Розена, второй с заглавием «Иван Сусанин» Сергея Городецкого. Эту редакцию использовали в постановках во времена СССР.
  • Капельмейстер Катерино Кавос, который был первым композитором, сочинившим оперу на громкие событии 1612 года, признал вариант оперы Глинки лучше своего. И даже снял свою постановку со сцены театра.
  • Несмотря на такую ошеломляющую реакцию публики на премьеру «Жизни за царя», второе оперное произведение Глинки «Руслан и Людмила» потерпело крах. Император акцентированно вышел из зала, не досмотрев постановку до конца.

Глинка опера «Руслан и Людмила»

  • Идея об использования истории Ивана Сусанина для оперы принадлежит Василию Жуковскому, хорошему товарищу Михаила Ивановича. Он же и посоветовал композитору написать об этом подвиге русского мужика.
  • Опера «Жизнь за царя» была настолько безупречна для того времени, что даже музыкальные критики не могли найти в ней хоть какие-нибудь изъяны.
  • Была послереволюционная попытка осуществить странную затею по замене сюжетной линии оперы в советские реалии 1917 года. В первой редакции перенесли временную эпоху с 17 века в эпоху красно-белой революции. Иван Сусанин предстал перед публикой передовым крестьянином, который был всем сердцем за советскую родину. Приемный сын Ваня стал комсомольцем. Интересно, что враги-поляки сохранились, так как и в конце 10-ых годов шли военные действия с Польшей. Гимн в финале «Славься, славься, ты Русь моя» превратился в «Славься, Славься, советский строй». Но такая вариация оперы не очень понравилась зрителю, поэтому данная редакция не имела популярности.
  • В один и тот же день на одном и том же месте всего лишь с разницей в 6 лет были поставлены две оперы М.И. Глинки. (Петербургский Большой театр, оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» в 27.11.1836 и 27.11.1842 по новому времяисчислению).

Большой Каменный театр

  • У Михаила Ивановича Глинки было два любимых ученика Осип Петров и Анна Воробьева (в будущем, ставшая Петровой-Воробьевой). Партия Сусанина сочинялась под Осипа, а партия Вани под Анну, именно поэтому эта роль написана для низкого редкого женского голоса — контральто.
  • Глинка сделал оригинальный свадебный подарок для своей ученицы Анны, он расширил роль приемного сына Сусанина, добавив большую сцену, когда Ваня добегает до стен монастыря, чтобы предупредить Минина об опасности. А опера уже была написана и отрепетирована. Позднее, эта сцена стала одной из самых запоминающихся.
  • Современник и знакомый Глинки, князь Одоевский, рассказывал, что изначально на сюжетную линию Ивана Сусанина композитор хотел написать ораторию, а не оперу.

Популярные арии и номера из оперы «Иван Сусанин»

Каватина и рондо Антониды из 1 действия «Ах поле, поле ты мое» (слушать)

Песня Вани из 3 действия «Как мать убили…» (слушать)

Романс Антониды из 3 действия «Не о том скорблю подруженьки» (слушать)

Сцена Сусанина с поляками из 3 действия «Велик и свят наш край родной» (слушать)

Речитатив и ария Вани из 4 действия «Бедный конь» (слушать)

Финальный хор «Славься» (слушать)

Музыка

Иван Сусанин – это первая отечественная опера, отличающаяся драматическим и музыкальным единством. В основе сюжета данного произведения лежит противостояние русского народа и польских захватчиков. Данный конфликт автор раскрывает, сопоставляя музыкальный материал, основанный на русских народно-песенных мотивах и ритмованных танцах поляков. Непрерывно развиваясь, тематическая ткань претерпевает постоянное трансформирование, что связано с беспрестанной драматизацией сюжета и указывает на использовании автором в опере принципов симфонического развития. Помимо этого, композитор отказался в опере от разговорного диалога, заменив его на распевный речитатив.

Оперу «Иван Сусанин» открывает увертюра. В её величественном вступлении, а затем и во взволнованном и динамичном основном разделе Глинка настраивает зрителя на драматические события, которые далее разворачиваются в опере.

Первый акт произведения представляет не только целостный образ русского народа, но и главных героев. Так в хоре «Страха не страшусь» композитор выражает духовную силу и сплочённость русичей в их решимости защищать Отчизну. Затем композитор рисует музыкальный портрет Антониды – дочери Ивана Сусанина. Её нежность, искренность, душевная простота и грациозность отображены в лирической каватине и оживлённом рондо «Ах ты, поле, поле». Далее речитативом «Что гадать о свадьбе композитор представляет главного персонажа оперы, национального героя Ивана Сусанина. Жениха Антониды Богдана Собинина автор характеризует удалой песней «Эх, когда же с поля чести», а также хоровой композицией «После битвы молодецкой», в которой он является запевалой.

Второй акт оперы, обобщённо характеризуя поляков, представлен в виде большой и эффектной танцевальной сюиты, состоящей из украшенного женским хором воинственного полонеза, темпераментного краковяка, лирического вальса и мазурки, бравурный мотив которой в дальнейшем становится лейтмотивом вражеского стана.   

Третий акт разделён на два раздела. В первой части представлена умиротворённая картина, в которой господствует настроение покоя. Изначально она представлена душевной песней приёмного сынишки Ивана Сусанина Вани «Как мать убили», однако высшее выражение благоденствия проявляется в квартете Сусанина, Собинина, Антониды и Вани. Затем, в процессе развития музыкального материала, вырисовывается «тема семейного счастья», которая впоследствии в опере будет играть значимую роль.

Далее настроение безмятежности прерывает вторжение поляков. Музыка наполняется напряжённым драматизмом. Интонации полонеза и мазурки вступают в конфликт с «темой семейного счастья». Здесь же в ответах полякам: «Страха не страшусь, смерти не боюсь», музыкальный образ Сусанина – патриота представлен композитором во всём объёме. Следом, после того, как поляки увели Сусанина, напряжённость продолжает оставаться и Антонида, горюя за судьбу любимого отца, все свои чувства передаёт в романсе «Не о том скорблю подруженьки».

В третьей картине четвёртого акте происходит трагическая кульминация всего произведения — это сцена с поляками, в которой решается судьба главного героя. Короткий речитатив «Чуют правду враги» и ария «Ты придёшь, моя заря» отображают мужество и твёрдость духа Сусанина, жертвующего своей жизнью ради Родины.

Опера завершается грандиозным эпилогом, представляющем картину народного празднества на Красной площади в Москве. Венчает финал хор «Славься» в исполнении трёх хоров и двух оркестров в сопровождении колоколов. Данная композиция ярко воплощает героический образ народа – победителя, одержавшего победу над коварным врагом.

История создания

Михаил Иванович Глинка

Стоит отметить, что первая написанная опера «Иван Сусанин» принадлежит Катерину Кавосу. Премьера постановки была показана в 1815 году. Либретто было сочинено Александром Шаховским. Произведение получилось «Опера комик» — это французский стиль, где музыкальная и речитативная часть занимают одинаковое количество мест в произведении. В конце варианта Кавоса Иван Сусанин остается жив.

На самом деле в истории создания оперы «Иван Сусанин» много противоречий и запутанности. Но если судить по фактам, то получается следующее… Когда Михаил Иванович осуществлял путешествие по Итальянским и Германским городам, его мысли периодически были заняты идеей создания музыкального произведения, в котором присутствовал бы национальный дух. Именно эти идеи и сподвигли композитора начать работать над оперой. Во время заграничной поездки и обучения там он говорил, что все, что он сочинял для Миланских пьес, ему чуждо, и он чувствует в своем итальянском творчестве некую неискренность. И все эти мысли и ощущения навеяли на него мысль, что нужно писать русскую музыку.

Первоначально, когда Глинка вернулся в Россию, он хотел написать оперу по произведению Василия Жуковского «Марьина роща», но довольно быстро сменил свое решение, и в конце-концов получилась опера «Жизнь за царя». Кстати, идею исторической оперы подкинул Михаилу Ивановичу Василий Жуковский.

Василий Жуковский

Создание произведения шло быстро. Всего за 1,5 года опера была готова (1835-1836). «Жизнь за царя» состоит из четырех действий (или семи картин) с заключительным эпилогом. Либретто того времени написал барон Георгий Розен, несмотря на то, что плохо владел русским языком. Позже использовалась в постановках редакция либретто, написанная С. Городецким. Когда произведение было окончено и отрепетировано, Михаил Иванович изъявил желание посвятить оперу Николаю первому. Это посвящение прошло очень благополучно! Одновременно с этим событием название было сменено с «Ивана Сусанина» на «Жизнь за царя».

Постановки

Иван Сусанин

1836 — этот год стал знаменательным для русского вокального искусства. В этом году состоялась первая постановка оперы «Жизнь за царя». 27 ноября (по новому календарю) Петербург смог оценить первую русскую оперу в Большом театре города. Первыми исполнителями стали такие оперные певцы, как: Мария Степанова, Лев Леонов, Осип Петров и Анна Воробьева, первый дирижер — Катерино Кавос.

Прошла революция 1917 года, в СССР музыкальная драма долго не ставилась. Либретто хотели изменить, подстроить под историю революции, но успех такого варианта не постиг. Впоследствии поэт Сергей Городецкий спас эту печальную ситуацию, переписав либретто Георгия Розена, на «советский» лад. В 1939 году состоялась новая постановка, дирижером был Самуил Самосуд, а режиссер — Борис Мордвинов.

В Большом театре с 1945 года появилась ежегодная традиция — оперная постановка «Иван Сусанин» открывал сезон очень длительное время. Партия Ивана Сусанина исполнялась такими великими басами, как: Максимом Михайловым, Иваном Петровым, Александром Ведерниковым и Евгением Нестеренко.
На Российских сценах опера пользовалась и пользуется популярностью до нынешних дней. Были попытки ставить оперу по первоначальному либретто, но такие постановки не приживались.

Самая знаменитая постановка «Ивана Сусанина» за рубежом была в театре Ла Скала (город Милан). Федор Шаляпин в роли Иван Сусанина покорил итальянских слушателей.

Опера «Жизнь за царя» — великое произведение, которое заслуживает всех тех похвал и восхищений, упоминающих о ней. Это гуманистическое, истинно русское и патриотичное произведение Глинки сделало Ивана Сусанина очень знаменитым в нашей стране, и, благодаря опере, его образ стал бессмертным.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

М.И. Глинка «Иван Сусанин» (Жизнь за Царя)

  • Рассказ об одном из созвездий осеннего неба 2 класс окружающий мир коротко
  • Рассказ об ольге ильинской в романе обломов кратко
  • Рассказ об одном из созвездий весеннего неба 2 класс окружающий мир
  • Рассказ об олимпийском чемпионе россии 3 класс по физкультуре
  • Рассказ об огурце 3 класс по окружающему миру